Александр Васильевич Колчак родился 1 ноября 1874 г. В 1894 г. он окончил Морской кадетский корпус, а затем, продолжив традицию своих предков, избрал военную карьеру. В течение 1895-1899 гг. Колчак побывал в нескольких дальних плаваньях на крейсерах «Рюрик» и «Крейсер». В 1900 г. он был произведен в лейтенанты, по приглашению Э.В. Толля участвовал в русской полярной экспедиции в качестве гидролога и магнитолога.

В Иркутске 5 марта 1904 г. он обвенчался с Софьей Омировой, но уже через несколько дней молодые супруги расстались. Колчак направлен в действующую армию, где был назначен вахтенным начальником на крейсере «Аскольд». Позже ему было доверено руководство эскадренным миноносцем «Сердитый». Его карьеру на флоте прервала пневмония тяжелой формы. Колчак вынужден был просить о переводе в сухопутные войска, где затем стал командовать батареей морских орудий.

За отвагу Александр Васильевич Колчак был награжден Орденом св. Анны 4-й степени. Но скоро после этого снова оказался в госпитале из-за полученного в северной экспедиции ревматизма. За проявленную храбрость в битве при Порт-Артуре награжден Орденом св. Станислава 2-й степени с мечами и золотой саблей с гравировкой «За храбрость». Некоторое время после этого восстанавливал пошатнувшееся здоровье на водах.

Активно участвовал в деятельности гидрографического управления Московского ведомства. В 1912 г. стал начальником Первого оперативного отдела МГШ и начал заниматься подготовкой флота к приближающейся войне. Первым его заданием была блокировка Финского залива мощным минным полем. Наиболее сложной оказалась задача перекрыть минными полями вход в Данцигскую бухту. Она была блестяще выполнена, несмотря на крайне сложные погодные условия.

В 1915 г. под начало Колчака перешли все сосредоточенные в Рижском заливе морские силы. Он получил высочайшую награду - Орден св. Георгия 4-й степени, а весной 1916 г. был удостоен звания адмирала. В этом же году Колчак познакомился с Анной Тимиревой, ставшей его последней возлюбленной. С 1920 г. Анна Тимирева и Колчак жили как муж и жена. Анна не покидала его вплоть до дня расстрела. Вскоре после получения нового звания и знакомства с Тимиревой в биографии Александра Васильевича Колчака произошел крутой поворот.

Отстраненный от командования после Февральской революции , адмирал Колчак уехал в Петроград, а оттуда (по санкции Керенского) в качестве военного советника отправился в Англию и США. От партии кадетов он баллотировался как депутат Учредительного собрания. Но из-за октябрьских событий до осени 1918 г. оставался в Японии.

В ходе вооруженного переворота в Омске Колчак стал военным и морским министром «Совета пяти», или «Директории», возглавляемой Керенским, а после ее падения - Верховным Главнокомандующим и Верховным Правителем России. Но успехи Колчака в Сибири сменились поражениями.

В это время появились первые сведения о золоте Колчака. Руководители белого движения, одним из лидеров и основателей которого был Колчак, решили перевезти золото в более надежное место. Существует немало предположений о том, где именно спрятан клад Колчака. И в советский период, и позднее предпринимались серьезные попытки поиска, но ценности до сих пор не найдены. Впрочем, имеет право на существование и версия о том, что российские ценности уже давно находятся на счетах зарубежных банков.

Приняв управление Сибирью, Колчак сделал ее столицей Иркутск, а ставку перенес из Омска в правительственный эшелон, который вскоре в результате поражений, нанесенных большевиками армии Колчака, был блокирован чехами в Нижнеудинске. Хотя Колчаку и была дана гарантия личной безопасности, он был выдан эсерам и меньшевикам, взявшим власть в Иркутске. Позже адмирал оказался в руках большевиков. Колчак был расстрелян по указу Ленина 7 февраля 1920 г. недалеко от р. Ушакова. Его тело было выброшено в воду.

Благодаря нескольким документальным фильмам и художественному сериалу этот человек обрел мученический титул, а история его любви к Анне Тимиревой, похоже, готова встать в один ряд с классическими средневековыми историями типа Луиза и Абеляр или Данте и Беатриче. Вот только если приглядеться повнимательнее к биографии этого человека, понимаешь: советская историография во многом была права – особенно, что касается сотрудничества Колчака с Антантой. Он был замечательным мореплавателем, глубоким исследователем, но оказался плохим и недальновидным политиком.

Биография и деятельность Александра Колчака (1874-1920)

Место рождения Колчака – село Александровское Санкт-Петербургского уезда. Он окончил шестую Петербургскую классическую гимназию. Продолжил обучение в Морском кадетском корпусе. В сентябре 1894 года его производят в мичманы. В 1895 – 1899 состоялось его первое заграничное плавание. В 1898 году Александра производят в лейтенанты. Он плавает на броненосце «Петропавловск», принимает участие в Русской полярной экспедиции под руководством Э. В. Толля (1900-1902 гг.). Служит в Порт-Артуре. Попадает в японский плен, из которого возвращается только через полгода.

В 1906 году был прикомандирован к Академии наук, где занимался обработкой тех материалов, что удалось собрать за время Русской полярной экспедиции. Затем Колчака прикомандировывают к Морскому генеральному штабу. Он заведует отделением русской статистики, получает новые звания - капитан-лейтенанта и капитана 2 – го ранга. Командует строительством ледокольного транспорта «Вайгач». Совершает на нем плавание из Петербурга через южные моря в Арктику и обратно во Владивосток. Пишет и издает книгу «Лёд Карского и Сибирского морей».

С конца 1911 года Колчак в Петербурге, возвращается на службу в Морской генеральный штаб. С 1912 года местом его службы становится Балтийский флот, он вступает в должность командира эскадренного миноносца «Уссуриец». В начале 1915 года происходит его судьбоносное знакомство с А. В. Тимирёвой. В 1916 году Александра Васильевича производят в контр-адмиралы, затем в вице-адмиралы. Отныне под его началом находится весь Черноморский флот.

Февральскую революцию и развал армии он не принял, уехав в США. В 1918 году возвращается в Россию через Дальний Восток, приезжает в Омск. Там, в результате отстранения от власти т.н. Директории, он избирается Верховным правителем России. Генерал Деникин приказом по армии объявляет свои полномочия исчерпанными и передает их Колчаку. Ранней весной 1919 года начинается массированное наступление белых войск, взяты Уфа, Пермь и Чистополь. Однако наступление захлебывается.

Широкое партизанское движение, развернувшееся в Сибири и на Урале, серьезно осложняет положение колчаковцев. Местное население бойкотирует власть белых. Не способствует популярности и развернутый белый террор. Союзники отказывают в финансовой помощи. Последним ударом становится предательство белочехов. В январе 1920 года бронепоезд Колчака блокирован на станции Нижнеудинск. Адмирал арестован и передан т.н. Политцентру, а затем – большевистскому ревкому, который после серии допросов принимает решение о расстреле адмирала. В начале февраля 1920 года приговор был приведен в исполнение. Могилы Колчака не существует – его останки поглотила река Иртыш. Армия генерала Каппеля не смогла прийти на выручку – в том числе по причине смерти самого Каппеля от гангрены ног.

  • Анна Васильевна Тимирева, последняя любовь Колчака, пережила его более чем на 50 лет, пройдя через длительное тюремное заключение, ссылку и поражение в правах. Лишь незадолго до смерти она рассекретила тайну всей своей жизни.
  • Жена и сын Колчака были им заблаговременно отправлены в США, где и вынуждены были проживать до конца дней.

Будущий адмирал был рожден 16 ноября 1874 года в Санкт-Петербурге. Семья Колчака происходила из дворянского рода, отец – Василий Иванович Колчак, генерал-майор, мать – Ольга Ильинична Колчак. Мать Александра отличалась сильно набожностью, поэтому все дети были крещены в православии.

В 1885 поступает в местную классическую гимназию, обучается там в течение 3-ех лет. Учится очень плохо, настолько, что во 2 классе, чуть было не оставили на второй год.

По инициативе отца поступает в морской кадетский корпус. Там наконец начали проявляться многочисленные таланты юного кадета, учеба для него стала делом интересным и ответственным. В своем классе Александр всегда был в числе первых по успеваемости, оказывал помощь отстающим кадетам. За время учебы несколько раз выходил в море. По переходу в старшие классы удостоился звания фельдфебеля. В 1894 году с отличием оканчивает учебу и производится в мичманы.

В дальнейшем, временно, уходит с военной службы ради науки и вверяется Академии наук. Участвует в Русской полярной экспедиции 1900-1902 годов. В ходе экспедиции занимался океанографией, изучал льды прибрежных морей, прибрежные течения. За экспедицию награждается орденом. В это же время состоится помолвка с избранницей Александра – Омировой, свадьбу, однако, приходится отложить, Колчак собирает полярную спасательную экспедицию. Опаснейшая экспедиция на пределе человеческих возможностей завершается с большим успехом, кроме основных задач, группа так же принесла значительное количество исследовательского материала.

С началом русско-японской войны, Александр переводится обратно на военную службу и участвует в войне. Участвовал в обороне Порт-Артура. После войны вновь занимается научной работой, а так же восстановлением русского флота.

В 1910-1911 годах участвует в очередной экспедиции на север. После экспедиции возвращается в морской генштаб и готовит флот к войне. В 1912 переводится служить на миноносец и далее продолжает службу на флоте, вплоть до 1914 года.

1914 год ознаменовал собой начало I мировой войны. Колчак принимал в ней активное участие, сначала участвуя в разработке планов и операций, позднее назначается командующим минной дивизией. Спустя 2 года получает звание вице-адмирала и назначается командующим Черноморского флота. Александр Васильевич весьма успешно руководил флотом, приведя его к большим успехам, не случись февральской революции и русский флот взял бы весь Босфор.

Февральская революция легла большим грузом на плечи Колчака, не дав ему закончить дело всей жизни. В итоге жесткой политической борьбы становится Верховным правителем России, и сражается в гражданской войне. Подобное предприятие было обречено на провал и в 1920 года вследствие предательства Колчак попадает в руки большевиков.

Интересные факты и даты из жизни

Я прочёл несколько книг Сергея Смирнова. Все они произвели на меня неизгладимое впечатление. Но самый мощный, воистину взрывной эффект на меня оказала книга под названием «Адмирал Колчак. Неизвестное об известном». Ибо это был очень серьёзный исторический анализ, колоссальный научный труд, биография весьма неоднозначной и спорной фигуры в нашей истории. Ведь адмирал Колчак по-прежнему воспринимается многими как зловещий злодей, английский шпион, похититель-растратчик золотого запаса Империи, и кровавый сибирский диктатор. Так ведь?

Я, например, до сих пор, со школьных ещё времён, помню язвительный стишок про Колчака:

Мундир английский,

Погон французский,

Табак японский,

Правитель омский.

Несколько лет назад скудные познания россиян об адмирале Колчаке слегка разукрасил золотом погон и хрустом французской булки фильм «АдмиралЪ» . Чтобы про него не говорили разные вредные кинокритики, знатоки военно-морского дела и дотошные историки, но мне лично эта картина понравилась. Трепет знамен, туманный Петербург и солнечный Севастополь; сабля, эффектно и театрально выброшенная Колчаком-Хабенским за борт; красавец Каппель-Безруков и красавица Лиза Боярская - это всё было мне по душе. Просто красивая картина маслом. Это же ведь не документальный фильм!? Так ведь? Нельзя ругать художников за то, что они ТАК увидели АдмиралЪ-а. Предлагаю расценивать этот фильм как беллетристику! Популяризацию нашей истории. Наверняка кто-то после его просмотра стал интересоваться личностью Александра Васильевича Колчака. А через фильм рано или поздно выйдет на книгу Сергея Смирнова, равно как и на другие издания.

Из этой книги я узнал много нового о русском адмирале.

1) О научной полярной деятельности Колчака

Из-за того, что я служил в Гидрографии Северного Военно-Морского Флота СССР, да ещё на судах, которые носили имена знаменитых морских учёных, то в свое время интересовался полярными исследованиями.

Про Колчака худо-бедно что-то знал. Оказалось, что действительно и худо и бедно . Теперь пробел по этому полярнику устранён.

Александр Колчак принимал активнейшее участие в Русской полярной экспедиции под руководством барона Эдуарда Толля на шхуне «Заря». Это знаменитое гидрографическое судно изучало морские течения в Карском и Восточно-Сибирском морях, искало легендарную Землю Санникова, исследовало известные и открывало новые острова в Северном Ледовитом океане.


Один из открытых экспедицией островов в Таймырском заливе заслужено носит имя Колчака.

Кто из вас сможет узнать вот в этом полярнике в мехах будущего «аглицкого шпиёна» и «расхитителя золотого запаса»?

На фото изображен лейтенант Колчак во время первой зимовки у полуострова Таймыр. Ему вместе с бароном Эдуардом Толлем часто приходилось самим впрягаться в собачьи упряжки и помогать своим ездовым собакам. Полярники шхуны «Заря» совершали многодневные пешие походы по льду и снегу, и ночевали в палатках в крепкие заполярные морозы.

На следующем фото третий слева, рядом с собачкой - тоже он - будущий диктатор и Верховный Правитель России Александр Колчак.

Однажды, во время одной из многочисленных поездок он вместе с бароном Толлем за 40 дней прошёл на собачьих упряжках 500 вёрст. В ледяную стужу и в жёстких условиях таймырской зимы. Кто из нас, сегодняшних, даже при наличии спутниковых телефонов и навигаторов, при облачении в современную сверхтёплую одежду и нано-термо-бельё способен на такое!? А таких зимовок у полярников шхуны «Заря» было две. Две зимы (!) в экстремальной обстановке со стремительно тающими запасами еды и угля.

В конце той экспедиции её руководитель барон Эдуард Толль вместе с небольшой группой товарищей пропал без вести и погиб.

Позже Колчак разработал спасательную операцию по поиску группы Толля и сам руководил ею. Семь месяцев Александр Васильевич искал своего друга, обследовал все острова Новосибирской группы, но так никого и не нашёл…

Научных материалов, собранных Колчаком во время полярных экспедиций оказалось настолько много, они были настолько обширными и богатыми, что для их изучения была создана специальная комиссия Академии наук. А в 1909 году Александр Васильевич опубликовал свой самый крупный научный труд - монографию «Лёд Карского и Сибирского морей» .

Также Колчак успел принять участие в Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана , которая была организована для разработки и освоения Северного морского пути. В её составе было два новых ледокольных парохода — «Вайгач» и «Таймыр» . Ледоколом «Вайгач» командовал лейтенант Колчак.


Впоследствии та экспедиция совершила самое последнее значительное географическое открытие на земном шаре - она нашла и нанесла на карты архипелаг Северная Земля.

Также «Вайгачём» и «Таймыром» были открыты многочисленные мысы, заливы, бухты и моря русской Арктики.

Так что, благодаря стараниям, энергии и личному мужеству гидрографа, географа, картографа, моряка и полярника Александра Васильевича Колчака мы сегодня активно пользуемся Северным Морским Путём. Тем самым путём, по которому ежегодно производится северный завоз и благодаря которому русский Север: Ямал, Таймыр, и прочее Заполярье с Приполярьем благополучно переживают долгую полярную зиму.

Сегодня на Ямале строится новейший порт Сабетта , а к нему по Севморпути прокладываются новые маршруты для морских газовозов - всё это стало возможным благодаря тому, что сто лет назад лейтенант Колчак делал промеры глубин, изучал течения, плотность и солёность воды, наблюдал за льдами и наносил на карту острова и берега.

2) Участие Колчака в русско-японской войне

В мои школьные годы об этом вообще не упоминалось. Про зверства колчаковцев в Сибири - помню. Стишок про мундир английский и табак японский - тоже помню. А вот о его подвигах в Порт-Артуре впервые узнал из книги Сергея Смирнова.


Как только Колчак узнал о начале русско-японской войны, то связался по телеграфу с Петербургом, и попросил о своём переводе из Академии Наук, к которой был «приписан», в Морское военное ведомство. Прибыл в Порт-Артур и встретился с командующим Тихоокеанским флотом адмиралом Степаном Осиповичем Макаровым. И тот назначил его вахтенным начальником на крейсер 1-го ранга «Аскольд». А через две недели адмирал Макаров, которого Колчак считал своим учителем, погиб на борту флагманского эскадренного броненосца «Петропавловск». Корабль подорвался на японской мине.

После гибели адмирала Макарова минная война стала делом чести и жизни лейтенанта Колчака. Через несколько дней он был назначен командиром миноносца «Сердитый». Командуя этим миноносцем, он совершил два героических поступка, которые вошли в историю войны с Японией.

Сначала, совместно с минным заградителем «Амур» и миноносцем «Скорым» он принял участие в постановке минного заграждения. И на следующий день после этого на расставленных минах погибли японские броненосцы «Хацусэ» и «Ясима».

И это стало самым громким успехом Первой Тихоокеанской эскадры за всю военную кампанию.

А свой ГЛАВНЫЙ воинский подвиг на русско-японской войне Колчак совершил, когда, командуя эсминцем «Сердитым», поставил 16 мин в заранее облюбованном им месте. И в ночь на 13 декабря 1904 года на этих минах подорвался и затонул японский бронепалубный крейсер «Такасаго».

Этот успех был вторым по значению для русских военных моряков после потопления броненосцев «Хацусе» и «Ясима». Александр Васильевич очень гордился этим успехом.

Японская война закончилась для Колчака пленом. Раненый и больной он оказался в госпитале в городе Нагасаки. Больным офицерам было предложено либо лечиться в Японии либо возвращаться в Россию. Все русские офицеры предпочли Родину.


3) Восстановление военного флота после японской катастрофы

Флот российский потерпел сокрушительное поражение. Его требовалось возродить. Причём на совершенно новом, более современном техническом уровне. Восстановлением военного флота и занялся Александр Колчак. В этой работе он оказался одной из ключевых фигур. Он занимался планированием и организацией воссоздания морской мощи Российской Империи. Он принимал активное участие в работе Морского Генерального штаба. Читал лекции в Морской Николаевской академии, и эти лекции имели потрясающий успех. Его наперебой приглашали выступить в офицерских собраниях флотских частей и соединений. А после публикации его статьи «Какой нам нужен флот» Колчак был приглашён для прочтения доклада на заседание Государственной Думы.

Эффект от этого выступления был совершенно удивительным - лейтенант Колчак стал постоянным членом думской комиссии по обороне. Вдумайтесь - морской офицер со скромным званием лейтенанта стал принимать участие в повышении обороноспособности Государства Российского! Причем, не будучи депутатом Думы!

Благодаря его стараниям на российских стапелях были заложены линкоры типа «Севастополь», линейные крейсера типа «Измаил», качественно новые подводные лодки и легендарные, не имевшие аналогов во всём мире эсминцы типа «Новик».

Флотский историк Владимир Геннадиевич Хандорин утверждает: «все линкоры, половина крейсеров и треть эсминцев советского Военно-морского флота, которые в 1941-ом году вступили в Великую Отечественную войну, были построены именно по этой программе».

Ещё раз заостряю ваше внимание - все линкоры, половина крейсеров и треть эсминцев, встретившие фашистов, были построены благодаря активной деятельности Колчака. Что же касается уникальных и легендарных эсминцев серии «Новик», то они успешно прослужили в советском ВМФ аж до середины 50-ых годов прошлого века. И это - тоже благодаря Александру Васильевичу Колчаку.

4) Об участии Колчака в Первой Мировой Войне на Балтике

Вот тут у меня в знаниях был не то что пробел, а ПРОПАСТЬ! И книга Сергея Смирнова этот провал засыпала фактами, цифрами и аргументами. Могу предположить, что если опросить (к примеру) десять тысяч человек, то вряд ли хоть один из них внятно расскажет о боевых подвигах Колчака в Первую Мировую. Разве что случайно попадётся школьный учитель истории, институтский преподаватель или какой-нибудь эрудит, увлечённый морской тематикой.

У меня лично был шок после прочтения информации о «самоуправстве» Колчака по самовольной установке минных заграждений в Финском Заливе в последнюю мирную ночь накануне Большой Войны. Причём, ведь когда-то уже читал об этом у писателя Валентина Пикуля, но как-то в памяти это не задержалось. Расскажу об этом героическом самовольстве чуть подробнее.

В конце июля 1914 года Россия ещё могла избежать страшной, затяжной, разорительной и кровавой войны. И прояви тогда император Николай Второй государственную мудрость, то не случилась бы последующая катастрофа с нашей страной.

Флотский офицер, капитан 1-го ранга Колчак понимал неизбежность надвигающегося вторжения, и находясь в Ревеле, в ночь на 30-е июля, ещё ДО официального объявления войны, отправил телеграмму командующему Морскими силами Балтийского моря адмиралу Николаю фон Эссену. И в той телеграмме, почти в ультимативной форме потребовал разрешения на минирование Финского залива. Мудрый фон Эссен понимал, что если он начнёт согласовывать это всё с Генштабом и нерешительным Государем Императором, то время будет упущено. И Николай Оттович «дал добро». Минная дивизия Колчака ушла в ночь. В последнюю мирную ночь. И расставила немцам неожиданные сюрпризы.

Странное дело - все, кто провозглашает своё государство Рейхом, почему-то обязательно рассчитывают на блиц-криг. Вот и 1-го августа 1914 года ударная мощь немецкого флота под боевым охранением миноносцев, устремилась в горло Финского залива. Дабы мгновенно прорвать силы обороны русских и бросить свои якоря у причалов Кронштадта и в устье Невы. И вдруг, неожиданно, там, где ну никак не ждали, пять вымпелов из состава миноносцев германского флота подорвались на минах. Откуда они взялись, эти мины!? - немцы так и не поняли. Ещё сутки назад их разведка была уверена, что Финский залив чист…

В полной растерянности любители блиц-крига повернули на свои базы. И не от величины потерь - они были некатастрофичны. Из пяти эсминцев только два навсегда вышли из строя. Но германские моряки испытали шок. Как потом выяснилось, весь Финский залив был перегорожен восемью линиями минных заграждений.

В общем, военная мудрость, настойчивость, воля и «самоуправство» капитана первого ранга Колчака устроила Германии очень большие проблемы на Балтике. Причем на несколько лет вперёд. Минные банки надёжно закрыли на замок морские ворота к столице Российской Империи до самого конца войны.

И это было только началом минной войны. Эсминцы Колчака преподнесли неприятелю множество неприятных сюрпризов. Один из них - наиболее известный случай, произошёл в акватории Мемеля. Сегодня этот литовский город называется Клайпеда. А тогда там была крупная военно-морская база Германии. Семнадцатого ноября 1914 года на выходе из своей базы напоролся на минную банку броненосный крейсер «Фридрих Карл».

Правда, очень красивый корабль? Но этот красавец ушёл на дно, причём очень красиво ушёл. Ещё раз повторю - подорвался на русских минах РЯДОМ со своей базой, в 30 милях от неё. Кстати, в начале кинофильма «АдмиралЪ» показана гибель именно этого крейсера - «Фридриха Карла».

И это ещё не всё - немцы стали подрываться на минных банках, установленных у Данцига. А это ведь Восточная Пруссия, глубокий тыл! Потом пошли подрывы рядом с островом Борнхольм - а это, между прочим, недалеко от датских проливов! И, наконец, самые неприятные неожиданности для германского императорского флота возникли в акватории Киля - главной и самой западной базы немецкого флота на Балтике!

Потери Германии на Балтике были огромны - 6 крейсеров, 8 миноносцев и 23 морских транспортных судна. Всё это демонстрировало немецкому Командованию, что его флот неспособен обеспечить безопасность не только побережья Литвы и Восточной Пруссии, но и самого Рейха. Биографы Колчака утверждают, что командующий немецким Балтийским флотом принц Генрих Прусский распорядился о запрете кораблям выходить в море до тех пор, пока не будет найдено средство для борьбы с русскими минами.

Минная дивизия Колчака откровенно и безнаказанно «разбойничала» на Балтике, особенно вдоль её южного и юго-восточного побережья. Минные банки, будто сами собой, возникали в самых неожиданных местах. К примеру, недалеко от Виндавы (это сегодняшний город Вентспилс в Латвии) на русских минах подорвался немецкий крейсер и нескольких эсминцев. По сути, именно эскадренные миноносцы Колчака стали первыми применять тактику, которую спустя годы подводники Третьего Рейха назовут «волчьей стаей». Волчьи стаи наших миноносцев терроризировали коммуникации и береговые базы немецкого флота на протяжении всей войны.

В общем, по итогам 1915-го года, потери немецкого флота в боевых кораблях превзошли потери русских в 3,5 раза , а в транспортных судах - в 5 раз. И вклад Минной дивизии Колчака в этот разгром более, чем высок. К примеру, большой успех произошёл 31-го мая 1916 года. Три колчаковских эсминца - «Новик», «Олег» и «Рюрик» - провели блестящую операцию: в течение 30-ти минут ими был потоплен целый караван сухогрузов, следующих из Швеции. На дно, вместе со шведской железной рудой ушли не только транспортные суда, но также все до единого боевые корабли охранения.

В сознании великого числа наших сограждан укоренён штамп о разгильдяйстве и моральном разложении морячков-балтийцев во время Первой Мировой. Дескать, воевать не желали, а ходили себе по Питеру с цигаркой в зубах, с красным бантом на бушлате, мели широкими клёшами мостовые, грабили винные подвалы и тискали в подворотнях кухарок. Да, было такое… но позже - в 1917 году. А до Февральской Революции большинство балтийцев воевали. И воевали очень даже хорошо! Приведенные в книге Сергея Смирнова цифры о соотношении флотских потерь говорят сами за себя.

5) О службе Колчака на Черноморском флоте и о планах взятия Константинополя

В июне 1916 года Александр Колчак был произведён в вице-адмиралы и назначен командующим Черноморским флотом , став самым молодым из командующих флотами воюющих держав. При личной аудиенции у Государя вскрылся тайный смысл его перевода на юг. В Ставке решено было реализовать план, давнюю мечту русских царей - древнюю, как «Повесть временных лет». В Петербурге хотели повторить то, что получилось у Вещего Олега, прибившего щит к вратам Царьграда, и исправить то, что не смог сделать «белый генерал» Михаил Скобелев - а именно захватить Стамбул-Константинополь и черноморские проливы. Колчак немедленно выехал в Севастополь и приступил к разработке плана операции.

Интересен тот факт, что при выходе немецкого крейсера «Бреслау» из турецкого пролива Босфор Колчак лично встретил его на линкоре «Императрица Мария» и первым же залпом нанёс ему такие повреждения, что тот спешно вернулся в пролив, укрывшись дымовой завесой.

Линейный крейсер «Гёбен», который должен был сменить «Бреслау» на акватории, вообще не решился тогда выйти из Босфора. Появление русских дредноутов у турецких проливов кардинально изменило военную обстановку - тот же «Гёбен» аж до конца 1917 года вообще ни разу не выходил в Чёрное море.

А вот удравший от Колчака крейсер «Бреслау» не ушел от своей судьбы - он таки подорвался на русской мине. Её, и другие несколько десятков смертоносных «подарков» установил в турецких проливах наш подводный минный заградитель «Краб» - прошу заметить, первый в мире ПОДВОДНЫЙ заградитель!

Колчак на Чёрном море применил свою проверенную на Балтике тактику - минирование баз противника и его побережья . И эта тактика опять принесла большой успех. Болгарские порты Варна и Зонгулдак были плотно заблокированы минными заграждениями - немцы потеряли на них 6 подводных лодок. На долгое время вражеские корабли вообще исчезли из Чёрного моря.

К декабрю 1916-го года колчаковский план «Босфорской операции» по захвату Стамбула был готов, и его представили в Ставку. Этот дерзкий план предусматривал массированное наступление Кавказской армии по азиатскому побережью Турции в сторону проливов.

И как только силы немецко-турецких войск были бы отвлечены на прорыв Кавказской армии, вот тут в дело бы вступил Черноморский флот - он произвёл бы молниеносный десант в тыл обороняющегося противника, и захватил бы как Босфор, так и весь Стамбул, а потом уже и пролив Дарданеллы. Таким образом, сбылась бы давняя славянская мечта - освобождение древнего Константинополя от османов.

Ставка одобрила этот план. Началась активная подготовка к его реализации. В Крым даже стали поступать гидроаэропланы для формирования Воздушной Черноморской дивизии. Она должна была поддержать с воздуха десант на Стамбул. Пилоты занимались разведывательной работой и проводили аэрофотосъемку турецких берегов и укреплений. Флот проводил учебные стрельбы. Севастопольский Белостокский пехотный полк стал тренироваться в погрузках на корабли и высадками с них на побережье, и был уже настолько вымуштрован этими упражнениями, что, похоже, достиг навыков современной морской пехоты.

Но планы по захвату Стамбула и возвращению ему имени Константинополь не удалось воплотить в жизнь. Одна из важнейших причин - это откровенный саботаж и придворные интриги командующего Кавказской армии - той самой армии, которая должна была наступать на Стамбул по суше. По иронии судьбы ею командовал давний недоброжелатель Колчака - Великий князь Николай Николаевич. Он сделал всё возможное, чтобы бойкотировать колчаковскую операцию, и в конечном итоге сорвал её. А потом грянула Февральская Революция, и Император Николай отрёкся от престола. В стране и на флоте начались разброд и шатание.

Спустя несколько лет соратник, флаг-офицер и друг Колчака, контр-адмирал Михаил Иванович Смирнов , находясь в эмиграции, напишет в своих мемуарах: «Не случись революции, Колчак водрузил бы русский флаг на Босфоре».

6) О наградном кортике, выброшенном за борт

Монархист Александр Колчак был предан престолу и отечеству. Известие об отречении Государя его крайне огорчило. Он считал, что Отечество идёт к гибели. Февральскую революцию вице-адмирал Колчак не принял. Забегая немного вперёд сообщу, что спустя несколько лет, уже, будучи Верховным Правителем России, он запретит праздновать и отмечать годовщину февральской революции - потому, что она привела к катастрофе - октябрьскому перевороту, гражданской войне, развалу Российской Империи, разрухе и страданиям, гибели и эмиграции миллионов наших соотечественников.

Самой яркой иллюстрацией отношения Колчака ко всему происходящему летом 1917 года может служить знаменитая сцена бросания за борт броненосца «Георгий Победоносец» наградного кортика. Киношники из фильма «АдмиралЪ» применили для красоты картинки какой-то декоративный палаш с изящно закрученной гардой. Всезнающая Википедия называет это почётное георгиевское оружие почему-то золотой саблей. Широкая общественность убеждена, что это была шашка, хотя надо отметить, что с шашками на флоте вообще как-то не сложилось - их там не было отродясь. А выкинул Колчак награду за Порт-Артур - Георгиевский кортик «За храбрость». Выкинул со словами, которые обошли потом все газеты, стали очень знаменитыми и вошли в историю. Он сказал революционным матросам: «Японцы, наши враги — и те оставили мне оружие. Не достанется оно и вам!».

Адмирал Колчак - выдающийся отечественный государственный деятель, военачальник, один из самых известных представителей Белого движения, участвовавший в Гражданской войне. В этот период он был одним из его предводителей. Оценка его личности является до сих пор одним из самых спорных и дискуссионных вопросов в отечественной истории XX столетия.

Детство и юность

Адмирал Колчак родился 16 ноября 1874 года. Он появился на свет в пригороде Петербурга, в селе Александровское. Был потомственным дворянином. Род Колчаков завоевал славу на протяжении многих лет на царской службе, особенно проявив себя на военном поприще. Например, отец Александра Васильевича был героем обороны Севастополя во время Крымской кампании.

До 11 лет Александр получал образование исключительно дома. В 1885 году поступил в шестую гимназию российской столицы, в которой окончил три класса. После этого мальчика перевели в Морской кадетский корпус. На семейном совете было решено, что он пойдет по стопам своих предков и станет военным, защитником родины. В учебе он демонстрировал прилежание, успевая практически по всем предметам.

Как лучший ученик в своем классе, будущий адмирал Колчак был зачислен в класс гардемаринов, а со временем назначен фельдфебелем. Кадетский корпус он окончил в 1894 году, получив звание мичмана.

В начале карьеры

Первым местом его службы стали Балтийский и Тихоокеанский флот. В то время он был известен как исследователь Арктики, совершил три кругосветных плавания. Исследовал особенности Тихого океана, больше всего его интересовали северные территории.

В 1900 году юного лейтенанта, который подавал большие надежды, перевели в академию наук. К этому времени относятся его первые научные труды, в частности, статья о наблюдениях за морскими течениями. При этом нужно отметить, что конечной целью офицера всегда были не теоретические, а практические изыскания. Он мечтает собрать полярную экспедицию.

Его публикациями и идеями вскоре увлекается исследователь Арктики барон Эдуард Толль. Он предлагает герою нашей статьи отправиться на поиски легендарной Земли Санникова. Это остров-призрак, который по легенде находится в Северном Ледовитом океане. Якобы его наблюдали несколько исследователей в XIX веке. В том числе русский купец из Якутска Яков Санников, который изучал Новосибирские острова. По версии современных ученых, никакой Земли Санникова не существует. По всей видимости, она, как и многие арктические острова, состояла не из скал, а из вечной мерзлоты, ископаемого льда, поверх которого был нанесен слой грунта. Когда лед растаял, Земля Санникова исчезла, как и некоторые другие острова в тех местах.

Колчак отправился на поиски пропавшей экспедиции Толля. Сначала он плыл на шхуне "Заря", затем на собачьих упряжках совершил рискованный переход, обнаружив останки погибших исследователей. Сам Колчак во время этого похода серьезно заболел, он простудился и едва выжил. Толль погиб.

Участие в Русско-японской войне

Весной 1904 году на Дальнем Востоке развернулась Русско-японская война. Колчак, несмотря на то, что до конца так и не смог оправиться от болезни после возвращения из полярной экспедиции, добился назначения в Порт-Артур, который на тот момент был уже осажден японскими войсками. На миноносце "Сердитый" он принял участие в расстановке заградительных мин в непосредственной близости от маршрута, по которому должны были проходить японские суда. Благодаря этой успешно проведенной операции, ему удалось подорвать несколько вражеских кораблей.

На протяжении всей осады Порт-Артура он оставался в окрестностях города. Командовал подразделениями береговой артиллерии, которые нанесли существенный урон противнику. Во время одного из сражений получил ранение, после того как крепость была захвачена, оказался в плену. Японское командование высоко оценило его боевой дух и отвагу. Поэтому Колчак был освобожден из плена, ему даже вернули его оружие.

За проявленный героизм на русско-японской войне герой нашей статьи был награжден орденами святого Станислава и святой Анны, а также георгиевским оружием.

Восстановив силы в госпитале, Колчак получил полугодовой отпуск. Но полноценно отдыхать у него не получалось. Он сильно переживал из-за того, что Россия фактически потеряла весь свой флота на Дальнем Востоке из-за войны с Японией. Он начал проводить активную работу, направленную на его возрождение.

Уже летом 1906 года он возглавил комиссию при морском Генеральном штабе, которая занялась выяснением и анализом причин, из-за которых состоялось поражение под Цусимой. Это была одна из самых чувствительных и болезненных страниц в истории русского флота. Колчак выступал в Государственной думе в качестве военного эксперта. На слушаниях он убеждал депутатов в необходимости выделить необходимое дополнительное финансирование на поддержку и развитие отечественных боевых кораблей.

Герой нашей статьи разработал проект, который был посвящен возрождению отечественного флота. По сути, он стал теоретической базой для всего российского военного судостроения того времени. В рамках его реализации с 1906 по 1908 года Колчак лично руководил строительством двух ледоколов и четырех броненосцев.

Правительство и император высокого оценили его вклад в исследование Арктики. В результате лейтенант Колчак был даже избран в постоянный состав Русского географического общества. В то время он получил даже прозвище Колчак-полярный.

Параллельно в то же время он продолжает работу по систематизации материалов своих прошлых экспедиций. В 1909 году он издает научный труд, посвященный ледяному покрову Сибирского и Карского морей. Эта работы была признана успешной, науке удалось сделать значительный шаг вперед в изучении ледяных покровов.

Первая мировая война

С самого начала войны под угрозой оказалась российская столица, на тот момент это был Санкт-Петербург. Дело в том, что командование германской армией и флота готовилось провести блицкриг. Для этого Генрих Прусский собирался уже в первые дни после начала военной кампании отправиться по Финскому заливу, добраться до Петербурга и обстрелять город из мощных орудий, вынуждая его сдаться.

По плану немцев, за несколько часов артподготовки должны были быть разрушены ключевые объекты в городе. Затем предполагалось высадить десант и захватить российскую столицу. Осуществлению этой операции помешал исключительно опыт и отважные действия русский морских офицеров.

Осознавая, что германский флот значительно превосходит русский по численности, изначально было решено вести тактику минной войны. Дивизион Колчака уже в первые дни война расставил в акватории Финского залива около шести тысяч мин. Они и стали надежным щитом для обороны столицы, сорвав планы германского флота захватить Россию.

Добившись первых успехов, Колчак настаивал на необходимости переходить к агрессивным действиям. Вскоре была предпринята операция по минированию Данцигской бухты, расположенной непосредственно у берегов неприятеля. Эта акция оказалась очень успешной, потому что в результате нее удалось подорвать сразу 35 кораблей противника.

Успехи Колчака не прошли незамеченными. Осенью 1915 года его назначили командующим Минной дивизией. В октябре он уже предпринял смелый и рискованный маневр, когда высадил десант на берег Рижского залива, чтобы помочь армиям Северного флота. Операция была настолько успешной, что немцы даже не догадались о присутствии русских и истинных причинах своих неудач.

Летом 1916 года Колчак был назначен главнокомандующим Черноморским флотом.

Революция в России

Когда в феврале 1917 года произошла революция, Колчак оставался верен российскому императору до самого конца. Он категорически отказался сдавать оружие матросам, выбросив свою наградную саблю за борт.

Он срочно прибывает в Петроград, где возлагает на Временное правительство вину в развале всей страны и собственной армии. В этот момент он оказался всем неугоден. Даже когда в верхах активно обсуждалось отречение императора от престола, он оставался верен Николаю II. В результате его было решено удалить. Фактически Колчака отправили в политическую ссылку. Во главе союзнической военной миссии он уехал в Америку.

В то время, как решалась судьба России, он не смог много времени провести вдали от родины. Уже в декабре 1917 года Колчак обращается к Временному правительству с просьбой зачислить его на военную службу. Случилось это после того, как он узнал о планах большевиков заключить мир с Германией. К этому моменту уже появляются влиятельные политики, для которых герой нашей статьи становится влиятельным лидером, имеющим авторитет, для того, чтобы суметь возглавить борьбу против большевизма.

С апреля по сентябрь 1918 года он пытается сформировать объединенные вооруженные силы на Китайско-Восточной железной дороге, чтобы бросить их на борьбу с немцами и большевиками, однако сталкивается с активным сопротивлением со стороны японцев. В результате он решает оставить Дальний Восток и примкнуть к Добровольческой армии, которая на тот момент формируется на юге России. К тому же сразу несколько разрозненных правительств, не признававших друг друга, действовали на Востоке и в Сибири.

К сентябрю 1918 года им удалось объединиться в Директорию, которая при этом действовала крайне непоследовательно, что вызывало недоверие в деловых и военных кругах. Как раз на Колчака была возложена миссия стать некой "сильной рукой", которой окажется под силу совершить "белый переворот". В ноябре в Омске герой нашей статьи был назначен морским и военным министром в правительстве Директории. Однако уже 18 ноября Директорию упразднили в результате военного переворота. Левых кадетов и правых эсеров, которые входили в ее руководство, отстранили. Власть перешла к Совету министров. На очередном заседании Колчак был произведен в полные адмиралы, также ему было предложено принять титул Верховного правителя России.

Ключевой целью политики адмирала Колчака, фото которого представлено далее, было полное восстановление устоев, существовавших в Российской империи.

Своими первыми указами он запретил все экстремистские партии. Правительство Сибири, которое возглавил адмирал Колчак, заявляло, что стремиться добиться примирения между всеми группами и слоями населения без участия как правых, так и левых радикалов. Для выхода из политического кризиса была разработана экономическая реформа. В частности, она предполагала создание в Сибири мощной и разветвленной промышленной базы.

Верховный правитель России адмирал Колчак провозгласил своей самой важной задачей повышение боеспособности армии, а на второе место поставил победу над большевиками. Деятельность его правительства была нацелена на то, чтобы временная власть Верховного правителя позволила передать судьбу государства в руки народа. По крайней мере, так декларировалось.

Приход к власти адмирала Колчака, который состоялся в Омске 18 ноября 1918 года, был связан с арестом всех представителей социал-демократического крыла Директории. Одним из первых своих распоряжений он отменил указ о том, что евреи подлежать выселению из прифронтовой зоны как потенциальные шпионы.

Оказавшись Верховным правителем, адмирал Колчак, биография которого описана в этой статье, поспособствовал тому, чтобы белые оправились от поражений, нанесенных им осенью в Поволжье Красной армией. В то же время его политическая платформа заметно сузилась, окончательно превратившись из антибольшевистской в Белое движение.

Гражданская война

Фото адмирала Колчака в то время появлялось во многих отечественных и зарубежных изданиях. Он рассчитывал объединить разрозненные политические силы, чтобы создать принципиально новую государственную власть. Поначалу военные успехи способствовали этому.

В декабре 1918 года адмиралу Колчаку, биографию которого вы можете узнать из этой статьи, удалось занять Пермь, которая имела важное стратегическое значение во всей Гражданской войне, так как в городе были сконцентрированы большие запасы военного снаряжения.

При этом в самом Омске, где размещалась ставка Колчака, в ночь на 23 декабря произошло восстание большевиков. Сам адмирал в тот момент тяжело болел, но выступление удалось жестко подавить.

Подавив перевороты, Колчак выстроил крепкую вертикаль власти. Даже сами большевики докладывали Ленину, что в Сибири контрреволюция оформилась в организованное государство с мощной армией и разветвленным государственным аппаратом.

В руках Колчака оказалась большая часть золотого запаса России. Она была захвачена у большевиков в Казани народной армией Комуча, которой командовал генерал Каппель. Оттуда отправлена в Самару, а затем в Уфу и Омск. При этом адмирал запрещал расходовать золото для стабилизации финансовой системы и борьбы с инфляцией. Часть денег была потрачена на закупку обмундирования и вооружения, получены кредиты под залог в иностранных банках.

Пермская операция

Судьба адмирала Колчака сегодня представляет повышенный интерес для историков и всех, кто интересуется Гражданской войной в России. В планах Верховного правителя было отказаться от наступления на Москву, отправив войска к Вологде, чтобы соединиться с белыми частями, базировавшимися на севере, и получать помочь от союзников через порты в Архангельске и Мурманске.

Поначалу армия белого адмирала Колчака продвигалась успешно. Советским войскам постоянно приходилось отступать. Под Пермью были взяты в плен около 30 000 красноармейцев. На отдельных направлениях целые полки Красной армии отказывались от сопротивления. Взятие Перми было высоко оценено зарубежными союзниками. Личное поздравление адмиралу Колчаку, жизнь которого описана в этой статье, прислал французский премьер-министр Клемансо.

Генеральное наступление

По замыслу Колчака, предполагалось начать наступление в Самаро-Саратовском и Пермско-Вятском направлениях. После продолжать движение, а в результате выйти к Москве сразу с трех сторон - с юго, севера и востока. Согласно истории, адмирал Колчак запланировал генеральное наступление на апрель 1919 года.

Поначалу все складывалось успешно. Сибирская армия соединилась с войсками Архангельского правительства. Были взяты Уфа, Стерлитамак, Набережные Челны, Бугульма. К концу апреля войска белого движения приблизились к Самаре, Казани и Симбирску. Заняв эти территории, Колчак получил бы карт-бланш для наступления на Москву.

Продвижение Белой армии даже называли "Полетом к Волге", что вызвало воодушевление в общественных и буржуазных кругах.

В середине 1919 года большевики основные силы бросили на Восточный фронт, понимая, что именно оттуда движется самая большая угроза. Белые армии поначалу отчаянно сопротивлялись, но затем были вынуждены отступать. 9 июня в руки большевиков перешла Уфа, стратегическая инициатива армией Колчака была потеряна. Наметившийся кадровый голод привел к окончательному поражению белой армии.

После того, как большевики заняли Омск, Колчак был вынужден начать Великий Сибирский Ледяной поход. Так было названо отступление зимой 1920 года на восток. Колчак пытался добраться до Иркутска, но был заблокирован в Нижнеудинске. Эшелоны адмирала были остановлены чехословаками. Фактически Верховный правитель оказался под арестом, хоть официально об этом и не объявлялось. Появился план уйти в Монголию, с ним оставался личный конвой из более чем 500 бойцов. Адмирал сообщил своим сторонникам, что отказывается направляться в Иркутск, предложив остаться с ним всем, кто в него верит. Наутро из 500 человеко остались 10. Поняв, что предан, он поседел за одну ночь.

В результате эшелон адмирала был направлен в Иркутск при поддержке союзников, которым он не доверял. Сразу следом за вагоном адмирала следовал "золотой эшелон", который охранял чехословацкий корпус. Прибыв в Иркутск, чехословаки объявили Колчаку, что он арестован и будет передан местным властям.

21 января 1920 года начались допросы Колчака специально созданной Чрезвычайной следственной комиссией. Адмирал оказался весьма откровенен, осознавая, что фактически они становятся своеобразными мемуарами, его последним словом, которое он может обратить к потомкам. Сейчас с ними можно ознакомиться. Историком Николаем Стариковым выпущена книга "Адмирал Колчак. Протоколы допроса".

В ночь на 7 февраля Колчак вместе с председателем Совета министром Российского правительства Виктором Пепеляевым были расстреляны без суда по постановлению военно-революционного комитета. По распространенной версии, тела убитых сбросили в прорубь. Судьба героя нашей статьи подробно описана в книге Владимира Максимова "Звезда адмирала Колчака".

Историками считается, что приказ о тайном убийстве Колчака без суда был лично отдан Лениным в телеграмме Эфраиму Склянскому.

Личная жизнь

Биография, личная жизнь адмирала Колчака интересуют не только его современников, но и нынешних историков. Его супругой была потомственная дворянка Софья Омирова. Известно, что жена адмирала Колчака несколько лет ждала его из затянувшейся полярной экспедиции. Поэтому официально их венчание состоялось только весной 1904 года в храме в Иркутске.

В биографии адмирала Колчака личная жизнь играла большую роль. У него было трое детей. Правда, первая дочка, появившаяся на свет в 1905 году, умерла в младенчестве. В 1910 году на свет появился сын Ростислав. В 1912 году - еще одна дочь Маргарита, но и она умерла, когда ей исполнилось два года. Так что воспитывал адмирал только одного ребенка.

В 1919 году Софья вместе с сыном эмигрировала в Констанцу, а затем в Париж. В этом ей помогли британские союзники. Она скончалась в 1956 году, похоронена на парижском кладбище.

Ростислав Колчак был служащим в Алжирском банке, участвовал во Второй мировой войне на стороне французской армии. Скончался в 1965 году. У него остался сын Александр, родившийся в 1933 году. Сейчас он живет в Париже.

В последние годы жизни в личной жизни адмирала Колчака произошли значительные перемены. Его последней любовью стала Анна Тимирева, с которой он познакомился в 1915 году в Гельсингфорсе, где она отдыхала с мужем, морским офицером. В 1918 году она развелась с супругом и последовала за адмиралом на восток страны. После его расстрела была арестована, около 30 лет провела в тюрьмах и ссылках. Окончательно была реабилитирована только в 1960 году. После этого поселилась в Москве, работала консультантом на "Мосфильме", в эпизодической роли снялась в фильме Сергея Бондарчука "Война и мир".

Умерла в 1975 году в возрасте 81 года, похоронена на Ваганьковском кладбище.

Память об адмирале

Биография адмирала Колчака, личная жизнь часто становилась поводом для создания художественных произведений. В 2008 году вышел военно-исторический фильм Андрея Кравчука "Адмиралъ". В нем рассказывается подробно биография белого офицера, история его любви.

Памятник адмиралу Колчаку установлен в Иркутске в 2004 году. Также на месте его предполагаемой гибели стоит крест на реке Ангара. Имя адмирала высечено на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа на памятнике героям Белого движения.