Сокровища гробницы Тутанхамона


Тутанхамон (Тутанхатон) - фараон Древнего Египта, правивший приблизительно в 1333 - 1323 годах до н. э., из XVIII династии, муж одной из дочерей Эхнатона - знаменитого фараона-реформатора.

Кто были его родители, точно не установлено, но скорее всего он был внуком Аменхотепа III. Его право на трон определялось его женитьбой на Анхесенпаатон (позже носившей имя Анхесенамон), дочери Эхнатона и Нефертити. К моменту смерти Эхнатона Тутанхамону было всего девять лет, поэтому он находился под сильным влиянием престарелого «Отца Бога» – Эйе, который сделался его соправителем, пережил его и стал преемником на троне. Мало известный как фараон, Тутанхамон стал знаменит благодаря сенсационному открытию в 1922 его почти не потревоженной гробницы. В ней обнаружены тысячи различных предметов, включая позолоченную колесницу, сиденья, ложа, светильники, драгоценные украшения, одежду, письменные принадлежности и даже пучок волоc его бабки. Это открытие дало миру наиболее полное представление о великолепии древнеегипетского двора.

В правление Тутанхамона Египет постепенно восстанавливал свое международное влияние, пошатнувшееся в период правления фараона-реформатора. Благодаря полководцу Хоремхебу, который позже стал последним фараоном XVIII династии, Тутанхамон укрепил позиции Египта в Эфиопиии и Сирии. Его могло ожидать блистательное будущее, но он неожиданно умер, не оставив после себя наследника-сына.

Из-за внезапной смерти фараону не успели подготовить достойную гробницу, и поэтому Тутанхамон был похоронен в скромном склепе, вход в который со временем оказался скрыт под хижинами египетских рабочих, сооружавших поблизости гробницу для фараона XX династии Рамсеса VI (ум. 1137 до н. э.). Именно благодаря этому обстоятельству гробница Тутанхамона оказалась забыта и простояла нетронутой более трех тысяч лет, пока в 1922 году ее не обнаружила британская археологическая экспедиция во главе с Говардом Картером и лордом Корнарвоном - богатейшим английским аристократом, финансировавшим раскопки.

Гробница Тутанхамона стала одним из величайших археологических открытий 20 века. Восемнадцатилетний фараон был похоронен с фантастической роскошью: только на его спеленутой мумии размещалось 143 золотых предмета, сама же мумия хранилась в трех вставленных друг в друга саркофагах, последний из которых, длиной 1,85 м, был сделан из чистого золота. Кроме того, в гробнице были найдены царский трон, украшенный рельефными изображениями, статуэтки царя и его супруги, множество ритуальных сосудов, драгоценности, оружие, одежда и, наконец, великолепная золотая погребальная маска Тутанхамона, точно передающая черты лица молодого фараона.

При всей масштабности этой находки, ценность такого открытия, конечно, далеко превышает ценность найденного в гробнице золота: благодаря раскопкам Картера мы получили возможность убедиться в великолепии и сложности древнеегипетского погребального обряда, существенно пополнились наши представления о египетском заупокойном ритуале и масштабе государственного культа фараона. Благодаря сделанным находкам можно судить и о фантастическом уровне художественного ремесла, достигнутом в Египте.

Гробница

Гробница Тутанхамона расположена в Долине Царей, и это единственная почти не разграбленная гробница, дошедшая до учёных в первозданном виде, хотя её и вскрывали дважды гробничные воры. Она была обнаружена в 1922 году двумя англичанами - египтологом Говардом Картером (Howard Carter) и археологом-любителем лордом Карнарвоном. В гробнице сохранились многочисленные украшения, а также украшенный бирюзой саркофаг массой 110,4 кг из чистого золота с мумифицированным телом фараона.

В глазах историков Тутанхамон оставался малоизвестным второстепенным фараоном вплоть до начала XX века. Более того, даже высказывались сомнения в реальности его существования. Поэтому открытие гробницы Тутанхамона рассматривается в качестве величайшего события за всю историю археологии. Тем не менее, правление Тутанхамона действительно не отличилось ничем значительным, помимо отказа от атонизма. Говарду Картеру принадлежат следующие слова о молодом фараоне: «При нынешнем состоянии наших знаний мы можем с уверенностью сказать только одно: единственным примечательным событием его жизни было то, что он умер и был похоронен».

4 ноября 1922 был расчищен вход в гробницу, причём печати на дверях оказались нетронутыми, что вселяло серьёзные надежды на возможность совершения крупнейшего археологического открытия века. У входа в гробницу Рамсеса VI (строители усыпальницы этого Рамессида, видимо, засыпали путь в гробницу Тутанхамона, что объясняет её относительную сохранность) 26 ноября 1922 Картер и Карнарвон стали первыми за три тысячелетия людьми, спустившимися в гробницу (грабители, которые могли побывать в гробнице, очевидно, спускались в неё ещё во времена XX династии). После длительных раскопок 16 февраля 1923 Картер, наконец, спустился в погребальную камеру гробницы («Золотой чертог»), где находился сам саркофаг фараона. Среди утвари и прочих предметов, погребённых с фараоном, было обнаружено множество образцов искусства, носящих печать влияния искусства Амарнского периода. Владелец обнаруженных сокровищ, тогда ещё практически неизвестный юный правитель Египта, сразу же превратился в объект повышенного внимания, а феноменальное открытие не только сделало его имя общеизвестным, но и вызвало очередной всплеск обновлённого интереса ко всем следам египетской цивилизации в современном мире.

В своём недавнем пресс-релизе Захи Хавасс сообщил о том, что гробницу Тутанхамона в ближайшем времени закроют на реставрационные работы. Верховный совет по древностям совместно с институтом консервации Гетти - Getty Conservation Institute (GCI) осуществят проект по консервации гробницы. Проект планируется осуществить в пятилетний срок.

На стенах гробницы были замечены коричневые пятна, причина которых пока не выяснена, но ясно, что продолжение этого процесса может навсегда уничтожить уникальный памятник Древнего Египта.

Легенда о «проклятии фараона»

Лорд Джордж Карнарвон, финансировавший раскопки, умер 5 апреля 1923 в каирской гостинице «Континенталь» от воспаления лёгких, однако практически сразу возникли мистификации вокруг его смерти (говорилось даже о «заражении крови вследствие ранения бритвой» или «таинственного укуса москита»). В последующие годы пресса подогревала слухи о «проклятии фараонов», якобы приведшего к гибели первооткрывателей гробницы, насчитывая до 22 «жертв проклятия», 13 из которых непосредственно присутствовали при вскрытии гробницы. В их числе упоминались и такие крупные специалисты, как крупнейший американский египтолог профессор Джеймс Генри Брэстед, автор грамматики египетского языка сэр Алан Хендерсон Гардинер, профессор Норман де Гаррис Дэйвис.

Однако факты свидетельствуют о том, что доказательства «проклятия» были подогнаны для достижения газетной сенсации: абсолютное большинство участников экспедиции Картера достигли преклонного возраста, а средняя продолжительность их жизни составляет 74,4 года. Так, Дж. Г. Брэстеду было уже 70 лет, Н. Г. Дэйвису - 71, а А. Гардинеру - 84 года. Говард Картер, непосредственно руководивший всеми работами в гробнице, казалось бы, должен был пасть первой жертвой «проклятия фараона», однако он умер последним - в 1939 году в возрасте 66 лет. Одна из популярных теорий, пытающихся проанализировать гибель участников экспедиции, связывает её с грибком или другим микроорганизмом, находившимся в усыпальнице, что объясняет, в частности, тот факт, что первым умер астматик лорд Карнарвон.


Голова Тутанхамона. Необычная и привлекательная, настоящий шедевр, голова была найдена Говардом Картером во входной галерее гробницы. Она вырезана из дерева и раскрашена. На ней молодой фараон изображен как бы возникающим из цветка лотоса, подобно солнечному богу.

12 золотых сосудов, в которые были помещены внутренности фараона


Манекен Тутанхамона. Уникальный экспонат, вырезанный из дерева,загрунтованный и раскрашенный.

Большая статуя Тутанхамона. Эта окрашенная статуя из кварца изображает Тутанхамона. Несмотря на ее повреждения, лицо фараона сохраняет юное и безмятежное выражение.

Статуя Тутанхамона в натуральную величину.Она была одной из пары, которая когда-то обрамляла вход в погребальную комнату и действовала как страж гробницы и как Ка(дух)

Золотая статуя Тутанхамона, едущего на черном леопарде. Эта статуэтка - одна из пары, показывающей Тутанхамона на спине леопарда.

Ушебти из гробницы.Ушебти,или погребальные фигуры были предназначены, чтобы выполнить работу вместо покойного в загробной жизни. Они обычно делались из фаянса, дерева, или глиняной посуды и различались размерами.

Ушебти Тутанхамона в белой короне. Этот ушебти - один из 413, найденных в гробнице. Эта прекрасная статуэтка изображает фараона в Белой Короне Верхнего Египта. Вообще считается, что Белая Корона была сделана из серебра, в то время как Красная Корона Нижнего Египта - из окрашенной меди.

Ушебти Тутанхамона в нубийском парике.Все ушебти изображают молодого фараона, но отличаются по деталям, типа прически или головного убора.

Золотая статуэтка из гробницы Тутанхамона

Посмертная маска Тутанхамона из внутреннего гроба в его гробнице

Другой ракурс на знаменитую золотую маску, инкрустированную сердоликом, лазуритом и бирюзой

Алебастровый сосуд для благовоний в форме мифического льва

Браслет Тутанхамона с бусенками и скарабеями

Кулон с тронным именем Тутанхамона. Он украшен сложным способом: центральная часть кулона, представляющая имя короля,сделана из лазурита. Ниже - иероглифический знак "клюв", который напоминает корзину, инкрустированную синим стеклом; выше - солнечные и лунные диски, сделанные из электрума.

Перчатка Тутанхамона. Одна из двух, найденных в гробницы. Сделана из льна.

Серьга Тутанхамона

Модель пивоварни (из гробницы)

Золотая диадема
Эта золотая диадема была создана, чтобы придерживать парик фраона во время церемоний и защитить его лоб в будущей жизни. Диадема - шедевр ювелирного искусства, она украшена золотой перегородчатой эмалью, инкрустирована сердоликом и обрамлена инкрустациями из бирюзы, лазурита и синего стекла. В центре - божество Верхнего и Нижнего Египта богиня Нехбет.


Браслет со скарабеем
Золотой браслет состоит из двух полукругов. Центральная часть выполнена в виде скарабея из перегородчатой эмали, инкрустированного лазуритом. Скарабей, символ утреннего солнца, был самым популярным мотивом, используемым в драгоценностях. Сам браслет также инкрустирован сердоликом, ляпис-лазурью и цветным стеклом.

Игрушечная обезьянка
Из времен Амарны до нас дошло много деревянных и известняковых игрушек в виде фигурок обезьян или обезьянок на телегах, запряженных другими обезьянами. Особенно много было найдено их среди руин зданий и дворцов. Они демонстрирует нежность к животным у королевских детей Амарны: шести дочерей Эхнатона и одного сына, Тутанхамона. Одну из его игрушек ему и положили в гробницу.

Детский волчок
Волчок был одной из самых излюбленных игрушек египетских детей в древние и даже современные времена. Вот этот - деревянный, имеющий форму конуса, с украшенным навершием, один из прекрасных образцов детских волчков, найденных в гробнице.

Игрушечная птичка
Эта деревянная игрушка в форме птицы, возможно, запускалась в воздух, как современные бумажные самолетики. На теле птицы заметны отметины от частого употребления.

Зонтик Тутанхамона
Этот зонтик - доказательство творческого потенциала древнего египетского мастера и его изобретательности.

Средний из трех гробов Тутанхамона
Средний гроб из трех, которые были первоначально помещены один в другого. Он сделан из дерева, покрыт листовым золотом и инкрустирован полудрагоценными камнями и разноцветным стеклом. Гроб изображает мумифицированную фигуру Озириса, повелителя вечности.

Пектораль с изображением Восходящего Солнца
Это одна из самых прекрасных пекторалей, найденных в гробнице фараона. Большой скарабей из лазурита в центре, между двух урей(изображений королевских кобр). Скарабей, стоящий на солнечной лодке, держит диск сердолика, символизирующий восходящее солнце.

Сандалии из папируса
Эта пара сандалий - одна из ста пар, найденных в гробнице. В отличие от многих других, церемониальных, щедро украшенных, эти - совершенно простые, традиционные, слегка поношенные.

Богиня Менкарет, несущая статую Тутанхамона
Богиня изображена в позе, характерной для египетских женщин крестьянок, несущих кувшины с водой. На фараоне красная корона Нижнего Египта; он завернут в саван как мумия. Богиня носит длинный парик и плиссированную клетчатую юбку. Ее раздутый живот и низкие бедра демонстрируют натуралистический стиль, характерный для амарнского периода.

Меч Тутанхамона
Бронзовый меч, состоящий из трех частей. Первая часть - рукоятка. Вторая и третья части формируют лезвие. Вторая часть гравирована в виде цветка лотоса с длинным стеблем. Третья часть согнута. Форма этого меча является церемониальной.




Бумеранг Тутанхамона

Вышитые бисером сандалии Тутанхамона.Около сотни пар обуви были найдены в гробнице и лишь немногие из них фараон носил в своей жизни.

Обувь с золотыми бусинками.Пара сандалий, которая является одной из многих найденных в гробнице. Некоторыми из них фараон никогда не пользовался, но именно в этих он точно ходил

Пара золотых сандалий Тутанхамона

Говард Картер, обнаруживший гробницу в 1922, назвал этот тип браслета повязкой, потому что он составлен из ряда дискообразных бусинок, сделанных из золота, электрума и синего стекла.

Детское кресло. Это кресло было найдено в одной из камер гробницы, названной Вестибюлем. Оно сделано из резного черного дерева с икрустацией слоновой костью Предположительно, фараон действительно пользовался им, когда был ребенком.

Игровая доска Тутанхамона. Она опирается на ножки в виде животных и прикреплена к полозьям. Доска и полозья сделаны из черного дерева и инкрустированы золотом
Канопическая рака Тутанхамона. В этой позолоченной раке был алебастровый ковчег, содержащий четыре канопических миниатюрных гроба.
Золотой канопический миниатюрный гроб Тутанхамона. Алебастровый ковчег состоял из четырех таких маленьких гробов, в каждом из которых хранились внутренности фараона. По форме они аналогичны второму внутреннему саркофагу, где покоилась мумия Тутанхамона, однако эти гробики инкрустированы намного богаче и на каждом из них начертано обращение к той богине и тому духу, под чьим покровительством он находится


Алебастровый ковчег Тутанхамона

Кинжал и ножны Тутанхамона

Колесница Тутанхамона

Кулон с Крылатым Скарабеем. Он иллюстрирует название трона Тутанхамона, Неб - хепрю-ре. Центральный элемент - скарабей Хепри, сделанный из прекрасного лазурита.

Кулон с Крылатым Скарабеем. Этот золотой кулон сделан в технике перегородчатой эмали и инкрустирован полудрагоценными камнями и цветным стеклом. Центральный элемент - крылатый скарабей из халцедона

Ларец для благовоний. Этот изысканный образец ювелирного искусства около 15 см в высоту сделан из золота, подставка - из серебра. Ларцу придана форму двух картушей, украшенных разными резными и кованными узорами и инкрустированных с лицевой и оборотной стороны непрозрачным разноцветным стеклом и прозрачным кальцмтом. Четыре изображения фараона немного отличаются друг от друга и интерпретируются как его образ в разные периоды жизни.

Модель лодки Тутанхамона. Это одна из 18 моделей лодок, найденных в гробнице

Наос, или рака Тутанхамона, позолоченная и гравированная

Одна из нескольких позолоченных статуй божества, обнаруженных в гробнице Тутанхамона, статуя изображает Дуамутефа, одного из четырех сыновей Гора, который изображался с головой шакала

Подставка для головы Тутанхамона, вырезанная из слоновой кости (подголовники использовались в древнем Египте и все еще используются в некоторых африканских странах, чтобы защитить голову спящего)

Парадный панцирь Тутанхамона

Пряжка из драгоценных камней в виде скарабея из гробницы Тутанхамона

Статуэтка Сопеду в виде Сокола. Она была помещена в гробницу, чтобы защитить Тутанхамона во время его путешествия в подземном мире. Возможно, что этот сокол являлся штандартом двадцатого нома Нижнего Египта

Посох Тутанхамона. Его золотой посох был найден между двумя наиболее удаленными алтарями в погребальной камере гробницы. Посох полый; навершие украшено фигурой фараона. Он носит Синюю Корону Хепреш, которая связана с определенными церемониями, и одет в клетчатую юбку. Роль этого посоха не ясна, и пока нет по этому поводу даже предположений.

Тутанхамон с гарпуном (позолоченная, деревянная статуэтка Тутанхамона стоит на окрашеной деревянной лодке)

Сосуд для благовоний, принадлежащий царю и царице. Этот красивый сосуд затейливой формы вырезан из четырех отдельных кусков алебастра, скрепленных в одно целое.

Церемониальный трон.Этот высокий украшенный трон - один из шедевров сокровищницы Тутанхамона, был найден в камере, названной "Пристройкой". Трон сделан из дерева, обшитого листовым железом и богато украшен инкрустациями из разноцветного фаянса, стекла и камней в стиле Амарны.
Часть золотого кулона

Внутри этой серебряной трубы с золотым мундштуком было найдено украшенное деревянное ядро вероятно защищающее тонкий металл от повреждений

Украшения мумии Тутанхамуна (Мумия была украшена золоченными повязками и поясом из золота и стеклянных бусинок.Повыше кулон из ярко-синего стекла, в виде глаза стража - кобры Уаджет, окруженного ожерельем из блестящих бусинок.)

Внутренний гроб Тутанхамона. Он является третьим и самым последним из трех гробов фараона. Мумия непосредственно лежит именно в нем. Этот гроб из листа золота толщиной от 2.5 до 3.5 мм. Он изображает царя в образе Осириса.Головная повязка имеет форму "немес";лицо, шея и руки полированы; на шее двойное ожерелье из дисковидных бус, сделанных из красного и желтого золота и синего фаянса; грудь украшает подобие ожерелья, выполненного техникой перегородчатой эмали Вся поверхность гроба покрыта художественной гравировкой, воспроизводящей перья (орнамент "риши") и надписями внутри и снаружи, эпитафией покойному и заупокойными текстами. Фигуры Нехебт и Буто, так же как и ожерелье инкрустированы полудрагоценными камнями и цветным стеклом.

Пенал для свитков. Уникальный контейнер в форме пальмового ствола был найден в числе приспособлений для письма в Сокровищнице

Щит с изображением убийства Тутанхамоном своих врагов, Среди военного снаряжения, найденного в гробнице было восьмь щитов, четыре из которых являются церемониальными. Этот щит - парадный

Гладило для папируса. Поверхность готового папируса была неровна или шершава, она полировалось гладкими частями камней, деревом или даже слоновой костью перед письмом. Это тонкое гладило сделано из слоновой кости, с золотой ручкой

Сокровища гробницы Тутанхамона

Английский лорд Карнарвон – наследник огромного состояния, коллекционер и спортсмен – был еще к тому же и одним из первых автомобилистов. Он едва уцелел в одной из автокатастроф, и с тех пор мечты о спорте пришлось оставить. Для укрепления своего здоровья скучающий лорд побывал в Египте и там заинтересовался великим прошлым этой страны. Для собственного развлечения он решил и сам заняться раскопками, но его самостоятельные попытки на этом поприще оказались бесплодными. Одних только денег для такого дела было мало, а знаний и опыта у лорда Карнарвона не хватало. Ему порекомендовали обратиться за помощью к Говарду Картеру, который в археологию пришел совсем другим путем.

В 1914 году лорд Карнарвон увидел на одном из фаянсовых кубков, найденных при раскопках в Долине царей, имя Тутанхамона. То же самое имя было и на золотой пластине из маленького тайника. Эти находки заставили лорда выхлопотать у египетского правительства разрешение на поиски гробницы фараона. Эти же вещественные доказательства поддерживали и Г. Картера, когда того охватывало уныние от длительных, но безрезультатных поисков.

Но сначала члены экспедиции лорда Карнарвона решили очистить Долину царей от груд песка. Они проложили рельсы, и по этой узкоколейке покатились вагонетки, тонна за тонной вывозившие песок и щебень. Гробницу фараона Тутанхамона археологи искали долгих семь лет, но в конце концов им улыбнулось счастье.

Сенсационная новость облетела мир в начале 1923 года. В те дни в небольшой и обычно тихий египетский городок Луксор устремились толпы репортеров, фотографов и радиокомментаторов. Из Долины царей ежечасно неслись по телефону и телеграфу сводки, сообщения, заметки, очерки, репортажи, отчеты, статьи…

Восемьдесят четыре дня добирались археологи до внутреннего золотого гроба Тутанхамона – через четыре наружных ковчега, каменный саркофаг и три внутренних гроба, – пока наконец не увидели того, кто долгое время был для историков лишь призрачным именем. Но сначала археологи и рабочие обнаружили ступеньки, которые уводили в глубь скалы и заканчивались у замурованного входа. Когда вход освободили, за ним оказался коридор, засыпанный обломками известняка, а в конце коридора – другой вход, который тоже оказался замурованным.

Проделав в кладке дыру, Говард Картер просунул туда руку со свечой и прильнул к отверстию. «Сначала я ничего не увидел, – писал он потом в своей книге. – Теплый воздух устремился из комнаты наружу, и пламя свечи замигало. Но постепенно, когда глаза освоились с полумраком, детали комнаты начали медленно выплывать из темноты. Здесь были странные фигуры зверей, статуи и золото – всюду мерцало золото!».

Когда лорд Карнарвон и Г. Картер вошли в первую комнату, их ошеломило количество и разнообразие наполнявших ее предметов. Здесь были обитые золотом колесницы, луки, колчан со стрелами и перчатки для стрельбы; кровати, тоже обитые золотом; кресла, покрытые мельчайшими вставками из слоновой кости, золота, серебра и самоцветов; великолепные каменные сосуды, богато декорированные ларцы с одеждой и украшениями. Были также ящики с пищей и сосуды с давно уже высохшим вином.

За первой комнатой последовали другие, и то, что было обнаружено в гробнице фараона, превосходило самые смелые ожидания участников экспедиции. Здесь находились великолепные произведения древнеегипетского искусства.

Безжалостное время многое уничтожает, кроме того, в гробнице в давние времена побывали и воры. Бесчисленные сокровища, которыми снабжали усопших владык, членов их семей и важных сановников, издавна привлекали к себе алчных грабителей. Против них не помогали ни страшные заклятия, ни тщательная охрана, ни горы-пирамиды, ни хитроумные уловки архитекторов (замаскированные ловушки, замурованные камеры, ложные ходы, потайные лестницы и т.д.). Но благодаря счастливому стечению обстоятельств гробница фараона Тутанхамона остается единственной, сохранившейся почти в полной неприкосновенности.

То, что экспедиция Г. Картера обнаружила гробницу, – уже само по себе было ни с чем не сравнимой удачей. Но судьба улыбнулась ему еще один раз, и в те дни он писал: «Мы увидели то, чего не был удостоен ни один человек нашего времени».

Только из передней камеры гробницы английская экспедиция вывезла 34 контейнера, полные бесценных украшений, драгоценных камней, золота и произведений искусства. А когда члены экспедиции проникли в погребальные покои фараона, то нашли здесь деревянный позолоченный ковчег, а в нем другой – дубовый ковчег, во втором – третий позолоченный ковчег, а затем еще и четвертый. В этом четвертом находился саркофаг из цельного куска редчайшего кристаллического кварцита, и в нем еще два саркофага.

Сейчас сокровища из гробницы Тутанхамона выставлены в Египетском музее в Каире и занимают там десять залов, площадь которых равняется футбольному полю.

Тутанхамон имел две статуи Ка, которые в погребальной процессии несли в почетном ряду – сразу же вслед за саркофагом фараона. В погребальных покоях эти статуи встали по сторонам запечатанной двери, ведущей к золотому саркофагу.

Ка – это жизненная сила, которой боги наделяют каждого смертного при рождении. Эта сила была невидимой, но изображалась в облике того, кого одухотворяла. Со смертью человека Ка покидала его тело, но по-прежнему заботилась о своем хозяине. Благополучие Ка в свою очередь зависело от состояния тела умершего, поэтому такое значение в Древнем Египте придавали бальзамированию.

У Ка фараона юношески красивое лицо с широко расставленными глазами, глядящими с бесстрастной неподвижностью смерти. Древние скульпторы и художники много раз повторяли его на ларях, сундуках и ковчегах. Размеры статуи духа-двойника помогли ученым установить рост самого фараона, так как по древнеегипетской традиции размеры соответствовали росту умершего. Оказалось, что высота Ка и данные, полученные при обследовании тела Тутанхамона, расходятся всего на несколько миллиметров.

Душа человека – это Ба, и представлялась она в виде птицы с человеческим лицом. Ба Тутанхамона охраняла деревянную скульптуру, изображающую фараона на погребальном ложе, а с другой стороны священную мумию осенял своим крылом сокол. Ба и сокол олицетворяют собой небесную защиту. На фигурке Тутанхамона археологи увидели вырезанные слова, с которыми он обратился в мольбе к богине неба: «Снизойди, матерь Нут, склонись надо мной и преврати меня в одну из бессмертных звезд, которые все в тебе!». Эта скульптурка была в числе подарков, которые преподнесли друзья и придворные уже мертвому фараону, как обязательство служить ему и в загробной жизни.

Чтобы добраться до священной мумии Тутанхамона, ученым пришлось открыть несколько саркофагов. «Мумия лежала в гробу, – пишет Г. Картер, – к которому она плотно приклеилась, так как, опустив в гроб, ее залили ароматическими смолами. Голову и плечи, вплоть до грудной клетки, покрывала прекрасная золотая маска, воспроизводящая черты царского лица, с головной повязкой и ожерельем. Ее невозможно было снять, так как она тоже приклеилась к гробу слоем смолы, который сгустился в твердую, как камень, массу».

Голова, очевидно, была наголо выбрита, и кожа ее покрыта каким-то беловатым составом (вероятно, известным видом жирной кислоты).

Третий гроб, в котором и лежала мумия Тутанхамона (царь изображен в образе Осириса), целиком был сделан из массивного золотого листа толщиной от 2,5 до 3,5 миллиметра. По своей форме третий гроб повторял два предыдущих (первый из позолоченного дерева, второй весь был инкрустирован разноцветным стеклом), но его декор был более сложным. Тело фараона защищали своими крыльями богини Исида и Нефтида; грудь и плечи – коршун и кобра – богини-покровители Севера и Юга. Они были наложены поверх золотого гроба, причем каждое перышко коршуна было заполнено кусочками самоцветов или разноцветного стекла.

Лежащая в третьем гробе мумия была завернута во множество пелен. На верхнюю пелену были нашиты золотые кисти рук, державшие плеть и жезл; под ними тоже было золотое изображение души в виде птицы с человеческой головой. На местах перевязей находились продольные и поперечные золотые полосы с текстами молитв.

Когда Говард Картер развернул мумию из пелен, то нашел еще немало драгоценных украшений, опись которых делится у него на 101 группу. Так, например, на теле царя ученые нашли два кинжала – бронзовый и серебряный. Рукоятка одного кинжала украшена золотой зернью и оправлена переплетающимися лентами из перегородчатой эмали. Внизу украшения заканчиваются цепочкой завитков из золотой проволоки и веревочным орнаментом. Клинок из закаленного золота посередине имеет еще два продольных желобка, увенчанных пальметкой, над которой узким фризом расположен геометрический узор.

Кованная золотая маска, закрывавшая голову Тутанхамона, была сделана из толстого листа золота и богато украшена: полосы платка, брови и веки – из темно-синего стекла, широкое ожерелье блистало многочисленными вставками из самоцветов.

Золотой трон Тутанхамона был сделан из дерева, обшитого листовым золотом и богато украшенного инкрустацией из разноцветного фаянса, стекла и камней. Ножки трона в форме львиных лап увенчаны львиными головами из чеканного золота; ручки представляют собой крылатых, свившихся в кольцо змей, поддерживающих крыльями картуши фараона. Между подпорками за спинкой трона расположены шесть уреев в коронах и с солнечными дисками. Все они сделаны из позолоченного дерева с инкрустацией: головы уреев – из фиолетового фаянса, короны – из золота и серебра, а солнечные диски – из позолоченного дерева.

Сзади на спинке трона находится рельефное изображение папирусов и водяных птиц. Спереди на спинке находится единственное в своем роде инкрустированное изображение фараона и его жены. Утраченные золотые украшения, которые соединяли сидение с нижней рамой, представляют собой орнамент из лотосов и папируса, объединенных центральным изображением – иероглифом «сема», который символизировал единение Верхнего и Нижнего Египта.

В Египте с незапамятных времен существовал обычай украшать тела усопших венками из цветов. Венки, найденные в гробнице Тутанхамона, конечно же, дошли до нас не в очень хорошем состоянии, два или три цветка при первом же прикосновении рассыпались в порошок. Листья оказались очень ломкими, и ученые, прежде чем приступить к исследованиям, несколько часов держали их в тепловатой воде. Найденное на крышке третьего гроба ожерелье было составлено из листьев, цветов, ягод и плодов различных растений, перемешанных с синими стеклянными бусами. Все это располагалось девятью рядами, подвязанными к полукруглым полоскам, вырезанным из сердцевины папируса. По анализу цветов и плодов ученым удалось установить время захоронения фараона – случилось это между серединой марта и концом апреля. Именно тогда в Египте цвели васильки, созревали плоды мандрагоры и паслена, вплетенные в венок.

В великолепных сосудах из камня археологи нашли душистые мази, которыми Тутанхамон должен был умащиваться и в загробном мире так, как он делал это при жизни. Духи эти, и по прошествии 3000 лет, издавали крепкий аромат…

Из книги 100 великих кладов автора

Из книги Тайны археологии. Радость и проклятие великих открытий [л/ф] автора Бацалев Владимир Викторович

Загадки гробницы Тутанхамона Лорд Карнарвон, типичный английский аристократ, был человеком увлекающимся. Страстный охотник, потом любитель дерби, затем спортсмен-автомобилист, поклонник аэронавтики, оказавшись из-за болезни лишенным всех прежних увлечений, он

Из книги Новая Хронология Египта - II [с иллюстрациями] автора

9.20. Вопрос о подлинности гробницы Тутанхамона Обсудим здесь вопрос о подлинности гробницы Тутанхамона и найденных в ней предметов. Дело в том, что открытие гробницы Тутанхамона сопровождалось рядом странных обстоятельств, и в печати уже высказывалось категорическое

автора Мансурова Татьяна

Кто погубил Тутанхамона? Тутанхамона, исходя из его популярности (особенно среди людей далеких от науки), можно назвать одним из самых известных древнеегипетских фараонов. И дело не в его великих деяниях или преступлениях: просто загадка его гибели по сей день считается

Из книги Великие тайны цивилизаций. 100 историй о загадках цивилизаций автора Мансурова Татьяна

Проклятие Тутанхамона – миф Впрочем, несмотря на многочисленные исследования, многие тайны Тутанхамона все еще остаются тайнами. Как и сама его личность. Причиной этому послужили активно муссировавшиеся в прессе на протяжении многих лет слухи о проклятии Тутанхамона,

Из книги Древний Египет автора Згурская Мария Павловна

Тайны Тутанхамона Тутанхамон, наверное, на сегодняшний день – самый известный и при этом самый таинственный из египетских фараонов. Его судьба и при жизни, и спустя века после смерти подобна захватывающему

Из книги Древний Египет автора Згурская Мария Павловна

Тайны гробницы Тутанхамона Мало известный как фараон, Тутанхамон стал знаменит благодаря сенсационному открытию в 1922 году. Главный кладезь информации о Тутанхамоне и его времени – найденное почти не потревоженным его захоронение. Об этом иронично и остроумно отозвался

Из книги Величайшие загадки истории автора Непомнящий Николай Николаевич

ЧТО ИЛИ КТО ПОГУБИЛ ТУТАНХАМОНА? Недавно бывший сотрудник Скотланд–Ярда Грехам Мелвин и профессор медицины, невролог Ян Ишервуд выступили с сенсационным заявлением - им удалось разгадать одну из самых древних детективных загадок в истории человечества. Они раскрыли

Из книги Москва в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

4.3.17. Гробницы Давидовы внутри Иерусалимской стены - это царские гробницы в Архангельском соборе Кремля Двигаясь по книге Неемии дальше, мы читаем следующее: «До ГРОБНИЦ ДАВИДОВЫХ и до выкопанного пруда и до ДОМА ХРАБРЫХ» (Неемия 3:16). Острожская Библия говорит здесь более

автора Ванойк Виолен

11. Тайны Тутанхамона Все тайны, связанные с Тутанхамоном, будоражили наше воображение долгие годы – начиная с того дня, когда археолог Говард Картер открыл его гробницу. Благодаря тому, что сокровища Тутанхамона были частично найдены, а об остальных по-прежнему грезят

Из книги Великие загадки Древнего Египта автора Ванойк Виолен

12. Тайны мумии и гробницы Тутанхамона Действительно ли мумия Тутанхамона сильно пострадала, когда ее извлекали из гробницы? Или это всего лишь легенда? Что если она уже была изуродована, когда ее обнаружили, и кому понадобилось доводить ее до такого состояния?Когда

Из книги 100 великих тайн археологии автора Волков Александр Викторович

Из книги Всемирная история сокровищ, кладов и кладоискателей [СИ] автора Андриенко Владимир Александрович

Часть Первая Гробницы и сокровища египетских фараонов СодержаниеМогилы Древнего царства1. Могила бога Осириса. Вымысел или реальность?2. IV династия: Гробница фараона Снофру.3. Куда приведут нас Алладин и Али-Баба?4. IV династия: Тайна пирамиды Хеопса.5. IV династия: Гробница

Из книги Всемирная история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

1.1.4. Бессмертие Тутанхамона В нашей стране Тутанхамон получил широкую известность после знаменитой выставки в Эрмитаже. Между СССР и Египтом были хорошие отношения.Сам по себе Тутанхамон, фараон Древнего Египта (из XVIII династии), правивший в 1333–1323 гг. до н. э., то есть

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

4.17. Гробницы Давидовы внутри Иерусалимской стены - это царские гробницы в Архангельском Соборе Кремля Двигаясь по книге Неемии дальше, читаем следующее: «До ГРОБНИЦ ДАВИДОВЫХ и до выкопанного пруда и до ДОМА ХРАБРЫХ» (Неемия 3:16). Острожская Библия говорит здесь более

Из книги Древний Восток автора Струве (ред.) В. В.

Гробница Тутанхамона Учёных и археологов всего мира всегда интересовали гробницы египетских фараонов, так как в них можно было найти много ценных и интересных для науки предметов. Обряды царского погребения были отчасти известны учёным ещё в XIX в. Однако полного

26 ноября 1922 года археолог Говард Картер стоял перед замурованной стеной, преграждавшей обнаруженный им в скале коридор. Глиняная обмазка стены была сплошь покрыта оттисками печатей царского некрополя, на которых был изображен лежащий шакал и девять пленников, а также печатей с именем фараона Тутанхамона. Картер пробил в верхней части замурованного проема отверстие, просунул туда свечу и стал вглядываться в темноту. Лорд Карнарвон, на средства которого велись раскопки, с волнением спросил: "Вы что-нибудь видите?" - и получил в ответ: "Да, чудесные вещи!"

Так в своей книге описал Картер момент свершения крупнейшего события в мировой археологии - открытие гробницы Тутанхамона, фараона XVIII династии Древнего Египта. Гробницы египетских фараонов Нового царства были высечены в скалах ущелья, называемого ныне "Долиной царей", на левом берегу Нила, напротив города Луксора. На месте Луксора в древности был город Фивы, ставший во времена Нового царства столицей Египта и до сего дня сохранились, в реставрированном виде, два величественных фиванских храма: Карнакский и Луксорский, великолепные образцы древнеегипетского зодчества.

На западном берегу Нила, согласно древней традиции египтян, находились гробницы царей, цариц и знатных людей, а также храмы, среди которых выделяются храмы царицы Хатшепсут (в ущелье Дейр-эль-Бахри), Рамсеса II (Рамессеум) и Рамсеса III (Мединет-Абу). Ниже этого ряда храмов стоял храм Аменхотепа III, от него сохранились две громадные статуи фараона, так называемые "колоссы Мемнона", некогда украшавшие вход в храм. Здесь же были обнаружены и два сфинкса, перевезенные в 1832 году в Петербург и установленные на берегу Невы, у Академии художеств. В скалах предгорья располагались многочисленные гробницы приближенных к царскому двору, а выше, в мрачном и труднодоступном ущелье, "Долине царей", был устроен царский некрополь, место погребения знаменитых могущественных владык Древнего Египта.

Деревянная, покрытая листовым золотом статуэтка бога Птаха

Среди 32 статуэток богов, помещенных в так называемую "сокровищницу", находилась статуэтка, изображающая бога Птаха, главное божество древней столицы Египта - Мемфиса, творца мира, покровителя искусств и ремесла. Фигура вырезана из дерева и покрыта листовым золотом, головной убор из синей смальты, жезл из бронзы, завершается тремя символами: "жизнь", "крепость", "сила". Одеяние бога трактовано как крылья и оперение птицы. На передней, скошенной плоскости пьедестала короткая иероглифическая надпись, в которой Тутанхамон называет себя правителем южного Илиополя (Ермонта), возлюбленным бога Птаха, господина Правды.

Деревянный, покрытый листовым золотом наос для статуи бога (фрагмент)

Деревянный, покрытый листовым золотом наос для статуи бога

Наос, обнаруженный в передней комнате гробницы, соответствует древнейшей форме храма, известной еще со времен первых династий. Изготовлен из дерева и весь покрыт листовым золотом. Боковые стенки и двери украшены изображениями, относящимися преимущественно к личной жизни фараона Тутанхамона и его жены Анхесенамон и характерными для искусства времени Эхнатона (царица подносит мужу цветы, завязывает его ожерелье, царь льет на руку жены душистую жидкость; в сцене, изображающей охоту на уток, Анхесенамон подает царю стрелы и др.)-
В надписях приведена титулатура царя. Верх наоса украшен изображением крылатого солнца и четырнадцатью фигурами богини-коршуна Нехебт (иногда богиня Нехебт изображались в виде грифа, см. кат. № 35), держащей картуши (обрамления имени) царя.
Двери наоса запирались двумя засовами из черного дерева. Внутри наоса Г. Картер обнаружил пьедестал от статуэтки бога, изготовленной, вероятно, из золота и унесенной грабителями. Там же лежало ожерелье с большой золотой подвеской, изображающей богиню-змею.
Наос со статуей бога был обязательным предметом погребальной процессии, поэтому для передвижения он поставлен на салазки.

Рассказы о "Долине царей" приводились в описаниях путешественников по Египту уже в XVIII веке, но археологические исследования царских гробниц начались лишь в первой четверти XIX века.

Могилы фараонов были высечены в скале, имели длинные коридоры с росписями магического значения, связанными с заупокойным культом, различные помещения, посвященные египетским богам, и, наконец, погребальную камеру, вход в которую был замурован.

Древнеегипетское деспотическое государство силой идеологии и, в первую очередь, религией поддерживало царскую власть, возвеличивало фараона. Особенно грандиозные церемонии устраивались при вступлении царя на престол, во время периодических праздников "сед", связанных с объединением Египта и датами правления, сложными церемониями были обставлены также похороны фараона. По религиозным представлениям, царь, неограниченный владыка при жизни, обожествлялся после смерти, принимал образ бога Осириса, владыки загробного мира, бога плодородия и воскресения. Обряд царского погребения был особенно пышным; из драгоценного металла изготовлялись высокохудожественные саркофаги для царской мумии, вкладывающиеся один в другой, которые под золочеными наосами устанавливались в месте погребения. Участники погребальной процессии несли золотые или позолоченные статуи богов и самого царя, статую бога Анубиса, владыки некрополя, изображавшегося в виде лежащего шакала, везли ящик с четырьмя драгоценными сосудами, в которых хранились внутренности погребенного, и ящики с "ушебти", фигурками людей, которые должны были заменять покойного на работах в загробной жизни. Участники процессии несли также многочисленные, богато украшенные ящики с драгоценностями, одеждой, предметами обихода и пищей, которые, по религиозным представлениям, нужны были погребенному царю в потустороннем мире. Трудно себе представить, какие несметные богатства и предметы роскоши из царских сокровищниц скоплялись в гробнице фараона.

В Древнем царстве, в III тысячелетии до н. э., для могилы фараона возводились колоссальные каменные сооружения - пирамиды, поражающие и ныне людей своим величием, грандиозностью и тем количеством труда, который был затрачен на их постройку. Но со временем форма царских погребальных памятников менялась.

Деспотическое государство Древнего Египта не было прочным, до Нового царства два раза власть фараонов падала, страна распадалась на отдельные княжества, и централизованное государство приходилось организовывать заново. В смутные времена царские погребения подвергались разграблению, и фараоны Нового царства перестали строить пирамиды, а свои могилы устраивали в труднодоступных местах. Возвеличивание фараонов перешло в храмы, и на их стенах изображались царские подвиги, причем фигура царя по размеру значительно превышала фигуры других людей и придворных, а изображенные эпизоды были близки к подвигам мифических героев.

Но и в мрачной, уединенной "Долине царей" гробницы земных владык не были в безопасности, их нередко грабили, и до нас дошли письменные рассказы о восстановлении царских гробниц, кощунственном ограблении захоронений; а документы XX династии содержат подробные сведения, своего рода протоколы допросов грабителей царского некрополя. Мумии знаменитых фараонов не раз переносились жрецами из их могил. Так, при раскопках гробницы Аменхотепа II в 1898 году в ней было обнаружено тринадцать мумий других царей, а еще раньше, в 1881 году, из тайника в ущелье Дейр-эль-Бахри были извлечены сложенные там жрецами некрополя мумии знаменитых фараонов и среди них останки Тутмоса III и Рамсеса II.

Ненадежной была охрана кладбища фараонов в древности, и не всегда был оправдан труд археологов, работавших в "Долине царей", так как все гробницы были в значительной мере разграблены. К 1914 году казалось, что царский некрополь уже полностью исследован и дальнейшие раскопки результатов не дадут. Но именно в 1914 году лорд Карнарвон получил от египетского правительства концессию на раскопки в "Долине царей", которые и поручил археологу Картеру. В "Долине царей" были известны отдельные предметы с надписями фараона Тутанхамона (Небхепрура) как из тайника, так и из случайных находок, и Картер был уверен, что могила этого царя еще не обнаружена. Им была предпринята грандиозная работа по очистке от щебня одного из участков некрополя, ниже гробницы Рамсеса VI, и эта работа увенчалась успехом. Под щебнем и остатками хижин рабочих, сооружавших гробницу Рамсеса VI, были открыты ступеньки лестницы, ведущей к неизвестной гробнице. После первого замурованного проема открылся коридор длиной в 7 м 60 см, забитый щебнем. Убрав этот щебень, археологи оказались у второй, также опечатанной стены, преграждавшей путь в саму гробницу. Через пролом в этой стене Картер и увидел "чудесные вещи".

Когда археологи вошли в первую комнату гробницы, то обнаружили в ней большое количество нагроможденных друг на друга разных предметов. Напротив входа стояли три больших позолоченных ложа, украшенных головами животных. На них, под ними и около них в беспорядке лежали и стояли роскошные богато украшенные кресла, табуреты, разобранная колесница, сундуки для различной утвари и одежды, деревянные футляры с пищей. Особенно обратил на себя внимание деревянный ларец с пестрой росписью, изображающей сцены битв Тутанхамона с сирийцами и нубийцами, а также охоту на львов и газелей. Восхищение вызвало великолепное деревянное кресло, покрытое листовым золотом с инкрустацией из разноцветного стекла и фаянса. На спинке трона был изображен сидящий фараон со стоящей перед ним супругой.

Но археологов особенно интересовала и волновала замурованная стена с большим количеством оттиснутых печатей, преграждавшая путь в погребальную камеру. Около нее, с двух сторон, стояли крупные (высотой 1,92 м) статуи фараона, как бы охранявшие проход в главное помещение. По нарушенной и вновь опечатанной обмазке стены, по тому беспорядку, который царил в первом помещении, можно было заключить, что в древности в ней побывали воры, они перерыли ящики, но смогли унести с собой лишь небольшие по размеру, но весьма драгоценные предметы. Судя по печатям на заделанных проемах, попытка ограбления гробницы была совершена вскоре после похорон царя. В передней комнате оказалось так много предметов, что ее разборка заняла целый археологический сезон, а на исследование всей гробницы ушло пять лет.

Деревянная, покрытая листовым золотом статуэтка царя

Одна из семи статуэток Тутанхамона, обнаруженных в "сокровищнице". Изображает царя в короне Нижнего Египта, держащего в левой руке посох с загнутой верхней частью, а в правой - плеть. Вся статуэтка позолочена. Глаза и брови инкрустированы, их контуры отмечены черной краской, урей (царский символ в образе змеи) на короне - бронзовый. В гробнице Тутанхамона находилась пара таких статуэток и третья статуэтка, изображающая царя в короне Верхнего Египта. Статуэтка установлена на постамент, выкрашенный в черный цвет.


Модель саркофага

В "сокровищнице", на ящиках с ушебти, был обнаружен небольшой антропоидный саркофаг, блестящего черного цвета, с накладными золотыми полосами, на которых были выписаны обращения к хранителям и духам покойного. Гробик был перевязан лентами ткани и опечатан печатью царского некрополя. В нем находился второй гроб, с именем Тутанхамона, но без царских эмблем, снаружи и изнутри сплошь покрытый листовым золотом, в котором был обнаружен третий простой деревянный гробик и рядом с ним золотая статуэтка фараона Аменхотепа III.
В третий гроб был вложен еще четвертый, также антропоидный, длиной 12,5 см, с титулами и именами царицы Тип, и в нем лежала тщательно завернутая в ткань заплетенная прядь волос.

Золотая фигурка фараона Аменхотепа III

Обнаружена в модели саркофага из "сокровищницы". Статуэтка из массивного золота изображает фараона, сидящего на земле. На голове парадный царский шлем, в правой руке символы царской власти: посох и плеть, левая рука лежит на левом колене. На шее низка из разноцветных смальтовых бус, к которой прикреплена золотая плотно сплетенная цепочка. Фигурка была завернута в ткань. По-видимому, в маленькой модели саркофага хранились реликвии предков Тутанхамона - царя Аменхотепа III и его супруги царицы Тип. Вероятно, Тутанхамон был их внуком.


Золотой гробик для хранения внутренностей царя

Вместо каменных сосудов, так называемых каноп, в гробнице Тутанхамона внутренности покойного фараона, вынутые при бальзамировании, хранились в четырех одинаковых золотых гробиках, по форме и декору близких ко второму саркофагу царя, богато украшенному вставками из разноцветных смальт, имитирующих яшму, лазурит и бирюзу. Различались гробики только по надписям, содержащим обращение богини-покровительницы к хранителям останков. На гробике, приведено обращение богини Нефтиды к божеству Хапи, которое обычно изображалось с головой павиана. Гробик изображает царя в цветном головном платке, украшенном голубыми полосами, на лбу царские символы (голова коршуна и змея), в руках скипетр и плеть - атрибуты царской власти. На внутренней стороне крышки изображена богиня Нефтида, распростертыми руками-крыльями защищающая царя и стоящая на знаке "золото". На внутренней стороне нижней части гробика 27 строк магического иероглифического текста.

Золотой гробик для хранения внутренностей царя (фрагмент)

Каменная голова канопы

Центральное место в сокровищнице занимал громадный, покрытый листовым золотом ящик, высотой в 1,95 м, установленный на массивных салазках. Два ряда карнизов состоят из фигур священных кобр (уреев) с солнечным диском на головах. Стены и подпорные столбы украшены рельефными изображениями и надписями. По четырем сторонам ящика, обращенные к нему лицом и как бы защищающие распростертыми руками содержимое, стояли золоченые фигуры богинь с черным контуром глаз и бровей (богини Исида, Нефтида, Нейт и Серкет). С полным правом эти замечательные скульптуры относятся к лучшим произведениям древнеегипетского искусства. Внутри деревянного ящика находился второй (вые. 0,855 м), из белого алебастра, с позолоченным цоколем и надписями, иероглифы которых были заполнены темно-синей краской. На углах ящика помещены барельефные фигуры тех же богинь.
После снятия верхней крышки обнаружились четыре углубления, в которых были помещены золотые небольшого размера саркофаги, содержавшие внутренности погребенного царя. Углубления были закрыты крышками из белого алебастра в форме головы Тутанхамона. Черной краской оконтурены глаза, зрачки, брови, детали символов царской власти (голова коршуна и змея) на лбу. Этой же краской отмечены ноздри и уголки красных губ.
Обычно внутренности покойного заключались в четыре раздельных сосуда (канопы), с крышками, изображающими духов-охранителей останков умершего: Амсета (с головой человека), Хапи (с головой павиана), Дуамутефа (с головой шакала) и Кебехсенефа (с головой сокола). Их покровительницами считались богини, охранявшие золотой и алебастровый ящики. В гробнице Тутанхамона крышки каноп были украшены портретным изображением царя, исполненным с высоким художественным мастерством.

Деревянные фигурки, изображающие царя

В эпоху Среднего царства в могилу клались деревянные фигурки земледельцев, ремесленников и целые группы, составленные из таких фигурок. По религиозным представлениям, они должны были в потустороннем мире выполнять работы за своего хозяина. В Новом царстве такие фигурки, изображавшие живых людей, были заменены магическими фигурками в виде мумии покойного с орудиями труда в руках. В могилу полагалось помещать эти фигурки, называвшиеся "ушебти" ("ответчики"), по количеству дней в году. На них выписывался текст из "Книги мертвых", состоящий из заклинаний, необходимых душе покойного при странствовании к полям "налу" (древнеегипетскому раю).
Большое разнообразие фигурок и надписей на них позволяет думать, что ушебти приносились во время погребения разными лицами. В могиле Тутанхамона, во многих опечатанных ящиках, их оказалось 413 штук, очень разнообразных по форме и качеству выполнения. Большая группа фигурок изображает царя в коронах Верхнего и Нижнего Египта, в парадном платке или же в обыденном парике. В руки этих фигурок часто вкладывались символы царской власти (и вместе с тем символы бога Осириса)-скипетр и плеть; мелкие модели орудий труда и корзин лежали отдельно (1866 штук).

Деревянные фигурки, изображающие царя (фрагмент)

Здесь представлена великолепной работы фигурка царя, вырезанная из кедрового дерева. Царь изображен в головном платке, глаза выполнены черной и белой краской, головной убор, ожерелье, браслеты и царские регалии позолочены.
На туловище статуэтки в четырех вертикальных строках иероглифами выписан текст главы 6-й "Книги мертвых".
На ступнях фигурки имеется надпись: "Изготовлено царским писцом, начальником войска, Миннахтом для господина своего Осириса царя Небхепрура..."

Золотая маска Тутанхамона

Одним из самых выдающихся памятников египетского искусства XVIII династии по праву можно считать золотую массивную маску мумии Тутанхамона. Она изображает молодого царя в полосатом головном уборе, увенчанном изображением головы коршуна и змеи. На грудь спускается богатое ожерелье с головами соколов на плечах. Углубления, выполненные в золоте при создании маски, заполнены цветной смальтой - темно-синей, бирюзовой и красной, под яшму. Особенно выразительны глаза с черным зрачком, обведенные темно-синим контуром. У головы правого сокола, венчающего ожерелье, помещена надпись, в вертикальных строках, содержащая текст 151-й главы "Книги мертвых", переходящая на спину маски.

Символы царской власти - посох и бич

В ларцах, находившихся в "сокровищнице", было найдено много ювелирных изделий и предметов из драгоценных металлов. К их числу принадлежат символы царской власти: массивный короткий посох с сильно загнутой крючком верхней частью (хекет) и бич с тремя концами (нехеху). Эти символы власти ведут свое происхождение с глубокой древности, когда основным видом хозяйства в IV тысячелетии до н. э. было скотоводство и вождь богатого скотоводческого племени становился вождем союза племен. Поэтому посох пастуха мелкого рогатого скота в египетской иероглифике означает также "правителя", "царя".
Менее ясен второй атрибут. Его иногда считают инструментом для сбора ладана, бытующим у кочевых племен, но, вероятнее всего, он представляет собою сильно стилизованный, подобно посоху, бич пастуха. Стержни жезла-посоха и бича изготовлены из бронзы, на них поочередно надевались ободки листового золота и цветной темно-синей смальты. На нижней части посоха в картуше с уреями по бокам написано имя Небхепрура. На биче изображены два картуша, причем царское имя в них сохраняет еще старую форму "Тутанхатон".

Трость с золотой статуэткой молодого Тутанхамона

В погребальной камере, между внешними ящиками саркофагов были обнаружены заботливо сложенные, частью завернутые в ткани, многочисленные булавы, жезлы и луки. Среди них выделялись две трости, одна золотая, другая серебряная, увенчанные небольшой статуэткой, изображающей молодого Тутанхамона в парадном шлеме.
Стержни представляют собою бронзовые трубки, покрытые золотым или серебряным листком. Фигурки массивные. Здесь представлен золотой экземпляр.

Золотое опахало

В погребальной камере, между четвертым внешним ящиком-балдахином и каменным саркофагом было обнаружено золотое опахало с остатками страусовых перьев в верхней части полукруглого щита, изготовленного из дерева и обложенного толстой золотой пластиной. Рукоятка и цветок под щитом из массивного золота. На полукруглом щите с двух сторон изображены сцены охоты на страусов - момент самой охоты и возвращение с добычей. На лицевой стороне изображен царь на колеснице в сопровождении собаки, стреляющий в двух страусов. В свободном от изображений пространстве обозначены царские титулы. В виду того, что охота была опасной, за царской колесницей изображен иероглифический знак "жизнь" с человеческими руками и ногами, который как бы сопровождает царскую колесницу, неся опахало. На обратной стороне щита - сцена возвращения царя с охоты. Двух убитых страусов несут слуги, а перья их - трофей охоты, везет сам Тутанхамон. Над этой сценой и позади изображения колесницы помещен текст славословия царю. В нижней части рукоятки вертикальная строка иероглифов свидетельствует о том, что для опахала взяты перья страусов, добытые его величеством во время охоты в пустыне к востоку от Илиополя.

Золотой кинжал

На мумии Тутанхамона были обнаружены два кинжала - один с золотым клинком, заткнутый за пояс, другой с железным клинком, находившийся у правого бедра фараона. Оба они по своей форме относятся к кинжалам, появившимся в Египте в начале XVIII династии.
Рукоятка золотого кинжала украшена полосами из золотой зерни и цветным узором из камней и смальты, выполненным в технике перегородчатой эмали. На навершии рукоятки - золотая пластина-накладка с именем фараона. В верхней части - схематическое изображение птицы с распростертыми крыльями, а в нижней - орнамент из золотой нити в виде спирали и витой веревочки. Лезвие украшено продольными желобками, заканчивающимися пальметкой и орнаментальным гравированным пояском над ней. Золотой кинжал был вложен в изящные ножны. Одна сторона их (с петлями для прикрепления к поясу) украшена вертикально расположенными фигурами животных в "летящем галопе", на которых нападают охотничьи собаки. В нижней части этой стороны ножен помещен элегантный цветочный орнамент, а вверху, над пояском со спиральным орнаментом - иероглифическая надпись: "Благой бог, владыка силы, Небхепрура, которому дана жизнь". Вторая сторона ножен покрыта орнаментом в технике перегородчатой эмали, имитирующим перья. В верхней ее части - поясок из пальметок, а в нижней - головка шакала в фас.
М. Э. Матье указывала, что такое изображение животных в египетском искусстве появилось после знакомства египтян с произведениями искусства Эгейского мира и Передней Азии.
Г. Картер видел в стиле исполнения кинжала влияние искусства стран Средиземноморья, но считал его изделием египетского мастера. Характер орнамента, трактовка фигуры птицы с распростертыми крыльями иные, чем в египетских образцах, позволяют предположить, что золотой кинжал является иноземным изделием, выполненным специально для фараона.
Второй кинжал с железным клинком, но с рукояткой, подобной рукоятке золотого кинжала, увенчанной горным хрусталем, тоже никак не может быть признан египетским изделием. О подарках фараонам железных кинжалов с золотыми рукоятками, украшенными драгоценными камнями, рассказывают письма митаннийского царя Тушраты из Эль-Амарнского архива.


Золотая подвеска в форме скарабея

В одном из ларцов передней комнаты была найдена большая подвеска в форме скарабея из золота (символ "Солнечного бога" и "бытия"), украшенная синей смальтой под лазурит (по-видимому, верхняя часть браслета). На оборотной стороне подвески изображен фараон в пышной парадной короне (атеф), стоящий между богами Атумом и Гором, подающим ему знак жизни. Над фигурами и по сторонам расположены короткие пояснительные надписи. Вверху солнечный диск со свисающими знаками жизни и двумя уреями, внизу - символ единения Египта.


Золотые серьги

Золотьге серьги в виде утки с распростертыми крыльями, украшенные различными полудрагоценными камнями и цветной смальтой в технике перегородчатой эмали.
Нижняя часть подвески состоит из пяти низок мелких бус, заканчивающихся фигурками уреев, и четырех низок крупных бус с подвесками в форме капель. Застежка в верхней части в виде запонок имеет два диска. На одном изображен фараон и два урея. Найдены в "сокровищнице" в деревянной шкатулке, имеющей форму картуша.


Золотая подвеска в виде коршуна Нехебт

Золотая фигура коршуна с опущенными крыльями, украшенная инкрустацией из лазурита, сердолика и цветной смальты. На оборотной стороне картуш с именем Тутанхамона. Цепочка подвески состоит из золотых и лазуритовых пластинок, нанизанных на нити, окаймленных мелкими бусами из золота и голубой смальты. Застежка цепочки из двух золотых фигурок соколов, украшенных лазуритом, полевым шпатом, ониксом, сердоликом и цветной пастой в технике перегородчатой эмали. Подвеска обнаружена на мумии царя.

Золотой браслет со скарабеем

Золотой детский браслет, раскрывающийся при помощи шарниров, с крупной фигуркой скарабея из лазурита на золотой основе. По краям инкрустация из золотых, лазуритовых, сердоликовых и бирюзовых бус. Трапециевидные поля у шарниров заняты изображениями плодов мандрагоры из кварцита и сердолика. Найден в "сокровищнице" в деревянной шкатулке вместе с серьгами. На шкатулке была надпись: "Золотые украшения для шествия...".

Золотая подвеска в форме крылатого скарабея

Подвеска, составленная из фигуры скарабея, трех вертикальных пластинок, солнечного диска и знака "неб" ("владыка"), воспроизводит имя фараона (Небхепрура). Скарабей и солнечный диск помещены на лунном серпе из лазурита на золотой основе. Остальные части подвески богато инкрустированы лазуритом, сердоликом и цветной смальтой. Скарабей подвешивался к золотой цепочке, оканчивающейся тремя массивными золотыми подвесками. Две из них в форме цветов лотоса. Третья, наиболее массивная, несет на себе картуш фараона с двумя уреями по сторонам. Найдена на мумии царя.

Золотая подвеска с тремя скарабеями

Подвеска состоит из трех скарабеев, поддерживающих диски (средний - луны, два - солнца). Под жуками знак "неб" Возможно, эта композиция также связана с именем Небхепрура. Нижняя часть, в свою очередь, заканчивается подвесками в форме цветов и бутонов лотоса. Жуки из лазурита, маленькие бутоны из сердолика, цветы инкрустированы разноцветной смальтой. Цепочка из мелких бус.
Замыкает цепочку пектораль с изображением бога времени, поддерживающего картуш с именем Тутанхамона. Справа урей в короне Верхнего Египта, слева - знак "джед". Найдена на мумии царя.

Золотая подвеска в форме ладьи со скарабеем и павианами

Золотая массивная подвеска символизирует восходящее солнце (в форме скарабея с солнечным диском), помещенное на ладье, проплывающей по небесному океану. По бокам скарабея два павиана со знаками луны на головах. Над ладьей знак неба со звездами, под ладьей - знак воды, с боков - два жезла, поддерживающих небесный свод.
Скарабей из лазурита, остальные фигуры исполнены из лазурита, сердолика, полевого шпата и разноцветной смальты на золотой основе в технике перегородчатой эмали.
Цепочка состоит из чередующихся звеньев с символическими знаками ("долголетие", "постоянство", "жизнь", "защита"), помещенными на знак "праздник". Цепочка с боков окаймлена мелкими разноцветными бусами. Цепочка заканчивается пекторалью, также украшенной разноцветными камнями и смальтой на золотой основе. На пекторали изображен бог времени, держащий над головой знак "вечность". По его сторонам - два урея в коронах Верхнего и Нижнего Египта.

Золотая подвеска в виде ладьи со скарабеем и уреями

Массивная золотая подвеска, изображающая солнечную ладью, в которой находится скарабей со знаком солнца на горизонте. По бокам диска два урея, к которым подвешены знаки "жизнь".
В ладье по сторонам скарабея также изображены уреи с солнечным диском, и между скарабеем и ими знаки: "постоянство", "жизнь", "красота". Звенья массивной цепи состоят из чередующихся изображений скарабея с солнечным диском и двух уреев. По сторонам цепи мелкие бусины, такие же бусины заполняют пустое пространство и самой подвески. Цепь заканчивается изображением двух коршунов и застежкой в виде двух уреев. Скарабей украшен лазуритом, другие избражения - лазуритом, сердоликом, бирюзой, полевым шпатом и разноцветной смальтой.

Золотая подвеска в виде ладьи со скарабеем и уреями (фрагмент)


Золотой воротник, изображающим богиню Нехебт

На мумии Тутанхамона, покрывая грудь и плечи, лежал золотой воротник в виде фигуры богини Нехебт - грифа с распростертыми крыльями. Туловище грифа монолитное, украшенное разнецветной смальтой, глаза и клюв инкрустированы обсидианом. В лапах знаки венчости. Птица-гриф связывалась также в иероглифике со знаком "мать".
Распростертые крылья составлены из 256 золотых пластинок, инкрустированных пестрой смальтой и соединенных нитью через небольшие петельки. Пластинки расположены в несколько рядов, разделенных золотыми бусинками.
Этот роскошный воротник имел магическое защитное значение. Противовес в виде цветка также инкрустирован разноцветной смальтой.

Золотая массивная подвеска, изображающая скарабея, поддерживающего ладью луны

Массивная золотая подвеска, украшенная полудрагоценными камнями и цветной смальтой. Крупный скарабей (халцедоновый), с пестрыми распростертыми крыльями и лапами коршуна, держащими знак "вечность" и букет цветов, поддерживает ладью луны.
В ладье знак "левый глаз", означающий луну ("правый глаз" - солнце), с уреями по сторонам. Над ним - лунный диск с изображением фараона, стоящего между богами Гором и Тотом. На голове фараона и Тота диск луны, у Гора - диск солнца.
В нижней части большой подвески находятся более мелкие массивные подвески в виде цветков лотоса и голубых кружков. Найдена в ларце, стоявшем в "сокровищнице". Без цепочки.

Золотой воротник с изображением крылатой змеи

Между пеленами мумии Тутанхамона находилось большое количество предметов, и среди них золотые воротники из одной золотой пластины с изображением змеи (Буто), грифа (Нехебт) и сокола (Гора). Все они имели противовесы в виде цветка, прикрепленные на золотой проволоке.
К таким воротникам обращено одно из заклинаний "Книги мертвых".

Золотой воротник с двумя головами соколов на концах

Золотой широкий воротник из одной пластины, разделен на шесть орнаментальных полос. В верхней его части две небольшие головки соколов, к которым присоединены проволочки противовеса в форме цветка.

Алебастровая ваза

В передней комнате, у ее западной стены, была обнаружена группа однотипных ваз, вырезанных из алебастра. Они представляют собой удлиненные сосуды с высоким горлом, от которых в две стороны отходят ажурные плоскости, с одной стороны представляющие сложный рисунок из лилий, а с другой - из цветов папируса, что символизировало объединение южного и северного Египта. Края боковых плоскостей вазы, зазубрены, что связывает их со знаком "время", а выполненные краской схематичные фигурки головастиков на тулове означают "сто тысяч [лет]". На боковых плоскостях у высокой ножки - два знака "жизнь", которые поддерживают жезлы силы. На высоком горле темно-синей краской нарисована голова богини Гатор в фас, украшенная богатым ожерельем и орнаментом из цветов.
На тулове вазы два имени фараона - "Сын бога Ра Тутанхамон" и "Владыка двух земель Небхепрура". Надписи и орнаменты выполнены темно-синей краской


Алебастровая ваза

У самого входа в переднюю комнату гробницы Тутанхамона стояла замечательная чаша из алебастра в форме цветка лотоса, на высокой ножке, ручки по бокам выполнены в виде связок из цветка и двух бутонов лотоса. На них изображена эмблема вечной жизни: фигурка божества, держащая два знака "год", на которых, в свою очередь, синей краской нарисован знак "жизнь". Иероглиф "год" опирается на иероглиф "сто тысяч" (головастик). По верхнему краю надпись - славословие царю и его титулы. Спереди в прямоугольнике начертано имя бога Амона-Ра и "Царя Верхнего и Нижнего Египта Небхепрура, сына бога Ра Тутанхамона". Надписи и детали скульптур выполнены синей краской.

Алебастровая ваза в форме стоящего льва

В кладовой гробницы оказалась интересная ваза из алебастра в форме льва, стоящего на высокой подставке-табурете. Лев встал на задние лапы, правая передняя поднята, левая опирается на символ "защита". У зверя оскаленная пасть с высунутым красным языком, так же как и зубы, вырезанным из слоновой кости. Пробкой вазы служит высокий головной убор, подобно верхней части табурета украшенный резным раскрашенным орнаментом.
На груди льва в квадрате три картуша (царские "имена в обрамлении): "Благой бог Небхепрура", "Владыка двух земель Тутанхамон" и "Царская жена Анхесенамон".

Детское кресло Тутанхамона

Детское кресло, изготовленное из черного дерева, с инкрустацией из слоновой кости. К нему относится и подставка для ног той же техники и того же стиля.
Снаружи и изнутри подлокотники украшены золотыми пластинами. С наружной стороны на них изображены антилопы, лежащие в зарослях, с внутренней-растения. Сочетание черного дерева, слоновой кости и золота создает большой художественный эффект. Отдельные части кресла скреплены золотыми гвоздиками. Кресло стояло в передней комнате, под ложем со львиными головами, около группы алебастровых сосудов.


Резной табурет

Табурет из дерева, выкрашенный в белый цвет, с позолоченными деталями (львиные лапы, которыми заканчиваются ножки, шляпки гвоздей, скрепляющих отдельные части). Четыре стороны табурета украшены прорезной позолоченной резьбой, передающей символ объединения южного и северного Египта. Слева - сложный узор из лилий, справа - из стеблей и листьев папируса, гирлянды которых связаны в центре, где помещен иероглифический знак "объединение". Табурет найден в передней комнате.


Складной стул

В передней комнате, между вторым и третьим ложем стоял замечательный складной стул. Сидение из черного дерева с инкрустацией слоновой костью имитирует звериную шкуру. Ножки стула заканчиваются утиными головками, отдельные части стула покрыты листовым золотом. Такие складные стулья встречались в древнем Египте часто. Близкая аналогия имеется в росписи фиванской гробницы наместника Нубии при Тутанхамоне Амен-хотпе-Хеви, в которой стул помещен среди даров, привезенных из Нубии местным князем Хеканофром.


Игральная доска-столик

В кладовой гробницы Тутанхамона было обнаружено несколько игральных досок с десятью фигурками из слоновой кости и двумя игральными костями ("альчиками") каждая. На доске тридцать клеток (три ряда по десять) или два ряда по двенадцать с одним рядом в три клетки. Наиболее роскошная доска представляет собою столик из черного дерева с выдвижными ящиками для хранения фигур (фигуры, вероятно золотые и серебряные, не сохранились). Вокруг ящиков и на боковой поверхности доски-столика помещена надпись, содержащая титулы фараона. На верхней поверхности столика три ряда клеток, по десять в каждом, поля выложены пластинками из слоновой кости. На оборотной стороне - доска с иным количеством клеток.
Столик имеет подставку с ножками в виде львиных лап, установленную на салазки. Надпись, подставки под лапами-ножками и части лап позолочены накладным золотом.


Алебастровый ларец

В передней комнате гробницы, рядом с детским креслом стоял небольшой ларец из алебастра. Он украшен резным геометрическим орнаментом, заполненным разноцветными красками. На передней стенке и спереди на крышке две кнопки (для запечатывания) из полированного обсидиана. На ларце надпись: "Благой бог, владыка двух земель Небхепрура, сын Ра", "Владыка сияний Тутанхамон", "Царская супруга Анхесенамон".


Ларец с инкрустацией из слоновой кости

В углу кладовой в сильно поврежденном виде был найден деревянный ларец обычной для Египта формы - ящика, крышка которого имеет вид наоса. На фасаде и на передней части крышки две кнопки для опечатывания. Ларец богато украшен слоновой костью с резьбой, заполненной разными красками. На крышке воспроизведена сцена: в парковой беседке стоят молодой фараон и его супруга с большим букетом цветом. Над фигурами помещены короткие надписи, указывающие их титулы и имена. Внизу изображены две служанки, собирающие цветы и плоды.
На передней стенке ларца - сцена охоты на уток в саду у пруда. Молодой царь, сидя на троне, стреляет уток и рыб, у его ног расположилась супруга, подающая стрелы. Внизу небольшая согнутая фигурка слуги, подносящего убитую рыбу и птицу. Под левой рукой царя и справа от головы царицы надписи: "Владыка сияний Тутанхамон, подобный Богу Ра, владыка земли (!) Небхепрура, возлюбленный богом Птахом, владыкой Правды, дающий жизнь подобно Ра" и "Царская жена великая, владычица двух земель Анхесенамон, да живет она..." Надпись по качеству исполнения не соответствует мастерству художника и содержит ошибку: "владыка земли" вместо "владыка двух земель".
Боковые стенки ларца украшены пестрым фризом из бегущих животных и собак, нападающих на газелей и быков. Внизу кусты в виде арок, вверху орнамент, аналогичный орнаменту алебастрового ларца. Уже обращалось внимание на то, что пестрый фриз напоминает памятники искусства Эгейского мира. Учитывая качество надписи, где плохо выполнено имя фараона и имеется ошибка в титуле, можно заключить, что ларец является иноземной работой.

Ларец с инкрустацией из слоновой кости (фрагмент)

Деревянный комод

К лучшим образцам мебели гробницы Тутанхамона относится изящный комод из красного кедра на четырех тонких ножках. На табличке, прикрепленной к сломанному комоду этого же типа, значилось, что в нем хранилась тонкая одежда царя. Крышка откидывается назад на бронзовых петлях. На крышке и передней стенке две кнопки (округлые ручки), обтянутые золотым листком. В средней части комода по всем четырем стенкам прорезан фриз из чередующихся черных знаков "жизнь" и золоченых "сила", установленных на знаках "неб" (владыка). По периметру всех сторон над прорезным фризом помещена длинная позолоченная надпись, содержащая титулатуру Тутанхамона.

Ноябрь 1922 года вошел в историю как знаменательный день открытия одной из великих Мировая пресса 30 ноября интриговала заголовками: «Поиски увенчались успехом…», «Египетское сокровище». Сообщалось, что лордом Карнарвоном и мистером Картером было совершено величайшее открытие века - найдена гробница Тутанхамона, египетского царя-еретика.

Лорд Карнарвон был давно влюблен в Египет и глубоко изучал историю В 1916 году он, заручившись поддержкой знаменитого исследователя Говарда Картера, начал работы по поиску гробницы фараона, которые продолжались на протяжении шести лет. Перед группой ученых стояла практически невыполнимая задача. Долина Царей уже давно была перерыта, а усыпальницы прочих египетских царей - разграблены. Гробница Тутанхамона была найдена в последнюю зиму раскопок под местом, где некогда располагались хижины строителей.

Время правления юного не было ознаменовано значимыми переворотами. Он взошел на престол после таинственной смерти Аменхотепа IV - фараона, который отверг культ и провозгласил себя единственным владыкой Египта. Правление Аменхотепа IV оставило после себя разруху, Египет был практически уничтожен. После смерти безумца его тело растерзали и выбросили.

9-летний Тутанхамон приходит к власти в этот тяжелый период и пытается восстановить былое величие державы и снискать милость богов. Не глядя на то, что юному фараону пророчили великое будущее, Тутанхамон умирает в возрасте 18 лет, и его хоронят в спешно сооруженной скромной усыпальнице, которая и была найдена спустя три тысячелетия.

Гробница Тутанхамона - ожившая легенда, ее открытие - величайший день для египтологов и ученых, которым ранее не удавалось прикоснуться к истории захоронения фараонов. И лишь в 1922 году были получены волнующие факты, которые стали непосредственным доказательством роскоши погребения владык древней цивилизации.

Спускаясь по ступенькам лестницы, уходящей в подземелье, экспедиция обнаруживала на своем пути замурованные входы со следами древних печатей, последний из которых был дверью в легендарную усыпальницу.

Гробница Тутанхамона, фото которой были представлены впоследствии прессе, представляла собой склеп, забитый золочеными колесницами, статуями царей, ларцами и сундуками. Драгоценности, которые были найдены в усыпальнице, разбирались в течение пяти лет - так велико было их количество.

В одной из комнат гробницы был найден саркофаг с тремя золочеными гробами, в последнем из которых находилась мумия Тутанхамона, лицо покрывала золотая маска изумительной работы. Судя по контурам, юный фараон был пленителен и красив. Безусловно, мумия, как и прочие артефакты гробницы, была усыпана золотыми драгоценностями. Однако среди сокровищ самым трогательным был букет из увядших цветов, оставленный, видимо, молодой Ученые утверждают, что уж коль в такой роскоши был погребен Тутанхамон - то можно лишь вообразить, какое богатство хранили в себе усыпальницы других царей.

Гробница Тутанхамона, впрочем, носила следы пребывания в ней грабителей. Вероятно, воры посетили усыпальницу вскоре после погребения, однако по неизвестным причинам унесли немногое и больше не вернулись. Вход в склеп со временем был загорожен, а после и вовсе забыт.

Любое открытие всегда имеет таинственный шлейф. Проклятие гробницы Тутанхамона - загадка, которая поражает воображение даже современников. После вскрытия усыпальницы за непродолжительное время умерли при странных обстоятельствах порядка 20 членов экспедиции. Лорд Карнарвон скончался в 1923 году от укуса москита. Пресса широко освещала все необычные смерти, которые настигали многих ученых и посетителей гробницы. Считается, что к 1930 году лишь остался единственным живым среди тех участников группы, которые принимали непосредственное участие в раскопках.

Тайны всегда манили человечество. А сколько их еще сокрыто и не явлено миру. Возможно, загадки открываются людям тогда, когда наступает их время.