Сочинение

«Прощание с Матерой» было написано в 1976 году, и уже через год ее опубликовали в журнале «Наш современник». Повесть сразу же привлекла к себе внимание, так как она поднимала как актуальные проблемы своего времени, так и вечные вопросы существования человека. Это и проблема экологических последствий научно-технического прогресса, наступление «городского» уклада жизни на немногие оставшиеся уголки «деревенского», нетронутого цивилизацией, быта людей.

В повести раскрываются и вечные проблемы: отношений поколений, жизни и смерти, памяти, поиска смысла человеческого существования, совести, любви к Родине.

В небольшом по объему произведении Распутин сумел показать нам глобальные проблемы человеческого существования на земле и в обществе. Он показал различия городского и деревенского укладов жизни, разрушение традиций молодым поколением, отношение народа к власти.

В повести экологическая проблема сплетается со многими другими. Но именно с нее и начинает разворачиваться клубок нравственно-философских размышлений героев. Наука и техника добрались до глухого сибирского села и требуют, чтобы оно вообще было стерто с лица земли. Все мы понимаем, что затопление Матеры объясняется целями, направленными на улучшение благосостояния всего народа. На Ангаре создается ГЭС, которая будет вырабатывать электроэнергию для всей страны. Но при этом река разольется, затопит многие пойменные луга, земли, здесь изменится экологическая обстановка.

С другой стороны, переселение с острова, который затопится, в новые необжитые места — трагедия для старожилов деревни. И не только потому, что в городе все чужое, непривычное, но и потому, что на этом острове придется оставить «на потопление» могилы предков. На глазах у героев начинают разорять могилы, сжигать кресты, так объясняя это: «Вы знаете, на этом месте разольется море, пойдут большие пароходы, поедут люди. Туристы и интуристы поедут. А тут плавают ваши кресты».

«Административные люди» не понимают чувств жителей Матеры, для которых кладбище является «домом» ушедших на тот свет родных. Это место, где вспоминают предков, разговаривают с ними, и это то место, куда принесли бы их после смерти. Всего этого жителей Матеры лишают, да еще и на их же глазах. Люди понимают, что затопление все равно произойдет, но «можно было бы эту очистку под конец сделать, чтобы нам не видать…». Так в повести встает проблема власти и народа.

Получается, общегосударственная цель требует человеческих жертв, на первом месте стоит благо всего народа, а не отдельных личностей. Но ведь именно из отдельных людей и состоит народ. И получается, что государство, власть заботится не о членах своего общества, а о самом себе. В принципе, так всегда было и будет. Поэтому-то и возникают столкновения власти и народа. Власть хочет перенести людей, всю жизнь проживших в деревне, в городские условия. А деревенский житель не приспособлен к такой «нелегкой» жизни, где и вода, и свет, и газ есть в доме, и никуда не надо даже выходить. В квартире он чувствует свою бесполезность, свою непричастность к жизни. А ведь человек не может долгое время ощущать себя бесполезным. Не случайно дед Егор, переехавший на «квартиру», умирает там через несколько месяцев. Так его извела тоска по дому, по любимому острову, по труду.

Писатель показывает, как от поколения к поколению ослабевают связи с Матерой. Сын Дарьи Павел уже не уверен, правы ли старики в яростной защите острова, а его сын Андрей ведет с бабушкой спор о техническом прогрессе. Он не видит смысла в дальнейшем существовании острова и согласен отдать его «на электричество», отрекаясь тем самым от дома, от родины и объединяясь с «официальными лицами», для которых жители Матеры — «граждане затопленные».

Автор совсем не против прогресса, но он видит, что за ним человек теряется, его уже не видно в полный рост. Недаром Распутин выкладывает в уста Дарьи слова: «Себя вы и вовсе растеряете по дороге». Эта героиня видит, что уже не машины служат людям, а люди машинам. И что человек, гоняясь за прогрессом, очень изменился. Раньше людей было мало, совести на всех хватало, а теперь — лишь бы не забыть это слово вообще, лишь бы на словах объяснить. А люди все спешат, им некогда об этом даже задуматься.

В «Прощании с Матерой» затрагивается также проблема жизни и смерти. Для чего живет человек? Автор уверен, что человек живет ради того, чтобы подготовить жизнь новых поколений, оставить им духовный опыт. И умирает человек ради того, чтобы дать жить потомкам. Это естественный процесс природы. Люди живут полноценной жизнью, только если ощущают связь с предыдущими поколениями. Вот почему старики Матеры желают смерти сейчас, пока живут на своей земле, в своем доме, со знакомыми людьми.

Итак, мы видим, что Распутин поднимает в повести проблемы, волнующие людей во все времена. Но он только показывает их, решать эти проблемы придется нам, молодому поколению.

Другие сочинения по этому произведению

«По ком звонит колокол» В. Распутина? (по произведениям «Прощание с Матерой», «Пожар») Авторское отношение к проблематике повести В. Распутина «Прощание с Матерой» Идейно-художественные особенности повести В. Распутина «Прощание с Матерой». Образ Дарьи Пинигиной в повести Распутина «прощание с Матерой» Образы жителей Матеры (по повести В. Распутина «Прощание с Матерой») Повесть «Прощание с Матерой» Природа и человек в одном из произведений современной отечественной прозы повести (по повести В. Н. Распутина «Прощание с Матерой») Проблема памяти в повести В. Распутина «Прощание с Матерой». Проблема экологии в современной литературе по повести В. Г. Распутина «Прощание с Матерой» Проблемы культуры, природы, человека и пути их решения Проблемы экологии в одном из произведений русской литературы XX века Рецензия на повесть В. Г. Распутина «Прощание с Матерой» Роль антитезы в одном из произведений русской литературы XX века. (В. Г. Распутин. «Прощание с Матёрой».) Символика в повести В. Распутина «Прощание с Матерой» Судьбы русской деревни в литературе 1950-1980-х годов (В. Распутин "Прощание с Матерой", А. Солженицын "Матренин двор")

Тема: «А.П.Чехов «Хамелеон». Художественная деталь как средство характеристики героя»

Цели урока: познакомить учащихся с личностью А.П.Чехова, с рассказом «Хамелеон»; выявить роль художественной детали в создании образа героя; выяснить особенности стиля А.П.Чехова, мастера слова, подтекста,способного на маленькой площади емко сказать многое; учить видеть красоту, меткость чеховского слова, авторское отношение к двуличности,приспособленчеству.

1.Организационный момент.

2.Объявление темы и задач урока.

3.Слово о А.П.Чехове.

Ребята! Посмотрите на портрет и фотографию А.П.Чехова. Каким представляется вам писатель по этому снимку? (Добрый, скромный,внимательный) Об А.П.Чехове писали многие. Прекрасные воспоминания о нем оставили К.И.Чуковский и И.Бунин. Чехов родился на берегу мелкого Азовского моря в уездном городке Таганроге в 1860 году в мещанской небогатой семье. Что можно сказать о его детстве? Отец был строгий, имел лавку и требовал, чтобы сыновья по очереди сидели в лавке в качестве «хозяйского ока» И чаще всего страдал Антоша, - наблюдательный отец сразу заметил его исполнительность. Сидение в лавке ему дало раннее знание людей, сделало его взрослей, так как лавка его отца была клубом таганрогских обывателей, окрестных мужиков и монахов.Конечно, кроме лавки, помогло еще узнать людей и то, что он с 16 лет жил среди чужих, зарабатывая себе на хлеб. Помогла и профессия врача,которую он получил, поступив в Московский университет на медицинский факультет. Чуть ли не с первых курсов А.П.Чехов стал работать в земских больницах. С самых первых лет студенчества взял на свои плечи всю семью. В письме к своему двоюродному брату он писал: «Ничтожество свое сознаешь? Не всем, брат, надо быть одинаковыми.Ничтожество свое сознавай знаешь где? Перед богом, пожалуй, перед умом, красотой, природой, но не перед людьми, среди людей надо сознавать свое достоинство. Ведь ты не мошенник, честный человек? Ну и уважай во мне честного человека». Чехов больше всего любил веселиться. Чуть только у него среди его тяжелых трудов выдавался хотя бы час передышки, веселье так и било из него, и невозможно было не хохотать вместе с ним. К проказливости его тянуло всегда. Он мог сунуть московскому городовому в руки тяжелый арбуз, обмотанный толстой бумагой, и сказать с деловито озабоченным видом: «Бомба! Неси в участок, да смотри, осторожнее»; или уверить наивную до святости молодую писательницу, что его голуби с перьями кофейного цвета происходят от помеси голубя с кошкой,живущей в том же дворе, так как шерсть у этой кошки той же окраски; или нарядить хулиганом жену брата и написать ей медицинское свидетельство, что она «больна чревовещанием». И, как это бывает в сплоченных семьях, в школьных коллективах, Чехов, разговаривая с близкими, заменял их имена прозвищами. Многие из этих прозвищ прилипали к людям навсегда. Себя самого Чехов величал в своих письмах то Гудияни Янос, то граф Черномордин, то Повсекакий, то Дон Антонио, то академик Тото. Всех изумляла свобода и легкость Чехова,бьющая в нем через край могучая энергия творчества, которая воплощалась в несметное множество бесконечно разнообразных рассказов.

2.Вопросы к классу:

С какими рассказами вы уже познакомились? Какие рассказы Чехова читали?

Вы видите на доске эпиграф к нашему уроку, слова А.П.Чехова: «Краткость-сестра таланта». Как реализовался этот тезис в творчестве Чехова?

Чехов - изумительный мастер краткой, лаконичной речи, выразительного емкого штриха, словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову. Дома вы прочитали рассказ «Хамелеон». Сегодня, анализируя рассказ «Хамелеон», мы постараемся понять емкость чеховской детали, ее удивительную выразительность, будем учиться вчитываться в текст.

3.Чтение рассказа «Хамелеон» учителем.

4.Викторина с элементами анализа художественного текста.

О чем этот рассказ, тема?

(Суд над бездомной собакой)

Вспомните фамилию полицейского надзирателя.

(Очумелов)

Фамилии у Чехова все не случайные. Они «говорящие», то есть что-либо сообщают нам о носителях фамилии. О чем говорит фамилия «Очумелов»?

(Очуметь - потерять соображение, одуреть)

Какие еще говорящие фамилии есть в рассказе?

(Хрюкин - хрюкать, говорить непонятно. Сам похож на свинью).

Почему рассказ называется «Хамелеон»?

(Хамелеон - пресмыкающееся отряда ящериц, меняющее свою окраску при цветовых изменениях в окружающей среде. Человека,приспосабливающегося к обстоятельствам и извлекающего из этого выгоду,называют хамелеоном.)

Кто в рассказе хамелеон?

(Очумелов)

А.П.Чехов - мастер художественной детали. С понятием детали мы познакомились, изучая повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Давайте вспомним, что это такое? Детали мира вещей играют двойную роль у Чехова: они служат для описания быта и раскрывают переживания героев, их состояние. Есть такая деталь мира вещей и в рассказе «Хамелеон». Найдите ее. (Шинель) Как эта деталь помогает понять состояние героя?(Он ее то снимает, то надевает. Меняется его отношение к собаке в зависимости от того, чья она)

Назовите отрицательные черты, присущие полицейскому надзирателю Очумелову.

(Двуличность, приспособленчество)

Человек подчиненный, но обладающий хоть маленькой властью, часто бывает двуличен: с подчиненными он ведет себя так, с начальством -иначе, то есть превращается в хамелеона, легко меняя свои взгляды, поведение.

Какие еще детали из мира вещей помогают нам охарактеризовать Очумелова?

(Конфискованный крыжовник, узелок, новая шинель - он пользуется своей властью, но пресмыкается перед начальством)

Какие детали помогают нам охарактеризовать Хрюкина?

(Расстегнутая жилетка, окровавленный палец, полупьяное лицо)

Как речь героев помогает нам охарактеризовать их?

(Речь Очумелова - говорит короткими, неправильными предложениями: «Почему тут? Это ты зачем палец?» Использует бранные слова: «Мерзавец», «шельма», «черти», «свинья». Малообразованный. Использует просторечия, уменьшительно-ласкательные суффиксы. «Братец ихний, шустрая собачонка» - проявление лести, подобострастия.Речь Хрюкина - строит неправильные конструкции: «Я человек, который работающий», но в то же время что-то слышал о суде, законе: «Пущай мировой рассудит, этого в законе нет, нынче все равны». Просторечные слова).

Какую роль в рассказе играет городовой Елдырин?

(От его слов меняется точка зрения Очумелова - генеральская собака или бездомная собака)

Как изображается толпа? Кому она сочувствует? Над кем смеется?

(Она собралась из любопытства. Смеется над Хрюкиным. Сочувствует собаке.)

Найдите слова, подтверждающие это.

Итоги урока.

Викторина завершилась, но урок продолжается. Чехов был хорошим доктором. Никогда не смотрел на социальное положение больного. Его учитель, профессор Захарьин говорил об этом: «Врач должен быть независим не только как поэт, как художник, но и выше этого. Как деятель, которому доверяют самое дорогое - здоровье и жизнь». До наших дней сохранилась «История болезни», заполненная Чеховым.Сам доктор Чехов эти истории называл «Скорбными листами».

Попробуем и мы составить такой «Скорбный лист» на героев рассказа «Хамелеон»

«СКОРБНЫЙ ЛИСТ НА ОЧУМЕЛОВА»

Итак, какой диагноз мы поставим герою рассказа?

(Диагноз-болезнь приспособленчества, двуличности)

Какие ее симптомы показал писатель?

(Признаки: невежество, солдафонство, грубость, чинопочитание)

Можем ли мы назвать причины заболевания?

(Причины заболевания: низкий уровень воспитания, образования,культуры)

Давайте поразмышляем о лекарстве против болезни, об ее профилактике

(Лекарство против болезни: культура, самовоспитание, уважение ко всем людям независимо от чина)

Доктор Чехов лечил не только тогда, когда ездил и ходил к больным, но и теперь лечит своими рассказами, юмором. Ведь все вы знаете, что смех не только продлевает жизнь, но и лечит многие пороки. А есть ли общее между профессиями врача и писателя?Писатель Андре Моруа говорил об этом так: «И те и другие относятся к человеческим существам со страстным вниманием, и те и другие забывают о себе ради других людей». А.П.Чехов скромно предполагал, что его будут читать 6-7 лет. Прошло столетие. Чехов и сегодня один из любимейших писателей. Книги его читают, пьесы ставят в театре. На мемориальной плите в Германии, где умер Чехов, написано: «Доброму человеку и врачу, великому писателю А.П.Чехову». Встречи с другими рассказами Чехова у нас впереди.

7.Оценивание.

8.Домашнее задание.

Сочинение

(1 вариант)

А.П. Чехова по праву считают мастером художественной детали. Точно и метко подобранная деталь – свидетельство художественного таланта писателя. Яркая

деталь делает фразу более емкой. Огромна роль художественной детали в чеховском юмористическом рассказе «Хамелеон».

Полицейский надзиратель Очумелов, проходящий через базарную площадь вместе с городовым Елдыриным, одет в новую шинель, которая превращается в тексте рассказа в важную деталь, характеризующую состояние полицейского надзирателя. Например, узнав о том, что, вероятно, собака, укусившая золотых дел мастера Хрюкина, принадлежит генералу Жигалову, Очумелову становится невыносимо жарко, поэтому он говорит: «Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас как жарко!» Здесь снимаемое пальто – символ нервозности героя. Считая, что такая невзрачная собака не может быть генеральской, Очумелов вновь ругает ее: «У генерала собаки дорогие, породистые, а эта – черт знает что! Ни шерсти, ни вида… подлость одна только…» Но предположение человека из толпы о принадлежности собаки генералу теперь уже внушает Очумелову страх за те слова, которые он только что произнес. И здесь, чтобы передать настроение персонажа, автор опять использует художественную деталь. Надзиратель говорит: «Гм!.. Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто… Что-то ветром подуло… Знобит…» Здесь пальто как бы помогает герою скрыться от собственных слов. В финале произведения пальто Очумелова вновь превращается в шинель, в которую запахивается герой, продолжая свой путь по базарной площади. У Чехова нет лишних слов, и поэтому важен тот факт, что новая шинель в разговоре Очумелова превращается в пальто, то есть происходит намеренное снижение роли предмета самим героем. Действительно, новая шинель выделяет Очумелова как полицейского. Но функция пальто – иная, с помощью данной художественной детали писатель характеризует персонажа.

Следовательно, художественная деталь помогает писателю глубже проникнуть в психологию героя, а читателю увидеть изменяющееся состояние и настроение персонажа.

(2 вариант)

Художественная деталь помогает автору создать характер героя. Такой характеризующей деталью может быть говорящая фамилия, вовремя и невовремя сказанное слово героя, подмена слов, их перестановка, предмет одежды, мебели, звук, цвет, даже выбор животного, ставшего названием произведения.

Первое, что бросается в глаза – фамилия полицейского надзирателя. Почему Очумелов? Может быть, именно потому, что, очумев, растерявшись, герой произведения не знает, что ему делать, на что решиться. Следующий интересный факт, как и всегда у Чехова, завуалирован, скрыт, его не сразу увидишь. Среди первых реплик Хрюкина (тоже говорящая фамилия) есть одна особенно близкая Чехову-сатирику: «Нынче не велено кусаться!» Вроде бы речь о собаке, но и правительственной политике чуть-чуть досталось. Очумелов не поворачивается, а, как и положено военному человеку, «делает полуоборот налево» и вмешивается в происходящее. Окровавленный палец Хрюкина, поднятый вверх, «имеет вид знамения победы» человека, полупьяного золотых дел мастера Хрюкина, над собакой, белым борзым щенком с выражением тоски и ужаса в слезящихся глазах. Хрюкин обращается с собакой так, как если бы это был обидевший его человек, у которого он требует удовлетворения, морального, материального, юридического: «сорву я с тебя», «пущай мне заплатят», «ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете». Бедное животное в зависимости от того, чьим его считают, то собираются истребить как бешеную пакость, то величают нежной тварью, цуциком, собачонкой. Только ведь не только к собаке меняется отношение у Очумелова, но и к Хрюкину, которого она покусала, потому что он ей в морду тыкал цигаркой для смеха, и к предполагаемому хозяину. То Хрюкина обвиняют в том, что он сам «расковырял палец гвоздиком», чтобы «сорвать», то советуют дела этого так не оставлять, «нужно проучить», то его иначе как свиньей и болваном не называют и уже грозят ему, а не собаке. Степень волнения Очумелова отражает то надеваемая, то снимаемая новенькая шинель, так как его то знобит от волнения, то бросает в жар.

Художественная деталь в рассказе Чехова характеризует и Очумелова, и Хрюкина, и собаку. Она помогает читателю понять авторскую точку зрения, заставляет быть внимательнее.

Другие сочинения по этому произведению

Смысл названия рассказа А. П. Чехова «Хамелеон» Говорящие фамилии в рассказе Чехова «Хамелеон» Осуждение житейской пошлости и раболепия на страницах рассказов А. П. Чехова «Хамелеон» и «Злоумышленник» Роль художественной детали в рассказе А. П. Чехова "Хамелеон" (1) Значение художественного образа в рассказе «Хамелеон» Открытый урок по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон» Мастерство писателя в речевой структуре рассказа «Хамелеон» Живая картина нравов по рассказу А. П. Чехова «Хамелеон» Осмеяние домоуправства и угодничества в рассказе А. П. Чехова "Хамелеон" (4) Смысл названия рассказа Чехова «Хамелеон» Тема хамелеонства О чем рассказал Очумелов. Произведение по рассказу А. Чехова «Хамелеон» Смешное и грустное в рассказе А. П. Чехова "Хамелеон" Сатира и юмор в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон»

(1 вариант)

А.П. Чехова по праву считают мастером художественной детали. Точно и метко подобранная деталь – свидетельство художественного таланта писателя. Яркая

Деталь делает фразу более емкой. Огромна роль художественной детали в чеховском юмористическом рассказе «Хамелеон».

Полицейский надзиратель Очумелов, проходящий через базарную площадь вместе с городовым Елдыриным, одет в новую шинель, которая превращается в тексте рассказа в важную деталь, характеризующую состояние полицейского надзирателя. Например, узнав о том, что, вероятно, собака, укусившая золотых дел мастера Хрюкина, принадлежит генералу Жигалову, Очумелову становится невыносимо жарко, поэтому он говорит: «Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас как жарко!» Здесь снимаемое пальто – символ нервозности героя. Считая, что такая невзрачная собака не может быть генеральской, Очумелов вновь ругает ее: «У генерала собаки дорогие, породистые, а эта – черт знает что! Ни шерсти, ни вида… подлость одна только…» Но предположение человека из толпы о принадлежности собаки генералу теперь уже внушает Очумелову страх за те слова, которые он только что произнес. И здесь, чтобы передать настроение персонажа, автор опять использует художественную деталь. Надзиратель говорит: «Гм!.. Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто… Что-то ветром подуло… Знобит…» Здесь пальто как бы помогает герою скрыться от собственных слов. В финале произведения пальто Очумелова вновь превращается в шинель, в которую запахивается герой, продолжая свой путь по базарной площади. У Чехова нет лишних слов, и поэтому важен тот факт, что новая шинель в разговоре Очумелова превращается в пальто, то есть происходит намеренное снижение роли предмета самим героем. Действительно, новая шинель выделяет Очумелова как полицейского. Но функция пальто – иная, с помощью данной художественной детали писатель характеризует персонажа.

Следовательно, художественная деталь помогает писателю глубже проникнуть в психологию героя, а читателю увидеть изменяющееся состояние и настроение персонажа.

(2 вариант)

Художественная деталь помогает автору создать характер героя. Такой характеризующей деталью может быть говорящая фамилия, вовремя и невовремя сказанное слово героя, подмена слов, их перестановка, предмет одежды, мебели, звук, цвет, даже выбор животного, ставшего названием произведения.

Первое, что бросается в глаза – фамилия полицейского надзирателя. Почему Очумелов? Может быть, именно потому, что, очумев, растерявшись, герой произведения не знает, что ему делать, на что решиться. Следующий интересный факт, как и всегда у Чехова, завуалирован, скрыт, его не сразу увидишь. Среди первых реплик Хрюкина (тоже говорящая фамилия) есть одна особенно близкая Чехову-сатирику: «Нынче не велено кусаться!» Вроде бы речь о собаке, но и правительственной политике чуть-чуть досталось. Очумелов не поворачивается, а, как и положено военному человеку, «делает полуоборот налево» и вмешивается в происходящее. Окровавленный палец Хрюкина, поднятый вверх, «имеет вид знамения победы» человека, полупьяного золотых дел мастера Хрюкина, над собакой, белым борзым щенком с выражением тоски и ужаса в слезящихся глазах. Хрюкин обращается с собакой так, как если бы это был обидевший его человек, у которого он требует удовлетворения, морального, материального, юридического: «сорву я с тебя», «пущай мне заплатят», «ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете». Бедное животное в зависимости от того, чьим его считают, то собираются истребить как бешеную пакость, то величают нежной тварью, цуциком, собачонкой. Только ведь не только к собаке меняется отношение у Очумелова, но и к Хрюкину, которого она покусала, потому что он ей в морду тыкал цигаркой для смеха, и к предполагаемому хозяину. То Хрюкина обвиняют в том, что он сам «расковырял палец гвоздиком», чтобы «сорвать», то советуют дела этого так не оставлять, «нужно проучить», то его иначе как свиньей и болваном не называют и уже грозят ему, а не собаке. Степень волнения Очумелова отражает то надеваемая, то снимаемая новенькая шинель, так как его то знобит от волнения, то бросает в жар.

Художественная деталь в рассказе Чехова характеризует и Очумелова, и Хрюкина, и собаку. Она помогает читателю понять авторскую точку зрения, заставляет быть внимательнее.

А. П. Чехов разрабатывал в ранний период своего творчества малые жанры: шутливую сценку, коротенький рассказ, шутку, фельетон, часто строя произведение на анекдотическом случае. Перед ним стояла задача в маленьком объеме произведения, с небольшим количеством персонажей, дать общую картину через частные детали. Художественная деталь - это одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности. Она может воспроизводить черты внешности,детали одежды, обстановки, переживания или поступка. Рассказ Чехова «Хамелеон» начинается с завязки, которая предельно проста: обычный житейский случай - борзой щенок укусил за палец «золотых дел мастера Хрюкина» - дает начало развитию действия. Главное в этом рассказе - диалог и отдельные реплики из толпы, а описание сведено к минимуму. Оно носит характер авторских ремарок (полицейский надзиратель - «в новой шинели», пострадавший - «человек в ситцевой крахмальной рубашке и расстегнутой жилетке», виновник скандала - «белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине»). В рассказе «Хамелеон» нет ничего случайного. Каждое слово, каждая подробность необходимы для более точного описания и выражения мысли автора. В этом произведении такими деталями являются, например, шинель полицейского надзирателя Очумело-ва, узелок в его руке, решето конфискованного крыжовника, окровавленный палец потерпевшего Хрюкина. Художественная деталь дает возможность наглядно представить того же Очумелова в его новой шинели, которую он то снимает, то надевает вновь на протяжении рассказа несколько раз, то запахивается в нее. Эта деталь подчеркивает, как меняется поведение полицейского надзирателя в зависимости от обстоятельств. Голос из толпы сообщает, что собака, «кажись», генеральская, и Очумелова бросает то в жар, то в холод от такой новости: «Сними-ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас, как жарко!»; «Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто… что-то ветром подуло…» Деталь, в том числе и повторяющуюся, используют многие художники, однако у Чехова она встречается чаще, чем у кого-либо. Одной такой деталью в рассказе Чехов раскрывает сущность характера Очумелова: полицейский надзиратель - «хамелеон»,воплощение готовности пресмыкаться перед высшими и помыкать низшими, подличать, выслуживаться, «менять свою окраску» в зависимости от обстоятельств. «Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй… А собаку истребить надо…». А через несколько минут ситуация изменилась, и Очумелов уже кричит: «Собака - нежная тварь… А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!» Мастерство Чехова в том и заключается, что он умел отобрать материал, насытить небольшое произведение большим содержанием, выделить существенную деталь, важную для характеристики персонажа или предмета. Точная и емкая художественная деталь, созданная творческим воображением автора, направляет воображение читателя. Чехов придавал детали большое значение, считал, что она «возбуждает самостоятельную критическую мысль читателя», который о многом должен догадываться сам.