«ИНФОРМАТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»

В рамках внеурочной деятельности в 1-ых классах

(2011-2012 уч.год)

Обучение информатике в начальной школе - это объективная потребность настоящего времени, очередной шаг в развитии общего образования.

В младшем школьном возрасте дети легче усваивают основные понятия информатики и получают практические навыки работы на компьютере. Новые информационные технологии в сочетании с традиционными средствами способствуют развитию ребенка как творческой личности.

Программа модуля «Информатика для малышей» составлена мною на основе авторской программы С.Н.Тур, Т.П.Бокучава «Первые шаги в мире информатики» для учащихся 1 – 4-ых классов. Программа этого модуля даёт возможность создать базу для изучения информатики на более высоком уровне, способствует формированию «информационной грамотности». Все виды практической деятельности в программе направлены на освоение различных технологий работы с информацией и компьютером как инструментом обработки информации.

На занятиях применяю цифровые образовательные ресурсы:

- «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия, 1-2 год обучения с пакетом педагогических программных средств «Страна «Фантазия»;

Рабочие тетради «Информатика в играх и задачах» под редакцией А.В.Горячева.

Программа рассчитана на 1 год обучения детей 7- 8 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1часу, всего– 34 часа.

В первую неделю сентября был проведён свободный набор в группу, состав – постоянный (в группах 12 – 14 человек). Программа предполагает использование компьютеров, чему способствует имеющийся в начальной школе компьютерный класс.

Целью данной программы я ставлю: формирование мотивационной, интеллектуальной и операциональной готовности ребенка к использованию новых информационных технологий в своей деятельности.

Достижение целей обеспечивается решением следующих основных задач :

1. дать детям первоначальное представление о компьютере и сферах его применения;

2. познакомить с основными свойствами информации, развивать умения и навыки работы с информацией;

3. развивать познавательные процессы у детей;

4. формировать грамотное и безопасное общение с компьютером.

В работе придерживаюсь следующей структуры проведения занятий:

1 этап : вводная часть – разминка в виде эвристической беседы по теме (3-5 мин);

2 этап : работа с теоретическим материалом с использованием электронной презентации к занятию (6-8 мин);

3 этап : выполнение физкультурной минутки (1-2 мин);

4 этап : работа учащихся в тетрадях, освоение запланированных действий с (8-10мин);

5 этап: выполнение комплекса упражнений гимнастики для глаз и кистей рук (1-2 мин);

6 этап: получение и закрепление практических навыков работы на

компьютере (8-10 мин);

7 этап: устное подведение итогов по пройденной теме (3-5 мин).

Большое внимание уделяется правилам техники безопасности и правилам поведения в компьютерном классе, с которыми знакомимся с первого урока.

Мною подобраны стихи по всем основным темам практических занятий, их использую при изучении нового материала или повторении, что «подогревает» интерес детей, облегчает понимание. Например:

Тема «Первый раз в компьютерном классе»:

Чтоб с компьютером дружить, надо правила учить: не шуметь и не ходить, только тихо говорить, руки чистыми держать, сухо-сухо вытирать, никогда без разрешенья кнопки в нём не нажимать!

Тема « Компьютер и его основные устройства»:

Чтобы мышкой управлять, надо шарик покатать, надо пальчиком по парте осторожно постучать! Приручу я эту мышку, научусь её катать! Для меня любую папку она будет открывать и, какую пожелаю, там программу запускать!

Во второй четверти пять занятий было отведено работе в программе Графический редактор Pаint. Программа нацелена на развитие креативных способностей и воображения.

Работать в этой программе детям особенно нравится, т.к. дети по своей природе любят рисовать, и тут им предоставляется возможность создать рисунки во всём своём многообразии, используя инструменты данной программы. На первом занятии знакомлю их с тем, как работать в этой программе, а потом дети пробуют на практике. Сначала учатся создавать геометрические фигуры и делать заливку цветом, затем создают простые рисунки из геометрических фигур, позднее пробую усложнять задания - в ыполнение творческого задания по теме: «Создание рисунка группы предметов с общим признаком».

В основе изучения информатики лежит опора на личный опыт школьника, на его врожденное и ранее полученное умение видеть, слышать, ощущать, понимать, говорить, рисовать, - т. е. воспринимать, хранить, преобразовывать и передавать информацию.

Поэтому работу с информацией мы начали в первом полугодии и продолжаем во втором полугодии, т.е. сейчас.

Информационные объекты - это тексты, рисунки, схемы, таблицы, фотографии, карты, числовые данные.

Задача учителя на занятиях по информатике - назвать все эти вещи своими именами. Например, когда мы пишем и рисуем, это означает, что мы представляем информацию на некотором носителе.

Умение работать с информацией на интуитивном уровне - это природный дар, присущий каждому человеку.

Другая важная сторона нашей жизни - умение осознанно работать с информацией :

целенаправленно осуществлять ее поиск,

представление (запись) на носителе,

хранение,

преобразование,

передача.

Важным является и умение использовать полученную информацию, чтобы осознанно управлять собой - своей жизнью, учебной и производственной деятельностью.

Главная цель на практических занятиях – это научить детей внимательно слушать (читать) задание и самостоятельно выполнять его.

Они должны понимать, что компьютер не может понять и исправить им ошибки, они должны научиться делать это сами.

Обо всём этом дети получают пока общие сведения , а более подробное знакомство им предстоит в следующих классах.

Литература:

1. Тур С.Н., Бокучава Т.П. Методическое пособие по информатике для учителей 1 классов общеобразовательных школ. – СПб.: БХВ-Петербург, 2009.

2. Дуванов А.А., Азы информатики. Рисуем на компьютере. Книга учителя. СПб.: БХВ-Петербург, 2007

3. Занимательные задачи по информатике / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Ю.Г. Коломенская. – 3-е изд., испр. – М.: БИНОМ. - Лаборатория знаний, 2007.

4. Информационные технологии на уроках в начальной школе / сост. О.В. Рыбъякова. – Волгоград: Учитель, 2009

5. Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические

Разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр

Для младших школьников.. – М.: «ВАКО», 2008.


Хотим мы этого или нет, но обучение все больше становится похожим на игру. Особенно если речь идет о детях младшего школьного или дошкольного возраста. Преподаватель Британской высшей школы дизайна Дмитрий Карпов составил список полезных ресурсов для обучения информатике с раннего возраста.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Сегодня дети оказались в совершенно уникальной информационной среде доступности различных мультимедийных впечатлений. Поэтому рекомендую собрать игры в несколько групп.

Эта подборка приложений посвящена знакомству с основами программирования. Можно отдельно собрать подборку с головоломками, лабиринтами и простыми играми на развитие мышления и внимания, например. Вторая группа - рисовалки, музыкальные приложения, простые видеоредакторы для развития интереса к цифровому творчеству. Третья группа приложений- интерактивные книги, сказки, аудиокниги, развивающие вербальную и аудиальную культуру. Они расширяют словарный запас и гармонично формируют личность, которая интересуется текстом.

Новую область знания - computer science (науку прикладного программирования и проектирования) - стоит начинать изучать в раннем возрасте, с 4-6 лет

Когда у ребенка уже формируются представления о мире вокруг. Игра всегда служила обучению. И сегодня главным учебным инструментом становится гаджет (планшет или компьютер) - личный проводник в мир цифровых знаний ребенка.

Code.org - приятный интерфейс и масса простых игр о базовых принципах работы языков программирования. Очень нужный некоммерческий образовательный проект для детей.

Crayon Physics Deluxe - игра просто шедевр, развивает у ребенка инженерное мышление, готовит к пониманию программирования в условиях различных систем и физических движков. Даже не столько про программирование, сколько про логику решения задач через итеративный процесс, что является важнейшей воспитательной дисциплиной.

Lightbot - игра на старике Flash, но с приятной графикой и простым обучающим материалом по построению алгоритмов движения робота. Развивает у школьника внимание к сценарию и понимание пошагового поведения персонажа.

CodeCombat - ветеран на рынке, занимается игровым обучением кодам Python, JavaScript, Lua и экзотическому CoffeScript.

CodeMonkey - изучение принципов синтаксиса через игру с обезьянкой.

Ceebot - управление персонажами, используя команды C++.

Cargo-Bot - простое приложение для дошкольников и их айпэдов.

Игрок решает задачки, которые выдает «игровой» начальник для каждого уровня. К примеру, благодаря пазлам можно научиться создавать модульные функции и их комбинации на основе простейших команд.

Scratch - классика развития мышления будущего программиста.

Kodu Game Lab - большой учебный проект от команды Microsoft Research. Версия для PC бесплатная, а за версию на Xbox придется отдать около $5. Прелесть в притягательности для ребенка мира проектирования игры, его модульности, мышления категориями создания виртуальных миров. Возможно, менее полезна для кодинга и программирования, но лучше помогает изучать основы дизайна игровых приложений.

Hopscotch - обязательное приложение на iPad. Приятный дизайн и базовое изучение основных понятий кодинга.

ПиктоМир - стоит отметить этот российский проект, разработанный по техзаданию РАН, но мне не нравится дизайн. В достоинствах приложения - русский язык. Но это весьма спорное достоинство в изучении основ программирования, так как знание английского языка ускоряет процесс обучения.

RoboZZle - приложение для составления алгоритма движения стрелки. Обучает ребенка пониманию теории алгоритмов на практике.

Kodable - подойдет для малышей. В процессе игры они смогут составить простые сценарии поведения милых шарообразных персонажей.

Естественно, это лишь малая часть всего. Но именно с этих приложений можно знакомство с миром программирования.

Вашему вниманию предлагаются размышления об использовании в учебном процессе начальной школы учебно-методического комплекса “Мир информатики” для первого, второго и третьего годов обучения, выходившего в 2003–2005 годах в издательстве “Ассоциация XXI век” .

Кто должен вести курс начальной информационной подготовки в школе? Было бы неправильным адресовать это пособие, скажем, только учителям начальной школы или только преподавателям информатики. Во время дискуссий на эту тему в пользу той или иной позиции обычно выдвигаются аргументы типа “учителя начальных классов не обладают необходимой компьютерной подготовкой” или “учителя информатики не имеют достаточного опыта работы с детьми младшего школьного возраста”. Все эти аргументы довольно спорны, и можно найти довольно весомые доводы как в пользу, так и против той и другой точки зрения. По нашему (авторов представляемого цикла пособий) мнению, в текущей ситуации в российском образовании, когда только начинается обновление образования в начальной школе и идет поиск места информационной подготовки в ней, вести новый предмет могут те, кто к этому готов, то есть обладает не только необходимой подготовкой (и компьютерной, и методической в плане работы со школьниками младшего возраста), но и желанием.

К сожалению, долгое время начальная школа оставалась наиболее консервативной частью общего образования. Содержание обучения в начальной школе сложилось в конце 20-х - начале 30-х годов XX века. С тех пор его изменения, да и сам подход к обучению младших школьников, формирующий в основном исполнительские компетенции, были незначительны. Выполнение большого числа стереотипных упражнений, доминирование учителя в ходе урока, акцент на так называемой “дисциплине на уроке” - вот неполный перечень примет российского начального образования, доставшийся нам от трудной эпохи в нашей истории. Современное состояние общества ставит перед образованием, особенно начальным, категорический императив - перейти от подготовки простых исполнителей, способных действовать по образцу, в соответствии с правилами, к формированию свободной, инициативной и творческой личности каждого ребенка. Слово “формирование” в этом предложении - также из прошлого века. Личность формируется в результате саморазвития, задача начальной школы - создать для этого рациональные, благоприятные условия.

Одним из направлений диверсификации начального образования является включение в него информационной подготовки. На протяжении последних 4–5 лет оно протекает с переменным успехом, в упорной борьбе носителей “охранительных” взглядов, прикрывающихся подчас лозунгами заботы о здоровье детей, и новаторов, иногда отрывающихся от реальной школьной почвы, переходящих за грань возможного. Предмет “информатика” вот уже около 20 лет с момента ее введения в предметную систему школы остается наиболее быстроменяющимся и революционизирующим школьное образование предметом. Впрочем, совершенно такую же роль информатика играет и в масштабах всего общества.

Информатика в настоящее время - развитая наукоемкая сфера деятельности, связанная с передачей, хранением, преобразованием и использованием информации с помощью компьютерных систем, реализующая системно-информационный подход к познанию окружающего мира, имеющая тенденцию к превращению в фундаментальную отрасль научного знания об информационных процессах в природе и обществе.

Информационная подготовка - одно из немногих инновационных и востребованных направлений школьной подготовки, делающих школу современной, приближающих ее к жизни и запросам общества. В актуальных государственных программах развития образования России информатизация рассматривается как важнейший аспект модернизации образования.

Средства информатизации, терминология, связанная с информационными процессами и системами, способы деятельности в информационной среде обступают учащихся школы с самого раннего детства, становятся для них естественным окружением. Общественные запросы ставят перед образованием задачу формирования информационной культуры учащихся. Информационная культура становится ведущей составляющей подготовки человека, в какой бы сфере деятельности ему ни пришлось работать в будущем.

Большинство целей информационной подготовки, отражаемых в научно-методической литературе, специфичны для основной школы и старших классов. Среди них

· формирование информационного мировоззрения: информационной картины мира, общности закономерностей информационных процессов в системах различной природы; ценностного отношения к информации;

· формирование представлений о роли и месте информационных технологий, информационном содержании трудовых процессов в обществе;

· выработка стабильных навыков получения и обработки ориентированной на индивидуальные личностные запросы информации;

· развитие способностей к адаптации в изменяющейся информационной среде деятельности;

· пропедевтика дальнейшей информационной подготовки в течение всей жизни .

В начальной школе эти цели, проецируясь на возрастные потребности и возможности детей, определяют основные задачи курса “Мир информатики”:

· формирование представлений об информационной природе процессов в живой природе, обществе и технике, ценностного отношения к информации;

· знакомство с основными компонентами компьютера и их функциями; формирование представлений о типах и назначении компьютерных программ;

· освоение способов деятельности в информационной среде, умений решать разнообразные задачи с помощью компьютера, программ, алгоритмов; формирование навыков их рационального использования для удовлетворения собственных информационных потребностей;

· интеллектуальное развитие, развитие когнитивных и творческих способностей и навыков учащихся в процессе работы с развивающими, игровыми и другими программами;

· расширение кругозора детей, закрепление и совершенствование знаний, полученных в других курсах начальной школы;

· подготовка к дальнейшему обучению информатике в основной школе.

Для решения этих образовательных задач в первую очередь необходимо провести рациональный отбор и структурирование содержания обучения, в соответствии с ними определить применяемые методы обучения. Учебные пособия в определенном смысле являются сплавом содержания образования и применяемых методов обучения.

Принципы отбора содержания обучения для настоящего курса

Как обычно отбирается содержание обучения для школьного предмета? Как правило, это длительный процесс, происходящий если не в течение столетий, то по крайней мере десятилетий. Оно определяется множеством явно и неявно действующих факторов. Среди них мы можем выделить

1) состояние соответствующей научной области или практики производственно-хозяйственной деятельности;

2) потребности общества в том, чтобы его члены обладали определенными знаниями, навыками, находились на определенных мировоззренческих и нравственных позициях;

3) потребности личности учащегося прежде всего в самореализации, в развитии интеллектуальной, когнитивной, мотивационной сфер;

4) системные связи между компонентами самого образования, потребности образовательной сферы, традиции, консерватизм в подготовке учительских кадров;

5) традиции или требования, поддерживаемые той или иной из социальных групп или даже влиятельных личностей;

6) соображения обеспеченности средствами обучения определенному содержанию обучения в образовательных учреждениях;

7) процесс постоянного и “самопроизвольного” усложнения, углубления содержания образования от учебной программы к программе, от учебника к учебнику (ведь надо же как-то обосновывать смену программ и учебных пособий!).

Эти одновременно, с разной силой и противоречиво действующие факторы приводят к тому, что бывает очень трудно установить причины наличия тех или иных тем в образовательных стандартах и учебниках, если речь идет о стабильном, давно существующем учебном предмете. Однако в отношении информатики как учебного предмета, который только переживает свое становление, мы сталкиваемся с действием меньшего числа факторов, а именно факторов 1–5, причем действие их достаточно явно и поддается анализу.

Применительно к отбору содержания обучения информатике в младшей школе, по нашему мнению, следует придавать наибольший вес третьему фактору, потребностям личности учащегося в развитии интеллектуальной, когнитивной, мотивационной сфер. В современной системе образования в младшей школе делается упор на формирование так называемых “учебных” умений и навыков, при этом развивающий компонент слабо представлен в учебной деятельности. Мы настаиваем на том, что в информатике в младшей школе развитие ребенка должно иметь приоритет. Это не отменяет, однако, и необходимости формирования общеучебных навыков, поддержки обучения другим предметам - это проявление фактора 4). Также нельзя пренебречь фактором 2) - формированием у учащихся представлений об информационной картине мира, ценностного отношения к информации, равно как и фактором 1) - отражением современного состояния научно-практической сферы, связанной с информатикой (он соответствует дидактическому принципу научности).

При отборе и структурировании содержания обучения необходимо учитывать и ряд требований дидактического порядка, в первую очередь принципы системности и доступности. В соответствии с этими принципами следует выделять наименьшее возможное количество модулей (дидактических единиц) содержания обучения.

Детальный анализ указанных факторов и требований, а также требование доступности - простоты приводит к тому, что в содержании информационной подготовки в младшей школе следует выделить всего три содержательных модуля - дидактических единицы:

I. Информация и информационные процессы (и основы алгоритмизации).

II. Компьютер и его периферийные устройства. Программные средства.

III. Информационные и коммуникационные технологии.

Содержание этих модулей достаточно обособлено друг от друга, учебная деятельность при освоении этих модулей по своему характеру специфична, вести разработку материала, планирование и организацию учебного процесса можно независимо. В некоторых образовательных программах можно столкнуться с большим количеством содержательных блоков или “линий”, однако провести границы между такими “линиями” можно лишь формально, учебная деятельность не обладает специфическими отличиями при их освоении, а неоправданное дробление и детализация дидактических единиц не способствуют рациональному планированию и организации учебного процесса, а также формированию системы компетенций учащихся.

Отбор блока “Информация и информационные процессы” обусловлен фактором 2) отбора содержания обучения - требованием закладки в младшем школьном возрасте основ мировоззрения. Этот блок часто называют в пособиях для старших классов “Теоретической информатикой”. Это неверно. Во-первых, такого раздела науки не существует. Это все равно, что говорить “теоретическая математика” или “теоретический русский язык”. Во-вторых, такое название подчеркивает, что обучение будет носить теоретико-ориентированный характер, то есть, как всегда, оторвется от практической деятельности, от текущих запросов и потребностей как формирующейся личности самого ребенка, так и общества в целом, и в этом обучении будет доминировать учитель как основной источник информации.

Кроме того, учебная деятельность этого модуля в начальной школе будет иметь явный развивающий характер. Важно, что знакомство с психическими процессами восприятия информации с помощью органов чувств, ее запоминание, переработка в процессе мышления с точки зрения информатики помогает учащимся осознанно управлять собственной познавательной деятельностью в процессе обучения.

Блок II - “Компьютер и его устройства. Программные средства” обусловлен учетом 1-го и 4-го факторов, он отражает современное состояние средств компьютеризации - аппаратного и программного обеспечения. Важным, связующим звеном всего материала является содержательный блок III - он определяется факторами 1, 3 и 4, т.е. одновременно знакомит учащихся с современными применениями средств информатизации, обеспечивает развитие интеллектуальной сферы ребенка и одновременно формирует общеучебные навыки, в том числе связанные с использованием компьютера в учебной деятельности.

Отобрав материал, необходимо структурировать его, выстроить в некоторой логической последовательности.

В последние годы в учебно-методической литературе по информатике стало традицией (проявление 4–7-го факторов!) организовывать учебный материал, начиная со сведений об информации и информационных процессах, т.е. с абстракций высокой степени общности, которые у детей младшего школьного возраста еще не могли сформироваться. В этом случае обучение оказывается ориентированным на заучивание материала без его понимания, так как не учитываются возрастные особенности формирования мышления детей.

Вообще существуют два альтернативных способа организации учебного материала: дедуктивный и индуктивный. Дедуктивный способ основан на том, что вначале вводятся абстрактные понятия, а затем они иллюстрируются, доказываются или обосновываются, рассматриваются их приложения и применения. Этот способ помогает сфокусировать внимание на абстракциях и предполагает преимущественно теоретический характер обучения, связан с доминирующим положением учителя как основного источника учебной информации. Дедуктивная организация материала позволяет за короткое время охватить сложные учебные темы. Второй способ - индуктивный - основан на построении материала “от практики”, от большого числа примеров и применений, к обобщению и постепенному “восхождению” до абстрактных понятий. Такой подход фокусирует внимание на процессах - мышления, логического вывода, учебной деятельности учащихся. Естественно, при индуктивном обучении легче может быть реализован личностно-ориентированный подход.

В младшей школе индуктивный подход к организации обучения в силу возрастных особенностей учащихся не имеет альтернатив, поскольку абстрактное мышление учащихся не сформировано, а его формирование - одна из задач обучения. Учет этого требования при обучении информатике в начальной школе диктует такую организацию учебного материала, которая начиналась бы со знакомства с предметами, конкретными объектами, затем действиями с ними, и в конечном итоге вела бы к абстрактным понятиям.

Так, начинать обучение целесообразно с модуля 2, “Компьютер и его устройства. Программные средства”. Этот модуль фиксирует внимание учащихся на непосредственном окружении - оборудовании кабинета вычислительной техники, компьютерах. В процессе развития предмета “информатика” в условиях недостатка компьютеров в школах, а там, где они были, разнообразия их моделей, сложился подход к разработке учебных курсов и пособий, не упоминающий о конкретных компьютерах, “задвигающий” сами компьютеры на задний план. Как уже говорилось, этот абстрактный подход неприменим в начальной школе. По нашему мнению, начинать обучение нужно именно со знакомства с компьютерами. Вполне естественно, что в условиях обучения в компьютерном классе первое, что привлечет внимание детей, будут именно компьютеры - и противостоять логике познания мира ребенком, пытаться переключить его на абстрактные категории информации и информационного процесса было бы неоправданным насилием над психикой ребенка. Затем, когда компьютер утратит свою новизну (а это произойдет очень быстро!), необходимо переключиться на применение компьютеров - информационно-коммуникационные технологии, деятельность учащихся в информационной среде - это модуль 3. По времени освоение информационных технологий будет более длительным и займет значительную часть курса. Наконец, на базе освоения способов обработки информации с помощью компьютера происходит переход к обобщающим понятиям информации и информационных процессов, рациональным приемам обработки информации человеком с помощью мышления - модулю 1.

Заслуживает внимания и тот факт, что внимание и интерес учащихся начальной школы еще неустойчивы, склонны к самопроизвольному переключению, объем изучаемого материала ограничен, усвоение непрочно и требует периодического повторения. Полный курс информатики может быть построен в расчете на несколько лет обучения на основе концентров - годовых логически завершенных курсов, которые опирались бы на курсы предыдущих лет обучения. Изучение сложных тем целесообразно дробить на небольшие части, возвращаясь к ним на последующих этапах обучения - в следующих концентрах.

Предлагаемый курс рассчитан на 4 года обучения и имеет именно такую концентрическую структуру. На протяжении всех четырех лет основные изучаемые темы даются небольшими порциями, каждый год происходит возврат и повторение темы, продвижение вперед.

Представленный в комплексе (учебник + рабочая тетрадь + электронное приложение на CD) материал избыточен по отношению к любому учебному плану. Так, в рабочей тетради имеется расширенный (по сравнению с учебником) набор заданий для самостоятельной работы, а в электронном приложении на CD, помимо большого количества тренажеров, дублируется в конспективном виде часть учебной информации из учебника в форме текста и медиалекций. Это значит, что буквальное “прохождение” учебного комплекса не предусматривается. Избыточность материала позволяет учителю вести курс вариативно, самостоятельно выстроить занятия, учитывать особенности контингента учащихся и их индивидуальные запросы и возможности, комбинируя групповую работу над учебником и тетрадью, индивидуальную работу с компьютером в классе, самостоятельную работу учащихся дома. Комплекс предполагает высокую степень свободы и творчества учителя.

Итак, мы осветили, насколько это было возможно, характерные для любых методических рекомендаций вопросы “Зачем учить?” и “Чему учить?”. Далее мы обратимся к вопросу “КАК УЧИТЬ?” .

2. Как учить детей информатике в начальной школе?

Обучение может вестись в рамках самостоятельного предмета “Информатика, информационно-коммуникационные технологии” либо быть частью интегрированных образовательных областей за счет региональной или школьной компонент учебного плана.

Занятия с детьми проводятся один раз в неделю по подгруппам в количестве 10–12 человек.

Рекомендуется проводить занятия в кабинете вычислительной техники, активно используя имеющееся компьютерное оборудование, стандартное программное обеспечение, а также CD-диск, входящий в поставочный комплекс.

Качественная реализация программы курса возможна при наличии полного программно-методического комплекса, а также соответствующей подготовки педагогов к его применению в педагогической деятельности.

Структура комплекса по учебной ступени 1–4-х классов содержит основные (взаимосвязанные) составляющие:

  • настоящие методические рекомендации, включающие программу курса и являющиеся системообразующим элементом программно-методического комплекса;
  • учебное пособие (учебник) для моделирования познавательной деятельности учащихся;
  • учебную тетрадь, включающую комплекс практических заданий;
  • электронное приложение, содержащее инструментарий для моделирования самостоятельной деятельности учащегося на компьютере и средства мониторинга этой деятельности учителем.

Рассмотрим подробнее структуру учебного комплекса “Мир информатики”.

Комплекс по информатике для каждого года обучения в начальной школе “Мир информатики” содержит три упоминавшихся модуля, которые получили названия: “Здравствуй, класс компьютерный!” (посвященный компьютеру и программным средствам); “Поиграем, порисуем?” (посвященный информациионно-коммуникационным технологиям); “Мир, в котором мы живем” (посвященный понятию информации и информационным процессам).

В учебнике даны тексты для чтения и вопросы к прочитанному, задания, понятия и правила. Вопросы размещены в овальных фигурах синего цвета, понятия и правила приведены в овальных фигурах зеленого цвета. Не следует требовать от учеников механического заучивания правил и определений. Они должны быть освоены на понятийном уровне.

Для закрепления и усвоения материала используется рабочая тетрадь. В ней предусмотрены задания, при выполнении которых потребуются ножницы, клей и цветные карандаши. Одна из задач данного вида упражнений заключается в развитии мелких мышц руки ученика.

К каждому занятию имеется мультимедийный материал, представленный на CD-диске “Мир информатики”, 6–9 лет. В помощь учителю для проведения уроков на диске представлено 16 медиалекций, 12 тренажеров, 10 различных развивающих игр, 150 иллюстраций.

В методическом пособии предложена определенная структура урока, которая может быть изменена в зависимости от индивидуальных способностей и возможностей учеников класса, педагогического мастерства учителя.

Наличие домашнего задания является необязательным условием, но, на наш взгляд, оно желательно, так как дети за недельный срок могут забыть изученный на уроке материал. Домашнее задание должно быть несложным, может носить творческий характер. Его задачей является подготовить детей к предстоящему уроку информатики. В качестве домашнего задания могут быть предложены упражнения из рабочей тетради или учебника.

Для проведения физкультминутки в пособии часто используется упражнение “Зарядка”. Однако учитель сам может выбрать физкультминутку, которая, на его взгляд, в большей степени сочетается с содержанием урока. В приложении 1 к пособию предложены возможные варианты физкультминуток, которые обогатят методическую копилку учителя.

При подготовке к занятиям учитель может дополнять и расширять материал, который предлагается в данном пособии, учитывая возникающие проблемы, интересы и потребности учащихся.

На последнем занятии каждой учебной четверти рекомендуется проводить урок-обобщение “Чему мы научились”. Во время обобщающего урока можно использовать сказочные сюжеты, игровые персонажи, игры-соревнования, что позволит в непринужденной форме вспомнить, повторить и закрепить полученные теоретические знания, практические умения и навыки работы с персональным компьютером.

Литература

1. Мир информатики: Базовое учебное пособие для первого года обучения / Под ред. А.В. Могилева. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2003, 80 с.

2. Мир информатики: Базовое учебное пособие для второго года обучения / Под ред. А.В. Могилева. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2004, 88 с.

3. Мир информатики: Базовое учебное пособие для третьего года обучения / Под ред. А.В. Могилева. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005, 120 с.

4. Мир информатики: Рабочая тетрадь для первого года обучения / Под ред. А.В. Могилева. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2003, 56 с.

5. Мир информатики: Рабочая тетрадь для второго года обучения / Под ред. А.В. Могилева. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2004, 58 с.

6. Мир информатики: Рабочая тетрадь для третьего года обучения / Под ред. А.В. Могилева. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005, 64 с.

7. Мир информатики: CD 1–2-й год обучения / Под рук. А.В. Могилева. М.: Кирилл и Мефодий, 2002.

8. Мир информатики: CD 2-3-й год обучения / Под рук. А.В. Могилева. М.: Кирилл и Мефодий, 2003.

9. Могилев А.В., Булгакова Н.Н. Методические рекомендации к учебному комплексу “Мир информатики”. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005, 144 с.

Примерное тематическое планирование уроков информатики в первый год обучения
(из расчета 1 час в неделю, 34 учебных занятия)


Информатика в начальной школе

Современная жизнь становит более и более высокие интеллектуальные требования, навыки которых необходимо прививать ребенку с ранних лет. Широкое использование на практике информационных технологий заставляет задуматься о том, что информатика в начальной школе стает необходимым предметом, ведь именно этот предмет дает необходимые знания и навыки, которые способны удовлетворить поставленные на сегодняшний день требования.

Необходимость раннего освоения информационных технологий помогает ребенку получить азы компьютерных систем и технологий, что позволит сформировать у ребенка научно-технический потенциал. Выработка у ребенка навыков работы с основным программным обеспечением позволит Вашей крошке не только развить потенциал, но и выработать стойкие навыки в использовании ПК.

Информатика в школе, тем более начальной, становится все популярнее и занимает почетное место среди изучаемых наук. Для этого имеется большое количество причин, среди которых основными являются: возможность организации обучения школьников младших классов в игровой форме, что значительно облегчает и ускоряет процесс обучения; применение навыков логического мышления на практике; системный подход к решению поставленных задач.

Информатика в начальных классах помогает расширить кругозор Вашего школьника, познакомить его с множеством новых и интересных фактов, а также научит с помощью компьютерных технологий решать простые задачи. Основным заданием курса является развитие у ребенка навыков логического мышления и умения анализировать ситуацию, с целью выбора наилучшего метода для решения поставленного задания.

Изучение информатики в младшей школе должно соединять в себе две цели: общеобразовательную и прикладную. В основе общеобразовательной цели знакомство младших школьников с основами современной информатики, формирование навыков алгоритмического мышления, восприятие компьютера, как современного средства для приема и обработки информации. Прикладная цель заключается в освоении компьютерных технологий и выработку навыков работы с ПК.

На нашем сайте собраны наилучшие учебные пособия по информатике в начальных классах. К каждому из них приведено краткое описание, что позволит выбрать именно то пособие, которое будет Вашим наилучшим помощником в нелегкой задаче обучению малыша премудростям компьютерных технологий и особенностям работы с различными программами ПК.

    Для коррекции методической схемы урока и выявления картины успешности четвероклассников необходимы проверочные комплексные задания. Подборка индивидуальных работ по ИТК и информатике поможет педагогу провести качественную проверку ЗУН всего класса.

    Цель проверочных работ по информатике – обобщение знаний по предмету, подведение итогов освоения новых материалов, проверка и корректировка процесса обучения основным правилам и понятиям компьютерной тематики. Для контроля успеваемости третьеклассников целесообразно использовать подборку к курсу Матвеевой Н.В.

    Для наиболее эффективного изучения принципиально нового для детей курса по ИТК и информатики, педагог должен использовать все составляющие УМК. Тетрадь для 4 класса продолжает темы, по которым проводились занятия на уроке, и дает возможность практического использования теории.

    Тетрадь для практического закрепления стандартного набора знаний по информатике в 3 классе включает достаточно объемные задания. Выполняя упражнения, дети учатся размышлять логически и осваивают начала компьютерной грамотности.

    Курс информатики в 4 классе являет пропедевтическим к освоению предмета в средней школе. «Компьютерное мышление» во многом непривычно не только для детей, но и для родителей, не знакомых с началами программирования. Проверить домашние работы и адекватно оценить все элементы решения можно с помощью решебника к курсу Горячева А.В.

    Олимпиадный конкурс по информатике в 4 классе отличается трудными заданиями и необходимостью соблюдать особенную атмосферу в кабинете во время соревнований. Подобрать вопросы для школьников, а также подготовить класс к олимпиаде можно с помощью подборки заданий, составленных преподавателями по информатике.

    Тестирование знаний четвероклассников имеет определяющее значение для учащихся, их родителей и педагогов 4 и 5 классов. Получив картину успеваемости всех учащихся или отдельных учеников, взрослые могут убедиться насколько продуктивным является методическое наполнение уроков и какова база знаний детей, переходящих в среднюю школу.

    Основная задача уроков информатики в 3 классе — выработка мышления, которое необходимо для работы на компьютере. Поскольку некоторые задания подразумевают строгое следование определенным правилам, родители должны быть уверены, что видят решение правильно. Решебник к учебному курсу Горячева А.В. даст им верную подсказку.

    Информатика в младшей школе вызывает определенные трудности и для учителя также – работа с теоретическим материалом, который сложно связать с учебным опытом детей, требует постоянного контроля успешности, а также глубины понимания терминологии, действий и смысла обучения. Для того чтобы не допустить пропуски в ЗУН третьеклассников, методисты рекомендуют проводить текущий контроль с помощью тестов.

    Основное назначение олимпиадных конкурсов – оптимизация всего комплекса знаний по предмету и активизация учебной активности третьеклассников. Поскольку олимпиадные задания проверяют в большей мере теоретическую сторону программы, конкурс самым положительным образом сказывается на мотивации к изучению «научной основы» информатики.

    Логические задания, из которых состоит информатика во 2 классе (Горячев А.В.) являются базой для компьютерной грамоты. Помочь решить задания в нужном ключе и выстроить ход рассуждений родители могут, воспользовавшись сборником с ответами ко всем заданиям.

    Контроль успеваемости в начальной школе решает несколько больше обучающих задач, чем в старшей. Выполняя проверочные работы, школьники обучаются заполнять бланки тестовых заданий, проводить самоконтроль, оценивать свои знания объективно. Хорошая оценка мотивирует маленьких школьников к старательности, аккуратности, настойчивости.

    Информатика во 2 классе начинает знакомить ребенка с компьютерной грамотой и основами программирования. Практическая тетрадь Матвеевой Н.В. на интересных примерах объяснит принципы работы компьютеров, построения простейших алгоритмов, познакомит с терминами и понятиями.

    Проверочные работы – обязательный элемент для обучающего процесса, цель которого – выявление недостатков и оценивание эффективности полученных знаний школьников. Наиболее объективным методом педагоги и методисты называют тестирование. Подборка готовых тестов для 2 класса сократит время на подготовку проверочного урока и позволит выполнить контроль методически грамотно.

    Обучение информатике в младшей школе достаточно мотивировано – все дети любят компьютеры и хотят научиться на них работать. Однако существует обратная сторона обучения – начальные профессиональные знания, освоение которых может оказаться нелегким делом. Повысить желание учиться можно с помощью проведения олимпиадных конкурсов во 2 классе.