Днем 09.06.2015 г. приснился мне сон, или точнее было ведение о будущем Царе Помазаннике Божьем. Сам я не склонен к какой-либо мистификации или экзальтированному чувствованию, и какие-либо даже чудеса, если мне рассказывают прихожане, как бы стараюсь посмотреть критически, с рациональным объяснением. В ближайшие дни я не с кем не разговаривал на эти темы и не размышлял на них.

Это тяжело назвать даже ведением или сном, так как чувство и состояние было таково, что перенесся в будущее и являюсь участником этих событий. События имеют свой последовательный ход, но я как бы одновременно был в разных промежутках времени, ну можно это объяснить, как бы одновременно все происходило. Это образно можно сравнить как икона с житием, которая в своем сюжете имеет изображение разных событий и они накладываются, но все это на одном пространстве.

Участвовал в них, так что я сам глазами Царя все вижу, или как бы со спины, но при этом даже переживаю или ощущаю Его эмоции и чувства и мысли. Такое ощущение у меня в первый раз в жизни. При этом я имел ясный сознательный разум и свободные чувства и действия, это явно не сон, в котором подвластен событиям не сознательно в них участвуешь. Когда я задавался каким либо вопросом о происходящем, то ко мне как бы приходило разумение-объяснение всего этого, в повествование я буду это писать в квадратных скобах […] по ходу описания, но при этом у меня оставался ясный разум и я мог в себе и комментировать-размышлять о происходящем, в описаниях я это буду писать в круглых скобах (…).

Или это реальные события или символические, или вместе то и другое, судите сами. (События происходили на территории Новороссии возможно это Луганск – это мои предположения (!), но почему-то в этом видении было именно такое чувство).

Народ собрался в довольно большой гостиной (они туда не сразу зашли, а последовательно заходили) какого-то административного здания, где и происходили эти события. С этой гостиной выходило несколько выходов (скорей всего что 3), куда потом Царь зашел. Это простой человек не выделяющийся особо, но яркий патриот Святой Руси, [он еще сам не знал, что он избранник, до последней минуты] как и все другие не знали кто царь (каждый имел свои предположения), но каждый свято был к этому готов (встретить Царя). Люди сюда приехали разные их не много [они ощутили в душе призыв, что нужно именно сюда приехать, ряд обстоятельств у них сложатся, так что, они без сомнения приедут] они не были совместно скоординированы и не были знакомы, разве те, кто небольшими группами (2-3 ч.) сюда добрались. Был философ (академик), историк, богач-олигарх, представители прессы – 5ч., военные, врач, священники, будущие Его слуги.

Он там присутствовал, ожидал Царя, но невидимый человек (возможно это ангел) взял Его за руку произнес «Идем. Слушайся. Крепись». [Ему не было это сказано сразу, что бы по его немощи не было замедлений, до момента снисхождения благодати на царствование, дьявол искал этого человека убить, и много раз у него было смертные случаи, но дьявол, так и не знал до конца, что это он, и сам избранник об этом не знал]. Ввели в эту комнату (чем-то напоминала домашний храм) там был в одной ее части жертвенник (престол), на котором была дарохранительница в типичной форме храма, крест, евангелия, зажженная лампадка и главное – елейница с миром (как на помазывания во время службы), флакон с маслом, и сосуд (металлический кувшин) со святой водой. Престол был обтянут зеленым атласом с орнаментами (типично церковный как на ризы). Там били 2 священники, но не в ризе. Они взяли его и подвели к престолу (скорее всего избранник сам был священником, так как был в длинной одежде на подобии подрясника и была бородка – это мои догадки). Два священники [они раньше друг друга не знали, но едины по духу] в обоих небольшие черные бородки. Каждый из них (как и все кто, сюда попал) для этой миссии взял необходимую принадлежность [такой ход событий, что каждый взял отдельную вещь, а не один человек все сразу, связан с соборностью народа и с тем что бы дьявол не помешал и не догадался об этом раньше свершения], они взяли миро и масло на помазание. Это вылили на престол (на какую-то материю) и начали эту жидкость смешивать. Избранник, перед престолом, это видя, даже хотел попробовать на вкус, что это и зачем (осознание еще не приходило ему). Потом подошел другой священнослужитель (это был епископ, старец с длинной седой бородой и волосами, в богослужебном облачении), собрал его в елейницу и с молитвой поднял в высь. Возлил владыка это Ему миро на голову: «Тебя избрал Бог, будь верен Ему в Служении», ясный свет (луч) с неба озарил Избранника, сила Божия объяла Его. Потом возлили на Него с металлического кувшина святую воду, от этого его длинные волосы начали, как бы кучерявится и посветлели, мир стал Ему уже видеться другим т.е. более глубже. Священники стали вытирать его полотенцами. Он стал на колени. На полу была небольшая в темно-бордовом бархате подушечка, для колен. И еще одна маленькая подушечка об которую Избранник склонил свою голову на престол, от чего даже на ней осталось пятно от мира. И только когда принесли корону, и он уже был в духовной силе царя (так как все это действие совершалось необычно, то короны специально не было, это были обыкновенные венцы как на венчание, но переделанный более под царскую корону), только тогда в Избранника пришло осознание, что Он царь. Какая-то доля секунды пробежала сомнения, что это не он, что он не достоин, что это не возможно, но Божья Сила подкрепляющая пребывала в Нем из-за послушания и покорности его Богу и этой миссии избранности. Его первая молитва к Богу, закрыв глаза, оперся в подушечку, так как еще стоял на коленях: «Господи Сам правь этим народом, соверши Свое правление». (приблизительно так). Встав Он еще пребывал в неком духовном оцепенении, еще до конца все не осознавая. К этому событию Царю была пошита царская одежда чудесным образом, так, что портной не зная размеры Царя и не видя Его, пошил все по размеру Ему и его Царице. Это очень красивая одежда как длинные русские кафтаны (чем то похож на шинель буденовцев с красными застежками на груди, или как в одежде гусар) с свисающими рукавами и полуподрясник, что-то среднее, цветом белым. Ткань толстая, (такое впечатление, что это событие происходило явно не летом осень, или ранняя весна).

В громадной гостиной, куда Он вошел, стоял длинный дубовый стол и вокруг него дубовые стулья, посреди стола стояли 2 стулья-престолы с высокой задней стойкой. Он увидел тут напротив себя святого царя Николая Второго (легкая доброжелательная улыбка на его лице), поздравляющего и передающего Ему царство, его видели многие, но не все. Когда Он сел на стул-престол, то объявили вот и твоя царица, она вышла с правой двери, ловко подбежала к нему что бы обнять и поцеловать Его, но это не была его жена (она была на голову выше Его, с накрашенными губами, эстетически ухожена, в похожей одежде как Царь, со сладостным и лицемерным видом), тут же пресса стала фотографировать это, но прикоснутся к Нему не смогла. Та духовная сила, что была в душе царя, остановила ее. В это время в душе было сильное борение-искушение депрессирующее давление-удушение: «а может это так нужно ради Царства. А может это лучше чем есть… ». Но резко Царь это все отверг и выкрикнул в душе «это же ЛОЖЬ, как может строиться правда и царство на лжи?»
В голос перед народом: «Это не царица. Где моя жена? Зачем вы так со мною?» Лжецарица исчезла, те кто это подсунул чуть не умерли от страха, оцепенение объяло их. (что это значит, я так и не понял, но вероятно, что дьявол хотел и тут погубить Избранника Божьего, ведь «царица» была продвинута от олигарха, а возможно это какой-то символический образ)

Вот с этой минуты (после этого искушения) у Царя появился великий дар, видеть человека и вокруг его обстоятельства (он это свойство почувствовал, и принял и осознал власть), повелевать с силой и властью, так что те, кто слушал и видел Его испытывали благоговение и страх, слова Его проникали сквозь душу. С левой двери этой гостиной зашла Его жена в длинном голубом платье в цветочках, она хрупкая блондинка, вся перепугана, ведь ее муж – Царь. Вдруг она оказалась одета в туже одежду, что и Царь и венец у нее на голове и уже с уверенностью села по левую строну его престола. Невидимый человек (ангел) сказал Ему: «Ты выиграешь все битвы, и некто не противостанет против Тебя».
Далее это видение обрывается, но все же, еще несколько сюжетов увидел. При Его правлении промыслом Божиим судьбы и обстоятельства слаживались у людей так, что если Он ком то говорил, и велел что-то сделать, то все складывалось еще до озвучивания. Когда он повелевал, то даже и чудом Божьим это всегда исполнялось. Он многих людей привел к Богу и многие иноверцы крестятся. Люди в царстве испытывали к Нему благоговение и страх, даже испорченные и в прошлом плохие менялись, как бы от Царя исходил гармоничный такт, настрой на добро на все государство. Чиновники просто боялись, что-либо не послушаться, ведь царь мог мгновенно появиться везде. Бог даровал Царю еще одну возможность и силу для правления Царством, он мог одновременно быть в нескольких местах (как это понять сложно, возможно мгновенное перемещение в пространстве). Так, я Его видел, что Он мгновенно появился на поле битвы (когда и где это будет мне не известно, но скорее всего под конец Его правления), и оплакивает погибших, плачет навзрыд очень горько, закрыв лицо руками, просит у Бога их воскрешения. У него на голове была черная шапочка, как бы русская священническая скуфия.

Когда я проснулся, с глаз текли слезы, но чувства и состояния обычного плача у меня не было. Восторг и страх, благоговение и переживания с сомнением о своей прелести, глубокая потрясенность и радость о будущем, все смешалось в душе. Позвал свою матушку и рассказал ей об этом видении, думая, что как сон быстро забывается, но до сих пор все четко в сознании. Оказалось, что в этот день к нам в горд Каменс-Шахтинский как раз пришел крестный ход с Крыма на г. Смоленск с иконой Царственных мучеников и со святым крестом, благоговейно поклонился. Вряд ли это совпадение. До сих пор в душе глубокое почтение, благоговение, страх, вера надежда и любовь к Царю Помазаннику Божьему.

Не претендую на признание от вас (это вопрос так же испытания веры нашей), но то, что было явлено мне, поведал и вам, а вы судите сами. Но я однозначно уверен, что Бог верен своим словам-пророчествам, что были сказаны раньше святым и они обязательно сбудутся, а нам грешным и немощным Бог дает подкрепление до времени совершения.

Видео на тему монархии, было сделано раньше на Пасхальной неделе 2015г. но Господь укрепил теперь мои рассуждения, вы можете сравнить что было сказано до этого ведения.

Протоиерей Олег Трофимов , д октор богословия, магистр религиоведения и философских наук

Карта Сбербанка России: 676196000086178580

Имя: Царь Давид (David)

Дата рождения: 1035 г. до н. э.

Возраст: 70 лет

Дата смерти: 965 г. до н. э.

Деятельность: царь народа Израиля

Семейное положение: был женат

Царь Давид: биография

Царь Давид – второй предводитель Израильского царства, сделавший Иерусалим центром духовного паломничества. Давид был богобоязненным и мудрым правителем, которому, как и всем смертным, было свойственно ошибаться: монарх совершил преступление, за которое ему пришлось долго расплачиваться.

Происхождение царя Давида

Царь Давид родился около 1035 года до нашей эры, на западном берегу реки Иордан, в Вифлееме. Историчность Давида является поводом для дискуссий, которые длятся и по сей день, потому что многие рассказы о жизни правителя носят характер легенд и сказаний, однако, некоторые археологические свидетельства доказывают реальность существования предводителя израильского народа.


У Копенгагенской школы, образованной в 1990-м году, по этому поводу свое мнение. Приверженцы библейского минимализма рассматривают личность царя Давида и реальность существования так называемого Израильского царства как единую идеологическую концепцию, созданную жрецами в Иерусалиме.

Скептики считали, что Давид так же историчен, как и герой рыцарских романов британского эпоса – король Артур. Биография потомка Иессея, которую излагают Священные Писания, гласит, что он происходил из древнего иудейского рода (из которого вышел мессия Иисус Христос) и был младшим из восьми сыновей своего отца.

Молодой Давид, трудящийся пастухом, показал себя человеком благонадежным и храбрым: он мог вырвать своих овец из лап могучего медведя или расправиться голыми руками со свирепым львом, так как от рождения был наделен богатырской силой.


Пока молодой человек работал на пастбище, на троне восседал основатель единого Израильского царства Саул, который стал предводителем народа по воле Бога, но вскоре показался неугодным Творцу. Поэтому пророк Самуил, раскаявшийся в том, что по жребию выбрал «непослушного носителя короны», начал подыскивать своему первому помазаннику преемника.

Его выбор пал на Давида, который в те годы радовал монарха игрой на струнном музыкальном инструменте – кинноре: льющиеся мелодии утихомиривали гнев царя, который обладал вспыльчивым характером (по сказаниям, он был «возмущаем злым духом»).

В юношеские годы молодой Давид, прибывший в израильское войско навестить братьев, отметился героическим поступком: будущий царь победил необычайно сильного великана Голиафа (в Коране – Джалута). Примечательно то, что противник Давида был вооружен до зубов, тогда как у молодого человека была при себе только праща.


Саул, поверивший в изобретательность юноши, пообещал благословить брак Давида с его дочерью Мелхолой, если тот отправится в поход против потомков Каслухима. Вернувшийся с поля брани «наследник престола» принес «подарок» – мешок с двумя сотнями мужских достоинств, ибо таковым было требование жестокого деспота.

Доблестный отпрыск Иессея завоевал лавры почета, а его блистательная борьба с неверующими филистимлянами вызвала зависть у Саула, поскольку слава Давида затмила все почести действующего царя. Ревностный Саул начал подозрительно относиться к молодому человеку, с каждым днем его презрение только усиливалось. Поэтому неудивительно, что в голову Саула прокралась мысль об убийстве своего подданного.

Дошло до того, что израильский царь, не скрывая своей вражды, подверг Давида опасности, метнув в него копье во время празднования. Но так как Саул перебрал с горячительными напитками, орудие пролетело мимо. Но, тем не менее, самодержец угрожал поместить неприятеля в тюрьму.


Но стоит отметить, что Давид почитал Творца и не осмелился поднять руку на помазанника божьего Саула, однако ему представился такой случай, когда они оказались наедине в пещере. Молодой человек незаметно подкрался к своему противнику и отрезал от его плаща кусочек ткани, тем самым показав Саулу, что не способен на преступление и не представляет никакой опасности.

Этот поступок не избавил Саула от паранойи, поэтому Давид бежал к Самуилу в Раму и прибыл в убежище, где ощущалось сильное присутствие Бога. Там же Давид и узнал, что примирение с Саулом невозможно, а сам царь был исполнен Духа Божия. Следовательно, будущий властитель народа долгие годы проводил в эмиграции, пытаясь сохранить свою жизнь и укрыть родственников от гнева первого помазанника.


Саул гневно преследовал врага, поэтому Давид вместе с многочисленными соратниками нашел поддержку у противников – филистимлян. На службе у этого народа Давид и его товарищи (600 мужей) грабили местных жителей амаликитян, а часть ворованной добычи отсылали царю Анхусу.

Сподвижники Давида, из-за возражения вышестоящих инстанций, не участвовали во вторжении филистимлян, которые отправились на завоевания земель Израиля и разгромили войска деспота Саула. В битве у горы Гелвуи воины убили сыновей царя, а сам Саул попросил своего подданного ранить его сердце копьем.

Начало правления

Давид не обрадовался известию о кончине своего преследователя, а наоборот, залился горькими слезами. Далее он прибыл на родину, в Хеврон, где был провозглашен потомками Иуды иудейским царем.


Следовательно, произошло отделение Иудеи от Израиля (преемником Саула стал единственный выживший сын Иевосфей), в результате чего началась двухлетняя междоусобная война.

Друг против друга выступили два войска, и соратники Давида вышли победителями из этой кровавой битвы, но, по слухам, исход дела решило предательство, ибо два враждующих военачальника были убиты. В конечном итоге Давид был избран старейшинами царем над всем Израилем, позже объединившим два государства.

Внутренняя политика

Прежде чем стать правителем, Давид, следуя жестокому обычаю, избавился от потомков царя Саула. Затем полководец пошел войной на иевусеев, захватив город Иерусалим. Завоеванный Иерусалим стал столицей княжества и по совместительству - сакральным иудейским центром, куда был перенесен Ковчег Завета, сделавший главный город сосредоточением национального культа.


К слову, Ковчег Завета – это величайшая святыня еврейского народа, которая расположилась в шатре, охраняемом священниками. Первоначально Давид хотел построить для алтаря храм, но не смог этого сделать, так как его руки были испачканы кровью врагов. Поэтому строительством церкви занялся его отпрыск Соломон.

Давид, отвергавший человеческие жертвоприношения, провел религиозную реформу и стал автором экзальтированных псалмов. Богослужения приобрели мелодичный характер, ибо Давид не забыл свое увлечение игрой на струнном инструменте.


Царь подчинил духовную жизнь светской, а священники стали подчиняться первосвященникам. Также Давид отметился как блестящий полководец: побежденные народы выплачивали владельцу престола дань, поэтому монарх организовал казну и учредил отряд государственных телохранителей.

Известно, что Давид начал укреплять свое государство, следуя египетскому образцу, а царским имуществом управляли чиновники. Вдобавок ко всему, Давид занимался переписью населения, но по воле Господа так и не завершил начатое.

Внешняя политика

Давид расширял свои территориальные владения, отбирая земли у соседних государств. Он завоевал историческую область в западной Иордании, разгромил арамейцев на территории Сирии, присоединил Идумею. К тому же царь обнаружил кладези меди и заключил деловое сотрудничество с финикийцами, которые слыли опытными торговцами.


Финикийцы покупали у Давида крупы и скот, платя бартером. Взамен царь получал древесину и передовые технологии: компаньоны Давида привезли в государство письменность и придуманный ими алфавит, позже заимствованный евреями.

Личная жизнь

Библейское сказание гласит, что Давид был умен, красив, а также обладал талантом к ораторскому искусству. Что касается амурных отношений, то дочь Саула – Мелхола была выдана замуж за другого молодого человека. Но тем не менее, у женолюбивого Давида было множество жен и наложниц, что, в принципе, было свойственно царям того времени.

Но из-за влюбчивости Давида внутренняя политика царя не была безоблачной. Правитель единого Израильского государства разгневал Бога, омрачив свою жизнь смертным грехом – прелюбодеянием. Дело в том, что царь, прогуливающийся по крыше своего дворца, был ослеплен красотой купающейся Вирсавии.


Однако женщина, пленившая его разум и чувства, была замужем за благодетельным Урием Хеттеянином, преданно служившим армии Давида. Но, несмотря на замужество красавицы, Давид велел доставить Вирсавию во дворец. Спустя время возлюбленная правителя забеременела, а Давид приказал военачальнику в письме послать Урия на верную смерть.

Узнавший об этом вероломном поступке, пророк Нафан проклял Давида, обрекши его будущее на братоубийственные конфликты и суровые наказания. Таким образом, в жизни Давида было много горечи и печали.


Царь начал чувствовать физическое недомогание, его тело покрылось язвами, а во дворце начались мятежи. Старший сын предводителя Амнон изнасиловал сводную сестру Фамарь, и был убит родным братом Авессаломом.

Сам Авессалом пошел против отца, но его армия была разгромлена в пух и прах. Несмотря на предательство, Давид любил своего отпрыска и ждал его возвращения домой. По легенде, молодой человек погиб, запутавшись длинными волосами в ветках дуба. Эта трагедия омрачила жизнь Давида, который причитал:

«Сын мой Авессалом, сын мой, сын мой Авессалом! О, кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой, сын мой!»

Давиду пришлось буквально на коленях вымаливать прощение у Бога. Творец простил согрешившего царя, подарив ему здорового сына Соломона, однако напомнил, что

«…за овечку должны платить вчетверо».

После раскаяния жизнь самодержца не была спокойной, ибо другой отпрыск Давида - Адония - фактический наследник престола, пытался организовать заговор против своего отца и узурпировать власть, потому что узнал, что корона уготована Соломону.

Смерть

Давид умер в семидесятилетнем возрасте, успев передать корону наследнику . Преемник продолжил политику отца по укреплению государства, однако, порицал кровопролитные войны.


Знаменитая мраморная статуя Давида работы Микеланджело

Известно, что в память о царе Давиде были написаны книги, а в 1997 году вышел телевизионный фильм «Царь Давид: Идеальный властитель». Но самым известным памятником культуры является мраморная статуя Давида, искусно выполненная талантливым .

В христианстве

В христианской религии Давид предстает как пророк, из рода которого в мир пришел . Согласно православию, Давид стал автором псалмов, вошедших в Псалтырь, которая считается неотъемлемой частью Ветхого Завета и христианского богослужения.


Считается, что икона царя Давида и молитвы, обращенные к нему, помогают людям приобрести лучшие человеческие добродетели - кротость, милосердие и целомудрие.

Иудейский царь Ирод Великий остается одной из самых противоречивых фигур в античной истории. Больше всего он известен благодаря библейскому сюжету об избиении младенцев. Поэтому и сегодня само слово «Ирод» является фразеологизмом, означающим подлого и беспринципного человека.

Тем не менее личностный портрет этого монарха был бы неполным, если бы он начался и закончился упоминанием о расправе над младенцами. Ирод Великий получил свое прозвище за активную деятельность на престоле в сложную для евреев эпоху. Такая характеристика идет вразрез с образом кровожадного убийцы, поэтому к фигуре этого царя стоит приглядеться повнимательнее.

Семья

По своему происхождению Ирод не принадлежал к царской иудейской династии. Его отец Антипатр Идумеянин был наместником в провинции Идумее. В это время (I век до н. э.) еврейский народ оказался на экспансии, которая прокладывала себе дорогу на восток.

В 63 г. до н. э. Иерусалим был взят Помпеем, после чего иудейские цари стали зависеть от республики. Во время в 49-45 гг. Антипатру пришлось выбирать между претендентами на власть в Сенате. Он поддержал Юлия Цезаря. Когда тот победил Помпея, его сторонники получили значительные дивиденды за лояльность. Антипатр был награжден титулом прокуратора Иудеи и, хотя формально не был царем, фактически стал главным римским наместником в этой провинции.

Еще в 73 году до н. э. у Идумеянина родился сын - будущий Ирод Великий. Помимо того что Антипатр был прокуратором, он являлся еще и опекуном царя Гиркана II, на которого имел большое влияние. Именно с позволения монарха он сделал своего сына Ирода тетрархом (губернатором) провинции Галилеи. Это произошло в 48 году до н. э., когда молодому человеку было 25 лет.

Первые шаги в политике

Тетрарх Ирод Великий было наместником, лояльным к римской верховной власти. Такие отношения осуждались консервативной частью еврейского общества. Националисты хотели независимости и не желали видеть римлян на своей земле. Однако внешняя обстановка была таковой, что Иудея могла иметь защиту от агрессивных соседей только под протекторатом республики.

В 40 году до н. э. Ироду в качестве тетрарха Галилеи пришлось столкнуться с нашествием парфян. Они захватили всю беззащитную Иудею, а в Иерусалиме поставили в качестве марионеточного царя своего ставленника. Ирод благополучно бежал из страны для того, чтобы заручиться поддержкой в Риме, где он надеялся получить войско и изгнать интервентов. К этому времени его отец Антипатр Идумеянин уже умер от старости, поэтому политику пришлось принимать самостоятельные решения и действовать на свой страх и риск.

Изгнание парфян

По дороге в Рим Ирод остановился в Египте, где встретился с царицей Клеопатрой. Когда наконец иудей оказался в Сенате, ему удалось договориться с могущественным Марком Антонием, который согласился выделить гостю войско для возвращения провинции.

Война с парфянами шла еще два года. при поддержке еврейских беженцев и добровольцев освободили всю страну, а также ее столицу Иерусалим. До этого момента цари Израиля принадлежали к древней монаршей династии. Еще в Риме Ирод получил согласие на то, чтобы самому стать правителем, однако его родословная была худородной. Поэтому претендент на власть женился на внучке Гиркана II Мириамне, чтобы легитимизоваться в глазах соотечественников. Так, благодаря римскому вмешательству, в 37 году до н. э. Ирод стал царем Иудеи.

Начало правления

Все годы своего правления Ироду приходилось балансировать между двумя полярными частями общества. С одной стороны, он старался поддерживать хорошие отношения с Римом, так как его страна фактически была провинцией республики, а потом и империи. В то же время царю нужно было не растерять авторитет среди своих соотечественников, большая часть которых негативно относилась к пришельцам с запада.

Из всех методов сохранения власти Ирод выбрал самый надежный - он беспощадно расправлялся со своими внутренними и внешними противниками, чтобы ничем не показать собственную слабость. Репрессии начались сразу после того, как римские войска отбили Иерусалим у парфян. Ирод приказал казнить прежнего царя Антигона, посаженного на трон интервентами. Для новой власти проблема заключалась в том, что свергнутый монарх принадлежал к древней династии Хасмонеев, которая правила Иудеей уже больше века. Несмотря на протесты недовольных евреев, Ирод остался непреклонен, и его решение было воплощено в жизнь. Антиоха вместе с десятками приближенных казнили.

Выход из кризиса

Многовековая история евреев всегда была полна трагедий и тяжелых испытаний. Эпоха Ирода не стала исключением. В 31 году до н. э. в Израиле произошло разрушительное землетрясение, унесшее жизни больше 30 тысяч человек. Тогда же южные арабские племена напали на Иудею и попытались ее разграбить. Государство Израиль было в плачевном состоянии, но всегда деятельный Ирод не растерялся и принял все меры для того, чтобы минимизировать ущерб от этих напастей.

В первую очередь ему удалось победить арабов и изгнать их со своей земли. Кочевники напали на Иудею еще и потому, что в Римском государстве продолжался эхо которого распространялось и на Израиль. В том достопамятном 31 году до н. э. главный защитник и патрон Ирода Марк Антоний потерпел поражение в сражении при Акциуме против флота Октавиана Августа.

Это событие имело самые долгоиграющие последствия. Царь Иудеи почувствовал перемену политического ветра и начал слать послов Октавиану. Скоро этот римский политик окончательно захватил власть и провозгласил себя императором. Новый Цезарь и царь Иудеи нашли общий язык, и Ирод смог вздохнуть с облегчением.

Градостроительная деятельность

Разрушительное землетрясение уничтожило множество зданий во всем Израиле. Для того чтобы поднять страну из руин, Ироду нужно было предпринять самые решительные меры. В городах началось строительство новых зданий. Их архитектура получила римские и эллинистические черты. Центром подобного строительства стала столица Иерусалим.

Главным проектом Ирода стала реконструкция Второго храма - главного культового сооружения евреев. За прошедшие столетия он сильно обветшал и казался устаревшим на фоне новых великолепных построек. Древние евреи относились к храму как к колыбели своей нации и религии, поэтому его реконструкция стала делом всей жизни Ирода.

Царь рассчитывал, что эта перестройка поможет ему заручиться поддержкой обычного народа, который по многим причинам недолюбливал своего правителя, считая его жестоким тираном и ставленником Рима. Ирод вообще отличался честолюбием, а перспектива оказаться на месте Соломона, соорудившего Первый храм, и вовсе не давала ему покоя.

Реставрация Второго храма

Город Иерусалим несколько лет готовился к реставрации, которая началась в 20 году до н. э. В столицу со всех краев страны привозили необходимые строительные ресурсы - камень, мрамор и т. д. Повседневная жизнь храма была полна священных ритуалов, которые нельзя было нарушать даже во время реставрации. Так, например, существовала отдельная внутренняя секция, куда могли попасть только иудейские священнослужители. Ирод распорядился обучить их строительному мастерству, чтобы они сами могли проделать всю необходимую работу в запретной для мирян зоне.

Первые полтора года ушли на то, чтобы перестроить основной храмовый корпус. Когда эта процедура была закончена, сооружение было освящено и в нем продолжились религиозные службы. На протяжении последующих восьми лет шла реставрация дворов и отдельных помещений. Менялся интерьер для того, чтобы посетителям было уютно и удобно в новом храме.

Долгострой царя Ирода пережил своего вдохновителя. Даже после его смерти реконструкция все еще продолжалась, хотя основная часть работ была уже завершена.

Римское влияние

Благодаря Ироду древние евреи получили в своей столице первый амфитеатр, в котором проходили классические римские зрелища - гладиаторские бои. Эти сражения проводились в честь императора. Вообще Ирод старался всячески подчеркнуть, что он остается лояльным центральной власти, что помогло ему усидеть на троне до самой смерти.

Политика эллинизации не нравилась многим евреям, которые считали, что, насаждая римские привычки, царь оскорбляет собственное вероисповедание. Иудаизм в ту эпоху переживал стадию кризиса, когда по всему Израилю появлялись лжепророки, убеждавшие простой люд принять их собственное учение. С ересью боролись фарисеи - члены узкой прослойки теологов и священников, старавшихся сохранить старый религиозный уклад. Ирод часто советовался с ними в особенно щекотливых вопросах своей политики.

Помимо символических и религиозных сооружений, монарх улучшал дороги и старался дать своим городам все, что было необходимо для удобной жизни их жителей. Не забывал он и о собственном достатке. Дворец Ирода Великого, построенный под его личным контролем, поражал воображение соотечественников.

В критической ситуации царь мог поступить и крайне великодушно, несмотря на всю свою любовь к роскоши и величию. В 25 году в Иудее начался массовый голод, страдающие бедняки заполонили Иерусалим. Правитель не мог прокормить их на средства казны, так как все деньги в то время были вложены в строительство. С каждым днем ситуация становилась все более устрашающей, и тогда царь Ирод Великий повелел продать все свои драгоценности, на вырученные средства от которых были куплены тонны египетского хлеба.

Избиение младенцев

Все положительные черты характера Ирода с возрастом поблекли. К старости монарх превратился в беспощадного и подозрительного тирана. До него цари Израиля часто становились жертвами заговоров. Отчасти поэтому Ирод стал параноиком, не доверяющим даже своим близким. Помрачнение ума царя ознаменовалось тем, что он приказал казнить двух собственных сыновей, которые оказались жертвами лживого доноса.

Но гораздо известнее стала другая история, связанная с болезненными вспышками гнева Ирода. В Евангелии от Матвея описывается эпизод, согласно которому к правителю пришли загадочные волхвы. Маги рассказали правителю о том, что они идут в город Вифлеем, где родился настоящий царь Иудеи.

Новость о невиданном претенденте на власть перепугала Ирода. Он отдал приказ, которого еще не знала история евреев. Царь повелел перебить всех новорожденных младенцев Вифлеема, что и было сделано. В христианских источниках даются разные оценки о количестве жертв этой расправы. Возможно, были убиты тысячи младенцев, хотя современные историки оспаривают эту теорию в силу того факта, что в античном провинциальном городке не могло быть столько новорожденных. Так или иначе, но «царь Иудеи», к которому направлялись волхвы, выжил. Им был Иисус Христос - центральная фигура новой христианской религии.

Смерть и похороны

Ирод недолго прожил после истории с избиением младенцев. Он скончался приблизительно в 4 году до н. э., когда ему было 70 лет. Для античной эпохи это был крайне солидный возраст. Старик покинул этот мир, оставив после себя нескольких сыновей. Он завещал старшему отпрыску Архелаю свой трон. Однако эта кандидатура должна была быть рассмотрена и одобрена римским императором. Октавиан согласился дать Архелаю лишь половину Израиля, отдав другую половину его братьям и таким образом расколов страну. Это был очередной шаг императора на пути к ослаблению еврейской власти в Иудее.

Ирода похоронили не в Иерусалиме, а в крепости Иродион, названной по его имени и основанной в его царствование. Организацией траурных мероприятий занялся сын Архелай. К нему прибывали послы из самых разных провинций Гости Иудеи стали свидетелями невиданного зрелища. Усопшего хоронили пышно - в золотом ложе и в окружении большого скопления народа. Траур по умершему царю продолжался еще неделю. Государство Израиль долго провожало в последний путь первого своего правителя из династии Иродиадов.

Гробница царя была найдена археологами совсем недавно. Это произошло в 2007 году. Находка позволила сопоставить с действительностью многие факты, приведенные в древних письменных источниках.

Заключение

Личность Ирода была неоднозначно принята его современниками. Эпитет «Великий» был дан ему уже современными историками. Это было сделано для того, чтобы подчеркнуть ту большую роль, которую царь сыграл в интеграции своей страны с Римской империей, а также сохранении мира в Иудее.

Больше всего достоверных сведений об Ироде исследователи подчерпнули из работ историка который был его современником. Все успехи, достигнутые государем за время правления, стали возможны благодаря его честолюбию, прагматичности и уверенности в принимаемых решениях. Нет сомнения, что царь часто жертвовал судьбами своих конкретных поданных, когда речь шла о жизнеспособности государства.

Ему удалось продержаться на троне, несмотря на противоборство двух партий - римской и националистической. Его наследники и потомки не смогли похвастаться таким успехом.

Фигура Ирода является важной для всей христианской истории, хотя его влияние зачастую не так очевидно, потому что он умер накануне событий, связанных с деятельностью Христа. Тем не менее вся новозаветная история происходила в том Израиле, который оставил после себя этот античный царь.

Видишь, за сколько родов раньше было возвещено о безумии Ирода в последние дни: "послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его" (послав изби вся дети, сущия в Вифлееме, и во всех пределах его). О, безумие Иродово, или, лучше, нечестие диавольское! Ведь и это было его дело, он вооружил Ирода против детей. Однако он поднял меч детоубийства против самого себя; Ирод, много замышлявший, не убил Иисуса, Которого искал; неудача Ирода – несчастье для диавола.

"Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его". О, Ирод, зачем безрассудно раздражаешься? Зачем вооружаешься против детей? Ты осмеян волхвами, и убиваешь младенцев. Разве младенцы указали дорогу волхвам? Звезда указала им родившегося Господа, Не в силах будучи уметить в звезду, убиваешь младенцев? Или для того ты получил царство, чтобы показать свою силу против кормящихся грудью? С детьми воюешь, Ирод? Матерей сиротишь? Сосцы сушишь? Объятия обнажаешь? Сердца ранишь? Женщинам, мучащимся родами, прибавляешь плача? Младенцев двух лет и моложе убиваешь? Есть ли, где вонзить меч? Это (значит) не убивать, но преждевременно резать. Покажи детям меч; если, испугавшись, они сробеют, то убивай, режь; а если весело подбегут к мечу, то зачем вынимаешь меч против улыбающихся мечу? Ты думаешь, Ирод, Спасителя настигнуть, и Его убить?

Так как ты совсем решился (на это), то издай повеление, призови волхвов, задержи звезду, заключи в темницу Гавриила, расспроси пророков, разыщи матерь Деву; если ты этим овладеешь, то можешь и Христа найти. Не славословишь, но ищешь рожденного бессеменно? Богоборствуешь, царь? Хлопочешь о Царе? Желаешь овладеть владеющим тобой? Желаешь погубить, кто желает тебя спасти? Замышляешь схватить, Того, Кто стоит подле тебя, и не желает, чтобы ты видел Его, по твоему лукавству? Он, о, Ирод, есть Тот, Кто взывал за много времени раньше: "будут искать меня, и не найдут" (взыщут мене злии, и не обрящут) (Прит, 1: 28). Как же ты (можешь) презирать этого Младенца? Он, по божеству, много древнее Авраама, не только Авраама древнее, но и Адама создатель. Он не страхом облечен, но идет для домоправления. Зачем безрассудно раздражаешься, Ирод? Корысть напрасного гнева – падение. Зачем ты делаешь подобно фараону? Он в Египте приказал, чтобы младенцев мужского пола бросали в реку, и ты приказываешь, чтобы в Вифлееме иудейских младенцев мужского пола убивали. О, одинаковый дух! О, равная безжалостность! О, сходное нечестие! Вернее же сказать, Ирод много свирепее фараона.

Также и копьеносцы Иродовы много тягостнее щитоносцев фараоновых. Фараон в Египте, если и приказывал, чтобы иудейских младенцев мужскогого пола убивали, однако решился на это как иноплеменник, из боязни, чтобы не усилился израильский род, и не истребил бы египтян. Он египетских детей щадит, а убивает израильских; по страху воюет, а не по зависти умерщвляет. Фараон был человеколюбивее Ирода (настолько), что даже отменил закон, который он объявил, и сделался нарушителем собственного повеления. Он нашел одного Моисея носящимся по реке в ящике; через свою дочь взял его, и не только не убил, но, как сына, вскормил; щадит младенца, нарушив свой закон. Что ты говоришь, Ирод? Фараон спасает Моисея, а ты решился настигнуть Владыку Христа; тот спасает будущего карателя Египта, а ты желаешь убить Спасителя вселенной? И щитоносцы фараоновы почтеннее копьеносцев Иродовых.

Бабки, получив приказание душить еврейских младенцев мужского пола во время (их) рождения, не исполняли этого из благочестия – хотя и были египтянки родом; их внутренность переворачивалась при мысли, что испытывают матери, когда лишаются младенцев насильственной смертью. Они решились скорее оскорбить царя временного, чем противодействовать большему Царю и Богу. Ирод показал свое нечестие в отношении не иного племени, но с единоплеменниками безумно поступил. Фараон только в Египте обнаружил такую ярость, не далее; а Ирод приказал избивать нежных младенцев не только в Вифлееме, но и во всех его пределах. О, несправедливое повеление того, кто восстал тогда сразу против города, деревень, полей и улиц! Не было у матерей, где бы детей скрыть; вне материнских объятий они не могли остаться. Если бы когда мать пожелала укрыть свое дитя, оно само выдало бы себя плачем, привлекло бы к себе смерть привязанностью к сосцам. Как рыба не может жить вне воды, так и младенец скоро гибнет, лишаясь материнских сосцов. О, та вселенская плачевная песнь! Я не нахожу, как описать виды материнских сетований. Если бы произошло варварское нападение, матери легче переносили бы скорбь; разделяемое несчастье умереннее терзает страдающего (им). Но (то) было не нападением варварским, но междоусобной войной; было насилием, не допускающим просьбы; было беззаконием, имеющим защитником закон.

"Избиение младенцев" Маттео ди Джованни. 1488

Матери кричали, и не было слушателя; младенцы рыдали, и подле не было жалеющего; сосцы обливали молоком землю; а Ирод, как камень, более ожесточался. Копьеносцы царя еще кровожаднее там и здесь различно нападали на младенцев: одних у стен мучили, других на скалы бросали, иных душили. Волновал их диавол, виновник такого дела.

В этом и подобном матери ослабевали и, забывшись от страдания, не заботились о благопристойности. Разрывали одежды, распускали по воздуху косы, сосцы обнажали, которые нужно было скрывать, грудь поражали камнями, царапали (себе) щеки, как палачи, призывали в свидетели небо, молчаливого судью, обращались с просьбой к общему Судье и Владыке со словами: "Что это за кровожадность царя, Владыко? Он свирепствует над Твоим творением; Ты создал, он не перестает закалывать; Ты одарил, он вредит. Для чего мы рождали детей, если так горька смерть детей? Если (это) Твое приказание, прикажи и нам с ними умереть; если (это) предприятие и приказание беззаконного царя, почему Ты скорее на него не нападешь?" Но, конечно, матери так кричат, терзаясь страданием, (и) по незнанию пользы для своих птенцов. В действительности что блаженнее тех, кто переносит замыслы из-за Владыки Христа? Что блаженнее этих детей, – так как они закалывались не ради только их самих, но и как бы сам Христос убивался? Поистине благовременно сказать к матерям слово Господа: не плачьте, матери, не плачьте; на малое время они потеряли ваше лоно, но лоно Авраамово получили. Не плачьте, матери, не плачьте; "не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное" (не препятствуйте детям идти ко Мне: таковых бо есть царство небесное) (Мф. 19:14), во Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава и держава, во веки веков.

В один из жарких и душных дней 4-го года новой, едва начавшейся эры, территорию крепости Иродион, находившуюся в 15 км от Иерусалима, заполнили тысячи людей. Взоры всех были устремлены в сторону поднятого над землёй золотого ложа, на котором покоилось мёртвое тело того, кто в течение почти сорока лет правил Иудеей, вызывая в подданных ужас, смешанный с восхищением. Это был царь Ирод Великий, имя которого стало в наши дни неким фразеологизмом, означающим жестокого и безжалостного человека.

Предки будущего царя

По своему рождению Ирод Великий не принадлежал ни к одному царскому роду. Его отец, которого звали Антипатр, был лишь высокопоставленным чиновником, занимавшим пост римского наместника в Идумее - небольшой территории на юге Израильского нагорья. Когда-то в давние годы она была населена языческими племенами идумеев (от них и пошло название местности), к которым принадлежал дед будущего царя Ирода - отец Антипатра.

В конце I века до н. э. Идумея была завоёвана евреями, и, выразив лояльность к победителям, а главное, приняв их веру - иудаизм, благоразумный дед был поставлен править всеми своими соотечественниками. От него власть со всеми причитающимися привилегиями унаследовал его сын Антипатр - отец будущего царя Ирода.

Благоразумный Антипатр

Надо заметить, что этот самый Антипатр унаследовал от своего предка не только власть, но и обострённое политическое чутьё, сопряжённое с полнейшей беспринципностью. Как тот в своё время легко отрёкся от религии предков и, приняв веру иудеев, вступил с ними в сотрудничество, так и он не замедлил выразить поддержку римлянам, захватившим в 63 году д. н. эры Иерусалим. Заслужив, таким образом, милость у римского полководца Помпея, он был поставлен наместником всей Иудеи.

В 49-45 гг. д. н. эры Рим был охвачен гражданской войной, вспыхнувшей между двумя претендентами на пустовавший в то время императорский трон - видным военачальником Помпеем и его конкурентом Юлием Цезарем. Как высокопоставленный чиновник, Антипатр обязан был публично выразить поддержку одному из них. Это был выбор, от которого зависела вся последующая карьера, а возможно, и жизнь. Угадав внутренним чутьём будущего победителя - Юлия Цезаря, он поддержал именно его, предав, таким образом, своего прежнего благодетеля Помпея.

Придя к власти, новый император щедро отблагодарил всех своих сторонников, в числе которых был и Антипатр. Отныне он приобрёл титул прокуратора Иудеи, за спиной которого, мощными рядами стояли непобедимые римские легионы. Свою власть он делил лишь с одним человеком - тогдашним царём Гирконом II, исполнявшим одновременно и обязанности первосвященника.

Тетрарх Галилеи

В 73 году д. н. эры у Антипатра родился сын - будущий царь Ирод Великий. Когда тому исполнилось 25 лет, отец без труда выхлопотал ему у царя должность тетрарха (губернатора) Галилеи - северной и весьма крупной провинции Иудеи. Уже в самом начале своей карьеры молодой чиновник отличился, жестоко подавив восстание местных жителей, поднятое ими под предводительством своего вождя Хизкии.

Жители Галилеи пытались покончить с ненавистным им римским владычеством, но Ирод Великий (так его стали величать потомки) всегда помнил, из чьих рук он получил власть и золото. Разгромом и последующей казнью «галилейских мятежников» тетрарх ещё более возвысился в глазах своих римских хозяев, но в то же время заслужил ненависть иудеев.

Ключевым моментом, изменившим ход всей дальнейшей жизни Ирода, стало происшедшее в 40 году до н. э. нашествие на Галилею парфян - жителей Парфянского царства, древнего государства, располагавшегося к юго-востоку от Каспийского моря. Не в силах оказать им сопротивление, тетрарх бежал сначала в Иерусалим, а затем в Идумею. Оказавшись, таким образом, в безопасности, он тем не менее не успокоился, а решил воспользоваться сложившейся ситуацией и извлечь пользу даже из нашествия иноземцев.

Перед римским сенатом

С этой целью беглый тетрарх отправился в Рим. Поскольку его путь пролегал через Египет, он не упустил возможности получить аудиенцию у царицы Клеопатры, что впоследствии ему весьма пригодилось. Прибыв наконец в столицу величайшей в то время империи мира, Ирод Великий прежде всего заручился поддержкой консула Марка Антония. У него он снискал расположение, передав нежное послание от египетской царицы, с которой тот был в близких отношениях.

Далее, имея на своей стороне столь влиятельного союзника, Ирод без особого труда смог убедить сенат в том, что вина за оккупацию Галилеи целиком лежит на царе Гиркане II, своей пассивностью и бездействием позволившем врагу одержать столь лёгкую победу. Единственным же выходом из создавшейся ситуации он видит смещение нерадивого правителя и назначение его самого на вакантное место.

Сенаторы отнеслись благосклонно к его доводам, но, согласно их решению, прежде чем начать царствовать, он должен был (при их поддержке, разумеется) освободить Иудею от захватчиков. Войска ему в тот момент не дали, но щедро снабдили деньгами, на которые, прибыв в Птолемаиду (нынешний израильский город Акко), Ирод Великий собрал армию, состоявшую из наёмников, а также еврейских беженцев с оккупированных территорий.

Долгожданное воцарение

Освободив с их помощью большую часть территории страны, он подступил наконец к стенам Иерусалима, взять который имевшимися в его распоряжении силами было невозможно. Выручили Ирода римские сенаторы, издалека зорко следившие за ходом событий. В критический момент они выслали ему в помощь 11 легионов регулярной армии под командованием опытного военачальника Сосия.

Прибыв на место, они осадили Иерусалим по всем правилам военного искусства, и вскоре заставили его защитников сдаться. Среди прочих трофеев в руках победителей оказался правивший до той поры ставленник оккупантов царь Антигон и 45 его активных сторонников.

Так произошло воцарение в Иудее Ирода Великого, ставшего одним из самых известных исторических личностей древнего мира. Его имя неоднократно упоминается как в иудейском Священном Писании, так и на страницах Евангелия. О нём сообщают древние историки Иосиф Флавий, Аппиан и многие другие.

В их сочинениях нередко фигурирует также и жена Ирода Великого - Мариамна, приходившаяся внучкой бывшему царю и первосвященнику Гиркану II, смещённому в результате интриг её мужа. С ней он вступил в брак, чтобы обрести большую легитимность в глазах евреев, населявших страну.

Жестокий правитель Иудеи

Следует отметить, что правление Ирода Великого было отнюдь не безоблачным. Ему всё время приходилось лавировать между двумя полярными силами. С одной стороны, он должен был проявлять беспрекословное подчинение Риму, поскольку в тот период Иудея была, по существу, его дальней провинцией, а с другой - держать в беспрекословном повиновении местное население, подавляющее большинство которого ненавидело чужеземцев.

В результате покорный и подобострастный по отношению римским хозяевам царь Ирод Великий был жесток и беспощаден с собственным народом. Своё правление он начал с массовых казней защитников Иерусалима. По его приказу предали смерти даже царя Антигона, принадлежавшего к древнему и весьма уважаемому среди евреев роду Хасмонеев. Несмотря на множество петиций в его защиту, Ирод был непреклонен, и сверженный царь поднялся на эшафот вместе со своими приближёнными. Столь же бесчеловечными мерами укреплял он свой авторитет и в последующие годы.

Известно, что правитель Иудеи придавал большое значение внешним атрибутам своей власти. Одним из них стал воздвигнутый в 15 километрах от прежней границы Иерусалима дворец Ирода Великого - Иродион. Сейчас на месте искусственной горы, являвшейся его фундаментом, расположен национальный парк, а в те давние времена гигантское сооружение поражало взоры приезжих мраморными колоннами, роскошным амфитеатром и множеством всевозможных построек. Спроектировано оно было таким образом, что в случае войны могло использоваться как фортификационное сооружение. Для этого, кроме высоких стен, были предусмотрены различные тоннели и потайные ходы.

Превратности судьбы

Вскоре после воцарения Ирода Иудею ждала целая полоса тяжёлых испытаний. Началась она с землетрясения, происшедшего в 31 году д. н. эры, разрушившего многие иерусалимские здания и унесшего жизни 30 тыс. жителей страны. Не успели евреи пережить эту беду, как уже новая постучалась в их двери.

В тот же год Иудея подверглась нашествию с юга многочисленных арабских племён. Их неожиданное вторжение было следствием ослабления Рима, вызванного полыхавшей в нем гражданской войной и поражением, которое потерпел в морском сражении с Октавианом Августом главный покровитель Ирода - Марк Антоний. Арабы воспользовались этим и, предвидя возможность безнаказанных грабежей, вторглись в пределы недоступного им прежде государства. Спасти страну помогла лишь необыкновенная решительность и полководческий талант царя Ирода.

Приложив невероятные усилия и выдворив непрошенных гостей, он направил всю энергию на то, чтобы с наибольшей выгодой воспользоваться политическими переменами, происшедшими в Риме. Сразу после поражения своего недавнего патрона Марка Антония Ирод порвал с ним все отношения и начал засылать послов к Октавиану Августу. Его усилия не пропали даром: заняв вскоре императорский трон, новый покровитель обеспечил Ироду столь же прочное положение, как и его предшественник.

Царь - строитель Иерусалима

Ирод Великий, биография которого наполнена многими деяниями, оставившими след в памяти потомков, вошёл в историю и как выдающийся строитель. Толчок началу этой его деятельности дало землетрясение, о котором упоминалось выше. Чтобы ликвидировать его последствия и поднять из руин некогда цветущую страну потребовались самые энергичные меры.

Несмотря на то что недавняя война с арабами изрядно опустошила казну, Ирод нашёл средства, чтобы привлечь в столицу, где развернулись главные работы, многих иностранных зодчих. В результате этого архитектура вновь возводимых зданий во многом приобрела римские и греческие черты.

Главной же стройкой всей его жизни стала реконструкция Второго Иерусалимского храма, весьма обветшавшего за долгие века. Выполнением этого амбициозного проекта царь рассчитывал поднять свой авторитет среди евреев, относившихся к храму как к колыбели их религии и нации в целом. Кроме того, честолюбивому по натуре, ему не давала покоя слава царя Соломона, построившего Первый храм, и остаться в памяти потомков продолжателем его дела было сокровенной мечтой, которую лелеял в себе Ирод Великий.

Избиение младенцев

Своей известностью в наши дни царь Ирод во многом обязан эпизоду, подробно описанному в Евангелии от Матфея. Речь идёт о том, как от спешивших в Вифлеем волхвов Ирод услышал о рождении Иисуса Христа - нового царя Израильского. Поняв в буквальном смысле их слова и испугавшись, что у него появился конкурент, он вознамерился погубить новорожденного.

Однако, не зная точно, о ком именно они говорили и где его искать, он отдал приказ, беспрецедентный по своей жестокости. Ирод повелел убить в Вифлееме всех младенцев мужского пола вплоть до двухлетнего возраста, полагая, что в их числе непременно окажется и тот, кого он так опасается. Евангелист Матфей умалчивает о количестве жертв, но Священное Предание говорит о 14 тыс. убитых.

Это злодеяние затмило в памяти потомков всё хорошее, что сделал в своей жизни Ирод Великий. Младенцы, безвинно загубленные им, навеки создали царю репутацию злого гения еврейского народа, сделав его символом произвола и бесчеловечности.

Конец жизни великого царя

В последние годы жизни Ирод являл собой пример патологической жестокости, мстительности и подозрительности, выходившей порой за рамки здравого смысла. Так, однажды, на основании лишь пустых домыслов, были казнены сыновья Ирода Великого - Александр и Аристобул. В те дни его великолепный дворец погрузился в атмосферу всеобщего страха, при которой никто из его обитателей не знал, доживёт ли он до следующего дня.

Смерть Ирода Великого, последовавшая в 4 году уже новой эры, стала результатом тяжёлой болезни, мучившей его в последние месяцы. Желая оставить по себе добрую память, он незадолго до кончины приказал выплатить жалование всем своим воинам и тем, кто исполнял различные обязанности на государственной службе.

Позаботился он и о преемнике, назначив им Архелая - одного из своих сыновей, чудом избежавших отцовского гнева и поэтому оставшихся в живых. Его брата Антипу Ирод назначил тетрархом Галилеи - той самой области, где сам когда-то начинал правление.

Похороны почившего царя были обставлены с необычайной пышностью. Архелай покрыл тело отца драгоценной порфирой и поместил на золотом ложе, о котором упоминалось в самом начале рассказа. Вокруг него, склонив головы, замер почётный караул, состоявший из нескольких сотен фракийских, германских и галльских воинов, ещё недавно верой и правдой служивших своему господину. Согласно своей последней воле, Ирод Великий был похоронен на территории собственного дворца-крепости Иродион, где его могила была обнаружена в 2007 году израильскими археологами.