ГОРОДСКАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ (от лат. agglomero - присоединяю, накапливаю, нагромождаю). Компактная пространственная группировка поселений (гл. обр. городских), объединенных многообразными интенсивными связями (производственными, трудовыми, культурно-бытовыми, рекреационными) в сложную многокомпонентную динамич. систему. Как целостное терр. социально-экон. образование Г. а. возникает на базе функционального и пространственного развития крупного города-ядра (или неск. городов-ядер). Выделяются моноцентрические (одноцентровые) Г. а. с одним городом-ядром, к-рый подчиняет своему воздействию все остальные поселения, расположенные в его пригородной зоне (или в т. н. внешней, периферийной, зоне Г. а.- пригороды, города-спутники и т. п.), и намного превосходит их по своему размеру и экономич. потенциалу; полицентрические (многоценгровые) Г. а., имеющие неск. взаимосвязанных городов-центров (см. Конурбация). Пригородная (периферийная) зона Г. а. служит по отношению к центральному городу-ядру многообразным дополнением и резервом развития, в полицентрич. Г. а. представляет собой совокупность пригородных зон городов-ядер.
Г. а. отличаются высокой степенью терр. концентрации производит. сил, в первую очередь пром-сти, инфраструктурных объектов, науч. и уч. учреждений, а также высокой плотностью нас.; оказывают сильное преобразующее влияние на окружающую терр., видоизменяя ее экон. структуру и социальные аспекты жизни нас.; характеризуются высокой степенью комплексности х-ва и взаимосвязанности расселения населения. Указанные черты Г. а. обусловливают специфику их развития как многофункциональных центров нац. (общегос.) значения со специализацией на наиболее сложных, наукоемких отраслях народного хозяйства.
Г. а. можно рассматривать одновременно как подсистему нар.-хоз. системы размещения произ-ва и соответств. системы расселения. Г. а. (вместе с крупными городами еше не ставшими ядрами Г. а.) и соединяющие их магистрали (полимагистрали) составляют опорный каркас расселения. При этом Г. а. - наиболее активные, динамичные звенья этой системы.
Формирование Г. а. является результатом объективных процессов экон. и социального развития, в частности процесса углубления терр. разделения труда; способствует более полному использованию выгод экономико-геогр. положения и предпосылок роста крупного города вместе с окружающим его ареалом. Экон. предпосылкой относительно быстрого развития Г. а. являются преимущества, присущие данной форме размещения произ-ва и расселения нас. (вызывающие т. н. эффект ближних связей, или агломерационный эффект): высокая степень концентрации и диверсификации произ-ва; концентрация квалифицир. кадров, тесная связь произ-ва с наукой и учебными центрами; максимально эффективное использование производств, и социальной инфраструктуры.
Нерегулируемое развитие Г. а. ведет к ряду негативных последствий: загрязнению окружающей среды, перегрузке транспорта, острому дефициту водных ресурсов и др. В капиталистич. странах неупорядоченное гипертрофированное развитие ряда Г. а. достигло критич. состояния (см. Гиперурбанизация). В промышленно развитых капиталистич. гос-вах рост большинства крупных Г. а. осуществляется гл. обр. за счет разрастания их пригородных зон (см. Субурбанизация); в нек-рых р-нах срастание значит. числа соседних Г. а. приводит к образованию мегалополисов. Плановое ведение х-ва при социализме создает предпосылки управления ростом Г. а., ослабления присущих им негативных свойств, более полного использования заключенного в них экон. потенциала. В СССР политика управления развитием Г. а. включает меры целенаправленного планирования выполняемых ими народнохозяйственных функций и их масштабов, большое значение придается также градостроительным и планировочным методам.
В разных странах мира в зависимости от степени развития процесса урбанизации, особенностей размещения произ-ва и расселения нас. выделение (делимитация) Г. а. осуществляется на основе разл. критериев (см., напр., Метрополитенская территория). Согласно методике, разработанной при составлении ´Генеральной схемы расселения на территории СССР до 2000 г.´, ЦНИИП градостроительства Госкомитета по гражд. стр-ву и архитектуре при Госстрое СССР (1984), группа взаимосвязанных поселений выделяется в качестве сложившейся или складывающейся Г. а., если людность наибольшего из образующих ее городов составляет не менее 100 т. ч., а в тяготеющем к нему ареале группового расселения (очерченном изохроной 2-часовой доступности всеми видами обществ. наземного и водного транспорта) расположены, как минимум, еще 2 гор. поселения. При этом в состав выделенных Г. а. также включаются гор. и сел. поселения, находящиеся в подчинении районных (гор.) Советов нар. депутатов, если центры соответств. единиц адм.-терр. деления расположены в пределах 2-часовой трансп. доступности центрального города (в полицентрич. Г. а.- крупнейшего из центральных городов). В СССР выделялось (1979) 193 Г. а., из них: людностью 100-250 т. ч.- 15; 250-500 т. ч.- 69; 500-1000 т. ч.- 74; 1-2 млн. ч.- 29; св. 2 млн. ч.- 6. В пределах этих Г. а. проживало 146 008,5 т. ч. (55,6% всего нас. страны), в т. ч.: городское пас.- 114 513 т. ч. (70% всего городского нас. СССР), сельское нас.- 31 495,5 т. ч. (31,9% всего сельского нас.).
Стремительно меняется облик мира: села и поселки уступают место городам, последние, в свою очередь, сращиваются в единое целое и становятся агломерациями. Это процесс демографический и экономический, который развивается планомерно и поэтапно, его невозможно остановить. Прогресс сам диктует человечеству условия его наибольшего ускорения. Весь ХХ век является периодом массовой индустриализации. Результатом стало развитие производств различного направления и связанный с этим рост городского населения, которое обеспечивает любое промышленное предприятие основным ресурсом - рабочими.
История появления
Агломерация городская - это процесс разрастания территории населенного пункта за счет его застройки и поглощения прилегающих поселений. Урбанизация прошла достаточно стремительно, в течение 80-95 лет. Если сравнивать данные переписи на начало и конец ХХ века, то они наглядно показывают соотношение сельского и городского населения. В процентном отношении это выглядит следующим образом: в 1903 году 13 % - жители городов, к 1995 году эта цифра составляет 50 %. Тенденция сохранилась и на сегодняшний день, но первые крупнейшие городские агломерации появились еще в древнем мире. В качестве примера можно привести Афины, Александрию и, конечно, великий Рим. Гораздо позднее, в XVII веке, первые агломерации возникли на территории Европы - это Париж и Лондон, который занимал значительную площадь на Британских островах. В XIX веке образование крупных городских поселений началось в Северной Америке. Сам термин "агломерация" впервые вводится географом французом М. Руже. По его определению, агломерация городская - это выход несельскохозяйственных видов деятельности за административные рамки поселения и вовлечение в него окружающих населенных пунктов. Существующие на сегодняшний день определения достаточно разнообразны по изложению, но обобщающим принципом является процесс расширения, роста города. При этом во внимание принимается множество критериев.
Определение
Н. В. Петров характеризует агломерацию как скопление городов и прочих населенных пунктов по территориальному принципу, при этом в процессе развития они срастаются, происходит усиление всех видов взаимосвязей (трудовых, культурных, хозяйственных и т. д.). При этом скопления должны быть компактными и обладать четкими административными границами - как внутренними, так и наружными. Перцик Е. Н. дает несколько иное определение: агломерация городская - это особая форма урбанизации, которая подразумевает скопление территориально близких населенных пунктов, которые взаимосвязаны экономически и имеют общую транспортную сеть, инженерную инфраструктуру, производственные и культурные отношения, общую социальную и техническую базу. В своих работах он подчеркивает, что данный тип объединения является наиболее продуктивной средой для научно-технической деятельности, развития прогрессивных технологий и производств. Соответственно, именно здесь группируются наиболее квалифицированные работники, для удобства которых развивается сфера услуг и создаются условия для полноценного отдыха. Крупнейшие города и городские агломерации имеют подвижные территориальные границы, это касается не только фактического расположения отдельных пунктов, но и временных отрезков, потраченных на перемещение человека или груза от ядра к периферии.
Критерии определения агломерации
Среди современных городов много достаточно развитых, с населением свыше 2-3 миллионов человек. Определить, насколько данный населенный пункт можно отнести к категории агломерации, можно, используя определенные критерии оценки. Однако и здесь мнения аналитиков расходятся: некоторые предлагают ориентироваться на группу факторов, другим достаточно наличия одного признака, который четко выражен и документально подтвержден. Основные показатели, в соответствии с которыми города можно отнести к агломерации:
- на 1 м 2 .
- Численность (от 100 тысяч человек, верхний предел неограничен).
- Скорость застройки и ее непрерывность (не более 20 км между основным городом и его спутниками).
- Количество поглощенных населенных пунктов (спутников).
- Интенсивность поездок различного назначения между ядром и периферией (на работу, учебу или для проведения досуга, так называемые маятниковые миграции).
- Наличие единой инфраструктуры (инженерные коммуникации, связь).
- Общая логистическая сеть.
- Доля населения, занятого работами несельскохозяйственного характера.
Типы городских агломераций
При всем разнообразии структуры взаимодействия и условий сосуществования городов и их спутников, существует лаконичная система определения вида населенного пункта. Различают два основных типа: моноцентрические и полицентрические агломерации. Наибольшее количество существующих и образовывающихся слияний относят к первой категории. Моноциклические агломерации формируются по принципу доминирования одного основного города. Существует ядро, которое при росте включает в состав своей территории другие поселения и формирует направленность их дальнейшего развития в симбиозе со своими потенциальными возможностями. Крупнейшие городские агломерации (подавляющее большинство) созданы именно по монотипу. Примером может служить московская или нью-йоркская. Полицентрические агломерации являются скорее исключением, они объединяют несколько городов, каждый из которых является самостоятельным ядром и поглощает близлежащие населенные пункты. Например, в Германии это полностью застроенный крупными субъектами, каждый из которых имеет несколько спутников, при этом они не зависят друг от друга и объединяются в одно целое только по территориальному признаку.
Структура
Наиболее крупные городские агломерации мира образовались в городах, история которых насчитывает от 100 до 1000 лет. Это сложилось исторически, любые производственные комплексы, торговые сети, культурные центры проще усовершенствовать, чем создать новые на пустом месте. Исключением являются только американские города, которые изначально планировались в качестве агломераций для более высоких темпов развития экономики.
Итак, сделаем краткие выводы. Агломерация городская - это структурированный населенный пункт, который (приблизительно, четких границ не существует) можно разделить на следующие участки:
- Центр города, его историческая часть, которая представляет собой культурное наследие данного региона. Его посещаемость наибольший пик имеет в дневное время, часто существуют ограничения по въезду на данную территорию личного транспорта.
- Кольцо, окружающее центральную часть, деловой центр. Эта площадь застроена очень плотно офисными зданиями, кроме того, существует разветвленная система предприятий питания (рестораны, бары, кафе), сфера услуг представлена также достаточно широко (салоны красоты, тренажерные и спортивные залы, модные ателье и т. д.). Здесь хорошо развита торговая сеть, особенно дорогие магазины с эксклюзивными товарами, присутствуют административные государственные учреждения.
- Жилая зона, которая относится к старым постройкам. В процессе агломерации она часто превращается в деловые связано с высокой стоимостью земли под жилыми домами. Из-за постоянного спроса на нее, строения, которые не относятся к памятникам архитектуры или истории, сносятся или модернизируются под офисные и иные помещения.
- Многоэтажная массовая застройка. Отдаленные (спальные) районы, производственные и промышленные зоны. Этот сектор имеет, как правило, большую социальную направленность (школы, крупные торговые точки, поликлиники, библиотеки и т. д.).
- Пригородные территории, парки, скверы, поселки-спутники. В зависимости от размера агломерации данная территория развивается и обустраивается.
Этапы развития
Все городские агломерации мира проходят основные процессы формирования. Многие населенные пункты останавливаются в своем развитии (на каком-либо этапе), некоторые только начинают свой путь к высокоразвитой и комфортной для проживания людей структуре. Принято разделять следующие этапы:
- Индустриальная агломерация. Связь между ядром и периферией базируется на производственном факторе. привязаны к конкретному предприятию, не существует общего рынка недвижимости и земли.
- Трансформационный этап. Характеризуется повышением уровня маятниковой миграции, соответственно формируется общий трудовой рынок, центром которого является крупный город. Ядро агломерации начинает активно формировать сектор услуг и досуга.
- Динамичная агломерация. Данный этап предусматривает модернизацию и перенос производственных мощностей на периферийные участки. Параллельно развивается логистическая система, что позволяет произвести более быстрое сращивание ядра и городов спутников. Появляются единые рынки труда, недвижимости, возводится общая инфраструктура.
- Постиндустриальная агломерация. Завершающий этап, который характеризуется окончанием всех процессов взаимодействия. Существующие связи (ядро-периферия) упрочняются и расширяются. Начинается работа над повышением статуса агломерации для привлечения большего числа ресурсов и расширения направлений деятельности.
Особенности российских агломераций
Для повышения темпов экономического роста и развития наукоемкого производства наша страна должна иметь четко сформулированные и просчитанные планы на ближайшую и дальнюю перспективы. Исторически сложилась ситуация, при которой городские агломерации России строились исключительно по индустриальному типу. При этого было достаточно, но при вынужденном переходе на трансформационный этап (формирование рыночной экономики) возник целый ряд проблем, которые пришлось устранять в течение 90-х годов. Дальнейшее развитие городских агломераций требует централизованного вмешательства государства. Именно поэтому данная тема часто обсуждается экспертами и высшими органами государственной власти. Необходимо полное восстановление, модернизация и перемещение производственных баз, что повлечет за собой динамичные агломерационные процессы. Без участия государства как финансирующего и управляющего органа данный этап недоступен многим городам. Экономические преимущества функционирующих агломераций неоспоримы, поэтому происходит процесс стимулирования объединений территориально связанных городов и населенных пунктов. Крупнейшая городская агломерация мира может быть создана в России уже в ближайшее время. Для этого есть все необходимые ресурсы, осталось грамотно использовать главный - административный.
Крупнейшие городские агломерации России
Фактически на сегодняшний день четкой статистики нет. По агломераций в РФ можно выделить 22 наиболее крупные, которые стабильно развиваются. В нашей стране преобладает моноцентрический тип формирования. Городские агломерации России в большинстве случаев находятся на индустриальном этапе развития, но их обеспеченность человеческими ресурсами достаточна для дальнейшего роста. По численности и этапу формирования они располагаются в следующей последовательности (первые 10):
- Московская.
- Санкт-Петербургская.
- Ростовская.
- Самарско-Тольяттинская.
- Нижегородская.
- Новосибирская.
- Екатеринбургская.
- Казанская.
- Челябинская.
- Волгоградская.
Число городских агломераций в РФ растет вследствие создания новых объединений, в которые не обязательно входят города-миллионники: слияние происходит за счет ресурсного показателя или промышленных интересов.
Мировые агломерации
Удивительные цифры и факты можно получить, изучая данную тему. Некоторые мировые агломерации имеют площади и численность населения, сопоставимые с аналогичными показателями целой страны. Общее количество таких субъектов подсчитать достаточно сложно, ведь каждый эксперт применяет определенную (выбранную им) группу признаков или же один из них. Но при рассмотрении десятки крупнейших можно рассчитывать на единодушие специалистов. Итак:
- Крупнейшая городская агломерация мира - Токио-Иокогама. Численность населения - 37,5 миллионов человек (Япония).
- Джакарта (Индонезия).
- Дели (Индия).
- Сеул-Инчхон (Республика Корея).
- Манила (Филиппины).
- Шанхай (КНР).
- Карачи (Пакистан).
- Нью-Йорк (США).
- Сан-Паулу (Бразилия).
Проблемы городских агломераций
При всех положительных моментах развития экономики, культуры, производства и науки, существует достаточно большое количество недостатков, которыми характеризуются мегаполисы. Во-первых, большая протяженность коммуникаций и постоянно возрастающая нагрузка (при активной застройке) приводит к проблемам в ЖКХ, соответственно, понижается уровень комфорта горожан. Во-вторых, транспортно-логистические схемы не всегда обеспечивают должный уровень скорости перевозок грузов и людей. В-третьих, высокий уровень загрязнения окружающей среды (воздух, вода, почва). В-четвертых, агломерации привлекают большую часть работоспособного населения из малых городов, которые не являются их спутниками. В-пятых, сложность административного управления большими территориями. Данные проблемы известны каждому городскому жителю, а для их устранения необходима длительная и трудоемкая работа всех городских структур.
Агломерация - это ключевая форма современного расселения, качественный сдвиг в расселении, новая стадия его эволюции, когда сеть поселений превращается в систему . Во всех развитых странах и в большинстве стран третьего мира в агломерациях сосредоточена преобладающая часть населения и производства. Особенно велика их доля в концентрации непроизводственной деятельности, высших форм обслуживания.
Формирование агломераций . В основе их развития заключена территориальная концентрация деятельности людей. Наиболее распространены два пути формирования агломераций: «от города» и «от района» (рисунок 2.5).
Формирование агломерации «от города». По достижении определенного «порога» (на что сильно влияет размер города, его хозяйственный профиль, локальные и региональные природные условия)
динамично развивающийся крупный город ощущает все большую потребность в новых ресурсах развития - территориях, источниках водоснабжения, инфраструктуре. Однако в пределах городской черты они оказываются исчерпанными или близкими к исчерпанию. Дальнейшее сплошное (периметральное) расширение городской территории сопряжено с негативными последствиями.
Поэтому центр тяжести развития объективно перемещается в пригородные территории. Возникают поселения-спутники (чаще всего на основе существующих небольших населенных пунктов) различного профиля. С одной стороны, все то, что не помещается в городе, «выплескивается» за его пределы. С другой - многое из того, что стремится к нему извне, оседает на подступах. Таким образом, агломерация формируется двумя встречными потоками .
В одних случаях объекты, составляющие градообразующую базу спутников (промышленные предприятия, испытательные полигоны, научно-исследовательские лаборатории, конструкторские бюро, сортировочные станции, склады и т.д.), как бы отпочковываются от сложившегося народнохозяйственного комплекса города. В других - они возникают в ответ на потребности города и страны, создаются усилиями разных отраслей хозяйства, будучи привлечены благоприятными условиями развития в окружающем город районе.
Развитие агломерации «от района» характерно для ресурсных зон, в местах развития добывающей промышленности, где при разработке крупных месторождений обычно возникает группа поселков сходной специализации. С течением времени один из них, расположенный удобнее других по отношению к ареалу расселения и имеющий лучшие условия для развития, притягивает к себе объекты не местного значения. Постепенно он становится организационно-хозяйственным и культурным центром. Все это определяет его приоритетный рост и постепенное возвышение в территориальной группе поселений, которые со временем приобретают по отношению к нему роль спутников.
Так происходит становление города, который берет на себя функции центра агломерации. У его спутников начинает преобладать замкнутый трудовой баланс: жители поселка работают в основном на расположенном здесь же, в поселке предприятии. Поэтому трудовые связи с городом-центром в образованиях рассматриваемого типа слабее, чем в агломерациях, развивающихся «от города». По мере дальнейшего роста и усиления многофункциональности города-центра различия между агломерациями описанных двух категорий ослабевают, хотя остается существенная разница в характере использования территории. В агломерациях промышленных районов (добывающей промышленности) значительные площади заняты отвалами, складами, подъездными путями.
Формирование агломерации - выборочный процесс, который развертывается там, где для него складываются благоприятные условия. Поэтому агломерацию следует рассматривать как одну из форм расселения, которое и в перспективе должно остаться разнообразным, поскольку неоднородны интересы различных слоев населения. Агломерации различаются по преобладающим видам деятельности, величине, степени зрелости. В то же время как специфическая форма расселения они имеют некоторые общие свойства. Отметим те, которые могут быть названы фундаментальными (по Г. Лаппо):
· интенсивное и эффективное взаимодействие. Агломерация предстает как ареал ближних связей, не требующих больших затрат времени и средств;
· взаимодополняемость (комплементарность) составляющих элементов - центров разного профиля. Города и поселки взаимно ориентированы на оказание друг другу услуг, что также определяет высокую плотность внутриагломерационных связей;
· динамизм развития и функционирования;
· концентрация прогрессивных элементов производительных сил, с которыми связана разработка нового в науке, технике, культуре. Это делает агломерацию «точкой роста» и фактором развития прилегающей территории.
Все перечисленные свойства определяют роль агломерации как очага и побудителя развития, источника возникновения и распространения инноваций.
В агломерации, как и в городе (в расселении вообще) действует закон самоорганизации. Однако нельзя ожидать, что агломерации будут жить как бы в режиме автоматического регулирования на основе этого закона. Необходимо разработать концепцию развития каждой агломерации и на ее основе создать план рационального природопользования, сбалансированного развития всех составляющих ее элементов в экологически допустимых рамках. Это - обязательное условие эффективного использования потенциала агломераций.
Пространственная структура агломераций . Границы, разделяющие разные части агломерации (рисунок 2.6), определены прежде всего условиями доступности центра. От этого же зависит и ее общая граница. Различия в доступности выступают в качестве исходного условия дифференциации, которая в дальнейшем усиливается и делается отчетливее под влиянием интенсивности связей зоны спутников с городом-центром, характера использования территории, плотности
размещения объектов, уровня транспортной обслуженности и т.д. Дифференциация агломераций носит мозаичный, ячеистый характер .
Основу территориальной структуры агломерации образует ее опорный каркас, прежде всего центральный город и радиальные (расходящиеся от него) транспортные магистрали, а также основные центры. Вдоль транспортных радиусов формируются широкие у основания лучи расселения, которые сходят на нет там, где затраты времени на регулярные ежедневные поездки в город-центр превышают целесообразные, с точки зрения населения, пределы. При развитом многолучевом транспортном узле агломерация приобретает вид звезды.
Между лучами расселения, которые выглядят или сплошной полосой непрерывной застройки, или цепочкой населенных пунктов, разделенных открытыми буферными зонами, простираются зеленые клинья. В градостроительных схемах им отводится важная роль барьеров, препятствующих срастанию лучей расселения в сплошное застроенное пятно, а зеленые клинья вводятся в структуру самого города-центра. Очень часто наблюдается подобие каркасов центрального города и зоны спутников. Каркас указывает на направления разрастания и обеспечивает взаимодействие составляющих пригородную зону частей. Зоны спутников (примерно кольцевые) охватывают город-центр и в развитых агломерациях делятся на пояса, различающиеся по характеру и интенсивности взаимодействия, плотности населения и густоте сети дорог и населенных пунктов. Первый пояс образуют ближайшие спутники. Нередко они представляют собой продолжение города-центра. Здесь самая высокая плотность населения и
наиболее густая сеть дорог. В поселениях ближайшего пояса высока доля жителей, работающих в центральном городе. Значителен и встречный поток маятниковых мигрантов, выезжающих из города-центра для работы в спутниках и в основном оседающих в первом поясе. В развитых агломерациях ближайшие спутники подобны периферийным районам города-центра, с которыми у них тесные транспортные связи. Они сходны с периферийными районами центрального города по функциям, составу населения и характеру застройки. Привлекая к себе на работу жителей других поселений, они раздвигают границы агломерации .
Замыкающие спутники располагаются там, где центростремительные потоки маятниковой миграции из-за предельного расстояния теряют значение. В ряде проектов замыкающим спутникам отводится роль центров приоритетного развития, что должно несколько ослабить трудовые потоки, направленные к городу-центру.
В пределах развитых агломераций, представляющих собой плотные группировки городских поселений, образуются локализации повышенной плотности, получившие название агломераций второго порядка (Г. Лаппо, З. Яргина). Чаще всего они возглавляются отчетливо выраженным центром (выделяющимся размерами, развитостью функциональной структуры, центральностью). Есть и биполярные образования. В агломерациях второго порядка, вследствие повышенной концентрации населения и производства осложняется планировочная и экологическая обстановка.
Второй пояс спутников формируется в зрелых агломерациях. Здесь ниже плотность населения и густота дорожной сети, меньше доля загородников среди работающего населения. Застроенные территории перемежаются превосходящими их по размерам обширными открытыми пространствами - сельскохозяйственными и лесными ландшафтами.
Внешняя, зона, окаймляющая зону спутников, не связана с центральным городом ежедневными трудовыми поездками населения. Наибольшее значение имеют рекреационные связи, резко возрастающие летом. В это время агломерация отодвигает свою внешнюю границу, отмечая сезонно расширяющийся ареал, в котором замыкается недельный цикл жизнедеятельности. Агломерация предстает как пульсирующее образование с периодически перемещающимися границами .
По мере эволюции агломераций происходит последовательное, достаточно медленное, зависящее от прогресса на транспорте, сдвигание вовне границ внешней зоны. Расположенные в периферийной зоне центры в планировочных схемах получают роль ближних противовесов городу-центру.
Центр агломерации . Формирование агломерации на базе крупного города - естественный процесс саморазвития расселения. Компактный город имеет преимущества перед агломерацией, но до известных пределов. Растягивание его территории не может быть беспредельным. Г.А.Гольц рассчитал, что при размерах городской территории свыше 500 км 2 принципиально невозможно с помощью общественного транспорта обеспечить приемлемые затраты времени на трудовые поездки. Сооружение метрополитена позволяет поднять верхний предел размеров территории города до 800 км 2 . Москва этот предел уже существенно превысила.
Известно, что из расположенных на транспортных радиусах спутников достичь центра главного города агломерации можно при значительно меньших затратах времени, чем из некоторых периферийных районов главного города. Таким образом, в основе возникновения и развития агломераций лежат определенные экономические и социальные причины. Город как центр агломерации берет на себя дополнительные обязанности по обслуживанию своего окружения и одновременно использует это окружение для решения собственных проблем, что приводит к существенным изменениям самого города . Часто в зону спутников перемещаются такие территориеемкие звенья градообразующей базы, как испытательные полигоны различной техники, выпускаемой предприятиями города, сортировочные железнодорожные станции, склады, аэропорты и т.п. Помимо того, что эти объекты требуют большой территории, во многих случаях они пожаро- и взрывоопасны, являются наиболее активными и крупными загрязнителями атмосферы, почвы и воды.
В городах спутниках последовательно улучшаются условия для приобщения его населения к сосредоточенным в городе-центре ценностям, благам культуры, искусства, образования, деловой активности, науки, техники, всякого рода информационным центрам. У жителей спутниковой зоны, использующих места приложения труда, сконцентрированные в центральном городе, расширяются возможности выбора рода и места работы.
Город-центр агломерации, расширяя и совершенствуя обязанности по отношению к зоне спутников, соответствующим образом меняет также свою планировочную структуру. Она насыщается элементами, с помощью которых осуществляются контакты с окружением. В Московской агломерации можно выявить следующие новообразования в планировочной структуре ядра агломерации (Г. Лаппо, З. Яргина).
1. Совмещенные или предельно сближенные остановки городского (метро) и пригородного (электропоезда) транспорта: на Рязанско-Казанском железнодорожном радиусе («Электрозаводская», «Выхино»), Рижском («Дмитровская», «Тушино»), Смоленском («Беговая»), Курском («Текстильщики»), Нижегородском («Серп и молот» - «Площадь Ильича»), Павелецком («Коломенская» - «Варшавская»). Кроме того, городской и пригородный транспорт состыкованы у всех вокзалов, т.е. по всем одиннадцати железнодорожным направлениям.
2. Промышленные и научно-производственные зоны в периферийных районах центрального города как бы выдвинуты навстречу устремленным к нему потокам маятниковых мигрантов. В Москве такие зоны возникли в полосах, прилегающих к железнодорожным радиусам (Чертаново, Дегунино, Бирюлево, Очаково и др.), которые дополнили уже ранее сложившиеся (Перово, Текстильщики, Люблино).
3. Торговые центры - универсамы и рынки на привокзальных площадях, иногда у периферийных пригородно-городских транспортных узлов.
4. Автостанции у конечных станций метрополитена, от которых начинаются многочисленные автобусные маршруты, связывающие город-центр с зонами спутников.
Зона спутников и город-центр охватываются общим экологическим каркасом. Городские парки и лесопарки служат продолжением зеленых клиньев, подходящих из пригородной зоны по межрадиальным секторам.
Одним из результатов усиливающегося взаимодействия центрального города с его окружением является территориальное разрастание застройки навстречу друг другу, обычно не предусматриваемое в генеральных планах и схемах районной планировки. Зеленый пояс, который должен отличаться стабильностью и играть ключевую роль в экологическом каркасе, подвергается экспансии со стороны и города-центра и его спутников.
Сложившаяся в современном градостроительстве традиция периодически пересматривать границы города, расширять его территорию приводит к необходимости изменять и территориальную организацию региона, что маскирует процесс агломерирования. Одна из причин активного поглощения городом больших пространств пригородной зоны - отсутствие цены на землю. Этим же объясняется и бесхозяйственное использование городской территории .
Города-спутники. В Градостроительстве так называют создаваемые специально поселения вблизи какого-либо крупного города для решения его проблем, регулирования экономической базы, стабилизации или торможения роста населения. К этой категории следует также отнести все поселения, сформировавшиеся в непосредственном окружении крупного города, независимо от того, возникли они стихийно или создавались специально по разработанным проектам. Спутники, создаваемые для регулирования роста крупных городов, - своего рода реакция на их гипертрофию - очень распространенная категория нового города в XX веке. Положение вблизи столиц предъявляло повышенные требования к качеству новых городов. Их проектирование и строительство способствовало повышению градостроительного искусства и разработке ряда актуальных проблем градостроительства.
Плеяда городов-спутников Лондона, города Парижского района, разместившиеся на осях развития - ориентирах пространственного роста Большого Парижа, спутник шведской столицы Веллингбю и финской Тапиола стали типичными примерами городов-эталонов .
Развивать систему городов-спутников Москвы предлагалось уже в первые послереволюционные годы в планах реконструкции столицы Сакулина (1918 г.) и Шестакова (1921-1925 гг.; рисунок 2.7). В 1950-х годах для Московского региона также была разработана схема размещения городов-спутников. Один вариант предусматривал создание кольца ближних спутников, удаленных от Москвы на 34-40 км. В другом намечалось кольцо дальних, на расстоянии 70-80 км.
Удачный пример города-спутника - современный Зеленоград - один из самых привлекательных новых городов России. Население спутника предполагалось формировать за счет москвичей, которые выразят желание переехать в город-спутник. Чтобы люди не чувствовали себя ущемленными, было принято решение считать Зеленоград административным районом столицы.
Другим примером города-спутника является г. Дзержинск. Причиной создания Дзержинска вблизи Нижнего Новгорода стало строительство комплекса химических предприятий общесоюзного значения.
Типы городов-спутников. Выделяются две основные категории (по Г. Лаппо):
а) города, ориентированные своими функциями на удовлетворение потребностей города-центра как сгустка населения, производственного, коммунально-хозяйственного и строительного комплексов. Таковы поселения при аэропортах, станциях аэрации и водопроводных, предприятиях строительных материалов. Сюда же относятся центры-поставщики полуфабрикатов и вспомогательных материалов (текстильное сырье, пресс-порошки для изготовления пластмассовых изделий, формовочные пески и др.) и т.п.;
б) центры, специализирующиеся на видах деятельности и производствах, аналогичных тем, которые составляют верхние ярусы функциональной структуры главного города. Таковы центры фундаментальных научных исследований (города – наукограды).
Типологически, генетически и функционально - города-спутники очень разнообразны. Типологические схемы, известные из градостроительства и урбанистики, обычно не распространяются на города-спутники. Основными критериями разделения на типы являются характер взаимоотношений с городом-центром, а также развитость функциональной структуры и положение в агломерации.
В агломерациях распространен тип спутника-узкоспециализи-рованного центра с простой функциональной структурой. Если основное производство или вид деятельности «обрастает» другими, функционально связанными с основным, возникает спутник-специализированный комплекс. Если два (или более) территориально сближенных спутника-специализированных центра сливаются в один, то возникает многофункциональный спутник-конгломерат. В Подмосковье таковы Кашира, которая поглотила город Новокаширск (при Каширской ГРЭС), Дубна, к которой присоединен был город Иваньково и др.
Многофункциональные спутники формируются в результате естественного развития города, постепенно усложняющего и умножающего выполняемые им обязанности. Главные функции спутников:
· находиться в тесном взаимодействии с городом-центром;
· обслуживать его потребности;
· участвовать в решении его проблем;
· способствовать реализации его потенциала.
Выполняя эти основные функции, города-спутники естественным образом создают вместе с городом-центром целостное единство - функциональное, планировочное, расселенческое. Весьма существенно различаются спутники в зависимости от своего положения в территориальной структуре агломерации. Распространены спутники-пригороды, свойственные многим развитым агломерациям и особенно характерные для Московской. Один из них город Люберцы - прямое продолжение юго-восточной части Москвы, которая в 1980-х гг. перешагнув МКАД, вступила с ним в непосредственное соприкосновение .
По положению в системе расселения, выделяются следующие основные типы: а) город-пригород; б) замыкающий спутник; в) центр агломерации второго порядка; г) «спутники-спутников». В роли «спутника спутников» обычно выступают узкоспециализированные центры.
Введение
1 Понятие городской агломерации
1.1 Иерархия городских систем
1.4 Проблемы больших городов
2 Крупнейшие городские агломерации мира
2.1 Зарубежная Европа
2.2 Зарубежная Азия
2.3 США и Латинская Америка
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Город - одно из величайших и самых сложных творений человека. Облик городов – каменная летопись человечества – хранит память о важнейших событиях мировой истории. Города – главная арена политических, экономических, социальных процессов, совершающихся в современном мире, место сосредоточения наибольших ценностей, созданных трудом человека.
Как и почему растут города? Как раскрыть загадочную тайну пространственной концентрации городов в разных точках земного шара? Какова их внутренняя структура? Эти вопросы волнуют всех людей и составляют профессиональную задачу географического изучения городов.
Целью курсовой работы является рассмотрение крупнейших городских агломераций, путей их формирования и развития.
Задачи данной работы состоят:
· в выявлении особенностей структуры и формирования крупнейших городских агломераций;
· в рассмотрении иерархии городских систем;
· в определении проблем городов.
Городские агломерации – развивающаяся форма расселения и территориальной организации хозяйства. Сосредоточивая в себе огромный научно-технический, производственный и социально-культурный потенциал, они являются основными базами ускорения научно-технического прогресса и оказывают большое влияние на окружающие их обширные территории, поэтому их изучение на сегодняшний день особенно актуально.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы и включает в себя одну таблицу. Она написана на 28 страницах. Первая глава включает в себя четыре подглавы, вторая – три. Для написания данной работы использовалось восемь различных источников литературы.
1. Понятие городской агломерации
В исторической эволюции форм расселения на смену традиционным типам населенных мест - городским и сельским поселениям, развивающимся относительно автономно, - все более приходят новые «групповые» формы высококонцентрированного расселения, образующиеся при сближенном размещении поселений и формировании между ними интенсивных связей. Таковы городские агломерации – быстро развивающиеся во всём мире скопления населенных мест, состоящие нередко из десятка, а иногда из сотен населенных пунктов, включая и сельские поселения, тесно связанные друг с другом. Единой терминологией для обозначения этих скоплений населения не существует. Наряду с термином «городская агломерация» употребляют термины «локальные системы расселения», «районы больших городов», «групповые системы расселения», «созвездие городов».
Наиболее распространенный термин «городская агломерация» не вполне удачен . В технологии промышленного производства агломерация означает «образование крупных кусков (окускование) из мелкой руды и пылеватых материалов путем спекания». В экономической литературе термином «агломерация» характеризуется территориальное совмещение, концентрация в одном месте промышленных предприятий.
Термин «агломерация» применительно к расселению был введен французским географом М. Руже , согласно которому агломерация возникает тогда, когда концентрация городских видов деятельности выходит за пределы административных границ и распространяется на соседние населенные пункты.
В отечественной литературе понятие городской агломерации использовалось, и достаточно широко, уже в 10-х 20-х гг., хотя и под разными именами: это и «хозяйственный округ города» А.А. Крубера, и «аггломерация» М.Г. Диканского, и «экономический город» В.П. Семенова-Тян-Шанского.
Существует и множество определений слову «агломерация».
По Н.В. Петрову городскими агломерациями называются компактные скопления территориально сосредоточенных городов и других населенных мест, которые в процессе своего роста сближаются (иногда срастаются) и между которыми усиливаются многообразные хозяйственные, трудовые и культурно-бытовые взаимосвязи .
Е.Н. Перцик дает другое определение: городская агломерация – система территориально сближенных и экономически взаимосвязанных населенных мест, объединенных устойчивыми трудовыми, культурно-бытовыми и производственными связями, общей социальной и технической инфраструктурой, - качественно новая форма расселения, она возникает как приемник города в его компактной (автономной, точечной) форме, особый продукт современной урбанизации . А крупные городские агломерации – это важнейшие ареалы, в которых концентрируются прогрессивные отрасли промышленности, административно-хозяйственные, научные и проективно-конструкторские организации, уникальные учреждения культуры и искусства, наиболее квалифицированные кадры.
Границы городской агломерации подвижны во времени благодаря изменению важнейшего параметра агломерации – дальность ежедневных передвижений от места жительства к местам приложения труда: в рамках пространственной самоорганизации этих передвижений их дальность растёт пропорционально увеличению скорости средств транспорта, а затраты времени увеличиваются незначительно.
Для развития городских агломераций характерны: наращивание гигантских городских скоплений, включающих безостановочно растущие и расползающиеся ядра, вовлекающие в свою орбиту все новые территории, концентрация в них больших масс населения; быстрое развитие пригородов и постепенное (хотя и не везде явно прослеживаемое) перераспределение населения между городами-центрами и пригородными зонами; привлечение сельского населения к несельскохозяйственному труду, в особенности в городской местности; маятниковые миграции и систематические передвижения людей в пределах агломераций на работу, к местам учебы, культурно-бытового обслуживания и отдыха, приобретающие беспрецедентный масштаб.
Е.Н. Перцик предлагает различные критерии городских агломераций: плотность городского населения и непрерывность застройки; наличие большого города-центра (как правило, с населением не менее 100 тыс. человек); интенсивность и дальность трудовых и культурно-бытовых поездок; удельный вес несельскохозяйственных рабочих; доля работающих вне места жительства; количество городских поселений-спутников и интенсивность их связей с городом-центром; число телефонных разговоров с центром; производственные связи; связи по социально-бытовой и технической инфраструктуре (единые инженерные системы водоснабжения, энергоснабжения, канализации, транспорта и пр.) . В ряде случаев принимают в качестве критерия комбинацию признаков, в других – ориентируется на один из них (например, выделяют границы агломерации по 1,5- или 2-часовым изохронам трудовых передвижений от города-центра).
1.1 Иерархия городских систем
Города растут и развиваются. В некоторых случаях из ранее небольших городов образуются мегагорода, население которых часто выше 8 млн. человек.
Эволюция форм расселения под воздействием процессов развития и концентрации производства приводит к сближению и срастанию агломераций, формированию мегалополисов – урбанизированных зон надагломерационного уровня, включающих обширные территории (город à агломерация à урбанизированная зона à урбанизированный район à мегалополис).
Итак, выделяют пять основных иерархически соподчиненных форм урбанизированного расселения (по Ю.Л. Пивоварову) :
1. Компактный город (в его традиционной форме) – основной элемент расселения на начальных этапах урбанизации страны или района. Согласно «Словарю общегеографических терминов», под городом понимают: «совокупность обителей, инкорпоративных (т.е. зарегистрированных в качестве учетной единицы) и управляемых мэром или ольдерменом». Под городом в Дании понимают населенный пункт, насчитывающий свыше 250 жителей, в Японии – 30 тыс., в России от 5 до 12 тыс. жителей.
2. Агломерация – (от лат. agglomero – присоединяю, накапливаю) элементарная форма развитого группового расселения. Она представляет скопление вокруг центра (большого города) близко расположенных городских и сельских поселений, объединенных интенсивными и устойчивыми связями. Агломерация рассматривается нами для районов с большим потенциалом развития в качестве этапной формы в переходе от автономного города к более сложным формам расселения.
3. Урбанизированный (метрополитенский) район – основной структурный элемент расселения в перспективе. Под ним подразумевается сравнительно обширный ареал, ядро которого составляют обычно несколько агломераций с их окружением, объединенные общими функциональными и морфологическими признаками. Эта социально-пространственная форма расселения основана на комплексной планировке обширных территорий, на специализации и четком выделении функциональных зон. Включает в себя собственно агломерацию и территории обширного столичного региона.
4. Урбанизированная зона – наиболее крупное звено (объединяющее несколько элементов) в перспективной пространственной структуре расселения страны. Это территория с высокой плотностью городских поселений и большим удельным весом городского населения. Урбанизированная зона выделяется интенсивностью развития городских поселений (а не их количеством).
5. Мегалополис (от греч. megalu – большой, polis – город) – наиболее крупная форма расселения. Это обширные урбанизированные зоны полосовидной конфигурации, которые образуются в результате фактического сращивания многих соседних агломераций разного ранга. Обычно такие урбанизированные полосы протягиваются вдоль важнейших транспортных магистралей и полимагистралей, или своего рода экономических осей.
1.2 Пространственная структура городских агломераций
В городских агломерациях при существенных особенностях их планировочной структуры и административного деления могут быть выделены принципиально различающиеся зоны, что позволяет рассматривать эти зоны как типичные и функционально закономерные образования .
1. Историческое ядро города – очень небольшая по размерам территория, в которой сосредоточены наиболее выдающиеся в архитектурно-историческом отношении сооружения, административный культурный и деловой центры агломерации. Таковы исторический центр Москвы в пределах Садового кольца; центральное ядро Лондона, включающее Сити, Вестминстер и Вест-Энд; южная часть графства Нью-Йорк, занимающего территорию о-ва Манхаттан. Для исторических центров европейских столиц характерны очень плотная застройка, складывавшаяся в течение многих веков; унаследованная от исторического прошлого радиально-кольцевая или близкая к ней планировка; постепенное вытеснение жилой застройки зданиями правительственного или делового значения; широкое развитие торговых учреждений, отелей, музеев и т.д. Дневное население резко превышает ночное.
2. Центральная зона города включает помимо исторического ядра ближайшую к нему интенсивно застроенную территорию, сформировавшуюся в европейских столицах в основном до середины XIX в. и позднее охваченную кольцом железных дорог, вокзалов, промышленных территорий. В следующие десятилетия эта зона существенно трансформировалась, но в значительной мере еще сохраняет старую планировку, здесь много ценных сооружений. По мере роста и территориального расширения административных, деловых, культурных, научных, торговых функций столиц эта зона все более перестраивается, подвергается перепланировке, приобретает функции центра. К центральным районам столиц могут быть отнесены: центральная планировочная Зона Москвы, департамент Париж в черте старых крепостных стен, центральная зона Петербурга до Обводного канала, включая Васильевский остров, Петроградскую сторону. Для центральных зон в целом характерно значительное превышение численности дневного населения над ночным, постепенное снижение численности постоянного населения.
3. Внешняя зона города в Москве и Петербурге административно включена в город, в Париже выделена в так называемый «первый городской пояс», в Лондоне к периферийной зоне города может быть отнесен внешний пояс «старых пригородов». В настоящее время основная часть населения столичных городов сосредоточена в периферийных зонах и по мере того, как вся территория этих зон заполняется сплошной застройкой, их население растет, но затем обнаруживает объективную тенденцию к снижению и экспансии за пределы городской черты.
4. Большой город (или ядро агломерации, урбанизированная зона агломерации, город с первым внутренним поясом пригородной зоны). Примером может быть Петербург с поселениями, подчиненными городу, Парижская «агломерация в широких границах», «Большой Лондон» с первым внутренним метрополитенским поясом, Большой Нью-Йорк – урбанизированный ареал Нью-Йорк.
5. Пригородная зона образует вместе с городом более широкое образование, которое можно рассматривать как агломерацию. Таковы Московская и Петербургская агломерации, Лондонский метрополитенский район. Важно различать территории агломераций, охватывающие столичные города и их пригородные зоны, «ядра агломераций», включающие столичные города и внутренние кольца пригородных зон. Условно эти « ядра» агломераций можно было бы назвать «Большой город» (Большая Москва, Большой Лондон, Большой Нью-Йорк). Для всех агломераций в целом характерны: последовательное смещение населения от внутренних колец агломерации к внешним; сильное развитие маятниковых миграций, постепенно затухающих по мере удаления к периферии агломерации и особенно интенсивных в ее ядре, развитие городов-спутников во внешних кольцах.
6. Внешняя зона столичного региона. Под столичным регионом следует понимать зону, на которую распространяется непосредственное и интенсивное влияние столицы и необходимы связанные с ней целенаправленные градостроительные мероприятия; однако здесь перестает действовать важнейший градостроительный параметр, конструирующий агломерацию, - ежедневные маятниковые трудовые передвижения. Внешняя зона становится ареной крупных мероприятий по развитию систем городов – «контрмагнитов», способствующих разгрузке агломерации, по созданию рекреационных зон, сельскохозяйственных баз и т.п. К столичным регионам могут быть отнесены: к Московскому региону – Москва и Московская область; Лондонскому – юго-восток Англии; Нью-Йорскому региону – район ассоциации районной планировки Нью-Йорка.
1.3 Пути формирования агломерации
Формирование агломерации «от города». По достижению определенного «порога» (на что сильно влияет размер города, его народохозяйственный профиль, локальные и региональные природные условия) динамично развивающийся крупный город ощущает все большую потребность в новых ресурсах развития – территорий, источниках водоснабжения, инфраструктуре. Однако в пределах городской черты они оказываются исчерпанными или близкими к исчерпанию . Дальнейшее сплошное (периметральное) расширение городской территории сопряжено с негативными последствиями.
Поэтому центр тяжести развития объективно перемещается в окружающий город район. Возникают поселения-спутники (чаще всего на основе существующих небольших населенных пунктов) различного профиля. По существу, это частички большого города, который, становясь центром агломерации, создает систему дополнений и партнеров. С одной стороны, все то, что не помещается в городе, «выплескивается» за его пределы. С другой – многое из того, что стремится к нему извне, оседает на подступах. Таким образом, агломерация формируется двумя встречными потоками.
В одних случаях объекты, составляющие градообразующую базу спутников (промышленные предприятия, испытательные полигоны, научно-исследовательские лаборатории, конструкторские бюро, сортировочные станции, склады и т.д.) как бы отпочковываются от сложившегося народохозяйственного комплекса города. В других – они возникают в ответ на потребности города и страны, создаются усилиями разных отраслей хозяйства, будучи привлечены благоприятными условиями развития в окружающем город районе.
Развитие агломерации «от района». Характерно для ресурсных зон, в местах развития добывающей промышленности, где при разработке крупных месторождений обычно возникает группа поселков сходной специализации. С течением времени один из них, расположенный удобнее других по отношению к ареалу расселения и имеющий лучшие условия для развития, притягивает к себе объекты неместного значения. Он становится организационно-хозяйственным и культурным центром, в нем развивается наука и конструкторско-проектное дело, сосредоточиваются предприятия стройиндустрии и транспортной организации. Все это определяет его приоритетный рост и постепенное возвышение в территориальной группе поселений, которые со временем приобретают по отношению к нему роль спутников.
Так возникает город, который берет на себя функции центра агломерации. У его спутников под влиянием основной «профессии» преобладает замкнутый трудовой баланс: жители поселка работают в основном на расположенном здесь же, в поселке предприятии. Поэтому трудовые связи с городом-центром в образованиях рассматриваемого типа слабее, чем в агломерациях, развивающихся «от города» . По мере дальнейшего роста и усиления многофункциональности города-центра различия между агломерациями описанных двух категорий ослабевают, хотя остается существенная разница в характере использованной территории.
1.4 Проблемы больших городов
Повсеместный и неудержимый рост больших городов и агломераций заставляет задуматься над внутренними закономерностями и причинами этого явления, выявить недостатки такой формы расселения и оценить ее подлинные достоинства.
Важнейшие недостатки больших городов и в известной степени больших городских агломераций хорошо известны:
1. Необычайное усложнение транспортных проблем. Насыщенность больших городов автомобильным транспортом увеличивается, тогда как скорость движения его движения снижается обратно пропорционально.
2. Происходит удорожание инженерного оборудования;
3. Загрязнение окружающей среды, в первую очередь воздуха. По данным химических исследований, шлейф загрязняющего и теплового воздействия крупных городов прослеживается на расстоянии до 50 км, охватывая площадь в 800-1000 км 2 . При этом наиболее активное воздействие проявляется на площади, превышающей площадь самого города в 1,5-2 раза. Такие города, как Лос-Анджелес, Мехико, не случайно получили прозвище «смогополисов». Не случайно родился и шуточный совет горожанам: «Пусть каждый дышит меньше и в только случае крайней необходимости».
Сегодня мой урок будет не совсем обычным. Нет, наша с вами любимая география никуда не денется (не ждите, что я сегодня начну рассказывать о тайной жизни звёзд Голливуда или особенностях разведения опёнков в заболоченной местности). Просто география моего сегодняшнего урока – география современных городов , причём городов больших. Ведь почему, в самом деле, большинство современных мегаполисов - именно МЕГАполисы, а не деревни вроде Амстердама? Итак, сейчас я расскажу вам, что такое агломерация - ибо это социально-урбанистическое явление имеет место в современном мире везде и повсюду.
Что такое агломерация
Отойду немного назад и дам определение такому термину, как урбанизация , которая, ни что иное, как увеличение доли городов в общем количестве населённых пунктов планеты, повышение их значимости в жизни общества и банальное увеличение количества городского населения . Урбанизация идёт в основном тремя путями :
- трансформацией сёл в городские населённые пункты (не ПГТ, а полноценные города);
- образованием и расширением пригородных зон , которые также «расширяют» город;
- миграцией сельского населения в города (города растут, сёла хиреют).
Что такое агломерация ? Это четвёртый, не названный выше, этап урбанизации , когда скопление городских населённых пунктов (с населением не менее 2 тыс. трудоспособного населения) сливается в один мощный конгломерат (не менее 20 тыс. человек) с общей транспортной системой , производственными мощностями и культурой . Это уже не город в прямом смысле этого слова - это сложная система, комплекс сросшихся воедино бывших городков, словно сошедший со страниц фантастического романа (вспомню уважаемого Илью Варшавского и его цикл «В Дономаге », герои которого живут в мега-мега-мегаполисе, простирающемся на многие километры и даже уходящем под землю). Иногда населённые пункты «агломерируют » настолько тесно, что более мелкие становятся просто-напросто районами более крупных.
Одни из самых известных современных агломераций :
Что такое агломерация для современного общества
Немного отступив от канвы повествования, укажу, что всё вышесказанное касается так называемой городской агломерации , ибо этот термин имеет ещё несколько значений :
- региональная агломерация - разновидность городской, но составные части такого комплекса объединены ещё и территориально;
- металлургическая агломерация - спекание пыли и мелких кусков руды в крупные;
- микробиологическая агломерация - создание микроорганизмами собственной «шведской семьи».
Кстати, агломерация возникает не обязательно вокруг одного города (моноцентрические агломерации), а также может образоваться вокруг группы городов (полицентрические агломерации). Яркий пример последних - городская «галактика» в Германии в Рурштадте , где имеется несколько центральных городов-«ядер».
Сегодня на Земле около 449 агломераций , причём «ядра » некоторых из них - далеко не «миллионники ». Что же такое агломерация для современного мира - неизбежное добро и единственный путь развития общества или всё же некий урбанистический декаданс, когда количество переходит в качество? Судить об этом ещё рано - современные городские агломерации ещё достаточно молоды. Чем обернётся для нашего общества такого рода развитие городов - вопрос ближайших лет.