Одним из самых важных археологических памятников Греции являются Микены. Микенская эпоха процветала в Греции, начиная с 3000 года до н.э. Культура жителей Микен была уникальной, что ярко проявляется в легендах, искусстве и архитектуре. Она была обогащена греческой и средиземноморской культурой.

Сильное влияние королевской власти проявилось в величии крепости Цитадели, ее дворце, роскошном погребении королевской семьи. Основатель Микен теряется в тумане истории. Здесь приходят на помощь лишь греческие мифы, согласно которым город основал легендарный герой Персей.

Микены процветали долгое время, но в ходе кровопролитных и опустошительных войн цивилизации пришел конец. Наибольший вклад в обнаружение находок внес знаменитый археолог – Генрих Шлиман . Ценители древнейшей истории и развития цивилизаций непременно должны включить Микены в список своего туристического маршрута.

В Микенах можно найти множество интересных достопримечательностей, главнейшей из них является цитадель. Она стоит над плодотворной равниной Арголиды у побережья на северо-востоке Пелопоннеса.

Основной доступ к ней обеспечивают Левские ворота. Два льва, расположенные симметрично вокруг колонны, охраняют вход. Их размещение над главными воротами самой мощной цитадели позднего бронзового века символизирует что-то очень важное. Рельефная скульптура вырезана из серого известняка, а головы львов из металла, который со временем был утрачен. Ворота ранее закрывались двойной, тяжелой деревянной дверью.

Пройдя через Львиные ворота, справа можно увидеть знаменитое кладбище – первый круг королевских гробниц. Их обнаружил Генрих Шлиман в 1870-х годах. Зона захоронения имеет диаметр 27 метров , она обнесена двойным кольцом вертикально обтесанных каменных плит.

По ходу движения в цитадели, направляясь от гробниц, виден дворец. Он занимает центральное место на вершине цитадели.

Во внутреннем дворе находилась центральная королевская палата, ее пол был выложен гипсом, стены облицованы лепниной, на них рисунки в критском стиле, внутри был священный очаг, а крышу поддерживало 4 столба, сейчас именно эти столбы можно увидеть. В микенские времена дворец был щедро украшен яркими фресками и мозаикой.

Археологи, проводившие раскопки в древнем городе Микены были поражены. Ведь здесь было найдено величайшее чудо инженерии – система водоснабжения. Благодаря этому впечатляющему творению Цитадель имела неограниченную и безопасную подачу воды.

Вода поступала по подземным трубам из ближайшего природного источника. Каждый желающий может осмотреть тоннель, ведущий к подземному бассейну.

За стенами Цитадели можно посмотреть еще одно древнее захоронение. Ему дали название – могильный круг Б. Начало захоронений в этом месте относится к 1650 году до н.э. Здесь обнаружено 25 могил и собрано огромное количество артефактов. Наиболее ценными считаются экземпляры драгоценных предметов из золота, слоновой кости горного хрусталя.

Знаменитую гробницу Клитемнестры обнаружил известный немецкий археолог Генрих Шлиман. Клитемнестра являлась супругой Агамемнона, чья золотая маска была обнаружена в ходе раскопок и сейчас находится в Афинах в археологическом музее.

Гробница расположена около микенской цитадели и акрополя. Историки до сих пор не пришли к единому мнению о годах ее строительства. Они предполагают, что она создана в период между 15 и 18 веком до н.э. Гробницу построили для захоронения царицы вместе с ее любовником Эгисфом. Каждый год сюда съезжаются туристы, которых привлекает микенская культура.

Покидая цитадель, обязательно стоит взглянуть на гробницы в западной части. Здесь хорошо сохранилась Сокровищница Атрея, или по-другому ее называют Гробницей Агамемнона. Она была построена между 1350 и 1250 годами до нашей эры, и это самая сохранившаяся найденная могила. Вход в нее обрамлен металлическими элементами. Сокровищница изготовлена из камня, за столь долгую историю была разграблена. Но не смотря на это остается интересной достопримечательностью Микен.

Сувенирный магазин Золото Микен

Магазин Золото Микен – интересное место, которое разнообразит увлекательную поездку в крупнейший центр греческой цивилизации. В нем прошлое переплетается с настоящим. Подбирая сувениры себе и своим близким, складывается ощущение, что вы находитесь в музее, а не в крупном сувенирном магазине.

Здесь представлен огромный выбор продукции на любой вкус. Это и небольшие керамические, и металлические статуэтки, ювелирные изделия, невероятной красоты амфоры и многое другое. Все это копии подлинных предметов, найденных при раскопках, и созданы они своими руками.

Микены находятся на холме между двумя горными возвышенностями. Крепость Агамемнона в Микенах лучше любого другого места в Греции заслуживает названия легендарной. Крепость обнаружил в 1874 году немецкий археолог Генрих Шлиман, открывший Трою. Шлиманом двигала простодушная вера в то, что здесь он обретёт свидетельства, подтверждающие правдивость гомеровского эпоса. Шлиман нашёл блистательно сделанные изделия из золота и необычные захоронения.

История и легенды про Микены (Греция)

Микенско-Аргосский регион относится к тем областям Греции, которые были обитаемы с древнейших времён, о чём свидетельствуют неолитические стоянки, появившиеся около 3000 года до нашей эры. Но с Микенской крепостью и драматическими событиями вокруг неё связаны три столетия конца 2-го тысячелетия до нашей эры – период примерно от 1550 до 1200 годов до нашей эры. Он назван Микенским, но термин подразумевает не только окрестности Микен, но всю цивилизацию бронзового века, процветавшую в то время на .

Миф, изложенный Гомером в «Илиаде» и «Одиссее» и Эсхилом в «Орестее», рассказывает об истории Микен. Микены заложил Персей, убивший медузу Горгону, но затем город попал в обагрённые кровью руки Атрея. Фиест соблазнил жену своего брата Атрея, и тот, чтобы отомстить, убил сыновей Фиеста и скормил их родному отцу. Не удивительно, что такое поведение прогневало богов. Дочь Фиеста Пелопия родила от отца сына, которого назвали Эгистом, который, повзрослев, убил Атрея и вернул престол Фиесту.

Проклятье богов пало на сына Атрея Агамемнона. Вернувшись в Микены с Троянской войны, во время которой он командовал греческими войсками за этот пост главнокомандующего он, отправляясь на войну, пожертвовал свой дочерью Ифигенией – Агамемнон был убит собственной женой Клитемнестрой и её любовником – тем самым Эгистом, который убил его отца Атрея. Трагический круг завершил сын Агамемнона Орест, убивший свою родную мать, то есть Клитемнестру, после чего его преследовали Эринии – до тех пор, пока Афина не выпросила у Эриний прощение злосчастному мстителю и не сняла с рода Атридов тяготевшее на нём проклятие.

То, что обнаружили в Микенах археологи, замечательно вписывается в легенду – по крайней мере, если понимать её как поэтический рассказ об истории междинастических распрей или – к чему склоняются в большинстве своём учёные – слияние нескольких рассказов, возникших в разные времена и о разных же временах повествующих. У строения, которое нашёл Шлиман, обнаружены черты, позволяющие думать, что оно использовалось примерно с 1950 года до нашей эры, но знавало два периода явного запустения: около 1200 и снова – около 1100 годов до нашей эры, после чего город, процветанию которого, казалось бы, ничто не мешало, и вовсе был оставлен обитателями.

Объяснить все эти события пока не удаётся, тем более что известная теория «дорийского нашествия» не может быть верной, но похоже, что закату Микен могла способствовать какая-нибудь масштабная война между соперничающими царствами. И ещё похоже, что высокое развитие цивилизации к XIII веку до нашей эры лишь ожесточало борьбу, а раскопки Трои подтвердили рассказ о разорении в 1240 году до нашей эры этого города войском, предводителем которого очень даже мог быть царь из Микен. Как раз в этот период в Микенской крепости строились новые мощные укрепления.


Войти в Микенскую крепость (лето: понедельник 12:30 19:30, вторник-воскресенье 8:00-19:30; зима: 8:30-17:00; 8 €) можно через знаменитые Львиные ворота. Большой интерес вызывают грандиозные стены, толщина которых местами достигает 6 метров и сложены они из камней огромных размеров. Стены называют «циклопическими»: эллины полагали, что соорудить подобное по силам лишь каким-то легендарным существам, например, циклопам – не смертным людям. Над воротами – резной рельеф изящной работы.

Микены в этот период находились на вершине своего могущества – город возглавлял конфедерацию городов Арголиды ( , Ассина, Гермиона – нынешний Эрмиони), господствовал на Пелопоннесе и властно распространял своё влияние на другие города, расположенные на побережье Эгейского моря. Столп, поддерживаемый двумя могучими львами, похоже, был своего рода гербом микенского царствующего дома – во всяком случае похожее изображение украшает найденную в крепости стелу.

Внутри стен справа Шлиман в результате раскопок обнаружил захоронения – Погребальный круг. Полагают, что здесь находятся останки Агамемнона и его приближённых, умерщвлённых после того, как они победоносно вернулись из Трои. Открыв одну из могил, Шлиман обнаружил в ней очень тщательно выполненную великолепную золотую маску и решил, что это Агамемнон: «Я взирал на лик Агамемнона!» – восклицал немец в восторженной телеграмме, отправленной им королю .

В самом деле, на какое-то время истинность гомеровых повествований показалась несомненной и неопровержимой. Но в действительности оказалось, что погребения совершались по крайней мере за три столетия до Троянской войны, хотя если Гомер соединил в своём эпосе несколько различных сказаний, появившихся в разное время, нет причин отвергать вероятность связи между маской и микенским царём, которого могли звать и Агамемноном. Сокровища (они теперь в ) несомненно царские – мало какие из археологических находок сравнимы с ними по своему богатству и пышности.

Шлиман считал просторный Южный дом за могильным кругом дворцом Агамемнона. Однако Царским дворцом скорее было более величественное здание, обнаруженное позднее во время раскопок недалеко от вершины акрополя. В XIII веке до нашей эры его перестроили, и получился впечатляющий, прекрасно отделанный архитектурный комплекс: хотя развалины доходят лишь до уровня земли, границы между отдельными помещениями угадываются достаточно легко.

Подобно всем микенским дворцам, и этот выстроен вокруг большого внутреннего двора: лестница на южной стороне вела, должно быть, через некую прихожую в большой прямоугольный тронный зал. На востоке через сдвоенный портик входили в мегарон большие приёмные покои с традиционным круглым очагом посередине. Считается, что небольшие отсеки в северной части дворца служили царскими покоями, а остатки алебастровой ванны, найденные в одной из этих комнат, наводят на зловещие подозрения – уж не здесь ли убивали Агамемнона?


Прогулка по земляным валам погружает в грёзы о событиях давно минувших дней. Потайная цистерна, которую зарыли там около 1225 года до нашей эры, напоминает о том, какую жизнь вели микенцы. Возможно, она помогала обороняющим крепость выдержать осаду извне. Ступени ведут вниз, к подземному источнику – и вы можете преодолеть этот путь до конца, только возьмите факел или, лучше, фонарик, и наденьте сапоги: на последнем вираже извилистого перехода капает вода. Неподалёку находится Дом колонн, сохранился фундамент лестницы, которая некогда вела наверх.

В самой крепости могла селиться только микенская правящая верхушка («элита»). Поэтому основная часть города расположена ниже, за пределами оборонительных стен, у дороги были найдены остатки домов, принадлежавших торговцам маслом и вином. Среди находок – таблички с линейным письмом, которые удалось прочесть: на таблицах написаны рецепты ароматизации оливкового масла пряностями.

Там же нашли немало глиняной посуды, внешний вид и обилие которой позволяет думать, что у древних микенцев существовали обширные торговые связи. Найденные таблички лишний раз свидетельствуют о высоком уровне микенской цивилизации: судя по расшифрованным текстам, навыки письменности имели не только правительственные писцы, трудившиеся в царских дворцах, как думали прежде. Возможно, рядом с крепостью находился процветающий зажиточный город.

Рядом с развалинами жилищ обнаружен ещё один Могильный круг, сооружение которого относят примерно к 1650 году до нашей эры. Возможно, эти захоронения оставила прежняя династия, соперничавшая с царями Погребального круга. Рядом два толоса – так назывались круглые погребальные камеры. Обнаруживший толосы Шлиман «опознал» их как могилы Эгиста и Клитемнестры. Первая, та, что ближе к Львиным воротам, сооружена около 1500 года до нашей эры и теперь обваливается – потому её огородили верёвками. Вторая – лет на двести моложе, иначе говоря, относится к временам Троянской войны, и к ней пока пускают.

В четырёхстах метрах по дороге от крепости находится толос, называемый Сокровищницей Атрея, или более официальное название – «Могилой Агамемнона» (тот же график, что у крепости; плата за вход включена в стоимость билета в крепость). Под этим куполом, видимо, в самом деле хоронили последних микенских царей.

Но зачем бы и для кого бы ни воздвигалось это напоминающее улей сооружение, оно бесспорно остаётся выдающимся памятником микенской эпохи. Войдя в толос через величественный пятнадцатиметровый туннель, вы окажетесь в слишком узком проходе, так называемом дромосе.

Сокровищница Атрея представляет собой монументальное сооружение исключительно совершенной техники. Внутренние стены и дромос выложены в ней гладкими, прекрасно отделанными плитами. Притолоки внутренней двери покрыты рельефами и бронзовыми украшениями.


От современной деревни Микинес всего 2 километра до развилки автострады Коринф-Аргос и до железнодорожного вокзала в Фихти, но далеко не все поезда маршрута -Аргос останавливаются на станции Фихти.

Автобусы, едущие из в Аргос или , обычно высаживают желающих попасть в Микены пассажиров у Фихти (в кафе рядом с развилкой торгуют автобусными билетами), а не в деревне Микинес.

Её и античные Микены обслуживают переполненные автобусы, едущие из Нафплиона через Аргос. До античных Микен из центра Микинес два километра пути в гору, в сезон вам попадётся пара передвижных забегаловок и передвижная почта – в фургоне.

  • Проживание и питание в деревне Микинес (Греция)

Если собственным автомобилем вы не располагаете, то вам, быть может, захочется остановиться в деревне: Микинес днём заполнена туристами, но когда заканчивается рабочий день и автобусы с путешественниками уезжают, сразу же воцаряется тишина. На единственной улице селения есть гостиницы, названные именами Атридов, но можно и снять комнату. От обоих микинесских кемпингов (их два) до центра рукой подать, хотя они находятся на околице села.

Оба работают круглый год, хотя Camping Mykines меньше, но ближе к археологической площадке, чем Camping Atreus. Во всех нижеперечисленных гостиницах работают рестораны, рассчитывающие в основном на группы туристов, желающих ланча, поэтому не ждите от этих заведений чего-нибудь этакого. Захочется поесть, зайдите в Electro или King Menelaos, а то и просто Menelaos – вся троица устроилась на главной улице.

1). Отель Belle Helene – Своеобразная гостиница с хорошим рестораном – в том самом доме, где жил Шлиман, когда шли раскопки в Микенах. В книге гостей вы увидите автографы Вирджинии Вульф, Генри Мура, Сартра и Дебюсси;

2). Отель Rooms Dassis – Приятная, хорошая обстановка; гостиницей и турагентством владеет Марион Дассис, канадка, вышедшая замуж за одного из членов местного клана. Гостиница хороша для проживания групп, студентов и семей;

3). Отель Klytemnestra – Чистые, приятные, современные номера, управляют гостиницей греческие – или австралийские – хозяева;

4). Отель Le Petite Planete – Прекрасные виды и плавательный бассейн. Работает с апреля по октябрь. Местонахождение: недалеко от античных Микен.


Аргосский Герайон и античная Мидея в Греции

Мало посещаемый Аргосский Герайон (ежедневно 8:30-15:00; бесплатно) в микенские и классические времена считался важным святилищем, посвящённым Гере. Предание гласит, что именно здесь Агамемнона выбрали предводителем войска во время Троянской войны. От Микен до святилища 7 километров на юг, дорога идёт вдоль нового шоссе на Тиринф, по пути можно любоваться великолепными видами равнин, простирающихся до Аргоса.

Близ храма вы увидите несколько микенских погребений, но главное – храмовый комплекс (точнее, его остатки) над соединёнными меж собой террасами – построено в V веке до нашей эры. Уцелели также римские бани (термы) и палестра, а центральный фундамент храма по величине такой же, как у афинского Парфенона.

Если вы на машине, и едете по дороге Микены-Нафплион, то Герайон – прекрасный повод отвлечься, а если вы уже осмотрели Микены, то можно совершить прогулку к этому храму – из деревни Микинес вы дойдёте пешком за час с небольшим, только отыщите сначала старую тропу, ведущую из Микинеса на юго-восток – она идёт параллельно дороге на Айия-Триаду. Из деревни Хоникас можно уехать на автобусе в Аргос, но лучше всё-таки преодолеть 5 километров и добраться до селения Айия-Триада, которое связано с Нафплионом, и откуда транспорт ходит несколько чаще.

Античная Мидея находится между деревнями Мидея и Дендра. В микенскую эпоху античная Мидея была третьим укреплённым дворцом наряду с Микенами и Тиринфом. Раскопки обнаружили укрепления на площади около 2,5 гектаров, а также останки девочки – она, вероятно, погибла во время землетрясения, случившегося в XIII веке до нашей эры – и много ремёсленных орудий, но самая знаменитая находка, так называемая «кираса из Дендры» (бронзовые доспехи) – теперь в музее Нафплиона.

Вконтакте

Микены - древний город, построенный во втором тысячелетии до нашей эры. Являлся одним из центров Микенской культуры, а затем греческой цивилизации. Сейчас от него остались только развалины. Микены были заброшены примерно в 1100 году до нашей эры и пребывали в таком состоянии, пока в 1874 году город не обнаружил знаменитый археолог Генрих Шлиман. От Афин до сюда совсем не далеко - около 90 километров.

Прогулку по Микенам начнём от Сокровищницы Атрея. Это гробница, которая была построена около 1250 года до нашей эры. Название условное и точно никто не знает, кто именно здесь был захоронен, но предполагают, что это был один из правителей Микен.

Вход в гробницу

Плита над входом весит 120 тонн

Купол гробницы. Каменная кладка держится без какого-либо раствора

Перемещаемся в микенский акрополь. Вид на древний город

Подходим ближе

Стены древних Микен созданы при помощи так называемой циклопической кладки, когда огромные тёсанные глыбы держатся друг на друге только за счёт собственного веса без какого-либо раствора. Название "циклопическая" пошло ещё от древних греков - с течением времени люди считали, что поднимать такие глыбы человеку не под силу, и подобное строительство приписывали мифическим циклопам

Львиные ворота построены в середине 13-го века до нашей эры

Барельеф над Львиными воротами, от которого они и получили своё название

Львиные ворота с другой стороны

Могилы круга A. Именно здесь Шлиман нашёл знаменитую золотую маску Агамемнона. Саму маску вы также увидите чуть ниже

Львиная могила примерно датируется 1350 годом до нашей эры и называется так не потому, что там хоронили львов, а потому что на стенах были найдены их фигуры. Над ней был такой же свод, как и над Сокровищницей Атрея, которую показывал выше, но он рухнул

Ещё пара видов на развалины

В Греции знают, что коты привлекают значительно больше внимания туристов, чем какая бы то ни было античность, поэтому их полно возле любых достопримечательностей

На территории древних Микен работает археологический музей

В основном здесь представлена различная античная керамика, найденная в окрестностях

Просто красавцы

Древние письмена

Фрагменты древней фрески

Древние украшения

Различные аксессуары знатных людей

Золотая маска Агамемнона была найдена здесь в 1876 году, но в музее выставлена копия знаменитой маски. Оригинал же находится в в Афинах, где мы с вами недавно были. На самом деле эта маска не принадлежала Агамемнону, так как учёные относят её к более ранней эпохе, но название закрепилось

Околомикенская природа

На выезде заехали в сувенирную лавку

Здесь можно купить не только маленькие сувенирчики, но и вот такие статуи. Цены, разумеется, немаленькие и исчисляются десятками тысяч евро

Гончар за работой

Добавлю несколько реконструкций Микен, подготовленных Данилой Логиновым (

(G) (Я) Координаты : 37°43′50″ с. ш. 22°45′22″ в. д.  /  37.73056° с. ш. 22.75611° в. д.  / 37.73056; 22.75611 (G) (Я)
Археологические памятники Микен и Тиринфа *
Archaeological Sites of Mycenae and Tiryns**
Всемирное наследие ЮНЕСКО

В доантичный период Микены были одним из крупных центров Микенской цивилизации, погибшей в результате бронзового коллапса .

Микенские гробницы

До постройки крепостей и городов микенцы хоронили своих царей в сложных «купольных» гробницах - «толосах», построенных из огромных каменных плит и по форме напоминавших гигантские купола. В одну из гробниц - сокровищницу Атрея - ведёт вход высотой почти в 6 метров, открывающий погребальную камеру: круглую в плане, 13 метров высотой и 14 шириной, с ульевидным сводом. Когда-то её стены украшали бронзовые позолоченные розетки. Одному царю принадлежали до 400 литейщиков бронзы и многие сотни рабов. Состоятельные микенцы высоко ценили золото, ввозимое из Египта. Искусные мастера делали из золота кубки, маски, цветы и украшения, инкрустировали золотом мечи и доспехи.

Взлёт и упадок

    The acropolis at Mycenae, Dec. 2001.jpg

    Микенский акрополь. 2001 год

См. также

Напишите отзыв о статье "Микены"

Литература

Ссылки

Отрывок, характеризующий Микены

Да счастливый Наполеон,
Познав чрез опыты, каков Багратион,
Не смеет утруждать Алкидов русских боле…»
Но еще он не кончил стихов, как громогласный дворецкий провозгласил: «Кушанье готово!» Дверь отворилась, загремел из столовой польский: «Гром победы раздавайся, веселися храбрый росс», и граф Илья Андреич, сердито посмотрев на автора, продолжавшего читать стихи, раскланялся перед Багратионом. Все встали, чувствуя, что обед был важнее стихов, и опять Багратион впереди всех пошел к столу. На первом месте, между двух Александров – Беклешова и Нарышкина, что тоже имело значение по отношению к имени государя, посадили Багратиона: 300 человек разместились в столовой по чинам и важности, кто поважнее, поближе к чествуемому гостю: так же естественно, как вода разливается туда глубже, где местность ниже.
Перед самым обедом граф Илья Андреич представил князю своего сына. Багратион, узнав его, сказал несколько нескладных, неловких слов, как и все слова, которые он говорил в этот день. Граф Илья Андреич радостно и гордо оглядывал всех в то время, как Багратион говорил с его сыном.
Николай Ростов с Денисовым и новым знакомцем Долоховым сели вместе почти на середине стола. Напротив них сел Пьер рядом с князем Несвицким. Граф Илья Андреич сидел напротив Багратиона с другими старшинами и угащивал князя, олицетворяя в себе московское радушие.
Труды его не пропали даром. Обеды его, постный и скоромный, были великолепны, но совершенно спокоен он всё таки не мог быть до конца обеда. Он подмигивал буфетчику, шопотом приказывал лакеям, и не без волнения ожидал каждого, знакомого ему блюда. Всё было прекрасно. На втором блюде, вместе с исполинской стерлядью (увидав которую, Илья Андреич покраснел от радости и застенчивости), уже лакеи стали хлопать пробками и наливать шампанское. После рыбы, которая произвела некоторое впечатление, граф Илья Андреич переглянулся с другими старшинами. – «Много тостов будет, пора начинать!» – шепнул он и взяв бокал в руки – встал. Все замолкли и ожидали, что он скажет.
– Здоровье государя императора! – крикнул он, и в ту же минуту добрые глаза его увлажились слезами радости и восторга. В ту же минуту заиграли: «Гром победы раздавайся».Все встали с своих мест и закричали ура! и Багратион закричал ура! тем же голосом, каким он кричал на Шенграбенском поле. Восторженный голос молодого Ростова был слышен из за всех 300 голосов. Он чуть не плакал. – Здоровье государя императора, – кричал он, – ура! – Выпив залпом свой бокал, он бросил его на пол. Многие последовали его примеру. И долго продолжались громкие крики. Когда замолкли голоса, лакеи подобрали разбитую посуду, и все стали усаживаться, и улыбаясь своему крику переговариваться. Граф Илья Андреич поднялся опять, взглянул на записочку, лежавшую подле его тарелки и провозгласил тост за здоровье героя нашей последней кампании, князя Петра Ивановича Багратиона и опять голубые глаза графа увлажились слезами. Ура! опять закричали голоса 300 гостей, и вместо музыки послышались певчие, певшие кантату сочинения Павла Ивановича Кутузова.
«Тщетны россам все препоны,
Храбрость есть побед залог,
Есть у нас Багратионы,
Будут все враги у ног» и т.д.
Только что кончили певчие, как последовали новые и новые тосты, при которых всё больше и больше расчувствовался граф Илья Андреич, и еще больше билось посуды, и еще больше кричалось. Пили за здоровье Беклешова, Нарышкина, Уварова, Долгорукова, Апраксина, Валуева, за здоровье старшин, за здоровье распорядителя, за здоровье всех членов клуба, за здоровье всех гостей клуба и наконец отдельно за здоровье учредителя обеда графа Ильи Андреича. При этом тосте граф вынул платок и, закрыв им лицо, совершенно расплакался.

Пьер сидел против Долохова и Николая Ростова. Он много и жадно ел и много пил, как и всегда. Но те, которые его знали коротко, видели, что в нем произошла в нынешний день какая то большая перемена. Он молчал всё время обеда и, щурясь и морщась, глядел кругом себя или остановив глаза, с видом совершенной рассеянности, потирал пальцем переносицу. Лицо его было уныло и мрачно. Он, казалось, не видел и не слышал ничего, происходящего вокруг него, и думал о чем то одном, тяжелом и неразрешенном.
Этот неразрешенный, мучивший его вопрос, были намеки княжны в Москве на близость Долохова к его жене и в нынешнее утро полученное им анонимное письмо, в котором было сказано с той подлой шутливостью, которая свойственна всем анонимным письмам, что он плохо видит сквозь свои очки, и что связь его жены с Долоховым есть тайна только для одного него. Пьер решительно не поверил ни намекам княжны, ни письму, но ему страшно было теперь смотреть на Долохова, сидевшего перед ним. Всякий раз, как нечаянно взгляд его встречался с прекрасными, наглыми глазами Долохова, Пьер чувствовал, как что то ужасное, безобразное поднималось в его душе, и он скорее отворачивался. Невольно вспоминая всё прошедшее своей жены и ее отношения с Долоховым, Пьер видел ясно, что то, что сказано было в письме, могло быть правда, могло по крайней мере казаться правдой, ежели бы это касалось не его жены. Пьер вспоминал невольно, как Долохов, которому было возвращено всё после кампании, вернулся в Петербург и приехал к нему. Пользуясь своими кутежными отношениями дружбы с Пьером, Долохов прямо приехал к нему в дом, и Пьер поместил его и дал ему взаймы денег. Пьер вспоминал, как Элен улыбаясь выражала свое неудовольствие за то, что Долохов живет в их доме, и как Долохов цинически хвалил ему красоту его жены, и как он с того времени до приезда в Москву ни на минуту не разлучался с ними.

Руины города Микены находятся недалеко от деревни Микнес в 90 км от Афин. Древние Микены были одним из центров Микенской культуры и переживали свой расцвет в XV - XI веках до н. э. Слава «златообильных Микен» была подтверждена археологом Генрихом Шлиманом, обнаружившим в 1876 году дворцовый комплекс с шахтовыми гробницами, в которых находились золотые изделия. Микенское золото находится в Национальном археологическом музее. О великолепии царского дворца, стоявшего на вершине холма, сегодня напоминают лишь полы. Камни по сей день хранят следы пожара, стершего с лица Земли это великолепное творение. Дворцовые комплексы строились не только для правящей элиты. Под защитой крепостных стен жили ремесленники и купцы. Легенда рассказывает, что крепостные стены шириной в 14 метров возводили циклопы, потому и называются эти стены «циклопическими».

В XIII веке до н. э. были сооружены Львиные ворота, ведущие к акрополю. Названием ворота обязаны барельефу с изображением львов, венчающих дверной проем. На территории акрополя были найдены царские гробницы с богатыми погребальными дарами.

За городскими стенами также есть несколько гробниц, среди которых до наших дней хорошо сохранилась сокровищница Атрея (XIV век до н. э.), и гробница Клитемнестры. До сих пор неизвестно, как смогли древние мастера установить над входом в сокровищницу огромную каменную плиту, весившую 120 тонн.

Упадок древнего города пришелся на период греко-персидских войн. Город был разрушен в войне с аргосцами.