То обстоятельство, что социально-экономические изменения в период империи были в основном порождением процессов, зародившихся еще в республиканский период, определило и характер политической структуры Рима - устаревшие республиканские учреждения сохраняются и в первые века существования империи. Власть императоров усиливается постепенно. Необходимость в ее маскировке республиканскими учреждениями уходит в прошлое. К концу II в. сенат окончательно отстраняется от управления. Оно переходит к чиновничье-бюрократическому и военному аппарату, возглавляемому императором. В конце III в. монархия утверждается в чистом виде.

Период империи принято делить на два этапа:

1) принципат (I в. до н.э. - III в. нэ.), от "принцепс-сенатус" - первый сенатор. Этот титул впервые получил от сената основатель империи Октавиан Август, поставленный первым в списке сенаторов и получивший право первым выступать в сенате, что позволяло предопределять его решения;

2) доминат (III-V вв.), от "доминус" - господин, владыка, что свидетельствовало об окончательном признании абсолютной власти императора.

Принципат. Переход управления государством к принцепсу произошел благодаря наделению его высшей властью imperium.

Уже Октавиан получил imperium, включавший помимо традиционного командования армией право объявлять войну, заключать мир и международные договоры, содержать собственную гвардию (преторианские когорты), право высшего уголовного и гражданского суда, право толковать законы. "Что решил принцепс, то имеет силу закона".

Принцепсы избираются в нарушение республиканских традиций одновременно консулами, цензорами и народными трибунами, что означало на практике скрытую полноту власти.

Компетенция сената существенно изменяется. Поскольку из народных собраний сохранились только трибутные, созывавшиеся к тому же все реже, с I в. постановления сената - сенатус-консульты получают силу закона. Но право принцепса назначать сенаторов и периодически проводившиеся принцепсами "чистки" сената привели к тому, что со II в. сенат практически только утверждал предложения принцепса.

Параллельно с республиканскими магистратурами создается императорский чиновничий аппарат, на вершине которого стояли совет и канцелярия принцепса, в которую входило несколько ведомств со штатом чиновников. В совет включались префекты, "друзья" императора, начальники ведомств канцелярии.

Произошла реорганизация управления провинциями, ставшими составными частями Римского государства. Они были разделены на императорские и сенатские. Первые управлялись назначаемыми принцепсом легатами, осуществлявшими военную и гражданскую власть с помощью собственного совета и канцелярии, вторые - назначаемыми сенатом проконсулами и пропреторами, избиравшимися из сенаторов по жребию и находившимися в двойном подчинении - сената и принцепса.



Постепенно власть принцепса распространялась и на сенатские провинции, и к III в. они все стали императорскими.

Доминат. С конца III в. начинается новый этап истории империи - доминат, во время которого Рим превратился в монархическое государство с абсолютной властью императора. В 284 году приход к власти Диоклетиана, приказавшего именовать себя Доминусом. Титулы императора - Август и Доминус подчеркивали неограниченный характер его власти. Как правило, императоры обожествлялись, а некоторые из них после смерти объявлялись богами. Население империи превратилось из граждан в подданных императора, которые стали рассматриваться даже как его рабы - сервы.

Существовавший при принципате совет принцепса превращается в государственный совет - консисториум. Складывается развитый аппарат чиновников, с определившейся иерархией и правилами повышения в должности. Римом стал управлять префект, назначаемый императором и подчиненный ему. Сенат превратился в совет города Рима, а магистраты - в муниципальных должностных лиц. Усиление важности и роли армии и общеимперской полиции (вторжения, набеги на корованы).

Большое значение для дальнейших судеб империи имели реформы Диоклетиана, закрепленные и развитые в законодательстве Константина.

Диоклетиан провел экономическую, военную и административную реформы. В экономической области Диоклетиан попытался приостановить обесценение денег в результате выпуска монет с низким содержанием драгоценного металла. Он выпустил полноценные золотые и серебряные монеты, но они скоро исчезли из обращения, и пришлось вернуться к выпуску низкопробных монет.

Более эффективной оказалась реформа налогообложения. Большая часть налогов стала взиматься не натурой, а деньгами. В целях обеспечения поступления налогов была введена периодически повторявшаяся перепись населения. В основу налогообложения в сельской местности были положены размер землевладения и количество обрабатывающих землю лиц. В городах вводилось подушное налогообложение.

Военная реформа, закрепившая образование пограничных и подвижных войск, ввела помимо существовавшего набора в армию добровольцев рекрутский набор. Землевладельцы в зависимости от размера землевладения были обязаны поставлять определенное число рекрутов из колонов и сельскохозяйственных рабочих.

Наиболее далеко идущие последствия имела административная реформа Диоклетиана . Сложная внутриполитическая обстановка, тяжелое внешнеполитическое положение империи, далеко зашедшие процессы экономического обособления провинций вынудили его в 285 году назначить себе соправителя - цезаря. Через год цезарь был объявлен Августом, с такой же, как у Диоклетиана, властью по управлению частью империи. Империя была разделена на две части - западную и восточную. Правда, законодательство еще оставалось единым, поскольку законы издавались от имени обоих императоров. Каждый из них назначал себе соправителя - цезаря. В результате возникла тетрархия , состоявшая из четырех частей, включавших 100 провинций.

После двадцатилетнего правления Диоклетиана и последовавшей борьбы за власть между его преемниками наступает период тридцатилетнего правления Константина (306-337 гг.), вновь восстановившего единство власти.

Константин продолжил экономические реформы Диоклетиана. Новая денежная реформа оказалась более удачной и привела к стабилизации денежного обращения. Упорядочение налогообложения еще более усилило прикрепление колонов и ремесленников к земле и профессии. Постановлением (конституцией) "О беглых колонах" 332 года беглые колоны возвращались на свои участки и должны были работать закованными в цепи как рабы. Лица, укрывавшие беглых колонов, в наказание должны были выплачивать налоги за них.

В военной области профессия воина становилась наследственной. В армию стали широко привлекаться варвары, получавшие римское гражданство и возможность продвигаться по служебной лестнице вплоть до высших должностей.

Только в церковном вопросе они с Диоклетианом различались. Константин уловил, что христианство является религией, которая может идеологическими средствами укрепить государственный строй. Он увидел в христианской церкви прочную опору абсолютной власти императора, что повлекло за собой резкий поворот в религиозной политике. Христианство в 337 году стало гос религией.

Армия, чиновничество и христианская церковь становятся тремя главными опорами домината - военной, политической и идеологической.

Наконец, учитывая, что восточная часть империи относительно меньше западной подвергалась нападениям варварских племен и была экономически более развитой, Константин перенес туда свою столицу - в древнегреческий город Византии, дав ему новое название Константинополь. В 330 году Константинополь был официально провозглашен столицей империи. Перенос столицы в Константинополь закрепил процесс распада империи на две части, приведший в 395 году к окончательному ее разделу на Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю (Византию).

В 476 году командующий императорской гвардией германец Одоакр сверг с престола последнего римского императора и отослал в Константинополь знаки императорского достоинства. Западная Римская империя прекратила свое существование.

Вопрос 25. Права на вещи и обязательственное право по Законам 12 таблиц.

Важной чертой римского права собственности было под подразделение вещей на два типа - res mancipi и res nec mancipi. К первому типу относилась земля (поначалу около Рима, а затем вся земля в Италии вообще), рабочий скот, рабы, здания и сооружения, т.е. объекты традиционно общинной собственности. Ко второму типу относились все прочие вещи, обладание которыми могло быть индивидуализировано.
Для отчуждения вещей первой категории-продажи, мены, дарения и пр. - требовалось соблюдение формальностей, носивших название манципации. Слово это произошло от "manus" - рука и заключает в себе образное представление о переходе собственности при наложении руки на приобретенную вещь. Наложив руку, следовало еще сказать: "я утверждаю, что эта вещь принадлежит мне по праву квиритов..." (то есть потомков обожествленного Ромула-Квирина). Манципация сообщала приобретателю неоспоримое право собственности на вещь. Уплаты денег без манципации было еще недостаточно, как видим, для возникновения права собственности.
Следует еще сказать, что передача манципируемой вещи происходила в торжественной форме, в присутствии 5 свидетелей и весодержателя с весами и медью. Последнее указывает на то, что обряд манципации возник до появления чеканной монеты-асса, но медь в определенном сторонами весе уже фигурировала в качестве общего эквивалента. Формальности же служили запоминанию сделки, если когда-нибудь, в будущем времени, возникнет связанный с ней спор о собственности.
Все другие вещи, даже и драгоценные, переходили с помощью простой традиции, то есть без формальной передачи на условиях, установленных договором купли-продажи, мены, дарения и пр.
Старый раб, как и старая лошадь, требовали - при переходе из рук в руки - манципации. Драгоценная ваза - традиции. Первые две вещи относились к разряду орудий и средств производства; по своему происхождению они тяготеют к верховной коллективной собственности римской общины, тогда как ваза, украшение, как и всякая другая обиходная вещь были как изначально, так и в последующем времени предметами индивидуальной собственности. И в этом все дело!
Уже в древнейший период складывается порядок, в соответствии с которым, право собственности на вещь могло возникнуть вследствие длительного владения вещью. (VI,3: Давность владения в отношении земельного участка (устанавливалась) в два года, в отношении всех других вещей - в один год.1).
Особым видом вещного права, зафиксированным в Законах XII таблиц, являются сервитуты, нормы права, ограничивающие права собственников на принадлежащее им имущество, а также наделяющее субъекта рядом прав на имущество ему не принадлежащее.
В Законах XII таблиц собственнику прямо предписывалось:
* Оставлять незастроенное место вокруг здания (VII.1.);
* Отступать от границ участка на определенное расстояние (VII.2.);
* Обрезать деревья на высоте 15 футов, дабы не причинять вред соседнему участку (VII. 9а);
Помимо этого предоставлялось право прохода по чужой земле "Пусть (собственники придорожных участков) огораживают дорогу, если они не мостят её камнем, пусть едет на вьючном животном, где пожелает"2. Собственники участков имели право при определенных обстоятельствах пользоваться продуктами приносимыми чужой собственностью: "VII.9б. Законом XII таблиц разрешалось собирать желуди, падающие с соседнего участка"3, а также обращаться с иском к владельцу собственности, наносящей ущерб "VII.10. Если дерево с соседнего участка склонилось ветром на твой участок, ты на основании Закона XII таблиц можешь предъявить иск об уборке его".

В условиях неразвитости товарно-денежных отношений (появление собственно монет в Древнем Риме относят к середине V в. до н.э.) такая форма фиксации обязательств как договор (контракт) использовалась крайне редко и отличалась ярко выраженным формализмом. При одностороннем характере древнейших договоров (право требования принадлежало только одной стороне, а обязательства возлагались на другую сторону) именно внешняя формальная сторона определяла характер контракта.
Наиболее ярко раннерабовладельческое право отражалось в договорах самозаклада (nexum), при этом Законы XII таблиц не разделяют сделки самозаклада и отчуждения вещи, регулируя и те и другие общей статьей Законов "VI.1. Если кто заключает сделку самозаклада или отчуждения вещи (в присутствии 5 свидетелей и весовщика), то пусть слова, которые произносятся при этом, почитаются ненарушимыми". В этой же форме осуществлялись и договоры займа, регулированию которых Законы уделяют особое внимание. Должник после признания за собой долга или после принятия против него судебного решения получал тридцать льготных дней (III.1.). Если же в течение этого льготного срока задолженность не погашалась, кредитор получал право "наложить руку" на должника, т.е. доставить его к месту судопроизводства (III.2.). Законы XII таблиц строго регламентируют процедуру принуждения должника к исполнению обязательств, не допуская самоуправства кредитора и однозначно требуя судебного решения для ограничения прав должника. И хотя наказание для несостоятельного должника могло быть очень жестоким, от продажи в рабство и смертной казни (III.5.) до пропорционального расчленения сообразно претензиям кредиторов (III.6.) 4, Законы регламентировали движение ссудного капитала, ограничивая размеры взимаемых процентов, не более одного процента в месяц (VIII. 18а), наказывая ростовщичество крупным штрафом (VIII. 18б). Только в 326 году до н. э. законом Петелия договор займа был реформирован, и долговое рабство отменено. С этого времени должник отвечал перед кредитором в пределах своего имущества.

Законы XII таблиц определяют ряд обязательств, которые возникают вследствие причинения вреда, и рассматривают их не как правонарушение, а как посягательство на права частного лица (частные деликты), которое ставило обидчика в положение должника пострадавшего.

К категории таковых частных правонарушений относились личная обида, которая наказывалась штрафом в 25 ассов (VIII. 4.). Особо жестоко наказывалась клевета или позорящие слова (смертная казнь) (VIII.1a; VIII. 1б). Обязательство в виде штрафов или возмещения причиненного ущерба полагалось в случае порубки чужих деревьев, неосторожного уничтожения чужого имущества, хранение краденых вещей, ростовщичество, предъявление суду поддельных вещей, потрава или кража урожая в ночное время (для несовершеннолетних).

При этом наряду со штрафами сохраняется древнейший принцип талиона ("VIII.2. Кто причинит членовредительство и не помирится с (потерпевшим), то пусть и ему самому будет причинено то же самое").

Законам XII таблиц известны и публичные деликты, относящиеся прежде всего к посягательствам на государство. "IX.5. Закон XII таблиц повелевает предавать смертной казни того, кто подстрекает врага (римского народа к нападению на Римское государство), или того, кто предает врагу римского гражданина"5

Однако, несмотря на достаточно широкий спектр преступлений, наказываемых смертной казнью, решение о лишении жизни римского гражданина могло быть принято только в центуриатной комиции.

Успешная завоевательная политика, расширение территории Римского государства, развитие рабовладельческих отношений приводят к обострению классовых и социальных противоречий, ставят серьезные проблемы управления государством.

Старое политическое устройство не способно справиться с возникшими проблемами. Римская республика вступает в период кризиса. Серия гражданских войн и военно-диктаторских режимов приводит к падению республики в Риме и началу периода империи.

Период империи делят на два этапа:

Принципат – 1 в.до н.э. – 3 в.н.э. – сохраняется видимость собрания, сената и магистратуры, но реальная власть в руках императора – принцепса (первый сенатор).

Доминат. 3 – 5 в.в. – в конце 3 в. с приходом к власти Диоклетиана в Риме устанавливается неограниченная монархия. Сенат превращается в городской совет, а магистраты – в муниципальных чиновников. Управление империей сосредоточивается в руках нескольких ведомств, руководимых назначенными императором сановниками. Верховная власть в государстве в период домината принадлежала целиком и полностью одному лицу. Вместо принцепса вводится титул доминус – владыка, внешние признаки – корона, пышный церимониал. Император – единственный источник права, сам абсолютно не связанный законом. Жители – подданные. Гос аппарат приобретает централизованный характер, чиновники назначаются или утверждаются императором на 1 год. Должности делятся на придворные, гражданские и военные. Складывается иерархия чинов.

При императоре Диоклетиане происходит раздел империи на западную и восточную части, которые с 395 г оформляются в самостоятельные государства, связанные одной правящей династией; выпускаются новые золотые и серебряные монеты; натуральное налогообложение заменяется денежным; вводится рекрутский набор в армию; Рим выделяется в отдельную провинцию.

Режим власти стали называть доминатом от латинского слова dominus - господин. Императора обожествляли, как восточных владык. Был осуществлен целый ряд реформ - административная, государственная, муниципальная, военная, судопроизводства, финансовая. Была создана Табель о рангах. Все чиновники делились на множество разрядов, каждому из них соответствовал определенный социальный статус, оплата, форма обращения. Произошли существенные изменения в экономической жизни. Начался процесс прикрепления крестьян к земле, появился колонат. Колоны получали в аренду участок земли, их вносили в ценз и приписывали к определенному месту, имению или общине. Получили распространение большие богатые владения с укреплениями, подобными замкам, принадлежавшие крупным земельным собственникам -магнатам. Это пробивались первые ростки будущих феодальных отношений. С конца III в. набирает силу разделение Востока и Запада империи. Константин I Великий перенес столицу на Восток, основав второй Рим - Константинополь. Окончательный распад империи в 395 г. был воспринят всеми как событие, абсолютно естественное и неизбежное. Правление Диоклетиана и Константина стало лишь передышкой перед надвигающейся катастрофой. Гибель империи была только отодвинута, но распад поразил общество, которое уже нельзя было излечить. Вторая половина IV в. и V в. принесли Западной Римской империи тяжелейшие испытания. Она беспрерывно подвергалась нападению варваров - готов, вандалов и других германских племен, гуннов. В V в. на ее территории возникли первые варварские королевства бургундов, вандалов, свевов, франков. В 476 г. варварским вождем был низложен последний римский император юный Ромул Августул, по иронии судьбы носивший имена основателя Рима Ромула и основателя империи Августа. Можно ли заключить, что Западная Римская империя была «убита» варварами? Скорее всего, ответ на этот вопрос должен быть отрицательным. Варвары лишь помогли империи умереть естественной смертью, предопределенной распадом системы, основанной на рабстве, разложением государственных и социальных институтов, ослаблением центральной власти и нарушением связей между провинциями. Люди утратили желание трудиться и созидать, гордиться своим отечеством и званием римского гражданина. Христианство, возникшее в недрах империи, сначала подтачивало религиозное и духовное единство империи, основывавшееся на римском язычестве. Оно заставляло римлян относиться с осуждением к римской истории, которую представляло как череду непрекращавшихся злодеяний. А затем церковь вступила в борьбу с императорской властью за политическое господство. Трагическая гибель Рима показала, что народ, утративший нравственные ориентиры, питавшиеся его древними устоями и патриотизмом, духовно слабеет и никакое войско уже не способно его защитить.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 6.Поздняя римская империя. Доминат.:

  1. 4. Поздняя римская империя и варварский мир. Падение западной римской империи.
  2. 62. Кризис Римской империи в III в. и Установление системы домината. Империя в IV в.: социально-политическое и экономическое развитие.
  3. 54. Религиозная жизнь в эпоху поздней Римской империи. Деятельность Аврелия Августина.
  4. 55. Распад единой Римской империи и гибель Западной Римской Империи.
  5. 4.Кризис в Западной Римской империи в III-V вв. и возникновение протофеодальных отношений. Падение Западной Римской империи и образование варварских королевств.

3 – 5 века н.э. – период домината. Рим превращается в монархию, с абсолютной властью императора, решения которого – безусловные и неукоснительные законы. Переход связан с приходом к власти Диоклетиана, приказывающего именовать себя Доминусом (господин, государь, владыка).

Магистраты становятся почетными должностями для приближенных императора. Роль Сената низведена до положения городского совета, регистрирующего императорские эдикты. Органы самоуправления сосредоточились на хозяйственной деятельности и поддержания правопорядка в Риме. При Константине (337) опора – христианство.

Совет принцепса стал государственным советом – консисторий. Чиновничество делилось на иерархические ранги. Выделялись придворные, гражданские и военные чиновники.

Римом стал управлять префект , назначаемый императором и подчиненный ему.

Армия стала подразделяться на подвижные и пограничные войска. Преторианская гвардия стала дворцовой стражей.

Диоклетиан провел экономическую, военную и административную реформы:

1. В экономике он безуспешно попытался приостановить инфляцию в результате выпуска монет с низким содержанием драгоценного металла. Более эффективной оказалась реформа налогообложения . Большая часть налогов стала взиматься не натурой, а деньгами, была введена периодически повторявшаяся перепись населения. В основе налогообложения лежали размер землевладения и количество обрабатывающих землю лиц. В городах – подушное обложение.

2. Военная реформа закрепила образование пограничных и подвижных войск. Вводился рекрутский набор. Землевладельцы в зависимости от размера землевладения были обязаны поставить определенное количество рекрутов.

3. Административная реформа. В 285 году Диоклетиан назначил себе соправителя – Максимилиана, с такой же властью, как у Диоклетиана. Империя была разделена на 2 части – западную и восточную, но законодательство оставалось единым. Каждый из них назначал себе ещё по соправителю – цезарю. В результате возникла тетрархия. Государство состояло из 4 частей, включавших 100 провинций. Рим перестал быть столицей империи. Далее в 4 веке Константин восстановил единство власти, продолжил экономические реформы Диоклетиана (денежное обращение стабилизировалось).

Доминат возник как следствие прекращения этого двоевластия в пользу принцепса, и произошло это в правление Диоклетиана (с 284 г.). Формально император считался неограниченным властителем, доминусом, что подтвержда¬лось концепцией перехода верховной власти от народного собрания к императору. В правление Диоклетиана проводятся реформы по реорганизации управления территориями, а также военная, финансовая и др.:

1.империя делится на 12 диоцезов, которые в свою очередь подразделяются на провинции; 2.в армии производится специализация функций отдельных войск 3. податная система обновляется введением натуральных и денежных налогов, а также введением полноценной монеты в обеспечение содержания чиновников и армии. Император сочетал перечисленные полномочия с командованием армией и флотом, с правом назначения на командные воен¬ные должности. Его власть в значительной мере зависела от ар¬мии, которая приносила ему присягу и нередко была главной си¬лой. Большое значение приобрел Совет при императоре, который совмещал законодательные, административные и высшие судебные функции. Придворные должности занимали важнейшее место во всей иерархии. Здесь были должности заведующего царским дворцом, начальника личной канцелярии императора, заведующего казной и финансами др.

30. Вторая Пуническая война

Вторая Пуническая война(называемая также римлянами «войной против Ганнибала» и Ганнибаловой войной, 218-202 до н. э.) - военный конфликт между двумя коалициями, во главе которых стояли Рим и Карфаген, за гегемонию в Средиземноморье. Официальной причиной войн стала осада и взятие испанского города Сагунта карфагенским полководцем Ганнибалом. После этого римляне объявили Карфагену войну. Поначалу карфагенская армия под предводительством Ганнибала одерживала верх над римскими войсками. Самой значительной из побед карфагенян является битва при Каннах, после которой в войну на стороне Карфагена вступила Македония. Последним сражением войны стала битва при Заме, после кторой Карфаген запросил мира. В результате войны Карфаген потерял все свои владения за пределами Африки. Основным источником о второй Пунической войне является труд римлянина Тита Ливия «История от основания города», книги 21-30.Еще один римлянин Дион Кассий написал книгу «Римская история», в которой тоже описывается вторая Пуническая война. Также важны для нас и греческие источники. Полибий во II в. до н. э. написал историческую книгу под названием «Всеобщая история», которая включает в себя события 264-146 до н. э. Плутарх в начале II в. написал труд «Сравнительные жизнеописания», в котором рассказыватся биографии знаментых греков и римлян.

32. Законы XII таблиц: причины появления, содержание

Законы двенадцати таблиц (451-450 год до н. э.) - кодификация государственного закона от народа в Древнем Риме. Законы двенадцати таблиц - плод специально созданной комиссии из 10 и представлял собой свод законов, регулирующих практически все отрасли. Правовые нормы изложены подряд, без отраслевого деления. Представляет собой первый писаный источник права Древнего Рима. Закон был принят Народным собранием в два этапа. Первым этапом в 451 году до н. э. было принято 10 таблиц, а в следующем, 450 году до н. э., - ещё две. Целью этого закона было ослабить патрициано-плебейское противостояние с помощью внедрения в традиционный аграрный порядок равного для всех частного и уголовного права. Наиболее значимый факт - введение денег в форме распространённых в то время медных монет, которые взвешивались и в соответствии с весом получали номинал. Структура

Таблица I - «О судебном производстве» (процессуальное право: приглашение на процесс, виды исков и жалоб, исполнительное право, судебный процесс).

Таблица II - «Об ограблениях» (виды и наказания, размеры штрафных санкций).

Таблица III - «О займах и правах кредитора» (заём, кредит и кредитные ставки).

Таблица IV - «Права отцов семейства» (семейное право: признание отцовства, продажа-покупка детей).

Таблица V - «О наследстве и попечительстве» (наследственное право: завещание, наследование по закону, определение законного порядка наследников).

Таблица VI - «О собственности и владении» (договор, купля-продажа, приобретение и утрата движимого и недвижимого имущества).

Таблица VII-VIII - «О пересечении (границ участка) и ущербе», «О землевладении» (земельное (соседское) право).

Таблица IX - публичное право, об общественных делах (равных).

Таблица Х - погребальное (церемониальное) право.

Таблица XI - божественное право (религиозные обряды).

Таблица XII - брачное право (мужа).


Семь царей Рима

Словом «доминат» обычно обозначают период истории Древнего Рима с III по V века н. э. По-иному этот период может называться «поздней античностью», «поздней империей». Термин «доминат» происходит от обычного для того времени обращения к императору - Dominus et deus noster sic fueri iubet (буквально «господин и бог» - лат. dominus et deus ). Впервые так себя назвал Домициан .

С не меньшей гордыней он начал однажды правительственное письмо от имени прокураторов такими словами: «Государь наш и бог повелевает (лат. Dominus et deus noster sic fueri iubet ) …» - и с тех пор повелось называть его и в письменных и в устных сообщениях только так .

Если в конце I века подобная претензия императора была встречена римлянами весьма враждебно, то в конце III века термин dominus был воспринят обществом довольно спокойно.

Слово dominus также может переводиться как «государь».

Доминат стал следующей фазой постепенной трансформации Римской республики в абсолютную монархию - с неограниченной властью императора. В период принципата старые республиканские институты сохранялись и формально продолжали функционировать, а глава государства - принцепс («первый») - считался лишь первым гражданином республики.

В период домината римский сенат превращается в сословие с декоративными функциями . Основным титулом главы государства вместо «принцепс» («первый») и «император» (первоначально почётный титул военачальников) становится «август» (Augustus - «священный») и «домин» (Dominus - «господин», что подразумевало, что все остальные являются его подданными, оказываясь по отношению к нему на положении подвластных сыновей или рабов).

Основоположником системы домината обычно считается император Диоклетиан , хотя её предшественниками можно назвать и других императоров III века, в частности, Аврелиана . Диоклетиан установил при своём дворе обычаи, позаимствованные с Востока. Основным центром власти стал бюрократический аппарат, ориентированный на личность домина. Комитет, ведавший сбором налогов, при этом назывался комитетом «священных (то есть императорских) щедрот» (sacrarum largitionum).

Император издавал имперские законы, назначал чиновников всех уровней и многих офицеров армии, и, вплоть до конца IV века, носил титул главы коллегии понтификов .

Несмотря на усиление власти императора и ещё большей сакрализации его власти продолжали существовать некоторые республиканские традиции. Так, всё ещё существовали такие старые республиканские магистратуры, как консулы и преторы - правда, являвшиеся в поздней античности лишь почетными титулами. Традиции римских народных собраний продолжали существовать в армии (римские армейские contiones), с которой императоры были вынуждены считаться.

Важной деталью, не позволяющей назвать режим домината классической монархией, являлось то, что принцип наследственности власти до конца так и не утвердился в Риме. Принадлежность к правящей династии была довольно важным аргументом в борьбе за власть, но не являлась обязательной характеристикой претендента, а императоры, чтобы обеспечить законную передачу власти своим потомкам, назначали их своими формальными соправителями ещё в детстве.

Напишите отзыв о статье "Доминат"

Примечания

Отрывок, характеризующий Доминат

Князь Андрей нахмурившись молчал.
– Вы ведь дружны с Борисом? – сказала ему Вера.
– Да, я его знаю…
– Он верно вам говорил про свою детскую любовь к Наташе?
– А была детская любовь? – вдруг неожиданно покраснев, спросил князь Андрей.
– Да. Vous savez entre cousin et cousine cette intimite mene quelquefois a l"amour: le cousinage est un dangereux voisinage, N"est ce pas? [Знаете, между двоюродным братом и сестрой эта близость приводит иногда к любви. Такое родство – опасное соседство. Не правда ли?]
– О, без сомнения, – сказал князь Андрей, и вдруг, неестественно оживившись, он стал шутить с Пьером о том, как он должен быть осторожным в своем обращении с своими 50 ти летними московскими кузинами, и в середине шутливого разговора встал и, взяв под руку Пьера, отвел его в сторону.
– Ну что? – сказал Пьер, с удивлением смотревший на странное оживление своего друга и заметивший взгляд, который он вставая бросил на Наташу.
– Мне надо, мне надо поговорить с тобой, – сказал князь Андрей. – Ты знаешь наши женские перчатки (он говорил о тех масонских перчатках, которые давались вновь избранному брату для вручения любимой женщине). – Я… Но нет, я после поговорю с тобой… – И с странным блеском в глазах и беспокойством в движениях князь Андрей подошел к Наташе и сел подле нее. Пьер видел, как князь Андрей что то спросил у нее, и она вспыхнув отвечала ему.
Но в это время Берг подошел к Пьеру, настоятельно упрашивая его принять участие в споре между генералом и полковником об испанских делах.
Берг был доволен и счастлив. Улыбка радости не сходила с его лица. Вечер был очень хорош и совершенно такой, как и другие вечера, которые он видел. Всё было похоже. И дамские, тонкие разговоры, и карты, и за картами генерал, возвышающий голос, и самовар, и печенье; но одного еще недоставало, того, что он всегда видел на вечерах, которым он желал подражать.
Недоставало громкого разговора между мужчинами и спора о чем нибудь важном и умном. Генерал начал этот разговор и к нему то Берг привлек Пьера.

На другой день князь Андрей поехал к Ростовым обедать, так как его звал граф Илья Андреич, и провел у них целый день.
Все в доме чувствовали для кого ездил князь Андрей, и он, не скрывая, целый день старался быть с Наташей. Не только в душе Наташи испуганной, но счастливой и восторженной, но во всем доме чувствовался страх перед чем то важным, имеющим совершиться. Графиня печальными и серьезно строгими глазами смотрела на князя Андрея, когда он говорил с Наташей, и робко и притворно начинала какой нибудь ничтожный разговор, как скоро он оглядывался на нее. Соня боялась уйти от Наташи и боялась быть помехой, когда она была с ними. Наташа бледнела от страха ожидания, когда она на минуты оставалась с ним с глазу на глаз. Князь Андрей поражал ее своей робостью. Она чувствовала, что ему нужно было сказать ей что то, но что он не мог на это решиться.
Когда вечером князь Андрей уехал, графиня подошла к Наташе и шопотом сказала:
– Ну что?
– Мама, ради Бога ничего не спрашивайте у меня теперь. Это нельзя говорить, – сказала Наташа.
Но несмотря на то, в этот вечер Наташа, то взволнованная, то испуганная, с останавливающимися глазами лежала долго в постели матери. То она рассказывала ей, как он хвалил ее, то как он говорил, что поедет за границу, то, что он спрашивал, где они будут жить это лето, то как он спрашивал ее про Бориса.
– Но такого, такого… со мной никогда не бывало! – говорила она. – Только мне страшно при нем, мне всегда страшно при нем, что это значит? Значит, что это настоящее, да? Мама, вы спите?
– Нет, душа моя, мне самой страшно, – отвечала мать. – Иди.
– Все равно я не буду спать. Что за глупости спать? Maмаша, мамаша, такого со мной никогда не бывало! – говорила она с удивлением и испугом перед тем чувством, которое она сознавала в себе. – И могли ли мы думать!…
Наташе казалось, что еще когда она в первый раз увидала князя Андрея в Отрадном, она влюбилась в него. Ее как будто пугало это странное, неожиданное счастье, что тот, кого она выбрала еще тогда (она твердо была уверена в этом), что тот самый теперь опять встретился ей, и, как кажется, неравнодушен к ней. «И надо было ему нарочно теперь, когда мы здесь, приехать в Петербург. И надо было нам встретиться на этом бале. Всё это судьба. Ясно, что это судьба, что всё это велось к этому. Еще тогда, как только я увидала его, я почувствовала что то особенное».