Про Пу
Не проходите мимо идеологически выдержанных шЫдевров!

Тарловский Марк.

Ода на Победу.

Лениноравный маршал Сталин!
Се твой превыспренный глагол
Мы емлем в шелестах читален,
В печальной сутолоке школ,
Под сводами исповедален,
Сквозь волны, что колеблет мол...
Се – глас, в явлениях Вселенной
За грани сущего продленный.

Тобой поверженный тевтон
Уже не огнь, а слезы мещет,
Зане Берлин, срамной притон,
Возжен, чадящ и головещат,
Зане, в избыве от препон,
Тебе природа дланьми плещет.
О! Сколь тьмократно гроздь ракет
Свой перлов благовест лиет!

За подвиг свой людской осанной
Ты зиждим присно и вовек,
О муж, пред коим змий попранный
Толиким ядом преистек,
Сколь несть и в скрыне злоуханной,
В отравном зелье ипотек!
Отсель бурлить престанут тигли,
Что чернокнижники воздвигли.

Се – на графленом чертеже
Мы зрим Кавказ, где бродят вины,
Где у Европы на меже
Гремят Азийские лавины:
Сих гор не минем мы, ниже
Не минет чадо пуповины;
Здесь ты, о Вождь, у скал нагих
Повит, как в яслях, в лоне их.

Восщелком певчим знаменитым
Прославлен цвет, вельми духмян,
Единой девы льнет к ланитам
Пиита, чувствием пиян;
А мы, влеченны, как магнитом,
Сладчайшим изо всех имян,
Что чтим, чрез метры и чрез прозу,
Как Хлою бард, как птаха розу?

О твердь, где, зрея, Вождь обрел
Орлину мощь в растворе крылий,
Где внял он трепет скифских стрел,
С Колхидой сливши дух ковылий,
Где с Промифеем сам горел
На поприще старинных былей,
Где сребрян Терека чекан
Виется, жребием взалкан!

В дни оны сын Виссарионов
Изыдет ведать Росску ширь,
Дворцову младость лампионов,
Трикраты стужену Сибирь,
Дым самодвижных фаетонов
И тяготу оковных гирь,
Дабы, восстав на колеснице,
Викторны громы сжать в деснице.

Рассудку не простреться льзя ль
На дней Октябревых перуны?
Забвенна ль вымпельна пищаль,
Разряжена в залог Коммуны?
Иль перст, браздивший, как скрижаль,
Брегов Царицыновых дюны?
Нет! Ленин рек, очьми горя:
Где ступит Сталин, там стезя!

Кто вздул горнила для плавилен,
Кто вздвиг в пласты ребро мотык,
Кем злак класится изобилен,
С кем стал гражданствовать мужик,
Пред кем, избавясь подзатылин,
Слиян с языками язык?
За плавный взлет твоих ступеней
Чти Сталинский, Отчизна, гений!

Что зрим на утре дней благих?
Ужели в нощи персть потопла?
Глянь в Апокалипсис, о мних:
Озорно чудище и обло!
Не зевы табельных шутих -
Фугасных кар отверсты сопла!
Но встрел геенну Сталин сам
В слезах, струимых по усам!

Три лета супостат шебаршил,
И се, близ пятого, издох.
В те дни от почвы вешний пар шел,
И мир полол чертополох.
И нам возздравил тихий Маршал
В зачине лучшей из эпох.
У глав Кремля, в глуши Елатьмы
Вострубим миру исполать мы.

Коль вопросить, завидна ль нам
Отживших доля поколений,
Что прочили Сионов храм
Иль были плотью римских теней,
Иль, зря в Полтаве Карлов срам,
Прещедрой наслаждались пеней, -
Салют Вождя у Кремлих стен
Всем лаврам будет предпочтен.

Нас не прельстит позднейшей датой
Веков грядущих сибарит,
Когда, свершений соглядатай,
Он все недуги истребит
И прошмыгнет звездой хвостатой
В поля заоблачных орбит!
Мы здесь ответствовали б тоже:
Жить, яко Сталин, нам дороже.

Итак, ликующи бразды
Вкрест, о прожекторы, нацельте,
Лобзайте Сталински следы
У Волжских круч и в Невской дельте,
Гласите, славя их труды,
О Чурчилле и Розевельте,
Да досягнет под Сахалин
Лучьми державный исполин!

В укор неутральным простофилям
Триумф союзничьих укреп.
Мы знаем: Сатану осилим,
Гниющ анафемский вертеп.
Да брызжет одописным штилем
Злачена стилоса расщеп!
Понеже здесь - прости, Державин! -
Вся росность пращурских купавен.

Надеялись, гордынею полны,
Что скромный человек из Петербурга
Лакейски станет проводить их курс.
Но ты сквозь политическую вьюгу
Услышал наш гиперборейский пульс.
Теперь сидят, разинув рот в Техасе,
В "Большой восьмерке" челюсти висят.
Россия возвращает восвояси
Все отнятое десять лет назад:
Престиж, авторитет, доходы с нефти
Растут, и человек в ночном Кремле
Глядит, как прячут в страхе свои плети,
Ковбои, посрамленные вполне.
Ты протянул порядку свою руку
И прекратил нас с гордостью разлуку.

Алексей Завидов, 53 года, врач, Серпухов

* * *
Владимир Путин - президент
Совсем другой формации.
Он чувствует судеб момент
И требованье нации.
С твоим приходом наша жизнь
Совсем другою стала.
Веди империю, держись
От Запада оскала
Ты в отдаленной стороне.
На стороне России,
Чтоб Бушеблэры знали все,
Что не склоним мы выи.
Мы - меч и тонкое чутье,
Мы ярость и расчет.
С тобой мы, Путин, громадье -
Никто нас не погнет.

А. Каштанов, 64 года, охранник, Хотьково

* * *
Путин - говорящая фамилия,


От колбасных избавляясь пут.

Очереди кончились, накушались
И теперь духовность ищем мы.
Книжными, сценическими кущами
Двигаются русские умы.

Ожило кино, театр в расцвете,
Не ржавеет скульптора резец.
И тебя благодарим за эти
Годы - не для пищи, для сердец.

Говорят, история круглится.
Может, будет эра колбасы
Новая, но не должны забыться
Ренессанса всех искусств часы.

Путин - говорящая фамилия,
И страна с тобой пройдет свой путь
От коллапсов прежних к изобилию,
От колбасных избавляясь пут.

Николай Мигун, 66 лет, пенсионер, Москва

* * *
А школа пустеет, кончается лето.
Пришел первый класс, и опять недобор.
Из башни Кремля Вы увидели это
И новый совсем повели разговор.

Вы к женщинам всем обратились: рожайте!
Поскольку быть матерью - это почет,
И вовсе карьеру свою не бросайте -
Рабочее место пока подождет.

Ведь многие женщины раньше боялись,
Кругом нестабильность, не знали, как жить.
Доступно и просто Вы им постарались
Законопроекты свои предложить.

Бегут посрамленно теперь супостаты,
Кто женщин настраивал против детей.
Глядишь - и обратно увозятся в НАТО
Коробки гормонов и прочих затей.

Желаю Вам радостно жить, без печали,
В веках чтоб остались дела и слова.
Чтоб многие дети России сказали:
"Рожденьем своим мы обязаны Вам!"

Алла Петровна Щербакова, 43 года, педагог, Самарская область

* * *
облаков - ну нанесло с России всей.
дождь льет, будто здесь Нева, не Енисей.
Красноярск на берегу, как гордый кедр,
возвышается во всей своей красе.

мы здесь знаем цену искренним словам,
что измерены по правильным делам.
от Игарки до Тувы простой народ
общей жизнью с нашей Родиной живет.

так ведите нас. мы верим Вам во всем.
если надо, то и горы мы свернем.
Вы теперь наш главный батька-атаман,
мы доверили все наши судьбы - Вам.

будьте ж с нами до последнего честны.
и упрочится величие страны.
ну а мы Вам пожелаем в день седьмой,
чтобы осень все равно была весной.

Леонид Прожников, 60 лет, художник-любитель, Москва

* * *
Адмиралтейская игла.
Орел двуглавый. Ночь.
Мы шли, сгущалась дальше мгла,
И некому помочь.

Казалось, не бывает так,
Как мрачное кино.
Обстрел. Малиновый пиджак.
Кровавое пятно.

Кругом предательство, обман,
И дням потерян счет.
Уехать жить за океан?
Но это не спасет.

Все разворовано дотла,
И кто теперь простит?
Адмиралтейская игла,
И лишь Нева блестит.

Тому, кто в хаосе времен
Развеял смуту в прах -
Ему нижайший наш поклон
И слава на века.

Никита Сомов, 26 лет, IT-менеджер, Москва

* * *
Владимир - владеющий миром,
И в этом вся правда и есть.
Пусть радио шепчет эфиром,
Транслирует добрую весть.

Пусть солнце сегодня на сердце сияет,
В душе - тишина и покой,
Наверное, это нечасто бывает
На трудной работе такой.

Марина Ильичева, 49 лет, методист научно-исследовательского института, Москва

* * *
Я молюсь на тебя, как на Бога Всевышнего,
Понимая, что ты человек, а не Бог.
Тут такая болтанка идет - режут ближнего,
Ну а дальние видят в России пирог.
И хотят эти дальние уничтожить Отечество,
Развалить, растоптать, изничтожить полет,
О котором мечтает во снах человечество
И к которому вечно Россия зовет.
Вот поэтому, Вова, мне как сильному смеется,
Помня мудрость народную, чтобы сам не плошал,
Обратиться к тебе от души и надеяться,
Чтобы смог небосвод ты со мной удержать.
Я далек от Кремля, я живу и работаю
На заводе и в поле, в средней школе страны.
Я частичка вселенской и русской гармонии,
Находящейся в звании, равному - мы.
Иногда пробивает до слез - бессердечность ли,
Глухота иль вампирство чиновничьих душ,
От которых смердит разложением личности,
Заединщиков с дальними, рвущими куш.
Ты, конечно, не Бог. Человек - самый нашенский.
От ворья очищайся и державником будь.
У тебя ведь вверху есть рычаг управленческий,
А у нас есть серьезного замысла суть.
Этот замысел зрел из глубин человечества,
Разрастаясь в умах всех великих людей,
Но сумело собрать только русское жречество
Его в стройные книги, из кусочков идей.
Не прощаюсь, Володя, ведь в боях за Отечество,
Информацией четко приспособившись бить,
Не должны умирать дети славного жречества,
Мы должны побеждать и России служить!

Сергей Лисовский, 2007 -05 -21 16:20:00

лира невероятно мощна с ней
Ты уж не обижайся на меня, дорогой читатель, за одну маленькую оплошность; не серчай, дорогой. Оплошность вот:
Я думал, что, изучая и выкладывая сюда нетленное Т.П. Артамоновой, я вполне подготовился ко всему, что она может написать, и тебя, читатель, подготовил.
Я ОШИБАЛСЯ.
О, как я ошибался!

Ни слова больше.
Вот два стихотворения про Президента:



Наш Президент!
I
Наш Президент! Соратник мой и брат!
Для молодежи пламенный наставник,
Неутомимо бьет, любя, в набат,
Несет свой крест возвышенный исправно.
Единоверец, творческий полет
Ему присущ.» Он эталон отваги.
Он с каждым днем настойчиво ведет
Русь к утвержденью под трехцветным флагом.
II
Дзюдо, английский, черная мадонна -
Четвероногий друг - исток души.
И на него девчонки все влюбленно
Взирают нежно. И в ночной тиши
Одни слагают оды и поэмы,
Другие - барды - песни создают.
Наш Президент! Он видит все проблемы,
Запомнил мир наш юбилей, салют.
Весь мир увидел - сила Президента -
Победы наши, молодость и свет
Традиций главных. Шквал аплодисментов
Сорвал сегодня в МОКе, русский цвет
Обогатит спортивное движенье.
Имеем опыт! Фейерверк культур
Народов - россов даст обогащенье.
О, это будет лучший в мире тур!

И я кричу сквозь версты-километры,
Проголосуйте, МОКовцы," за нас -
Пусть укрепят сотрудничество ветры.
В Москве зажжется факел в этот раз.

С Президентом!
«Ждем ярких лиц из регионов», -
Сказал наш Президент в Кремле.
И на него смотрю влюбленно,
И верю, будет на земле
Надежд на счастье воплощенье,
Коль будут думать все, как он.
Придет стихии укрощение.
И рычаги для управления
Мы создадим. И на поклон,
Нет, не пойдем к чужому дяде.
Потенциал в России есть.
И пусть в сенаторском отряде
Его души ликует песнь.
И с ним согласна я. Виктория
От ярких лиц вперед идет.
Они творцы большой истории,
Они торопят жизни ход.
Они ведут вперед народ.
Они огнем, душою пламенной
Находят главное звено
И убеждают в Белокаменной
Найти заветное зерно.

Все мы слышали о таком жанре литературы, как ода. Так что же это такое? Какова история возникновения этого жанра? Кого считают родоначальником оды? Какова теория жанра? На все эти вопросы можно найти ответы в данной статье.

Определение понятия «ода»

Ода - это старинная песня на любую тему, которая исполнялась в Древней Греции хором под музыкальное сопровождение. Позже так стали называть хвалебный стих, посвященный прославлению важных исторических событий или выдающихся лиц. Иногда ода славит величественные природные явления. Стиль таких произведений является особенно торжественным, он выдержан в возвышенном духе с элементами патетики.

В переводе с древнегреческого ώδή (oide) ода - это песня. Различали хвалебные, танцевальные и плачевные.

В. Домбровский, например, определял понятие так: «Слово " ода" - это в греческом языке то же, что наше "песня". Только не каждая песня является одой; именем таким называют обычно песню, в которой поэт, тронутый чем-то высоким, необычным и удивления достойным, предметом, с которым связаны общечеловеческие, национальные или общественные интересы, выражает свои чувства огненным словом, убранным во все средства картинности, экспрессии и мелодичности».

Признаки оды

Выдающимся признаком оды являются приподнятое настроение, смелый, неудержимый полет фантазии, пылкое чувство воодушевления и приспособленная к этому поэтическая форма выражения мыслей. Темы для прославления и возвеличивания берет хвалебная песня из сферы высоких идеалов, порывов, желаний и соревнований человека. Воля, продвижение человечества, любовь к родному краю, борьба за осуществление в жизни высоких кликов свободы, правды и братства, идеальные намерения и соревнования, героические дела и подвиги, непобедимая сила песни - все это может дать повод к подъему духа. И все это может быть прославленным в оде.

История

Ода - это жанр литературы, основоположником которого стал древнегреческий поэт Пиндар (IV в. до н. э.), который был автором ряда хвалебных песен в честь богов, побед греков в войнах и на Олимпийских играх. Его хвалебные стихи имели строгую метрическую форму и композицию (строфа - антистрофа - эпод). Римский лирик Гораций, который жил в IV веке до нашей эры, составлял оды в честь Венеры, Вакха, а также императора Августа Октавиана. В эпоху Возрождения самым известным слагателем од стал француз П. Ронсар (середина XVI в). Его оды воспевали природу, которая приносила радость и покой людям («К ручью Беллеры»). Некоторые оды Ронсара были написаны в честь любви. Это ода женщине («Мой друг, повели, чтобы жить удобнее»).

Теория жанра оды

Ода - это жанр, который развился рядом с панегирическими произведениями, прежде всего гимном и дифирамбами. Эти произведения должны были сопровождаться игрой на музыкальных инструментах (арфе, кифаре и др.) и танцами.

Каноническую жанровую структуру произведения, в котором отчетливо доминируют гражданские мотивы, ода приобрела в творчестве Малерба, одного из родоначальников французского классицизма. Оды Малерба (начало XVII в.) защищали незыблемость принципов абсолютистской государственности, восхваляли монарха и его родню, высших сановников и полководцев.

Свое теоретическое обоснование хвалебная песня получила в стихотворном трактате Н. Буало «Поэтическое искусство». Наряду с трагедией ода - это литературный жанр, который причислялся к высоким. Н. Буало сформулировал правила написания од, касающиеся языка, метрики, общей поэтической тональности. Композиционно хвалебная песнь начинается с запева, далее следует изложение «материи благородной и важной», куда входят и различные эпизоды, и отступления, и так называемый лирический беспорядок («перескакивание» поэта с одного мотива на другой), а завершается ода окончанием. По мнению Н. Буало, ода умела своей государственной торжественностью трогать воображение читателя.

Выдающимися одописцами в литературе XVIII века были М. Ж. Шенье, Лебрен-Пиндар (Франция), Клопшток, Шиллер (Германия), Ломоносов, Кантемир, Тредиаковский (Россия). Последний ввел термин «ода» в русской поэзии. В эпоху романтизма хвалебная песня занимала значительное место в творчестве Байрона («Ода авторам билля против разрушителей станков»), Шелли, Кюхельбекера.

В литературе XX века ода встречается крайне редко. В качестве примеров стоит вспомнить «Оду библиотеке» С. Крыжановского, его же цикл «Оды» («Оду в честь дерева», «Оду человеку», «Оду скорости»), «Оду языку человеческому» И. Муратова, «Оду революции» В. Маяковского, «Оду совести» И. Драча.

Дорогие наши Богини!
Мы с вами уже много раз говорили о том, как важно любить, ценить и хвалить себя…

И сегодня мы предлагаем вам такое интересное, полезное и творческое задание – написать о себе хвалебную оду. В которой воспеть все свои достоинства, прелести и неотразимую женскую красоту!

Концентрируя внимание на своих достоинствах, мы помогаем самим себе увидеть в себе то хорошее, что есть в нас, разглядеть свой потенциал, повысить самооценку и просто получить хорошее настроение!

В каждой из нас есть невероятно большое количество замечательных качеств и умений! Давайте признавать это в себе и ценить, не для развития гордости и гордыни, а для того, чтобы использовать их на благо себе и окружающим людям!

И для примера выкладываем для вас отрывки из нескольких од в разных жанрах.

Вы можете выбрать, как вам приятнее писать о себе – в стиле хокку, четверостишиями или прозой… Главное, чтобы это было искренне и от Души!

Творческого полета вам и вдохновения!!!

Отрывок из “Японской оды”

Не стоит ли воспеть себя?!
Давно уж время подошло!
Что ж, воспеваю….
Вокруг я слышу о себе,
Что мудрости не занимать,
А равно женской красоты.

Еще мне часто говорят
О доброте моей ко всем.
Пора признать, что это так!
Не зря со всех сторон кричат:
«Удачи ей не занимать!»

Да, я готова согласиться.
Внимательна к чужим печалям,
Друзья делиться ими рады,
Находят счастье в утешение.
Я с благодарностью взираю
На мир с утра до поздней ночи.
И он меня благодарит!

Глупцы считают, что с годами идет потеря сил.
Обратное мы наблюдаем у сильных духом.

Я – такая.
Любить умею я.
Взаимно.
Что может быть любви прекрасней?
Я верю в то, о чем сказала.
Надеюсь, согласится каждый,
Что это – истинная правда!

Отрывок из “Ода себе”

Я есть волшебное созданье!
Талантов и красы не счесть!
Скажу спасибо мирозданью
За то, что я такая есть!!!
За то, что есть вот это тело -
Достоинств чистый образец.
Прекрасней не возможно сделать!
Благодарю Тебя, Творец!!!

Отрывок из оды “Я – большая ценность”

Мы все имеем ценность для этого мира. Я – очень большая ценность.
Мы все – очень разные и не похожи на других. Я – чувствую в себе свою уникальность.

Кто-то выращивает сына и строит дом. Я уже посадила не одно дерево – и это только начало.

Некоторые, начав свой бег, не могут ни на секунду сойти с дистанции. Я могу, чтобы спокойно оглянуться со всех сторон и здраво поразмыслить.

О человеке судят по друзьям. У меня их много. И все они – прекрасны. Мужчины и женщины.

Многие умеют жить только в будущем или только в прошлом. Я живу в настоящем, но при этом мне хватает храбрости помнить о прошлом и здравомыслия составлять планы на будущее.
Я уверена, что моя жизнь – достойна!

Я желаю вам счастья и любви!

Оды хвалебные

Торжественные стихотворения для хора - оды - слагали в Древней Греции более двух с половиной тысячелетий назад. Нередко писали их по заказу и за определенную плату, воспевая значительное событие или выдающуюся личность. Обычны в одах ссылки на богов и героев.

На Руси первым сочинителем од был Симеон Полоцкий, белорус, в миру Пиотровский-Ситнянович (1629–1680). Во время Русско-шведской войны царь Алексей Михайлович прибыл в Полоцк, и монах Богоявленского монастыря учитель приходской школы Симеон прочел ему свои стихи. Позже довелось поэту выступать в Кремле перед царем, а когда Полоцк стал польским, Симеон переехал в Россию.

Ему доверили воспитание и образование царевича Федора и царевны Софьи. Его оды в честь Алексея Михайловича пользовались большим успехом. Он славил царя как освободителя православного белорусского народа, впервые с позиций геральдики называя его орлом. Симеон в поэме «Орел Российский» сравнил царя с солнцем (до этого считалось, что великое светило сопоставимо только с Богом).

Симеон Полоцкий писал оды, пьесы, духовные песнопения, богословские трактаты, выстраивал стихи в причудливые формы (в виде звезды, креста). Написал первый на Руси гигантский цикл просветительных и назидательных стихотворений «Ветроград многоцветный», который так и остался неопубликованным. Мироздание Симеон представлял по канонам Средневековья, отвергая научные данные. Суеверия обличал беспощадно.

Он был инициатором создания Славяно-греко-латинской Академии - первого высшего учебного заведения в Московском царстве, которое взрастило нашего великого ученого и поэта.

Рифмованными стихами Симеон Полоцкий перевел Псалтырь. По этой книге юный Михаил Ломоносов совершенствовался в чтении, учился сочинять стихи. «Псалтырь рифмотворная» многие годы служила пособием для обучения детей грамоте.

«Стихотворные произведения Симеона Ситиановича, - полагал историк Н.И. Костомаров, - писаны силлабическими рифмованными стихами и лишены поэтического достоинства». Однако в свое время они производили сильное впечатление на читателей и слушателей. После него стали слагать торжественные оды Сильвестр Медведев и Карион Истомин.

В юности Ломоносова наиболее знаменитым создателем од был Василий Кириллович Тредиаковский. Подобно древним, он помимо хвалебных сочинял и нравоучительные оды. Например, «Строфы похвальные поселянскому житию», которые в наше время звучат отчасти злободневно, а отчасти комично:

Счастлив! В мире без сует живущий,

Как в златый век, да и без врагов;

Плугом отчески поля орущий,

А к тому ж без всяких и долгов…

Подобную оду избрал Михаил Ломоносов для своего первого крупного сочинения, направленного в Петербургскую Академию наук в виде отчета о своих успехах в поэтике: «Ода, которую сочинил господин Франциск де Салиньяк де ля Мотта Фенелон, архиепископ дюк Камбрейский, священныя Римския империи принц».

Стихотворение переведено четырехстопным хореем: 14 строф по 10 строк. Судя по всему, Ломоносов подражал «Оде торжественной о сдаче города Гданьска, 1731 года» Тредиаковского, начинавшейся так:

Кое странное пианство

К пению мой глас бодрит!

Вы, парнасское убранство,

Музы! ум не вас ли зрит…

(Пианство - пьянство, опьянение.) У Ломоносова:

Горы толь что дерзновенно

Взносите верьхи к звездам,

Льдом покрыты беспременно,

Нерушим столп небесам…

Когда читаешь это стихотворение, складывается впечатление, что Ломоносов не утомлял себя работой над текстом. А через год:

Восторг внезапный ум пленил,

Ведет на верьх горы высокой;

Где ветр в лесах шуметь забыл;

В долине тишина глубокой…

Горные вершины

Спят во тьме ночной;

Тихие долины

Полны свежей мглой;

Не пылит дорога,

Не дрожат листы…

Подожди немного,

Отдохнешь и ты.

Так сказывается в поэзии веяние времени. Один язык, а разница огромная. Во времена Ломоносова серьезным поводам слагали громоздкие многословные вирши, порой нарочито тяжеловесные. Позже стало очевидно, что на русском языке можно писать просто, складно и певуче на любые темы.

Ломоносову пришлась по душе ода, воспевающая величие и безмятежную красоту природы, в отличие от алчного, похотливого, суетного и жестокого мира людей.

Первую хвалебную оду Михаила Ломоносова - на взятие Хотина - мы уже упоминали. Она написана энергично, неожиданным слогом. Как вспоминал Якоб Штелин, академик элоквенции (красноречия, ораторского искусства), обычно писавший торжественные оды, «мы были очень удивлены таким, еще не бывалым в русском языке размером стихов… Все читали ее, удивляясь новому размеру».

Не только форма, но и содержание поэмы заслуживало внимания. Конечно, была отдана дань прославления царицы Анны Иоанновны:

Россия, коль счастлива ты

Под сильным Анниным Покровом!

Какие видишь красоты

При сем торжествованьи новом!

Однако главными Героями (именно так, с заглавной буквы) стали два великих правителя России, широко раздвинувшие ее пределы и открывшие выход державы к Тихому океану, Каспийскому и Балтийскому морям, - Иван IV Грозный и Петр Великий. Они являются из облаков под сверкание молний и грохот громов:

Герою молвил тут Герой:

«Не тщетно я с тобой трудился,

Не тщетен подвиг мой и твой,

Чтоб Россов целый свет страшился.

Чрез нас предел наш стал широк

На север, запад и восток,

На юге Анна торжествует…

Сопоставлять государственные деяния двух великих царей и Анны Иоанновны, безусловно, допустимо лишь по необходимости. На то и торжественная ода «по случаю». Однако с четырьмя следующими хвалебными одами вышел, можно сказать, конфуз.

Михаил Васильевич писал их оперативно и вряд ли с большим душевным подъемом. Первая посвящалась дню рождения Ивана VI (Иоанна) Антоновича (1740–1764): «Всепресветлейшего, державнейшего великого государя Иоанна Третьего, императора и самодержца всероссийского, 1741 года августа 12 дня веселящаяся Россия превозносит».

Странно, что Иван Антонович назван Третьим, тогда как в русской истории таковым был дед Ивана IV Грозного великий князь Московский Иван Васильевич. По-видимому, как только Иван Антонович был свергнут и о нем запрещено было упоминать, пришлось присвоить ему столь странный титульный номер. Хотя если первым российским императором считать Ивана Грозного, то третьим получится Иван Антонович.

Иные фрагменты оной оды подобны пародии: «Земля, пусти таки цветочки/ Сдивиться Флоре чтоб самой; / Жемчуга б чище их листочки, / И злато б ниже тех ценой…» Но есть и сильные строки, вовсе не хвалебные:

Проклята гордость, злоба, дерзость

В чудовище одно срослись:

Высоко имя скрыло мерзость,

Слепой талант пустил взнестись!

Велит себе в неволю славить,

Престол себе над звезды ставить,

Превысить хочет вышнюю власть,

На мой живот уж зубы скалит:

Злодейства кто его не хвалит,

Погрязнет скоро в мрачну пасть.

О ком это? Нечистый, дьявол? А не намек ли на немецкого пришельца Эрнста Иоганна Бирона, обретшего при Анне Иоанновне почти неограниченную власть? Бироновщина стала именем нарицательным. Умирая, Анна назначила наследником престола недавно родившегося внука своей сестры Ивана Антоновича, а регентом - своего фаворита Бирона (в ноябре того лее года его свергли в результате дворцового переворота).

Вскоре появилась ода «Первые трофеи Его Величества Иоанна III, императора и самодержца всероссийского, через преславную над шведами победу августа 23 дня 1741 года в Финляндии поставленные… в торжественной оде изображенные от всеподданнейшего раба Михайла Ломоносова».

В этом сочинении наиболее ценен, на мой взгляд, эпиграф из Горация:

…Сохраним же бодрость,

Твердую душу поставим против ударов.

…Читая оды Ломоносова этого периода, невольно переходишь на иронический тон. Наш великан - физически, духовно, интеллектуально - славословит младенцу, упоминает «Иоаннов меч», нагретый во вражеской крови. А воспеваемому самодержцу исполнилось всего лишь годик.

Если бы Михаил Васильевич обладал сверхъестественными (как теперь наукообразно говорят - экстрасенсорными) способностями, не слагал бы он оды в честь этого несчастного малыша. Ивану VI суждено было стать русским вариантом французской «железной маски». Его лишили престола через несколько дней после того, как появилась упомянутая ода в его честь.

Увы, таков удел поэта, слагающего хвалебные строфы на скоротечные события. Михаил Васильевич мало интересовался дворцовыми интригами. Он старался в меру своих возможностей повлиять на правителей, напоминая им о великих предках, прославивших Россию. И не к младенцу Иоанну он обращался, а к лицам, обладавшим властью.

В феврале 1742 года Елизавета Петровна объявила о назначении наследником престола своего племянника Карла Петра Ульриха (Петра Федоровича). Последовала хвалебная ода Ломоносова в его честь. И тут есть высказывания чрезмерно и, пожалуй, искусственно восторженные, не без явных преувеличений: «Цветет в России красный рай», «Млеком и медом напоены, / Тучнеют влажны берега». Можно ли воспринимать всерьез такую картину рая: молочные реки в кисельных берегах!

Впрочем, если сопоставлять эти строфы с одами других поэтов той поры, то станет понятным мнение профессионального литературоведа Евгения Лебедева. Он привел строфу:

Млеком и медом напоены,

Тучнеют влажны берега,

И, ясным солнцем освещены,

Смеются злачные луга.

С полудня веет дух смиренный

Чрез плод земли благословенный,

Утих свирепый вихр в морях,

Владеет тишина полями,

Спокойствие царит в градах,

И мир простерся над водами.

И дал высокую оценку: «Потрясающие, роскошные стихи!»

Вне исторического контекста впечатление иное. Они действительно исполнены в чеканном стиле торжественной оды того времени. Но создается впечатление, что автор, знавший толк в юморе и сатире, вряд ли с полнейшей серьезностью относился к столь явным перехлестам. Вспоминается начало книги Бытия: «…и Дух Божий носился над водою».

Возможно, речь шла о начале нового цикла творения державы Российской. После бироновщины хотелось надеяться на подъем русского национального духа. Увы, этого не произошло.

Не проявил политической проницательности Ломоносов и в декабре того же года, приветствуя прибытие Елизаветы Петровны из Москвы в Санкт-Петербург после коронации. Он воспел победы России над Швецией, а дипломатические маневры Елизаветы требовали демонстрации дружеских отношений с этой страной.

Данную оду напечатали только через 9 лет, когда политическая ситуация изменилась. В ней трудно обнаружить поэтические красоты, хотя поводы для иронии есть. Обращаясь к Елизавете, он восклицает:

Твой слух пленил и тех людей,

Что странствуют среди зверей;

Что с лютыми пасутся львами,

За честь твою восстанут с нами.

И кто же из людей пасутся с лютыми львами?!

Поэт воздает хвалу императрице загодя, когда она еще не свершила славных деяний. Хотя в оде сквозит радостная мысль, что наконец-то императрицей стала дочь Петра Великого, русская (пусть и наполовину).

Подобные сочинения были, на мой взгляд, отчасти вымучены Ломоносовым; они входили в его обязанности как сотрудника Петербургской Императорской Академии наук. Как только представилась возможность выразить свои искренние чувства и мысли, он создал в 1747 году великолепную оду. Она не столько хвалебная, сколько социально нацеленная, посвященная науке и просвещению. О ней - позже.

Дорогие наши Богини!
Мы с вами уже много раз говорили о том, как важно любить, ценить и хвалить себя…

И сегодня мы предлагаем вам такое интересное, полезное и творческое задание – написать о себе хвалебную оду. В которой воспеть все свои достоинства, прелести и неотразимую женскую красоту!

Концентрируя внимание на своих достоинствах, мы помогаем самим себе увидеть в себе то хорошее, что есть в нас, разглядеть свой потенциал, повысить самооценку и просто получить хорошее настроение!

В каждой из нас есть невероятно большое количество замечательных качеств и умений! Давайте признавать это в себе и ценить, не для развития гордости и гордыни, а для того, чтобы использовать их на благо себе и окружающим людям!

И для примера выкладываем для вас отрывки из нескольких од в разных жанрах.

Вы можете выбрать, как вам приятнее писать о себе – в стиле хокку, четверостишиями или прозой… Главное, чтобы это было искренне и от Души!

Творческого полета вам и вдохновения!!!

Отрывок из "Японской оды”

Не стоит ли воспеть себя?!
Давно уж время подошло!
Что ж, воспеваю….
Вокруг я слышу о себе,
Что мудрости не занимать,
А равно женской красоты.

Еще мне часто говорят
О доброте моей ко всем.
Пора признать, что это так!
Не зря со всех сторон кричат:
«Удачи ей не занимать!»

Да, я готова согласиться.
Внимательна к чужим печалям,
Друзья делиться ими рады,
Находят счастье в утешение.
Я с благодарностью взираю
На мир с утра до поздней ночи.
И он меня благодарит!

Глупцы считают, что с годами идет потеря сил.
Обратное мы наблюдаем у сильных духом.

Я – такая.
Любить умею я.
Взаимно.
Что может быть любви прекрасней?
Я верю в то, о чем сказала.
Надеюсь, согласится каждый,
Что это – истинная правда!

Отрывок из "Ода себе”

Я есть волшебное созданье!
Талантов и красы не счесть!
Скажу спасибо мирозданью
За то, что я такая есть!!!
За то, что есть вот это тело -
Достоинств чистый образец.
Прекрасней не возможно сделать!
Благодарю Тебя, Творец!!!

Отрывок из оды "Я – большая ценность”

Мы все имеем ценность для этого мира. Я – очень большая ценность.
Мы все – очень разные и не похожи на других. Я – чувствую в себе свою уникальность.

Кто-то выращивает сына и строит дом. Я уже посадила не одно дерево – и это только начало.

Некоторые, начав свой бег, не могут ни на секунду сойти с дистанции. Я могу, чтобы спокойно оглянуться со всех сторон и здраво поразмыслить.

О человеке судят по друзьям. У меня их много. И все они – прекрасны. Мужчины и женщины.

Многие умеют жить только в будущем или только в прошлом. Я живу в настоящем, но при этом мне хватает храбрости помнить о прошлом и здравомыслия составлять планы на будущее.
Я уверена, что моя жизнь – достойна!

Я желаю вам счастья и любви!

(с) Юлия Судакова