Родился 24 мая (5 июня) 1890 года в селе Сербиновка (ныне Пирятинский район Полтавской области Украины). С 1911 года - в царской армии, участник Первой мировой войны. После Великой Октябрьской Социалистической революции входил в полковой комитет. Участвовал в Гражданской войне, был командиром эскадрона в 1-й Конной армии. К началу Великой Отечественной войны - колхозник-пасечник, член правления колхоза.

В декабре 1942 и в мае 1944 года внёс по 100 тысяч рублей на постройку двух боевых самолётов-истребителей Як-1 и Як-3. Деньги он выручил от продажи мёда, который во время войны имел большую стоимость. В тот год Ферапонт Головатый собрал 2 ц мёда (1 кг стоил 500-900 руб.). Двое сыновей и три зятя были на фронте, в доме Головатых остались 9 внуков (старшему было девять лет).

В газете «Правда» от 18 декабря 1942 года опубликовано послание Ф. П. Головатого И. В. Сталину:

Благодарственную телеграмму от Сталина Ф. П. Головатый получил и после покупки второго самолёта.

На обоих самолётах воевал лётчик Б. Н. Ерёмин, впоследствии генерал-лейтенант авиации, Герой Советского Союза.

С 1946 года - председатель колхоза «Стахановец» (Саратовской области), после смерти Ф. П. Головатого колхоз стал носить его имя. Депутат ВС СССР 2-3-го созывов (с 1946 года).

Первый самолёт, построенный на средства Головатого, выставлен в Саратовском музее, второй - хранился долгое время в Москве, в Доме авиации.

Второй самолёт, на данный момент, находится в музее города Санта-Моника (США). В 1991 году ОКБ им. А. С. Яковлева заключило контракт с американской музейной фирмой «Ганнел» на отправку партии самолётов Як-3 в Калифорнийский музей. С ними был отправлен и знаменитый Як-3, построенный на средства Головатого.

Прошло уже более 15 лет, однако Як-3 всё ещё находится в музее Санта-Моники. Б. Н. Ерёмин долгое время обращался в различные инстанции с просьбой вернуть самолёт на Родину, но это ни к чему пока не привело.

Ф. П. Головатый умер 25 июля 1951 года в селе Степное Калининский район Саратовской области. Похоронен там же.

Награды

  • Герой Социалистического Труда (1948)
  • орден Ленина (1948)

Ферапонт Головатый

Ферапо́нт Петро́вич Голова́тый (24 мая (5 июня ) 1890 , Сербиновка , Полтавская губерния - 25 июля 1951 , с. Степное, Ново-Покровский район, Саратовская область ) - советский крестьянин -колхозник , один из инициаторов всенародного патриотического движения по сбору средств в фонд Красной Армии в период Великой Отечественной войны . Внёс сбережения на постройку двух самолётов-истребителей. Герой Социалистического Труда (1948 ). Член ВКП(б) с 1944 года .

Биография

Ферапонт Головатый родился в селе Сербиновка. Подростком вместе с братом Василием работал в Киеве сначала кузнецом, потом на железной дороге.

С 1910 года - в царской армии, в лейб-гвардии кирасирском Его Величества полку, охранявшем царскую семью. В августе 1914 года - участник Первой мировой войны в составе пулемётной команды, награждён Георгиевскими крестами 2-й, 3-й и 4-й степеней.

После Великой Октябрьской Социалистической революции входил в полковой комитет. Участвовал в Гражданской войне, был командиром эскадрона в 1-й Конной армии.

Весной 1921 года Головатый вернулся к мирной жизни, работал пчеловодом в колхозе «Стахановец» на хуторе Степной Ново-Покровского района. В 1930 году вступил в колхоз, избирался председателем сельсовета, ко второй половине 30-х годов в хозяйстве было две коровы и 22 улья.

В 1937 году едва не был сослан в Сибирь: по одной из версий, как солдат полка, охранявшего императора, имеющего наградные часы от императора и т. д., но проблема решилась после аудиенции у Михаила Ивановича Калинина , по другой - изба Головатого (находящаяся на окраине села) помешала окультуривать прилегающие сельхозугодья, ему предложили выселиться из старого дома, но новый дом взамен не дали. Головатый отказался переселяться, был арестован, провел 10 месяцев в одиночной камере, после чего благополучно вернулся в село.

С началом Великой Отечественной войны двое сыновей Головатого (старший - Степан и младший - Николай) и три зятя ушли на фронт, в доме остались 9 внуков (старшему было девять лет, младшему - два года).

В декабре 1942 Головатый повез бидоны с мёдом за 200 километров от хутора Степной, на городской рынок Саратова, где для него соорудили отдельную палатку. За несколько дней Ферапонт Петрович собрал мешок денег (мёд был очень дорогой - 1 кг стоил 500-900 руб., а в тот год Ферапонт Головатый собрал 2 ц мёда), после чего пришёл к директору Саратовского авиазавода Израилю Соломоновичу Левину с просьбой продать ему истребитель, оцененный им в 100 тысяч рублей. Левин позвонил в Москву, в Военный Совет военно-воздушных сил Красной Армии, где получил разрешение на продажу: «Военный Совет ВВС сердечно благодарит Ф. П. Головатого за его патриотический почин. Деньги просим внести в госбанк, в фонд обороны. Копию квитанции вручить военпреду завода, выделить один из облётанных самолётов ЯК-1, написав на фюзеляже то, что просит колхозник».

«Всё, что я своим честным трудом заработал в колхозе , - писал он в телеграмме на имя Сталина, - отдаю это в фонд Красной Армии… Пусть моя боевая машина громит немецких захватчиков, пусть она несёт смерть тем, кто издевается над нашими братьями, невинными советскими людьми. Сотни эскадрилий боевых самолётов, построенные на личные сбережения колхозников, помогут нашей Красной Армии быстрее очистить нашу священную землю от немецких захватчиков ».

В январе 1943 года самолёт Як-1 с дарственной надписью на борту «Летчику Сталинградского фронта, гвардии майору Ерёмину от колхозника колхоза „Стахановец“ тов. Головатого» [ был передан саратовцу майору Б. Н. Ерёмину (впоследствии генерал-лейтенант авиации, Герой Советского Союза ). Самолёт прошёл боевой путь от Сталинграда до Крыма, ни разу не был сбит, однако после освобождения Севастополя, в марте 1944-го комиссия обследовала техническое состояние истребителя и признала его негодным к полётам как выработавшим ресурс. Самолёт был списан, но не утилизирован, а погружен на платформу и отправлен в Саратов - сначала он был выставлен на площадь для всеобщего обозрения, а потом в направлен в областной музей краеведения.

На семейном совете было принято решение купить ещё один истребитель, такая же сумма - 100 тысяч рублей - была собрана всей семьей, соседями и родственниками. В мае 1944-го новый истребитель ЯК-3 был передан вновь майору Борису Ерёмину, прилетевшему с фронта в Саратов. На фюзеляже красовалась надпись: «От Ферапонта Петровича Головатого 2й самолет на окончательный разгром врага». ЯК-3, как и предыдущий самолёт, ни разу не пострадал в воздушных боях, Еремин воевал на нём вплоть до дня Победы, который встретил в Праге 9 мая.

В 1944 году вступил в ВКП(б)/КПСС.С 1946 года - председатель колхоза «Стахановец» (Саратовской области), который после смерти Ф. П. Головатого стал носить его имя. Депутат ВС СССР 2-3-го созывов (с 1946 года ).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 марта 1948 года «в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 марта 1947 года, за получение высоких урожаев пшеницы при выполнении колхозом обязательных поставок и натурасчетов за работу МТС в 1947 году и обеспечение семенами зерновых культур для посевной 1948 года» Головатому Ферапонту Петровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» [ .

Ф. П. Головатый умер 25 июля 1951 года в селе Степное Ново-Покровского района (ныне - Калининского района) Саратовской области . Похоронен там же.

Второй самолёт, построенный на деньги Ферапонта Петровича, хранившийся в авиационном музее Калифорнии, США.

Первый самолёт, построенный на средства Головатого, находится в экспозиционно-выставочном павильоне Саратовского государственного музея боевой славы, расположенном в Парке Победы на Соколовой горе .

Второй самолёт долгое время хранился в Доме авиации в Москве, а в 1991 году ОКБ им. А. С. Яковлева заключило контракт с американской музейной фирмой «Ганнел» на отправку партии самолётов Як-3 в Калифорнийский музей . Более 20 лет Як-3 находился в музее Санта-Моники. Б. Н. Ерёмин долгое время обращался в различные инстанции с просьбой вернуть самолёт на Родину. В декабре 2014 года самолёт был возвращён. По состоянию на начало мая 2015 года истребитель в разобранном виде находится в музее Вадима Задорожного в Подмосковье. Самолету требуется длительная реставрация, после чего он займет место в саратовском Музее боевой славы, рядом с ЯК-1, первым истребителем Головатого.

Патриотический дар Ферапонта Головатого всколыхнул всю советскую страну. У него нашлись миллионы последователей. Взносы шли от тамбовских и саратовских колхозников, от москвичей и ленинградцев, от казахов и узбеков, от грузин и армян, от трудящихся всех республик, краев и областей. Почин колхозника-патриота вылился в могучее всенародное движение. И к фронту, туда, где богатыри советской земли отстаивали свободу, честь и независимость Родины, полетели эскадрильи мощных самолетов, пошли колонны танков, понеслись поезда с орудиями, боеприпасами, боевым снаряжением, построенными и выпущенными на средства трудящихся.

Свыше семи миллиардов рублей вложил в те дни советский народ в фонд обороны страны. Так ярко проявился могучий народный дух. Ничего не жалели для великого дела пламенные патриоты и патриотки нашей Родины. В этом патриотическом движении со всей полнотой раскрылась та «сила народная, сила могучая», которую воспел поэт Некрасов,

История нашего отечества богата примерами высокого патриотизма, народной любви к родной земле. Патриоты земли русской всегда были готовы на любую жертву, на любой подвиг во имя защиты отчизны, во имя победы над врагом. Имена Сусанина, Минина вошли в народные сказания. Это о них русский народ сложил легенды и песни, сохранив образы своих мужественных предков для грядущих поколений.

За время войны трудящиеся СССР внесли в фонд обороны и в фонд Красной Армии свыше 14 миллиардов рублей деньгами, много платины, золота, серебра, более чем на 4 миллиарда рублей облигаций государственных займов, много продовольствия и ценных вещей.

Эти вклады, как и самоотверженный труд советских людей, - подвиг народа в защите своего отечества. Они войдут в историю Великой Отечественной войны как одна из ярчайших страниц народной заботы о родной Красной Армии в дни её смертельных схваток с врагом.

Не покладая рук трудилось советское крестьянство на полях. Патриоты колхозной деревни напрягали все силы, чтобы быстрее завершить сев, вырастить высокий урожай и обеспечить Красную Армию всем необходимым. "Все для фронта, все для победы"-этот лозунг стал смыслом жизни военной поры. Колхозники и колхозницы, работающие в тылу, оказывали Красной Армии и дополнительную помощь, дружно поддерживая выпускаемые советским правительством государственные займы, внося свои трудовые сбережения в фонд обороны. Звеньевая колхоза имени Кирова, Ворошиловградской области, Ольга Даниловна Ромашко приобрела на свои сбережения оружие для взвода, в котором служил её муж, отправилась в часть и сама вручила бойцам винтовки. Советские воины от всего сердца поблагодарили патриотку и заверили, что оружие её станет грозой для гитлеровцев, что оно поможет им бить врага и будет приближать каждый день долгожданной победы.

Председатель артели имени Петровского, Сталинской области, Иван Потапович Покашевский на свои сбережения приобрел самолет и вручил его сыновьям-лётчикам Ивану и Владимиру. Взносы трудящихся Советского Союза на строительство боевой техники поступали со всех концов необъятной страны. Только в текущем году трудящиеся Днепропетровской области собрали 100 миллионов рублей, Кировской области - 25 миллионов рублей, Воронежской - 44 миллиона рублей и т. д.

Военное положение на фронтах коренным образом изменилось в нашу пользу. Красная Армия достигла берегов Прута, Серета, Нарвы. Грозный гул боевых советских машин раздаётся на территории Румынии, в предгорьях Карпат. Мужественные советские воины готовы преследовать врага по пятам и добить зверя в его собственной берлоге. И в этом им успешно помогала оказанная поддержка русского народа, простого крестьянства, которые отдавали все до последней копейки на нужды Красной Армии, фронту. А этоо была ощутимая помощь жителей страны. В достигнутых Красной Армией великих победах есть доля патриота-колхозника Ферапонта Головатого. Его истребитель, ведомый опытным лётчиком гвардии майором Ереминым, участвовал в воздушных боях под Сталинградом, Ростовом, Таганрогом, Мелитополем, Никополем и в Крыму. Самолёт цел. Но он износился. В прошлом году Ферапонт Петрович Головатый заработал со своей семьёй в колхозе свыше тысячи трудодней и решил внести 100 тысяч рублей на приобретение истребителя самой последней конструкции для Красной Армии и снова вручить его майору Еремину.

В опубликованном на днях письме товарищу Сталину Ферапонт Петрович Головатый в искренних, идущих от сердца словах рассказывает: «Учили Вы нас жить дружной колхозной семьёй. Наука эта Ваша теперь, в тяжёлую военную годину, помогает нам преодолевать все трудности, выдерживать все испытания, и нет в мире такой силы, которая могла бы сломить силу нашу колхозную, богатырскую».

В письме колхозника-патриота товарищу Сталину есть призыв ко всем колхозникам:

«Русские люди! Мы не жалели своих средств, когда Отечество было в смертельной опасности. Отдадим же Родине все наши трудовые сбережения теперь, когда воины Красной Армии неотступно преследуют врага, одерживают победу за победой, когда на отдельных участках они уже дерутся на территории противника, когда нужно нанести решающий удар, чтобы столкнуть крага в пропасть и окончательно разгромить его... Пусть же помогут приблизить великий час победы самолёты, танки и пушки, построенные на наши колхозные средства!».

Патриотический призыв и почин Ферапонта Головатого, как могучее эхо, разнесётся по всей советской земле. Его услышали, подхватили и поддержали миллионы советских колхозников. И каждый, в чьём сердце неугасимы любовь к Родине и ненависть к врагу, внес свою трудовую лепту на алтарь победы!

Орден Трудовой Славы

О́рден Трудово́й Сла́вы - государственная награда СССР, учреждён 18 января 1974 года Указом Президиума Верховного Совета СССР. Работы по созданию ордена курировал секретарь Президиума Верховного Совета СССРМ. П. Георгадзе. Автор рисунка ордена - художник фабрики «Гознак» Ю. М. Егоров.

Орден Трудовой Славы имеет три степени, высшей степенью ордена является первая степень. Награждение производится последовательно: сначала третьей, затем второй, потом первой степенью. Это единственный из советских орденов, вручаемых за трудовое отличие, имеющий разделение на степени. По своему статуту и льготам, предоставляемым кавалерам всех трёх степеней, орден Трудовой Славы соответствует боевому ордену Славы.

Первые награждения орденом Трудовой Славы произведены 9 августа 1974 года, орденом Трудовой Славы III степени за досрочное выполнение заданий пятилетки и социалистических обязательств были награждены: группа рабочих завода «Азовсталь»,шахтёры Дальнего Востока, горняки Кузбасской шахты «Юбилейная»

Первыми полными кавалерами ордена Трудовой Славы стали 7 января 1983 года 35 героев труда. Бурильщик производственного объединения Каспбурнефтегазпром Азербайджанской ССР Векил Гаджага оглы Аббасов получил ордена Трудовой Славы I степени.

    Стененкова Валентина Александровна, старший дорожный мастер Брянской дистанции пути - Указ Президента СССР № VII-3115

    И. С. Вишняков, бригадир элетрослесарей-монтажников СМУ № 4 Мосметростроя - Указ Президента СССР № VII-3121

    Ю. В. Коровкин, бригадир слесарей управления специальных работ Мосметростроя - Указ Президента СССР № VII-3121

Орденом награждаются рабочие и мастера промышленности, транспорта, строительства и других отраслей материального производства, колхозники и работники сельского хозяйства, а также работники непроизводственной сферы за самоотверженный и высокопроизводительный долголетний труд на одном предприятии, в учреждении, организации, колхозе или совхозе. Также награждаются учителя (преподаватели), воспитатели, мастера производственного обучения за успехи в обучении и воспитании детей и подростков, подготовке их к жизни и труду и долголетнюю работу в одном учебно-воспитательном учреждении.

Орден Трудовой Славы состоит из трёх степеней. Высшей степенью ордена является первая степень. Награждение производится последовательно: сначала третьей, затем второй и, наконец, первой степенью.

Награждение орденом Трудовой Славы производится:

    за высокие производственные показатели, систематическое перевыполнение норм выработки и планов;

    за достижение высокой производительности труда, изготовление продукции высокого качества, экономию материалов и сокращение трудовых затрат;

    за новаторство в труде, ценные изобретения и рационализаторские предложения, активное участие в освоении и использовании новой техники и прогрессивной технологии;

    за достижение высокой урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животноводства;

    за большой трудовой вклад в сокращение сроков и улучшение качества строительства производственных мощностей, культурно-бытовых объектов, жилых домов и своевременный ввод их в эксплуатацию;

    за большие успехи в обучении и воспитании молодых рабочих, колхозников;

    за успехи в обучении и воспитании детей и подростков, подготовке их к жизни и труду.

Награждение за перечисленные трудовые заслуги производится при условии долголетней работы на одном предприятии, в учреждении, организации, колхозе или совхозе, в одном учебно-воспитательном учреждении.

Награждённые орденом Трудовой Славы всех трёх степеней имеют право:

    на увеличение пенсии на 15 процентов;

    на обеспечение жилой площадью по установленным нормам в первую очередь;

    личного бесплатного проезда один раз в год (туда и обратно) железнодорожным транспортом - в мягких вагонах скорых и пассажирских поездов, водным транспортом - в каютах 1-го класса (места 1-й категории) скорых и пассажирских линий, воздушным или междугородным автомобильным транспортом;

    личного бесплатного пользования всеми видами городского пассажирского транспорта, в сельской местности - автомобильным транспортом республиканского подчинения в пределах района (за исключением такси);

    на получение бесплатной путевки в санаторий или дом отдыха (один раз в год по заключению лечебного учреждения). Выдача бесплатных путевок рабочим, мастерам производства, колхозникам, учителям (преподавателям), воспитателям, мастерам производственного обучения производится по месту работы, неработающим пенсионерам - органами, назначившими пенсии;

    на внеочередное обслуживание зрелищными и коммунально-бытовыми предприятиями, культурно-просветительными учреждениями.

Орден Трудовой Славы носится на левой стороне груди после ордена Славы и располагается в порядке старшинства степеней.

Описание ордена

Орден Трудовой Славы I степени представляет собой слегка выпуклый позолоченный многоугольник. Многоугольник обрамлен в верхней части пятью пучками расходящихся золотистых лучей, а в нижней - венком из трёх рядов колосьев пшеницы. Колосья перевиты красной эмалевой лентой с надписью «СССР». Колосья пшеницы, надпись «СССР» и контуры ленты позолочены.

В центральной части ордена на фоне расходящихся лучей, покрытых красной эмалью, расположены рельефное оксидированное изображение доменной печи и строящейся гидроэлектростанции и накладные позолоченные серп и молот.

Центральная часть ордена окаймлена изображением шестерни с позолоченной надписью по окружности «ТРУДОВАЯ СЛАВА». Изображение шестерни оксидировано. В верхней части ордена находится пятиконечная эмалевая красная звездочка с позолоченным контуром.

Орден Трудовой Славы II степени отличается от I степени тем, что верхняя часть многоугольника с пятью пучками расходящихся лучей имеет серебристый цвет, а центральная часть ордена покрыта светло-синей эмалью.

У ордена Трудовой Славы III степени позолочены только два нижних ряда колосьев пшеницы, контуры ленты, надписи «СССР» и «ТРУДОВАЯ СЛАВА». Вся остальная поверхность ордена и накладные серп и молот оксидированы. Эмаль в центральной части ордена отсутствует.

Высота ордена 43 мм (47 мм включая ушко в верхней части), ширина - 41 мм.

Изготавливался Орден Трудовой Славы I, II и III степени из серебра. Серебряного содержания в ордене любой степени - 33,264±1,389 г (на 18 сентября 1975 года). Общий вес ордена I и II степени - 36,16±1,7 г. Общий вес ордена III степени 36,03±1,7 г.

Орден при помощи ушка и кольца соединен с пятиугольной колодкой, покрытой шёлковой муаровой лентой шириной 24 мм с одной продольной полосой тёмно-серого и одной полосой жёлтого цветов. Ширина тёмно-серой полосы 11 мм, жёлтой - 12 мм. Посередине жёлтой полосы находятся красные продольные полоски: для первой степени - одна, шириной 5 мм, для второй - две, шириной по 2 мм каждая, и для третьей степени - три, шириной по 1 мм каждая.

История ордена

Орден Трудовой Славы - единственный из советских трудовых орденов, имевших разделение на степени. По статуту и порядку награждения, а также по льготам, предоставляемым кавалерам всех трех степеней, орден Трудовой Славы соответствует боевому ордену Славы.Автор рисунка ордена - художник Ю. М. Егоров. Работу по созданию ордена возглавлял секретарь Президиума Верховного Совета СССР М. П. Георгадзе.

Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля 1981 года награждение было распространено на рабочих и мастеров всех отраслей материального производства, а также на рабочих непроизводственной сферы. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 июня 1984 года награждение было распространено на учителей, воспитателей и мастеров производственного обучения.

Первые награждения орденом Трудовой Славы произведены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 августа 1974 года. За досрочное выполнение заданий пятилетки и социалистических обязательств, группа рабочих завода «Азовсталь», шахтеров Дальнего Востока и горняков Кузбасской шахты «Юбилейная» были награждены орденом Трудовой Славы III степени.

21 августа 1974 года на Московском электромеханическом заводе имени Владимира Ильича были вручены: орден Трудовой Славы III степени - слесарю-сборщику М. И. Кисину, слесарю-сборщику В. И. Полякову и слесарю-сборщику В. А. Сошникову Ордена Трудовой Славы III степени с последующими номерами получили проходчики шахты «Юбилейная» в Кузбассе Сергей Иванович Сизых, Николай Емельянович Зубков, Андрей Васильевич Козлов, Андрей Владимирович Кондратьев, Виктор Андреевич Родин, Пётр Иванович Сабрецкий и Николай Ксенофонтович Семенюк.

Первые награждения орденом Трудовой Славы II степени произведены Указами Президиума Верховного Совета СССР от 23 декабря 1976 года. Этими Указами была награждена большая группа тружеников сельского хозяйства. Орден Трудовой Славы II степени был вручен механизатору совхоза «Новомихайловский» Кущёвского района Краснодарского края Н. И. Кузьменко.

Полный кавалер ордена Трудовой Славы

Первыми полными кавалерами ордена Трудовой Славы, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 января 1983 года, в связи с только что исполнившимся 60-летием образования СССР (30 декабря 1982 года) стали сразу 35 героев труда. Знак I степени с № 1 получил бурильщик Санчагальского управления буровых работ производственного объединения Каспбурнефтегазпром Азербайджанской ССР Векил Гаджага оглы Аббасов. Знак I степени № 2 получил тракторист колхоза им. Тукая Апостовского района Татарской АССР В. И. Аверьянов. Знак № 3 получил машинист производственной котельной Усть-Каменогорского свинцово-цинкового комбината им. В. И. Ленина Восточно-Казахстанской области Кайырбек Айжигитов. Знак № 4 ордена I степени получил комбайнер колхоза «Октябрь» Илишевского района Башкирской АССР Рагиб Марвартдинович Бабертдинов. Знаком № 5 был отмечен сталевар Магнитогорского металлургического комбината им. В. И. Ленина Николай Филиппович Батраев. В числе первых полных кавалеров ордена оказался к получивший знак ордена III степени № 4, уже упоминавшийся проходчик шахты «Юбилейная» С. Г. Сизых.

Одно из последних награждений орденом первой степени состоялось по Указу Президента СССР от 18 декабря 1991 года. Согласно этому Указу орденом была отмечена доярка племенного совхоза «Каменский» Каскеленского района Алма-Атинской области Кузьменко Валентина Александровна.

Последние награждения орденом Трудовой Славы I степени в истории СССР произошли согласно Указам Президента СССР от 21 декабря 1991 года. Указом № УП-3115 (о награждении работников железнодорожного транспорта) награждалась старший дорожный мастер Брянской дистанции пути Стененкова Валентина Александровна. Указом № УП-3121 (о награждении работников Московского метрополитена) награждались бригадир элетрослесарей-монтажников СМУ № 4 Мосметростроя Вишняков И. С. и бригадир слесарей управления специальных работ Мосметростроя Коровкин Ю. В.

Последние в истории СССР награждения орденами Трудовой Славы III и II степени произошли в тот же день, согласно Указу Президента СССР № УП-3144 от 21 декабря 1991 года «О награждении орденами и медалями СССР работников Магнитогорского промышленно-торгового обувного предприятия Российской государственной ассоциации легкой промышленности». За достижение высоких производственных показателей в увеличении выпуска товаров народного потребления орденом второй степени были отмечены вырубщица деталей Махмутова Зульфия Сагадтовна и фрезеровщица обуви Шакирова Мушарафа Хасановна. Орден третьей степени получил вырубщик деталей Долгушев Владимир Михайлович.

Всего на 1 января 1995 года орденом Трудовой Славой I степени были награждены 952 человека, II степени - 41 218, III степени - 611 242

В соответствии с Указом Президиума Верховного совета Российской Федерации от 2 марта 1992 года № 2424-1 орден прекратил своё существование в Российской Федерации.

В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1994 года № 442 орден не воссоздавался в системе государственных наград Российской Федерации.

Орден Славы

1 степени 2 степени 3 степени

головатый ферапонт петрович спб, головатый ферапонт петрович москва
24 мая (5 июня) 1890(1890-06-05)

Место рождения:

Сербиновка, Пирятинский уезд, Полтавская губерния, Российская империя

Гражданство:

Российская империя Российская империя →
СССР СССР

Дата смерти: Место смерти:

Степное, Советский район, Саратовская область, РСФСР, СССР

Супруга:

Мария Тарасовна Головатая

Дети:

Два сына, четыре дочери

Награды и премии:
Ф. П. Головатый и Б. Н. Еремин у истребителя Як-3, май 1944 года

Ферапо́нт Петро́вич Голова́тый (24 мая 1890, Сербиновка, Полтавская губерния - 25 июля 1951, Степное, Саратовская область) - советский крестьянин-колхозник, один из инициаторов всенародного патриотического движения по сбору средств в фонд Красной Армии в период Великой Отечественной войны. Внёс сбережения на постройку двух самолётов-истребителей. Герой Социалистического Труда (1948). Член ВКП(б) с 1944 года.

  • 1 Биография
  • 2 Самолёты
  • 3 Награды
  • 4 Примечания
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки

Биография

Ферапонт Головатый родился в селе Сербиновка. Подростком вместе с братом Василием работал в Киеве сначала кузнецом, потом на железной дороге.

С 1910 года - в царской армии, в лейб-гвардии кирасирском Его Величества полку, охранявшем царскую семью. августе 1914 года - участник Первой мировой войны в составе пулемётной команды, награждён Георгиевскими крестами 2-й, 3-й и 4-й степеней.

После Великой Октябрьской Социалистической революции входил в полковой комитет. Участвовал в Гражданской войне, был командиром эскадрона в 1-й Конной армии.

Весной 1921 года Головатый вернулся к мирной жизни, работал пчеловодом в колхозе «Стахановец» на хуторе Степной Ново-Покровского района. 1930 году вступил в колхоз, избирался председателем сельсовета, ко второй половине 30-х годов в хозяйстве было две коровы и 22 улья. 1937 году едва не был сослан в Сибирь: по одной из версий, как солдат полка, охранявшего императора, имеющего наградные часы от императора и т. д., но проблема решилась после аудиенции у Михаила Ивановича Калинина, по другой - изба Головатого (находящаяся на окраине села) помешала окультуривать прилегающие сельхозугодья, ему предложили выселиться из старого дома, но новый дом взамен не дали. Головатый отказался переселяться, был арестован, провел 10 месяцев в одиночной камере, после чего благополучно вернулся в село.

С началом Великой Отечественной войны двое сыновей Головатого (старший - Степан и младший - Николай) и три зятя ушли на фронт, в доме остались 9 внуков (старшему было девять лет, младшему - два года).

В декабре 1942 Головатый повез бидоны с мёдом за 200 километров от хутора Степной, на городской рынок Саратова, где для него соорудили отдельную палатку. За несколько дней Ферапонт Петрович собрал мешок денег (мёд был очень дорогой - 1 кг стоил 500-900 руб., а в тот год Ферапонт Головатый собрал 2 ц мёда), после чего пришёл к директору Саратовского авиазавода Израилю Соломоновичу Левину с просьбой продать ему истребитель, оцененный им в 100 тысяч рублей. Левин позвонил в Москву, в Военный Совет военно-воздушных сил Красной Армии, где получил разрешение на продажу: «Военный Совет ВВС сердечно благодарит Ф. П. Головатого за его патриотический почин. Деньги просим внести в госбанк, в фонд обороны. Копию квитанции вручить военпреду завода, выделить один из облётанных самолётов ЯК-1, написав на фюзеляже то, что просит колхозник».

«Всё, что я своим честным трудом заработал в колхозе, - писал он в телеграмме на имя Сталина, - отдаю это в фонд Красной Армии… Пусть моя боевая машина громит немецких захватчиков, пусть она несёт смерть тем, кто издевается над нашими братьями, невинными советскими людьми. Сотни эскадрилий боевых самолётов, построенные на личные сбережения колхозников, помогут нашей Красной Армии быстрее очистить нашу священную землю от немецких захватчиков».

В январе 1943 года самолёт Як-1 с дарственной надписью на борту «Летчику Сталинградского фронта, гвардии майору Ерёмину от колхозника колхоза „Стахановец“ тов. Головатого» был передан саратовцу майору Б. Н. Ерёмину (впоследствии генерал-лейтенант авиации, Герой Советского Союза). Самолёт прошёл боевой путь от Сталинграда до Крыма, ни разу не был сбит, однако после освобождения Севастополя, в марте 1944-го комиссия обследовала техническое состояние истребителя и признала его негодным к полётам как выработавшим ресурс. Самолёт был списан, но не утилизирован, а погружен на платформу и отправлен в Саратов - сначала он был выставлен на площадь для всеобщего обозрения, а потом в направлен в областной музей краеведения.

На семейном совете было принято решение купить ещё один истребитель, такая же сумма - 100 тысяч рублей - была собрана всей семьей, соседями и родственниками. мае 1944-го новый истребитель ЯК-3 был передан вновь майору Борису Ерёмину, прилетевшему с фронта в Саратов. На фюзеляже красовалась надпись: «От Ферапонта Петровича Головатого 2й самолет на окончательный разгром врага». ЯК-3, как и предыдущий самолёт, ни разу не пострадал в воздушных боях, Еремин воевал на нём вплоть до дня Победы, который встретил в Праге 9 мая.

В 1944 году вступил в ВКП(б)/КПСС.

С 1946 года - председатель колхоза «Стахановец» (Саратовской области), который после смерти Ф. П. Головатого стал носить его имя. Депутат ВС СССР 2-3-го созывов (с 1946 года).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 марта 1948 года «в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 марта 1947 года, за получение высоких урожаев пшеницы при выполнении колхозом обязательных поставок и натурасчетов за работу МТС в 1947 году и обеспечение семенами зерновых культур для посевной 1948 года» Головатому Ферапонту Петровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Ф. П. Головатый умер 25 июля 1951 года в селе Степное Калининского района Саратовской области. Похоронен там же.

Самолёты

Второй самолёт, построенный на деньги Ферапонта Петровича, хранившийся в авиационном музее Калифорнии, США

Первый самолёт, построенный на средства Головатого, находится в экспозиционно-выставочном павильоне Саратовского государственного музея боевой славы, расположенном в Парке Победы на Соколовой горе.

Второй самолёт долгое время хранился в Доме авиации в Москве, а в 1991 году ОКБ им. А. С. Яковлева заключило контракт с американской музейной фирмой «Ганнел» на отправку партии самолётов Як-3 в Калифорнийский музей. Более 20 лет Як-3 находился в музее Санта-Моники. Б. Н. Ерёмин долгое время обращался в различные инстанции с просьбой вернуть самолёт на Родину. декабре 2014 года самолёт был возвращён. По состоянию на начало мая 2015 года истребитель в разобранном виде находится в музее Вадима Задорожного в Подмосковье. Самолету требуется длительная реставрация, после чего он займет место в саратовском Музее боевой славы, рядом с ЯК-1, первым истребителем Головатого.

Награды

  • Георгиевские кресты 2-й, 3-й и 4-й степени
  • Герой Социалистического Труда (26.3.1948)
  • орден Ленина (26.3.1948)

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Виктория Токарева. Два самолета Ферапонта Головатого (рус.). Лента.Ру (8 мая 2015). Проверено 9 мая 2015.
  2. Большая советская энциклопедия / Гл. ред. А. М. Прохоров. - 3-е изд. - Т. 7: Гоголь - Дебит. - 1972. - 608 стр., илл.: 44 л. илл. и карт. 1 карта-вкл.
  3. Ныне - Гребёнковский район, Полтавская область, Украина.
  4. 1 2 3 4 5
  5. Русский крестьянин-патриот Ферапонт Головатый
  6. Музей Военно-Воздушных Сил - Як-3 Феропонта Головатого
  7. Дарья Галеева. Петербург из США вернут легендарный истребитель Як-3. Интернет-портал "Российской газеты" (12.12.2014).

Литература

  • Аграновский И. Советский крестьянин Ферапонт Головатый. - М., 1957.

Ссылки

Головатый, Ферапонт Петрович. Cайт «Герои Страны».

  • Лямина М. Как пасечник Ферапонт победу покупал МК. - 2005, 25 марта.
  • «Правда», 1942 год. Скан статьи.
  • Центральный музей ВВС. Як-1 и Як-3 Ферапонта Головатого.
  • Видеохроника «Новости дня. № 29», июнь 1944 (с 3:14 сек. по 4:12 сек)

головатый ферапонт петрович москва, головатый ферапонт петрович смотреть, головатый ферапонт петрович спб, головатый ферапонт петрович фильм

Головатый, Ферапонт Петрович Информацию О

В годы Великой Отечественной Ферапонта Головатого сравнивали с Кузьмой Мининым

В декабре 1942 года в кабинет директора Саратовского авиационного завода вошел человек в деревенском зипуне и сказал: «Я хочу купить истребитель». Это был крестьянин Ферапонт Петрович Головатый из хутора Степной Саратовской области.

Как вспоминал потом директор завода И.С. Левин, он даже растерялся от такого неожиданного предложения. Ему еще никогда не приходилось продавать самолет частному лицу. Он должен был позвонить в Москву, чтобы получить разрешение на такую продажу.

В Саратовском краеведческом музее мне показали документы тех лет. В первых же газетных публикациях, напечатанных рядом с фронтовыми сводками, Ферапонта Головатого стали называть Кузьмой Мининым Великой Отечественной. Приводили слова знаменитого нижегородского земского старосты: «Люди посадские, люди торговые, люди ратные! Не пожалеем ничего, продадим, если надо, дворы наши, достояние свое...»

О своем далеком предке Кузьме Минине мы знаем больше, чем о Ферапонте Головатом.

Сам Ферапонт Петрович мемуаров не оставил. К тому же он был малограмотным. Из архивных документов, писем, воспоминаний постепенно проступала судьба.

Мне удалось поговорить с племянницей Ферапонта Петровича - Верой Андриановной Ковтуновой, которая оказалась на редкость памятливым человеком.

Ферапонт Головатый работал пчеловодом в колхозе «Стахановец» Ново-Покровского района Саратовской области. Была у него и своя пасека - 22 улья. Когда я читала страницы его биографии, мне представилось нечто потаенное в его судьбе. Выходило так, что дом, построенный в хуторе на отшибе, сад, пасека стали для него убежищем, где он находил спокойствие после пережитых тревог, которых ему в жизни выпало с лихвой.

Он повидал и муштру, и войну. Еще в 1910 году Ферапонт Головатый попал на службу в полк, который охранял царскую семью. За высокий рост, за красоту, недюжинную силу его направили в лейб-гвардию. Он был среди тех, кто нес караул в Царском Селе и у Зимнего дворца. В 1914-м Ферапонт попадает на фронт. Сохранились свидетельства о том, каким он был солдатом. В Восточной Пруссии Головатого наградили тремя Георгиевскими крестами. Так была отмечена его храбрость, проявленная и в бою, и при спасении раненых, и при выходе из окружения. В Гражданскую войну он вступил в Конную армию Буденного. Воевал командиром эскадрона.

А потом Ферапонт Головатый осел с семьей на затерянном в глуши хуторе.

Вот его портрет, написанный со слов односельчан: «У него спорилась любая работа. Мог сам и мебель смастерить, и за ремонт машины брался. Не угнаться за ним в косовицу или на молотьбе. Любил петь. Под чарку так запоет, что только плясал ты, а тут под его песню заплачешь».

Вместе с женой они вырастили шестерых детей. К началу войны почти у всех уже были свои семьи.

Однако что же побудило его в 1942 году покупать самолет? И откуда взялись у простого крестьянина такие деньги?

Вот что вспоминала его племянница Вера Андриановна. В ноябре 1942 года Ферапонт Петрович повез подарки от колхоза в госпиталь в Балашов. Вернулся в тревоге. Среди раненых там он встретил односельчанина Василия Дроздяка, который рассказал ему, что воевал вместе с его старшим сыном Степаном и видел, как снарядом разворотило траншею, где находился Степан.

Примерно через месяц в нашем колхозе проходило собрание, - рассказывала Вера Андриановна. - Председатель призвал нас вносить деньги на постройку боевого самолета - кто сколько сможет. Первым выступил мой сосед Федор Сорочинский: «Вношу тысячу рублей! - и повернулся к дяде Ферапонту: - А ты что молчишь? Думаешь, не знаем, сколько ты меда снял?» Стал его упрекать. И неожиданно для всех Ферапонт Петрович вдруг сказал: «Что ты кричишь? Я, может быть, на свои деньги сам самолет куплю». Мы сначала подумали, что он просто погорячился, в споре. Шутка ли - самолет купить. Но после собрания Ферапонт Петрович остался вместе с председателем колхоза - стали подсчитывать, сколько он может выручить денег от продажи меда.

И все-таки я старалась допытаться - как же мог крестьянин собрать деньги на самолет? «Судите сами, - говорила Вера Андриановна. - В тот год у Ферапонта Петровича скопилось два центнера меда. А знаете, сколько стоил тогда мед на рынке? От 500 до 900 рублей за килограмм».

Вера Андриановна вспоминала, как в декабре 1942-го Головатый за 200 километров повез бидоны с медом в Саратов.

На рынке для него соорудили отдельную палатку. Несколько дней он стоял за прилавком. Поскольку мед был дорогой, брали его понемногу. Так собрался мелкими деньгами целый мешочек. С ним он и пришел покупать самолет.

Подвиг Ферапонта Петровича не был лубочным сюжетом. Вера Андриановна рассказывала, что дома Головатого осыпала упреками жена: «Что ты делаешь? Хочешь по миру нас пустить? Кто твоих внуков кормить будет?» К тому времени двое их сыновей и три зятя были на фронте. В доме Головатых остались 9 внуков. Старшему из них было девять лет. Так что вовсе не от большого достатка Ферапонт Петрович отдавал свои деньги на покупку самолета.

В жизни Ферапонта это были звездные дни. Его имя звучит по радио. Он ждет в Саратове еще не известного ему летчика, которому будет передавать самолет. Генерал-лейтенант авиации Б.Н. Еремин, в ту пору он командовал гвардейским истребительным полком, воевавшим в Сталинграде, вспоминал:

Мне позвонил командующий 8-й воздушной армией Т.Т. Хрюкин и приказал немедленно вылететь в Саратов и принять подаренный самолет. Признаться, я был немало удивлен. Звонок раздался между боевыми вылетами. Как можно, думал я, посылать командира полка за одним самолетом, пусть и подаренным? Однако все значение этого события раскрылось передо мной позднее.

Имя Бориса Еремина появилось в этой истории не случайно. Его портреты к тому времени обошли многие газеты. С ним был связан подвиг, о котором даже известный авиаконструктор А.С. Яковлев вспоминал как о редком событии. Семь наших истребителей, где Борис Еремин был ведущим, приняли бой с 25 немецкими самолетами. И вышли победителями. Они сбили несколько немецких машин, остальные разогнали. Вернулись без потерь. Отправляясь за самолетом, майор Еремин летел на свою родину. В Саратове он вырос, работал на заводе токарем, учился в аэроклубе. «Мы познакомились с Ферапонтом Петровичем в кабинете директора авиазавода, - вспоминал Еремин. - По возрасту он годился мне в отцы. Стал называть меня Борисом и перешел на «ты». Вместе мы пошли на заводской аэродром осматривать истребитель Як-1, купленный на его деньги»....

Еще один самолет... Почему это стало событием? В своих воспоминаниях Б.Н. Еремин рассказывает об одном случае, который свидетельствует о том, как дорожили на фронте каждой машиной. Однажды летчик посадил на лугу свой подбитый истребитель. За машиной послали техника Мальцева с небольшой командой. Он увидел, что самолет засасывает в болотце. Принесли створки ворот, перетащили истребитель на твердую почву. Потом прицепили к попутному грузовику. Впереди - Дон. Бомбежка, взрывы. Мальцев побежал в село собирать людей. Соорудили плот и ночью переправили самолет... Каждая машина была на счету.

Беда сплачивала людей. Митинги на заводах и в колхозах начинались с имени Ферапонта Головатого. Чтобы собрать деньги на постройку боевых самолетов, танков, орудий, в тылу отчисляли свои заработки, приносили из дома золотые украшения, серебро.

На хутор Степной Ферапонту Головатому приходили тысячи писем: «Шлю фронтовой привет. Ваш портрет из «Комсомолки» всегда ношу с собой. Я говорю бойцам: в разведке, в бою - отдавай все силы, как Ферапонт Головатый. Командир отделения Селезнев».

Сейчас мы все оказались на площади позора. Каждый день до нас доносятся подробности скандалов, причина которых - деньги: «Воровское государство», «Деньги русской мафии», «Кадровые перемены в прокуратуре...» Все на продажу, в том числе - долг и совесть. Мы живем, будто выбившись из собственной истории. И мне говорили: разве время сейчас писать о какой-то жертвенности, когда на слуху - корысть и бесчестье? Но я подумала - самое время вспомнить о том, откуда мы родом.

Этому трудно поверить, но остались свидетельства. Летом 1943 года семья Головатых - от внука до деда - работала на пасеке. Мария Тарасовна больше не упрекала мужа - помогала ему. На семейном совете решили собрать деньги на покупку второго самолета. Между тем в их доме была беда. Пришли похоронки на старшего из сыновей - Степана и двоих зятьев. Ферапонт Петрович уговаривал жену: «Поможем вырастить внуков, не убивайся».

Однако и на войне бывает редкая удача. Небесные силы хранили летчика и самолет с именем Ферапонта Головатого на борту. Полтора года он был в боях. Ни разу не был сбит. В марте 1944-го комиссия обследовала техническое состояние истребителя. Ресурс машины был исчерпан. Б. Н. Еремин прислал письмо в Степной: «Очень обидно расставаться с Вашим самолетом. Но что поделаешь...»

В 1944 году у страны нашлись средства, чтобы сохранить для потомков военную реликвию. К одному из фронтовых составов прицепили платформу, на которую погрузили списанный самолет Ферапонта Головатого. Из Крыма, где шли бои, его отправили в Саратов. Сначала истребитель поставили на площади для всеобщего обозрения, а потом отвели ему место в музее.

В мае 1944-го майор Борис Еремин прилетел с фронта в свой родной город на заводской аэродром. Здесь его ждали Ферапонт Петрович с женой и дочерью. Все документы были уже подписаны. На истребителе снова было начертано, что это подарок фронту от Ферапонта Головатого. Никто не говорил на митинге о том, как выбивалась из сил семья, добывая эти деньги. Нам остались только улыбки на снимках и газетные лозунги.

Россию всегда спасала жертвенность. И даже цифры из архивов способны рассказать о духовном мире целой эпохи. Только в Саратовской области жители собрали столько денег, что на них можно было построить полторы тысячи боевых самолетов.

Самый выдающийся факт тех дней: пчеловод А.С. Селиванова из села Стригай Саратовской области передала деньги на постройку трех самолетов. У нее было четверо детей, муж воевал на фронте. А всего в стране в Фонд обороны было передано 17 миллиардов рублей, 130 килограммов золота, почти тонна серебра.

Второй истребитель, подаренный Родине Ферапонтом Головатым, летал до конца войны. Эта его машина тоже была, как заговоренная. Последний бой - над Берлином. Борис Еремин совершил 342 боевых вылета, сбил лично и в группе 23 самолета.

Ферапонт Головатый после войны прожил недолго. Казавшийся богатырем, он упал, как подкошенный, на работе... И не успел помочь своим внукам. Земляки говорили о нем: «Надорвался на непосильном деле». И такой была цена Победы.

Специально для Столетия

Не всем известно, что в годы Великой Отечественной войны любой гражданин Советского Союза мог купить боевую технику. Танки и самолеты приобретались, понятное дело, не ради того, чтобы во двор поставить, а в благотворительных целях, на нужды армии.

Из своих личных сбережений советские граждане оплатили, по позднейшим подсчетам, почти год войны!
Основоположником этого движения в поддержку родной армии стал саратовский колхозник, пасечник Ферапонт Головатый.

С чего все началось

В 1941 году Ферапонту Головатому исполнился 51 год. На фронт его не призвали, он остался дома с тремя дочками и девятью внуками. Три зятя ушли на фронт. Очень может быть, что Ферапонт Петрович и сам был бы не против взять в руки оружие, но на кого такую ораву оставишь? Да и навоевался он уже к тому времени. За спиной у Ферапонта Головатого к тому времени была Первая мировая, в годы которой он служил в лейб-гвардии кирасирском Его Величества полку, воевал в составе пулеметной команды, был награжден Георгиевскими крестами 2-й, 3-й, 4-й степеней. В Гражданскую Головатый был командиром эскадрона Первой конной армии.
Но и оставшись в своем колхозе «Стахановец» на хуторе Степной Ново-Покровского района Саратовской области, где он работал пчеловодом, Ферапонт Петрович как мог, трудился для победы.
В декабре 1942 года Ферапонт Головатый выехал на рынок в город Саратов, от хутора Степной – 200 километров, чтобы продать мед. Меда Головатый в тот год накачал аж 2 центнера. Стоил он недешево: до 900 рублей за килограмм. Удачно расторговавшись, и набрав, безо всякого преувеличения, мешок денег, Головатый отправился к директору Саратовского авиазавода.

А почем у вас самолет?

Директор завода Израиль Соломонович Левин был немало удивлен, когда к нему в кабинет явился незнакомый человек с целым заплечным мешком денег. «Желаю самолет для фронта купить, -- заявил гость, -- вот, деньги со мной!».
Самолет стоил 100 тысяч рублей, фактически – один центнер меда.
В то время было нередким делом, когда самолеты и другую боевую технику приобретали для фронта трудовые коллективы. Но чтобы вот так, один человек, на свои личные сбережения! Удивленный директор позвонил в обком, оттуда – в Москву. И вскоре пришла телеграмма: «Военный совет ВВС КА сердечно благодарит Ф.П.Головатого за его патриотический почин. Деньги просим внести в Госбанк, в фонд обороны. Копию квитанции вручить военпреду завода, выделить один из боевых облетанных самолетов «Як-1», написав на фюзеляже то, что просит колхозник».
Внучка Ферапонта Головатого Лидия Сергеевна Тюрникова вспоминала позднее, что дед по поводу своего решения ни с кем не советовался. Просто поставил семью перед фактом, и все. Конечно, родные были не в восторге: полный дом малых детей, и всех кормить-одевать надо, какой тут самолет? Но Головатый стоял на своем твердо. «Ничего ты, Маруся, в политике не смыслишь, если немцы возьмут Сталинград - нам всем хана!» -- говорил он жене. Кроме того, Ферапонт Петрович был, как говорят его близкие, сильно неравнодушен к авиации.
Поступок Головатого немедленно подняла на щит советская пропаганда. В некоторых газетах писали даже, что он купил самолет едва ли не на последние деньги. Это, конечно, не совсем так. В доме у Ферапонта Петровича водилась и картошка, и капуста, и свекла, так что, многочисленное семейство зиму пережило хоть и не роскошно, но не голодно.

Первый самолет

Приобретая самолет для армии, Головатый поставил единственное условие: чтобы на нем летал земляк, саратовец. Через месяц, в январе 1943 года саратовскому летчику, майору Б. Н. Еремину был передан самолет Як-1 с дарственной надписью на борту: «Летчику Сталинградского фронта, гвардии майору Еремину от колхозника колхоза «Стахановец» тов. Головатого». Еремин впоследствии стал генерал-лейтенантом авиации, Героем Советского Союза. Самолет отлетал славный боевой путь от Сталинграда до Крыма. Еремин воевал так умело, что ни разу не был сбит.
Уже после освобождения Севастополя, в 1944 году, самолет обследовали и признали его выработавшем ресурс и к полетам более негодным. Однако, боевую машину не утилизировали, а отправили в Саратов на специальной платформе. Там, в Саратове, она был выставлена на площадь для всеобщего обозрения, чтобы все видели надпись на фюзеляже.

Второй самолет

Головатый никак не мог допустить, чтобы Еремин остался без новой боевой машины. «Как же так, -- сокрушался он, -- война еще не кончилась, а самолет уже не летает!». Пришлось снова писать товарищу Сталину, и просить, чтобы новый самолет, который намеревался приобрести Головатый, достался не кому-нибудь, а снова – летчику Еремину. Просьба неугомонного пасечника была выполнена.
Головатый приобрел Як-3 – по тем временам, новейшую модель. И этот самолет был передан майору Борису Еремину, специально для такого дела прибывшему с фронта. На фюзеляже вновь красовалась надпись: «От Ферапонта Петровича Головатого 2й самолет на окончательный разгром врага».
Рука у пасечника оказалась легкой. Этот самолет, как и предыдущий, ни разу не был сбит, и Еремин встретил с ним день Победы в Праге.
Надо сказать, что за свой поступок Головатый получил-таки награду от государства: 4 детских шубки и несколько пар детских же валенок. Эти обновы в годы войны были очень и очень нелишними для семьи, где росло столько детей.