в подготовительных группах № 3,4 МБДОУ комбинированного вида – «Детский сад № 4» на 2010-2011 учебный год.

В 2010-2011 учебном году в соответствии с решением ПМПК в подготовительной группе №3 проходили обучение 12 детей со сложными речевыми заключениями: 2 ребенка с ОНР 1-2 уровня, 6 детей с ОНР 3 уровня, 2 ребенка с ОНР 4 уровня, 2 ребенка с ФФНР. Из них 3 ребенка с дизартрией.

В подготовительной группе №4 проходили обучение 12 детей с нарушениями речи: 5 детей с ОНР 3 уровня, 5 детей с ОНР 4 уровня, 2 ребенка с ФФНР. Из них с дизартрией 2 ребенка.

В соответствии с перспективным планом работы в сентябре 2010 года было проведено обследование речи детей, по результатам которого были заполнены речевые карты и разработаны планы индивидуальной коррекционной работы. В зависимости от уровня речевого развития планировались индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия. Работа по коррекции речевых нарушений проводилась на индивидуальных, подгрупповых, фронтальных занятиях логопеда, а также осуществлялась во всех видах деятельности на занятиях воспитателя.

В конце учебного года дети были вновь продиагностированы. По итогам диагностики выявились следующие результаты:

Из подготовительной группы №3выпущены в школу 11 детей (1 ребенок выбыл в течение года – Потнина Алена). Из них с хорошей речью 8 детей, со значительным улучшением - 2 ребенка, без значительных улучшений – 1 ребенок (Аралбаев Фархад. Низкая результативность связана с тяжестью речевого дефекта и особенностями познавательной сферы ребенка. Выпущен в речевой класс СОШ №20.)

Из подготовительной группы №4 выпущены в школу 12 детей. Из них с хорошей речью 8 детей, со значительным улучшением – 4 ребенка.

Анализ результатов показал, что дети владеют следующими навыками: выделение звука из ряда звуков, выделение слога с заданным звуком из ряда слогов, определение наличия звука в слове и различение звуков по признакам: глухой – звонкий, твердый – мягкий на материале фонем, слогов, слов; а также восприятие близких по звуковому составу слов, одинаковых по длине, близких по звуковому составу.

При обследовании выявилось умение определять позицию звука в слове:

Выделение гласного звука из начала слова;

Выделение согласного звука из конца слова;

Выделение согласного звука из начала слова;

Полный звуковой анализ и синтез слов;

Умение придумать слова с нужным звуком.

Умение различать гласные и согласные звуки.

Умение работать со схемой.

Состояние словарного запаса определялся на базе лексических тем. Дети успешно усвоили лексические темы, называют предметы и их части, научились обобщать и классифицировать предметы, подбирать признаки и действия к предмету, подбирать синонимы и антонимы.

Грамматический строй речи детей улучшился. Дети достаточно хорошо умеют образовывать множественное число существительных, существительные с уменьшительно-ласкательным значением, образовывать глаголы с помощью приставок, согласовывать прилагательные с существительными, существительные с числительными. Все дети используют в речи предлоги. Большинство ребята не допускают аграмматизмы, качественно употребляют выше перечисленные части речи. У Аралбаева Фархада, Губина Максима, Кутузова Вани имеются стойкие грамматические нарушения.

Большинство детей развернуто составляют предложения, рассказы по сериям картинок, по картине, из личного опыта, подробно описывают предмет, сохраняя последовательность сюжета пересказывают тексты.

Дети показали знание букв и их написание, овладели навыком чтения, знают правила правописания.

Учитель-логопед __________________________ Хиценко С. В.

Количественно-качественный анализ и оценка результативности реализованных индивидуальных и подгрупповых коррекционных программ в средних группах №3,4 МБДОУ «Детский сад № 4» - компенсирующего вида на 2011-2012 учебный год

Коррекционная работа в логопедических группах МБДОУ - «Детский сад № 4» ведется по программе Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей».

В 2011-2012 учебном году была набрана средняя группа №4 в количестве 12 детей со сложными речевыми заключениями: 2 ребенка с ОНР 1 уровня, 6 детей с ОНР 2 уровня, 2 ребенка с ОНР 3 уровня. Из них у 3 детей ринолалия, у 2 – дизартрия, у 1 ребенка – моторная алалия.

В 1 подгруппе средней группы №3 – 6 детей: 3 ребенка с ЗРР (в том числе 1 – с кохлеарным имплантом), 1 ребенок с ОНР 2 уровня, осложненным дизартрией, 2 ребенка - с ОНР 3 уровня (1 из них – с дизартрией).

В начале учебного года была проведена диагностика (через наблюдения, контрольно-проверочные и индивидуальные занятия, через обследование речи детей по речевым картам).

Со всеми детьми в течение всего учебного года проводилась коррекционная работа в виде подгрупповых занятий не реже 2-3 раз в неделю. Учитывая психоэмоциональные особенности детей, в логопедические занятия включались игры, упражнения и тренинги, необходимые для формирования грамматического строя речи, обогащения словаря, формирования слоговой структуры слова, развития связной речи, фонематического восприятия, внимания, памяти, мышления. В коррекционной работе с детьми использовались специально разработанные конспекты занятий, методические пособия и разработки.

Кроме того, предлагались задания воспитателям для индивидуальных занятий с детьми в свободное от режимных моментов время, которые отмечались в тетради взаимодействия с воспитателями. Педагогами выполнялись все рекомендации и задания в отмеченные сроки. В группе проводилась работа с родителями. Были проведены два групповых собрания, индивидуальные консультации и консультации по темам. В течение года обновлялся уголок для родителей. По окончании рабочей недели, каждый ребёнок, имеющий тетрадь для логопедических занятий, получал рекомендации для занятий с родителями в выходные дни по закреплению пройденного материала.

В результате проведенной коррекционной работы словарь у детей по пройденным темам расширился. Дети научились выделять названия предметов, действий, признаков (основные цвета, форма, величина); понимать обобщающее значение слов; усвоили простые способы словообразования уменьшительно-ласкательной формы и множественного числа имен существительных, усвоили некоторые формы словоизменения: окончаний имен существительных в винительном и творительном падежах единственного числа, согласование имен прилагательных и числительных с существительными, глаголов настоящего времени, окончаний глаголов мужского и женского рода прошедшего времени. Научились владеть навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке, по картинно-графической схеме.

Проведенная диагностика в конце года показала следующее:

В группе №4 положительная динамика отмечается у 7 детей, незначительная динамика - у 5 человек. Это обусловлено наличием неврологического проблем, а также серьёзными речевыми нарушениями (у Гудкова Кости – нарушения эмоционально-волевой сферы, гиперактивность, истерические реакции; у Елепина Саши и Антонова Антона – моторная алалия, нарушения познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, у Спиридонова Матвея – нарушения эмоционально-волевой сферы, началось заикание). Переведены в старшую логопедическую группу 10 детей, 1 ребенок переведен в группу для детей с заиканием, 1 ребенок выбыл.

В 1 подгруппе средней группы №3 положительная динамика отмечается у 4 детей, у 1 ребенка Егорова Вани незначительная динамика связана с тяжестью дефекта (двусторонняя сенсорная глухота, состояние после кохлеарной имплантации) и невозможностью оказать сурдологическую помощь в условиях детского сада. 1 ребенок Файзуллин Алан был переведен в ДОУ №93 в коррекционную группу 8 вида.

Таким образом, целенаправленная систематическая работа дала положительные результаты.

Учитель-логопед ______________________ Хиценко С.В.

Количественно-качественный анализ и оценка результативности реализованных индивидуальных и подгрупповых коррекционных программ в старших группах №3,4 МБДОУ «Детский сад № 4» - компенсирующего вида на 2012-2013 учебный год

Коррекционная работа в логопедических группах МБДОУ - «Детский сад № 4» ведется по программе Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей».

В 2012-2013 учебном году в соответствии с решением ПМПК продолжают обучение:

В старшей группе №4 - 11 детей со сложными речевыми заключениями: 2 ребенка с ОНР 1-2 уровня при моторной алалии, 4 ребенка с ОНР 2-3 уровня, 2 ребенка с ОНР 3 уровня, 2 ребенка с ОНР 4 уровня. Из них 2 ребенка с ринолалией, 3 ребенка с дизартрией.

В 1 подгруппе старшей группы №3 - 6 детей: 1 ребенок с ОНР 1 уровня вследствие глухоты после кохлеарной имплантации, 1 ребенок с ОНР 2 уровня, 2 ребенка с ОНР 2-3 уровня, 1 ребенок с ОНР 3-4 уровня. Из них 2 ребенка с дизартрией, 1 ребенок с ринолалией.

В соответствии с перспективным планом работы в сентябре 2012 года было проведено обследование речи детей с использованием компьютерной диагностики. По результатам обследования были заполнены речевые карты и разработаны планы индивидуальной коррекционной работы. В зависимости от уровня речевого развития планировались индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия. ИКТ использовались при работе над коррекцией всех сторон речи. Работа по коррекции речевых нарушений проводилась на индивидуальных, подгрупповых, фронтальных занятиях логопеда, а также осуществлялась во всех видах деятельности на занятиях воспитателя.

Занятия воспитателя и логопеда включали все составляющие речевого развития: формирование звуковой культуры речи, активизация словаря, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи. Работа по развитию речи отражалась в тетради взаимосвязи работы логопеда и воспитателя.

В соответствии с планами индивидуальной коррекционной работы проводилась работа по формированию правильного звукопроизношения. На фронтальных занятиях по развитию навыков фонематического анализа проводилось обучение выполнению слухового анализа слияний гласных звуков. Дети научились выделять начальные ударные гласные в словах, различать слова с начальными ударными, выделять первый и последний согласный в слове, придумывать слова с заданным звуком. Получено представление о гласном и согласном звуках, их различиях. Проводилась работа по развитию общего и речевого дыхания, интонационной выразительности речи. На фронтальных и подгрупповых занятиях изучались лексические темы в соответствии с перспективным планом работы. Проводилась работа по развитию грамматического строя речи. На фронтальных и подгрупповых занятиях велась работа по развитию связной речи. Дети научились строить предложения из 5 – 6 слов, повторять рассказ из 3– 5 предложений, пересказывать тексты из 3 – 5 простых предложений.

По результатам диагностики:

В старшей группе №4 положительная динамика отмечается у 9 детей, незначительная динамика - у 1 ребенка (Елепин Саша), что обусловлено серьёзными речевыми и психологическими нарушениями. 2 ребенка (Елепин Саша и Уличева Софья) переведены в старшую группу №6 на повторное обучение.

В 1 подгруппе старшей группы №3 положительная динамика у 4 детей, незначительная – у 2 детей (Ризоев Азим – в связи с тяжестью речевого дефекта и особенностями познавательной, эмоционально-волевой сферы, Егоров Ваня – в связи с тяжестью дефекта и отсутствием сурдологической помощи. Все дети переведены в подготовительную логопедическую группу.

Целенаправленная систематическая работа дала положительные результаты.

Отчет о работе учителя-логопеда Хиценко С.В. за 2013-2014 учебный год

В 2013-2014 учебном году в соответствии с решением ПМПК обучались:

В подготовительной группе №4 - 14 детей со сложными речевыми заключениями: 2 ребенка с ОНР 2 уровня, 5 детей с ОНР 3 уровня, 4 ребенка с ОНР 4 уровня, 2 ребенка с ФФНР. Из них 2 ребенка с ринолалией, 5 детей с дизартрией, 2 ребенка с моторной алалией.

В 1 подгруппе подготовительной группы №3 - 7 детей: 1 ребенок с ОНР 1-2 уровня вследствие глухоты после кохлеарной имплантации, 3 ребенка с ОНР 3 уровня, 3 ребенка с ОНР 4 уровня. Из них 3 ребенка с дизартрией, 1 ребенок с ринолалией.

В соответствии с перспективным планом работы в сентябре 2013 года было проведено обследование речи детей с использованием компьютерной диагностики. По результатам обследования были заполнены речевые карты и разработаны планы индивидуальной коррекционной работы. В зависимости от уровня речевого развития планировались индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия. ИКТ использовались при работе над коррекцией всех сторон речи. Работа по коррекции речевых нарушений проводилась на индивидуальных, подгрупповых, фронтальных занятиях логопеда, а также осуществлялась во всех видах деятельности на занятиях воспитателя.

Занятия воспитателя и логопеда включали все составляющие речевого развития: формирование звуковой культуры речи, активизация словаря, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи, обучение грамоте. Работа по развитию речи отражалась в тетради взаимосвязи работы логопеда и воспитателя. В соответствии с планами индивидуальной коррекционной работы проводилась работа по формированию правильного звукопроизношения.

Выпущены в школу:

Из подготовительной группы №4 - 14 детей. Из них с хорошей речью 9 детей, со значительным улучшением речи 5 детей. 3 ребенка решением ПМПК в 1 класс V вида (Гайфуллин Тимур, Гудков Костя, Антонов Антон),1 ребенок – в 1 класс VII вида (Алтынбаева Диана).

Из 1 подгруппы подготовительной группы №3 - 6 детей. Из них 5 детей с хорошейт речью, 1 - со значительным улучшением речи (Егоров Ваня направлен решением ПМПК в 1 класс VII вида). Ризоев Азим переведен в в группу №8 на повторное обучение в связи с тяжестью речевого дефекта.

В течение года консультировала родителей города по проблемам развития речи детей с ОВЗ, проводила систематические консультации и индивидуальные беседы с родителями и педагогами; оказывала помощь родителям в работе по закреплению правильных произносительных навыков с детьми дома; размещала информацию в родительских уголках.

Начала изучать опыт работы с неговорящими детьми кандидата педагогических наук Тамарой Никифоровной Новиковой–Иванцовой, приобрела начальный материал к занятиям по ее системе, пособие «От слова к фразе» в 3 частях.

Приобрела в логопедический кабинет новые книги, игры, пособия.

В мае 2014 г показала открытое индивидуальное занятие на Дне профмастерства ГМО учителей-логопедов ДОУ.

Руководила работой творческой инициативной группы ГМО по разработке пособия по работе с детьми с алалией. Итоги работы ТИГ:

Разработка «Речевой карты ребенка среднего дошкольного возраста» и картинного материала к;

Разработка «Сборника упражнений по развитию неречевых процессов у детей с алалией».

В декабре 2013 г. провела открытое занятие для слушателей курсов профессиональной переподготовки БГУ.

В сентябре 2013 г. прослушала обучающий семинар «Реализация ФГТ

в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения» при ГАОУ Стерлитамакский многопрофильный колледж.

В феврале 2014 г. прошла обучение на КПК при ГАОУ ДПО институт

развития образования Республики Башкортостан по программе «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в свете требований ФГОС».

В марте-мае 2014 г. принимала участие в трех дистанционных

вебинарах проекта «Мерсибо» по темам «Постановка и автоматизация звуков у дошкольников с помощью интерактивных игр», «Эффективные игровые приемы в работе с неговорящими детьми», «Создание игровой интерактивной среды с учетом ФГОС дошкольного образования».

Участвовала во Всероссийском интернет-конкурс «Лучшая методическая разработка-2014» в номинации «Лучшая методическая разработка занятия» (Диплом 2 степени), в Международном интернет- конкурсе «Логопед 21 века».

Работа в течение всего учебного года была активной и продуктивной.

Учитель-логопед ___________________ Хиценко С.В.

В статье представлен анализ работы за год учителя-логопеда коррекционной школы VIII вида.

В ходе осуществления и решения задач коррекционной логопедической работы за данный период велась плановая работа по следующим направлениям:

  • диагностическое;
  • коррекционно-развивающее;
  • консультативное;
  • организационное;
  • методическое.

Диагностическая работа

В начале учебного года было проведено комплексное обследование устной и письменной речи учащихся 1 – 7 классов с целью выявления детей, нуждающихся в логопедической помощи. Изучалось состояние неречевых процессов (мышления, памяти, воображения, творческих способностей, умения ориентироваться в пространстве и времени), уровень сформированности учебных навыков. Изучение велось путем обследования, наблюдения, тестирования.

Организационная работа

На логопедические занятия было принято 19 учащихся, из них:

  • 4 учащихся 1 класса,
  • 4 учащихся 3 класса,
  • 4 учащихся 4 класса,
  • 6 учащихся 5 классов,
  • 1 учащийся 7 класса.

На каждого ребёнка была оформлена вся необходимая документация, в том числе индивидуальный план развития ребёнка.

Дети-логопаты были укомплектованы в группы и подгруппы. Было составлено расписание занятий, определён перспективный план работы с каждой группой. В зависимости от речевого нарушения были сформированы группы и подгруппы со следующими речевыми патологиями:

п / п

ФИ учащегося

Кл.

Группа

Логопедическое заключение

Б. Егор Группа №1

Системное недоразвитие речи легкой степени

З. Станислав
П. Анастасия
С. Александр
П. Виктория Группа №2

Системное недоразвитие речи средней степени

Т. Илья
Х. Илья
Ч. Александр
Л. Виктория Подгруппа №3

Системное недоразвитие речи тяжелой степени

П. Яна
С. Максим Подгруппа №4

Дисграфия, обусловленная нарушением различных форм языкового анализа и синтеза

С. Юрий
Л. Иван Подгруппа №5

Оптическая дисграфия

Х. Михаил
Е. Андрей Подгруппа № 6

Аграмматическая дисграфия

Х. Екатерина
А. Татьяна Подгруппа №7

Акустическая дисграфия

С. Артем
М. Алексей Дислалия
А. Татьяна
С. Юрий

Расписание занятий составлялось с учетом классного расписания уроков и утверждено директором школы.

Коррекционная работа

Коррекционно-развивающая работа планировалась на основе результатов обследования, с учетом программного материала и индивидуальных возможностей учащихся. Результаты отражались в специальной речевой карте.
Согласно расписанию проводились групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия.

Индивидуальные и подгрупповые занятия старалась строить с учетом индивидуальных особенностей детей и их диагноза. На занятиях использовались дидактические игры для развития и закрепления словарного запаса детей, развития мелкой моторики и психических процессов.

Организация индивидуальной работы с учащимися

ФИ учащегося

Класс

Дни занятий

Время

М. Алексей Вторник 14.20. – 14.35.
Среда 14.20. – 14.35.
А. Татьяна Вторник 14.40. – 14.55.
Четверг 15.05. – 15.45.
С. Юрий Среда 14.45. – 15.00.
Четверг 14.20. – 14.35.

С улучшениями год закончили следующие учащиеся:

№п\п Фамилия, имяучащегося Результат
1 П. Виктория -расширился словарный запас;- поставлен [c], автоматизирован в слогах, словах.
2 Т. Илья - улучшилось состояние речевой моторики;
3 Х. Илья -улучшился фонематический слух;-расширился словарный запас.
4 З. Станислав - поставлен звук [ш], звук введен в речь.
5 П. Анастасия -расширился словарный запас;-стали реже наблюдаться нарушения грамматической

структуры предложения.

6 М. Алексей -улучшился фонематический слух;- улучшилось состояние речевой моторики.
7 С. Юрий - улучшилось состояние речевой моторики.
8 А. Татьяна - поставлен звук [л], на стадии автоматизации в словах.
9 С. Максим -выросла техника чтения;
10 Х. Михаил -при письме стал допускать меньшее количество ошибок.

Таким образом, 10 учащихся по окончанию учебного года имеют улучшения, что составляет 52% всех детей посещающих занятия.

Консультационно-просветительская деятельность

В течение 2015-2016 года проводилась консультативно-просветительская работа:

1. Выступления на педсовете школы «Организация логопедического сопровождения учебно-воспитательного процесса детей с ОВЗ», на заседании школьной ПМПк «Характеристика речи вновь поступивших детей в 2015-2016 учебном году».

2. Консультации, беседы педагогам школы «Роль учителя в формировании грамматически правильной речи», «Виды речевых нарушений, затрудняющих успешное овладение чтением, письмом», «Использование логопедических приемов на уроках русского языка, чтения, и развития речи», «Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков», «Развитие навыков звукобуквенного анализа у учащихся младших классов».

3. Консультации, беседы родителям «Информирование родителей о результатах логопедического обследования», «Обучение некоторым логопедическим приемам работы в семье», «Речевая подготовка детей к школе в семье», «Почему ребенок говорит неправильно, «Родителям о речи ребенка», «Что такое звуковой анализ и синтез и зачем они нужны?», «Учим детей рассказывать», «Развитие речи детей через общение и игру».

Самообразование

Индивидуальная тема самообразования: «Использование ИКТ в работе учителя-логопеда».

На четвертом этапе в 2015 – 2016 учебном году была проделана следующая работа по использованию ИКТ в логопедической работе:

1. Систематизированы диагностические материалы, документация учителя-логопеда (отчеты, планы, речевые карты, списки детей и др.) в электронном виде.

2. Систематизированы по папкам картинки и презентации для коррекции звукопроизношения, пополнения словаря и развития грамматического строя и связной речи учащихся.

3. Создан банк данных компьютерных развивающих логопедических программ и игр.

4. Подготовлены и размещены на образовательные сайты следующие материалы:

Интернет-ресурс

Название материала

Серия, № публикации

Литературная викторина «Волшебный мир сказок» СЕРИЯ 138685-169809
Отчет о проведении «Недели логопедии» № публикации 1020
Всероссийский образовательный портал «Продленка» Конспект занятия «Прогулка в лес» СЕРИЯ 139244-196552
Всероссийский образовательный сайт «Логопедический портал» Конспект индивидуального логопедического занятия «Поездка в цирк» № публикации 1045
Всероссийский образовательный портал «Продленка» Проект «Чтение – вот лучшее учение» СЕРИЯ 139244-196548
Всероссийский образовательный портал «Продленка» Презентация проекта «Чтение – вот лучшее учение» СЕРИЯ 139244-196548

5. Принято участие в Международной педагогической конференции «Современные информационные технологии в практике работы педагога» на Всероссийском образовательном Портале «Продленка.орг». Название работы «Использование ИКТ в работе учителя-логопеда в коррекционной школе VIII вида»

Работа по улучшению оснащённости логопедического кабинета.

  1. Приобретение наглядных пособий «Ягоды», «Домашние животные».
  2. Изготовление картотеки дыхательной гимнастики.
  3. Пополнение раздаточного материала по коррекции акустической, оптической, аграмматической дисграфий.
  4. Пополнение раздаточного материала по развитию психических процессов.

Проанализировав логопедическую работу учителя-логопеда за 2015-2016 учебный год, результаты диагностики детей, можно сделать вывод, что задачи, поставленные в начале учебного года, решены; намеченные цели достигнуты.

Положительных результатов в логопедической работе удалось достичь благодаря тщательному логопедическому обследованию, установлению причин речевых нарушений, правильному логопедическому заключению, чёткому планированию логопедической работы в целом и составлению индивидуальных программ логопедического сопровождения, совместной работе с воспитателями и учителями, использованию в работе современных образовательных технологий и методик.

Анализ логопедического обследования на начало и конец 2015-1216 учебного года, а также проведённая логопедическая работа позволили сформулировать задачи на 2016-2017 учебный год:

  1. Продолжить коррекционную работу с учащимися, имеющими речевые нарушения, по своевременному предупреждению и преодолению трудностей в усвоении школьной программы.
  2. Подготовить сообщение о преодолении трудностей при обучении учащихся с дизорфографией с рекомендациями для родителей и педагогов.
  3. Продолжить разъяснение специальных знаний по логопедии через сайт школы среди педагогов и родителей обучающихся.

Царева С.В.,
учитель-логопед

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад «Сайзанак»

с. ХайыраканскийУлуг-Хемскогокожууна

Анализ работы учителя-логопеда

ХууракАйлана Васильевны

на 2015-2016 учебный год

с. Хайыракан

2016 г.

Анализ работы учителя-логопеда на 2015-2016 учебный год

Мое жизненное кредо:

«Всегда оставаться в поиске, учить и учиться.

Видеть в каждом ребенке только

доброе начало и уметь раскрывать его»

Направлением работы является «Инновационные формы работ над составлением рассказа», с целью повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Работа по коррекции и развитию речи у детей 6-7 лет с нарушениями речи в 2015-2016 учебном году проводилась в условиях логопедических групп. Работа по коррекции нарушений речи детей в старшей и подготовительной логопедической группе в 2015-2016 учебном году осуществлялась по программе Т.Б. Филичевой, Т.В. Чиркиной.

В соответствии с поставленной целью, а именно: создание условий для речевого развития детей дошкольного возраста в коррекционно-образовательном процессе. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

Организовать коррекционно-развивающую работу с дошкольниками, имеющими речевые нарушения;

Формировать правильное произношение (воспитывать артикуляционные навыки, звукопроизношение, слоговую структуру слова и фонематическое восприятие);

Организовать логопедическое обследование детей, выявить среди них нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи.

В соответствии с целью и учетом учебного плана учителя-логопеда осуществлялась по следующим направлениям:

Диагностическое;

Консультативно-профилактическое;

Коррекционно-развивающее;

Методическое

Целью направлений является: устранить дефекты звукопроизношения, создать условия для формирования правильного речевого развития дошкольников.

Диагностическое направление:

В период с 1 по 15 сентября 2015 года проведено логопедическое обследование детей и подготовительной группы и составлена программа коррекционной работы на год. С целью, выявления детей, нуждающихся в профилактической помощи учителя-логопеда. Во время обследования рассмотрели общее звучание речи, разговорную речь, состояние артикуляционного аппарата, слух, общую речевую моторику, слуховое внимание, память, фонематический слух, звуковой анализ, общее развитие речи, составление разрезных картинок, обобщающие понятия, подбор слов – антонимов, грамматический строй речи, словообразование, слоговая структура слов, составление рассказа, пересказа, звукопроизношения. Всего обследовано 27 детей. Из 27 обследованных детей по результатам логопедического обследования выявлены 16 детей с нарушениями речи в звукопроизношениях. Заключение учителя-логопеда по результатам логопедического обследования обсуждено на заседании ПМП консилиума ДОУ, и намечены пути дальнейшей работы с детьми, нуждающимися в логопедической поддержке. На основании результатов логопедического обследования компонентов речи для объективного логопедического заключения позволяют обобщить следующие данные о дефектах речи детей:

  • Фонетический дефект – 3 ребенка;
  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – 8;
  • Общее недоразвитие речи – 5.

По результатам логопедического обследования в соответствии с выявленными нарушениями звукопроизношения и с учетом психолого-педагогических особенностей детей было решено проводить с детьми индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия.

Консультативно-профилактическое направление: одним из важнейших направлений в коррекционной деятельности логопеда является взаимодействие с родителями. Считаю, что одно из основных условий успешной работы с ребенком – установление доверительных отношений, психологический контакт с родителями. По результатам логопедического обследования было выступление учителя-логопеда на родительском собрании. Сделаны папки-передвижки, где отражались консультации родителям – «Когда следует обратиться за помощью к детскому логопеду», «Для чего нужны занятия с логопедом?», «Общие движения» (кинезитерапия), «Развитие мелкой моторики», «Портфель в дорогу – что делать летом тем, кто уходит в школу?».

Проводимая коррекционная работа дает положительные результаты. В результате целенаправленной и систематической работы:

У детей развивается интерес к языку, внимание к слову;

Развивается фонематическое восприятие, т. е умение различать фонемы, имеющие сходные характеристики;

Формируются навыки звукового анализа слов (от простых форм к сложным);

Автоматизируются произносительные умения и навыки в различных речевых ситуациях;

Совершенствуются просодические характеристики-высказывания в зависимости от речевых намерений;

Стимулируется развитие психических функций и операций.

Коррекционно-развивающее направление осуществлялось в виде индивидуальных, и фронтальных занятий. Велось перспективное, календарное планирование занятий, а также индивидуальные занятия с каждым ребенком.Индивидуальные занятия с каждым ребенком проводились 2-3 раза в неделю по 15 мин. На индивидуальных занятиях использовался массаж органов артикуляционного аппарата, постановка и автоматизация, дифференциация звуков. Использовались игровые приемы по развитию фонематического восприятия, звукового анализа, речевого дыхания, психических процессов, проговаривание чистоговорок, скороговорок, дидактических и логопедических игр, упражнения на развитие фонематического восприятия слуха и мелкой моторики, используемые технологии – психогимнастика, прием релаксации «Минута шалости», «Минута тишины». Каждый день совместно с воспитателями группы ведется тетрадь-контакт , в которой фиксировались индивидуальные задания после сна с воспитателем. Велись работы на индивидуальных тетрадей детей, где отражались характеристика индивидуальных затруднений ребенка, фиксировались комплекс упражнений для активизации артикуляционного аппарата.

Вся коррекционная работа (коррекционно-развивающие занятия, индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков, развитию фонематического слуха, формированию лексико-грамматического строя речи и т.д.) была проведена в соответствии с календарно-тематическим планированием на 2015-2016 уч.год.Групповые занятия по лексическим темам проводятся 2 раза в неделю по технологиям Н.В. Нищевой «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей речевой группе детского сада для детей с ОНР», и Н.В. Рыжовой «Логопедические занятия с детьми» с продолжительностью 30-35 мин, дыхательные упражнения по Стрельниковой, пальчиковые гимнастики по Крупенчук.

Положительные результаты обучения достигаются благодаря грамотному использованию в коррекционной работе разнообразных методов, способов и приемов обучения, а также привлечение к коррекционной работе воспитателей речевой группы и тесное сотрудничество с педагогом-психологом - совместное выявление детей для коррекции, проведения профилактических мероприятий с детьми, проведения коррекционного воздействия для нуждающихся детей.Каждый день совместно с воспитателями группы ведется тетрадь-контакт, в которой фиксировались индивидуальные задания после сна с воспитателем. Велись работы на индивидуальных тетрадей детей, где отражались характеристика индивидуальных затруднений ребенка, фиксировались комплекс упражнений для активизации артикуляционного аппарата.

Также применялся вариант взаимодействия, при котором воспитатели закрепляют материал логопедических занятий. Важным моментом являются занятия по заданию логопеда. Работа велась в тесном контакте, в обстановке взаимопонимания и творчества.

В результате коррекционно-развивающей работы исправления звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, развитие связной речи, грамматического строя речи, артикуляционной, тонкой и общей моторики достигнуто хорошие результаты в речи детей.

В течение года проводилась систематическая работа над коррекцией звукопроизношения и лексико-грамматическим строем речи, развитием связной речи, фонетико-фонематической системы языка, навыков звукового анализа и синтеза. Для закрепления пройденной темы давались дополнительные задания.

Были проведёны логопедическиемониторинги – в ноябре и итоговый в апреле, с целью выявления динамики развития речи в коррекционно-образовательном процессе каждого из ребёнка.

Итоговая диагностика в конце учебного года для контроля эффективности коррекционно-логопедической работы выявила положительную динамику в развитии речи детей:

Мониторинг коррекционно-логопедической работы

На 2-ое полугодие 2014-2015 у.г.

По результатам мониторинга выявлены 38% - высокий уровень, 50% - на среднем уровне, 12% - % на низком уровне. Мониторинг проведен по следующим параметрам: звукопроизношение, фонематический слух, грамматический строй речи, связная речь, словарный запас, артикуляционная и мелкая моторики.

Всего дети с нарушениями речи – 16, из них

88% - на хорошем уровне, по всем параметрам развиты на достаточном уровне, т.е. состояние звукопроизношения в результате коррекционного воздействия с использованием различных методов, приемов улучшился, словарный запас соответствует возрастной норме и достаточно развит. Дети сами составляют мини-рассказы по картинкам, мелкая моторика рук в норме, в потоке речи у них иногда заметны искажения и смешения звуков, но сами замечают ошибки и исправляют сами.

12% - низкий уровень. На этом уровне остается 1 ребенок с тяжелыми нарушениями речи. Звукопроизношения нарушенных звуков остаются нарушенными, заметны в речи смешения, искажения и замены звуков, т.е. в потоке речи звуки теряются, речь становится непонятной.

Из всего 12 детей, остаются 4 детей на второй курс: это дети из старшей группы – ЧамзырынАйрат, СундуйНомина, Бай-Кара Ангелина, ДулушСуге-Маадыр.

Графический анализ мониторинга по коррекционно-логопедической работы на 2-е полугодие 2014 – 2015 у.г.

полугодие

полугодие

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Логопедия

Итого

Результаты коррекционной работы на 2015– 2016у.г.

Показатели

Количество детей за учебный год

Число

Общее количество

100%

ОНР

ФФНР

ФНР

Выпускаемые

С хорошей речью

Со значительным улучшением

Без улучшения

В массовую школу с обязательными занятиями в логопункте

В речевую школу

Остались на второй курс

Выбыли в течение года

В ноябре 2015 года участвовали в кожуунном конкурсе стихов среди детей дошкольного возрасте, участвовали дети из речевой группы – Аракчаа Найдан, Тюлюш Намчал в результате заняли первые места по возрастным категориям.

В результате совместной работы учителя-логопеда с воспитателями речевой группы, дети стали хорошо выговаривать все звуки.

Методическое направление

В октябре месяце показала презентацию из опыта работы в Республиканском семинаре по теме «Инновационные формы работ над составлением рассказа» и в апреле месяце выступала с докладом по теме «Использование ИКТ на занятиях логопедии» на Республиканском научно-практическом конференции «Бичелдеевские чтения», была награждена грамотой в номинации «За творческий подход в работе»

В декабре принимала участие на кожунном конкурсе «Лучший специалист года » и заняла 3 место.

Проанализировав коррекционно-логопедическую работу на 2015 – 2016 учебный год, результаты, можно считать, что поставленные задачи в начале учебного года - решены; намеченные цели достигнуты: это такие работы, как

Участие в педагогических советах и семинарах внутри ДОУ

Посещение кожуунных методических объединений старших групп и республиканского учителей-логопедов

Проводилась работа по повышению квалификации:повышение в ТГИП, изучались новинки методической литературы, знакомство с инновационными технологиями, работа по самообразованию – подбор и сбор материалов по теме, обмен опыта, участие в муниципальных и региональных конкурсах.

Подбор методической и коррекционной литературы и пособий, логопедических игр.

Изучение опыта работы сетевых сообществ для обмена опытом с другими регионами (Социальная сеть работников образования сайт) и обновления своего сайта.


Лидия Берестень
Анализ работы учителя-логопеда за учебный год

Анализ работы учителя-логопеда

за 2009-2010 учебный год.

На 2009-2010 учебный год были поставлены задачи:

Своевременное выявление речевых патологий и их коррекции.

Коррекция речевого развития детей, имеющих расстройства речевых функций.

Развитие психологической базы речи.

Повышение профессионального мастерства, обобщение передового опыта.

Задачи на данном этапе работы были выполнены, но на следующий год стоит продолжить работу.

Диагностическая деятельность.

С 1 по 15 сентября 2009 года проведено обследование речевого развития дошкольников всех групп, которое было направлено на выявление дефектов произношения: количества и характер нарушенных звуков – отсутствие, искажение, смешение или замена звуков. Кроме того, при обследовании проверялся уровень сформированности навыков звукового анализа, синтеза слов и лексико-грамматических средств языка.

Был выявлен один ребёнок, имеющий фонетическое недоразвитие (ФН). Это ребёнок, у которого отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения звуков без других сопутствующих проявлений. Такие дефекты речи не сказываются отрицательно на усвоении детьми программы ДОУ. Он был зачислен на логопункт.

Также были выявлены дети, у которых в речевом развитии имеют место замены и смешение фонем, сходных по звучанию или артикуляции – фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН).

Следующую группу составили дошкольники, у которых, наряду с нарушениями произношения звуков, имеется недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка – общее недоразвитие речи (ОНР).

На всех детей, зачисленных на логопункт были заведены речевые карты, в которых фиксировалась общая внятность речи, характер и доступность построения связных высказываний, общие представления о словаре и синтаксических конструкциях, используемых ребенком, грамматический строй речи ребёнка, собирался анамнез.

После обследования дети были разделены на подгруппы с однородной структурой речевого дефекта. От степени речевого дефекта соответственно зависит количество детей в подгруппе.

Вывод: В результате обследования было выявлено 25 дошкольников с нарушениями речевого развития, обусловленные различными причинами. На логопедический пункт в течение учебного года был зачислен 21 ребёнок, остальные поставлены на очередь.

Учебный год

начало года конец года

выпущено осталось для дальнейшей коррекции

Кол-во детей-логопатов на логопункте 21 11 10

Процент от общего кол-ва дошкольников 67% 52,4% 47,6%

Начало учебного года

Организационная деятельность

Расписание составлялось, учитывая занятость ребенка. Занятия проводились согласно расписанию.

Коррекция нарушений звукопроизношения является длительным и сложным процессом. Исправление звуков проводится поэтапно: подготовительный, постановка звука и, в случае замены одного звука другим – этап дифференциации.

Логопедические занятия проводятся в интересной игровой форме. Подбор речевого материала на занятиях производится с учетом постепенного введения трудностей. Большое внимание уделяется развитию общей, мелкой (ручной) и речевой моторики, воспитанию слухового восприятия, внимания, памяти, нормализации всех психических процессов, которые лежат в основе нарушений звукопроизношения.

Вывод: расписание логопедических занятий соответствовало нормативным требованиям. Воспитатели были заинтересованы в конечном результате логопедических занятий и поэтому следили за посещаемостью дошкольников. Многие родители не считали необходимым дополнительно заниматься с детьми дома. Поэтому работа велась односторонне. В связи с этим необходимо наладить более тесную работу с родителями на следующий учебный год.

Группы 2009-2010 уч. год

Начало года Конец

ФФН ОНР ФФН ОНР

Средняя 58% 33% 58% 33%

Старшая 45% 27% 9% 18%

Подготовит. 62% 12% 12% 12%

Консультативная гр. - 100% - 50%

Коррекционная деятельность В результате проделанной работы было выпущено 10 дошкольников с хорошей речью (коррекция звукопроизношения, и фонематических процессов). В силу сложности речевого дефекта, дошкольники, имеющие общее недоразвитие речи, а также фонетико-фонематическое недоразвитие речи (со стёртой формой дизартрии)оставлены на логопункте для дальнейшей коррекционной работы

Методическая деятельность

Заботясь о профессиональном росте, в течение года регулярно посещались методические объединения, организованные Управлением Образования.

Методический кабинет пополнен литературой:

Диагностика нарушений развития речи: Учебно-методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

Логоигры. – СПб. : КАРО, 2003.

Консультативно-просветительская работа

Работа логопедической службы ведется в тесном контакте с педагогами и родителями:

Знакомство педагогов и родителей с результатами обследования;

Систематическое информирование о продвижении детей (успехи и неудачи);

Инструктирование воспитателей о приемах доведения достигнутых результатов до полной автоматизации в условиях группы, на прогулке, в свободной деятельности детей;

Посещение мероприятий ДОУ с целью изучения речевого поведения детей;

Разъяснение родителям о правильном речевом режиме в домашних условиях, о необходимости логопедических занятий.

Публикации по теме:

Анализ работы педагогического коллектива, реализация задач годового плана работы ДОУ за 2015–2016 учебный год В 2015-2016 уч. году нами были поставлены следующие задачи: 1. Создать единое информационное пространство, обеспечивающее реализацию ФГОС.

Аналитический отчет учителя-логопеда о проделанной работе за 2015–2016 учебный год Целью логопедической службы является коррекция имеющихся дефектов у детей и организация профилактики речевых нарушений. Задачами логопедической.

Анализ работы за 2015–2016 учебный год Анализ работы МБДОУ "Детский сад №___" за 2015-2016 учебный годОсновными направлениями деятельности коллектива МБДОУ в 2015/16уч. г. были:.

Годовой отчет учителя-логопеда старшей группы для детей с ТНР за 2015–2016 учебный год Списочный состав группы 10 человек. Дети с нарушениями речи зачислены в логопедическую группу решением ГПМПК на 2 года. Дети поступили в.

Годовой план работ учителя-логопеда на учебный год Годовой план работ учителя-логопеда Гетт А. С. на учебный год. Цель всего педагогического процесса в ДОУ: создание организационно-методических.

Анализ работы учителя-логопеда

Главной целью работы в 2013-2014 учебном году являлось оказание квалифицированной помощи детям дошкольного и младшего школьного возраста, имеющим нарушения устной и письменной речи.

Исходя из цели деятельности логопедического пункта, определены задачи:

¾ осуществление диагностики и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста;

¾ развитие у детей подвижности артикуляционного аппарата, произвольного внимания к звуковой стороне речи, фонема тического восприятия, связной речи, психических процессов (внимание, память, мышление);

¾ обогащение словарного запаса;

¾ воспитание стремления детей к преодолению недостатков речи;

¾ пропагандирование логопедических знаний, проведение индивидуальных консультаций для родителей и педагогов.

Работа на логопедическом пункте проводилась в соответствии с целями и задачами, представленными в плане, по четырем направлениям:

¾ организационному;

¾ диагностическому;

¾ коррекционно-развивающему;

¾ просветительно-профилактическому.

Организационное направление

Целью данного направления являлось создание благоприятных условий для процесса коррекции. В разделе организации и оптимизации учебного процесса была запланирована и выполнена следующая работа: к началу занятий был подобран и систематизирован материал; дидактический материал пополнен пособиями для индивидуального пользования, подготовлен раздаточный материал. Велась работа по систематизации диагностического и программного материала:


¾ шел подбор и изучение методической литературы для проведения диагностической, консультативной, развивающей и коррекционной работы с обучающимися начальной школы в связи с большим притоком детей, имеющих общее недоразвитие речи;

¾ оформлены диагностические материалы для обучающихся, имеющих нарушения чтения и письма.

В сентябре-октябре оформлена документация по логопункту:

1.Составлены списки детей, занимающихся на логопункте. 2.Журнал консультаций. 3. Речевые карты. 4. Исходя из результатов обследования, составлены планы работы на текущий учебный год (перспективный план работы, тематические планирования для занятий в группах, индивидуальные планы работы сформированы по характерам нарушений).

На основе анализа за истекший учебный год определена цель на 2014-2015 учебный год:

продолжить работу над созданием условий по оказанию квалифицированной помощи детям дошкольного и младшего школьного возраста, имеющим нарушения устной и письменной речи.

Определены следующие задачи:

1. Продолжить работу над коррекцией нарушений устной и письменной речи детей; своевременно предупреждать и преодолевать неуспеваемость обучающихся, обусловленную имеющимися у них отклонениями в речевом развитии.

2. Расширить сотрудничество со специалистами школьным ПМПк, родителями.

3. Продолжить работу по распространению знаний о коррекционно-педагогической деятельности среди родителей и педагогов.

4. Продолжить использование ИКТ в коррекционно-просветительской работе.