7 лет назад я писал о сфальсифицированной гробнице Тутанхамона, но с тех пор появилось много интересного материала, который не был включён в работу. Эта статья полностью переработана и практически написана заново

Как это было

Одним из первых, кто высказал сомнение в достоверности знаменитой гробницы, был Константин Смирнов, опубликовавший в журнале "Техника молодежи" статью "Не придётся ли закрывать открытие гробницы Тутанхамона?" (№ 4, апрель 1998 г.). Эта статья доступна в Сети , есть также её "скан" в формате PDF. Той же теме посвящена . В данной работе будет в основном уделено внимание тем фактам, которые не были отмечены ранее либо недостаточно раскрыты.

Рассмотрим под критическим углом имеющуюся информацию об истории этой находки и её дальнейшего исследования. За основу возьмём раздел книги В.Бацалева и А.Варакина ("Тайны археологии. Радость и проклятие великих открытий") .

К началу Первой мировой войны практически вся Долина царей была перекопана вдоль и поперёк, но Говард Картер, движимый необъяснимым желанием найти гробницу Тутанхамона (ГТ) во что бы то ни стало, уговорил лорда Карнарвона спонсировать новые раскопки, невзирая на заверения известных археологов Т.Дэвиса и Г.Масперо о тщетности подобных попыток.

"Вид Долины царей произвел на лорда Карнарвона впечатление удручающее. Дно котлована было завалено гигантскими грудами щебня и обломками и зияло черными провалами вскрытых и ограбленных могил, высеченных в подножиях скал. С чего же начать работу? Неужели ворошить весь этот щебень?..

Но Картер знал, с чего начать. Он провел по плану котлована три линии, соединяющие точки трёх находок, и обозначил, таким образом, треугольник поисков. Он оказался не очень большим и находился между тремя могилами - Сети II, Мернепты и Рамзеса VI. Археолог оказался настолько точным, что первый удар кирки пришёлся как раз над тем местом, где находилась первая ступенька лестницы, ведущей в гробницу Тутанхамона! Но об этом Говард Картер узнал лишь спустя долгих шесть лет - вернее, шесть археологических сезонов, в течение которых шла расчистка завалов щебня".

Чудесное совпадение Картер объяснял следующим образом:

"Рискуя быть обвинённым в том, что я проявляю прозорливость задним числом, я тем не менее считаю себя обязанным заявить, что мы твёрдо надеялись найти совершенно определённую гробницу, а именно гробницу фараона Тутанхамона".

Таким образом, Картер, ткнув пальцем в первую попавшуюся груду щебня, нашёл то, что искал – практически иголку в стоге сена. Это первая уникальная особенность ГТ, которым впоследствии несть числа. Картер понимал, что такого быть не может, но его объяснение - не более чем демагогия. Надо иметь в виду, что до Картера о Тутанхамоне ничего не было известно. Фараона с таким именем нет ни в одном царском списке, т.е. древние египтяне не считали нужным сохранить память о его правлении.

Вскрытие гробницы, однако, под всякими предлогами тормозилось:

"Впервые за всю историю раскопок Говард Картер столкнулся с вероятностью обнаружить нетронутый царский гроб. Велико было искушение немедленно вскрыть запечатанную вторую дверь, но археолог поступил согласно научному долгу: он объявил, что начнёт извлекать из гробницы предметы лишь после того, как будут приняты все меры для их сохранения! Подготовительная работа длилась два месяца".

В результате вскрытие небольшой гробницы растянулось на 6 лет - уникальный случай в мировой практике.

Одновременно с раскопками прокладывается железная дорога непосредственно к ГТ, а в Каире к Египетскому музею стали пристраивать отдельное крыло для хранения новой экспозиции. Весьма ценная предусмотрительность, особенно если учесть, что объём экспонатов как бы ещё не известен.

"Наконец, Картер очистил Переднюю комнату и был готов размуровать вход в "Золотой Чертог". Из всех желавших присутствовать при этом событии лишь корреспондент "Таймс" был допущен внутрь".

Картер заключил договор на эксклюзивное освещение хода раскопок с газетой “The Times”, поэтому исследование гробницы мелодраматично изображалось шаг за шагом, хотя без репортёров Картер и Карнарвон обследовали её за один заход. Тем временем исследование ГТ продолжало затягиваться:

"Картер отодвинул засов и открыл эти двери, так что мы смогли разглядеть внутри большого внешнего ковчега, который достигал 12 футов в длину и 11 в ширину, другой, внутренний ковчег с такими же двойными дверьми, с ещё не тронутыми печатями. Лишь потом мы узнали, что здесь было четыре позолоченных ковчега, вставленных один в другой, как в наборе китайских резных коробок, и только в последнем, четвёртом, покоился саркофаг. Но его мы смогли увидеть лишь через год.

А вот как об этом рассказывал сам Говард Картер:

В этот момент у нас пропало всякое желание вскрывать эти печати, ибо мы вдруг почувствовали, что вторгаемся в запретные владения; это гнетущее чувство еще более усиливали льняные покровы, ниспадавшие с внутреннего ковчега. Нам казалось, что перед нами возник призрак усопшего фараона, и мы должны склониться перед ним ".

Картер и здесь не оригинален – тянул время, лукаво оправдываясь "пропавшим желанием" и "гнетущим чувством". Исследование гробницы в который раз откладывалось.

Мнение Алана Гардинера о значении находки Говарда Картера:

"Это открытие прибавило немного к нашим знаниям о данном историческом периоде. Филологов гробница разочаровала, ибо в ней не оказалось [новых - авт.] письменных свидетельств. О самом Тутанхамоне мы ничего не знаем, кроме того, что он унаследовал трон после смерти своего отчима Эхнатона, что он правил всего несколько лет и умер в юном возрасте".

Довольно любопытное заключение. ГТ по многим параметрам не имеет себе равных, а египтологи не обнаруживают в ней ничего, что привлекло бы их внимание. Поэтому коллекция предметов из ГТ в последующие годы практически не изучается, а весь исторический фон, сопровождающий Тутанхамона и обстоятельства его захоронения, целиком и полностью вымышлен самим Картером. Если отделить фактологический материал, связанный с ГТ, от картеровского мифотворчества, то мы получим сплошной набор из подозрительных случайностей и нелепостей. Так, например, египтологам известно, что 80% артефактов ГТ никакого отношения к Тутанхамону не имеют, включая один из саркофагов, который по всем признакам предназначался женщине.

Британский археолог Николас Ривс - один из немногих, кто заинтересовался содержимым ГТ, - пишет :

"Мы обнаружили доказательства, свидетельствующие об изменении надписей на картушах саркофагов и многих других предметах. На внешнем саркофаге Тутанхамона, например, нарисовано лицо очень похожее на изображение Эхнатона на его огромной статуе в Карнаке; а средний гроб саркофага декорирован рисунками типичными для женского погребения.

…Я заглянул вовнутрь [маски Тутанхамона] и не поверил тому, что увидел там! На внутренней стороне маски оказался тонкий шов, словно изображение лица было припаяно к головному убору маски, а подобная техника была исключительно редкой…".

Ривс поражён уникальной пайкой, но сотни килограммов золота в гробнице никому не известного юного фараона - не менее уникальный факт! Недавно случайно выяснилось , что к маске также была припаяна борода, которую в Древнем Египте традиционно крепили с помощью штифтов:

Место пайки бороды к маске.

Пайку можно обнаружить и в других местах:

Паяные швы на внутреннем саркофаге, выполненном из золота толщиной 2,5-3 см.

И вновь уникальная технология изготовления маски и саркофага Тутанхамона не получила должного объяснения! Остановимся подробней на других беспрецедентных особенностях ГТ.

Фараон Тутанхамон обладал уникальной женской атрибутикой богини-матери

Если мы обратим внимание на головные уборы масок Тутанхамона, то на них обнаружим по две протомы - кобры и стервятника:

Стервятник - это тотем богини Мут (Нехбет), олицетворявшей богиню-мать. Один из примеров её применения в качестве головного убора:

Фрагмент росписи в гробнице Нефертари: слева - богиня Хатхор (мать бога Хора), справа - царица Нефертари с подношениями богине Хатхор.

Кобра (урей) на головном уборе фараонов символизирует принадлежность к царскому Дому солнцеподобных богов, каковыми считали правителей Древнего Египта, поэтому урей не несёт гендерных признаков - его носили на головных уборах как цари, так и царицы:

Уреи на головных уборах царицы XVIII династии и царей XXI династии.

Однако царицы имели более богатый выбор символики, выражая таким образом статусы царственности и материнства:

Голова статуи царицы Тии, супруги Аменхотепа III, XVIII династия.

К одной из прекрасных иллюстраций различия царственной символики относится зарисовка, сделанная французскими художниками в Фивах в ходе Египетского похода Наполеона. На ней слева изображена царица-мать Яхмос-Нефертари, а справа - её сын Аменхотеп I:

Головной убор Яхмос-Нефертари включает богиню-мать Мут-Нехбет в виде стервятника, закрывающего голову царицы, на нём стоит модиус, на котором снова изображена Мут-Нехбет с двумя уреями. Головной убор Аменхотепа I более лаконичный: корона хепреш с уреем в качестве солярного символа.

Единственный фараон, который имел на голове женскую символику в виде стервятника - Тутанхамон:

Бюст из гробницы Тутанхамона.

Гробница Тутанхамона обладает уникальной планировкой

В книге "Древнеегипетские мастера" В.С. Богословский так описал порядок строительства гробниц фараонов:

"Дошедшие до нас и тщательно изученные планы и результаты обмеров царских гробниц показывают, что до начала работ детальнейшим образом продумывались и закреплялись в плане:

1) общий размер гробницы в целом, размеры помещений и связывающих их коридоров;
2) назначение отдельных помещений и коридоров, их название и в соответствии с этим форма помещений;
3) сюжеты изображений и, следовательно, их композиции.

Коридоры: "Первый божий переход", "второй божий переход" (вариант "Божий переход Солнца"), третий божий переход (с нишами под названием "святилища, в котором боги Востока", и "святилища, в котором боги Запада"), "четвёртый божий переход" (в конце две ниши привратников). Последний коридор вёл в погребальную камеру.
Залы: первый зал - "зал ожидания", второй зал - "зал колесницы" (вариант "зал теснения врагов, в котором 4 колонны"), третий зал - "дом золота" (погребальное "помещение, в котором покоятся").
Малые переходы: "божий переход, который в месте ушебти" (там же "Место покоя богов", т.е. статуэток божеств); по сторонам этого перехода - "сокровищницы"; "второй божий переход, который позади дома золота".
Элементы архитектурного убранства: "перемычка", "дверной косяк", "портал", "толща портала", "деревянная дверь"."

Таким образом, план гробницы составлялся заранее - без какой-либо спешки, которой Говард Картер объясняет все несуразности ГТ (Г.Картер, "Гробница Тутанхамона"):

"...многие признаки указывают на большую поспешность в сооружении и внутреннем оформлении его [Тутатнхамона - авт.] гробницы."

Причём гробницу начинали строить сразу же в начале правления фараона, а не после его смерти, включая скоропостижную. Тутанхамон, согласно разным оценкам, правил от 9 до 10 лет (1332-1323 годах до н. э.), за это время, по утверждению Г.Картера, он успел построить миниатюрную гробницу:

План гробницы Тутанхамона. Её длина - 30.79 м, площадь - 109.83 м², объём - 277.01 м³

Чтобы увидеть, насколько она несовершенна, сравним её с гробницами правителей Древнего Египта той же эпохи, принимая во внимание слова Картера:

"...однако в эпоху XVIII династии стали украшать только погребальную комнату, покрывая стены текстами, считавшимися особенно необходимыми для покойника [М. - т.е. в точности так, как в гробнице Тутанхамона]".

Тутмос III (1479-1425 гг. до н.э.). Общая длина гробницы - 76.11 м, площадь - 310.92 м², объём - 792.71 м³. Расписана не только погребальная камера, но и остальные помещения:

Аменхотеп II (1427-1400 гг. до н.э.) - планировка как у Тутмоса III. Стены расписаны иератическими текстами из "Книги Амдуат". Общая длина гробницы - 91.87 м, площадь - 362.85 м², объём - 852.21 м³.

Богато декорирован зал и прилегающие комнаты:

Тутмос IV (1400-1390 гг. до н.э.) - правил столько же, сколько и Тутанхамон, что не помешало ему построить гробницу длиной 105.73 метров, площадью 407.7 м² и объёмом 1062.36 м³. Своей планировкой гробница подобна гробницам предшественников, но отличается от них новшествами в отделке. Вместо приглушённых оттенков и подражания иератике входной колодец и передняя камера украшены изображениями фараона и божеств загробного мира. Погребальная камера не декорирована! Вероятно, собирались, но не успели.

Аменхотеп III (1390-1336 гг. до н.э.) - с именем этого фараона связаны одни из самых грандиозных сооружений Древнего Египта: храмы, дворцы, колоссы Мемнона и грандиозная гробница длиной 126.68 метров, площадью 554.92 м² и объёмом 1485.88 м³. Гробница, включая погребальную камеру, декорирована сценами из "Книги Амдуат" и фресками, изображающих Аменхотепа с богами:

Фрагмент росписи гробницы Аменхотепа III.

Эйе (1327-1323 гг. до н.э.) - несмотря на то, что правил всего 4 года после Тутанхамона, успел соорудить себе большую гробницу, протяжённостью 60.16 метров, площадью 212.22 м² и объёмом 618.26 м³. Открыта Бельцони в 1816 году, но почему-то не расчищалась вплоть до 1972 года. Особенность текстов гробницы - в них продолжают почитать бога Атона, однако наиболее известна тем, что росписью погребальной камеры удивительным образом похожа на ГТ. Причём время не пощадило фрески гробницы Эйе, а якобы более старшие в ГТ не имеют механических повреждений:

Неповреждённые фрески в ГТ - слева, справа - осыпавшиеся фрески гробницы Эйе.

Уникальная сохранность росписей ГТ не имеет аналогов.

Хоремхеб (1323-1295 гг. до н.э.). Гробница Хоремхеба поражает своими размерами: общая длина - 127.88 м, площадь - 472.61 м², объём - 1328.17 м³. Фрески гробницы считаются одной из жемчужин древнеегипетского искусства:

Фрески в колодце (в начале) гробницы Хоремхеба.

Однако, погребальная камера не закончена и оставлена как есть на момент смерти фараона:

Погребальная камера Хоремхеба.

Примеры гробниц фараонов, живших до и после Тутанхамона, демонстрируют, что ГТ ни в коей мере не вписывается в древнеегипетские погребальные стандарты - ни размерами, ни планировкой. Обязательные коридоры не только не прорублены, они даже не планировались: вместо сакрального подземного мира, куда должен был отправиться усопший фараон, построены обычные складские помещения. Кроме того, декорирование гробниц идёт вразрез с утверждением Картера об украшении только погребальной комнаты - судя по всему, её вообще расписывали в последнюю очередь, т.к. в ряде случаев оставлена частично или полностью без декора и текстов "Книги мёртвых" (Амдуат).

Гробница Тутанхамона поражена уникальными грибками, нигде более не встречающимися

Первым заговорил о таинственных грибках, разумеется, сам Говард Картер (Г.Картер, "Гробница Тутанхамона"):

"Поверхность стен покрыта маленькими коричневыми грибообразными наростами, зародыши которых, возможно, были занесены вместе со штукатуркой или с краской. Питательную среду для них создавала господствовавшая здесь сырость, выделявшаяся из штукатурки после того, как комната была запечатана."

О грибках сокрушались без малого сотню лет: в 2009 году Захи Хавасс снова жаловался в СМИ :

"Каждый раз, когда я смотрю на гробницу фараона, удивляюсь этим пятнам, происхождение которых не может объяснить ни один учёный."

Фрагмент фрески гробницы Тутанхамона, где отчётливо видны пятна.

В том же году ГТ закрыли на реставрацию, главной целью которой было выяснение природы происхождения пятен. Подрядчиком выступил Институт консервации Пола Гетти. Примерно через 2 года :

Вопросы были переадресованы микробиологу Ральфу Митчеллу из Гарвардского университета, и тот, наконец, разобрался с пятнами. Исследователи его группы взяли образцы штукатурки и краски со стен гробницы и провели их микробиологический и химический анализ. Выяснилось, что коричневый цвет пятнам придают меланины, продукты метаболизма грибков и некоторых бактерий, однако живых бактерий в образцах обнаружено не было. Как утверждают учёные, все они мертвы или, говоря по-научному, неактивны.

Больше того, изучив фотографии стен, сделанные 89 лет назад, исследователи увидели, что пятна с тех пор не изменились в размере. И хотя идентифицировать древние микроорганизмы ученым не удалось, они убедились в том, что пятна со временем не меняются и появились вскоре после захоронения знаменитого фараона-мальчика.

Эти пятна свидетельствуют о том, - говорит Митчелл, - что захоронение производилось в большой спешке.

Живых организмов в пятнах найти не удалось, следовательно пятна не росли, не было и грибковых наростов, о которых рассказывал Картер. Но каким образом появились сами пятна?

До недавнего времени цветные снимки фресок ГТ с высоким разрешением отсутствовали или были недоступны, а фотографии из каталога Говарда Картера для целей исследования непригодны. Но вышедший в 2008 году прекрасно исполненный фотоальбом "Treasures of the Pharaohs" (Delia Pemberton) разрешил эту проблему - его высококачественные снимки позволяют детально изучать фрески ГТ. Их увеличенные фрагменты выявили характерные дефекты: чёрная краска во многих местах расползлась:

Фрагменты фресок гробницы Тутанхамона. На профиле слева чёрная краска поплыла по контуру лица и вокруг глаз.

Это произошло из-за неверного подбора красок. Египтяне, тысячелетиями отрабатывавшие технологию изготовления фресок, таких промахов не допускали - разводы встречаются в единственном месте, в ГТ. И Говард Картер, рассказывая про грибковые наросты, которых в действительности не было, таким образом проговорился: "зародыши занесли вместе с краской". Такая краска известна - это экстракт гриба чаги, представляющий собой густую тёмно-коричневую жидкость. Картер надеялся, что в экстракте находятся грибковые зародыши, но их там не оказалось, о чём стало известно лишь после исследования Института Пола Гетти. Основной компонент экстракта, придающий ему характерный цвет, - меланин . Он понадобился, чтобы скрыть дефекты расползания чёрной краски на росписях ГТ - экстракт чаги попросту разбрызгали по стенам. И этот приём действительно сработал - учёные до сих пор оправдывают все встречающиеся несуразности в ГТ, включая пятна меланина на стенах, необыкновенной спешкой, выдуманной Картером. Кроме того, пятна создают видимость старения, без которого фрески выглядели бы как новые.

Мумия Тутанхамона в своём роде уникальна и не имеет аналогов среди мумий египетских царей

Два уровня смолы в черепе означают, что мумия дважды подвергалась бальзамированию. Это, безусловно, даёт ответ на вопрос о способе появления "мумии Тутанхамона": она была изготовлена из другой мумии простого смертного (не царского происхождения), которую нафаршировали сокровищами и поместили в золотой саркофаг, одев на неё золотую маску. Затем саркофаг с мумией наполнили бальзамирующей смолой и нагрели до высокой температуры, чтобы смола затвердела, создав видимость старения. Говард Картер в своей книге снова проговаривается:

"В своё время на золотой саркофаг было вылито около двух полных вёдер благовонной жидкости и столько же - на лежащее внутри его мёртвое тело."

Как можно узнать о консистенции бальзамирующего состава, его вязкости, количестве испарившихся фракций, если только не он собственноручно вылил 4 полных ведра благовоний?! При этом Картер перестарался с нагревом - возможно, спешил - и мумию сжёг, поэтому в книге ему пришлось жаловался на неумелых египтян:

"Чем больше продвигалась вперёд наша работа, тем очевиднее становилось, что и покров и сама мумия находятся в плачевном состоянии. Они полностью обуглились в результате воздействия жирных кислот, содержащихся в благовониях, которыми их пропитали."

Вид мумии, сожжённой Говардом Картером.

Обугливание "мумии Тутанхамона" следует добавить в вышеприведённый список аномалий под №7. Удивительно, однако, что версию Картера египтологи приняли за чистую монету и даже впоследствии развили до фантасмагоричной теории спонтанного самовозгорания . Их нисколько не смущает уникальность этого явления:

"Удивительное - почти сверхъестественное - открытие сделали британские учёные: антрополог Роберт Коннолли (Dr Robert Connolly) из Университете Ливерпуля (Liverpool University) - тот самый, который в 1968 году первым сделал рентген мумии Тутанхамона, и его коллега доктор Мэтью Понтинг (Dr Matthew Ponting). Они изучили образец, извлечённый из тела фараона, и пришли к выводу, что оно - тело, находясь уже в саркофаге, подверглось воздействию высокой температуры. Более 200 градусов . ... Откуда в саркофаге взялась высокая температура? Вряд ли, что его нагрели специально. С подобной практикой учёные ещё не сталкивались. Скорее всего, по их мнению, "кулинарный" жар был порождён химической реакцией, в которую вступили бальзамирующие вещества, матерчатые покровы и жировые ткани самого тела - при жизни фараон был весьма упитанным юношей. ... Коннолли и Понтинг полагают, что химическая реакция стала следствием некой ошибки при бальзамировании. Но какой? На этот счёт нет даже предположений. Учёные, кстати, не исключают, что фараон стал жертвой так называемого спонтанного самовозгорания человека (Spontaneous Human Combustion - SHC) или дьявольского пламени - загадочного явления, причины которого даже сегодня не до конца ясны." (выделено мной).

В связи с трагическими событиями, постигшими "мумию Тутанхамона" по воле Г.Картера, в частности термической карбонизацией, следует отметить, что в ней не может быть генетического материала, т.к. денатурация ДНК начинается при температуре около 70°C, а при температуре около 90°C ДНК полностью диссоциирует, не говоря уже о температуре свыше 200°C, до которой нагревался саркофаг вместе с мумией. Поэтому ДНК-анализы заведомо обречены либо на ошибочный результат, либо его отсутствие. Так, группа генетиков из швейцарского исследовательского центра iGENEA , изучив образцы ДНК, извлечённые из мумифицированных останков Тутанхамона, выяснила, что он якобы принадлежал к гаплогруппе R1b1a2 - наиболее типичной для Западной Европы. На самом же деле генетики обнаружили на мумии генетический материал, занесённый самими европейцами. Подобная контаминация образцов наиболее типична для такого рода исследований: получены результаты по генетическому материалу загрязнений, а ДНК "мумии Тутанхамона" обнаружить не удалось, следовательно популярные ныне рассказы о генетическом родстве кого-либо с Тутанхамоном лишены всяких оснований.

У гробницы Тутанхамона есть уникальная гробница-спутник, служившая в качестве подсобного помещения

В 2005 году группа американских археологов под руководством Отто Шадена сделала неожиданное открытие : в пяти метрах от ГТ находится шахта, уходящая в скальный массив. В феврале 2006 года выяснилось, что она ведёт к помещению, находящемуся на глубине 10 метров, которое сразу назвали гробницей и присвоили ей номер KV63, следующий за ГТ.

Отто Шаден перед проходом в KV63.

Однако при первом же осмотре стало понятно, что камера, имеющая размеры 4 на 5 метров, не предназначалась для захоронения, а использовалась в качестве хранилища и мастерской. В ней беспорядочно были сложены 7 саркофагов, набитых льняными бинтами и подушками, рядом были расставлены сосуды с натроном, смолами, битой керамикой, останками животных и людей. Учёные сделали вывод, что в этой камере производилось бальзамирование лишь одной мумии, при этом прямо указывают на мумию в ГТ:

"Учитывая расположение камеры, а также тот факт, что её вход был запечатан тем же аллювием, что и ГТ, кажется наиболее вероятным, что KV63 была основным тайником при бальзамировании Тутанхамона." (ibid.).

Одним из свидетельств такой связи послужил саркофаг №1 с изображением молодой женщины:

Попробуем отретушировать лицо и сравнить его с условным Тутанхамоном:

Слева - лицо на саркофаге №1 из KV63, справа - "маска Тутанхамона".

Разительное сходство не ускользнуло от глаз исследователей, но ему сразу придумали объяснение: это якобы Анхесенамон, сестра и одновременно жена Тутанхамона, т.е. царица-мать. Однако тому, что на женском саркофаге №1 отсутствовали символы принадлежности к царскому Дому, объяснения не нашлось. Как мы теперь понимаем, этот феномен находится в тесной связи с указанными ранее уникальными особенностями условного Тутанхамона: его мумия также имела не царское происхождение, соответственно царская символика, обнаруженная в ГТ, относилась не к фараону, а богине-матери.

Говоря о KV63, как о тайнике, в котором сохранились остатки бальзамирования Тутанхамона, учёные забывают, с чего началась эпопея с поисками Тутанхамона. Говард Картер подробно рассказывает об этом:

"Незадолго до окончания своих работ в Долине он [Теодор Дэвис - авт.] обнаружил в тайнике под скалой фаянсовый кубок, на котором было начертано имя Тутанхамона. Неподалёку от этого места он наткнулся на небольшое шахтовое погребение, где оказалась безымянная алебастровая статуэтка, ... а также сломанная деревянная шкатулка, в которой лежали обломки золотой пластинки с изображением и именами фараона Тутанхамона и его жены. На основании этих кусочков золотой пластинки Дэвис объявил, что им обнаружено погребение Тутанхамона . ... Немного восточнее этой могилы в первые годы своей работы Девис нашёл в неправильном по форме углублении, вырубленном в скале, склад запечатанных глиняных сосудов с иератическими надписями на плечиках. Когда их содержимое было наскоро осмотрено, оказалось, что оно в основном состоит из черепков посуды, полосок льняной ткани и прочих отбросов. ... Здесь были глиняные печати, некоторые с именем Тутанхамона, а другие - оттисками печати царского некрополя; обломки глиняных ваз с великолепной росписью; льняные головные повязки, на одной из которых начертана наиболее поздняя из известных дат правления Тутанхамона; цветочный венок из тех, что плакальщики надевали себе на шею во время похорон, и масса других самых разнообразных предметов. Все эти предметы, по-видимому, остались от похорон Тутанхамона: когда погребальная церемония окончилась, их собрали, уложили в сосуды и спрятали. " (выделено мной).

Из тайника, найденного Дэвисом.

Таким образом, тайник с предметами, оставшимися после похорон Тутанхамона, был найден Теодором Дэвисом ещё в начале 20-го века, следовательно KV63, обнаруженная спустя 100 лет, не может считаться хранилищем погребальной утвари Тутанхамона - там, очевидно, изготавливалась мумия, которую Картер выдал за царскую мумию Тутанхамона, сделав из неё самого знаменитого фараона.

К интересным особенностям KV63 можно отнести находившийся там 42-сантиметровый саркофаг из красного золота (золота с большим содержанием меди - свыше 50%):

Скрещённые на груди руки говорят о царском происхождении девочки-младенца, которой, тем не менее, внутри не оказалось. Очевидно, она была положена в ГТ и названа дочерью Тутанхамона.

(всего их было две).

Заключение

Если подсчитать, сколько раз в данной работе употреблялись слова "уникальный", "беспрецедентный" и "аномальный", то можно сделать вывод, что гробница Тутанхамона - это одно сплошное недоразумение. В действительности они являются эвфемизмами, прикрывающими сфальсифицированную Говардом Картером гробницу в Долине царей. Единственная его палочка-выручалочка, оказывающая на учёных гипнотическое действие - Тутанхамона хоронили в спешке - придумана им самим. Картер, безусловно, не мог действовать в одиночку - свой преступный промысел он вершил под эгидой египетских властей, у которых на волне повышенного интереса к Египту в мире разгорелся аппетит. Им удалось сотворить яркое, кричащее пошлостью шоу, привлекающее миллионы невзыскательных обывателей магическим сиянием золота и блеском драгоценных камней.

Но рано или поздно кто-то должен назвать вещи своими именами, ибо все перечисленные несуразности ГТ есть ничто иное, как доказательство самой грандиозной фальсификации за всю историю человечества.

По общему обычаю в древности покойному клали в могилу все, что считалось наиболее ценным для него в жизни: царям и вельможам — знаки их достоинства, воину — его оружие и т. д. Но все они «забирали» с собой почти все собранное в жизни золото и другие предметы, не поддающиеся гниению.

Были такие цари и правители, которые уносили с собой в гробницы всю государственную казну, и народ, оплакивая царя, оплакивал и потерю всего своего достояния. Так что древние гробницы были сокровищницами, скрывавшими несметные богатства. Чтобы защитить их от расхищения, строители сооружали недоступные для посторонних входы; устраивали двери с таинственными запорами, которые закрывались и открывались с помощью магического талисмана.

Как ни старались фараоны уберечь свои гробницы от разграбления, как ни изощрялись в попытках противостоять всеразрушающему времени, все их усилия оказались тщетными. Гений их зодчих не мог победить злую волю человека, его жадность и равнодушие к древним цивилизациям. Бесчисленные сокровища, которыми снабжали в загробный мир усопших владык, членов их семей и важных сановников, издавна привлекали к себе алчных грабителей. Против них не помогали ни страшные заклятья, ни тщательная охрана, ни хитроумные уловки архитекторов (замаскированные ловушки, замурованные камеры, ложные ходы, потайные лестницы и т. д.). Благодаря счастливому стечению обстоятельств только гробница фараона Тутанхамона осталась единственной, сохранившейся почти в полной неприкосновенности, хотя и она в древности дважды подвергалась разграблению. Открытие ее связано с именами английского лорда Карнарвона и археолога Говарда Картера.

Лорд Карнарвон, наследник огромного состояния, был к тому же и одним из первых автомобилистов. В одной из автокатастроф он едва уцелел, и с тех пор мечты о спорте пришлось оставить. Для укрепления здоровья скучающий лорд побывал в Египте и заинтересовался великим прошлым этой страны. Для собственного развлечения он решил и сам заняться раскопками, но его самостоятельные попытки на этом поприще оказались безуспешными. Одних только денег для этого было мало, а знаний и опыта у лорда Карнарвона не хватало. И тогда ему посоветовали обратиться за помощью к археологу Говарду Картеру.

В 1914 году лорд Карнарвон увидел на одном из фаянсовых кубков, найденных при раскопках в Долине царей, имя Тутанхамона. То же самое имя встретилось ему и на золотой пластинке из маленького тайника. Эти находки побудили лорда выхлопотать у египетского правительства разрешение на поиски гробницы фараона. Эти же вещественные доказательства поддерживали и Г. Картера, когда его охватывало уныние от длительных, но безуспешных поисков.

Гробницу фараона Тутанхамона археологи искали долгих 7 лет, но в конце концов им улыбнулось счастье. Сенсационная новость облетела мир в начале 1923 года. В те дни в небольшой и обычно тихий городок Луксор устремились толпы репортеров, фотографов и радиокомментаторов. Из Долины царей ежечасно неслись по телефону и телеграфу сводки, сообщения, заметки, очерки, репортажи, отчеты, статьи…

Больше 80 дней добирались археологи до золотого гроба Тутанхамона — через 4 наружных ковчега, каменный саркофаг и 3 внутренних гроба, пока наконец не увидели того, кто долгое время был для историков лишь призрачным именем. Но сначала археологи и рабочие обнаружили ступеньки, которые уводили в глубь скалы и заканчивались у замурованного входа. Когда вход освободили, за ним оказался понижающийся коридор, засыпанный обломками известняка, а в конце коридора — другой вход, который тоже был замурован. Этот вход вел в переднюю камеру с боковой кладовой, погребальную камеру и сокровищницу.

Проделав в кладке дыру, Г. Картер просунул туда руку со свечой и прильнул к отверстию. «Сначала я ничего не увидел, — писал он потом в своей книге. — Теплый воздух устремился из камеры наружу, и пламя свечи замигало. Но постепенно, когда глаза освоились с полумраком, детали комнаты начали медленно выплывать из темноты. Здесь были странные фигуры зверей, статуи и золото — всюду мерцало золото».

Гробница Тутанхамона действительно была одной из самых богатых. Когда лорд Карнарвон и Г. Картер вошли в первую комнату, их ошеломило количество и разнообразие наполнявших ее предметов. Здесь были обитые золотом колесницы, луки, колчаны со стрелами и перчатки для стрельбы; кровати, тоже обитые золотом; кресла, покрытые мельчайшими вставками из слоновой кости, золота, серебра и самоцветов; великолепные каменные сосуды, богато декорированные ларцы с одеждой и украшениями. Были также ящики с пищей и сосуды с давно высохшим вином. За первой комнатой последовали другие, и обнаруженное в гробнице Тутанхамона превзошло самые смелые ожидания участников экспедиции.

То, что гробница вообще была обнаружена, уже само по себе было ни с чем не сравнимой удачей. Но судьба улыбнулась Г. Картеру еще раз, и в те дни он писал: «Мы увидели то, чего не был удостоен ни один человек нашего времени». Только из передней камеры гробницы английская экспедиция вывезла 34 контейнера, полных бесценных украшений, золота, драгоценных камней и великолепных произведений древнеегипетского искусства. А когда члены экспедиции проникли в погребальные покои фараона, то нашли здесь деревянный позолоченный ковчег, в нем другой — дубовый ковчег, во втором — третий позолоченный ковчег, а затем и четвертый. В последнем находился саркофаг из цельного куска редчайшего кристаллического кварцита, а в нем еще два саркофага.

Северная стена зала саркофагов в гробнице Тутанхамона расписана тремя сценами. Справа изображено отверзание уст мумии фараона его преемником Эйе. До момента отверзания уст умерший фараон изображался в виде мумии, а после этого обряда он уже представал в своем обычном земном образе. Центральную часть росписи занимает сцена встречи ожившего фараона с богиней Нут: Тутанхамон изображен в одеянии и головном уборе земного царя, в руках у него булава и посох. В последней сцене фараона обнимает Осирис, за Тутанхамоном стоит его «ка».

Как отмечалось в предыдущих главах, древние египтяне верили в существование у человека нескольких душ. Тутанхамон имел две статуи «ка», которые во время траурной процессии несли в почетном ряду. В погребальных покоях фараона эти статуи встали по сторонам запечатанной двери, ведущей к золотому саркофагу. У «ка» Тутанхамона юношески красивое лицо с широко расставленными глазами, глядящими с бесстрастной неподвижностью смерти. Древние скульпторы и художники много раз повторили его на ларях, сундуках и ковчегах. Размеры статуи духа-двойника помогли ученым установить рост самого фараона, так как по погребальной традиции древних египтян эти размеры соответствовали росту умершего.

«Ба» Тутанхамона охраняла деревянную скульптуру, изображавшую фараона на погребальном ложе, а с другой стороны священную мумию осенял своим крылом сокол. На фигурке Тутанхамона археологи увидели вырезанные слова, с которыми фараон обратился к богине неба: «Снизойди, матерь Нут, склонись надо мной и преврати меня в одну из бессмертных звезд, которые все в тебе!» Эта скульптурка была в числе тех жертвоприношений, которые придворные преподнесли уже мертвому фараону как обещание служить ему и в загробной жизни.

Чтобы добраться до священной мумии фараона, археологам пришлось открыть несколько саркофагов. «Мумия лежала в гробу, — пишет Г. Картер, — к которому она плотно приклеилась, так как, опустив в гроб, ее залили ароматическими маслами. Голову и плечи, вплоть до грудной клетки, покрывала прекрасная золотая маска, воспроизводящая черты царского лица, с головной повязкой и ожерельем. Ее невозможно было снять, так как она тоже приклеилась к гробу слоем смолы, который сгустился в твердую, как камень, массу».

Гроб, в котором лежала мумия Тутанхамона, изображенного в образе Осириса, целиком был сделан из массивного золотого листа толщиной от 2,5 до 3,5 миллиметра. По своей форме он повторял два предыдущих, но его декор был более сложным. Тело фараона защищали своими крыльями богини Исида и Нефтида; грудь и плечи — коршун и кобра (богини — покровительницы Севера и Юга). Эти статуэтки были наложены поверх гроба, причем каждое перышко коршуна было заполнено кусочками самоцветов или разноцветного стекла.

Лежащая в гробу мумия была завернута во множество пелен. На верхнюю из них были нашиты кисти рук, державшие плеть и жезл; под ними тоже было золотое изображение «ба» в виде птицы с человеческой головой. На местах перевязей находились продольные и поперечные полосы с текстами молитв. Когда Г. Картер развернул мумию, то нашел еще немало драгоценных украшений, опись которых делится у него на 101 группу. Так, например, на теле фараона ученые нашли два кинжала — бронзовый и серебряный. Рукоятка одного из них украшена золотой зернью и оправлена переплетающимися лентами из перегородчатой эмали. Внизу украшения заканчиваются цепочкой завитков из золотой проволоки и веревочным орнаментом. Клинок из закаленного золота имеет посередине два продольных желобка, увенчанных пальметкой, над которым узким фризом расположен геометрический узор.

Кованая маска, закрывавшая лицо Тутанхамона, была сделана из толстого листа золота и богато украшена: полосы платка, брови и веки — из темно-синего стекла, широкое ожерелье блистало многочисленными вставками из самоцветов. Трон фараона был сделан из дерева, обшитого листовым золотом и богато украшенного инкрустациями из разноцветного фаянса, самоцветов и стекла. Ножки трона в форме львиных лап увенчаны львиными головами из чеканного золота; ручки представляют собой крылатых, свившихся в кольцо змей, поддерживающих крыльями картуши фараона. Между подпорками за спинкой трона расположились шесть уреев в коронах и с солнечными дисками. Все они сделаны из позолоченного дерева и инкрустированы: головы уреев — из фиолетового фаянса, короны — из золота и серебра, а солнечные диски — из позолоченного дерева.

Сзади на спинке трона находится рельефное изображение папирусов и водяных птиц, спереди — единственное в своем роде инкрустированное изображение фараона и его жены. Утраченные золотые украшения, которые соединяли сидение с нижней рамой, представляли собой орнамент из лотоса и папируса, объединенный центральным изображением — иероглифом «сема», символизировавшим единение Верхнего и Нижнего Египта.

В Древнем Египте существовал и обычай украшать тела усопших венками из цветов. Венки, найденные в гробнице Тутанхамона, дошли до нас не в очень хорошем состоянии, а два-три цветка при первом же прикосновении вообще рассыпались в порошок. Листья тоже оказались очень ломкими, и ученые, прежде чем приступить к исследованиям, несколько часов держали их в тепловатой воде. Найденное на крышке третьего гроба ожерелье было составлено из листьев, цветов, ягод и плодов, различных растений, перемешанных с синими стеклянными бусами. Растения располагались девятью рядами, подвязанными к полукруглым полоскам, вырезанным из сердцевины папируса. В результате анализа цветов и плодов ученым удалось установить приблизительное время захоронения фараона Тутанхамона — случилось это между серединой марта и концом апреля. Именно тогда в Египте цвели васильки, созревали плоды мандрагоры и паслена, вплетенные в венок.

В великолепных сосудах из камня ученые нашли и душистые мази, которыми фараон должен был умащиваться в загробном мире, как он делал это при жизни. Духи эти и по прошествии 3000 лет издавали крепкий аромат…

Сейчас сокровища из гробницы Тутанхамона выставлены в Египетском музее в Каире и занимают там 10 залов, площадь которых равняется футбольному полю. По разрешению Египетской службы древностей были произведены исследования мумий знаменитых фараонов. При проведении работ была использована самая современная техника, к делу подключили судебных медиков и даже экспертов из Скотланд-Ярда, которые занялись рентгеновскими снимками черепа Тутанхамона и обнаружили на затылке следы глубокой раны. И английские сыщики пришли к выводу, что дело тут криминальное, и 3000 лет назад 18-летний правитель Египта стал жертвой дворцового переворота и погиб мгновенно от сильного удара.

Долина царей - некрополь в окрестностях древних Фив, неподалёку от современного Луксора. В течение 500 лет древние египтяне хоронили здесь своих владык. В настоящее время найдено более 60 гробниц фараонов, их детей и высокопоставленных сановников эпохи Нового царства (1150-1069 гг. до н. э.). Долина царей включает два ответвления – западное и восточное, в котором сосредоточено большинство захоронений.

В 1979 году Долина царей, являющаяся крупнейшим археологическим комплексом, была признана ЮНЕСКО объектом Всемирного исторического наследия.

Как появилась Долина царей

Грандиозные пирамиды эпохи Древнего царства и внушительные гробницы фараонов Среднего царства были разграблены ещё в древности. Памятуя о печальной участи усыпальниц своих предшественников, фараоны Нового царства стали строить свои гробницы в пустыне, в окружённой горами труднодоступной долине, вход в которую тщательно охранялся. Поминальные храмы, в которых воздавались почести усопшим, находились на почтительном расстоянии от мест захоронения.

Сами гробницы строились максимально незаметными и недоступными. Погребальные камеры располагались глубоко в толще камня, к ним вели узкие, иногда очень длинные и запутанные ходы, оборудованные разного рода ловушками. Входы в гробницы наглухо замуровывались и тщательно маскировались.

Усыпальницы Долины царей имели разное устройство. Некоторые из них представляли собой глубокие колодцы, входы в другие были устроены в скальных стенах ущелья, а сами погребальные камеры располагались значительно ниже уровня поверхности. Третьи гробницы имели строго горизонтальную ориентировку.

В более поздних захоронениях перед погребальной камерой располагался зал-вестибюль, а за залом саркофага устраивалась сокровищница. Сюда помещали всё, что могло понадобиться покойному в загробной жизни – мебель, предметы быта, одежды и драгоценности. В стенах погребальной камеры высекались глубокие ниши, где хранились канопы – сосуды для внутренностей фараона.

Помещения гробниц расписывались изображениями, рассказывавшими о жизненном пути и деяниях усопшего владыки. Зачастую эти фрески являются единственным источником, позволяющим определить, кому принадлежит гробница, поскольку практически все они разграблены ещё в древности.

Кто похоронен в Долине царей

Название некрополя – не просто фигура речи. Почти все усыпальницы принадлежат фараонам. Редкими исключениями являются гробницы детей монархов или высших сановников Египта, например, гробница Баи, главного советника женщины-фараона Таусерт. Цариц Египта, детей фараонов и представителей высшей знати хоронили обычно в Долине цариц, расположенной неподалёку.

Первым похороненным в Долине царей фараоном был Тутмос I (1502-1494 гг. до н. э.), выдающийся государственный деятель, искусный полководец, дошедший в своих походах до Евфрата. Его гробница представляет собой узкий глубокий колодец, оканчивающийся погребальной камерой.

Впоследствии структура усыпальниц значительно усложнилась. Так, гробницы Тутмоса III и Аменхотепа II представляют собой целый подземный комплекс, состоявший из зала-вестибюля, просторного колонного зала, погребального покоя и расположенной за ним сокровищницы. На стенах всех помещений сохранились великолепные фрески, в мельчайших подробностях описывающие повседневную жизнь фараонов.


На фото 3D модель подземных помещений Долины Царей

В Долине царей похоронены многие знаменитые владыки Древнего Египта – Сети I, Рамзес II, фараон-реформатор Эхнатон, царица Хатшепсут и другие. Но самой известной является открытая в 1922 году гробница Тутанхамона, единственная неразграбленная царская усыпальница некрополя.

Тутанхатон («угодный Атону») правил в 1332-1323 гг. до н. э. После того, как имя его отца Эхнатона было проклято жрецами, монарх стал именоваться Тутанхамоном («угодный Амону»). Инвентарь его гробницы даёт представление о том, что брали с собой фараоны в последний путь. В захоронении обнаружено около 5 тысяч предметов – кресла, светильники, одежда, письменные принадлежности, драгоценные украшения, светильники, оружие и даже позолоченная колесница.

Богатство находок дало историкам основание считать открытие гробницы Тутанхамона главной археологической находкой столетия. Можно только предполагать, что же взяли с собой в последний путь великие завоеватели Сети I или Рамзес II, если «посмертный багаж» даже столь незначительного владыки, как Тутанхамон, поражает своим великолепием.

Грабители царских могил

Фараоны Нового царства создали целую систему охраны некрополя. Вход в долину стерегли специальные подразделения, сам некрополь постоянно патрулировался.

Однако все предосторожности не смогли уберечь могилы от разграбления. Древние папирусы сообщают об ограблении усыпальниц в период правления ХХ династии, когда некрополь был ещё действующим. Более того, расхищение погребального инвентаря велось и на официальном уровне. В конце Нового царства сокровища, захороненные с первыми фараонами, тайно выносились из гробниц, переплавлялись и шли в казну для поддержки государственных финансов.

Грабители обычно уничтожали и сами мумии во избежание мести царственных покойников. В конце периода ХХ династии жрецы собрали уцелевшие саркофаги с мумиями и спрятали их в труднодоступных гробницах Аменхотепа II и верховного жреца Амона Пинеджема.

В период анархии, начавшейся в XI веке до н. э., практически все гробницы Долины царей были разграблены. Однако кое-что досталось и грабителям позднейшего времени. Гробница Пинеджема была обнаружена некими братьями Рассул в 1871 году. В течение 10 лет они распродавали найденные там предметы погребального инвентаря, пока их не выследила египетская Служба древностей, которой руководил один из корифеев египтологии Гастон Масперо.

Во избежание более сурового наказания, братья указали местоположение гробницы. Когда археологи подняли на поверхность её содержимое, они не поверили своим глазам. Но их поразила не роскошь найденных ценностей. В гробнице находились десятки мумий фараонов, в том числе Тутмоса III, Рамзеса II, Сети I, само существование которых ставилось под сомнение из-за масштабности деяний, приписанных этим персонажам древнеегипетской традицией. Находка братьев Рассул эти сомнения развеяла.

Сегодняшний день Долины царей

Научные изыскания в Долине царей активно ведутся и сейчас. Многие захоронения изучены не до конца. В некрополе работает специальная экспедиция, каждый год открывающая новые факты истории Египта.













Первое после 1922 года открытие новой гробницы в Долине царей состоялось в 2006 году. Захоронение оказалось нетронутым, однако это не царская усыпальница, инвентарь её крайне скуден. В 2008 году были обнаружены входы в две подземные катакомбы, заваленные камнями. Изучение их пока не началось.

Долина царей хранит ещё немало тайн. Наверняка и сейчас где-то в толще раскалённых утёсов в прохладной тьме своих усыпальниц фараоны и вельможи Египта ждут Суда Осириса.

Некрополь вызывает живейший интерес множества туристов. Обычно экскурсии сюда организуются в комплексе с посещением Карнака, Луксора и храма Хатшепсут Это делает Долину царей одним из самых посещаемых туристических объектов Египта. Здесь бывает до 9000 человек в день. И это неудивительно. Дыхание древности в скрытых под землёй царских гробницах, молчаливое общение с изображёнными на их стенах умершими тысячелетия назад людьми оставят незабываемые воспоминания.

Многие пугающие истории окружают гробницы фараонов, рассказывая о призраках и проклятиях, оберегающих покой умерших. Особенное таинство проклятие фараонов окружает древнеегипетские захоронения, когда души именитых королей уходили в царство мертвых в окружении богатых предметов.

С древних времен существует ритуал помогать душам умерших достигать царство мертвых в сопровождении оружия и сопутствующей человеку утвари. Конечно, большинство людей во все времена были погребены без сокровищ, уходя в другой мир в сопровождении хороших пожеланий лучшей жизни. Однако знатные особы отправлялись в царство мертвых в окружении золоченых предметов роскоши.

Хорошо известно, что гробницы фараонов, великих царей древнего Египта хранили большое количество драгоценных предметов, которые были необходимы умершему в загробной жизни. Это огромная, бесценная и привлекательная во все времена истории сокровищница драгоценностей, поэтому на гробницу фараона было принято накладывать магическое заклинание — проклятие, несущее смерть грабителям.

Но даже жуткие проклятия не останавливали охотников за богатством, лежащим в гробницах. И те люди кто случайно или специально ища сокровища находил их и не подумал об опасной энергетике проклятия обязательно настигался магической силой.

Тайна наложенных проклятий это нечто чрезвычайно опасное, приходящее к нам из мира «паранормального», но лежащее на силе охранных заклинаний. Говорят, что умирающий человек имеет необычайное мощное энергетическое влияние в своих последних словах, сказанных перед уходом в царство мертвых. И если последними были слова проклятия, например, наложенные на спрятанное сокровище, то они работают как магическое охранное заклинание.

В это можно не верить или осмеивать, но слова магических сообщений могут убить всякого, кто обнаружит спрятанное, к примеру или богатство в гробницах фараонов. Шутить с подобными вещами, значит подвергать себя опасному воздействию наложенного проклятия, и в том числе на потомство.

Да, это нечто из области волшебного или сказочного мира магии, неподдающемуся научному объяснению. Но это действительно работающие механизмы не только в мире фэнтези где магия один из аспектов измерения, но и в нашей реальности.

К месту будет напомнить случай, когда археологом было найдено захоронение одного из правителей Древнего Египта и ровно через три дня исследователь вместе с его командой скончались от неизвестного грибка.

Гробницы фараонов Древнего Египта лучше не тревожить, поскольку это может повлечь за собой опасные последствия, говорят практики странного учения — парапсихологии. В этих местах специально накладывались охранные заклинания – проклятия.

Большинство захоронений остаются не тронутыми, но проворность ученных может нарушить баланс энергии, которая сдерживает силу большинства магических заклинаний. Но когда число раскопок достигнет максимума, мировая защитная энергия не сможет удержать весь негатив проклятий и на мир обрушится хаос. – Подобные заявления странно слышать в наше время и в нашем мире технологий. В то же время мы можем не знать тот мир прошлого, где люди жили в большей гармонии с силами природы.

ГРОБНИЦА ТУТАНХАМОНА, ПРОКЛЯТИЕ ФАРАОНА.

Тутанхамон открывается в истории одним из видных фараонов Древнего Египта. Ходило множество слухов, что он владел силами черной и белой магией. Его любили, почитали и хвалили любое принятое им решение, но в тот же момент опасались прямого взгляда. Многие люди могли сочинять целые книги по магической силе фараона.

Во время раскопок, в одной из надписей в пирамиде археологи обнаружили невероятный факт. Пойманного на краже приводили к Тутанхамону, который пристально смотрел на вора, после чего человека отпускали. Страшное происходило утром следующего дня:

у вора чернели пальцы, руки терзала ужасная боль. Вор молил о том, чтоб ему отрубили руки. Это самый пугающий факт из жизни Нового царства, и признание силы магических способностей человека. Надпись об изумительных умениях фараона обнаружили 23 марта 1920 года.

Это было удивительное время, когда научный мир ожидал открытия гробницы Тутанхамона. Но лучше бы этого не делали, скажут вскоре после проникновения все семьи группы археологов. В июле 1921 года любитель приключений и собиратель древностей Джордж Карнарвон решается организовать исследовательскую экспедицию в Долину царей, где до сих пор не было ни одного археолога.

Исследователь был уверен, что найдет древнего фараона и самого молодого правителя Нового царства — Тутанхамона. Лорд Карнарвон на протяжении всей своей жизни был увлечен историей Древнего Египта и был абсолютно убежден в месте захоронения Тутанхамона. Вся университетская группа археологов, выслушав предположение Карнарвона решается отправиться на поиски гробницы фараона.

В 1922 году экспедиция англичан — археолога и египтолога Говарда Картера и лорда Карнарвона приближается к отказу от замысла, поскольку дорога, питание, а также инструменты для раскопок требовали хорошего финансирования. Вскоре СМИ узнав о данном решении Карнарвона начинают интересоваться исследовательской работой и освещать идеи экспедиции.

Лорд Карнарвон как вдохновитель идеи тут же воспользовался популярностью, описав потенциальные находки, который можно обнаружить в древнем захоронении. Группе археологов предстоит найти всевозможные тайны, которые храниться в могильном комплексе на протяжении целых веков. Однако для того, чтобы открытие тайны древнеегипетской культуры состоялось, необходимо собрать средства для экспедиции.

Слова исследователя дошли до американского министра, который распоряжается выделить из казны нужное количество средств для совершения археологического похода. Итак, средства получены, группа собрана, и в июле 1923 году в июле команда исследователь отправляется в Египет.

ДОЛИНА ЦАРЕЙ – ВЫПУЩЕННОЕ ПРОКЛЯТИЕ ФАРАОНА.

На протяжении месяца активные раскопки, весь мир читает газеты в ожидании чуда. 17 июля 1923-года группа археологов входит в склеп молодого фараона. По их словам, они были поражены количеству сокровищ, которые долгие тысячелетия оберегали покой гробницы Тутанхамона. Кинокамеры вели запись действительно исторического момента: люди приблизились к тайне склепа Тутанхамона.

Обитель была украшена драгоценными камнями и чистым золотом. Лорд Карнарвон подошел к склепу и увидел короткую запись, которую зная древних египтян мужчина прочел … на крышке гроба было написано:

Кто побеспокоит сон великого фараона, будет проклят, и весь его род будет страдать. Несчастье, беды, внезапная смерть, настигнут человека обеспокоившего Тутанхамона.

Теперь невозможно сказать, какие впечатления произвели слова проклятия, но наверняка это было пугающим сообщением. Тем временем гроб фараона с легкостью открылся, выпустив облако древней пыли. Вся группа археологов закашлялась, вдохнув воздух и пыль из древнего мира.

На следующий день умер один из участников экспедиции. По многим сведениям, причиной его смерти стал мутировавший со временем грибок, за многие поколения ставший смертельно ядовитым. Через неделю, когда вся группа вернулась домой, скончался еще один участник экспедиции. Спустя месяц из 12 человек в живых остался только лорд Карнарвон, одолеваемый ужасными болями в груди.

В последнем интервью он сообщил, что во всем виноват сам, поскольку нужно было слушать и почитать надпись на гробе Тутанхамона. «Теперь я должен поплатиться за то, что нарушил покой фараона, платой будет моя смерть» … спустя 3 дня Джордж Карнарвон скончался. Возможно, это не проклятие фараона, а всего лишь халатность при работе в потенциально агрессивных средах, но это так похоже на магическое влияние.

Древний Египет – великая цивилизация прошлого, чьи неразгаданные тайны терпеливо ожидают своего часа, а секреты знаменитых фараонов, их храмов и гробниц манят археологов всего мира, привлекая на берега Нила в надежде на новые открытия. С древних времен, египтяне верили в переход души в загробную жизнь при условии сохранения телесной оболочки неповрежденной. В Древнем Египте появилась традиция возведения величественных гробниц – домов для умерших царей и цариц. Одними из ярких примеров таких захоронений являются гробницы некрополей в Долине Царей и Долине Цариц, расположенные в окрестностях древней столицы страны - Фив, что поблизости к современному Луксору. Давайте расскажем о каждой из этих долин по отдельности.

Отдаленная и бесплодная местность неподалеку от реки Нил, стала некрополем для погребения египетских фараонов «Нового царства». В этой долине расположено, более чем шестьдесят гробниц фараонов, сделанных в течении пятисот лет, с шестнадцатого по одиннадцатый века до нашей эры. Все началось с пожелания фараона Тутмоса Первого о тайном захоронении его тела, так как он знал о разграблениях других королевских усыпальниц и хотел избежать подобной участи. Он приказал отыскать для своего захоронения тайное место, которое имело бы скрытый вход от посторонних глаз. Его захоронение, в отличие от пышных традиционных царских погребений, было выполнено в форме колодца, в совершенно пустынном ущелье, названном «Долина Царей». С тех пор, появилась новая традиция оформления могил правителей – их вырезали в скальной породе, входом являлся длинный наклонный туннель, уходящий глубоко в недра скалы, снаружи тщательно замаскированный. Стены украшали яркими и красочными резными барельефами, рассказывающими о славной жизни и о многочисленных подвигах покойного.

Нужно отметить, что фараон Тутмос I, не зря беспокоился о целостности своей гробницы и ее расхищения нечистыми на руку людьми, мечтающими в один день сказочно разбогатеть: подобные воры, захватив драгоценности, во избежание кары за свои проступки, сжигали останки мумий, что навсегда лишало усопшего возможности перехода души к новой загробной жизни. Новый тайный способ захоронений оказался малоэффективным, так как множество гробниц фараонов все равно были разграблены, хотя, некоторые из них смогли сохранить египетские жрецы, успевшие перепрятать мумии царей и их сокровища, в новые тайники. Большинство таких захоронений фараонов были перенесены в местность около Дейр- эль- Бахри. Не были ограблены лишь гробницы фараонов Юйи и Туйи.

Самая знаменитая из всех гробниц в «Долине царей» в Фивах, обнаруженная в 1922 году Говардом Картером - ученым-археологом из Англии. Эта гробница, в свое время, тоже была частично разграблена, но жрецам удалось спасти многие ее сокровища и останки Тутанхамона.

Богатство и многочисленность сокровищ гробницы Тутанхамона потрясли мировое сообщество, ведь большая часть предметов состояла из золота, в том числе и роскошный гроб фараона. А вот сама гробница выглядела довольно скромно, в результате чего, ученые сделали вывод, что ее строили наспех, потому что молодой фараон умер внезапно. Кстати, в 2006 году, американскими археологами была обнаружена гробница эпохи восемнадцатой династии фараонов, расположенная около склепа фараона Тутанхамона. Тут нашли пять мумий, лежавших в саркофагах, на лице которых находились нетронутые погребальные маски, а вокруг стояли двадцать ларцов с деньгами и печатью фараона.

Стоит упомянуть о величии и поразительной красоте гробницы фараона Сети I, о ее искусно выполненных барельефах, прекрасных золотых росписях и изумительной погребальной камере, оформленной потолком - «звездное небо». Эта гробница имеет невероятно сложную конструкцию и подразделяется на множество залов, лестниц, галерей. А вот мумии фараона в гробнице обнаружено не было, ее перенесли в тайное место, чтобы уберечь от вандалов.

– это огромный подземный комплекс, включающий несколько помещений: огромный зал-вестибюль, большой колонный зал, погребальные покои, сокровищницу. Стены всех помещений украшены изумительными фресками, где можно в подробностях почерпнуть сведения об обыденной жизни фараонов Египта. Вход в гробницу Тутмоса III находится на тридцатиметровой высоте, к нему приходится подниматься вверх по лестнице, потом снова спускаться вниз, но даже это препятствие не спасло гробницу от разграбления вандалами и от былой обстановки тут остался лишь саркофаг фараона и стены, расписанные эпизодами из египетской «Книги мертвых» - главного «путеводителя» по загробной жизни в Древнем Египте.

В «Долине Царей» в Фивах похоронен и фараон Аменхотеп II, чья гробница была разграблена во времена фараонов. Стены огромного зала, своды которого поддерживают шесть колонн, украшает текст и иллюстрации эпизодов «Книги мертвых». Ученые обнаружили здесь девять саркофагов, где находились мумии фараонов. Сам фараон был похоронен с цветочной гирляндой на шее и букетом мимозы на сердце.

С 1979 года египетская достопримечательность «Долина Царей» - крупнейший археологический комплекс страны, признана организацией ЮНЕСКО – «Объектом Всемирного исторического наследия».

Располагается в Фиванской долине, юго-западнее «Долины Царей». Этот некрополь появился во времена правления фараона Рамзеса I, примерно в 1300 году до нашей эры. Здесь начали возводить склепы для женщин царской половины династии и их детей, но некоторых цариц продолжали хоронить вместе с мужьями-фараонами. На сегодняшний день в «Долине Цариц» найдено семьдесят девять гробниц и помещений культового назначения, в том числе комнат для мумифицирования тел усопших. Некрополь царских жен и детей изучен не так хорошо, как «Долина Царей». К сожалению, тут не сохранилось нетронутых гробницы, потому что эти захоронения не пытались тщательно прятать, как могилы фараонов. Тут отсутствовали ложные ходы, коварные ловушки, лабиринты, поэтому все захоронения «Долины Цариц» ограбили еще в древности. Долгие века в этих усыпальницах ночевали грабители караванов, укрывались от непогоды местные пастухи, в некоторых гробницах даже устраивали загоны для скота. Древние помещения некрополя до сих пор хранят на стенах и потолках следы копоти от горевших внутри костров. Тем не менее, это не может скрыть великолепие старинных фресок и росписей, и многие из них сохранились в отличном виде. Сами древние египтяне часто называли этот царский некрополь – «Та-Сет-Неферов» или «Пристанище красоты».

В «Долине Цариц» находятся захоронения супруг фараонов, их отпрыски, некоторые высокопоставленные сановники Древнего Египта. Но их усыпальницы – это гробницы, вырубленные в скальных породах, в большинстве своем, довольно скромные и небольшие. Гробница включает небольшую прихожую на уровне поверхности, узкий наклонный ход, ведущий в погребальную камеру. Сейчас не распознана и половина гробниц «Долины Цариц». Посетить туристам можно лишь несколько из них.

Самое впечатляющее захоронение принадлежит царице Нефертари - любимой супруги фараона Рамзеса Второго. Оно устроено сложней прочих гробниц «Долины Цариц» и включает семь залов. Прекрасные фрески, покрывающие стены гробницы, заставили говорить о ней, как о «Сикстинской капелле Древнего Египта». Стены гробницы украшены изображениями самой царицы в разные моменты ее жизни, но всегда в окружении египетских богов. Погребальная камера Нефертари имеет четыре колонны, и все здесь расписано сюжетами «Книги мертвых». Несколько лет назад тут провели реставрацию и строго ограничили доступ посетителей. Яркие настенные фрески, по сей день выглядят свежими и яркими. Изображения исполнены согласно древней традиции Египта: все портреты написаны в профиль. Над мощным гранитным саркофагом царицы, находится роспись «звездное небо». На поверхностях стен лестницы, коридора тоже находятся росписи со сценами «Книги мертвых», начертаны сакральные тексты, советы, заклинания, чтобы усопший смог быстро попасть в царство Осириса. Здесь часто встречаются изображения богов Осириса и Анубиса, сопровождавших души умерших в путешествии по чертогам загробного мира. Усыпальницу Нефертари обнаружили в 1904 году, под руководством Эрнесто Скиапарелли - директора «Египетского музея» итальянского города Турина. Росписи гробницы стали важным историческим источником, который может рассказать о мироощущениях и познаниях древних египтян о загробной жизни. Кстати, на стенах этой гробницы вырезано собственное стихотворение фараона Рамзеса II к любимой, но рано его покинувшей жене, трогающее до глубины души: «Любовь моя единственная! Никто ей не соперник, она – красивейшая из живших на земле женщин, за мгновение укравшая мое сердце!»

– славится очень колоритными и красочными росписями. Стены погребальной камеры украшены изображениями египетской богини Хатор – в обличье коровы на фоне гор, и она же, но уже в человеческом облике, оживляющая царицу Тити в водах Нила. Могилу украшают изображения самой царицы двадцатой династии Древнего Египта, а также изображения божественных представителей, самых распространенных в то время религиозных культов: Тот, Атум, Исида, Нефтида, Нейт, Осирис, Селкуит.

– это сын фараона Рамзеса II, умерший в десятилетнем возрасте. На изображениях, покрывающих стены захоронения, он находится со своим отцом и богами Тотом, Птахом, а также Анубисом – охранником потустороннего мира, богом с головой шакала. В его же захоронении нашли мумию нерожденного пятимесячного ребенка: у матери царевича случился выкидыш, когда она услышала о смерти их с Рамзесом сына-наследника.

– загадочная и таинственная страна Африки, привлекающая людей своими грандиозными архитектурными сооружениями и гигантскими некрополями. Особенно интересными с этой точки зрения для туристов являются «Долина Царей» и «Долина Цариц», расположенные рядом с современным городом Луксор.