«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА п. ВОЗРОЖДЕНИЕ»

Методическая разработка классного часа:

«Поговорим о доброте».

Светлана Александровна,

учитель начальных классов

2013 г.

Цель: создание условий для духовно-нравственного воспитания учащихся.

Задачи:

1. формировать представления о нравственных качествах человека: доброте, отзывчивости, добрых поступках;

2. способствовать формированию этических форм поведения в обществе и при общении друг с другом;

3. формировать умения правильно оценивать себя и других, учить видеть положительные качества у людей.

Планируемый результат и формирование УУД.

Личностные:

Учить соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами, выделять нравственные аспекты поведения, ориентироваться в нравственных нормах и правилах.

Регулятивные:

Учить определять тему и цели мероприятия, оценивать свою работу.

Познавательные :

Строить речевые высказывания в устной и письменной форме, устанавливать причинно – следственные связи.

Коммуникативные:

- учить слышать и слушать друг друга, согласованно выполнять совместную деятельность, договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и с одноклассниками.

1 . Настрой на работу. Орг. момент.

Сегодня на классном часе нас ждёт интересная работа, необычные задания. А для того, чтобы наше занятие прошло интересно, увлекательно мне потребуется ваша помощь и поддержка.

А начать хотелось бы с тёплых, приятных слов…. Постарайтесь найти такие слова для своих одноклассников.

Упражнение «Комплимент»

2. Целеполагание.

- Тема нашего классного часа: «Поговорим о ….»

- Попробуйте предположить , о чём мы будем говорить на классном часе ?

А кто из вас был прав, вы узнаете, выполнив задание.

Работа в парах .

Задание: из слов попробуйте собрать пословицы.

1 ряд * Добрые дела красят человека.

2 ряд * Доброе слово и кошке приятно.

3 ряд * Доброе слово дороже богатства.

Итак, что у вас получилось?

Какое же самое главное слово во всех пословицах?

Молодцы, конечно, это ДОБРО.

Так о чём же мы будем сегодня говорить..Продолжите предложение: «Поговорим о …»

- Тема нашего классного часа: «Поговорим о доброте »

- Попробуйте сформулировать цель нашего занятия

Узнать о том, что…

Учиться быть

3. Актуализация знаний.

- Ребята, как вы думаете, что такое доброта?

Что мы можем сделать, когда затрудняемся объяснить какое-нибудь слово?

Правильно, обратиться к словарю Ожегова.

Доброта ~ это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

А) Работа в группах .

Продолжите предложение: « Добрый человек – это тот, который………..» запишите фразу на лучиках. (пишут на лучиках солнца).

Послушаем, что же у вас получилось….

На доске появляется солнышко с лучиками.

Вывод: добрый человек- это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти на помощь.

Добрый человек вежлив и уважителен в общении с товарищами и взрослыми. Добрый человек любит природу и бережёт её.

Посмотрите, на доске появилось солнце. Что мы чувствуем, когда видим солнышко?

Давайте улыбнёмся друг другу и продолжим работу.

Б) Работа с пословицей.

Посмотрите, пожалуйста, на доску, прочитайте про себя ещё одну пословицу о добре.

Теперь прочитаем её хором.

«Нам жизнь дана на добрые дела».

А в чём её смысл?

Жизнь человека – это путь. Путь из добрых дел.

Давайте и мы отправимся в путь по дороге добра.

Я предлагаю отправиться в путь пешком, а почему? (полезно для здоровья)

Итак, в путь! Смена позы (шагаем змейкой между партами под музыку)

Садитесь на свои места.

В пути мы часто встречаемся со многими тайнами.

А кто их из вас любит их разгадывать?

Отгадайте загадку.

День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук. (сердце)

Где же в человеке спряталась доброта? (в самом СЕРДЦЕ)

Предлагаю вам послушать рассказ «Красота сердца».

А можете вы по названию догадаться о чём этот рассказ?

(варианты ответов)

На одной планете жили обыкновенные люди. Но один человек был не такой, как все. Он во всём искал доброту и постоянно задавал себе вопрос:

Для чего я живу?

Однажды, наблюдая за тем, как солнышко ласково посылает свои лучи на землю, обратился к нему:

Солнышко, почему ты так ярко светишь?

Я отдаю тепло всем людям и всех согреваю, - ответило солнце.

Тогда человек понял, для чего он живёт. Оказывается, он тоже может …

Как вы думаете, что он понял..

(предположения детей)

греть и давать людям доброту своего сердца. И это так прекрасно!

Так в чём же заключается красота сердца? Дарить людям добро.

Приложите свои ручки к сердцу.

Что вы слышите? (стук)

Скажите, а что хочется сделать, когда мы слышим стук в дверь? (открыть её)

Так же и сердцем… Мы его должны чаще открывать друг для друга, делиться добротой, делая добрые дела.

В) «Дерево добра»

Людей на свете много и каждый старается совершать добрые дела, поэтому и добра на земле много. И я предлагаю вам тоже вырастить дерево добра.

Посмотрите, у вас на парте лежат зелёные листочки, напишите на них своё доброе дело и прикрепите на дерево.

Выходят по цепочке к доске и называют своё доброе дело и приклеивают листочки.

А кто нас может научить делать добрые дела? (мама, папа, бабушка, дедушка и т.д.)

Конечно, самые близкие и родные люди.

Ребята, у кого есть бабушка?

Попробуйте разгадать ещё одну тайну:

« Как вы думаете, что общего между бабушкой и бабочкой?»

(предположения детей)

А хотите узнать?

А для этого нужно заглянуть в этимологический словарь, в котором можно найти значение слов.

«Старые бабушки называли бабочек «душечка». Выходит, слово «бабочка» первоначально значило «душа бабушки».

Наши далёкие предки, наблюдая, как они порхают возле окон и дверей жилья, как упрямо летят на свет, задумывались: да уж не летает ли это вокруг родного дома душа той далёкой бабушки, которая даровала жизнь нашим предкам. Выходит, что «бабочка» и «бабушка» - одно слово…».

Мне бы очень хотелось узнать, какая она ваша бабушка?

У вас на столе лежат бабочки.

Напишите на бабочке одно самое лучшее слово о своей бабушке. Какая она? И украсьте бабочками наше дерево.

Молодцы! Для каждого из вас ваша бабушка самая лучшая. Ведь именно бабушки подарили нам самое ценное и дорогое: маму и папу.

Красивое наше дерево добра? Мне тоже очень нравится.

Д) Игра «Сад Добра» (выполняется стоя)

Мы попали в сад Добра. Пройдёмся по этому саду и представим, что мы -деревья, растущие в саду. Я буду называть дела, которые совершают ребята.

Если вы одобряете поведение детей, то поднимаете руки вверх. Дерево радуется, шелестит листочками.

Если вам не нравится поведение ребят, то опускаете руки вниз. Дерево огорчается, веточки плачут.

Поздороваться при встрече

Уступить место в автобусе пожилому человеку

Жаловаться на всех подряд

Смастерить скворечник

Перебивать взрослых, которые разговаривают

Помочь полить летом грядку на огороде

Сорить в классе и в других общественных местах

Помочь товарищу решить задачу

Рефлексия.

Путешествие наше подошло к концу.

Как вы думаете, удалось ли нам достичь поставленных целей?

Подведём итог нашего занятия. Перед вами цветы

Если классный час понравился, берём красный цветок

Если после занятия кто-нибудь захотел измениться, стать добрее –оранжевый

Если занятие не понравилось – синий

Каких цветов больше?

Я благодарю всех за работу. Мне бы очень хотелось, чтобы в ваших сердцах жила доброта и вы стремились делать как можно больше хороших, добрых дел.

А закончить нашу встречу предлагаю хорошей песней.

(у каждого на парте слова песни)

Песня «Дорогою добра».

Спроси у жизни строгой

Какой идти дорогой

Куда по свету белому

Отправиться с утра

Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь не ведом.

Забудь свои заботы,

Падения и взлёты.

Не хнычь, когда судьба

Себя ведёт не как сестра.

Но, если с другом худо,

Не уповай на чудо

Литература

Русские народные загадки, пословицы и поговорки.- М., «Просвещение» 1990. Спроси у жизни строгой

Какой идти дорогой

Куда по свету белому

Отправиться с утра

Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь не ведом.

Иди мой друг, всегда иди дорогою добра.

Забудь свои заботы,

Падения и взлёты.

Не хнычь, когда судьба

Себя ведёт не как сестра.

Но, если с другом худо,

Не уповай на чудо

Спеши к нему, всегда иди дорогою добра.

Мои пожелания:

    • Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.

      Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.

      Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.

      Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.

      Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.

Развитие добродетелей нужно
начинать с самых юных лет,
прежде чем порок овладеет душой.
Я.А. Коменский

Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной и др. Поэтому в проекте Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Безусловно, зная особенности формирования человеческой личности, мы хотим вырастить человека, способного быть личностью. И именно в этом состоит великая сила педагогической помощи. Педагог должен не проживать жизнь ребенка, а построить процесс воспитания таким образом, чтобы его воспитанник был способен принимать самостоятельные решения в своей жизни в любых обстоятельствах и брать за них ответственность на себя, а не перекладывать ее на других. При этом он не должен ущемлять интересы и жизнь других людей.

Воспитывать личность не просто, главное, чтобы работа была правдивой и искренней. В плане воспитательной работы с классом, особое место занимает - классный час .

Классный час надо проводить систематически и еженедельно (1 час в неделю) , тогда непременно будет положительный результат.

Примерный тематический план классных часов в 1-4 классах.

Тематическое планирование классных часов в 1 классе.

Месяц

1 класс. Тема классного часа.

Дата

Результат.

сентябрь

Знакомство с правилами поведения (ПП) учащихся в школе, классе, на переменах.

Правила пожарной безопасности. Эвакуация из классной комнаты, коридора, санузла во время урока и перемены.

Организация питания в школьной столовой.

Знакомство с правилами дорожного движения (ДД), экскурсия по прилегающей к школе территории.

Памятка “Правила поведения в школе” (в классном уголке).

План эвакуации (уголок).

Памятка “Правила дежурства в столовой” (уголок)

Памятка “Маршрут движения из дома в школу”(в дневниках)

октябрь

Правила дежурства по классу.

Режим дня школьника.

Каждой вещи свое место.

Памятка и график дежурства (уголок)

Памятка (дневники).

ноябрь

ПП “Если ты дома один”.

ПП обязательные для всех людей.

Я и мои родители.

Кто такие – одноклассники?

Запись в дневник 01, 02, 03,04.

Памятка (уголок).

декабрь

Ссора между детьми, к чему может это привести?

О детском труде.

ОБЖ во время зимних каникул.

Чего в другом не любишь, того не делай сам.

Игра “Мирись, мирись…”

Росписи уч-ся в журнале инструктажей.

Памятка (уголок).

январь

Животные – наши меньшие друзья.

Мои любимые занятия.

Телевизор, компьютер и дети.

4.Помни о других.

Памятка “Правила обращения с животными” (уголок).

Памятка “Правила борьбы с телеманией”(уголок).

февраль

Как подарить радость другому.

О детской дружбе и выборе друзей.

Необычные приключения с мальчишками.

Как я умею преодолевать трудности.

Подарок своими руками.

март

1.Что такое самостоятельность?

2.Правила хорошего тона.

3.Девичьи посиделки.

4. Чтение – вот лучшее учение

Правила работы с книгой (уголок).

апрель

Шутки Весельчака – шарады.

Вежливые слова и поступки.

“У ребенка есть права…”

Чему научились в кружках.

Список вежливых слов (уголок).

Выставка поделок и рисунков.

май

Как мы прожили первый учебный год в школе – итоги.

Ученье без веселья, что жизнь без приключенья.

ОБЖ во время летних каникул.

Лагерь – это полезный и веселый отдых.

Газета “Мы гордимся ими”.

Росписи уч-ся в журнале инструктажей.

Тематическое планирование классных часов во 2 классе.

Месяц

2 класс. Тема классного часа.

Дата.

Результат.

сентябрь

ПП в школе.

Правила пожарной безопасности. Пути эвакуации.

ПДД – экскурсия по прилегающей к школе территории.

Организация питания и дежурство по столовой.

Памятка (уголок).

План эвакуации (уголок).

График дежурства по столовой (уголок)

октябрь

Как организовать учебный труд.

Как развивать скорочтение.

Режим дня второклассника.

ОБЖ во время осенних каникул.

Заполнение дневников.

10 способов развития скорости чтения (уголок).

Режим дня (уголок).

Росписи уч-ся в журнале инструктажей.

ноябрь

Что такое старательность и прилежность?

Свободное время- как его использовать с пользой?

Трудности в учебе, как их преодолеть?

Общение с окружающими.

Расписание кружков(дневники).

декабрь

Настроение – не пустяк.

Оценка – это праздник?!

О лени и лентяях.

ОБЖ во время зимних каникул.

Памятка “Как получить хорошую оценку”.

Росписи уч-ся.

январь

Законы жизни семьи и класса.

Обман и его последствия.

В дружбе - сила.

Собака бывает кусачей…

Памятка (уголок).

Памятка “Правила крепкой дружбы”(уголок).

Правила обращения с домашними питомцами (уголок).

февраль

Детская агрессия.

О жадности и жадинах.

Рыцарский турнир.

Академия вежливости.

Памятка вежливых учеников.

март

К чему ведет поощрение и наказание?

Эти забавные девчонки!

Вежливый отказ.

Помни об одноклассниках.

апрель

1.Конвенция. Права ребенка.

2.Правила приличия в житейских ситуациях.

3.Традиции – семейные и классные.

4. О детском труде.

май

1.Перелистывая страницы учебного года.

2.Здоровый летний отдых.

3.ОБЖ во время летних каникул.

4.Готов ли я к учебе в 3 классе?

Росписи уч-ся.

Тематическое планирование классных часов в 3 классе.

Месяц

3 класс. Тема классного часа

Дата

Результат

сентябрь

1.ПП в школе.

Памятка (уголок).

План эвакуации (уголок).

Маршрут движения из дома в школу (дневники).

октябрь

Каждой вещи свое место.

2.Ежели вы вежливы…

3.Опрятность и аккуратность в одежде.

4. Знаток ПДД

Памятка (уголок).

Росписи уч-ся.

ноябрь

Трудовые обязанности ребенка в семье.

Вы в гостях…

ПП в общественных местах.

ОБЖ во время осенних каникул.

Памятка (уголок).

Росписи уч-ся.

декабрь

1.Словарь положительных моральных качеств человека.

2.Словарь отрицательных моральных качеств человека.

3.О чем может рассказать дневник школьника.

4.Правила обращения с взрывоопасными предметами.

Памятка (уголок).

январь

1.Как научиться жить в мире людей.

2.В мире очевидного и невероятного.

3.Как стать настоящим другом?

4.Эмоциональное общение.

февраль

1.Веселье у короля Зодиака.

2.О пользе пребывания на свежем воздухе.

3.ОБЖ во время зимних каникул.

4.О пользе двигательной активности.

Росписи уч-ся.

март

1.Здоровье – полезные советы на каждый день.

2.Звездный час для девочек.

3.Кто больше скажет комплиментов.

4.Мы в ответе за наш класс!

Плакат “Если хочешь быть здоровым…”

апрель

1.Посеешь привычку – пожнешь характер.

2.Почему мы все такие разные?

3.Путешествие в страну любимых увлечений.

4. Безопасный мир ребенка.

Плакат “Особенности темперамента”.

май

1.Разговор на трудную тему (профилактика вредных привычек).

Вот и стали мы на год взрослей.

ОБЖ во время летних каникул.

Ты у себя дома!

Выставка рисунков.

Росписи уч-ся.

Тематическое планирование классных часов в 4 классе.

Месяц

4 класс. Тема классного часа

Дата

Результат

сентябрь

1.ПП в школе.

2.Правила пожарной безопасности. Пути эвакуации.

3.ПДД – экскурсия по прилегающей к школе территории.

4.Организация питания и дежурство по столовой.

Памятка (уголок).

План эвакуации (уголок).

Маршрут движения из дома в школу (дневники).

График дежурства по столовой (уголок).

октябрь

Ты один остался дома…

Как можно обратиться к другому человеку с просьбой.

Урок этики.

Знаешь ли ты себя?

ноябрь

Упрямство – хорошо это или плохо?

Кто такой – непослушный ребенок.

К чему может привести шалость.

ОБЖ во время осенних каникул.

Росписи уч-ся.

декабрь

Взаимоотношения в классном коллективе.

Как найти правильный выход в спорной ситуации.

Ученье – шаг за шагом.

Памятка “Пути выхода из сложной ситуации” (уголок).

январь

Застенчивые и неуверенные дети.

Бездомному всегда плохо. Разговор о животных.

Твой живой уголок.

У тебя зазвонил телефон…

Памятка “Правила ухода за животными”(уголок).

февраль

Мы едем, едем, едем…

“Театр уж полон…”

Памятка “Как вести себя в транспорте”.

“Как вести себя в театре” (уголок).

март

Конкурс “Ай, да умница!”

Как самим ухаживать за вещами. Мода, мода, мода!

Чем опасны джинсы?

Вкус – это чувство меры.

апрель

Игры – шутки.

Не искажай язык!

“Вежливая” грамматика.

Чтобы словам было свободно, а мыслям тесно.

Памятка (уголок).

май

“Что было для вас открытием…”

Настроение не пустяк.

От чего прибавляется счастья?

ОБЖ во время летних каникул.

Росписи уч-ся.


Тематика классных часов в начальной школе.

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Правила поведения в школе

Праздник знаний «Ты-ученик!»

Правила поведения в школе

Праздник «Ты – ученик!»

Безопасное поведение в школе во время уроков и перемен

Праздник знаний «Ты – ученик»

Праздник «День учителя»

Экскурсии на каникулах

Интеллектуальная игра «В мире сказок»

Предметные олимпиады

Праздник «День учителя»

Экскурсии на каникулах

Интеллектуальная игра «Пословица – всем делам помощница»

Предметная олимпиада

Травмоопасные участки в школе

Праздник «День учителя»

Экскурсии во время каникул

Интеллектуальная игра «Поле чудес»

Предметная олимпиада

Способы решения конфликтных ситуаций

Праздник «День учителя»

Каникулы. Экскурсии.

Интеллектуальная игра «Занимательный русский язык»

Предметная олимпиада

Я и другие.

Праздник «В гости к осени»

Режим дня

Праздник «Осенины»

Экскурсии на каникулах

Праздник «Осенний бал»

Экскурсии во время каникул

Бытовой и уличный травматизм

Праздник «Осенний бал»

Каникулы, экскурсии.

Режим дня школьника

Предметные недели

Новогодние праздники

Экскурсии на каникулах.

Предметная неделя

Новогодние праздники

Экскурсии на каникулах

Предметная неделя

Новогодние праздники

Экскурсии во время каникул

Предметная неделя

Новогодние праздники

Каникулы, экскурсии

Одежда осенью и зимой. Уход за одеждой.

Правила поведения в общественных местах

Праздник «Зимние забавы»

Безопасное поведение в школе

Интеллектуальная игра «50 вопросов о животных»

Праздник Рождества

Строение тела человека. Здоровье и болезнь.

Интеллектуальная игра «Очевидное – невероятное»

Поведение в экстремальных ситуациях

Праздник «Как встречают Новый год в разных странах»

Как защититься от простуды и гриппа.

Интеллектуальная игра «Удивительное рядом»

Кого я могу назвать своим другом?

Праздник «Во что играли наши бабушки»

Предметная неделя

Экскурсии на каникулах

Предметная неделя

Экскурсии на каникулах

Праздник «День Защитника отечества»

Гигиена учебного труда и отдыха

Предметная неделя

Экскурсии во время каникул

Праздник «День Защитника Отечества»

Профилактика инфекционных заболеваний. Микробы.

Предметная неделя

Каникулы, экскурсии.

Праздник «День Защитника Отечества»

Один дома.

Прощание с «Азбукой»

Интеллектуальная игра «А ну-ка, девочки»

Вред табачного дыма

Интеллектуальная игра «А ну-ка, девочки!»

Гигиена питания

Интеллектуальная игра «А ну-ка, девочки!»

Питание – основа жизни.

Интеллектуальная игра «А ну-ка. девочки!»

Правильное питание – залог здоровья..

Экскурсии на каникулах

Укусы насекомых

Праздник Весны.

Экскурсии на каникулах

О вреде табачного дыма

Праздник «Наша планета – Земля»

Экскурсии во время каникул

Вред табачного дыма

Праздник «Полёт в звёздный мир»

Каникулы, экскурсии.

Поведение в общественных местах

Праздник «Путешествие в будущее»

Праздник «День Победы»

День здоровья

Основы личной безопасности

Итоги года.

Праздник «День Победы»

Инструктаж по технике безопасности летом

Итоги года.

Праздник «день Победы»

Инструктаж по технике безопасности летом

Основы личной безопасности дома

Итоги учебного года.

Праздник «День Победы»

Инструктаж по технике безопасности летом

Итоги учебного года.

На водоёме, в лесу и в горах

Организация досуговой деятельности в начальной школе.

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Сухомлинский.

Игра – вечный спутник детства, создаёт предпосылки формирования умственных способностей ребёнка.

Игра для младших школьников –это способ научиться тому, чему их никто не может научить, способ исследования и ориентации в реальном мире. В игре рождается плодотворное соревнование, подчинённое социально значимой идее – успешности общего действия и достижения поставленной цели. В ходе игры воспитывается личная ответственность за порученное дело.

Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития.

Особенности данного возраста являются важными для:

Формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов

Развития продуктивных приёмов и навыков учебной деятельности

Раскрытия индивидуальных особенностей и способностей

Развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции

Становления адекватной самооценки

Усвоения социальных норм и нравственного развития

Развития навыков общения со сверстниками.

Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в мире смыслов ценностей, и в то же время они исследуют, экспериментируют, обучаются.

Игра «Путешествие на планету Знаний» - сфера сотрудничества и содружества детей и взрослых.

Основные положения игры «Путешествие на планету Знаний»

1.Совмещение в жизненной практике младшего школьника образовательных задач и учебно-познавательной деятельности, раскрытие собственных способностей.

2.Поэтапное усложнение обучающих задач и условий игры, участие каждого школьника в конкурсах, играх, состязаниях, включение его в активную позицию: от болельщика – к участнику – к организатору (лидеру) – к автору игры (ст.вожатые).

3.Создание условий для выбора участниками игры своего участия в ней с учётом их интересов, способностей и возможностей.

4.Постепенное усложнение требований к выполнению заданий путешествия, развитие индивидуальных и коллективных норм отношений.

5.Единство решения обучающих, воспитательных, познавательных задач.

6.Знакомство с деятельностью существующих детских организаций и учреждений.

Принципы организации детского досуга.

1. Принцип общественной значимости, общественной результативности досуговой деятельности.

2 .Принцип самодеятельности и индивидуального подхода к участникам досуговых занятий.

3. Принцип занимательности, развлекательности.

4. Принцип гуманизации воспитания личности.

5 .Принцип коллективного творческого дела с возникающей целью (по Иванову И.П.)

Предлагаемая программа творческого развития «Путешествие на планету Знаний» способствует организации в школе внеурочной учебно-воспитательной работы. Программа направлена на развитие творческих способностей детей и обеспечивает эстетическое, физическое, нравственное, интеллектуальное развитие, познание жизни, самих себя, других людей с помощью активного вовлечения ребят в разнообразную игровую деятельность.

Игровая программа способствует решению проблем социальной адаптации младших школьников, предоставляя ребёнку новые возможности взаимодействия в рамках школы. Она представляет собой программу сотрудничества и содружества педагогов и воспитанников.

Программа позволяет решить основную проблему, связанную с необходимостью компенсации информационной перегрузки, с организацией психологического и физического отдыха.

Программа

игры «Путешествие на планету Знаний»

для учащихся 1-4 классов.

Основные направления игры:

Развитие и упрочение детской организации как основы межвозрастного конструктивного общения, социализации, социальной адаптации, творческого развития каждого уч-ся;

Создание нового стиля взаимоотношений между взрослыми и детьми, стиля совместной, равноправной, взаиморазвивающей, интеллектуальной творческой деятельности;

Использование в повседневной жизни разнообразных доступных и интересных форм и методов работы;

Развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов личности ребёнка;

Включение родителей учащихся в воспитательный процесс;

Сплочение классного коллектива.

Цель игры: выявление, изучение и развитие творческих способностей учащихся младшего школьного возраста.

Задачи игры:

Привлечение к участию в учебно-воспитательной работе и интегрирование усилий учителей начальных классов, родителей, работников внешкольных учреждений;

Создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности младшего школьника;

Развитие фантазии, раскрытие индивидуальных творческих способностей и познавательных интересов каждого ребёнка;

Создание условий для формирования дружного классного коллектива и развития личности в нём;

Воспитание здорового образа жизни;

Воспитание личной ответственности за порученное дело;

Совершенствование системы работы по воспитанию свободной творческой личности;

Развитие эмоциональной сферы ребёнка как основы формирования «культуры чувств»;

Выявление новых инициатив, идей;

Привлечение учащихся к творческим конкурсам вне школы.

Путешествие – это объединение мальчишек и девчонок, пап и мам, всех желающих проводить свой досуг с пользой, научиться тому, чего не умел раньше.

Путешествие – это игра для всех желающих, возможность объединения для добрых и полезных дел.

Путешествие – это препятствие, трудности. Испытания.

Путешественником может быть каждый, кто готов выполнять правила этой игры.

Путешествие включает:

Конкурсы, позволяющие увидеть в человеке то, о чём не было известно раньше; выбрать направление пути; составить маршрут путешествия;

Игры , которые научат и помогут узнать много нового, познакомят друг с другом;

Праздники , на которых встречаются ребята из разных экипажей. рассказывают о себе, о том пути, который они прошли, и как им это удалось;

Встречи, соревнования , где определяются победители, подводятся итоги, намечаются маршруты путешествий.

Игра «Путешествие в страну Знаний» поможет:

Стать самостоятельными;

Найти настоящих друзей и единомышленников;

Раскрыть резервы своих способностей;

Пополнить свои знания любопытными и интересными фактами;

Проверить свою сообразительность;

Стать более спортивными и закалёнными;

Уважать старших и защищать младших.

Прогнозируемые результаты игры

1 . Готовность к продолжению образования:

Наличие устойчивого познавательного интереса, стремление к успеху;

Наличие знаний, необходимых для успешного продолжения обучения в основной школе;

Обладание эмоционально-волевой регуляцией, необходимой для успешной учебно-познавательной деятельности;

Способность находить творческие решения учебных и практических задач в рамках образовательных программ начальной школы.

2.Нравственная ориентация на социально-значимые ценности:

Наличие норм и правил поведения в школе, правил общения со сверстниками и взрослыми; наличие желания и умения следовать им на практике; способность наладить дружеские отношения со сверстниками в классном коллективе;

Обладание эмоционально-волевой регуляцией своего поведения в острых конфликтных ситуациях, умение противостоять отрицательному влиянию сверстников и более старших школьников;

Наличие первоначальных знаний о здоровом образе жизни и потребности применять их на практике;

Наличие интереса к участию в жизни классного коллектива.

Маршруты

«Путешествия на планету Знаний»

  1. Станция «Здравствуй, школа!» (сентябрь)

День Знаний (1-4 классы)

Часы общения в 1 классах на тему «Мы-будущие путешественники».

Стартовые линейки во 2-4 классах.

Линейка «Посвящение в путешественники» (1 классы)

День Здоровья «Малые Олимпийские Игры».

2.Станция «Осенняя» (октябрь). Неделя природоведения.

Праздники:

1класс: «Золотая осень, здравствуй!»

2класс: «У рыженькой красавицы в гостях»

3класс: «Осенний листопад»

4класс: «Осенний бал».

Конкурсы рисунков «Золотая осень» (1-4 классы)

Конкурс поделок из природного материала «Дары природы» (1-4 классы)

Конкурс стихов об осени.

Конкурс на лучший уголок экипажа.

Конкурс на лучший альбом «Визиток экипажа».

3.Станция «Перекрёсток» (ноябрь). Неделя ОБЖ.

Праздники:

1 класс: «Красный, жёлтый, зелёный»

2класс: «Светофорик »

3класс: «Зигзаг удачи»

4класс: «Друзья дороги»

Классные часы «Путешествие в страну дорожных знаков»

Праздник «Сам себе – спасатель!»

Встречи с инспектором ГИБДД

Экскурсии во время каникул.

Праздник «День рождения школы».

4.Станция «Самоделкин» (декабрь).

Неделя труда и ИЗО.

1.Утренники:

1класс: «В гостях у дедушки Мороза»

2 класс- 3 класс: «Зимняя сказка»

4 класс: «В гостях у Снежной Королевы»

2.Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку.

3.«Мастерская Деда Мороза»

4.Дискотека «А нам весело!»

5.Станция «Цифирия» (январь). Неделя математики.

1.Конкурсно-игровая программа :

1класс: «Дважды два»

2класс: «Звёздный час»

3класс: малая олимпиада по математике

4класс: «Математика – царица наук»

2.Интеллектуальная игра «Самый умный» (городское мероприятие)

3.Праздник «Рождественские посиделки»

4.Каникулы, экскурсии.

6.Станция «Здоровье» (февраль).

Неделя физкультуры.

1.Спортивно-игровые конкурсы:

1класс: «Сильные, смелые, ловкие»

2класс: «Девчонок с собой не берём»

3класс: «Только смелым покоряются моря»

4класс: «Вперёд, мальчишки!»

3.Соревнования «Весёлые старты».

4.Шахматный турнир.

7.Станция «Игровая» (март). Неделя чтения.

1.Праздничные мероприятия и конкурсные программы для девочек и мам.

2.Конкурс юных чтецов.

3.Организация фотовыставки и выставки рисунков о маме.

4.Игра «Зарничка». Игра «Весёлые старты»

5.Каникулы, экскурсии.

8.Станция «АБВГДейка» (апрель).

Неделя русского языка.

1.Утренники:

1класс: «Дорогами сказок»

2класс: «Знай и изучай родной язык»

3класс: « В гостях у сказки»

4класс: «Приключение Незнайки»

2.Конкурс сочинений «Мой любимый сказочный герой».

3.Конкурс рисунков «В мире сказок».

4.Конкурсная программа «Мисс – Весна…»

9. Станция «Здравствуй, лето!» (май).

Неделя любимых уроков.

1.Часы общения.

2.Защита проектов на тему «Наши будущие дела».

3.Участие в акции «Мы этой памяти верны», посвящённой Дню Победы.

4.Акция «Подарок ветерану».

5.Заключительный праздник с подведением итогов за год.

6.Праздничная линейка «Здравствуй, лето!»


Информационные часы в начальной школе

Учитель начальных классов

Родионова Надежда Петровна

Маленький человек появляется на свет. Родители счастливы. Ребёнок окружён заботой и вниманием, помощью и поддержкой. Он познаёт мир с помощью родных и близких, но ему всё больше нравится делать это самому. Родителей удивляет, что ребёнок всё чаще отвергает их помощь и пытается постичь тайны предметов и явлений самостоятельно.

По мере взросления информационное поле ребёнка расширяется, его познавательные устремления становятся более активными, иногда родителей это раздражает, они отмахиваются от его вопросов, твердя весьма популярную фразу «подрастёшь - узнаешь».

Ребёнок подрастает, приходит в школу и ждёт, когда же он сможет познать то, что он ещё не знает. Часто можно наблюдать, как первоклассники, затаив дыхание, ждут встреч со своим учителем, который вводит их в мир неизведанного и непознанного ими.

Они ждут интересных рассказов, интеллектуальных путешествий, познавательных игр. Однако учитель, связанный по рукам и ногам школьной программой, зачастую знакомит ребят с миром открытий впопыхах, сухо и неинтересно. С каким интересом дети задают педагогу тысячи вопросов, от которых он пытается уйти, говоря о том, что на них они получат ответ чуть позже! Искорка интереса, которая горела ярко, тлеет, а потом и вовсе гаснет. Придя на урок в старшую школу, зачастую можно увидеть, что ребята не хотят отвечать даже на те вопросы, которые предлагает им учитель, не говоря о том, чтобы ставить свои вопросы, искать и находить на них ответы.

В мир познания войти помогают детям и родители, и воспитатели совместно, если педагог подходит к проблеме развития познавательной активности, детского интереса и любознательности системно и ответственно.

Проблема познания, познавательной активности, способы, методы и приёмы формирования познаний и интереса ребёнка, его развития и расширения - одна из самых главных и вечных проблем педагогики. Однако в последнее время вопросы развития у ребёнка интереса к познанию, познавательной активности рассматриваются однобоко, под углом зрения учебной активности школьника.

Человек познаёт мир не только в активной учебной деятельности, но и в других видах и формах познания. Интересная познавательная деятельность может не только способствовать накоплению знаний, но и развить интерес и желание постоянно узнавать что-то новое, привычку постоянно пополнять запас своих знаний. Хорошо организуемое взрослыми познание способствует тому, что ребёнок не только развивает в себе потребность приобретать знания с помощью взрослого, но и стремится получать знания самостоятельно. Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся много и серьёзно рассматриваются в педагогической литературе. Этой теме были посвящены многочисленные исследования П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной, А. К. Марковой и других учёных. В большей степени эти исследования посвящены формированию потребности и интереса к познанию в ходе учебной деятельности, однако не менее важно заниматься активизацией познавательной деятельности ребёнка не только на уроке, но и во внеурочное время.

Активное формирование познания учащихся начинается в начальной школе. Этому способствуют особенности познавательной сферы младших школьников. Младший школьный возраст - это период впитывания, накопления знаний, период усвоения этих знаний по их преимущественному признаку: чем знания интересней, необычней, образней, тем больше у детей желания и интереса ими обладать. Для того чтобы у младших школьников был развит интерес к обладанию учебными знаниями, необходимо создать им условия для максимального развития их информационного поля, способствовать формированию информационной культуры школьника.

Информационная культура - это возможность получить и использовать качественную информацию, которая способствует формированию интеллектуальных умений учащихся, определению их интересов и потребностей, развитию способностей. Информационная культура школьника формируется как на уроке, так и во внеклассной деятельности.

На уроках это сделать не всегда возможно, зато внеклассная работа даёт большие возможности для формирования информационной культуры, познавательного интереса и познавательной активности школьников.

Одной из форм развития познавательного интереса младших школьников является информационный познавательный час . В недалёком прошлом информационный час именовался политической информацией.

В определённый период времени чиновники в образовательной сфере поспешили выбросить информационный час из воспитательной работы классного руководителя, посчитав его ненужным в наше время. Однако это совершенно неверно, и в последнее время многие школы и регионы уделяют большое внимание формированию политической культуры учащихся, их всестороннему образованию, для того чтобы они выросли небезразличными к тому, что происходит вокруг и готовыми узнавать и сохранять то, что было до них.

Однако рассматривать информационный час только как средство формирования политической культуры учащихся в корне неверно. Очень часто можно наблюдать, как организуется информационный час такого содержания. Классный руководитель берёт газетную статью актуального содержания и читает её сам или, если возраст детей постарше, её читают дети. Иногда без всякого смысла, интереса, удовольствия. Такая работа формирует отвращение к тому, что хотелось видеть как полезное и нужное дело. Дети с иронией и негативными эмоциями воспринимают такое формирование политической культуры.

Сегодня, в XXI веке, необходимо сделать так, чтобы информационный чаас способствовал формированию привычки жить в информационном поле, искать и находить интересную информацию, видеть мир вокруг себя и быть ему сопричастным.

Главное назначение информационного часа - формирование сопричастности к событиям и явлениям общественно - политической жизни совей страны, своего города, района, мира. Это значит, что информационный час должен быть не только информационно насыщенным, но и познавательным. Он должен помочь ребёнку увидеть мир в самых различных ракурсах, познакомить со средствами добывания информации, способствовать формированию привычки читать, работать с книгой, газетой, журналом.

Информационный час познавательного характера помогает учащимся применить знания, полученные на уроках истории и граждановедения, разобраться в сложнейших проблемах современности, адекватно реагировать на происходящее в стране и мире.

Помимо этого информационный час и подготовка к нему могут расширить кругозор учащихся, увлечь их своей проблематикой, развивать исследовательские и творческие умения.

Информационно-познавательный час в современной школе - это возможность дать учащимся такую информацию, которая будет им интересна, сможет пробудить в них потребность в познании, чтении хорошей литературы, газет и журналов, сохранить любознательность и любопытство, которые зачастую теряются по мере взросления ребёнка.

В рамках формирования информационной культуры школьника информационно-познавательный час способствует формированию пытливости ума школьника, исследовательских умений, учит сравнивать и обобщать, анализировать информацию.

Кроме того, хорошо организованный информационно-познавательный час способствует формированию мировосприятия ребёнка, создаёт условия для понимания учащимися процессов и явлений, происходящих в стране и мире.

Информационно-познавательный час - это возможность не только предложить детям интересную и занимательную информацию, но и получить обратную связь в виде мнения и оценок учащихся тех или иных событий, явлений, происходящих в стране, мире. Анализ высказываний учащихся даёт педагогу огромную возможность понять, как воспринимают дети окружающий мир и процессы, происходящие в нём, как оценивают те или иные события, происходящие в обществе, в их семьях.

Информационно-познавательный час - это форма просвещений учащихся, направленная на воспитание информационной культуры учащихся с использованием интеллектуальной, гражданской, нравственно-правовой тематики.

В подготовке информационных часов могут участвовать:

* школьный библиотекарь;

* учителя - предметники;

* психологи;

* классный руководитель;

* старшие школьники;

* родители учащихся.

Информационно-познавательные часы могут быть обзорными и тематическими . Они проводятся еженедельно и способствуют формированию познавательной мотивации, интереса к чтению, любознательности, кругозора учащихся, потребности в знаниях. Тематика информационно-познавательных часов в начальной школе должна учитывать:

  • возраст учащихся;
  • их познавательные интересы;
  • важность обсуждения данной темы для учебной деятельности школьников;
  • важность данной темы для понимания событий и явлений окружающей жизни;
  • особенности восприятия информации младшими школьниками.

Обзорный информационно-познавательный час - это краткий обзор

политических, культурных, спортивных событий не только в своей стране, но и за рубежом. Для подготовки информационно-познавательного часа можно использовать различные источники, среди которых могут быть:

  • газеты и журналы, пользующиеся хорошей репутацией как информационные источники;
  • словари и справочники различной направленности;
  • записи радиопередач и радиоинтервью по интересующим темам;
  • записи телепередач;
  • сеть Интернет.

Обзорные часы знакомят учащихся с текущими событиями и интересными фактами из прошлого и происходящего в современном мире, в стране и в городе.

Такие часы по времени могут длиться 20 - 25 минут. Этого вполне достаточно, чтобы обсудить важные и интересные события и факты из истории страны и мира.

Тематический информационно-познавательный час посвящён одной теме и используется для обсуждения важных событий, актуальных тем и фактов из жизни страны и мира, города и даже школы; юбилеев и памятных дат в жизни выдающихся людей; событий, связанных с именами выдающихся людей.

Тематический информационно-познавательный час должен учитывать актуальность и важность обсуждаемой проблемы, способствовать глубокому осмыслению учащимися обсуждаемых вопросов.

К тематическому информационно-познавательному часу уместно подготовить вопросы для обсуждения, литературу и наглядные пособия, видеосюжеты, результаты статистических и научных исследований, опросов.

Для участия в тематическом информационно-познавательном часе могут быть приглашены эксперты по обсуждаемой проблеме. Темы информационно-познавательных часов могут быть самыми разнообразными.

Тематический информационно-познавательный час может быть посвящён датам календаря, о которых полезно и необходимо знать учащимся.

Тематические часы могут быть по времени более длительными, чем обзорные, до 30 - 40 минут.

Если такой информационно-познавательный час длится дольше, он может вызвать отрицательное восприятие учащимися такой формы воспитательной работы.

Основные виды подготовки к информационно-познавательному часу:

  • обзор газетных сообщений;
  • пересказ событий и фактов в мире и стране с использованием цитат из текстов газет и журналов;
  • работа со словарём и справочной литературой;
  • работа с политической картой мира и глобусом;
  • комментированное чтение книжных, газетных и журнальных материалов;
  • формулирование проблемных вопросов и поиск ответов на них;
  • просмотр и обсуждение телематериалов.

При подготовке информационно-познавательного часа в начальной школе классный руководитель может руководствоваться следующими правилами:

  1. Информационно-познавательный час не должен быть продолжительным по времени.
  2. Информационно-познавательный час должен быть ярким и занимательным, он не должен быть монологом и наставлением учителя.
  3. В подготовке информационно-познавательного часа должны участвовать дети. При этом желательно, чтобы они проявляли собственную инициативу и старались сделать его интересным для одноклассников.
  4. Информационно-познавательный час должен развивать интеллектуальные и коммуникативные умения учащихся: рассуждать, делать выводы, защищать своё мнение, высказывать его.
  5. Информационно-познавательный час необходимо использовать для развития словарного запаса учащихся, пополнения энциклопедических знаний школьников.
  6. Информационно-познавательные часы должны проводиться регулярно.
  7. Информация, предлагаемая учащимся не должна оставлять их равнодушными, безразличными к тому, что происходит в мире и стране.

В ходе информационно-познавательного часа могут быть использованы такие виды работы с учащимися, как:

* чтение газетных сообщений;

* комментированное чтение газетных и журнальных материалов;

* пересказ событий в стране и мире с использованием газетных, журнальных, книжных текстов;

* работа с терминами с помощью различных словарей;

* просмотр и обсуждение теле- и видеосюжетов;

* обмен мнениями по увиденному и услышанному в обсуждаемой теме.

Формами проведения информационно-познавательного часа могут быть:

  • путешествия по странам и континентам;
  • информационные ринги;
  • конкурсы эрудитов, знатоков газетной азбуки, карикатуристов и плакатистов;
  • экскурсии в типографию, на почту, в редакцию газеты;
  • праздники газет и журналов;
  • встречи с журналистами и людьми, делающими газету;
  • устные журналы, посвящённые памятным датам;
  • чествование юбилейной даты книги, журнала, газеты, человека, героя;
  • викторина (обзорная и тематическая);
  • пресс-конференция;
  • встречи с интересными людьми;
  • вечера вопросов и ответов;
  • дискуссии;
  • путешествие во времени (история создания газет и журналов);
  • рекламная акция;
  • защита плаката, рисунка, карикатуры и т. д.

Примерные темы

для информационно-познавательных часов

в начальной школе

1 класс

1. Как пришли в нашу жизнь газеты и журналы.

2. Газеты и журналы нашего дома.

3. Любимые книжные герои детей и родителей.

4. Газеты и журналы времён войны. Из воспоминаний дедушек и бабушек.

5. Когда в нашу жизнь пришёл телевизор.

2 класс

1. Газетные профессии.

2. Один день нашей страны в газете и журнале.

3. О чём говорят, о ком пишут. Люди, о которых говорит страна.

4. Как стать журналистом.

5. Моя любимая телевизионная передача.

3 класс

1. Интервью с продавцом газет.

2. Профессия - репортёр.

3. Один день в жизни планеты Земля. По страницам газет и журналов.

4. Словарь газеты и журнала.

5. Герои газетных публикаций.

4 класс

1. Рассказ о любимой газете, журнале.

2. Газетные полосы прошлого.

3. Моя телепрограмма на неделю.

4. Кто такой архивариус? Ко дню архивов.

5. О чём писали 100 лет назад в этот день.

И в завершение хочу привести несколько цитат по данной тематике:

«Нужно стремиться к тому, чтобы каждый видел и знал больше, чем видел и знал его дед»

/А. П. Чехов/

« Информация - это строительный материал сознания».

/Из креативного интернет - словаря»/

« Скажи мне - и я это забуду. Покажи мне - и я, может, запомню это. Позволь мне сделать - и я это буду знать».

/Конфуций/

Литература:

Дереклеева Н. И.

Информационные часы в школе: 1 - 4 классы. - М.ВАКО, 2008. - 208 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

Предварительный просмотр:

Классный час в начальной школе "С детства дружбой дорожить учат в школе…" (с презентацией)

Актуальность выбранной темы: дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения. Поэтому данная тема актуальна в начальной школе. А сопроводительная презентация повышает познавательный интерес учащихся.

При подготовке к внеклассному мероприятию охвачены учащиеся. С ними разучены стихотворения. Остальные ребята самостоятельно отыскивали пословицы и поговорки о дружбе. Использованный материал подбирался с учётом возрастных и индивидуальных особенностей класса.

Положительный эмоциональный заряд, стиль общения, использование игровых моментов, применение ИКТ, приобщение к совместной деятельности, личное участие детей, организация начала, постановка задач занятия способствуют развитию речи, чувств детей, выработке положительных эмоций.

На занятии необходимо придерживаться следующих принципов:

  • уважать и принимать мир другого;
  • относиться к ученикам с абсолютным доверием;
  • акцентировать внимание на позитивном поведении ребенка;
  • избегать оценочных суждений в отношении к детям;
  • безусловное принятие ребенка.

Тема: «С детства дружбой дорожить учат в школе…»

Цель: раскрыть сущность понятия «дружба», показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни; развить стремление дружить с окружающими.

Форма работы: разговор-рассуждение с презентацией.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

I. Организация класса. Эмоциональный настрой

Звучит песня В. Шаинского «Чему учат в школе»

Крепко – накрепко дружить,
С детства дружбой дорожить
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Приложение , 1-й слайд.

II. Сообщение темы и цели занятия

– Пусть каждый из вас задумается и сам себе ответит на вопрос: «А есть ли у меня друг?»
– Кого мы называем другом? Давайте поразмышляем об этом.

III. Беседа о значении слова «дружба»

Учащиеся читают стихотворение «Дружба» по ролям в костюмах героев.

– Что такое дружба?– спросила я у птицы.
– Это когда коршун летает вместе с синицей.
Спросила я у зверя: – Что такое дружба?
– Это когда зайцу лисы бояться не нужно.
А после спросила у девочки: – Дружба – что такое?
– Это что-то огромное, радостное, большое.
Это когда ребята все сразу, все вместе играют.
Это когда мальчишки девчонок не обижают.
Дружить должны все на свете: и звери, и птицы, и дети.

Произнесите слово «дружба».
– Что вам вспоминается?
– Какой я? Какой мой друг?
– Каким бы я хотел быть?
– Каким бы я не хотел быть?
– Каким бы я не хотел видеть своего друга?
– Какую черту характера вы больше цените в своём друге? А в себе?

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии.
Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой.
Товарищ – человек, близкий кому-нибудь по взглядам, деятельности, по условиям жизни; дружески расположенный к кому-нибудь.

(С.И. Ожегов «Словарь русского языка»)

Приложение , 2-й, 3-й слайды.

– В чем состоит значение, ценность дружбы в жизни?

IV. Чтение и обсуждение стихотворения «Если б капли не дружили»

М. Садовский

Если б капли не дружили,
Как тогда бы лужи жили?
Как бы реки потекли?
Где бы плыли корабли?

Если б ноты не дружили,
Как бы песню мы сложили?
Как бы птицам распевать?
Как бы солнышку вставать?

Если б люди не дружили,
Как бы мы на свете жили?
Ведь без дружбы с давних лет
Ничего на свете нет!

– Задумаемся над тем, что дружба нужна и детям, и взрослым в разных жизненных ситуациях.

– Какого друга можно назвать настоящим? (Выполнение заданий на слайде)

Приложение , 4-й слайд.

V. Пословицы о дружбе

Приложение , 5-й слайд.

– А какие пословицы о дружбе знаете?

Игра «Закончи пословицу»

Приложение , 6-й слайд.

Физминутка (дети выполняют в парах)

Ты дрозд и я дрозд (показывают)
У тебя нос и у меня нос.
У тебя щёчки красненькие и у меня щёчки красненькие,
У тебя губки аленькие и у меня губки аленькие.
Мы два друга, мы любим друг друга
(обнимаются).

VI. Продолжение беседы

– А с кем вы дружите?
– Дружите ли вы со своими родителями?
– Должны ли родители быть друзьями детства? (Расспросите их дома об этом.)
– Как, по-вашему, можно ли сохранить друзей детства?
– Хотели бы вы, чтобы ваши друзья были с вами в течение всей жизни?
– Как вы думаете, дружить можно только с людьми? Дружите ли вы с животными, природой, книгами?

VII. Викторина «Кто с кем дружит?»

1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)
2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина)
3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)
4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)

– Книг о дружбе много. Читая эти книги, вы приобретёте себе ещё и литературных друзей.

  • Л. Воронкова «Солнечный денек» («Подружки идут в школу»);
  • А. Гайдар «Тимур и его команда»;
  • В. Драгунский «Друг детства», «Денискины рассказы»;
  • Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки»;
  • Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»;
  • В. Осеева «Три товарища», «Дождь», «Васек Трубачев и его товарищи».

Приложение , 7-й слайд.

IX. Ощущение и эмоциональное переживание состояния дружелюбия

– С чего начинается дружба?

Звучит песня «Улыбка» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского ).

… С голубого ручейка
Начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки.

Приложение , 8-й слайд.

X. Мимическая гимнастика

– Улыбнитесь друг другу.
– Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека.
– А какое выражение должно быть у враждебно настроенного человека?

Приложение , 9-й слайд.

– Могут ли руки помочь подружиться?
– Какими бывают наши руки? (Добрыми, злыми.)
– Потрогайте руки друг друга. Что можно о них сказать?

Приложение , 10-й слайд.

XI. Повторение правил речевого этикета

– Покажите, как надо приветствовать друга, выражать одобрение, прощаться и т.п.
Какая музыка вам слышится, когда вы думаете, говорите о дружбе?
– Как «пахнет» дружба? (ваши ощущения)
– Какая она на ощупь?
– На вкус?
– С какой погодой вы бы сравнили «дружбу»?
– С какими животными можно связывать слово дружба?
– Какие краски вы возьмете, чтобы «нарисовать» дружбу?

XII. Подведение итогов занятия

Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Вот некоторые из них.

1. Один за всех и все за одного.
2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
3. Радуйтесь вместе с друзьями.
4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.

– Если вы будете выполнять эти правила, то станете настоящими друзьями.

Приложение , 11-й слайд.

Исполнение песни «Когда мои друзья со мной».

Там, где трудно одному,
Справлюсь вместе с вами!
Где чего-то не пойму,
Разберусь с друзьями!
Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной!

– Вот и подошёл к концу наш классный час. Давай те встанем и скажем друг другу слова известного героя, добрейшего и терпеливейшего кота Леопольда:
– Ребята, давайте жить дружно!


Подписи к слайдам:

С детства дружбой дорожить учат в школе…

« Товарищ - человек, близкий кому-нибудь по общности взглядов, деятельности, условий жизни…» « Друг - тот, кто связан с кем-нибудь дружбой» С.И. Ожегов Друг, товарищ. Это кто?

– близкие отношения основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов». Дружба

Какие пословицы о дружбе вы знаете? Объясни пословицу

Нет друга – ищи, а нашёл- … Друзья познаются в … Не имей сто рублей, а … Старый друг лучше… Закончи пословицу: Человек без друзей, что … Дружба не гриб, в лесу…

А С КЕМ ВЫ ДРУЖИТЕ?! 1. 2. 3. 4. 5. 6.

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ДРУЖБА?

Мимическая гимнастика Улыбнитесь друг другу - примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека - какое выражение лица бывает у враждебно настроенного человека

Могут ли руки помочь подружиться? - Потрогайте руки друг друга. Что можно о них сказать? - Пожмите дружески руки друг другу. Что вы чувствуете?

1. Один за всех и все за одного. 2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу. 3. Радуйтесь вместе с друзьями. 4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает. 5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний. 6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух. Основные законы дружбы:

Ребята, давайте жить дружно!