Глава 4. ГОТЫ И ГУННЫ НА КРЫМСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ. ХЕРСОНЕС – ПРОВИНЦИЯ ВИЗАНТИИ. ЧУФУТ-КАЛЕ И ЭСКИ-КЕРМЕН. АВАРСКИЙ КАГАНАТ, ТЮРКИ И ПРАБОЛГАРЫ.

III – VIII век.

В середине III века в Северное Причерноморье пришло древнегерманское племя германцев – остготов, визиготов и позднее гепидов, уничтожив или подчинив сарматов и оттеснив восточнославянский союз антов, заселивший после победы сарматов лесостепи Причерноморья.

Придя с верхних притоков Вислы по Днепру и Бугу, готы осели в степях у Азовского моря, подчинили себе местное сарматское племя аланов и оттуда совместно с аланами стали совершать набеги на побережье Черного моря, Ольвию, Тир, Крымский полуостров, Грецию, доходя через Боспор в Малую Азию. Другим германским племенем – герулами был захвачен и разгромлен в устье Дона Танаис. В 251 году готы вторглись на земли Римской империи и разгромили непобедимые римские легионы, возглавляемые императором Децием, погибшим в сражении. С 256 года германское племя боранов, а позднее и готы, проходя из Азовского моря через Керченский пролив, стали грабить города на Кавказском и южном побережье Черного моря. Боспорское царство попало под власть боранов и готов и стало их организационно-снабженческой базой, с которой германцы совершали свои набеги на земли Римской империи, В 257 году готы захватили Дакию, а в 267 году остготы через Боспорский пролив дошли до Афин и ограбили великий город.

К 70-м годам III века готами были разгромлены почти все города на Таманском полуострове, включая Горгиппию, а также Тира и Ольвия. Войдя в Крым с севера, готы уничтожили все скифские поселения степного Крыма вместе с Неаполем Скифским, и захватили почти весь Крымский полуостров, кроме Херсонеса, в котором находился римский гарнизон. Весь IV век Херсонес оставался морским и стратегическим центром Римской империи в Крыму. Боспорское царство с упадком торговли обезлюдело и попало под готский контроль, но еще продолжало существовать.

История готов, написанная Кассиодором, о которой упоминает готский историк того времени Иордан, не дошла до нашего времени. Известно только, что готы сумели создать государство с границами от Тиссы до Дона и от Балтийского моря до Дуная. В устье Дуная расселились визиготы, в Трансильвании – гепиды, между Днестром и Доном – остготы. К середине IV века готам принадлежала почти вся восточная Европа, Поволжье, Приднепровье, степи Северного Причерноморья и Крым. Столицей государства остготов был «город над Днепром» – «Данпрштадир», упоминаемый в скандинавских сагах. Первоначально у готов не было конницы и они создали ее по сарматскому образцу. Своих вождей-конунгов готы выбирали на собрании племени. С покоренными аланами у готов сложились хорошие отношения и свои набеги они совершали совместно. На Крымский полуостров готы вошли вместе с аланами. Часть готов осело на южном берегу, юго-западном Крыму и Керченском полуострове, уничтожив последние скифские поселения. Область их расселения на полуострове получила название Крымская Готия, а они сами стали называться трапезитскими, очевидно из-за горы Чатыр-Даг, имеющей квадратную форму стола (по-гречески – trapeze). В крымских горах готами была построена крепость Дорос, впоследствии известная как «пещерный город Мангуп». Крымские готы постепенно начали переходить на службу Римской империи, регулярно получая денежное вознаграждение, очевидно, через Херсонес. Тогда же среди них начало распространяться христианство. Аланы заселили предгорный Крым. Именно здесь находятся все аланские могильники III– IV века. Захоронения середины III века в Крыму делятся на четыре группы: общесарматскую, аланскую, готскую и не связанную конкретно ни с каким народом.

Со второй половины III века местное население Юго-западного и Западного Крыма начало уходить в предгорья Крыма и на южное побережье, подальше от опасных соседей. Этот процесс продолжался почти сто лет, до конца IV века.

В последнее десятилетие III века Боспорское царство, собрав армию из кочевых племен, живших в Приазовье, попыталось захватить имперские земли в Малой Азии. По приказу римского императора войска Херсонеса, из которого до этого были выведены римские военные гарнизоны, в 293 году захватили оставшуюся без серьезной защиты столицу Боспора, благодаря чему римляне смогли закончить мешавшую им войну. Царь Боспора Фофорс уступил часть своих земель Херсонесу, граница Боспорского царства переместилась к Киммерику. Император Диоклетиан освободил Херсонес от налогов и дал ему большие льготы. В это же время началась борьба старой греческой, римской и сарматской боспорской элиты с новой родоплеменной готской знатью. Боспорский царь Фофорс был сарматом, на его монетах рядом с изображением римского императора помещался его сарматский тамгообразный знак, как бы говоривший о независимости Боспорского царства от Римской империи. Власть готов на Боспоре особенно усилилась в конце III – начале IV веков. Произошло объединение родоплеменной аристократии готов, алан и других племен, пришедших с готами на Боспор, с местной сарматской знатью. Основными занятиями правящей боспорской верхушки стали военные походы, сопровождавшиеся грабежами. В этот период происходит массовое ухудшение жизни местного населения. Могильники второй половины III и IV веков, раскопанные на территории Боспорского царства, очень бедны. В 322 году херсонесские войска вместе с римскими легионерами на Дунае участвовали в разгроме каких-то причерноморских кочевников во главе с бывшим боспорским царем. Происходят еще две херсонесско-боспорских войны, в результате которых ослабленное Боспорское царство потеряло свои земли до Кафы. В 336 году прекращается выпуск боспорских монет. Происходят и военные нападения на боспорские земли. Аммиан Марцеллин упоминает о боспорском посольстве 362 года к императору Юлиану с просьбой о защите царства за внесение ежегодной дани. Дальнейшая история Боспора этого периода почти не упоминается в античных источниках.

В 285 году римский император Диоклетиан разделил империю на четыре части. В 305 году он отрекся от власти и в результате междоусобной борьбы власть получил Константин. В 330 году на берегу Боспорского пролива он основал «Новый Рим» – Константинополь, ставший столицей Восточной Римской империи, в 395 году полностью обособившейся от Западной империи – Рима. После смерти императора Феодосия I в 395 году Западной частью империи стал управлять Гонорий, а первым императором Восточной империи стал Аркадий. Империя, получившая название Византийской, включала в себя Балканский полуостров, Малую Азию, острова Эгейского моря, Сирию, Мессапотамию, Палестину, Египет – Юго-восточное Средиземноморье.

Херсонес находился в ведении непосредственно префектуры Востока, а впоследствии – Византийской империи, хотя первоначально не входил в ее состав. Восточная Римская Империя, заинтересованная в удобном стратегическом расположении Херсонеса, являвшимся наблюдательным пунктом Византии в Северном Причерноморье, постоянно оказывала городу политическую и материальную помощь, в частности содержала его тысячный военный гарнизон.

В середине IV века в результате двадцатилетних войн остготами было создано громадное государство, включавшее в себя Восточную Европу и Северное Причерноморье, королем которого стал остгот Германарих. К этому же времени относится деятельность готского епископа Ульфилы, получившего это звание в Константинополе. Им был создан готский алфавит, на котором он сделал перевод Библии.

Источниками зафиксирован конфликт группы готских племен во главе с Атанарихом и византийского императора Валента в 365 – 369 годах, завершившийся миром.

Господство готов было недолгим. Во второй половине IV века из Южной Сибири в Европу вошли многочисленные монгольско-тюрские племена – хунну, получившие в Европе имя гуннов.

Первое объединение хуннских племен, населявших степи от Хэбэя до озера Баркуль в Монголии, произошло за двенадцать веков до нашей эры. Примерно в это же время древние хунны расселились по краям пустыни Гоби, а к III веку до н. э. хунны жили от пустыни Гоби до Южной Сибири и были не племенным союзом, а племенем, состоящим из родов. Ко II веку до нашей эры талантливым и жестоким вождем Модэ, ставшим царем в 209 году, была основана так называемая держава Хунну, завоевавшая к тому времени уже и всю степную Манчжурию. Впоследствии многолетние хунно-китайские и междоусобные войны привели к тому, что к II веку хуннский народ разделился на четыре ветви, одна из которых – северные хунны, в 155 году ушли на нижнюю Волгу и Урал, где, ассимилировавшись с местными угрскими племенами, начали свой поход в Европу, слившись в новый народ – гуннов.

В 350 году гунны появились в Предкавказье, к 370 году подавили сопротивление местных сарматских племен аланов и через обмелевший Керченский пролив прорвались в Северный Крым, попутно уничтожив Боспорское царство. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что в конце IV века на Керченском и Таманском полуострове полностью были уничтожены все поселения, а крупные города сильно разрушены. На землях Боспорского царства появилось уже другое государство. Выйдя к Перекопу, гунны с вождем Баламбером появились в тылу войска готов, союзников алан, сосредоточившегося на Дону в ожидании гуннского вторжения. Остготы были разгромлены и государство полулегендарного Германариха перестало существовать. Последней попыткой остготов вернуть независимость было сражение войска остготов во главе с вождем Винитарием с гуннами на нижнем Днепре в 375 году, закончившееся поражением остготов и гибелью их вождя. Северное Причерноморье стало принадлежать гуннам, в черноморских степях до 412 года находилась главная ставка гуннских вождей. У села Ново-Филиповка Мелитопольского района в «пещере колдуна» обнаружено погребение гуннского времени. Там найдены медные слитки, фрагменты медных сосудов, кузнечный инструмент, каменная наковальня, медная стружка, железные ручки котлов, стрела, зеркало. Аммиан Марцеллин писал: «племя гуннов, о котором мало знают древние памятники... живет за Меотийскими болотами у Ледовитого океана и превосходит всякую меру дикости».

Часть остготов ушла к визиготам, часть с гуннами дальше в Европу, часть – во владения Византийской империи. Большая часть готов через Керченский пролив прошла в горный Крым и присоединилась к крымским готам, живущих там со второй половины III века. Готы совместно с аланами по согласованию с византийцами расселились для защиты византийских владений и в округе Херсонеса. При археологических раскопках у сел Скалистого и Лучистого обнаружены готское оружие и аланская керамика. Достоверно известно, что на осовремененном языке готов говорили в Крыму до XVII века.

Первыми из Северного Причерноморья в 380 году на запад ушли аланские племена, но не все – часть аланов осталась в Крыму, а большое аланское племя еще до этого закрепилось на Северном Кавказе. После серии сражений и неудачных для них вмешательств в политическую жизнь Европы, в 418 году аланы были разгромлены вестготами в Испании. Остатки аланов перемешались с племенами вандалов и в 427 году ушли в Северную Африку, просуществовав там около ста лет.

Затем на запад двинулись гуннские племена. К 420 году большая часть гуннов кочевала на среднем Дунае. Их ханом стал Атилла, прозванный в Европе «бич божий». Ему удалось объединить гуннов в могучую империю, диктовавшую свою волю народам и государствам.

В 453 году, после битвы на Каталаунских полях на территории современной Франции с войсками римлян, вестготов и франков и смерти их вождя Аттилы, гуннская держава распалась. В 455 году в битве при реке Недао гунны во главе с сыном Атиллы Эллаком были окончательно разгромлены объединенными германскими племенами. Часть гуннов с сыном Атиллы Денгизихом после ряда битв ушли в низовья Дуная, где их разбили византийцы. В 463 году предки болгар разгромили и прогнали племена гуннов, остававшиеся в Южной Сибири. Остатки гуннов ушли на Волгу и Алтай, где смешались с местными племенами и ассимилировались. Часть гуннских племен вернулись в Северное Причерноморье и Крымский полуостров, где расселились на территории разгромленного ими Боспорского царства и на южном побережье Крыма до Херсонеса, выдавив живших там готов на Таманский полуостров и в юго-западный Крым. Могильники готов обнаружены на склоне горы Чатыр-Даг, у Харакса, у Черной речки, гуннское погребение найдено в кургане у села Изобильного в Нижегородском районе. В 464 году византийский император Юстин посылал своего посла Патрикия Проба на Боспор к царю гуннов Зилигду с предложением совместных военных действий против Персии. В конце V века остатки гуннских орд еще кочевали по степям Северного Причерноморья.

К концу IV века на Крымском полуострове больше не осталось греческих колоний-полисов, кроме Херсонеса. Греческие города-государства были разграблены и уничтожены неоднократными гото-гуннскими вторжениями.

Херсонес являлся главным опорным пунктом Византийской империи на Крымском полуострове весь V и начало VI века. В связи с увеличением присутствия кочевников в Крыму, в 488 году в Херсонесе византийцами были отстроены крепостные стены, разрушенные землетрясением, в городе находился гарнизон византийских войск. Сохранилось очень мало письменных свидетельств V века, касающихся Крыма. Известно, что византийцы именовали Херсонес – Херсоном, который выполнял посреднические торговые функции по снабжению молодой империи хлебом и продовольствием, вывозимых из Причерноморья и степного Крыма. Византийские торговые корабли имели длину 25 метров, ширину – семь, и две палубы. Паруса арабского типа позволяли быстро маневрировать по ветру, и суда не нуждались в веслах. Византийские боевые корабли-дромоны имели длину до пятидесяти метров и ширину – семь и могли развивать большую скорость. Суда были снабжены мощным тараном, вооружены катапультами, кидавшими зажигательные снаряды весом в полтонны на расстояние до километра. На дромонах находились огнеметы-сифонофоры, заливавшие корабли противника знаменитым «греческим огнем», состоящим из гудрона, серы и селитры, растворенных в нефти и вспыхивавшим при сопрокосновении с водой. Корабли имели металлическую обшивку, защищавшую от таранов противника.

В 527 году императором Византийской империи стал Юстиниан I, мечтавший расширить страну до прежних границ Римской империи. Первым его известным действием в Крыму был захват и восстановление Боспорского царства, территория которого была наиболее удобна для наблюдения за процессами, проходившими в Северном Причерноморье. В 529 году Юстиниан II принимал в Константинополе гуннского князя Горда и назначил его управлять Боспором. Горд начал с того, что перелил статуи местных божеств на монеты, за что и был убит взбунтовавшимся населением во главе с его братом Муагером. Позже царем Боспора стал потомок одного из бывших царей Тиберий Юлий Диуптун. В Боспоре расселились союзники византийцев – готы, под командованием кощеса Эвксинского Понта Иоанна и офицеров-готов Годилы и Вадурия. Впоследствии Боспорское царство становится центром византийского административного округа.

По приказу Юстиниана на южном берегу Крымского полуострова была создана мощная оборонительная система, включающая несколько опорных пунктов. Основными узлами обороны были построенные византийцами крепости Алустон (Алушта), Горзуиты (Гурзуф) и укрепленный пункт в Симболоне (Балаклава). В конце VI века у Судака существовало византийское береговое укрепление. Византийский историк Прокопий Кесарийский писал: «Что касается городов Боспора и Херсона, которые являются приморскими городами на том же берегу Эвксинского Понта за Меотидским болотом, за таврами и тавроскифами, и находятся на краю пределов римской державы, то, застав их стены в совершенно разрушенном состоянии, Юстиниан сделал их замечательно красивыми и крепкими. Он воздвиг там и два укрепления, так называемое Алуста и в Горзубитах. Особенно он укрепил стенами Боспор; с давних времен этот город стал варварским и находился под властью гуннов; император вернул его под власть римлян. Здесь же, на этом побережье есть страна по имени Дори, где с древних времен живут готы, которые не последовали за Теодорихом, направлявшимся в Италию. Они добровольно остались здесь и в мое еще время были в союзе с римлянами, отправлялись вместе с ними в поход, когда римляне шли на своих врагов, всякий раз когда императору было это угодно. Они достигают численностью населения до трех тысяч бойцов, в военном деле они превосходны, и в земледелии, которым они занимаются собственными руками, они достаточно искусны; гостеприимны они больше всех людей. Сама область Дори лежит на возвышенности, но она не камениста и не суха, напротив, земля очень хороша и приносит самые лучшие плоды. В этой стране император не построил нигде ни города, ни крепости, так как эти люди не терпят быть заключенными в каких бы то ни было стенах, но больше всего любили они жить всегда в полях. Так как казалось, что их местность легко доступна для нападения врагов, то император укрепил все места, где можно врагам вступить, длинными стенами и таким образом отстранил от готов беспокойство о вторжении в их страну врагов».

В Западной части Причерноморья в этот период утвердились новые пришельцы – большой племенной союз тюркоязычных племен – авары (в русских летописях обры), образовавшие Аварский каганат. Племена вар и потомки сарматов хиониты, жившие к северу от Аральского моря, к 558 году были разбиты тюркютами или тюрками – новым народом, возникшим при ассимиляции небольшого племени «семейства князя Ашина», ушедшего с территории северного Китая, и происходивших от хуннов алтайских племен. Перейдя Волгу, слившись в единый народ – авар, вары и хиониты расселились в степях Северного Причерноморья. К 565 году авары расширили свою территорию до Предкавказья, Дона и Кубани, овладели Паннонией и долиной Тиссы, совершали походы в Центральную Европу. Могущество авар начало падать после неудачной для них войны с Византией 626 года и в конце концов Аварский каганат был разгромлен войсками Карла Великого в 796 году и с 809 года являлся его вассалом. В V и VI веке авары совершали набеги на Крымский полуостров, частично оседая в Крыму.

Вслед за аварами в северно-причерноморских степях расселились тюрки-тюркюты, в середине 70-х годов VI века появившиеся в устье Кубани. Тюрки, как и персы, в то время воевавшие с Византией, хотели установить контроль над караванной дорогой из Китая в страны Передней Азии, Средиземноморья и Европы – «Великим шелковым путем», для контроля торговли шелком, ценившимся тогда на вес золота. В 567 году отряды тюрок во главе с Турксанфом, пройдя через Керченский пролив, захватили крепость Боспор, возникшую на месте бывшей столицы Боспорского царства Пантикапея. Имея плацдарм в Крыму, в 581 году войска тюрок попытались взять Херсонес, однако неожиданно сняли осаду и ушли из Крыма – в каганате тюрок, располагавшемся на территории нынешней Туркмении, началась гражданская война. В 590 году военный начальник Херсонской провинции Византии дука стратилат Евпатерий восстановил в Боспоре власть Византии.

Присутствие гуннов в Северном Причерноморье, продолжавшееся около ста лет, сменилась болгарским – племенами тюрской языковой группы, сначала подчинявшимися гуннам. Древние предки болгар кутургуры и утургуры в VI веке жили в низовьях Днепра, Дона и в бассейне Кубани, постоянно враждуя между собой. К середине VII эти племена объединились, образовав болгарский народ. Объединивший болгар Кубрат получил от византийского императора Ираклия сан патрикия и стал союзником Византии.

Около 660 года болгарская орда сына Кубрата хана Аспаруха, вытесненная хазарами из степей Предкавказья, расселилась в долине Дуная, изгнав оттуда местные племена. Болгары расселились в Северном Причерноморье западнее Днепра. Впоследствии болгары были разогнаны по окраинам степи хазарами. Основная часть болгарских племен ушли из Северного Причерноморья к Дунаю и Днестру, а в освободившиеся степи стали входить племена древних руссов. Часть болгарских племен во главе с другим сыном Кубрата – Бат-баем бежала на Крымский полуостров и расселилась в предгорном и горном Крыму, постепенно ассимилируясь с греками, готами и аланами. В центральном восточном Крыму известно много праболгарских поселений VII века до н.э., в частности, хорошо исследованы погребения с геральдическими поясными наборами у сел Рисовое и Богачево.

В VI веке в трех километрах от современного Бахчисарая появился один из самых известных «пещерных городов» Крыла, построенный, предположительно, аланами и просуществовавший до XIX века. В 1299 году город был разграблен отрядами темника Золотой Орды Ногая. В конце XIV века город получил название Кырк-Ер и стал центром небольшого феодального княжества. До строительства новой столицы Крымского Ханства Бахчисарая «пещерный город», получивший название Чуфут-Кале, являлся главным торгово-ремесленным центром этого региона Крымского полуострова. Город пришел в упадок только в XIX веке и был покинут жителями.

В этот же период в 18 километрах от современного Бахчисарая возник и другой «пещерный город», получивший свое название от крымских татар – Эски-Кермен. Город быстро стал крупным торговым и ремесленно-сельскохозяйственным центром, чему способствовало расположение на дороге из степного Крыма в Херсонес. В VIII веке был разрушен хазарами, но впоследствии восстановлен и просуществовал до XIII века, включенный в состав княжества Феодоро, вместе с которым был уничтожен ордой Ногая.

Из книги Реконструкция подлинной истории автора

13. Итак: мыс Фиолент - место рождения Христа, гора Бейкос - место его распятия, Чуфут-Кале - место смерти и первоначального погребения Марии Богородицы Итак, нам удалось обнаружить три географических пункта, где произошли важные события XII века. В XIX–XX веках никто уже не

Из книги Русские – не славяне? автора Пересвет Александр

Глава 22 Аварский выход Между тем мы почти забыли о части славян - и в «узком», и в «широком» смысле. Тех, что осталась на территории будущей Руси.Но, собственно, тут и говорить пока не о чем. Славяне в «узком» смысле - восточная часть пражско-корчакской культуры -

автора Петухов Юрий Дмитриевич

Агрессия против Великой Алании: готы и гунны В 180-е гг. н. э., двигаясь с южнобалтийского Поморья, на территорию Украины вторглись готы. Они разбили западные группы сарматов и заняли земли на востоке вплоть до реки Дон. Собственно аланское государство отбило удар и

Из книги Евразийская империя скифов автора Петухов Юрий Дмитриевич

Русь (Алания) и Аварский каганат Во второй половине VI - первой половине VII вв., во время, на которое пришлась кульминация экспансии «пражской» культуры, в бассейне Дуная господствовал Аварский каганат. Совершенно очевидно, что миграция дунайских славян на восток была

Из книги История Крыма автора Андреев Александр Радьевич

Глава 5. ХАЗАРЫ И ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ НА КРЫМСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ. VIII – Х века. Хазарские племена не были кочевниками. Они издревле жили на территории современного Дагестана, на Тереке и Сулаке, а с III века распространились по всей береговой линии Каспийского моря и в

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

13. Итак: мыс Фиолент – место рождения Христа, гора Бейкос – место его распятия, Чуфут-Кале – место смерти и первоначального погребения Марии Богородицы Итак, нам удалось обнаружить три географических пункта, где произошли важные события XII века. В XIX–XX веках никто уже не

автора Фадеева Татьяна Михайловна

III. ЧУФУТ-КАЛЕ И УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ М и р з а … Не гляди! Во тьму потянет с кручи! Как древний Аль-Каир, тут бездна глубока! И рук не простирай - ведь не крыло рука. И мысли трепетной не шли в тот мрак дремучий. Как якорь, мысль твоя стремглав пойдет ко дну Но дна не досягнет, и

Из книги Тайны горного Крыма автора Фадеева Татьяна Михайловна

Городище Чуфут-кале За поворотом тропы останавливаемся перед незабываемым зрелищем: на фоне неба, на отвесной неприступной скале, четко рисуются строения "воздушного города" (по выражению путешественника прошлого века).Обычно в "мертвый город" поднимаются по древней,

Из книги Тайны горного Крыма автора Фадеева Татьяна Михайловна

VI. ЭСКИ-КЕРМЕН И КЫЗ-КУЛЕ Развалины эти так древни, что ни турки, ни татары, ни сами греки не знают названия их. Мартин Броневский Их история Эски-кермен расположен неподалеку от Мангупа. Дорога туда лежит через село Красный Мак, далее путь ведет вправо через сады и поля, до

Из книги Тайны горного Крыма автора Фадеева Татьяна Михайловна

Тепе-кермен и Кыз-кермен К юго-западу от Бахчисарая находятся две горы с почти схожими, издали напоминающими усеченный конус вершинами. Но расположенные на них городища очень непохожи друг на друга: одно из них - Кыз-кермен - практически не имеет пещерных сооружений,

автора Андреев Александр Радьевич

ГЛАВА 4. ГОТЫ И ГУННЫ НА КРЫМСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ. ХЕРСОНЕС – ПРОВИНЦИЯ ВИЗАНТИИ. ЧУФУТ-КАЛЕ И ЭСКИ-КЕРМЕН. АВАРCКИЙ КАГАНАТ, ТЮРКИ И ПРАБОЛГАРЫ. III–VIII ВЕК В середине III века в Северное Причерноморье пришло древнегерманское племя германцев – остготов, визиготов и позднее

Из книги История Крыма автора Андреев Александр Радьевич

ГЛАВА 5. ХАЗАРЫ И ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ НА КРЫМСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ. VIII–X ВЕКА Хазарские племена не были кочевниками. Они издревле жили на территории современного Дагестана, на Тереке и Сулаке, а с III века распространились по всей береговой линии Каспийского моря и в низовьях

Из книги Долетописная Русь. Русь доордынская. Русь и Золотая Орда автора Федосеев Юрий Григорьевич

Долетописная Русь Общие предки. Гомо сапиенс. Космические катастрофы. Всемирный потоп. Перворасселение ариев. Киммерийцы. Скифы. Сарматы. Венеды. Появление славянских и германских племен. Готы. Гунны. Болгары. Обры. Бравлин. Русский каганат. Венгры. Хазарский гений. Русь

Из книги Империя тюрков. Великая цивилизация автора Рахманалиев Рустан

Глава 3 Великий Тюркский каганат. Уйгурский каганат Тюркоязычные народы и федерации в V–VII вв Великое переселение народов в III–V вв. привело к глобальным переменам в полосе цивилизаций между Рейном и рекой Хуанхэ.В самых восточных районах Монголии, по соседству с

Из книги Славяне: от Эльбы до Волги автора Денисов Юрий Николаевич

Глава 3 Аварский каганат и Болгарское царство

Из книги Рассказы по истории Крыма автора Дюличев Валерий Петрович

ЧУФУТ-КАЛЕ Одним из самых известных «пещерных городов» является Чуфут-Кале, находящийся в трех километрах от Бахчисарая. Он расположен на плато горного отрога, господствующего над тремя долинами. Человек использовал подготовленную самой природой вершину скалы, усилив


I.

В гуннах обыкновенно видят тюркский народ сюнну или хьюнг-ну (Huing-nu), упоминаемый в китайских хрониках еще за несколько столетий до Р.Х. Под натиском империи Хань гунны якобы постепенно откочевывали из Внутренней Азии на запад, включая покоренные народы - угров, монголов, тюркские и иранские племена - в свою орду. Около 370 г. они переправились через Волгу, разгромили аланов и затем набросились на остроготов.

Этой точки зрения придерживаются главным образом ученые «евразийской» школы для иллюстрации своих концептуальных построений. Однако письменные источники и археология говорят, что исторические судьбы сунну оборвались в начале н. э. где-то на территории Средней Азии. Все первое столетие н. э. - это эпоха непрерывного упадка некогда могущественного племенного объединения. Голод, бескормица и внутренние распри привели к тому, что в середине I в. держава сюнну, охватывавшая Южную Сибирь, Монгольский Алтай и Манчьжурию, распалась. Часть сюнну откочевала на запад, в некую страну «Канцзюй» (предположительно на территории Киргизии). Здесь один их отряд численностью в 3000 воинов, возглавляемый шаньюем Чжи-Чжи, был разгромлен китайцами и полностью уничтожен (убито 1518 человек и попало в плен свыше 1200). Другие орды сюнну, мигрировавшие в этот район, в течение I в. были подчинены племенным союзом сяньби. Характерно, что источники ничего не сообщают о дальнейшем продвижении сюнну на запад. Бегут «неизвестно куда» только их вожди - шаньюи, а основная масса племени остается на месте. Так, наиболее крупая орда сюнну, насчитывавшая 100 000 кибиток, после своего поражения в 91 г. «приняла название сяньби», то есть влилась в это племенное объединение. Археологических памятников сюнну западнее Средней Азии не обнаружено. Таким образом, родство гуннов и сюнну/хьюнг-ну основывается евразийцами исключительно на некотором сходстве их имен. Поэтому правы те исследователи, которые полагают, что «их отождествление (с народом хьюнг-ну. - С. Ц.), некритично принимаемое многими учеными... в действительности не обосновано и противоречит данным лингвистики, антропологии и археологии…» [Свод древнейших письменных известий о славянах. Составители: Л. А. Гиндин, С. А. Иванов, Г. Г.Литаврин. В 2-х т. М., 1994. Т. I, 87-88].

Вопрос об этнической и языковой принадлежности гуннов доныне остается дискуссионным. Я придерживаюсь мнения, что европейские гунны IV-V вв. должны быть отождествлены с племенем хунну, о котором уже в середине II в. писал Птолемей, помещая его на территорию «между бастарнами и роксоланами», то есть значительно западнее Дона, вероятно, где-то между Днестром и Средним Поднепровьем. По всей видимости, эти хунны принадлежали к угро-финской языковой семье. В языках некоторых уральских народов слово «гун» или «хун» означает «муж», «человек» [Кузьмин А. Г. Одоакр и Теодорих. В кн.:Страницы минувшего. М., 1991, с. 525]. Но хуннская орда была, конечно, неоднородна по своему этническому составу. Скорее всего к середине IV в. хунны подчинили себе угорские и булгарские племена Подонья и Поволжья. Это племенное объединение и получило в Европе название «гунны».

Вторжение гуннов в Северное Причерноморье и Крым было подобно падению камня, вызвавшему сход горной лавины. Военное преимущество гуннам обеспечивала их тактика. В начале сражения, избегая рукопашного боя, они кружили вокруг противника и осыпали его стрелами до тех пор, пока вражеские боевые порядки не приходили в полное смятение, - и тогда решительным ударом собранных в кулак конных масс гунны довершали разгром; в рукопашном бою они орудовали мечами, «нисколько не помышляя о себе», как замечает Аммиан Марцеллин. Их стремительное вторжение застало врасплох не только римлян, но и племена Северного Причерноморья . Современники в связи с этим единогласно пишут о «внезапном натиске», «внезапной буре» и уподобляют гуннское нашествие «снеговому урагану в горах».

В 371 г. гунны ворвались во владения готского короля Эрманариха. Ряд раннесредневековых авторов, в том числе Иордан и Прокопий Кесарийский, приводят в связи с этим забавный случай, который помог гуннам проникнуть в Крым. Однажды гуннская молодежь охотилась на оленей на берегу Мэотиды (Азовского моря) и прижала одну самку к самой воде. Неожиданно она бросилась в воду и пересекла море вброд, увлекая за собой охотников. На другом берегу, то есть уже в Крыму, она исчезла, но гунны не огорчились: ведь теперь они узнали то, о чем раньше и не подозревали, а именно, что в Крым, к остроготам, можно попасть, минуя хорошо охраняемый Перекопский перешеек. Вернувшись к сородичам, охотники сообщили о своем открытии, и гунны всей ордой вторглись в Тавриду по пути, указанному им животным. История с оленихой, если это, конечно, не легенда, могла произойти только в одном месте - в Сивашском заливе, через который с севера на юг тянется Арабатская стрелка - узкая и длинная коса, на севере очень близко подходящая к берегу моря. Это еще раз подтверждает, что остроготов атаковали хунны Птолемея, а не сюнну, пришедшие из-за Волги, которые в таком случае должны были появится в Крыму со стороны Тамани.

Королевство остроготов было превращено гуннами в груду развалин, население подверглось массовой резне, сам престарелый Эрманарих в отчаянии покончил с собой. Большинство остроготов отступило на запад, к Днестру; оставшиеся признали власть гуннов, и только небольшой части остроготов, укрепившейся на Керченском полуострове удалось сохранить свою независимость (их потомки были известны под именем готов-трапезитов* еще и в XVI в.).

* Трапезунтом в древности называлась гора Чатырдаг в южном Крыму; Иордан знает также крымский город Трапезунт, разрушенный гуннами.

Именно здесь, в степном лагере Аттилы, мы слышим первое славянское слово, долетевшее до нас из бездны времен. И обозначает оно - о, Русь, это ты! - хмельной напиток. Приск, один из участников византийского посольства 448 г. к Аттиле, рассказывает, что по пути к лагерю гуннов посольство останавливалось на отдых в «деревнях», жители которых поили послов вместо вина питьем, называемым по-туземному «медос», то есть славянским мёдом. К сожалению, Приск ничего не говорит об этнической принадлежности гостеприимных и хлебосольных жителей «деревень», но этот отрывок из его сочинения можно сопоставить с более поздним известием Прокопия Кесарийского о том, что войска ромеев переправлялись через Дунай, чтобы поджечь деревни славян и разорить их поля. Стало быть, этническая принадлежность задунайских соседей не была для византийцев тайной.

Другое славянское слово донес до нас Иордан. Он рассказывает, что после смерти Аттилы его труп был выставлен посреди степи в шатре, и всадники, объезжая его кругом, устраивали нечто вроде ристаний, оплакивая его в погребальных песнопениях, в которых превозносились подвиги покойного. «После того как он был оплакан такими рыданиями, - пишет Иордан, - они устраивают наверху его кургана великое пиршество, которое они сами называют страва, и, сочетая в себе поочередно противоположное, выражают похоронную скорбь, смешанную с радостью, и ночью труп, тайно скрытый в земле, окружают покровами - первый из золота, второй из серебра, третий из прочного железа... И, чтобы такие богатства были сохранены от человеческого любопытства, они, вознаградив гнусностью, уничтожили предназначенных для этого дела, и мгновенная смерть с погребенным последовала для погребавших».

Иордан прав лишь отчасти, приписывая убийство устроителей могилы Аттилы стремлению гуннов скрыть место погребения своего предводителя. Точнее, перед нами - древний обычай убийства слуг вождя для сопровождения его в загробный мир. Например, Менандр под 576 г. сообщает, что в день погребения правителя Западного Тюркского каганата Дизабула были убиты кони умершего и четверо пленных, которых как бы послали в загробный мир к усопшему, чтобы рассказать ему о совершенной в его честь тризне. Как часть похоронного ритуала для знати, этот обычай зафиксирован также у русов еще в начале X в.

Несмотря на то, что описание похорон Аттилы имеет этнографические параллели в погребальных обрядах не только кочевников, но и вообще многих народов древности, - термин «страва» (strava) в смысле «погребальное пиршество, поминки» известен только в славянских языках. Так, в польском и чешском он имеет значение «пища». Возможно, гунны заимствовали его у славян вместе с какими-то чертами, обогатившими их собственный погребальный обряд [Свод, I, с. 162-169].

Сознавая слабость обоих частей разделенной Римской империи, Аттила вел себя как подлинный повелитель мира. С ножом у горла он требовал от западного и восточного императоров выполнения всех своих требований и даже капризов. Однажды он велел византийскому императору Феодосию отдать ему богатую наследницу, на которую зарился один из его воинов: насмерть перепуганная девушка спаслась бегством, но Феодосий, чтобы предотвратить войну, был вынужден найти ей заместительницу. В другой раз Аттила потребовал от западноримского императора Валентиниана священные сосуды, спасенные епископом города Сирмия при разграблении гуннами этого города. Император ответил, что такой поступок будет с его стороны святотатством и, пытаясь удовлетворить алчность гуннского вождя, предложил вдвойне оплатить их стоимость. «Мои чаши - или война!» - ответил Аттила. В конце концов, он захотел получить от Феодосия баснословную дань, а от Валентиниана - его сестру Гонорию и половину империи в качестве приданого. Встретив от того и другого отказ в своих притязаниях и будучи, кроме того, взбешен попыткой одного из членов посольства Приска отравить его, он решил атаковать сразу обоих своих врагов. Два гуннских посланника в один день предстали перед Феодосием и Валентинианом, чтобы сказать им от имени своего повелителя: «Аттила, мой господин и твой, приказывает тебе приготовить дворец, ибо он придет».


Средневековые изображения Аттилы

И он действительно пришел в страшный 451 год. Потрясенные современники уверяют, что его приход возвестили кометы, лунное затмение и кровавые облака, посреди которых сражались призраки, вооруженные пылающими копьями. Люди верили, что наступает конец света. Аттила виделся им в образе апокалипсического зверя: одни летописцы наделяли его головой осла, другие свиным рылом, третьи лишали его дара слова и заставляли издавать глухое рыканье. Их можно понять: это было уже не нашествие, а потоп, Германия и Галлия исчезли в водовороте людских масс, конных и пеших. «Кто ты? - кричит Аттиле святой Лу (St. Loup) с высоты стен Труа. - Кто ты, разметавший народы, как солому, и ломающий короны копытом своей лошади?» - «Я Аттила, Бич Божий!» - звучит в ответ. - «О, - отвечает епископ, - да будет благословен твой приход, Бич Бога, которому я служу, и не я остановлю тебя».

Помимо гуннов Аттила привел с собой булгар, аланов, остроготов, гепидов, герулов, часть франкских, бургундских и тюрингских племен; современные источники умалчивают о славянах, однако не приходится сомневаться, что они присутствовали в качестве вспомогательных отрядов в этой разноплеменной орде. По словам Иордана, гунны держали во власти весь варварский мир.


Аэций

И все же на этот раз «Гесперия» устояла. Полководец Аэций, последний из великих римлян, противопоставил гуннской орде коалицию германских племен - гибнущую цивилизацию должны были отстаивать варвары. Знаменитая Битва народов произошла в июне 451 г. на обширных Каталаунских полях в Галлии, близ современного Труа (в 150 км восточнее Парижа). Ее описание современниками напоминает рагнарёк - последнее грандиозное побоище богов в германской мифологии: 165 тысяч убитых, ручьи, вздувшиеся от крови, обезумевший от бешенства Аттила, кружащийся вокруг гигантского костра из седел, в который он намеревался броситься, если бы неприятель ворвался в гуннский лагерь... Противникам так и не удалось сломить друг друга, но спустя несколько дней Аттила, не возобновив сражения, увел орду назад в Паннонию. Солнце античной цивилизации замедлило свой кровавый закат.


Битва на Каталаунских полях. Средневековая миниатюра

На следующий год Аттила опустошил Северную Италию и, обремененный добычей, снова вернулся в придунайские степи. Он готовился нанести удар по Византии, но в 453 г. внезапно скончался, на другой день после свадьбы с германской красавицей Ильдико, которую молва обвиняла в отравлении «Бича Божьего» и «осиротителя Европы». Впрочем, Ильдико вряд ли была новой Юдифью. Скорее всего, как об этом свидетельствует Иордан, Аттила умер во сне от удушья, вызванного часто случавшимся у него носовым кровотечением. После его смерти гуннская империя быстро распалась. Вскоре, потерпев поражение от готов на реке Недао, гунны ушли из Паннонии назад в южное Поднепровье и на , низовьев Днестра и среднего течения Днепра.

1. Блаватский В.Д. Античная археология Северного Причерноморья. – М., 1961.

2. Гайдукевич В.Ф. Боспорские города. –Л.- 1981

3. Цветаева Г.А. Боспор и Рим. – М. – 1979

4. Русяева А.С., Зубарь В.М. Боспор Киммерийский: история и культура. – Николаев – 1998

5. Античные государства Северного Причерноморья. – М. – 1984

6. Древнейшие государства Кавказа и Средней Азии. – М. – 1985

7. Терракотовые статуэтки. Под ред. М.М. Кобылиной Т.1 – Ольвия, Т.2 – Херсонес, Т.3 – Пантикапей // САИ. Вып. Г.1-11. – М. – 1974

8. Масленников А.А. Население Боспорского государства в VI-II вв. до н.э. – М. – 1981

9. Античная цивилизация // Блаватский В.Д. – М. – 1973

10. Кругликова И.Т. Античная археология. – М. – 1984

Тема 11. «Великое переселение народов»

в Восточной Европе.

Салтово-Маяцкая культура

Во II в. н.э. германское племя готов, шедшее из Скандинавии, появляется в устье р. Вислы. Они прошли через земли венетов и в III в. н. э. появились в Причерноморье, уничтожив при этом Ольвию и Танаис. Пантикапей сдался и передал им свой флот, но Херсонес они не смогли взять. На боспорских кораблях готы, бораны и герулы выходят в Средиземное море и нападают на Грецию. В Северном Причерноморье образуется Готская держава во главе с Германарихом. Его столица располагалась в горной части Крымского п-ова. Им были подчинены и праславяне лесостепи. Археологическим эквивалентом этой державы была таинственная черняховская культура, (по мнению Б.А. Рыбакова - первый период расцвета восточных славян, по М.Б. Щукину – время формирования восточных славян). В IV в. н.э. готский король Амал Венитарий заманивает 50 славянских вождей на пир и убивает. Славяне пожаловались кагану гуннов (каган - верховный правитель у всех тюрок). Гунны под предлогом защиты славян вторглись в Северное Причерноморье.

Гунны известны со II в. до н.э. под именем «сюнну». На китайской границе они были разбиты, но ко времени появления в Причерноморье вновь окрепли. Есть точка зрения, что гунны - это либо первая волна тюрок, либо последняя волна иранцев. Северное Причерноморье вошло в состав Гуннского каганата. Кроме гуннов в него вошли болгары и аланы. В начале V в. гунны вторглись в Паннонию, а потом, под предводительством Аттилы, в Италию. В итоге, они были разбиты в Галлии соединенными войсками франков, бургундов, вестготов и остатками римских легионов во главе с Аэцием. При вторжении гуннов часть вестготов была уничтожена, другая часть еще несколько веков укрывалась за крепостными стенами. Ещё часть, в т.ч. и вестготы, поселилась на Дунае, в 378 г. они у Адрианополя разбили императора Валента. В 410 г. впервые берут Рим. новое болгаро-славянское государство.



После гуннов в Северном Причерноморье осталось некоторое количество готов. В степях сарматов сменили болгары, которые в VI в. н. э. образовали свое государство - Великую Болгарию, со столицей в г. Фанагория. В сер VII в. н. э. в этот регион из Дагестана приходит другая волна кочевников - хазары; они уничтожили Великую Болгарию, а сыновья её царя (кавхана) Кубрата уводят орды болгар на реку Волгу и Каму (Волжская Болгария). Часть подчиняется хазарам - эта болгары-савиры; еще часть вместе с ханом Аспарухом в 679 г. переходит Дунай, в 681 г. в союзе со славянами разбивает войско Византийского императора Константина IV. И Византия признает

Другая часть кочевников (болгары и аланы) бежала в верховья Дона на границу славянского расселения, где образовала пастырскую, позднее - волынцевскую культуры. Хазары чуть позже переселяют сюда болгар-савиров и в VIII в. н. э. Образуют салтово-маяцкую археологическую культуру. Союз различных племён – носителей этой культуры – это Хазарский каганат.

В середине III века в Крым переселяются готы. «Готами» назывался союз германских племен. Среди них были племена острготов (остготов), везеготов (вестготов), герулов, боранов, карпов и других. Прародина готов находилась на территории современного Скандинавского полуострова. Какие причины побудили готов начать продвижение на юг, в точности неизвестно. Высказывают предположения об изменении климата Скандинавии, о возрастании численности населения полуострова, скудные почвы которого не могли прокормить ставших многочисленными готов. В любом случае в I в. н. э. готы переселяются на южный берег Балтийского моря, а к середине III в. они заняли огромные территории от Нижнего Дуная на западе до Днепра на востоке.

Граница между владениями готов и Римской империей проходила по Дунаю. В 250 г. огромная армия готов переправилась через реку и обрушилась на провинции империи. Так началась серия кровопролитных войн между германцами и римлянами. Союзниками готов в этих войнах выступали различные племена и союзы племен, например, сарматы. Для спасения важных балканских провинций римляне были вынуждены задействовать все резервы. На помощь дунайским армиям были переброшены, в частности, легионеры, составлявшие гарнизоны Херсонеса и Харакса.

Таким образом, позиции империи на Крымском полуострове были серьезно ослаблены, чем не преминули воспользоваться готы. Варвары, участвовавшие в событиях на Дунае, вскоре появились в Крыму. С собой они принесли захваченные в сражениях с римлянами трофеи. Один из варваров закопал у современного с. Долинное Бахчисарайского района 119 римских серебряных монет, серебряную фибулу и стеклянный сосуд. По каким-то причинам он так и не вернулся за своим имуществом, и только в 1971 г. при прокладке нового русла р. Качи, клад был извлечен на поверхность земли. Самые последние монеты из клада датированы 251 г., т. е. в Крыму готы появились в этом году или несколько позже.

Поздним скифам не удалось оказать готам достойного сопротивления. Их поселения были разрушены, а жители перебиты или захвачены в плен. Затем готы напали на Боспор. Некоторые боспорские города понесли от варваров серьезный ущерб. Не помог даже ловкий ход царя Рескупорида IV (242/243 — 276/277 гг.), взявшего в соправители Фарсанза, вероятно, вождя одного из живших поблизости иранских племен, заключившего с боспорцами антиготский союз.

Готы пришли на Боспор отнюдь не в поисках земель для поселения. Варвары хорошо понимали стратегическое значение этих мест: отсюда можно было совершать походы против богатых городов и провинций, находившихся на побережье Черного моря. Для таких походов весьма пригодился бы боспорский флот, потому что своего у готов не было. Германцы силой принудили Рескупорида предоставить им корабли вместе с командами. Вероятно, у боспорского царя просто не было другого выхода — победить готов самостоятельно он не смог, а на помощь Рима рассчитывать было нельзя. Так Боспор стал базой, откуда на протяжении третьей четверти III в. германцы совершили ряд набегов на римские провинции.

Целью первого похода (255/256 г.) стал богатый город Питиунт в Восточном Причерноморье. Осада крепости не принесла ожидаемых результатов, и готы, разграбив неукрепленные окрестные поселения, вернулись на Боспор. Через год они совершили новый поход, захватили Питиунт и другие близлежащие города. В 264 г. готы на кораблях достигли южного берега Черного моря, отсюда совершили молниеносный переход в глубь Малоазийского полуострова, опустошили римские провинции Каппадоккию и Вифинию и вернулись на Боспор с богатой добычей. В 268 г. жившие в Крыму готы поучаствовали в организованном коалицией различных германских племен, обитавших в Северном Причерноморье, походе против римских провинций на западном берегу Понта. В результате этой экспедиции были опустошены огромные территории и разграблены десятки городов. В 276 г. готы отправились в новый поход, на этот раз снова против малоазийских провинций. Однако теперь им противостояли отборные отряды римской армии. В сражении с ними варвары были разбиты. Довершил разгром возвращавшихся на Боспор готов царь Тейран (275/76 — 278/79 гг.). Ему удалось восстановить Боспорское царство в прежних пределах и наладить дружественные отношения с Римской империей. В это же время римские императоры нанесли несколько поражений дунайским варварам и таким образом ликвидировали готскую угрозу. Теперь римляне получили возможность возобновить свое военное присутствие на Крымском полуострове. В конце III в. в Херсонесе вновь появляется римский гарнизон. Потерпевшие поражение в борьбе с империей готы расселились в Северном Причерноморье и Крыму.К началу войн с Римом готы были язычниками. Они поклонялись различным божествам, олицетворявшим силы природы. Верховным богом был повелитель грома и молнии Тор. В III в. среди населения Римской империи быстро распространялось христианство. Во время походов в Малую Азию германцы захватили множество пленных, в числе которых были и христиане. От этих пленных новую религию восприняли и крымские готы. Через некоторое время понадобилось упорядочить деятельность церкви в их владениях. С этой целью в 400 г. патриарх Константинопольский, знаменитый Иоанн Златоуст, принял решение создать отдельный церковный округ — епархию. Первым епископом готов стал Унила.

Постепенно христианское вероучение распространилось и среди жителей Боспора и Херсонеса. Вероятно, не последнюю роль в этом процессе сыграли контакты с христианами-готами. Первая христианская община возникла на Боспоре в первой четверти IV в. Когда в 325 г. в мало-азийском городе Никее для решения спорных богословских вопросов был созван первый Вселенский собор, в нем принял участие и представитель боспорских христиан епископ Кадм. В V в. христианство было уже официальной религией Боспорского царства: изображения креста помещали на надписях царей и высших государственных чиновников.

В Херсонесе первые христиане столкнулись со значительными трудностями. В течение IV в. большая часть населения города оставалась язычниками. В христианство переходили в основном представители городской верхушки, рассчитывавшие получить за это различные привилегии от покровительствовавших христианам византийских властей. В 381 г. епископ Херсонский, Эферий, участвовал во втором Вселенском соборе в Константинополе. Попытка крестить жителей города насильственным образом была предпринята при императоре Феодосии I (379-395гг.). Этот император стремился обратить в христианство все подвластное ему население. Поэтому когда преемник Эферия, Капитон, начал искоренять в Херсонесе язычество, большую помощь оказали ему присланные императором в город войска. По легенде, для того, чтобы доказать правоту христианского вероучения, Капитон вошел в горящую печь и вышел оттуда невредимым. Пораженные язычники тут же приняли решение креститься, правда, не вполне понятно, что в большей степени побудило их к этому решению, ведь пока Капитон совершал свое чудо, византийские солдаты взяли в заложники детей херсонеситов. Легенды о жизни и деятельности первых христиан Херсонеса гораздо позже, в VII или VIII в., были переработаны и легли в основу так называемых «Житий епископов Херсонских». Память о «подвиге епископа Капитона» сохранилась среди жителей города. При раскопках Херсонеса обнаружены остатки храма VI в., построенного над печью для обжига извести, в которую, как считали херсонеситы, входил Капитон. Окончательно христианство утвердилось в городе в конце V-VI вв., в первую очередь благодаря усилиям византийской администрации.

Во второй половине IV в. правитель остроготов Германарих объединил различные племена и основал обширное государство, получившее название «державы Германариха». В ее состав входили многочисленные племена варваров, обитавших в Северном Причерноморье, в том числе и жившие в Крыму германцы. Просуществовало новое объединение очень недолго, уже в середине 70-х гг. IV в. готы потерпели поражение в борьбе с пришедшими с востока гуннами.

Гунны сформировались в степях, расположенных к западу и северу от границ Китая.

В I в. н. э. начинается миграция гуннов на запад, а к 70-м гг. IV в. они достигли пределов Восточной Европы. Гунны принадлежали к монголоидной расе и говорили на одном из языков тюркской группы. Основой хозяйства гуннов было кочевое скотоводство, немалая роль отводилась военной добыче.

Появление гуннов в Европе стало началом эпохи Великого переселения народов, эпохи, когда огромные массы варваров стали массово вторгаться в пределы Римской (позднее — Византийской) империи в поисках мест для поселения. Гунны стали катализатором этого процесса. Их нашествие в Европу вызвало своеобразный «эффект домино» — одни варвары начинают сгонять других с обжитых мест. Вот что писал по этому поводу современник: «... А о каких огромных сражениях и о каких представлениях о сражениях мы узнали! Гунны восстали на аланов, аланы на готов, готы на тайфалов и сарматов. Даже и нас [римлян] ... сделали... изгнанниками из отечества, и нет конца...».

Легкая кавалерия гуннов наводила ужас на современников. Гунны принесли с собою новые типы оружия и снаряжения, новую (вернее, хорошо забытую старую) тактику ведения боя. Каждый взрослый мужчина был воином, всегда готовым к битве, поэтому подготовка к войне не занимала у гуннов много времени. Внезапность нападения позволяла гуннам заставать врагов врасплох. В битву они вступали клинообразным строем и, если обратить противника в бегство сразу не удавалось, использовали притворное отступление, чтобы завлечь врага в засаду. До начала рукопашной схватки гунны издали осыпали противника градом стрел. Они принесли в Европу лук нового типа, склеенный из нескольких кусков дерева и усиленный дополнительными костяными накладками. Такая конструкция лука позволяла поражать цель на очень больших расстояниях и использовать крупные и тяжелые наконечники стрел, пробивавшие любые доспехи. В ближнем бою сражались метательными копьями, мечами и арканами, которыми опутывали врага, лишали его подвижности, сбрасывали с коня или сбивали с ног.

Сам внешний вид гуннов (на фото), их характерный для монголоидов облик изумлял европейцев. Не случайно популярностью пользовалась легенда о том, что гунны были потомками колдуний, изгнанных из одного готского племени, и вступивших в связь с болотными духами. Недоумение вызывал образ жизни кочевников, не имевших «даже покрытого тростником шалаша», вечно двигавшихся по степи вслед за своими большими стадами. Христианские писатели с отвращением описывали религию гуннов — идолопоклонников, которые, если им надо было получить предсказание относительно будущего, приносили в жертву животных и гадали по внутренностям или по положению прожилок на обскобленных костях. Все эти факты и привели к тому, что в средневековой литературе сложилось очень своеобразное представление о гуннах как о свирепых, безжалостных, невежественных язычниках, у которых не было родины, государственной власти, представлений о чести и бесчестии, а само слово «гунны» стало нарицательным.

Гунны пришли в северопричерноморские степи двумя путями. Одна их группа двигалась вдоль восточного и северного берега Азовского моря. По пути они столкнулись с жившими на берегах Танаиса (Дона) аланами. Многие аланы пали в сражении, а остальные были вынуждены заключить с гуннами договор и присоединиться к ним. Следующей жертвой гуннов стало государство Германариха. По легенде, готский вождь покончил с собой, убедившись в том, что сражение с гуннами проиграно. Племена остроготов подчинились гуннам, сохранив своих племенных вождей и внутреннее самоуправление, но обязавшись во всем поддерживать кочевников во внешней политике и предоставлять им союзное войско. Везеготы бежали на запад, переправлялись через Дунай и поселились на территории Римской империи.

В то время, как одни гунны устанавливали свое господство в северопричерноморских степях, другие занялись завоеванием Крыма. Перебравшись через Керченский пролив (говорят, что путь им показал то ли бык, преследуемый оводом, то ли спасавшаяся от охотников лань), они, не вступая в сражение, покорили Боспорское царство. Вероятно, силы боспорских правителей были в то время ограничены, а потому они предпочли признать верховенство гуннов и уплатить им дань. Население предгорного Крыма оставило обжитые места и бежало в труднодоступные горные районы. Возможно, некоторые из крымских алан присоединились к гуннам. Большая часть полуострова обезлюдела и стала местом кочевий гуннского племени альциагиров.

Херсонесу удалось избежать опасности, причем немалую помощь городу оказала Римская империя, выделившая деньги на ремонт городских стен. В течение V в. римляне расселяют на подступах к Херсонесу готов и алан, заключивших с Римом союз и обязавшихся охранять город в обмен на землю и периодическую денежную помощь. Таких варваров римляне и византийцы называли «федератами». Вероятно, императоры прекрасно понимали стратегическое значение Херсонеса и не хотели терять свой последний форпост в Северном Причерноморье.

В середине V в. вождь Аттила объединил многочисленные племена гуннов и их союзников и объявил войну Риму. В нескольких сражениях римляне были разгромлены, но в 453 г. Аттила внезапно умер. Вскоре после этого его держава распалась, и многие гунны предпочли вернуться в Северное Причерноморье. В Крым переселилось племя утигуров.

Византийские императоры не оставляли надежды постепенно восстановить свое влияние на Крымском полуострове. Для достижения этой цели использовали различные способы — от подкупа гуннских вождей и стравливания различных племен между собой до пропаганды христианства. С точки зрения византийцев варвары, принявшие новую религию, автоматически становились подданными империи. Поэтому регулярно отправлявшиеся в кочевья гуннов миссионеры пользовались покровительством византийских властей. Один из таких проповедников убедил принять христианство и стать вассалом императора Юстиниана I (527 — 565 гг.) вождя гуннов, живших на Боспоре, по имени Горд. К тому времени Боспорское царство уже не существовало — вероятно, в конце концов, оно было уничтожено гуннами.

Посетившему Константинополь Горду была оказана большая честь — сам император стал его крестным отцом. Затем Горд отбыл на родину. В боспорских городах (разумеется по согласованию с гуннским вождем) были размещены византийские войска. Заключение договора с империей вызвало недовольство многих влиятельных гуннов, в особенности жрецов, опасавшихся того, что правитель-христианин не будет считаться с их авторитетом. Был составлен заговор, к которому примкнул и брат Горда. Поводом к выступлению стала попытка гуннского вождя уничтожить языческих идолов. Убив Горда, гунны напали на боспорские города, разрушили их, а византийских солдат перебили. Узнав об этих событиях, Юстиниан отправил на Боспор части регулярной имперской армии. Гуннов прогнали, Боспор вошел в состав Византии.

При Юстиниане I положение Византии в Крыму чрезвычайно усилилось. Император прекрасно понимал, что распри между самими гуннами способны защитить северные рубежи Византии едва ли не лучше, чем самые надежные крепости и отборные войска. Поэтому он не гнушался подкупать гуннских вождей и натравливать одно племя на другое. В результате ему удалось обезопасить свои владения в Крыму от нападений варваров. В 70-х гг. VI в. в степях Северного Причерноморья появляется новое объединение кочевников — восточных тюрок, или тюркютов. Уцелевшие в усобицах гуннские племена быстро смешались с тюркютами.

Энциклопедия «Достопримечательности Крыма»

Ссылки

ИСТОРИЯ ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКОЙ РАВНИНЫ ОБРАЗОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Киммерийцы. Скифы. Сарматы. Готы. Гунны. Авары. Болгары. Хазары.

КИММЕРИЙЦЫ
До образования единого Древнерусского государства, основные исторические события происходили на Северном побережье Чёрного моря, где первым народом, о котором до нас дошли письменные свидетельства, были киммерийцы. Этническое происхождение киммерийцев до сих пор вызывает в науке споры. Большинство учёных, в том числе таких авторитетных как М.И. Ростовцев и В.Г. Вернадский относят киммерийцев к Индоевропейской языковой семье, а некоторые историки даже видят в них этнических предков славян. Но существуют и другие точки зрения, например А. Б. Башмаков считал киммерийцев предками Черкесов, которые, как известно, входят в состав Северокавказской языковой семьи. Однако, судя по арийскому типу лица киммерийцев, и фракийским именам их царей, первое мнение кажется ближе к истине.

В период своего расцвета, который пришёлся на VIII в. до, н.э. киммерийцы контролируют огромную территорию от Днестра до Керченского пролива, ведут победоносные войны на Кавказе с государством Урарту, и в Малой Азии с Ассирией. Но скифское нашествие уничтожило государство киммерийцев. О том, как это произошло в своём труде «История» подробно рассказывает Геродот. Привожу его рассказ полностью: «Кочевые племена скифов обитали в Азии, когда массагеты вытеснили их военной силой скифы перешли Аракс и прибыли в киммерийскую землю. С приближением скифов киммерийцы стали держать совет, что им делать перед лицом многочисленного вражеского войска. И вот на совете мнения разделились. Хотя обе стороны упорно стояли на своём, но победило предложение царей. Народ был за отступление, полагая ненужным сражаться с таким множеством врагов. Цари же, напротив, считали необходимым упорно защищать родную землю от захватчиков. Итак, народ не внял совету царей, а цари не желали подчиниться народу. Народ решил покинуть родину и отдать захватчикам свою землю без боя, цари же, напротив, предпочли скорее лечь костьми в родной земле, чем спасаться бегством вместе с народом, ведь царям было понятно, какое великое счастье они изведали в родной земле и какие беды ожидают изгнанников, лишённых родины. Приняв такое решение, киммерийцы разделились на две равные части и начали между собой борьбу. Всех погибших в братоубийственной войне народ киммерийский похоронил у реки Тираса. После этого киммерийцы покинули свою землю, а пришедшие скифы завладели безлюдной страной ».

Киммерийцы, покинувшие свою страну, разошлись по двум направлениям: киммерийцы, обитавшие на территории современной Кубани, заняли южный берег чёрного моря в районе Синопы. Племена же жившие в Крыму и Южной России, по заводному побережью Чёрного моря дошли до Фракии, где объединилась с фригами и ещё в течение полувека совершали набеги на малоазиатские страны: Фригийское царство, Мидию, Ассирию, Магнезию, Ефес.

Постепенно киммерийцы сходят с исторической арены, Основная часть их была истреблена в многочисленных войнах, другая ассимилирована скифами и северокавказскими племенами синдов. В итоге память о их историческом существовании осталось в названиях Боспора Киммерийского (ныне Керченский пролив), поселения Киммерик, Киммерийской переправы и Киммерийского вала.

СКИФЫ
Киммерийцев с Северного Причерноморья вытеснили скифы-загадочный народ неясного этнического происхождения. Официальная историческая наука признаёт иранское происхождение скифов. Но многие известные историки прошлого и настоящего, такие как В.Н. Татищев, В.К. Тредиаковский, И.Е. Забелин, Д.И. Иловайский, А.Д. Нечволодов, Д.Я. Самоквасов, В.Н. Дёмин видят в скифах предков восточных славян, наконец, есть учёные как, например американский историк Ньюман, которые отождествляют скифов с монголами. Выше перечисленные точки зрения пытался объединить известный эмигрантский историк В.Г. Вернадский: «Каждая из этих теорий - писал он - должна иметь в себе, по крайней мере, зерно истины, поскольку представляется вероятным, что во многих случаях под именем скифы подразумевались племена различного этнического происхождения. Правящая скифская орда, возможно, была иранского происхождения, некоторые второстепенные могли состоять из угров и монголов, и таким образом не исключено, что другие группы известные под именем скифов - как например Скифы пахари были протославянского происхождения» .

Основным источником по истории скифов служит знаменитый труд Геродота, в котором содержится много ценных сведений о жизни скифов. Так Геродот сообщает, что скифы не были единым народом, а делились на множество отдельных племён, к которым Геродот относит сколотов, аллазонов. каллипидов, саков, невров таков далеко неполный список скифских племен, приведённый Геродотом. Из «Истрии» Геродота мы знаем, что основным занятием скифов были война и скотоводство, но были и земледельческие племена, которые выращивали хлеб на экспорт в Грецию, к таковым он относит Боресфенитов живущих по Днепру (греческое название Днепра Борисфен). Господствующим племенем были сколоты – царские скифы, которым подчинялись все остальные скифские племена. О религии скифов Геродот сообщает, что основными богами, которым скифы молились, и приносили по праздникам в жертву животных, были Папей, Ани, Гойтосир, Агримпаса, Фагимасад. При этом Геродот отождествлял Папея с Зевсом громовержцем, Апи с греческой богиней земли Геей, Гойтосира с Аполлоном, Агримпасу с богиней любви Афродитой, Фагимасад отождествлялся Геродотом с Посейдоном.

Что касается военной истории скифов то, вытеснив Киммерийцев, они заняли огромную территорию, которую Всемирная история определяет от устья Дуная, Нижнего Буга и Днепра до Азовского моря и Дона. Однако, этим не ограничились и вторглись в Малую Азию, подчинили своему влиянию Мидию, Сирию и Палестину. Их господство в Азии по свидетельству Геродота длилось двадцать восемь лет, пока Мидийский царь Киоксар не напоил скифов на пиру и не перебил многих из них. После этого скифы были вынуждены покинуть Азию и вернуться обратно в причерноморские степи. Но самой выдающейся победой скифов. Был разгром персидских войск царя Дария, который в 512 Г. до н.э, как полагает Геродот хотел наказать Скифов за их вторжение в Азию.

Безраздельное господство скифов в северном Причерноморье продолжалось до конца III в. до, н.э. С этого времени их из южнорусских степей начинают вытеснять сарматы. Под их давлением скифы отступили в Крым, и организовали, новое государство столицей которого стал Неаполь. Это новое скифское государство просуществовало до второй половины 3 в. н.э. Потом оно было разгромлено готами и больше не возродилось. После поражения нанесённого готами скифы утратили свою этническую самостоятельность, и сошли с исторической арены.

САРМАТЫ
Начиная с III в. до н.э. из причерноморских степей скифов начинают вытеснять родственные им по языку и культуре, обитающие за Днепром сарматы. Как и скифы, сарматы не были единым народом, а делились на множество разных племён. Основными сарматскими племенами были: аланы, аорси, роксоланы, сираки, языги. Вытеснив скифов, сарматы заняли пространство, которое Большая Советская Энциклопедия определяет от р. Тобол на Востоке и до Дуная на Западе. Основным занятием сарматов было кочевое скотоводство, но были и земледельческие племена выращивающие злаки, лён, лук, чечевицу. У сарматов дольше, чем у других племён сохранялись пережитки матриархата. Женщины сарматки, так – же как и мужчины стреляли из лука, скакали на лошади, носили ту – же одежду, что и мужчины, принимали активное участие в общественной жизни. Известен сарматский обычай, по которому женщина не имела права выходить замуж, пока не убьёт хотя – бы одного врага. По этой причине многим женщинам не удавалось выйти замуж до конца своей жизни.
Шестьсот лет сарматы господствовали в южнорусских степях пока их оттуда в III в. н. э. не вытеснили готы. Господство сарматов на юге России не принесло ничего хорошего этому региону и его населению. Академик Б. А. Рыбаков писал по этому поводу: «Новые хозяева степей сарматы вели себя совершенно иначе, чем скифы: если со скифами на протяжении пятисот лет славяне более или менее мирно сосуществовали, и у нас нет данных о серьёзных враждебных действиях, то сарматы вели себя агрессивно. Они перерезали торговые пути, громили греческие города, нападали на славян и отодвинули зону земледельческих посёлков к северу» .

Приблизительно с IV в. н.э. часть сарматских племён вместе с готами и гуннами включается в великое переселение народов. Другие сарматские племена, не принимавшие участия в этом процессе, постепенно ассимилировались со славянскими и северокавказскими племенами. Так постепенно сарматы растворяются среди других народов.

ГОТЫ
Первоначально, восточногерманские племена готов проживали на южном побережье балтийского моря, в устье р. Вислы, но рост населения и нехватка плодородных земель в конце III в. н.э. заставили готов сняться с насиженных мест, и отправиться на поиски более плодородных земель. Двигаясь на юго-восток, готы постепенно достигают северных берегов чёрного моря, и к концу III в. н.э. уже заселяют всё северное Причерноморье.

Следует отметить, что готы разделились на две большие ветви. Это разделение если верить историку Иордану произошло случайно, когда готы переправились через Днепр по мосту в районе современного Киева с левого берега на правый, мост неожиданно рухнул и готы, таким образом, невольно оказались разделёнными на две части.

Готы успевшие перейти реку, осели в низовьях Днестра и прозвались вестготами (западными готами). Они совершали набеги на владения Римской империи. В результате этих набегов в 418 г на территории Западной Римской империи в Южной Галлии ими было основано первое варварское королевство, столицей которого стал г. Тулуза. Однако завоевав значительную часть Испании, вестготы были постепенно ассимилированы местным населением Римской Империи.

Готы не успевшие пересечь реку и оставшиеся на левом берегу Днепра заняли территорию от низовья Днепра до устья Дуная и стали называться остготами (восточными готами). Наивысшего могущества остготская держава достигла в середине четвёртого века при короле Германарихе. Германариху не только удалось утвердить свою власть над всеми восточными племенами готов, но и множеством племён германского, славянского, финско-угорского происхождения: антов, венедов, герулов, склавинов, весь, мордву, мерю, пермь, чудь. Но 375 г. Германарих потерпел сокрушительное поражение от гуннов и не в силах с этим смириться покончил с собой. После его смерти восточный союз гуннских племён приходит в упадок и постепенно прекращает своё существование.

ГУННЫ
В 160 г. н.э. в причерноморских степях римским историком Дионисиями Периегетом были отмечены новые выходцы из Азии. Гунны - кочевой народ тюркского происхождения. Хотя также высказываются мнения о монгольском, угро-финском, славянском происхождении гуннов. Но, несмотря на раннее появление гуннов в Причерноморье их массовое передвижение на Запад начинается только с 70-х гг. 4 в. н.э. Подчинив сначала своей власти на Северном Кавказе аланов, гунны перешли, затем Дон и нанесли поражение готскому вождю Германариху. С этого момента начинается так называемое «великое переселение народов». «Именно гунны - писал по этому поводу Г.В. Вернадский - начали «великое переселение народов» как оно было названо. Аланы были первыми, кто испытал последствия гуннского натиска, а за ними вскоре последовали герулы, бургунды и готы. Отступление этих народов перед наступающими гуннами вылилось в свою очередь в движение других германских племён с их собственных мест…» .

Наивысшего могущества государство гуннов достигло в середине пятого века при царе Атилле (434-453) , при нём в гуннский союз племён входили анты, остготы, герулы, гепиды и многие другие племена. Покорённые народы платили гуннам дань и участвовали в предпринимаемых гуннскими вождями военных походах. Окрылённые военными успехами Гунны вторглись в Галлию входящую в то время в состав Римской империи, но в 451 г. потерпели поражение на Каталонских полях от объединённых сил римлян, вестготов и франков под руководством римского полководца Аэция. Это поражение нанесло сильный удар по гуннской державе. Положение усугубилось после смерти Атиллы в 453 г. Его сыновья начали меж собою борьбу за власть. А после ещё одного поражения в 455 г. гуннская империя распалась.

Господство гуннов пагубно сказалось на развитии всей Южной Руси. «Гунны не принесли с собой ничего кроме опустошений, массовых убийств, грабежей и тяжёлой дани наложенной на подвластные народы. В причерноморских степях завоеватели дотла уничтожили земледельческую культуру, стёрли с лица земли островки оседлости и земледелия, которые существовали в зоне северо-западного Причерноморья и на нижнем Днепре. Сильно пострадали от гуннов и оседлые поселения лесостепи, особенно в её южной части» .

АВАРЫ
С владычеством гуннов в южнорусских степях было покончено, но вторжение кочевников на этом не прекратилось и в середине шестого века на смену гуннам приходят новые кочевники авары (Повесть временных лет, называет, их обрами). Ими в южнорусских степях был создан известный Аварский каганат, власти которого после долгой и упорной борьбы были вынуждены подчиниться племенные союзы антов и дулебов. Покорённые славяне облагались тяжёлой данью. Летопись сохранила тяжёлые воспоминания о господстве аваров. Однако, непрекращающаяся борьба восточнославянских племён привела в конечном итоге к свержению власти хазарского каганата в восьмом веке.

«Аварский каганат сыграл отрицательную роль в истории славянских племён. Аварское государство тормозило развитие производительных сил славянских племён систематически, подрывая их данями и поборами искусственно ограничивая распространение передового по тому времени хозяйственного уклада – оседлого земледелия. В борьбе с кочевниками-аварами славяне несли тяжелые потери».

ХАЗАРЫ
После болгар хозяевами южнорусских степей стали хазары. В VI в. они заняли территорию Северного Кавказа, Нижней Волги и Нижнего Дона. Им удалось подчинить своей власти южнорусские племена полян, северян, радимичей и вятичей. Хазары создали обширное государство, во главе которого стоял правитель Каган. Поэтому государство созданное хазарами получило название Хазарского каганата. Столицей каганата стал город Итиль на Нижней Волге. Основными видами деятельности хазар были кочевое скотоводство и торговля. Официальной религией Хазарского каганата стал ислам, но были также иудеи и христиане. Книга Велеса сохранила тяжелые воспоминания о хазарском господстве. «А хазары русичей брали на работы, взимали с нас дань и брали и детей и жён и очень зло били и творили зло». Во второй половине девятого века Святослав нанёс тяжёлое военное поражение Хазарскому каганату и Каганат прекратил своё политическое существование.

События, происходившие в древности, на территории Руси оказали большое влияние на исторические условия, которые в итоге привели к возникновению Киевского государства, так как именно в этот период формируется славянский этнос, хозяйственный быт, закладываются основы восточнославянской культуры. Словом создаются предпосылки образования государства.

Геродот. История. М.: 2006. С. 238-239.
Вернадский В. Г. Указ соч. С. 74.
См. Всемирная история в 24 томах. Т 4. М.: 1999. С. 233.
Рыбаков Б.А. Рождение Руси. М.: 2004. С. 35.
См. Вернадский В.Г. Указ соч. С. 139.
Каргалов В.В. Русь и кочевники. М.: 2008. С. 9.
См . Каргалов В.В. Указ соч. С. 1 5.
Цит. по кн. Асова. А.И. Славянские боги и рождение Руси. М.: 2000. С. 374.