Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ясенецкая средняя школа

Доклад на РМО

учителей начальных классов

Тема: «Индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально- ориентированные образовательные программы

с учетом личностных и возрастных особенностей

учащихся»

Подготовила:

учитель начальных классов

МБОУ Ясенецкая СШ

Шкарина Анна Михайловна

2016

Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным.

Учебный труд должен приносить радость, желание вновь и вновь познавать новое. Современная школа осуществляет работу с уч-ся на основе:

    уважения личного достоинства каждого воспитанника, его индивидуальных жизненных целей, запросов и интересов;

    ориентируется не только на подготовку к будущей жизни, но и на обеспечение полноценного проживания каждого возрастного этапа в соответствии с его психофизиологическими особенностями.

Индивидуальный подход рассматривается как организация педагогического воздействия с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка.

Одним из вариантов, способствующим реализации индивидуальных образовательных потребностей и прав уч-ся на выбор своего пути развития, является индивидуально-образовательная программа или маршрут.

Индивидуальный маршрут это учет психологических и индивидуальных особенностей ребёнка, его интересов, жизненной позиции, уровня обучаемости. Индивидуальный маршрут выстраивается во взаимодействии педагога и психолога.

Для кого, прежде всего, нужен индивидуальный маршрут? Для слабоуспевающих детей, которые не успевают за темпом работы класса. Для одаренных детей, которым работа класса может наскучить, и им будет не хватать темпа и открытия нового. Конечный результат должен показать, что ребенок чувствует себя в учебном процессе комфортно и учится с радостью.

Термин «индивидуальный образовательный маршрут» (ИОМ) одновременно и определенное, и чрезвычайно широкое понятие. Возникнув как результат практической деятельности образовательных учреждений, ориентированных на принципы обеспечения индивидуальных запросов обучающихся в образовательном процессе, он приобрел и зону неопределенности, связанную с наличием различных смежных понятий: «индивидуальный учебный план», «индивидуальная образовательная траектория», «индивидуальная образовательная программа».

Варианты интерпретации понятия индивидуального образовательного маршрута графически представлены на схеме.

Ряд авторов (Е. С. Заир-Бек, Е. И. Казакова, А. П. Тряпицына) связывают понятие индивидуального образовательного маршрута с понятием «образовательная программа», позволяющим овладеть определенным уровнем образованности. Если траектория «след», то маршрут - план этого «следа», заданные координаты начального и конечного значения характеристик. Индивидуальная образовательная траектория предполагает обязательное наличие индивидуальной образовательной программы. В общем случае маршрут предполагает рассмотрение образовательного процесса как средства достижения личностных целей саморазвития и самосовершенствования, самооткрытие школьником новых возможностей в формах, приемах деятельности.

В зависимости от выбранного подхода реализации индивидуального образовательного маршрута могут быть достигнуты различные цели : компенсация учебных трудностей; расширение сферы знаний применительно к определенной учебной дисциплине.

Наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» существует понятие « индивидуальная образовательная траектория » (Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Н.Н. Суртаева, И.С. Якиманская и др.), обладающее более широким значением и предполагающее несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект).

Индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута , а также разработанный способ его реализации.

Индивидуальный учебный план выполняет функцию прогнозирования для старшеклассника – «Я выбираю предметы для изучения»; индивидуальная образовательная программа выполняет функцию проектирования для старшеклассника – «Я составляю программу образовательной деятельности» и, наконец, индивидуальный образовательный маршрут конструирует образовательную деятельность – «Я определяю, в какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована образовательная программа».

Принципы проектирования ИОМ (Т.Н. Князева):

    Принцип систематической диагностики

    дифференцированного (индивидуального) подбора педагогических технологий

    контроля и корректировки

    систематичности наблюдений

    Принцип пошаговой фиксации

Обязанности учителя, обеспечивающего индивидуальный образовательный маршрут:

    • Оценка готовности ребёнка к переходу на обучение по индивидуальному образовательному маршруту.

      Выбор совместно с учеником индивидуального образовательного маршрута.

      Корректировка образовательного маршрута.

      Контакты с родителями ученика.

      Подведение результатов.

Алгоритм создания индивидуального образовательного маршрута

    Исследования обучающихся, анализ состояния:

    диагностика базового (стартового) уровня и выявление индивидуальных особенностей обучающегося;

    дифференциация обучающихся;

    Постановка, совместно с обучающимся, цели и определение образовательных задач. Определение срока действия маршрута.

    Отбор содержания образовательного маршрута

    Определение модели образовательного процесса

    Планирование и созданием индивидуальной образовательной программы и определение результатов ее реализации.

    Образовательная деятельность в рамках индивидуального образовательного маршрута.

    Диагностика текущих результатов и возможная коррекция индивидуального образовательного маршрута.

    Подведение итогов работы

Таким образом, технология создания индивидуального образовательного маршрута – это более или менее алгоритмизированный процесс взаимодействия педагога и обучающихся, гарантирующий достижение поставленной цели.

Я остановлюсь на системе работы по формированию учебно-познавательной компетенции при использовании индивидуальных - образовательных маршрутов или траекторий.

Индивидуальный образовательный маршрут (траектория) - это структурированная программа действий ученика на некотором фиксированном этапе его обучения.

Разрабатывается:

    для слабого ученика,

    для сильного ученика. Сильный ученик может в виду болезни или других причин пропускать много учебных дней, его знания нужно привести в норму и ликвидировать пробелы. У слабого ребенка нужно постоянно поддерживать интерес, мотивацию, ситуацию успеха. Индивидуальный образовательный маршрут может быть

    коротким

    длинным

У слабого ученика маршрут может быть рассчитан на весь учебный год, а сильному ученику бывает достаточно нескольких недель или месяцев.

Индивидуальный образовательный маршрут реализуется через различные формы организации деятельности учащихся:

- занятие в классе . При закреплении или повторении изученного, через индивидуальные задания - тренажеры, карточки. Дети работают самостоятельно, работа проверяется и оценивается.

-групповые занятия . У детей обучающихся по индивидуальному маршруту одна проблема. Учитель объединяет их в одну группу и проводит для них групповое занятие.

-самостоятельное изучение материала. Для сильного ученика. Например. Ученица переходит с обучением УМК "Школы России" на УМК"Начальная школа 21 века". Учитель дает задание для самостоятельного изучения: "Выучи и научись применять правило "Непроизносимые согласные в корне слова".Затем педагог проверяет правило и умение применить его в упражнениях.

-домашняя самостоятельная работа. Повторив правило с учителем, ребенок получает д/з на несколько дней. В назначенное время учитель проверяет его и обязательно оценивает. Все занятия и оценки фиксируются в журнале индивидуального - маршрута, который составляет и заполняет учитель.

4 вариативных образовательных маршрута:

1 для учащихся с опережающими темпами развития;

2 для учащихся с ослабленным здоровьем;

3 для учащихся с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении;

4 для одаренных учащихся с различными специальными способностями.

Алгоритм составления плана работы по индивидуальному образовательному маршруту:

1) Диагностика общеучебных умений и навыков.

2) Выяснение причин низкой успеваемости.

Причинами могут быть:

    переход на другой УМК

    несформированность самоконтроля

    отсутствие устойчивых мотивов учения

    проблемы в знаниях, умениях, навыках ученика, вследствие нерегулярности работы на уроке.

    нарушение фонематического слуха

    бедность словарного запаса

    общее недоразвитие речи

    несформированность познавательной деятельности

3) Исходя из выявленных причин, определяем направления коррекционной работы. Например:

    ликвидация общего отставания по программе

    обогащение словаря и развития речи

    формирование мотивов учебной деятельности. Обратить внимание на создание ситуации успеха, перед ребенком ставить доступные по трудности задачи и небольшие по объему.

4) Определив направление коррекционной работы, планируем маршрут и проводим работу по реализации плана.

Примерная схема составления тематического планирования индивидуального маршрута:

Определяем день, когда будут проходить занятия (не реже 1 раза в неделю). За консультацией ребёнок может обратиться к учителю в любой день.

5) Подведение итогов. Это диагностические работы.

Если проблемы ликвидированы - маршрут закрывается, если нет - работа продолжается.

В результате такой работы по индивидуальному образовательному маршруту у детей сформировались основы учебно-познавательной компетенции:

    они научились самостоятельно самоорганизовываться на занятие.

    умеют планировать свою работу

    могут оценить и проанализировать свою работу.

Из 4 человек работающих по индивидуальному образовательному маршруту

    1 - отличник,

    1 - учится на 4 и 5,

    2 - занимаются с удовлетворительными оценками.

В настоящее время по индивидуальному маршруту занимается 2 человека.

У одного ребенка уже есть продвижение вперед. Другому не все еще удается, но динамика положительная. Есть надежда, что дети будут успешными в учении.

Перспективы, открывающиеся перед учащимися:

Даётся возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в ситуации, где нет давящего авторитета учителя и внимания всего класса;

Формируется умение применять знания в нестандартных ситуациях, самостоятельно делать правильный выбор;

Формируется правильная самооценка.

Перспективы, открывающиеся перед родителем:

Принимает активное участие в образовательном процессе;

Даёт возможность определить границу между знаниями и незнаниями своего ребёнка (карта движения по предмету);

Повышается уровень контроля над учебными достижениями своего ребёнка.

Перспективы, открывающиеся перед педагогом:

Освобождается время для других форм уроков;

Осваиваются новые формы уроков: презентации, мастерские, консультации;

Появляется возможность оказать индивидуальную помощь учащимся.

Реализация технологии дает положительные результаты, о чем свидетельствует личностный рост каждого учащегося, индивидуальное продвижение в сфере обучения и воспитания, увеличение числа учащихся, принимающих участие в исследовательской и творческой деятельности. По результатам анкетирования, комплексной диагностики, неформальные показатели – сочинения, творческие работы, участие в конкурсах, турнирах, олимпиадах учащихся показывают существенное продвижение в уровне развития.

Я считаю, что внедрение в практику технологии индивидуальных образовательных маршрутов эффективно сказывается на учебном процессе и развитии личности учащегося. Поэтому образовательные программы направлены на формирование личности образованной, нравственной, активно-творческой, инициативной, ответственной, ориентированной на понимание и уважение самой себя и другого человека, способной самостоятельно добывать и применять знания, умеющей жить и правильно действовать в изменяющихся жизненных ситуациях, готовой к дальнейшему образованию .

Литература:

1. Богданова, Е.В. Иваненко// Школьные технологии. - 2009. - №1. - С.116-120.

2. Журавлева, К. Обучение по индивидуальным учебным планам: повышение мотивации и возможность учащегося выбирать желаемую нагрузку/ К. Журавлева, Е.Зубарева, И. Нистратова, Е. Секачева // Директор школы. – 2008

Приложение 1.

Лист индивидуального маршрута обучения

ФИО_________________________________________________________________________

Ученика (цы) ______ класса МБОУ Ясенецкой СШ

Современное образование делает большую ставку на индивидуальный подход в обучении к каждому ученику. Как можно реализовать метод индивидуализации в школе? Способов много, и один из них — составление индивидуального образовательного маршрута школьника (ИОМ) и следование ему.

Определение понятия

В научной литературе существует несколько трактовок понятия ИОМ, но общая суть сводится к следующему:

Индивидуальный образовательный маршрут — это индивидуальная программа, рассчитанная на конкретного школьника и преследующая конкретные цели, которые необходимо реализовать в указанные сроки. Другими словами, ИОМ — это путь или способ реализации личностного потенциала ребенка, развитие его способностей по индивидуальному плану (маршруту).

При составлении маршрута обязательно учитываются индивидуальные особенности обучающегося. А именно:

  • образовательная база (знания, которыми ученик владеет);
  • психическое и физическое состояние ученика;
  • личностные качества, особенности характера ребенка (умение работать в команде и индивидуально, вид памяти, социальная активность, мотивированность и т.д.)
  • возраст;
  • социальный аспект (пожелания родителей).

Для чего нужны индивидуальные маршруты?

Практика внедрения ИОМ предусмотрена ФГОС. И первоочередная задача таких маршрутов — профильная направленность.

В пояснительной записке Министерства образования, приложенной к стандартам ФГОС, указано: каждый ученик может составить индивидуальный, план обучения. Обязательными являются 6 предметов: русский язык и литература, математика, иностранный язык, история, ОБЖ и физкультура. Остальные предметы выбираются в зависимости от выбранной будущей профессии. Предлагаются шесть направлений:

  • естественнонаучное,
  • технологическое,
  • гуманитарное,
  • социально-экономическое
  • универсальное.

То есть дополнительно к шести основным предметам ученик будет выбирать предметы из того цикла, который ему необходим для подготовки к будущей профессии. Общее количество предметов будет регулироваться сеткой часов.

Полный переход всех школ на обучение по ФГОС запланирован на 2021 год.

Какие виды маршрутов уже известны и успешно применяются в педагогической практике?

Сейчас методику ИОМ в школе используют и для других целей, а именно:

  • для отстающих учеников — восполнить пробелы в знаниях по определенной теме;
  • помочь в обучении детям с ослабленным здоровьем (быстрой утомляемостью, сниженной работоспособностью);
  • для слабоуспевающих — такие ИОМ предусмотрены для детей с низкой мотивацией, для тех, у кого нет интереса к учебе, кто не может правильно сформировать свою учебную деятельность и т.д.);
  • для одаренных учащихся с индивидуальными особенностями характера (гиперактивность, повышенная эмоциональность, трудности в общении и пр.);
  • для детей, опережающих развитие.

В этих случаях главная цель ИОМ — коррекция несоответствия между уровнем, который задают нормы образовательной программы, и личностными особенностями ребенка.

Естественно, что составление ИОМ предусмотрено не только для школьников. На практике часто применяют индивидуальные маршруты дошкольника, педагога .

Примерный алгоритм введения ИОМ

Универсального способа создания индивидуальных маршрутов на сегодня не существует. Есть лишь общие рекомендации, которые могут помочь сориентироваться. Вот приблизительные этапы при построении ИОМ:

1. Информационный этап

Учитель организует беседу с детьми и родителями, в ходе которой объясняет суть, цели и возможности индивидуальных маршрутов. На данном этапе ученик фиксирует, что он должен знать и уметь к концу прохождения маршрута.

2. Диагностика и выбор методов

Учитель (совместно с психологом и классным руководителем) проводит ряд тестов с целью определить личностные качества каждого ученика. Здесь важно выявить особенности нервной системы, определить, какой вид деятельности будет более результативным для ребенка, выяснить, что именно мешает заниматься успешно (невозможность работать в коллективе, недостаточное количество индивидуального внимания, невозможность сосредоточиться в классе, пробелы по прошлым темам).

То есть, на данном этапе фиксируется, что ученик может и хочет узнать в рамках данного предмета и что ему может помочь/помешать в этом.

3. Определение целей и задач ИОМ

Для учащихся начальных классов цели и задачи определяет учитель. Это может быть кратковременная цель (например, "Ликвидация пробелов по теме "Сложение столбиком"), так и долгосрочная (например, ребенок пишет стихи, и для его ИОМ важно определить те задачи, которые помогут ему развить свой литературный талант).

Учащиеся старших классов должны принимать самое активное участие в определении целей и задач своего ИОМ, в идеале — сами определять, чего они хотят достичь, и что для этого нужно сделать. Роль учителя в этом случае — только в качестве консультанта.

4. Составление ИОМ . Теперь важен вопрос: "Как я буду двигаться к выполнению цели?".

В маршруте указываются цели, которые нужно достичь, способы реализации, источники получения знаний, сроки для каждой задачи в отдельности, способ контроля и итоговые результаты.

5. Итоговый этап . После завершения прохождения учеником ИОМ обязательно проводится итоговая аттестация (тестирование, контрольная, устный опрос, доклад и т.д.). Здесь важно не только оценить знания ребенка и уровень его умений и навыков, но и определить, насколько успешным было прохождение ИОМ, уложился ли он в срок, с какими трудностями ребенок столкнулся, что ему необходимо доработать.

Индивидуальные образовательные маршруты — примеры и образцы

Вот несколько примеров ИОМ самого разного плана.

1. Индивидуальный образовательный маршрут ученика младших классов

Подпись родителей:

Подпись учителя:

2. Пример индивидуального образовательного маршрута одаренного ребенка

Цель: развитие творческих и аналитических способностей

Подпись родителей:

Подпись куратора:

Такой маршрут удобнее составлять на четверть, полугодие, год. В процессе реализации можно вносить корректировки.

Индивидуальный образовательный маршрут -это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного развития. Составляющей данного маршрута является индивидуальная карта развития ребенка - это документ, включающий в себя основные показатели развития ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение, в динамике. Цель использования карты - выявление и обобщение в одном документе индивидуальных психофизических, личностных особенностей воспитанника, уровня психического развития, усвоения программного материала и как результат- проектирование индивидуального образовательного маршрута в рамках образовательного процесса конкретного дошкольного учреждения. В карту индивидуального развития были включены следующие показатели:

Характер адаптации ребёнка к условиям ДОУ;

Данные о состоянии здоровья ребенка, нарушения (осанки, развития стопы, зрения);

Данные об уровне физического развития ребенка;

Показатели уровня психического развития (познавательных процессов, свойств и качеств личности, уровень развития общения и деятельности);

Показатели уровня усвоения ребенком программного материала;

Показатели эффективности дополнительного образования; -уровень готовности ребенка к обучению в школе;

Сбор информации осуществлялся в процессе образовательной деятельности, в контакте с родителями, медицинской сестрой, воспитателем отвечающим за кружковую работу, в свободной деятельности детей.

При сборе информации придерживалась структуры индивидуального образовательного маршрута: постановка целей, определение задач образовательной работы, отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемой в ДОУ, определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка, определение системы.

диагностического сопровождения, формулирование ожидаемых результатов. Для реализации данного подхода в своей работе выделила несколько этапов индивидуального образовательного маршрута:

1. Этап наблюдения.

2. Диагностический этап.

3. Этап конструирования.

4. Этап реализации

5. Этап итоговой диагностики. Остановимся подробнее на каждом этапе

Цель этапа наблюдения является выявление группы дошкольников, испытывающих трудности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников»

Цель диагностического этапа является выявление причин трудностей ребенка. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников и их причины (на начало и конец сопровождения)».

Цель этапа конструирования является построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей. Определение методов педагогической поддержки, содержания работы.

Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения. Учитывая, что ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника - игра педагогу в реализации индивидуальных маршрутов помогает педагогический приём «поле чудес», где дети находят письмо, адресованное конкретному ребёнку с условными обозначениями задания.

Цель этапа итоговой диагностики является выявление результатов действия маршрута (трудность сохранилась или не сохранилась). По результатам наблюдения заполняется та же таблица.

С учётом данных этапов были составлены и реализованы индивидуальные образовательные маршруты, с учётом методов педагогической поддержки, содержания работы и причин, способствующих их возникновению. Поскольку индивидуальный образовательный маршрут определяется индивидуальной картой ребенка, то он включен в структуру портфолио дошкольника.Портфолио ребенка- это прежде всего копилка личных достижений малыша в различных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций.

Для реализации данного подхода придерживалась личностно-ориентированных форм общения с детьми, согласовала действия с медицинской сестрой учреждения, педагогом занимающимся дополнительным образованием в ДОУ.

В настоящее время индивидуальные образовательные маршруты разрабатываю для детей имеющих проблемы в освоении программного материала и в общении со сверстниками, карты развития имеют все воспитанники. При разработке индивидуального маршрута я выделяю следующие принципы: - принцип опоры на обучении ребенка, -принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка, -принцип соблюдения интересов ребенка

Принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа - это опора предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка, ведущего в своем предельном выражении к стремлению "навешивать ярлыки", понимание того, что есть норма. "Нормы - это не среднее, что есть (или стандартное, что необходимо), а то, что лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при соответствующих условиях, -принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.

Таким образом, складываются следующие этапы проектирования индивидуального образовательного маршрута, которые могут быть представлены следующим образом:

Определение потребностей и мотивов;

Постановка цели;

Разработка содержания; определение технологического инструментария;

Определение направлений диагностического сопровождения воспитанника;

Определение условий, обеспечивающих достижение цели;

Обсуждение результатов и корректировка. Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями воспитанника.

Таким образом, использование индивидуальных карт развития ребенка и индивидуальных образовательных маршрутов, способствуют развитию природного потенциала каждого ребенка, являются педагогической поддержкой личностного самоопределения воспитанника. Совокупность всех условий воспитании и обучения детей дошкольного возраста позволяет обеспечить такой уровень развития ребенка, который помогает ему успешно и без больших потерь войти в школьную жизнь.

Основная цель современного дошкольного образования - развитие и воспитание будущего школьника с помощью всех доступных педагогических ресурсов. Однако программа обучения малышей ориентирована на ребёнка со средними способностями, а значит, для работы с детьми, имеющими отклонения от норм развития или, наоборот, опережающими своих сверстников, необходимо корректировать рекомендованные стратегии образования. Этим объясняется актуальность разработки отдельного плана для развития конкретного ребёнка-дошкольника, который получил название индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) согласно ФГОС.

Суть понятия ИОМ

Это интересно. Галилео Галилей говорил: «Мы ничему не можем научить человека. Мы можем только помочь ему открыть это в себе».

Индивидуальным образовательным маршрутом называется программа создания образовательного пространства для конкретного ребёнка, которая составляется с помощью детских психологов, дефектологов, воспитателей и методистов на конкретной образовательной ступени (в детском саду это младшая группа, средняя и старшая). Другими словами, ИОМ предполагает подбор видов деятельности, который позволит решить те или иные трудности в обучении или, наоборот, расширить или углубить знания, степень овладения навыком. Например, при выявлении склонностей к математике, ИОМ может включать дополнительные занятия по предмету, или при сложностях в общении со сверстниками ребёнка можно как можно более часто подключать к групповым играм, начиная с работы в паре и постепенно увеличивая число участников. При этом учитывается не только возраст ребёнка (что характерно для общей образовательной стратегии дошкольного учреждения), но и способности малыша, которые могут опережать или тормозиться в сравнении с общепринятыми стандартами. Таким образом, ИОМ - это компенсация трудностей в обучении с учётом личностного потенциала ребёнка, которая позволяет проявить его интеллектуальные, эмоционально-волевые, деятельностные и нравственно-духовные особенности. Несмотря на то что конкретного «рецепта» составления индивидуальной стратегии нет, принципы, цели и задачи ИОМ оговариваются в таких документах, как

  • Закон Российской Федерации “Об образовании”;
  • ФГОС ДО.

Цели и задачи

Главная цель ИОМ - создание подходящих условий в учреждении, занимающимся дошкольным образованием, для успешной самореализации в среде сверстников и окружающих взрослых отдельно взятого ребёнка, его социального и личностного роста, то есть для роста авторитета и увеличения багажа знаний, умений и навыков.

Задачи личной образовательной стратегии следующие:

  • формирование предметной среды для социального развития малыша (то есть обеспечение необходимой материально-технической базы для занятий, например, если ребёнок увлечён игрой в шахматы, то в игровой комнате, вместе со «стандартными» игрушками может быть шахматная доска специально для него);
  • организация единой системы взаимодействия всех звеньев администрации, а также сотрудничество с родителями, направленное на социально-личностный рост ребёнка;
  • совершенствование диалога с ребёнком на основе взаимоуважения и доверия;
  • создание всех условий для воспитания позитивного отношения малыша к себе и окружающим людям, а также для развития коммуникативной компетентности ребёнка;
  • формирование у малыша позитивного отношения к своей личности, а также воспитание осознания прав и свобод, касающихся актуальных для этого возраста понятий (выбор друзей, игрушек, право на личные вещи, а главное - право на собственное мнение).

Вышеперечисленные задачи обуславливают факторы, определяющие ИОМ:

  • заказ государства;
  • запросы и потребности взрослых членов семьи, в частности, родителей;
  • личностными способностями и уровнем потенциала конкретного ребёнка;
  • материальной и технической оснащённостью, а также педагогическими кадрами учреждения дошкольного образования.

Данные факторы важны на всех уровнях взаимодействия: государство определяет общую стратегию и направленность развития образования (например, воспитание патриотизма, духовности), обеспечивает детские сады необходимыми материалами, родители выдвигают требования к уровню подготовленности детей, малыши реализуют и расширяют свои возможности, а замыкается круг опять-таки государством - оно «получает» личности, которые становятся достойными гражданами своей страны, заботящимися о её процветании.

Все эти аспекты создания ИОМ практически повторяют общую стратегию дошкольного образования, но с той разницей, что теперь индивидуализация, то есть ориентация на воспитание неповторимой личности, осуществляется не только в специально отведённые часы для тех или иных занятий или в отдельных видах деятельности, а проходит «красной нитью» через весь образовательный процесс.

Для кого и зачем создаётся

Индивидуальная стратегия образования создаётся для детей

  • отстающих в усвоении программы дошкольного учреждения;
  • с психическими отклонениями, для детей с инвалидностью;
  • с опережающим умственным развитием.

В целом же ИОМ разрабатывается для

  • тренировки моторики (и мелкой, и крупной);
  • формирования навыков гигиенического, нравственно-культурного, коммуникативного и социального свойства;
  • деятельностной реализации потенциала ребёнка, затрагивающей манипулятивную (раскладывание лото, карточек и пр.), сенсорно-перцептивную (определение геометрических фигур по форме, фактуры материала по тактильным ощущениям и т.д.), предметно-практическую (применение детского набора для песочницы не только по назначению, но и для ухода за комнатными растениями) и игровую области развития;
  • развития речевых способностей (выполняя различные задания, малыш должен комментировать свои действия);
  • формирования правильных представлений о мире, окружающем нас;
  • понимания сути понятий пространства и времени.

Как правило, ИОМ составляется на учебный год, но в некоторых случаях (например, если малыш не справился с проблемой или если дело касается одарённого ребёнка) стратегия может использоваться весь период обучения, корректировать нужно только методы и приёмы работы: так, чтобы они соответствовали возрасту ребёнка.

Кто составляет и ведёт

Разработкой ИОМ занимается воспитатель, но - что имеет особое значение - делает он это ТОЛЬКО совместно с методистом и психологом, а также с учётом рекомендаций и комментариев

  • родителей малыша;
  • логопеда.

Заполняют карточку воспитатель, психолог (некоторые аспекты социально-коммуникативного развития) и логопед (ряд пунктов в речевом развитии). Разграничение аспектов наблюдения и работы проходит индивидуально, что связано с квалификацией работников дошкольного учреждения. Особенно это касается детских садов, где воспитатель также выполняет и функции логопеда. То есть на практике создаётся папка с ИОМ, включающая психолого-педагогическую диагностику малыша, план реализации стратегии, перечень ожидаемых результатов, а также таблица или характеристика с подробностями выполнения каждой поставленной цели. С периодичностью, установленной администрацией учреждения (исходя из целей конкретного ИОМ), родители знакомятся с ходом выполнения поставленных задач, после чего высказывают свои пожелания, задают вопросы касательно конкретной области образования. В перспективе предполагается, что каждый малыш, выпускающийся из детского сада, будет предъявлять своё «досье» учителю начальных классов, который, продолжая начатую линию индивидуализации образования, будет формулировать следующие цели, задачи ИОМ и заниматься их реализацией уже на этапе обучения ребёнка в школе.

Что включает

Основное направление Цели и задачи Методы и средства
Сенсорное воспитание Ц. : развитие осязательных, мышечных навыков через действия восприятия и мышления.
З.: развивать мелкую моторику; мышление, зрительное восприятие
М.: упражнения, игра.
С.: настольно-печатные игры, лото, домино, пазлы, мозаика, шнуровка, втулки, поручения в уголке природы, исследовательская деятельность (с бумагой, природным материалом), пластилин, глина, песок.
Экологическое воспитание Ц.: расширение представлений об окружающей природе.
З.: * учить устанавливать причинно-следственные связи между сезонными изменениями в природе и действиями человека в природе,
*расширять представления о растениях и животных родного края, России, планеты Земля,
*формировать экологическую культуру, необходимость охраны природных ресурсов.
М.: упражнения, игра, опыты, вопрос, беседа, поисковая деятельность.
С.: дидактические игры, лото, домино, пазлы, поручения в уголке природы, исследовательская деятельность (с водой, льдом, природным материалом - уголь, камень, смола, песок, щебень).
Развитие основных видов движений Ц.: развитие общей моторики, координации.
З.: * развивать физические качества -быстроту, ловкость, проявление выносливости и силы, *совершенствовать равновесие.
*воспитывать организованность.
М.: упражнения, массаж, физкультминутки, игра.
С. – спортивные снаряды: гимнастические скамейки, кегли, гимнастические палки, мячи, скакалки, кольцебросы и т.д.
Нравственное воспитание Ц.: приобщение к общепринятым нормам и правилам поведения.
З.: учить умению управлять своим поведением
М.: упражнения, игра.
С.: чтение художественной литературы, драматизация художественных произведений, иллюстрации, слайды.
Речевое развитие Ц.: развитие речи.
З.: * расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков,
*учить использовать в речи синонимы, антонимы,
*совершенствовать умение использовать разные части речи точно по смыслу,
*формировать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка,
*совершенствовать фонематический слух, определять место звука в слове.
*учить согласовывать существительные с числительными, существительные с прилагательными, местоимения с существительными и прилагательными,
*учить образовывать однокоренные слова,
*воспитывать культуру речевого общения,
*упражнять в составлении предложений,
*учить делить слова на слоги.
М.: дидактические упражнения, игра, беседа.
С.: настольно-печатные игры, дидактические игры, тесты, разрезная азбука, игры - схемы, кассы, предметные картинки.
Социально-коммуникативное развитие Ц.: обогащение сознания детей новым содержанием - осмысление понятий - время, знак, символ.
З.: * закреплять навыки использования вежливых слов.
* воспитывать культуру поведения за столом, в общении со сверстниками и взрослыми, в общественных местах.
* воспитывать оптимистические качества.
* формирование навыков самообслуживания.
* закрепление знаний о ПДД
М.: упражнения, игра, вопрос.
С.: настольно-печатные игры, дидактические игры, тесты, игры - схемы, предметные картинки, учебно-методический материал по ПДД.

Этапы разработки индивидуального образовательного маршрута дошкольника по ФГОС

Разработка индивидуальной стратегии происходит поэтапно.

  • Стадия наблюдения. Целями этого этапа является выявление детей, испытывающих трудности, в результате наблюдатель заполняет таблицу.
  • Стадия диагностики. Этот этап осуществляется вместе с детским психологом. С ребёнком выполняются тесты, позволяющие выявить причины возникновения тех или иных трудностей. Результатом работы становится таблица.
  • Стадия конструирования. Целью этого этапа является собственно разработка ИОМ на основе выявленных сложностей и поводов их возникновения. Результат - готовая схема маршрута.
  • Стадия реализации. С помощью разных методов происходит выполнение ИОМ. Среди универсальных способов достижения поставленной цели, например, при трудностях в социализации ребёнка, можно выделить такие:
Методы Цели
Беседы, игры, обсуждение прочитанных книг, проблемных вопросов (например, в средней группе - что такое хорошо, а что такое плохо). Знакомство с различными проявлениями эмоций, которые формируют нравственные оценки (например, злость на волка, съевшего Красную Шапочку помогает сформировать отрицательное отношение к подлым поступкам)
Игры, тренинги для развития сферы поведения. Развитие навыков общения, снятие напряжения, снижение агрессивности в поведении, негатива и т.д.
Арт-терапия (изонить, сказкотерапия, куклотерапия) Творческая реализация, воспитание эстетического вкуса
Приёмы психогимнастики для релаксации Расслабление мышц, эмоционально-позитивный настрой и т.д.
  • Стадия диагностики. Оценка результатов работы по ИОМ. Главный критерий - осталась проблема или её удалось устранить. В случае если прогресса нет, разрабатывается новый ИОМ, если же намечается прогресс, то можно продолжить или доработать уже существующий.

Примеры

Индивидуальные маршруты, как уже отмечалось, не имеют установленной схемы оформления, могут быть в виде таблицы или в виде текста - всё зависит от той трудности, на решение которой разработка направлена. Рассмотрим два варианта составления.

Пример №1

Трудности: невнимательна и рассеяна, испытывает трудности при решении логических задач, математических заданий.

Испытывает трудности при решении логических задач, математических заданий.

Месяц
Неделя
Режимные моменты Непосредственно образовательная деятельность Самостоятельная деятельность Взаимодействие с родителями
Январь
3 неделя
Работа с мультимедийной презентацией «Сосчитай контур» Игра «Танграмм»
4 неделя Прогулка
«Нарисуй на снегу геометрический замок»
Расскажи друзьям о своём рисунке
Февраль
1 неделя
Дидактическая игра «Что изменилось?» Памятка «Игры на развитие логического мышления»
2 неделя Дежурство в уголке природы
Полив растений ориентируясь на описание цветка.
Мультимедийная игра «Ассоциации»
3 неделя Работа с перфокартами
«Состав числа»
Научи товарища
Работать с карточкой.
Игра в гости к нам.
4 неделя Во время утреннего приёма выполнение заданий на раздаточных листах Мультимедийная презентация «Весёлый счёт» Проверь работу товарища.

Результаты действия маршрута : Повысился уровень развития внимания, концентрации и переключения. Ребёнок справляется с заданиями математического характера, логическими задачами.

Пример №2

Возраст ребёнка: 4 лет 2 месяца

Пол: мужской

Проблема: слабые вычислительные навыки

Цель индивидуального маршрута: развитие и закрепление вычислительных навыков в пределах первого десятка

Задача: развивать внимание, память, логическое мышление.

Периодичность занятий:2 раза в неделю

Длительность: 20 минут

Упражнения на занятиях:

  1. «Цифры заблудились» Расставить цифры по порядку Учить называть цифры по порядку

2.»Что изменилось? Какой цифры не стало?» Назвать последующую и предыдущую цифру натурального ряда Провести игру «Назови соседа»

3.«Весёлый паровозик» Прицепить, присоединить вагончики с цифрами к паровозику. Решать примеры путём прибавления цифры 1.

  1. Поставь машины в гараж Решение примеров путём присчитывания единицы Учить называть следующую и предыдущую цифру
  2. «Почтальон» Разнести письма - примеры по домам (решение примеров путём прибавления и вычитания цифр 1 и 2) Провести игру «Принеси письмо бабушке, брату»
  3. «Десантники» Каждого «десантника»- цифру приземлить на свой пример. Игры дома на счёт предметов, которые окружают ребёнка.
  4. Помоги Незнайке решить примеры Решение примеров первого десятка с использованием перфокарт Решать примеры с использованием сказочных героев: Хрюши, Степашки, Чебурашки и т. д
  5. Поможем ёжику собрать грибы. Закрепление вычислительных навыков в пределах первого десятка. Решение примеров в домашних условиях.

Структура индивидуального занятия:

  1. Организационный момент: минутка радости.
  2. Сюрпризный момент: приход сказочного персонажа.
  3. Основная работа: помоги, угадай, подскажи

Работа у магнитной доски;

Упражнения с раздаточным материалом;

Работа в тетради.

    Итог занятия: минутка общения, что понравилось, что вызвало трудности, и было сложным.

Оценка деятельности:

В результате планомерной и систематической работы с ребёнком, имеющим слабые вычислительные навыки, к концу годичного цикла занятий:закрепятся вычислительные навыки; повысится познавательный интерес к математике; активизируется мыслительная деятельность ребёнка, он свободно будет выполнять вычислительные упражнения в пределах первого десятка. Эти достижения помогут в дальнейшем преодолеть проблемы по математическому развитию дошкольника.

Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность - ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.

Индивидуальный образовательный маршрут:

теоретические аспекты, организация и сопровождение

В документах, посвященных модернизации российского образования, в Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения в том числе, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования с получения знаний и реализации абстрактных воспитательных задач к формированию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях. Достижение этой цели прямо связано с индивидуализацией образовательного процесса, что вполне осуществимо при обучении учащихся по индивидуальным образовательным маршрутам. Ценность индивидуального образовательного маршрута состоит в том, что он позволяет каждому, на основе оперативно регулируемой самооценки, активного стремления к совершенствованию обеспечить выявление и формирование творческой индивидуальности, формирование и развитие ценностных ориентаций, собственных взглядов и убеждений. Обеспечение в школе реализации индивидуально-образовательных маршрутов учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ученика.

Индивидуальный образовательный маршрут – это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа , обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации. (, и др.)

Наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» существует понятие «» (, B. C. Мерлин, и др.), обладающее более широким значением и предполагающее несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект).

Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).

Индивидуальный учебный план выполняет функцию прогнозирования для старшеклассника – «Я выбираю предметы для изучения»; индивидуальная образовательная программа выполняет функцию проектирования для старшеклассника – «Я составляю программу образовательной деятельности » и, наконец, индивидуальный образовательный маршрут конструирует образовательную деятельность – «Я определяю, в какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована образовательная программа».

Маршрутная система обучения позволяет реализовать личностно-ориентированный подход, в первую очередь, в образовании одаренных личностей, который максимально учитывает интеллектуальные способности детей, определяет личную траекторию развития и образования. Внедрение маршрутной системы образования позволяет создать такие психолого-педагогические условия, которые обеспечивают активное стимулирование у одаренной личности самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.

Опираясь на идею всеобщей генетической одаренности детей, современный учитель должен обеспечить поле деятельности для самопроявления и самовыражения ученика. Но не все дети являются одаренными. Достаточно большое количество обучающихся в образовательных учреждениях имеют трудности при обучении. Связано это либо со слабым здоровьем детей, либо с низким уровнем мотивации, либо по ряду других причин. Для таких детей ИОМ может стать большим подспорьем для обучения.

По индивидуальному образовательному маршруту, разработанному для конкретного ученика с учетом его психологических особенностей и уровня знаний, может проходить изучение, закрепление или повторение какой-либо темы, программа подготовки к итоговой аттестации. Такой маршрут может разрабатываться для слабого ученика, для сильного ученика, для часто болеющего ученика.

Маршруты могут быть короткими и длинными. Использование индивидуальных образовательных маршрутов помогает решать многие задачи, связанные с развитием личности ученика: способствует формированию у него познавательного интереса к предмету, умения самостоятельно получать знания и применять их на практике. Ребенок учится плодотворно работать и достигать успеха.

Универсального рецепта создания ИОМ в настоящий момент нет. Невозможно определить этот маршрут на весь период сразу, задав его направления, поскольку сущность его построения состоит именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении учащегося, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса. Основная задача педагога - предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор.

Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:

Особенностями, интересами и потребностями самого ученика и его родителей в достижении необходимого образовательного результата; изучение которых происходит на основе анкетирования;

Профессионализмом педагогического коллектива;

Возможностями школы удовлетворить образовательные потребности учащихся;

Возможностями материально-технической базы школы, часть учащихся может заниматься с учителем дистанционно, в основном, это сильная группа учеников.

Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с воспитанником и его родителями определяет цели и задачи маршрута, выстраивает систему общих рекомендаций, включающих: содержание, подлежащее усвоению;

Проектирование ИОМ проводится самими учащимися, с привлечением родителей, педагогов, а не формирование «волевым» способом.

Принципы проектирования ИОМ ():

    Принцип систематической диагностики Принцип дифференцированного (индивидуального) подбора педагогических технологий Принцип контроля и корректировки Принцип систематичности наблюдений Принцип пошаговой фиксации

Эффективность разработки индивидуального образовательного маршрута обуславливается рядом условий:

Осознание всеми участниками педагогического процесса (родители - учащиеся - педагоги) необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, самореализации

Осуществление психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута учащимися;

Активное включение учащихся в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута;

Организация рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута.

Структура ИОМ включает следующие компоненты: целевой, содержательный, технологический, диагностический.

Этапы реализации ИОМ

Этапы реализации

Формы и способы деятельности

Практический выход

Аналитико –диагностический

1.Проведение рубежных контрольных мероприятий, анкетирование, наблюдение

2.Анализ диагностических работ, анкетирования, наблюдения

3.Выявление успешности обучения по профильным предметам

практический материал для анализа

информация о типичных ошибках, возможных причинах их возникновения, индивидуальных затруднениях, учебной мотивации

информация о детях интересующихся предметами … цикла

Организационно – проектировочный

Поиск путей педагогической коррекции:

1.Определение темы, ЗУН (знаний, умений, навыков), ОУУН (общеучебных навыков) учащихся.

2.Выбор форм и способов работы.

4.Составление ИОМ (индивидуально-образовательного маршрута) ученика.

5.Разработка пояснений для родителей к ИОМ ученика.

ИОМ (индивидуально-образовательный маршрут ученика):

ИОМ для учащихся испытывающих затруднение в предмете

ИОМ для учащихся испытывающих интерес к предмету.

Консультации для родителей учащихся.

Коррекционный

1. Выявление нереализованного (причины)

2. Определение перспектив для дальнейшей работы

3. Продумывание системы мер по предупреждению ошибок на скорректированные

Скорректированные ИОМ в зависимости от выделенных причин неуспешности их реализации

Итоговый

Подведение итогов по реализации ИОМ учащихся

Ликвидация пробелов по предмету для учащегося, испытывающего затруднения в предмете

Полученные знания по профильному предмету для учащегося, испытывающего интерес к предмету

Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются двух видов:

1. Индивидуальный образовательный маршрут для слабоуспевающих учащихся

2. Индивидуальный образовательный маршрут для мотивированных учащихся.

В ходе выполнения индивидуального образовательного маршрута может возникнуть необходимость его корректировки. Она производится преподавателем и доводится до сведения ребенка и родителей. В случае, когда корректировка затрагивает существенные черты образовательного маршрута (отказ от выполнения модулей, затрагивающих инвариантную часть образования, существенное перераспределение учебного времени и т. п.), она должна утверждаться администрацией школы и согласовываться с родителями.

Этапы реализации технологии индивидуального образовательного маршрута:

1. Диагностика уровня развития личностных качеств учеников.

2. Фиксирование учеником и учителем фундаментальных образовательных объектов в образовательной области или ее теме с целью обозначения предмета дальнейшего познания.

3. Выстраивание системы личного отношения ученика с предстоящей к освоению образовательной областью или темой.

4. Планирование каждым учеником индивидуальной образовательной деятельности по отношению к своим и общим фундаментальным образовательным объектам.

5.Деятельность по одновременной реализации индивидуальных образовательных программ учеников и общеколлективной образовательной программы.

6.Демонстрация личных образовательных продуктов учеников и коллективное их обсуждение.

7. Рефлексивно-оценочный.

Рефлексивно-оценочная деятельность

Самоанализ и самооценка в ходе продвижения по ИОМ строится по следующему плану:

1. Насколько успешно моё продвижение?

2. Какие затруднения испытываю?

3. Какие ошибки допускаю?

4. В чём их причина?

5. Что необходимо сделать для преодоления затруднений и исправления ошибок?

6. Каковы цели и перспективы моего дальнейшего обучения?

1. Какие образовательные продукты мне удалось создать?

2. Насколько они соответствуют моему первоначальному замыслу?

3. Нуждаются ли они в доработке, совершенствовании?

4. Что во мне изменилось?

5. Каковы цели и перспективы моего дальнейшего обучения?

Диагностический этап работы предполагает проведение рубежных контрольных мероприятий, анкетирование, наблюдение. В результате чего учитель получает материал для исследования и планирования дальнейшей работы.

Аналитико-исследовательский этап даёт информацию о типичных ошибках, возможных причинах их возникновения, индивидуальных затруднениях, учебной мотивации. Учитель имеет возможность сопоставить результаты обученности на данном этапе с реальными учебными возможностями (РУВ) учащихся.

На организационно-проектировочном этапе учитель ведёт поиск путей педагогической коррекции и составляет ИОМ (индивидуально-образовательный маршрут ученика), а также пояснения для родителей.

Коррекционный этап предполагает работу учителя, ученика и родителей непосредственно по индивидуально-образовательному маршруту, где определены темы для ликвидации пробелов, указано, какие знания, умения, навыки приобретёт ребёнок в результате освоения данной темы, а также какие ОУУН (общеучебные умения и навыки) ему необходимы.

Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут реально становится персональным путем реализации личностного потенциала ученика в образовании

ИОМ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществить психолого-педагогическую поддержку ребёнка, а значит повысить уровень учебной мотивации.

Информационно-библиографический материал:

Об индивидуализации обучения. Определение понятий

Абанкина, сети общеобразовательных учреждений в регионах: результаты реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2007-2008 гг./ //Вопросы образования. - 2009. - №2. - С.5-17. Александрова, Е. Еще раз об индивидуализации старшеклассников/ Е. Александрова //Воспитательная работа в школе. - 2008. - №6. - С.27-46. Александрова, Е. Индивидуализация образования: учиться для себя / Е. Александрова /Народное образование. - 2008. - №7. - С.243-250. Зоткин, А. Индивидуализированное обучение в Англии и России / А. Зоткин, Н. Муха //Школьные технологии. - 2008. - №2. - С.42-47. Логинова, индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной траектории и проблема их проектирования // Биб-ка журнала «Методист».-2006.-№9.-С.4-7. Крылова, ребенка в образовании: проблемы и решения / // Школьные технологии.-2008. - №2. - С.34-41. Лернер, поиски смысла содержания образования как новая задача педагогики сотрудничества / //Известия Академии педагогических и социальных наук.- М.,2008. - Вып.12. Селиванова, и практика управления качеством образования старшеклассников в личностно-ориентированном образовании / // Профильная школа. - 2008. - №5. - С.4-8.

Индивидуальный маршрут

Анцупов, учебные планы в профильном обучении: практика, успехи, проблемы / , // Школьные технологии. - 2009. - №1. - С.116-121. Артемова, -профессиональный маршрут старшеклассников: проблемы, пути реализации/ //Профильная школа. - 2008. - №6. - С. 47-54. Башмаков, М. Индивидуальная программа: [Об индивидуальном маршруте обучения и попытке составить нормативный документ, отражающий этот метод, пишет академик РАО, профессор Марк Башмаков]. - (Электронный ресурс). - http://zdd.1september. ru/2005/04/10.htm Бессолицына, Р. Индивидуальный учебный план: проектирование, выбор, организация обучения/ Р. Бессолицына, А. Ходырев //Директор школы. - 2009. - №4. - С.58-63. Будинкова, учебные планы профильного обучения учащихся общеобразовательных учреждений/ //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №4. - С.63-68. Гавриленко, -образовательный маршрут: [алгебра и начала анализа]/ // Математика в школе. - 2007. - №3. - С.51-56. Горбачева, образовательный маршрут как условие осуществления психолого-педагогической коррекции дошкольников с проблемами в развитии / // Дошкольная педагогика. - 2008. - №4. - С.37-38. Декина, выбора индивидуального маршрута обучения / // Завуч. - 2004. - №6. - С.46-47. Журавлева, К. Обучение по индивидуальным учебным планам: повышение мотивации и возможность учащегося выбирать желаемую нагрузку/ К. Журавлева, Е. Зубарева, И. Нистратова, Е. Секачева // Директор школы. - 2008. - №3. - С.53-58. Зубарева, Е. Обучение по индивидуальным учебным планам / Е. Зубарева, Т. Кузнецова, О. Аникеева// Народное образование. - 2006. - №5. - С.91-98. Зубарева, Е. Школьное расписание… для каждого ученика / Е. Зубарева //Народное образование. - 2009. - №4. - С.205-208. Князева, образовательный маршрут ребенка как условие осуществления психолого-педагогической коррекции младших школьников с ЗПР/ // Коррекционная педагогика. - 2005. -№1. - С.62-66. Маничкина, познавательные маршруты как способ развития личности ребенка в условиях УДОД / , //Дополнительное образование и воспитание. - 2006. -№11. - С.23-27. Макотрова, программа развития старшеклассников в условиях профильного обучения / //Школьные технологии. - 2008. - №6. - С.104-108. Макотрова, образовательные программы при углубленном изучении химии / // Химия в школе. - 2008. - №1. - С.13-18. Проворова, образовательные маршруты в основе личностной ориентации учащихся в условиях межшкольного учебного комбината/ под ред. : [Электронный ресурс].- http://lib. hersen. spb. ru Рейндольф, предметного образовательного маршрута ученика на основе индивидуально-ориентированных средств обучения/ //Директор сельской школы. - 2007. - №3. - С.35-39. Рыжкова, И. Роль тьютора в составлении индивидуальной образовательной программы учащегося / И. Рыжкова // Справочник руководителя ОУ. - 2009. - №1. - С.58-61. Сергеева, образовательный маршрут ученика в рамках профильного обучения / //Администратор образования. – 2009. - №2. - С.66-69. Харченкова, И. Индивидуально-ориентированные учебные планы как средство для разработки индивидуально-образовательных программ / И. Харченко//Школьное планирование. – 2006. - №1. - С.106-111. Целищева, Н. Инновация без кавычек: обучение по индивидуальному плану: Творческое пространство московской сетевой экспериментальной площадки по этой теме – 150 школ / Н. Целищева // Народное образование. - 2009. - №4. - С.199-204. Цыбенов, материалы педагога и обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту / //Практика административной работы в школе. - 2009. - №4. - С.48-52. Шапошникова, лингвистического профиля обучения в форме индивидуального учебного плана / , //Управление качеством образования. - 2007. - №4. - С.82-90. Ярулов, выполнения индивидуально-ориентированных учебных планов / // Школьные технологии. - 2004. - №3. - С.86-108. Ярулов, -ориентированный учебный план / //Школьные технологии. - 2004. - №6. - С.136-154.

Индивидуальная траектория обучения

Глушенкова, учебных умений и навыков (из опыта работы школы по формированию индивидуальной траектории воспитания и развития старшеклассников) / // Директор школы. - 2008. - №4. - С.73-77. Гормин, А. Модели индивидуальных траекторий обучения / А. Гормин //Директор школы. - 2007. - №1. - С.69-74. Евстифеева, О. На пути к школе индивидуального образования / О. Евстифеева // Директор школы. - 2004. - №4. - С.60-63. Индивидуальная образовательная траектория ученика //Начальная школа плюс до после. - 2007. - №12. Мелешко, В. Организация индивидуального обучения детей с особенностями в развитии / В. Мелешко // Социальная педагогика. - 2004. - №3. - С.86-87. Селиванова, субъектности педагогов и школьников в условиях профильного обучения: [внутришк. модель, разраб. и апроб. в гимназии №2 г. Кирово-Чепецка Кировск. обл.]/ // Профильная школа. - 2008. - №2. - С.8-13. Строкова, Т. Индивидуальные стратегии обучения: проектирование и реализация //Директор школы. - 2006. - №1. - С.42-47. Тоболкин, образовательный проект «Математическая биржа»/ //Одаренный ребенок. - 2009. -№3. - С.60-64. Туринова, построения личностной траектории обучения / //Образование в современной школе. - 2006. -№4. - С.48-54. Турчанинова, Ю. Индивидуальная образовательная траектория по-техасски / Ю. Турчанинова //Директор школы. - 2005. - №8. - С.55-59.

Индивидуальные траектории повышения квалификации

Квашнин, у педагогов компетентности в сфере информационно-коммуникационных технологий на основе построения индивидуальной образовательной траектории / //Стандарты и мониторинг в образовании. - 2009. - №2. - С.8-11. Лежнина, образовательный маршрут как инновация в профессиональной подготовке педагогов-психологов/ // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2009. - №2. - С.21-25. Рыхлова, методическая служба – конкурентоспособная Россия / : [работа методической службы по индивидуальному запросу педагога] //Методист. - 2007. -№7. - С.17-21. Саитбаева, системы дополнительного образования в формировании профессиональной готовности педагога к реализации профильного обучения / , // Профильная школа. - 2008. - №6. - С.54-60. Тутовская, как проектирование индивидуальной траектории развития учителя технологии: [в системе повышения квалификации учителя технологии школы Ханты-Манс. авт. окр.] / // Педагогическое образование и наука. - 2008. - №3. - С.56-61.