К ак часто страх оказаться недостойным оказывает доминирующее воздействие, парализуя наш разум и силу воли. Страх проиграть нередко не позволяет даже вступить в игру. Страх быть отвергнутым заставляет вообще ни к кому не приближаться и никого не любить.

С тойкие люди умеют побеждать свои страхи. Быть стойким и смелым не означает никогда ничего не бояться - у этих людей сформировано четкое понимание, что есть что-то большее, чем этот страх. И они идут вперед, не смотря ни на что: ни на усталость или боль в коленях. Они точно знают, чего хотят и сколько это будет стоить. Один из их главных девизов: «бросить дело - не вариант».

С тойкие люди не торгуются и не сдаются! Система их ценностей абсолютно бесценна, потому что они твердо стоят на ногах, имея смысл жизни – основание, построенное на камне. Человек, не имеющий твердых убеждений, часто оказывается неспособным на проявление стойкости.

Д ля того чтобы в конце своего жизненного пути подойти к финишу достойно, получив удовлетворение и радость от пройденной дороги, – нужно прожить жизнь с пользой, не теряя времени зря. Развивая в себе твердость характера и стойкость духа, человек не проживет свои дни напрасно!

В ажно понимать, что твердость не является самоуверенностью; сила характера – манипуляцией и стремлением к власти. Стойкие люди без какого-либо усилия, направленного в эту сторону, сами по себе являются примером для подражания. Они показывают окружающим умение контролировать сложные ситуации и несгибаемость своих принципов; но так же, как обладанием четкой дисциплиной, они отличаются добротой и благородством. Стойкие люди способны поступиться своими желаниями во благо другого; своими же убеждениями – никогда!

С тойкие люди умеют дружить. Они ценят не поверхностные временные отношения, а могут различить в окружающих людях такие же сильные и наполненные личности, с которыми можно рука об руку пройти через огонь и медные трубы, которые не живут, балансируя где-то между поиском земного комфорта с земными ценностями и желанием чего-то большего.

Б лизость духа и идеалов соединяют стойких людей, создавая настоящих лучших друзей, верных друг другу до конца. Такие друзья являются настоящими сокровищами и еще одним важнейшим секретом побед стойких людей над проблемами на их жизненном пути.

Т ак же проявлению стойкости сопутствуют такие качества, как мужество, самообладание, выдержка, упорство и, как бы это странно не звучало, скромность. Стойкий человек никогда не будет думать о себе больше, чем нужно, и тем более не будет превозносить себя выше ближних.

П риобрести стойкий характер - значит получить весь мир! Ни за какие деньги его нельзя купить или растратить. Быть стойким человеком означает занять позицию победителя. Фундаментом формирования стойкости является постоянный усиленный труд и огромное желание к победе. Но такую жизнь действительно стоит прожить и, придя к финишу, получить свой прекрасный венец славы за хорошо выполненную работу.

Е сть ли какая-то определенная формула развития стойкости в нашей жизни? Или же это всего лишь красивая мечта и удел самых избранных? С чего стоит начать? И самое главное – как дойти до конца, не споткнувшись на обстоятельствах или лени?

Р екомендую вам, дорогой читатель, прочитать новую книгу Гордона Макдональда, священника - ветерана и автора бестселлеров, «Устойчивая жизнь. Как справиться с проблемами на жизненном пути». Прожив долгую и плодотворную жизнь, автор использует свой опыт чемпиона–бегуна, как фон развития стойкости и выносливости, умения сосредоточить основные силы на вторую часть забега. Это и многое другое об устойчивой жизни, житейской мудрости и стойких людях вы найдете на страницах бестселлера.

С тойкие люди не рождаются сильными и непоколебимыми – они учатся этому целую жизнь, расставив правильные приоритеты и взирая на самую бескомпромиссную и выдающуюся устойчивую жизнь в истории – на жизнь Иисуса, Который показал ярчайший и достойный пример выносливости и мужества. Глядя на Него, невозможно ошибиться!

Наверное, почти каждый из нас смотрел замечательный фильм «Семнадцать мгновений весны». Помните, в досье на членов немецкой военной разведки были слова: «Характер нордический, стойкий»? Так говорилось о лучших из лучших. Однако так ли хороша эта личностная черта, если являлась столь почитаемой и желанной для граждан Давайте разбираться, что представляет собой нордический характер.

Для начала лучше заглянуть в этимологические корни слова. «Норд» в переводе со многих языков означает север. Поэтому в умах многих сразу же сформируются образы холода, суровых сдержанности и прочих черт, сходных с перечисленными. Поэтому характер стойкий, нордический, холодный, выдержанный - это синонимы.

Как уже было упомянуто ранее, такие личностные черты особо ценились у граждан (в частности, военных и разведчиков) фашистской Германии. С чем это было связано? Дело в том, что Адольф Гитлер выдумал (именно так - выдумал) некую которая, якобы, является самой главной среди других рас, так как обладает выносливостью, смелостью, уравновешенностью, стойкостью и Так вот, нордический характер являлся одним из обязательных элементов и черт личности, которые должны были быть присущи «истинным арийцам». Считалось, что именно такие люди способны на поступки, необходимые фашистской Германии.

Отдельно нужно сказать о внешности, с которой должен сочетаться нордический характер. У настоящего норда, будь то мужчина или женщина, должно быть узкое лицо удлиненной формы. Нос тоже узкий и длинный, выдающийся и прямой. Подбородок - угловатый. Глаза европейского типа, среднего размера, должны иметь серый или голубой цвет. Волосы - светлые, пепельные, цвета блонд. Фигура - стройная, рост - высокий. Норды обязаны обладать выносливостью и хорошей физической силой.

Немного отойдя от темы, хочется отметить, что ни один из правящей и военной элиты фашистской Германии данному образу не соответствовал. Гитлер, Геббельс, Гиммлер, Рём… Все они, конечно, были жесткими и «холодными», однако внешность их никак не соответствовала арийской и нордической.

Сегодня такая характеристика как «нордический характер» применяется и к обычным людям, европейцам в том числе. При этом совсем не обязательно, что человек с таким характером - злой и жестокий. Вовсе нет. Это означает, что он просто очень уравновешенный, тщательно обдумывает каждый свой шаг, взвешивая все «за» и «против», очень осторожен в словах (ни одна фраза, сказанная им, не произнесена просто так, от нечего делать), обладает высокой степенью стойкости и способностью к расчетливому и холодному анализу в самых разных критических ситуациях.

Если говорить о положительных и отрицательных сторонах нордического характера, то к плюсам можно отнести:

Стрессоустойчивось;

Способность быстро принимать важные решения;

Спокойствие и выдержку.

Что касается, минусов, то их достаточно:

Закрытость, сильно выраженная интроверсия;

Неспособность контактировать с людьми, заводить друзей, семью;

Слабая эмоциональность.

Нордический характер - довольно редкая черта, практически не встречающаяся в «концентрированном» виде. Обладателям же такого характера остается пожелать с умом использовать свои положительные качества.

Стойкость как качество личности – способность противостоять внешним воздействиям, во что бы то ни стало достигать цели.

Однажды ученики спросили своего Учителя: - Скажи, Учитель, почему одни люди ломаются в трудных ситуациях, а другие проявляют стойкость? Почему для одних мир рушится, другие же находят в себе силы продолжать жить; первые уходят в депрессию, а для вторых она не страшна? - Это потому, - ответил Учитель, - что мир каждого человека подобен звёздной системе. Только у первых в этой системе имеется лишь одно-единственное небесное тело - они сами. Вся их вселенная вращается исключительно вокруг их самих, а потому любая катастрофа приводит и к гибели всего такого мира. Вторые же обитают в окружении других небесных тел, они привыкли думать не только о себе, но и о тех, кто рядом. В трудные минуты жизни их мысли не сосредотачиваются лишь на собственных проблемах. Потребность заботиться и помогать другим у них берёт верх над тяжкими раздумьями. Участвуя в жизни окружающих и поддерживая их в трудную минуту, такие люди, сами того не сознавая, спасают от гибели самих себя.

Стойкость становится проявленным качеством личности в унисоне с упорством, настойчивостью, целеустремленностью и выносливостью. У барной стойки стойкость не увидишь. После бурных «вводных» процедур «стоик» может лишь продемонстрировать свою устойчивость к алкоголю, самостоятельно добравшись до выхода в состоянии равновесия. Благоприятная среда для стойкости – особо сложные и опасные обстоятельства, вызовы и уроки жизни, проявленные в возникающих трудностях и невзгодах.

Стойкий человек – человек с «железным» внутренним стержнем. Обладая твердыми убеждениями, будучи принципиальным и высоконравственным человеком, стойкая личность способна мученически перенести сильную боль, голод, холод и прочие невзгоды.

Для всех поколений образцом стойкости всегда будет родовой сибирский казак, генерал-лейтенант инженерных войск Дмитрий Михайлович Карбышев. В 1941 году при попытке вырваться из окружения был контужен и захвачен гитлеровцами в плен. Советскому генералу предлагалось освобождение из лагеря, возможность переезда на частную квартиру, а также полная материальная обеспеченность. Карбышеву будет открыт доступ во все библиотеки и книгохранилища Германии, предоставлена возможность знакомиться с другими материалами в интересующих его областях военно-инженерного дела. При необходимости гарантировалось любое число помощников для обустройства лаборатории, выполнения опытно-конструкторских работ и обеспечения иных мероприятий научно-исследовательского характера. Не воспрещался самостоятельный выбор тематики научных разработок, давалось добро на выезд в район фронтов для проверки теоретических расчетов в полевых условиях. Правда, оговаривалось — кроме Восточного фронта. Результаты работ должны стать достоянием немецких специалистов. Все чины германской армии будут относиться к Карбышеву как к генерал-лейтенанту инженерных войск германского рейха. Внимательно выслушав условия «сотрудничества», Дмитрий Михайлович спокойно ответил: «Мои убеждения не выпадают вместе с зубами от недостатка витаминов в лагерном рационе. Я солдат и остаюсь верен своему долгу. А он запрещает мне работать на ту страну, которая находится в состоянии войны с моей Родиной».

Подобной стойкости фашисты не ожидали. Карбышева бросили в одиночную камеру, начали давать соленую пищу, после чего отказывали в воде. Заменили лампу — она стала такой мощной, что, даже закрыв веки, глазам не было покоя. Они начинали гноиться, причиняя мучительную боль. Спать почти не разрешали. При этом с немецкой аккуратностью регистрировали настроение и психическое состояние советского генерала. И когда казалось, что он начинал «скисать», снова приходили с предложением сотрудничать. Ответ был тот же — «нет». Так продолжалось без малого полгода. Так и не сломив стойкого генерала, фашисты отправили его в концентрационный лагерь, отличавшийся каторжными работами особой тяжести и бесчеловечным отношением к заключенным. Узники с утра до ночи работали в гранитных карьерах под наблюдением эсэсовцев, вооруженных хлыстами и пистолетами. Минутная передышка, взгляд, брошенный в сторону, слово, сказанное соседу по работе, любое неловкое движение, малейшая провинность — все это вызывало бешеную ярость надсмотрщиков, избиение хлыстом. Часто слышались выстрелы. Стреляли прямо в затылок. Один из советских пленных офицеров уже после войны вспоминал: «Однажды мы с Дмитрием Михайловичем работали в сарае, обтесывали гранитные столбики для дорог, облицовочные и намогильные плиты. По поводу последних Карбышев, которому даже в самой трудной ситуации не изменяло чувство юмора, вдруг заметил: «Вот работа, доставляющая мне истинное удовольствие. Чем больше намогильных плит требуют от нас немцы, тем лучше, значит, идут у наших дела на фронте».

В феврале 1945 года в концлагере Маутхаузен (Австрия), в числе других заключённых (около 500 человек), он был облит водой на морозе и погиб, став символом несгибаемой воли и стойкости. Впервые стало известно о гибели Карбышева через год после окончания войны. 13 февраля 1946 г. майор канадской армии Седдон Де-Сент-Клер, находившийся на излечении в госпитале под Лондоном, пригласил к себе представителя Советской миссии по делам репатриации в Англии, чтобы сообщить «важные подробности». «Мне осталось жить недолго, — сказал майор советскому офицеру, — поэтому меня беспокоит мысль о том, чтобы вместе со мной не ушли в могилу известные мне факты героической гибели советского генерала, благородная память о котором должна жить в сердцах людей. Я говорю о генерал-лейтенанте Карбышеве, вместе с которым мне пришлось побывать в немецких лагерях». По словам офицера, в ночь с 17 на 18 февраля около тысячи пленных немцы пригнали в Маутхаузен. Мороз стоял около 12 градусов. Все были одеты очень плохо, в рванье. «Как только мы вступили на территорию лагеря, немцы загнали нас в душевую, велели раздеться и пустили на нас сверху струи ледяной воды. Это продолжалось долго. Все посинели. Многие падали на пол и тут же умирали: сердце не выдерживало. Потом нам велели надеть только нижнее белье и деревянные колодки на ноги и выгнали во двор. Генерал Карбышев стоял в группе русских товарищей недалеко от меня. Мы понимали, что доживаем последние часы. Через пару минут гестаповцы, стоявшие за нашими спинами с пожарными брандспойтами в руках, стали поливать нас потоками холодной воды. Кто пытался уклониться от струи, тех били дубинками по голове. Сотни людей падали замерзшие или с размозженными черепами. Я видел, как упал и генерал Карбышев», — с болью в сердце излагал канадский майор. «В ту трагическую ночь в живых осталось человек семьдесят. Почему нас не прикончили, не представляю. Должно быть, устали и отложили до утра. Оказалось, что к лагерю вплотную подходили союзные войска. Немцы в панике бежали… Я прошу вас записать мои показания и переслать их в Россию. Я считаю своим священным долгом беспристрастно засвидетельствовать все, что я знаю о генерале Карбышеве. Я выполню этим свой маленький долг перед памятью большого человека», — такими словами закончил свой рассказ канадский офицер.

Примером стойкости в наши дни, несомненно, является рядовой российской армии Евгений Родионов. Ему было 19 лет, когда чеченские боевики отрубили ему голову. В убийстве признался Руслан Хайхороев, в присутствии иностранного представителя он рассказал: «У него был выбор, чтобы остаться в живых. Он мог бы веру сменить, но он не захотел с себя креста снимать». Его мать говорит, что Евгению обещали сохранить жизнь, если он примет ислам и выступит с оружием в руках против российских федеральных сил, ему нужно было всего лишь символически снять с себя серебряный крестик, который он носил на шее с 11 лет и принять веру своих мучителей. Евгений отказался и предпочел смерть.

Матери сказали, что ее сын дезертир, но она не поверила. В поисках правды она заплатила четыре тысячи долларов убийце сына, собственноручно выкопала его тело и доставила на Родину. Сына мать узнала по крестику на обезглавленной шее и другим приметам, известным лишь матери. В поисках черепа сына она приехала в Чечню еще раз. Боевики раскололи его пополам, опасаясь преследования со стороны души убитого.

В Чечне мать стойкого воина всячески оскорбляли, плевали на нее. Брат чеченского боевика Шамиля Бвсаева жестоко избил ее и оставил умирать. «Мне выбили все зубы. Когда я вернулась из Чечни, все мои волосы были седыми. У меня нет здоровья. Когда хоронишь ребенка, с ним хоронишь половину себя. Я больше не могу смеяться и радоваться». Узнав, что сына собираются канонизировать, она сказала: «Бог находит место каждому. Его место не изменится, если его сделают святым. Он уже и так в раю. Война быстро раскрывает истинную сущность людей. Если ты кусок дерьма, то быстро скукожишься, но если ты порядочный, то она вытачивает тебя, как алмаз, нужно через многое пройти, чтобы дойти до этой ступени».

Петр Ковалев 2013 год

Н.В. БАШКОВА, канд. филос. наук, г. Тула

Можно сломить кости и мускулы, но дух несломим!

Братство, 18

Стойкость духа — нравственно-волевое качество, проявляющееся в способности человека преодолевать сильные противодействия, стабильно выдерживать большие нагрузки и напряжения, сохраняя свой внутренний духовный мир, жизненные принципы и поступательное развитие. Это качество отражает внутреннюю силу духа, равновесие психической энергии сознания (мыслей, чувств, желаний и т.п.), которое становится в своих реакциях устойчивым, непоколебимым, без дисгармоничных всплесков и изменений, развиваясь в выработанном ритме и высоком напряжении.

Учение Живой Этики не ставит росту и мощи духа никаких пределов. Дух человеческий, вечный и беспредельный в своём потенциале, может выдержать всё. Главное основание стойкости — опора на Высшее, Мир Духа, Иерархию Света и вечность Основ Жизни. В «Гранях Агни Йоги» качество стойкости определяется как неотступность, то есть «внутреннее знание того, что... бесконечны Добро и дела Света» 1 . «Чем мир побеждали герои? — напоминает Учитель М. — Единением с Владыкою нерушимым» 2 . Именно поэтому Живая Этика учит, что тайна преодоления внешнего нагнетения лежит не вовне, а внутри человека — в силе его духа и сердца.

Противопоставление чувства и разума, сердца и рассудка, часто драматически раздваивающее человеческое сознание, преодолевается в Учении постепенным очищением и развитием сердца — высшего, духовного органа человеческого микрокосма. Именно стойкое устремление сердца к Высшему влечёт за собой упорядочивание и гармонизацию всех разнородных ментально-психических сил в человеке. «Мысль легко повинуется воле, когда мысль сердцем ведётся, — утверждает Учитель М. — Потому чувство сильнее деятельности интеллекта, и любовью достигается то, что невозможно достигнуть мозгом. Стойкое сердце и волю, и мозг делает устойчивыми» 3 .

Стойкость ярко проявляется, когда особенно сильны волны внешних влияний, событий и испытаний, часто устрашающих воображение человека своей враждебностью и чудовищным размером. Духовно слабая личность может утонуть в саможалении, сомнениях, страхах, опасениях и переживаниях, тогда как стойкий в Свете и Добре человек активно противостоит злу, принимает тяготы ответственности и напряжения, способен к выработке последовательных решений и неуклонному продвижению к цели. Поэтому стойкость можно обозначить как духовный иммунитет человека от потрясений, страхов, омрачений и искушений.

Ближайшими к стойкости нравственными качествами являются преданность Высшему, убеждённость
в правоте, мужество, твёрдость, терпение, равновесие, ответственность, непоколебимость. Все они усиливают друг друга. Так, проявления терпения могут перейти в пассивность, покорность и уступчивость, но, будучи преображёнными духовной волей, они превращаются в стойкость и выносливость. В статье «Стойкость» Николай Константинович Рерих показал ряд ярких примеров проявления этого качества не в особых условиях войны или стихийных бедствий, но в обычной жизни современных людей. Как вывод он отметил: «Стойкость вытекает из большого равновесия. Это равновесие не будет ни холодным расчётом, ни презрением к окружающему, ни самомнением, ни себялюбием. Стойкость всегда будет иметь некоторое отношение к понятию ответственности и долга. Стойкость не увлечётся, не поскользнётся, не зашатается. В тех, кто шёл твёрдо до последнего часа, всегда была стойкость» 4 .

Философия Живой Этики отнюдь не обещает человеку облегчения и покоя в жизни, наоборот, утверждается образ воина, готового к борьбе за Высшее и активному противодействию злу и бессмысленному разрушению. Хотя ХХ век в истории человечества обозначается как конец Кали Юги (Чёрного века) и наступление новой Сатья Юги (Светлого века), однако смена этих глобальных эпох будет происходить длительно и постепенно и потребует огромных человеческих усилий по переустройству всех сторон жизни. Приближение конца Чёрного века выявило всё безумство сил зла и человеконенавистничества, которые кульминировали в середине ХХ века, во Второй мировой войне, названной в книгах Учения страшной битвой Армагеддона.

Российский народ ценой огромного напряжения и самопожертвования исполнил свою историческую миссию противостояния мощнейшему натиску зла. Как в первую Отечественную войну 1812 г., так и во вторую, Великую Отечественную войну россияне проявили несломимую стойкость, мужество и выносливость на протяжении долгих лет. Выстояв под первым сокрушительным ударом врага и пережив невосполнимые потери, они нашли в себе крепость и силу духа для полной победы над силами зла. «Русский народ явил такой героизм, такую жертвенность, такое доказательство силы духа и стойкости нации, — подчёркивала Елена Ивановна Рерих, — что следует преклониться и понять, что такой народ займёт предназначенное ему достойное место в идущем Переустройстве Мира» 5 .

Разрушениями, катастрофами, потрясениями Основ Жизни отмечен и последующий период в жизни смятенного и зашедшего в цивилизационный тупик человечества. Сложно назвать такой период мирным. Как мудро указывается в Живой Этике, «могут быть времена хуже войны» 6 , когда они несут на себе печать духовной деградации общества. Будем помнить, что каждодневно проходит испытания и жёсткую проверку наша духовно-нравственная природа и прежде всего — стойкость и твёрдость в Добре и Свете.

В наше время идейных и нравственных компромиссов, подлаживания под часто меняющиеся идеологические, политические, корпоративные и т.п. тенденции, личные выгоды особое значение приобретают редкие люди, устойчивые в добре и нравственных принципах. В каждую историческую эпоху были такие духовные авторитеты, по которым, как по камертону, могло сверять своё миропонимание и поступки большинство людей. Именно о таких людях и говорит народная мудрость: «Не стоит село без праведника». Имена и жизненные подвиги Будды, Конфуция, Платона, Патанджали, Шанкары, Христа, ап. Павла, Акбара Великого, Сергия Радонежского, Франциска Ассизского, Жанны д’Арк, Джордано Бруно стоят перед человечеством величественными столпами Света и Общего Блага. С течением времени ценность и необходимость таких духовных авторитетов становится только ещё более насущной и значимой.

Всё, что происходит в жизни человека, — и хорошее, и плохое — может быть преобразовано им в жизненный опыт, ценнейшие накопления и познания. Согласно Учению, даже самые неблагоприятные обстоятельства не могут остановить духовное продвижение стойкого и целеустремлённого человека. Наоборот, они служат средствами его усиления и напряжения. Как струна ненатянутая не запоёт, как лампа без накала не засветит, так и духовные силы человека поникают в сонном благополучии. «Учитель Хочет огонь, горящий в сердце ученика, довести до степени горения незатухающего и неколеблемого преходящими вихрями земными, — отмечается в «Гранях Агни Йоги». — ...Стойкость зависит от степени напряжения... (...) Нужно сознательно поставить себя в положение напряжения нагнетённого и радоваться, если обстоятельства внешние этому способствуют. Часто по неведению огорчается ученик тем, чему надлежит радоваться. Без отягчения обстоятельствами не может быть связи с Учителем» 7 . Важно поставить перед собой правильную цель и уметь видеть за каждодневным потоком дел ступени к её достижению.

Живая Этика утверждает, что зло конечно в своей разрушительной направленности, оно самоистреб­ляется, тогда как Добро вечно и приумножается без истощения. Любое испытание имеет конец. Учение напоминает слова великого мудреца Соломона: «И это пройдёт». Всё пройдёт в этом мире преходящего и временного, но завоевания духа, развитие его сил и созидательных способностей могут бесконечно умножаться, освобождая человека от оков низшей материи и приобщая к стойкому, неутомимому сотворчеству с Высшими Силами.

«Путь духа отмечен силой. Потому хочу научить вас быть сильным духом. Стойкость, непоколебимость, преданность несломимая, бесстрашие, твёрдость, пути неуклонность — всё это есть уявления огненной воли. Быть сильным можно, если воля сильна, а воля есть духа огонь, уявляемый в действии» 8 .

«Стойте крепко, стойте крепче скалы. Огонь чудесный нагнетается стойкостью духа» 9 .

«Потенциал Блага — как столб Света. Плотник, сапожник или врач могут одинаково мыслить о благе. Постоянство и устойчивость во благе есть уже завоевание» 10 .

«Твёрдостью воли и стойкостью духа можно считать неотступность, явленную учеником на всех путях, приближающих к Свету, с точки зрения кармы. Эту неотступность можно рассматривать как внутреннее знание того, что все порождения человеческие имеют конец, ибо они не от Света, но бесконечны Добро и дела Света. Победа Света над тьмою и конечное торжество Света — это не фикция, но огненная действительность и огненная жизнеустойчивость зёрен причинностей добра или Общего Блага. Понимание этого и совершение посева светлых семян и является основою неотступности действий ученика и твёрдости его воли и стойкости духа. Не умирает добро, не умирают дела Света. Не умирают огненные зёрна причинностей, творимых во Имя Общего Блага» 11 .

«Себеслужители явленные, доколе будете ослаблять цепь Света неразумением вашим? Ведь требуется от вас лишь твёрдость и стойкость в том, в чём вы столь долго утвердиться стремились. (...) Дайте свет стойкого, ровно горящего пламени духа, без которого все ваши достижения сводятся к нулю. Крепость цепи измеряется по слабейшему звену, стойкость духа — по моментам его ущерба. Не допускайте этих моментов, ибо длинную цепь ваших усилий ослабляете несказанно минутами слабости. Будьте же сильны всегда, но не по настроениям и под влиянием случайных условий, будьте победно-духовны. Победительное состояние духа непреложно к победе ведёт. Будьте всегда победителями» 12 .

«Друг Мой, сила духа познаётся лишь в трудных условиях и в них же и утверждается. Мускул, лишённый движения, атрофируется, так же и сила духа поникает при жизни безоблачной и лёгкой. Разлагается дух в благополучии. Отягощающие обстоятельства нужны, чтобы вызвать к действию энергии нужные, которые в противном случае обрекаются на вымирание. Именно по слабому месту должна бить жизнь, чтобы его укрепить и породить нужную силу. Но при всех обстоятельствах одно условие необходимо, а именно стойкость, или непоколебимость духа надо твёрдо приять, что бы ни происходило вокруг. Твердыню внутри обрести и утвердить надо. Именно без Учителя, именно когда один, именно когда тьма окружила и дали сокрылись во мраке, чего ждать? Победы Света над тьмою. Учитель Поставил на страже за личной ответственностью. На страже нужно достоять до конца. Пусть колеблется всё, но не дух. Недопустима слабость, когда перед Учителем стоят трудности непомерные и Ему нужна поддержка. На кого Смогу опереться в час трудный, если все воины сложат оружие и поникнут духом в унынии безнадёжности, не предадут ли этим Учителя и Дело Его? Потому стойте крепко. Полководец без войска — не сила. Так же и крепость неохраняемая уже не крепость. Отсюда несменный и стойкий дозор. Один в пустыне жизни, но с Владыкой, опора друзьям и врагам устрашение — так уявляется стойкость. Пламя её — внутри, её ощущать можно. К спокойствию стойкость прибавим. Укрыться можно лишь в башне духа, ибо спасение в ней. Как маяк света высится она во тьме окружающей, внешней, и другим светит. Велика радость, если в час нужды Могу на кого опереться как на Себя. Трудные дни протекают. Сгущена тьма. Вы, немногие устоявшие, помогите удержать равновесие планеты. Не хорошести, не святости, но стойкости и непоколебимости Требую в час тёмный планетный. Помогите удержать сеть Света. Неужели оставите Одного, как оставили когда-то?» 13

«...Какую-то степень обуздания себя и сдержанности всё же всегда можно явить, и особенно в тех делах, которым своими переживаниями помочь невозможно. К чему бесцельные терзания? Горе о близком понятно, но терзания о том, чему помочь нельзя, бессмысленны. Так научимся неизбежное встречать стойко, зная, что эмоциями делу не поможешь. То, через что надлежит пройти, пройти всё же придётся, несмотря на нежелание и боль. Неизбежное лучше встретить достойно. Таким образом, если жизнь ставит в условия, от которых нельзя освободиться, следует пройти через них мужественно и стойко. Можно сделать всё возможное для облегчения их, но когда остаётся неизбежное, его надо встретить достойно. Карму отбросить нельзя, иначе она обернётся ещё более неумолимым аспектом, следовательно, надо претерпеть, и претерпеть до конца. Только претерпевший до конца имеет заслугу» 14 .

«Стеснённый и угрожаемый Акбар говорил своим вождям: "Чем менее волнуется вещество, тем яснее отражение вершин". После смотра войска Акбар сказал: "Четвёртая часть сделана, видел сытых людей, — остальное увидим после дня зноя, после дня дождя, после бессонной ночи"» 15 .

«Борьба за свет не прекращается ни на мгновение. Героями духа можно назвать их, свет в ауре своей миру несущих. Невидим и неприметен этот подвиг, но тяжек для сердца и труден. Больно сердцу от яда, вбираемого им в себя для трансмутации его в энергии света. Тяжек и труден подвиг внесения в жизнь Света. Но это и есть Великое Служение. Надо дать себе ясный отчёт, в чём заключается его сущность. Уже не костры, не растерзание зверями, но постоянное, каждодневное распятие сердца на кресте жизни. И кто может сказать, где требуется больше мужества, стойкости и терпения. Трудность подвига современного носителя Света заключается в его длительности и в том, что совершается он среди жизни, причём совершает его герой духа не удаляясь из жизни» 16 .

«Припомните, какие трудности и, казалось бы, непреоборимые препятствия вставали перед нами, но все они растворялись перед нашим мужеством, стойкостью и устремлением и доверием к РУКЕ ВОДЯЩЕЙ, так будет и теперь» 17 .

«Одно из мощных качеств духа есть устойчивость. Как можно развивать и расширять сознание, когда нет устойчивости! Иначе, как можно проверять намерения и действия, если нет того мощного импульса, который есть устойчивость? Для каждого на пути есть только одна неизменная Мощь — Иерархия! На этом сокровенном Принципе можно созидать; с этой сокровенной Вершины можно мир созерцать; на этой Твердыне можно духу окрылиться; на этой Вершине можно созидать мощную эволюцию. Потому когда дух старается создавать иллюзорный мир самости, то, конечно, трудно продвинуться. Так в беспредельном творчестве есть путеводный огонь — Иерархия. Так можно устойчивостью Служения расширить сознание и вместить закон Огненной Иерархии» 18 .

«Не было ещё препятствия, которое могло бы дух, Мною утверждённый и суждённый победе, остановить. (...) Воля победителя становится мощной и непреодолимой, и ничто уже не может остановить её поступательного движения к огненной цели далёкой. Шаг непреложности становится укладом дня, и растёт и крепнет сознание того, что ныне уже ничто не остановит. И от этого сознания становится легко, и вырастают у духа крылья, которые помогают перелететь там, где громоздятся высокие горы препятствий и бездонные пропасти пресекают путь. И когда путь на Земле действительно становится непроходимым, крылья чудесные духа поднимают и возносят над непроходимостью местных условий жизни и сознание поднимается над ними, как орёл над горами и долинами земного ландшафта. Орлом духа Называем Мы ученика, достигшего этой ступени. Это уже ступень Архата. И зарабатывается она железной стойкостью перед чем бы то ни было, что может жизнь преподнес­ти человеку. Этим путём Шли и Идут все Владыки. Это путь Царственной Йоги. Это путь победителей Земли и Неба, мира земного, и мира астрального, и Мира Мысленного. В сознании дух поднимается над тремя, чтобы утвердиться в четвёртом, в Огненном» 19 .

«От любого несчастья твёрдая воля почерпнёт новые силы и новую стойкость. Так преодолевается жизнь. Нельзя, нельзя безвольно склоняться под ударами внешних воздействий, ибо всему можно противопоставить дух. Как важно ощутить эту несокрушимость внутри! Победитель идёт через жизнь, победно ступая и не склоняя чело ни перед чем. Помните, ведь в духе надо стойкость явить. Архатом может стать тот, кого жизнь была не в силах сломить. Держите же головы выше, ведь мы к победе идём!» 20

Фото: Н.К. Рерих. ВЕЛИКИЙ ДУХ ГИМАЛАЕВ. 1934

1 Грани Агни Йоги. V. 555.

2 Там же. 1954. 308.

3 Там же. 1955. 19.

4 Рерих Н.К . Стойкость // Нерушимое. Рига, 1991. С. 50.

5 Рерих Е.И . Письма. Т. 7. М., 2007. С. 280 (14.01.1946).

6 Надземное. 286, 295, 460, 594.

7 Грани Агни Йоги. 1953. 370.

8 Там же. 1958. 18.

9 Мир Огненный. I. 68.

10 Там же. 304.

11 Грани Агни Йоги. V. 555.

12 Там же. 1954. 421.

13 Там же. 114.

14 Там же. 1955. 300.

15 Листы Сада Мории. Озарение. 3 - IV - 4.

Стойкость – черта характера человека, определяющая его возможности противостоять внешним воздействиям.
Новый социальный словарь

Стойкость является чертой характера, которая выражается в упорстве, настойчивости, стремлении во что бы то ни стало достигнуть цели. Стойкость проявляется в особо сложных и опасных обстоятельствах, в борьбе с необычными трудностями. В этих условиях человек, обладающий стойкостью, не останавливается перед препятствиями, не теряется, не отступает назад.
www.psyznaiyka.net

  • Стойкость – это черта характера человека, которая выражается в упорстве, настойчивости, стремлении достичь поставленной цели во что бы то ни стало.
  • Стойкость – действенное намерение противостоять жизненным невзгодам.
  • Стойкость – готовность защищать и отстаивать свои интересы и убеждения, а так же интересы своей семьи, социальной группы и страны.
  • Стойкость – это физическая выносливость и душевная сила, чаще всего проявляющиеся в сложных обстоятельствах и борьбе с трудностями.
  • Стойкость – это умение совладать с собственным страхом и собственными сомнениями.

Преимущества стойкости

  • Стойкость даёт силы – для преодоления препятствий.
  • Стойкость обеспечивает уважение – как со стороны окружающих, так и уважение человека к самому себе.
  • Стойкость даёт оптимизм – по отношению к будущему.
  • Стойкость даёт упорство – в достижении намеченных целей и результатов.
  • Стойкость обеспечивает внутреннее спокойствие – по отношению к внешним обстоятельствам.
  • Стойкость даёт свободу – от страхов и неуверенности в себе.

Проявления стойкости в повседневной жизни

  • Военные действия. Воинская стойкость во все времена почиталась, как одно из величайших достоинств человека.
  • Наука. Научные эксперименты всегда сопряжены с различными трудностями. Преодолевать их помогает стойкость характера, нацеленность на результат.
  • Сложные жизненные ситуации. Стойкий человек не видит перед собой препятствий – он видит лишь задачи, которые необходимо решать.
  • Болезни. Стойкий человек активно противостоит недугам; даже серьёзные болезни нередко отступают перед стойкостью характера.
  • Спорт. Спортсмены – люди физически выносливые; иначе – стойкие.
  • Убеждения и вера. Люди, ни при каких обстоятельствах не предающие своих убеждений и веры, обладают стойкостью.

Как развить в себе стойкость

  • Стойкость – черта характера человека и в то же время описание его физических возможностей. Стойкость тела развивают физические занятия; стойкость духа – работа над собой.
  • Занятия спортом. Регулярные занятия спортом укрепляют тело и делают человека более выносливым (стойким) к физическим нагрузкам.
  • Собственные убеждения. Если у человека есть искренние убеждения – ему достаёт стойкости не менять убеждений в угоду моменту.
  • Преодоление трудностей. Когда на жизненном пути возникают трудности любого рода – стоит научиться не пасовать перед ними, воспринимая их как духовный тренажёр собственной стойкости.
  • Эмоциональность. Сильные эмоции могут побудить к энергичным действиям; действия во имя какой-либо цели закаляют характер, формируя стойкость.
  • Работа над собой. Когда человек отчётливо видит слабые, негативные стороны своего характера и стремится к их преодолению – он развивает собственную стойкость.

Золотая середина

Слабость | полное отсутствие физической и моральной стойкости

Стойкость

Фанатизм | избыточная, зачастую агрессивная стойкость взглядов и убеждений, понимание их, как единственно истинных ценностей

Крылатые выражения о стойкости

Стойкость и смелость родные сёстры. - Русская пословица - Стойкость обороняющегося порождается яростью нападающего. - Эмерсон - Стойкий боец в бою молодец. - Русская пословица - Нравственная стойкость в преуспеянии еще важнее, чем в невзгодах. - Ларошфуко - Стойкость – щит смелого. - Русская пословица - Пол Г. Столц / Показатель стойкости: как обратить препятствия в новые возможности У каждого свой «показатель стойкости» - умение преодолевать трудности и управлять обстоятельствами. Автор помогает читателю пересчитать этот фактор личного выживания и стать более жизнестойким. Луций Анней Сенека / Философские трактаты Философия Сенеки – это стойкость не смотря ни на что. Общество может деградировать, вера уйти из сердца, надежды рухнуть, но стойкость позволит жить достойно при любых обстоятельствах.