В последние годы ювелирную отрасль затронули серьезные изменения в законодательстве, связанные с усилением контроля и надзора со стороны государства, а также значительное ужесточение ответственности за нарушения, связанные с данным видом деятельности.

Особое внимание привлекает одна из недавних инициатив, а конкретнее Федеральный закон от 20.12.2017 №414 — ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях». Этот федеральный закон касается не только индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, работающих в данной сфере деятельности, но и вполне обычных граждан, частных коллекционеров, художников. Этот закон вызвал большое количество негативных отзывов в социальных сетях, и даже была составлена петиция на портале CHANGE.оrg, которую подписало около 5000 человек. Поэтому я решил изучить эту тему немного подробнее и попытаться разобраться в нюансах. Начну я непосредственно с самой поправки, которая вызвала такую реакцию.

Звучит она так: «Статью 7.5 изложить в следующей редакции — Самовольная добыча янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней, либо транспортировка или хранение в целях сбыта незаконно добытых янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней в натуральном или переработанном виде, либо сбыт незаконно добытых янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней в натуральном или переработанном виде, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц — от пятисот тысяч до восьмисот тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц — от десяти миллионов до шестидесяти миллионов рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения либо без таковой.

Примечание . Перечень полудрагоценных камней в целях настоящей статьи устанавливается Правительством Российской Федерации.

Первое, на что хочется обратить внимание, — это перечень действий, предусмотренных в качестве административных правонарушений. Во-первых, это самовольная добыча. Думаю, с этим никто спорить не будет, так как такая добыча регулируется Законом РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах», а также Приказом Роскомнедр от 28.10.1993 №95, которым утверждено Типовое положение о порядке предоставления лицензии на сбор минералогических и других геологических коллекционных материалов. Положение устанавливает правила предоставления лицензии на право сбора минералогических и других геологических коллекционных материалов, за исключением сбора минералов и пород, содержащих драгоценные минералы и металлы. К геологическим коллекционным материалам относятся образцы минералов, горных пород руд, окаменелых остатков фауны и флоры, которые могут быть использованы для создания и пополнения коллекций научного, художественно-декоративного и иного назначения, а также в качестве материала для художественного и иных промыслов. При этом сбором геологических коллекционных материалов признается извлечение единичных образцов горных пород, руд, минералов, окаменелых остатков фауны и флоры из естественных обнажений, отвалов горных пород и продуктов их переработки, действующих и заброшенных горных выработок, без проведения горных и других специальных работ.

Согласно ст. 49 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах», за нарушения данного закона предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность. При этом, согласно ст. 51 данного закона, лица, причинившие вред недрам вследствие нарушения законодательства РФ о недрах, возмещают вред добровольно или в судебном порядке. А порядок расчетов размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства РФ о недрах, устанавливается Правительством РФ.

В данной части все понятно. Далее, если мы обратимся непосредственно к КоАП РФ, то согласно ч. 1 ст. 2.1 административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законом субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Статья 2.2 КоАП РФ определяет формы вины как «умышленно совершенное правонарушение», так и «совершенное по неосторожности».

И тут хотелось бы обратить внимание на действия, описанные в ст. 7.5 КоАП РФ как правонарушения. А именно: «…либо транспортировка или хранение в целях сбыта незаконно добытых янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней в натуральном или переработанном виде». То есть, если речь идет о лице, которое осуществляло непосредственно самовольную добычу и хранит или транспортирует незаконно добытое с целью сбыта, то это понятно. Но в данном случае могут быть разночтения. Если, например, человек собирал частную коллекцию минералов для себя, покупая образцы недрагоценных камней (оборот которых не запрещен) на совершенно легальных ярмарках, в течение продолжительного времени, или художник, который также мог покупать понравившиеся ему образцы для творческих работ, которые он планировал сделать в будущем, и не имеет никакого отношения к самовольной добыче, хранению и транспортировке с целью сбыта. При этом, по истечении времени, они никак не смогут подтвердить, где, у кого и когда они приобретали данные образцы. Как быть в этом случае? Не будет ли это поводом для незаслуженного наказания? Ведь таких людей в России немало. И что, теперь все эти законопослушные граждане автоматически становятся правонарушителями? Полагаю, законодатель должен был предусмотреть некий механизм легализации указанных минералов, запрещенных для транспортировки и хранения, уже находящихся на руках у граждан в виде коллекций и единичных экземпляров. Да и непонятно, что значит «в переработанном виде»? Имеется в виду первичная переработка сырья или сюда подпадают и ограненные вставки без оправы, которые сами по себе могут быть готовым произведением гранильного искусства? Кроме того, само понятие «полудрагоценности» камня не является официальным термином. А у специалистов существуют классификации драгоценных, ювелирно-поделочных и поделочных камней, в которых камни делятся на группы. При этом 31.08.2018 Постановлением Правительства РФ №1029 был уточнен список «полудрагоценных» камней, подпадающих под статью 7.5 КоАП РФ, в который, кроме янтаря и нефрита, входят бериллы, в том числе аквамарин и гелиодор. Однако исходя из текста статьи 7.5 КоАП РФ, этот перечень может изменяться и дополняться по желанию Правительства РФ в любой момент. Поэтому данное уточнение перечня камней не снимает вопросов правоприменения ст. 7.5 КоАП РФ.

С другой стороны, ст. 49 Конституции РФ гласит о презумпции невиновности. То есть в данном случае органам государственной власти необходимо доказать, что обнаруженные образцы минералов были добыты самовольно именно вами или что вы входите в некую группу лиц, занимающихся такой добычей, и вы храните или транспортируете данный минерал именно с целью сбыта. Ведь если человек везет некий камень из пункта А в пункт Б, то это не значит, что он его похитил и везет продавать. Может, он хочет его подарить, или обменять, либо показать специалисту-геммологу, так как не представляет, что это за камень вообще. Может, он достался ему в наследство от родственника или ему его подарили. Так что, как я полагаю, тут стоило бы уточнить объем данных минералов и их суммарную стоимость, учесть особенности личности лица, перевозившего или хранившего минерал. Ведь сами по себе янтарь или нефрит — камни далеко не редкие и не дорогие, чтобы быть целью обогащения в малых объемах.

И, исходя из этого, удивляет столь значительная сумма штрафа, особенно для граждан. В ст. 7.5 КоАП РФ речь идет о размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц — от пятисот тысяч до восьмисот тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц — от десяти миллионов до шестидесяти миллионов рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения либо без таковой.

Тут, на мой взгляд, закономерен вопрос: а откуда взялась такая огромная сумма штрафа? При том, что с 1 мая 2018 года минимальный размер оплаты труда в РФ составляет 11 163 руб. в мес. То есть штраф для граждан составляет от 18 до 45 МРОТ. При том, что из правовых позиций КС РФ следует, что требование соразмерности наказания предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам (Постановление КС РФ от 15.07.1999 №11-П).

А Постановление Правительства РФ от 04.07.2013 №564 «Об утверждении Правил расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушений законодательства РФ о недрах», устанавливает вполне конкретные формулы расчетов оценки ущерба, нанесенного недрам, и способы оценки стоимости добытых минералов и полезных ископаемых.

Значит, с учетом того, что нанесенный недрам ущерб подлежит возмещению, а орудие совершения административного правонарушения подлежит конфискации, то минимальный размер штрафа носит, на мой взгляд, несоразмерный характер и ничем не обоснован. Создается впечатление, что такой административный штраф применяется не с целью пресечения правонарушения, а лишь для того, чтобы взыскать как можно большую сумму в бюджет.

Характерно, что ВАС РФ, анализируя основные положения, применяемые Европейским судом по правам человека при защите имущественных прав и права на правосудие, подчеркнул, что при разрешении любого имущественного спора должен соблюдаться разумный баланс публичного и частного интереса и любые ограничения судебными решениями частных имущественных прав во имя поддержания публичного общественного порядка не должны носить фискального характера
<**> См.: Информ. письмо ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/СМП-1341 // Вестник ВАС РФ. 2000. №2.

То есть минимальный размер административного штрафа должен быть разумным, сбалансированным и не носить фискального характера, а дифференцироваться в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. А если обратить внимание на подобные правонарушения, предусмотренные в УК РФ, то вопросов еще больше.

К примеру, самовольную добычу янтаря или нефрита можно сравнить с кражей, что в соответствии с УК РФ подпадает под статью 158 УК РФ «Кража», то есть тайное хищение чужого имущества. Нарушение ч. 1 ст. 158 УК РФ наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного, за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Если обратить внимание, то минимальное наказание за совершенное преступление — штраф в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного, за период до шести месяцев. А если взять в качестве такого минимального дохода МРОТ, то сумма штрафа составит 66 978 руб. Что в разы меньше минимального штрафа для граждан, совершивших административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.5 КоАП РФ. А ведь уголовное преступление, по своей сути, несет в себе большую общественную опасность, чем административное правонарушение. Так где же тут справедливость?

«Каменный гость» – третья из четырёх «Маленьких трагедий » А. С. Пушкина. (Три остальных – «Скупой рыцарь », «Моцарт и Сальери », «Пир во время чумы ».)

Пушкин «Каменный гость», сцена 1 – краткое содержание

Известный всей Испании повеса Дон Гуан тайно приезжает в Мадрид, откуда был изгнан королём за разврат и дуэльные убийства. Гуана сопровождает слуга – Лепорелло. Дон жаждет новых встреч с красивыми женщинами и сейчас собирается ехать к своей знакомой Лауре.

У Антоньева монастыря Гуан и Лепорелло случайно встречают инока. Не зная их, монах рассказывает: на здешнее кладбище должна скоро приехать Донна Анна де Сольва, чтобы молиться на могиле своего мужа-командора, убитого на поединке «бессовестным, безбожным Дон Гуаном». Безутешная вдова каждый день прибывает к каменному изваянию супруга возносить мольбы за упокой его души.

Гуан вспоминает о своём поединке с командором. Его жену он никогда не видел, но ходили слухи, что она необычайно хороша. Как раз входит Донна Анна. В душе Дона Гуана загорается дерзкое и страстное желание соблазнить жену человека, которого он сам же и убил.

Пушкин «Каменный гость», сцена 2 – краткое содержание

Несколько поклонников ужинают у известной мадридской красавицы – актрисы Лауры. Они восхищаются её игрой в последнем спектакле и восторженно рукоплещут её пению. Лаура рассказывает, что слова песни написал её бывший любовник, знаменитый Дон Гуан. Один из гостей, Дон Карлос, в ярости вскакивает, проклиная Гуана и оскорбляя Лауру. Брат Дона Карлоса был убит Гуаном на дуэли.

Ссору удаётся замять. Когда гости расходятся, Лаура приглашает Дона Карлоса остаться с ней на ночь. Его бешенство понравилось красотке: Карлос напомнил ей необузданного Гуана.

Однако любовное свидание внезапно прерывается стуком в дверь. Это стучит приехавший Гуан. Лаура отпирает и бросается ему на шею. Увидев своего смертельного врага, Дон Карлос вынимает шпагу, но после короткой схватки Гуан убивает его. Ветреная Лаура заботится лишь о том, как избавиться от трупа. Гуан обещает утром незаметно унести тело, а пока предаётся с Лаурой любви прямо вблизи убитого.

Пушкин «Каменный гость», сцена 3 – краткое содержание

Чтобы скрыться от розысков убийцы Дона Карлоса, Гуан под видом инока прячется в Антоньевом монастыре. Здесь он каждый день видит приезжающую на могилу Донну Анну – и сам искусно обращает на себя её внимание.

Наконец Гуан подходит к молящейся вдове и заводит с ней учтивый разговор. Он начинает с похвал благочестию Донны, но незаметно переходит к пылким комплиментам её наружности и обаянию. Измученное долгим одиночеством сердце молодой женщины откликается на страстную речь. Чтобы сильнее ошеломить Анну, обольститель неожиданно признаётся: он не монах, а безнадёжно влюблённый в неё человек, который поселился в монастыре, чтобы видеть предмет своего обожания.

Дон Гуан и Донна Анна у могилы командора. Картина И. Репина, 1885

Донна Анна мучительно колеблется, но уговоры Гуана становятся всё настойчивее. Она соглашается завтра принять его у себя, но не для любви, а просто для беседы. Анна уходит, вместо неё появляется Лепорелло. Дон Гуан с торжеством рассказывает ему о своём успехе. Слуга призывает Гуана быть скромнее и не выражать слишком буйной радости: ведь оба они стоят рядом со статуей убитого мужа соблазняемой. Но Гуан в приступе заносчивой дерзости велит Лепорелло подойти к каменному командору и просить, чтобы он пришёл постоять на часах во время завтрашнего свидания с его женой.

Лепорелло исполняет его приказ – и с ужасом кричит: статуя кивнула головой в знак согласия. Гуан советует ему не нести вздора. Он сам повторяет свою просьбу каменному памятнику – и тоже видит его кивок. Несмотря на это зловещее чудо, Гуан не желает отказываться от встречи с Донной Анной.

Пушкин «Каменный гость», сцена 4 – краткое содержание

Донна Анна грустно рассказывает Гуану во время свидания, что вышла замуж не по любви, а от бедности. Однако богатый супруг любил её, и Анну мучает совесть за то, что она теперь, хотя бы и вдовой, обратила внимание на другого мужчину.

Гуан успокаивает Анну, говоря: на его душе лежит ещё более тяжкий грех. Донна просит рассказать о нём. Гость долго отказывается, но потом открывает: именно он убил командора – и не чувствует в этом раскаяния. Опытный обольститель, Гуан рассчитывает, что это признание глубоко потрясёт женщину, и в душевном смятении её будет легче склонить к любовным утехам.

Донна Анна близка к обмороку. Гуан целует ей руки, убеждает в искренности своей любви и неотступно склоняет к новой – уже по-настоящему любовной – встрече. Но в это время у двери раздаётся стук.

В комнату входит каменный гость – ожившая статуя командора. Увидев Гуана, командор спрашивает: дрожит ли он? Набравшись отчаянной храбрости, Гуан отвечает: нет – он сам звал убитого в гости и рад его видеть. Каменный гость просит Гуана дать руку, хватает её и увлекает безобожного оскорбителя в ад .

Это произведение является третьей маленькой трагедией, его действие представлено в четырёх сценах.

Первая сцена начинается с того, что в Мадрид приезжает Дон Гуан, вместе со своим слугой Лепорелло. Незадолго до этого Гуана изгнали из Мадрида за дуэлянство, и поэтому сейчас он тайно собирается посетить свою знакомую Лауру. Но по пути Гуан останавливается у старого монастыря, где его встречает инок. Инок рассказывает ему, что скоро на кладбище должна приехать Донна Анна де Сольва, для того чтобы оплакивать своего умершего мужа. Гуан осознаёт, что это именно он, когда убил на поединке мужа Анны. У него возникает великолепная идея соблазнить эту чудесную женщину.

Во второй сцене, в квартире Лауры проходит званый ужин. В разговоре она случайно упоминает имя Гуана. Один из гостей затевает ссору, ведь когда-то наш главный герой убил его брата на дуэли. Ссору удаётся прекратить, ведь Гуана уже давно изгнали из города, все успокаиваются. Вскоре вечером приезжает и сам Гуан. Карлос, ещё недавно затеявший ссору, вновь рвётся в бой, но Гуан спокойно его убивает. Лаура переживает, что нужно бы убрать труп, но Гуан предлагает ей избавиться от него утром.

Третья сцена начинается с того, что Гуан в целях безопасности решает остаться в монастыре. В это время Гуан наблюдает за каждый день приезжающей на могилу Анной. В скорее он решается к ней подойти, много врёт, очаровывает и наконец, всё таки соблазняет. Анна назначает Гуану встречу, но только для разговора. Гуан на радостях рассказывает обо всём Лепорелло. Но в этот момент статуя убитого мужа Анны начинает двигаться. Гуан с насмешкой говорит, чтобы статуя по присутствовала на завтрашнем свидании. В ответ следует кивок, но главный герой не придаёт этому значения.

Финальная сцена проходит в доме Донны Анны. Анна рассказывает Гуану, что тогда давно вышла замуж не по любви, а из-за того что её будущий супруг был очень богат, а сейчас Анну мучает совесть. Гуан всячески утешает Анну, и в надежде на то, что сможет склонить её к страсти, рассказывает историю о том, как убил её мужа. Анна в растерянности и практически в обмороке, Гуан продолжает её утешать. Но тут в доме появляется статуя её покойного мужа. Оживший покойник разговаривает с Гуаном, а потом утаскивает в ад.

Это произведение учит читателя задумываться о последствиях своих поступков, быть честным и праведным. Главная мысль этого произведения в том, что все беды и объяснения жизни всегда нужно искать в нас самих.

Картинка или рисунок Каменный гость

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Властелин мира Жюль Верн

    В деревне Плезант Гарден всегда было спокойно, гора которая находилась неподалеку никогда ни для кого не представляла интереса. Однажды на вершине горы появились огненные вспышки и дым. Многие жители испугались что это может быть и хотели

  • Краткое содержание Праздник непослушания Михалкова

    Читая сказку «Праздник непослушания» можно понять, что дети являются главными героями. Взрослые встречаются очень редко, в двух главах – это первая и последняя. И то совсем недолго.

  • Краткое содержание Глаз волка Пеннак

    Это произведение принадлежит перу французского писателя – новеллиста Даниэлю Пеннаку. В нем повествуется о доверительных отношениях маленького мальчика и хищника – волка. Об их общении, основанном на глубоко эмоциональном уровне.

  • Краткое содержание Белов Скворцы

    Главный герой рассказа – мальчик Павлуня, который уже длительное время был тяжело болен. Рассказ начинается с того, как мама делает уборку и тщательно натирает самовар песком. Мальчику ничего не остаётся как только

  • Краткое содержание Уайльд День рождения Инфанты

    У прекрасной инфанты, дочери испанского короля, день рождения. Сегодня ей исполняется двенадцать лет. Только раз в году в этот день инфанте разрешается играть с другими детьми, низшими по званию и положению

У ворот Мадрита сидят Дон Гуан и его слуга Лепорелло. Они собираются дождаться здесь ночи, чтобы под ее покровом войти в город. Беспечный Дон Гуан считает, что его не узнают в городе, но трезвый Лепорелло настроен саркастически по этому поводу. Впрочем, никакая опасность не может остановить Дон Гуана. Он уверен, что король, узнав о его самовольном возвращении из изгнания, не казнит его, что король отправил его в ссылку, чтобы спасти от мести семьи убитого им дворянина. Но долго находиться в изгнании он не в силах, более же всего он недоволен тамошними женщинами, которые кажутся ему восковыми куклами.

Оглядываясь, Дон Гуан узнает местность. Это Антоньев монастырь, где он встречался со своей возлюбленной Инезой, у которой оказался ревнивый муж. Поэтически вдохновенно описывает Дон Гуан ее черты и печальный взор. Лепорелло успокаивает его тем, что у Дон Гуана были и будут ещё возлюбленные. Его интересует, кого на этот раз его хозяин будет разыскивать в Мадрите. Дон Гуан намерен искать Лауру. Пока Дон Гуан мечтает, появляется монах, который, видя посетителей, интересуется, не люди ли они Доны Анны, которая должна вот-вот приехать сюда на могилу своего мужа, командора де Сольва, убитого на поединке «бессовестным, безбожным Дон Гуа-ном», как называет его монах, не подозревая, что говорит с самим Дон Гуаном. Он рассказывает, что вдова воздвигла памятник мужу и каждый день приезжает молиться за упокой его души. Дон Гуану кажется такое поведение вдовы странным, и он интересуется, хороша ли она. Он просит разрешения поговорить с нею, но монах отвечает, что Дона Анна не разговаривает с мужчинами. И в это время появляется Дона Анна, Монах отпирает решётку, и она проходит, так что Дон Гуан не успевает рассмотреть ее, но его воображение, которое, по словам Лепорелло, «проворней живописца», способно нарисовать ее портрет. Дон Гуан решает познакомиться с Доной Анной, Лепорелло стыдит его за кощунство. За разговорами смеркается, и господин со слугой входят в Мадрит.

В комнате Лауры ужинают гости и восхищаются ее талантом и вдохновенной актёрской игрой. Они просят Лауру спеть. Даже угрюмый Карлос, кажется, тронут ее пением, но, узнав, что слова этой песни написал Дон Гуан, который был любовником Лауры, Дон Карлос называет его безбожником и мерзавцем. Разгневанная Лаура кричит, что сейчас велит своим слугам зарезать Карлоса, хоть тот испанский гранд. Бесстрашный Дон Карлос готов, но гости успокаивают их. Лаура считает, что причина грубой выходки Карлоса в том, что Дон Гуан на честном поединке убил родного брата Дон Карлоса. Дон Карлос признается, что был неправ, и они мирятся. Спев по общей просьбе ещё одну песню, Лаура прощается с гостями, но просит Дон Карлоса остаться. Она говорит, что своим темпераментом он напомнил ей Дон Гуана. Лаура и Дон Карлос беседуют, и в это время раздаётся стук и кто-то зовёт Лауру. Лаура отпирает, и входит Дон Гуан. Карлос, услышав это имя, называет себя и требует немедленного поединка. Несмотря на протесты Лауры, гранды сражаются, и Дон Гуан убивает Дон Карлоса. Лаура в смятении, но, узнав, что Дон Гуан только что тайком вернулся в Мадрит и сразу бросился к ней, смягчается.

Убив Дон Карлоса, Дон Гуан в монашеском облике скрывается в Антоньев монастырь и, стоя у памятника командора, благодарит судьбу, что она таким образом подарила ему возможность каждый день видеть прелестную Дону Анну. Он намерен сегодня заговорить с ней и надеется на то, что ему удастся привлечь ее внимание. Глядя на статую командора, Дон Гуан иронизирует, что здесь убитый представлен исполином, хотя в жизни был тщедушен. Входит Дона Анна и замечает монаха. Она просит прощения, что помешала ему молиться, на что монах отвечает, что это он виноват перед нею, ибо мешает ее печали «вольно изливаться»; он восхищается ее красотой и ангельской кротостью. Такие речи удивляют и смущают Дону Анну, а монах неожиданно признается, что под этим платьем скрывается дворянин Диего де Кальвада, жертва несчастной страсти к ней. Пылкими речами Дон Гуан уговаривает Дону Анну не гнать его, и смущённая Дона Анна предлагает ему на следующий день прийти к ней домой при условии, что он будет скромен. Дона Анна уходит, а Дон Гуан требует, чтобы Лепорелло пригласил на завтрашнее свидание статую командора. Робкому Лепорелло кажется, что статуя кивает в ответ на это кощунственное предложение. Дон Гуан сам повторяет своё приглашение, и статуя опять кивает. Поражённые Дон Гуан и Лепорелло уходят.

Дона Анна в своём доме беседует с Доном Диего. Она признается, что Дон Альвар не был ее избранником, что к этому браку ее принудила мать. Дон Диего завидует командору, которому в обмен на пустые богатства досталось истинное блаженство. Такие речи смущают Дону Анну. Укором ей служит мысль о покойном муже, который никогда не принял бы у себя влюблённой дамы, окажись он вдовцом. Дон Диего просит ее не терзать ему сердце вечными напоминаниями о муже, хотя он и заслуживает казни. Дона Анна интересуется, в чем именно провинился перед ней Дон Диего, и в ответ на ее настойчивые просьбы Дон Гуан открывает ей своё подлинное имя, имя убийцы ее мужа. Дона Анна поражена и под влиянием случившегося лишается чувств. Придя в себя, она гонит Дон Гуана. Дон Гуан соглашается, что молва не напрасно рисует его злодеем, но уверяет, что переродился, испытав любовь к ней. В залог прощанья перед разлукой он просит подарить ему холодный мирный поцелуй. Дона Анна целует его, и Дон Гуан выходит, но тут же вбегает обратно. Следом за ним входит статуя командора, явившегося на зов. Командор обвиняет Дон Гуана в трусости, но тот смело протягивает руку для рукопожатия каменному изваянию, от которого гибнет с именем Доны Анны на устах.

Молодой повеса и разбиватель сердец Дон Гуан со слугой Лепорелло ждёт сумерек, чтобы поникнуть в Мадрид, откуда был изгнан королем за дуэли. Сперва он намерен посетить Лауру, известную актрису. Оказавшийся рядом монах Антоньева Монастыря рассказывает им о том, что на этом кладбище молодая вдова Донна Анна ежедневно молится за упокой души своего мужа, командора, который был убит Доном Гуаном.

Тот решил направиться к Лауре. Она тем временем развлекала гостей своей игрой и пением. Она поведала, что слова песни написал Дон Гуан, на что один из гостей, Дон Карлос, громко возмущается, ведь этот негодяй убил его брата. Лауре все же удалось наладить мир, она остаётся наедине с Доном Карлосом. Тем временем является Дон Гуан, который убивает Дона Карлоса. Беспечная Лаура с любовью бросается к нему в объятия. После этого случая Дон Гуан, переодевшись монахом, сторожит Донну Анну. Он пытается растопить её сердце страстными речами и ему это удаётся.

Она назначает ему встречу у себя дома и удаляется. Довольный собой молодой человек приказывает Лепорелло пригласить статую командора туда же, на свидание к его вдове. Лепорелло и Дон Гуан с ужасом видят, что статуя кивнула в ответ. Повеса проводит время с Анной, которая соскучилась без мужского внимания. После долгих уговоров Дон Гуан сознается, что это он убил её мужа. Тем временем действительно появляется статуя командора, которого Дон Гуан так дерзко пригласил. Он пожимает руку статуе, дабы показать свою храбрость и тут же гибнет от этого прикосновения.

Картинка Каменный гость

Сейчас читают:

  • Краткое содержание Чехов Злоумышленник

    Действия происходят во время самого допроса. На допрос вызвали простого жителя деревни. Его обвинения, заключаются в том, что он якобы открутил с рельсы гайку. И задают вопрос, какова цель его действий.

  • Краткое содержание Чехов Пересолил

    Очень интересный и довольно поучительный рассказ, который повествует о человеческих пороках, и как один из них, хвастовство, которое всегда приносит людям одно горе, так как человек при этом очень много врет, что не может ему пойти в пользу.

  • Краткое содержание Пушкин Братья разбойники

    К Волке слетелась шайка разбойников. Поздней ночью молодой разбойник рассказывает свою печальную историю. Разбойник с братом были сиротами, с детства они голодали и терпели издевательства. Но повзрослев братья стали грабить.

  • Краткое содержание Алексин Очень страшная история

    Рассказ начинается с того, что в школе неназванного города появляется новый учитель литература Святослав Николаевич, который является поклонником творчества Глеба Бородаева, внук которого и является одним из учеников класса.

  • Краткое содержание Гаршин О жабе и розе (сказка)

    Сказка начинает летом. Больной мальчик много проводит времени в саду. Сидит, не играет, но читает, смотрит на сад, любуется на цветник… Этот цветник, даже если за ним не ухаживают прекрасен, по-своему.

  • Краткое содержание Чехов Степь

    Повесть «Степь» произведение, которое положило начало творчеству Антона Павловича Чехова. Это его первое сочинение и оно произвело фурор на критиков, и вызвало признание его как автора. В этой повести, Чехов с любовью