ЛЮДОВИК IX (СВЯТОЙ) –король Франции (1214–1270).

Родился 2 апреля 1214 в Пуасси, сын Людовика VIII, который умер в 1226. Регентшей в первые годы правления малолетнего короля была его мать Бланка Кастильская. Это была властная женщина: она смирила феодальную смуту, подавила Альбигойскую ересь на юге страны ().

Людовик унаследовал от матери глубокую приверженность вере. Будучи способным политиком, он сознательно жертвовал государственными интересами Франции ради освобождения гроба Господня. Идея крестовых походов была уже не так популярна как раньше, но Людовик всеми силами стремился ее оживить. В 1249 он высадился в Африке, овладел египетским городом Дамиетой, но вскоре потерпел поражение от войск султана и попал в плен. Этот неудачный седьмой крестовый поход описан в хронике одного из военачальников крестоносного войска, Ж.Жуанвиля. Людовик был освобожден за большой выкуп. Благодаря своему дипломатическому искусству Людовик сумел значительно расширить пределы своего королевства. Он уделял значительное вниманию развитию феодального права. Под его руководством был создан свод законов, вошедший в историю под названием Установления Людовика Святого . Эти законы во многом заменили древнее средневековое право, которое сводилось к ордалиям, упорядочили обычное право, ввели элементы римского права в законодательство. Людовик IX мечтал о вселенской победе христианства, стремился завязать отношения с монголами с целью приобщить этих язычников к католической вере, послал к великому хану монаха Рубрука, оставившего очень интересные путевые записи. Король очень заботился о развитии богословия, при нем Сорбонна стала главным авторитетом теологической мысли, здесь читали лекции такие доктора богословия как Фома Аквинский , Альберт Великий ,Бонавентура ,Роджер Бекон . Но главным желанием короля оставалось покорение Святой земли. Он решил крестить султана Туниса, такова была цель последнего в истории восьмого крестового похода. Но король умер от чумы 25 августа 1270 под Карфагеном. Католическая церковь канонизировала его в 1297.

Существует житийная и светская литература, прославляющая святого монарха. В агиографии Людовика проявилась тенденция, созвучная новым умонастроениям в религиозной мысли. Личность этого короля как бы отвечала новым тенденциям в религиозной жизни. Современные ученые вычленяют в его агиографии модель «новой святости». Формирование этого религиозного настроения происходило под влиянием деятельности двух монашеских орденов: францисканцев и доминиканцев. В образе Людовика Святого был воплощен духовный идеал рыцарства. Поведение этого короля служило образцом для светского поведения христианского монарха, приветствовался определенный баланс религиозного благочестия и твердой государственной политики.

Анатолий Каплан

20.02.2018

Наверное, нет ничего хуже для государства, чем иметь чрезмерно религиозного правителя на троне. Взять, например, Людовика IX! C одной стороны, пытался укрепить престиж Франции, способствовал развитию судебной системы и соблюдению норм закона, с другой - массу денег из казны потратил на Крестовые походы. Это уж не говоря о человеческих жертвах - в те годы жизнь человеческая не считалась неприкосновенной, о гуманизме тогда и не слыхали. За что Людовика прозвали Святым? Что он такого сделал? Может быть, помогал церкви распространять христианские ценности среди своего (и не только своего) народа?

Религиозность

Людовик вырос в обстановке, которая сформировала и «спаяла» воедино такие, казалось бы, мало согласующиеся друг другом черты характера, как убежденная, почти фанатичная вера в Бога и любовь к богатым пирушкам.

Мать Людовика IX с удовольствием пользовалась радостями жизни, пока находилась у власти (до 12-летия самого Людовика), но при этом умело изображала при необходимости смирение и склонность к аскетизму. Вот и Людовик стал похожим на нее, только у него, похоже, все было искренне - он то устраивал празднества, то организовывал Крестовые походы, в которых сам же и участвовал.

Король много молился, часто посещал церковь. Говорят, он даже носил власяницу. Вместе с тем он не отказывался от даруемых в супружестве радостей - у него с женой (кстати, он прожил с нею всю жизнь и не имел любовниц, как другие великодержавные личности) родилось 11 детей! Интересно, что супруга сопровождала мужа в его первом походе против иноверцев.

Крестовые походы

Королю казалось недостаточным просто молиться самому - он возжелал распространить христианское учение, где только возможно. Результатом этого желания стало продолжение Крестовых походов против иноверцев. Людовик IX возглавил 7-ой и 8-ой Крестовые походы, которые, однако, не принесли ему успеха.

В Седьмом Крестовом походе короля пленили в Каире. В плен попали также его приближенные. Чтобы выручить монарха, пришлось выплачивать немалые суммы. Восьмой Крестовый поход стал и вовсе бедственным. В армии распространилась моровая язва, которую лечить, конечно, не умели. Умерли сотни людей. Скончался и сам король.

Канонизация

Трудно назвать хоть какую-нибудь пользу от обоих походов короля-крестоносца. Ничего, кроме жертв и разорения, они не принесли никому. Тем не менее, в 1297 году Людовика IX канонизировали. А ведь не проявляй монарх такого пылкого религиозного рвения, возможно, он сумел бы обеспечить процветание Франции и существенно улучшить условия жизни своих подданных.

Людовик IX слыл в народе добрым королем. Ежедневно в определенный час выслушивал жалобы, приходящих к нему людей. И неважно, к какому они относились сословию. Многим он действительно помог.

Людовик IX считал необходимым знать жизнь собственного народа, учитывать его потребности и интересы. Вот только очень уж набожным он оказался…

Вступление короля в управление мало изменило политику правительства: королевская власть была уже так сильна, что Людовику нетрудно было поддерживать свой авторитет против вассалов. Английский король Генрих III Плантагенет пытался вернуть владения своих предков (области по Гаронне), но Людовик одержал победу при Тальебуре (). Руководствуясь началами справедливости, он не воспользовался победой и вопреки мнению своих советников уступил Генриху часть земель, отнятых у Англии ещё при Филиппе II Августе .

Седьмой крестовый поход

В 1263 году была упорядочена денежная система: теперь монеты королевской чеканки, в отличие от монет местного значения, имели хождение на территории всей Франции [ ] .

Покровитель искусств

Людовик любил книги и искусство. Его называют Периклом средневекового зодчества. Он усердно воздвигал храмы: к его времени относятся собор в Реймсе , церковь Сент-Шапель в Париже , монастырь Ройомон и др.

Гонения на иудеев

В 1239 году папа римский Григорий IX распорядился изъять у евреев все экземпляры Талмуда . Людовик IX в 1240 году в связи с этим организовал «диспут христиан и иудеев» (точнее, католических и иудейских священнослужителей), по итогам которого священная книга последователей иудаизма была осуждена. В 1242 году в Париже сожгли 22 воза с Талмудами, изъятыми у евреев; впоследствии несколько раз повторялись менее масштабные акции

ЛЮДОВИК IX Святой (Louis IX le Saint ) (25 апреля 1214, Пуасси, недалеко от Парижа - 25 августа 1270, Тунис), король Франции с 8 ноября 1226 г. Вместе со своим дедом, Филиппом II Августом, и внуком, Филиппом IV Красивым, Людовик - один из "трех великих Капетингов ". Помимо своей славы Святого короля-крестоносца, образцового христианского рыцаря, вошел в историю как правитель, который поднял престиж королевской власти, развил и преобразовал административную структуру государства.

В тени королевы-матери

Старший из детей Людовика VIII и Бланки Кастильской, под руководством матери получил разностороннее образование, особенно в области богословия. После ранней смерти отца власть перешла в руки королевы-матери, которая не только разумно и решительно управляла королевством в течение восьми лет своего регентства, но и в дальнейшем оказывала влияние на своего сына, уважавшего и любившего ее, и только от нее, единственной среди членов семьи, принимал советы. Несмотря на то, что Бланке удалось почти что сразу в ноябре 1226 короновать сына, вскоре против короля выступила коалиция феодалов с участием английского короля, во главе которой находился могущественный граф Раймунд VII Тулузский. В апреле 1229 графу Тулузскому был навязан парижский договор, положивший конец альбигойским войнам и вводивший новую организацию управления югом страны, Лангедоком; в числе статей этого договора было согласие графа на брак его единственной наследницы с одним из братьев Людовика, Альфонсом Пуатье.

Борьба с катарами

И хотя к 1235 была не только отражена агрессия английского короля, но и установлен мир и с англичанами, и с баронами королевства, все же внешнеполитическое спокойствие было очень быстро нарушено начавшимся в 1240 восстанием катаров в Лангедоке, которое спровоцировало новый конфликт с Генрихом III и графом Тулузским. Уже в 1243 последним было подписано соглашение в Лоррисе, которое, подтверждая условия договора 1229 года, означало завершение последнего серьезного феодального возмущения при Людовике Святом. Сопротивление юга было окончательно сломлено с падением в 1244 двух последних оплотов катаров - Монсегюра и Кериба.

Крестовый поход 1244

Решение об организации крестового похода, официально принятое Людовиком в декабре 1244, было давно обдумано. Уже в середине 1230-х гг. король помог византийскому императору в борьбе с мусульманами покупкой за очень значительную цену реликвий Страстей Христовых (для хранения этих святынь была построена Святая Капелла, Сент-Шапель, в королевском дворце). Весной 1248 он, поручив регентство своей матери, отправился в седьмой по счету Крестовый поход.

К середине 13 века пик крестоносного движения и связанного с ним энтузиазма был далеко позади, и в значительной мере некоторое воодушевление, с которым тронулась в путь эта экспедиция и славную, несмотря на поражения, память о ней следует отнести за счет личной "харизмы" Святого Людовика, влияния того образа идеального христианского рыцаря, который он воплощал. Военные неудачи, болезни, голод, захват мусульманами в плен короля заодно с тысячами его рыцарей, гибель многих из них, выкуп в 4 миллиона франков, заплаченный за освобождение королевского брата Альфонса, - все это не помешало французскому народу встретить возвратившегося в 1254 короля как триумфатора. Для самого же Людовика эти испытания, мысль о том, что из-за недостатка сил и средств он вернулся, не выкупив всех христианских пленников, обернулись решительным психологическим переломом: до Крестового похода король хотя отличался искренним благочестием и высокими моральными принципами, все же не был чужд мирских радостей, но с середины же 1250-х гг. стал настоящим аскетом.

Внутренняя политика

В своей внутренней политике Людовик Святой выступил продолжателем административных реформ своего деда и отца. Согласно предсмертной воле Людовика VIII значительная часть владений королевского домена отошла младшим братьям Людовика Святого: Альфонс получил Пуату, а Карл - Анжу, две крупнейших провинции. Соответственно упали и королевские доходы, поэтому от Людовика IX требовалась особо тщательная организация и контроль над злоупотреблениями в управленческих структурах. Подготовка управленческих кадров проводилась Филиппом Августом и была поддержана Людовиком VIII Ордонансом. В 1254 была усовершенствована система превоте: страна отныне подразделялась на двадцать четко обозначенных округов во главе с королевскими чиновниками. Эти функционеры, передавая свои должности по наследству, теперь образовывали настоящие династии. Был установлен строгий и централизованный контроль над их деятельностью.

В 1263 была упорядочена денежная система: отныне монеты королевской чеканки, в отличие от денежных единиц местного значения, имели хождение на территории всей Франции. Новации правления Людовика Святого и состояли в том, что королевская власть оказывалась не просто на верхушке пирамиды феодальной иерархии, но над ней, принципиально вне ее. В своей внутренней политике король стремился, поддерживая равновесие, блюсти интересы разных слоев населения.

В конце 1250-х гг. был уточнен ряд спорных вопросов внешней политики: во-первых, договором 1258 с арагонским королем Хайме граница между двумя государствами пролегла по линии Пиренеев, во-вторых, в 1259 был заключен окончательный мир с Генрихом III. Последний отказывался от притязаний на Нормандию, Турень, Анжу, Мэн и Пуату, а Людовик IX вернул ему часть его владений в Гиени и Гаскони, в юридическом праве на обладание которыми он не был уверен.

Последний поход

В 1267 Людовик Святой вновь принял крест и летом 1270, преодолев внутреннее сопротивление рыцарства и духовенства, начал новый Крестовый поход, крайне неудачный по своим последствиям и завершившийся в августе того же года в Тунисе эпидемией чумы, от которой 25 августа умер и сам король.

Спустя менее, чем тридцать лет после своей смерти 11 августа 1297 Людовик IX был канонизирован папой Бонифацием VIII, что отвечало стратегическим замыслам его внука, Филиппа IV Красивого. Людовик Святой стал своего рода символом духовных традиций французской монархии, воплощением образа "христианнейшего короля", титул которого его потомки носили много веков подряд.

25 августа – память св. Людовика (1214-1270), короля Франции. Людовик стал королем в возрасте 12 лет, после смерти отца, но пока он не вырос, мать была при нем регентом. Первая биография Людовика написана не клириком, а рыцарем, и в ней перед нами предстает образ человека честного, искреннего, добродетельного и благочестивого, хотя и имевшего свои слабости. Его ошибки дорого обошлись стране, но не менее впечатляющими были и достижения.
С правлением Людовика связан расцвет готической архитектуры и университетов. потерпел жестокое поражение у Марсуны и сам попал в плен. Платой за его освобождение При непосредственном его участии была построена одна из самых знаменитых парижских церквей – Сен-Шапель. Фома Аквинский и другие братья-доминиканцы нередко обедали за его столом, а основатель Сорбонны, чье имя она носит, был его духовником и другом. Людовик славился своей щедростью: он не только раздавал милостыню, но также построил и содержал больницу для слепых бедняков. Он приложил много усилий, чтобы прекратить междоусобицы в королевстве, а кроме того, имел репутацию справедливого судьи, к которому мог обратиться любой безвинно осужденный, независимо от статуса.
Людовик дважды участвовал в крестовых походах, но история этих экспедиций свидетельствует, скорее, о его мужестве и христианском рвении, нежели о военных талантах. Первый раз он решил «принять крест» после серьезной болезни в 1244 году. На подготовку похода ушло четыре года. В 1248 году Людовик со своим войском отплыл на Кипр, а в 1249 году крестоносцы захватили Дамьетту. К несчастью, Людовик не мог удержать своих воинов от бессмысленного кровопролития и насилия. Вскоре в армии разразилась эпидемия, а в 1250 году Людовик стала все та же Дамьетта и большая сумма денег.
После этого Людовик покинул свое войско, в котором было множество больных и раненых, и отправился в Палестину, где посетил святые места. В 1254 году он вернулся во Францию. Второй поход в Святую Землю был задуман в 1267 году и начался в 1270-м. Людовик и его сын Филипп высадились в Тунисе, но практически сразу оба заболели тифом. Людовик умер 24 августа 1270 года. Последние дни своей жизни он провел, убеждая направленных к нему греческих послов в необходимости объединения с Римской церковью.

Источник: Proсайт

Также известен под именем
Louis Capet
Память
25 августа; ранее день отмечался 24 августа
Биография

Сын короля Людовика VIII и Бланш Кастильской (Blanche of Castile). Стал королём Франции в возрасте одиннадцать лет; его мать была регентом до того, как он не достиг возраста 22 лет, он царствовал 44 года. Провёл многочисленные судебные и законодательные реформы. Способствовал распространению христианства во Франции; основывал религиозные учреждения, помогал нищенствующим орденам, способствовал распространению синодальных постановлений Церкви, строил лепрозории и собирал мощи. Женился на Маргарите Прованской (Marguerite of Provence) в 19 лет, стал отцом одиннадцати детей. Поддерживал Папу Иннокентия IV в войне против императора Германии Фридриха II. Францисканец Третьего ордена. Провёл два Крестовых похода и умер во время одного из них.
Родился
25 апреля 1214 г. в Пуасси (Poissy), Франция
Умер
25 августа 1270 г. в Тунисе, Алжир естественной смертью; мощи в соборе Сент Дени, Париж, Франция; разрушенного в 1793 г. во время Французской революции
Канонизирован
1297
Значение имени
знаменитый воин
Покровитель
цирюльников; Блуа, Франция; строителей; изготовителей пуговиц; Карфагена, Тунис; строительных рабочих; крестоносцев; умерших детей; неудачных браков; винокуров; вышивальщиков; французских монархов; конюхов; галантерейщиков; парикмахеров; стилистов причёсок; королей; Ля Рошели, Франция; каменщиков; вязальщиков; Нового Орлеана, Луизиана; Орана (Oran), Алжир; попечительства; родителей больших семейств; passementiers; заключённых; Сент-Луи, Haut-Rhin, Франция; архиепархии Сент Луи, Миссури; города Сент Луи, Миссури; скульпторов; больных; солдат; каменщиков; резчиков по камню; монахов Третьего ордена; Версаля, Франция
Изображение в искусстве
корона из шипов; король с крестом; король с короной из шипов; гвозди
Дополнительные сведения
Google Directory
Христианские биографии, by James E Keifer
Wikipedia
Воспоминания лорда Джоинвилльского (Lord of Joinville)
Энциклопедия Коламбиа
Жития святых, by John J Crawley
Католическая энциклопедия, by Georges Goyau
Saint Louis Parish, Clarksville, Maryland
Ecole Glossary, by Melissa Smeltzer
Новый католический словарь
Печатные издания
Книга о святых монахов Рамсгейта
Цитаты

Чтобы не вызывать раздоры, никогда не противоречьте никому, разве только чтобы ближний не впал в грех или иную опасность; а когда нужно противоречить другим, делайте это тактично, а не с раздражительностью.

Святой Людовик

В благополучии воздавайте благодарения Богу с смирением и бойтесь, чтобы гордыней вы не употребили милости Божии во вред и так не погрешили против Него.

Святой Людовик IX
Мой дорогой сын, моё первое наставление тебе, чтобы ты любил Господа, твоего Бога, всей душою твоею и изо всех сил. Без этого нет спасения. Храни себя, сын мой от всего, чем ты можешь оскорбить Бога, то есть от любого смертного греха. Ты должен разрешишь подвергнуть себя всякому мученичеству перед тем, как позволить себе совершить смертный грех.

Если Господь позволил тебе пройти через какое-то испытание, переноси его с готовностью и благодарностью, считая что это произошло для твоего блага, и что, может быть, ты заслужил его. Если Господь дарует тебе какую-то собственность, благодари Его смиренно и смотри, чтобы тебе от того не вышло худого, тщеславием, гордостью или ещё чем, потому что ты не должен противиться Богу или согрешать против Него благодаря Его дарам.

Будь добросердечен к бедным, несчастным и страдающим. Подавай им помощь и утешение, насколько сможешь. Благодари Бога за все блага, которыми Он оделил тебя, чтобы ты был достоин получить большее. Всегда принимай сторону бедных, а не богатых до тех пор, пока ты не уверен в истине.

Будь предан и послушен нашей матери Церкви Римской и Главному понтифику как своему духовному отцу.

В заключение, мой возлюбленный сын, я даю тебе всё своё благословение, какое только способен дать любящий отец своим сыновьям. Да хранит тебя Пресвятая Троица и все святые от всякого зла. И да дарует тебе Господь милость исполнять Его волю, так чтобы ты всегда служил Ему и прославлял Его, и чтобы в другой жизни мы вместе смогли узреть Его, люби Его и славословь Его беспрестанно. Аминь.

Из духовного завещания короля святого Людовика IX своему сыну