Ровно 15 лет назад произошла трагедия — в Баренцевом море утонула подводная лодка «Курск», погибли все 118 членов экипажа. Результатом расследования стала сухая формулировка «уголовное дело прекращено за отсутствием состава преступления».

То есть, погибло более ста человек, но в этом никто не виноват. Естественно, такая трактовка событий мало кого устроила, поэтому журналисты, эксперты и моряки стали строить свои гипотезы гибели атомохода. В день 15-летия этой трагической даты, сайт собрал самые распространенные версии о причинах произошедшего.

Официальная версия

Официальная версия гласит, что в 11 часов 28 минут 26 секунд по московскому времени произошёл взрыв торпеды 65−76А («Кит») в торпедном аппарате № 4, причиной которого стала утечка компонентов топлива торпеды, а точнее — пероксида водорода. Возникший в результате пожар привел к детонации основного боекомплекта и гибели подлодки.

Хотя к этой версии есть много вопросов. Если все так просто, то почему уже через два дня после гибели «Курска» Москву внезапно посетил директор ЦРУ, а России простили большой долг и даже дали кредит в 10 миллиардов. Возможно, именно эти события стали причиной многочисленных домыслов.

Мина времен Второй мировой войны

По одной из самых первых версий , произошел подрыв на мине. Но акватории, где проводятся учения, давно неоднократно проверены и протралены, используются они уже десятилетиями. К тому же, «Курск» был оснащен специальным гидроакустическим комплексом, который был способен обнаруживать мины.


Фото: news. pn

Не в пользу подрыва на мине говорят и повреждения, полученные кораблем. Во-первых, они должны были иметь характерную форму, во-вторых, мина тех лет не может нанести кораблю столь существенные повреждения. Да и если бы произошел подрыв на мине времен Первой или Второй мировой войны, других версий бы не возникло. Кстати, такой точки зрения придерживался вице-премьер России Илья Клебанов.

Преступная халатность

В книге «В кильватерном строю за смертью» вице-адмирал Валерий Рязанцев, который в 1999 году руководил комиссией, проводившей проверку дивизии подводных лодок, в которую входила ПЛ «Курск» высказал свою версию. Имея возможность наблюдать происходящее изнутри, автор напрямую называет виновных, по чьей преступной халатности в августе 2000 г. произошла катастрофа в Баренцевом море.

По мнению Рязанцева, причиной трагедии стал взрыв торпеды 65−76 ПВ, которую по ошибке пополнили необезжиренным воздухом высокого давления 11 августа 2000 года. Это произошло из-за того, что экипажу были даны неправильные инструкции.

До 12 августа необезжиренный воздух не мог попасть в резервуар окислителя, так как практическая торпеда была на стеллаже, запирающий воздушный клапан на ней закрыт, а на воздушном курковом кране установлены предохранительные устройства.

После загрузки торпеды в торпедный аппарат началась неконтролируемая реакция разложения перекиси водорода. Все лодки проекта 949А «Антей» имеют конструктивный недостаток, из-за которого для предотвращения повышения давления в первом отсеке при залповой стрельбе торпедами подводники всегда оставляют открытыми захлопки системы общесудовой вентиляции.


Поэтому в случае с «Курском» после детонации торпеды 65−76 ПВ взрывная волна попала во второй отсек и весь личный состав командного отсека получил тяжёлые контузии и оказался в неработоспособном состоянии.

После взрыва лодка потеряла управление и на скорости около 3 узлов, с дифферентом на нос 40−42 градуса на глубине 108 метров ударилась о грунт. При столкновении смялись и разрушились оснащенные взрывателями боевые торпеды в аппаратх № 1, 3, 5 и 6. В этот момент сами боеприпасы сдетонировали.

Торпедирование иностранной подлодкой

На той части «Курска», что удалось поднять с морского дна, четко видно ровное круглое отверстие, края которого загнуты во внутрь. Эту пробоину многие эксперты принимают за точку попадания американской торпеды МК-48, которая способна проходить через стальную обшивку благодаря специальному механизму, который находится на носу и способен расплавлять медь.


В день трагедии за российской подводной лодкой следили сразу две иностранные: американские «Мемфис» и «Толедо» (подглядывать друг за другом — обычная практика для российского и натовского флотов). Последняя АПЛ находилась «в тени» своей американской коллеги. В какой-то момент «Толедо» и «Курск» столкнулись (если внимательно посмотреть видеозапись лежащей на дней российской АПЛ, то можно увидеть длинные разрывы на корпусе), а американцам показалось, что русские открывают крышку торпедного аппарата. В результате «Мемфис» выстрелил торпедой МК-48 по «Курску».


Эта версия также получила название французской, так как французский режиссёр Жан-Мишель Карре посвятил ей целый фильм «Курск. Подводная лодка в мутной воде».

Столкновение с неизвестной субмариной

Существует версия , по которой «Курск» протаранила американская подлодка «Мемфис». Этот сценарий выглядит вполне правдоподобно — в тот день «Мемфис» действительно вел наблюдения за учениями в Баренцевом море. Также неподалеку находились АПЛ «Мемфис», «Толедо» ВМС США и АПЛ «Сплендид» ВМС Великобритании.


Корпус «Мемфиса» сделан из специального сплава, способного выдержать не только погружение на 1 километр, но и столкновение с другой субмариной. Вполне вероятно, что столкновение произошло под острым курсовым углом на скорости около 20 узлов. От удара правый торпедный аппарат, где и находилась злополучная торпеда 65−76, был смят меньше, чем за секунду. В одно мгновение смешался весь запас топлива (керосин) и окислителя (перекись водорода), что привело к их взрывному воспламенению, усиленному взрывом порохового ускорителя, установленного в хвостовой части торпеды.

Мощность взрыва в таких условиях могла составить порядка 150 кг в тротиловом эквиваленте (кстати, взрыв именно такой мощности зафиксировала в этот день норвежская сейсмическая станция). В результате в первом отсеке случился сильнейший пожар, вызвавший короткое замыкание в основной силовой электросети. Курск потерял ход, сработала аварийная защита ядерных реакторов, а температура в отсеке подскочила до 500−700 градусов, отчего детонировали 18 стеллажных боевых торпед, лежащих в этом отсеке. Также короткое замыкание вызвало возгорание в главных распределительных электрощитах и пультах управления в турбинных 7-м и 8-м отсеках. Когда наконец-то появилась возможность поднять тела погибших, многие из них были со следами ожогов, полученных в борьбе за живучесть лодки.

Кстати, впоследствии на морском дне спасатели обнаружили ограждение боевой рубки, которое обычно устанавливается на американских подводных лодках.


Кроме перечисленных, существует еще немало версий гибели российской подлодки, но ни одна из них не может точно объяснить, что случилось в тот день.

Пролить свет на произошедшее могли бы оставшиеся в живых подводники. Но по странному стечению обстоятельств иностранным специалистам, имеющих все необходимое оборудование, разрешили участвовать в спасательной операции только спустя неделю после затопления «Курска». Норвежское судно Normand Pioneer с британской спасательной мини‑лодкой LR5 прибыло на место трагедии только 19 августа.

Норвежцы сумели изготовить специальный инструмент для вскрытия люка и 21 августа в 13:00 проникли в 9‑й отсек АПЛ. Но к этому времени все было кончено, живых свидетелей на «Курске» не осталось. Поэтому сегодня досканально известно только одно: «она утонула».

1990 год 22 марта
Заложена на ПО «Севмашпредприятие» в г.Северодвинск как КрПЛ;

1993 год 6 апреля
Получил наименование "Курск" в честь победы на Курской дуге в 1943 году;

1993 год октябрь
Экипаж прибыл на ПО «Севмашпредприятие» для приема корабля от промышленности. Подчинен командованию 339-й ОБрСРПЛ БелВМБ;

1994 год 4 октября - 30 декабря
Проведены заводские ходовые и государственные испытания;

1994 год январь
Совершил переход из г.Северодвинск к месту постоянного базирования в губу Ара;

1995 год 1 марта
Включен в состав СФ, вошел в состав 7-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ СФ с базированием на губу Ара (г.Видяево);

1997 год декабрь - 1998 год февраль
На ПО «Севмашпредприятие» прошел гарантийный ремонт с докованием в плавдоке «Сухона»;

1998 год сентябрь
Выполнил программу расширенных гидроакустических испытаний в Белом море;

1998 год
По итогам года экипаж признан лучшим на соединении;

1999 год 5 июля - 19 октября
Выполнил задачи автономной боевой службы (командир - кап.1р. Лячин Г.П., старший - кап.1р. Кобелев В.В.) в Атлантике и Средиземном море, по итогам которой командир АПК кап.1р. Лячин Г.П. был представлен к званию Героя Российской Федерации, а 72 члена экипажа - к правительственным наградам;

1999 год
По итогам года экипаж объявлен лучшим на Северном флоте. Экипажу вручен переходящий приз Губернатора Мурманской области "Лучшая подводная лодка Северного флота";

2000 год июль
АПК начал подготовку к выполнению задач боевой службы в составе авианосной группировки кораблей Северного, Балтийского и Черноморского флота, с предполагаемой датой выхода - 15 октября;

2000 год 30 июля
Участвовал в параде кораблей в честь дня ВМФ на рейде г. Североморска;

2000 год 11 августа
После перегрузки боезапаса в губе Окольная АПК вышел в полигон боевой подготовки для участия в учениях разнородных сил флота, планом предусматривалось выполнение ракетных и торпедных стрельб;

2000 год 12 августа
Утром АПК условно атаковал крылатой ракетой эскадру во главе с ТАКР "Адмирал Кузнецов" и флагманом флота атомным крейсером "Пётр Великий". По плану учений АПК в 09.40 должен был начать подготовку, а с 11.40 до 13.40 осуществить учебную атаку авианесущей группы кораблей. Норвежской сейсмической станцией зафиксировано 2 толчка в точке с координатами: 69°38’ с.ш., 37°9’ в.д. Первый, в 11.30.42 силой 1,5 балла по шкале Рихтера, что может быть приравнено к взрыву 100 кг тротила, второй - в 11.32.57 силой 3,5 балла по шкале Рихтера, что соответствует взрыву 1 - 2 тонн тротила. После невыхода на связь АПК К-141 по флоту в 23.00 была объявлена боевая тревога;

2000 год 12 августа
На ученьях флота, после внутренних взрывов в торпедном отсеке затонул в Баренцевом море на глубине 108 м., весь экипаж (118 человек) погиб. Причины, вызвавшие этот взрыв, окончательно не установлены. По заключению правительственной комиссии наиболее вероятной является нештатная ситуация в торпедном отсеке (соглассно официального отчёта, подготовленного в 2002 году генпрокурором Устиновым, в 11 часов 28 минут 26 секунд по московскому времени произошёл взрыв торпеды 65-76А («Кит») в торпедном аппарате № 4, причиной взрыва стала утечка компонентов топлива торпеды (пероксид водорода). Через 2 минуты пожар, возникший после первого взрыва, повлёк за собой детонацию торпед и ракет, находившихся в первом отсеке лодки. Второй взрыв привёл к разрушениям нескольких отсеков подводной лодки);

2000 год 13 августа
В 00.55 оперативный дежурный Северного флота дал разрешение на выход спасательного судна «Михаил Рудницкий», на борту которого находились два подводных аппарата: АС-32 и АС-34 . В 02.22 атомный крейсер «Петр Великий» установил гидроакустический контакт с подводным объектом, а в 03.20 зафиксировали четкие стуки из 5 ударов продолжительностью 8 секунд. Всего в предполагаемом месте катастрофы было обнаружено две магнитных аномалии на расстоянии 1 морской мили друг от друга. В 10.30 командующий флотом дал приказание глубоководной станции АС-15 следовать в район катастрофы. В 16.20 установлен технический контакт с затонувшей подводной лодкой, и в 18.32 подводным аппаратом АС-34 обнаруженная подводная лодка классифицирована как АПК К-141 . В район прибыли боевые корабли и суда обеспечения Северного флота;

2000 год 14 августа
В 14.22 уточнены координаты затонувшего АПК: 69°37,075’ с.ш., 37°34,58’ в.д.;

2000 год 16 августа
С 14.30 до 23.00 глубоководной станцией АС-15 произведены осмотр и документирование разрушений корпуса АПК К-141 ;

2000 год 19 августа
В район спасательных работ прибыло норвежское спасательное судно «Normand Pioneer»;

2000 год 20 августа
В район спасательных работ прибыло судно «Seaway Eagle» с норвежскими водолазами-глубоководниками. В виду безуспешности многочисленных попыток присоса к комингс-площадке аварийной ПЛ, погружения подводных аппаратов АС-32 , АС-34 и АС-36 прекращены;

2000 год 21 августа
В 07.36 управляемыми с борта судна «Seaway Eagle» подводными аппаратами открыта верхняя крышка люка подводной лодки, а в 12.25 - нижняя, после чего началось интенсивное выделение воздуха из 9-го отсека, продолжавшееся до 13.40. Анализ оставшегося в 9-м отсеке воздуха показал, что содержание в нем кислорода не превышало 7 - 8%. Юридически констатирована гибель всего экипажа;

"В настоящее время подходит к концу обследование находящегося в плавдоке Росляково АПРК "Курск". Несмотря на то, что до настоящего времени причина катастрофы все еще остается неизвестной, теперь уже можно, основываясь на заключениях экспертов и специалистов ВМФ, восстановить картину событий, происходивших в лодке, как в момент взрыва, так и после него.
Первый взрыв (причина которого пока остается невыясненной) вызвал мгновенный интенсивный пожар в 1-м отсеке. Все люди находившиеся там погибли в течении нескольких первых секунд. АПРК "Курск" в это время находился на перископной глубине, готовясь к учебной торпедной атаке, а потому его выдвижные устройства были подняты.
Взрывная волна первого взрыва прошла в Центральный Пост (ЦП), находящийся во 2-м отсеке. Часть находившихся там людей возможно сразу же погибла, другие были оглушены ударом. Далее взрывная волна прошла по трубопроводам вентиляции, загнула штоки гидроподъемников выдвижных устройств, из-за чего все они так и остались поднятыми. Эта же взрывная волна забросила во все отсеки и запах гари. Именно поэтому весь оставшийся к тому времени в живых личный состав, сразу же включился в портативные дыхательные аппараты (ПДА), а офицеры, находившиеся на пульте Главной энергетической установки (ГЭУ) ядерного реактора, в шланговые дыхательные аппараты (ШДА).
Из-за того, что весь личный состав ЦП вышел из строя, и лодкой уже некому было управлять, "Курск" начал стремительно погружаться. Пожар в 1-м отсеке продолжался, а потому подводники, находящиеся в 3-м отсеке начали уходить в сторону кормы. Однако дальше 4-го отсека уйти не успели.
Еще до опускания на дно, на "Курске" сработала аварийная защита реактора и почти сразу же за этим последовал второй взрыв (со времени первого прошло всего каких-то 130 секунд), гораздо большей мощности, чем первый. Причиной этого взрыва стал продолжающийся пожар в 1-м отсеке, добравшийся до стеллажей с торпедами, после чего последовала их детонация.
Новая ударная волна была в несколько раз мощнее первой. От ее удара переборка между 1-м и 2-м отсеками, работая как поршень, двинулась к корме, сминая и сметая все на своем пути, срезая даже трубопроводы воздуха высокого давления (ВВД). В результате этого воздух ВД стал интенсивно поступать из цистерн в 1, 2 и 3-й отсеки и выходить наружу через пробоину в 1-м отсеке. Новая взрывная волна разрушила трубопроводы вентиляции, вплоть до 5-бис отсека. Эта волна догнала и убила всех тех, кто пытался найти спасение в 4-м отсеке. Их там так и нашли там, тридцать человек, лежавших друг на друге в коридоре 4-го отсека.
В 5-м отсеке от удара взрывной волны погибла в полном составе боевая смена пульта ГЭУ: капитан 2 ранга В.Исаенко, капитан 3 ранга Д.Мурачев, капитан-лейтенанты Д.Пшеничников, А.Васильев, С.Любушкин и старший лейтенант А.Митяев. Часть офицеров оказалось выброшенными волной в отсечный коридор. Все они так и остались в ШДА.
Убийственный смерч второй ударной волны остановила лишь кормовая переборка 5-бис отсека. В промежутке между первой и второй ударными волнами (130 секунд), кто-то из находившихся в 6-м отсеке подводников успел захлопнуть легкую переборочную дверь, дав тем самым личному составу кормовых отсеков шанс на спасение. Когда "Курск" подняли и поставили в плавдок, оказалось, что кормовая переборка 5-бис отсека выгнута дугой. Однако свою задачу она выполнила и остаточную силу взрыва все же выдержала.
Оставшиеся в живых подводники в 6-м, 7-м, 8-м и 9-м отсеках в это время делали все возможное для герметизации своих отсеков. Никакой паники, а тем более бегства в 9-й отсек не было. Командиры отсеков поддерживали между собой связь и советовались по дальнейшей совместной борьбе за живучесть. Потом специалисты обнаружат во всех 4-х кормовых отсеках развернутые аварийные телефоны, по которым и осуществлялась эта связь.
Одновременно личный состав 6-го отсека под руководством капитан-лейтенанта Рашита Аряпова, несмотря на весь трагизм происходящего с ним, вручную подключил дополнительную группу газа высокого давления для компенсации температурных расширений 1-го контура реактора. Этим они обеспечили надежную герметичность реактора для окружающей среды
Позднее, после подъема "Курска", специалисты будут единодушны, что именно действия личного состава 6-го отсека оказались решающими для сохранения нормальной радиационной обстановки.
При этом до сих пор осталось загадкой, почему личный состав 8-го отсека не обеспечил всплытие сигнального буя, что достигалось поворотом рычага из 8-го отсека, тем более что система не пострадала от взрыва.
Однако вскоре началась интенсивная фильтрация воды в 6-й отсек из затопленного 5-бис, а потому подводники приняли решение на отход в кормовые отсеки. Установлено, что 6-й, 7-й и 8-й отсеки покидались организованно и без паники. Уходя, подводники забирали с собой все комплекты регенерации В-64, индивидуальные дыхательные аппараты для всплытия (ИДА-59) и спасательные гидрокомбинезоны СГП. Они не бежали с поля боя, а отступали, чтобы закрепясь на своем последнем рубеже, принять последний неравный бой в 9-м отсеке.
К 18-19 часам вечера 12 августа все оставшиеся в живых к тому времени 23 подводника собрались в кормовом 9-м отсеке." 13 августа все оставшиеся в живых после взрывов погибли.

2000 год 22 августа
В 00.18 объявлен приказ командующего Северным флотом: «В связи с гибелью атомной подводной лодки «Курск» 22 августа 2000 года на всех кораблях Северного флота флаги с 08.00 приспустить. Закончить спасательные работы»;

2000 год сентябрь
проведено детальное обследование корпуса АПК с помощью глубоководных обитаемых аппаратов «Мир-1» и «Мир-2» с научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш»;

2000 год октябрь
Операция по извлечению тел подводников из кормовых отсеков с использованием водолазов;

2000 год октябрь - ноябрь
Проведено детальное обследование корпуса АПК необитаемыми подводными аппаратами и водолазами норвежской компании Halliburton AS с судна «Regalia»;

2000 год 4 декабря
Главком ВМФ адмирал флота Куроедов В.И. отдал призовой кубок "За лучшую стрельбу по морской цели", завоеванный экипажем АПК К-141 "Курск" , на вечное хранение в музей 7-й ДиПЛ;

2001 год сентябрь - октябрь
После предварительного отделения носовой оконечности поднята голландской компанией "Mammmoet Transport Antilles N. V." по заказу правительства России;

2001 год октябрь
Заведен в плавучий док в п.Росляково для изучения причин аварии, проведения следственных мероприятий и последующей разборки на металл. Все тела погибших подводников были извлечены, идентифицированы и преданы земле;

2002 год 14 апреля
В Росляковском доке в соответствии с планом завершены основные работы по подготовке АПК к последнему походу - для утилизации на ФГУП "СРЗ "Нерпа" (г.Снежногорск);

2002 год 26 апреля
Переведен из ПД-50 в ПД-42 и отбуксирован на ФГУП "СРЗ "Нерпа" для утилизации;

2002 год май - июнь
Операция по подъему фрагментов 1-го отсека и уничтожению остатков на дне;

2002 год 12 августа
В годовщину гибели в Москве состоялась торжественная церемония открытия памятника погибшему экипажу АПКР. Монумент работы Льва Кербеля был торжественно открыт у здания музея Вооруженных Сил в Москве. Композиция называется "Скорбящий Моряк" и представляет собой бронзовую фигуру моряка и подводной лодки, лежащей у его ног;

2003 год январь - февраль
Произведена выгрузка активной зоны на ФГУП "СРЗ "Нерпа" в бухте Кут (г.Снежногорск);

2003 год 12 августа
В годовщину гибели в Санкт-Петербурге состоялась торжественная церемония открытия памятника погибшему экипажу АПКР. В центре мемориала (некрополь из 32-х могил), по замыслу архитектора Геннадия Пейчева, расположен 11-тонный черный куб (обозначающий толщу океана) с бронзовым буревестником - "символом беды";

2003 год лето
По данным РИА "Новости" рубку ПЛ планировалось установить в Мурманске у храма Спаса на водах. Рубка "Курска" в гранитном оформлении должна была стать частью мемориального комплекса памяти о погибших моряках. К этому времени проект памятника уже был готов. Рубка АПКР "Курск" к этому времени находилась в г.Снежногорск на судоремонтном заводе "Нерпа". Памятник погибшим морякам планировался к установке в Мурманске, как только администрации области изыщет для этого необходимые средства. Однако рубка оказалась на свалке металлолома, где была обнаружена в марте 2009 года. Внимание властей к реликвии привлекли моряки-подводники и журналисты. Было решено превратить рубку в памятник подводникам, не вернувшимся из походов в мирное время;

2003 год - 2004 год
Утилизирована на ФГУП "СРЗ "Нерпа" (г.Снежногорск) с формированием реакторного блока, который в дальнейшем переведен и поставлен на плаву для временного хранения в ПДХ "Сайда";

2009 год 12 августа
Открытие памятника морякам-подводникам, невернувшимся из походов в мирное время, рядом с Храмом Спаса на водах в г.Мурманск. Основой памятника является передняя оконечность ограждения рубки АПКР "Курск" ;

2015 год весна
Блок продолжал хранится на плаву в ПДХ "Сайда" в ожидании постановки на ПДХ для долговременного хранения.

14 декабря 1952 года подводная лодка Щ-117 вышла в свой последний поход. Она пропала без вести.

Причины ее гибели не установлены до сих пор. По этому случаю мы расскажем о шести подводных лодках, погибших при невыясненных обстоятельствах.

Советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка времен Второй мировой войны, принадлежит к серии V-бис проекта Щ - «Щука».


14 декабря 1952 года Щ-117 вышла в свой последний поход в рамках учений ТУ-6 по отработке атаки целей группой подводных лодок. В учениях должны были принять участие шесть подводных лодок бригады, а Щ-117 должна была наводить их на корабли условного противника. Ночью с 14 на 15 декабря с лодкой состоялся последний сеанс связи, после чего она пропала. На борту находилось 52 члена экипажа, в том числе 12 офицеров.

Поиски Щ-117, проводившиеся вплоть до 1953 года, ничего не дали. Причина и место гибели лодки до сих пор неизвестны.

Согласно официальной версии, причиной гибели мог стать отказ дизелей в условиях шторма, подрыв на плавучей мине и другие. Однако точная причина так и не была установлена.

Американская атомная подводная лодка «Трешер» затонула в Атлантическом океане 9 апреля 1963 года. Крупнейшая катастрофа подводного флота в мирное время унесла жизни 129 человек. Утром 9 апреля лодка вышла из гавани Портсмута, штат Нью-Гэмпшир. Затем от подводников поступали неопределенные сигналы о том, что существуют «некоторые проблемы». Через некоторое время американские военные констатировали, что лодка, считавшаяся пропавшей без вести, затонула. Причины катастрофы до конца так и не установлены.



Атомный реактор «Трешера» все еще покоится где-то на дне океана. Еще 11 апреля 1963 года ВМС США замерили радиоактивность океанской воды. Показатели не превышали нормы. Высшие американские офицеры уверяют, что реактор неопасен. Морские глубины охлаждают его и препятствуют плавке ядра, а активная зона ограничена прочным и нержавеющим контейнером.

Дизель-электрическая подлодка типа «Щука», Щ-216 , считалась погибшей, но необнаруженной в течение многих лет. Подводная лодка погибла 16 или 17 февраля 1944 года. Считается, что подводная лодка получила повреждение, но ее экипаж отчаянно боролся, пытаясь подняться на поверхность.

Летом 2013 года исследователи обнаружили лодку неподалеку от Крыма: они увидели взорванный отсек и рули, приведенные в положение всплытия. При этом, помимо одного разрушенного отсека, корпус выглядел неповрежденным. При каких обстоятельствах погибла эта лодка, не установлено до сих пор.

С-2 , советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка серии IX, отправилась в поход 1 января 1940 года. Перед командиром С-2 капитаном Соколовым была поставлена следующая задача: прорыв в Ботнический залив и действия на коммуникациях противника. 3 января 1940 года был получен последний сигнал с С-2. Больше лодка на связь не выходила, о ее судьбе и судьбе 50 членов ее экипажа достоверно ничего не было известно.



По одной версии, подлодка погибла на минном заграждении, выставленном финнами в районе к осту от маяка на острове Меркет. Версия подрыва на минах является официальной. В истории отечественного флота эта лодка до недавнего времени значилась как пропавшая без вести. Информации о ней не было, местоположение было неизвестно.

Летом 2009 года группа шведских дайверов официально объявила о находке советской подлодки С-2. Оказывается, что еще лет 10 назад смотритель маяка на острове Меркет Экерман, вероятно наблюдавший уничтожение С-2, показал своему внуку Ингвальду направление со словами: «Там лежит русский».

U-209 - средняя немецкая подводная лодка типа VIIC времен Второй мировой войны. Лодка была заложена 28 ноября 1940 года и спущена на воду 28 августа 1941 года. Лодка вошла в строй 11 октября 1941 года под командованием капитан-лейтенанта Генриха Бродды. U-209 входила в состав «волчьих стай». Она потопила четыре судна.



U-209 пропала без вести в мае 1943 года. До октября 1991 года историки считали, что причиной гибели стала атака британского фрегата HMS Jed и британского шлюпа HMS Sennen 19 мая 1943 года. Однако затем выяснилось, что на самом деле в результате этой атаки погибла U-954. Причина гибели U-209 остается не выясненной до сих пор.
«Курск»

К-141 «Курск» - российский атомный подводный ракетоносный крейсер проекта 949А «Антей». Лодка была принята в эксплуатацию 30 декабря 1994 года. С 1995 по 2000 год находилась в составе Северного флота России.



«Курск» затонул в Баренцевом море в 175 километрах от Североморска, на глубине 108 метров 12 августа 2000 года. Все 118 членов экипажа погибли. По количеству погибших авария стала второй в послевоенной истории отечественного подводного флота после взрыва боезапаса на Б-37.

Согласно официальной версии, лодка затонула из-за взрыва торпеды 65-76А («Кит») в торпедном аппарате № 4. Причиной взрыва стала утечка компонентов топлива торпеды. Однако многие эксперты до сих пор не согласны с этой версией. Многие специалисты считают, что лодка могла быть атакована торпедой или столкнуться с миной времен Второй мировой войны.

Время - заклятый враг, который неумолимо уносит в небытие имена людей, что погибли, исполняя свою работу, превращая трагедию в еще одну дату на страницах истории. Почти два десятилетия прошло с того момента, когда затонула подлодка «Курск», а вместе с ней погибло 118 человек.

Подводная лодка «Курск»

Атомная проекта «Антей», К-141 «Курск», была сконструирована в 1990 году в Северодвинске на «Северном машиностроительном предприятии». Спустя два года главные конструкторы проекта И.Л. Баранов и П.П. Пустынцев внесли некоторые изменения в разработку АПЛ, и уже в мае 1994 года подводную лодку спустили на воду. В конце декабря этого года «Курск» приняли в эксплуатацию.

С 1995 по 2000 год атомная подводная лодка входит в состав Северного флота России и базируется в Видяево. Интересно отметить тот факт, что экипаж сформировали еще в 1991 году, первым командиром «Курска» был капитан Виктор Рожков.

На службе в ВМФ подводная лодка числилась с августа 1999 года по 15 октября 2000-го, тогда был запланирован выход АПЛ в Средиземное море. Но когда затонула подлодка «Курск», об этом походе стали напоминать лишь записи в протоколах.

Трагедия

Так где затонула подлодка «Курск»? Она встретила свою гибель в 170 километрах от Североморска в Баренцевом море, упав на дно на глубине 108 метров. Все члены экипажа погибли, а само судно подняли со дна океана только во второй половине 2001 года. В мировой истории эта авария стала второй по количеству погибших солдат морского флота в мирное время.

А ведь еще 10 августа «Курск» благополучно выполнял учебно-боевые задания рядом с Тогда кораблем командовал капитан Лячин, его заданием было провести боевые учения. Утро 12 августа началось атакой эскадры, во главе которой были крейсеры «Адмирал Кузнецов» и «Петр Великий». По плану в 9.40 утра на АПЛ «Курск» должны были начаться подготовительные работы, а с 11.40 по 13.40 проводятся учения. Вот только последняя запись в бортовом журнале датируется 11 часами 16 минутами, а в назначенное время АПЛ «Курс» так и не вышел на связь. В 2000 году подлодка «Курск» затонула во время учений. Как же произошла такая трагедия? Почему затонула подлодка «Курск», унеся за собой более сотни жизней.

12 августа 2000 года (суббота)

В день, когда затонула подлодка «Курск», экипаж корабля так и не вышел не связь. Военные, наблюдавшие за ходом учений, заметили, что в назначенное время не последовало запланированных атак. Также не было информации о том, что подлодка всплыла на поверхность. В 14.50 корабли и вертолеты военно-морского флота начали осматривать периметр, пытаясь обнаружить подводную лодку, но попытки были тщетными. В 17.30 капитан подлодки «Курск» должен был отчитаться о проведении учений, но экипаж АПЛ на связь так и не вышел.

В 23.00 военное руководство уже поняло, что подлодка потерпела крушение, когда во второй раз капитан «Курска» не вышел на связь. Спустя полчаса АПЛ объявляют аварийной.

13 августа 2000 года (воскресенье)

Утро следующего дня началось с поисков «Курска». В 4.51 утра эхолотом крейсера «Петр Великий» была обнаружена «аномалия» на дне моря. Впоследствии выяснилось, что эта аномалия и есть подводной лодкой «Курск». Уже в 10 утра к месту трагедии был отправлен первый спасательный корабль, но исходя из того, на какой глубине затонула подлодка «Курск», первые попытки эвакуации экипажа не принесли желаемых результатов.

14 августа 2000 года (понедельник)

Только в понедельник в 11 часов утра военно-морской флот впервые сообщает о трагедии на «Курске». Но дальше показания военных путаются: в первом официальном заявлении было указано, что с экипажем установлена радиосвязь. Позже эту информацию опровергли, сказав, что общение происходит через перестукивание.

Ближе к обеду на место трагедии спешат спасательные суда, в новостях сообщают, что на подлодке уже отключилось энергопитание, а носовая часть полностью затоплена. Наверное, во избежание паники военные начинают активно отрицать возможность затопления носовой части субмарины. Тем не менее, говоря о времени аварии, они называют воскресенье, хотя проблемы со связью начались еще во второй половине дня в субботу. Очевидно, кому-то не выгодно разглашать всю правду о гибели. Почему затонула подлодка «Курск»? Даже сегодня, когда прошло почти два десятилетия со дня трагедии, многие вопросы остаются без ответов.

В шесть часов вечера главнокомандующий военно-морского флота - адмирал Куроедов подтвердил, что подлодка получила серьезные повреждения и шансы спасти экипаж очень невысокие. Вечером этого дня начинают выдвигать предположения о причинах гибели затонувшей подлодки «Курск». По одной из версий она столкнулась с иностранным подводным кораблем, но эта информация была опровергнута, так как позже стало известно, что на борту подлодки случился взрыв.

В этот же день Британия и США предложили свою помощь в спасательной операции.

15 августа 2000 года (вторник)

В этот день должна была начаться полномасштабная спасательная операция, но из-за шторма спасатели не могут приступить к работе. В 9 часов утра от военных пришло сообщение, что моряки в подлодке «Курск» живы, к тому же русский флот способен самостоятельно провести спасательную операцию, не вмешивая в нее иностранцев.

После трех часов дня, когда шторм утих, началась спасательная операция, моряки доложили, что на «Курске» осталось не так много кислорода. В 9 вечера началось погружение первой спасательной капсулы, но из-за вновь разыгравшегося шторма пришлось прекратить все манипуляции. Вечером этого дня представители военных сил России встречаются со своими коллегами из НАТО.

16 августа 2000 года (среда)

В три часа дня президент России объявляет ситуацию на борту «Курска» критической, вскоре после этого вице-премьер И. Клебанов сообщил, что на подлодке не обнаружено признаков жизни.

В 16.00 адмирал Куроедов заявил, что Россия будет просить помощи у Великобритании и других дружественных государств. Спустя несколько часов из Москвы отправлены официальные запросы помощи в Лондон и Осло. Правительство Норвегии и Великобритании быстро среагировало, уже в 7 вечера в Трондхейм (Норвегия) был доставлен спасательный корабль с LR-5 (мини-субмариной).

17 августа 2000 года (четверг)

Когда затонула подлодка «Курск», предпринималось несколько попыток по ее спасению. Как утверждают официальные источники, таких попыток было 6, но, на самом деле, их было 10, и все потерпели неудачу. Погодные условия не позволяли присоединить спасательную капсулу к люку субмарины.

17 августа из Тронхейма выходит спасательный корабль. Согласно плану он будет на месте бедствия не раньше субботы. Также из Норвегии был отправлен еще один спасательный экипаж, который планировал прибыть на место в воскресенье вечером.

Начались переговоры с НАТО в частности с представителями Североатлантического альянса. Долгие 8 часов власти обсуждали план спасательной операции.

18 августа 2000 года (пятница)

С самого утра военные начали проводить спасательные операции, но погодные условия препятствовали этому, как и в прошлый раз.

Днем генерал-полковник Ю. Балуевский (заместитель начальника Генштаба вооруженных сил) заявил, что крушение АПЛ «Курск» хоть и снизил потенциал флотилии на военную единицу, но трагедия никак не повлияла на снижение боевой мощи. Многих жителей возмутило такое заявление, ведь в то время нужно было думать о спасении матросов, что были на судне. К тому же, общественность больше интересовала правда, почему затонула подлодка «Курск»?

Информацию о том, что подлодка могла столкнуться с другими водоплавающими объектами, полностью опровергли. Александр Ушаков заявил, что на момент проведения военных учений в районе Баренцева моря не было ни одно стороннего объекта.

Список членов экипажа все еще не публикуется, руководители военно-морского флота мотивируют это тем, что сейчас ведется спасательная операция. Вечером ситуацию на «Курске» уже стали называть «закритической», но спасательные операции не были отменены.

19 августа 2000 года (суббота)

Президент России возвращается из Крыма с заявлением, что практически не осталось надежды спасти хоть кого-то из «Курска». В 5 часов вечера адмирал М. Моцак объявил, что на борту подлодки уже не осталось живых людей.

Спасательные операции продолжаются. Уже вечером на место, где затонула подлодка, прибывает спасательный экипаж, вышедший из Норвегии. Наутро следующего дня планируется погружение LR-5. Военные выдвигают предположение, что на подлодке произошел взрыв боевых снарядов, когда та ударилась о морское дно.

20 августа 2000 года (воскресенье)

Воскресным утром возобновилась спасательная операция. К русскому морскому флоту присоединились британские и норвежские военные силы. Хотя утром глава правительственной комиссии Клебанов заявил, что шансы на спасение хоть кого-то из экипажа «Курска» «исключительно теоретические».

Но, несмотря на такое пессимистичное заявление, норвежский робот-манипулятор уже в 12.30 достиг затонувшей подлодки. За роботом спускаются водолазы в капсуле. В 5 часов вечера штаб военно-морских сил получает сообщение, что подводникам удалось добраться к люку «Курска», но они не могут его открыть. Вместе с этим появляется сообщение: водолазы подводники уверены в том, что в шлюзовой камере, кто-то был и пытался выбраться.

21 августа 2000 года (понедельник)

После получения информации о том, что в шлюзовой камере кто-то был, в ночь на 21 августа Клебанов утверждает, что невозможно вручную открыть люк. Однако норвежские спасатели говорят, что это вполне реально, и именно этим они займутся с утра пораньше.

В 7.45 норвежцы таки открыли люк подлодки «Курск», но никого не обнаружили. На протяжении всего дня водолазы пытаются прорваться внутрь затонувшей подлодки, чтобы спасти хоть кого-то. В то же время отмечает, что девятый отсек, к которому ведет второй люк, наверняка затоплен, потому там не будет выживших.

В час дня информационное агентство сообщило, что водолазам удалось открыть люк в девятый отсек, как и предполагалось ранее - он заполнен водой. Через полчаса после открытия люка в шлюз помещают камеру, с ее помощью специалисты пытались понять, в каком состоянии находятся 7-й и 8-й отсеки. В 9 отсеке видеокамера зафиксировала тело кого-то из экипажа, а уже в 17.00 М. Моцак сделал официальное заявление о том, что весь экипаж АПЛ «Курск» погиб.

На дворе стоял август уже такого далекого 2000 г., вот в каком году затонула подлодка «Курск». Для 118 человек то лето стало последним в их жизни.

Траур

Согласно указу президента России, вышедшему 22 августа: 23.08 - объявлено днем всенародного траура. После того дня начали готовить операцию по подъему погибших моряков. Она началась 25 октября и закончилась 7 ноября. Саму субмарину поднимали уже спустя год после трагедии (фото затонувшей подлодки «Курск» представлены в статье). 10 октября 2001 года канувший в морские пучины «Курск» был отбуксирован в Росляковский судостроительный завод. За все это время с субмарины было извлечено 118 человек, трое из которых остались неопознанными.

Чтобы узнать из-за чего произошла трагедия, было сформировано 8 следственных групп, которые приступили к осмотру субмарины сразу, как только откачали воду из отсеков. 27.10.2001 года Генпрокурор России В. Устинов заявил, что согласно результатам осмотра можно сделать заключение, что на подлодке произошел взрыв, а последовавший после пожар распространился по всей субмарине. Эксперты установили, что в эпицентре взрыва температура превышала 8000 градусов Цельсия, в результате лодка была полностью затоплена спустя 7 часов, после того как осела на дно.

Но даже сегодня причина взрыва неизвестна, кто-то считает, что субмарину по неосторожности «подстрелили свои» на учениях, кто-то верит, что взрыв произошел сам собой. Но это не отменяет того факта, что лодка утонула, а вместе с ней погибло более сотни человек.

Естественно, семьи погибших получили компенсации, а члены экипажа награждены медалями за Мужество посмертно. В разных городах России установлены памятники и мемориалы в память о погибших моряках, что служили на "Курске". Это событие навсегда останется в памяти родственников погибших и станет очередной датой в истории России. Уголовное дело по гибели «Курска» закрыто в связи с отсутствием состава преступления. Кто виновен в трагедии, так и остается загадкой: то ли злодейка-судьба злорадствовала, то ли человеческую халатность хорошо скрыли власти.

Далекий и трагичный 2000-й - вот в каком году затонула подлодка «Курск». 118 погибших моряков и новая дата на страницах истории. Это всего лишь цифры, а вот несбывшиеся надежды, непрожитые жизни, не достигнутые высоты - это действительно страшное горе. Трагедия для всего человечества, ведь никому не известно, может на борту «Курска» был человек, который мог изменить мир к лучшему.

Сама по себе идея подводной лодки появилась ещё в XV веке. Пришла эта идея в гениальную голову легендарного Леонардо да Винчи. Но, опасаясь разрушительных последствий такого скрытного оружия, он уничтожил свой проект.

Но так всегда и бывает, если идея уже существует, то рано или поздно человечество ее воплотит. Уже больше полувека подводные лодки бороздят моря и океаны. И, конечно, периодически попадают в аварии. Особенную опасность в данном случае представляют атомные подлодки, оснащенные ядерными силовыми установками. Об их сегодня и поговорим.

USS Thresher

Первой затонувшей атомной подводной лодкой в истории стала американская USS Thresher, погибшая в уже далеком 1963 году. Построена она была тремя годами ранее и являлась первой в своем роде подлодкой типа «Трэшер».

10 апреля USS Thresher вывели в море, чтобы провести тестовые глубоководные погружения и проверить прочность корпуса. Около двух часов лодка погружалась и периодически передавала данные о состоянии своих систем в штаб. В 09:17 USS Thresher перестала выходить на связь. Последнее сообщение гласило: «… предельная глубина… ».

Когда ее нашли, то оказалось, что она развалилась на шесть частей, а все 112 челнов экипажа и 17 исследователей погибли. Причиной гибели лодки называют заводской брак в сварке корпуса, которые не выдержал давления, треснул, а попавшая внутрь вода вызвала короткое замыкание электроники. Расследование установит, что на верфях, где USS Thresher обслуживали был предельно низкий контроль качества, а кроме того, могли происходить сознательные диверсии. Это и стало причиной гибели подлодки. Ее корпус до сих пор покоится на глубине в 2560 метров к востоку от мыса Кейп-Код.

USS Scorpion

За всю историю Военно-морские силы США окончательно и бесповоротно потеряли всего две подлодки. Первой была упомянутая выше USS Thresher, а второй - затонувшая в 1968 году USS Scorpion. Подводная лодка затонула в Атлантическом океане недалеко от Азорских островов. Буквально через пять дней после аварии она должна была вернуться на базу в Норфолк, но на связь не вышла.

На поиски USS Scorpion отправились 60 кораблей и самолетов, которые нашли немало интересного, в том числе затонувшую немецкую подлодку времен Второй мировой войны. Но вот искомая лодка обнаружилась только спустя пять месяцев на глубине в 3000 метра. Весь экипаж из 99 человек погиб. Причины катастрофы до конца неизвестны, но есть версия на что на борту лодки могла взорваться одна из торпед.

USS San Francisco


А вот случай с американской лодкой USS San Francisco - это как раз история чудесного спасения. 8 января 2005 года в 675 километрах к юго-востоку от Гуама произошло столкновение. На глубине 160 м San Francisco столкнулась с подводной скалой.


Скала пробила балластные цистерны, так что судно могло очень быстро пойти на дно. Но общими усилиями команды удалось сохранить плавучесть и поднять USS San Francisco на поверхность. Корпус оказался не пробит, да и ядерный реактор не пострадал.

При этом были и жертвы. Девяносто восемь членом экипажа получили различные травмы и переломы. Помощник машиниста второго класса Джозеф Аллен умер от повреждений головы на следующий день.


Перейдем к советским подлодкам. Подводная лодка К-8, которая погибла в Бискайском заливе 12 апреля 1970 года, стала первой подобной потерей советского флота.

Причиной гибели стал пожар в рубке гидроакустиков, который начал быстро распространяться по воздуховодам и угрожал уничтожить все судно. Но спас простой человеческий героизм. Когда моряки из состава первой смены главной энергетической установки осознали, что огонь продолжает распространяться, они заглушили ядерные реакторы и задраили все двери в другие отсеки. Сами подводники погибли, но не дали огню уничтожить подлодку и убить остальных. А ядерный реактор не сделал в океан радиационных выбросов.

Выживших моряков принял на борт болгарский теплоход «Авиор», который как раз проплывал неподалеку. В борьбе с пожаром погиб капитан 2-го ранга Всеволод Бессонов и 51 член его экипажа.

К-278 «Комсомолец»


Вторая затонувшая советская атомная подлодка. К-278 «Комсомолец» тоже сгубил пожар, который вспыхнул на ее борту 7 апреля 1989 года. Огонь нарушил герметичность лодки, которая быстро наполнилась водой и пошла ко дну.

Моряки успели отправить сигнал о помощи, но из-за поврежденной электроники, его смогли принять и расшифровать только с восьмого раза. Некоторым членам экипажа удалось выбраться и выплыть на поверхность, но они оказались в ледяной воде. В результате катастрофы погибли 42 моряка, а выжили - 27.

К-141 «Курск»


О загадочной гибели подводной лодки «Курск», странном поведении российской власти и вопросах, на которые пока никто не дал ответы, мы уже писали . Поэтому сейчас остановимся на основных моментах.

2 августа 2000 года в 11:28 системы крейсера «Петр Великий» зафиксировали сильный хлопок, вслед за которым судно немного встряхнуло. «Курск» участвовал с крейсером в учениях Северного флота и спустя шесть часов должен был выйти с ним на связь, но пропал.


Спустя почти двое суток подлодку найдут на глубине 108 метров, уже на дне. Погибли все 118 членом экипажа. Причины гибели «Курска» и сейчас остаются до конца не ясны, так как официальная версия о пожаре в торпедном отсеке, вызывает слишком много вопросов.

Украина вне конкуренции

Если какой-то вывод и можно сделать из всех этих историй, так это понять, что работа у подводников суровая и опасная. А с любой опасной работой украинцы справляться умеют. Поэтому, несмотря на то, что пока у нас подводного флота нет, это дело времени. Как только у Украины появятся свободные ресурсы на его создание и развитие, он будет создан.

А уж крепких моряков, чьи предки-казаки доплывали на чайках аж до Турции, а отцы и деды служили на советских подлодках, у нас найдется в достатке. В героях у Украины обычно недостатка нет.