Вызвать у детей потребность в общение с людьми. Воспитывать умение слушать и слышать педагога. Активизировать активный и пассивный словарь по лексической теме: «Домашние животные». Умение узнавать и называть животных по картинкам.
Формировать целостное восприятие предметов (изображений животных).
Развитие речевого дыхания, общей и мелкой моторики. Развитие зрительного, слухового внимания. Развитие мышления. Совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи. Задачи реализуются через игровые ситуации.

Конспект урока по теме "Дифференциация Т-Д" представлен в рамках современного логопедического занятия. В ходе работы используются элементы проектной деятельности: умение следовать инструкции, сравнивать результат с тем, что требовалось выполнить; включение индивидуальных заданий в зависимости от зоны ближайшего развития каждого ребёнка. Разработка будет полезна учителям- логопедам, работающим в школе.

Целевая аудитория: для логопеда

Конспект урока по теме "Письмо Деду Морозу" представлен с элементами гимнастики мозга. В ходе рабочего часа вводится атмосфера интереса- тайны. Происходит знакомство с правилами написания письма, а так же уделяется внимание словарю Ожегова. Дети являются активными партнёрами учителя на протяжении всей коррекции. Такой подход соответствует современным требованиям.

Целевая аудитория: для логопеда

Конспект урока по теме "Дифференциация звуков С-Ш" представлен с использованием приёмов сопровождения методами двигательной коррекции. Обеспечение взаимодействия правого и левого полушарий является основой интеллектуального развития. На занятии дети формируют тему занятия, принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск необходимой информации. Формируют самооценку на основе успешной деятельности.

Целевая аудитория: для логопеда

Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков ж-ш. Рассчитан на детей среднего школьного возраста. Красочная презентация помогает поддерживать интерес и внимание ребёнка на протяжение всего занятия. На занятии у ребёнка есть возможность самостоятельно выполнять задания на компьютере.

Целевая аудитория: для логопеда

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции нарушений звукопроизношения
Тема: дифференциация звуков [р] и [р’] в словах.
Лексическая тема: путешествие в город профессий.
Технологии: игровая (занятие-путешествие), информационно-коммуникативная.
Цель: развивать умение различать звуки [р] и [р’] на материале слов.
Задачи:
Образовательные:
- тренировать различать звуки [р] и [р’] в словах;
- развивать слуховое внимание, фонематический анализ, синтез и представления;
- актуализировать и уточнить значение слов по лексической теме «Профессии»;
- развивать навык словообразования суффиксальным способом;
Коррекционно-развивающие:
- развивать логическое мышление, коммуникативные умения и навыки;
Воспитательные:
- воспитывать любознательность, познавательную активность и интерес к учебной деятельности в целом.

Целевая аудитория: для 4 класса

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука Ш в середине слова. Рассчитан на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.Желание помочь и угостить Степшку морковкой поддерживает интерес и внимание ребёнка на протяжении всего занятия.Специальные задания для школьников тренируют навыки чтения и письма.

Григорьева Алена Александровна.

Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Ханты-Мансийская школа для обучающихся с ОВЗ».

Учитель начальных классов.

Конспект индивидуального логопедического занятия /

Тема: Автоматизация звука [с’] в слогах, словах, словосочетаниях.

Цель:

Задачи: Образовательная: закрепить четкое произношение звука [с’] в слогах, словах, словосочетаниях.

Коррекционно-развивающая: отработать навыки фонематического слуха и слогового анализа.

Воспитательная: воспитание усидчивости.

Оборудование: 2 игрушки (поросята), игрушечный дом, шкаф, костюм, бумажные цветочки и листочки, счетные палочки, картинный лабиринт.

Ход занятия:

I . Орг. момент

II . Сообщение темы:

Загадка. Хвостик крючком, носик пяточком. Кто это? Правильно. Вот он у нас какой. А зовут его Сема. Он собирается идти к своему другу Масяне в гости. Какой звук я выделяю в словах С ЕМА, МА С ЯНЯ. Произнеси его.

Ш. Артикуляционная гимнастика

Для того чтобы идти в гости нужно умыться, одеться, нарядиться. Сема идет чистить зубки. Как Сема чистит зубы, язычок? (Упр. почистим нижние зубы, почистим язычок). Сема почистил зубы и улыбнулся. Как Сема улыбнулся? (Упр. улыбка).

VI . Массаж лица.

А теперь Сема умывается. И лицо мы умываем,

Дружно щеки растираем.

Моем носик, ушки, лоб,

Вот умылись и вперед.

V . Мимическая гимнастика

С ема думает, что ему одеть. Он вспомнил, что у него есть костюм и обрадовался. (Покажи, как обрадовался Сема).

Открыл шифоньер и не нашел костюм. Удивился. Потом расстроился. (Как удивился, расстроился?).

Нашел костюм. Обрадовался. (Как обрадовался?).

VI . Анализ артикуляции

С ема когда умывался, плохо закрыл кран и теперь из него течет вода маленькой струйкой. Ты знаешь песенку водички? А если это маленький ручеёк? Произнеси её. Какую форму у тебя принимают губы, когда ты произносишь звук [с’]? А где у тебя находится язычок, когда ты произносишь этот звук?

VII . Характеристика звука

VIII . Дыхательная гимнастика

Подул ветер и в комнату залетели осенние листья. Их срочно нужно убрать. Один Сема быстро не справится, помоги ему. (Сдувание бумажных листочков с поверхности стола. Обязателен контроль, за воздушной струей, которая должна идти с языка).

IX . Развитие фонематического слуха в слогах

Поросенок Сема придумал для своего друга игру и хочет с тобой посоветоваться: как ты думаешь, понравится ли Масяне такая игра? Я называю слоги, а ты как только услышишь звук [с’], хлопаешь в ладоши.

СЯ-; -СЁ-; - РЫ-; - ЯСЬ-; - ОСЬ-; -БА-; -АР-; -АСЬ-; И Т.Д.

X . Закрепление звука в слогах, развитие чувства ритма

Ну пора отправляться в путь. Но вот беда, дверь захлопнулась. Поросенок Сема не может выбраться из дома. Чтобы дверь открылась, нужно произнести заклинание. Я попробую тебе помочь. Повторяй за мной.

СЯ - СЯ; СЯ - СЯ - СЯ; ясь - ясь; ясь - ясь - ясь;

СЁ - СЁ; СЁ - СЁ - СЁ; Ёсь - Ёсь; Ёсь - Ёсь - Ёсь;

СЮ - СЮ; СЮ - СЮ - СЮ; Юсь - Юсь; Юсь - Юсь - Юсь;

Последнее заклинание оказалось верным и дверь открылась.

XI . Закрепление звука в словах

«Картинный лабиринт ». Посмотри какая запутанная дорожка. Сейчас вы с Семой пойдете по этой дорожке, а чтобы было не скучно пойте песенку с’ - с’ - с’. На этой дорожке вам встретятся детёныши животных, будьте готовы!

XII . Пальчиковая гимнастика

Давай посчитаем, кого вы встретили?

XIII . Развитие фонематического слуха в словах

Вы пришли на скучную поляну, ни одного цветочка на ней нет. Попробуем ее украсить? Я буду называть слова, а ты как только услышишь звук [с’] будешь класть цветок на полянку. (СИТО, ПАРТА, СЕМЬ, РАК, ПОСЁЛОК, ПОРОСЁНОК, ТЕТРАДЬ, ПИСЬМО, СЕТКА, РУЧКА, СИТЕЦ).

XVI . Слоговой анализ

Перед вами река. Ее ни как не перейти. Нужно мастерить мост. Для этого разбери слова на слоги. Сколько слогов в слове, столько и полочек ты кладешь. (КИСЕЛЬ, ТЕСЕМКА, ГУСЬ, ДЕСЯТОК, СЕВЕР, СИТО, ЛОСЬ. РЫСЬ, АПЕЛЬСИН).

XV . Составление словосочетаний

Вот вы и добрались до Масяни, и он вас встречает. Расскажи, Масяне кого вы встретили? Какие они?

XVI. Итог

Конспект индивидуального логопедического занятия. «Звук и буква А». Занятие рассчитано на старшую группу ДОУ.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Путешествие в страну звуков»

Тема: Звук и буква А

Цель: познакомить со звуком и буквой А.

  • коррекционно-образовательные – знакомство со звуком и буквой А, дифференциация звука и буквы;
  • коррекционно-развивающие – развитие четкости произнесения звука [а]; выделение звука [а] в ударной позиции в начале и в конце слова; развитие силы голоса и речевого дыхания; развитие слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти; развитие мелкой моторики;
  • коррекционно-воспитательная – активизация участия родителей в коррекционном процессе; воспитание положительного отношения к учебно-игровой деятельности.

Оборудование:

  • символ звука [А]; предметные картинки: автозаправщик, арбуз, суп, аист, шуба, ландыш, апельсин, малыш; карточка для определения места звуков в слове; фонетический символ звука [А]; буква А; карточки с заданиями.

Ход занятия:

1. Орг. момент.

Игровые упражнения для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти.

Послушай один раз и выполни движения:

  • Прикрой ладонями глаза.
  • Прикрой ладонями уши.
  • Подними правое плечо.
  • Подними левую руку.
  • Левой ладонью прикрой правый глаз.
  • Правой ладонью прикрой левое ухо.

2. Комплекс артикуляционной гимнастики:

  • «Лягушка» − «Хоботок»,
  • «Заборчик» − «Бублик»,
  • «Блинчик»,
  • «Маляр»,
  • «Лошадка»,
  • «Вкусное варенье».

3. Знакомство со звуком [А].

«Какой одинаковый звук слышится в начале всех этих слов?»:

август, аист, адрес.

Артикуляционная характеристика:

Губы в спокойном состоянии;

Рот широко открыт;

Язык спокойно лежит во рту.

Акустическая характеристика:

Звук [А] – гласный, обозначается красным цветом. Демонстрируется символ звука.

Правило: гласные звуки поются и не встречают преграды во рту.

4. Фонетическое упражнение:

Покажи, как девочка укачивает куклу: ааааааааааа… (на плавном, длительном выдохе);

Что просит сказать врач, когда осматривает горло? – А-А-А… (отрывисто);

Самостоятельно произнеси столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши.

5. Игра «Четвертый лишний».

Выбери лишнюю картинку.

Лишняя картинка та, которая не начинается со звука [А]:

Автозаправщик, арбуз, суп, аист.

Лишняя картинка та, которая начинается со звука [А]:

Шуба, ландыш, апельсин, малыш.

6. Пальчиковый игротренинг.

Мы делили апельсин; На каждое слово сжимают пальцы рук

Много нас, а он один. в кулачок.

Эта долька – для ежа, Левой рукой поочередно загибать

Эта долька – для стрижа, пальчики правой руки.

Эта долька – для утят,

Эта долька – для котят,

Эта долька – для бобра,

Ну а волку – кожура.

7. Игра «Найди место звуку».

Определи место звука в слове (начало, середина, конец), используя красный кружок и карточку.

Август, Аист, рукА, лисА, пилА.

8. Анализ звукокомплексов.

Крик в лесу: АУ; ребенок плачет: УА.

Анализ звукокомплекса АУ:

Анализ звукокомплекса УА:

Какой первый звук ты слышишь?

Какой второй звук ты слышишь?

Выкладывание схемы с помощью символов звуков.

9. Знакомство с буквой.

Высока и стройна буква А.

Очень похожа на арку она.

В. Ковшиков

На что еще похожа буква А? (на ракету, на крышу дома…)

Буква А из пальчиков: указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные – сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».

Правило: звуки мы слышим и произносим, буквы мы пишем и читаем.

10. Итог.

С каким звуком сегодня знакомились?

С какой буквой?

Чем отличается звук от буквы?

Вспомни слова, начинающиеся со звука [А].

Попова Светлана Михайловна,
учитель-логопед

Индивидуальное логопедическое занятие-игра «Гном Гоша идёт в гости».

Кудрявцева Елена Геннадьевна, учитель-логопед МБОУ СОШ №93, Барабинского района Новосибирской области.
Описание материала: Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию индивидуальное занятие-игру "Гном Гоша идёт в гости", предназначенное для автоматизации звука "ш" в словах и предложении.
Ежегодно в школу поступают первоклассники, имеющие нарушения звукопроизношения различной сложности. В коррекции звуковой стороны речи одним из самых трудоёмких и длительных этапов являются автоматизация и дифференциация поставленных звуков. Дети младшего школьного возраста тоже любят играть. Поэтому наиболее эффективнее такую работу проводить в игровой форме. Представленное занятие-игра будет полезно для учителей-логопедов школ и детских садов, а также материалом могут воспользоваться воспитатели и заинтересованные родители для работы с детьми подготовительной к школе группе, знающие буквы и умеющие читать, для учащихся, имеющих нарушения звукопроизношения и для детей с ОВЗ.
Цель занятия-игры: автоматизация звука «ш» в словах и в предложении.
Задачи:
-закреплять правильное произношение звука «ш» в словах и предложениях,
-развивать слуховое внимание и восприятие,
-закреплять умения звуко-буквенного анализа и синтеза слов,
-совершенствовать умения изменять слова с помощь уменьшительно-ласкательного суффикса,
-упражнять в правильном употреблении форм родительного падежа существительных в предложении,
-активизировать речь учащегося,
-упражнять в чтении слов и соотносить их с соответствующими изображениями,
-развивать мышление, зрительную память, пространственные представления,
-развивать общую и мелкую моторику,
-воспитывать положительный эмоциональный настрой и познавательный интерес,
-воспитывать самоконтроль за речью.
Оборудование: настольная игра-дорожка с изображением гнома и предметные картинки со звуком [ш] в словах, буква ш, звуковые схемы слов, карточки с пропущенными буквами в словах.
Ход занятия-игры:
Логопед:
- Здравствуй, Илья! Ты любишь играть? Сегодня у нас не простое занятие, а занятие-игра.
- Познакомься - это гном Гоша. Гоша пошёл в гости к Лесовичку (сюжет можно придумать на своё усмотрение). Идя по волшебной дорожке, ему нужно выполнить самые разные задания. Но Гоша может не справиться сам, поэтому он просит тебя помочь ему. Поможешь Гоше?
- Сначала определи, какой звук сегодня будешь правильно произносить. В имени Гоша, этот звук согласный, глухой, всегда твёрдый? (Ребёнок: звук ш)
- Каким цветом обозначим звук ш? (ребёнок выбирает синий кружок)
- Какой буквой обозначим звук ш? (ребёнок выбирает букву ш и называет её)

Логопед:
-Чтобы задания выполнить правильно, сначала потренируемся.
-Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «ш» в слогах: са, шу, жи, шо, зу, аш, ус,ош.
-Подпрыгни, когда услышишь звук «ш» в словах: каска, кашка, кошка, усы, уши.
Логопед:
- Молодец, а теперь отправляемся в путь. Веди пальцем по дорожке, называя предметы на картинках, и определи место звука "ш" в слове, подбирая схему слова.
(схему ребёнок выкладывает под картинку)
Очень важно, чтобы ребёнок во время выполнения всех заданий в игре, многократно называл слова с отрабатываемым звуком. (Это мышь, в слове мышь звук ш в конце слова)


Логопед:
- Подумай, какая картинка «лишняя» (отличается) по произношению звука «ш» в словах? (ребёнок называет слово шишка)
- Почему? Какую схему слова выберешь? (в слове шишка два звука ш, в остальных один)


Логопед:
- Посмотри внимательно, на какие две группы можно разделить предметные картинки? (ребёнок: живые и неживые предметы)
Если ребёнок затрудняется самостоятельно выполнить задание, то логопед задаёт наводящие вопросы:
-Помоги Гоше назвать живые предметы на картинках, а теперь неживые, объясни почему? (ребёнок: мышь – живая, отвечает на вопрос кто? шуба – неживая, отвечает на вопрос что?)
Физкультурная минутка.
Логопед:
-Вы с Гошей выполнили много заданий, а теперь можно отдохнуть и выполнить физическую разминку:
Гномик сказочный сидит (ребёнок сидит с прямой спиной, приставив руки к голове в виде "ушек")
И ушами шевелит
Гному холодно сидеть, (встать и растирать ладошку об ладошку)
Нужно рученьки погреть.
Ручки – вверх, ручки – вниз, (делать движения по тексту)
На носочки поднимись.
Ручки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
На носок – на пятку, («перекатывание» с носка на пятку)
А затем вприсядку.
(Бондарева Л.Ю.)
Логопед:
-Хорошо отдохнули, а теперь продолжим.
- Гоша очень добрый гном и всех вокруг он называет ласково. Назови предметы на картинках ласково, закрывая их фишкой. (ребёнок: мышь - мышка, шуба – шубка и т.д.)


Когда все картинки закрыты фишками, можно предложить ребёнку:
-Вспомни, какая картинка под фишкой, назови.
(Ребёнок, называя закрытую картинку, убирает фишку).
Логопед:
- А теперь не зевай гному Гоше помогай, где шуба, отвечай?
(ребёнок: шуба справа от мыши, шуба слева от лягушки, шуба между мышью и лягушкой, шуба под кукушкой)
Если ребёнок затрудняется сам называть расположение предмета на картинке, то логопед задаёт наводящие вопросы:
- А теперь не зевай, кто справа от душа, отвечай?
- А сейчас не зевай, что под кукушкой, отвечай?
- Снова не зевай, что над лягушкой, отвечай?
- А сейчас не зевай, кто справа от шубы, называй?
- Ну-ка не зевай, кто под душем, называй?
(В данном задании используются картинки нижнего и среднего рядов (мышь-шуба-лягушка, душ-кукушка-карандаш))
Логопед:
- Сейчас Гоше нужно выполнить письменное задание, но сначала разомнём пальчики и выполним пальчиковую гимнастику:
Утром гномы в лес пошли, (пальчиками правой руки идём по левой ладони)
По дороге гриб нашли (левая рука в кулаке, правая ладошка накрывает сверху левый кулак)
А за ним–то раз, два, три, (поочерёдно меняются руки, то левая рука в кулаке, то правая)
Показались ещё три (показываем правой рукой три пальца).
И пока грибы срывали, (обхватывают по очереди правой рукой левый кулак, то левой рукой правый кулачок)
Гномы в школу опоздали (руки к щекам, горестно покачивая головой)
Побежали, заспешили (пальчиками левой руки бегут по правой ладошке)
И грибы все уронили (хлопок и руки развести в разные стороны)
(Е. Черникова)
Логопед:
- Молодец, пальчики готовы выполнить следующее задание.
- Гоша ещё не знает все буквы, помоги ему: вставь в слово пропущенные буквы, прочитай его и помести карточку со словом к соответствующей картинке.
(ребёнок берёт любую карточку, вставляет пропущенные буквы, опираясь на картинки, читает получившееся слово и кладёт к соответствующей картинке)


Логопед:
-Сейчас нужно составить предложения, называя предметы, которые нашёл Гоша, шагая по дорожке.
Например: Гоша шёл по дорожке и нашёл мышку. Гоша шёл по дорожке и нашёл мышку и шубу. Гоша шёл по дорожке и нашёл мышку, шубу и лягушку. И так далее.
Логопед:
-Молодец! Ты помог Гоше выполнить задания и дойти в гости к Лесовичку.
-Какой звук ты произносил правильно, выполняя задания? (звук «ш»)
-Вспомни, что ты помог Гоше сделать на занятии?
-Что тебе понравилось на занятии?

Елена Ладыгина
Конспект логопедического индивидуального занятия. «Звуки [с]-[ш]»

Тип занятия: занятие по овладению новыми знаниями, умениями и навыками.

Цель: дифференцировать звуки [с], [ш] в изолированном произношении и в обратных слогах.

Основные задачи:

Коррекционно-образовательные:

Коррекционно-развивающие:

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать усидчивость.

Оборудование:

индивидуальное зеркало, мяч, ваза с сушками, фишки зелёного, синего и красного цветов.

Лингвистический материал:

звуки [с] и [ш], обратные слоги: АС, ОС, УС, ЫС, ИС, ЕС, ЁС, ЮС, ЯС; АШ, ОШ, УШ, ЫШ, ИШ, ЕШ, ЁШ, ЮШ, ЯШ.

План проведения занятия:

1. Организационный момент.

2. Основная коррекционно-логопедическая работа:

1) Артикуляционная гимнастика.

2) Пальчиковая гимнастика «Слон».

3) Характеристика звуков [ш] и [с] по артикуляционным и акустическим признакам.

3. Динамическая пауза «Лягушки».

4. Продолжение основной коррекционно-логопедической работы:

1) Игра «Поймай звук».

2) Игра «Звуки-слоги».

5. Итог занятия.

6. Самоанализ проведённого занятия.

7. Использованная литература.

Ход проведения занятия:

1. Организационный момент.

В кабинете учителя-логопеда стоит ваза с сушками. Ребёнок входит в кабинет.

Учитель-логопед:

Илья, скажи, что лежит в вазе. (сушки)

Подумай и ответь: почему на занятии присутствуют сушки? (в слове «сушки» встречаются звуки [с] и [ш]).

За каждое правильно выполненное задание ты получишь сушку. В конце занятия мы посчитаем, сколько сушек ты набрал.

2. Основная коррекционно-логопедическая работа:

1) Артикуляционная гимнастика (развитие артикуляционной моторики).

Учитель-логопед:

Чтобы речь была красивой и чёткой, нужно выполнить артикуляционную гимнастику.

а) Повтор отработанных ранее артикуляционных упражнений «Бублик», «Трубочка», «Чашечка», «Лягушка», «Хоботок», «Лягушка-Хоботок».

б) Изолированное произнесение звуков [с], [ш] перед зеркалом.

Молодец, Илья. Ты получаешь одну сушку.

2) Пальчиковая гимнастика «Слон» (развитие мелкой моторики). Учитель-логопед:

Выполним пальчиковую гимнастику.

Слон

В зоопарке стоит слон.

Уши, хобот, серый он.

Головой своей кивает,

Будто в гости приглашает.

Больше всех на суше он,

Очень, очень добрый слон.

Видно, даже у зверей

Тот и больше, кто добрей. (Б. Заходер)

Ладонь на себя. Средний палец опущен. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой – указательным и большим. Шевелить средним пальцем. Качаем всей кистью.

Молодец, Илья. Ты очень старательно выполнял гимнастику, поэтому получаешь ещё одну сушку.

3) Характеристика звуков [ш] и [с] по артикуляционным и акустическим признакам.

Учитель-логопед:

Произнеси звук [ш].

Что делали губы, когда ты произносил звук [ш]? (губы выдвигались вперед)

Они были похожи на бублик или на трубочку? (они были круглые, как бублик)

Что делал язык, когда ты произносил звук [ш]? (язык поднимался к нёбу, за верхние зубы)

Поднеси руку ко рту и произнеси звук [ш].

Зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [ш]. Гласный или согласный звук [ш]? Попробуем его петь. Что происходит? (это согласный звук)

Произнеси звук [с].

Что делали губы, когда ты произносил звук [с]? (губы растягивались в стороны)

Они были похожи на лягушку или на трубочку? (они были растянуты, как у лягушки)

Что делал язык, когда ты произносил звук [с]? (широкий язык кончиком упирался в нижние зубы)

Поднеси руку ко рту и произнеси звук [с].

Зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [с]. Гласный или согласный звук [с]? Попробуем его петь. Что происходит? (это согласный звук)

Звонкий или глухой этот звук? Почему? Приложим руку к горлышку. Дрожит голосок? (звук глухой)

Сердито произносим звук (это твердый звук).

Какой фишкой будем обозначать звук? (синей)

Молодец, Илья. Правильно выполнил задание. Получаешь ещё одну сушку.

3. Динамическая пауза "Лягушки" (развитие общей моторики). Учитель-логопед:

А сейчас динамическая пауза.

Лягушки

У болота вдоль опушки Руки вытянуть вперёд, поднять вверх,

Мимо вспаханных полей Развести в стороны.

Шли весёлые лягушки Ходьба на месте,

В гости к бабушке своей. Губы растянуты в улыбку.

(И. Демьянова)

4. Продолжение основной коррекционно-логопедической работы: 1) Игра «Поймай звук».

Учитель-логопед:

Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [ш].

Ш-С-Ж-Ш-З-Ш

АШ, УС, АС, ЕШ, ОЗ, ОШ, ЕЗ, ЮЖ, ЮШ, ЯШ, ЯЩ.

Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [с].

С-З-С-Ж-С-Ш-С

АС, АШ, ОС, ОЖ, УС, УШ, ЯС, ЯЩ, ЮЖ, ЮС.

Молодец, Илья. Справился с заданием. Получай ещё одну сушку.

2) Игра «Звуки-слоги» (на развитие навыка звукового синтеза слогов).

Учитель-логопед:

А теперь игра с мячом. Я бросаю звуки, а ты мне возвращаешь слоги: а, ш. Какой слог вернешь?: (Слог АШ)

А, С; У, Ш; И, С; Е, Ш; О, С; О, Ш; Е, С; И, Ш.

Молодец, Илья. Получай ещё одну сушку.

5. Итог занятия.

Учитель-логопед:

Илья, назови звуки, которые чаще других встречались на занятии?

(звуки [с], [ш])

Считаем сушки, которые ты получил. Шесть сушек.

Произнеси, сколько сушек ты сегодня получил? (шесть сушек)

6. Самоанализ проведённого занятия.

Тема логопедического занятия: Звуки [с], [ш]. Оно спланировано в соответствии со 2 периодом обучения, перспективным планом. Структура занятия отвечает развивающим задачам обучения, воспитания и коррекции. Оно органично связано с предыдущими занятиями, опирается на них и является подготовительным к следующей теме.

Разрабатывая конспект занятия, я, прежде всего, учитывала речевые возможности, особенности психического развития ребёнка старшего дошкольного возраста, а также индивидуальные возможности ребёнка.

Учитывая всё это, я наметила цель, задачи, содержание занятия, определила форму проведения, методы, приёмы и средства, необходимые для получения положительного результата.

Цель занятия: дифференцировать звуки [с], [ш] в изолированном произношении и в обратных слогах.

Коррекционно-образовательные:

Формировать умение дифференцировать звуки [с] и [ш] по звуковым и артикуляционным признакам;

Развивать умение характеризовать звуки [с] и [ш];

Развивать навык звукового синтеза слогов.

Коррекционно-развивающие:

Развивать фонематическое восприятие;

Развивать устойчивость внимания;

Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать самоконтроль во время произношения звуков;

Воспитывать усидчивость.

При проведении занятия соблюдалась комплексность образовательных, воспитательных и коррекционных задач.

При проведении занятия большое значение придавалось соблюдению основополагающих дидактических принципов (доступность предлагаемого материала, индивидуальный подход и т. д.) и специальных положений, разработанных в логопедии (принцип развития, принцип системного подхода, принцип связи речи с другими сторонами психического развития).

В основу обучения было положено развитие познавательной деятельности в связи с активным наблюдением. Процессу овладения ребёнком фонетической системой языка придавался осознанный характер. Осознанный контроль за собственными кинестетическими и слуховыми ощущениями на всех этапах занятия сочетался с развитием фонематического восприятия.

На занятии обучение строила как игру, состоящую из нескольких этапов, за прохождение каждого из которых выдавалось стимулирующее поощрение (сушки). В ходе занятия ребёнок выполнял различные задания. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность ребёнка и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.

В ходе занятия использовала словесные и практические методы, направленные на применение речевых навыков и умений и их совершенствование.

Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности: сначала ребёнок произносил изолированные звуки [с], [ш], затем – обратные слоги.

Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия.

Смена видов деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость и пресыщаемость каким-то одним видом деятельности. Ребёнок динамично переключался со словесных игр на игры с предметами. В занятие была также включена динамическая пауза «Лягушки», которая отражала звуковую тематику занятия.

На всех этапах занятия активизировалась речевая деятельность ребёнка. Ему предлагались задания, побуждающие использовать в собственной речи изучаемый звук.

В ходе занятия следила за внятностью и выразительностью речи ребёнка. Максимально учитывала интересы и способности данного ребёнка, варьировала задания и их дозировку. Оказывала помощь при выполнении заданий и упражнений в разных формах – подсказки, наводящие вопросы.

Анализируя деятельность ребёнка на занятии, хочется отметить, что он проявлял познавательную активность, эмоционально реагировал на приёмы активации деятельности, использовал имеющиеся знания и умения. Ребёнок был заинтересован, внимателен.

Я считаю, что занятие было результативным. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию ребёнка на достижение поставленных задач, помогли овладеть новыми знаниями, умениями и навыками. Коррекционно-развивающие задачи были выполнены в полном объёме и цель достигнута.

Использованная литература

1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. В помощь логопедам и родителям. СПб., 2007.

2. Жукова Н. С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. – М. : Эксмо, 2013.

3. Кондратенко И. Ю. Произносим звуки правильно. Логопедические упражнения. – М. : Айрис-пресс, 2013.

4. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., Кременецкая М. И. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М. : Издательство ГНОМ, 2012.

5. Полякова М. А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. М., 2007.

6. Резниченко Т. С., Ларина О. Д. Говорим правильно. Логопедический альбом. М., 2003.