Актуализация темы.

Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в первый класс.

На сегодняшний день каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. Среди имеющейся патологии были выявлены ведущие формы: костно-мышечной системы, заболевания органов зрения, дыхания, пищеварения, нервные и сердечно-сосудистые заболевания. Рост числа этих заболеваний среди школьников за последние годы набирает темпы. Специальные исследования показали, что наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами этих заболеваний способствуют большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения, трудности в организации правильного питания не только в школе, но и дома, и ряд других факторов.

Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Очень сложным для первоклассников является период адаптации в школе. Обычно он составляет у одних-от 1 до 2 месяцев, у других-до года. В этот период некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми, без удержу носятся по коридорам, даже могут вести себя развязно: дерзить, капризничать. Другие очень скованы, робки, стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризны, появляется интерес к игрушкам, играм для очень маленьких детей. Увеличивается количество заболеваний, которые называют функциональными отклонениями, они вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, в связи со значительным увеличением тех требований, которым ребенок должен отвечать . Многое резко меняется для маленьких детей, впервые пришедших в школу. Иным становиться двигательный режим, возрастает умственная, а также статическая нагрузка. При статической нагрузке у детей снижается психическая деятельность, происходит накапливание процессов торможения и переутомления и, как следствие, снижение иммунитета, рост числа простудных заболеваний, рост числа заболеваний органов дыхания, психические расстройства, изменения щитовидной железы. Очень важно своевременно принять меры по профилактике последствий неблагоприятных воздействий на ребенка в изменившихся условиях жизни, помочь ему перейти на оптимальный для него в сложившихся конкретных условиях двигательный режим, предупредить нарушения осанки. Слабость мышц спины, неправильная осанка способствуют раннему появлению остеохондроза. У школьников с нарушениями осанки ослаблены опорно-двигательный аппарат и мышцы, неэластичные связки, снижены амортизационные способности нижних конечностей и что особенно важно, позвоночника. А это - мозговые микротравмы, снижение умственной деятельности. У таких детей очень высокая степень риска получить тяжелые травмы при выполнении прыжков в длину, высоту, упражнений на снарядах и т.д Поэтому необходимо комплексная работа всех структур школы по оказанию помощи младшим школьникам при адаптации к учебному процессу.

Цели и задачи:

Цель: Создание условий для адаптации младших школьников посредством подвижных игр. Задачи :

  • Воспитание у занимающихся высокие морально-волевые качества;
  • Укрепление их здоровье и способствовать правильному физическому развитию;
  • Содействование формированию жизненно важных двигательных качеств, навыков и умений.

Психологические и возрастные особенности младших школьников

Чтобы определить, как можно помочь ребенку адаптироваться в школе, надо знать некоторые психологические особенности возраста 6-7 летнего ребенка.

К 6 - 7 годам повышается подвижность нервных процессов, отмечается большее, чем у дошкольников, равновесие процессов возбуждения и торможения. Но процессы возбуждения все еще превалируют над процессами торможения, что определяет такие характерные особенности младших школьников, как непоседливость, повышенная активность, сильная эмоциональная возбудимость. В физиологическом плане надо отметить, что в 6 - 7 летнем возрасте созревание крупных мышц опережает развитие мелких, и поэтому детям легче выполнять сравнительно сильные, размашистые движения, чем те которые требуют большой точности.

Возросшая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, но в целом большинство детей испытывает высокую утомляемость, вызванную еще и дополнительным, не свойственным для данного возраста, школьными нагрузками (приходится много сидеть при жизненной потребности в движении). Работоспособность ребенка резко падает через 25 - 30 минут после начала занятия. Дети сильно утомляются при повышенной эмоциональной насыщенности уроков, мероприятий. Все это надо учитывать, имея в виду уже упоминавшуюся возбудимость. Поэтому необходимо в школах создать такие условия, в которых бы ребенок, пришедший из детского сада, смог быстрее адаптироваться к окружающей его среде.Ребенку надо найти сферу, где он мог бы реализовать свою демонстративность (кружки, спорт, рисование, и т.д.).

В этом ему могут помочь занятия в спортивных секциях. Опыт моей работы показывает, что в этот период на тренировках надо больше использовать игровой метод, т.к. в детском саду игра является ведущей деятельностью. Выбирая тот или иной метод обучения при работе с детьми, необходимо учитывать их возрастные особенности и двигательный опыт.

При занятиях с младшими школьниками, учитывая их бедный двигательный опыт, уделяется внимание методу обеспечения наглядности. Работая с младшими школьниками, используется метод целостного выполнения упражнения, при этом действия в начале упрощают за счет второстепенных деталей и облегчают путем замедленного выполнения, использование вспомогательных снарядов, ориентиров, физической помощи и т.д. Большое место имеет применение игровой формы выполнения задания, которая помогает легко выполнить упражнение, поддержать интерес детей при многократном выполнении упражнения, особенно при совершенствовании движения и использовании его для развития физических качеств.

В каждом доме, где растет хотя бы один ребенок, всегда наступает день, когда в жизнь семьи входит школа.

Перевоплощение дошкольника в первоклассника редко обходится без трудностей, преодолевать которые приходится самому малышу, педагогу, а также его родителям. С поступлением ребенка в школу меняется отношение окружающих к его игре. Как следствие, изменяется место игры в жизни самого ребенка. Пока он был дошкольником, игра воспринималась всеми как его естественное и нужное дело, добровольное, ограниченное только правилами, которые он сам и

придумал, или с охотой принял от других детей. Взрослые поощряли его игровую деятельность и этим самым способствовали физическому развитию и самоутверждению ребенка. В играх со сверстниками ребенок приобретал свое место в детском обществе.

Но вот наступил момент, когда он пошел в школу. И неожиданно, игра перестала быть его естественным занятием. Теперь от него ждут достижений не в играх, как было до этого, а в учебной деятельности. Теперь успехи, которые ребенок достигал в игре, за которые его хвалили взрослые, перестали быть средством самоутверждения и утратили свое первоначальное значение. И малыши, впервые пришедшие в школу, находятся в положении людей, начавших жизнь с чистого листа. И здесь конечно же возникают трудности.

Эти трудности роста ребенка, можно сделать менее болезненными, если не утверждать, что игра есть занятие маленьких (дошкольников), а ввести во внеурочную работу специальные игровые моменты, сходные по своему строению с дошкольными играми, знакомыми ребенку, но существенно отличающиеся от них по содержанию и целям.

Что такое игра?

Игра-это сложное социально-психологическое явление.

Игра- то средство, которое позволяет развивать двигательные качества ребенка

Игра - это одновременно развивающая деятельность, форма жизнедеятельности, зона социализации, защищенности, самореализации, сотрудничества, содружества с взрослыми, посредник между миром ребенка и миром взрослого.

Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку - знающим, неумелого - умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим Подвижные игры - самое лучшее лекарство для детей от двигательного голода - гиподинамии.

С первых шагов своей жизни ребенок приобретает необходимые жизненные навыки и качества через игру. Игра развивает ум, совершенствует восприятие, формирует механизм координации и управления движениями, развивает психические качества и многое другое.

Подвижные игры воспитывают национальную культуру. Свойственная подвижным играм многообразная двигательная деятельность, несущая в себе зародыши спортивного состязания, оказывается чрезвычайно полезной и даже необходимой для правильного развития моторно-психологической сферы и воспитания личностных качеств. Поэтому подвижные игры - это не только средство полноценного развития растущего организма, но и широко раскрытые ворота в мир физической культуры и спорта.

Важнейшая особенность подвижных игр состоит в том, что они представляют универсальный вид физических упражнений. Занятия играми оказывают влияние одновременно на двигательную и психическую сферу занимающихся. Выбор поведения в постоянно меняющихся условиях игры предопределяет широкое включение механизмов сознания в процессы контроля и регуляции. В результате увеличивается сила и подвижность нервных процессов, совершенствуются функции регуляции деятельности всех систем организма корой головного мозга и центральной нервной системой.

В тоже время игровая деятельность отличается сложностью и многообразием движений. В них, как правило, могут быть вовлечены все мышечные группы, что способствует гармоническому развитию опорно - двигательного аппарата.

Изменчивость игровых условий требует постоянного приспособления используемых движений к новым ситуациям. Поэтому двигательные навыки формируются гибкими, пластичными.

Совершенствуется ловкость, развивается способность создавать новые движения из ранее усвоенных.

Значение игр возрастает благодаря возможности широкого их пользования в природных условиях. Игры на лыжах - это отличное средство закаливания и укрепления здоровья. Полноценное использование естественных факторов природы особенно важно в период роста и развития молодого организма.

Подвижные игры как средство физического воспитания отличаются рядом особенностей. Наиболее характерные из них - активность и самостоятельность играющих, соревновательный характер и коллективность действий в непрерывно меняющихся условиях. Особенность подвижной игры состоит в мгновенной ответной реакции ребёнка на сигнал "Беги!", "Стой!" и др. В игре он упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, перелезании, бросании, ловле и др

Деятельность играющих подчинена правилам, регламентирующих их поведение и отношения. Правила определяют выбор тактики и облегчают руководство игрой.

Подвижные игры классифицируются по разным параметрам: по возрасту, по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью), по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры). К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и несюжетные игры. К спортивным играм - баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол и др. Детей увлекают игровые образы сюжетных подвижных игр, которые отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод: Дети изображают кошку, воробышка, автомобиль, волка, гуся, обезьяну и т. д. Несюжетные подвижные игры (игры типа: перебежек, ловушек, игры с элементами соревнования ("Кто скорее добежит к своему флажку?" и т. п.); игры - эстафеты ("Кто скорее передаст мяч?"); игры с предметами (мячи, обручи, кегли и т. п.), игры - забавы ("Ладушки", "Коза рогатая" и др.)) содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели.

Понятие "Подвижная игра" содержит два основных структурных компонента:

а) мотивационный компонент (выработка внутренней мотивации

б) операционный компонент (научить учащихся организовывать свою совместную подвижную деятельность в соответствии двигательной задачей для получения детьми информации в ходе совместной деятельности. Этот процесс совершается на основе сравнения результатов игры с её целью.

Мотивационный компонент включает:

  • разъяснение детям цели подвижной игры;
  • основные элементы подвижной игры;

Важно помнить, что у шестилетних школьников начинают активно формироваться общественное поведение, проявляется заинтересованность в совместных действиях, умение бороться за своё место и общий порядок в коллективе;

  • принципы деятельности в подвижной игре: сознательность и активность планирования; постепенность "от знакомых игр к незнакомым"; соответствие возрастным, психологическим и физическим особенностям; доступность и индивидуалность; систематичность.
  • сюжет подвижной игры включающий в себя целевую установку действий играющих и развитие игрового конфликта.

Операционный компонент состоит из следующих частей:

  • педагогические требования к организации подвижной игры
  • методический инструментарий к использованию в подвижной - педагогический инструментарий к использованию в подвижной игре (ситуация успеха; эффект ожидания; условия для демонстрации "Я"; поощрение и порицание; оценка действий и поступков учащихся и другие);
  • преимущественное проявление физических качеств в подвижной игре;
  • двигательные действия в содержании подвижной игры
  • интенсивность подвижной игры низкая (до 130уд/мин.); средняя (130-150 уд/мин.); большая (150-170 уд/ мин.); высокая (170 уд/мин. и более).

Методика обучения играм определяется целями и задачами, которые решают с их помощью. Ведущая роль в этом принадлежит педагогу Важное условие успешной игровой деятельности - ясность понимания содержания и правил игры. И здесь, прежде всего, важны четкость и наглядность, объяснения. Объяснение полезно проводить на исходном месте, расстанавливая играющих и распределяя роли.

Обучать детей целесообразно с самых простых некомандных игр имитационного характера, постепенно усложняя их и по сюжету, и по содержанию двигательной деятельности.

Алгоритм объяснения игры может быть следующим:

  • название игры;
  • роли играющих и их расположение на площадке;
  • содержание игры;
  • цель игры;
  • правила игры

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ГРУППЫ ОФП С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОДВИЖНЫХ ИГР.

В соответствии с основными положениями теории на первом этапе обучения дети во время занятий знакомятся с игрой, как особым видом деятельности, что позволяет им глубже понять суть игры, её особенности, значение игры в процессе тренировки для развития двигательных качеств.

Игры эффективны в любой части занятия и должны составлять не менее 40% -50% общего времени занятия. Поскольку труднее даётся усвоение материала детям с низкой работоспособностью, что характеризуется их недостаточной активностью, они быстро утомляются, большое внимание должно уделяться именно этой категории школьников. Ознакомление с новыми играми осуществляется во внеурочное время: на занятиях группы ОФП

Во время тренировок с использованием подвижных игр у занимающихся важно стремиться к решению следующих задач: повысить уровень двигательной активности до уровня, обеспечивающего нормальное физическое, психическое развитие и здоровье детей; повысить функциональные возможности организма детей с целью противостояния неблагоприятным факторам, сопровождающим начало школьного обучения; обеспечить условия для проявления активности и творчества каждого обучающегося. Успешное решение поставленных задач требует изменения общепринятого характера проведения тренировок у младших школьников.

В первой (подготовительной, вводной) части спортивного часа проводится изучение, повторение и совершенствование строевых упражнений, навыков в ходьбе, развивается общая выносливость в продолжительном беге, выполняются упражнения общеразвивающего характера, сообщаются теоретические сведения из раздела программы "Знания". Для этого предлагаются имитационные игры <Приложение2>, а также игры: "Правильно - неправильно", "Физкультпривет", "Скажи товарищу" и др. например: <Приложение3>

Во второй основной части проводится формирование жизненно важных двигательных навыков и физических качеств. Для решения поставленных задач используемы подвижные игры (игры с бегом; игры с прыжками; игры с лазанием и другие). При использовании игр в основной части занятия важно, прежде всего, стремиться к созданию условий для физически слабых воспитанников, учитывая одновременно уровень физической подготовленности большинства детей. Например: <Приложение4>

Применение подвижных игр в условиях адаптации детей будет иметь эффект, если будут соблюдаться следующие условия:

При организации и проведении подвижной игры в начальных классах необходимо придерживаться следующих правил:

авила игры должны быть просты, точно сформулированы, доступны для понимания детей шестилетнего возраста;

Для детей игры будут интересными тогда, когда каждый из играющих станет активным ее участником;

Исключение даже малейшей возможности риска, угрозы здоровью детей (но не исключать трудные правила);

Безопасность используемого инвентаря;

Игра не должна умножать достоинства играющих;

При проведении нескольких игр следует учитывать принцип: от трудного - к легкому, от сложного - к простому, ь. е. вначале проводить более трудную (новую) по содержанию игру, а наиболее легкую и более живую проводить в конце игры;

Подвижные игры должны чередоваться со спокойными;

В играх дети должны грамотно, с учетом правильной терминологии, указывать признаки, понятия, взаимосвязи и отношения между понятиями;

Игру нельзя обрывать незавершенной;

Игровые атрибуты сохраняются до следующих игр.

При выборе игры необходимо учитывать форму занятий

Выбор игры напрямую зависит от места ее проведения. В небольшом узком зале или коридоре проводятся игры с линейным построением, игры, в которых участвуют по очереди. В большом спортивном зале или на площадке хорошо проводить игры с бегом врассыпную, с метанием больших и малых мячей, с элементами спортивных игр. Во время прогулок и экскурсий используются игры на местности. Зимой на площадке проводятся игры на лыжах, санях, игры с постройками из снега.

Ознакомление детей с новой игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально.

Подготовка атрибутов и инвентаря для подвижных игр.

Основные требования к атрибутам игры и инвентарю (флажки, цветные повязки, обручи, скакалки и т.п.) - инвентарь должен быть интересным, ярким, красивым, а его размер и масса - посильными для играющих. Инвентарь хранится рядом с местом проведения игр. Педагог поддерживает его в должном состоянии и систематически приводит в порядок. Участники расставляют инвентарь на площадке только после того, как педагог объяснит им правила игры.

Не принуждать занимающихся играть против их желания.

Дозировка нагрузки в процессе игры. Обязанность руководителя - не только правильно выбрать и начать подвижную игру, но и разумно дозировать нагрузку в игре

Считаю, что применение подвижных игр во внеурочное время поможет добиться следующих результатов:

  • формирование устойчивого интереса к спортивным занятиям и снятия напряжения связанного с процессом адаптации;
  • формирование адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей.

Конечно, желаемых результатов по оказанию помощи младшим школьникам при адаптации к учебному процессу можно добиться только при совместной и комплексной работе педагогов дополнительного образования, родителей, учителей физкультуры, администрации школы и медицинского контроля.

Адаптация к школе – довольно длительный процесс, имеющий и физиологические, и психологические аспекты.
Выделяются три основных этапа (фазы) физиологической адаптации.
Первый этап – ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически все системы организма. Эта «физиологическая буря» длится достаточно долго (2-3 недели).
Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На первом этапе, ни о какой экономии ресурсов организма говорить не приходится: организм тратит все, что есть, а иногда и «в долг берет».
Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие (оптимальные) варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем.
Готовность детей к систематическому обучению различна, различно состояние их здоровья, а значит, процесс адаптации к школе каждого ребенка будет различным, может длиться от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, характера его взаимоотношений с окружающими, типа учебного заведения, степени подготовленности ребенка к школьной жизни.
Признаками успешной адаптации являются:
Признак удовлетворенности ребенком процессом обучения. Обучающемуся нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страха.
Признак усвоения программы. Если ребенок испытывает затруднения в обучении, то необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а так же не сравнивать с другими детьми. Важно на первых порах вселить в первоклассника уверенность в успехе, не дать ему поддаться унынию, свыкнуться с мыслью: «У меня ничего не получается», иначе бороться с апатией придется очень долго.
Признак успешности адаптации – степень самостоятельности при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после предпринятых им попыток выполнить задание самому.
Чтобы адаптация первоклассников прошла более гладко, безболезненно, незаметно и быстрее, необходимо применение в процессе обучения разнообразных видов игр. Младшие школьники быстрее адаптируется к обучению в школе, если применение игр позволяет моделировать различные жизненные ситуации и развивает при этом творческие и познавательные способности обучающихся.

Педагогически грамотно организованная игра мобилизует умственные возможности детей, развивает организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий.
Игры различаются:
по виду деятельности

по игровой среде
по виду деятельности
по характеру педагогического процесса
по характеру игровой методики
по игровой среде
Игры, используемые на занятиях, обладают существенными признаками:
Четко поставленной целью обучения;
Педагогическим результатом, который может быть обоснован, выделен в явном виде и характеризуется учебно-познавательной направленностью.
Проведение любой игры предполагает наличие определенной структуры:
Цель игры;
Мотив, побуждающий ученика к игре;
Средства, которые используются для достижения поставленной цели;
Результаты игры, отношение ученика к этим результатам и процессу игры.
Игра обладает следующими функциями:
Развлекает, доставляет удовольствие, воодушевляет, пробуждает интерес;
Учит общению;
Дает возможность ребенку самореализоваться;
Носит терапевтический характер, так как учит преодолению трудностей, возникших в жизненных ситуациях;
Помогает выявить отклонения от нормативного поведения, то есть она диагностирует;
Вносит позитивные изменения в структуру личностных показателей;
Помогает усвоить единые для всех людей социально-культурные ценности;
Помогает усвоению норм человеческого общежития.
Игровая деятельность в начальной школе
Используется как средство организации и облегчения учебной и трудовой деятельности детей.
Элементы игры вносятся в процесс обучения:
положительные эмоции;
активизацию учащихся.
Задания игрового характера при трудовой деятельности активизируют ее, стимулируют интерес к ней.
Игра способствует формированию всех сторон психической жизни младшего школьника.
Для развития зрительной памяти, наблюдательности, фантазирования, комбинаторных способностей обучающихся в период адаптации наиболее подходящая форма игры – это воображаемая игровая ситуация. Правильно организованная игра раскрепощает творческие задатки детей. Под правильной организацией игровых приемов надо понимать умение найти органическую связь игры с задачей конкретного задания. Определить игровую ситуацию можно как сюжетную игровую совокупность имитационных действий, носящую образный характер. В игровой ситуации должно быть наличие ярко выраженной воображаемой (мнимой) ситуации.
Я использую два вида воображаемых игровых ситуаций:
инсценирование литературных сюжетов, где содержание и последовательность игровых действий определяется сюжетом сказки (можно собственного сочинения);
инсценирование жизненных ситуаций, т.е. таких, в основе которых лежит наблюдение и опыт самих детей.
Создавая новый, свой образ, ребята учатся наблюдать окружающую действительность, сравнивать и анализировать. Выбор игровых действий должен быть таким, чтобы дети их приняли, т.е. заинтересованно откликнулись на предложенную игровую ситуацию.
Используемые воображаемые игровые ситуации:
1. На развитие наблюдательности
Наблюдение формы.
Наблюдение цвета.
Наблюдение композиции.
2. На развитие зрительной памяти
Запоминание формы.
Запоминание цвета.
Запоминание композиции.
3. На развитие комбинаторных способностей
Комбинирование формы.
Комбинирование цвета.
Комбинирование композиции.
4. На развитие фантазии.
Фантазирование формы.
Фантазирование цвета.
Фантазирование композиции.
При применении игр появляются новые возможности для адаптации:
социальной и познавательной активности детей: имеется в виду уровень субъективного контроля ученика, интеллектуальная инициатива;
компетентности школьника как ученика: имеется в виду его самостоятельность, информационная грамотность, уверенность в себе, проявляющиеся в способности принять решение, а также ориентация на задачу и конечный результат, ответственность, социальная независимость;
способности ребенка к самореализации: в частности, стремление к реализации знаний в программных продуктах, в познавательной вне учебной деятельности, успешность реализации, удовлетворенность результатами деятельности;
гармоничной индивидуальности, соотношение практического и вербального интеллекта, эмоциональная стабильность, соотношение гуманитарных интересов и информационных потребностей, активности ребенка его компетентности;
детей появляется новое направление общения - они активно обсуждают свои достижения и промахи при выполнении трудных заданий. Обогащается детский словарь, дети легко и с удовольствием овладевают новой терминологией. Все это способствует развитию речи, повышает уровень произвольности и осознанности действий.

Список литературы,
используемой при подготовке материала:

1. Андреева Е.А. Лучшие в мире загадки и трехминутные развивающие игры для детей. – М: РИПОЛ классик, 2005
2. Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007
3. Волков Б.С. Психология младшего школьника: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2002
4. Дубровина И.В. Психология – 6-е изд., стер., - М.: Издательский центр «Академия», 2007
5. Карелина И.О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет. – Ярославль: Академия развития, 2006
6. Рудякова О.Н. Психологическая поддержка младших школьников: программы, конспекты занятия. – Волгоград: Учитель, 2008
7. Справочник психолога начальной школы / О.Н.Истратова, Т.В.Эксакусто. – Изд. 5-е – Ростов н/Д: Феникс, 2008

Реализовывая игровые технологии в работе с детьми, тем самым педагоги не только содействуют привитию детям социального опыта, но и их социальной адаптации в школе. Результаты этой педагогической деятельности в дальнейшем могут стать базисом для успешной социализации ребенка в обществе. Посредством игры у детей складываются представления о взаимоотношениях взрослых и социальном устройстве.

Необходимо подчеркнуть типичные особенности игры, которые свойственны при ее применении для младших школьников:

  • 1.Свобода. Игра - это форма детской деятельности, которую невозможно построить на обязательности или принуждении. Ребенок действует не по внешнему ограничению или принуждению, а согласно своей воле и целям.
  • 2.Творчество. Из множества вариантов выбора игра требует наиболее оптимального и удачного, а не повторение уже известного. Этот факт определяет творческую деятельность, которая проходит наряду с познавательным интересом и служит стимулятором активности личности. Творчество способствует самовыражению ребенка, дает возможность ему показать свою индивидуальность неординарность. Игра - среда, для проявления ребенком свободы, неординарности и безопасности.
  • 3.Деятельность. Игра для младших школьников является характерным видом деятельности. Ее цель в самом процессе, а не в результате. Данный вид занятий регулируется такими целями как: цель в объекте, связанная с изменением окружающего мира, и цель в субъекте, связанная с изменением этого самого субъекта деятельности. Все виды игры создают условия для взаимодействия и взаимопомощи; моделируют проблемные жизненные ситуации; открывают простор для импровизации и фантазии; способствуют более эффективному проявлению тех положительных качеств, которые не применяются в обыденной жизни. Именно в игре скрыт большой запас возможностей для привития ребенку элементарных бытовых навыков, которые являются весьма необходимыми для жизнедеятельности ребенка в обществе.
  • 4.Общение. Оно служит стержнем игрового взаимодействия. Игра передается через общение, функционирует в нем, организуется им. Таким образом, в этой деятельности учащиеся накапливают опыт общения, который основывается на сотрудничестве и взаимодействии учащегося и учителя. Все это помогает детям справедливо решать вопросы и устанавливать верные взаимоотношения. Общение помогает детям младшего школьного возраста соотносить свои действия с действиями окружающих, с поставленными задачами, событиями, ситуациями, ставить интересы другого человека выше своих собственных. Здесь деятельность педагога должна направляться на то, чтобы привить детям навыки вежливых взаимоотношений, культурного поведения: научить детей употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность; научить детей здороваться и прощаться со взрослыми и сверстниками; воспитывать товарищеские взаимоотношения со взрослыми; заботливое отношение к людям; обращаться к сверстнику называя его по имени, отвечать на его вопросы; побуждать к взаимодействиям друг с другом, оказывать помощь по просьбе другого ребенка; учить соблюдать правила культурного поведения дома и на улице (вытирать при входе ноги, соблюдать аккуратность в туалете и т.д.)
  • 5.Отношения. Этому качеству свойственны установка на оценку (негативную, позитивную, выражающую безразличие), избирательность, готовность и предрасположенность к определенному образу действий. В процессе игрового общения и игровой деятельности они являются связующей частью. Основная их функция - переключить центр ориентации учащегося с предметной среды на личность человека. Отношения одухотворяют общение, придают игровой деятельности преобразующий характер, очеловечивают ее. Огромное множество качеств развиваются и складываются в игровой деятельности у младших школьников. Такие качества, как товарищество, дружба, симпатия, откровенность и сердечность и др. Все эти качества вне игры способствуют развитию других качеств.
  • 6.Эмоциональность. Все игры младших школьников проходят с эмоциональным порывом, что рождает у детей способность к подражанию, стремление к воображению, копированию поведения. В эмоциональном поле игры отражается уровень ее психологической, нравственной культуры, яркость духовной жизни.
  • 7.Кооперативность. Она подразумевает индивидуальную ответственность, положительную взаимозависимость, стимулирование успеха друг друга. В игровой деятельности растет интерес друг к другу, товарищеские связи, симпатии. Все эти связующие объединяют детей и дают огромные возможности для установления отношений внутри коллектива.
  • 8.Комплексность. Правильно организованная игра выполняет своеобразную совокупность: во-первых, в формировании личности, во-вторых, в. организации воспитательного процесса Игра выступает средством, формой, методом, работы с детьми, служит носителем содержания, и является основной деятельностью младших школьников. Игровая деятельность комплексно влияет на развитие личности младшего школьника, развивает нравственные, интеллектуальные, духовные, трудовые, эстетические, качества, сформировывает личность в целом. Игра - это есть практическое развитие. Ребенок играет потому, что развивается, и развивается, потому что играет.

Диагностируя социальную адаптацию младших школьников в условиях школы, мы применили метод исследования: проективная методика "Несуществующее животное".

С помощью методики "Несуществующее животное" мы сможем выявить особенности положения школьника в группе, его отношение к членам этой группы и к себе. Данная методика основана на устройстве психической проекции, это значит, что рисуя какое либо животное, ребенок неосознанно идентифицирует себя с этим животным, свое отношение к окружающим людям, приятие или неприятие себя и их. Проанализировав результаты этой методики, мы сможем определить, какие поведенческие реакции доминируют у каждого ребенка (агрессия), социальную активность (стремление ребенка к продуктивной деятельности - социальная пассивность, безразличие), его положение в коллективе (отчужденность - привязанность к людям).

В начале экспериментальной работы была выявленна изначальная степень социальной адаптации двух групп детей, которая была практически одинаковой. У детей обеих групп преобладало безразличное отношение друг к другу, разрозненность отношений, слабые коллективистские связи. Ребята испытывали трудности во взаимоотношениях и нередко конфликтовали.

В процессе экспериментальной работы нами были замечены некоторые изменения в поведении детей экспериментальной группы. Мы старались направить игры на развитие доверия у ребят, на развитие коммуникативных навыков и на сплочение коллектива. На начальном этапе работы в игровую деятельность из экспериментальной группы включались не все ребята: некоторые оставались пассивными и лишь наблюдали за тем, как играют другие. Но уже через некоторое время в игру были включены все ученики данного класса. Применяя игры на развитие коммуникативных способностей, удалось активизировать словесную активность детей, которые раньше ее проявляли в малой степени или совсем не проявляли.

Опираясь на полученные результаты, можно сделать следующее заключение:

В экспериментальной группе повысился уровень социальной активности, это мы видим в том, что у детей усиливается любознательность, стремление к взаимодействию с другими людьми, дети проявляют заинтересованность в сотрудничестве, одним словом, им интересно, в какие игры они будут играть, также ребята стараются сами предложить свои игровые моменты.

Игры на сплочение коллектива помогли повысить уровень сплоченности в данной группе детей. Ребята стали несколько по-другому смотреть друг на друга, так как в процессе игры многие показали свои черты характера, которые раньше проявлялись в малой степени или находились в скрытом состоянии. Иными словами, каждый ребенок смог раскрыть свои положительные качества: искренность, жалость, честность. Игровая деятельность дала возможность раскрыться способностям детей с разных сторон.

На переменах, на внеклассных занятиях и в заданиях на дом ребятам предлагались задания различного характера: загадки, кроссворды, геометрические задачки на пространственное восприятие и другие задания познавательного характера.

Предлагаем перечень некоторых игр, применяемых в работе с учащимися экспериментальной группы:

1. Игра "Путаница"

Цель: поддержание группового согласия.

Ход игры: считалочкой выбирается водящий. Он выходит за пределы комнаты. Остальные дети образуют круг, взявшись за руки. Они начинают запутываться - кто как сумеет, не разжимая рук. Когда образовалась путаница, водящий возвращается в комнату и распутывает этот ком, не размыкая рук детей.

2. Игра "Скала"

Цель: на взаимовыручку и сплочение.

Ход игры: Все члены команды выстраивается в ряд на бревне. Спереди и сзади - "бездонная пропасть". Каждый член команды по очереди передвигается с одного конца бревна на другой, таким образом, чтобы тот, кто в начале игры стоял первым, в результате оказался последним.

3. Игра "Вопрос соседу"

Цель: развитие сосредоточенности и внимания.

Ход игры: Все игроки садятся в круг, ведущий располагается в центре. Он должен подходть к любому из игроков и задавать вопросы, например, "Кто твой лучший друг?" или "Как тебя зовут?" и т.д. Но отвечать должен не тот, кого спрашивают, а его сосед слева. Если ответил тот, кого ведущий спрашивал, он отдает фант. После игры фанты разыгрывают.

4. Игра "Ласковые шаги"

Цель: формирование гуманистических убеждений.

Ход игры: Из группы детей выбираются 2 человека. Дети становятся напротив друг друга на расстоянии около десяти шагов. Условия игры: шаг можно сделать, только сказав ласковое слово.

5. Игра "Проведи слепого"

Цель: Сплочение коллектива.

Ход игры: Класс делится на группы. Каждая группа выбирает одного игрока, которому завязывают глаза. Он будет изображать слепого. С помощью словесных команд группа ведет слепого игрока от одного конца комнаты до другого так, чтобы он не спотыкался и не касался руками предметов. Команды должны быть точными и продуманными.

6. Игра "День рождения"

Цель: сплочение коллектива, предоставление возможности высказать обиды, снять разочарование.

Ход игры: Выбирается именинник. Все дети жестами, мимикой дарят ему подарки. Имениннику предлагается вспомнить, обижал ли он кого-то, и исправить это. Детям предлагается пофантазировать и придумать будущее имениннику.

7. Игра "Карусель"

Цель: воспитать у детей доверие друг к другу.

Ход игры: Разбившись на пары, ребята образуют два круга (внешний и внутренний). "Внутренние"; встают спиной к "Внешним" и падают, уверенные, что их поддержат. После этого внутренний круг делает шаг вправо, и образуются новые пары (расстояние между парами можно варьировать).

8. Игра "Снежная королева"

Цель: сплочение, общение и взаимодействие детей

Ход игры: Снежная Королева заморозила мальчика. Чтобы его разморозить, надо попасть в Царство Снежной Королевы. Вход туда стерегут белые медведи. Они загадывают загадки и пропускают только тех, кто загадки отгадал. Выбираются два "белых медведя". Ребята по очереди подходят к ним и слушают загадки. Тот, кто не может отгадать, отправляется в "лес" - в конец комнаты, где разложены ответы на загадки. Это могут быть предметы, игрушки, вырезанные из бумаги игрушки или карточки с написанными отгадками. Учитель может взять на себя роль Снежной Королевы и помогать белым медведям загадывать свои загадки. Попавшие в Царство Снежной Королевы должны "разморозить" мальчика, который сидит на стуле в застывшей позе. Нельзя дотрагиваться до него руками, можно пользоваться только мимикой и жестами. Победил тот, кто "оттаял" замороженного. Тот заулыбался, заморгал или зашевелился.

9. Игра "Пойми меня!

Цель: взаимодействие и общение детей

Ход игры: Заранее приготовленные маленькие листочки с заданиями (например: скорчи мне рожу, улыбнись мне, спой мне песенку, расскажи анекдот, хлопни в ладоши 3 раза, и т.д.), раздаются каждому участнику игры. Участник, не глядя на задание, крепит его себе на лоб. По команде ведущего в течение одной-двух минут все участники подходят друг к другу и выполняют задания, не произнося их вслух. Спустя некоторое время каждый игрок должен догадаться и сказать, что же у него написано на лбу.

10. Игра "Запомни слова"

Цель: Тренировка навыков

Ход игры: Дети по цепочке называют слова. Каждый участник должен назвать слово и все названные слова перед ним.

11. Игра "Кто я такой"

Цель: Активизация знаний и представлений о себе, акцент на позитивных сторонах собственной личности. Развитие памяти.

Ход игры: Ребенок называет свое имя и называет понятия, относящиеся к нему (ученик, пассажир сын), нужно их дать как можно больше.

12. Игра "Кто сказал мяу?"

Цель: Развитие слухового навыка. Тренировка навыков взаимодействия в группе.

Ход игры: Дети выходят к доске по одному, отворачиваются от всех сидящих и по команде учителя кто-то из детей говорит "мяу", ребенок поворачивается обратно и старается отгадать, чей это голос.

13. Игра "Фотография"

Цель: Развитие зрительной памяти. Тренировка навыков взаимодействия в группе.

Ход игры: Дети рассаживаются в определенном порядке, как на групповой фотографии, затем водящий отворачивается, дети меняются местами. Водящий поворачивается и по памяти восстанавливает фотографию.

План - конспект урока-игры по математике в 1-м классе по теме: "Нумерация чисел первого порядка"

Тема: "Нумерация чисел первого десятка"

Задачи урока:

  • 1. Создать условия для обобщения и систематизации знаний детей о числах и цифрах; закрепление знания последовательности и названий чисел первого десятка; способность сопоставлять числа первого десятка; способность отмечать численность объектов на рисунке числом и цифрой записывать его;
  • 2. Содействовать развитию внимания, мыслительных операций, памяти, речи, творческого воображения, логического мышления, творческих способностей и познавательной деятельности учащихся.

Прививать эстетическую культуру посредством планирования урока, развитие благоприятного расположения к учебному процессу, любопытства к дисциплинам, развитие отношения взаимопомощи, инициативность взаимовыручки, культуры поведения на уроке, доброжелательности.

Тип урока: систематизация знаний и обобщение.

Оборудование:

  • 1. У каждого ученика веер с цифрами.
  • 2. "Светофоры".

Компьютер.

Музыкальный аккомпонимент из мультфильма "Арифметика-малышка"

Плакат - страна "Цифирия"

Плакат "Корабль"

."Залив геометрических фигур", карточки с рисунками "Берег неравенств", "Остров быстрого счета", "Победи Цифрозавра", "Река итогов", "Водопад", "Лейся, песня!", "Сказочный сундучок", конверт

Каждый ученик имеет карточки на которых написаны задания: "Соедини точки", "Зачеркни лишние числа", "Предметные рисунки".

Подготовительная работа:

Разучить физкультминутку "Арифметика-малышка"

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель : - Прозвенел звонок на урок, начинается урок! Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно всех вас видеть!

Ученики :

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем

Ни минуты не теряем.

Учитель :

Наш урок будет похож на сказку,

Нам без знаний никуда.

Взяв с собой тетрадь, учебник, ручку и указку

Отправляемся туда!

Вы согласны оказаться в сказке?

Когда три раза прозвенит колокольчик,

Надо сказать: раз, два, три - сказка в гости приходи!

2. Сообщение целей и задач урока.

На столе лежит конверт, где находится сообщение от пиратов:

"Сундук с сокровищами 1-а класса мы вам отдадим, если вы преодолеете все препятствия, справитесь со всеми заданиями на математических островах и, самое важное, доставите сказочных жителей с каждого острова"

Дети, мы должны отправиться в морское приключение по островам Знаний. Все-таки в этом сундуке лежат сокровища нашего класса. Но, что это за сокровища, вы все увидите в конце урока. Нам предстоит увлекательное и сложное путешествие, в дорогу нам нужно взять внимание, наблюдательность, память, смекалку и сообразительность. Они будут служить нам помощниками.

  • 3. Актуализация, повторение, закреплени0е и отработка полученных знаний.
  • А) "Парусник"

Нужно сконструировать судно. У всех на партах находятся листочки с точками.

Рисунок 3. "Парусник"

Задание: "Соедините точки в порядке возрастания и покажите, что у вас получилось?"

Парусник.

Таким образом, наше судно сделано. Мы урок наш начинаем, в сказку двери открываем.

Б) "Берег быстрого счета"

Давайте выберем команду и капитана. Учитель читает "Задачи в стихах". Дети веером показывают ответы.

Сколько ушей у трех малышей? (6)

Ну-ка, сколько ребят,

На горе катается?

Трое в саночках сидят,

Один дожидается. (4)

Задумали число, когда его увеличили на 2, стало 3, какое число задумали? (1)

Пять ворон на крышу сели

Две еще к ним прилетели,

Отвечайте быстро, смело,

Сколько всех их прилетело. (7)

Четыре гусенка и трое утят

В озере плавают, громко кричат,

А-ну, сосчитай поскорей,

Сколько в воде малышей. (7)

10 овечек на травке лежали

Потом три овечки домой убежали,

А ты подумай скорей,

Сколько овечек на травке теперь. (7)

На сколько 9 больше 6? (3)

Шесть веселых поросят

У корытца в ряд стоят

Тут один улегся спать

Поросят осталось … (5)

Три лягушонка у пруда

Один нырнул, осталось… (2)

Вы все ребята молодцы! Отлично справились с первым заданием, теперь направляемся в морское приключение по островам знаний. Команда готова!

В) "Победи цифрозавра"

Капитан - учитель :

Полный, вперед! У нас впереди огромный айсберг в виде ледяного дракона с числами. Вы должны выполнить задания, чтобы благополучно миновать айсберг.

Задание: "Вы видите числа, распределите их в порядке возрастания и скажите, на какие две группы можно разбить эти числа?"

  • 5, 3, 9, 7, 1, 13, 11, 8
  • 1, 3, 5, 7, 8, 9, 11, 13 (Капитан справляется с заданием у доски, а потом все проверяют)

Данные числа можно разделить на две группы: двузначные и однозначные.

Какие числа называются однозначными? Двузначными?

Числа, которые обозначают одной цифрой (значком), называются однозначными.

Числа, которые обозначают двумя цифрами, называются двузначными.

4. "Страна Цифирия"

Капитан-учитель :

Вижу землю! У нас на пути "Страна Цифирия" и нас приветствует Кот Ученый.

Кот Ученый : "Чтобы попасть на остров, вы должны, верно, назвать пароль"

Что такое цифра?

Цифра - это знак для обозначения числа.

Как получить число?

Чтобы получить число, мы пересчитаем предметы, количество предметов записываем цифрой.

Для чего нам нужны числа?

Для чего мы используем числовой ряд?

Числовой ряд мы используем для счета предметов, сравнения чисел, решения задач.

Как идут числа в числовом ряду?

Числа в числовом ряду идут в порядке возрастания, каждый раз увеличиваясь на один.

1 -е задание "Страны Цифирия" - "Волшебные круги"

Разгадайте правило в каждом круге и напишите следующее число.

Рисунок 4. "Волшебные круги"

2 -е задание "Страны Цифирия"

Зачеркните лишние числа, не соответствующие количеству предметов на рисунке.

Рисунок 5. Страна Цифирия

Е задание "Страны Цифирия"

Запишитете цифрой, сколько птичек, лягушек, цветочков, ведерок и грибочков.

Рисунок 6. Работа в паре - дети обмениваются карточками и проверяют

4."Водопад "Лейся, песня"

Двигательная физкультминутка под музыку "Арифметика-малышка"

Тут везде идёт работа,

Все подсчитывают что-то,

Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять, десять.

Сколько в комнате углов,

Сколько ног у воробьёв.

Сколько пальцев на руках,

Сколько в садике скамеек.

Сколько в пятаке копеек.

У стола четыре ножки,

Пять котят у нашей кошки,

Раз, два, три, четыре, пять - всё могу пересчитать!

5."Пролив геометрических фигур"

Встреча с жителем этого острова - роботом из геометрических фигур.

Робот просит о помощи:

"После сильного шторма жители нашего острова растеряли свои геометрические части тела - фигуры.

Помогите, составьте жителей этого острова точно таких же, как и я, по памяти. Справившись с заданием, вы сможете путешествовать дальше и забрать одного жителя с этого острова.

  • (У каждого ребенка на парте набор геометрических фигур)
  • 6. "Остров неравенств".

Корабли по морю плыли

К чудо-острову спешили

Ждали там давно гостей

Первоклассных малышей.

На пути говорящий попугай, он предлагает выполнить его задания. Работа по учебнику.

Задание: "Сравните количество предметов на картинках. Запишите неравенства"

Работа в бортовых журналах - тетрадях и учебниках.

(Учитель предупреждает об аккуратном ведении бортовых журналов - тетрадей.)

Пальчиковая гимнастика "Паук" перед началом письменной работы в тетрадях.

УК-ук-ук - появился вдруг паук.

КА-ка-ка - все боятся паука.

Ок-ок-ок - паук муху поволок.

КА-ка-ка - прогоните паука.

  • 8. "Река итогов"
  • - Ребята, мы выполнили все задания и доставили сказочных жителей с каждого острова: Кот Ученый, Робот из геометрических фигур, Говорящий попугай.

Вы энергично работали, точно и быстро справлялись с заданиями, внимательно слушали своих одноклассников, из вас получилась отличная команда. Пираты не смогли устоять перед вашим стремлением к знаниям и перед вашим упорством. Они возвращают вам таинственный сундучок, в котором…

Что лежит, как вы думаете? Что помогло нам выполнить все задания и пройти все испытания?

Давайте откроем таинственный сундук.

Царица страны "Цифирия" дарит каждому из вас подарок - талисман - грецкий орех.

Орешек знаний тверд, но все же

Вы не привыкли отступать.

Вам расколоть его поможет

Желание все знать.

Сто вопросов - сто ответов,

В них нашли вы сто секретов.

И спокойна я сейчас

За технический прогресс,

Если к знаниям у вас

Такой огромный интерес.

Все - молодцы! Благодарю вас за работу на уроке!

План - конспект урока-игры в "Знатоки" (1 класс)

  • ·развитие у детей мыслительных операций анализа и синтеза;
  • ·научить учеников распознавать предметы по заданным признакам, научить классифицировать, сравнивать, обобщать;
  • ·сформировать у детей умение и навык составления определений.

Оборудование урока:

карточки с заданиями,

Ход урока

Предлагаю вам урок-игру "Знатоки". Мы разделимся на команды, играем и соревнуемся. Дано семь заданий, свои ответы нужно комментировать, анализировать и доказывать. После каждого тура нужно подвести итог и зафиксировать результат на доске. Каждая команда выбирает себе командира. Задания даются на листочке бумаги и на экране, затем надо проверить ответы. Седьмой тур не нужно оценивать. И так, наши команды:

. "Умники"

." Космос"

. "Радуга-дуга"

." Наруто"

Первый тур "Разминка". Дано задание: вставить в слова недостающие буквы. Каждой команде предлагаем по четыре слова. Когда задания выполнены, все комментируют свои ответы.

П.ЛЕ, К.РА, Р.СА, С.НИ.

Г.РА, К.СА, П.РО, Р.КА.

М.РЕ, В.ЗА, М.ХА, К.ША.

З.ЯЦ, Л.СА, К.ЗА, М.ЛО.

Второй тур "Исключи лишнее". Нужно определить лишнее слово и прокомментировать свои выводы.

Книга, тетрадь, ручка, рубашка.

Ромашка, василек, ель, подснежник.

Медведь, рысь, олень, снег.

Вася, Коля, Петров, Катя.

Третий тур "Отгадай загадку".

У красивого цветка

Есть четыре лепестка,

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул - и улетел. (бабочка)

Нет ног, а хожу.

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда встать,

Когда работу начинать. (часы)

Живет без тела, говорит без языка.

Никто его не видит, а всякий слышит. (эхо)

Он пушистый, он красивый

Мой самый верный друг.

Меня до школы провожает

И встречает у ворот. (собака)

Физминутка: Дети стоя показывают соответствующие движения.

Мы ногами топ - топ,

Мы руками хлоп - хлоп!

Мы глазами миг - миг,

Мы плечами чик - чик.

Раз - туда, два - сюда,

Повернись вокруг себя.

Раз - присели, два - привстали,

Руки к верху все подняли,

Раз - два, раз - два,

Заниматься нам пора!

Четвертый тур "Анаграмма". Задание: нужно найти спрятанное слово.

ОРАЗ (РОЗА)

АРФШ (ШАРФ)

РТОК (КРОТ)

ЕЛТО (ЛЕТО)

Пятый тур "Сходство и различие". Дети советуются, находят сходство и различие, свои выводы доказывают.

Дождь - снег

Яблоко - груша

Луна - солнце

Молоко - вода

Шестой тур "Подбери пару"

Собака - шерсть = рыба - ?

Утро - ночь = зима - ?

Нож - сталь = стол - ?

Волк - пасть = птица - ?

Седьмой тур "Найди и раскрась".

Задание: Нужно найти и закрасить квадраты - красным, круги - зеленым, ромбы - синим цветом. (Карточку с заданием желательно дать каждому ребенку отдельно. На седьмом туре нужно подвести итог урока).

Рисунок 7. "Карточки с геометрическими фигурами"

Подводим итог урока - игры (седьмой тур не нужно оценивать). Победившим командам и всем остальным награда - шоколадные конфеты.

Понравилась ли вам игра - соревнование?

Что узнали нового?

Были ли трудности?

Дома подготовьтесь к подобным заданиям, благодарю за урок!

Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте тесно связана с игровой деятельностью, актуальность которой сохраняется. С началом школьного обучения в характере, содержании и направленности игровой деятельности происходят изменения, заключающиеся прежде всего в возрастании подчиненности игры учебной деятельности, в интериоризации игровых действий (в постепенном переходе от игр в плане внешних действий к играм во внутреннем плане воображения), в увеличении значения игр с достижением определенного результата (спортивные, интеллектуальные игры), в возрастании роли игр с правилами дидактических и компьютерных игр.

Для младшего школьника игровая деятельность хотя и имеет вспомогательное значение, но остается очень важной и существенной, поскольку позволяет сделать смысл объектов и явлений более явным. С помощью игры ребенок глубже познает смысл этих вещей, овладевает высокими общественными мотивами поведения, учится подчинять свое поведение правилам. Игровая деятельность способствует развитию всех познавательных процессов ребенка. Т.Ф. Пожидаева обосновала синергетическую функцию игры младших школьников, которая представлена как назначение игры для самоорганизации, реализуемой в самоутверждении, самоопределении и самореализации личности младшего школьника. Синергетическая функция игры вытекает из функции самореализации ребенка в игре, на основе теории самоорганизации помогающей объяснить, как в игровой ситуации изменяются модели поведения ребенка. Она определяет развитие игрового сознания и его личностных структур: критичности, мотивирования, рефлексии, коллизийности (т. е. способности выявлять, идентифицировать и анализировать скрытые причины событий, определять их основы, устанавливать приоритеты неявных противоречий по отношению к общественным и личностным ценностям).

Игра и учеба – это две разные деятельности, имеющие значительные качественные различия. Переход от игры к серьезным занятиям происходит не резко, а постепенно и имеет определенные переходные формы, в качестве которых могут выступать дидактические игры. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогом с целью обучения и воспитания, направленных на решение конкретных задач обучения, но в то же время оказывающих воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Специфика дидактической игры заключается в том, что дидактическая задача в ней скрыта от учеников. Внимание детей направлено в первую очередь на выполнение игровых действий, а задача обучения ими может не выделяться и не осознаваться. Это и делает дидактическую игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего непроизвольно усваивают определенные знания, умения, навыки. Взаимоотношения между учениками и учителем обусловлены не учебной ситуацией, а игровой деятельностью, которая является игрой только для ребенка, а для взрослого она – способ обучения. Основной целью дидактических игр и игровых приемов обучения является облегчение и ускорение постепенного перехода к учебным задачам.

Практический пример : При обучении младших школьников грамоте могут использоваться дидактические игры, развивающие фонематическое восприятие. «Звуковые» игры («Кто внимательнее?» – на выделение и определение звука, «Кто больше?» – на составление слова с изученным звуком, «Перекличка» – в которой предлагают вставать только тем детям, в имени или фамилии которых есть изучаемый звук, и др.) развивают фонематический слух ребенка, формируют умение сознательно выполнять звуковой анализ слова, развивают память, внимание, наблюдательность.

Функции дидактической игры:

  • обучающая;
  • развивающая;
  • формирующая;
  • ориентационная;
  • мотивацонно-побудительная.

Основными функциями дидактических игр являются (рис. 1.5):

1. Формирование устойчивого интереса к учению и снятия психоэмоционального напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному обучению.

2. Мотивация и стимуляция познавательной деятельности учеников.

3. Обучение способам ориентации в конкретной учебно-игровой ситуации.

4. Развитие основных психических новообразований.

5. Формирование компонентов учебной деятельности.

6. Развитие общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы, умения учиться.

7. Формирование навыков самоконтроля и оценки своих действий.

8. Формирование адекватных взаимоотношений в коллективе одноклассников и механизмов освоения социальных ролей.

Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в младшем школьном возрасте обусловлена рядом причин.

1. Игровая деятельность хотя перестала быть ведущей, но сохранила свое развивающее значение. Игровая деятельность не исчезла, а проникла в новые отношения к действительности, она имеет свое внутреннее продолжение в учебной и трудовой деятельности. Поэтому опора на игровую деятельность, на игровые формы и приемы – это наиболее адекватный путь включения детей в школьное обучение.

2. Сравнительно медленный темп освоения учебной деятельности и умения учиться.

3. Среди возрастных особенностей детей младшего школьного возраста выделяют недостаточную устойчивость и произвольность внимания, доминирование непроизвольных видов памяти, преобладание наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры способствуют развитию у детей психических познавательных процессов.

4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация у большинства младших школьников, отсутствие связи мотива, с которым ребенок приходит в школу с содержанием той деятельности, которую ему необходимо выполнять в школе. Игровая мотивация в определенной степени позволяет привести в соответствие мотивы и содержание учебной деятельности в начальный период обучения.

5. Существуют значительные трудности адаптации при поступлении ребенка в школу. Дидактическая игра во многом способствует преодолению адаптационных трудностей и проблем первоклассника.

Различают следующие виды дидактических игр: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.

Игры-путешествия – это игры, которые проводятся в форме образовательного воображаемого путешествия по определенному маршруту, раскрывающему познавательное содержание в сочетании с игровой деятельностью: постановка задачи, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач («Путешествие в Средние века», «Прогулка по Всемирной паутине» и т. д.);

Игры-поручения – это игры, в основе которых – выполнение определенных действий с предметами по словесным поручениям педагога, где игровая задача и игровые действия основаны на предложении что-то сделать, построить какой-либо алгоритм и т. д.;

Игры-предположения – это игры, в которых перед школьниками ставится задача и создается ситуация, которая требует определения и осмысления целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами («Что было бы…?», «Что бы я сделал…», «Кем бы хотел быть и почему?» и т. д.);

Игры-загадки – это игры, основной признак которых заключается в замысловатом описании, логической задаче, оформленной в виде вопроса или заканчивающейся им, необходимой для расшифровки, отгадывания или доказательства;

Игры-беседы – это игры, в основе которых лежит игровое общение педагога с детьми и детей друг с другом, основным средством которой является словесный образ, вступительный рассказ о чем-либо.

Практический пример

На уроках математики для закрепления знаний таблицы сложения и вычитания в пределах 10 и таблицы умножения можно использовать дидактическую игру-поручение «Самый быстрый почтальон». Учитель раздает 5 ученикам по одинаковому числу карточек («писем»), на обратной стороне которых записаны выражения на сложение и вычитание (умножение или деление). Дети, сидящие за партами, изображают дома с номерами (они держат в руке цифры от 1 до 10, или ответы таблицы умножения). Почтальоны должны быстро определить на конверте № дома (найти значение выражения) и разнести письма в соответствующие дома (отдать детям, у которых карточки с цифрами, обозначающие ответы выражений, записанных на конвертах). Кто быстро и правильно разнесет письма по назначению, тот самый быстрый почтальон.

Дидактическая игра имеет определенную структуру – основные структурные составляющие элементы, характеризующие игру одновременно как форму обучения и игровую деятельность (табл. 1.5):

1. Дидактическая задача обусловлена целью обучающего и воспитательного воздействия, является замаскированной и предстает перед детьми в виде игрового замысла, формулируется учителем и отражает его обучающую деятельность.

2. Игровая задача, осуществляемая учениками, реализует дидактическую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка.

3. Игровые действия являются основой игры. Игровые действия в разных играх отличаются по их направленности и по отношению к играющим.

4. Правила игры – совокупность нравственных требований к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения, которые задаются учителем, влияют на решение дидактической задачи и управление игрой, процессами познавательной деятельности, действиями учеников.

5. Результат, подведение итогов проводится сразу по окончании игры и может быть представлен в виде подсчета очков, выявления учеников, которые лучше выполнили игровое задание, определения победившей команды и т. д.

Структура дидактической игры

Структурный компонент игры: Дидактическая задача

Характеристика компонента: Обучающая задача – основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные

Структурный компонент игры: Игровые действия

Характеристика компонента: Способы проявления активности ребенка в игровых целях

Структурный компонент игры: Игровая задача

Характеристика компонента: Задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности

Структурный компонент игры: Игровые правила

Характеристика компонента: Требования к реализации игрового содержания, определяющие характер и условия выполнения игровых действий

Структурный компонент игры: Результат игры

Характеристика компонента: Показатель уровня достижения детей в результате выполнения ими игровых действий

При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку они направлены на решение основных дидактических задач. В составе игр имеется общее и особенное: общее – это организация опыта переживаний детьми эмоционально-ценностного отношения к миру, опыта творческой деятельности; особенное заключается в специфике учебно-методического комплекса. Основными компонентами технологии игры в системе обучения являются:

  • целевой (определяется способами учебной деятельности);
  • диагностический (направлен на осознание учеником собственных знаний, умений, навыков и известных способов учебных действий);
  • процессуальный (обеспечивает выявление учащимися способа учебной деятельности);
  • результативный (способствует осознанию учащимися знаний, способов учебных действий, желания учиться, умений самоконтроля и самооценки).

Таким образом, игровая деятельность помогает сделать учебный материал увлекательным и интересным, создать эмоционально позитивное рабочее настроение, облегчить процесс познания. Умелое и адекватное использование дидактических игр предполагает четкое поэтапное распределение игровых моментов на уроке. На начальном этапе урока используются игры, основная цель которых – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность и мобилизовать на предстоящую учебную работу. В середине урока дидактическая игра должна быть направлена на усвоение темы занятия, в конце урока дидактическая игра может носить поисковый характер. Следовательно, игровая деятельность может быть включена в проведение уроков любого типа и любого этапа урока. При этом она должна соответствовать общим требованиям: быть интересной, доступной, содержательной, включать разные виды деятельности детей.

Современные младшие школьники, выбирая между традиционными и компьютерными играми, все большее предпочтение отдают последним. По содержанию компьютерные игры во многом похожи на традиционные, но имеют и некоторые отличия, заключающиеся в построении по принципу постепенного усложнения игровой и дидактических задач, в наличии элементов случайности в виде возникновения новых персонажей, ситуаций и неожиданных явлений, в поэтапности игровой программы, часто не позволяющей ребенку перейти на следующий этап без выполнения задания предыдущего уровня. В настоящее время выделяют следующие виды компьютерных игр:

  • адвентурные (приключенческие) игры – игры, оформленные в виде мультфильма с интерактивными свойствами – возможностью управления ходом событий;
  • игры-стратегии – игры, целью которых является завоевание вражеских территорий, заключение необходимого союза, набор определенного количества очков, управление ресурсами, войсками, энергией и т. д.;
  • аркадные игры – игры, для которых характерно поэтапное разделение хода действий, когда наградой и целью является право перехода к следующему эпизоду или уровню;
  • ролевые игры – игры, основанные на использовании необходимого персонажа в нужном месте и в нужное время;
  • игры-симуляторы – это игры, имитирующие различные механизмы и процессы (авто-, авиа-, спортивные и т. п.);
  • логические игры – это игры, содержащие различные головоломки, задачи на перестановку фигур, составление рисунка, обучающие чтению, письму и т. п.

При правильном руководстве компьютерные игры создают основу для интенсификации образовательного процесса и оказывают положительное влияние на развитие ребенка младшего школьного возраста: помогают расслабиться, самореализоваться, моделировать различные реальные и предполагаемые жизненные ситуации, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют освоению различных форм общения, развитию познавательных процессов, умений анализировать и интерпретировать информацию; создавать гипотезы и делать выводы; корректировать свои дальнейшие действия.

При неправильном подборе игровых компьютерных программ возможно такое нежелательное психологическое явление, как компьютерная игровая зависимость, которая проявляется в вытеснении интересов, нежелании ребенка общаться с друзьями, учиться, в «уходе» в виртуальный мир компьютера. Признаками компьютерной зависимости у ребенка являются следующие:

  • ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера;
  • проводит за компьютером большую часть свободного времени (6-10 ч в день);
  • провел хотя бы одну ночь у компьютера;
  • прогулял школу – сидел за компьютером;
  • приходит домой и сразу садится за компьютер;
  • стал хуже учиться, потерял интерес к учебным предметам;
  • у ребенка практически нет реальных друзей, зато много виртуальных;
  • во время игры ребенок начинает разговаривать сам с собой или с героями игры так, как будто они реальны;
  • забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось);
  • пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался;
  • трудно встает по утрам, просыпается в подавленном состоянии;
  • конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.

Для профилактики негативного влияния компьютерных игр и формирования компьютерной игровой зависимости необходимо контролировать длительность игры (согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей младшего школьного возраста не должна превышать 15 мин.), выбор жанра игры, содержание, систему управления, оптимальный уровень сложности, учитывая при этом состояние, темперамент, характер и интересы ребенка. Наиболее целесообразными для младших школьников считаются логические игры, игры-симуляторы, так как они, как правило, непродолжительны по времени, направлены на развитие мышления, внимания, памяти, скорости реакции у детей (при условии, что ребенок не играет в компьютерные игры в ущерб другим занятиям).

Игровая деятельность в различных своих видах и формах в младшем школьном возрасте при умелом руководстве органично входит в целостный учебный процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами и методами обучения и воспитания и оказывает большое влияние на психическое развитие детей.

Наталья МИхайловна Шляпникова
Методика использования игр на занятиях по адаптации детей к школе

Методика использования игр

на занятиях по адаптации детей к школе .

Пояснительная записка.

Поступление в школу – это переломный момент в жизни каждого ребёнка. Ведь до школы он жил в привычном для него режиме, в котором преобладали всё больше игры и забавы. Но вот ребёнок поступает в первый класс и сталкивается с новыми условиями жизни : взаимоотношения со взрослыми и детьми; ответственность и дисциплина. Первоклассник вынужден осваиваться в непривычных для него ситуациях. Ребёнок приходит в школу уже с небольшим объёмом знаний, хотя многого не знает и не понимает. Но его интерес очень велик. И не только в учёбе. Он стремится утвердить себя в среде сверстников, показать своё отношение к нравственным нормам. Многим детям трудно адаптироваться в новых условиях , им непривычно слушаться «чужую тётю» (то есть, учительницу, поначалу нелегко высидеть на одном месте весь урок. Ведь раньше к нему относились более снисходительно, делая поправку на его возраст. В связи с этим у ребёнка могут развиваться различные неврозы, страхи, пугливость или, наоборот, ребёнок превратится в забияку и хулигана.

Игры на развитие социальной и психологической активности, которые я провожу в студии раннего развития, помогают избежать подобных неприятностей. В таких играх лучше давать ребёнку роль того персонажа, качеств которого, ему не хватает. Если ребёнок излишне пуглив – даю ему сыграть злого волка, чтобы он сумел изжить свой страх. Если же он излишне агрессивен, пусть сыграет тихого мудрого ослика Иа-Иа и почувствует, что можно общаться и мирно. Умение контролировать своё поведение, свои эмоции - чрезвычайно важное качество не только для школьной , но и для дальнейшей, «взрослой» жизни. В школе этому обычно учат с помощью запретов («звонок на перемену – не для учеников, а для учителя!» , «перемена – для отдыха, а не для беготни!» и т. д.). Подобный метод заставит ребёнка подчиняться требованиям старших и одновременно будет способствовать его внутреннему и внешнему закрепощению.

Для того чтобы психика ребёнка повзрослела, необязательно обучать его как можно раньше чтению и письму, тренировать в нём усидчивость и терпение. Каждому умению – своё время. Ребёнок должен играть, потому что это естественно для его возраста. Но лучше, если это будут «умные» игры – такие, которые исподволь научат его произвольно контролировать своё поведение, уметь при необходимости сосредоточиваться, проявлять инициативу соответственно школьным задачам , свободно общаться со сверстниками и учителями. Только при таких условиях ребёнок захочет учиться, и учёба будет ему в радость.

В игре ребёнок делает открытия того, что давно известно взрослому.

Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть.

“Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребёнка, твёрже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива” – так писала выдающийся советский педагог Н. К. Крупская.

Она так же указывала на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождения детей в жизнь , о связи игр с действительностью, с жизнью.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение : игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них - серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.

Предлагаю несколько игр, направленных на развитие социальной и психологической адаптации .

Основная часть.

Занятие №1

Игра : «Давайте познакомимся» .

Дети с педагогом становятся в круг, педагог держит надувной мяч, затем называет имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребёнок должен поймать мяч, назвать своё имя и имя того, кому он бросит мяч, и т. д. Считаю, что эта игра помогает познакомиться с детьми, которые только пришли в группу, а также вовлечь в общение стеснительных детей . Если же дети ещё совсем плохо знакомы, то можно изменить правила игры : ребёнок, поймавший мяч, называет имя предыдущего игрока, затем своё, а далее (если знает) имя ребёнка, которому будет кидать мяч.

Занятие №2

Игра : «Рыбалка» .

Начиная проводить игру, педагог выбирает «рыбака» . А остальные дети – «рыбки» . По сигналу все дети разбегаются, а «рыбак» должен поймать кого-нибудь. Пойманный ребёнок становится помощником «рыбака» и они вместе, держась за руки, ловят «рыбок» . Постепенно эта цепочка становится длиннее, а «рыбок» становится меньше. Игра заканчивается тогда, когда остаётся один непойманный ребёнок. Он и становится победителем.

Эта игра позволяет детям почувствовать себя в коллективе свободней и раскованней.

Занятие №3

Игра : «Клубочек» .

Дети садятся в полукруг. Педагог становится в центре и, намотав на палец нитку, бросает ребёнку клубочек, спрашивая при этом о чём-нибудь, (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься) . Ребёнок ловит клубочек, наматывая нитку на палец, отвечает на вопрос и задаёт вопрос, передавая клубок следующему игроку. Если ребёнок затрудняется ответить, он возвращает клубок педагогу. Игра помогает детям увидеть общие связи между ними, а педагог может определить, у кого из детей есть трудности в общении. Когда все участники соединились ниточкой, педагог обращает внимание на то, что все люди чем-то похожи. И всегда веселее, когда есть друзья.

Занятие №4

Игра : «Лесная история» .

Выбирается лиса из группы детей , остальные дети зайчата. Педагог рассказывает историю, которая случилась в лесу, а дети её показывают.

Выбежали зайцы на поляну. Прыг-скок, прыг-скок.

Пришла лиса. Она шла очень тихо и осторожно.

Лиса шла не только очень тихо, но и незаметно. Своим хвостом она заметала следы.

Зайцы увидели её и бросились врассыпную.

Занятие №5

Игра : «Буратино» .

Педагог предлагает детям закрыть глаза и «посмотреть» на кончик своего носика. Педагог медленно начинает считать от 1 до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носика. Затем не открывая глаз, с обратным отсчётом от 8 до 1, ребята следят за уменьшением носика.

Занятие №6

Игра : «Сокол и лиса» .

Выбираются сокол и лиса. Остальные дети – соколята. Сокол учит своих соколят играть. Он бегает в разных направлениях и одновременно делает разные движения руками (вверх, в стороны, вперёд и какие-либо замысловатые движения) . Стайка соколят бежит за соколом и следит за его движениями, стараясь точно повторить их. В это время из норы вдруг выскакивает лиса. Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила. (Лиса появляется по сигналу педагога и ловит только тех, кто не присел) . «Пойманный» соколёнок на время выбывает из игры.

Занятие №7

Игра : «Сосед, подними руку» .

Игра воспитывает привычку соблюдать правила и внимание к ребятам группы. Играющие сидят или стоят (в зависимости от условий, образуя круг. По жребию выбирают водящего, который встаёт внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит : «Сосед!» . Тот игрок, к которому обратился водящий, продолжает стоять (сидеть, не меняя положение. Водящий должен останавливаться точно напротив того ребёнка, к которому он обращается. А оба его соседа должны поднять вверх одну руку : сосед справа – левую, а сосед слева – правую, т. е. ту руку, которая ближе к игроку, находящемуся между ними. Если кто-то из ребят ошибся, т. е. поднял не ту руку или вообще забыл это сделать, то он выбывает из игры. Если всё прошло без ошибок, игрок, к которому обращался водящий, меняется с водящим местами.

Занятие №8

Игра : «Предметы одного цвета» .

Педагог предлагает детям назвать все известные предметы одного и того же цвета. Дети сидят в кругу и поочереди, называют предметы заданного цвета, назвав предмет, передают мяч соседу. Например : жёлтого - лимон, солнце, подсолнух, канарейка; или красного - помидор, перец, кровь и т. д.

Занятие №9

Игра : «Угадай, что я хочу сказать» .

Игру : «Угадай, что я хочу сказать» начинает педагог. Дети сидят в кругу.

Педагог произносит первый слог в каком-либо слове и просит ребёнка, стоящего рядом, угадать всё слово целиком по этому слогу. Загадывают и отгадывают слова по очереди. Если ребёнок не справляется, ему помогают товарищи.

Занятие№10

Игра : «Покорчим рожи» .

Педагог предлагает детям изобразить рожицы различных животных или сказочных персонажей.

Гримасочка ёжика – губки вытянуты вперёд – влево – вправо – вверх - вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону. Дети ходят по кругу и изображают ёжика. Таким образом, можно изобразить волка, лису, Бабу-ягу, бульдога, мартышку и т. д.

Заключение.

Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определённых образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре , педагог воздействует на все стороны развития личности ребёнка : на чувства, на сознание на поведение в целом.