План-конспект открытого урока.
Урок-игра «Простые механизмы»
Учитель: Горохова Ольга Викторовна.
Класс: 7 дата: третья неделя апреля.
Тип урока: обобщение и повторение.
Цель урока: Вспомнить основные понятия в теме «Простые механизмы», величины, формулы, единицы измерения величин, изучаемых в 7 классе.
Используемое оборудование и вспомогательные материалы: интерактивная доска, 2 комплекта оборудования: штатив, рычаг, 4 груза, динамометр, линейка, задания для конкурса-практикума; карточки с физическими понятиями; презентация с формулами; кроссворды для каждого болельщика; таблицы результатов для жюри.Структура урока:
№ п/п Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Время
1 Организационный момент Приветствие. Знакомство с членами жюри. Правила игры. Деление на 2 команды по 7 человек. Внимательно слушают 5 мин.
2 1 конкурс «Приветствие» Жеребьевка. Выступление команд: Название, эмблема, девиз. 5 минут.
3 2 конкурс «Пойми меня» Учитель раздает по 10 карточек с физическими терминами (по 1 термину на каждой карточке) каждой команде От команды выступают по 2 человека на время (50 секунд – каждый по 5 слов). Они словами объясняют, что написано на карточке. Произносить однокоренные слова нельзя. Остальные члены команды отгадывают, что написано на каждой карточке. 5 минут.
4 3 конкурс «Формула-1» На экране открывает заранее подготовленную презентацию с формулами. Каждый ученик должен отгадать по 1 формуле, высвечивающейся на экране. 10 минут
5 4 конкурс «Создатели мифов» Готовит по 2 комплекта с оборудованием для лабораторной работы «Выяснение условия равновесия рычага». Задания для команд кладет рядом с оборудованием. Следит за техникой безопасности. По 3 человека от команды выходят для выполнения практического конкурсного задания. 10 минут
6 Конкурс капитанов «Силен физически» Называет физическую величину. Оценивает ответ капитана «Верно» или «Неверно» Капитан дает название единицы измерения физической величины. 3 минуты
7 Подведение итогов Члены жюри подсчитывают балы. Объявляют команду - победителя.
Оценивание урока. Внимательно слушают. Поздравляют победителей. 5 минут
Содержание урока:
Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня у нас с вами не простой урок. Я рада вас приветствовать на игре «Простые механизмы»! На уроке будут соревноваться две команды в физических знаниях, смекалке, быстроте мышления, памяти. Болельщики так же не останутся без дела: на столе у вас лежат кроссворды, которые вам необходимо отгадать в свободное время.
А теперь позвольте вам представить членов жюри: (представление членов жюри. Это могут быть учителя и коллеги, приглашенные заранее или ученики-старшеклассники).Итак, мы начинаем. И первый конкурс – Приветствие. Каждой команде было задано домашнее задание: придумать название команды, нарисовать эмблему на листе А4, придумать девиз – четверостишие. Этот конкурс будет оцениваться максимальной оценкой в пять балов. Капитаны, прошу вас выйти вперед (представление капитанов). По жеребьевке узнаем, какая же команда выступает первой. (проведение жеребьевки)
На кафедру приглашается 1 команда. (выступление 1 команды). Поаплодируем выступавшим. Присаживайтесь на свои места. И просим показать свое приветствие 2 команду (выступление 2 команды, аплодисменты).
Члены жюри, перед вами лежат таблицы для оценивания, прошу вас внести ваши оценки за конкурс «Приветствие».
А мы продолжаем. 2 конкурс «Пойми меня». Правила конкурса: на кафедру приглашаются по 2 человека от команды. Они получают по 5 карточек каждый. На каждой карточке написано одно слово или словосочетание, обозначающее физический термин. Игрок должен любыми не однокоренными словами объяснить этот термин команде, чтобы его отгадали. Если непонятно, как объяснить это слово, то его можно убрать в конец стопки и объяснить в конце, если останется время. Каждому игроку дается 50 секунд. Одно отгаданное слово – 1 бал.
Итак, приглашаются 2 человека от 2 команды. (Проведение конкурса, подведение результатов: сколько слов отгадано). А теперь просим к доске ребят от 1 команды. (Проведение конкурса, подведение результатов: сколько слов отгадано). Уважаемые члены жюри, не забудьте внести результаты в свои таблицы.
(Термины для конкурса в приложении №1)
Следующий этап нашей игры под названием «Формула-1»: на экране высвечивается формула, ученик из команды говорит ее название, на экране высвечивается правильный ответ. 1 человек – одна формула. Один верный ответ – один бал. Итак команду 1 просим построиться в колонну по одному перед экраном. Членов жюри просим быть внимательными. В случае подсказки с команды снимается один штрафной бал. Начали (учитель с помощью мышки перещелкивает страницы слайдовой презентации, ребята по одному угадывают название формулы и садятся на свое место).
Отлично, 1 команда заработала ….. балов. Просим перед доской выстроиться вторую команду в колонну по одному. Начали (учитель с помощью мышки перещелкивает страницы слайдовой презентации, ребята по одному угадывают название формулы и садятся на свое место). Итак, 2 команда заработала ….. балов.
А теперь переходим к самому-самому практическому конкурсу «создатели мифов». На парте для каждой команды находится оборудование для физического опыта. Рядом лежат карточки с заданиями, на которые нужно вписать ответы в ходе практической работы. Каждый верный ответ – 1 бал. Максимальный бал за данный конкурс – 5 балов. От каждой команды приглашаются по три человека. На конкурс отводится 5 минут. Итак, время пошло. (ребята проводят эксперимент, учитель следит за выполнением техники безопасности, следит за временем. у членов жюри лежит бланк ответов на данный конкурс.) …Время вышло. Просьба командам сдать бланки ответов жюри для подведения итогов.
И последний конкурс – конкурс капитанов «Силен физически». Капитаны приглашаются к доске.
Условия конкурса следующие: в течение 1 минуты я капитанам даю название величины – они в ответ должны назвать ее единицу измерения в системе «СИ». Если я им говорю единицу измерения, то в ответ они должны назвать физическую величину. Каждый верный ответ – 1 бал. (в этом конкурсе называются все величины, изученные учениками в 7 классе.)
А теперь просим членов жюри подвести окончательные итоги нашего конкурса и назвать команду победителя (слово берут члены жюри, высказывают свое мнение, подводят итоги).
Всем спасибо. На этом наш конкурс окончен. До свидания. До новых встреч.
Приложение №1.
Слова для 2 конкурса.
1 команда
Клин
Рычаг
Сила
Ньютон
Ватт
Работа
Энергия
Простой механизм
Потенциальная энергия
Равновесие
Ось вращения
2 команда.
Винт
Блок
Перпендикуляр
Джоуль
Метр
Мощность
Путь
Кинетическая энергия
Момент силы
Груз
Простой механизм
Приложение №2
К 3 конкурсу подготовлена слайдовая презентация.
Приложение №3
Задание для 4 конкурса:
Дан рычаг. На левом плече на расстоянии двух делений висят 3 груза. Выполните задания.
Задания:Найдите цену деления динамометра._____________________________________ (1 балл)
Запишите максимум измерений для динамометра _________________________(1 балл)
Запишите вес грузов.____________________ (1 балл)
Запишите, чему равно левое плечо силы.___________________________(1 балл)
Измерьте силу, с которой можно уравновесить рычаг, если второе плечо – 4 деления (1 балл).
Итого: ________________________
Приложение № 4.
Сводная таблица оценок конкурса «Простые механизмы».
Название конкурса 1 команда
2 команда
Приветствие: (3 б за каждое)
Название, девиз, эмблема.
Пойми меня. Каждый верный ответ – 1 балл (максимум – 10 б)
Время: по 50 секунд на каждого участника. Формулы: каждый верный ответ – 1 балл (максимум – 7 б)
Практический: каждый верный ответ – 1 балл (максимум – 5 б)
Время: 3-5 минут Блиц-турнир.
(По 30-40 секунд на каждого капитана.)
Итого:
Приложение №5Кроссворд "Работа. Мощность. Энергия. Простые механизмы."Выполнил: ученик 7___ класса _____________________________
По горизонтали.
3. Присутствует во многих устройствах, может дать выигрыш в силе.
5. Простой механизм, представляющий диск с желобом.
7. Покой или равномерное прямолинейное движение в физике.
9. Простой механизм.
13. Единица работы в системе CИ.
14. Любое твердое тело, способное вращаться вокруг неподвижной опоры.
15. Общее свойство таких величин, как масса и энергия.

По вертикали.
1. Физическая величина, численно равная произведению силы на пройденный путь.
2. Физическая величина, численно равная работе в единицу времени.
4. Физическая величина, численно равная произведению силы на ее плечо.
6. Наклонная... - простой механизм.
8. Простой механизм.
10. Величина, характеризующая способность тела выполнить работу.
11. Простой механизм.
12. Единица мощности в системе CИ.
Кроссворд:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Простые механизмы применяемые нами в жизни.

На предыдущем слайде изображено 4 простых механизма
Человек вкапывает столбик;
Копает;
Катит тележку;
Носит воду.

Игра «Путешествие по биофизике».

Цели: развивать межпредметные связи, раскрыть
целесообразность приспособлений в природе,
согласно законам физики, прививать любовь к
предметам.
Оборудование: мультимедиа, карточки-задания.
В игре участвуют 3 команды по 8 человек. Названия
команд.
3 этапа игры.
Живое тело не имеет ничего лишнего в своем
строении, все подчинено законам природы.
И сегодня мы попытаемся это доказать и
продемонстрировать.
1 этап Разминка.

1. Лягушка и электричество

1780 год. Луиджи Гальвани, препарируя
мертвую лягушку, обратил внимание, что
мышцы лапки сокращаются, если к ним
прикасаться скальпелем или двумя проводами
из разных металлов, сделал вывод, что
электричество возникло в мышцах. Кто это
опроверг и что сделал этот человек?
2. Если выращивать растение “корнем вверх”,
освещая снизу побег, то растение все равно
поворачивало себя вверх - побег, вниз корень. Назвали это геотропизмом. Почему так
бывает?

Ответ на 1 вопрос

(Аллесандро Вольта создал
гальванический элемент. А в
лапках электричества нет,
это результат контакта
металла или двух).

Ответ на 2 вопрос.

(Корневой чехлик содержит
зерна крахмала и они как
оттолитовы камешки в
вестибулярном аппарате
своим давлением указывают на
направление силы тяжести).

3. Почему во время дальних полетов
журавли летят “клином”. Первый – самый
сильный?

Ответ на 3 вопрос.

Меньше сопротивление, воздух
обтекает тело птицы,
создают воздушный поток
попеременными взмахами
крыльев).

4. Почему парнокопытные (коровы) увязшую
ногу вытаскивают быстрее и легче, чем
непарнокопытные (лошади).

Ответ на 4 вопрос.

(Корова разжимает копыто
(атмосферное давление
сравнивается), а лошадь не
может разжать давление
сверху выше, чем под
копытом).

5. Почему масса водных животных может
быть 150 т, а сухопутных не более 100 т

Ответ на 5 вопрос.

(динозавры – 80 т)?

6. Щупальца кальмара. Как работают
присоски кальмара, ленточных червейпаразитов?

Ответ на 6 вопрос.

(Края присоски прилипают,
карман расширяется, давление
меньше атмосферного
давления).

7. Дата рождения Ньютона.

Ответ на 7 вопрос.

(22.12.1642 год)

8. Какие животные были первыми объектами в
живой природе по электричеству?
Предположите, какая ткань проводник, а какая
ткань изолятор?

Ответ на 8 вопрос.

(Мышечная – проводник,
соединительная – изолятор).

9.От чего зависит сопротивление кожи
человека. Почему одинаковое напряжение
может вызвать гибель одного человека, другой
останется жить?

Ответ на 9 вопрос.

(Состояние кожи, н.с. –
вегетативно-сосудистая
дистония – влажная кожа).

2 этап Домашнее задание

Ты мне, я тебе.
Домашнее задание команд друг другу.
Команды озвучивают задания, решают (10
минут).

Подведение итогов по двум этапам.

Капитаны выбирают дорожки, по которым
пойдут дальше команды.
красная
1
2
желтая
1
2
3
зеленая
1
2
3
4

3 этап

Поле.
1
2
3
Архимедо Законы Простые
ва сила
Ньютона механизмы в живой
природе
1.Водные 1.Растен 1.Растения.
животные. ия.
2.Животные.
2.Птицы. 2.Рыбы. 3.Человек.
3.
3.Птицы
Насекомы.
е.
4.Растения
.
4
Ускорение и
живой
организм
1.Зародыш.
2.Рыбы.
3.Птицы.
5
Зе
рр
о

1. Архимедова сила.

1. Почему у водных животных скелет
составляет от массы тела незначительную
часть по сравнению с сухопутными?
2. Почему утки, гуси, водоплавающие
погружаются на небольшую глубину?
3. Почему паук-серебрянка долго может
находиться под водой?
4. За счет какого приспособления водные
растения сохраняют вертикальное
положение?

Ответы на вопросы: 1,2,3,4

1.скелет – опора тела, плотность водных животных мало
отличается от плотности воды, их вес уравновешивается
Архимедовой силой).
2.(тело покрыто перьями, между ними воздух, благодаря
этому пузырю их средняя плотность очень мала).
3. (колокол из паутины заполняется пузырьками воздуха,
которые он таскает на волосках брюшка).
4. (на концах разветвленных частей тела могут возникать
вздутия, вырастает выталкивающая сила, этим
достигается равновесие между весом растения и
выталкивающей силой).

2. Законы Ньютона.

1.Большинство птиц в полете напоминают
самолет, а полет колибри – вертолет.

1.“Колющие” орудия у растений и животных.
Объясните с точки зрения физики.

1. Перед вами развитие зародыша в утробе
матери или, пример, яйцо. Какие защитные
приспособления могут иметь живые
организмы, чтобы сохранить жизнь?

Законы Ньютона.

1.(крыло – планирующая поверхность, плоскость,
придерживаемая потоками воздуха, а колибри крылья
держит параллельно земле, как винт вертолета, 80 взмахов
в секунду).
3. Простые механизмы в живой природе.
1. (видоизмененная наклонная плоскость, гладкая
поверхность уменьшает трение).
4. Ускорение и живой организм.
1.(водная оболочка одинаковой плотности с телом от
ударов, от иссушения, выводит вещества).

2. Амортизаторы в живом теле разные:
хрящевые прокладки, жировой слой. А у мечрыбы, которая может пробивать дубовую
обшивку судна и развивает до 110-140 км/ч рекордсмен среди рыб, что за амортизатор?
3. Дятел долбит по дереву со скоростью 7
м/сек. Цикл удара клювом 0,001 с, перегрузка
1000 д. Почему мозг птицы не травмируется?

Ответы на вопросы 2 и 3

2.(полости у основания меча,
заполненные жиром).
3. (перемещается только по плоскости
вверх-вниз, без боковых смещений).

Подведение итогов жюри.

Вывод

Наша гипотеза верна.
Все физические явления
нашли своё отражение в
живой природе. Мир этих
явлений интересен,
загадочен, многообразен.
Изучайте и узнавайте о нём
больше. Удивляйтесь,
любите жизнь и всё в ней.
Удивляйся, удивляйся
Небу, грому и дождю,
Червяку и бегемоту,
Звездам, снегу и югу!
Удивляйся и влюбляйся
В мир, подобный хрусталю.
Хрупкий он, нужна забота
Горам, морю и цветку.
Жизнь люби и удивляйсяИнтересное кругом!
Человеком оставайся,
и добро войдёт в твой дом!

Учителям остаётся только выбирать, если они, конечно, готовы к этому выбору. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию 13 различных приложений и игр, которые могут пригодиться при изучении физики. Впрочем, они настолько интересны, что вполне подойдут не только ученикам и студентам, но и всем, кому интересно устройство нашего мира.

Snapshots of the Universe – удивительное приложение для iOS, не так давно выпущенное самим Стивеном Хокингом совместно с компанией Random House . Приложение состоит из восьми экспериментов, которые дают пользователям возможность не только получить базовые знания по физике, но и познакомиться с принципами, управляющими нашей Вселенной. В рамках предложенных экспериментов игроки могут отправлять ракеты в открытый космос, собирать собственные звёздные системы, искать и изучать чёрные дыры. Каждый эксперимент можно проводить бесчисленное количество раз, изменяя физические параметры и наблюдая за появляющимися эффектами. Чтобы лучше понять эксперименты, можно зайти в раздел объяснения результатов и посмотреть видео. Приложение доступно на iTunes . Cтоимость игры от великого физика составляет всего лишь $4,99.

Это игра с уникальным сочетанием особенностей аркады и головоломки, место действия которых – мир субатомных частиц. Взяв под контроль одного из кварков, вы должны вести переговоры с фундаментальными силами Вселенной. Другие частицы будут притягиваться и отталкиваться, соединяться и изменять полярность, задача несчастного кварка - не терять контроль и избегать разрушения. Через всю игру красной нитью проходит история Элисон – молодого физика с нелёгким прошлым. Её путешествие через субатомный мир протекает в воспоминаниях и в конечном счёте приводит к удивительным открытиям. На сайте представлена бесплатная демо-версия, за полную придётся заплатить от 5-ти до 50-ти долларов – в зависимости от особенностей вашей системы.

Игра от первого лица, разработанная лабораторией игр (MIT), даёт возможность игрокам познакомиться с восприятием пространства на околосветовых скоростях и понять теорию относительности. Задача игрока – перемещаться по 3D-пространству, собирать сферические объекты, которые замедляют скорость света на фиксированные значения, что даёт возможность наблюдать за различными визуальными эффектами эйнштейновской теории.

Чем медленнее движется излучение - тем яснее проступают некоторые физические эффекты. К 90-му собранному камню свет будет распространяться со скоростью пешехода, что заставит вас почувствовать себя героями сюрреалистического мира. Среди явлений, с которыми может познакомиться герой во время игры, эффект Допплера (изменение при движении игрока длина волны регистрируемого им света, что приводит к изменению окраски видимых предметов, которая смещается в ультрафиолет и инфракрасную область), абберация света (увеличение яркости света в направлении движения), релятивистское замедление времени (различия между субъективным ощущением времени игрока и протекании времени во внешнем мире), преобразование Лоренца (искажение пространства на околосветовых скоростях) и т.д.

Crayon Physics Deluxe - это 2D-пазл/игра «в песочнице», которая даёт возможность испытать игрокам, что было бы, если бы их рисунки могли превращаться в реальные физические объекты. Задача игрока – помогать шарику собирать звёздочки, рисуя подходящие для его движения поверхности – мосты, переправы, рычаги и т.д. Всё происходит в волшебном мире детского рисунка, где инструментами игрока являются восковые карандашики. Как минимум игра развивает художественное видение и творческие способности, как максимум – позволяет познакомиться с основами механики - гравитацией, ускорением и трением. Для теста на сайте представлена демо-версия , полную версию для PC, Mac и Linux можно приобрести за $19,95, приложения на Android и iOS обойдутся в $2,99.

Впрочем, для тех, кто только приступил к изучению движения тел и различных физических сил, будет также интересно ознакомиться с образовательной видеоигрой Physics Playground. Игра представляет собой площадку, на которой игроку нужно выполнять достаточно простые действия – с помощью зелёного шара сбивать красный воздушный шарик. Вот тут-то и начинается классическая механика: без правильного применения законов Ньютона игрокам вряд ли удастся сконструировать в интерактивной среде механизмы, которые помогут привести в движение шарик. Впрочем, можно пользоваться и интуицией – главное, что на протяжении 80-ти уровней интуитивные знания, позволяющие достигать цели, постепенно приводят к пониманию закономерностей, которые лежат в основе классической механики. Игра разработана компанией Empirical Game , которая занимается созданием развивающих образовательных игр. В открытом доступе её, к сожалению, нет, однако разработчики предлагают связаться с ними, если вас заинтересовал этот продукт. В полной версии можно отслеживать успехи игроков с помощью анализа журналов лог-файла.

«Наука, индустрия развлечений и игра слились в красивом уникальном творческом опыте Newton’s Playground. Манипулируйте Вселенной, создавайте невероятные сочетания планет и запускайте гравитацию», - говорят создатели приложения. Newton’s Playground – интерактивное приложение, которое базируется на моделях, отражающих гравитационную взаимосвязь различных тел. Имитируя гравитационные отношения планет, небольшое приложение Newton’s Playground даёт своим игрокам возможность понаблюдать за взаимодействием сфер, плавающих в открытом пространстве, или же самому поэкспериментировать с массой и плотностью различных тел и создать собственную Солнечную систему. Все расчёты основаны на исследованиях института астрономии Sverre Aarseth"s. Стоимость приложения в App Store – $1,99.

«Algodoo создает новую синергию между наукой и искусством», - гласит надпись на одной из страниц игры. Algodoo – это уникальная платформа 2D-моделирования физических экспериментов от Algoryx Simulation AB . С помощью мультяшных образов и интерактивных инструментов Algodoo позволяет создавать удивительные изобретения, разрабатывать игры для использования в классе или специальные эксперименты для лабораторных занятий по физике. В процессе своих естествоиспытаний и создания различных механизмов участники игры могут использовать жидкости, пружины, шарниры, двигатели, световые лучи, различные индикаторы, оптику и линзы. Моделируя различные конструкции и меняя параметры, игроки изучают трение, преломление, силу тяжести и т.д. Для новичков на сайте представлено подробное руководство , а также создан канал Youtube , на котором можно посмотреть десятки видео по теме. Для Windows и Mac доступны бесплатные версии игры, приложение для iPad стоит $4,99.

Autodesk ForceEffect – приложение для инженеров, которые занимаются различного рода проектированием. С помощью Autodesk ForceEffect можно делать инженерные расчёты прямо на мобильном устройстве. Это существенно облегчает работу по дизайну на стадии создания концепции, так как мгновенно определяет жизнеспособность конструкции. Впрочем, приложение будет интересно и тем, кто хотел бы узнать, как различные силы влияют на объекты. Таким энтузиастам вместо схемы дома для эксперимента можно взять обычный велосипед и на основе его фото провести ряд экспериментов, которые покажут, какую нагрузку он способен выдержать и что влияет на равновесие велосипеда. Особенно приятно, что приложение находится в открытом доступе и бесплатно доступно для Android , iOS .

Механизмы – это специальные системы деталей, которые находятся в динамической работе и передают силы с одной стороны на другую, трансформируют энергию с одной в формы в другую или выполняют тому подобные действия. Любое техническое изобретение является работающим механизмом, оно потребляет какую-то внешнюю энергию, а именно электрическую, тепловую, механическую, световую и так далее, как-то перерабатывает ее или направляет в процесс работы механизма, который в свою очередь выполняет полезную для нас работу.

Механизмы бывают самые разные и заложены в любой работающей машине или другой технике. Это может быть система охлаждения у автомобиля, также под этим названием может быть система наливания кофе у кофеварки. Все, что двигается вокруг нас и имеет не живое происхождениями является механическим предметом в котором работают законы физики.

Физической основой механизмов является прикладная механика, у них даже одинаковые корни слов. И это не с проста, ведь в механизмах всегда есть какое-то движение деталей, они выполняют какие-то функции. И все эти движения может описать только механика, один из разделов физики. Благодаря развитию физики и тем знаниям, которые мы из нее получаем и могут быть созданы те механизмы, которые сейчас очень широко насытили нашу жизнь. И не просто насытили, сделали ее более легкой и комфортной, ведь теперь половина, та даже больше половины разных работ, которые требуют физических сил человека, выполняют разные механизированные машины. Одежду стирают, посуду моют, нас перевозят, нас охлаждают или нагревают, в общем создают для всевозможный комфорт, все это делают именно механизмы. Сейчас трудно представить нашу жизнь без все тех вещей, которые были созданы благодаря успешным применениям знаний механики и других разделов физики, которые были реализованы в механизмах разной сложности.

Большинство игр, которые собраны в этом разделе логические по своей основе, но включают работу с какими-то движущимися механизмами. Вам нужно будет заниматься ремонтом каких-то деталей, что-то передвигать из одного места в другое, чтобы вся система заработала, создавать все условия для нормального функционирования того или иного процесса. Поверьте, что думать здесь нужно будет очень много. Кроме логического мышления потребуется еще и хорошая координация рук, ведь иногда нужно будет что-то ловко разместить в нужном месте, а для этого нужны цепкие и точные руки. В любом случае эти аркады будут интересны как мальчикам, так и девочкам и все смогут зачерпнуть из них что-то полезное и познакомиться ближе со всякими физическими процессами, что здесь представлены.

представлен план-конспект урока "Простые механизмы". Этот урок подойдет для обобщения-повторения в 7 классах. так же его можно использовать как открытый урок во время предметной недели.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект открытого урока.

Урок-игра «Простые механизмы»

Учитель: Горохова Ольга Викторовна.

Класс: 7 дата: третья неделя апреля.

Тип урока: обобщение и повторение.

Цель урока: Вспомнить основные понятия в теме «Простые механизмы», величины, формулы, единицы измерения величин, изучаемых в 7 классе.

Задачи:

  • Образовательные:
  • Развивающие:
  • Воспитательные:

Используемое оборудование и вспомогательные материалы: интерактивная доска, 2 комплекта оборудования: штатив, рычаг, 4 груза, динамометр, линейка, задания для конкурса-практикума; карточки с физическими понятиями; презентация с формулами; кроссворды для каждого болельщика; таблицы результатов для жюри.

Структура урока:

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

Организационный момент

Приветствие. Знакомство с членами жюри. Правила игры.

Деление на 2 команды по 7 человек. Внимательно слушают

5 мин.

1 конкурс «Приветствие»

Жеребьевка.

Выступление команд: Название, эмблема, девиз.

5 минут.

2 конкурс «Пойми меня»

Учитель раздает по 10 карточек с физическими терминами (по 1 термину на каждой карточке) каждой команде

От команды выступают по 2 человека на время (50 секунд – каждый по 5 слов). Они словами объясняют, что написано на карточке. Произносить однокоренные слова нельзя. Остальные члены команды отгадывают, что написано на каждой карточке.

5 минут.

3 конкурс «Формула-1»

На экране открывает заранее подготовленную презентацию с формулами.

Каждый ученик должен отгадать по 1 формуле, высвечивающейся на экране.

10 минут

4 конкурс «Создатели мифов»

Готовит по 2 комплекта с оборудованием для лабораторной работы «Выяснение условия равновесия рычага». Задания для команд кладет рядом с оборудованием. Следит за техникой безопасности.

По 3 человека от команды выходят для выполнения практического конкурсного задания.

10 минут

Конкурс капитанов «Силен физически»

Называет физическую величину. Оценивает ответ капитана «Верно» или «Неверно»

Капитан дает название единицы измерения физической величины.

3 минуты

Подведение итогов

Члены жюри подсчитывают балы. Объявляют команду - победителя.

Оценивание урока.

Внимательно слушают. Поздравляют победителей.

5 минут

Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня у нас с вами не простой урок. Я рада вас приветствовать на игре «Простые механизмы»! На уроке будут соревноваться две команды в физических знаниях, смекалке, быстроте мышления, памяти. Болельщики так же не останутся без дела: на столе у вас лежат кроссворды, которые вам необходимо отгадать в свободное время.

А теперь позвольте вам представить членов жюри: (представление членов жюри. Это могут быть учителя и коллеги, приглашенные заранее или ученики-старшеклассники ).

Итак, мы начинаем. И первый конкурс – Приветствие. Каждой команде было задано домашнее задание: придумать название команды, нарисовать эмблему на листе А4, придумать девиз – четверостишие. Этот конкурс будет оцениваться максимальной оценкой в пять балов. Капитаны, прошу вас выйти вперед (представление капитанов ). По жеребьевке узнаем, какая же команда выступает первой. (проведение жеребьевки )

На кафедру приглашается 1 команда. (выступление 1 команды ). Поаплодируем выступавшим. Присаживайтесь на свои места. И просим показать свое приветствие 2 команду (выступление 2 команды, аплодисменты ).

Члены жюри, перед вами лежат таблицы для оценивания, прошу вас внести ваши оценки за конкурс «Приветствие».

А мы продолжаем. 2 конкурс «Пойми меня». Правила конкурса: на кафедру приглашаются по 2 человека от команды. Они получают по 5 карточек каждый. На каждой карточке написано одно слово или словосочетание, обозначающее физический термин. Игрок должен любыми не однокоренными словами объяснить этот термин команде, чтобы его отгадали. Если непонятно, как объяснить это слово, то его можно убрать в конец стопки и объяснить в конце, если останется время. Каждому игроку дается 50 секунд. Одно отгаданное слово – 1 бал.

Итак, приглашаются 2 человека от 2 команды. (). А теперь просим к доске ребят от 1 команды. (Проведение конкурса, подведение результатов: сколько слов отгадано ). Уважаемые члены жюри, не забудьте внести результаты в свои таблицы.

(Термины для конкурса в приложении №1)

Следующий этап нашей игры под названием «Формула-1»: на экране высвечивается формула, ученик из команды говорит ее название, на экране высвечивается правильный ответ. 1 человек – одна формула. Один верный ответ – один бал. Итак команду 1 просим построиться в колонну по одному перед экраном. Членов жюри просим быть внимательными. В случае подсказки с команды снимается один штрафной бал. Начали (, ).

Отлично, 1 команда заработала ….. балов. Просим перед доской выстроиться вторую команду в колонну по одному. Начали (учитель с помощью мышки перещелкивает страницы слайдовой презентации , ребята по одному угадывают название формулы и садятся на свое место ). Итак, 2 команда заработала ….. балов.

А теперь переходим к самому-самому практическому конкурсу «создатели мифов». На парте для каждой команды находится оборудование для физического опыта. Рядом лежат карточки с заданиями, на которые нужно вписать ответы в ходе практической работы. Каждый верный ответ – 1 бал. Максимальный бал за данный конкурс – 5 балов. От каждой команды приглашаются по три человека. На конкурс отводится 5 минут. Итак, время пошло. (ребята проводят эксперимент, учитель следит за выполнением техники безопасности, следит за временем . у членов жюри лежит бланк ответов на данный конкурс. ) …Время вышло. Просьба командам сдать бланки ответов жюри для подведения итогов.

И последний конкурс – конкурс капитанов «Силен физически». Капитаны приглашаются к доске.

Условия конкурса следующие: в течение 1 минуты я капитанам даю название величины – они в ответ должны назвать ее единицу измерения в системе «СИ». Если я им говорю единицу измерения, то в ответ они должны назвать физическую величину. Каждый верный ответ – 1 бал. (в этом конкурсе называются все величины, изученные учениками в 7 классе.)

А теперь просим членов жюри подвести окончательные итоги нашего конкурса и назвать команду победителя (слово берут члены жюри, высказывают свое мнение, подводят итоги ).

Всем спасибо. На этом наш конкурс окончен. До свидания. До новых встреч.

Приложение №1.

Слова для 2 конкурса.


Подписи к слайдам:

Конкурс «Что за формула?»

1 команда.

A=FS Механическая работа

F=mg Сила тяжести

R=R 1 +R 2 Равнодействующая сил, направленных в одну сторону.

N=A/t Определение мощности.

V=S/t Скорость тела.

 =(А п / A з)100 % Коэффициент полезного действия

E=m v 2 /2 Кинетическая энергия

2 команда

F= p ж V т g Сила Архимеда

P=mg Вес тела.

R=R 1 -R 2 Равнодействующая сил, направленных в разные стороны.

ρ =m/ v Плотность тела.

ρ 1 / ρ 2 =h 2 /h 1 Уравнение сообщающихся сосудов

p= p gh Давление столба жидкости.

E= mgh Потенциальная энергия

Молодцы!!!

Предварительный просмотр:

Клин

Винт

Рычаг

Блок

Сила

Перпендикуляр

Ньютон

Джоуль

Ватт

Метр

Работа

Мощность

Энергия

Путь

Простой механизм

Кинетическая энергия

Потенциальная энергия

Момент силы

Равновесие

Груз

Ось вращения

Простой механизм

Ответы для жюри:

1 команда

Клин

Рычаг

Сила

Ньютон

Ватт

Работа

Энергия

Простой механизм

Потенциальная энергия

Равновесие

Ось вращения

2 команда.

Винт

Блок

Перпендикуляр

Джоуль

Метр

Мощность

Путь

Кинетическая энергия

Момент силы

Груз

Простой механизм

3 конкурс:

Дан рычаг. На левом плече на расстоянии двух делений висят 3 груза. Выполните задания.

Задания:

  1. Найдите цену деления динамометра._____________________________________ (1 балл)
  2. Запишите максимум измерений для динамометра _________________________(1 балл)
  3. Запишите вес грузов.____________________ (1 балл)
  4. Запишите, чему равно левое плечо силы.___________________________(1 балл)
  5. Измерьте силу, с которой можно уравновесить рычаг, если второе плечо – 4 деления (1 балл).

Итого: ________________________

Предварительный просмотр:

Сводная таблица оценок конкурса «Простые механизмы».

Название конкурса

1 команда

2 команда

Приветствие: (3 б за каждое)

Название, девиз, эмблема.

Пойми меня. Каждый верный ответ – 1 балл (максимум – 10 б)

Время: по 50 секунд на каждого участника.

Формулы: каждый верный ответ – 1 балл (максимум – 7 б)

Практический: каждый верный ответ – 1 балл (максимум – 5 б)

Время: 3-5 минут

Блиц-турнир.

(По 30-40 секунд на каждого капитана.)

Итого:

Предварительный просмотр:

По горизонтали.

9. Простой механизм.

По вертикали.

8. Простой механизм.

11. Простой механизм.

Кроссворд:

Кроссворд "Работа. Мощность. Энергия. Простые механизмы."

Выполнил: ученик 7___ класса _____________________________

По горизонтали.

3. Присутствует во многих устройствах, может дать выигрыш в силе.

5. Простой механизм, представляющий диск с желобом.

7. Покой или равномерное прямолинейное движение в физике.

9. Простой механизм.

13. Единица работы в системе CИ.

14. Любое твердое тело, способное вращаться вокруг неподвижной опоры.

15. Общее свойство таких величин, как масса и энергия.

По вертикали.

1. Физическая величина, численно равная произведению силы на пройденный путь.

2. Физическая величина, численно равная работе в единицу времени.

4. Физическая величина, численно равная произведению силы на ее плечо.

6. Наклонная... - простой механизм.

8. Простой механизм.

10. Величина, характеризующая способность тела выполнить работу.

11. Простой механизм.

12. Единица мощности в системе CИ.

Кроссворд: