• Перевод

Вы когда-нибудь задавались вопросом о том, благодаря чему кто-то становится хорошим спортсменом? Или выдающимся лидером? Или отличным родителем? Почему некоторые неизменно достигают своих целей , а другие – терпят неудачу?
В чем же разница? Что может быть важнее ума и таланта? И что такое «зверские казармы» Вест-Пойнта? Об этом мы и поговорим!

Обычно на эти вопросы мы отвечаем рассуждениями о таланте. Наверное, он самый умный ученый в лаборатории. Он от природы может бежать быстрее, чем все другие игроки команды. Он выдающийся бизнес-стратег.

Но, думается, мы все знаем – дело не только в этом.

На самом деле, если вы глубже задумаетесь над этими вопросами, то поймете, что талант и ум играют совсем не такую большую роль, как кажется изначально. Результаты исследований показывают, что уму мы обязаны всего лишь 30% достижений – то есть, ум только верхушка айсберга.

Но что же важнее ума и таланта? Ответ: духовная стойкость.

Оказывается, духовная стойкость, называемая также «силой воли», играет куда большую, чем какое угодно еще качество, роль в достижении целей, относящихся к здоровью, карьере, учебе, бизнесу и жизни в целом.

И это отличная новость, ведь, например, со своими унаследованными от родителей генами поделать вы ничего не можете, а духовную стойкость развить более чем реально.

Почему духовная стойкость так важна? И как ее в себе развить?

Давайте поговорим об этом подробнее.

Духовная стойкость и армия США

Ежегодно примерно 1,300 кадетов поступают на первый курс Военной академии Вест-Пойнт. В первое лето в кампусе кадетам необходимо пройти ряд испытаний, невероятно тяжелых физически и морально. Эта летняя программа инициации в академии называется «зверскими казармами» .

По словам исследователей, наблюдавших за кадетами Вест-Пойнт, «зверские казармы» - продуманное намеренное испытание границ возможностей кадетов, их физической, эмоциональной и духовной выдержки. Нечто подобное проходят и агенты ФБР, .

Возможно, вы представляете себе, что кадеты, успешно справившиеся со «зверскими казармами», крупнее, сильнее или, по крайней мере, умнее своих товарищей. Но Анджела Дакворс, исследовательница из Университета Пенсильваании, наблюдая за кадетами, обнаружила кое-что совершенно иное.

Дакворс исследовала достижения кадетов, а точнее, то, как духовная стойкость, упорство и энтузиазм влияют на способность достигать целей. В Вест-Пойнт она наблюдала за 2,441 кадетом на двух первых курсах.

Она записывала их успехи в школе, результаты вступительных испытаний, оценку их лидерского потенциала (отражающую их активность во внеурочных занятиях), результаты проверки уровня физической подготовки (стандартизированного теста, состоящего из физических упражнений), а также их оценку по шкале силы воли (измеряет упорство и энтузиазм в достижении долгосрочных целей).

И вот что она выяснила…

Не сила, не ум, и не лидерский потенциал являлись решающими в том, завершит ли кадет испытание «зверскими казармами» успешно. Решающую роль в этом играла сила воли – упорство и стремление достигать долгосрочных целей.

На самом деле, кадеты, получившие 60 или более пунктов по шкале силы воли, чаще других успешно выдерживали испытание «зверскими казармами». Именно сила духа определяла успех кадетов, а не их талант, ум или наследственность.

В чем важна сила духа?

Исследование Дакворс показало важность силы духа во многих сферах.

Помимо результатов описанного выше исследования в Вест-Пойнт, она также обнаружила, что…

  • Студенты Лиги Плюща, отличающиеся от товарищей большей силой воли, получают лучшие оценки индивидуальных показателей деятельности, даже если их оценки за экзамены ниже, то есть, если они «глупее».
  • При сравнении двух людей одного возраста, но с разными уровнями образования, именно сила воли (а не интеллект) определяет, чье образование в итоге будет лучше.
  • Участники соревнования по правописанию National Spelling Bee показывают лучшие результаты не благодаря своему IQ, а благодаря силе воли и регулярным тренировкам.
Сила воли и духа важна не только в образовании. Она важна в чем угодно, и это Дакворс и ее коллеги доказали, опрашивая лидеров во всех сферах:
Наша гипотеза, заключающаяся в том, что сила воли важна для высоких достижений в любых сферах, была доказана в ходе многочисленных интервью с профессионалами в области инвестиционно-банковских услуг, живописи и искусства, журналистики, науки, медицины и права. В ответах на вопрос, какое качество отличает лучших специалистов в своих областях, все эти люди упоминали силу воли так же часто, как и талант. На самом деле, многие из них были в восторге от достижений коллег, которые на первый взгляд не казались такими же одаренными, как другие, но чья неизменная верность своим амбициям была исключительной. Кроме того, многие с удивлением заметили, что их невероятно одаренные сверстники отнюдь не достигли вершин в своей области
.
 - Анджела Дакворс

Вы, наверное, уже не раз убедились в правдивости этого на собственном опыте.

Помните вашего друга, который растерял свой талант?

Как насчет вашего сотрудника, который выжал максимум из своего потенциала?

Знаете ли вы кого-то, кто продолжает упорно идти к цели, независимо от того, сколько времени это занимает?

Здесь ★ можно прочитать полный текст исследования, но вот главное, к чему оно сводится:

В каждой сфере жизни – в образовании, работе и здоровье – сила воли, духовная стойкость и настойчивость влияет на ваш успех больше любого другого фактора.

Иначе говоря, талант слишком переоценивают.

Благодаря чему формируется духовная стойкость?

Рассуждения о духовной стойкости, силе воли и упорстве – это отлично. Но что собой представляют эти качества в реальном мире?
Грубо говоря, стойкость и сила воли сводятся к выдержке.

Сильные духом спортсмены обладают большей выдержкой, чем другие. Они не пропускают тренировки. Они не откладывают поставленные перед ними задачи. Они никогда не подводят товарищей по команде.

Сильные духом лидеры более выдержаны, чем их товарищи. У них есть ясная цель, к которой они идут каждый день. Они не позволяют краткосрочной выгоде, негативным откликам или напряженному расписанию стать преградой на их пути к воплощению цели. Они организовывают людей вокруг – не единожды, а снова и снова.

Сильные духом художники, писатели и прочие творческие люди работают с большей регулярностью, чем большинство. Они работают регулярно, по расписанию, а не только тогда, когда чувствуют прилив вдохновения. Они подходят к работе как настоящие профессионалы, а не как любители. Они неизменно делают самое важное в первую очередь и не пытаются уклоняться от ответственности.

Хорошая новость заключается в том, что силу воли и настойчивость можно сделать определяющими вас чертами, вне зависимости от ваших врожденных талантов. Вы можете стать более выдержанным. Вы можете развить невероятный уровень духовной стойкости.
Но как?

Исходя из опыта, существует 3 отлично работающие стратегии…

1. Определите, в чем для вас выражается духовная стойкость

Для курсантов Вест-Пойнт духовная стойкость – успешно пройденное лето «зверских казарм».

А для вас она может значить…

  • Выдержать месяц, не пропустив ни одной тренировки.
  • Выдержать неделю, не употребляя обработанной или фабричной пищи.
  • Два дня подряд выполнять свои рабочие задачи до срока.
  • Неделю медитировать каждое утро.
  • Выполнить один дополнительный повтор в каждом сете упражнений в спортзале.
  • Каждое воскресенье в одном месяце встречаться с друзьями.
  • В течение недели тратить один час на творчество.
Как бы вы не определили духовную стойкость для себя, проясните, что она вам даст, чего вы сможете с ее помощью достичь. Духовная стойкость это абстрактное понятие, но в реальном мире оно привязано к конкретным действиям. Вы не сможете по мановению волшебной палочки обрести силу духа, вы можете только развить и подтвердить ее реальными действиями.

Из этого следует второй пункт …

2. Духовная стойкость создается небольшими настоящими победами

Вы не можете стать выдержанным и целеустремленным, если вы слабы духом. Сколько тренировок вы пропустили из-за того, что не ваше тело, а ваш разум говорил вам, что вы устали? Сколько повторов упражнений вы не сделали из-за того, что ваш разум говорил вам: «Девять повторов достаточно. Десятый ни к чему»? Большинство людей, включая меня – тысячи. И в 99% случаев причиной была слабость не тела, а духа.

 - Дрю Шемрок

Мы часто думаем, что суть духовной стойкости заключается в том, как мы реагируем на экстремальные ситуации. Насколько хорошо вы выступили на чемпионате? Можете ли вы справиться с потерей одного из членов своей семьи? Вы сможете сразу вернуться в дело, если ваш бизнес обанкротится?

Несомненно, экстремальные ситуации проверяют нас на мужество, настойчивость и духовную стойкость… Но что насчет повседневных обстоятельств?

Духовная стойкость подобна мышцам. Ее нужно тренировать, чтобы она росла и развивалась. Если вы не сможете преодолеть себя даже в мелочах, то когда вам станет действительно тяжело, вы будете слабы и не готовы с достоинством справиться с трудностями.
Но так быть не должно.

Делайте десять повторов упражнения, когда вам кажется, что проще сделать всего девять. Создавайте новое вместо того, чтобы потреблять. Задавайте дополнительные вопросы, даже когда вам проще просто молча принять то, что вам говорят. Докажите себе тысячью мелочей, что в вас достаточно мужества для того, чтобы каждый день бороться с жизненными трудностями.

Духовная стойкость строится малыми победами. Она создается ежедневным правильным выбором, развивающим нашу «мышцу силы духа». Все мы хотим быть сильными духом, но только прилагая усилия вы можете развить эту силу в себе. Только реальные действия, а не слова и мысли строят духовную стойкость.

3. Духовная стойкость заключается в правильных привычках, а не в мотивации

Мотивация не постоянна. Сила воли остается с вами всегда.

Суть духовной стойкости не в невероятном вдохновении или храбрости. Ее суть – в развитии повседневных привычек, позволяющих вам придерживаться расписания и снова и снова преодолевать трудности, не отвлекаясь на пустяки.

Духовно стойким людям не обязательно быть смелее, талантливее или умнее других – но им нужно быть выдержаннее. Духовно стойкие люди развивают ежедневную систему, помогающую им фокусироваться на важном, вне зависимости от количества препятствий и трудностей, которые на их пути ставит жизнь. Именно привычки формируют основу духовных убеждений и помогает нам достигать вершин.

Вот базовые шаги, которые помогут развить в себе новую привычку:
1. Начните с создания своей личности.
2. Фокусируйтесь на малом в вашем поведении, а не на серьезных резких трансформациях, кардинально меняющих жизнь.
3. Развейте умение постоянно делать то, что нужно , вне зависимости от уровня мотивации, который вы ощущаете.
4. Неизменно придерживайтесь расписания и не слишком волнуйтесь о результатах.
5. Если вы потерпели сокрушительную неудачу, встаньте на ноги вернитесь в дело как можно быстрее.

Духовная стойкость сводится к привычкам, даже самым малым. Она подразумевает, что вы постоянно делаете то, что должны делать, и что вы ежедневно практикуете необходимое для достижения цели и придерживаетесь расписания.

Как вы развили в себе духовную стойкость?

Миссия человека в обществе ясна: все мы хотим жить полноценной, счастливой и здоровой жизнью и делать что-то важное для общества и мира в целом, меняя его в лучшую сторону.

Вне зависимости от того, какие стратегии мы строим, вне зависимости от того, какие цели мы ставим перед собой, как мы видим себя и людей вокруг… Ничто не может воплотиться в реальность без духовной стойкости, упорства и силы воли.

Когда становится слишком тяжело, большинство людей ищут что-то попроще, на что можно было бы переключиться. Но когда слишком тяжело становится духовно стойкому человеку, он находит способ справиться со всеми трудностями.

В жизни случаются экстремальные ситуации, требующие невероятной храбрости, жизнестойкости и силы духа… Но для 95% обстоятельств духовная стойкость сводится просто к тому, чтобы быть более выдержанным, чем большинство людей.

Трудности неизбежно встречаются в жизни каждого че­ловека. Их возникновение является естественным, законо­мерным следствием сложного процесса взаимодействия субъекта с окружающим миром.

Существуют трудные ситуации и у детей, причем есть все основания полагать, что в жизни детей они встречаются не реже, а возможно даже чаще, чем у взрослых.

Согласно определению, даваемому психологами (Т.Томашевский, 1975, М.Тышкова, 1981), какая-либо ситуа­ция становится трудной, если возникает несоответствие между ее основными элементами: потребностями (целями) человека, его возможностями и условиями деятельности. Иначе говоря, трудная ситуация всегда характеризуется не­соответствием между тем, что человек хочет (сделать, дос­тичь и т. п.), и тем, что он может, оказавшись в данных обстоятельствах и располагая имеющимися у него собствен­ными возможностями. Такое рассогласование препятствует достижению первоначально поставленной цели, что влечет за собой возникновение отрицательных эмоций, которые служат важным индикатором трудности той или иной ситу­ации для человека.

Учитывая такое понимание трудных ситуаций, можно предположить, что для развития ребенка они являются ти­пичными. Обусловлено это тем, что развивающийся чело­век, познавая и осваивая окружающий мир, но еще не обла­дая достаточным опытом, непременно будет сталкиваться с чем-то новым, неизвестным, неожиданным для себя. Это потребует от него испытания собственных возможностей и способностей, что далеко не всегда может оказаться успеш­ным и потому может послужить причиной для разочарова­ний. То, что для взрослого выступает как привычное и есте­ственное, для ребенка может быть трудно и сложно.

Любая трудная ситуация приводит к нарушению деятель­ности, сложившихся отношений, порождает отрицательные эмоции и переживания, вызывает дискомфорт. Все это при определенных условиях может иметь неблагоприятные по­следствия для развития личности. Однако только ли деструк­тивную функцию выполняют трудные ситуации?

А.Далла Вольта (1966) ввел понятие "конструктивной фрустрации", подчеркнув тем самым положительную роль препятствий в развитии. По его мнению, препятствия нельзя рассматривать только как фактор, затрудняющий формиро­вание личности ребенка и нарушающий его отношения с окружающими людьми. Препятствия, помехи - нормальные явления жизни, конструктивное значение которых состоит в том, что они вызывают активность субъекта, направленную на их преодоление, порождают потребность искать и нахо­дить способы овладения препятствиями, вырабатывать стра­тегии преодоления, что имеет чрезвычайно важное значение для успешного процесса социализации личности.

Способы поведения в трудных ситуациях имеют индиви­дуальный характер и у взрослого человека становятся устой­чивыми личностными образованиями, основу которых со­ставляют психологические механизмы самоконтроля и само­регуляции. Складываться они начинают в детском возрасте, в ходе активного освоения ребенком окружающей действи­тельности. Однако развитие это не происходит автоматичес­ки по мере взросления. Решающая роль в этом процессе при­надлежит индивидуальному опыту самого ребенка по пре­одолению трудностей, а также особенностям его личности, темперамента. В силу этих причин, имеющих различные ин­дивидуальные сочетания, приобретаемые детьми способы поведения в трудных ситуациях могут обладать разной конструктивностью.

Сущность конструктивных способов поведения состоит в том, что они позволяют овладеть трудной ситуацией, т. е. преодолеть существующее препятствие, и являются действи­ями активными, сознательными, целенаправленными и адекватными в отношении как объективных условий ситуа­ции, так и собственных возможностей. При этом, в зависи­мости от обстоятельств, усилия могут быть направлены либо на изменение условий ситуации (если они, по оценке субъекта, поддаются изменению), либо на активизацию и развитие собственных способностей и возможностей (если условия ситуации изменить нельзя)*.

* Классическая формула такого поведения содержится в известном из­речении-молитве: "О, Всевышний! Дай мне силы пережить то, что я не могу изменить. Дай мне волю изменить то, что я не смогу пережить. И дай мне разум не перепутать первое со вторым!"

Неконструктивные же способы поведения позволяют в лучшем случае лишь отодвинуть на время решение пробле­мы, не устраняя порождающих ее причин, или же ведут к дезорганизации деятельности.

Очевидно, что усвоение конструктивных или неконст­руктивных способов преодоления трудных ситуаций оказы­вает неодинаковое влияние на дальнейшее развитие личнос­ти ребенка. Наличие конструктивных способов повышает по­ложительный потенциал личности, способствует формиро­ванию уверенности в своих силах, развитию чувства компе­тентности и собственной ценности, ведет к становлению важных волевых качеств. В самом широком плане - конст­руктивное поведение обеспечивает жизненную стойкость че­ловека, его способность противостоять трудностям, сохра­няя себя как целостную личность.

Напротив, закрепление неконструктивных способов поведения, не приводящих к реальному разрешению труд­ных ситуаций, может вызвать отклонения и деформации в личностном развитии и тем самым выступить в качестве фактора, вызывающего нарушения психического здоро­вья ребенка.

Трудные ситуации, под влиянием которых складываются способы поведения и формируется отношение к затруднени­ям, имеют различный характер. Это могут быть преходящие, быстротечные, будничные для ребенка события (не приняли в игру, упал с велосипеда, забыл ключ от дома и т. п.); кратковременные, но чрезвычайно значимые и острые ситу­ации (потеря близкого родственника, разлука с любимым членом семьи, резкая смена жизненного стереотипа); или, напротив, ситуации длительного, хронического действия, связанные, как правило, с семейной или школьной обста­новкой (развод родителей, противоречивое или деспотичное воспитание, алкоголизм родителей, неуспеваемость и т. п.); а также ситуации, возникающие под влиянием факторов эмо­циональной депривацни (госпитализация, круглосуточное пребывание в детских дошкольных учреждениях и т. п.).

Как отмечают многие исследователи (В.В.Ковалев, 1985; Г.В.Козловская, Л.Ф.Кремнева, 1985; и др.), наиболее су­щественное влияние на детей оказывают острые психичес­кие травмы и хронические психотравмирующие воздей­ствия, которые являются ситуациями повышенного риска и предрасполагают к возникновению дезадаптивных реакций. Анализ таких ситуаций, проведенный специалистами, зани­мающимися медицинскими аспектами психогигиены и пси­хопрофилактики, показывает, что у детей разного возраста эти ситуации различаются по содержанию. Так, например, по наблюдениям Д.Н.Исаева (1984), для дошкольников наиболее характерными оказываются травмирующие ситуа­ции, связанные с утратой (реальной или воображаемой) чувства защищенности. Для детей школьного возраста более типичны ситуации, связанные со снижением ценности Я.

Таким образом, по данным медицинской практики, для детей раннего и дошкольного возраста характерны следую­щие ситуации повышенного риска.

1. Ситуации, связанные с отсутствием или утратой чув­ства защищенности:

Враждебная, жестокая семья;

Эмоционально отвергающая семья;

Не обеспечивающая надзора и ухода семья;

Негармоничная семья (распадающаяся или распавша­яся);

Чрезмерно требовательная семья (доминирующая гиперопека),

Появление нового члена семьи (отчим, мачеха, брат, сестра);

Противоречивое воспитание или смена его типа;

Чуждое окружение за рамками семьи (язык, культура).

2. Ситуации, вызывающие беззащитность из-за отрыва от семьи:

Помещение в чужую семью;

Направление в детское учреждение;

Госпитализация.

Для детей школьного возраста, помимо перечисленных выше ситуаций, психотравмирующими могут стать:

Невозможность соответствовать ожиданиям семьи (быть отличником, рекордсменом);

Переживание чрезмерной ответственности за других членов семьи;

Неприятие семьей, детским коллективом, педагогом;

Неспособность справиться с учебной нагрузкой;

Враждебное отношение родителей, педагогов;

Отрыв от семьи, смена школьного коллектива, переме­на места жительства;

Ситуация, опасная для здоровья (соматическое заболе­вание);

Заболевание с предполагаемым фатальным исходом.

Хронически действующие психотравмирующие ситуа­ции, представленные в данном перечне, отражают значимое для ребенка окружение, широкий социально-психологичес­кий аспект его жизни (семья, школа и др.) и по своему содержанию и значению соотносятся с общей социальной ситуацией развития. Такого рода ситуации, оказывая суще­ственное влияние на весь ход психического развития, спо­собны серьезно нарушить социальную адаптацию ребенка, глубоко деформировать его психику. Различные психосома­тические и нервно-психические расстройства у детей, с ко­торыми нередко сталкиваются медицинская и психологичес­кая практика, являются, как правило, следствием таких долговременных патогенных воздействий. Рассмотренные си­туации охватывают наиболее существенные, значимые жиз­ненные отношения ребенка, поэтому их наличие должно предопределять серьезные отрицательные последствия для развития личности. Однако, вопреки этому очевидному по­ложению, в последнее время учеными обнаружен удиви­тельный феномен - неуязвимые дети. Так названы дети, "которые воспитываются в самых ужасных условиях и все-таки добиваются значительных успехов в жизни. Наиболее типичной чертой неуязвимых детей является их способность не реагировать на стресс или справляться с ним благодаря исключительно интенсивной мыслительной деятельности и компетентности. ...Эти дети отличаются начитанностью и душевным здоровьем, они хорошо учатся в школе, увлечен­но играют, любят жизнь и считают, что жить стоит" (К.Флейк-Хобсон и др., 1992, с.400).

Помимо этого, неуязвимые дети характеризуются еще целым рядом общих черт: они обладают хорошими соци­альными навыками, они дружелюбны и нравятся сверстни­кам и взрослым, у них высоко развито чувство самоуваже­ния. Как правило, они имеют высокий самоконтроль: хоро­шо владеют своими мыслями, чувствами, поступками. В критические моменты жизни у них появляется ощущение отчужденности от тягостного окружения, они уходят в себя и могут заниматься чтением, рисованием, танцами, музы­кой и т. д. Такое самоотстранение способствует появлению и укреплению чувства независимости.

Как уже говорилось, неуязвимые дети обычно хорошо учатся в школе, а став взрослыми, добиваются больших ус­пехов в избранной деятельности, становясь художниками, актерами, музыкантами, писателями, учеными. Многие из них обнаруживают незаурядные творческие способности.

Рассказывая о неуязвимых детях, К.Флейк-Хобсон и др. приводят ряд гипотез, направленных на объяснение этого феномена. Так, например, существует мнение, что такие дети обладают лучшими генетическими задатками и имму­нитетом, которые позволяют им справляться с сильными стрессами. Другие исследователи полагают, что неуязвимость обеспечивается той особой значимостью, которую приобре­тают для таких детей внесемейные события: например, об­щение с посторонним человеком, заинтересованным в том, чтобы защитить этих детей от ненормальных отношений внутри семьи. Однако наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой неуязвимость есть результат взаимодействия наследственности и среды.

Позволим себе высказать еще одно предположение от­носительно феномена неуязвимости. Оно вытекает из кон­цепции поисковой активности (В.С.Ротенберг, В.В.Аршавский, 1984), которая была предложена для объясне­ния явления, прямо противоположного неуязвимости, а именно - "выученной беспомощности". Феномен выучен­ной беспомощности возникает в случае постоянного, не соотносящегося с усилиями субъекта неуспеха в деятель­ности и проявляется в неспособности к совершению ка­ких-либо действий по преодолению трудности. По мне­нию авторов концепции, в основе этого явления лежит отказ от поисковой активности, которая составляет обяза­тельное условие, обеспечивающее возможность противо­стоять неблагоприятным воздействиям. Можно предполо­жить, что именно высокая потребность в поиске, т. е. ак­тивное, творческое отношением к себе и окружающей действительности, позволяет неуязвимым детям преодо­леть разрушающее влияние неблагоприятной семейной об­становки. Видимо, не зря у многих из них был обнаружен высокий творческий потенциал.

Потребность в поиске, определяющая способность проти­востоять неблагоприятным воздействиям, представляет со­бой важный фактор развития личности и при наличии опре­деленных природных предпосылок формируется прежде все­го в процессе индивидуального развития и социального об­щения.

Считается, что для формирования этой потребности в детском возрасте одинаково неблагоприятными являются две ситуации:

1. Ситуация, когда все действия ребенка наталкиваются на сопротивление и ограничение со стороны взрослого. Такая тактика в отношениях с ребенком особенно опасна в раннем детстве, когда ребенок является относительно беспомощным и особенности его психического развития еще не позволяют ему осуществить компенсаторное поведение. Вследствие это­го выученная беспомощность может принять глобальный ха­рактер, что на последующих этапах развития может про­явиться в пассивности, безынициативности личности.

2. Ситуация, когда все желания ребенка удовлетворяются немедленно. В этом случае на более поздних этапах развития потребность в поисковой активности может угаснуть. Необ­ходимым условием ее сохранения является наличие преодо­лимых препятствий, способствующих развитию и поддержанию этой активности. Преодолимость, доступность препят­ствий является принципиально важной, поскольку только в этом случае у ребенка имеется возможность действительно преодолеть трудную ситуацию, выработать адекватные при­емы поведения в ней, приобрести дополнительный опыт, обогащающий личность, расширяющий пределы ее компе­тентности.

До сих пор речь шла преимущественно о таких трудных ситуациях, основу которых составляют длительные психо-травмирующие воздействия. Однако такого рода жизненные обстоятельства, способные глубоко деформировать психику ребенка, не являются типичными, и большинство детей их, по счастью, избегают.

Наряду с этим существуют и другого типа трудные ситу­ации, которые с большей вероятностью могут встретиться в жизни практически каждого ребенка. Это так называемые "ситуации стресса обыденной жизни" - повседневные, за­частую повторяющиеся события, способные вызвать затруд­нения и отрицательные переживания (например, посещение зубного врача, ссора с товарищем, ответ у доски и др.). Их влияние на развитие детской личности, пожалуй, не менее велико. И объясняется это тем, что все подобные, казалось бы, "мелочи жизни" нужно преодолевать, каждый раз необ­ходимо находить то или иное решение. Именно в таких обы­денных ситуациях ребенок приобретает удачный или неудач­ный опыт преодоления препятствий, определяет собствен­ное отношение к трудностям, пробует, "примеряет" разные способы действия, вырабатывает наиболее приемлемую для себя тактику поведения.

Например, поссорившись с приятелем, ребенок может первым пойти на примирение или упорно выжидать, пока этот шаг предпримет друг, или обратиться за посредничес­кой помощью к какому-либо третьему лицу... Вариантов по­ведения в этой ситуации может быть достаточно много. Как будет действовать в ней конкретный мальчик или конкрет­ная девочка? Какое решение конфликта станет впоследствии наиболее характерным для этого человека? Как часто он бу­дет оказываться в подобных ситуациях? Как уже говори­лось, это решающим образом зависит от того, каков опыт ребенка в разрешении таких ситуаций, какие способы пове­дения в конфликте были им усвоены и насколько они кон­структивны.

Продолжая обсуждение данной проблемы, необходимо отметить одну принципиальную особенность трудных си­туаций, имеющую первостепенное значение для их пони­мания. Эта особенность состоит в том, что любая трудная ситуация есть индивидуальный феномен. Другими слова­ми, будет ли данная ситуация представлять для человека трудность, зависит от того, как он ее воспринимает, оце­нивает, интерпретирует. А это, в свою очередь, определя­ется тем, какой личностный смысл данная ситуация име­ет, насколько она субъективно значима для данного чело­века. Именно этим объясняются те нередко наблюдаемые факты, когда одинаковые обстоятельства одними людьми воспринимаются как серьезное препятствие, неразреши­мая проблема, для других же остаются практически не замеченными. Одной из иллюстраций может служить опи­санный выше феномен неуязвимых детей, научившихся особым образом относиться к напряженной и конфликт­ной семейной обстановке, которая для большинства дру­гих детей является непереносимой травмой и провоцирует серьезные отклонения, вплоть до нервно-психических расстройств.

Если трудная ситуация - явление индивидуальное, то как же узнать о том, что вызывает у детей затруднения? В медицинской практике, как можно было видеть, судят об этом по тем последствиям, которые имеют определенные жизненные обстоятельства для психического здоровья детей. Однако, как уже отмечалось, не все трудные ситуации име­ют столь выраженный деструктивный эффект. Другой вари­ант - самый простой и в данном случае достаточно надеж­ный - спросить самих детей о том, какие ситуации являют­ся для них трудными.

Такие опросы были проведены с младшими школьника­ми и младшими подростками (Р.Б. Аугис, 1984; Е.Е. Данило­ва, 1990).

Что же показали эти исследования? Как и следовало ожидать, наиболее часто в качестве трудных дети этого воз­раста называли ситуации, связанные со школой, учебой. Причем большинство из этих ситуаций оказались типично учебными, с которыми дети сталкиваются практически ежедневно. Вот самые распространенные из них:

Проверка знаний во время контрольных и других пись­менных работ;

Ответ ученика перед классом (в этой ситуации наи­более значимым для ребенка оказывается мнение о нем учителя и других учеников класса, дополнительным трав­мирующим фактором является возможность ошибки при ответе, что может вызвать критику учителя, смех одно­классников);

Получение плохой отметки (качество отметки является величиной субъективной, "плохой" может быть названа не только "двойка", но и оценка в 3 или 4 балла);

Неудовлетворенность родителей успеваемостью детей (трудность этой ситуации определяется тем, что она служит источником различных запретов и наказаний).

Кроме этого, к числу часто называемых детьми трудных ситуаций также относятся:

Конфликты со сверстниками (ссоры, драки, изолиро­ванность в группе сверстников);

Конфликты со взрослыми (их основная причина - не­послушание ребенка, нарушение им установленных правил, после чего следуют воспитательные санкции со стороны ро­дителей или других взрослых, не всегда справедливые с точ­ки зрения детей);

Ситуации публичного выступления (концерты, спортивные соревнования);

Случаи неуспеха в какой-либо деятельности (когда у ребенка что-то не получается, не выходит);

Ситуации физической травмы или опасности ее полу­чения (падения, ушибы, переломы).

Как можно видеть, круг ситуаций, которые дети счита­ют для себя трудными, довольно широк. Примечательно также, что абсолютное их большинство - ситуации дей­ствительно не исключительные, а повседневные, на кото­рые взрослые зачастую просто не обращают внимания. Одна­ко каждая из них может стать для ребенка серьезной пробле­мой, о чем окружающие порой могут и не подозревать. По­этому очень важно, чтобы дети умели адекватно относиться к таким неизбежным трудностям, учились конструктивно, а значит - без ущерба для своего здоровья, справляться с этими ситуациями.

Проблема сохранения психического здоровья детей и профилактики его нарушений является предметом присталь­ного внимания специалистов разных областей: медиков, пе­дагогов, психологов. Однако не менее важная роль в ее ре­шении принадлежит и тем, кто принимает в жизни детей непосредственное участие и имеет с ними каждодневный контакт - родителям.

С точки зрения обсуждаемой проблемы - трудные ситуа­ции у детей - роль родителей представляется двоякой: во-первых, именно родители нередко создают своим детям трудные жизненные ситуации (если вновь обратиться к пе­речню психотравмирующих ситуаций, выделенных Д.Н. Исаевым, то нетрудно заметить, что подавляющее их число спровоцировано семьей; во-вторых, родители являются теми взрослыми, которые учат детей преодолевать трудности жизни.

Влияние родителей на становление у детей способов по­ведения в трудных ситуациях крайне велико. Можно выде­лить по меньшей мере три аспекта такого влияния:

1. Стиль семейного воспитания, который во многом фор­мирует личность ребенка. Так, например, Д.Баумринд, изу­чив методы воспитания ряда родителей, выделила 3 группы детей, склад характера которых соответствовал определен­ным типам воспитательных воздействий, практикующихся в семье (см. К.Флейк-Хобсон и др., 1992, с.317-320). Были установлены следующие зависимости:

в) снисходительные родители - импульсивные, агрес­сивные дети.

2. Собственное поведение родителей в различных труд­ных ситуациях, которое ребенок (сознательно или бессоз­нательно) принимает для себя в качестве примера для под­ражания.

3. Целенаправленное обучение детей конструктивным способам преодоления трудных ситуаций.

Остановимся более подробно на последнем из указан­ных аспектов. Естественное желание всех родителей - убе­речь, предостеречь своего ребенка от возможных неприят­ностей в жизни. Однако постоянно контролировать и по­правлять каждый его шаг, решать за него его собственные проблемы - дело нереальное и совершенно неэффективное. Поэтому единственное и наиболее разумное, что могут сде­лать родители - это подготовить своих детей самостоятель­но преодолевать трудности жизни.

Действенная помощь и руководство со стороны взрослых являются важнейшим условием успешного обучения детей преодолению трудных ситуаций. Однако практика свиде­тельствует о том, что в абсолютном большинстве случаев процесс становления у детей способов, приемов и стратегий преодоления трудных ситуаций протекает стихийно, без ка­кого-либо активного участия взрослых. Дети самостоятель­но, методом "проб и ошибок", пытаются найти удобные для себя приемы, помогающие им справиться с трудными ситу­ациями, сохранить уверенность и спокойствие, не расте­ряться при возникновении затруднений.

Наиболее оперативными действиями, позволяющими организовать поведение в трудной ситуации, являются при­емы саморегуляции эмоциональных состояний. Эти приемы дают возможность снять чрезмерное напряжение, мешающее правильно оценить условия ситуации, соотнести их со свои­ми возможностями, а затем на основании этого - целенап­равленно осуществлять поведение, непосредственно направ­ленное на преодоление затруднения.

У младших школьников и младших подростков наиболее распространенными из таких приемов оказались следующие:

Элементарные формулы самовнушения ("Не волно­ваться!", "Спокойно! Спокойно!", "Все хорошо! Все будет хорошо!" и др.);

Самоприказ;

Счет до трех, до десяти;

Физическая разрядка, расслабление (подтягивание на турнике, отжимания, глубокие вдохи-выдохи и др.);

Точечный массаж.

В большинстве случаев дети находят для себя эти приемы самостоятельно, иногда источником информации служат для них книги, телепередачи и лишь в исключительных слу­чаях - родители или другие взрослые из ближайшего окру­жения.

Обращение в основном к младшим школьникам и млад­шим подросткам в этой связи не случайно, поскольку имен­но в этом возрасте у детей возникает потребность в саморе­гуляции своего поведения, управлении своими эмоциональ­ными состояниями. Но, как уже было сказано, эта потреб­ность остается без внимания взрослых.

Итак, что же могут сделать родители, как правило, не имеющие специальной подготовки в области психологии или педагогики?

1. Прежде всего понаблюдать за поведением своего ребен­ка в различных трудных для него ситуациях и оценить кон­структивность его поведения.

2. Проанализировать вместе с ребенком (в свободной, не­навязчивой форме) возможные способы преодоления тех или иных трудных ситуаций обыденной жизни, которые ча­сто встречаются или могут встретиться ребенку. Это позво­лит расширить когнитивные возможности и способности ре­бенка, поможет развить у него необходимые навыки анализа трудных ситуаций, что является важным условием конст­руктивного поведения.

4. Обучить ребенка элементарным техникам аутогенной тренировки (их изложение широко представлено в популяр­ной литературе).

Эти простейшие действия со стороны родителей могут оказаться весьма эффективным "пусковым механизмом" для развития у ребенка самостоятельных навыков по пре­одолению трудных ситуаций. Возможно, что пользу прине­сет уже то, что родители обратили внимание на существую­щие у ребенка проблемы и трудности, с которыми он ежедневно сталкивается.

Однако следует учесть, что дети, имеющие определен­ные отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы (тревожные, агрессивные, гиперактивные и др.), нуждаются в занятиях по специальным программам, которые ориентированы прежде всего на коррекцию основного на­рушения.

Стойкость как качество личности – способность противостоять внешним воздействиям, во что бы то ни стало достигать цели.

Однажды ученики спросили своего Учителя: - Скажи, Учитель, почему одни люди ломаются в трудных ситуациях, а другие проявляют стойкость? Почему для одних мир рушится, другие же находят в себе силы продолжать жить; первые уходят в депрессию, а для вторых она не страшна? - Это потому, - ответил Учитель, - что мир каждого человека подобен звёздной системе. Только у первых в этой системе имеется лишь одно-единственное небесное тело - они сами. Вся их вселенная вращается исключительно вокруг их самих, а потому любая катастрофа приводит и к гибели всего такого мира. Вторые же обитают в окружении других небесных тел, они привыкли думать не только о себе, но и о тех, кто рядом. В трудные минуты жизни их мысли не сосредотачиваются лишь на собственных проблемах. Потребность заботиться и помогать другим у них берёт верх над тяжкими раздумьями. Участвуя в жизни окружающих и поддерживая их в трудную минуту, такие люди, сами того не сознавая, спасают от гибели самих себя.

Стойкость становится проявленным качеством личности в унисоне с упорством, настойчивостью, целеустремленностью и выносливостью. У барной стойки стойкость не увидишь. После бурных «вводных» процедур «стоик» может лишь продемонстрировать свою устойчивость к алкоголю, самостоятельно добравшись до выхода в состоянии равновесия. Благоприятная среда для стойкости – особо сложные и опасные обстоятельства, вызовы и уроки жизни, проявленные в возникающих трудностях и невзгодах.

Стойкий человек – человек с «железным» внутренним стержнем. Обладая твердыми убеждениями, будучи принципиальным и высоконравственным человеком, стойкая личность способна мученически перенести сильную боль, голод, холод и прочие невзгоды.

Для всех поколений образцом стойкости всегда будет родовой сибирский казак, генерал-лейтенант инженерных войск Дмитрий Михайлович Карбышев. В 1941 году при попытке вырваться из окружения был контужен и захвачен гитлеровцами в плен. Советскому генералу предлагалось освобождение из лагеря, возможность переезда на частную квартиру, а также полная материальная обеспеченность. Карбышеву будет открыт доступ во все библиотеки и книгохранилища Германии, предоставлена возможность знакомиться с другими материалами в интересующих его областях военно-инженерного дела. При необходимости гарантировалось любое число помощников для обустройства лаборатории, выполнения опытно-конструкторских работ и обеспечения иных мероприятий научно-исследовательского характера. Не воспрещался самостоятельный выбор тематики научных разработок, давалось добро на выезд в район фронтов для проверки теоретических расчетов в полевых условиях. Правда, оговаривалось — кроме Восточного фронта. Результаты работ должны стать достоянием немецких специалистов. Все чины германской армии будут относиться к Карбышеву как к генерал-лейтенанту инженерных войск германского рейха. Внимательно выслушав условия «сотрудничества», Дмитрий Михайлович спокойно ответил: «Мои убеждения не выпадают вместе с зубами от недостатка витаминов в лагерном рационе. Я солдат и остаюсь верен своему долгу. А он запрещает мне работать на ту страну, которая находится в состоянии войны с моей Родиной».

Подобной стойкости фашисты не ожидали. Карбышева бросили в одиночную камеру, начали давать соленую пищу, после чего отказывали в воде. Заменили лампу — она стала такой мощной, что, даже закрыв веки, глазам не было покоя. Они начинали гноиться, причиняя мучительную боль. Спать почти не разрешали. При этом с немецкой аккуратностью регистрировали настроение и психическое состояние советского генерала. И когда казалось, что он начинал «скисать», снова приходили с предложением сотрудничать. Ответ был тот же — «нет». Так продолжалось без малого полгода. Так и не сломив стойкого генерала, фашисты отправили его в концентрационный лагерь, отличавшийся каторжными работами особой тяжести и бесчеловечным отношением к заключенным. Узники с утра до ночи работали в гранитных карьерах под наблюдением эсэсовцев, вооруженных хлыстами и пистолетами. Минутная передышка, взгляд, брошенный в сторону, слово, сказанное соседу по работе, любое неловкое движение, малейшая провинность — все это вызывало бешеную ярость надсмотрщиков, избиение хлыстом. Часто слышались выстрелы. Стреляли прямо в затылок. Один из советских пленных офицеров уже после войны вспоминал: «Однажды мы с Дмитрием Михайловичем работали в сарае, обтесывали гранитные столбики для дорог, облицовочные и намогильные плиты. По поводу последних Карбышев, которому даже в самой трудной ситуации не изменяло чувство юмора, вдруг заметил: «Вот работа, доставляющая мне истинное удовольствие. Чем больше намогильных плит требуют от нас немцы, тем лучше, значит, идут у наших дела на фронте».

В феврале 1945 года в концлагере Маутхаузен (Австрия), в числе других заключённых (около 500 человек), он был облит водой на морозе и погиб, став символом несгибаемой воли и стойкости. Впервые стало известно о гибели Карбышева через год после окончания войны. 13 февраля 1946 г. майор канадской армии Седдон Де-Сент-Клер, находившийся на излечении в госпитале под Лондоном, пригласил к себе представителя Советской миссии по делам репатриации в Англии, чтобы сообщить «важные подробности». «Мне осталось жить недолго, — сказал майор советскому офицеру, — поэтому меня беспокоит мысль о том, чтобы вместе со мной не ушли в могилу известные мне факты героической гибели советского генерала, благородная память о котором должна жить в сердцах людей. Я говорю о генерал-лейтенанте Карбышеве, вместе с которым мне пришлось побывать в немецких лагерях». По словам офицера, в ночь с 17 на 18 февраля около тысячи пленных немцы пригнали в Маутхаузен. Мороз стоял около 12 градусов. Все были одеты очень плохо, в рванье. «Как только мы вступили на территорию лагеря, немцы загнали нас в душевую, велели раздеться и пустили на нас сверху струи ледяной воды. Это продолжалось долго. Все посинели. Многие падали на пол и тут же умирали: сердце не выдерживало. Потом нам велели надеть только нижнее белье и деревянные колодки на ноги и выгнали во двор. Генерал Карбышев стоял в группе русских товарищей недалеко от меня. Мы понимали, что доживаем последние часы. Через пару минут гестаповцы, стоявшие за нашими спинами с пожарными брандспойтами в руках, стали поливать нас потоками холодной воды. Кто пытался уклониться от струи, тех били дубинками по голове. Сотни людей падали замерзшие или с размозженными черепами. Я видел, как упал и генерал Карбышев», — с болью в сердце излагал канадский майор. «В ту трагическую ночь в живых осталось человек семьдесят. Почему нас не прикончили, не представляю. Должно быть, устали и отложили до утра. Оказалось, что к лагерю вплотную подходили союзные войска. Немцы в панике бежали… Я прошу вас записать мои показания и переслать их в Россию. Я считаю своим священным долгом беспристрастно засвидетельствовать все, что я знаю о генерале Карбышеве. Я выполню этим свой маленький долг перед памятью большого человека», — такими словами закончил свой рассказ канадский офицер.

Примером стойкости в наши дни, несомненно, является рядовой российской армии Евгений Родионов. Ему было 19 лет, когда чеченские боевики отрубили ему голову. В убийстве признался Руслан Хайхороев, в присутствии иностранного представителя он рассказал: «У него был выбор, чтобы остаться в живых. Он мог бы веру сменить, но он не захотел с себя креста снимать». Его мать говорит, что Евгению обещали сохранить жизнь, если он примет ислам и выступит с оружием в руках против российских федеральных сил, ему нужно было всего лишь символически снять с себя серебряный крестик, который он носил на шее с 11 лет и принять веру своих мучителей. Евгений отказался и предпочел смерть.

Матери сказали, что ее сын дезертир, но она не поверила. В поисках правды она заплатила четыре тысячи долларов убийце сына, собственноручно выкопала его тело и доставила на Родину. Сына мать узнала по крестику на обезглавленной шее и другим приметам, известным лишь матери. В поисках черепа сына она приехала в Чечню еще раз. Боевики раскололи его пополам, опасаясь преследования со стороны души убитого.

В Чечне мать стойкого воина всячески оскорбляли, плевали на нее. Брат чеченского боевика Шамиля Бвсаева жестоко избил ее и оставил умирать. «Мне выбили все зубы. Когда я вернулась из Чечни, все мои волосы были седыми. У меня нет здоровья. Когда хоронишь ребенка, с ним хоронишь половину себя. Я больше не могу смеяться и радоваться». Узнав, что сына собираются канонизировать, она сказала: «Бог находит место каждому. Его место не изменится, если его сделают святым. Он уже и так в раю. Война быстро раскрывает истинную сущность людей. Если ты кусок дерьма, то быстро скукожишься, но если ты порядочный, то она вытачивает тебя, как алмаз, нужно через многое пройти, чтобы дойти до этой ступени».

Петр Ковалев 2013 год

СТОЙКОСТЬ, стойкости, мн. нет, жен. отвлеч. сущ. к стойкий. Стойкость породы. Стойкость характера. Непоколебимая стойкость. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Стойкость - Имена существительные ВЫНО/СЛИВОСТЬ, закалённость, зака/лка, сто/йкость. Способность мужественно переносить трудности, лишения и т.п.; способность многое выдержать. САМООТВЕ/РЖЕННОСТЬ, беззаве/тность, же/ртвенность, подви/жничество,… … Словарь синонимов русского языка

ГОСТ 25645.321-87: Стойкость полимерных материалов радиационная. Термины и определения - Терминология ГОСТ 25645.321 87: Стойкость полимерных материалов радиационная. Термины и определения оригинал документа: 1. Активирующее излучение Ионизирующее излучение, после воздействия которого полимерный материал становится радиоактивным… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

акцентуация характера - см. характер: акцентуация. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 …

акцентуация характера - чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайний вариант психической нормы, граничащий с психопатией. Как считает известный немецкий психиатр К.Леонгард (им предложен этот термин), у 20 50 % людей… … Дефектология. Словарь-справочник

акцентуации характера - понятие, введенное К. Леонгардом и означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний (см. синдром), представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. А. х. отличаются от последних отсутствием… … Большая психологическая энциклопедия

Акцентуация характера - понятие, введенное К. Леонгардом и означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. Активно используется военными психологами при определении… … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

Акцентуация характера - (лат. accentus ударение) чрезмерное усиление отдельных черт характера, проявляющееся в избирательной уязвимости личности поотно шению к определенного рода психогенным воздействиям при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Несмотря… … Криминалистическая энциклопедия

паранойяльная (застревающая) акцентуация личности (характера) - тип акцентуации, связанный с такими чертами, как повышенная подозрительность, болезненная обидчивость, стойкость отрицательных переживаний, стремление к доминированию, неприятие мнения других, высокая конфликтность, склонность навязывать свое Я … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Фрейд, Зигмунд - Запрос «Фрейд» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Зигмунд Фрейд Sigismund Schlomo Freud … Википедия

Книги

  • Петька , Книжник Генрих. Генрих Книжник написал бесподобную юмористическую повесть о том, как городской, изнеженный мальчик Петька, находившийся под суперопекой мамы и бабушки, попадает вдеревню, где с ним происходит…

«Только в противостоянии невзгодам в человеке прорастает, формируется и крепнет тот самый стержень, который не дает ему сломаться и позволяет принимать трудные, но верные решения. Когда противостоять нечему, когда не с чем бороться, то и стержень не появляется.»

Как гласят словари, стойкость - это черта характера, определяющая возможности человека противостоять внешним воздействиям и достигать цели несмотря ни на что. Полезно обладать этим качеством, учитывая, как часто на нас влияют неудачи и обстоятельства. К счастью, эту черту характера можно в себе воспитать.

Посмотри, чего я достиг!

Когда марафонцы уже готовы сойти с дистанции из-за усталости или боли, то они используют метод, который ученые называют «эффектом горизонта». Они концентрируются не на том, сколько осталось до финиша, а на отрезке, который им уже удалось преодолеть. Как отмечает нейрофизиолог Рик Хансон, человеческий мозг часто работает как липучка для всего негативного и одновременно как отталкивающее покрытие для позитивного. Поэтому, сталкиваясь даже с легкой неудачей, мы забываем о том, чего уже достигли. Используйте «эффект горизонта» в трудную минуту и поддерживайте себя мыслями об успехах.

Конец - новое начало

Когда мы разрываем отношения или теряем работу, то трудно представить, что впереди нас ждет что-то восхитительное. Удрученное состояние кажется всеобъемлющим и вечным. В такие моменты стоит напомнить себе, что конец чего-то - одновременно и точка начала чего-то другого. Понимание этого очень помогает осознать перспективы и двигаться дальше.

«Ничто из пережитого и сделанного нами не бывает напрасным. Все послужит питательной средой для того, что прорастет завтра.»

Не только со мной такое случается

Сталкиваясь с трудностями, кажется, что мы одиноки в этом. И в голове вертится «Почему это постоянно со мной происходит?». Не поддавайтесь соблазну персонифицировать любые удары судьбы. Скажите себе: «Такое случается не только со мной. Многие проходят через то же самое».

Психолог Кристин Нефф называет это явление «признанием общности человеческой природы». Это не только смягчает ощущение одиночества, но и помогает относиться к другим людям добрее.

Гнусь и не ломаюсь

Мы вполне способны справиться со своими проблемами даже тогда, когда это кажется невозможным. Мы можем быть сильными как ива, которая гнется, но не ломается. Пусть этот образ помогает вам быть мужественными, когда вам больно или грустно.

«Ива - один из самых ярких символов силы и стойкости из всех, которые я знаю.»

Ничто не вечно

Напоминание о том, что ничто не вечно, полезно и в горе, и в радости. «Осознание непостоянства мира - того, что все в нем течет и меняется, - один из ключиков к нашей жизненной стойкости, потому что уберегает от попытки навечно „заморозить“ в своем сознании трудные времена и тем самым потерять подвижность ума и тела», - пишет М. Дж. Райан, автор книги «Меняем привычки».

Когда все плохо - важно помнить, что скоро это закончится, наступит белая полоса. Или бирюзовая, сиреневая, алая - какая пожелаете. Когда все хорошо, цените такие моменты и наслаждайтесь ими.

По материалам книги «Меняем привычки».