25.07.2016

Археологи Грузии в 2015 году обнаружили надпись на алтаре во время раскопок на горе Граклиани, около поселка Игоети, в 40 километрах от Тбилиси. Сначала возраст надписи предположительно оценили как 7-8 век до нашей эры.

Теперь дата установлена максимально точно. Лаборатория в США подтвердила, что надпись сделана в конце 11-го начале 10 века до нашей эры.

«Мы взяли отсюда три пробы, они были отправлены в бета-лабораторию Майями. И на днях мы получили совершенно сенсационный ответ – что эта надпись была сделана или в конце 11-го века или в 10-м веке до нашей эры», - заявил журналистам руководитель археологической экспедиции Тбилисского государственного университета, профессор Вахтанг Личели.
По его словам, это означает, что реально письменность на территории Грузии появилась три тысячи лет назад. «Раньше мы считали, что это произошло 1500 лет назад, а теперь эти данные изменились и научно подтверждены», - отметил руководитель экспедиции. По его словам, надпись пока не расшифрована, но ученые предполагают, что раз она была сделана на постаменте алтаря, то имеет отношение к религии. Смыслом таких посланий в то время владели только жрецы.
Археологические раскопки в Граклиани также подтверждают, что здесь было не спонтанное поселение, а организованное общество, где соблюдали традиции и создавали эстетичные вещи.
Раскопки на Граклиани ведутся с 2007 года, и за этот период было сделано множество уникальных находок. В их числе печатки, изготовленные в IV веке до н. э. в Южной Месопотамии. Как рассказал Личели, это единственные подобные экспонаты, обнаруженные в регионе Кавказа, они использовались для заверения юридических документов.
Обнаруженные в Граклиани поселения разбиты на террасах. Дома были одного типа, при их строительстве учтены климатические условия – все здания ориентированы на юг, и в зимний период солнечный свет свободно проникал в дома.
«Когда Александр Македонский покорил Вавилон, он послал сюда войско, чтобы присоединить Кавказ. Жертвой этого процесса и стало это поселение. Об этом свидетельствует многочисленная керамическая посуда, которая была обнаружена в уже заброшенном месте», - рассказывает профессор Личели.
Участники раскопок – это студенты из Грузии, Европы и США, сообщили журналистам, что в обнаруженном в Граклиани языческом храме 2500 лет назад превозносили богов огня и плодородия.
По их словам, обнаруженное в Граклиани поселение – образец цивилизации на стыке конца бронзового и начала железного века. Здесь производили прекрасную керамику. У жителей Граклиани была своя вера и была развитая культура. Если учесть последние данные, то получается, что именно они первыми создали на Кавказе письменность.

Сведения об археологическом памятнике Граклиани значатся в ведущих научных изданиях Франции, Голландии, Великобритании, Италии, Германии и Испании.

Один из двух обнаруженных в Граклиани храмовых комплекса относится к периоду правления первого царя Иберии (Восточной Грузии) - царя Парнаваза (годы жизни 331 -239 до н.э.).

Новое открытие также полностью меняет наше представление об исторических событиях в мире. Раньше считалось, что Кавказ был дистанциирован от происходивших в то время в мире процессов разрушения Древней Греции и империи хеттов на Ближнем Востоке, - отмечают участники экспедиции.

До последнего времени появление в Грузии письменности археологи относили к IV-V векам нашей эры. Хотя были предположения, что письменность могла быть развита на территории Грузии еще в дохристианские времена.

Точкой отсчета считается Рождество Христово – Иисуса Христа. Правда, многие исследователи называют другие даты рождения Спасителя, а кто-то вообще отказывается верить в его существование, но условная календарная точка отсчета существует, и менять ее смысла нет. Чтобы не оскорблять приверженцев других религий и атеистов, эту условную дату, от которой отсчитываются годы, называют «нашей эрой».

Начало нашей эры

Согласно григорианскому календарю, наша эра началась с ее первого года. Иными словами, сначала идет первый год до нашей эры, а потом – сразу первый год нашей эры. Никакого дополнительного нулевого года, который мог бы стать «точкой отсчета», между этими годами нет.

Век – это временной отрезок длиною в 100 лет. Именно в 100, а не в 99. Следовательно, если первым годом первого века был первый год н.э., то последним его годом стал сотый год. Таким образом, следующий – второй век начался не с сотого года, а со 101-го. Если бы началом нашей эры был нулевой год, то период охватил бы время от него до 99-го года включительно, и второй век начался бы с 100-го года, но нулевого года в григорианском календаре нет.

Точно так же заканчивались и начинались все последующие столетия. Не 99-е годы завершали их, а последующие «круглые» даты с двумя нулями. Начинаются же века не с круглых дат, а с первого года. XVII век начался с 1601 года, XIX – с 1801. Соответственно, первым годом XXI века был не 2000 год, как думали многие, торопясь праздновать, а 2001. Тогда же началось третье тысячелетие. Двухтысячный год не начал XXI, а завершил XX век.

Астрономическое время

Несколько иной счет времени применяется в астрономической науке. Связано это с тем, что смена суток, а , и лет на Земле происходит постепенно, час за часом, а астрономам нужна конкретная точка отсчета, которая была бы общей для всей Земли, для любой ее части. В качестве таковой был избран тот момент, когда показатель средней долготы Солнца, если уменьшить его на 20,496 угловой секунды, равняется точно 280 градусов. От этого момента времени отсчитывается астрономическая единица времени, которая тропическим годом, или бесселевым годом – по имени немецкого астронома и Ф.В.Бесселя.

Бесселев год наступает на сутки раньше календарного – 31 декабря. Точно так же астрономы считают годы, поэтому нулевой год есть, таковым считается 1 год до н.э. В такой системе последним годом столетия действительно оказывается 99 год, а следующий век начинается с «круглой даты».

Но историки все же считают годы и века не по астрономическому календарю, а по григорианскому, следовательно, начинать каждый век следует с первого года, а не с предыдущего «нулевого».

Амфора, стиль "гадра", IV-III века до нашей эры (феодосийский музей древностей)

Наибольшую активность в освоении северо-причерноморских побережий проявил город Милет, находившийся на юго-западном побережье Малой Азии (эта область называлась Ионией) и заселенный греками-ионийцами (одна из групп эллинских племён). Он развивался весьма интенсивно, здесь быстрее, чем в других формирующихся полисах, созрели внутренние предпосылки для колонизации, кроме того, с середины 7-го века до нашей эры малоазийские греческие города страдали от агрессии восточных государств - Лидии, Мидии, а в 6 веке до нашей эры - Персии.

Первая половина - середина 6-го века до нашей эры - время наиболее активного оседания жителей Ионии за пределами своей родины. Греческий писатель Арриан называл Феодосию "древним эллинским городом, ионийским, колонием милетян". В Феодосии найдены фрагменты чернофигурной керамики и терракотовые статуэтки из Эллады, изготовленные не ранее второй половины 6-го века до нашей эры. Наиболее вероятное время основания Феодосии - около середины 6-го века до нашей эры.

Следующая волна колонистов приходится на рубеж 6-5 веков до нашей эры. Она связана с антиперсидским восстанием греческих городов Ионии, возглавленным Милетом и завершившимся поражением. Вполне вероятно, что тогда в Феодосию прибыла ещё одна партия переселенцев из Ионии.

В первой половине 4 в. до н. э. город вошел в состав Боспорской державы и получил новое имя - Феодосия - "Богом Данная". Имя города "Феодосия" мы впервые встречаем в источниках 4-го века до нашей эры - произведениях античных авторов, надписях Боспорского царства и на монетах, которые чеканил город.

Очень важно замечание древнего грамматика Ульпиана: "Феодосия - местечко Боспора . Имя торжищу дано или от сестры, или от жены: об этом существует разногласие". Многие исследователи считают, что речь идёт о сестре или жене боспорского правителя Левкона 1, который, как мы увидим далее, завоевал независимое Феодосийское государство и присоединил его к своим владениям. Это печальное событие произошло в первых десятилетиях 4-го века до нашей эры. Отсюда следует, что раньше город имел другое имя. Какое?

Когда Феодосийское государство было независимым, оно выпускало монеты с надписями: "феодео" или "феодос".Это сокращённое слово, возможно, от мужского имени Теодеос, в состав которого входит слово "тео" (божество). Заметим, что на лицевой стороне ранних феодосийских монет отчётливо видна мужская голова. Известно, что греки нередко называли свои колонии именами их основателей (ойкистов), а после смерти чтили их как героев. Похоже на то, что и колонисты, осевшие на побережье Феодосийского залива, назвали свой город в честь его основателя, а в дальнейшем поместили его портрет (с лентой на голове, как признаком героизации) на своих первых монетах.

--

Когда Левкон 1 присоединил город к своему царству, он, по-видимому, переименовал его, назвав Теодосией (Феодосией), то есть Божьим даром. Нельзя не заметить, что новое название близко по звучанию к старому, не исключено, что таким способом боспорский царь старался вызвать расположение к себе своих новых подданных. Кроме того, Левкон чувствовал себя как бы вторым основателем города: в 4 веке до нашей эры, после присоединения к Боспору, Феодосия переживает период расцвета.

Для Левкона же и его преемников такое приобретение, как Феодосия, действительно стало "божьим даром": за её счёт обогащались царское семейство и многие деловые люди на Боспоре. Весьма вероятно, что под божеством в новом названии города подразумевался Аполлон, который, во-первых, считался у греков покровителем колонистов, а во-вторых, являлся верховным божеством на Боспоре. Феодосийские монеты с изображением, возможно, Аполлона и надписью "феодос", отражавшей уже новое название города, могли быть отчеканены вскоре после его присоединения к Боспору. Легенды двух последующих монетных выпусков - "феудо" и "феу" - также представляют новое имя города - Феодосия.