Хазарское государство (650-969 гг.) являлось крупной средневековой державой. Сформировано оно было союзом племен на юго-востоке Европы. Хазарский каганат считался опаснейшей иудейской державой в истории. Контролировал он территорию Среднего и Нижнего Поволжья, Северного Кавказа, Приазовья, нынешнюю северо-западную часть Казахстана, северную область Крыма, а также всей Восточной Европы до Днепра.

Хазарский каганат. История

Выделился этот племенной союз из Западно-Тюркского объединения. Первоначально ядро Хазарского государства располагалось в северной области нынешнего Дагестана. Впоследствии оно переместилось (под натиском арабов) в низовья Волги. Политическое господство хазар распространялось одно время на некоторые

Следует отметить, что происхождение самого народа изучено не до конца. Считается, что после принятия иудаизма, сами себя хазары воспринимали как потомков Козара, который был сыном Тогармеха. По Библии, последний являлся сыном Яфета.

По мнению некоторых историков, Хазарский каганат имеет некоторую связь с потерянными израильскими племенами. Вместе с этим, большинство исследователей склонны считать, что народность имеет все же тюркские корни.

Возвышение хазарского народа связывают с развитием с правителями которого первые (предположительно) имели В 552 году алтайскими тюрками была сформирована огромная империя. Вскоре она была разделена на две части.

Ко второй половине 6 века тюрки распространили свою власть до каспийско-причерноморских степей. В период ирано-византийской войны (602-628 гг.) появились первые свидетельства о существовании хазар. Тогда они являлись основной частью армии.

В 626 году хазары вторглись на территорию современного Азербайджана. Разграбив Кавказскую Аланию и соединившись с византийцами, они взяли штурмом Тбилиси.

К концу 7 века большая часть Крыма, Северного Кавказа и Приазовья находилась под контролем хазар. Нет точных сведений о том, насколько далеко распространялась их власть к востоку от Волги. Однако, несомненно, что Хазарский каганат, распространяя свое влияние, остановил поток кочевников, которые следовали в Европу из Азии. Это, в свою очередь, создавало благоприятные условия для развития оседлых славянских народов и западноевропейских стран.

Хазарский каганат контролировал территорию, на которой проживало достаточно много еврейских общин. Приблизительно в 740 году Булан (один из князей) перешел в иудаизм. По всей видимости, это способствовало укреплению именно его клана. При этом правящая языческая династия хазар начала терять авторитет.

Потомок князя Булана - Обадия - в начале девятого века занял в империи второй пост, сосредоточив реальную власть в своих руках. С того момента сформировалась система двойного государственного управления. Номинально в стране оставались главными представители царского рода, однако, реально правление от их имени осуществляли беки рода Буланидов.

После установления нового управленческого порядка Хазарский каганат начал развивать международную транзитную торговлю, переориентировавшись с завоевательных походов.

В 9 веке в связи с новой волной Волгу стали переходить новые кочевые племена.

Новым противником хазар стало Древнерусское государство. Варяжские дружины, пришедшие в Восточную Европу, начали успешно оспаривать власть над славянами. Таким образом, от хазарского господства освободились радимичи в 885, северяне в 884 и поляне в 864 году.

В период с конца 9-го по первую половину 10-го века Хазария ослабла, но продолжала оставаться весьма влиятельной империей. В большей степени это стало возможно благодаря искусной дипломатии и прекрасно обученной армии.

В гибели Хазарского каганата решающая роль принадлежит Древнерусскому государству. Святослав в 964 году освободил вятичей (последнее зависимое племя). В следующем году князь разбил войско хазар. Спустя несколько лет (в 968-969) князь разгромил Семендер и Итиль (столицы хазарской империи в разные периоды). Этот момент считается официальным концом независимой Хазарии.

Хазария была одним из внешних факторов, способствовавших .

Границы Хазарского каганата на западе простирались до Днепра и Средней Волги, на севере - до заволжских степей, на востоке - до Хорезма, на юге - включали степи Северного Кавказа и Крым. В состав населения Хазарии входили тюркские, иранские, славянские и палеокавказские народы, а также еврейские общины Крыма и Кавказа. В конце VIII - начале IX века хазары приняли иудаизм. Племена полян, радимичей и северян платили им дань.

Хазарское иго. Историки издавна спорят о том, каково было влияние Хазарского каганата на . Одни придерживаются негативного взгляда на кочевников и утверждают, что славянским племенам пришлось вести с ними многолетнюю борьбу, отрицательно повлиявшую на экономическое развитие Руси. Другие отмечают, что хазары были защитниками торговых путей на Нижней Волге, обеспечив славянскую колонизацию и торговлю со странами Юга и Востока. Третьи видят в хазарах "защитную стену" Восточной Европы от "азиатских орд" . И сегодня продолжаются острые дебаты, но большинство современных исследователей признают, что славяне оказались "естественными союзниками хазар" , и их власть объективно "способствовала усилению Руси".

"Я - враг их!". Созданное князем Олегом государство стало мощным конкурентом Хазарскому каганату в Восточной Европе. Можно предположить, что на рубеже IX-X веков имел место военный конфликт хазар и Руси. Отголоски этого противоборства мы встречаем в известиях "Повести временных лет" , где сообщается, что в 884 году Олег присвоил хазарскую дань северян, заявив: "Я враг их, и вам им платить незачем" . Год спустя он освободил от хазарского ига радимичей. Чем ответил на это каганат, летопись не сообщает: составитель "Повести временных лет" опирался на русские устные предания и византийский хронограф.

Хазарский Каганат на карте.

Трудные годы Хазарии. Хазария переживала в это время трудные времена. Ее отношения с Византией постоянно ухудшались. Одновременно стремились выйти из-под хазарского влияния степные кочевые племена. С востока хазар стали теснить печенеги. В конце IX века, заручившись союзом с огузами, каганат нанес им поражение в междуречье Волги и Урала. Однако это не облегчило его положения, поскольку печенеги прорвались через его земли в Северное Причерноморье, где разгромили венгров, являвшихся союзниками хазар. Противостояние Олега Хазарскому каганату закономерно влекло его к сближению с Византийской империей.

Упадок хазарской торговли. оторвал данников-славян от Хазарского каганата и присоединил их земли к своим пределам. Тем самым он нанес большой ущерб хазарской торговле с Восточной и Северной Европой. Археологические изыскания показали, что после его утверждения в Киеве поток арабского серебра на север сильно сократился. В свою очередь, Хазария блокировала восточную торговлю киевского Поднепровья, что не способствовало экономическому развитию государства Русь.

АвтораФеофилакта Симокатты , в VI в существовало родственное аварам племя забендер. Возможно, оно осело на Северном Кавказе и дало имя городу. Название также может быть этимологизировано из иранских языков как «крайняя дверь»

"...В нескольких километрах от Махачкалы, на горе Таркитау находится поселок Тарки , на месте которого, по преданию, в VII–X веках существовал хазарский город Семендер, до 737 года бывший столицей Хазарского каганата. Сейчас аул Тарки, по сути, стал пригородом Махачкалы.

"...на снимках из космоса четко просматривался многоугольник диаметром 5–6 километров – остатки древнего города… А я беспрерывно, начиная с 1969 года, копал памятники приморского Дагестана, как только понял, что это хазары. А не понять было трудно, потому что это салтово-маяцкая керамика. И везде, где копну, – 20–30 памятников. Везде одна и та же культура, везде остатки грандиозных для того времени городов. Когда я копал Беленджер на реке Сулак, в 45 километрах к северу от Махачкалы, я ахнул. Эти стены меня потрясли. Там находится селение Чирюрт (переводится с тюркского как «селение у стены»). Оказывается, его семь раз разрушали и каждый раз восстанавливали, используя камни этих оборонительных стен. Территория громадная, стена, закрывавшая вход в долину, защищала 15 поселений и еще четыре города, которые там существовали в хазарские времена. Это целая страна, окруженная горами. Иранское слово «буланджор» означает «глубокая трещина» – Сулак вытекает из самого глубокого каньона на Кавказе. И я понял, что Беленджер – первая столица хазар. Это VII–VIII века, огромный богатый город. Могильники под курганом с хазарскими погребениями тянутся на 3–4 километра от города... До хазар этот город тоже существовал, но такие размеры он приобрел именно при хазарах. Они бесконечно нападали на Иран, и когда иранцам это надоело, иранский правитель добился встречи с хазарским каганом. Путем переговоров были установлены границы между государствами. Дербент – это договорная граница между Хазарским каганатом и Ираном. С разрешения кагана иранцы строили город и знаменитые крепостные стены, чтобы наглухо закрыться от нападения хазар…

Я понял, что ухватился за крупное звено цепи. У хазар был еще город Семендер. После Беленджера хазары перенесли свою столицу именно сюда, в район города Махачкала. Здесь действительно есть остатки этого города, сохранились культурные слои… Почему они переехали сюда? Здесь морской порт – сюда могли заходить почти 400 торговых судов и морская пошлина была одной из доходнейших статей Хазарского каганата. Семендер здесь, в Махачкале, чувствовал себя очень хорошо, пока не начались арабо-хазарские войны. Арабы обосновались в Дербенте и сделали его опорным пунктом для нападения на хазар. Арабы неоднократно захватывали Семендер. Поэтому у хазар возник новый город – второй Семендер, на Тереке. У археологов он называется Шелковское городище – ныне это территория Чечни, на берегу Терека...

Одни писали, что Семендер находится в Махачкале, другие – что в Кизляре. Я обратил внимание: в письменных источниках указано два расстояния до Семендера – четыре и восемь дней пути. Я сразу сообразил, что это за Тереком, потому что здесь очень опасно было находиться кагану. Я раскопал там крепостные стены. Обнаружил те же приемы строительства стен, ту же керамику и те же курганы…

В 737 году Мерван захватил все города хазар в Прикаспии, разрушил их и сжег. Хазары под натиском Мервана вынуждены были уйти отсюда на Волгу и Дон. Там возникла их новая столица Итиль – по берегам реки Итиль, то есть Волги.

Ее уже 200 лет ищут (см. Лехаим, 2006, № 10). Я подумал: если арабские источники дают точные расстояния от Дербента до Семендера-1, Семендера-2, Беленджера, то почему они должны врать в отношении Итиля? Они утверждают, что от махачкалинского Семендера (после того как хазары ушли на Волгу, он стал здесь столицей еврейского государства Джидан) туда семь дней пути. Когда я измерил расстояние от Семендера до Волги, получилось 210 километров: это Чистая Банка, которую фотографировали из космоса…

Президент японской фирмы «Хирокава и Ко» Рюичи Хирокава – бизнесмен и ученый, интересующийся хазарами, – дал мне денег и сказал, чтобы я полетел туда и исследовал этот район. Я нанял вертолет, взял геофизиков, геологов… Мы оказались в Калмыкии, в городе Каспийске. Оттуда уже повернули в сторону Чистой Банки. Я смотрю: кругом гладь Каспия, дальше – сплошные заросли камыша. Думаю: неужели ничего нет? Но когда подлетели совсем близко, увидели среди камышей остатки оборонительных валов города, кое-где торчали курганы – элементы хазарских памятников…"

Когда профессор Магомедов обнаружил «свой» Итиль, выяснилось, что он весь скрыт под водой, над водой возвышаются лишь полметра оборонительных валов. Профессор дал телеграмму г-ну Хирокава, быстро подготовили экспедицию…

Известно, что Каспийское море только в двух местах имеет большую глубину, в основном глубина его не превышает 5–7 м. Мурад Гаджиевич установил, что во времена строительства Итиля море было на 10 м ниже современного уровня. Резкое

Мурад Гаджиевич Магомедов

Дата рождения 29 декабря 1932 года
Гражданство СССР , РФ

изменение уровня Каспийского моря произошло в конце XIII века. Итиль строился посуху в конце VIII – начале IX века и просуществовал там до XIII века. «Меня этот Итиль затянул глубоко», – смеется профессор Магомедов.

Кроме того, Мураду Гаджиевичу удалось восстановить антропологический облик хазар. Ведь никто не знал, как они

выглядели: «Когда мы раскопали их погребальные сооружения, катакомбы, то оказалось, что под курганами погребены люди с очень заметной примесью монголоидных черт. То есть они варились в азиатском котле, потом смешивались здесь с другими народами, но эта монголоидная примесь у них оставалась до конца... Я копал до 1984 года. С 1986 года я не копаю, потому что ни копейки не выделяют», – с грустью констатирует профессор.

Я никак не мог понять, откуда в Дагестане иудеи. Когда же изучил этот вопрос, оказалось, что иудеев здесь было очень много, начиная с вавилонского пленения, когда Ксеркс освободил всех евреев… В еврейских источниках сказано: «Домой вернулись только два колена». Десять колен исчезли. И эти десять колен растворились здесь, на Кавказе. Основными участниками восстания в Иране были евреи, и после восстания много евреев ушло сюда, в сторону приморского Дагестана. А когда византийский император издал указ, что Византия – это христианская страна и все должны принять христианство, сколько евреев тогда потянулось в Хазарию – страну, отличавшуюся веротерпимостью! Здесь скопилось огромное количество евреев! И, в отличие от ленивых тюрков, они всё прибрали к рукам и возглавили государство – 13 хазарских царей были евреями, с еврейскими именами. А когда Хазария потерпела поражение от Мервана и вынуждена была уйти на Волгу и Дон, сами арабы пишут: «Вся территория здесь стала безлюдной».

Потом, когда обстановка немного наладилась, хазары создали здесь новое царство под названием Джидан. Царь Джидана был иудеем и находился в родственных отношениях с хазарским каганом. А Хазарский каганат был уже в Итиле… Сохранилось предание, будто путешественники, прибыв в Семендер, видели, что одни и те же люди в пятницу идут в мечети, в субботу – в синагоги, а в воскресенье – в церкви. Их спрашивали: «Что вы делаете?» А они отвечали: «Мы не хотим обижать ни одного бога...»

За 10 лет я выпустил 16 книг (всего в научном багаже профессора Магомедова более 200 опубликованных работ. – И. К.). Хочу составить цельную картину хазарской культуры – откуда взялись хазары и чем закончилась их история. Это интересно и для русских, и для евреев, и для тюрков, потому что история их очень тесно переплетается…

Бывшая ашкеназская синагога на улице Котрова основана в 1861 году солдатами-кантонистами.

«Его население состояло из мусульман и прочих; у мусульман были мечети ,

у христиан – церкви,

а у евреев – синагоги».

701. Что касается Итила , Ибн-Фадлан сообщает, что «это большой город. Он состоит из двух частей: одна населена мусульманами, в другой живет царь (каган) со своими придворными».

Если вас спросят о хазарах, вы, вероятно, сможете смутно припомнить стихотворение Пушкина, посвященное Вещему Олегу. То самое, в котором князь скоропалительно отправился «отмщать неразумным хазарам». Но назвать неразумным этот народ можно было только с высоты прошедших времен. Во времена расцвета государства Хазарский каганат хазары были хитрыми, смелыми, предприимчивыми и яростными. Чтобы вы смогли убедиться в правдивости этого утверждения, представим кратко Хазарский каганат на страницах этого небольшого исследования.

1. Где находился Хазарский каганат?

Вопрос фундаментальный. Ведь если Хазария находилась в районе Китая, это одно, а если прилегала к территории славянских племен - совсем другое. О соседях узнавать всегда интереснее. Да, хазары были соседями русичей. Более того, и во времена княжеских междоусобиц, и во время существования Киевской Руси между славянами и хазарами были достаточно крепкие экономические связи. Также связи у государства Хазария были и с Византией, и с арабским халифатом, и с Волжской Булгарией.

Однако, сказать определенно, какую территорию занимал Хазарский каганат, нельзя. Связано это с тем, что границы ее не были чем-то незыблемым, и по периметру обозначены не были. Если примерно, то на юг каганат простирался до Дербента, на юго-западе - включал Крым, на северо-западе продолжался до реки Дон, а на востоке - до реки Яик (Урал).

Карта хазарского каганата. Ярко-оранжевым обозначены пределы страны в 650-м году н.э., светло-оранжевым - в 750-м, желто-оранжевым - в 850-м. Желтый цвет - территории, платившие дань каганату.

2. Краткая история Хазарского Каганата

Начинается любая история, как обычно, с летописей. Хазары «появились» в византийских за 582-ой год н.э. Затем о племенах не было ни слуху, ни духу, разве что иногда арабы упоминали о своих военных стычках с хазарами.

В 650 году государство оформилось как самостоятельное. Основатель Хазарского каганата - правитель из некогда могущественного, но наголову разгромленного арабами тюркского рода Ашин. Ему удалось «сколотить» правящую верхушку каганата и отправиться в захватнический поход.

Предположительно, хазарский флаг и хазарский каган.

Вообще, вся история Хазарии - это непрекращающееся военное противостояние с арабами, сотрудничество с Византией, и непродолжительные отношения с различными иными племенами, которых использовали либо как союзников, либо как «подданников» (тех, кто после завоевания и погромов был обязан платить дань). Камнем преткновения арабо-хазарских войн всегда была Армения и Албания.

Арабский этап

  • 650 год - захват Хазарией Великой Булгарии.
  • 655 год - захват Крыма
  • 670 - 690 годы - захват части будущей Киевской Руси (+ причерноморские и прикаспийские степи)
  • 684 год - нашествие на Албанию, Армению, Грузию. Территории обложены данью.
  • 710 год - завоевание Дербента (у арабов).
  • 721 – 737 - арабо-хазарская война, ведется с переменным успехом. В конце арабы одерживают победу, но уходят, и хазары восстанавливаются.

Арабские воины

Хазары после поражения перестали активно захватывать близлежащие земли и сосредоточились на экономике. Так, один из знатных хазар, по преданию, обращается в иудейскую веру, увидев ангела во сне. А потом этот товарищ становится каганом. И иудаизм приходит в верхушку хазарского общества. Кроме того, хазары мирно идут на север, опасаясь нового нашествия арабов, а колонизация протекает без излишней жестокости.

К 800-му году Хазарский каганат территорию увеличил, хазары распространили свою власть до Оки и Днепра.

Тогда же столица «переехала» из Семендеры (Прикавказье) в прекрасный и большой город Итиль на Волге.

Венгерский этап

Примерно в 800-850-е годы главной проблемой хазар стали отношения с финно-угорами/венграми, или, как они тогда назывались - с племенами «буртасов». Сначала буртасы были в подчинении. Вместе с венграми хазары захватили Киев. А потом начинается кровопролитная война между давешними союзниками.

Венгерский воин

В это же время установились четкие границы государства (Дербент с юга, Яик с востока, Крым с запада, Камская Булгария с севера). Иудейская община побеждает мятежников в столице. Строится легендарная крепость Саркел, клады которой ищут сегодня на дне Цимлянского водохранилища. В 865-ом году государственной религией хазар все же становится иудаизм.

Русский этап

В это время на северо-западе от Хазарского Каганата формируется молодое государство, знакомое нам по до боли родному названию - Русь. А основные занятия Хазарского каганата становятся все более мирными. И зря, как оказалось.

В 885-ом году правитель Руси, некий Олег (позже названный Вещим) объявляет хазарам войну. Отбивает пару славянских племен и облагает их данью вместо хазар. А каганат терзают в это время печенеги, аланы и гузы.

В 964-ом война Хазарии с Русью разворачивается на полную мощь. Многочисленные по тогдашним меркам (около 40 тысяч ратников) войска князя Святослава. В 965-ом Святослав берет и Саркел, и Итиль, и даже старую столицу Семендеру.

Русский корабль прибывает к хазарской крепости.

После такого погрома, устроенного русскими, каганат, скорее всего, и «приказал долго жить». Святослав удерживать «Козарию» не стал, и она склонилась к Хорезму - мусульманскому государству.

Но это был еще не конец. В 985-ом князь Владимир, который наше «Красное Солнышко», снова потоптался по каганату и захватил его стратегические точки. И наложил дань. Кстати, Владимир задумывался, какую веру принять, и рассматривал вариант иудаизма (основополагающая религия Хазарского каганата). Попадись ему достаточно умный хазарский проповедник, кто знает, как бы сложилась история Киевской Руси?

Независимый этап

После разрушительных походов Владимира Хазарский каганат стал независимой страной - такой, от которой ничего больше не зависит. Сжался в размерах (в том числе и из-за того, что уровень Каспия поднялся,и территории затопило, сжался в амбициях, превратился в княжество с центром в древней столице Семендере. Пропало оно после татаро-монгольского нашествия в 1238-1239-м годах.

3. Население Хазарского каганата

Дочь бека в Хазарском каганате

Несмотря на то, что религия у хазар была иудейская, а говорили они на славянском диалекте, их племенной союз изначально относился к тюркской языковой ветви. Ведь племя осознало себя после распада Западно-Тюркского каганата. Сами хазары основателем своего племени считали Тогараму, библейского прародителя тюрков. Вместе с тем, Хазарский каганат языковые семьи включал не только тюркские, были там представители гуннских, иранских и угорских племен.

В восьмом веке н.э. «хазарами»-«козарами» называли всех подданных кагана и бека. А среди них были и евреи, и славянские племена. Таким образом, каганат представлял собой многонациональную федерацию.

Вот примерный список «субъектов хазарской федерации»:

  • азовские и волжские булгары
  • буртасы
  • крымские готы
  • иранцы
  • мадьяры-венгры
  • русы
  • донские аланы
  • кавказские горцы
    и др.

Исторический факт

Путешественник Ибн Хаукаль (X век) некогда поделил хазар на две части - «кара-хазар» (черные, похожие на индусов) и «абъяд» (белые, красивые).

4. Религия Хазарского каганата

Здесь, как вы уже поняли, все просто. Многонациональный состав обеспечил множество конфессий. То есть, поклонники различной веры чувствовали себя в каганате неплохо. Изредка только мусульмане подвергались гонениям, но это было связано с непрекращающимися арабо-хазарскими стычками и войнами.
Религией правящей верхушки и основного слоя хазарского общества был иудаизм. Откуда же он пришел?

Напомним, мусульманство появилось в 613-ом году, и хазары, хоть и тяготели к Востоку, о нем просто не знали. Зато с юга начали в 450-х годах прибывать этнические иудеи. Да, прямо оттуда, откуда их согнали злые ассирийцы, насильно насаждавшие зороастризм. Есть мнение, что это было одно из десяти исчезнувших колен израилевых, ведущее своей род от Шим’она (сын Иакова). Так или иначе, хазары принимали евреев и смешивались с ними.

Может быть, это и стало основной причиной принятия иудаизма в одной отдельно взятой загадочной восточной стране.

Хазарские раввины

А, может, были иные причины. Политические, например. В пику соперникам арабам и византийцам следовало что-то сделать. Или экономические. Ведь евреи - это капитал, приток капитала в Хазарию, измученную завоеваниями и погромами.

Исторический факт

Иехуда ха-Леви, иудей-философ 12-го века, пересказывает историю принятия иудаизма Хазарским царем Кузари. Будто бы пригласил этот царь правоверного иудея, караима, мусульманина, философа аристотелевской школы и христианина. И вел с ними диалоги о религии. Конечно же, в труде ха-Леви утверждается превосходство иудаизма.

5. Развитие и достижения Хазарского каганата

Государственный строй

Изначально, где-то в 7-ом веке, главой каганата был каган. Но позже он превратился в знаковую, сакральную фигуру - символ Хазарии.

Реальная власть принадлежала беку (шаду), военному вождю. Он ведал не только войсками, но и экономикой страны, сбором дани и податей. Такое управление Хазарского каганата сформировалось в первой половине 8-го века.

И бека, и кагана избирали на определенный срок.

Как назначали кагана

Кандидата начинали душить шелковым шнуром и при этом спрашивали, сколько лет он хочет «быть на царстве». Когда он в полузадушенном состоянии называл цифру, его утверждали. Если каган умирал раньше назначенного срока - повезло, а если «задержался на посту» - его убивали.

Власть в провинциях-«климатах» принадлежала тудунам. Это звание примерно соответствует понятию «наместник», т.к. Тудуны подчинялись напрямую беку. Есть сведения, что тудуны некоторых городков сами называли себя шадами и беками, поэтому у историков вопрос о единстве Хазарии остается открытым.

Экономика и основные занятия населения

Занятия Хазарского каганата были не слишком затейливыми. Как обычно, хазары разводили скот - в основном, быков и баранов в силу религии. Его же и продавали. Еще продавали рабов, избыток которых постоянно ощущался после набегов и войн. На экспорт уходила и дань с завоеванных народов - меха соболей, горностаев, лис, бобров.

Воин Хазарского каганата

Среди земледельческих занятий преобладало виноградарство, и хазарские вина были в цене.
Интересно, что еще одной статье доходов государства был экспорт рыбного клея. Хазария, как могла, использовала свое приморское положение.

Но самым выгодным основным занятием населения Хазарского каганата была торговля. Торговые пути просто-таки пронизывали каганат вдоль и поперек. Торговые караваны шли по пути «из немцев в хазары», от городов Регенсбург, Прага, Краков; по морю Каспийскому пролегал путь от арабов к Балтике и Скандинавии. Через море Черное шел отрезок Великого шелкового пути из Китая в Европу, а по степям средней Азии тянулись на Урал караваны.

И все эти «ниточки», связывающие европейские цивилизации с восточными, держали в руках хазары. Верховодили торговлей евреи. «Валюта» Хазарского каганата, шэлэг, высоко ценилась в странах Средней Азии, что указывает на достаточно «продвинутый» уровень экономики.

Наследство Хазарского каганата

Если разложить всё по полочкам, получится вот что.

  1. Каганат защитил Европу от арабского нашествия
  2. Административную систему каганат позаимствовала Киевская Русь: так, два столетия (до Владимира Святославовича) великих князей величают «каганами», при том, что существует вторая ветка власти - военная, во главе с «воеводой».
  3. Русские заимствовали и налоговую систему - в том плане, что брали тот же размер дани с бывших хазарских «подданников».
  4. Историк В.Мавродин утверждал, что докириллическая письменность русов была создана на основе хазарских символов.
  5. В Киеве сохранились названия объектов, оставшиеся еще со времен хазар-иудеев - Сионские горы, река Иордан.
  6. Возможно, самоназвание общины «казаков» произошло от названия «хазары» («козары» по-древнерусски).

6. Клады Хазарского каганата

Деньги в Хазарии были. Была и немыслимая роскошь, и наверняка рачительные иудеи прятали свое серебро и золото, ведь времена всегда в каганате были неспокойными - то набег, то война. А значит, должны были остаться клады.

Золотые изделия в каганате делать умели.

Поискать хазарское золото и серебро можно на Кубани, в Донецкой области Украины, а также в устье реки Волги. Скорее всего, придется подготовиться к подводному поиску: место столицы каганата так и не выяснено, но есть предположение, что она опустилась на дно Каспия. В Прикавказье можно попробовать отыскать Семендеру, а на дне Цимлянского водохранилища в Ростовской области РФ - крепость Саркел.

Поисковую технику лучше выбирать солидную - глубинные высокочастотные металлоискатели, георадары.

Удачи. Может быть, вам повезет и вы сделаете археологическое открытие на сотни миллионов долларов.

О Хазарском каганате, или Хазарии, современники помнят зачастую лишь благодаря бессмертному пушкинскому «Вещему Олегу», который собирался «отмстить неразумным хазарам». А ведь «Хазарский каганат» в далеком прошлом был чуть ли не самым серьезным внешним врагом Киевской Руси.

Становление Хазарского каганата

Хазары являлись древним тюркским народом и были современниками половцев и печенегов. Точный год образования Хазарского каганата неизвестен, но историки предполагают, что это могло произойти приблизительно в 650-ом году. Наследник Западного каганата, спасаясь от других претендентов на престол, сбежал в Хазарию, где основал свой собственный каганат – Хазарский, покорив разрозненные хазарские племена.

В 958-ом году окончательно распался Западный каганат и, таким образом, каганат Хазарский стал самым крупным государством во всей Юго-Восточной Европе. Хазары, как и большинство народов того времени исповедовали язычество, и основным видом деятельности у них являлось скотоводство и работорговля.

Позже, дабы наладить торговые отношения, хазары приняли иудаизм. Впрочем, на территории Хазарского каганата уживались люди различных вероисповеданий: христиане, язычники, мусульмане. Но, при этом, все они были отличными воинами, поэтому все-таки основным источником дохода для государства являлось покорение чужих земель, а затем сбор дани с завоеванных территорий.

Так, хазарам удалось покорить вятичей, радимичей, полян, а также завоевать территории Волжской Булгарии. Присоединение этих земель к Хазарскому каганату произошло в восьмом веке.

Отношения Киевской Руси и Хазарского каганата

Киевская Русь, как и Хазарский каганат, да и большая часть древних государств, жила войнами, а не земледелием и торговлей. Поэтому не стоит удивляться тому, что история взаимоотношений Киевской Руси и Хазарского каганата – это не история дипломатического сотрудничества, а история войн.

Многие князья Киевской Руси вели борьбу с хазарами, но, безуспешно. Только князю Святославу в 964-ом году удалось, наконец, склонить чашу весов противостояния на свою сторону. Князь пошел войной на Хазарский каганат не один, а с союзниками: печенегами да гузами.

Вместе с союзными племенами Святославу удалось дойти до столицы Хазарского каганата – города Атиль, где князь сумел сокрушить хазарское войско. Затем пал Семендер – второй по значимости город в Хазарском каганате, а после была завоевана и крепость Саркел.

Распад Хазарского каганата

Военный поход князя Святослава фактически положил конец существованию Хазарскому каганату как государству. Поскольку Святослав был абсолютно беспощаден по отношению к завоеванным народам, многие хазары были вынуждены покинуть родные земли, спасаясь от неминуемой гибели на островах Каспийского моря.

Вместе с хазарами удалось спастись и их правителю – кагану. Вплоть до 980 – го года на бывших землях хазар правили русы, но затем хазарам неожиданно пришла помощь из одного из регионов Передней Азии – Хорезмы, благодаря чему кагану удалось вернуться в родные земли самому и вернуть домой свой народ.

В обмен на эту поддержку хазары вместе со своим правителем приняли ислам. Уже в 985 году Киевский князь Владимир покорил хазар вновь, обязав их платить ему дань. Но окончательную точку в истории Хазарского каганата поставили в одиннадцатом веке кочевники – половцы. Именно после их нашествия государство хазар распалось окончательно.

Впоследствии этот народ, уже без государства, воевал на стороне одного из сыновей князя Владимира – Мстислава. Это случилось в 1024 –ом году, когда Мстислав воевал со своим братом Ярославом. А последние исторические свидетельства о хазарах относятся к 1079-му и 1083-му годам. В это время князь Олег, которого прозвали Вещим, отправился против хазар в военных поход, но проиграл, был пленен и отправлен в Византию.

Памятник Святославу Храброму

Возникновение Хазарского каганата

Держава хазар зародилась в середине VII века на обломках Тюркского каганата. Территориально новое государственное образование занимало огромное пространство: всё Северное Причерноморье, большую часть Крыма, Приазовье, Северный Кавказ, Нижнее Поволжье и Прикаспийское Заволжье. Этнически население каганата составлял конгломерат тюркских народов. Правда, изначально хазары были европеоидами, но затем, примерно с конца VI века начали активно перемешиваться с тюркютами (восточные географы этого периода делили хазар на два разряда: смуглых, черноволосых и «белых»).

Хазарский каганат, Хазария (650-969) - средневековое государство, созданное кочевым народом - хазарами. Выделился из Западно-Тюркского каганата. Контролировал территорию Предкавказья, Нижнего и Среднего Поволжья, современного северо-западного Казахстана, Приазовье, восточную часть Крыма, а также степи и лесостепи Восточной Европы, вплоть до Днепра.
Центр государства первоначально находился в приморской части современного Дагестана, столица - г. Семендер. Позже переместился в низовья Волги. Часть правящей элиты приняла иудаизм. В политической зависимости от хазар некоторое время находилась часть восточнославянских племенных союзов.

Для большинства русских людей все знания о Хазарии исчерпываются известными пушкинскими строками, по которым «вещий Олег» собирается «отмстить неразумным хазарам». В учебниках истории разгрому каганата князем Святославом посвящено лишь несколько скупых слов. Не упомянута победа Руси над могущественным южным соседом и в официально утверждённом списке дней воинской славы. Конечно, несколько изречений Святослава стали хрестоматийными («Иду на вы!» и т.д.), но мало для кого они ассоциируются с разгромом хазар.

Также информацию можно почерпнуть в песни "Песнь о побиении иудейской Хазарии Светославом Хоробре". Поэма Славомысла "Песнь о побиении иудейской Хазарии Светославом Хоробре" впервые была опубликована в 1847 году польским археологом Фаддеем(Тадеушем) Воланским в книге "Памятники славянской письменности до Рождества Христова", где древнерусский текст был воспроизведён литографическим способом.

Появление иудеев и захват власти в Хазарии

Появление иудеев в Хазарии можно связать с миграцией иудеев с Персии, где они пытались осуществить захват власти финансовым путем(ростовщичество) и уничтожение представителей сильных родов персов и захват власти.

Также появлением иудеев в Хазарии можно связать с представителем тюркского рода Булана, вышедший из степи. Который решил возвратиться к "религии предков - иудаизму", т.к. в его роду было принято праздновать субботу. Также приглашение "братьев по вере" в Хазарию. Об этом событии хорошо написал Л.Н. Гумилев в своей книге "Открытие Хазарии".

В этот же период сложилось формальное двоевластие: номинально главой государства был каган, представлявший местное население. Фактически страной управлял бек еврейского происхождения, власть которого передавалась от отца к сыну. Положение кагана вряд ли можно назвать завидным. Он являлся не только марионеткой иудеев, но был также своего рода жертвенным животным, которого можно было убить по требованию толпы или бека. Поводом к этому могло послужить стихийное бедствие, военное поражение, неурожай и прочее. В ущемлённом положении находилось и обложенное суровыми налогами тюркское большинство Хазарии - по иудейской терминологии «гои», «недочеловеки».

Первый бек - Обадия - создал для последующей еврейской иммиграции чрезвычайно благоприятные условия: построил множество синагог и учебных центров, собрал «мудрецов израильских», дал им серебро и золото, за что они «объясняли ему 24 книги Священного писания, Мишну, Талмуд и сборники праздничных молитв». С Обадии и пошли 12 хазарских беков-иудеев. Обадия прославлялся как правитель, «возродивший древний иудейский закон». В стране начало жёстко подавляться христианство.

В качестве военной силы хазары пользовались услугами многочисленного наёмного мусульманского войска. Эта «гвардия» действовала и во внешних войнах, и в качестве карательной силы внутри страны. Выгодное геополитическое положение Хазарии, наличие значительных свободных капиталов, позволило каганату оказывать мощнейшее влияние на всю мировую политику. В финансовой кабале оказались и французские Каролинги, и испанские Омейяды.

Что уж говорить о землях, населённых славянами! «Повесть временных лет» сообщает под 884 годом, что хазарам платили дань поляне, северяне, вятичи, родимичи. В вассальной зависимости находились тиверцы и уличи, с коими воевал князь Олег. Надо подчеркнуть, что при всём своём могуществе каганат представлял собой колос на глиняных ногах, ведь иудейская верхушка не воспринимала Хазарию, как свою Родину, никак не заботилась об автохтонном большинстве, всю финансовую выгоду пускало исключительно для укрепления положения иудеев во всей Ойкумене. Наёмное войско было действенно при набегах на соседей и ограбления данников, но при отражении внешней агрессии оказалось практически бесполезным…

Около 940 года бек Песах напал на Русь, «пошёл на Хельгу» (Олега), подступил к Киеву и опустошил страну, а затем принудил Олега против его воли воевать с византийцами, стравив, таким образом, обоих своих противников. Вынужденный союз русов с хазарами обошёлся первым очень дорого - в войне с Византией наши предки потеряли весь флот и 50 тысяч воинов. Болезненным было и обложение славянских земель данью.

Разгром Иудейской Хазарии

Военная деятельность Святослава при своём небывалом размахе была подчинена двум основным направлениям: византийскому и хазарскому. Характеризуя содержание последнего направления, академик Рыбаков пишет: «Борьба за свободу и безопасность торговых путей из Руси на Восток становилась общеевропейским делом…»

Поход против каганата был продуман безукоризненно. Протяжённость похода - около 6000 км. На его осуществление потребовалось около трёх лет. Вести наступление через Донские степи, контролируемые хазарской конницей, князь не решился. Русы срубили и наладили ладьи, и весной 965 года спустились по Оке и Волге к крепости Итиль, в тыл хазарским регулярным войскам, ожидавшим врага между Доном и Днепром. Выбирая благоприятные моменты, дружинники выходили на берег, где пополняли запасы пищи.

Сопротивление русам возглавил не бек Иосиф, который позорно бежал вместе со своими соплеменниками, а безымянный каган. Достичь победы над полностью деморализованными тюрко-хазарами оказалось несложно. «И бывши брани, одоле Святослав хозаром и град их взя», - лаконично заявляет летописец. После Итиля пал Семендер и Саркел. Роскошные сады и виноградники были разграблены и преданы огню, обитатели городов разбежались. Гибель иудейской общины Итиля дала свободу хазарам и всем окрестным народам. Все партии, опиравшиеся на поддержку агрессивного иудаизма, утратили опору. Во Франции потеряла позиции династия Каролингов, уступившая гегемонию национальным князьям и феодалам, халиф в Багдада ослабел и потерял контроль над своими владениями, а сами хазарские евреи рассеялись по окраинам своей бывшей державы.

Хазарский каганат был сокрушён Святославом. Конец Хазарии означал объединение в едином государстве, Киевской Руси, большей части восточнославянских племён. Во время похода были сокрушены и зависимые от каганата земли булгар, буртасов, ясов и касогов. Власть хазар была сокрушена не только в центре Хазарии, но и на её окраинах. Конец Хазарии означал свободу проезда Руси в Каспийское море, Хорезм и Закавказье. Русь открыла себе свободную дорогу на Восток. Торговые связи Руси с Востоком укрепились, благодаря устранению посредников Хазарии.
Победа князя Святослава означала и мировоззренческую победу Руси в праве выбора особого пути своего духовного развития.

Итоги

Давайте зададимся вопросом: почему столь эпохальные события тысячелетней давности преподносятся сегодня, как промежуточные факты истории Отечества, не заслуживающие пристального внимания современников?

Что же представлял собой Хазарский каганат, каким образом его правителям удалось добиться столь беспрецедентного положения в средневековом мире, и почему всего лишь один сконцентрированный удар русских войск положил конец мощному господству?

Как отмечают многие исследователи, сокрушение Хазарии, верхи которой исповедовали иудаизм и поддерживали его среди подвластных и окружающих народов через распространение выгодного для их мировоззрения порабощения, рабства, покорности и превосходства иудеев, означало сокрушение оков наиболее тяжкого угнетения духовного, которое могло погубить основы яркой, самобытной духовной жизни славян и других народов Восточной Европы.

Верхушка власти не пользовалась поддержкой местного населения, по-этому после побед Святослава Храброго никто не стремился востанавливать государство.

Теперь становится понятным, почему подвиг Святослава не пропагандируется так широко, как он того заслуживает. Параллели с днём сегодняшним напрашиваются сами собой.

Остатки иудеев вернулось в Европу, часть осела в г. Киеве, что привело к дальнейшему ослаблению Киевской Руси. Остатки рассеялись по всему бывшему Хазарскому Каганату.