Чтобы успешно развивать познавательные процессы учащихся в учебной деятельности, необходимо развивать современные средства и методы обучения. А использование ИКТ с его огромными универсальными возможностями как и является одним из таких средств.

Статья: « Роль ИКТ в работе педагога-психолога »

Подготовила Сидорук Н.Е.

Применение компьютерных ИКТ в образовательном процессе - одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса.

Интерактивные формы обучения в школе предполагают наличие современных средств организации процесса, которые позволяют сохранять и дорабатывать диагностический, учебный, методический материал, побуждая к новым инновационным методам работы.

Применение ИКТ обладает неоспоримыми преимуществами. Предоставление знаний в форме презентации облегчает изучение темы, учащиеся чувствуют себя более уверенно и раскрепощёно. Презентация дает возможность любому педагогу проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению занятий. Умелый педагог может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Причем презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе урока или на любом виде урока, будь то: изучение нового материала или закрепление, контроль знаний или домашнее задание и др.

Презентации во время занятий и внеурочной деятельности представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным.

Информационная технология обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления, которого является компьютерная техника и программные средства.

Чтобы успешно развивать познавательные процессы в учебной деятельности, необходимо искать более современные средства и методы обучения. Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями и будет являться одним из таких средств.

Персональный компьютер - универсальное обучающее средство, которое может быть с успехом использовано на самых различных по содержанию и организации учебных и внеурочных занятиях.
Наиболее доступным средством для создания собственных компьютерных обучающих продуктов является программа PowerPoint - мастер создания презентаций.

Презентация обеспечивает возможность для:

  • информационной поддержки;
  • иллюстрирования;
  • использования разнообразных упражнений;
  • экономии времени и материальных средств;
  • построения канвы урока;
  • расширения образовательного пространства урока.

Благодаря использованию презентаций у школьников наблюдается:

  • концентрация внимания;
  • включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной;
  • более быстрое и глубокое восприятие излагаемого материала;
  • повышение интереса к изучению предмета;
  • возрастание мотивации к учебе.

Главными достоинствами использования обучающих презентаций в учебном процессе являются интерактивность и повышенная эффективность восприятия. Применение цвета, графики и анимации, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различие ситуации и среды, развивая при этом творческие и познавательные способности учащихся.

Презентации способствуют превращению урока в интерактивное действие. Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности учащихся, позволяющая осуществить взаимодействие учителя и ученика, ученика и компьютера, которая имеет вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. От учителя зависит организовать учебный процесс с помощью презентаций таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания.

Мой личный опыт применения компьютерных слайдовых презентаций в практике процессе подчеркнул несомненные достоинства этого вида обучения:

  • интеграция гипертекста (использование гиперссылок) и мультимедиа (объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов) в единую презентацию позволяет сделать изложение материала системным, ярким и убедительным;
  • сочетание устного лекционного материала с демонстрацией слайд-фильма позволяет концентрировать визуальное внимание учащихся младших классов на особо значимых (важных) моментах учебного материала.

Формы и место использования мультимедийной презентации (или даже отдельного ее слайда) на моих занятиях зависят от содержания и типа мероприятия, цели, которую я ставлю перед собой. Моя практика с ИКТ позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий. При использовании в работе мультимедийных презентаций, структура урока принципиально не изменяется, в нем по-прежнему сохраняются все основные этапы.

Занятия с применением мультимедийными технологиями помогают решить следующие дидактические задачи:

  • усвоить базовые знания по предмету;
  • систематизировать усвоенные знания;
  • сформировать навыки самоконтроля;
  • сформировать мотивацию к учению в целом
  • оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

по разработке мультимедийных презентаций

  1. Стиль

Соблюдайте единый стиль оформления

Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.

Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).

  1. Использование цвета

Для фона и текста используйте контрастные цвета.

  1. Анимационные эффекты

Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.

Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

Используйте короткие слова и предложения.

Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.

Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

  1. Шрифты

Для заголовков - не менее 24.

Для информации не менее 18.

Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.

Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).

  1. Способы выделения информации

Следует использовать:

Рамки, границы,

Штриховку, заливку,

Стрелки, рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

7.Объем информации

Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации

P . S .

Всё зависит от учителя -

хороший урок презентация украсит,

плохому же уроку - все равно не поможет.

МБДОУ детский сад комбинированного вида №3 «Ручеёк»

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога ДОУ

Подготовил:

Педагог-психолог

Зуева С.В.


ИКТ технологии

XXI век называют веком информации. Современные информационно коммуникационные технологии (ИКТ) все больше внедряются в различные сферы жизни, становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования. Использование ИКТ открывает широкие возможности в практической деятельности педагога-психолога, и органично дополняет традиционны формы работы, расширяя возможности взаимодействия с детьми и педагогами.


  • Диагностическая работа.
  • Методическая работа.
  • Просветительская и профилактическая работа с педагогами и родителями.
  • Работа с коллегами (педагогами-психологами ДОУ, школ).

Диагностическая работа

Возможность находить в интернете и распечатывать методики, стимульный материал, бланки заданий. Создание мультимедийных презентаций в программе POWER POINT.


Методическая работа

Работа в MICROSOFT OFFICE (EXCEL, WORD, POWERPOINT). Оформление отчетной и текущей документации, создание базы данных по итогам диагностики, составление графиков и диаграмм. Создание собственных презентаций, фотоальбомов.


Профилактическая, коррекционно-развивающая работа с детьми.

При реализации профилактической и коррекционно-развивающей работы с применением ИКТ есть возможность включать в занятие разнообразные компьютерные игры, направленные на развитие памяти, внимания, мышления («На что похоже?», «Найди лишнее», «Запомни и назови», «Игры для Тигры», игры – раскраски и др), использовать сенсорный стол. Приложение «paint» можно применять как арт-терапевтическую технику, используя вместе с музыкальным сопровождением.


Просветительская и профилактическая. Работа с родителями и педагогами ДОУ.

Создание памяток, буклетов, фотогаллерей, и пр. Документов, содержащих материалы по проблемам развития, обучения и воспитания детей, с последующим размещением их в детском саду и на интернет – сайте учреждения. Консультирование родителей, педагогов, используя возможности интернета. Создание презентаций при подготовке к совместным мероприятиям с педагогами, родителями.


Работа с коллегами

Создание своего блога, интернет-сайта, участие в работе профессиональных сетевых сообществ, чатов, on-line конференций. Использование информационных интернет – ресурсов (www.Maaam.Ru, www.Nsportal.Ru, и другие). Обмен с коллегами информацией с помощью электронной почты.


Таким образом, использование педагогом-психологом информационно-коммуникационных технологий в ДОУ, является фактором сохранения психического здоровья детей в силу возможности решения следующих задач : - развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация); - обогащение кругозора; - помощь в освоении социальной роли; - формирование учебной мотивации; - развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность); - организация благоприятной для развития предметной и социальной среды.


Использование компьютерных заданий не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка, и его наставника; тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.


Благодарю за

Мы живем в веке информации. Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. По определению Г.К. Селевко, информационная технология обучения – это педагогическая технология, применяющая специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией. Надо понимать, что ИКТ это не только компьютеры и их программное обеспечение. Здесь подразумевается использование компьютера, Интернет-ресурсов, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования и др.
В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование, компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Поэтому, важно создание системы работы с использованием компьютера для развития ребенка и прежде всего, формирования у него психологической готовности к жизни и деятельности в обществе, широко применяющем информационные технологии. Идея использовать компьютеры в обучении детей принадлежит профессору С. Пейперту. Работая с Ж. Пиаже в 60-е годы, он пришел к выводу, что ребенок развивается, если имеет условия для креативной деятельности в соответствующей среде, при этом качество усвоения материала зависит не столько от способностей ребенка, сколько от организации процесса обучения. Ученый представляет концепцию школы будущего, в которой компьютер выступает как средство активизации мыслительных, познавательных, творческих процессов.
Теоретическое обоснование необходимости использования информационных технологий для развития и обучения детей нашло свое продолжение в исследованиях отечественных ученых. А.В. Запорожец в своей работе «Проблемы дошкольной игры и руководство ею в воспитательных целях» дал подробные примеры использования компьютера как средства познавательного развития ребенка. С.Л. Новоселова в книге «Проблемы информатизации дошкольного образования» утверждала, что введение компьютера в систему дидактических средств детского сада может стать мощным фактором обогащения интеллектуального, эстетического, нравственного и физического развития ребенка. Д.Б. Богоявленская показала, что у детей, занимающихся с компьютерными игровыми программами по специально построенной системе, высок потенциал интеллектуального, творческого развития. По результатам исследований Машбиц Е.И. было показано, что компьютер способен усилить мотивацию учения.
Современные исследования медиков показывают, что отрицательного воздействия на здоровье детей дошкольного возраста при работе с компьютером не наблюдается, если соблюдаются гигиенические (высокий уровень освещённости, четкое и контрастное изображение на экране, оптимальное расстояние глаз до экрана 55-65 см., удобная поза) и эргономические (длительность игровых занятий не должна превышать 10-15 минут) требования. Для снятия мышечного напряжения у детей после работы (игр, занятий) на компьютере, необходимо проводить пальчиковую и глазо-двигательную гимнастику.
В настоящее время информационно-коммуникационные технологии широко применяются и в работе педагога-психолога ДОУ. Применение ИКТ осуществляется в различных направлениях.
1. Методическая работа.
Работа в Microsoft Office (Excel, Word, PowerPoint). Оформление отчетной и текущей документации, создание базы данных по итогам диагностики, составление графиков и диаграмм. Создание собственных презентаций, фотоальбомов.
2. Профилактическая, коррекционно-развивающая работа с детьми.
При реализации профилактической и коррекционно-развивающей работы с применением ИКТ есть возможность включать в занятие разнообразные компьютерные игры, направленные на развитие памяти, внимания, мышления («На что похоже?», «Найди лишнее», «Запомни и назови», «Игры для тигры», игры – раскраски и др). Также, необходимо использовать аудиоаппаратуру - DVD, CD диски и аудиокассеты («Веселая азбука» Маршака, «Уроки тетушки Совы», «Голоса птиц и зверей» и др.). Приложение «Paint» можно применять как арттерапевтическую технику, используя вместе с музыкальным сопровождением.
Следовательно, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.
3. Работа с коллегами (педагоги-психологи ДОУ, школ)
Создание своего блога, интернет-сайта, участие в работе профессиональных сетевых сообществ, чатов, on-line конференций. Использование информационных интернет – ресурсов (www..maaam.ru, www.nsportal.ru, www.dohcolonoc.ru и другие). Обмен с коллегами информацией с помощью электронной почты;
4. Работа с педагогами и родителями ДОУ
Создание памяток, буклетов, фотогаллерей, и пр. документов, содержащих материалы по проблемам развития, обучения и воспитания детей, с последующим размещением их в детском саду и на интернет – сайте учреждения. Консультирование родителей, педагогов используя возможности Интернета. Создание презентаций при подготовке к совместным мероприятиям с педагогами, родителями.
Таким образом, использование педагогом-психологом информационно-коммуникационных технологий в ДОУ, является фактором сохранения психического здоровья детей в силу возможности решения следующих задач: развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация); обогащение кругозора; помощь в освоении социальной роли; формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность); организация благоприятной для развития предметной и социальной среды.

Электронное пособие «Диагностическая работа в ДОУ» серии «Дошкольник» создано в помощь воспитателям, психологам дошкольных учреждений, учителям начальных классов, социальным педагогам общеобразовательных учреждений, а также может быть полезным родителям, студентам педагогических учебных заведений.

Перед нашим обществом на современном этапе его развития стоит задача улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе. Для успешного решения этой задачи от психолога требуется умение определить уровень психического развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе намечать пути коррекционной работы.

А данное пособие представляет собой комплекс многочисленных методик различных авторов, объединенных в целях эффективной психодиагностической работы в дошкольном образовательном учреждении.

Электронный вариант пособия дает возможность не просто ознакомиться, принять к сведению или использовать в своей работе диагностические материалы, но и оптимизировать свою работу, сэкономить время, используя при необходимости те методики, тесты, анкеты, таблицы, схемы, которые предлагаются на диске, с возможностью редактирования непосредственно в документе. В этом случае создаются свои локальные документы, которые архивируются тут же при работе с данным диском.

Работа с материалами диска строится следующим образом.

При открытии программы предлагается выбор разделов:

1. Организационный аспект

Данный раздел освещает теоретические и практические основы проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования. Доступно изложены принципы проведения и методы психологических исследований, виды диагностики, этические принципы и правила работы практического психолога образования. Здесь же представлены формы документов, необходимых психологу для определения уровня психического развития ребенка (психологическое представление, карта психологического обследования ребенка, психологический паспорт ребенка, анкета особенностей развития ребенка и др.) .

2. Психические процессы и речь

Раздел содержит уникальную подборку диагностических методик и тестов различных авторов по изучению особенностей мышления («Воспроизведи рисунки», «Исключение понятий») , внимания («Найди и вычеркни», «Запомни и расставь точки») , восприятия («Узнай, кто это», «Какие предметы спрятаны в рисунках») , памяти («Запомни цифры», «Запомни фразы») , воображения («Придумай игру», «Нарисуй что-нибудь») и речи («Определение активного словарного запаса», «Расскажи по картинке») дошкольников и младших школьников.

3. Развитие мелкой моторики

В данном разделе можно узнать, как и в каком возрасте нужно определять ведущую руку ребенка и какие существуют правила, соблюдение которых поможет получить более достоверные результаты. Для определения рукости можно использовать систему тестов, разработанную М. Г. Князевой и В. Ю. Вильдавским , или воспользоваться комплексом заданий немецкого исследователя Ф. Кречмера или французской исследовательницы М. Озьяс . Не менее интересен материал самотестирования для детей младшего и среднего школьного возраста по определению ведущего полушария мозга.

4. Готовность к школе

Материал данного раздела поможет педагогам-психологам определить степень готовности с системному школьному обучению детей и при необходимости, провести комплекс коррекционных занятий.

Диагностике готовности к школе и посвящен данный раздел диска.

5. Рисуночные тесты

Рисуночные тесты позволяют провести комплексную диагностику внутреннего мира ребенка. В арсенале психолога-практика рисуночные тесты всегда занимают особое положение. Простота инструментария, процедуры проведения и легкость интерпретации привлекают внимание не только психологов, но и педагогов, социальных работников, врачей-психиатров, а иногда и родителей.

Наиболее популярными являются следующие рисуночные тесты:

«Несуществующее животное»;

«Рисунок семьи»;

«Дом дерево человек».

В разделе также представлены менее известные рисуночные тесты:

тест «Человек под дождем»;

тест диагностики интеллекта Гудинаф-Харриса;

графическая методика М. А. Панфиловой «Кактус» для детей 3 7 лет;

методика «Нарисуй себя».

Огромный интерес вызовет подраздел «Диагностика эмоционального состояния ребенка младшего дошкольного возраста» , который содержит подборку методик, тестов, опросников, анкет по изучению эмоционального состояния ребенка.

СБОРНИК ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ

ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ СЕМЬИ

Это пособие представляет собой сборник психодиагностических методик, направленных на исследование межличностных отношений и психологической атмосферы в семье.
Тесты и методики сопровождаются подробным описанием и дополнены всем набором необходимых бланков и "ключей", что позволяет использовать настоящий сборник как практическое руководство.
Специально созданный аннотированный указатель позволяет быстро находить необходимые материалы в зависимости от целей и возраста участников исследования.

Вся информация, собранная на диске, систематизирована и разбита на 2 основных раздела:
1. Методы диагностики межличностных отношений детей в семье.
2. Методы диагностики родительского отношения и психологической атмосферы в семье.

Внутри первого раздела методики расположены по возрастному принципу: от дошкольного к подростковому возрасту.

Внутри второго раздела методики систематизированы по степени сложности и количеству временных затрат, необходимых для проведения диагностики и обработки полученных результатов: от методов экспресс-диагностики к методам, требующим глубокого погружения и тщательного анализа результатов.

Пособие предназначено для психологов и специалистов Служб психологического сопровождения, работающих с семьей.

Проблемы организации диагностики и коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья

Диагностика взаимодействия воспитателей и детей;

Материалы журнала «Игра и дети»;

Раскраски

Картинки с эмоциями