Учитель-логопед: Клубкова О.В.

Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

Основными преимуществами использования мультимедиаресурсов на логопедических занятиях являются:

— повышение мотивации для исправления недостатков речи детей;
— обес-печение психологического комфорта на занятиях;
— развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности;
— совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки;
— развитие всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики;
— совершенствование познавательной деятельности, прежде всего мышления, памяти, внимания;
— формирование личности ребёнка в целом;
— повышение качества обучения и работоспособности детей.

Использование ИКТ в логопедии осуществляется на основе следующих принципов:

  • Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Коррекционная работа ведется с опорой на различные анализаторы.
  • Системный подход к коррекции речевых нарушений. ИКТ позволяют работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик:

Звукопроизношение;
- просодические компоненты речи;
- фонематический анализ и синтез, фонематические представления;
- лексико-грамматические средства языка;
- артикуляционная моторика;
- мелкая моторика;
- связная речь.

  • Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей. Возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития детей.
  • Принцип системности и последовательности обучения. Использование полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.
  • Принцип доступности обучения. Соответствие возрастным особенностям детей. Задания предъявляются детям в игровой форме.
  • Принцип индивидуального обучения. ИКТ предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяет построить коррекционную работу с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.
  • Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка . В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране, что исключает субъективную оценку.
  • Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию. Игровой принцип обучения с предъявлением пользователю конкретного задания позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных средств обучения.
  • Принцип воспитывающего обучения. Воспитание у детей - волевых и нравственных качеств.
  • Принцип интерактивности компьютерных средств обучения. Использование ИКТ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности.

При использовании информационных технологий на логопедических занятиях ставятся следующие задачи:

Задачи ознакомительно-адаптационного цикла:

  • ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним;
  • знакомство детей с компьютерными программами;
  • преодоление психологического барьера между ребёнком и компьютером с помощью создания ситуации успеха;
  • формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь».

Задачи коррекционно-образовательного цикла:

  • формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, связной речи;
  • формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности;
  • развитие знаковой функции сознания;
  • развитие психических функций.

Задачи творческого цикла:

  • развитие воображения;
  • развитие познавательной активности.

На логопедических занятиях специалистами используются различные компьютерные ресурсы. Чаще всего это могут быть, как готовые продукты, так и самостоятельно-разработанные инструментарии.

1. Готовый продукт.

  • компьютерные логопедические тренажёры;
  • компьютерные тесты;
  • приключенческие квесты и обучающие игры;
  • книги, учебники и энциклопедии;
  • электронные рассылки;
  • логопедические ресурсы;

2. Самостоятельно-разработанный инструментарий.

  • составленные с помощью программы Microsoft Office игры и программы-презентации Power Point;
  • веб-страницы и веб-сайты;
  • подборки компьютерных тестов;
  • цифровые видеоролики, аудиозаписи и др.

Среди развивающие и обучающие компьютерные программы используются:

Программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми. Программа построена на основе методик обучения детей с отклонениями в развитии: Л.Н. Ефименковой, Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Р.И. Лалаевой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Решение учебных и коррекционных задач с помощью программы "Игры для Тигры” встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей.

Для работы над звукопроизношением можно использовать программу «Домашний логопед » . Программа помогает в автоматизации поставленных звуков, предоставляя более 500 красочных слайдов-картинок. Ребёнок сам или с помощью взрослого находит слова-названия на определённый звук. Кроме того, в программе записаны образцы правильного звукопроизношения (изолированный звук, чистоговорки, скороговорки). А мини-игра «Угадай-ка» привлекает внимание к звукам окружающего мира, развивая тем самым фонематическое восприятие.

Мультимедийный проект «Развитие речи. Учимся говорить правильно » («Новый Диск», 2008 г.) представляет собой набор заданий для развития звуковой стороны речи.

Программа содержит четыре раздела:

  • Неречевые звуки (знакомство со звуками предметного мира: музыкальные инструменты, транспорт, бытовые приборы и др., знакомство со звуками мира природы: звуки в лесу в разные времена года и др.).
  • Звукоподражание (знакомство со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов).
  • Речевые звуки (развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка).
  • Развитие связной речи (обучение построению связной речи от словосочетания до текста).

Особенности программы:

  • Развитие и коррекция речи, навыки грамотного произношения.
  • Все этапы развития речи: узнавание звуков окружающего мира, обучение правильному произношению звуков русского языка, развитие связной речи.
  • Несколько уровней сложности в каждом задании.
  • Программа разработана совместно с учителями-логопедами.
  • Рекомендации по работе с программой для родителей и воспитателей.

Кроме этого в сети Интернет сейчас есть множество сайтов, на которых можно найти интересные, а главное полезные логопедические игры.

Кокырлэ Татьяна Александровна
Использование ИКТ в работе учителя-логопеда ДОУ

«Использование информационно - коммуникационных технологий

в работе учителя – логопеда ДОУ »

Аннотация : В данной работе рассматривается вопрос использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности учителя – логопеда . В совместной деятельности с детьми на коррекционно-логопедических занятиях в качестве современного наглядного материала. Описаны возможности использования программных продуктов и Интернет-ресурсов.

Ключевые слова : ИКТ, компьютер, интернет, программа, мультимедийные презентации.

Приоритетной задачей национального проекта «Образование» является информатизация образовательного пространства, которое включает в себя оснащение современной техникой, позволяющей в полной мере реализовывать информационнно-коммуникационные технологии обучения. Внедрение инновационных технологий в коррекционное образование, прежде всего, даст возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению и усвоению новых знаний.

Электронные средства обучения постепенно становятся инструментом, способным существенно повысить качество образования, позволяющим сделать процесс обучения интересным, многогранным. В нашем детском саду педагоги используют разнообразное оборудование : телевизоры с DVD приставками, компьютеры, интерактивные доски, магнитофоны, видео и фотокамера и т. д. Компьютер уверенно вошёл в нашу жизнь и занял в ней прочное положение.

Современные информационные технологии (ИКТ) активно используются и в логопедической практике : коррекционно-развивающая работа с детьми ,

взаимодействие с педагогами, родителями, научно-методическая деятельность.

работе с детьми :

Цель : Организация эффективной системы работы с использованием ИКТ .

Задачи : - Формирование и развитие у детей речевых и языковых средств : звукопроизношения, просодики, фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, связной речи;

Формирование и развитие навыков учебной деятельности : развитие познавательной активности, самоконтроля, развитие мелкой моторики рук, развитие и координация психических процессов;

Задачи творческого цикла : развитие воображения, развитие познавательной активности, развитие потребности к познанию.

Направления коррекционной работы с использованием ИКТ : работа над звукопроизношением, обучение грамоте, формирование лексико-грамматических категорий, развитие связной речи, формирование зрительно-пространственных координаций, коррекционно-оздоровительное.

Принципы использования ИКТ : принцип активности, научности, доступности, наглядности, систематичности и последовательности.

Принцип развивающего и дифференцированного обучения, объективной оценки результатов деятельности, интерактивности компьютерных средств.

Наличие компьютера в кабинете позволяет использовать в работе с детьми разные компьютерные программы, познавательно-речевые игры :

«Игры для Тигры» . Данная программа предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи. В программе более 50 упражнений, объединённых в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы : фонематика, просодика, лексика и звукопроизношение.

«Учимся говорить правильно» . Программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста в качестве пособия по речевому развитию и обучению чтению, а так - же для коррекционно-развивающей работы с детьми , имеющими нарушения речи.

Познавательно-речевые игры. Предлагаемые игровые задания и упражнения с использованием графических объектов, звуков и букв помогут формированию активного словаря, развитию навыков словообразования, памяти, обогащению связной речи. Содержание тренинговых заданий основано на интеграции образовательных областей : «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» .

Логопедические тренажёры. На развитие фонематических процессов, лексики и грамматики, формирование орфографической зоркости, развитие памяти и внимания.

Логопедические пазлы. Упражнения по коррекции дисграфии, обусловленной нарушениями языкового анализа и синтеза.

Интерактивные тренажёры которые способствуют развитию познавательной сферы, памяти, связной речи и коммуникативных умений.

Предлагаются игры по лексическим темам : «Осень» , «Зима» , «Весна» , «Лето» , «Новый год» , «Зимние забавы» , «Космос» , «Транспорт» , «Дом и его части» , «Мебель» , «Посуда» , «Игрушки» , «Наше тело» .

Использования интерактивной доски : Среди технических новинок особое место занимают интерактивные доски, комплекс оборудования, дающий возможность педагогу сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным, а также более эффективно осуществлять обратную связь с детьми. Интерактивная доска - это устройство, использующееся с проектором и компьютером. Изображение с компьютера выводится на интерактивную доску, как на обычный экран, с помощью проектора. Используя маркер или палец , можно не отходя от доски управлять компьютерными приложениями или делать пометки поверх изображения.

Основные преимущества использования ИД : Повышение мотивации для исправления недостатков речи детей, а в работе с детьми дошкольного возраста это очень важный фактор, так как, в отличие от школьников, маленькие дети не стремятся быстрее избавиться от дефекта речи - они его не осознают. Развитие психологической базы речи : восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности. Совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки.

Использование инструментов программного обеспечения позволяют сделать занятия интересными и насыщенными. При необходимости мы можем выделить цветом нужный объект, сделать записи на экране, использовать аудио - и видеозаписи. Инструмент Drag&drop (тащи и отпусти) даёт возможность передвигать объекты, классифицировать, соединять, группировать, заполнять пропуски. Все эти задания очень нравятся дошкольникам, следовательно, они внимательны и сосредоточены на протяжении всего занятия.

ИКТ в коррекционно-развивающей работе с педагогами :

ИКТ в коррекционно-развивающей работе с родителями :

Одним из важных направлений в работе учителя -логопеда является тесная связь с родителями. При помощи электронного оборудования можно подготовить и провести родительское собрание или консультацию в нетрадиционной форме, показать презентацию, видеозаписи занятий с детьми, записать на диск игры и задания для занятий дома и т. д.

Для связи с родителями используется сайт детского сада , на котором есть страничка учителя-логопеда .

ИКТ в научно-методической деятельности :

В методической работе компьютер просто незаменим. С помощью информационно-коммуникационных технологий осуществляется сохранение информации, для выполнения расчётов, построение диаграмм, графиков, оформление документации, стендовой информации. Интернет позволяет найти ответ на любой вопрос, послать письмо по электронной почте, обменяться информацией, принять участие в обсуждениях острых проблем с коллегами, повысить свой методический уровень, участвовать в конкурсах. Использование ИКТ помогает в реализации творческих проектов.

В заключение : Необходимо помнить, что, компьютер-это не волшебная палочка, которая за один час игры перенесёт ребёнка в новый мир и сделает сразу умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых. Только тогда эти занятия дадут эффект.

Список литературы :

1. Бартенева Т. П. «Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе развития и обучения дошкольников»;

2. Логопед (журнал, № 5/2008;

3. Пятница Т. В. «Справочник дошкольного логопеда» . Ростов на Дону, «Феникс» - 2009 г;

4. Томилина С. М «Логопедия и интернет» . Журнал - «Логопед» №3/2006г;

5. Ходченкова О. А. «Использование ИКТ в работе логопеда детского сада» .

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 52 комбинированного вида г. Орла.

«Использование ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда»

Составила:

учитель-логопед

Акулиничева Ольга Николаевна

Использование ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда

Использование ИКТ в коррекционной работе

В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий, а особенно детей с ограниченными возможностями здоровья. С целью достижения новых образовательных результатов в своей работе я использую информационно-коммуникативные образовательные технологии. Свои навыки я применяю в работе: с детьми, родителями, коллегами

Использование ИКТ в работе с детьми

Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Одним из средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации и совершенствования обучения современного дошкольника, развития его творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона образовательной деятельности являются информационно-коммуникативные технологии.

Применение информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами позволяет оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, сделать его более результативным.

У детей, имеющих нарушения речи различного уровня, выявляется недостаточное понимание и различение грамматических форм; затруднения, а иногда и невозможность связно, последовательно, логично передать содержание текста; недостаточность объема словаря; вербальные замены; при осложненном варианте общего недоразвития речи имеют место определенные сложности при автоматизации поставленных звуков. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

Направления коррекционной работы с использованием ИКТ: развитие связной речи, обучение грамоте, формирование зрительно-пространственных отношений, работа над звукопроизношением, формирование лексико-грамматических категорий, коррекционно-оздоровительное направление.

На подгрупповых и индивидуальных занятиях по формированию лексико-грамматических категорий, по развитию связной речи, формированию звукопроизношения я использую компьютерные презентации. Это дает возможность показать наглядно информацию в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника - игре.

ИКТ позволяют мне в доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.

С помощью ИКТ легко привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией.

Использование ИКТ способствует развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов. А также дает возможность поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.

Мною созданы презентации по лексическим темам, дидактические игры и пособия. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, дождь. А также мною подобраны аудиозаписи классических или современных произведений, песни из детских мультфильмов по соответствующим темам.

Практика показала, что использование ИКТ в логопедической работе позволяет добиться положительных результатов.

ИКТ в работе с педагогами и родителями

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда дает возможность расширить творческие способности самого педагога, что оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие детей с ОВЗ.

Использование компьютерных технологий я применяю в оформлении перспективных планов работы, конспектов НОД, результатов педагогической диагностики, аттестационных материалов, портфолио ребёнка и т. д.

Умение пользоваться интернетом позволяет быть в курсе событий, происходящих в педагогических сообществах, отслеживать анонсы событий (проведение конкурсов, семинаров, получать консультации по возникшим проблемам, использовать электронную почту, а также размещать свои работы на сайтах, там же знакомиться с разработками мероприятий своих коллег.

«Скайп» (видеочат) помогает принимать участие в видеоконференциях и вебинарах с коллегами.

Используя компьютерную сеть Интернет можно быть в курсе всех событий в мире, читая электронные СМИ – журналы, газеты, статьи официальных сайтов.

ИКТ я активно использую и в работе с родителями при оформлении информационных стендов, родительских уголков, домашних заданий.

Особое место при использовании ИКТ занимает работа с родителями. Она позволяет продемонстрировать любые документы и фотоматериалы; обеспечить индивидуальный подход; оперативно представить и получить информацию; использовать ИКТ при проведении родительских собраний.

Таким образом, использование информационных технологий в логопедической работе дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Розова Вера Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 99"
Населённый пункт: город Рыбинск, Ярославская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда"
Дата публикации: 05.04.2017
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное дошкольное

образовательное учреждение детский сад № 99

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ

УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Методическая тема

Розовой Веры Владимировны,

учителя-логопеда детского сада № 99

г. Рыбинска

Рыбинск, 2016 год

Введение_____________________________________________________ 3-4

Глава 1.

1.1 Актуальность использования ИКТ в коррекции речевых нарушений старших

дошкольников________________________________________ 5-7

1.2 Информационно-коммуникативные технологии как эффективное средство

коррекционно-развивающей работы с детьми_______________________ 8-9

Принципы

организации

учителя-логопеда

использованием

информационно-коммуникационных технологий___________________10-13

коррекционной

логопедической

применением

ИКТ___________________________________________________________14-16

Глава 2.

Заключение____________________________________________________

Список литературы_____________________________________________

Приложение____________________________________________________

Введение

Процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном

образовании как общая основа воспитания и обучения детей, что обусловлено

исключительной ролью речи в жизни человека. При расширении связей ребенка

с окружающим миром очень важно, чтобы его хорошо понимали и сверстники,

взрослые,

овладение

приобретений в дошкольном возрасте.

В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями

соответственно,

возникает

необходимость

наиболее

эффективного

обучения

Известно,

использование

коррекционной

разнообразных

нетрадиционных

методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с

различной

патологией

познавательную

активность,

повышает

эффективность логопедической работы в целом.

Мы живем в эпоху всеобщей глобализации и стремительного развития

цифровых технологий, поэтому применение информационно-коммуникативных

технологий (ИКТ) в работе учителей-логопедов дошкольных учреждений –

необходимость, закономерный шаг, позволяющий идти в ногу со временем,

делающий

эффективными

презентабельными

направления

профессиональной деятельности.

В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики

является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового

речевого

развития

отмечают

применение

компьютерной

позволяет

оптимизировать

педагогический

индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно

повысить

эффективность

деятельности.

структура

нарушений

определяет

необходимость

проведения

планомерной

системной

коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия. Оптимальному

способствуют

специализированные

компьютерные

технологии.

применение

компьютерных

технологий

процессе

коррекции речевых нарушений у детей позволяет выделить следующую цель и

Цель

разработать

коррекционно-логопедической

дошкольниками

использованием

информационных

компьютерных

технологий.

Задачи:

Способствовать

повышению

мотивационной

готовности

совместной деятельности с логопедом.

Формировать

активную

полноправного

участника

коррекционного процесса.

3) Формировать и развивать языковые и речевые средства, коммуникативные

навыки, высшие психические функции.

4) Способствовать сокращению сроков овладения детьми полноценной речевой

деятельностью, являющейся залогом успешного взаимодействия ребенка со

сверстниками и взрослыми.

Осуществлять

индивидуализацию

коррекционного

процесса,

учитывая

образовательные потребности каждого ребенка.

Изучение

специальной

литературы

показывает,

большинство

разработок по данной проблеме фрагментарны и раскрывают лишь некоторые

стороны внедрения ИКТ в коррекционно-развивающий процесс. Важность и

своевременность совершенствования процесса коррекционного обучения детей,

страдающих речевыми нарушениями, при помощи компьютерных технологий,

научная и практическая значимость этих проблем определяют актуальность

исследования данной темы.

Актуальность использования ИКТ в коррекции речевых нарушений

старших дошкольников

Компьютеризация образовательных учреждений способствует внедрению

речевыми

нарушениями.

компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а

затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования

таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и

внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность

ребенка к обучению.

Недоразвитие

вербальной

нарушения

внимания

неустойчивости

концентрации

необходимым

проведение

целенаправленной работы по преодолению этих расстройств. В этом случае

применение

информационных

компьютерных

технологий

становится

особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в

привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и

делает его осмысленным и долговременным.

В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать

трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Решая,

заданную

компьютерной

программой

проблемную

ситуацию,

стремиться

достижению

положительных

результатов,

подчиняет

действия поставленной цели. Таким образом, использование компьютерных

средств обучения помогает развивать у дошкольников такие волевые качества,

как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.

Компьютерная

призвана

учителю-логопеду

коррекционных занятиях делать то, что без компьютера делать чрезвычайно

сложно, делать то, чего не делали раньше, по-новому и более качественно

делать то, что делали раньше.

Еще К. Д. Ушинский отмечал: «Детская природа требует наглядности».

Английская пословица гласит: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил». По

исследований,

запоминает

услышанного

увиденного,

одновременно.

Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ребёнка легче

заинтересовать и увлечь, когда он воспринимает согласованный поток звуковой

и зрительной информации.

Но часто возникают проблемы, где найти нужный материал и как лучше

его продемонстрировать. Имеющийся в детском саду материал устаревает, а

приобретение нового требует много материальных затрат. Изготовление своими

способностей,

соответствует

требованиям к наглядности. Необходимость повышения качества наглядного

материала

задуматься

использовании

компьютерных технологий.

Контингент дошкольников, воспитывающихся в детском саду, составляют

дети, имеющие разный уровень речевого развития. Организация обучения этих

предусматривает

постоянную

эмоциональную поддержку дошкольников на занятиях. Одной из центральных

проблем в логопедической работе является мотивация дошкольников. Очень

часто ни желания учителя-логопеда, ни владение методикой коррекции речи

недостаточно

положительной

динамики

речевого

развития

Внедрение

информационно-коммуникативных

технологий

является новой ступенью в образовательном процессе. Учителя-логопеды не

только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого

использования ИКТ в своей практике. Воспитанники детского сада малы, но

они родились и растут в мире, где компьютер обычная вещь. Интересная,

притягательная и привычная. Как бы интенсивно не велись споры за и против

работы детей с компьютерами, мы не уйдём от необходимости применения

компьютерных технологий в педагогической практике.

Компьютерные

технологии

позволяют

создавать

потребностей каждого ребенка.

Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети

имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном

объеме. Использование красивых картинок, элементов анимации и сюрпризных

моментов

позволяет

заинтересовать

помогает

разнообразить

коррекционный процесс, делает его выразительным. Дети получают одобрение

не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов,

сопровождающихся звуковым оформлением.

Разработанные

материалы,

применяемые

различных

коррекционно-образовательной работы, должны соответствовать требованиям и

использоваться

гармоничном

сочетании

традиционными

технологиями

логопедической помощи детям, испытывающим трудности в усвоении устной

использовании

учителем-логопедом

выделить

преимущества,

информационная

компактность,

доступность,

наглядно сть,

эмоциона льная

привлекательно сть,

м о б и л ь н о с т ь,

многофункциональность,

процессе

обучения

положительным

результатам. Причем компьютер не заменяет работу педагога, а дополняет ее и

делает более эффективной.

Информационно-коммуникативные технологии как эффективное средство

коррекционно-развивающей работы с детьми

Информационно-коммуникативные

технологии

перспективным

средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения

речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные

варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной

электроники и телекоммуникаций.

использования

отечественной

педагогике

положены

психолого-педагогические

методологические

положения,

разработанные

Л.С.Выготским,

П.Я.Гальпериным,

В.В.Давыдовым,

А.В.Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, А.Р.Лурия, Д.Б.Элькониным и др.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств

обучения, все чаще применяемых в специальной (коррекционной) педагогике. В

последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах

специального

обучения

характере

профессионального

мышления

специалистов. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется

в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли

бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми

познавательными потребностями (И.К.Воробьев, М.Ю.Галанина, Н.Н.Кулишов,

О.И.Кукушкина и др.).

Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют

специалиста

коррекционного

обучения,

дополнительный

возможностей

коррекции

отклонений

развитии

ребенка. Учителю-логопеду, применяющему в работе компьютерную технику,

необходимо решить две основные задачи специального обучения: сформировать

пользоваться

компьютером

применять

компьютерные

технологии для их развития и коррекции нарушений речи.

Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими отклонения в

развитии,

предполагает

использование

специализированных

адаптированных

компьютерных

программ

обучающих,

диагностических

развивающих).

применения

профессиональной

компетенции

педагога,

использовать

возможности,

включать

информационные

технологии

обучения

каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а

предоставляя

воспитаннику

деятельности.

Приоритетная

применения

специальной

(коррекционной)

педагогике

обучении

адаптированным

информатики

вычислительной

комплексном

преобразовании

обитания,

создании

обоснованных

средств развития активной творческой деятельности.

Эффективность обучения детей с различными нарушениями, в том числе

речевыми,

готовности

специалистов

компьютерным

программам.

Специальное

включение

компьютерных

программ

логопедического

воздействия,

направленного

преодоление

нарушений

оптимизирует

коррекции

содействует

гармонизации

развития.

Информационные

мультимедийные

учитывают

дошкольного

образования

направлены на создание системы по преодолению недостатков устной речи и

комплексной подготовки данной категории детей к обучению в школе.

Принципы организации работы учителя-логопеда с использованием

информационно-коммуникационных технологий

Основываясь,

исследованиях,

посвящённых

разработке

обоснованных принципов и требований к информационным педагогическим

технологиям

обучения

(В.П.Беспалько,

О.И.Кукушкина),

реализация

инновационных

технологий

коррекционно-развивающей

логопеда с детьми дошкольного возраста строится на следующих принципах:

Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений.

Использование

информационных

технологий

коррекционном

процессе

способствует

активизации

компенсаторных

механизмов

сохранных видов восприятия. Работа по коррекции общего недоразвития речи, а

также контроль над результатами деятельности дошкольников проводится с

зрительное

слуховое

восприятие.

Визуализация

информации

происходит

монитора

до ступных

мультипликационных

символов.

некоторых

упражнениях,

вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной опоры

на слух (воспроизведение заданного ритма). Это позволяет

сформировать

устойчивые

визуально-кинестетические и визуальноаудиальные условно-

рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной

логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые

навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.

системного

коррекции

нарушений.

Информационные технологии позволяют работать над системной коррекцией и

развитием

следующих

характеристик:

звукопроизношения,

просодических

компонентов

фонематических

процессов,

лексических

грамматических средств языка, артикуляционной моторики, обратных речевых

кинестезий, мелкой моторики пальцев рук (работа с манипулятором «мышь»,

клавиатурой), слухового и зрительного восприятия, внимания, вербальной и

зрительной памяти, эмоционально-волевой и мотивационной сферы, словесно-

логического мышление детей.

Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей с

нарушениями

развития.

Компьютерные

программы

предусматривают

возможность

объективного

определения

актуального

ближайшего

развития

индивидуальной

настройки

параметров

программ.

Упражнения

программ

возрастающей

сложности,

позволяет учитывать при проведении коррекционной работы индивидуальные

возможности и коррекционно-образовательные потребности ребёнка.

систематичности

последовательности

обучения.

Структура

компьютерных

программ

позволяют

использовать

полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к

сложному.

до ступно сти

обучения.

з а д а н и й

специализированных

компьютерных

программ

предъявления

соответствуют

возрастным

особенностям

дошкольников.

предъявляются детям в игровой форме. Визуализация деятельности ребёнка и

объективная

происходят

монитора

доступных

мультипликационных

символов.

Художественное

исполнение

программ

отражает

существенные

изображаемых

объектов,

выдержано

подчинено

коррекционного

обучения детей.

индивидуализации

обучения.

Специализированные

компьютерные

программы

предназначены

индивидуальных

подгрупповых занятий с детьми и позволяет построить коррекционную работу с

учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.

Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и

их реализации. Ведущая роль в обучении с использованием компьютерных

программ принадлежит учителю-логопеду, однако решение поставленных задач

деятельностной

компьютерной

доступными

средствами осуществляет ребёнок.

Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. В

программах

результаты

деятельности

представляются

визуально

мультипликационных

символов,

исключающих

субъективную оценку. Кроме того, программы содержат цифровые оценочные

шкалы, позволяющие установить объективное состояние речевых и языковых

средств ребёнка. Оценка деятельности осуществляется программой и в устной

заведомо

исключает

отрицательную

создания

ситуации

формирования

положительного

преодоление затруднений, возникших в процессе выполнения заданий. Таким

образом, программы дают объективную оценку результатов деятельности в трёх

вариантах

визуально,

звуковом

цифровом

позволяет

дальнейшем

сформировать

самоконтроля

собственной

стратегии

обучения

введения

проблемную

ситуацию.

Практический

дошкольного

возраста

показывает,

применение

игрового

принципа

обучения,

учитывающего основной вид деятельности ребёнка, и создание проблемной

ситуации

жизненный

дошкольника

позволяет

наиболее

эффективно

учитывать

возрастные

особенности

обучения с предъявлением пользователю конкретного задания, варьируемого в

зависимости

индивидуальных

возможностей

коррекционно-

образовательных потребностей, позволяет эффективно решать поставленные

коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования

доступности компьютерного средства обучения.

Один из способов создания проблемных ситуаций – это привлечение

героев-помощников.

компьютерным

специально

подобранные задания позволяют развивать у детей коммуникативные навыки

путём моделирования ситуации общения.

воспитывающего

обучения.

компьютерными

программами позволяет воспитывать у дошкольников волевые и нравственные

качества. Этому способствует также деятельность ребёнка, направленная на

решение проблемной ситуации, желание достичь необходимого результата при

повышенной мотивации деятельности.

интерактивности

компьютерных

обучения.

Использование

компьютерных

программ

смоделированной

проблемной ситуации происходит одновременно с осуществлением обратной

анимации

символов,

предоставлением

объективной

результатов

деятельности.

компьютера

выступает

забавный

компьютерный

объясняет

ребёнку цель и правила выполнения предлагаемого задания, помогает ему, даёт

итоговую

промежуточную

деятельности,

дополнительную положительную мотивацию при работе с программами.

Остановимся на некоторых особенностях организации коррекционного

процесса.

Анализ моей логопедической практики свидетельствует, что через игру у

дошкольного

возраста

развитие

происходит

дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности. С помощью

представленных

учебно-дидактических

передаются

определенные

знания, совершенствуются представления об окружающем мире, развивается

формируются

деятельности,

развивается

логическое

мышление, тренируется память, внимание, воспитывается самостоятельность,

сосредоточенность, усидчивость.

Компьютерно-опо средованное

логопедиче ское

в о з д е й с т в и е

осуществляется поэтапно:

мотивационно-ознакомительный,

обеспечивающий

формирование

мотивационной готовности ребенка с речевыми нарушениями к участию в

коррекционно-воспитательном процессе с использованием

ИКТ. Основные

направления работы:

Создание установки на активное, сознательное участие ребенка в этом

процессе.

Преодоление психологического барьера между ребенком и компьютером с

помощью создания ситуации успеха.

Ознакомление детей с внутренними правилами, по которым работает

компьютерная программа.

Повышение мотивации детей к занятиям с логопедом, развитие более

высокой мотивационной готовности к обучению.

направленный

коррекцию

недостатков устной речи дошкольников. Основные направления работы:

1. Пошаговое,

вариативное

использование

компьютерных

заданий с постепенным усложнением, направленных на коррекцию и развитие:

речевого дыхания;

артикуляционного праксиса;

звукового анализа и синтеза;

словарного запаса;

связной речи.

Формирование

сотруднических

взаимоотношений

ребенком

логопедом.

III этап - саморазвивающийся,

формирующий

самоконтроль

п р о с о -

дической и произносительной сторонами речи. Основные направления работы:

Автоматизация поставленных звуков.

Обогащение лексического запаса и развитие связной речи.

Адекватная оценка ребенком своих действий.

Творческое выполнение заданий.

IV этап - аналитико-диагностический, предназначенный для сбора необходимой

информации о состоянии динамики и результатах процесса развития речи.

специалистов

детского

наметить

дальнейший

коррекционно-образовательной деятельности с целью достижения наибольшей

эффективности в речевом развитии каждого воспитанника. На данном этапе

были выявлены так же наиболее результативные программы, пособия, приемы,

взаимодействия

родителями

вопросам

исправления

недостатков в речевом развитии.

Для формирования речемыслительной деятельности в детском саду был

создан банк специализированных компьютерных развивающих и обучающих

программ,

учитывающих

закономерности

особенности

речевого

развития детей.

Созданная

медиатека,

позволяет

осуществить

системный

формированию

речемыслительной

деятельности

активным

вовлечением

родителей

логопеда

приобщить

родителей

коррекционной

ознакомить

приемами

обучения

развития

Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка.

В состав моей медиатеки входят:

Отчётная документация, методическая литература и дидактические пособия в

электронном варианте;

Компьютерные программы для коррекции речи;

Мультимедийные презентации;

Логопедические распевки и чистоговорки на DVD и аудиодисках;

Аудиоазбука; фото – и видеоматериалы.

Варианты использования ИКТ в логопедической работе могут быть

следующими:

Подготовительный этап:

При проведении артикуляционной гимнастики.

Для развития речевого дыхания.

Как зрительный тренажёр.

При подготовке руки к письму.

Для включения в занятие.

Этап автоматизации:

Чтобы продолжить игру, нужно произнести звук правильно.

Этап дифференциации:

Задания на классификацию слов с изучаемым звуком.

Роль компьютерной дидактической игры в логопедических занятиях

коррекционно-логопедической

деятельности

занимает компьютерная дидактическая игра - КДИ.

деятельности

взаимодействия

компьютера,

ограниченный

правилами

направленный

достижение

обучающей цели.

К компьютерной дидактической игре предъявляю следующие требования:

целесообразность КДИ

оптимальное сочетание КДИ с другими методами обучения

чёткость правил

динамичность КДИ

решение дидактических целей

чёткая система оценивания

возможность рефлексии после игры

Это и тренажёр для речевой реабилитации и коррекции звукопроизношения детей.

Компьютерные

программы

используемые

коррекционно-

развивающей деятельности с детьми, имеющими нарушения речи:

«Игры для Тигры»

Комплексная логопедическая программа, предназначенная для коррекции ОНР у

детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Программа

Фонематика.

Просодика.

Звукопроизношение.

Игры для Тигры содержат:

упражнение на дыхание (выработку длительной и сильной воздушной струи)

уроки на ритмичное повторение заданного звука (слога, слова)

упражнение на звуковой анализ и синтез

лексические упражнения

Всего более 50 упражнений.

Эта игра показана при коррекции дислалии, дизартрии, ринолалии, заикании.

Компьютерная игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно»

Состоит из следующих блоков:

Неречевые звуки.

Звукопроизношение.

Речевые звуки.

Развитие связной речи.

Методика

опережающего

обучения.

Подобраны

Предназначена

обучения

занимательных

Красочная мультипликация и анимация. Игры озвучены известными актёрами.

I ступень - «Букварик».

II ступень - «Слогарик».

III ступень - «Карта с заданиями».

Всех малышей, которые успешно выполнили задания, ждёт сюрприз от Бабы Яги

Мерсибо.

Интерактивный

портал

специалистов

90 игр для развития речи, памяти, внимания, кругозора, обучения чтению и счету,

подготовки к школе и успешной учебе в начальных классах.

Мотивационные элементы, встроенные в систему, помогают ребенку оставаться

заинтересованным

развития

становится

интересным

закрепляет

устойчивую

ассоциацию

""Учиться

здорово!"

Рассчитанные

развивающие

покрывают

большинство

необходимых

подготовки

дошкольников

учеников

младших классов. Доступ ко всем играм осуществляется онлайн, что позволяет

ребёнку заниматься из любого места, где есть Интернет и компьютер: дома, на

даче, в гостях у бабушки, на отдыхе.

«Звуковой калейдоскоп»

интерактивных

развития

фонематического

дошкольников. На диске находится 11игр на развитие фонематического слуха и

звуко-буквенного

Большинство

настройки,

которых Вы можете:

выбирать нужные буквы и звуки

устанавливать длительность игры

ставить свои задачи, исходя из индивидуальных особенностей детей.

Использование

мультимедийных

презентаций

коррекционной

работе с дошкольниками

Для решения локальных коррекционных задач в работе с конкретными

воспитанниками детского сада, кроме компьютерных игр, в коррекционной

работе используются и мультимедийные презентации, созданные с помощью

программы

Point. Благодаря

последовательному

появлению

изображений на экране дети имеют возможность выполнять упражнения более

внимательно

Использование

анимации

сюрпризных

моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети

получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде

картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

Что даёт применение презентаций в работе с детьми?

1. Неисчерпаемый источник информации.

2. Развитие познавательной активности ребёнка.

3. Реализацию целей и задач коррекционной работы в игровой форме.

4. Повышение мотивационной составляющей.

5. Формирование учебной деятельности.

6. Доступность изложения материала.

7. Наглядность и красочность подачи материала.

Компьютерные

технологии

позволяют

создавать

использовать на занятиях мультимедийные презентации, игровые упражнения и

задания с учетом возраста, индивидуальных особенностей и образовательных

потребностей каждого ребенка.

Мною были созданы следующие презентации:

«Маша готовится к школе» (Автоматизация звука Ш)

«Лиза Барбоскина учится говорить звук Р» (Автоматизация звука Р)

Барбоскина

говорить

(Дифференциация

звуков Р и Рь)

Гармоничное

сочетание

традиционных

применени ем

презентаций

программе Power

позволяет

существенно

повысить

мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно сократить время на

преодоление речевых нарушений.

программа

позволяет

подготовить

презентацию

логопедическому

материал

представлен

звуковыми и анимационными эффектами. Компьютер позволяет задействовать

визуальный канал восприятия информации дошкольников (цветовая

анимационные

помогают

удерживать

произвольное

внимание

детей на занятии) и аудиальный (звуковые файлы – записанный текст, музыка

помогает

происходит

логопеда появилась возможность увеличить наглядность в процессе обучения.

Самая простая презентация – это слайд-шоу картинок с подписями, сделанное в

программе. Презентации смотрим с детьми на логопедических занятиях и в

режимные моменты.

Презентации могут быть любого типа:

просто картинки или фотографии с подписями;

по художественным произведениям;

анимированные, обычно по сказкам и стихам;

музыкальные

ознакомления

различными

музыкальными инструментами.

Используя

коррекционно-развивающей

инновационно-

коммуникативные технологии, необходимо помнить и заботиться о состоянии

здоровья

дошкольников.

Изучив СанПиН

"Санитарно-

эпидемиологические

требования

устройству,

организации

режима работы дошкольных образовательных организаций» (постановление от

подобрала

выполняю

следующие

упражнения:

Комплексы упражнений для глаз.

Комплексы упражнений физкультминуток.

Комплексы упражнений физкультурных пауз.

Зрительная гимнастика после компьютерного занятия.

вышесказанного,

выделить

положительные

использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда:

Целенаправленное

применение

компьютерных

программ

процессе

логопедического обследования детей с речевыми нарушениями позволяет более

объективно

дифференцированно

возможности

Разработанная

дифференцированного

индивидуального

компьютерно-опосредованного коррекционного воздействия по преодолению

нарушений

составляет

своеобразное

методической

технологии логопедической работы с применением компьютерных программ.

Компьютер

становится

необходимым

средством

обучения

нарушениями речи.

3. Использование информационных технологий повышает мотивацию ребёнка к

логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной

активности, способствует повышению самооценки ребенка.

Мы считаем, что использование ИКТ в коррекционной работе учителя-

логопеда предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной

патологией

познавательную

активность,

повышает

эффективность

логопедической работы в целом. И, конечно же, применение компьютерных

программ

эффективным

способом

формирования

правильной речи и коррекции ее недостатков.

ЛИТЕРАТУРА

Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекционно-

развивающим занятиям. – М., 1994.

информационные

технологии в логопедической работе. // Логопед. -2004. - № 2.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Как помочь особому ребенку. - С-Пб., 2000.

Кукушкина

Применение

информационных

технологий

специальном образовании // Вестник образования. – М., 2003.

Лизунова Л.Р. Компьютерные средства обучения: проблемы, разработки,

внедрения.// Логопед. – 2005. - № 7.

Лизунова

Использование

информационно-коммуникативных

технологий в логопедической работе. // Логопед. - 2006. - № 4.

Репина З.А. Новые информационные технологии: специализированная

комьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» / З.А. Репина,

Л.Р. Лизунова // Вопросы гуманитарных наук. – 2004, - № 5. – С. 285-287

Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у

детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи.

М.: АРКТИ, 2001.

Комарова

Комарова

Информационно

коммуникационные технологии в дошкольном образовании- М.: Мозаика-

С и н т е з,

10. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная

речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. -

1998. - № 1.с.47-55.

Королёва

«Использование

информационных

технологий в образовательном процессе», ж. «Дошкольное воспитание »,

Бревнова

«Дошколёнок

компьютер»,

« У ч и т е л ь » ,

В о л г о г р а д,

Кукушкина

Компьютер

специальном

обучении.

Проблемы.

поиски, подходы //Дефектология. 1994. - № 5.

14. Лопатина Л. В., Серебрякова П. В. Преодоление речевых нарушений у

дошкольников. СПб.: Изд-во РГПУ им. Л. И. Герцена; Изд-во “Союз”, 2001.

Лизунова

Использование

информационно-коммуникационных

технологий в логопедической работе.




Методика опережающего обучения. Впервые на компьютере азбука в стихах и играх. Обучение навыкам чтения на базе занимательных игр. Красочная мультипликация и анимация. Игры озвучены известными актерами. Профилактика оптической дисграфии. Частушки про буквы на бис. АнимацияЗвук Возможно сть использов ания в логопед. группе Разно- образие заданий Коли- чество разделов, использу- емых в работе Соответ- ствие цены и качества Средний балл 5555все55


Программа специально разработана для детей от 3 до 5 лет. Включает 15 тематических заданий. Дает понятие о гласных и согласных звуках. Великолепная мультипликационная графика. Игра озвучена профессиональными актерами. АнимацияЗвук Возмож- ность использов ания в логопед. группе Разно- образие заданий Коли- чество разделов, использу- емых в работе Соответ- ствие цены и качества Средний балл из15 54,4


Предназначена для коррекции ОНР у дошкольников и младших школьников. В программе более 50 упражнений, собранных в четыре тематических блока: ФОНЕМАТИКА, ПРОСОДИКА, ЛЕКСИКА, ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ. Для работы с блоком ПРОСОДИКА потребуется обычный микрофон. АнимацияЗвук Возможно сть использов ания в логопед. группе Разно- образие заданий Коли- чество разделов, использу- емых в работе Соответ- ствие цены и качества Средний балл из 4 55


АнимацияЗвук Возможно сть использов ания в логопед. группе Разно- образие заданий Коли- чество разделов, использу- емых в работе Соответ- ствие цены и качества Средний балл из7 54,2 Игра учитывает особенности детской психологии. В играх используются хорошо знакомые и любимые персонажи, и прежде всего Незнайка. Отличная графика, выполненная замечательными художниками, озвучивание на студии "Союзмультфильм". 12 разнообразных оригинальных игр, в которые приятно и весело играть. Формирование словаря по теме «Одежда». Развитие мелкой моторики. Формирование быстроты реакции.


АнимацияЗвук Возможно сть использов ания в логопед. группе Разно- образие заданий Коли- чество разделов, использу- емых в работе Соответ- ствие цены и качества Средний балл 5555все55 Диск разработан специально для обучения дошколят основным понятиям, необходимым для школы: цвет, направление, форма, размер, обучение числам, развитие логического мышления.


Игра разработана специалистами в области обучающих развлекательных программ. Обучение основам техники чтения и элементарной арифметике. Уроки творчества: музыка, пение, работа с цветами и формами. Слова и счет на испанском языке. Занятия по расширению кругозора и эрудиции. АнимацияЗвук Возможно сть использов ания в логопед. группе Разно- образие заданий Коли- чество разделов, использу- емых в работе Соответ- ствие цены и качества Средний балл из6 43


Тренажер позволяет работать с любыми речевыми единицами от звука до текста, решать логопедические задачи: от коррекции речевого дыхания и голоса до развития лексико-грамматической стороны речи, многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал, одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти. 40 упражнений распределены по блокам: звук, буква, слог, слово, предложение, текст.


Отсутствие жестких временных рамок, мешающих при обучении. Успокаивающая музыка, озвученные профессиональными актерами диалоги. Несложные задания, рассчитанные на поэтапное усвоение материала. Минимальные системные требования. АнимацияЗвук Возможно сть использов ания в логопед. группе Разно- образие заданий Коли- чество разделов, использу- емых в работе Соответ- ствие цены и качества Средний балл,8


Десять обучающих заданий, подобранных специально для дошкольников. Каждое задание – маленькая забавная история из жизни Лунтика и его друзей. Замечательная графика и анимация. АнимацияЗвук Возможно сть использов ания в логопед. группе Разно- образие заданий Коли- чество разделов, использу- емых в работе Соответ- ствие цены и качества Средний балл 5555все55


Звуковое и текстовое сопровождение в стихотворной форме. Развитие навыков логического мышления, зрительной и слуховой памяти, пространственного воображения, зрительного и слухового восприятия. Озвучивание игры известными актерами. Красочная мультипликация и flash-анимация. Возможность выбора игр в любой последовательности. АнимацияЗвук Возможно сть использов ания в логопед. группе Разно- образие заданий Коли- чество разделов, использу- емых в работе Соответ- ствие цены и качества Средний балл 5555все55


Основная идея этой программы - сделать чтение и письмо увлекательной игрой с «живыми», "говорящими" буквами. Задания, которые предстоит выполнять ребенку, таковы: найди букву на экране, вставь пропущенную букву в слово, напечатай букву или слово и т.д. АнимацияЗвук Возможно сть использов ания в логопед. группе Разно- образие заданий Коли- чество разделов, использу- емых в работе Соответ- ствие цены и качества Средний балл 4445все54,4


Вместе с Лёликом ребенок может узнать много интересного: познакомится с цифрами и алфавитом; научится определять форму и цвет предметов; поиграет в игры, развивающие воображение, память и реакцию; получит представление о природе, временах года и погоде. И все это ненавязчиво и весело! АнимацияЗвук Возможно сть использов ания в логопед. группе Разно- образие заданий Коли- чество разделов, использу- емых в работе Соответ- ствие цены и качества Средний балл 5555все55




В первом разделе два режима работы: « Изучение » и « Задание », что позволяет осуществлять дифференцированный подход. В режиме « Задание » предусматривается несколько уровней сложностей. Раздел Речевые звуки включает в себя: Голосистые звуки (три уровня сложности), Безголосые звуки, звуки – двойняшки, Сердитые и ласковые звуки В этих подразделах дети учатся узнавать звуки в словах, считать количество звуков на слух, определять расположение изучаемого звука в слове, определять количество слогов в слове, выделять слова, обозначающие одушевлённые и неодушевлённые предметы Раздел Развитие связной речи представлен играми – заданиями следующих типов: - Слово – действие, Подбери действие, Слово – признак, Подбери признаки с несколькими уровнями сложностями; - Составляем описание; - Послушай рассказ. Ценность этого комплекса в том, что в каждом задании трёх разделов на панели меню имеется клавиша Отключить / Включить голос диктора, которая отключает все дикторские инструкции. Используя эту клавишу, логопед может самостоятельно объяснять ученикам все задания с целью достижения лучшего понимания задачи.


Домашний логопед Домашний логопед Мультимедийный диск предназначен для работы над звуками речи и представлен разделами: Согласные звуки. Гласные звуки. Советы родителям. Мини – игры Звуковичок, Угадай – ка. В первых двух разделах в игровой форме содержится материал, который помогает сделать произношение чётким, и представлен подразделами: - правильная артикуляция звуков; - подготовительные упражнения; - постановка звуков; - автоматизация в слогах, словах, предложениях, фразовой речи; - весёлые скороговорки; - поучительные пословицы и поговорки. Мини – игры Звуковичок, Угадай – ка формируют навыки правильного произношения звуков, помогают развивать фонематический слух.


«Компьютерный практикум для логопедических занятий в начальной школе» Он предназначен для практической отработки знаний, умений, навыков с детьми 6-10 лет. В состав практикума вошло 20 компьютерных игр и около 1500 дидактических упражнений. Практикум включает пять разделов: Подготовительный. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. Восполнение пробелов лексико – грамматического развития. Развитие пробелов в формировании связной речи. Развитие индивидуальных качеств учеников. Контроль за ходом выполнения игры сопровождается звуковыми сигналами. При правильном действии они более мелодичные, при неправильном – более тревожные. Но самое главное – это наличие Конструктора урока, благодаря которому самостоятельно строить занятие, выбирая только нужные упражнения, задавая длительность каждого из них.


Компьютерные программы «Лента времени» - программа поможет выявить, систематизировать, расширить и обогатить тот опыт впечатлений, который был накоплен самим ребенком на протяжении всего предшествующего периода жизни (от ребёнка требуется рассмотреть фотографии окружающего мира и соотнести их с сезонами года) «Солнечный замок» - серия упражнений для детей от 3 до 6 лет, направленных на коррекцию фонетико-фонематической стороны речи. «Читаем сами» - развитие речи детей с задержкой речевого развития. «Учимся запоминать» - формирование словаря по темам: «Домашние животные и птицы», « Животные жарких стран»; формирование представлений о целостности предметов.


Компьютерные программы МИР ЗА ТВОИМ ОКНОМ - программа предназначена для детей, имеющих самые разные проблемы в развитии, обучающихся в специальных школах, специальных классах при массовых школах, подготовительных группах детских садов, реабилитационных центрах. Программа особенно полезна тем детям, которые испытывают трудности в анализе явлений окружающей действительности, общении, систематизации и словесном выражении накопленных впечатлений и представлений. «В ГОРОДСКОМ ДВОРЕ» - авторами создан уникальный инструмент обучения – Калейдоскоп, позволяющий собирать десятки вариантов картин жизни обычного городского двора в любой сезон года, экспериментировать с признаками, осмысливать границы допустимых изменений, устанавливать соответствие между образом и словом.


Компьютерный комплекс "РЕЧЕВОЙ КАЛЕЙДОСКОП" Применение программы рассчитано на любой возраст: от дошкольников до взрослых людей. Условно в программе компьютерного комплекса можно выделить 4 группы модулей по своему назначению: I группа предназначена для работы над дыханием и голосом; II группа – для работы над звуками речи; III группа – для работы над произношением в целом; IV группа – для развития слухового восприятия и слухового контроля за собственной речью. "Речевой калейдоскоп" может быть использован: на этапе постановки звука, в ходе коррекции и дифференциации звуков друг от друга и на этапе автоматизации. С этой целью программой предусмотрено почти в каждом модуле по 2 варианта игр.


Требования к организации занятий: включать игру лучше к концу занятия; продолжительность работы с компьютером – не более 10 минут; периодичность – 2 раза в неделю; обязательны физкультминутки и гимнастика для глаз; дозирование нагрузки при зрительных нарушениях и невротических расстройствах; противопоказания – эпилепсия.




Выводы: Компьютеризированные разработки повышают эффективность логопедического занятия. Во многих случаях они просто революционно меняют возрастные границы, темпы и качество коррекционной работы. Использование компьютера позволяет индивидуализировать коррекционный процесс.