Аппарат уже готов к произношению даже самых трудных звуков). Но педагог по-прежнему уделяет серьезное внимание развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата детей, он учит их различать звуки на слух и правильно произносить их (с - з, с - ц, ш - ж, ч - щ, с - ш, з - ж, ц - ч, с - щ, л - р).

Что такое фонематический слух и фонематическое восприятие?

Фонематический слух - это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: "коза-коса", "дом-том", "бочка-почка". Если ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки – это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух.

Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. Например: «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?»

Старшие дошкольники способны определить на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа. Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например не на слух звуки С и Ц, С и Ш, Ш и Ж и другие. Для развития фонематического восприятия, умения вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать определенные пары звуков предлагаются детям этого возраста игры, направленные на подбор слов с заданными звуками, или упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.


Цель приведенных ниже игр и упражнений - развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с - з, с - ц, ш - ж, ч - щ, с - ш, з - ж, ц - ч, с - щ, л - р), правильно выделять во фразах нужные слова.

Работу по формированию фонематического восприятия необходимо проводить и с детьми младшего возраста. В таких играх, как «Тихо-громко», «Театр настроений» формируют интонационную сторону речи.

Игры для детей 2-4 лет основаны на звукоподражании. «Как ребенок плачет? ААА. Как волк воет? УУУ. Как водичка бежит? ССС». Можно поиграть с детьми младшего возраста в такую игру: вы показываете картинку с символом звука (змея, комар, жук), а дети воспроизводят необходимый звук (змея – Ш, комар - З, жук - Ж).

Еще одна игра для самых маленьких: «Песенка» - показываем карточки-символы гласных звуков – А, О, У, И в разном порядке, дети поют песенку.

ПОЙМАЙ ЗВУК

Игра на выделение звука на фоне слова.

Задание: дети должны подпрыгнув хлопнуть в ладоши, если в названном слове слышится заданный звук (например [c] - “сова”, “зонт”, “лиса”, “лес”, “коза”, “слон”, “жук”, “коса”, “ёжик”, “нос”, “стакан”).

ОХОТНИКИ

Цель: развитие фонематического восприятия.

Описание игры: взрослый предлагает детям научиться ловить звуки. Просит детей сделать вид, что они спят (чтобы «не вспугнуть звук»): положить голову на руки, закрыть глаза. «Проснуться» (сесть прямо), услышав нужный звук в ряду других звуков.

КАКОЙ ЗВУК ЕСТЬ ВО ВСЕХ СЛОВАХ?

Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук "ш". Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи – "ж"; чайник, ключ, очки – "ч"; щетка, ящик, щавель – "щ"; коса, усы, нос - с; селедка, Сима, лось – "сь"; коза, замок, зуб – "з"; зима, зеркало, – "зь"; цветок, яйцо, курица – "ц"; лодка, стул, лампа – "л"; липа, лес, соль – "ль"; рыба, ковер, крыло – "р"; рис, крепость, – "рь".Взрослый следит, чтобы дети четко произносили звуки, правильно называли твердые и мягкие согласные.

Задание: играет группа детей, каждому присваивается какая – либо буква . Ведущий перечисляет вперемешку буквы. Услышав свою букву алфавита, ребенок должен встать. Игру можно провести выделяя первый или последний звук в слове.

ИГРЫ СО ЗВУКАМИ.

1) Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А (Е, О,Л, В и т. д). Назови слова, которые заканчиваются на звук А (К, Н,Г). Назови слова, в которых звук А(Д, В,И) в середине слова.

2) Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол. Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач…) Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний – ш. (Карандаш, камыш…) Какое получится слово, если к "но" - прибавить один звук? (Нож, нос…) Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука "м". (Мама моет Машу мочалкой.) Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук "у". (Бумага, дудочка, Буратино…)


НАЙДИ КАРТИНКИ

1) Ребенок отбирает из набора картинки на заданный звук или несколько звуков. Звук может стоять в начале слова, в конце, в середине.

2) Нахождение звука в названиях предметов по сюжетной картине. Выигрывает тот, кто больше найдет предметов. Сюжетные картины могут подбираться в соответствии с лексической темой.

3) Игра проводится в виде эстафеты. Дети делятся на 2 команды. Одна команда собирает картинки напрмер со звуком Л, другая со звуком Р. Один игрок может взять одну картинку. Когда все дети возьмут по картинке, они поворачиваются друг к другу и называют картинки, выделяя голосом свой звук. Выигрывает та команда, которая правильно и быстрее соберет картинки.

ВОЛШЕБНИКИ

Задание: "Сейчас мы будем превращать одно слово в другое. Я назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: кит - кот.

Слова для изменения: дом, сон, сок, пил, мел.

Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет.

Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.

ОПРЕДЕЛИ НА СЛУХ САМОЕ КОРОТКОЕ СЛОВО

Слова подбираются в соответствии с темой урока, также можно дать задание на определение самого длинного слова. Строитель, каменщик, дом, стекольщик.

ГУСЕНИЦА

Ребенок выкладывает из деталей гусеницу. Количество деталей берет столько, сколько звуков в заданном слове. Затем он вытаскивает из двух карточек (на одной изображена голова гусеницы, на другой хвост) одну и называет первый звук в слове или последний в зависимости от картинки.

ПОДБЕРИ ПОХОЖИЕ СЛОВА.

Взрослый произносит слова, близкие по звучанию: кошка - ложка, ушки - пушки. Затем он произносит слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию. Нужно следить за тем, чтобы дети правильно подбирали слова, произносили их внятно, чисто, громко.

ИСПРАВЬ ОШИБКИ

Задание: ведущий читает стихотворение, намеренно делая ошибки в словах. Назвать правильно слова.

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползет зеленый лук

С длинными усами (жук).

Закричал охотник: «Ой!

Двери гонятся за мной!» (звери).

Эй, не стойте слишком близко.

Я тигренок, а не миска (киска).

Тает снег, течет ручей,

На ветвях полно врачей (грачей).

Ехал дядя без жилета,

Заплатил он штраф за это (билета).

Сели в ложку и айда!

Покатили вдоль пруда (лодку).

Мама с бочками пошла

По дороге вдоль села (дочками).

На поляне весной

Вырос зуб молодой (дуб).

На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву (лес).

На глазах у детворы

Крысу красят маляры (крышу).

Я рубашку сшила шишке,

Я сошью ему штанишки (мишке).

Встало солнце, уходит прочь

Темная длинная дочь (ночь).

Фруктов в корзине не счесть:

Яблоки, груши, бараны есть (бананы).

В реке живет мак,

Его не поймаю никак (рак).

Чтоб пообедать, взял Алешка

В правую руку левую ножку (ложку).

На пароходе повар – док

Приготовил вкусный сок (кок).

Очень ласковый был

Он хозяйку лизнул в лоб (кот).

Рогатый дол

По дороге шел (вол).

Школьник кончил строчку

И поставил бочку (точку).

Тащил мышонок в норку

Огромную хлебную горку (корку).

У печки с удочкой сижу

От рыбы глаз я не свожу (речки).

Русская красавица

Своей козою славится (косой).

Усатый кит сидит на печке,

Выбрав теплое местечко (кот).

На поляне лесной

Вырос зуб молодой (дуб).

Под березами, где тень

Притаился старый день (пень).

ПРАВИЛЬНОЕ СЛОВО

Описание игры: взрослый просит детей поднять руку, если он произнесет слово неправильно, если правильно – хлопнуть в ладоши.

Например выставляется предметная картинка с изображением вагона. Взрослый произносит: вагон, флакон, загон, вагон, фагон...

УМНЫЕ КАРТОЧКИ

Дети на карточке с предметными картинками находят изображения, в названиях которых есть заданный звук, и накрывают их жетонами.

РЕГУЛИРОВЩИКИ

Дети работают с сигнальными карточками. Определяют, какой звук они слышат: гласный (красный цвет) или согласный, твердый (синий цвет) или мягкий (зеленый цвет), глухой (без колокольчика) или звонкий (с колокольчиком).

КОРЗИНОЧКИ

Игры на выделение звука на фоне слова.

На наборном полотне выставляются предметные картинки фруктов или овощей, ягод, грибов, цветов, продуктов и т. п.(в соответствии с лексической темой). Дети раскладывают картинки по корзинкам: в синею, если заданный звук звучит твердо, в зеленую, если звук мягкий, в красную, если заданного звука в слове нет. Можно распределить картинки по первому или последнему звуку в слове – твердый, мягкий, гласный.

ЖИВЫЕ ЗВУКИ

Вызывается группа детей по количеству звуков в слове. Им раздаются звуковые символы в соответствии со звуковой схемой заданного слова. «Было у нас слово каша (пир), но звуки живые, они все разбежались, давайте соберем их опять в слово» Дети строятся в нужном порядке, чтобы схема подходила к слову. Затем детям можно предложить придумать новые слова, к которым бы подходила данная схема.

ТЕЛЕГРАФ

Цель: обучение слоговому анализу слов. «Сейчас мы поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а вы будете их по телеграфу передавать в другой город». Слова произносятся по слогам, сопровождаются хлопками. Затем дети сами придумывают слова, которые надо передавать по телеграфу. «А сейчас я вам передам слова по телеграфу - отстучу, не называя их. А вы должны придумать, какие это могут быть слова». Дети придумывают слова с заданным количеством слогов.

НАСТОЛЬНОПЕЧАТНЫЕ ИГРЫ

В мире звуков – дифференциация похожих по звучанию слов, выделение первого и последнего звука.

Логопедическое лото – определение позиции звуков.

Читаем сами – отбор картинок на звуки, подбор звуковых схем.

Готов ли ты к школе – сборник тестовых заданий.

Звонкий – глухой – определение характеристики звуков.

Логопедическая ромашка – дифференциация звуков.

Десять гласных подружек – работа с гласными звуками.

Мои первые буквы – выделение первого звука в слове.

Прочитай по первым буквам – выделение первого звука в слове.

Путешествие от А до Я – выделение первого звука в слове.

И много других игр.


Маргарита Молоко
Практические игры и упражнения по развитию фонематического восприятия

Практические игры и упражнения по развитию фонематического восприятия

1. «Услышишь - хлопни» . Цели : развивать слуховое внимание , фонематическое восприятие .

Ход игры . Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов, ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.

2. «Кто больше?» Цели : , слуховое внимание.

Ход игры-соревнования . Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы.)

3. «Внимательный слушатель» (или «Где звук?» ). Цели : развивать фонематические представления , внимание.

Ход игры . Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них.

4. «Нужное слово» . Цели : , фонематические представления , фонематический анализ .

Ход игры . По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.

5. «Зоркий глаз» . Цели : развивать фонематические представления , фонематический анализ , внимание.

Ход игры . Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.

6. «Чудесный художник» . Цели : развивать фонематические представления , фонематический анализ , внимание, мелкую моторику.

Ход игры . Нарисовать картинки на указанный звук в начале, середине, конце слова. Под картинками, исходя из уровня знаний детей, предлагается начертить схему слова в виде черты или схему слогов данного слова, в которой каждый слог обозначается дугой, и указать место изучаемого звука*.

7. «Запоминайка» . Цели : развивать слуховое внимание , память.

Ход игры . Взрослый проговаривает ряды слов, а дети запоминают и повторяют. Первое задание состоит из двух слов, далее их количество постепенно увеличивается (три, четыре, пять и т. д., например :

сад-сани сок-шок

сумка-суп-сапоги шапка-сын-шуба При подборе соответствующего речевого материала в ходе игры можно проводить работу по автоматизации и дифференциации звуков, развитию фонематического восприятия , фонематических представлений .

8. «Бусы» . Цели : развивать фонематические представления , анализ, слуховое внимание, память. Ход игры . После слов ведущего :

Рассыпались бусы.

Мы их соберем, Нанижем на нитку

И слово найдем. -

участники игры по цепочке произносят с лова-«бусинки» на определенный звук (без повторов, например :

на звук [Р] - радуга-ракета-каравай-пар-рука -. на звуки [Р]-[Л] - рак-лампа-нора-лук-рыба-мыло -.

9. «Повтори и прибавь» . Дели : развивать слуховое внимание , память.

Ход игры . Первый играющий произносит слово, второй, повторяя его, добавляет свое и т. д. Каждый участник увеличивает ряд на одно слово. Игра останавливается и начинается сначала, после того как кто-либо из игроков изменит последовательность слов, например : на звук [Ж] -

жук, жаба

жук, жаба, ужи

жук, жаба, ужи, ежи и т. д.

10. «Сложи звуки» . Цели : развивать фонематический синтез , слуховое внимание, память.

Ход игры . Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги или слова, например :

[П], [А] - ПА; [Н], [О], [С] - НОС.

11. «Скажи наоборот» . Цели : развивать фонематическое восприятие , фонематические представления , анализ и синтез, слуховое внимание и память.

Ход игры . Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.

1 вариант - с гласными звуками А, У - У, А И, О -. (О, И) У, О, А - А, О, У Э, Ы, И-. (И, Ы, Э)

2 вариант - с твердыми согласными звуками

ПА - АП АП - ПА

ПО -. (ОП) ОП-. (ПО)

ПУ -. (УП) ЫП -. (ПЫ)

ПЭ-. (ЭП) УП -. (ПУ)

ПЫ -. (ЫП) ЭП -. (ПЭ)

3 вариант - с твердыми и мягкими

согласными звуками

ПА - ПЯ ПЯ - ПА

ПУ -. (ПЮ) ПИ -. (ПЫ)

ПЭ-. (ПЕ) ПЮ -. (ПУ)

ПО-. (ПЁ) ПЁ-. (ПО)

ПЫ -. (ПИ) ПЕ -. (ПЭ)

Игра служит для упражнения фонематического слуха и точности слухового восприятия

Играть можно вдвоем или большой группой. Перед игрой взрослый обращается к детям : "Вы слышали когда-нибудь эхо? Когда вы путешествуете в горах или по лесу, проходите через арку или находитесь в большой пустом зале, вы можете повстречать это. То есть увидеть-то его, вам, конечно, не удастся, а вот услышать - можно. Если вы скажете : "Эхо, привет!", то и оно вам ответит : "Эхо, привет!", потому что всегда в точности повторяет то, что вы ему скажете. А теперь давайте поиграем в эхо" .

Затем назначают водящего - "Эхо", который и должен повторять то, что ему скажут. Начните с простых слов, затем перейдите к трудным и длинным (например, "ау", "скорее", "бурелом") . Используйте в игре иностранные слова, не забывая при этом объяснять их значение (например, "Hallo, monkey!" -"Привет, обязьянка") . Попробуйте предлагать для повторения стихотворные и прозаические фразы (Я пришел к тебе с приветом Рассказать, что солнце встало!") . Если "Эхо" ответило правильно 5 раз, назначайте по кругу водящим следующего участника игры .

13)Заколдованное слово

Игра способствует развитию фонематического слуха и звукового анализа языка

Ведущий-взрослый рассказывает детям историю о злом волшебнике, который заколдовывает слова, и поэтому они не могут вырваться из замка волшебника. Слова не знают, из каких звуков они состоят, и надо им это объяснить. Как только звуки слова правильно называются в нужном порядке, слово считается спасенным, свободным. Игра проводится как обычная сюжетно-ролевая, причем взрослый как единственный грамотный всегда остается ведущим, дети исполняют роли спасителей, а один из участников представляет злого волшебника, который время от времени отлучается из замки; именно тогда и могут быть спасены буквы.

Взрослый называет слово - жертву заключения, а спасители должны внятно повторить звуки, из которых оно состоит. Необходимо следить за тем, чтобы они произносились тщательно, с проговариванием всех гласных. Начинают с простых трех-четырехбуквенных слов, затем усложняя "заколдованные" слова. Например, "расколдовываем" слово "яблоко" - "Я, б, л, о, к,

13)Звучащие картинки

Игра для развития фонематического слуха и языковой

Для игры используются карточки с изображением предметов, упоминающихся в предложениях ниже. Можно играть и с обычным лото, но в этом случае нужно модифицировать предложения. Взрослый называет предложение, а ребенок находит карточки с теми предметами, которые упоминались в этом предложении. Если ребенок не может этого сделать, нужно помочь ему, но в этом случае карточки он забрать не может. Игра продолжается до тех пор, пока карточки не закончатся или пока не устанет ребенок.

Примеры предложений

На звук С Осы залетели в сумку.

Бусы привезли в самолете.

На звук 3 Коза пасется у забора.

Заяц держит рот на замке.

На звук Ц Цыпленок вылупился из яйца.

Цапля и курица - птицы.

На звуки С, 3, Ц Огурцы взвесили на весах.

Осы кусают куриц.

На гнезде сидит сова.

На звук Ш Мышь спряталась в шкафу.

Шишки хранятся в мешке.

На звук Ж Ружье и лыжи хранятся в сарае.

Жук и жаба - животные.

На звуки Ш и Ж Ружье висит в шкафу.

Ножи кладут в мешок.

На звук Ч Чайник и чашка нужны для чая.

Чемодан открывается ключом.

На звук Щ Клещи и щипцы - инструменты.

Щука и лещ - разные рыбы.

На звук Л Лопатой вскопали грядку для лука.

Пила и лопата нужны в деревне.

На звук Р Ребенку купили ручку.

Рыбки и раки живут в воде.

На звуки Р и Л Рыбы плавают под лодкой.

Белка прячется в дупле.

Путаница

Игра для развития звукового различения

Обратите внимание ребенка на то, как важно не путать звуки между собой. Для подтверждения этой мысли попросите его прочесть (или прочтите ему сами, если он еще не умеет) следующие шуточные предложения.

Русская красавица Своей козою славится. Тащит мышонок в норку Огромную хлебную горку. Поэт закончил строчку, В конце поставил дочку.

Задайте вопрос ребенку, что перепутал поэт? Какие слова нужно употребить вместо этих?

14)Живая азбука

Игра для развития звукового различения

Те же карточки раскладываются перед детьми на столе изображением вверх. Используются также две карточки с изображением букв. По команде дети должны выбирать предметы, названия которых включают эту букву, и раскладывать их на кучки. Выигрывает тот , кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны. Пары букв : 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж.

Починим испорченный телефон

Игра для развития фонематического слуха

Играть лучше всего втроем или еще большей компанией. Упражнение представляет собой модификацию известной игры "Испорченный телефон". Первый участник тихо и не очень отчетливо произносит некоторое слово своему соседу на ухо. Тот повторяет услышанное на ухо следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст слово "по телефону". Последний участник должен произнести его вслух. Все удивлены, потому что, как правило, слово заметно отличается от тех, которые передавались остальными участниками. Но на этом игра не заканчивается. Необходимо восстановить первое слово, назвав по очереди все те отличия, что "накопились" в результате поломки телефона. Взрослому следует внимательно следить за тем, чтобы различия, искажения воспроизводились ребенком правильно .

Уважаемые коллеги! Искажения слогового состава признаны ведущими и стойкими проявлениями у детей с дизартрией и моторной алалией и относятся к наиболее трудным по преодолению симптомам данных речевых нарушений.

При работе по формированию слоговой структуры слова я использую в качестве основных условий опору на слуховую, зрительную и кинестетическую функции. Такой подход существенно облегчает дошкольникам с общим недоразвитием речи ориентировку в структурном составе слова.

Предлагаю методические разработки дидактических игр, направленных на развитие фонематических представлений и слоговой структуры у дошкольников с нарушениями речи. В игре ребёнок с нарушениями речи обучается и преодолевает трудности значительно легче, не замечая того, что его учат.

Методические разработки дидактических игр

Дидактическая игра – доступный, эффективный метод, так как игра – основной вид деятельности дошкольников. В игре ребёнок с нарушениями речи обучается и преодолевает трудности значительно легче, не замечая того, что его учат.

Теоретическое обоснование проблемы.

Актуальность : Искажения слогового состава признаны ведущими и стойкими проявлениями у детей с дизартрией и моторной алалией и относятся к наиболее трудным по преодолению симптомам данных речевых нарушений. Задерживающее влияние слоговых искажений на процесс овладения речью мешает нормальному развитию устной речи, а также, несомненно, препятствует звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте.

По некоторым определениям слог — это отрезок речи, заключенный между двумя минимальными растворами, характеризующийся увеличением звучности (громкости) и являющийся естественной единицей сегментации речевого потока.

Вершиной слога считается гласный, являющийся слогообразующим элементом.

А. К. Маркова определяет слоговую структуру слова как чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности.

Слоговая структура слова характеризуется четырьмя параметрами:

  1. Ударностью,
  2. Количеством слогов,
  3. Линейной последовательностью слогов
  4. Моделью самого слога.

Как известно, слова состоят из нескольких слогов, имея своим центром ударный слог, характеризуемый наибольшей силой и четкостью произношения, к нему примыкают безударные слоги, обладающие меньшей силой.

При работе по формированию слоговой структуры слова важно использовать в качестве основных условий опору на слуховую, зрительную и кинестетическую функции. Поэтому рационально применять в качестве обучающих средств слуховые, зрительные и жестовые символы гласных звуков, особенно на начальном этапе работы по формированию слоговой структуры слова. Такой подход существенно облегчает дошкольникам с общим недоразвитием речи ориентировку в структурном составе слова.

Цель представленных дидактических игр:

Развитие фонематического анализа, синтеза, развитие слоговой структуры у детей с нарушениями речи.

Задачи:

  • Учить выделять ударный гласный звук в слове;
  • Развивать умение определять линейную последовательность слогов в слове и их количество путем использования «слоговых линеек»;
  • Развивать умение подсчитывать количество слогов в словах и сравнивать слова по количеству слогов.
  • Развивать чувство ритма у детей с нарушениями речи;
  • Развивать у детей фразовую речь.

Педагогические принципы:

  • Коррекционной направленности (предполагает индивидуально-дифференцированный подход к ребёнку и включение в работу всех его анализаторов.)
  • Систематичности и последовательности (предполагает переход от простых игр к более сложным).
  • Наглядности.
  • Деятельностный принцип предполагает создание в игре оптимальных условий для развития фонематических процессов и слоговой структуры.

Структура дидактической игры:

  1. Вводная часть (организационный момент – целевая установка, организация рабочего пространства).
  2. Основная часть или практическая (создание интереса, игровые действия)
  3. Заключительная часть (подведение итогов, оценка деятельности детей).

Формы реализации дидактических игр.

На начальном, так называемом, пусковом этапе, предлагается для односложных слов. Когда достаточно успешно ребенок научается вычленять гласный звук в односложном слове, необходимо приступить к следующему этапу – вычленению ударного гласного звука в двухсложном и трехсложном слове. Для наиболее яркого восприятия, символ ударного звука обозначается кружочком большего размера, чем остальные символы гласных звуков в слове. Задача этого этапа – воспроизведение ритмических долей.

Дидактические игры рассчитаны на детей с нарушениями речи слуха 4-7 лет. Проводятся на занятиях по развитию звукопроизношения, развитию речи, как целое занятие по дидактической игре, могут использоваться для фронтального и индивидуального обучения. Длительность игр зависит от структуры занятий и с учётом требований программы.

«Фонетическое лото» — представляет набор карточек с изображением символов гласных звуков и предметных картинок. Карточки могут быть как с одним символом гласного звука, так и с несколькими символами гласных звуков, разными по размеру — большой символ обозначает ударный гласный звук.

Ведущий показывает предметную картинку и четко называет слово. Игроки должны определить, кому из них нужна данная картинка. Побеждает тот, кто быстрее закрыл картинками свою карточку.

— полоски с нанесенными делениями («окошечками»). Ребенок «шагает» пальчиками по делениям (помним о линейной последовательности слогов в слове), согласовывая открывание рта при произнесении гласных звуков в слогах данного слова. Таким образом используем опору на слуховую, зрительную и кинестетическую функции. В момент, когда ребенок заканчивает проговаривать слово, пальчики останавливаются. Легко подсчитать количество «пройденных» делений — окошечек.

— ребенок четко называет предметные картинки и сравнивает их по количеству слогов, используя математические знаки «больше», «меньше», «равно».

Дети подготовительного возраста могут посчитать разницу и использовать цифровые обозначения для количества слогов.

Диваева Ирина Владимировна,
учитель-логопед ГБДОУ № 112,
г. Санкт-Петербург

Так уж принято в человеческом обществе - общение между людьми происходит при помощи разговорной речи, и для того, чтобы тебя понимали, нужно обладать хорошей дикцией, то есть внятным и четким произношением.

Речь маленького ребенка очень сильно отличается от речи взрослого, так как малышу предстоит еще многому научиться. Чтобы у ребенка развивался и обогащался лексикон, необходимо заниматься с ним при помощи специальных упражнений, играть в специальные игры. Тогда ребенку будет гораздо легче высказывать свои желания и мысли, ему будет проще общаться и с ровесниками, и со взрослыми людьми.

Успехи в учебе также напрямую зависят от того, насколько ребенок хорошо слышит и произносит звуки, слова - чем лучше, тем грамотнее он будет писать. Проблем на письме удастся избежать, если своевременно обратиться к логопеду, который подберет необходимые задания для занятий с малышом.

Поэтому, чем раньше родители обратят внимание на возникающие проблемы с фонематическим восприятием у своего ребенка, тем лучше будет для всех, в первую очередь, для самого малыша, который не будет чувствовать себя изгоем среди сверстников, а легко вольется в коллектив.

Учимся, играя

Для развития речи детей применяются специальные методики развития фонематического восприятия, разработанные логопедами совместно с детскими психологами.

Работу с ребенком по формированию звукопроизношения осуществляют в игровой форме. Для этого педагогами и практикующими логопедами разработаны специальные игры и упражнения.

На начальных этапах этой работы по развитию фонематического восприятия используются материалы, содержащие неречевые звуки, затем охватываются все звуки речи, относящиеся к родному языку, переходя от уже освоенных детьми к тем, которые еще не поставлены и не введены в самостоятельную речь ребенка.

Работа эта очень важна, так как детям необходимо научиться вслушиваться в речь окружающих их взрослых и перенимать у них правильное произношение.

Одновременно с этой работой проводятся занятия с ребенком по развитию слуха, внимания и памяти, это позволит добиться эффективного развития фонематического восприятия.

Развитие детской речи. Этапы

Для полноценного формирования фонематического восприятия проводится работа над Она подразделяется на 6 этапов развития фонематического восприятия:

1 этап: начинается с узнавания так называемых неречевых звуков. Их необходимо научиться узнавать и различать, при этом развивается слуховая память и слуховое внимание.

2 этап: педагог учит малыша различать высоту, силу, тембр голоса при помощи игр и упражнений, содержащих одинаковые звуки, сочетания фраз, отдельных слов.

3 этап: логопед поможет научиться различать близкие по звуковому составу слова.

4 этап: учитель объясняет, как правильно дифференцировать слоги.

5 этап: педагог обучает детей различать фонемы (звуки), объясняет, что звуки подразделяются на гласные и согласные. Сначала изучаются гласные звуки, потом уже переходят к согласным.

6 этап: наступает время развития навыков самого простого звукового анализа, который подразумевает разделение слов на слоги. Логопед показывает детям, как при помощи ладошек хлопками отсчитываются слоги, выделяется ударный слог.

Продолжается этап проведением анализа гласных звуков, затем согласных, таким образом происходит развитие фонематического восприятия и

В дошкольный период закладывается фундамент развития психики ребенка, речевого, познавательного развития. Поэтому развитие фонематического восприятия должно проходить последовательно.

Специальные развивающие упражнения

Упражнение 1. Нужно выделить определенный звук в слове.

Логопед говорит детям, какой звук они должны будут услышать в слове и сообщить преподавателю о нем условным сигналом (сигнал оговаривается также заранее).

Упражнение 2. Нужно узнать, в каком месте слова находится нужный звук.

Педагог называет слово, дети определяют местоположение звука: в начале, в конце или в середине слова. Задача усложняется тем, что нужный звук встречается в одном слове не один раз.

Упражнение 3. Нужно определить, какие звуки находятся рядом с названной буквой: перед ней или после нее.

Дети должны рассказать, какие звуки и в какой последовательности находятся в названном педагогом слове.

Варианты:

  • педагог называет звук, а ребенок называет, каким по счету этот звук находится в слове: вторым, четвертым или первым и так далее;
  • педагог озвучивает слово, а ребенок должен назвать, например, третий звук.

Упражнение 4. Нужно определить, сколько звуков находится в данном слове. Это упражнение способствует более быстрому развитию фонематического восприятия у детей.

Упражнение 5. Нужно составить слово из заданных букв.

Педагог произносит звуки в нужной последовательности, а ребенок должен составить слово. Чем длиннее пауза между произнесенными звуками, тем сложнее задача.

Таким образом, проходя каждый этап развития фонематического восприятия последовательно, ребенок совершенствует свою речь.

Методики и системы обучения

Существуют специальные развивающие методики, и все они направлены на решение основной задачи логопедической работы по исправлению нарушений

Любая развивающая методика включает в себя следующие этапы:

  1. Восприятие устной речи, помощь в формировании фонематического восприятия.
  2. Воспитание правильного произношения (артикуляции) звуков, доведенного до автоматизма в различных условиях произношения.

Логопеды разрабатывают системы обучения и методики для развития речи, которые:

  • развивают слуховое внимание;
  • развивают речевой слух;
  • развивают фонематический слух, делая работу по развитию фонематического восприятия более систематизированной и удобной.

Прежде чем педагог начнет занятия с детьми, он должен объяснить им, что все слова, которые люди произносят, состоят из звуков. Одновременно с развитием фонематического слуха и восприятия происходит интенсивное развитие лексикона ребенка и овладение им правильным произношением, для этих целей ученые разработали специальные развивающие игры и упражнения.

На письме звук называется буквой. Буквы можно только читать или писать, услышать их не удастся. Каждый звук имеет свою букву. Но у некоторых звуков бывает по несколько изображений, то есть букв.

Чтобы во всем разобраться, детям необходимо научиться слушать и слышать звуки.

Применение методик в работе с детьми

Как научиться слышать звуки?

Окружающий мир полон различных удивительных звуков: все, что воспринимает ухо и произносит человек или животные, птицы - это звуки. Как много звуков можно различить, прислушавшись?

Детям предлагается посидеть какое-то время очень тихо, чтобы выяснить, кто какие звуки услышит.

Нужно узнать звук

Дети садятся спиной к педагогу, поворачиваться и подглядывать нельзя.

Логопед при помощи всевозможных предметов создает различные звуки и шумы.

Дети должны догадаться, что происходит: рвется бумага, шумит вода, падает ручка на пол, гремит в миске крупа или звонит телефон.

Звуки в записи: как их различить?

а) В доме:

  • журчит вода на кухне;
  • тикают часы;
  • работает холодильник;
  • гудит пылесос;
  • слышен звук шагов;
  • кто-то звонит в дверь;
  • кто-то закрыл дверь.

б) Звуки погоды:

  • шум дождевых капель;
  • гром во время грозы;
  • завывание ветра, и т. д.
  • гудки машин;
  • хлопанье закрывающихся дверей автомобиля;
  • крики и смех детей;
  • чириканье воробьев.

Приятный звук или нет?

  • музыка классическая;
  • музыка эстрадная;
  • гудки автомобиля;
  • дребезжание будильника;
  • скрип железом по стеклу;
  • смех детей;
  • надсадный кашель.

Волшебная шкатулка

Педагог предварительно складывает в небольшую коробку различные предметы в любых сочетаниях. Потряхивая коробку, учитель просит детей определить, что же там находится: маленький мяч, стеклянный шарик, монетки, пуговицы и бусины или что-то другое.

Упражнение «Выложить сочетания, ориентируясь на слух»

Необходимо научить детей звукобуквенному анализу и чтению слияний гласных звуков.

Каждому ребенку выдаются пластиковые буквы: А, И, Е.

Логопед предлагает такие сочетания: [АИ], [ИА], [АЕ], [ЕА], [ИЕ], [ЕИ].

Упражнение «Разделить слова на слоги»

Развивается навык слогового анализа слов.

Описание. На магнитной доске выкладываются различные картинки, изображающие предметы быта: нож, кружка, стол, стул, комод.

Дети должны рассмотреть картинки, озвучить их названия, затем хлопками показать, сколько слогов в каждом слове.

Упражнения для развития фонематического восприятия дошкольников помогают им распознавать звуки, отличать одно слово от другого и понимать, из каких звуков состоит данное слово.

Дополнительные задания

Нужно найти и назвать нужное слово

Используются пары звуков: «с-з», «т-д» и так далее.

Логопед читает отрывки из детских стихов или предложения с заданными парами звуков. Дети должны назвать только те слова, где есть названные звуки.

Найти звук, присутствующий во всех словах

Педагог называет слова, в которых присутствует определенный звук:

  • шелест, шорох, каша, мякиш (ш);
  • жест, жаворонок, скрежет, страж (ж);
  • чайка, усач, чибис, кочка (ч);
  • щепотка, щука, хвощ (щ);
  • роса, хвост, покос (с);
  • середина, авоська (сь);
  • роза, заяц, зоб (з);
  • предзимье, зелье (зь);

Дети должны назвать повторяющийся во всех словах звук, при этом указать местоположение звука в слове. Очень внимательно дети должны быть при произношении мягких и твердых звуков.

Нужно назвать первый звук в слове

Предлагается такая игра:

Каждый ребенок называет свое имя и определяет, с какой буквы (звука) начинается его имя.

Затем дети называют имена знакомых им детей, взрослых и говорят, какая буква стоит первой в этих именах, акцентируя внимание на твердости и мягкости звуков.

Теперь необходимо назвать последний звук в слове

Детям предлагаются изображения различных предметов:

  • автомобиль;
  • синица;
  • диван;
  • лебедь;
  • лось и так далее.

Педагог показывает малыш картинку, ребенок должен назвать, что он на ней видит и определить последний звук в названии этого предмета. Также ребенок должен обратить внимание на четкость произношения, а также на твердость и мягкость согласных звуков.

Игры на развитие фонематического восприятия

Фонематические и лексико-грамматические представления связаны между собой, так как при проведении работы по развитию у детей фонематического слуха им намного лучше дается освоение окончания слов, приставок, однокоренных слов и меньше проблем возникает впоследствии на письме. Нужно подобрать слово, начинающееся на последний звук слова «слон» (нос, нож, нора).

  1. Нужно подобрать слово, в котором первым был звук «р», а последним «к» (рак, рок).
  2. Нужно добавить звук, чтобы получилось слово: «со» (сок, сон).
  3. Нужно составить предложение, в котором все слова начинаются на одну и ту же букву, например, «м» (Мила мешает Маше мыть миску).
  4. Необходимо отыскать в комнате предметы, в названии которых присутствует определенный звук, например «а» (бумага, кружка, абажур).

Если предложить найти предметы, в названии которых данный звук находится в определенном месте (вторым, третьим или первым), то задача усложнится.

Игра на развитие внимания

Логопед расставляет детей таким образом, чтобы все друг друга видели, и подает определенные команды, называя различных животных и птиц, например: зайчик, лягушка, птичка, рак, лошадка и так далее.

Дети должны обозначить животное или птицу определенным звуком или движением по предварительной договоренности с педагогом.

Формирование и развитие фонематического восприятия

Фонематическое восприятие — это способность ребенка воспринимать и понимать звуковой состав слова. Эта способность естественно развивается, формируясь постепенно, и делая возможным понимание смысла отдельных слов, то есть фонематический слух - это смысловой слух.

Дети довольно рано начинают понимать основные звуки родного языка, но в силу возрастных особенностей строения речевого аппарата не могут правильно произносить некоторые звуки, хотя точно знают, как их надо произносить.

Чистая речь формируется у детей с хорошим фонематическим восприятием, потому что они четко воспринимают все звуки родной речи.

Дети, у которых фонематическое восприятие недостаточно развито по каким-то причинам, звукопроизношение хромает, им сложнее понимать речь, потому что им сложно различить близкие по звучанию звуки, это негативно сказывается на становлении детского звукопроизношения, усложняет формирование навыков звукового анализа. Без этих навыков полноценное обучение чтению и письму невозможно. Поэтому развитие фонематического восприятия у дошкольников приобретает особую актуальность и значимость.

Подготовка к школе

Таким образом, для успешного обучения в школе ребенок должен иметь развитое фонетическое восприятие, то есть узнавать и правильно дифференцировать все звуки родного языка.

Но полным фонематическим анализом слов ребенок научится оперировать позже, обучаясь грамоте в школе, потому что в разговорной речи разделением слов на звуки никто не пользуется.

В школьной программе есть специальный период, до начала обучения непосредственно чтению и письму, в котором детей обучают звуковому анализу.

Этот период недолгий и неподготовленному ребенку очень сложно будет освоить звуковой анализ слов, а без этого навыка проблемы на письме неизбежны.

Поэтому возникает необходимость планомерной подготовки детей к сформированному фонематическому восприятию с дошкольного возраста для повышения уровня грамотности в будущем.

Упражнения для развития фонематического восприятия.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку.

Профессор Р.Е. Левина в рамках психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделила группу детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН). К ним относятся дети с нормальным физическим слухом и интеллектом, у которых нарушены произносительная сторона речи и особый - фонематический слух.

Что такое фонематический слух и фонематическое восприятие?

Фонематический слух- это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Он являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами.

Понятие «фонематический слух» следует отличать от понятия «фонематическое восприятие».

Нормально развивающийся ребенок слышит звуки окружающего мира, видит артикуляционные движения взрослых и пытается им подражать. При этом ребенок сталкивается с различными звучаниями фонем родного языка: одни и те же звуки по-разному произносятся взрослыми и детьми, мужчинами и женщинами. Но эти звуковые оттенки не служат для различения звуковых оболочек языковых единиц.

По мнению Н.И. Жинкина, к признакам звука относятся и сами процессы кодирования, которые происходят при переходе сигнала от периферии нервной системы к центру.

Установлено, что уже на ранних этапах развития речи ребенок улавливает некоторые дифференциальные признаки фонем.

Фонематическое восприятие - это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове? Сколько в слове звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.

Работа над формированием фонематического восприятия предполагает следующую последовательность:
  • На первом этапе обучения звуковому анализу используются гласные звуки а,у,и. Дети определяют первый гласный звук в начале слова, последовательность гласных звуков (например, ау - 1ый а; 2ой - у).
  • Далее осуществляется анализ и синтез обратного слога типа ап, ут. Дети учатся выделять согласный из конца слова (кот, мак). Затем они приступают к выделению начальных согласных и ударных гласных из положения после согласных (дом, там).
  • Далее дети овладевают анализом и синтезом прямого слога типа са. Дети учатся делить слово на слоги и составляют схемы.
  • Затем дети овладевают полным звуко-слоговым анализом односложных трёхзвуковых (мак) и двусложных (коза) слов и составляют соответствующие схемы.
  • Дальнейшее усложнение материала предусматривает анализ слов со стечением согласных (стол), трёхсложных (канава). Усваиваются термины: слог, согласные звуки, глухие, твёрдые, мягкие звуки.
  • Параллельно дети знакомятся с буквами, которые затем сливаются в слоги. Важно, чтобы с самых первых упражнений в чтении нужно стремиться к тому, чтобы ребёнок читал по слогам. Необходимо следить за тем, чтобы дети понимали прочитанные слова и предложения.

Примеры практических заданий и игр на развитие фонематического слуха, восприятия, слухового внимания и памяти.

« Услышишь - хлопни».

Цели : развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.

Ход игры . Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.

«Кто больше?»

Цели : развивать фонематические представления, слуховое внимание.

Ход игры-соревнования . Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы.)

«Внимательный слушатель» (или «Где звук?»).

Цели : развивать фонематические представления, внимание.

Ход игры . Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них.

«Нужное слово».

Цели : развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ.

Ход игры. По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.

«Зоркий глаз»

Цели : развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание.

Ход игры . Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.

«Чудесный художник»

Цели : развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание, мелкую моторику.

Ход игры. Нарисовать картинки на указанный звук в начале, середине, конце слова. Под картинками, исходя из уровня знаний детей, предлагается начертить схему слова в виде черты или схему слогов данного слова, в которой каждый слог обозначается дугой, и указать место изучаемого звука.

«Запоминайка».

Цели

Ход игры . Взрослый проговаривает ряды слов, а дети запоминают и повторяют. Первое задание состоит из двух слов, далее их количество постепенно увеличивается (три, четыре, пять и т. д.), например:

сумка-суп-сапоги

шапка-сын-шуба

При подборе соответствующего речевого материала в ходе игры можно проводить работу по автоматизации и дифференциации звуков, развитию фонематического восприятия, фонематических представлений.

«Бусы»

Цели : развивать фонематические представления, анализ, слуховое внимание, память.

Ход игры. После слов ведущего:

Рассыпались бусы... Мы их соберем, Нанижем на нитку И слово найдем. - участники игры по цепочке произносят слова-«бусинки» на определенный звук (без повторов), например:

на звук [Р] - радуга-ракета-каравай-пар-рука - ... на звуки [Р]-[Л] - рак-лампа-нора-лук-рыба-мыло - ...

«Повтори и прибавь»

Цели : развивать слуховое внимание, память.

Ход игры. Первый играющий произносит слово, второй, повторяя его, добавляет свое и т. д. Каждый участник увеличивает ряд на одно слово. Игра останавливается и начинается сначала, после того как кто-либо из игроков изменит последовательность слов, например: на звук [Ж] -

жук, жаба

жук, жаба, ужи

жук, жаба, ужи, ежи и т. д.

«Сложи звуки».

Цели : развивать фонематический синтез, слуховое внимание, память.

Ход игры . Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги или слова, например: [П], [А] - ПА; [Н], [О], [С] - НОС.

«Скажи наоборот».

Цели : развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, анализ и синтез, слуховое внимание и память.

Ход игры . Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.

1 вариант - с гласными звуками А, У - У, А И, О -...(О, И) У, О, А - А, О, У Э, Ы,И-... (И,Ы, Э)

2 вариант - с твердыми согласными звуками

3 вариант - с твердыми и мягкими согласными звуками

ПУ - ... (ПЮ)

ПИ - ... (ПЫ)

ПЫ - ... (ПИ)

ПЕ - ... (ПЭ)

Звуковая зарядка

Цели : развивать слуховое внимание, координацию движений; упражнять в дифференциации гласных звуков.

Ход игры.

Вариант 1: взрослый (ведущий) произносит звук, выполняя соответствующее движение, а дети повторяют.

Вариант 2: взрослый (ведущий) произносит звук, а дети выполняют движения по памяти.

Вариант 3: «Путаница» - взрослый (ведущий) произносит звук и выполняет движение ему несоответствующее, а дети - соответствующее.

Звук А - руки поднять в стороны на уровень плеч.

Звук У - руки вытянуть вперед.

Звук О -руки поставить на пояс.

Звук И -руки поднять вверх.

Звук Э - опущенные руки отвести немного в стороны.

Звук Ы - отвести руки назад (или за спину).

УЧИМСЯ СЛЫШАТЬ ЗВУКИ

Нас окружает мир, полный разных удивительных звуков. Все, что мы слышим и все, что произносим - это звуки. А много ли звуков мы можем различить?

Давайте посидим минуточку очень тихо: кто какие звуки услышит?

УГАДАЙ ПО ЗВУКУ

Сядь ко мне спиной и не поворачивайся. Угадай, чем я буду создавать звуки и шумы. (Можно бросать на пол разные предметы: ложку, ластик, кусок картона, булавку, мяч и т. п.; можно руками бумагу мять, рвать ее, перелистывать книгу, разрывать материал, потирать руки, ударять предметом о предмет, расчесывать волосы, мыть руки, подметать, резать и т. д.)

ПОСИДИМ В ТИШИНЕ

Собери предметы, которые при соприкосновении друг с другом звенят: ложки, тарелки, металлические крышки. Положи их один на другой, затем переложи 2-3 раза, стараясь произвести как можно меньше шума.

РАЗВЕДЧИК

Перенеси из одного угла комнаты в другой все звонкие предметы очень тихо. Даже пол или обувь не должны скрипеть.

ЧТО ЗА МАШИНА?

Угадай, что за машина проехала по улице: легковая, автобус или грузовик? В какую сторону?

УСЛЫШЬ ШЕПОТ

Отойди от меня на 5 шагов. Я буду шепотом давать команды, а ты выполняй их. Отойди на 10, 15, 20 шагов. Ты меня слышишь?

ИГРА В КОМАНДЕ

МОРЗЯНКА

Слушай внимательно ритм, который я тебе простучу. Повтори. (С каждым разом предлагается все более трудный ритмический рисунок).

Я попробую звуками изобразить какой-то предмет: паровоз, машину, самолет, свистящий чайник, собаку, кошку, курочку и т. п. А ты угадывай. Если угадаешь - тебе водить.

УГАДАЙ, КТО ГОВОРИТ

Угадай, кто это произносит:

Московское время 5 часов 10 минут.

Начало формы

Налить вам еще чаю?

Открой рот и скажи «А-а».

Раз, два, три, водишь ты!

Сегодня ночью и завтра днем переменная облачность, без осадков.

Осторожно, двери закрываются. Следующая остановка - «Детский мир».

ЧТО ЭТО?

На диске записаны звуки. Угадай, что именно.

а) В доме: журчание воды в ванной, тиканье часов, шипение и шкворчание еды, жарящейся на сковороде, урчание холодильника, телефонный звонок, гудение пылесоса, лай собаки, топот малыша, звонок в дверь, звон тарелок (когда их кладут на стол, в мойку), скрип стула, стук закрывающейся двери, позвякивание ложки в стакане, стук в дверь, щелчок выключателя.

б) Слушаем погоду: стук капель по стеклу, раскаты грома, вой ветра, шуршание дождя и т. д.

в) Улица: гудок машины, хлопок закрывающейся дверцы автомобиля, тарахтение грузовика, скрежет и визг тормозов, детский смех, звук движущегося трамвая, звук пролетающего самолета, пение птиц.

г) Магазин: работает касса, катят контейнеры, позвякивание чашек в кафетерии.

ПРИЯТНО СЛУШАТЬ ЭТОТ ЗВУК?

Приятные звуки или нет: музыка классическая, популярная, автомобильные гудки, звонок будильника, скрежет железа по стеклу, детский смех, кашель.

ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК

Послушай и угадай: что в коробке? (Может быть один или несколько предметов в любом сочетании: теннисный мячик, деревянный шарик, монеты, пуговицы, спичечный коробок и т. д.)

ЗВУКОВАЯ ОДЕЖДА СЛОВА

Наша речь, слова, которые каждый из нас произносит, тоже состоят из звуков. Звуком слово начинается, звуком заканчивается. В середине слова тоже звуки. Рисунок звука, его портрет, называется буквой. Буквы услышать невозможно. Буквы можно писать и читать. У каждого звука своя буква. Некоторые звуки очень богаты: у них несколько портретов-букв. Есть буквы-загадки: портрет один, а звук совсем другой. Чтобы во всем разобраться, научись сначала слушать и слышать звуки.

Использованная литература:

1. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми.

2. Хватцев М. Е. Основы логопедии.

3. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников .

Скороговорки

***
Кукушка кукушонку купила капюшон. Кукушкин кукушонок в капюшоне смешон.

***
Батон, буханку, баранку пекарь пёк спозаранку.

***
Ехал Грека через реку,
Видит Грека – в реке рак.
Сунул Грека руку в реку.
Рак за руку Греку – цап.

***
Топали да топали,
Дотопали до тополя,
До тополя дотопали,
Да ноги все протопали.

***
Не жалела мама мыла,
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила,
Мыло Мила уронила.

***
Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.

***
Вёз корабль карамель,
наскочил корабль на мель.
Матросы две недели
карамель на мели ели.

***
Колокол переколоколовать, да перевыколоколовать.

***
Мышка залезла под крышку,
Чтобы под крышкой сгрызть крошку,
Мышке, наверное, крышка –
Мышка забыла про кошку!

***
В недрах тундры
Выдры в гетрах
Тырят в вёдра
Ядра кедров!

***
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

***
На бобра из-за ели глазеют глаза газели.

***
Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

***
Граф Тото играет в лото,
а графиня Тото знает про то,
что Граф Тото играет в лото,
если бы граф Тото знал про то,
что графиня Тото знает про то,
что граф Тото играет в лото,
то б граф Тото никогда бы в жизни
не играл бы в лото.

***
Нет абрикоса, кокоса, редиса,
Палтуса, уксуса, кваса и риса,
Компаса нет, баркаса и троса,
Термоса, пресса, индуса-матроса,
Баса нет, вкуса, веса и спроса,
Нет интереса – нет и вопроса.

***
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали.

***
Встретил в чаще еж ежа, – Как погода, еж? – Свежа.
И пошли домой, дрожа,
Сгорьбясь, съежась, два ежа.

***
Огорченная сорока
Возвращается с урока.
Весь урок болтала с сойкой,
И домой вернулась с двойкой.

***
Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски,
Вылит колокол, кован колокол, да не по-колоколовски,
Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать.
Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать.

***
Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку мылом не домыла.

***
Тридцать три вагоня в ряд,
Тараторят, тарахтят.

***
У крошки матрешки пропали сережки,
Сережки Сережка нашел на дорожке.

***
Нашей Юле купили юлу,
Юля играла с юлой на полу.

***
Маленькая болтунья
Молоко болтала, болтала,
Да не выболтала.

***
Бык тупогуб, тупогубенький бычок.
У бела быка губа была тупа.

***
Скороговорун
Скороговорил – выскороговаривал,
Что скороговорки
Перескороговорит-перевыскороговорит.

***
Перепёлка перепелёнка перепелёнывала,
Перепелёнывала, еле перепеленала.