/ / «Гробовщик»

Дата создания: 1830.

Жанр: повесть.

Тема: обида.

Идея: никто не благодарит гробовщика за работу.

Проблематика. Любой труд имеет право на уважение.

Основные герои: Адриан Прохоров, Готлиб Шульц.

Сюжет. Гробовщик Адриан Прохоров много лет мечтал о покупке нового дома. Накопив наконец денег, он купил его и начал обустраиваться на новом месте. В этом нелегком занятии ему помогали две дочери и служанка. Управившись со всеми делами, Адриан уселся пить чай и предался печальным размышлениям. Профессия наложила на гробовщика свой отпечаток. Адриан был мрачным и нелюдимым человеком. Его постоянно тревожили мысли о предстоящих расходах на покупку материала. Также профессия приучила его предвкушать и надеяться на чью-либо близкую смерть. Если богатый человек долго болел, то Адриан всей душой желал ему поскорее отдать концы.

Печальный размышления гробовщика были прерваны появлением первого на новом месте гостя - сапожника Готлиба Шульца. Он приветливо поздоровался с соседом и принял приглашение выпить чаю. Новые соседи разговорились. У них нашлись общие темы для разговора, касающиеся торговли. Шульц пригласил Адриана на свою серебряную свадьбу, и гробовщик с благодарностью принял это приглашение.

На следующий день гробовщик вместе с дочерьми приоделись и направились на праздник. Гости преимущественно были немцами-ремесленниками, которых сопровождали жены и подмастерья. Разговор также велся большей частью на немецком языке. Но Адриан не испытывал смущения или неловкости. Стол ломился от спиртного и закусок. Вдобавок Шульц не забывал о своем соседе и чередовал немецкие тосты с русскими. Когда выпито было уже порядочно, Адриан пришел в самое благоприятное расположение духа.

Хорошее настроение гробовщика было внезапно испорчено. Один из гостей предложил тост за здоровье клиентов собравшихся. К Адриану громко обратился единственный русский гость, спросив, почему он не пьет "за здоровье своих мертвецов". Все собравшиеся восприняли это, как хорошую шутку. Но гробовщик почувствовал смертельную обиду.

Праздник длился долго. Адриан вернулся домой поздно, находясь в состоянии сильнейшего опьянения. С момента злополучного тоста в его душе копилась злость. Больше всего гробовщика сердило, что над ним осмелились смеяться "басурмане". В пьяном порыве он громко заявил, что на свое новоселье последует совету и пригласит мертвецов. Служанка услышала это и стала укорять хозяина за такие речи. Но разошедшийся Адриан еще решительнее заявил, что завтра вечером ждет своих "клиентов" в гости.

Очень ранним утром Адриана разбудили с "радостным" известием: наконец-то умерла долго болевшая купчиха Трюхина. Гробовщик сразу же отправился к ней в дом, договорился с родственниками. Работа сулила хороший заработок.

Проведя весь день на ногах, Адриан возвращался домой поздним вечером. Еще издалека он заметил, что к нему зашел какой-то человек. А у самой калитке он столкнулся с еще одним гостем, но в темноте не смог разглядеть его лица. Незнакомец пропустил хозяина вперед и прошел следом за ним.

В доме гробовщика ждало что-то необычайное. Повсюду ходили какие-то люди. Адриан пригляделся и обомлел: все гости были мертвые. Гробовщик с ужасом узнавал в них тех, кому ему пришлось изготавливать гробы на протяжении всей жизни. Гости обступили хозяина и стали выражать ему благодарность и поздравлять с новосельем. Мертвецы находились на разных стадиях разложения. Один из них от лица всех извинился за тех приглашенных, которые уже были не в состоянии встать из могилы.

Но на радушное приглашение откликнулся даже сержант Курилкин, человек, для которого Адриан очень давно изготовил свой первый гроб. Он ближе всех подошел к гробовщику со словами благодарности и собирался обнять его. Это было уже слишком. Адриан закричал и оттолкнул скелет, который упал и рассыпался. Гости зашумели от возмущения и стали напирать на хозяина. Гробовщик повалился на пол без чувств.

Адриан проснулся и заговорил с работницей. Она знать ничего не знала о смерти Трюхиной и укоряла хозяина в пьянстве. Гробовщик понял, что ему приснился страшный сон и радостно потребовал чаю.

Отзыв о произведении. "Гробовщик" - шутливая повесть Пушкина. Но за юмором скрывается жалость к судьбе людей, занимающихся "презренным ремеслом". Гробовщик - такой же трудовой человек. Если он не заслужит благодарности от живых людей, то придется восстать из могил мертвецам.

Предлагаем Вашему вниманию краткое содержание повести А.С. Пушкина «Гробовщик» из цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».

Гробовщик Адриян Прохоров переезжает вместе с двумя своими дочерями и работницей в новый дом, купленный совсем недавно. Перемена места гробовщика не радует – прежний дом, где они прожили 11 лет, был обжитым и привычным. Покончив с расстановкой мебели, Адриян за чашкой чая размышляет о своих расходах и тревожится, как бы наследники богатой купчихи Трюхиной, находящейся при смерти, не отказались от его услуг, когда старуха скончается, ведь теперь он живет далеко.

Размышления Прохорова прерывает появление его нового соседа, сапожника. Готлиб Шульц – так его зовут – приглашает Адрияна на празднование серебряной свадьбы. Прохоров принимает приглашение, и немного побеседовав за чаем, новые соседи расстаются добрыми приятелями.

К 12 часам следующего дня Адриян Прохоров с дочерями отправляется на праздник к сапожнику. Шульц пригласил много гостей – в основном это немцы-ремесленники и их жены. Застолье проходит весело и шумно, гости пьют за здоровье хозяев и произносят тосты. Булочник Юрко предлагает всем выпить за здоровье тех, на кого они работают. Пока все поднимают бокалы друг за друга, булочник в шутку предлагает Адрияну выпить за своих мертвецов. Гости смеются, и Прохорова это обижает.

Гробовщик возвращается домой рассерженный и пьяный. Он ругает немцев, посмеявшихся над ним, и считает их шутку несправедливой – разве гробовщик брат палачу? Нет, его работа не хуже, чем у других. И раз они смеются над его ремеслом, то на новоселье он их звать не будет, хотя собирался. Лучше он пригласит тех, на кого работает. Работница Прохорова, перекрестившись, одергивает хозяина – разве можно позволять себе такое кощунство? Но Адриян только распаляется и говорит, что созывает завтра мертвецов на новоселье, а после ложится спать.

Будят гробовщика еще затемно – скончалась Трюхина, и ее наследники послали за ним. Адриян едет в дом Трюхиной, а затем весь день хлопочет. Все наконец приготовив, Адриян возвращается домой уже поздно ночью. Подходя к дому, Прохоров видит человека, лицо которого кажется ему знакомым. Однако в темноте сложно что-то разглядеть, и гробовщик, приняв человека за клиента, приглашает его войти. Пройдя в дом, хозяин видит в доме людей. Присмотревшись к ним, Адриян с ужасом понимает, что это покойники, для которых он когда-то делал гробы, а вошедший с ним человек – бригадир, которого он помогал хоронить неделю назад. И все они окружают гробовщика, приветствуют его. А один из них протягивает к нему руки, пытаясь обнять. С криком Прохоров отталкивает мертвеца, и тот падает на пол и рассыпается. Негодующие мертвецы бранят гробовщика, и он, оглушенный их криками, теряет сознание.

Очнувшись, Адриян Прохоров видит свою работницу и спрашивает у нее, приходили ли наследники покойной Трюхиной. Аксинья с удивлением сообщает ему, что Трюхина жива, и утром заходил только сосед портной. Но поскольку Прохоров, придя вчера пьяным от сапожника, уснул и целый день спал, его не стали будить. С облегчением поняв, что мертвецы явились к нему во сне, обрадованный гробовщик приказывает подать чай.

Гробовщика зовут Андриян Прохоров. Он купил дом, о котором давно мечтал. Собрав все свои пожитки, он с семьей поселился туда. Придя на новое место, Андриян немного взгрустнул и даже стал нервничать.

Он с семьей расставил все по комнатам, а в гостиной поместил изделия: гробы всех видов и размеров, траурные шляпы, мантии, факелы. На воротах повесил вывеску «Здесь продаются и обиваются гробы простые и крашенные, также отдаются на прокат и починяются старые».

Андриян Прохоров соответствовал своему ремеслу своей профессии и настроению. Он был угрюмым и задумчивым человеком. Часто ругал своих дочерей, когда они смотрели в окно, т.е. бездельничали.

После переезда Андриян сам сидел у окна, пил чай и размышлял. Думал о дожде на похоронах отставного бригадира, об убытках от этого дождя. Андриян надеялся возместить убытки на купчихе Трюхиной, которая находилась при смерти. Он переживал, что родственники купчихи могут полениться и не послать к гробовщику в такую даль. Эти размышления потревожил визит соседа гробовщика Готлиба Шульца, который пришел познакомиться с героем и пригласить его на свою годовщину свадьбы. Он сапожник. Андриян предложил чай и они разговорились о работе и о спросе на нее. Затем Готлиб Шульц попрощался и ушел. На следующий день Андриян Прохоров с дочерями Акулиной и Дарьей отправились на праздник. Девушки были одеты нарядно. На празднике было много гостей. Там Андриян познакомился с Юрко, он был будочником. Праздник сопровождался весельем, множеством еды и выпивки. Жену сапожника звали Луиза. У них была семнадцатилетняя дочь Лотхен. Готлиб очень любил жену и часто поднимал бокалы пива за ее здоровье, но потом пили за здоровье каждого.

Андриян много выпил, и, вдруг, среди тостов прозвучало предложение выпить за тех, для кого работают гости и за их здоровье. И тут все засмеялись, а Юрко сказал гробовщику, чтоб тот пил за здоровье своих мертвецов. Андриян в тот момент обиделся.

Придя домой, Прохоров стал твердить, что хотел позвать тех гостей на новоселье, но теперь позовет мертвецов. И лег спокойно спать.

Наутро к нему прибежали от купчихи Трюхиной. Она скончалась. Целый день гробовщик работал. Когда вернулся домой, не поверил своим глазам. В доме творилась чертовщина. Он был наполнен мертвецами, которые перемещались по комнатам. Как сказал один бригадир, который когда-то был похоронен с участием Прохорова «Все, кто еще цел, поднялись на приглашение гробовщика». Мертвецы ласково улыбались Андрияну. Тут один из покойников полез обнимать Андрияна, ведь когда-то Гробовщик подарил этому мертвецу гроб. Но Андриян оттолкнул его, а тот упал и рассыпался. Все умершие гости стали судить и винить гробовщика. Но тот упал и потерял сознание.

Когда Прохоров проснулся он увидел свою работницу Аксинью. тогда он узнал, что Трюхина не умерла, никаких трупов не было. Это все был сон. Андриян попросил чай, он был рад, что ничего не было на самом деле. Он позвал дочерей.



Гробовщик Адриян Прохоров с Басманной улицы переезжает на Никитскую, где он уже давно облюбовал домик, но радости от переезда он не испытывает, поскольку новизна его немного пугает. Очень скоро в новом жилище устанавливается заведенный порядок, над воротами вывешивается табличка, а Адриян садится возле окна и приказывает подать ему самовар.

Он пьет чай, и его переполняют печальные мысли, ведь от природы нрав у него был мрачный. Его беспокоили житейские хлопоты, но главной заботой гробовщика было то, как бы наследники умиравшей на Разгуляе богатой купчихи Трюхиной вспомнили о нем в последнюю минуту, а не обратились к ближайшему подрядчику.

Так Адриян размышлял, пока к нему не пожаловал с визитом сосед, немец-ремесленник. Это был сапожник Готлиб Шульц, который рассказал, что его дом находится через улицу, и пригласил гробовщика на следующий день к себе в гости по поводу своей серебряной свадьбы. Адриян принял приглашение и предложил Шульцу попить с ним чаю. Соседи начали беседу, которая быстро перешла в дружескую.

На следующий день в полдень Адриян и две его дочери отправились в гости к Готлибу Шульцу. В доме сапожника уже собрались друзья, тоже немцы-ремесленники со своими женами. Началось шумное застолье, сначала хозяин предложил поднять бокал за здоровье своей супруги Луизы, затем - за здоровье гостей.

Гости пили очень много, становилось все веселее, и вдруг толстый булочник, один из гостей, предложил каждому поднять бокал за здоровье тех, на кого он работает. Тут все гости стали кланяться друг другу, ведь они все были клиентами друг друга: сапожник, портной, булочник… Неожиданно булочник Юрко предложил и Адрияну тоже выпить за здоровье тех, на кого он работает - мертвецов. Все стали хохотать, и этот смех обидел гробовщика.

Гости разошлись поздно. Гробовщик вернулся домой пьяным и сердитым. Произошедшее показалось ему намеренной насмешкой над его ремеслом, почитаемое им ничуть не хуже многих других, ведь гробовщик и палач – разные профессии. Адрияну даже пришла в голову мысль пригласить к себе на новоселье тех, на кого работает, а не своих новых знакомых. Услышав это, работница посоветовала ему перекреститься. Однако Адрияна все больше увлекала эта мысль.

Адрияна разбудили еще затемно, поскольку к нему приехал приказчик купчихи Трюхиной и сообщил, что этой ночью старуха скончалась. Прохоров поспешил на Разгуляй, где он вел переговоры с родственниками покойной. После окончания деловых хлопот вечером он пешком отправился домой. Подходя к дому, гробовщик увидел, как кто-то открыл его калитку и вошел во двор. Адриян задумался о том, кто этот гость, но вдруг увидел еще одного человека, лицо которого показалось гробовщику знакомым. Когда Адриян вошел в дом, он увидел полную комнату мертвецов. Их освещала луна, сиявшая сквозь окно. Гробовщик с ужасом узнал в мертвецах своих бывших клиентов. Мертвецы поприветствовали Адрияна, а один гость даже хотел обнять гробовщика, но тот его оттолкнул и труп, упав, рассыпался в прах. Его обступили другие гости, явно угрожая ему, Адриян упал без чувств.

Утром, открыв глаза, Адрияну вспомнились события вчерашнего вечера. Работница сказала гробовщику, что соседи заходили справиться о его здоровье, но она его будить не стала. Адриян спросил, не приходили ли к нему от покойницы Трюхиной, на что работница удивленно ответила, что не знает о смерти купчихи и рассказала, что Прохоров вернулся от сапожника пьяным, лег спать и спал до этой минуты. Только сейчас гробовщик понял, что все напугавшие его события были не более чем сном. Он приказал поставить самовар и позвал дочерей пить чай.

Обновлено: 2013-03-12

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Гробовщик Адриан Прохоров переселяется «всем своим домом» с Басманной на Никитскую. Скоро на новой квартире «порядок установился; кивот с образами, шкап с посудою, стол, диван и кровать заняли им определенные углы в задней комнате; в кухне и гостиной поместились изделия хозяина: гробы всех цветов и всякого размера, также шкапы с траурными шляпами, мантиями и факелами. Над воротами возвысилась вывеска, изображающая дородного Амура с опрокинутым факелом в руке, с подписью: «здесь продаются и обиваются гробы простые и крашеные, также отдаются напрокат и починяются старые» .

«Просвещенный читатель ведает, что Шекспир и Вальтер Скотт оба представили своих гробокопателей людьми веселыми и шутливыми, дабы сей противоположностию сильнее поразить наше воображение. Из уважения к истине мы не можем следовать их примеру, и принуждены признаться, что нрав нашего гробовщика совершенно соответствовал мрачному его ремеслу. Адриян Прохоров обыкновенно был угрюм и задумчив. Он разрешал молчание разве только для того, чтобы журить своих дочерей, когда заставал их без дела глазеющих в окно на прохожих, или чтоб запрашивать за свои произведения преувеличенную цену у тех, которые имели несчастие (а иногда и удовольствие) в них нуждаться».

Адриан сидит, погруженшый в печальные размышления. «Он думал о проливном дожде, который, за неделю тому назад, встретил у самой заставы похороны отставного бригадира. Многие мантии от того сузились, многие шляпы покоробились. Он предвидел неминуемые расходы, ибо давний запас гробовых нарядов приходил у него в жалкое состояние. Он надеялся выместить убыток на старой купчихе Трюхиной, которая уже около года находилась при смерти. Ho Трюхина умирала на Разгуляе, и Прохоров боялся, чтоб ее наследники, несмотря на свое обещание, не поленились послать за ним в такую даль, и не сторговались бы с ближайшим подрядчиком».

Внезапно к гробовщику приходит его новый сосед немец Шульц и приглашает к себе в гости. Семейство, принарядившись, на следующий день отправляется в гости к немцу-сапожнику. «Тесная квартирка сапожника была наполнена гостями, большею частию немцами-ремесленниками, с их женами и подмастерьями. Из русских чиновников был один буточник, чухонец Юрко, умевший приобрести, несмотря на свое смиренное звание, особенную благосклонность хозяина... Адриян тотчас познакомился с ним, как с человеком, в котором рано или поздно может случиться иметь нужду». Гости пируют на славу. То и дело провозглашаются тосты, рекой льется пиво и «полушампанское». Когда было уже выпито и за хозяев, и за гостей, один из немцев провозглашает тост «За здоровье тех, на которых мы работаем!» Предложение, как и все, было принято радостно и единодушно. Гости начали друг другу кланяться, портной сапожнику, сапожник портному, булочник им обоим, все булочнику и так далее. Юрко, посреди сих взаимных поклонов, закричал, обратясь к своему соседу: «Что же? пей, батюшка, за здоровье своих мертвецов». Все захохотали, но гробовщик почел себя обиженным и нахмурился. Никто того не заметил, гости продолжали пить, и уже благовестили к вечерне, когда встали изо стола».

«Гробовщик пришел домой пьян и сердит. «Что ж это, в самом деле», рассуждал он вслух, «чем ремесло мое нечестнее прочих?.. Хотелось было мне позвать их на новоселье, задать им пир горой: ин не бывать же тому! А созову я тех, на которых работаю: мертвецов православных». - «Что ты, батюшка?» - сказала работница, которая в это время разувала его; «что ты это городишь? Перекрестись! Созывать мертвых на новоселие! Экая страсть!» - «Ей-богу, созову», продолжал Адриян, «и на завтрашний же день. Милости просим, мои благодетели, завтра вечером у меня попировать; угощу, чем бог послал». С этим словом гробовщик отправился на кровать и вскоре захрапел».

Среди ночи Адриана будят и сообщают, что скончалась купчиха Трюхина. Адриан едет на Разгуляй, договаривается с наследниками, обустраивает все дела, проводя в хлопотах весь следующий день.

Домой он возвращается позно, внезапно замечает, что «кто-то подошел к его воротам, отворил калитку, и в нее скрылся». «Что бы это значило?» подумал Адриан. Кому опять до меня нужда? Уж не вор ли ко мне забрался? He ходят ли любовники к моим дурам? Чего доброго!» И гробовщик думал уже кликнуть на помощь приятеля своего Юрку. В эту минуту кто-то еще приближился к калитке и собирался войти, но увидя бегущего хозяина, остановился и снял треугольную шляпу». Незнакомец здоровается, и они с Адрианом проходят в дом. Войдя, Адриан видит, что комната полна мертвецами, а его провожатый - тот самый бригадир, которого хоронили во время проливного дождя. «Гости» чествуют хозяина, извиняются за то, что пришли не все, так как многие уже развалились, кое у кого остались одни кости без кожи. «Ho и тут один не утерпел - так хотелось ему побывать у тебя...» - добавляют они. К Адриану подходит скелет и представляется отставным сержантом гвардии Петром Петровичем Курилкиным, тем самым, которому в 1799 году он продал первый свой гроб (сосновый за дубовый). Мертвец простирает объятия, но Адриан кричит, отталкивает его, тот падает и рассыпается. Мертвецы негодуют, приступают к Адриану с бранью и угрозами, и «бедный хозяин, оглушенный их криком и почти задавленный, потерял присутствие духа, сам упал на кости отставного сержанта гвардии и лишился чувств».

Гробовщик открывает глаза. Вокруг солнце, так как наступило утро. Он интересуется у работницы, не приходили ли от покойницы Трюхиной. Работница изумляется: разве Трюхина умерла? На возражения хозяина, что он вчера сам устраивал похороны, работница отвечает, что это, вероятно, хмель у него еще из головы не выветрился после вчерашней пьянки у немца.

Идейно-художественное своеобразие. На полемический (и отчасти пародийный характер) повести указывает то, что классический романтический сюжет (покойники, потусторонние силы) разрешается совершенно антиромантическим образом: гробовщику все, оказывается, приснилось, весь «званый вечер» оказывается лишь наваждением, пьяным бредом (сравн. с «Метелью»). Кроме того, на определенную полемику указывает отрывок, посвященный нраву гробовщика, который, несмотря на авторитет Вальтера Скотта и Шекспира, оказывается мрачным, как чаще и бывает в жизни. Вывеска же, говорящая о том, что «здесь продаются и обиваются гробы простые и крашеные, также отдаются напрокат и починяются старые.», носит ярко выраженный сатирически-пародийный характер.