В биографии Никиты Ивановича Одоевского воплотилась вся история России при первых Романовых. Последние отголоски Смутного времени, войны с Польшей, составление Соборного уложения, конфликт царя Алексея Михайловича и патриарха Никона - ко всему этому влиятельный князь имел самое прямое отношение. Он занимал первостепенные государственные должности при пяти монархах, а троих из них и вовсе проводил в могилу.

На службе Царю и Отечеству

Никита Иванович Одоевский родился около 1605 года в семье боярина Ивана Никитича по прозвищу Мниха. Детство ребенка пришлось на мытарства Смутного времени. Его отец в те непростые годы был новгородским воеводой. Князья Одоевские являлись потомками черниговских князей (то есть происходили от Рюрика). Поэтому служба на важных государственных должностях в их роду считалась данью семейной традиции. Сын, пробираясь через тернии чинов и званий, даже превзошел своего отца.

Никита Иванович с самой ранней юности находился на государственной службе. Первые сведения о стольнике относятся к 1618 году: отрок находился в царской свите во время последней польской осады Москвы. Одоевский умел ладить с Михаилом Федоровичем - он присутствовал на обеих свадьбах первого самодержца из династии Романовых.

1633 год, вновь война с поляками: Никиту Ивановича назначают ржевским воеводой. Он должен был повести войско к Смоленску, но из-за недостатка ратных людей ему так и не удалось добраться до захваченного Речью Посполитой русского города. Впрочем, тридцать лет спустя Одоевский триумфально вернется под стены древней крепости. Пока же, в 1640 году потомственный князь за выслугу наконец получает чин боярина.

В 1646-м Одоевский отправился в Ливны, где под его началом были собраны значительные силы, необходимые для отражения возможного набега татар. Накануне крымский хан Ислам-Гирей получил от своего сюзерена, турецкого султана Ибрагима, кафтан и саблю - символическое разрешение начать набег на Россию.

Никита Одоевский

Одоевский выехал на юг после того, как о подготовке набега в Москве сообщили греческие информаторы. В Белгороде и Ливнах ратные люди воеводы укрепили самые уязвимые участки засечной черты. Так и не дождавшись крымцев, но позаботившись о валах и рвах, через год боярин вернулся в Москву. В благодарность новый царь пригласил его в качестве первого дружки на свою свадьбу с Марией Милославской - матерью Федора III и Ивана V.

Соборное уложение

При дворе Одоевскому приходилось маневрировать между двумя аристократическими партиями. Одну возглавлял царский «дядька» Борис Морозов, другую - «обиженные» при Алексее Михайловиче Черкасские и бояре из других менее знаменитых семей. Никите Ивановичу удалось перехитрить все группировки знати. Царедворец заслужил доверие Тишайшего и дистанцировался от мелочных аристократических конфликтов.

Взлет карьеры Одоевского начался довольно поздно - когда ему было уже за сорок (почтенный возраст для того времени). Но он оказался долгожителем и вопреки всему добился первенствующего положения в Думе.

Ключевым эпизодом его службы стало назначение главой Уложенной комиссии. Этот орган по поручению государя занялся зубодробительной работой - кодификацией всего на тот момент существовавшего российского законодательства и добавлением новых статей, требуемых «бунташными временами».

Составлять Уложение Одоевский стал вместе со своими верными товарищами. Один из них, Федор Федорович Волхонский, носил прозвище Мерин. Другой, Семен Васильевич Прозоровский, был вызволен Никитой Ивановичем из незавидного Ямского приказа, куда его отправил воспитатель царя Морозов. Эти трое возглавили работу над составлением Уложения, к которой подключились земские выборные, приехавшие в Москву со всех уголков страны.

Свод середины XVII века заметно отличался от своих предшественников. Он оказался систематичнее и полнее судебников Ивана III и Ивана IV. Соборное уложение включило в себя государственное право, гражданское и уголовное законодательство.

Оно было издано в 1649 году и действовало еще почти два столетия, пока его не заменило Полное собрание законов Российской империи, составленное комиссией Михаила Сперанского в эпоху Николая I (именно благодаря этой исторической параллели Одоевский получил прозвище «Сперанского XVII века»).

Составление Соборного уложения

Десница государя

Подготовка Соборного уложения закрепила Одоевского в статусе государственного небожителя. Он стал верным приближенным Алексея Михайловича. Характерная деталь: когда царь отлучался на свою любимую охоту, присматривать за Москвой оставался проверенный и умудренный опытом Никита Иванович.

В 1650-ые Одоевский некоторое время занимал должность казанского воеводы. Когда в очередной раз обострились отношения с Польшей, он вошел в свиту отправившегося в поход царя. На шестом десятке боярин вновь (как в молодости) побывал под стенами Смоленска. На этот раз древний русский город был окончательно воссоединен с родиной. По завершению войны князь входил в делегацию на переговорах с Речью Посполитой.

Обвинитель патриарха

На своей долгой службе Одоевский дюжину раз менял обличья. Он был военачальником, законодателем, дипломатом. В 1663 году Никита Иванович получил новое деликатное поручение. Царь вступил в конфликт с патриархом Никоном, покусившимся едва ли не на саму самодержавную власть монарха.

Ссора происходила на фоне церковной реформы и преследования старообрядцев. Клубок противоречий оказался настолько запутанным, что государь не нашел никого, кто бы мог разобраться с этой проблемой - никого, кроме Одоевского.

Еще составляя Уложение, Никита Иванович ввел некоторые новые порядки, ограничившие привилегии духовенства. Во-первых, был создан исключительно государственный Монастырский приказ. Во-вторых, служителям Церкви было запрещено приобретать вотчины. После такого вызова властолюбивому патриарху отношения между ним и боярином едва ли могли остаться добродушными.

Одоевский не только руководил следствием, но и стал обвинителем Никона на суде. На процессе последовало требование низложить главу Церкви, что и было сделано.

Формальной причиной стало неосторожное признание патриарха в том, что он собирался «отчесть от христианства великого государя». Так царь с помощью своей правой руки избавился от постоянной головной боли в лице амбициозного противника.

Последние годы

У Никиты Одоевского и его супруги Евдокии Шереметевой было пятеро детей, в том числе четыре сына. Они и их внуки (так же как глава семьи) попали в Думу и стали видными государственными деятелями. Тот факт, что престарелый Никита Иванович заседал на важных церемониях вместе с детьми своих детей, уже был исключительным.

При преемниках Алексея Михайловича, Федоре III, Софье и малолетнем Петре I, Одоевский постепенно отходил от дел. Тем не менее, он и напоследок успел поруководить Аптекарским приказом и Судным приказом, а затем возглавить Земский собор 1682 года, согласно решению которого была уничтожена система местничества.

По иронии судьбы седовласый боярин отменил порядок назначения на государственные должности в зависимости от знатности происхождения - порядок, когда-то возвысивший самих родовитых Одоевских. Никита Иванович скончался в 1689 году на девятом десятке. Его похоронили в семейной усыпальнице в Троице-Сергиевской лавре.

Одоевский, Никита Иванович (ум. 1689), князь - русский государственный деятель и дипломат. Одоевский неоднократно бывал воеводой в различных городах, начальствовал над многими приказами, состоял председателем в комиссии 1648-1649 годов по составлению Уложения, был обвинителем в деле патриарха Никона .

В конце 1655 года Одоевский руководил переговорами с шведскими представителями. Отказ шведов от требуемого русскими написания царского титула Одоевский использовал как повод для расторжения невыгодного для России Столбовского мирного договора, чем было положено начало русско-шведской войне (см. «Валиесарский и Нардисский договоры»).

Во время русско-польской войны 1654-1667 годов Одоевский неоднократно участвовал в посольских съездах с поляками. Особенно выдающуюся роль он сыграл на Виленском съезде 1656 года, где заключил перемирие, по которому обширные области Белоруссии, Литвы и Украины, занятые во время войны русскими войсками, остались на время перемирия за Россией. Кроме того, обе стороны, состоявшие в войне с Швецией, обязались не подписывать с ней сепаратного мира. Наконец, поляки обещали рассмотреть на сейме вопрос о кандидатуре царя на польский престол. Одоевский принимал также руководящее участие в посольских съездах 1658 и 1664 годов, окончившихся безрезультатно, что было причиной отстранения Одоевского от переговоров в 1666-1667 годы, приведших к подписанию Андрусовского договора (...).

Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.

Одоевский Никита Иванович (ум. 12.II.1689), князь, - государственный, политический и военный деятель России, сын известного политического и военного деятеля начала 17 века князя И. Н. Одоевского (Большого). Один из крупнейших феодальных собственников. Впервые упомянут как стольник в 1618 году, с 1640 года - боярин. В день венчания Алексея Михайловича Одоевский был пожалован в ближние бояре. В 1646-1647 годы Одоевский - главный воевода южных границ Русского государства; после Московского восстания 1648 года руководил приказом, подготовлявшим Соборное уложение 1649 года; в 1650 году возглавил русскую делегацию при переговорах с польскими послами. В 1654-1655 годы возглавлял одну из русских армий. В 50-60-е годы неоднократно стоял во главе русских посольств, которые вели переговоры с польскими представителями. В последний период правления Алексея Михайловича Одоевский постепенно теряет свое значение: в 1668 году он стоял во главе приказов Большой казны, Земского и Рейтарского. При царе Федоре Алексеевиче авторитет Одоевского вновь поднялся: в конце 70-х годов он фактически руководил внешней политикой России, с 1681 года - председатель Расправной палаты. После смерти Федора его значение резко уменьшилось.

В. Д. Назаров. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 10. НАХИМСОН - ПЕРГАМ. 1967.

Литература:

Арсеньев Ю. В., Ближний боярин кн. Н. И. Одоевский и его переписка с галицкой вотчиной (1650-1684), M., 1902.

Князь Никита Иванович Одоевский (ок. 1605 - 12 февраля 1689, Москва) - ближний боярин и воевода из рода Одоевских, один из крупнейших землевладельцев Русского царства. Возглавлял комиссию по подготовке Соборного уложения, вёл суд над патриархом Никоном, курировал уничтожение местничества. При царе Фёдоре Алексеевиче руководил внешней политикой государства. Н. П. Загоскин характеризовал его как «Сперанского XVII века».

В подмосковных сёлах князя Одоевского (Никольское-Урюпино, Архангельское и др.) трудился талантливый крепостной зодчий Павел Потехин.

Биография

Сын боярина князя Ивана Никитича Большого. Рано лишившись отца, он с самого раннего возраста был уже на службе: в 1618 году, во время осады Москвы войсками королевича Владислава, он был в свите царя в звании стольника и, хотя по своей молодости ещё не был записан в действующее войско, но по природному молодечеству являлся во время тревог и принимал участие в стычках с поляками, за что и было ему пожаловано его поместье в вотчину. После этого, он продолжал придворную службу: по своему званию стольника «смотрел в столы» во время торжественных царских обедов, ездил в качестве рынды с царем по окрестным монастырям, участвовал в чине обеих свадеб царя Михаила Фёдоровича.

Осенью 1633 года, когда началась новая война с Польшей, князь Никита Иванович был назначен воеводой в Ржев и получил приказание «збираться с ратными людьми» из всех соседних уездов, раздать им жалованье, и идти под Смоленск и «над польскими и литовскими людьми государевым делом промышляти, сколько милосердный Бог помочи подаст». Однако, ратные люди собирались очень туго; время, между тем, проходило, положение дел под Смоленском делалось всё хуже, и вскоре Одоевский получил новое приказание - идти в сход к боярину князю Димитрию Мамстрюковичу Черкасскому, отправленному на помощь стесненному под Смоленском боярину Шеину. Впрочем, под Смоленск Одоевскому и на этот раз не удалось попасть, так как Черкасский дальше Можайска не пошёл, а между тем война закончилась и войско было распущено. Одоевский также был отозван в Москву, где продолжал свою придворную службу, пожалованный, между прочим, в 1635 году в большие стольники. Оклад его в это время достигал 150 руб., суммы очень большой по тому времени.

12 января 1640 года, в день именин царевны Татьяны Михайловны, князь Н. И. Одоевский был пожалован из стольников в бояре, с денежным окладом в 500 руб. и вскоре за пожалованием был отправлен воеводой в Астрахань, где пробыл до 1643 года, заботясь о благоустройстве города и заслужив своей деятельностью расположение царя. В 1643 году князь Н. И. Одоевский был отозван в Москву и получил здесь 6 декабря награду за своё управление Астраханью: ему была пожалована атласная соболья шуба ценой в 200 руб., придача к окладу и кубок весом в 3 фунта. В Москве Одоевский занял пост первого судьи в Казанском и Сибирском приказах; в это же время начинается и его дипломатическая деятельность: в 1644 году, когда приехал в Москву датский королевич Вольдемар и начались переговоры о браке его с царевной Ириной Михайловной, Одоевский, вместе с князем Ю. А. Сицким, был назначен к «ответу» с датскими послами относительно подробностей свадебного договора и дальнейшей жизни королевича в России.

Известно, что эти переговоры были безрезультатны, так как королевич Вольдемар отказался принять православие, что было необходимо для брака с русской царевной. Между тем, в 1645 году умер царь Михаил Фёдорович, и на престол вступил «тишайший царь» Алексей Михайлович. Одоевский занял сразу видное положение в составе нового правительства; он находился, по-видимому, в близких отношениях к Морозову, был женат на дочери царского родственника Фёдора Ивановича Шереметева, стоял близко и к самому царю, с которым был даже в переписке; словом, считался одним из виднейших вельмож этого времени. Тотчас же по смерти царя Михаила Фёдоровича он получил приказание привести к присяге новому царю всю боярскую думу, весь двор и всех жителей Москвы, а в день венчания царя на царство был пожалован в ближние бояре. Зиму этого года он провел в Москве, а 1 февраля 1646 года получил почётное назначение на пост главного воеводы в Ливны - руководить защитой южных границ Московского государства от возможного нападения крымцев. На этом посту Одоевский оставался до 1647 года, пока не был отозван в Москву.

3.2 Одоевский Никита Иванович(1605-1689)

Рано лишившись отца, он с самого раннего возраста был уже на службе: в 1618 году, во время осады Москвы войсками королевича Владислава , он был в свите царя в звании стольника и, хотя по своей молодости ещё не был записан в действующее войско, но по природному молодечеству являлся во время тревог и принимал участие в стычках с поляками, за что и было ему пожаловано его поместье в вотчину. После этого, он продолжал придворную службу: по своему званию стольника «смотрел в столы» во время торжественных царских обедов, ездил в качестве рынды с царем по окрестным монастырям, участвовал в чине обеих свадеб царя Михаила Фёдоровича .

В 1645 году умер царь Михаил Фёдорович, и на престол вступил Алексей Михайлович . Одоевский занял сразу видное положение в составе нового правительства; он находился, по-видимому, в близких отношениях к Морозову , был женат на родственнице царя Евдокии Фёдоровне Шереметевой, стоял близко и к самому царю, с которым был даже в переписке; словом, считался одним из виднейших вельмож этого времени. Тотчас же по смерти царя Михаила Фёдоровича он получил приказание привести к присяге новому царю всю боярскую думу, весь двор и всех жителей Москвы, а в день венчания царя на царство был пожалован в ближние бояре. Зиму этого года он провел в Москве, а 1 февраля 1646 года получил почётное назначение на пост главного воеводы в Ливны -- руководить защитой южных границ Московского государства от возможного нападения крымцев. На этом посту Одоевский оставался до 1647 года, пока не был отозван в Москву.

По смерти царя Фёдора Алексеевича, в правление царевны Софьи , Одоевский сохранил свое почетное положение при дворе вместе с председательством в Расправной Палате, хотя в делах приказов он уже не упоминается. Старость и утомление сказываются в его деятельности, и этим объясняется тот факт, что в грамотах и документах того времени всё реже и реже встречается его имя. Лишь изредка, в некоторых особенно важных церемониях появляется престарелый боярин и занимает первое место в главном составе правительства, в котором, к тому времени, в звании бояр, заседали уже его внуки. Умер князь Никита Иванович 12 февраля 1689 года и был похоронен в семейной усыпальнице рода князей Одоевских, в Троице-Сергиевской лавре .

Никита Минов, патриарх Никон(1605-1681)

Патриарх Никон родился в семье мордовского крестьянина. С детских лет любил слушать библейские рассказы, вслед за родителями повторял молитвы и познавал церковные обряды. Интерес к религии привел к тому, что уже в 19 лет Никита стал сельским священником, а в тридцатилетнем возрасте-монахом Соловецкого монастыря. Будучи архимандритом Новоспасского монастыря в Москве, он познакомился с молодым царевичем Алексеем Михайловичем, на которого произвел сильное впечатление своими познаниями и силой характера. Никон был не только умным, но и властным человеком. Отличала его и жесткость. В 1650 году, будучи новгородским митрополитом, он возглавил подавление восстания горожан и благословил жестокие расправы над ними. Став в 1651 году патриархом, Никон старался подражать своему предшественнику - Филарету, активно вмешивавшемуся в светские дела. В 1653-1655 годах началось осуществление церковной реформы. Было введено крещение тремя пальцами, поясные поклоны вместо земных, исправлены по греческим образцам иконы и церковные книги. Созванный в 1654 году церковный Собор одобрил реформу, но предложил привести действующие обряды в соответствие не только с греческой, но и с русской традицией.

Никон говорил: «как месяц имеет свет от солнца», так и царь получает власть от патриарха, предоставляющего Бога. Но именно это и привело к разрыву между патриархом и царем Алексеем в 1658 году. Лишенный в 1666 году сана патриарха, Никон остаток жизни провел в ссылке в Ферапонтовом монастыре на севере. Лишь в 1681 году царь Федор Алексеевич разрешил больному и старому Никону вернуться в построенный им новый Иерусалим, до которого ему не суждено было доехать - он умер в Ярославле по дороге из ссылки.

ОДОЕВСКИЙ НИКИТА ИВАНОВИЧ - князь, русский государственный и во-енный дея-тель, ди-пло-мат, ближ-ний боя-рин (1645).

Из ро-да Одо-ев-ских. Сын князя И.Н. Одо-ев-ско-го Большого, внук князя Н.Р. Одо-ев-ско-го . Отец Я.Н. Одо-ев-ско-го. Зять Ф.И. Ше-ре-ме-те-ва (с 1622 года). Столь-ник (с 1618 года). В 1618 году на-хо-дил-ся в осад-ном «си-де-нии» в Мо-ск-ве во вре-мя по-хо-да ко-ро-ле-ви-ча Вла-ди-сла-ва (бу-ду-ще-го польского ко-ро-ля Вла-ди-сла-ва IV) на Русское госдуарство, за что по-ме-стье Одоевского пе-ре-ве-де-но в вот-чи-ну. В 1633 году, во вре-мя Смо-лен-ской вой-ны 1632-1634 годов, по-слан вое-во-дой в Ржев для под-го-тов-ки русского вой-ска к по-хо-ду под Смо-ленск. В 1640 году по-жа-лован в боя-ре, ми-нуя чин околь-ни-че-го. 1-й вое-во-да в Ас-т-ра-ха-ни (1640-1642) и Ка-за-ни (1651-1653, со-дей-ст-во-вал со-став-ле-нию чер-те-жей для ук-ре-п-ле-ния За-кам-ской за-сеч-ной чер-ты); 1-й вое-во-да боль-шо-го пол-ка в Лив-нах и Бел-го-ро-де (1646). Гла-ва при-ка-зов - Ка-зан-ско-го двор-ца и Си-бир-ско-го (1643-1646), Боль-шой каз-ны (1666-1670, 1682), Ино-зем-ско-го, Рей-тар-ско-го (1666-1670) и Ап-те-кар-ско-го (1676-1689); ру-ко-во-дил ко-мис-си-ей по со-став-ле-нию Со-бор-но-го уло-же-ния 1649 года. По-жа-ло-ван почетными ти-ту-ла-ми на-ме-ст-ни-ка Ас-т-ра-хан-ско-го (1644) и Вла-ди-мир-ско-го (1679). Гла-ва русской де-ле-га-ций на ме-ж-ду-народных пе-ре-го-во-рах, про-во-див-ших-ся в Мо-ск-ве, - с датским по-соль-ст-вом о за-клю-че-нии бра-ка ца-рев-ны Ири-ны Ми-хай-лов-ны и сы-на датского ко-ро-ля Кри-стиа-на IV ко-ро-ле-ви-ча Валь-де-ма-ра Кри-стиа-на (1644), со шведским по-соль-ст-вом о 3-й ра-ти-фи-ка-ции Стол-бов-ско-го ми-ра 1617 года (1655-1656), с английским по-слом графом Ч.Г. Кар-лей-лем о вос-ста-нов-ле-нии тор-го-вых при-ви-ле-гий Московской ком-па-нии (1664). Пе-рио-ди-чес-ки воз-глав-лял бо-яр-ские ко-мис-сии, управ-ляв-шие Мо-ск-вой в от-сут-ст-вие ца-рей Ми-хаи-ла Фё-до-ро-ви-ча, Алек-сея Ми-хай-ло-ви-ча, Фё-до-ра Алек-сее-ви-ча, Ивана V Алексеевича, Пет-ра I.

По-сле смер-ти ца-ря Ми-хаи-ла Фё-до-ро-ви-ча 13(23) июля 1645 года Одоевский ру-ко-во-дил це-ре-мо-ни-ей кре-ст-но-го це-ло-ва-ния чле-нов Бо-яр-ской ду-мы, московских чи-нов, де-тей бо-яр-ских раз-ных го-ро-дов, гос-тей и других но-во-му ца-рю Алек-сею Ми-хай-ло-ви-чу. 1-й друж-ка ца-ря на его бра-ко-со-че-та-нии с Ма-ри-ей Иль-и-нич-ной Ми-ло-слав-ской (1648), си-дел в «от-цо-во ме-сто» на другой свадь-бе Алек-сея Ми-хай-ло-ви-ча с На-талией Ки-рил-лов-ной На-рыш-ки-ной (1671). Во вре-мя русско-польской вой-ны 1654-1667 годов 1-й вое-во-да пе-ре-до-во-го пол-ка: в 1654 году одер-жал по-бе-ду на реке Ко-лод-ня и уча-ст-во-вал в за-ня-тии русским вой-ском го-ро-дов Ор-ша и Дуб-ров-но, а так-же в 1655 году во взя-тии Виль-но. Во гла-ве русских по-сольств Одоевский на-прав-лял-ся на мир-ные пе-ре-го-во-ры с Ре-чью По-спо-ли-той (1656, ко-гда за-клю-чил Ви-лен-ское пе-ре-ми-рие 1656; 1658, 1660, 1662-1663, 1664; 1674-1674/1675 годов, ко-гда бы-ло под-твер-жде-но Ан-д-ру-сов-ское пе-ре-ми-рие 1667 года). По-сле по-ра-же-ния русского вой-ска в Ко-но-топ-ском сра-же-нии 1659 года ру-ко-во-дил (совместно с князем Ф.Ф. Вол-кон-ским) строи-тель-ст-вом ук-ре-п-ле-ний в Мо-ск-ве в свя-зи с уг-ро-зой на-па-де-ния крым-ско-го ха-на Му-хам-мед-Ги-рея IV на го-род. Рас-сле-до-вал де-ло о про-кля-тии ца-ря Алек-сея Ми-хай-ло-ви-ча пат-ри-ар-хом Ни-ко-ном (1663; его об-ви-ни-тель на цер-ков-ном со-бо-ре 1666-1667), на-зван пат-ри-ар-хом «че-ло-ве-ком пре-гор-дым» и «вра-гом вся-кой ис-ти-ны». С середины 1660-х годов Одоевский за-ни-мал пер-вен-ст-вую-щее ме-сто в Бо-яр-ской ду-ме. По-сле кон-чи-ны Алек-сея Ми-хай-ло-ви-ча в ночь с 29 января (8 февраля) на 30 января (9 февраля) 1676 года участ-во-вал в при-ве-де-нии к при-ся-ге ча-сти московских и про-чих чи-нов ца-рю Фё-до-ру Алек-сее-ви-чу, во вре-мя его вен-ча-ния на цар-ст-во 18(28) июня 1676 года в чис-ле 3 бо-яр сто-ял на почетном мес-те. Гла-ва Рас-прав-ной па-ла-ты (1680-1682).

Круп-ный зем-ле-вла-де-лец, ему при-над-ле-жа-ли вот-чи-ны в Бе-жец-ком, Дмит-ров-ском, Ко-ст-ром-ском, Мос-ков-ском, Му-ром-ском, Ряж-ском, Шац-ком, Яро-слав-ском уез-дах. На сред-ст-ва Одоевского в Мос-ков-ском университете в селе Ни-коль-ское (Урю-пи-но; ны-не в уса-дьбе Ни-коль-ское-Урю-пи-но) по-строе-на церковь во имя Святого Ни-ко-лая Чу-до-твор-ца (1664-1665, ос-вя-ще-на в 1667 году). По-хо-ро-нен в Трои-це-Сер-гие-вом монастыре. Со-хра-ни-лись два пись-ма ца-ря Алек-сея Ми-хай-ло-ви-ча к Одоевскому и два от-ве-та на них Одоевского (1652 и 1653 годы; опубликованы в издании «Ак-ты, со-б-ран-ные в биб-лио-те-ках и ар-хи-вах Рос-сий-ской им-пе-рии Ар-хео-гра-фи-че-скою экс-пе-ди-ци-ею», 1836, т. 4, № 329, и в журнале «Мо-ск-ви-тя-нин», 1851, № 2, 14).