Суровая правда жизни.Рассказ короткий,но с большим смыслом.

Недостатки

Подробности

Ещё в школьные годы, пришлось мне познакомиться с рассказом Максима Горького -"Дед Архип и Ленька", и хоть прошло уже много лет, я до сих пор вспоминаю о нём, с грустью в сердце.
Главные герои дед и внук-нищенствуют. Просят милостыню, для того, чтобы прожить и не умереть с голода.
Дед понимает, что совсем близко его смерть и отчаянно, пытается хоть как -то обеспечить существование своему десятилетнему внуку, что толкает его на воровство.
Ленька не в силах оценить такую пожертвованность от деда, что приводит их к сильной ссоре. В результате которой, двое умирают на чужбине.
Признаюсь рассказ довел меня до слёз. Уж больно много в нем задето тонких струн человеческой души. Трагический финал окончательно поставил точку, в отношении благодарности человеческого сердца. Люди редко ценят добрые поступки, заботу, любовь, иной раз даже от родных людей. Мне искренне было жаль чувства деда Архипа, которого бросил маленький Ленька в ночь смерти.

Но всё же слишком жестоко Горький, преподал урок для маленького мальчика, который в итоге умер в ту же ночь, захлебнувшись в луже грязи.
Хотелось бы более светлой концовки!
Всем советую почитать!

В этом небольшом рассказе писатель раскрыл нам драму деда Архипа и его внука Лёньки. Лёнька - сирота, у него нет ни матери, ни отца, только один больной дед. Живут они за счёт подаяний: ходят по сёлам и станицам с котомкой за плечами, просят на пропитание. «А милостыню-то собирать не сладко…Каждому поклонись, каждого попроси. Кусок-то хлеба в тыщу рублей ценят. Сытый человек – зверь. И никогда он не жалеет голодного…». Вот они размышления деда Архипа. Он понимает, что он стар и болен, беспокоится за своего единственного внука, как он там будет после него. Поэтому он так и говорит своему Лёньке: «Ты хилый ребёночек, а мир-то зверь. Проглотит он тебя сразу. А я не хочу этого. Люблю ведь тебя дитятко!» Ради этой любви он идёт на всё: на постоянные унижения, когда ходит по станицам и просит жалобно милостыню, когда ворует, что плохо лежит. Его заветное желание: «Кабы сто рублей скопить!... Умер бы я тогда покойно…» остаётся неосуществимым. Лёнька – чистейшая душа, очень хорошо знает своего деда, но не может смириться с его поступками. Он протестует по-своему, по-детски. В станице, где они побираются, Лёнька встречает девочку. У неё горе, она плачет от того, что потеряла подарок отца – голубой платочек. Но каково его удивление, когда он неожиданно узнаёт, что этот платок оказывается у его деда. Да ещё в придачу дед Архип делает его соучастником воровства, когда просит внука скинуть платок незаметно у дороги. Дед вдобавок ещё ухитрился после того, как проверили их котомки с хлебом, украсть серебряный кинжал. Увидев всё наворованное у деда, мальчик вознегодовал:
« …Молчи уж ты! Умер бы, умер бы…А не умираешь вот …Воруешь!...- взвизгнул Лёнька и вдруг, весь дрожа, вскочил на ноги. Вор ты старый! – И, сжав маленький сухой кулачок, он потряс им перед носом внезапно замолкшего деда…». Большая трагедия в совсем маленькой и нищей семье. А сколько их таких по России?! Дед Архип в ответ только и сказал: «Умираю ведь я…Умираю …а ты говоришь – вор…Для чего вор? Для тебя это всё…Бог видит всё…Он знает, что воровал…знает…он меня накажет. Он не помилует меня за воровство».
Сколько в наших семьях таких трагедий, где борются за своих детей, а в результате ничего хорошего не получается. То ли это судьба, где всё уже прописано, как и что, и когда. То ли это просто невезение, которое преследует таких вот людей. То есть в каждом конкретном случае есть начало развала и, поди, разберись в своей судьбе, когда всё это началось. А может начало и лежит в самом первом твоём вдохе. Трудно вырваться из этого порочного круга, где нет никому дела до твоих насущных проблем. А как бы хотелось, чтобы многим было хорошо и радостно в этой жизни.
Читая этот рассказ, я просто оторопел от его такой неожиданной концовки: дед Архип и Лёнька погибают. Горький, специально, наверное, сделал такое трагическое завершение своего повествования. Сгустил события, дабы показать, что зло всё равно будет когда-нибудь наказано. Я внутренне воспротивился такому трагическому окончанию повествования. Мне показалось, что Лёньку надо было обязательно оставить жить на страницах этого грустного рассказа. Ведь, по большому счёту, то зло, что сделало их нищими осталось в этой истории ненаказуемым.

На берегу Кубани, поджидая паром, отдыхают дед Архип и его внук Ленька. Старика мучает кашель, он не может уснуть. С каждым днем ему становится все хуже, дед предчувствует свою скорую смерть, и его печалит мысль о дальнейшей судьбе внука, который останется совсем один.

Из голодной России они пришли на богатую Кубань, и дед стремится изо всех сил хоть как-то облегчить будущее внука. Ленька - маленький хилый парнишка, ему всего лишь одиннадцатый год, всю свою жизнь он ходит с дедом, собирая подаяния.

Когда Ленька проснулся, дед Архип завел разговор о своей кончине, спрашивая внука, что тот будет без него делать. Леньке не нравятся такие разговоры, обычно приводящие к ссоре, да и что может ответить ребенок, сам не представляющий жизни без деда. Их разговор прервал чей-то крик, призывающий паром, и они увидели въезжающую на песок арбу со здоровенным казаком, стоявшим на ней в полный рост. Архип успел поговорить с казаком об их нелегкой доле, пожаловаться на голодную жизнь, и тут прибыл паром. Погрузившись и устроившись на пароме, они поплыли на ту сторону Кубани. Переплыв на тот берег, казак предложил деду подвезти их до станицы, а когда довез, то позвал и на ночлег, назвавшись Андреем Чёрным.

Архип с Ленькой договорились встретиться у церкви, и разошлись по разным сторонам собирать подаяния. Когда старик ушел, Ленька присел в тени плетня, а потом и вовсе уснул. Он проснулся от детского плача. Ленька встал, и увидел маленькую девочку, которая шла по дороге и горько плакала. Ему стало жаль девчонку, и он спросил у нее, что случилось. Девочка рассказала Леньке, что отец подарил ей платок, а она его потеряла и теперь боится наказания. Мальчишка, как мог, успокоил ребенка, и отправился к церкви. К паперти уже подходил и дед с полной котомкой, довольный щедрыми пожертвованиями.

Немного отдохнув, странники уже собрались идти на ночлег к Андрею Черному, пригласившему их, но тут подошел казак и потребовал идти с ним в правление. Ленька понял, что дед опять что-то украл, как это было уже не раз, и ему стало страшно. Дед сунул ему какой-то сверток, и велел незаметно выбросить. Выбрасывая свёрток, мальчик увидел платок, и сразу вспомнил девочку. Когда их привели в правление, их обыскали, стали бить деда, и Ленька потерял сознание. Когда он очнулся, старик сказал, что их отпустили. Они находились на выходе из селения, сидели под деревом. Дед похвастался Леньке кинжалом и платком, которые он украл в станице. Мальчишка начал ругать деда, за то, что тот украл платок у ребенка. Дед начал объяснять внуку, что он это делает ради него, Лёньки. Внезапно началась сильная гроза, в страхе мальчик бросился бежать, сам не зная куда.

Старика нашли назавтра, у него отнялась речь, а рядом с ним нашли платок и кинжал. Вечером он умер, и его закопали там же, под деревом, рассудив, что вору не место на кладбище. Через несколько дней нашли труп мальчика и похоронили рядом с дедом, поставив над холмиком крест.

Рассказ учит чуткости и милосердию, состраданию к людям.

Картинка или рисунок Дед Архип и Лёнька

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Готорн Алая буква

    Действия романа разворачиваются в пуританском городе Северной Америке XVII века. В произведение описывается жизнь молодой женщины Эстер Прин. Так вышло, что Эстер забеременела и родила при неизвестных обстоятельствах

Я иду на урок №2

Марианна Юрьевна Борщевская,

к. п. н., доцент НИРО,

учитель гимназии № 13 г.Нижнего Новгорода

Ещё раз о слезе ребенка…

Читаем рассказы М.Горького «Дед Архип и Лёнька»

и Л.Андреева «Ангелочек»

Обращение к горьковскому рассказу в 6-7 классе предполагает поэтапную, довольно подробную работу с текстом. Привлечение текста рассказа Л.Андреева нацелено на проблемное сопоставление произведений, развитие навыков компаративного анализа. Такой разговор необходим современному читателю, для которого практически ни один текст не существует вне сложных контекстуальных связей.

Изучение рассказа М.Горького «Дед Архип и Ленька» становится поводом для серьёзного разговора с младшими подростками о жестоком мире, трагическом одиночестве человека, сложных душевных переживаниях, о любви, добре и зле, страдании и сострадании, жизни и смерти. Опыт показывает, что самостоятельно прочитанный к уроку рассказ вызывает у детей сильные эмоции. От них и следует оттолкнуться, чтобы перейти к осмыслению прочитанного, углубить и разнообразить чувственное переживание . В начале урока могут быть сформулированы следующие вопросы к классу:

Какие сцены, эпизоды, образы особенно ярко представляются, когда вы вспоминаете рассказ? (Вопрос на пластическое воображение, активизирующее чувственное восприятие.)

Что вы переживали, испытывали, когда дочитали произведение?

Чем отличается грустный финал от трагического? (Можно дать первоначальное представление об эстетической категории трагического.)

Вторичное восприятие художественного текста основывается на углублённом, вдумчивом, аналитическом чтении (вчитывании). Учитывая возрастные психологические особенности шестиклассников, выбираем метод вслед за автором и постепенно погружаемся в текст.

Горький – мастер завладевать вниманием читателя, вербально воздействуя на различные органы чувств: слух, зрение, обоняние, осязание. Перечитывая начальные абзацы рассказа, ученики могут выделить те детали описания, которые «включают» наши ощущения. Например:

Что мы «видим»? Мутная река, желтый песок, серая полоса дороги, темно-коричневая земля, бурые лохмотья странников, дед – старое иссохшее дерево, Ленька – его хрупкий корявый сучок, вдали золотое море пшеницы, в которое падает ослепительно яркое небо, серебряная пелена марева (обращаем внимание на палитру писателя), пелена на глазах деда – всё дрожит и колеблется.

Что «слышим»? Тишина, удушливый кашель деда, шорох волн о песок.

Летний пейзаж тревожен, несмотря на то, что день тепел и тих, его тишина обманчива, как та струистая пелена и жара, отнимающая у деда зрение и остатки сил. В этом убеждаемся далее.

О чем говорят детали портрета деда Архипа?

Какая мысль не даёт ему покоя?

Прокомментируйте обратившие на себя внимание детали портрета мальчика. (Много пережил, болел, страдал.)

Что может рассказать первый диалог героев об их взаимоотношениях, характерах? (Следует обратить внимание не только на прямую речь, но и на слова автора.)

Не страх приближающейся смерти, а мысль о внуке (куда он денется?) не дает покоя деду Архипу. Он ласков к внуку, хотел бы, но не может порадовать ребёнка, за что-то словно извиняется. Лёнька не по-детски серьёзен, рассудителен, осторожен, сосредоточен; заметна слегка раздражённая, даже покровительственная интонация в адрес деда. Любопытен фрагмент диалога, приоткрывающий внутренний мир мальчика: Лёнька растёр в руках кусочек земли – далее следует ряд незавершённых фраз и замечание автора: «И, не умея уловить свою мысль, Лёнька снова молча задумался, посматривая вокруг себя». Зададим вопрос, активизирующий художественное воображение, чувственно-эмоциональную сферу восприятия :

О чём думает, но не умеет высказаться мальчик?

Для того чтобы сформулировать за героя его мысль, ученики должны проникнуться его ощущениями, состоянием, вжиться в образ.

Какие чувства испытывает нищий странник?

В каких словах особенно ярко выражены его взгляды на жизнь? («Враги друг другу – сытый и голодный… Ты – хилый ребёночек, а мир-то – зверь…»)

Обращаем внимание на доминирующие чувства в состоянии дедушки (злоба и бессилие против жестокости мира) и реакцию Лёньки на каждое из этих чувств. Так мы близко подходим к нравственно-психологическому конфликту героев , во многом объясняющему дальнейшие события. Следующая ниже пейзажная зарисовка контрастирует с душевной драмой человека: «Река торопливо катилась вдаль, звучно плескалась о берег, точно желая заглушить этим плеском рыдания старика. Ярко улыбалось безоблачное небо…»

Мысль деда о вражде сытого и голодного начинает буквально воплощаться в жизнь. Портрет казака, его повадки, голос, разговор – резкая антитеза внешности, жестам и чувствам старика и ребёнка. «И от всей его фигуры, прочной и большой… разило сытостью, силой, здоровьем».

Далее сосредоточим внимание учащихся на ощущениях и переживаниях Лёньки в его последний, трагический день жизни: от слабости и головокружения он засыпает на пароме и просыпается от резкого толчка, странные звуки песни казака и скрип колёс навевают невесёлые размышления о предстоящем унижении – опять придется просить милостыню… На минуту повеяло человеческим теплом и участием, когда их с дедом приглашают на ночлег. Равнодушие Леньки к заботам деда (уже собрал одиннадцать с полтиной!) вызывает вопрос: любит ли он вообще дедушку, сопереживает ли ему? Чувства мальчика не по-детски сложны, здесь и любовь, и привязанность, и сострадание, и стыд, и раздражение: «Всегда, когда слышал он просьбы деда, ему становилось неприятно и как-то тоскливо, а когда деду отказывали, он даже робел, ожидая, что вот сейчас разревётся дедушка». И всё же ребёнок, даже в отчаянном положении, остается ребёнком. В «посвежевшем от близости вечера» воздухе отдохнули и посвежели после сна его детские силы и чувства. Портрет плачущей девочки дан в восприятии Лёньки, он содержит ряд милых и трогательных деталей: «У неё были большие чёрные глаза, теперь – обиженные, грустные и влажные, маленькие, тонкие, розовые ушки шаловливо выглядывали из прядей каштановых волос, растрёпанных и падавших ей на лоб, щеки и плечи. Она показалась Лёньке очень смешной, несмотря на свои слёзы, - смешной и весёлой… И озорница, должно быть!..»

Диалог с девочкой может прозвучать в классе. Это должно быть подготовленное, выразительное чтение по ролям , с большим вниманием к психологическим авторским ремаркам, отчётливо рисующим состояние героев, практически не требующим комментария и объясняющим, почему мальчику вновь «сделалось скучно. Он… снова сгорбился и присмирел»…

То, что произошло далее (встреча с дедом, привод в сборную, брошенный в бурьян свёрток, переживания мальчика и его обморок), можно воспроизвести в пересказе, попросив учащихся сохранить в нем наиболее важные художественные детали . Интересно, какие именно детали выделят дети как наиболее существенные и яркие. В первую очередь это должно быть то, что вызвало в мальчике вспышку ярких эмоций: «Падая, тряпка развернулась, и в глазах Лёньки промелькнул голубой с цветами платок, тотчас заслонённый образом маленькой плачущей девочки. Она встала перед ним, как живая, закрыв собой казака, деда и все окружающее… Звуки её рыданий снова ясно раздались в ушах Лёньки, и ему показалось, что перед ним на землю падают светлые капельки слёз». Это переживание – центральное в данной части рассказа, важное звено сюжета, подводящее нас к восприятию кульминации.

Кто прав в своих обвинениях: ребёнок или старик?

Рассуждая в поисках ответа на этот вопрос, ученики неизбежно выйдут к тому, что у каждого из героев своя правда. Для деда Архипа «мир – зверь», и чтобы защитить мальчика, он готов и на грех, и на преступление, страдая и осознавая свою вину: «Господи! Наказал ты меня!.. Рукой ребенка убил ты меня!.. Верно, господи!..» Чистая, страдающая душа Лёньки, мечтающего о «чудных городах, населённых невиданными им добрыми людьми», не принимает зла как такового. И слова отчаяния, брошенные деду («У дити украл… Не будет тебе на том свете прощенья за это!..), брошены на самом деле в лицо несправедливо, безнравственно и жестоко устроенному миру. И никуда от этого мира не скрыться кинувшемуся во тьму, ослепляемому молниями, обезумевшему от страха ребёнку.

Финал рассказа трагичен. В итоге развернувшейся на наших глазах истории – лежащие в грязи кинжал и платок да грубый каменный крест на холме земли. Заключительный вопрос (или домашнее задание) может быть как раз связан со значением этих предметов-образов в рассказе. Вопрос рассчитан на личностное восприятие прочитанного, разный уровень воображения, различную степень умения обобщать – то есть на интерпретационную деятельность учащихся. Обобщая ответы учеников, необходимо отметить не только фабульное, но и символическое значение этих предметов, причём два из них соотнести с мировосприятием каждого из героев (дед - и кинжал, мальчик - и платок с цветами), и один (крест) - с общим концом, смертью героев.

После изучения этого горьковского рассказа уместно обращение к рассказу Леонида Андреева «Ангелочек» (1899 г.). Сопоставление этих произведений возможно по нескольким причинам. Авторы рассказов – современники, «это был союз антиподов, а дружба их – дружбой-полемикой, дружбой-противоборством»,- пишет В.И.Баранов . М.Горький отмечал, что именно Л.Андрееву «обязан бесконечно в смысле прояснения…писательского мировоззрения». И хотя «Л.Андреев больше задумывается не над внешне материальными условиями человеческого существования и тем, как изменить их, а над внутренним «устройством» человека, над сложностью, противоречивостью его душевного хозяйства» , перед нами в «Ангелочке» та же тема – ребёнок и жестокий мир.

Рассказ Л.Андреева может быть прочитан детьми заранее. Если же условия не позволяют дать такое задание, в классе можно прочитать только 2-ю главу, а 1-ю и 3-ю учитель дает в своем пересказе. Центральный вопрос для фронтальной беседы :

Что сближает мальчиков из рассказов М.Горького «Дед Архип и Лёнька» и Л.Андреева «Ангелочек»?

Чтобы ответить на него, можно опереться на ряд вспомогательных вопросов и заданий:

Как относились люди к Лёньке и Сашке?

Сравните чувства Сашки при встрече с мальчиком Колей с чувствами Лёньки при встрече с девочкой.

Отчего вид рождественской ёлки вызывает в мальчике ощущение, что «чьи-то железные руки взяли его сердце и выжимают из него последнюю каплю крови»?

Почему Л.Андреев говорит, что восковая ёлочная игрушка была тем, «чего не хватало в картине его (Сашки) жизни и без чего кругом было так пусто, точно окружающие люди неживые»?

Найдите в тексте рассказа Горького то, чего не хватало душе Леньки в окружающем его мире. Сравните мысли и чувства героев двух рассказов.

Почему в произведении Андреева важно замечание о том, что «все заметили загадочное сходство между неуклюжим, выросшим из своего платья гимназистом и одухотворённым рукой неведомого художника личиком ангелочка»?

В чем сходство и отличие отношения мальчиков к отцу и деду?

Каким вам представляется финал рассказа Л.Андреева – трагическим или светлым? Почему? (Проблемный вопрос, ответ на который требует читательской интерпретации и может быть различным.)

Изучение рассказа М.Горького и знакомство с рассказом Л.Андреева – важный этап в развитии читательского сознания учащихся. Он эстетически, нравственно, психологически, интеллектуально готовит их к восприятию в дальнейшем темы «маленького человека», к сложным проблемам, которые ставит перед читателем отечественная литература.

Литература

    Баранов В.И. Огонь и пепел костра. М.Горький: творческие искания и судьба. – Горький: Волго-Вятское кн. Издательство, 1990.

    Быков Д.Л. Был ли Горький?: биографический очерк. – М.: АСТ: Астрель, 2008.

Горький «Дед Архип и Лёнька»

Тема детства глубоко и органически вошла в художественное наследие А.М. Горького. Рассматривая проблему воспитания в теснейшей связи с общественно-политическими вопросами своего времени, писатель не случайно большинство своих произведений, связанных с темой детства, предназначал для взрослого читателя.

А.М. Горький начинал литературную деятельность в период резкого обострения классовых противоречий, когда особенно остро встал вопрос о движущих силах народной революции. Развивая тему детства, он, как и крупные писатели-демократы (В.Г. Короленко, А.П. Чехов, А.И. Куприн и др.), не мог обойти вопроса о жизни детей бедняков и обитателей «дна».

Дети, герои горьковских произведений, живут в обстановке острой социальной борьбы, которая накладывает отпечаток на формирование их характера и мировоззрения.

Однако А.М. Горький не изображал среду, окружающую ребенка, односторонне: он умел видеть в простом человеке хорошее, светлое.

Не безупречен маленький герой рассказа «Дед Архип и Ленька». Он помогает деду спрятать в бурьян украденный стариком головной платок девочки, правда, тогда еще не зная, чья это вещь. Но ведущим в характере Леньки является здоровое начало. Он искренне сочувствует девочке, потерявшей платок. Его возмущают жадность, лицемерие и угодничество старого нищего-деда. Леньке стыдно перед девочкой, которая назвала его и деда воришками.

В рассказе «Дед Архип и Ленька» дан «обостренный конфликт чистых порывов Леньки с моралью мелких собственников». Сначала это конфликт между дедом Архипом и кругом сытых, эгоистичных станичников. Старик говорит Леньке: «Вот я тебя и спрашиваю, что ты станешь делать с миром? Ты - хилый ребеночек, а мир-то - зверь. И проглотит он тебя сразу».

Ленька согласен с дедом, и он боится злых людей, но всё же мальчик подходит к вопросу глубже деда. Он знает, что не все люди дурны, и, рассуждая о горе девочки, потерявшей платок, думает: «Коли она из богатого дома, будут ее бить; все богачи -- скряги; а коли бедная, то, может, и не будут... В бедных домах ребят-то больше любят, потому что от них работы ждут». Но вот возникает новый конфликт: дед, чувствуя приближение смерти, стремится во что бы то ни стало спасти Леньку от гибели, и тут ему оправданными представляются любые средства, вплоть до воровства. Ленька и раньше осуждал бесчестные проступки деда, но, когда появляется плачущая девочка и выясняется, что платок, потерянный ею, подобран Архипом, мальчик вступает в столкновение с дедом.

Из остроты конфликта вытекает и чрезвычайная напряженность сюжета рассказа, которая усиливается и тем, что Ленька, резко осуждая деда, понимает, что без деда он неминуемо погибнет. Переживания Леньки совпадают с состоянием бушующей в степи природы. А.М. Горький запечатлел наивысшее напряжение всех чувств мальчика, когда он окончательно обезумев, мчится не зная куда.