/ / / Анализ стихотворения Бунина «Вечер»

Стихотворение «Вечер» И. Бунин написал в 1903 году, в период, когда имел возможность путешествовать. Возможно, именно осуществление давней мечты о путешествиях подтолкнуло поэта к раздумьям о счастье, что и является темой произведения. Автор хочет показать, что счастье есть повсюду, оно скрывается за простыми вещами, но распознать его может только «знающий». Стихотворение относится к пейзажно-философской лирике, чем определяется и система образов, состоящая из лирического героя, традиционных образов-символов природы и абстрактного образа счастья.

Уже в первых строках привлекают внимание пейзажные образы-символы осени и вечера. Не удивительно, что автор выбрал именно такой фон для своего творения. Осень – это пора, которая замедляет ритм жизни, заставляя задуматься о главном, а вечер – время спокойствия, когда человек расслабляется, остается один на один со своими мыслями. Вот в такие моменты и задумываешься о вечном, например, о счастье. Последнее ¬– ключевой образ-лейтмотив, тоненькой ниточкой протянутый через каждую строчку.

Лирический герой «Вечера» сплетается с образом автора. Это человек, который погряз в работе, но писк птички отрывает его «усталый взгляд» от книги. Как раз в этот момент, созерцая простую красоту осеннего вечера в деревне, герой понимает, что счастлив. Он осознает, что для счастья нужно совсем мало, достаточно лишь научиться находить его в окружающем тебя мире.

Пейзаж, созданный И. Буниным, гармонично дополняет тему счастья. От картин природы веет идиллией и радостью. Такого эффекта поэт достигает использованием эпитетов («сад осенний», «бездонное небо», «белый край»), метафор (воздух, льющийся в окно», «встает, сияет облако»). Художественных средств не так уж много, но этот лаконизм соответствует идейному смыслу произведения.

Несмотря на то, что за окном дома лирического героя осенний вечер, автор не раскрашивает его серыми красками, напротив он выбирает пастельную, сияющую палитру с белыми вкраплениями облаков. Он наполняет пейзаж приятными деревенскими звуками (пение птички, гул молотилки). А по этой пейзажной зарисовке повсюду разбрызгано счастье: о нем вспоминается почти в каждой строфе стихотворения «Вечер».

Для воплощения своих раздумий И. Бунин выбрал классическую форму сонета (2 катрена и 2 терцета). Первые две строфы автор посвятил природе и ненавязчивым мыслям о счастье. В 6-ти последних строках плавно переводит внимание на лирического героя. Он ставит точку в полете мыслей: «Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне». Но именно эта точка стает отправной для размышлений читателя.

Стихотворение написано ямбом, чередующимся с пиррихием. Строки «Вечера» разностопные (сочетание шести и пятистопных), рифма перекрестная. Такое строение произведения придает ритму плавности и легкости, побуждает читателя к собственным философским рассуждениям. Этому способствует и интонационный рисунок. В «Вечере» нет вопросительных или восклицательных предложений, зато есть предложения с многоточием, останавливают читателя, дабы тот поразмышлял вместе с автором, поискал вместе с ним счастье.

И.А. Бунин "Вечер"

2. Дата создания.

4. Идея произведения, основная мысль.

Поэт поднимает в стихотворении проблему счастья.

Мы замечаем счастье, только когда оно исчезает, а на самом же деле, оно кроется в простых вещах, в том, что мы способны видеть и слышать, замечать красоту природы и прелесть мимолетных мгновений. Иногда для счастья нужно всего лишь поднять глаза, отвлечься от дел и наслаждаться тем, что нас окружает.

5. Средства художественной выразительности.

Цветопись: "легким белым краем".

Эпитеты: "чистый воздух, льющийся в окно", "в бездонном небе", "усталый взгляд"

Звукопись: "пискнула и села на подоконник птичка", "Гул молотилки слышен на гумне..."

Метафоры: "легким белым краем встает, сияет облако"

Анафора: "сад осенний за сараем", "В бездонном небе легким белым краем", "Мы мало видим, знаем"

Повторы: "О счастье мы всегда лишь вспоминаем, а счастье всюду"

6. Это не конец, продолжение ниже.

Полезный материал по теме

Особенности жанра композиции.

Написано в форме сонета, имеет эпическое и лирическое начало, относится к философской лирике Бунина.

7. Образ лирического героя.

Произведение Бунина "Вечер" написано в виде неспешного философского размышления на вопрос, что такое счастье?

В самом начале повествовательного рассуждения автор выделяет мысль о том, что для большинства людей счастье является всего лишь воспоминанием. Параллельно с этим Бунин хочет показать, что на самом деле счастье никогда не покидает нас и всегда находится рядом. Оно выражается в чистом воздухе, бездонном небе, пении птиц, все это стоит лишь слышать и видеть.

Конец дня придает некоторую усталость герою и он, чтобы увидеть малую долю счастья отводит усталый взгляд на птичку, севшую на подоконник. В этих строчках заложен смысл того, что каждый человек способен сам для себя создавать такие условия, которые дадут возможность испытывать счастье сиюминутно.

На ощущение удовлетворенности влияет величина желаемого человеком. Бунин даёт понять, что поддержание гармоничного баланса между душой и телом доступно всем без исключения. Важно уметь испытывать радость каждого нового дня. Поэт сожалеет, что мы слишком мало видим и знаем, а счастье дано лишь знающим.

Лирический герой полностью погружается в красоту природы. Он любуется движением сияющего облака. Испытывает неподдельную радость к саду и воздуху. Явления природы насыщают его душевное состояние, позволяют испытывать эмоции. Вторая половина дня у многих вызывает чувство усталости, такое же состояние испытывает и герой произведения. Но он борется с этим с помощью самого простого, всего того, что доступно каждому.

Умиротворением и безмятежностью насыщается концовка стихотворения. Это ощущение возникает засчет конечного прилагательного употребленного в краткой форме "счастлив". Глаголы, которые характеризуют визуальное и аудиальное восприятие человека (вижу, слышу, знаю) говорят о том, что человек постиг своими органами чувств всю красоту окружающего мира. Этот великий дар дан человеку, чтобы он умел ценить каждую минуту своей жизни.

Звучание стихотворения в спокойной манере имеет связь с простым и ясным изложением. Волнение возникает только в последней строке засчет признания автором того, что он полностью счастлив.

Подробный анализ

Произведение представляет собой стихотворение, относящееся к пейзажной лирике поэта с элементами философии, рассматривающей в качестве основной темы проблему человеческого счастья.

Композиционная структура стихотворения состоит из четырех частей, в которых в образе лирического героя поэт пытается понять в чем заключает ощущение счастья.

Образ лирического героя поэт описывает в изображении сельского пейзажа, звучание и аромат которого слышит и наблюдает герой, погружаясь в размышления о счастье. Персонаж представляется поэтом уставшим и страдающим от своей одинокой жизни, передавая собственные чувства и переживания белому бумажному листу, при этом наслаждаясь чистотой и красотой ночного воздуха, вглядываясь в опустевшее небо и прислушиваясь к далекому гулу молотилки.

Отличительной особенностью стихотворения является применение поэтом различных приемов стихосложения, выраженных в первой строфе стихов в виде четверостишья, при этом следующие три строфы состоят из трех строк. Кроме того, стихотворение написано в пятистопном ямбе, сочетающемся с перекрестной рифмовкой и чередованием женских и мужских рифм, использующих пиррихий (стихотворная стопа из двух слогов). Однако стилевое содержание стихотворения заключается в простоте изложения с включением лишь небольшого числа тропов. Применение данных литературных приемов и средств позволяет наполнить содержание произведения оригинальным ритмом и плавным фразам.

Яркой иллюстрацией выразительных средств произведения является авторское использование художественных средств в виде эпитетов, метафор, сравнений, подчеркнутых чередой инверсий, заключающихся в прямом порядке слов и фраз, а также делающих акцент на короткие и длинные стихотворные строки.

Повествование произведение осуществляется путем развития антитезы об авторских сожалениях кратковременности счастливых моментов жизни, в которые человек не осознает ощущение счастья, а вспоминает о них лишь после их окончания.

В финале стихотворения поэтом делается вывод о предоставленной жизнью возможности для человека ежесекундно ощущать счастливые и неповторимые моменты, которые повсюду сопровождают людей, наделенных судьбой способностью чувствовать, любить и благодарить. Лирический герой уверен в значении внутреннего мира человека, богатого и многогранного, наполненного многочисленными источниками ощущения счастья.

Анализ стихотворения Вечер по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения У камина Фета

    Идеальным источником вдохновения, объектом для создания романтических образов, достижения наивысшего душевного покоя и наслаждения в творчестве А. А. Фета становится погружение в мир природы.

    Произведение по жанровой направленности относится к гражданской лирике поэта и в качестве основной тематики рассматривает трагическую судьбу творческой личности, живущей в страшную и жестокую сталинскую эпоху.

Стихотворение «Вечер» написано в 1909 году. Произведение является примером пейзажной лирики, хотя пейзаж в стихотворении не главный, он лишь толчок к внутренним размышлениям лирического героя. Присутствует элемент сюжета – читатель понимает, что лирический герой находится в своем поместье. Он в кабинете, погружен в собственные мысли… и вдруг его взгляд устремляется в окно. И мысли приобретают совершенно другое направление.

В начале стихотворения читатель наталкивается на антитезу: автор сожалеет, что о счастье мы только вспоминаем, тогда как оно вокруг нас. Весь дальнейший ход произведения доказывает и развивает начальную мысль героя. Великолепный осенний пейзаж за окном помогает нам это осознать, а героя вдохновляет на мысли о высоком предназначении человека.

Анализ стихотворения Бунина "Вечер"

Композиционно стихотворение Бунина разделено на антитезис, тезис, последующие три части и финальный вывод. Лирический герой пытается утвердиться в мысли, что счастье вокруг нас («всюду»). Не следует гоняться за ним по далеким «заморским странам», стоит лишь поднять глаза к небу и вот оно, – в чистом, льющемся из окна воздухе, в осеннем саду…

Наблюдая за невесомым белым облачком, герой переключается на другую мысль: человек знает и видит слишком мало, а познать счастье дано лишь знающему. Что автор хочет этим сказать? Какая связь между знанием и счастьем? К ответу на этот вопрос Бунин подводит нас лишь к концу стихотворения.

Далее взгляд героя привлекает севшая на окно птичка. Его усталые от книг глаза отдыхают, размышления растворяются в картинах природы: в опустевшем небе, далеком гуле молотилки. Лирический герой наполняется истинным покоем и умиротворением. И в этот момент ему открывается главный для всего стихотворения вывод: все в нем самом. Он слышит, он видит, следовательно, – он счастлив.

Здесь открывается смысл загадочной фразы героя о том, что счастье дается лишь знающему. Знающему о том, что все в нем самом – в человеке. Человек слышит, видит, он – неотъемлемая составляющая Божественной силы и пребывает рядом с ней. Разве этого недостаточно? Ведь все остальное – суета, прах, слабые измышления не желающего познать Истину человека. Эта мысль является основным итогом лирических размышлений героя, а вместе с ним и автора.

Чтобы усилить эту мысль, автор стихотворения прибегает к приемам художественной выразительности. Произведение написано обычным языком, оно содержит небольшое число тропов. Передавая прелесть осеннего вечера и соответствующее состояние героя, автор прибегает к эпитетам («чистый воздух»), метафорам («встает, сияет облако») и сравнениям («легким белым краем встает»).

Анализируя стихотворение «Вечер», находим чередование инверсии и прямого порядка слов, в результате создается оригинальный ритм, способный передать неровный ход мыслей главного героя: из плавного он сбивается на учащенный. Это же ощущение усиливается чередованием коротких и длинных строк в произведении. Размер «Вечера» – пятистопный ямб с пиррихиями, что, в свою очередь, придает стихотворению плавности.

Мы живем, мы имеем возможность слышать, видеть, чувствовать. В этом – величайшее счастье, в этом смысл нашей жизни. Каждый день жизни следует принимать, как подарок: пользуйтесь, наслаждайтесь и благодарите за все. Человек наделен душой, способной чувствовать, – вот самое большое на Земле чудо! Именно такое настроение возникает, именно к таким выводам подталкивает прочтение и анализ стихотворения "Вечер".

Иван Бунин

Вечер

О счастье мы всегда лишь вспоминаем,
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело,
Гул молотилки слышен на гумне...
Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.

Анализ стихотворения «Вечер»

Стихотворение «Вечер», написанное Буниным в 1909 году, относится к жанру пейзажно-философской лирики. В нём поэт рассуждает о счастье в окружении классической деревенской природы.

Развитие темы происходит линейно. Форма стихотворения представляет собой сонет из двух катренов и двух терцетов.

В первой строфе автор устанавливает проблему и намечает предполагаемые пути её решения, во второй – тема получает своё развитие, а проблема – объяснение, в третьей – делается окончательный вывод о том, что же делает человека счастливым.

В начале произведения лирический герой представляет счастье в рамках его общечеловеческого восприятия – как воспоминание, как мечту о счастье, а не реальное ощущение. И тут же взгляд автора уходит в открытое окно, где он видит горизонталь осеннего сада и вертикаль бездонного неба с сияющим белым облаком. Осознание красоты окружающей природы приводит лирического героя к мысли о том, что люди слишком мало видят и знают, «а счастье только знающим дано». Влетевшая в открытое окно птица отвлекает внимание поэта от книг. Он замечает, что день клонится к вечеру, а от белого облака уже давно не осталось и следа. Пустое небо и доносящиеся издалека звуки молотилки через зрительные и звуковые ощущения входят в душу лирического героя, наполняя её счастьем. Вывод оказывается простым: счастье – это понимание красоты окружающего мира, счастье – это восприятие и принятие естественной составляющей жизни внутри себя.

Ведущим приёмом организации текста является упорядоченное перечисление однородных членов («сад», «воздух», «облако»), усиливающееся к концу произведения («Я вижу, слышу, счастлив»).

Александра Ивановича Куприна, чудесного мастера художественного слова, гуманиста и правдоискателя, с неменьшим основанием можно назвать певцом возвышенной любви. Перелистывая страницы его произведений, читатель окунается в удивительный мир его героев. Все они очень разные, но в них есть что-то, что заставляет сопереживать им, радоваться и огорчаться вместе с ними. Протестуя против пошлости и цинизма буржуазного общества, продажных чувств, проявлений "зоологических" инстинктов, писатель ищет удивительные по красоте и силе примеры идеальной любви, то отправляясь для этого в глубину веков, то заб

Идейные искания Толстого в 50-60-е годы нашли отражение и в его педагогической деятельности. Около трех лет, начиная с 1859 г., писатель занимается с крестьянскими детьми в открытой им Яснополянской школе. В 1862-1863 гг. Толстой издает педагогический журнал «Ясная Поляна», где публикует несколько статей на педагогические темы («Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у ребят?», «Прогресс и определение образования»).Своеобразие педагогических взгляд Толстого в том, что они были связаны с общими поисками писателем идеала жизни, проблемами нравственного совершенствования.

В. Г. Белинский писал, что Лермонтов в «Песне про купца Калашникова» перенесся в историческое прошлое русской жизни, «подслушал биение его пульса... усвоил себе склад его старинной речи, простодушную суровость его нравов, богатырскую силу и широкий размет его чувства, и как будто современник этой эпохи условия ее грубой и дикой общественности, со всеми их оттенками, как будто бы никогда и не знавал о других, - и вынес из нее вымышленную быль, которая достовернее всякой действительности, несомненнее всякой истории... Поэма Лермонтова - создание мужественное, зрелое и столько же художественное

Творчество великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева - это гимн высокой, вдохновенной, поэтической любви. Достаточно вспомнить романы “Рудин”, “Дворянское гнездо”, “Накануне”, “Ася”, “Первая любовь” и многие другие произведения. Любовь, по мнению Тургенева, таинственна. “Есть такие мгновения в жизни, такие чувства... На них можно только указать - и пройти мимо”,- читаем в финале романа “Дворянское гнездо”. Вместе с тем способность любить Тургенев считал мерилом человеческой ценности. В полной мере относится это и к роману “Отцы и дети”. Что же значит любовь в жизни Базарова? Ве