Цели:

  • Выявить причины «Великой греческой колонизации».
  • Показать, где основывались греческие колонии и чем занимались переселенцы.
  • Продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические обьекты, работать с текстами, иллюстрациями, сравнивать природные условия Древней Греции и колонии.
  • Воспитывать культуру общения, способствовать повышению у учащихся интереса, любви и уважения к истории.

Оборудование: Вагасин А.А., Годер Г.И., История Древнего мира; Учебник для 5 кл. М.: Просвещение 2004; карта «Древняя Греция»; Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М..: Просвещение, 1975 ; Колобова К.М. Очерки истории Древней Греции. Л.: Учпедгиз, 1958; Годер Г.И.Методическое пособие по истории Древнего мира.М..: Просвещение 1988.Используется также специально подобранные слайды, индивидуальные задания-карточки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Эмоциональный настрой детей.

II. Повторение предыдущего материала – 10 мин.

6 учащихся работают по карточкам.

Найдите ошибки в текстах.

1. Благодаря хорошим почвам жители, Аттики выращивали много хлеба. Напротив, оливкового масла и вина в Аттике не хватало: вино и масло привозили из других стран.
2. Спарта была очень красивым городом. Чужеземцы обычно любовались ее крепостными стенами, большим театром и прекрасными статуями.
3. Спартанские юноши славились тем, что писали грамотно, без единой ошибки, много читали. По своему образованию спартанцы превосходили всех остальных греков.

1 учащийся на доске ра6отает с понятиями: демократия, илот, полис, демос, лаконичная речь.

Задание для всего класса:

1. Покажите на карте территорию, которую покорили спартанцы (Лакония и Мессения)
2. Расскажите о государственном устройстве Спарты
3. Как воспитывали юношей спартанцев? Какую цель преследовало такое воспитание?
4. Вот пример лаконичной речи: одна спартанка, провожая сына на войну, подала ему щит и произнесла: «С ним или на нем». Что хотела сказать этими словами спартанская женщина?

Вместе со всем классом проверяем словарную работу, которую выполнил учащийся на доске (3 минуты)
Перед объяснением новой темы собрать карточки, по которым работали 6 учащихся. Результаты работы по карточкам – на следующем уроке

III. Изучение нового материала

– Тема нашего сегодняшнего урока: «Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.»

1. План

1. Великая греческая колонизация:

а) почему греки покидали родину,
б) торговые и военные корабли древних греков,
в) трудности мореплавания.

2. Жизнь в заморских колониях.
3. Греки в северном Причерноморье.

– Ставим цель урока. Древние греки были искусными мореплавателями. Предприимчивые купцы заплывали в Черное и Азовское моря. На берегах Италии, Сицилии, Крыма, Кавказа возникали греческие колонии. О причинах, которыми была вызвана колонизация, и о процессе освоения переселенцами новых мест, мы узнаем сегодня на уроке, а поможет нам житель Эллады.

– Я предлагаю ребятам вообразить, что перед ними не учительница, а житель древней Греции и расспросить его о предстоящим путешествии. Вначале послушайте его рассказ, почему греки покидали свою родину.

«Пока людей в общинах было немного, они еще могли добывать пищу и кое-как уживались между собой.
Но потом, когда народ расплодился и в тяжкой борьбе за место под солнцем разделился на богатых и бедных, грекам стало тесно на их жарком полуострове, не хватало хлеба.
Росла ненависть у бедных. Накапливалась злоба у богатых. Споры. Раздоры. Усобицы. По улицам и площадям, взметая пыль, бегали толпы вооруженных мужчин. Богатые преследовали бедных. Бедные избивали богатых. Побежденные искали спасения в иных краях. Тысячи семейств покидали дома и устремлялись к морю. Под заунывный плач ребятишек и грустные переливы флейт изгнанники погружали скарб в трюмы легких кораблей и отплывали от родных берегов, чтобы никогда к ним больше не вернуться.
Ятоже решил попытать счастье за морем. Отправляясь в путь, я наполнил трюмы корабля афинскими товарами. Одна удачная поездка могла принести больше прибыли,чем год торговли в Греции.
Корабль отправлялся в путь, хлопали паруса. Бородатые, загорелые до черноты кормчие наваливались на рулевые весла. Над водой далеко разносилась песня надежды.
В добрый путь!»

– Ребята! Теперь вы знаете, кто и по каким причинам покидал в VIII–VI веке до н.э. Грецию? (Бедняки, потерявшие свои участки; побежденные: демос или знать; те, кто хотел разбогатеть на заморской торговли: купцы)

Ответы фиксируются в тетради.
Школьники торопятся с вопросами: на чём путешествовали греки, чего они боялись, что брали с собой и т.д.
Рассказ жителя Эллады сопровождается демонстрацией иллюстраций.

«Целый месяц длилась подготовка к отплытию. На корабли было взято все необходимое для дальнего плавания – провизия, товары. Город откуда мы уплывали выделял нам охрану на случай нападения пиратов.
Море с нами было то приветливое и ласковое, то грозное.
Особенно трудным было плавание по Черному морю, которое мы долгое время называли «негостеприимным». В самом деле, из-за больших глубин наши мореходы не могли в случае внезапно налетевшего шторма отстояться на якоре в безопасном отдалении от берега. Также не могли они быстро укрыться в гавани или спрятаться от ветра и волн за остров как в Греции. (На Черном море мало глубоко входящих в сушу бухт и всего несколько островов).
Много дней нам приходилось плыть, чтобы достичь желанного берега, так как средняя скорость торгового судна была невелика и равнялась 9 – 10 км в час. Но еще страшнее встреча с пиратам»

– Ребята! Перед вами военный и торговый корабль греков, на котором я поплыву. Сравните. Найдите различия в их размерах и формах. Почему скорость военного корабля была выше торгового?

– Почему встреча с пиратами так страшна была грекам?

Обобщая ответы, учитель отмечае т, что военный корабль был вооружен тараном, изготовленным из куска дерева, покрытого сверху медной обшивкой, или имевшим литой металлический наконечник. Военный корабль сравнительно с торговым был более обтекаемой формы и передвигался под веслами и парусом; в боевой обстановке парус мешал маневрировать, и его убирали. Торговый корабль предназначался для перевозки грузов и потому был вместительнее военного. Но он обладал только парусным движителем: для гребцов на корабле не было места..
В Греции пиратство долго считалось одним из законных способов обогащения на ряду с морской торговлей.

Житель Эллады прощается с ребятами.

–До скорой встречи!

Работа по карте: откройте стр. 146 перед нами карта: «Образование греческих колонии в VIII–VI веке до нашей эры».

– Ребята! Какую территорию заселяли греки к началу колонизации?

Ученик показывает и называет юг Балканского п-ова, острова Эгейского моря, западное побережье Малой Азии.

– Какими условным знаком обозначены греческие колонии на карте?
– Что такое колония? (Поселение людей в чужой стране)
– Что такое колонизация? (Образование колоний)

Получив ответы, учитель продолжает: «Греческая колонизация осуществлялась по трем основным направлениям: на запад, на северо-восток, юго-восток. (На карте при помощи яркой красной нити, которая закрепляется с помощью маленьких булавочек показать путь переселенцев)
На западном направление корабли греков достигали берегов Аппенинского и Пиренейского полулстровов; на северо-востоке – Причерноморья, а на юго-востоке – Малой Азии и Северной Африки.

Ребята называют колонии расположенные на данных территориях.

– Морское путешествие закончилось, впереди берег. Пора нам и отдохнуть.

3. Физкультурная минутка

– Продолжим путешествие. Вот и долгожданная земля. Что нас ожидает впереди?
Ребята! Давайте внимательно посмотрим на иллюстрацию стр.145 «Греческая колония на северных берегах Черного моря» и опишем.

– А в каких местах греки основывали колонии? Чтобы ответить на вопрос, прочитайте параграф 32, пункт 2. (Возле моря, источников пресной воды, на плодородны земля.)

– О том, как складывались отношения с местными жителями послушайте сообщение:

«В бухтах, удобных для стоянки галер, переселенцы высаживались, ломали известняк, обносили прочной стеной лагерь, разбитый на ближайшем холме, затем, горячо помолившись Зевсу, принимались пахать деревянным плугом непривычную на цвет, удивительно-жирную землю.
С утесистых вершин с опаской следили за чужаками одетые в шкуры зверей молчаливые туземцы. Эллины приближались к ним, вскинув над головой оливковую ветвь, знак мира, и меняли свои изделия на зерно, скот, кожу и шерсть. Когда удавалось, захватывали силой не только товар, но и самих владельцев товара.
Так появились у Черного моря греческие города.»

– Ребята! Как складывались отношения греков-колонистов с местным населением?
Что привозили из греческие купцы из колонии?
На что меняли свои товары греческие купцы?

4. Греки в северном Причерноморье

Материал изучается самостоятельно. Ребята читают легенду о скифском царе Скиле и отвечают на вопросы:

– Что привлекало скифского царя Скила в образе жизни греков?
– Чем занималась местное население? (стр 146–149)

5. Слово учителя: Легенда о Скиле показывает, что в VIII–VI веке до н.э. мы видим начало проникновения греческой культуры в другие культуры. Греческая культура была более современной. Здесь была хорошо развита архитектура, театр, литератур, спорт, искусство. Здесь было то, что не было у скифов. Поэтому царь Скил был покорён красотой дворцов, мраморных статуй, музыкой. Он сумел оценить культуру греков, а его соплеменники сочли это за предательство.

IV. Закрепление

Выберите правильный ответ.

1. Греки основывали колонии:

а) на побережье Средиземного моря;
б) на побережье Черного моря;
в) во внутренних районах Балканского полуострова.

2. Продолжите перечень. Основные причины массового отъезда в колонии:

а) угроза голода, нехватка земли;
б) угроза долгового рабства;
в)

3. Приведите в соответствие:

а) товары, которые греки везли в колонии;
б) товары, которые греки вывозили из колоний;

1) оливковое масло
2) рабы
3) шкуры животных
4) вазы

4. Найдите лишнее. В одежду скифов входили:

а) длинные штаны;
б) сапожки;
в) хитон;
г) кафтан.

V. Итог урока

– Сегодня на уроке мы с вами узнали, что в VIII–VI веке греки до н.э. основали множество колонии. Где бы они не жили греки, они считали себя единым народом – эллинами. Их объединяла общая культура, язык, традиции и обычаи и религия.

VI. Домашнее задание: Параграф 32. Составить рассказ от имени переселенца-колониста.

Первая греческая колония на черноморских берегах возникла в 8 веке до н. э. , именно там, куда пристали мифические аргонавты - в устье реки Риони (по-гречески - Фасис) . Примерно в то же время основаны колонии на юге Черного моря - Синоп и Трапезунд (Трабзон) . В следующем столетии появились Истр и Ольвия (на северо-западе) , Танаис и Пантикапей - на севере.
К тому времени, когда совершил свое путешествие в Черное море (а это было около 260 года до н. э.) «отец истории» и великий географ античности Геродот, побережье Черного моря было уже освоено греческими колонистами. Геродот подробно записывал все свои впечатления, как и подобает научному исследователю. Здесь он был первым. Посетив Милетскую колонию на берегу Малой Азии, корабль вошел в проливы, ведущие в Понт Эвксинский (Море Гостеприимное) . Геродот назвал его «самым замечательным из морей, которым нельзя не любоваться» . Вспомнил Геродот о том, что полвека прошло с того времени, когда его земляк Мандрокл (тоже с острова Самос) построил через пролив Босфор (его наименьшая ширина - 14 м) по приказу персидского царя Дария мост, по которому войска завоевателя вторглись в Скифию.
Корабль двинулся вдоль восточного берега моря на север, не пропуская ни одного приморского поселения. И наконец достиг крупнейшей колонии в устье реки Гипанис (Южный Буг - Ольвия) . Ее построили выходцы из Милета. Несколько месяцев прожил Геродот в Ольвии, совершив плавания вверх по Южному Бугу до места, которое скифы называли «Священные пути» , побывал в лесах Борисфена (Днепра) , где познакомился с образом жизни скифов-землепашцев. Огромное впечатление произвели на Геродота бескрайние степи Северного Причерноморья, с их густым многотравьем, леса в низовьях Борисфена. Днепровские плавни удивили обилием птиц и рыбы, среди которой нередки и осетры. Узнал Геродот, что к северу от Скифии большую часть года выпадает снег и там среди озер, из которых вытекают реки, живет племя невров, каждую зиму превращающихся в волков (на самом-то деле они, видимо, просто одевались в шкуры) . Возможно, это предки славян.
Борисфен и Гипанис впадают, по Геродоту, в большое озеро (на самом деле это Днепро-Бугский лиман) . Кроме двух этих рек, Геродот пишет и об Истре (Дунае) , называя его «величайшей из всех известных рек» , Тире (Днестре) , Танаисе (Доне) и его притоке Гиркисе (Северском Донце) .
Собрал Геродот сведения и о живущих к востоку от Скифии, в степях Волго-Донского водораздела, савроматах. Через их земли текут реки Оар (Волга) и Яик (Урал) . К северу от них, в непроходимых лесах, обитают рыжеволосые и голубоглазые будины, поедающие шишки. В окружении кочующих будинов, на отвоеванных у леса участках, живут потомки греков - земледельцы и садоводы; еще восточнее, в предгорьях неприступных Рифейских гор (Урала) , - плосколицые аргипеи, питающиеся молоком и черешней. А в самых горах, как рассказывают эти люди, очевидно, принадлежащие к монголоидной расе, обитают люди с козьими ногами и те, что спят по шесть месяцев в году. «Но я совсем этому не верю» , - замечает Геродот, хотя в этом сообщении содержится информация о северных широтах, где полгода господствует ночь.
Затем Геродот покинул Скифию. На попутном корабле он пересек море и оказался на южном берегу Понта, в живописной бухте Синоп. Там он пересел на корабль, направлявшийся за вином, фруктами, медом, корабельным лаком и смолой в страну, которую некогда посетили мифические аргонавты, в Колхиду. По пути были заходы и в другие колонии, расположившиеся в устьях рек. Наконец, прибыли в Фасис, в устье Риони. Геродот удивился, увидев среди жителей Колхиды темнокожих людей с курчавыми волосами. Ему говорили, что это потомки египтян, приплывших на кавказский берег Черного моря на корабле одного из египетских фараонов. И это было очень давно.

3. Греческие колонии на северном побережье Черного моря 112

Как мы уже отмечали113, греческие города на северном побережье Черного моря играли важную роль в развитии международной коммерции, служа связующим звеном между средиземноморским бассейном и Евразией. В этом смысле они были предшественниками генуэзских и венецианских городов на Черном море, которое играло ту же роль в монгольский период с тринадцатого до пятнадцатого веков н.э. С социологической точки зрения существовало, однако, большое различие между древними греческими и средневековыми итальянскими городами. Последние были простыми коммерческими факториями, в то время как роль первых не сводилась только к коммерческим функциям. Некоторые из греческих городов скифского периода были полноценно развитыми сообществами, в которых процветала не только торговля, но и искусство и ремесла; сельское же хозяйство достигло высокого уровня в соседних районах. Так греческие города этого периода стали важными культурными центрами. Кроме того, они были тесно связаны с собственно городами Греции, равно как и с малазийскими, оставаясь частью целостности эллинского мира. Они, следовательно, служили мостом между греческим миром и скифами. Греческие художники и ремесленники исполняли заказы скифских королей и вельмож, приспосабливаясь к скифским художественным требованиям. Итак, новый художественный стиль, который может быть назван греко-скифским стилем, был создан, повлияв в свою очередь на развитие греческого искусства в более поздний, так называемый эллинистический период.

Большинство греческих городов на северном побережье Черного моря были основаны колонистами, прибывшими из Милета, Клазомен и других греческих городов Малой Азии. В шестом веке до н.э. малазийские греки признали власть персидского царя. Это вылилось в удачную ситуацию для греческих городов с точки зрения международной торговли. Персидское царство было тем, что может быть названо «мировой империей», простираясь от Эгейского моря на западе до рек Инда и Джазарта на востоке. Оно включало такие провинции как Малая Азия, Транскавказ и Месопотамия и продолжало культурные традиции хеттов, урартцев и ассиро-вавилонцев.

Греческие города побережья Малой Азии служили связующим звеном между передней Азией, средиземноморским бассейном и черноморскими степями, тогда как греческие города на северной части Черного моря уподоблялись многим аванпостам старых городов Малой Азии. Греческие торговцы Ольвии, Херсонеса и Киммерийского Боспора служили посредниками в торговых связях между Персидским царством и скифами. В V в. до н.э. большинство греческих городов на Эгейском побережье эмансипировались от власти Персии. И собственно Греция и в особенности Афины стали ведущей силой. В течение столетия от 477 до 377 г. коммерческие пути находились под экономическим и политическим контролем Афин, несмотря на тот факт, что в конце пятого века могущество Афин было значительно поколеблено Пелопонесской войной. В целом, условия развития поселений на побережье Черного моря были менее благоприятными в период афинской гегемонии, нежели во время персидского владычества.

С исторической точки зрения Боспорское царство на Керченском проливе, которое просуществовало от VI века до н.э.до VI века н.э., было предшественником русского владычества в Тьмутаракани с IX по XI столетие н.э. Существовало несколько греческих городов в царстве на обоих берегах Керченского пролива. Они были основаны в седьмом и шестом столетиях до н.э. Большинство из них, возможно, строились на местах более древних поселений здешних жителей киммерийского периода. Первые греческие города к востоку от Керченского пролива были основаны колонистами из Карии. Позднее новые поселенцы приехали из Милета. Они обосновались на крымской стороне пролива. Город Пантикапей, ставший столицей Боспорского царства, был изначально милетской колонией. Экономически Боспорское царство базировалось на торговле между Малой Азией и Транскавказом, с одной стороны, и Азовским и Донским регионами - с другой. Среди товаров, идущих из Транскавказского региона, металл и металлические изделия играли важную роль. Рыба и зерно прибывали в ответ из Донского и Азовского регионов.

Город Пантикапей изначально имел аристократическую конституцию. В пятом столетии до н.э. он стал столицей монархии. Боспорское царство стало результатом необходимого компромисса между греческими пришельцами и местными племенами, греки были недостаточно многочисленны для колонизации всей страны. Они оставались главным образом в городах. С другой стороны, местные яфетидские и иранские племена, в основном известные как синды и мэоты, были в большинстве за пределами городов и неохотно подчинялись грекам. Имели место некоторые столкновения, и в конце концов местный магнат, принадлежавший к здешней, но совершенно эллинизированной семье, захватил власть и объявил себя царем синдов и мэотов под именем Спартока I (438/7 - 433/2 до н.э.). В то время как он был признан царем местными племенами, город Пантикапей признал его лишь как archon («главу»). Фактически он имел полноту власти над греками и контролировал армейскую администрацию через chiliarchog («командира тысячи», сравни тысяцкого в средневековой Руси).

После установления монархического правления в Боспоре страна стала достаточно сильной, чтобы защитить себя от вторжения скифов и других степных племен. В некоторых случаях боспорские цари платили дань скифам, чтобы не начинать войны. Они могли себе позволить откупиться, поскольку царство достаточно процветало. Торговля зерном была основой экономической стабильности. Боспорские цари старались монополизировать эту линию торговли в восточных районах Черного моря. Согласно договору о дружбе с Афинами (434/3 до н.э.), боспорский царь должен был снабжать Афины зерном. После продолжительной борьбы с городом Гераклея, царь Левкои (389/8 - 349/8 до н.э.) завоевал важный порт Феодосию, таким образом обеспечив монополию торговли зерном. В результате Боспорское царство в пятом и четвертом веках было главным зернопроизводителем для Греции. В правление Лейкона 670.000 медимнов (около 22.000 тонн) зерна экспортировалось ежегодно в Аттику, что достигало половины всего импорта зерна в Аттику.

Вслед за этими городами Херсонес являлся наиболее важным греческим центром в Крыму. Он был одной из самых жизнеспособных ранних греческих колоний здесь, процветающих еще в византийский период. В десятом веке н.э. Херсонес, известный как Корсунь в русских летописях, некоторое время контролировался киевскими князьями. Изначально он был колонией, основанной Гераклеей, которая в свою очередь являлась колонией Мегары. Гераклея была основана в 599 г. до н.э. Точная дата основания Херсонеса неизвестна; Геродот ее не упоминает. Документальные свидетельства относительно Херсонеса берут начало в четвертом веке до н.э. В этом столетии была воздвигнута древнейшая городская стена.

Географическое положение Херсонеса было менее благоприятным, нежели у боспорских городов, поскольку он находился вдали от Азовского и Донского регионов. С другой стороны, он был лучше защищен от набегов кочевников и имел отличные портовые сооружения. Он также ближе расположен к южному побережью Черного моря, чем какой-либо иной город северного побережья. Херсонес вошел в тесные отношения с Афинами во времена афинского преобладания. Афинское влияние было сильным в жизни и искусстве города до середины четвертого века до н.э., после чего херсонесские вазы, золотые украшения, терракота и т. д. приблизились к стандартам Малой Азии.

С точки зрения его политической организации в скифский период Херсонес представлял демократию. Вся власть принадлежала народному собранию, и все общественные деятели избирались. Фактически наиболее значимые вопросы сначала обсуждались городским советом и затем докладывались ассамблее. Была обнаружена интересная надпись третьего века до н.э., содержащая текст клятвы, требовавшейся от херсонесского официального лица. Она обязывала его не нарушать демократического порядка и не передавать информации грекам или «варварам», которая может нанести ущерб интересам города. Многие граждане имели поля и виноградники за пределами городских стен; иногда они арендовались, в других случаях сам владелец возделывал землю. Город контролировал все западное побережье Крымского полуострова и часть плодородных степных внутренних земель в его северной части.

На северо-западе Крыма лидирующее положение принадлежало Ольвии, «городу борисфенитов», который находился в устье Буга и обеспечивал целостность бугоднестровского устья. Таким образом, город занимал благоприятную позицию с точки зрения коммерческих путей, пролегавших на север в глубь территории. Здесь будет не лишним упомянуть, что днепровское широкое устье также играло важную роль в коммерческом обмене между Киевской Русью и Византией. Русско-варяжские князья пытались жестко контролировать устье Днепра, которое предлагало подобающий пункт для торговцев Руси на их пути в Константинополь. Русские основали свое селение в устье Днепра в Олешье. Геополитически Олешье тогда играло роль, схожую с ролью Ольвии в более ранний период.

Ольвия, колония Милета, была основана во второй половине седьмого столетия до н.э. Изначально она должна была быть рыболовецкой деревней. Рыба и позже составляла важную часть в ее торговле. Земледелие также развивалось. Ольвия имела теснейшие связи со скифским миром всех греческих колоний. Она платила дань скифским царям и в ответ пользовалась их поддержкой. Ее торговцы сплавляли свои товары в глубь территории вверх по Бугу и Днепру. В дополнение Ольвия являлась начальным пунктом великого наземного караванного пути к регионам Волги и Камы на северо-востоке114..

Ольвийские греки имели постоянные связи с местными соседями, что привело к значительному обмену взаимовлияниями в искусстве, ремесле, стилях жизни и т. д. В пятом и начале четвертого столетия до н.э. город имел дружеские связи с Афинами. В период преобладания Македонии отношения Ольвии с греческой родиной не были столь удачными. Около 330 г. до н.э. город был осажден Зопирионом, наместником царя Александра Великого во Фракии. Для объединения всего своего населения против захватчиков оливийцы приняли радикальные меры: местное население получило гражданство и рабы были освобождены. Многие надписи, датируемые началом третьего века до н.э. проливают некоторый свет на экономические условия в Ольвии. Как можно увидеть из некоторых из них, богатый гражданин по имени Протоген одолжил городу 1000 золотых, частично беспроцентно, для покупки зерна. В дополнение он обеспечил себя 2500 медимнами пшеницы по сниженной цене.

Подобно Херсонесу, Ольвия была демократией. До 330 г. до н.э. лишь греки среди населения города обладали политическими правами, включая голосование в совете.

Из книги Древняя Русь автора

КАВКАЗ И ГРЕЧЕСКИЕ ГОРОДА НА СЕВЕРНОМ ПОБЕРЕЖЬЕ ЧЕРНОГО МОРЯ82. В то время как бронза преобладала в Сибири в течение скифо-киммерийской эпохи, Кавказ стремительно входил в железный век. Древнейшие железные предметы, найденные в кобанских могилах, могут датироваться

Из книги Древняя Русь автора Вернадский Георгий Владимирович

4. Боспорское царство и греческие города на северном побережье Черного моря 206 Беспокойный период борьбы между скифами и сарматами (третье и второе столетия до н.э.) болезненно задел жизнь греческих городов Тавриды. Медленно сдавая позиции под напором сарматов, часть

Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора Ключевский Василий Осипович

Греческие колонии Северные берега Чёрного моря и восточные Азовского ещё задолго до нашей эры были усеяны греческими колониями, главными из которых были: Ольвия, выведенная из Милета за 6 веков до р. х., в глубине лимана Восточного Буга (против Николаева), Херсонес

автора Боханов Александр Николаевич

Из книги История русской армии. Том третий автора Зайончковский Андрей Медардович

Из книги Вторая мировая война автора Уткин Анатолий Иванович

У Черного моря Между январем и мартом 1944 года ценой огромного напряжения советская военная промышленность выдала фронту более 5 тысяч орудий и около 5 тысяч танков, и почти все они получили адресное назначение на Украину - украинским фронтам. На самом юге Украины

Из книги История Русской мафии 1995-2003. Большая крыша автора Карышев Валерий

Из книги Покорение Сибири. От Ермака до Беринга автора Ципоруха Михаил Исаакович

Казаки и промышленники выходят на побережье Охотского моря Москвитин не только первым из русских вышел на побережье Тихого океана, открыл Охотское море - ему довелось первому увидеть Шантарские острова, и он привез в Якутск первые достоверные сведения об Амуре. Для

Из книги Цивилизации автора Фернандес-Арместо Фелипе

Из книги Украина: история автора Субтельный Орест

Греческие колонии в Украине Не только волны степной миграции приносили в Украину все новых и новых гостей - приносили их и волны Черного моря.Еще за тысячу лет до Рождества Христова крохотная Греция была не только густо заселена, но и до предела перенаселена своим

Из книги Эпоха Куликовской битвы автора Быков Александр Владимирович

СТОЛИЦА ЧЕРНОГО МОРЯ После разгрома на Марице в 1371 году Сербия стала вассалом турок. Вскоре ее примеру принуждена была последовать и Византия. Весной 1373 года император Иоанн V, уже как вассал султана, лично должен был привести византийские вспомогательные войска на

Из книги Дунай: река империй автора Шарый Андрей Васильевич

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Сахаров Андрей Николаевич

§ 2. Иранцы юга и греческие колонии в Северном Причерноморье Согласно старейшим письменным источникам, древнейшим населением Северного Причерноморья были киммерийцы. Именно их называет «отец истории» Геродот, которому мы обязаны основным комплексом известий об этом

Из книги История России IX–XVIII вв. автора Моряков Владимир Иванович

ГЛАВА I Первобытнообщинный строй. Греческие колонии Северного Причерноморья. Скифы Первобытнообщинный строй занимает самый большой период в жизни человечества, начиная с появления человека (около 2,5 миллионов лет тому назад) до образования классовых обществ.

Из книги Россия и русские в современном мире автора Нарочницкая Наталия Алексеевна

От Балтики до Черного моря Россия, СНГ и Запад: геополитический и историко-философский аспект Отрывок из книги Н.А.Нарочницкой «Россия и русские в мировой истории». Глава была написана в 1998 г.Когда в декабре 1991 года был упразднен СССР и на его обломках провозглашено

Из книги Пролив в огне автора Мартынов Валериан Андреевич

«Комендант» Чёрного моря К середине августа 1942 года ожесточенные бои велись на подступах к Новороссийску, в северо-восточной части Таманского полуострова, на перевалах Кавказского хребта.На туапсинском направлении, ведя наступление из района Майкопа, противник

В Древней Греции к VI в. до н.э. сложилось множество независимых государств (полисов). Греки были высокоразвитым народом. Они были хорошими воинами, умелыми торговцами, искусными ремесленниками. Кроме того, греки были отличными мореплавателями. Их жизнь во многом была связана с морем. Потому что Греция была со всех сторон окружена морями (см. карту). Земля Греции покрыта горами, часто по морю было добираться быстрее, чем по суше. Греки хорошо изучили окружающие их моря.

События

VIII-VI вв. до н. э. - Великая греческая колонизация.

Колонизацией греки называли основание новых поселений - независимых полисов в дальних землях.

Метрополией (дословно переводится как «город-мать») назвалось то государство, которое основало колонию. Колония не становилась зависимой от метрополии, это было самостоятельное государство.

Зачем греки основывали колонии?

  • Греция - небольшая страна. Когда увеличивалось население, сложно было его прокормить. Не хватало хлеба, к тому же в гористых районах его было очень сложно выращивать.
  • В Греции нередки были столкновения знати и демоса. Проигравшая группировка часто изгонялась из полиса и вынуждена была искать новое место жительства.

Где греки основывали колонии?

  • Все колонии Древней Греции были приморскими.
  • Греки основывали новые полисы на берегах Средиземного и Чёрного морей, по берегам Европы, Азии и Африки.

Известные греческие колонии (см. карту):

Запад - Сиракузы, Неаполь, Массилия.

Восток - Ольвия, Херсонес, Пантикапей. Соседями греков в этих краях были скифы.

Юг - Кирена.

Из колоний греки везли:

  • зерно,
  • металлы,
  • рабов.

Из Греции в колонии ввозилось:

  • оливковое масло,
  • вино.

Как повлияла колонизация на жизнь древних греков?

  • Развивались ремёсла,
  • повысился уровень жизни,
  • новый приток рабов,
  • расширился кругозор греков.

Участники

Рис. 1. Колонии Греции ()

Греки научились строить прочные деревянные корабли. Купцы везли на них изделия ремесленников и другие греческие товары в заморские страны. Шерстяными тканями славился Милет - греческий город в Малой Азии. Лучшее оружие производили в городе Коринфе, а лучшие гончарные изделия - в Афинах.

Сначала купцы лишь на короткое время приставали к чужим берегам для обмена товарами с местными жителями. Затем греческие торговые города стали основывать свои постоянные колонии на побережьях Средиземного и Черного морей (рис. 1).

В Греции было много желающих переселиться в колонии: ремесленников, надеявшихся найти там хороший сбыт своим изделиям, крестьян, потерявших землю, людей, вынужденных бежать со своей родины. Борьба демоса и знати в греческих полисах заставляла многих греков покидать родину. Гесиод писал, что бедняки уезжали, «чтобы от долгов освободиться и голода злого избегнуть». При победе знати ее противники вынуждены были бежать, спасаясь от мести победителей. Демос, добившись власти, изгонял враждебных ему аристократов. «Я на корабль беглеца пышный мой дом променял», - писал изгнанный аристократ.

Город, основывающий новую колонию, отправлял туда целую флотилию военных и торговых кораблей (рис. 2).

Рис. 2. Греческий торговый корабль ()

В чужой стране греки захватывали земли возле удобной бухты или в устье реки. Здесь они строили город и окружали его крепостной стеной. Переселенцы устраивали ремесленные мастерские, обрабатывали около города землю, разводили скот, торговали с племенами, жившими в глубине страны. У местных племен греки приобретали рабов. Часть рабов оставляли работать в колониях, а часть отправляли для продажи в Грецию.

Многие колонии не уступали по величине большим городам Греции. Греки не удалялись далеко от моря. Один древний писатель сказал, что они сидели на берегу моря, как лягушки сидят вокруг пруда.

В Греции благодаря торговле с колониями увеличился спрос на ремесленные изделия, а это способствовало дальнейшему развитию в ней ремесел и торговли. Стали быстро расти греческие города, расположенные возле удобных гаваней. Привоз рабов из колоний вел к развитию в Греции рабовладения.

Хотя греки расселились на огромной территории, они продолжали говорить на родном языке. Себя они называли эллинами, а свою родину - Элладой. В странах же, где возникли колонии, распространялась греческая культура - эллинизм.

На берегах Черного и Азовского морей сохранились развалины древних греческих городов - остатки крепостных стен, домов, храмов. Археологи находят среди развалин и в гробницах монеты, изделия ремесленников, надписи на греческом языке. Часть изделий изготовлена здесь, а часть привезена из Греции. На берегу Керченского пролива стоял один из наиболее древних и крупных греческих городов на юге нашей страны - Пантикапей (рис. 3).

Рис. 3. Пантикапей (Реконструкция) ()

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс - М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.
  1. W-st.ru ()
  2. Xtour.org ()
  3. Historic.ru ()

Домашнее задание

  1. Найдите на карте и опишите местоположение крупнейших греческих колоний: Массилия, Тарент, Сиракузы, Кирена, Милет.
  2. Назовите основные причины основания греческих колоний.
  3. Какой образ жизни вели греки на чужбине?
  4. Как повлияло распространение греческой культуры на местное население?

В Древней Греции к VI в. до н.э. сложилось множество независимых государств (полисов). Греки были высокоразвитым народом. Они были хорошими воинами, умелыми торговцами, искусными ремесленниками. Кроме того, греки были отличными мореплавателями. Их жизнь во многом была связана с морем. Потому что Греция была со всех сторон окружена морями (см. карту). Земля Греции покрыта горами, часто по морю было добираться быстрее, чем по суше. Греки хорошо изучили окружающие их моря.

События

VIII-VI вв. до н. э. - Великая греческая колонизация.

Колонизацией греки называли основание новых поселений - независимых полисов в дальних землях.

Метрополией (дословно переводится как «город-мать») назвалось то государство, которое основало колонию. Колония не становилась зависимой от метрополии, это было самостоятельное государство.

Зачем греки основывали колонии?

  • Греция - небольшая страна. Когда увеличивалось население, сложно было его прокормить. Не хватало хлеба, к тому же в гористых районах его было очень сложно выращивать.
  • В Греции нередки были столкновения знати и демоса. Проигравшая группировка часто изгонялась из полиса и вынуждена была искать новое место жительства.

Где греки основывали колонии?

  • Все колонии Древней Греции были приморскими.
  • Греки основывали новые полисы на берегах Средиземного и Чёрного морей, по берегам Европы, Азии и Африки.

Известные греческие колонии (см. карту):

Запад - Сиракузы, Неаполь, Массилия.

Восток - Ольвия, Херсонес, Пантикапей. Соседями греков в этих краях были скифы.

Юг - Кирена.

Из колоний греки везли:

  • зерно,
  • металлы,
  • рабов.

Из Греции в колонии ввозилось:

  • оливковое масло,
  • вино.

Как повлияла колонизация на жизнь древних греков?

  • Развивались ремёсла,
  • повысился уровень жизни,
  • новый приток рабов,
  • расширился кругозор греков.

Участники

Рис. 1. Колонии Греции ()

Греки научились строить прочные деревянные корабли. Купцы везли на них изделия ремесленников и другие греческие товары в заморские страны. Шерстяными тканями славился Милет - греческий город в Малой Азии. Лучшее оружие производили в городе Коринфе, а лучшие гончарные изделия - в Афинах.

Сначала купцы лишь на короткое время приставали к чужим берегам для обмена товарами с местными жителями. Затем греческие торговые города стали основывать свои постоянные колонии на побережьях Средиземного и Черного морей (рис. 1).

В Греции было много желающих переселиться в колонии: ремесленников, надеявшихся найти там хороший сбыт своим изделиям, крестьян, потерявших землю, людей, вынужденных бежать со своей родины. Борьба демоса и знати в греческих полисах заставляла многих греков покидать родину. Гесиод писал, что бедняки уезжали, «чтобы от долгов освободиться и голода злого избегнуть». При победе знати ее противники вынуждены были бежать, спасаясь от мести победителей. Демос, добившись власти, изгонял враждебных ему аристократов. «Я на корабль беглеца пышный мой дом променял», - писал изгнанный аристократ.

Город, основывающий новую колонию, отправлял туда целую флотилию военных и торговых кораблей (рис. 2).

Рис. 2. Греческий торговый корабль ()

В чужой стране греки захватывали земли возле удобной бухты или в устье реки. Здесь они строили город и окружали его крепостной стеной. Переселенцы устраивали ремесленные мастерские, обрабатывали около города землю, разводили скот, торговали с племенами, жившими в глубине страны. У местных племен греки приобретали рабов. Часть рабов оставляли работать в колониях, а часть отправляли для продажи в Грецию.

Многие колонии не уступали по величине большим городам Греции. Греки не удалялись далеко от моря. Один древний писатель сказал, что они сидели на берегу моря, как лягушки сидят вокруг пруда.

В Греции благодаря торговле с колониями увеличился спрос на ремесленные изделия, а это способствовало дальнейшему развитию в ней ремесел и торговли. Стали быстро расти греческие города, расположенные возле удобных гаваней. Привоз рабов из колоний вел к развитию в Греции рабовладения.

Хотя греки расселились на огромной территории, они продолжали говорить на родном языке. Себя они называли эллинами, а свою родину - Элладой. В странах же, где возникли колонии, распространялась греческая культура - эллинизм.

На берегах Черного и Азовского морей сохранились развалины древних греческих городов - остатки крепостных стен, домов, храмов. Археологи находят среди развалин и в гробницах монеты, изделия ремесленников, надписи на греческом языке. Часть изделий изготовлена здесь, а часть привезена из Греции. На берегу Керченского пролива стоял один из наиболее древних и крупных греческих городов на юге нашей страны - Пантикапей (рис. 3).

Рис. 3. Пантикапей (Реконструкция) ()

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс - М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.
  1. W-st.ru ()
  2. Xtour.org ()
  3. Historic.ru ()

Домашнее задание

  1. Найдите на карте и опишите местоположение крупнейших греческих колоний: Массилия, Тарент, Сиракузы, Кирена, Милет.
  2. Назовите основные причины основания греческих колоний.
  3. Какой образ жизни вели греки на чужбине?
  4. Как повлияло распространение греческой культуры на местное население?