Чтобы найти границу между Европой и Азией, для начала потребуется открыть географический атлас. Вы увидите, что чаще всего граница между этими частями света идёт по восточной подошве Уральских гор, Мугоджар, а также реке Эмба, вдоль северного берега Каспийского моря, по Керченскому проливу и Кумо-Манычской впадине. По нашей стране общая протяжённость границы составляет более пяти с половиной тысяч километров. Из них 2000 км тянутся вдоль Уральского хребта, а девятьсот метров вдоль Каспийского моря.

Стоит отметить, что в отдельных источниках граница между Европой и Азией определяется по водоразделу Уральского хребта, а именно – по реке Урал, а также водоразделу Кавказского хребта.

Как проходит граница

Теперь рассмотрим подробней, где граница Европы и Азии. Как мы уже отмечали ранее, её линия начинается от побережья Карского моря. Она идёт, начиная с восточной подошвы Уральского хребта. Линия границы проходит между Республикой Коми и Ненецким автономным округом с Запада и Ханты-Мансийским и Ямало-ненецким округом с востока.

Затем граница идёт восточней административной границы между двумя областями – с запада Пермского края, а с Востока – Свердловской области. Юго-западные районы последней при этом остаются в Европе.

Далее граница оставляет в Европе Саткинский, Катав-Ивановский и Ашинский районы Челябинской области, а кроме того – западные территории городов и районов областного подчинения, граничащих с Башкирией. Граница делит также Оренбургскую область, оставляя в Европе большую часть её территории. По Актюбинской области Казахстана граница продолжается уже к югу. Там она идёт по восточному подножию Мугоджара и выходит к Прикаспийской низменности по реке Эмбе. Затем через Каспийское море попадает к устью реки Кумы, после проходит по Кумо-Манычской впадине к низовьям Дона и далее уходит по берегу Азовского моря с южной стороны.

Существует и альтернативный вариант, по которому граница проводится по водоразделу Уральского края и Кавказа. Узнать, какая из версий истинна, поможет исторический, географический обзор континента.

Ранние представления

С далекой древности люди задавались вопросами о том, где заканчивается земля, что представляют собой части света. Около 3-х тысячелетий назад суша впервые была условно поделена на 3 области: Запад, Восток и Африку.

Античные греки считали, что граница между Азией и Европой проходит по Черному морю. В то время оно называлось Понту. Римляне сдвинули границу к Азовскому морю. По их мнению, разделение шло по акватории Меотиды, включая Керченский пролив между Европой и Азией и

В своих трудах Полибий, Геродот, Пампоний, Птолемей и Страбон писали, что граница между частями света исторически должна быть проведена по побережью Азовского моря, плавно переходя к руслу Дона. Такие суждения оставались истинными вплоть до 18 века нашей эры. Аналогичные выводы были представлены и русскими теологами в книге «Космография», датируемой 17-м столетием. Тем не менее в 1759 году М. Ломоносов заключил, что граница между Азией и Европой должна проводиться по рекам Дон, Волга и Печора.

Представления 18-19 веков

Постепенно понятия о разделении частей света стали складываться воедино. В средневековых арабских летописях границей значились акватории рек Камы и Волги. Французы считали, что линия деления проходит по руслу Оби.

В 1730 году предложение о проведении границы по бассейну Уральских гор выдвинул шведский ученый Страленберг. Идентичную теорию чуть ранее в своих авторских трудах обозначил и русский теолог В. Татищев. Он опроверг идеи о разделении частей света только по рекам Российский империи. По его мнению, граница между Азией и Европой должна быть проведена от Великого Пояса до побережья Каспийского моря и Таурисских гор. Таким образом, обе теории сходились в одном - разделение проходит по акватории Уральского хребта.

Некоторое время идеи Страленберга и Татищева оставались без внимания. В конце 18 века признание подлинности их суждений было отражено в трудах Полунина, Фалька, Щуровского. Единственное, в чем ученые были не согласны, это в проведении границы по Миассу.

Еще в 1790-х географ Паллас предложил ограничить разделение южными склонами рек Волги, Общего Сырта, Маныч и Ергени. Из-за этого к Азии относилась Прикаспийская низменность. В начале 19 века граница была вновь отодвинута чуть западнее - к реке Эмбе.

Подтверждение теорий

Весной 2010 года российским Обществом географов была организована масштабная экспедиция на территорию Казахстана. Целью похода значилась ревизия общеполитических взглядов на линию разделения частей света - горный хребет (ниже см. фото). Граница Европы и Азии должна была проходить по южной части Уральской возвышенности. В результате экспедиции ученые определили, что разделение находится немного поодаль от Златоуста. Далее Уральский хребет распадался и терял выраженную ось. В этой местности горы разделяются на несколько параллелей.

Между учеными встала дилемма: какой из распавшихся хребтов считать границей частей света. В ходе дальнейшей экспедиции было установлено, что корректное разделение должно проходить по берегам рек Эмба и Урал. Только они способны четко представить истинные границы материка.

Другой версией было установление оси деления по восточному перешейку Прикаспийской низменности. Доклады российских ученых были приняты во внимание, однако рассмотрения Международным союзом они так и не дождались.

Современная граница

Долгое время политические взгляды не давали европейским и азиатским державам договориться о конечном разделении частей света. Тем не менее в конце 20 века определение официальной границы все же состоялось. Обе стороны исходили из культурных и исторических концепций.

На сегодняшний день ось деления Европы и Азии идет через Эгейское, Мраморное, Черное и Каспийское моря, проливы Босфор и Дарданеллы, акваторию Урала вплоть до Ледовитого океана. Такая граница представлена в международном географическом атласе. Таким образом, Урал - единственная река между Европой и Азией, через которую проходит разделение.

По официальной версии, Азербайджан и Грузия частично находятся на территории обеих частей света. Стамбул и вовсе является трансконтинентальным городом из-за принадлежности пролива Босфор и к Азии, и к Европе. Аналогичная ситуация обстоит и со всей страной Турцией. Примечательно, что город Ростов также принадлежит Азии, хоть и находится на территории России.

Точное деление по Уралу

Вопрос о пограничной оси между частям света неожиданно открыл активную дискуссию среди жителей и властей Екатеринбурга. Дело в том, что этот город между Европой и Азией находится на данный момент в нескольких десятках километров от зоны условного деления. С учетом стремительного территориального роста Екатеринбург уже в ближайшие годы может унаследовать судьбу Стамбула, став трансконтинентальным. Примечательно, что в 17 км от Ново-Московского тракта уже возведен мемориал, показывающий границу частей света.

Куда интереснее ситуация обстоит в окрестностях города. Здесь находятся и большие акватории, и горные хребты, и населенные пункты. На данный момент граница проходит по водоразделу Среднего Урал, поэтому пока эти области остаются в Европе. Это касается и Новоуральска, и гор Котел, Березовая, Варначья, Храстальная, и Сей факт ставит под сомнение правильность возведения на Ново-Московском тракте пограничного мемориала.

Трансконтинентальные государства

На сегодняшний день Россия - самая большая по пограничной территории страна между Европой и Азией. Такие сведения были озвучены еще в конце 20 века на саммите ООН. Всего трансконтинентальных государств насчитывается пять, включая Российскую Федерацию.

Из остальных следует выделить Казахстан. Эта страна не входит ни в Совет Европы, ни в азиатский аналог. Республика с площадью в 2,7 миллионов кв. км и населением около 17,5 млн человек имеет межконтинентальный статус. Сегодня она входит в Евразийское Сообщество.

Под юрисдикцию Совета Европы попадают такие пограничные страны, как Армения и Кипр, а также Турция, Грузия и Азербайджан. С Россией отношения определены только в рамках договоренного регламента.

Все эти государства считаются трансконтинентальными. Особняком среди них стоит Турция. Она занимает всего 783 тысячи кв. км, однако является одним из важнейших торговых и стратегических центров Евразии. За влияние в этом регионе до сих пор борются представители НАТО и Евросоюза. Численность населения здесь составляет более 81 миллиона человек. Турция имеет выход сразу к четырем морям: Средиземному, Черному, Мраморному и Эгейскому. Граничит с 8 странами, включая Грецию, Сирию и Болгарию.

Трансконтинентальные мосты

В общей сложности на все сооружения было потрачено свыше 1,5 миллиардов долларов. Главный мост между Азией и Европой лежит через пролив Босфор. Его длина составляет более 1,5 километров при ширине в 33 м. Босфорский мост является подвесным, то есть основные крепления находятся сверху, а само сооружение имеет форму дуги. Высота в центральной точке равна 165 метрам.

Мост не отличается живописностью, однако считается главным межконтинентальным символом Стамбула. На строительство властями было потрачено порядка 200 миллионов долларов. Стоит отметить, что пешеходам подниматься на мост строго запрещено, чтобы исключить случаи самоубийства. Проезд для транспорта платный.

Также можно выделить пограничные мосты в Оренбурге и Ростове.

Трансконтинентальные памятные знаки

Большинство обелисков находится на Урале, в Казахстане и Стамбуле. Из таковых следует выделить памятный знак у пролива Югорский Шар. Находится он на и является самой северной точкой границы Европы и Азии.

Крайние восточные координаты трансконтинентальной оси отмечены знаком в верховье реки Малой Щучьей.

Из обелисков можно выделить памятники у поселка Промысла, на станции Уральский Хребет, на перевале Синегорский, на горе Котел, в Магнитогорске и др.

И мне предстоит побывать в двух городах (Оренбург и Екатеринбург), которые, в частности, позиционируют себя как города находящиеся на границе Европы и Азии. Так ли это на самом деле?

Постановка вопроса. Границу между Европой и Азией начали проводить еще древние греки, которые, как известно, сами и изобрели эти псевдо-географические понятия. Вот уже 2,5 тысячелетия народы, относящие себя к цивилизации, где ценятся индивидуальные свободы человека (Европа) экстраполируют на реки, моря и горы свое ментальное размежевание с цивилизацией, где таковые свободы ценятся в гораздо меньшей степени или же совсем игнорируются (Азия). Что интересно, граница между Европой и Азией на всем ее извилистом протяжении обосновывается сугубо географическими доводами. Вообще, подвергать сомнению идею древних греков о том, что сама природа разделила людей на два разных мира, в науке не принято, - ведь с кого же, как не с этих самых эллинов и началась наука? Поэтому Европа и Азия всегда будут разделены не только в культурном сознании людей, но и на географической карте. Вопрос в том, чтобы точно обозначить границы. Вот тут начинается самое интересное.

Античность и Средние века. "Отец истории" Геродот (ок. 484 г. до н.э. - ок. 425 г. до н.э.), опираясь на авторитетные мнения своих современников, говорит о том, что граница между Европой и Азией после Понта Эвксинского (Черного моря) проходит по водам Меотиды (Азовское море) и далее по реке Танаис (Дон). Такой же точки зрения будут потом придерживаться такие светила античной географии как Страбон (ок. 64 г. до н.э. - ок. 23 г. н.э.) и Клавдий Птолемей (ок. 100 г. - ок. 170 г.). Тема будет развита уже в эпоху раннего Средневековья - в книге византийского историка VI в. Иордана "О происхождении и деяниях гетов". Цитирую источник: "Посередине Скифии есть место, которое разделяет Азию и Европу одну от другой; это - Рифейские горы, которые изливают широчайший Танаис, впадающий в Меотиду" . Итак, границей Европы и Азии по-прежнему признаются Меотида (Азовское море) и Танаис (Дон), однако "демаркационная линия" проводится дальше на восток и север - вдоль Рифейских гор, которые есть ничто иное, как Урал. Откуда было знать Иордану, что Дон течет не со склонов Уральских гор, а со склонов Среднерусской возвышенности? Фактом однако остается то, что впервые в сознании ученого мира границы Европы и Азии были отодвинуты до Урала.

Точка зрения М.В. Ломоносова. Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов в своем трактате "О слоях земных" (1757-1759), помимо прочего, попытался по-своему примирить вопиющую неосведомленность византийца Иордана о верховьях реки Дон и данные современной картографии. О разделении между Европой и Азией он пишет так: "Оное состоит не в узком перешейке, но в низкой долине, которая простирается от устьев Донских до Северного Океана, и почти везде водами дает сообщение. Ибо Дон отделяется малым расстоянием от Волги, и соединен с нею каналом. Вершины реки Вятки впадающие в Каму, а с нею и в Волгу, связаны, в вешнюю пору особливо, водяным ходом с вершинами реки Печоры" . Здесь, кстати, интересно, что М.В. Ломоносов говорит, как о чем-то реальном, о "канале" между Волгой и Доном, хотя его тогда просто не было. Суть однако в другом: границу Европы и Азии ученый проводил по Волге, верховьям Камы и далее по реке Печоре, впадающей в Северно-Ледовитый океан. Уральские горы как естественная разделительная линия вообще игнорируются - они как бы остаются на территории Азии.

В.Н. Татищев и Ф.Н. Страленберг . Так уж случилось, что точка зрения М.В. Ломоносова оказалась в истории географии маргинальной, а восторжествовала концепция, которая была обоснована двумя его старшими современниками, - причем независимо друг от друга, - российским историком Василием Никитичем Татищевым и шведским географом Филиппом Иоганном фон Страленбергом. Отдадим должное шведу - тот публично высказался по этому вопросу раньше, чем Василий Никитич. Если кто не знает, Страленберг жил в России (в Сибири) как военнопленный и вернулся в Швецию только после окончания Северной войны. В 1730 г. он издает в Стокгольме свой научный труд под названием "Историко-географическое описание северной и восточной частей Европы и Азии", в котором, в частности, обосновывает свою версию границы между Европой и Азией. Она у него проходит так: Уральские горы на всем их протяжении с севера на юг вплоть до соприкосновения с возвышенностью Общий сырт, далее по реке Самаре до места ее впадения в Волгу, по которой до г. Камышин, откуда по рекам Камышинке и Иловле до изгиба Дона, впадающего в Азовское море. Когда В.Н. Татищев познакомился с работой Ф.Н. Страленберга, это подвигло его на написание собственного трактата под названием "Общее географическое описание всея Сибири" (1736). Выяснилось, что он дважды имел встречу со Страленбергом (в Тобольске в 1720 г. и в Стокгольме в 1725 г.) и дважды советовал ему обозначать Урал как евро-азиатскую границу. И теперь, на правах инициатора идеи он более детально и, с его точки зрения, более обоснованно еще раз проработал картографическое разделение Европы и Азии. Вот она, "линия Татищева": пролив Югорский шар - Уральские горы - изгиб реки Урал (в районе г. Орск) - река Урал до Каспийского моря - устье реки Кума - Кумо-Манычская впадина - река Маныч, впадающая в Дон - Азовское море.

XX конгресс Международного Географического Союза (Лондон, 1964). Географическая наука советского периода, в целом принимая версию В.Н. Татищева, внесла и свой вклад в точное определение границы между Европой и Азией. Большая советская энциклопедия (3-е изд., 1969-1978) ссылается на решение XX конгресса Международного Географического Союза, в рамках дискуссии которого была одобрена точка зрения советских географов на вопрос пресловутой границы. Итак, с середины XX в., по крайней мере, в нашей отечественной традиции линия разделения Европы и Азии идет (с севера на юг) строго от Байдарацкой губы по восточной подошве Уральских гор, а затем по восточной же подошве Мугоджар (южный отрог Уральских гор в Казахстане). Затем линия идет по реке Эмба, впадающей в Каспийскоей море. Дальше современные географы следуют в точности за В.Н. Татищевым: устье реки Кума - Кумо-Манычская впадина - река Маныч, впадающая в Дон - Азовское море.

Что же получается? А получается, что (примем все условности этой 2,5-тысячелетней игры!) Екатеринбург, а также Нижний Тагил и Челябинск действительно находятся на границе Европы и Азии. Целиком внутри Европы находятся Оренбург и Орск, которые, согласно В.Н. Татищеву, были "пограничными". Более того, европейскими (в географическом смысле слова) городами следует признать казахстанский город Актобе (бывший Актюбинск), а также Атырау (бывший Гурьев). Интересно, что Элиста (столица Калмыкии) - это однозначно европейский (в географическом смысле слова) город, а вот Ставрополь, Краснодар и Сочи - это Азия, как ни крути...

Путешествие от столба к столбу (Билимбай — родина ракетного самолета, святые источники в Тарасково, Дедова гора и озеро Таватуй).

Несмотря на то, что внешних государственных границ через Екатеринбург не проходит, мы все по нескольку раз в день имеем возможность сновать из одной части света в другую. Вероятно, это «хронически пограничное» состояние особым образом влияет на уральский менталитет. Граница Европы-Азии – это наш Гринвич (который точка отсчета), это наш экватор (отсекающий неудачную половину) и вечный источник движения. Ведь постоянно хочется узнать: а что там, с другой стороны? Лучшая жизнь – или новое приключение?

Географический энциклопедический словарь приводит несколько вариантов проведения границы: по восточным подножиям или по гребням Урала. Однако эти понятия не являются достаточно строгими. Наиболее корректным с научной точки зрения является подход, сформулированный Татищевым. Он предложил провести границу двух частей света по водоразделу Уральских гор. При этом водораздельная линия имеет сложный характер и может смещаться.

Сейчас на Урале установлено более 20 обелисков Европа-Азия . Первый (№1) – новодел (2004 г.) на 17 км Московского тракта, который все знают, мы проехали без остановки. О правильности установки этого знака много споров. Ему приходится принимать максимальное количество официальных делегаций – безусловно, для мероприятий место удобное. Из интересного — в постамент заложены камни с крайних точек Европы (мыс Рока) и Азии (мыс Дежнёва).

На подъезде к Первоуральску с московского тракта (справа, не доезжая метров 300 до стелы с названием города) – следующий знак (№2).


Первоначально этот монумент располагался у горы Берёзовой на старом московском (Сибирском) тракте, примерно в 300 м на северо-восток от нынешнего места, но был перенесен. Рядом со знаком — родничок и табличка «начало маршрута».


Очень похоже, что эта тропинка ведет через лес к следующему знаку (№3) – самому величественному, установленному у горы Березовой в 2008 г. вместо этой четырехгранной пирамиды. Он примечателен тем, что считается первой (самой ранней) «пограничной» меткой разделения Европы с Азией, установленной на Урале. Мы едем к нему на машине: доезжаем до Первоуральска и по старому московскому тракту примерно 1 км возвращаемся назад.

Вероятнее всего это произошло в 1837 г., как указано на чугунной плите у подножия монумента. Здесь, на высшей точке Сибирского тракта, останавливались сосланные в Сибирь, прощались с Россией и брали с собой горсть родной земли.


Сначала был установлен деревянный памятник в виде острой четырехгранной пирамиды с надписями «Европа» и «Азия». Затем (в 1846 г.) он был заменён на мраморную пирамиду с царским гербом. После революции его разрушили, а в 1926 году воздвигли новый из гранита — тот, который сейчас перенесен на новый московский тракт, на въезде к Первоуральску. В 2008 г. на этом месте построили новую стелу.

В двух км от этого столба, на северном склоне горы Берёзовой, на железнодорожной станции (остановочном пункте) «Вершина» стоит еще один (№4), самый аутентичный обелиск. Автомобильной дороги к нему почти нет – но в летнее время пешком можно прогуляться. Стоя у этого (и только этого) монумента, можно наблюдать, как по стальной магистрали тяжеловесные поезда с грузом из Сибири преодолевают уральский хребет.



Он возник вместе с чугуноплавильным заводом, построенным графом Георгием Строгановым. В своё время это был единственный завод на Среднем Урале, принадлежавший клану Строгановых.

До прихода русских на этом месте было башкирское поселение Белембай («белем» — знание, «бай» — богатый, т.е. «богатый знаниями»). Постепенно название трансформировалось в Билимбай. Строгановы начали строительство в 1730 году. А 17 июля 1734 года завод выдал первый чугун.

В километре от своего устья река Билимбаевка была запружена плотиной. Чугун и железные доски, изготовленные под молотом, весной сплавлялись по рекам Чусовой и Каме в вотчины Строгановых. В устье Билимбаевки была устроена пристань. По объёму выплавляемого чугуна и рациональному ведению хозяйства завод с первых лет существования работал ровно и стал одним из самых организованных и высокоразвитых на Урале.

Билимбаевский пруд — одно из главных украшений поселка. Во время сплава барок по Чусовой Билимбаевский пруд участвовал в регулировании воды в реке. Правда, его роль была куда скромнее, чем роль Ревдинского пруда. Если Ревдинский пруд давал вал в 2-2,5 метра, то Билимбаевский — лишь 0,35 метра. Впрочем, остальные пруды давали и того меньше.


Википедия называет Билимбай колыбелью советской реактивной авиации . В 1942 году в Билимбае проводились испытания первого советского истребителя-перехватчика БИ-1 . А вот о конкретном месте проведения работ источники приводят противоречивую информацию: то ли это был полуразрушенный цех бывшего чугунолитейного завода, остатки которого на берегу пруда сохранились и по сей день, то ли Свято-Троицкий храм (в советское время — клуб труболитейного завода). Начну с наиболее правдоподобной версии (на основе документальных книг, изданных по воспоминаниям участников событий).

Во время войны в Советском Союзе часть авиазаводов и конструкторских бюро эвакуировали на Урал. КБ Болховитинова, создавшее первый советский истребитель с ракетным двигателем БИ-1, оказалось в Билимбае.

По данным Википедии, БИ-1 (Березняк - Исаев, или Ближний Истребитель) — первый советский самолёт с жидкостным ракетным двигателем (ЖРД).

Разработка была начата в 1941 в КБ завода № 293 в г. Химки. Время полёта самолёта могло быть всего от 1 до 4 минут. Однако, при этом, самолёт имел необычайно большую для того времени приемистость, скорость и скороподъемность. Именно исходя из этих особенностей стало ясно будущее назначение самолёта - перехватчик. Концепция «быстрого» ракетного перехватчика, работающего по схеме «молниеносный взлёт - одна быстрая атака - посадка на планировании» выглядела привлекательно.

В ходе испытаний в режиме планера в сентябре-октябре 1941 было проведено 15 полетов. В октябре 41-го принято решение об эвакуации завода на Урал. К декабрю 1941 доводка самолёта была продолжена на новом месте.

До прихода русских, судя по всему, здесь и впрямь было древнее башкирское кладбище. А рощу на горке прямо в черте поселка садили вручную в 1840-х годах только что созданной в то время сеялкой Шульца.

Погулять по этому лесному островку, посаженному 170 лет назад, можно и сейчас.

Недалеко от Билимбая (примерно в трех километра вверх по Чусовой) находится камень Дюжонок — главная природная достопримечательность поселка. Но в наш авто-маршрут эта точка не вписывалась — мы направляемся в сторону Тарасково. И на пути встречаем пятую за сегодня пограничную метку «Европа-Азия» .

Самую хулиганскую из всех встреченных когда-либо (что тут делает одиноко стоящий автомобиль нам неизвестно). Обелиск находится в паре км от деревни Починок (едем до пересечения с ЛЭП), на перевале (449 м.) через Бунарский хребет. Сколько раз мы в этот день нарушили границу – считать не стали. По дороге домой это случилось еще не единожды, но уже вне охранной зоны пограничных столбов☺.

Далее прямо по курсу у нас – село Тарасково . С давних пор оно славится источниками с чудодейственной водой. Желая исцелиться, ежегодно сюда приезжает большое количество паломников не только с Урала, но и со всей России и даже из-за границы.

Свято-Троицкий мужской монастырь в селе Тарасково хранит на своей земле множество святынь и чудотворных источников. На сайте http://www.selo-taraskovo.ru/ можно изучить список и ознакомиться с историями чудесных исцелений, рассказанных паломниками.

Святых источников на территории монастыря и в окрестностях несколько.

Главный почитаемый — источник Всецарицы, расположен на территории монастыря (к нему всегда выстраивается очередь). Воду разливает один из послушников. Здесь же есть оборудованное помещение, где можно раздеться и вылить на себя пару ведер святой воды.

Рядом со стенами монастыря в небольшой часовенке — источник в честь Николая Чудотворца (там обливаться нельзя – можно только набирать воду). Говорят, что расположенному в часовне колодцу уже более 120 лет… Купаться можно только за пределами монастыря — в источнике в честь св. преподобной Марии Египетской.

Он находится в примерно в километре езды, от монастыря надо повернуть направо по лесной дороге. Здесь построена хорошая купальня с оборудованным спуском в воду.

Пишут, что «вода в источнике холодна, как лед. Стоит задержаться на пару секунд при спуске в воду, как ноги начинает неимоверно ломить от холода. Неудивительно, что после такого купания активизируются защитные ресурсы организма и можно избавиться от болезней».

Здесь просто любовались красотами… и удивлялись, как в столь благолепных местах сохранились столь неухоженные, дикие постройки…

Самозахватом попахивает, но вид…

Впереди – самая живописная часть нашего маршрута. Из Тарсково через Мурзинку, Калиново едем к озеру Таватуй .

Это одно из самых красивых и чистых озер нашего края.

Его по праву часто называют жемчужиной Среднего Урала. Со всех сторон озеро окружено горами.

Солнце светит, море плещет – красота. Ничего, что в 20 км отсюда рыбаки сидят на льду? Вот такой он, Урал, загадочный.

На западном берегу между Калиново и Приозерным находится Невьянский Рыбзавод. В Таватуе удачно разводят различные сорта рыб (сиг, рипус и др.). В советское время на озере велась промысловая добыча рыбы, за день добывали до нескольких десятков центнеров рыбы. Сейчас столько рыбы здесь нет, но на уху наловить можно.

и доезжаем до юго-восточного мыса (скорее это смотровая площадка, обозначенная в навигаторе как «кемпинг»), близ г. Высокая на восточном берегу.

Здесь на озере видно целую группу островов. Чудесные виды.

Подъехав с запада, мы обогнули южную часть озера и доехали до поселка Таватуй на востоке. Это первое русское поселение на озере, основанное переселенцами-старообрядцами (вторая половина XVII века). Возглавил старообрядческую общину Панкратий Клементьевич Федоров (Панкратий Таватуйский).

В селе Таватуй в XIX веке бывал и известный уральский писатель Мамин-Сибиряк. Вот как он описал знакомство с этими местами в очерке «Отрезанный ломоть»: «По верхотурскому тракту нам пришлось ехать сравнительно недолго, и после двух кормежек мы свернули с него влево, чтобы проехать «прямой дорогой» озерами… Эта глухая лесная дорога, существующая только зимой, необыкновенно красива… В таком лесу зимой какая-то особенно торжественная тишина, как в пустой церкви. Дремучие ельники сменяются сквозными лиственными перелесками, через которые брезжит синеющая даль. И хорошо, и жутко, и хочется ехать по этой лесной пустыне без конца, отдаваясь специально дорожным думам.…»

, 60.181046

гора Дедова: 57.123848 , 60.082684

Обелиск /"Европа-Азия/" Первоуральск: 56.870814 , 60.047514

Европу и Азию. Об этом знают все еще со школьной скамьи. Но вот показать границу между Европой и Азией на карте смогут далеко не все. Да и сами исследователи, по правде говоря, до сих пор не могут прийти к единому мнению касательно этого вопроса.

В этой статье мы попробуем разобраться, где граница между Европой и Азией проводится сегодня и как менялись представления о ее местоположении с течением времени.

Европа и Азия, Запад и Восток

В географии поверхность Земли принято делить на континенты (или материки) и так называемые части света. И если в основе выделения материков лежат объективные географические факторы, то в случае с выделением частей света главенствующими выступают, скорее, историко-культурные критерии.

Так, континент Евразия условно разделен на две части - Азию и Европу. Первая существенно больше по площади, вторая - заметно богаче в материальном плане. Европу и Азию уже довольно длительное время противопоставляют друг другу как два абсолютно разных мира. Европа (Запад) представляется нам как символ чего-то правильного, прогрессивного, благополучного, а Азия (Восток) - как образ чего-то отсталого, едва ли не варварского. Но все это - не более чем стереотипы.

Европа - Азия: основные отличия

«Восток есть Восток, Запад есть Запад», - так в свое время говорил великий и мудрый писатель Джозеф Редьярд Киплинг. «…И вместе им не сойтись!». Во многом он, конечно же, был прав. Различия между двумя глобальными регионами прослеживаются в культуре, религии и философии, они заметны и на индивидуальном, и на социальном уровне. Восточный уклад жизни и труда изначально был более скрупулезным и монотонным. Достаточно вспомнить, как долго китайцы могут вырисовывать всего несколько иероглифов. В восточных странах принято молиться сидя, в позе «лотоса». А вот в западном мире христиане молятся преимущественно стоя… Различий очень много!

Интересно отметить, что в последнее время в Европе становятся невероятно модными идеи и культурные веяния с Востока, с Азии. Так, набирают популярность занятия йогой и восточными единоборствами. Католические священники и монахи стали использовать четки в своих молитвенных обрядах. Многие жители благополучных европейских стран все чаще покупают туры в Индию, Китай и Непал, дабы проникнуться духом восточных культур и народов.

Европа и Азия: общая информация о частях света

По размеру Азия в четыре раза больше, чем Европа. И численность ее населения больше (около 60% всех жителей материка).

Европа обязана своим названием одноименной героине из мифов Древней Греции. Средневековым историком Исихием этот топоним трактовался как «страна закатов». Любопытно, что древние греки Европой именовали лишь северные районы современной Греции. Топоним «Азия» также происходит от имени персонажа древнегреческой мифологии - океаниды Асии, которая была дочерью двух древнейших божеств (Океана и Тефии).

В пределах современной Европы насчитывается 50 независимых государств, среди которых ряд богатейших и наиболее развитых стран мира (Франция, Германия, Великобритания, Норвегия, Швеция, Швейцария и другие). В Азии насчитывается 49 независимых государств.

Три страны материка (Россия, Турция и Казахстан) расположены одновременно и в Европе, и в Азии. Еще четыре государства (Кипр, Армения, Грузия и Азербайджан) можно относить и к первой, и ко второй части света, в зависимости от того, где проходит граница между Европой и Азией. Где же проводят эту границу сегодня? Давайте будем разбираться.

Граница между Азией и Европой и критерии ее выделения

Какую горную вершину справедливо называть самой высокой точкой Европы - Эльбрус или Монблан? Можно ли считать Азовское море европейским? В каком чемпионате должна выступать сборная Грузии по футболу? Ответы на все эти вопросы могут быть совершенно разными. И все будет зависеть от того, какая граница между Европой и Азией берется во внимание. А вариантов скопилось немало (на карте ниже они показаны разными линиями).

На самом деле граница между Азией и Европой не может быть проведена по поверхности Земли точно и окончательно. Проблема в том, что не существует однозначных критериев ее определения. В разные времена исследователи отталкивались от разных факторов в процессе выделения европейско-азиатской границы:

  • административных;
  • орографических;
  • ландшафтных;
  • демографических;
  • гидрологических и прочих.

Небольшой экскурс в историю проблемы

Еще древние греки пытались определить, где же кончаются привычные для них части света. И условная граница между Европой и Азией в те времена проходила аккурат по акватории Черного моря. А вот римляне сместили ее к Азовскому морю и реке Дон. По этим гидрологическим объектам она проходила вплоть до XVIII века.

Кстати, река Дон как граница между Азией и Европой фигурировала и во многих трудах русских ученых, в частности, в книге «О слоях земных» М. В. Ломоносова.

В 1730-х годах европейские географы занялись проблемой определения границы «Европа - Азия» и ее обоснования с научной точки зрения. В частности, этим вопросом всерьез занимался шведский ученый Ф. И. фон Страленберг и русский исследователь В. Н. Татищев. Последний проводил европейско-азиатскую границу по реке Урал и одноименному горному хребту.

Где проходит граница между Европой и Азией сегодня?

На сегодняшний день географы планеты, к счастью, пришли к более-менее единому мнению по этому вопросу. Итак, по каким же объектам проходит граница между Азией и Европой? Перечислим их с севера на юг:

  • восточное подножие Уральских гор и хребта Мугоджар;
  • река Эмба;
  • северо-западное побережье Каспия;
  • устье реки Кумы ;
  • Кумо-Манычская впадина;
  • низовья Дона;
  • юго-восточные берега Азовского моря;
  • Керченский пролив;
  • проливы Босфор и Дарданеллы;
  • Эгейское море.

Именно такое определение границы сегодня используется ООН и Международным географическим союзом. Оно же представлено и в большей части современных картографических атласов.

Согласно этому делению, Азербайджан и Грузию следует считать азиатскими странами, а Стамбул является крупнейшим трансконтинентальным городом (так как он расположен на обоих берегах Босфора). Также получается, что Керченский полуостров Крыма находится в Европе, а соседний с ним Таманский полуостров вместе с косой Тузлой - уже в Азии.

Обелиски и памятники на границе Европы и Азии

Пограничная линия «Европа - Азия» отмечена на поверхности Земли множеством памятников, обелисков и памятных знаков. Всего их не менее пятидесяти! Большая часть из них установлена на территории России.

Самый северный в мире знак «Европа - Азия» находится у пролива Югорский Шар. Это небольшой столб с якорем и информационной табличкой. Географические координаты этого знака: 69° 48’ северной широты и 60° 43’ восточной долготы.

Старейший такой знак расположен в пределах Северного Урала, близ поселка Кедровка. Он представлен небольшой часовней, построенной еще в 1868 году. А вот на горе Березовая в Первоуральске находится, пожалуй, самый величественный и монументальный знак «Европа - Азия». Это 25-метровый гранитный обелиск, который был установлен здесь в 2008 году.

Довольно странно, что в районе Босфорского моста в Стамбуле (казалось бы, на самом знаковом отрезке европейско-азиатской границы) установлена всего лишь крохотная желтая табличка со скромной двусторонней надписью Welcome to Europe/Asia.

В заключение

Граница между Азией и Европой весьма условна и далеко не объективна. Согласно современному определению географов, она соединяет Карское и Средиземное моря, проходя по восточному подножью Уральских гор, северо-западным берегам Каспия, Кумо-Манычской впадине, Керченскому проливу и проливу Босфор.