Учебно методический комплекс под редакцией Н.Г. Гольцовой

Методологической основой данной программы и курса «Рус­ский язык» в 10-11 классах являются Образовательные стандарты среднего (полного) общего образования по русскому языку (базо­вый и профильный уровни), что позволяет организовывать занятия по русскому языку как в классах неязыкового профиля (общеобра­зовательных, математических и т.д.), так и в классах с углубленным изучением русского языка и предметов гуманитарного цикла.

Система расположения материала, полнота изложения теоре­тических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие заданий и т.д. направлены на достижение воспита­тельных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетентностей как резуль­тат освоения содержания курса «Русский язык».

Теоретические сведения носят инструментальный характер, их объем и особенности подчинены формированию конкретных уме­ний и навыков. Данный учебник может быть использован как спра­вочник по основным разделам русского языка, обеспечивая восполняющее повторение, при подготовке к вступительным экза­менам в вузы, а также при подготовке к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку.

Большое количество упражнений, предлагаемых в учебнике по всем темам, определяется практической целесообразностью и на­правлено на выработку практических навыков, в первую очередь навыков правильного письма. Включение в программу таких тем, как «Основные принципы русской орфографии», «Основные прин­ципы русской пунктуации» и др. очень важны при повторении пра­вил орфографии и пунктуации, так как обеспечивают сознательный подход к изучаемому материалу.

Темы «Сочетание знаков препинания», «Факультативные знаки препинания», «Индивидуально-авторская пунктуация» обращают внимание на такие особенности русской пунктуации, как вариант­ность в постановке знаков препинания, их многозначность и мно­гофункциональность.

В художественном тексте знаки препинания выполняют особую смысловую и экспрессивную функцию, поэтому при анализе текс­та, наряду с анализом лексики, морфологии, синтаксиса, следует уделять внимание пунктуационному анализу.

Задачи, стоящие перед курсом «Русский язык» в старших классах, могут быть успешно решены, если на занятиях и в самостоятельной работе использовать все виды языкового анализа. Фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксичес­кий виды анализа базируются на ранее полученных знаниях. Боль­шое место должно быть отведено орфографическому и пунктуацион­ному анализу, что обеспечивает прочные знания и повышает качество грамотного письма, культуру владения языком, совершенствует уме­ния и навыки нормативного использования языковых средств.

Учитывая особенности условий работы с определенными уча­щимися, учитель может вносить изменения в примерное распреде­ление учебного времени, рекомендуемого программой, решать вопрос об изучении материала более крупными блоками. Это позво­лит высвободить время для практической работы и опережающего рассмотрения отдельных вопросов курса.

В соответствии с современными требованиями коммуникатив­ной направленности в обучении русскому языку программа преду­сматривает анализ текстов разных жанров для языкового, стилисти­ческого и других видов лингвистического анализа. Для развития речи желательно использовать такие виды работ, как пересказ, реферирование, составление тезисов, написание изложений, сочинений-миниатюр и другие творческие задания.

Эффективность работы обеспечивается сочетанием работы на занятиях и вне аудитории, а также правильно организованной само­стоятельной работой. Практика показывает, что знания, добытые самостоятельно, являются более прочными, чем знания, получен­ные при пассивном восприятии.

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 10 класса составлена на основе:

1. Федерального компонента государственного стандартаобщего образования.

2. Учебника для общеобразовательных учреждений (Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А.Мищериной «Русский язык. 10-11 классы», рекомендованному Министерством образования и науки РФ, Москва, «Русское слово», 2010.

3. Программы под редакцией Н.Г.Гольцова, Москва «Русское слово»,2010 год к учебнику «Русский язык. 10-11 классы» (авторы: Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина)

4. Базисного учебного плана школы на 2015-2016 учебный год.

Программа предназначена для изучения русского языка в старших классах на базовом уровне и составлена из расчета 1 час в неделю, всего 35 часов.

Сайт учителя русского языка Боровлевой С.В. http://sv.ucoz.ru/

Фразеологический калейдоскоп http://svb.ucoz.ru/index/0-2 Сайт предназначен для учителей, учеников и всех, кто интересуется русским языком и его историей.

Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/

8.Планируемые результаты изучения учебного предмета

Учащиеся должны знать:

Взаимосвязь языка и истории, культуры русского и других народов.
Смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык,

языковая норма, культура речи.
Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь.
Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

Учащиеся должны уметь:

Использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста.
Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения коммуникативных задач.
Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.
Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.
Использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи.
Извлекать необходимую информацию из различных источников.
Применять на практике речевого общения основные нормы литературного русского языка.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
Осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа. приобщения к ценностям национальной и мировой культуры.
Развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности.
Увеличения словарного запаса; расширения кругозора; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству.
Самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

1.Введение. Слово о русском языке

Знать : лексическое богатство русского языка;

Стилистику русского языка;- виды планов;Уметь: составлять план; - использовать эпиграф;

2Лексика. Фразеология. Лексикография

Знать: лексическое и грамматическое значение слов;

Прямое и переносное значение слов;

Понятие о синонимах, антонимах, паронимах, омонимах;

Роль старославянизмов в создании текста высоко стиля;

Фразеологизмы, фразеологические выражения;

Устаревшая лексика: архаизмы, старославянизмы, историзмы;

Уметь: находить в тексте изобразительно-выразительные средства русского языка: эпитеты, метафоры, метонимия, сравнение, перифраза;

Анализировать лексические средства выразительности в тексте;

Работать с различными видами словарей;

Определять лексические особенности текста;

Выделять главное;

Использование в речи изобразительно-выразительных средств;

Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей;

Адекватное восприятие устной речи и способность передать содержание прослушанного текста в развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;

3. Фонетика. Графика. Орфоэпия

Знать: орфоэпические нормы правописания;

- характеристику гласных и согласных звуков в слове;

Уметь: производить фонетический разбор слов;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

Формировать мировоззрение школьников;

Уметь выбирать правильный стиль поведения в зависимости от ситуации; умение принимать решение в различных жизненных ситуациях;

Выделять главное, классифицировать, рефлексировать, осуществлять самооценку деятельности;

4.Морфемика и словообразование

Знать: состав слова;

Способы образования слов;

Нормы формообразования;

Правописание морфем;

Морфологический принцип правописания;

Уметь: производить морфемный анализ слов;

Производить словообразовательный разбор слов;

Правильно писать словообразующие и формообразующие морфемы;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

Отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;

Пользование словарями различных типов;

5.Морфология и орфография

Знать: типы орфограмм;

Безударные гласные в корне;

Гласные после шипящих в разных частях речи;

Гласные после шипящих и Ц;

Правописание согласных в слове;

Двойные согласные;

Гласные и согласные в приставках;

Правила переноса слов;

Разделительные Ъ и Ь знаки;

Уметь: определять орфограммы в словах;

Решать орфографические задачи;

Правильно писать безударные гласные в корне;

Правильно писать гласные после шипящих в разных частях речи;

Правильно писать гласные после шипящих и Ц;

Правильно писать двойные согласные;

Правильно писать гласные и согласные в приставках;

Правильно писать разделительные Ъ и Ь знаки;

Применять правила переноса в словах;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

Формировать пути здорового образа жизни, внутренней экологической культуры;

Самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

Использование для решения познавательных задач справочные пособия по русскому языку;

  1. Части речи. Имя существительное

Знать: лексико-грамматические разряды имен существительных;

Нормы формообразования имен существительных;

Морфемику имен существительных;

Уметь: производить морфологический разбор имен существительных;

Определять тип склонения, число и падеж имен существительных;

Правильно писать гласные в суффиксах имен существительных;

Правильно писать сложные имена существительные;

Решать орфографические задачи по теме;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

Умение эффективно использовать рабочее время;

Умение выбирать целевые и смысловые установки для действий и поступков;

  1. Части речи. Имя прилагательное

Знать : стилистические особенности употребления полных и кратких форм имен прилагательных;

Правописание сложных имен прилагательных;

Особенности сочинительной и подчинительной связи в словосочетаниях;

Образование сложныхприлагательных;

Уметь: правильно писать падежные окончания имен прилагательных»

Правильно писать суффиксы имен прилагательных;

Производить морфемный и словообразовательный анализ имен прилагательных;

Владеть правилом правописания Н и НН в суффиксах имен прилагательных;

Правильно писать сложные имена прилагательные;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

Умение ставить цели, определять пути их решения;

Умение применять знания на практике;

Самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

Уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

Выделять главное, классифицировать, рефлексировать

8. Части речи. Имя числительное

Знать: особенности употребления имен числительных в речи;

Сочетание имен числительных оба, обе с именами существительными;

Уметь: производить морфологический разбор имен числительных;

Правильно писать падежные окончания имен числительных;

Правильно писать сложные числительные;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

Умение ставить цели, определять пути их решения;

Умение применять знания на практике;

Самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

Находить способы взаимодействия при работе в группе;

Уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

9.Части речи. Местоимение

Знать: особенности употребления местоимений в речи;

Знать разряды местоимений;

Уметь: производить морфологический разбор местоимений;

Правильно писать местоимения;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

Умение ставить цели, определять пути их решения;

Умение применять знания на практике;

Самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

Находить способы взаимодействия при работе в группе;

Уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

10.Части речи. Глагол

Знать: особенности употребления в речи различных форм глагола;

Синонимию глагольных форм;

Способы формообразования глаголов;

Уметь: производить морфологический разбор глагола;

Правильно писать личные окончания глаголов;

Правильно писать суффиксы глаголов;

Правильно писать Ь в глагольных формах;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

Умение ставить цели, определять пути их решения;

Умение применять знания на практике;

Самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

Находить способы взаимодействия при работе в группе;

Уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

Выделять главное, классифицировать, рефлексировать;

11. Части речи. Причастие

Знать: особенности употребления причастий в речи;

Особенности правописание обособленных определений, выраженных причастным оборотом;

Уметь: производить морфологический разбор причастий;

Образовывать различные формы причастий;

Правильно писать окончания причастий;

Правильно писать гласные в суффиксах причастий;

Правильно писать Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

Умение ставить цели, определять пути их решения;

Умение применять знания на практике;

Самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

Находить способы взаимодействия при работе в группе;

Уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

Выделять главное, классифицировать, рефлексировать;

12. Части речи. Деепричастие

Знать: особенности употребления деепричастий в речи;

Синонимические особенности возможности употребления глагольных форм;

- особенности обособления деепричастий и деепричастных оборотов;

Уметь: производить морфологический разбор деепричастий;

Образовывать деепричастия;

Правильно писать деепричастия;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

Умение ставить цели, определять пути их решения;

Умение применять знания на практике;

Самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

Находить способы взаимодействия при работе в группе;

Уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

Выделять главное, классифицировать, рефлексировать;

13. Части речи. Наречие .Слова категории состояния

Знать: особенности употребления наречий в речи;

Особенности образования наречий;

Особенности образования степеней сравнения наречий;

Уметь: производить морфологический разбор наречий;

Правильно писать гласные О-А на конце наречий;- правильно писать Ь после шипящих на конце наречий;

Правильно писать отрицательные наречия;

Правильно использоватьслитное, дефисное, раздельное написание наречий;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

Умение ставить цели, определять пути их решения;

Умение применять знания на практике;

Самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

Находить способы взаимодействия при работе в группе;

Уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

Выделять главное, классифицировать, рефлексировать;

14. Служебные части речи

Знать: типы предлогов по структуре, по значению;

Союзы: простые, составные, сочинительные, подчинительные;

Разряды частиц;

Типы междометий по значению и структуре;

Уметь: отличать союзы и союзные слова;

Правильно употреблять союзы в речи;

Правильно писать частицы;

Правильно писать предлоги;

Уметь производить морфологический разбор служебных частей речи;

Отличать междометия и звукоподражательные слова;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

Умение ставить цели, определять пути их решения;

Умение применять знания на практике;

Самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

Находить способы взаимодействия при работе в группе;

Уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

Выделять главное, классифицировать, рефлексировать.

Календарно-тематическое планирование

Предварительный просмотр:

МОУ средняя общеобразовательная школа №2

Г. Меленки Владимирской области

Потенциал учебно-методического комплекта

(Текст выступления на научно-практическом семинаре «Проблемы развития русского языка и их отражение в школьной практике»).

Емелюшина Валентина Николаевна,

Учитель высшей квалификационной категории,

Заслуженный учитель Российской Федерации

Модернизации российского образования ориентирует «не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей» учащихся.

Языковое образование в школе на современном этапе реализуется в контексте формирования и развития коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенции.

Основное средство для достижения образовательных целей, отвечающих задачам обновления содержания образования, - качество учебной книги.

Проблема выбора школьного учебника является одной из самых злободневных.

От учебника русского языка в старших классах в условиях выбора ожидается следующее:

соответствие основным принципам развития системы образования на современном этапе;

возможность совершенствования языковой и лингвистической компетенции учащихся;

отсутствие дублирования материала, изучаемого в 5-9 классах, для осуществления преемственности между средним и старшим звеньями;

соответствие учащимся того или иного класса по их знаниям, способностям, уровню подготовки.

Этим требованиям, на мой взгляд, в полной мере отвечает УМК «Русский язык", 10-11 классы Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина.

Н.Г. Гольцова. Русский язык, 10-11 классы (Программа курса).

Н.Г. Гольцова, И.В.Шамшин. Русский язык, 10-11 классы (Учебник для общеобразовательных школ).

Н.Г. Гольцова, М.А. Мищерина. Русский язык, 10-11 классы (Книга для учителя).

Н.Г. Гольцова, М.А.Мищерина. «Поурочное планирование к учебнику» (Профильный уровень. Базовый уровень).

Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. Единый Государственный Экзамен. Русский язык.

Л.Г. Смирнова. «Культура речи».

Т.В. Потемкина, С.В. Сабурова. «Культура устной и письменной речи».

Апробация учебника нового поколения в условиях обычной школы – действенный способ проверки качества учебной книги как основного средства для достижения образовательных целей, отвечающих задачам модернизации школы и обновления содержания образования.

В 2005-2007 годах мной проведено наблюдение за учебной деятельностью учащихся негуманитарного профиля, обучающихся русскому языку по данному комплекту. Осуществлена попытка определения роли и значения УМК в совершенствовании коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций.

Было выявлено, что концепция данного УМК сохраняет преемственность в обучении русскому языку между основной школой и средней и предусматривает на основе систематизации знаний углубленное изучение предмета, поэтому работа по данному комплекту является логическим продолжением предыдущей деятельности учителя и учащихся по любой программе русского языка с 5 по 9 класс.

УМК полностью ориентирован на компоненты содержания образования учебного предмета «Русский язык». В структуру учебника включены все традиционные разделы русского языка, необходимые для изучения на данном этапе. Положительной чертой учебника является то, что научный материал подается в корректной и приемлемой для учащихся форме, с соблюдением традиционной в школьном курсе русского языка терминологии.

Методический аппарат УМК обеспечивает возможность реализации новых педагогических технологий. Он помогает учителю осуществлять личностно ориентированный подход в обучении, дифференцируя задания по степени сложности. Система вопросов и заданий нацеливает учителя на активно-деятельностный подход в преподавании русского языка на основе поисково-исследовательской деятельности учащихся.

Учебник Н.Г. Гольцовой и И.В. Шамшина представляет собой удачное соединение системности, научности и практической значимости. При доминирующем в процессе преподавания русского языка в школах изучении орфографии и пунктуации в отрыве от языковой системы как органичного единства настоящий учебник направляет школьников на изучение системы языка в целом, что позволяет освоить орфографию и пунктуацию как часть системы, не отдавая ей главенствующие позиции.

Принцип научности можно назвать основным в анализируемом учебнике: в нем представлены все разделы языковой системы, в соответствии с теоретическими трудами ведущих языковедов. Опорой в работе по формированию лингвистического мировоззрения учащихся служат справочные материалы и термины, представленные в начале каждого раздела. В учебнике предусмотрена тесная их связь с вопросами и заданиями по теме, с содержанием текстов упражнений. Учебник обеспечивает решение ряда принципиально важных задач по завершению формирования у учащихся старших классов способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые и речевые явления и факты, оценивать их с точки зрения нормы, содействует более глубокому усвоению ранее пройденного материала и приобретению школьниками речевой, языковой, социокультурной компетенций .

Другим несомненным достоинством учебника является его практическая ориентация. Знание языковой системы без практического применения этих знаний не дает ничего, но функциональность полученной научной информации позволяет осваивать систему в действии. Дихотомия «язык-речь» в полной мере реализована в анализируемом учебнике: ученик активизирует информацию о языковом явлении и применяет ее на практике, что отражено уже в названиях параграфов: «Синонимы и их употребление», «Паронимы и их употребление» и т.д.

Третьим достоинством учебника является представленность раздела «Культура речи», что особенно важно, так как в век интеграции и развития культурных связей особую роль играет процесс межличностной коммуникации. Успешная деятельность социального субъекта на сто процентов зависит от его коммуникативного потенциала, умения правильно оценивать ситуации общения и выбирать адекватные языковые средства. Особенно важна культура речи для молодых людей, чья социально-психологическая адаптация в мире только начинается: насколько успешно подросток будет выстраивать свою коммуникативную деятельность, настолько успешным и комфортным будет его положение в социуме. Этот раздел учебника особенно актуален в свете плачевного состояния речевой культуры общества в целом и подростков, в частности.

Большое внимание уделяется текстам-образцам художественного слова, что, безусловно, способствует развитию чувства языка и обеспечивает реализацию межпредметных связей. Среди достоинств учебника – обилие публицистических текстов, разнообразных по тематике: культура речи (И.Уразов. «Почему мы так говорим»), экология слова (М.А.Осоргин. «Заметки старого книгоеда»)… Тексты учебного издания способствуют формированию культурологической компетенции старшеклассников. Особенно важно для нас, владимирцев, большое количество текстов – отрывков из произведений нашего земляка В. Солоухина, большая часть которых посвящена постижению духовно-нравственного опыта народа.

Учебник является своеобразным справочником по русскому языку и помогает учащимся организовать свой учебный труд. В нем есть орфоэпический и орфографический словарики, схемы анализа языковых единиц. Разнообразный материал упорядочен с помощью графических обозначений, помогающих легко ориентироваться в учебном материале: ими обозначены упражнения по стилистике, упражнения по развитию речи, исторический комментарий.

Очень полезен новый раздел учебника «Из истории русского языкознания», включающий очерки о жизни и деятельности крупных русистов XVIII-XIX вв. Знакомство с очерками не только расширяют кругозор учащихся, но и способствуют более эффективному достижению образовательных и информационных целей обучения. Старшеклассники получили возможность пользоваться учебником в качестве справочного пособия при решении любых языковых затруднений, что позволяет им более эффективно организовать работу, связанную с устными или письменными текстами на любых предметах, при подготовке к олимпиадам любого уровня, игре «Русский медвежонок – языкознание для всех». Следовательно, можно говорить о том, что данный учебник способствует не только достижению образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте, но и формированию языковой компетентности учеников в целом.

Психологический аспект концепции УМК обеспечивает то, что основным содержанием и целью учения является превращение любого школьника в субъекта своей учебной деятельности, действующего по формуле «я учусь», а не «меня учат». Так что работа по данным учебным книгам отражает личностно-ориентированный подход в обучении.

Таким образом, в данном УМК есть все необходимое для достижения триединой цели языковой компетенции: учащиеся расширяют знания о языке, формируют «чувство языка», приобретают языковой опыт.

Учебник может использоваться на уроках (как в общеобразовательных, так и в профильных классах), в дополнительном образовании (при проведении занятий факультативных и элективных курсов). И, что для меня особенно важно, в классах, где обучаются дети разных способностей и разного уровня подготовки. Залог успеха – гармоничное соединение моего «хочу научить» с «хочу и могу научиться» старшеклассника. А материал учебника так подобран, что может удовлетворить запросы самого «продвинутого» ученика и не отбить интерес к учению у слабого. Все это способствует созданию комфортной психологической атмосферы на уроках, формирует определенный уровень человеческих взаимоотношений, позволяет ученику быть успешным.

Изучение курса русского языка в десятом и одиннадцатом классе негуманитарного профиля по УМК авторов Н.Г.Гольцовой и И.В.Шамшина (уроки – 34 часа в год, факультативный курс «Культура русского языка» по программе Л.Г.Смирновой, элективный курс «История русского языка: от Рюрика до наших дней») позволило мне в 2005-2007 годах достичь высоких, эффективных результатов обучения.

Ученики данного класса были призерами и лауреатами конкурсов сочинений на школьном и муниципальном уровне, победителями районной олимпиады по русскому языку и литературе. Положительную динамику учебных достижений учащиеся продемонстрировали и в итоговой аттестации по русскому языку: получили хорошие и отличные оценки за письменный экзамен из 17 учащихся данного класса – 14 человек, из 12 человек, сдававших русский язык в качестве экзамена по выбору (10 из них в форме ЕГЭ), - 9 человек. Поступили в высшие и средние специальные учебные заведения, сдав вступительные экзамены, 100% из всех пытавшихся это сделать. В данный момент все они успешно обучаются в вузах Владимира, Коврова, Иванова, Нижнего Новгорода.

Данный учебно-методический комплект успешно решает задачу завершения базового образования по русскому языку; способствует повышению уровня общей грамотности школьников; реально готовит к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ. Дидактический материал, подобранный для обучения, отличается идейной направленностью, помогает совершенствовать не только учебные умения и навыки в области русского языка, но и способствует формированию действенного мировоззрения, активной жизненной позиции, побуждает к активной преобразующей деятельности, воспитывает нравственно.

Реализация лингводидактических принципов построения учебника по русскому языку в новом учебно-методическом комплекте, экспериментальное обучение учащихся показали возможность и целесообразность использования данного комплекта в учебном процессе

Новый учебно-методический комплект по русскому языку способствует оптимизации процесса обучения, не вызывает трудностей при использовании в учебном процессе в рамках любых педагогических технологий.

Достоинства и преимущества данного курса в условиях модернизации российского образования очевидны.


Это издание предназначено для продолжения изучения русского языка на базовом и профильном уровнях. Курс нацелен на достижение учащимися коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетентностей.
Предлагаемый курс представляет современный русский язык как систему. Материал дан крупными блоками. Теоретический материал изложен полно, логично, доступно, многоаспектно, снабжен достаточным количеством убедительных литературных примеров.
Тексты и отдельные предложения, данные в качестве дидактического материала, отобраны из высокохудожественных произведений XIX-XX веков.

Ключевые компетенции.
Языковедческая.
Освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании, общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах.
Овладение основными нормами русского литературного языка.
Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов.
Умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Коммуникативная
Овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
Слово о русском языке (Вступительная статья) 5
ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ
§ 1. Слово и его значение 10
§ 2. Однозначность и многозначность слов 11
§ 3. Изобразительно-выразительные средства русского языка 13
§ 4. Омонимы и их употребление 15
§ 5. Паронимы и их употребление 17
§ 6. Синонимы и их употребление 18
§ 7. Антонимы и их употребление 20
§ 8. Происхождение лексики современного русского языка 22
§ 9. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления 26
§ 10. Употребление устаревшей лексики и неологизмов 28
§ 11. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление 29
§ 12. Лексикография 31
ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ
§ 13. Звуки и буквы 34
Фонетический разбор слова 36
§ 14. Орфоэпия 37
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
§ 15. Состав слова 42
Морфемный разбор слова 47
§ 16. Словообразование 50
Словообразовательный разбор 54
§ 17. Формообразование 56
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ
§ 18. Принципы русской орфографии 60
§ 19. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова 61
§ 20. Чередующиеся гласные в корне слова 65
§ 21. Употребление гласных после шипящих 72
§ 22. Употребление гласных после Ц 75
§ 23. Правописание звонких и глухих согласных 77
§ 24. Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, 34, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ 79
§ 25. Правописание двойных согласных 80
§ 26. Правописание гласных и согласных в приставках 87
§ 27. Приставки ПРЕ- и ПРИ- 89
§ 28. Гласные ИиЫ после приставок 92
§ 29. Употребление Ъ и Ь 95
§ 30. Употребление прописных букв 98
§ 31. Правила переноса слов 103
Самостоятельные части речи
§ 32. Имя существительное как часть речи 105
Морфологический разбор имени существительного 109
§ 33. Правописание падежных окончаний имен существительных 111
§ 34. Гласные в суффиксах имен существительных 118
§ 35. Правописание сложных имен существительных 121
§ 36. Имя прилагательное как часть речи 126
Морфологический разбор имени прилагательного 129
§ 37. Правописание окончаний имен прилагательных 132
§ 38. Правописание суффиксов имен прилагательных 133
§ 39. Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных 136
§ 40. Правописание сложных имен прилагательных 139
§ 41. Имя числительное как часть речи 143
Морфологический разбор имени числительного 144
§ 42. Склонение имен числительных 145
§ 43. Правописание имен числительных 147
§ 44. Употребление имен числительных в речи 149
§45. Местоимение как часть речи 151
Морфологический разбор местоимения 153
§ 46. Правописание местоимений 155
§ 47. Глагол как часть речи 158
Морфологический разбор глагола 161
§ 48. Правописание глаголов 165
§ 49. Причастие как глагольная форма 169
Морфологический разбор причастия 170
§ 50. Образование причастий 172
§ 51. Правописание суффиксов причастий. И и ИИ в причастиях и отглагольных прилагательных 173
§ 52. Деепричастие как глагольная форма 178
Морфологический разбор деепричастия 179
§ 53. Наречие как часть речи 182
Морфологический разбор наречия 183
§ 54. Правописание наречий 184
§ 55. Слова категории состояния 190
Морфологический разбор слов категории состояния 191
Служебные части речи
§ 56. Предлог как служебная часть речи 192
Морфологический разбор предлога 193
§ 57. Правописание предлогов 195
§ 58. Союз как служебная часть речи. Союзные слова 198
Морфологический разбор союза 199
§ 59. Правописание союзов 201
§ 60. Частицы 202
Морфологический разбор частицы 202
§61. Правописание частиц 203
§ 62. Частицы НЕ и ИИ. Их значение и употребление 204
§ 63. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи 206
§ 64. Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова 211
Морфологический разбор междометия 212
Обобщающие контрольно-тренировочные упражнения и диктанты 214
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
§ 65. Основные принципы русской пунктуации 220
Пунктуационный анализ 222
§ 66. Словосочетание 224
§ 67. Виды синтаксической связи 225
Синтаксический разбор словосочетания 226
Предложение
§ 68. Понятие о предложении. Классификация предложений 229
Простое предложение
§ 69. Виды предложений по цели высказывания 230
§ 70. Виды предложений по эмоциональной окраске 231
§ 71. Предложения утвердительные и отрицательные 232
Виды предложений по структуре
§ 72. Двусоставные и односоставные предложения 233
§ 73. Тире между подлежащим и сказуемым 236
§ 74. Распространенные и нераспространенные предложения 239
§ 75. Полные и неполные предложения 240
§ 76. Тире в неполном предложении 241
§ 77. Соединительное тире. Интонационное тире 242
§ 78. Простое осложненное предложение 246
Синтаксический разбор простого предложения 246
§ 79. Предложения с однородными членами. Знаки
препинания в предложениях с однородными членами 248
§ 80. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях 251
§ 81. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях 254
§ 82. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами 255
§ 83. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами 257
§ 84. Обобщающие слова при однородных членах 261
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения
§ 85. Обособленные и необособленные определения 266
§ 86. Обособленные приложения 273
§ 87. Обособленные обстоятельства 279
§ 88. Обособленные дополнения 283
§ 89. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения 285
§ 90. Знаки препинания при сравнительных оборотах 292
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением
§ 91. Знаки препинания при обращениях 293
§ 92. Вводные слова и вставные конструкции 296
§ 93. Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова 303
Сложное предложение
§ 94. Понятие о сложном предложении 308
§ 95. Знаки препинания в сложносочиненном предложении 310
Синтаксический разбор сложносочиненного предложения 311
§ 96. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным 318
Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным 319
§ 97. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными 322
Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными 323
§ 98. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении 328
Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения 330
§ 99. Период. Знаки препинания в периоде 337
§ 100. Сложное синтаксическое целое и абзац 338
Предложения с чужой речью
§ 101. Способы передачи чужой речи 341
§ 102. Знаки препинания при прямой речи 342
§ 103. Знаки препинания при диалоге 345
§ 104. Знаки препинания при цитатах 346
Употребление знаков препинания
§ 105. Сочетание знаков препинания 349
§ 106. Факультативные знаки препинания 352
§ 107. Авторская пунктуация 353
Обобщающие контрольно-тренировочные упражнения и диктанты 356
КУЛЬТУРА РЕЧИ
§ 108. Язык и речь 372
§ 109. Правильность русской речи 373
§ 110. Типы норм литературного языка 374
§111.0 качествах хорошей речи 377
СТИЛИСТИКА
Функциональные стили
§ 112. Научный стиль 384
§ 113. Официально-деловой стиль 389
§ 114. Публицистический стиль 394
§ 115. Разговорный стиль 399
§ 116. Художественный стиль 401
§ 117. Анализ текста 403
ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ
Михаил Васильевич Ломоносов 409
Александр Христофорович Востоков 411
Федор Иванович Буслаев 412
Владимир Иванович Даль 414
Яков Карлович Грот 415
Алексей Александрович Шахматов 417
Дмитрий Николаевич Ушаков 419
Виктор Владимирович Виноградов 420
Сергей Иванович Ожегов 422
Приложения
Говорите правильно 424
Пишите правильно 428
Рекомендуемая литература 435
Список условных сокращений 438.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
- fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу


Скачать книгу Русский язык, УМК, 10-11 класс, Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А., 2010 - Яндекс Народ Диск.