Внук Чингисхана Бату-хан, несомненно, является роковой фигурой в истории Руси XIII века. К сожалению, история не сохранила его портрета и оставила мало прижизненных описаний хана, но то, что мы знаем, говорит о нем как о неординарной личности.

Место рождения – Бурятия?

Бату-хан родился в 1209 году. Скорее всего, это произошло на территории Бурятии или Алтая. Его отцом был старший сын Чингисхана Джучи (который родился в плену, и есть мнение, что он не сын Чингисхана), а матерью - Уки-хатун, состоявшая в родстве со старшей женой Чингисхана. Таким образом, Бату был внуком Чингисхана и внучатым племянником его жены.
Джучи владел самым большим уделом чингизидов. Он был убит, возможно, по указанию Чингисхана, когда Бату было 18 лет.
По легенде, Джучи похоронен в мавзолее, который находится на территории Казахстана в 50 километрах к северо-востоку от города Жезказгана. Историки считают, что мавзолей мог быть построен над могилой хана много лет спустя.

Окаянный и справедливый

Имя Бату означает «крепкий», «сильный». При жизни он получил прозвище Саин-хан, что по-монгольски означало «благородный», «щедрый» и даже «справедливый».
Единственные летописцы, которые отзывались о Батые лестно, были персами. Европейцы писали, что хан внушает сильный страх, но держит себя «ласково», умеет скрыть эмоции и подчеркивает свою принадлежность к семье чингизидов.
В нашу историю он вошел, как погубитель - «злочестивый», «окаянный» и «поганый».

Праздник, ставший поминками

Кроме Бату, у Джучи было 13 сыновей. Есть легенда о том, что все они уступали друг другу место отца и просили деда разрешить спор. Чингисхан выбрал Бату и дал ему в наставники полководца Субедея. По сути, власти Бату не получил, земли был вынужден раздать братьям, а сам выполнял представительские функции. Даже войско отца возглавил старший брат Орду-Ичен.
По легенде, праздник, который молодой хан устроил, вернувшись домой, превратился в поминки: гонец принес весть о кончине Чингисхана.
Ставший Великим ханом Удэгей недолюбливал Джучи, но в 1229 году подтвердил титул Бату. Безземельному Бату пришлось сопровождать дядю в китайском походе. Поход на Русь, который монголы начали готовить в 1235 году, стал для Бату шансом обрести владения.

Татаро-монголы против тамплиеров

Кроме Бату-хана возглавить поход хотели еще 11 царевичей. Бату оказался самым опытным. Еще подростком он участвовал в военном походе на Хорезм и половцев. Считается, что хан принимал участие в битве на Калке в 1223 году, где монголы разгромили половцев и русских. Есть и другая версия: войска для похода на Русь собирались во владениях Бату, и возможно, он просто совершил военный переворот, с помощью оружия убедив царевичей отступить. По сути, военачальником войска был не Батый, а Субедей.
Сначала Батый покорил Волжскую Булгарию, затем опустошил Русь и вернулся в Приволжские степи, где хотел заняться созданием своего улуса.
Но хан Удэгей потребовал новых завоеваний. И в 1240 году Бату вторгся в Южную Русь, взял Киев. Его целью была Венгрия, куда бежал старый враг чингизидов половецкий хан Котян.
Первой пала Польша, был взят Краков. В 1241 году у Легницы было разбито войско князя Генриха, в котором сражались даже тамплиеры. Затем были Словакия, Чехия, Венгрия. Потоммонголы достигли Адриатики и взяли Загреб. Европа оказалась беспомощной. Людовиг Французский готовился к смерти, а Фридрих II собирался бежать в Палестину. Их спасло то, что умер хан Удэгей, и Батый повернул назад.

Бату против Каракорума

Выборы нового Великого хана затянулись на пять лет. Наконец был выбран Гуюк, который понимал, что Бату-хан ему никогда не подчиниться. Он собрал войска и двинул их к улусу Джучи, но вдруг вовремя умер, скорее всего, от яда.
Через три года Батый совершил военный переворот в Каракоруме. При поддержке братьев он сделал Великим ханом своего друга Монке, который признал за Бату право контролировать политику Булгарии, Руси и Северного Кавказа.
Яблоком раздора между Монголией и Бату оставались земли Ирана и Малой Азии. Деятельность Бату по защите улуса дала плоды. В 1270-х годах Золотая Орда перестала зависеть от Монголии.
В 1254 году Бату-хан основал столицу Золотой Орды - Сарай-Бату («Город Бату»), которая стояла на реке Ахтубе. Сарай располагался на холмах и тянулся по берегу реки на 15 километров. Это был богатый город, имевший свои ювелирные, литейные и керамические мастерские. В Сарай-Бату было 14 мечетей. Дворцы, украшенные мозаиками, приводили иноземцев в трепет, а ханский дворец, расположенный на самом высоком месте города, был щедро украшен золотом. Именно от его великолепного вида и пошло название «Золотая Орда». Город был сметен с лица земли Тамреланом в 1395 году.

Батый и Невский

Известно, что с Бату-ханом встречался русский святой князь Александр Невский. Встреча Батыя и Невского произошла в июле 1247 года на Нижней Волге. Невский «гостил» у Батыя до осени 1248 года, после чего выехал в Каракорум.
Лев Гумилев считает, что Александр Невский и сын Бату-хана Сартак даже побратались, и таким образом, Александр стал якобы приемным сыном Батыя. Поскольку никаких летописных подтверждений этому нет, может статься, что это только легенда.
Зато можно предполагать, что во времена ига именно Золотая Орда не давала нашим западным соседям вторгнуться на Русь. Европейцы попросту боялись золотоордынцев, помня свирепость и беспощадность хана Бату.

Загадка смерти

Бату-хан умер в 1256 году в возрасте 48 лет. Современники считали, что его могли отравить. Говорили даже о том, что он погиб в походе. Но скорее всего, он умер от наследственного ревматического заболевания. Хан часто жаловался на боли и онемение в ногах, иногда из-за этого не приезжал на курултаи, на которых принимались важные решения. Современники рассказывали, что лицо хана покрывалось красными пятнами, что явно свидетельствовало о нездоровье. Если учесть, что предки по материнской линии тоже мучились болями в ногах, то эта версия смерти выглядит правдоподобно.
Тело Батыя было предано земле там, где речка Ахтуба впадает в Волгу. Похоронили хана по монгольскому обычаю, устроив в земле дом с богатым ложем. Ночью по могиле прогнали табун лошадей, чтобы никто и никогда не нашел это место.

Бату-хан родился в 1209 году. Скорее всего, это произошло на территории Бурятии или Алтая. Его отцом был старший сын Чингисхана Джучи (который родился в плену, и есть мнение, что он не сын Чингисхана), а матерью - Уки-хатун, состоявшая в родстве со старшей женой Чингисхана. Таким образом, Бату был внуком Чингисхана и внучатым племянником его жены.

Джучи владел самым большим уделом чингизидов. Он был убит, возможно, по указанию Чингисхана, когда Бату было 18 лет.

По легенде, Джучи похоронен в мавзолее, который находится на территории Казахстана в 50 километрах к северо-востоку от города Жезказгана. Историки считают, что мавзолей мог быть построен над могилой хана много лет спустя.

Окаянный и справедливый

Имя Бату означает «крепкий», «сильный». При жизни он получил прозвище Саин-хан, что по-монгольски означало «благородный», «щедрый» и даже «справедливый».

Бат хаан в изображении современного художника.

Единственные летописцы, которые отзывались о Батые лестно, были персами. Европейцы писали, что хан внушает сильный страх, но держит себя «ласково», умеет скрыть эмоции и подчеркивает свою принадлежность к семье чингизидов.

В русскую историю он вошел, как погубитель - «злочестивый», «окаянный» и «поганый».

Праздник, ставший поминками

Кроме Бату, у Джучи было 13 сыновей. Есть легенда о том, что все они уступали друг другу место отца и просили деда разрешить спор. Чингисхан выбрал Бату и дал ему в наставники полководца Субедея. По сути, власти Бату не получил, земли был вынужден раздать братьям, а сам выполнял представительские функции. Даже войско отца возглавил старший брат Орду-Ичен.

По легенде, праздник, который молодой хан устроил, вернувшись домой, превратился в поминки: гонец принес весть о кончине Чингисхана.

Ставший Великим ханом Удэгей недолюбливал Джучи, но в 1229 году подтвердил титул Бату. Безземельному Бату пришлось сопровождать дядю в китайском походе. Поход на Русь, который монголы начали готовить в 1235 году, стал для Бату шансом обрести владения.

Татаро-монголы против тамплиеров

Кроме Бату-хана возглавить поход хотели еще 11 царевичей. Бату оказался самым опытным. Еще подростком он участвовал в военном походе на Хорезм и половцев. Считается, что хан принимал участие в битве на Калке в 1223 году, где монголы разгромили половцев и русских. Есть и другая версия: войска для похода на Русь собирались во владениях Бату, и возможно, он просто совершил военный переворот, с помощью оружия убедив царевичей отступить. По сути, военачальником войска был не Батый, а Субедей.

Бату-хан на средневековой персидской миниатюре.

Сначала Батый покорил Волжскую Булгарию, затем опустошил Русь и вернулся в Приволжские степи, где хотел заняться созданием своего улуса.

Но хан Удэгей потребовал новых завоеваний. И в 1240 году Бату вторгся в Южную Русь, взял Киев. Его целью была Венгрия, куда бежал старый враг чингизидов половецкий хан Котян.

Первой пала Польша, был взят Краков. В 1241 году у Легницы было разбито войско князя Генриха, в котором сражались даже тамплиеры. Затем были Словакия, Чехия, Венгрия. Потоммонголы достигли Адриатики и взяли Загреб. Европа оказалась беспомощной. Людовиг Французский готовился к смерти, а Фридрих II собирался бежать в Палестину. Их спасло то, что умер хан Удэгей, и Батый повернул назад.

Бату против Каракорума

Выборы нового Великого хана затянулись на пять лет. Наконец был выбран Гуюк, который понимал, что Бату-хан ему никогда не подчиниться. Он собрал войска и двинул их к улусу Джучи, но вдруг вовремя умер, скорее всего, от яда.

Через три года Батый совершил военный переворот в Каракоруме. При поддержке братьев он сделал Великим ханом своего друга Монке, который признал за Бату право контролировать политику Булгарии, Руси и Северного Кавказа.

Яблоком раздора между Монголией и Бату оставались земли Ирана и Малой Азии. Деятельность Бату по защите улуса дала плоды. В 1270-х годах Золотая Орда перестала зависеть от Монголии.

“Брань благочестивых с нечестивым Батыем”, средневековая русская миниатюра.

В 1254 году Бату-хан основал столицу Золотой Орды - Сарай-Бату («Город Бату»), которая стояла на реке Ахтубе. Сарай располагался на холмах и тянулся по берегу реки на 15 километров. Это был богатый город, имевший свои ювелирные, литейные и керамические мастерские.

В Сарай-Бату было 14 мечетей. Дворцы, украшенные мозаиками, приводили иноземцев в трепет, а ханский дворец, расположенный на самом высоком месте города, был щедро украшен золотом. Именно от его великолепного вида и пошло название «Золотая Орда». Город был сметен с лица земли Тамреланом в 1395 году.

Батый и Невский

Известно, что с Бату-ханом встречался русский святой князь Александр Невский. Встреча Батыя и Невского произошла в июле 1247 года на Нижней Волге. Невский «гостил» у Батыя до осени 1248 года, после чего выехал в Каракорум.

Одна из многочисленных современных версий внешности Батыя.

Лев Гумилев считает, что Александр Невский и сын Бату-хана Сартак даже побратались, и таким образом, Александр стал якобы приемным сыном Батыя. Поскольку никаких летописных подтверждений этому нет, может статься, что это только легенда.

Зато можно предполагать, что во времена ига именно Золотая Орда не давала западным соседям вторгнуться на Русь. Европейцы попросту боялись золотоордынцев, помня свирепость и беспощадность хана Бату.

Загадка смерти

Бату-хан умер в 1256 году в возрасте 48 лет. Современники считали, что его могли отравить. Говорили даже о том, что он погиб в походе. Но скорее всего, он умер от наследственного ревматического заболевания. Хан часто жаловался на боли и онемение в ногах, иногда из-за этого не приезжал на курултаи, на которых принимались важные решения.

Бюст Бату хана в Турции.

Современники рассказывали, что лицо хана покрывалось красными пятнами, что явно свидетельствовало о нездоровье. Если учесть, что предки по материнской линии тоже мучились болями в ногах, то эта версия смерти выглядит правдоподобно.

Тело Батыя было предано земле там, где речка Ахтуба впадает в Волгу. Похоронили хана по монгольскому обычаю, устроив в земле дом с богатым ложем. Ночью по могиле прогнали табун лошадей, чтобы никто и никогда не нашел это место.

Текущая страница: 9 (всего у книги 16 страниц) [доступный отрывок для чтения: 11 страниц]

Выставив длинные копья, рыцари атаковали центр порядка русских. «Вот знамена братьев проникли в ряды стрелков, было слышно, как звенят мечи, и было видно, как рубились шлемы, с обеих сторон падали мертвые». О прорыве новгородских полков пишет русский летописец: «Немцы же и чудь пробишася свиньею сквозе полкы…». Однако, наткнувшись на обрывистый берег озера, закованные в латы рыцари не смогли развить успех. Рыцарская конница скучилась, так как задние шеренги рыцарей давили на передние, а тем негде было развернуться. Зато развернулись фланги русского боевого порядка («крылья»), и рыцарский «клин» оказался зажатым в клин. В это время засадный конный полк хана Менгу нанес удар с тыла и завершил окружение противника.

Пешие ополченцы, которые имели специальные копья с крючками, стаскивали рыцарей с коней, ножами выводили из строя лошадей. Оказавшиеся на земле рыцари становились легкой добычей пеших воинов. Рыцарская конница попыталась вырваться обратно. Лед под тяжестью сбитых в кучу тяжеловооруженных всадников стал трещать. Крестоносцам все же удалось прорвать кольцо окружения, и они стали отступать, но лед треснул, и многие из них оказались в воде и утонули. Началось паническое бегство. Русско-татарская конница преследовала уцелевших по льду озера до противоположного берега.

Крестоносцы потерпели полное поражение. В бою были убиты более 500 рыцарей и «бесчисленное множество» прочего войска, взяты в плен 50 знатных рыцарей. Все они пешком следовали за конями победителей до Пскова.

А летом 1242 года «орденские братья» прислали к Александру Невскому в Ярославль послов с поклоном: «есмя зашли мечем Псков, Водь, Лугу, Латыголу, и мы ся того всего отступаем, а что есмя изоимали в полон людей ваших (пленных), а теми ся розменим, мы ваших пустим, а вы наших пустите, и псковски полон пустим». Князь Александр Ярославович согласился на эти условия, и мир с Ливонским орденом был заключен.

У крестоносцев не было другого выхода – основные силы Батыя к этому времени сосредоточились в Литве (на территории нынешних Белоруссии и Украины). После выполнения орденом условий договора Батый направился на Вол г у.

Ледовое побоище стало первым случаем в истории военного искусства, когда тяжелая рыцарская конница была разбита в бою войском, состоявшим из легкой кавалерии и пехоты ополчения. Русский боевой порядок «полчный ряд» при наличии резерва оказался гибким, рельеф местности был использован как естественное непреодолимое препятствие, а воеводам тактически правильно удалось осуществить задачу по заманиванию противника «в клещи» и его окружению, когда пехота успешно взаимодействует с конницей.


Александр Невский – национальный русский герой, он победил крестоносцев, не дав им захватить русские северо-западные земли. Но, если принять традиционную версию истории, тогда как охарактеризовать его отношения с Монгольской ордой? Если все-таки принять традиционную классическую версию российской истории, то для этого есть только одно слово – предательство…


А мы вернемся в ставку Бату-хана. В конце зимы 1243 года экспедиционная армия Батыя достигла берегов Волги. Бату завершил поход на Запад. Его войска отошли в район Булгара и Казани, которые стали административным и военным центрами Улуса Джучи. Часть войск Батый был вынужден отпустить в пределы Монгольской империи – в земли, подчиненные Каракоруму, откуда и были набраны тумены, – в Среднюю Азию. В Каракоруме с 1246 года правит хан Гуюк. И чтобы защитить свои владения от возможного удара с юга, Батый в 1246 году ставит армию на Нижней Волге по линии река Яик – река Волга – река Дон и переносит военную ханскую ставку в Саксин. Далее этот город уже носит название Сарай аль-Бату.

Выборы преемника царя Угедея в Каракоруме затянулись почти на пять лет – с 1242 по 1246 год. Хан Батый предусмотрительно снял свою кандидатуру, видимо, понимая, что в условиях вражды чингизидов век первого лица на царском троне будет недолгим. Лучше синица в руках…

На Курултае 1246 года великим ханом избрали Гуюка, давнего недруга Батыя. А Бату, все более укрепляя свои владения, готовился к неизбежной войне с ним. В качестве главы своего рода Бату-хан после возвращения из Европы пользовался таким большим авторитетом, что Гуюк был вынужден даже в первое время признать его своим соправителем в западных уделах Великой монгольской орды. Гуюку пришлось смириться и с тем, что Бату-хан выдавал собственные жалованные грамоты (ярлыки) и утверждал вассальных правителей – русских князей, сельджукских султанов, грузинских царей… Но все понимали, что подобное согласие долго не продлится.


Да и сами выборы великого хана проходили непросто. У посла монаха Плано Карпини можно прочесть: «Бату, он наиболее богат и могущественен после императора; Орду, он старший из всех вождей». Кто же мог претендовать на освободившуюся вакансию верховного хана? Только двое: старший сын предыдущего верховного хана Гуюк и самый старший из чингизидов на тот момент – Орду-Ичен. А по завещанию Угедея царский трон должен был занять его младший брат, Толуй, который тоже был отравлен вместе с Угедеем. Борьба за трон разыгралась нешуточная. Но у Гуюка было преимущество перед соперником: пока Курултай не утвердил нового великого хана, империей правила властная и хитрая ханша Туракина – старшая жена умершего великого хана, мать Гуюка. И можно говорить с уверенностью, что пресловутый «административный ресурс» тогда уже существовал, он существовал всегда со времени появления власти и общества.

Некоторые современные авторы отождествляют в своих исследованиях хана Батыя и князя Ярослава. Одним из доказательств для них является книга путевых заметок Плано Карпини. Например, у Фоменко и Носовского в «Новой хронологии» написано: «Итак, Плано Карпини сообщает, что вместо Батыя на выборы верховного хана прибывает почему-то русский князь Ярослав… Мы же видим здесь документальное свидетельство того, что хан Батый – это попросту русский князь Ярослав». Мысль у Фоменко логически верная, но неточная. Карпини описал встречу и с Ярославом в ставке Гуюка, и с Батыем в его ставке уже после смерти Ярослава. И Гильом де Рубрук через 6 лет после Карпини упоминает о хане Батые как о живом человеке. Посланник папы римского к монголам Джованни дель Плано Карпини, один из основателей монашеского Ордена францисканцев, писал после торжественной и унизительной для европейца аудиенции у властелина Золотой Орды: «…Батый живет с полным великолепием, имея привратников и всех чиновников, как император их. Он сидит на более возвышенном месте, как на троне, с одною из своих жен; другие же, как братья и сыновья, так и иные младшие, сидят ниже посредине на скамейке, прочие же люди – сзади их на земле, причем мужчины сидят направо, женщины – налево». Книга путевых заметок – это лишь дошедшее до нас свидетельство Плано Карпини, видевшего двух разных лиц – хана Батыя и его старшего брата Орду-Ичена, представленного ему в Каракоруме под именем князя Ярослава.

Вот что пишет Карпини о князе Ярославе: «Именно мы видели при дворе императора, как знатный муж Ярослав, великий князь Руссии, а также сын царя и царицы грузинской и много великих султанов, а также князь солангов…». «Снаружи ограды был русский князь Ярослав из Суздаля и несколько вождей китаев и солангов, также два сына царя Грузии, также посол калифа балдахского… Нам же и князю Ярославу они всегда давали высшее место…». «В то же время умер Ярослав, бывший великим князем некоей части Руссии, которая называется Суздаль…». «У императора татар мы нашли князя Ярослава, там умершего…».

Понятно, что Орду-Ичену как знатному чингизиду предоставляется лучшее место рядом с новым царем во время церемонии «венчания на царство». Но дальше его ждет смерть от яда, который преподнесет ему мать нового хана. У Карпини есть следующие строки: «Одно постановление такое, что всякого, кто, превознесясь в гордости, пожелает быть императором собственною властью без избрания князей, должно убивать без малейшего сожаления. Отсюда при избрании настоящего Гуйюк-хана из-за этого был убит один из князей, внук Чингиз-хана, ибо он хотел царствовать без избрания». Неудивительна и следующая фраза у Карпини: «В то же время умер Ярослав…». Думаю, Орду-Ичен понимал, что его ждет, уже тогда, когда Гуюк выиграл выборы. А иностранцу Плано Карпини Орду-Ичена, сидевшего на самом почетном месте, представили и как русского князя из Ярославля.

Для многих иностранных послов Орду-Ичен и русский князь из Ярославля – один человек. Но дошедших до нас письменных свидетельств несколько. Так, у историков перекликаются смерти якобы двух исторических персонажей: князя Ярослава и хана Орду-Ичена. Хотя это один человек.

Посмотрим в летописях имена княжеских людей Ярослава: Темир, Дубарлай, Сангор, Коктелеб, Монгрот, Угней. Тюркские имена!

А классическая история нам сообщает, что в 1246 году умирает князь Ярослав, а хан Батый покидает Русь. Интересное совпадение.

Дальновидный Батый отказался от участия в выборах, отпустил в Каракорум своего старшего брата Ярослава (Орду-Ичена) и передвинул войска поближе к южной границе своих земель. Победил Гуюк. А власть, как известно, не терпит конкурентов.

Из письменных свидетельств присутствующих во время выборов в Каракоруме послов различных держав становится понятным, что после провозглашения Гуюка верховным ханом происходят умерщвления его соперников и казни его противников. И мы видим разделение чингизидов на два непримиримых лагеря: потомки Угедея и Чагатая с одной стороны и потомки Джучи и Толуя – с другой.

После смерти Орду-Ичена главным соперником для Гуюка остается хан Батый – старший в роду Джучи. Но и Гуюку было нелегко. Против него выступили монгольские ветераны, сподвижники его деда, и двоюродные братья. Хотя в 1246 году Гуюка избрали великим ханом, победил он с небольшим перевесом, и твердой опоры трона у него нет. Тогда по совету матери Гуюк провозгласил программу, угодную многим в Монгольской империи, – продолжить поход на латинский Запад. Теперь командующим в походе будет он сам. А дела в государстве можно оставить на сведущую в политических интригах мать. Но Туракина-хатун, мать Гуюка и главная его советчица и опора, вдруг скоропостижно умирает всего через пару месяцев после выборов. Великий хан Гуюк подозревает, что это месть Батыя за смерть его брата Орду-Ичена, и собирает войска для похода на земли Батыя. Но в 1248 году, когда армия Гуюка выступила из Мавераннахра, великий хан неожиданно умирает, находясь в полном расцвете сил. Видимо, и его не минула чаша с ядом. Народная мудрость гласит: «Что посеешь, то и пожнешь!».

Считаю, что имеет право на жизнь версия, что и Гуюк, и его мать были отравлены сторонниками Батыя и хана Менгу, который стал следующим великим ханом. А Европе надо ставить памятники хану Батыю за то, что он не допустил повторения Западного похода орды. Европа еще долго не могла оправиться и от первого. А Гуюк, по свидетельству многих его современников, был совсем не таким добрым, как Батый.


Хан Гуюк умер в 1248 году, а в 1251-м четвертым великим ханом был избран лояльный к Батыю Менгу – участник европейской кампании 1237–1243 годов. Менгу – сын четвертого сына Чингиз-хана, Толуя. Батый не участвовал в выборах нового верховного хана, но для его поддержки на Курултае прислал в Каракорум своего сына Сартака и эмира Бурундая с войсками.

При правлении хана Менгу Батый добился наибольшей автономии для своих владений. Но именно в эти годы произошло окончательное размежевание потомков Чингиз-хана на европейскую (ханы и цари) и среднеазиатскую (иль-ханы и султаны) ветви.

Монгольская империя в середине XIII века была фактически разделена между наследниками Толуя и Джучи. Пограничные рубежи владений Бату, сына Джучи, и великого хана Менгу проходили по линии Каспия и Арала. Батый умер в 1257 году, и единой Монгольской империи как государства не существовало уже к 1260 году. В дальнейшем на политической арене истории останутся только русская и персидская монгольские ветви этого государства.


Давайте возвратимся немного назад по шкале времени. 1243 год. Земли джучидов. Батый уже вернулся из Европы на Волгу. Он основал свою ставку в Булгаре. В этом же году булгарский эмир Гази-Барадж, назначенный еще царем Угедеем правителем Волжской Булгарии, начинает строительство новой ставки для Батыя на Нижней Волге в городе Саксине. Вскоре этот город на 150 лет станет столицей Золотой Орды. Один из ответов, почему именно в этом месте на Нижней Волге Батый основал свою столицу Сарай аль-Бату, кроется в наступивших временах вражды между чингизидами. Батый добивался максимальной автономии и независимости от Каракорума. Взглянем на карту: встретить карательные войска из Хорезма удобнее на территориях Нижней Волги и Дона. Вначале противник должен миновать 1000 километров пути по засушливой полупустыне, где почти нет поселков и колодцев с водой, потом сойтись с хорошо подготовленными и не изнуренными походом войсками Батыя. Линия порубежных казачьих застав протянулась от Дона (Шира) через Волгу (Идель) до реки Урал (Яик). Здесь много пастбищ для коней, текут реки и речушки, в которых много рыбы и дичи. Да и самое удобное место для дислокации и передвижений конных армий – зеленая степь.

Именно в год избрания Гуюка царем Батый перенес свою ставку из Булгара ближе к землям Хорезма, переехав в отстроенный для него новый дворец в городе Саксине. Возможно, с этого года город и стали именовать Сарай аль-Бату. А Батый получил прозвище Саин-хан – благоразумный, мудрый (само же слово «саксин», а также «сакси» и «саин» в переводе с тюркского – «низ, нижний»).

Здесь, в кипчакских степях, складывалось государство, которое стало известно миру как Золотая Орда. Но такое название появилось лишь в XVI веке. Во времена же существования этого государства его называли Улусом Джучи.


Хан Гуюк умирает в 1248 году. А Батый проявляет активность в общемонгольских делах. Джуз Джани пишет о том, что Батыю после смерти Гуюка предлагался великоханский престол, от которого он, взвесив многие обстоятельства «за» и «против», отказался в пользу сына, хана Толуя, и этой чингизидской ветви. Сам Батый уже никогда не приезжал в Каракорум. Высокопоставленные вельможи и царевичи выезжали к нему, чтобы договориться об избрании царем сына Толуя, хана Менгу. Между Менгу и Батыем существовала крепкая дружба, возникшая еще в персидских походах и закрепленная испытаниями Западного похода. Батый не только хотел возвести Менгу на великоханский престол, но и поддержал свое предложение воинским корпусом под командованием эмира Бурундая, прибывшим в Каракорум в качестве сопровождения старшего сына Батыя, Сартака, приехавшего на Курултай как представитель Батыя. Избрание Менгу великим ханом (царем) произошло в 1251 году.

Собрание монгольских чингизидов утвердило великим ханом друга и двоюродного брата Бату, Менгу, единогласно. Новый государь, конечно же, признал своего покровителя соправителем и письменно закрепил за Батыем права на автономию его территорий.

В 1252 году сторонники семейства Гуюка организовали за говор с целью убийства Менгу, но заговор был раскрыт, и Менгу казнил большинство заговорщиков. Некоторые из его врагов – Бури, внук Чагатая и Эльджигитай, племянник Чингиз-хана, были отправлены к Бату, который не смог отказать себе в удовольствии казнить своих давних противников.


Противостояние Каракорума и Улуса Джучи на время прекратилось. Великий хан Менгу начал менять улусных правителей на своих людей. Батый поддерживал все начинания Менгу. Он даже направил часть своих войск на помощь царевичу Хулагу, брату великого хана, который готовился выступить в поход на Персию.

В благодарность за поддержку Менгу признал за правителем Улуса Джучи право контролировать не только Великую Булгарию и Русь, но и Кавказ, и собирать с них дань, которая оставалась в казне Батыя. Батый замахнулся даже на земли Ирана и Малой Азии, которые после смерти Батыя и Менгу стали яблоком раздора между Сараем и Каракорумом. Именно с 1260 года ханы Золотой Орды – потомки Батыя и персидские султаны – потомки Менгу вступили в многолетнюю войну за территории и рынки. Наследовавший Батыю хан Берке в 1262 году даже изгнал потомков Менгу из монгольской столицы, и они были вынуждены перебраться из Каракорума в Багдад, который на долгое время стал столицей ордынских султанов. Китайские летописи описывают этот исторический факт как перенос столицы ханом Хубилаем в Пекин. А европейские историки, упоминая о государстве ильханов, замалчивают багдадский период правления чингизидов, отнеся Багдад в разряд провинциальных городов.

Но вернемся к Батыю. Плано Карпини, побывавший в Каракоруме и проехавший за 1246–1247 годы Золотую Орду с запада на восток и обратно, оставил в своих записях много интересной информации. Через шесть лет после него в этих же местах побывал Гильом де Рубрук, путевые записки которого говорят о градостроительной деятельности монголов в степях. Он сообщает, что нашел на левом берегу Дона поселок, населенный русскими, которые перевозят на лодках послов и купцов. Поселок этот был устроен по приказанию самого Бату. Далее де Рубрук отмечает, что ему сообщили о существовании другого такого же поселка ниже по течению реки, где переправа работает и в зимнее время.

На правом берегу Волги путешественники нашли еще один поселок, населенный русскими и сарацинами, на которых возлагалась обязанность перевозить послов через реку. Сарацинами де Рубрук называет булгар-мусульман. Если местонахождение двух поселков на Дону можно определить лишь предположительно, то населенный пункт, виденный де Рубруком на Волге, идентифицируется с Водянским городищем у города Дубовка на территории современной Волгоградской области. Эти факты подтверждают информацию о развернувшемся при Батые градостроительстве на Волге для обеспечения необходимых удобств и защиты купеческим караванам на торговом пути. Осенью 1254 года, возвращаясь из Каракорума, Гильом де Рубрук посетил Сарай-Бату. К новой столице вел торговый путь, для которого были устроены переправы через Волгу. О том, что в это время по этому маршруту торгового пути ходили иностранные купцы, свидетельствует приезд в Великий Булгар итальянцев братьев Поло. Рассказали де Рубруку и о том, что старший сын Бату, Сартак, возводит на правом берегу Волги новый поселок с большой православной церковью.

Хан Батый строил города, обустраивал торговые пути. Правление Батыя на обособленной великоханскими грамотами автономной территории протекало в период с 1251 по 1257 год. Ему наследовал его старший сын Сартак. За год до своей кончины Батый отправил сына к великому хану Менгу, чтобы тот утвердил наследные права Сартака на престол Улуса Джучи. Как Батый проводил у себя Курултай по утверждению Сартака, мы не знаем. Но без решения Курултая в те годы на трон не садились даже чингизиды. Как бы там ни было, в 1256 году хан Менгу принял в своей ставке в Каракоруме Сартака и утвердил его в правах. Однако по летописям мы знаем, что Сартак умер в один год с отцом. Случилось ли это по его возвращении в Сарай-Бату? Или Сартак был убит во время восстания в Ярославле в 1257 году, спровоцированного купцами, не желающими платить налоги в орду? Возможно, убит вместе со своим отцом князем Константином Всеволодовичем (Батыем). Не удивлюсь, если впоследствии русские летописи были переписаны так, что князя Константина с сыном убили, якобы, не ярославцы, а «поганые» татары.

Трон и наследство Батыя принял младший брат Сартака, Тукан, тоже вскоре умерший, а потом дядя, брат Батыя, хан Берке взял бразды правления в свои руки.


А страна была немаленькая. Шейх Эльбирзами в своей летописи, датированной XIII веком, сообщает про Золотую Орду: «Длина этого государства простирается на 8, а ширина – на 6 месяцев пути». Границы Золотой Орды на западе доходили до Днестра, а на востоке – до низовий Сырдарьи с городом Каракорумом. И все это расстояние было равно восьми месяцам пути.

Правление хана Берке с 1257 по 1266 год примечательно тем, что он сам принял ислам и заставил принять ислам придворных. Но государственной религией ислам не стал. В орде продолжало практиковаться многобожие и религиозная терпимость. Берке тоже строил города.


А что же сыновья Орду-Ичена (Ярослава) – Андрей и Александр Невский? По летописям мы знаем, что у Ярослава II (Орду-Ичена) оставалось несколько сыновей. Старшими были Александр Невский и Андрей Ярославович. В 1249 году, после смерти хана Гуюка, они отправились в ставку золотоордынского хана, а из нее – в Каракорум. Регенша-правительница Огуль-Гаймиш, вдова Гуюка, утвердила Андрея князем Владимирским, а Александру отдала Киев и Новгород. Александр Ярославович, стоявший во главе северной кампании и разбивший крестоносцев, остался недовольным решением Каракорума. Не помогло даже то, что Невский являлся названным сыном Батыя и названным братом Сартака. Скорее, это обстоятельство сыграло негативную роль.

Вскоре Андрей заключил с князем Даниилом Романовичем Галицким, смотрящим в сторону Запада, союз, женившись на его дочери. Князь Андрей, согласно классической истории, выступал против татар. Он надеялся, что его поддержит тесть, но просчитался: Даниил предпочел выждать. Андрей бежал из Владимира на запад к тестю.

Вскоре между Александром и Андреем началась борьба за власть. Важные события этого противостояния приходятся на 1252 год, когда, согласно классической версии, произошел ордынский карательный поход татарского царевича Олексы Неврюя на владимирские земли. Согласитесь, странное для татарина славянское имя – Олекса.

Собрав скудные данные летописей, попробуем смоделировать ситуацию. В 1252 году известия из Каракорума о заговоре потомков Гуюка и попытке дворцового переворота дошли до Андрея Ярославовича, который увидел в этом удобный момент для выступления против орды. Александр Невский, не одобрявший прозападной ориентации брата, едет в Сарай-Бату, где вместе с Сартаком обращается к Батыю, и возвращается на Русь во главе большого войска. Почему-то летописи в описании этого события упоминают только татарское имя Александра Невского – Олекса Неврюй (Олександр Нервский. – Авт.). Прочитав летописи и сложив даты, можно утверждать с большой вероятностью, что этот поход возглавил именно Невский. Ордынское войско во главе с Александром разбило войско Андрея. Решающая битва произошла под Переславлем, а он считается вотчиной Невского. Александр Невский, он же Олекса Неврюй (именно так сказано в летописях – Олекса, а у Невского значится имя в принятой им перед кончиной схиме – Олексей), разбил войско Андрея и захватил владимирские земли. Сартак именем Батыя утвердил Александра на княжение. Так в 1252 году ярлык на владимирский престол был передан Александру Невскому. Интересно то, что больше имя Неврюй в летописях не упоминается.

Андрей Ярославович потерпел поражение и бежал.

В связи с этим вызывает интерес отрывок из Иловайского о Невском: «Александр сильно разгневался на сына Василия и отправил его на Низ, то есть в суздальскую землю; а некоторых его дружинников жестоко покарал за их мятежные советы: кого велел ослепить, кому отрезать нос». Видимо, время было такое.


Согласно летописям, в 1257 году на Руси вспыхнуло антиордынское восстание, охватившее Ярославль, Владимир, Суздаль, Ростов. Теперь летописи пишут, что этот бунт был подавлен Александром Невским, вставшим во главе ордынских войск, с крайней жестокостью. Интересно совпадение дат: в этот год умирает хан Батый, в этом же году умирает и его сын Сартак. Может, оправданна жестокость Александра по отношению к восставшим? А в 1262 году Невский едет в ставку великого хана Берке, закладывает в столице Золотой Орды большой православный храм и на Русь живым уже не возвращается. В летописях говорится о смерти Александра Невского на обратном пути где-то на Волге, в районе Нижнего Новгорода. И было Александру чуть более 40 лет. Возможно, принявший ислам хан Берке видел в христианине царевиче Александре Невском угрозу своей власти. Александр – чингизид. К тому времени на территории Нижнего Поволжья широко распространилась мусульманская вера из Булгара, в которую в 1258 году перешли хан Берке и его племянник – внук Батыя – хан Мунке-Тимур. А упоминающееся в некоторых русских летописях восстание на Руси 1262 года не что иное, как зеркальное отражение восстания 1257 года. Может, и не специально запутались летописцы и переписчики в исторических датах. Но ведь правильные даты могут пролить свет на причины смерти Батыя и его сына, а также на смерть Александра Невского.

И еще одна странность… Мы до сих пор путаемся в датах смерти многих известных монгольских ханов и русских князей. Почему? Тут нужно обратить внимание на очень интересное описание монгольских обычаев у Плано Карпини. Когда умирал знатный монгол, никто не смел произнести его монгольского имени. Не отсюда ли происходит путаница с именами ханов и князей? Умирает Орду-Ичен, и его зовут уже Ярослав? Умирает его сын Олекса Неврюй, и упоминается только его русское имя – Александр Невский? А когда погиб Батый, погиб князь Константин? Сартак – Ярослав III?

Но во время своего царствования хан Батый за Русь мог быть спокойным – там правили чингизиды по линии Андрея Боголюбского. Большое внимание Батый уделял областям Малой Азии и Кавказу. Там он утверждал правителей, разбирал ссоры между ними, строил города, способствовал развитию ремесел и торговли. Что же касается русских земель, то уже с конца 1240-х годов Батый поручил этот регион своему сыну и наследнику Сартаку, который в 1252 году организовал так называемую Неврюеву рать, и которую историки вменяют в вину Батыю.


А какую политику вел по отношению к орде влиятельный князь Южной Руси Даниил Галицкий? Батый прошел по его землям в 1241 году, когда направлялся в Европу. Прошел без войны. В 1245 году Даниил сам приехал в Булгар в ставку Батыя, сумел расположить хана в свою пользу и был признан правителем в своих землях. Батый даже предоставил Даниилу помощь войсками в междоусобной войне братев Даниила и Василька с их племянником Ростиславом. Ловкий и осторожный дипломат, Даниил до поры до времени скрывал свои истинные намерения. На самом деле Даниил хотел носить титул европейского короля. И не хотел никому подчиняться. Самостоятельности желал.

Вот как развивались события. Сражение между галицко-волынскими войсками под предводительством Даниила Романовича Галицкого при поддержке ордынского отряда – с одной стороны и дружиной претендента на галицкий престол Ростислава Михайловича в союзе с войсками венгерского короля Белы IV – с другой, произошло на реке Сан 17 августа 1245 года. Эта битва стала решающей в войне Даниила Романовича с его племянником князем Ростиславом Михайловичем в борьбе за власть в Галицко-Волынском княжестве, начавшейся после гибели в 1205 году отца Даниила, князя Романа Мстиславича Галицкого. Даниил победил. Современный город Ярослав стоит на реке Сан в Польше рядом с местом того исторического сражения.

После этой победы король Венгрии Бела IV, отказавшийся выдавать свою дочь Констанцию за сына князя галицкого Льва Данииловича в 1240 году, сам возобновил сватовство, и долгожданный брак состоялся в 1247 году. Эта родственная связь обязала князя Даниила принимать участие в европейских разборках венгерского короля с чешским королем за австрийское наследство. Даниил участвовал в походах в 1248 и 1253 годах на стороне короля Венгрии, а его сын Роман Даниилович в 1252 году женился на наследнице австрийского герцогства и заявил свои притязания на эту область.

Даниил Галицкий нашел союзников и на Руси: в 1250 году сподвижник Даниила митрополит Кирилл лично венчал во Владимире Андрея Ярославовича Владимирского с Устиньей (Анной) Даниловной, затем посетил Александра Невского в Новгороде, причем его приезд совпал с приездом к Александру папских послов. Но вначале послы посетили Андрея во Владимире. Князь Андрей склонялся к унии и соединению двух Церквей под властью Рима. Но уже в 1252 году Андрей Ярославич был свергнут войском Сартака под началом Олексы Неврюя, а ярлык на великое княжение владимирское был передан Александру Невскому. В это время ордынским темником в Юго-Западной Руси был назначен эмир Куремса, начавший проводить жесткую политику по отношению к Галиции и ее князю.

Известен тот факт, что знаменитый Плано Карпини – посол папы римского – по дороге в орду говорил с Даниилом о церковной унии и соединении Церквей.

В 1253 году папа римский Иннокентий IV объявил крестовый поход против Монгольской орды, призвав к участию в нем христиан Богемии, Моравии, Сербии и Померании, а затем и католиков Прибалтики. Летописи утверждают, что Даниил уклонился от участия в крестовом походе.

Однако предложения, сделанные Иннокентием IV князю Даниилу о королевской короне и о помощи против орды в обмен на католизацию русских земель, по времени совпадают с объявлением крестового похода. Возможно, рассчитывая на что-то большее, Даниил согласился принять королевский венец, и в январе 1254 года был коронован в Дрогичине одним из епископов папы. Короновал Даниила Галицкого папский посол Опизон.


Надо отметить, что после грандиозного разгрома ордынцами стран Восточной и Центральной Европы на окраине католического мира возникла новая геополитическая ситуация – православие утверждало свои позиции в Польше и Венгрии. Папа римский попытался создать оборонительный союз христиан против орды и получить территории «заблудших в православной ереси» русских и литвинов. Папские легаты устремились на Ближний Восток к мамлюкам, надеясь привлечь и их к союзу против монголов. Было направлено посольство во главе с Плано Карпини и к самим могущественным монголам в Сарай и в Каракорум. И, наконец, папские послы прибыли на Русь.

Иннокентий IV не мог не осознавать, что собрать крестоносное воинство против непобедимых монголов ему не удастся, видимо, поэтому и предложил строптивому русскому князю Даниилу королевскую корону. Логика этого поступка вполне ясна. Русский князь, купившись на королевский титул от самого папы римского, должен обратиться в католицизм вместе со своими подданными. И должен подать пример многим русским князьям. Однако этот план не осуществился. Рим был явно раздосадован упрямым «православным еретиком», ставшим «королем» с помощью Рима. Римский папа за отказ перейти в католицизм пригрозил Даниилу крестовым походом. Только эта угроза так и осталась декларацией, за которой не последовало никаких действий. Поляки, венгры, австрийцы, чехи, сербы еще помнили силу монгольской конницы Батыя. Они не горели желанием воевать с самой могущественной империей в мире, которая стояла за Даниилом Галицким.

Имя: Батый (Batu Khan)

Дата рождения: 1209 г.

Возраст: 46 лет

Дата смерти: 1255 г.

Рост: 170

Деятельность: полководец, государственный деятель

Семейное положение: был женат

Батый: биография

Смерть великого хана Монгольской империи не положила конец захватническим войнам Золотой орды. Внук гениального полководца продолжил традиции знаменитого деда и организовал самый вероломный поход Золотой орды в истории, названный Великим западным походом. Нашествие Батыя расширило империю Чингисхана до невероятных границ.


В одном из сохранившихся документов времен похода Батыя есть строки:

«Вошел он северным берегом Меотийских болот с огромным войском в Европу и, завоевав сперва Северо-Восточную Русь, разрушил богатейший город Киев, разбил Поляков, Силезцов и Моравов и, наконец, устремился на Венгрию, которую разорил в конец и привел чрез то в ужас и трепет весь Христианский мир».

Разорительный поход Батыя на Русь и последовавшее 250-летнее татаро-монгольское иго оставили неизгладимый след в истории государства.

Детство и юность

Точной даты рождения Батыя нет. В исторических документах указывается разный год рождения. Бату, сын Джучи, родился в самом начале XIII века. Отец Батыя – старший сын Чингисхана, которому достались в наследство все земли, находящиеся к западу от реки Иртыш. Также Джучи получил еще не завоеванные земли: Европу, Русь, Хорезм и Волжскую Булгарию. Чингисхан повелевал сыну расширить границы улуса (империи) за счет завоевания российских земель и Европы.


Джучи не любили родственники. Жизнь отец Батыя прожил уединенную, на своих землях. После смерти Джучи при невыясненных обстоятельствах в 1227 году войска на западе от Иртыша назвали Батыя наследником. Чингисхан утвердил выбор наследника. Власть в государстве Батый разделил с братьями: Орду-Ичену досталась большая часть войска и восточная часть государства, а остальное Батый разделил с младшими братьями.

Походы

Биография хана Батыя – история жизни великого воина. В 1235 году у реки Онона курултай (совет знати) принял решение возобновить поход на Запад. Первая попытка дойти до Киева была предпринята войсками Чингисхана в 1221 году. Потерпев поражение в 1224 году от волжских булгар (Волжско-Камская Булгария – государство в Среднем Поволжье), войска Чингисхана остановили продвижение. Возглавить новый поход поручили внуку Чингисхана хану Батыю. Правой рукой Батыя назначили Субэдэй-багатура. Субэдэй ходил во все походы с Чингисханом, участвовал в победной битве с половцами и русскими войсками на реке Калке (нынешняя Донецкая область, Украина).


В 1236 году Батый возглавил войска в Великом западном походе. Первым завоеванием Золотой Орды стали половецкие земли. Волжская Булгария вошла в состав Монгольской империи. Нашествий на Русь было несколько. Батый лично руководил захватом земель Рязани и Владимира в 1238 году, в 1240 году – Киева. Завоевав Волжскую Булгарию, Батый с войском пошел на половцев на Дону. Последние войска половцев разбиты монголами в 1237 году. Разбив половцев, татаро-монголы Батыя двинулись на Рязань. Город пал на шестой день штурма.


До наших дней сохранилась древнерусская повесть «О разорении Рязани Батыем», датируемая концом XVI века. В древних списках повествуется о нашествии татаро-монгол на Рязань в 1237 году. Хан Батый с ордой стал на реке Воронеж под Рязанью. Князь Юрий Игоревич послал за подмогой к великому князю Владимирскому Георгию Всеволодовичу. Одновременно Юрий попытался отделаться от Батыя подарками. Хан прознал о красавице, живущей за стенами Рязани, и потребовал прислать к себе сноху князя Евпраксию. Муж Евпраксии сопротивлялся и был убит. Женщина покончила с собой, спрыгнув с терема. Отказ послужил сигналом для начала сражения. Итогом битвы стали захват и разорение Рязани татарами Батыя. Войско Юрия было разбито, князь погиб.


По преданию, воевода Рязани , вернувшись домой из Чернигова, увидел разрушенный татарами город. Собрав отряд из 177 человек, отправился по следам монголов. Вступив в неравный бой с войском Батыя под Суздалем, дружину разбили. Батый, отдавая дань храбрости Коловрата, проявленной в неравной схватке, отдал тело убитого воеводы оставшимся в живых русским со словами: «О, Евпатий! Если б ты у меня служил, я держал бы тебя у самого сердца!». Имя рязанского воеводы вписано в историю России рядом с другими, не менее славными героями.


Разрушив Рязань, войско Батыя отправилось на Владимир. Москва и Коломна, стоявшие на пути хана, были разорены. Осада Владимира началась зимой 1238 года. Через четыре дня татары взяли штурмом город. Батый приказал поджечь Владимир. В огне погибли жители вместе с великим князем. Разорив Владимир, орда разделилась надвое. Одна часть войска отправилась захватывать Торжок, другая пошла на Новгород, по пути разбив русское войско на реке Сить. Не дойдя до Новгорода 100 верст, Батый повернул назад. Проходя через город Козельск, орда встретила упорное сопротивление местных жителей. Осада Козельска длилась семь недель. Захватив город, татары не оставили от него и камня.


Южное направление Батый захватывал в 1239 году. По пути к главной цели – Киеву – хан разрушил Переяславское и Черниговское княжества. Осада Киева длилась три месяца и закончилась победой хана Батыя. Последствия татаро-монгольского нашествия на Русь ужасны. Земля лежала в обломках. Многих городов не стало. Жители уведены в рабство в Орду.

В результате монгольского вторжения на Русь в 1237-1248 годах великим князьям пришлось принять политическую и данническую зависимость княжеств от Монгольской империи. Русские ежегодно платили дань. Хан Золотой Орды назначал князей на Руси ярлыками. Иго Золотой Орды Северо-Восточных земель Руси продолжалось два с половиной века, до 1480 года.


В 1240 году разбитый Ордой Киев передан Владимирскому князю Ярославу Всеволодовичу. В 1250 году князь отправился представителем на курултай в Каракорум, где был отравлен. Сыновья Ярослава Андрей и отправились вслед за отцом в Золотую Орду. Андрей получил во владение Владимирское княжество, а Александр – Киев и Новгород. Занятие Киева открыло Золотой Орде дорогу в Европу. У подножья Карпат Западный поход разделился на два войска. Одна группа, руководимая Байдаром и Орду, направилась в поход на Польшу, Моравию и Силезию.


Другая, во главе с Батыем, Каданом и Субудеем, завоевала Венгрию: 11 апреля 1241 года войска короля Бела IV разбиты монголами в битве на реке Шайо. С победой над Венгрией Батыю открылся путь к завоеванию Болгарии, Сербии, Боснии, Далмации. В 1242 году войска Золотой Орды вошли в Центральную Европу и остановились у ворот саксонского города Мейсен. Поход на Запад завершился. Вторжение на Русь сильно потрепало полчище татар. Батый вернулся на Волгу.


Еще одной причиной окончания Великого похода стала смерть великого хана Угэдея, преемника Чингисхана. Новым каганом стал Гуюк, давний враг Батыя. После прихода к власти Гуюка начались межклановые битвы. В 1248 году великий хан отправился в поход против Батыя. Но, дойдя до Самарканда, великий хан Гуюк скоропостижно скончался. По предположению историков, хан был отравлен сторонниками Батыя. Следующим Великим ханом в 1251 году стал сторонник Батыя Мунке.


В 1250 году Батый основал город Сарай-Бату (ныне – район села Селитренного в Харабалинском районе Астраханской области). По отзывам современников, Сарай-Бату – красивейший город, полный людей. Яркие базары и улицы поражали воображение гостей города. Позже, во времена правления хана Узбека, город пришел в упадок и был разобран на кирпичи для строительства новых поселений.

Личная жизнь

Хан Батый имел 26 жен. Старшая жена – Боракчин-хатун. Боракчин родом из племени татар, кочевавших на востоке Монголии. По неподтвержденным данным, Боракчин – мать старшего сына Батыя, Сартака. Кроме Сартака известно о еще двух сыновьях хана: Тукане и Абукане. Существуют данные, что был еще один наследник Батыя – Улагчи.

Смерть

Батый умер в 1255 году. Точной информации о причинах смерти хана нет. Существуют версии о смерти от отравления или ревматической болезни. Наследником Батыя стал старший сын Сартак. Сартак узнал о кончине отца, находясь при дворе Мунки-хана в Монголии. Возвращаясь домой, наследник скоропостижно умер. Ханом стал малолетний сын Сартака Улагчи. Регентом при хане и правительницей улуса стала Боракчин-хатун. Вскоре Улагчи умер.


Боракчин противостояла приходу к власти в Джучиевом улусе сына Джучи, внука Чингисхана Берке. Заговор раскрыли, а Боракчин казнили. Берке – последователь политики брата Бату в расширении независимости улуса. Он первый хан, принявший ислам. За время правления улус обрел самостоятельность. Утвердился гнет Золотой Орды над Русью.

Память

Батый оставил на Руси страшную память о себе. В древних летописях хана называли «нечестивым», «безбожным». В одном из сохранившихся до наших дней сказаний можно прочесть:

«Злочестивый царь Батый пленил Русскую землю, невинную кровь проливая, как воду, обильно, и христиан истязая».

На Востоке к хану Батыю относятся с почтением. В Астане и Улан-Баторе названы улицы в честь Бату-хана. Имя хана Батыя встречается в литературе и кинематографе. К биографии великого полководца не раз обращался писатель Василий Ян. Книги писателя «Чингисхан», «Батый», «К «последнему» морю» известны читателям. О Батые упоминается в книгах Алексея Югова и Ильяса Есенберлина.


Нурмухан Жантурин в роли Батыя в фильме "Даниил – князь Галицкий"

Походам Золотой Орды и хану Батыю посвящен советский фильм 1987 года режиссера Ярослава Лупия «Даниил – князь Галицкий». В 2012 году на экраны России вышла картина Андрея Прошкина «Орда». В картине освящены события, происходившие на Руси и в Золотой Орде в XIII веке.

Золотая Орда и зарождение казачества Гордеев Андрей Андреевич

ЗОЛОТАЯ ОРДА ПОД ВЛАСТЬЮ ХАНА БАТЫЯ (1237-1254 годы)

Основание Золотой Орды происходило в условиях враждебного отношения против Батыя со стороны Верховного хана. В Монголии на собранном Курултае Верховным ханом был избран Гуюк, непримиримый враг Батыя. При завоевании русских земель Гуюк находился в войсках Батыя, и как сын Верховного хана Угедея, считал себя претендентом на власть хана Золотой Орды. Батый вел независимую политику, и совершенно не считался с его властью. Гуюк решил привести к покорности Батыя силой, собрал против него войска и двинулся в пределы владений хана Золотой Орды. Батый двинулся навстречу. До столкновения войск, однако, не дошло, так как Гуюк неожиданно умер, видимо потому, что Батый нашел более «надежное» средство против своего врага, не прибегая к вооруженному столкновению.

После смерти хана Гуюка должны были состояться выборы Верховного хана, и Батый мог рассчитывать на благоприятный для него исход и возможность выбора дружественного ему кандидата.

После столкновения с Верховным ханом, дошедшего до открытого вооруженного выступления, угроза вооруженного восстания стала подниматься со стороны русского народа. Галицкий князь Даниил продолжал готовиться к войне с монголами: укреплял границы своих владений, поддерживал связь с Папой и вошел в союз с литовским князем Миндовгом.

В 1246 году Папа Иннокентий IV прислал послов к князю Даниилу, которые последним были отправлены к новгородскому князю Александру Невскому, с целью убедить князя в необходимости общей борьбы против завоевателей, - с посольством был Митрополит Кирилл. Убедить князя Александра в возможности открытой борьбы против монгол, не удалось, и Митрополит Кирилл остался при Новгородском князе. Обещание Папы вооруженной помощи не только со стороны европейских государей, но и со стороны Ордена Тевтонских рыцарей, оказалось невыполнимым, - политическая обстановка в Европе была для этого совершенно неблагоприятна. Король Франции Людовик IX был занят организацией крестовых походов освобождения Гроба Господня и Иерусалима. После распада Иерусалимского королевства Иерусалим находился во власти египетского султана. Предпринятый 7–й поход для короля Франции окончился большой неудачей; войска, под его начальством, высадились в устье Нила. Условия нильской долины оказались настолько тяжелыми для войска, что оно принуждено было к сдаче египтянам, вместе с войсками был взят в плен и король Людовик Святой. Войска были перебиты, а король и рыцари отпущены после уплаты большого выкупа. Возвратясь во Францию Людовик Святой снова стал готовиться к походу.

Германские владения бывшей Священно–Римской Империи раздирались борьбой династий Вольфов и Гогенштауфенов, в результате которой Империя распалась на множество независимых мелких княжеств, герцогств и курфюрств. В таком положении находились народы центральной и западной Европы. В борьбе против монгол русский народ должен был рассчитывать исключительно на собственные силы.

Владимиро–Суздальский князь, Андрей, возвратясь из Монголии, оставался непримиримым врагом завоевателей -- монгол, и как его тесть, Даниил Галицкий, готовился к открытому вооруженному выступлению против них.

В 1252 году князь Андрей собрал войска и открыто выступил против монгол. Против него были двинуты войска улуса Сатрака, под начальством ордынского царевича Неврюя и ханов татаро–кипчакских орд Котна и Алабуки. Войска встретились на р. Клязьме. Произошел жестокий бой: вначале русские имели успех, но потом были сломлены и потерпели полное поражение. Татары рассыпались по стране и стали грабить и избивать население. Князь Александр Невский бросился с большими подарками в ставку Сатрака и просил его вывести войска из русских земель и не подвергать их опустошению. Сатрак милостиво принял Александра, побратался с ним и приказал войскам оставить пределы русских земель.

Князь Андрей с княгиней после поражений войск бежали в Новгород к брату Александру, но тот не принял и князь ушел в Литву, а потом переправился в Швецию, где и погиб в неизвестных условиях.

Князь Александр Невский получил ярлык Великого князя и перешел княжить во Владимиро–Суздаль. Князь Даниил Галицкий, не видя надежды на помощь с запада, вошел в соглашение с королем Миндовгом, неожиданно захватил Киев, находившийся под управлением ленивого и не энергичного темника Курезмы. Батый сменил Курезму и на его место поставил Бурундая. Последний двинулся на Литву и приказал князю Даниилу с войсками присоединиться и идти против своего союзника, Миндовга. Даниил должен был подчиниться. Литва была разгромлена, а на обратном пути Бурундай прошел через Галич и приказал Даниилу срыть все укрепления. Галицкая земля вошла в полную зависимость монгол.

После неудачных выступлений против завоевателей русский народ должен был покориться власти победителей и нести тягость иноземного ига. Князь Александр Невский, заняв великокняжеский стол, держался политики исключительной покорности и строго наблюдал за подвластными князьями, чтобы они держались той же политики.

После смерти Гуюка собравшийся Курултай избрал Верховным ханом дружественно настроенного к Батыю хана Менке. Представители противной стороны не признали власть избранного хана и подняли против него вооруженную борьбу. Отношения Батыя с Верховным ханом установились дружественные, а в борьбе с ханом Иранского улуса он оказал помощь Верховному хану. По установленному порядку ханы всех улусов монгольской Империи должны были отправлять десятую часть имущества и забранного народа. Хан Батый отправил в Монголию, в распоряжение верховного хана Менке три темы из людей, собранных в русских княжествах. Три темы, или 30 000 человек, - это составляло десятую часть русского народа, входившего в то время в состав вооруженных сил Золотой Орды. Ханом Менке были намечены широкие завоевательные планы и реформы внутреннего управления Империи. На собранном Курултае был намечен план завоевания Южного Китая, Малой Азии и Египта. Во всех покоренных странах намечено было произвести перепись населения и имущества. Однако поднявшаяся междоусобная борьба с ханом Иранского улуса отвлекла его от проведения в жизнь намеченного плана. Завоевательные движения Золотой Орды приостановились и потребовали от Батыя прочного устройства в покоренных им землях. Причиной отказа от мирового завоевания «до крайнего моря» было то, что Батый занял лучшие земли всей евразийской степной полосы. Земли эти были настолько обширны и богаты пастбищами для скота, что нужно было направлять все усилия к одной цели, - чтобы обеспечить прочное владение ими. Поход на запад показал ему, что страны, расположенные к западу от р. Днестра, изрезаны горными массивами, малопригодными для пастбищ скота. Углубляясь на запад, монголы встречали упорное сопротивление со стороны европейских народов, лучше подготовленных в военном отношении, нежели русский народ. Но была и другая причина. Монгольская армия после покорения русских княжеств более чем наполовину в своем составе пополнилась русским населением. Увеличение армии народом оседлой культуры, с их бытом, не свойственным кочевым народам, сильно отразилось на боевом характере монгольской армии. Несмотря на сохранившуюся дисциплину и организацию, построенную исключительно для военных целей, воинственные качества армии Золотой Орды падали и завоевательный порыв, присущий кочевым народам слабел. Золотая Орда не принимала участия в завоевательных походах, начатых другими улусами. Дальнейшие войны, которые велись Золотой Ордой, не носили завоевательного характера, а были войнами или междоусобными или же с ближайшими соседями, по причинам характера политического.

Вооруженная борьба Верховного хана с ханом Иранского улуса продолжалась в течение почти всего правления хана Менке и окончилась его победой лишь в 1256 году. С представителями семьи хана Угедея была произведена расправа, и господствующее положение в Империи заняли представители линии младшего сына Чингиз-Хана Тулуя.

Время монгольского ига на Руси историками рассматривается различно. Но большинство из них приходит к выводу, что оно имело лишь поверхностное значение: монголы пришли, покорили народ, обложили данью и ушли в степи. Систематического управления со стороны монгол в России не было. Управление страной, действительно, было предоставлено русским князьям. Но русские князья были лишены права содержать военные дружины, власть их зависела исключительно от монгол, от установившейся власти царей–ханов, как и их представителей на местах - баскаков. Князья являлись ответственными лицами за исправность сбора и отправки в Орду дани и десятой части населения. Наиболее выдающиеся русские историки проф. Ключевский и акад. Платонов находят, что иго монгол носило лишь экономический характер и влияние на отношение князей. Оценка этих историков отражает не историческую действительность пережитой народом эпохи, а смягчение тяжелой и безотрадной для национального сознания исторической страницы. В действительности тяжесть татарского ига для русского народа была настолько тяжела, что единственной целью народа было сохранение своего физического существования. Народ не только подвергался экономическому грабежу, но был поставлен в условия полного одичания. Все культурные центры были уничтожены: признаками национального сознания оставалась княжеская власть и церковное управление. Но власть князя зависела от готовности им выполнять требования завоевателей. Митрополиты и высшие Церковные иерархи пользовались значительными льготами и могли облегчать участь народа, помогать князьям, ходатайствуя перед монгольскими властями, но не изменить участь народа в сложившихся условиях.

Особенно нелегка была участь людей, отрываемых от своей Родины и вывозимых в пределы Орды. Они становились в положение военной силы, несшей службу по охране границ, готовой быть всегда к военным походам, обслуживали дорожную сеть, поддерживали безопасность передвижения в стране и несли все тяжелые работы, как в частной жизни отдельных привилегированных лиц, так и общественных работ под надзором завоевателей. Тяжелое положение этой части населения облегчалось тем, что обязательностью их являлось несение службы и физический труд, но они не платили дани, находились под непосредственной властью монгольских военачальников и им предоставлялись условия быта, соответствующие быту служилых войск других покоренных народов. Они были расселены национальными группами, имели право иметь скот, заниматься огородничеством, рыбной ловлей и охотой. Расселены они были на землях исключительно плодородных, богатейших всеми природными дарами, за которые Русь в течение веков вела безуспешную борьбу с кочевниками. Выведенное из родных мест, русское население быстро привыкало к новым местам, сживалось с новыми порядками и привязывалось к землям с их природными богатствами. Условия, в которые было поставлено русское население, выведенное из русских княжеств, а также и население Приазовья и степной полосы - бродники, превращенные в военных поселенцев, описаны иноземными путешественниками спустя десять лет после основания Золотой Орды. В 1252-53 годах из Константинополя через Крым в Ставку Батыя и дальше в Монголию проезжал со свитою посол короля Людовика IX Вильям Рубрикус, который, проезжая по нижнему течению Дона, писал: «Повсюду среди татар разбросаны поселения русов; русы смешались с татарами и в смешении с ними превратились в закаленных воинов; усвоили их порядки, а также одежду и образ жизни. Средства для жизни добывают войной, охотой, рыбной ловлей и огородничеством. Для защиты от холода и непогоды строят землянки и постройки из хвороста; своим женам и дочерям не отказывают в богатых подарках и нарядах. Женщины украшают свои головы головными уборами, похожими на головной убор француженок, низ платья опушают мехами выдры, белки и горностая. Мужчины носят короткую одежду: кафтаны, чекмени и барашковые шапки. В смешении с другими народами русы образовали особый народ, добывающий все необходимое войной и другими промыслами: охотой, скотоводством, рыболовством. Все пути передвижения в обширной стране обслуживаются русами; на переправах рек - повсюду русы, имеющие на каждой переправе по три парома».

Описание это относится к тому времени, когда выведенное население русских княжеств имело еще несложные, наскоро построенные жилища, впоследствии, постепенно, принимавшие более прочное устройство, как организованность и порядок среди населения, которого еще не было во время путешествия французского посла. В степях не было установлено безопасности передвижения. По сведениям Рубрикуса, собирались шайки русов, алан и другие по 20-30 человек, и нападали на дорогах на путешественников.

В середине июля 1253 года Рубрикус с посольством прибыл в Ставку хана Батыя - Сарай, превратившийся уже к тому времени в обширный торговый город. В это летнее время местом пастбищ скота улуса Батыя были берега Волги. Временная ставка Батыя была расположена в трех днях пути к западу от Волги, которая поразила французов обширностью. Татарские юрты раскинулись на несколько миль. Кочевники, по своим обычаям, вce, не исключая и их вождей, в летнее время жили в палатках и кочевали в степях со стадами, как и весь племенной состав; в города кочевники возвращались лишь на зимнее время. Монахи сопровождали кочевье вдоль Волги в течение пяти недель. В середине сентября францисканцы отпущены были для следования в Монголию, и сменив рясы на меховую одежду, на лошадях верхами двинулись в дальнейший путь. Кочевья Батыя ввиду наступающего зимнего времени должны были начинать спуск к югу, в сторону Северного Кавказа. На своем пути путешественники встречали повсюду кочевавшие со стадами скота азиатские орды: ягат или вогул, говоривших на языке, что и венгры; таджиков, мусульман, говоривших по–персидски. В районе озера Балхаш и долины реки Или были видны остатки разрушенных городов, земли которых были превращены в пастбища. В верховьях р. Иртыша, по дороге встречались только монголы, размещенные вдоль тракта, которые должны были заботиться о безопасности путешественников, ханских послов и курьеров. В конце декабря Рубрикус со свитой прибыл в Ставку Верховного хана, Каракорум. Столица монгольской Империи была обнесена земляным валом и значительного впечатления на путешественников не произвела. В Каракоруме среди языческих храмов и двух мечетей была христианская Церковь. Рубрикус через несколько дней получил аудиенцию Верховного хана.

Путешествие католических посольств в пределы Монголии имело целью установить союз с монголами для общей борьбы против мусульманства. Идея общей борьбы крестоносцев и монгол против мусульман, захвативших Иерусалим и Гроб Господень, зародилась на западе со времени покорения Чингиз–Ханом мусульманского государства Хорезма. Кроме того, на западе распространена была легенда о существовании в пределах Монголии христианского государства, во главе которого стоял священник или поп Иван. Легенда эта подтверждалась тем, что на востоке, в действительности, существовало много христиан и даже среди правящей среды многих восточных народов. Распространителями христианства в Азии была секта Несториан, изгнанных из Византии. Легенда о существовании владений попа Ивана также имела основание. Во-первых, секта Несториан, названная по имени Константинопольского епископа, положившего основание секте, признавшей единое человеческое естество во Христе, в Малой Азии, в Мосуле, имела своего Патриарха, который назначал своих архиепископов, епископов и аббатов: христиане имели общины в Индии, Китае и Багдаде, находившиеся под управлением Мосульского Патриарха. В середине XII века войска мусульманского правителя турка–сельджука около Самарканда были разбиты племенами Кара–Китаев, глава которых был христианином. Кара–Китай, разбив турецкие войска, основали в Центральной Азии большое государство. Кроме того, к западу от Монголии жили племена Кераитов, среди которых в начале XII в. было сильно распространено христианство и вождем их был носивший китайский титул - Ван–Хан. Титул Ван–Хан в произношении европейцев превратился в царя Ивана, или правителя христианина попа Ивана. Племена кераитов были одними из культурных племен в пределах Монголии. Ван–Хан помог Чингиз-Хану в борьбе с его противниками, и все время покровительствовал ему. Но, объединив под своей властью монголо–татарские племена, Чингиз-Хан решил жениться на дочери Ван–Хана. Последний был оскорблен таким предложением и заявил, что не может выдать свою дочь за своего конюха. Оскорбленный Чингиз-Хан выступил с войсками против Ван–Хана. В происшедшем сражении войска Ван–Хана были разбиты и сам царь Иван был убит. Племена кераитов вошли в состав подвластных Чингиз-Хану племен. Таким образом, в начале XIII ст. владений христианского правителя Ван–Хана уже не существовало. Однако, существовало обширное государство Кара–Китаев, среди которых было немало христиан. Посольства Папы охотно принимались в Ставке монгол, с ними велись переговоры; монголами щадилось христианское население Средней и Малой Азии, и христианам давались обещания после занятия Палестины возвратить христианам все земли, занятые турками–сельджуками. Но для этого ставилось условием, чтобы французские и другие короли европейских народов признали себя подвластными Чингиз-Хану. «Один Бог на небе, и один властелин на земле - Чингиз-Хан», - говорили монголы.

Из книги Империя - I [с иллюстрациями] автора

6. 3. Золотая империя (Цинь) Манжуров и Золотая орда Подчеркнем, что манжуры назвали созданную ими в Китае империю – Золотой (по-китайски Цинь). Причем, назвали так ее в память о своем прежнем государстве , том 4, с.633.Так откуда же пришла эта загадочная манжурская,

автора Носовский Глеб Владимирович

4. Великороссия = Золотая Орда, Малороссия = Синяя Орда, Белоруссия = Белая Орда Как мы видели, арабы, описывая Русь, много говорят о ТРЕХ ЦЕНТРАХ Руси.Описывая же Монголию, те же арабы много говорят о ТРЕХ САРАЯХ, а именно - САРАЙ БАТУ, САРАЙ БЕРКЕ и НОВЫЙ САРАЙ.О трех центрах

Из книги Русь и Орда. Великая империя средних веков автора Носовский Глеб Владимирович

2. Татаро-монгольское нашествие как объединение Руси под властью Новгородской = Ярославской династии Георгия = Чингиз-хана и затем его брата Ярослава = Батыя = Ивана Калиты Выше мы уже начали говорить о «татаро-монгольском нашествии» как об объединении Русского

Из книги Реконструкция всеобщей истории [только текст] автора Носовский Глеб Владимирович

11.4.3. ЗОЛОТАЯ ИМПЕРИЯ (ЦИНЬ) МАНЖУРОВ И ЗОЛОТАЯ ОРДА Манжуры назвали созданную ими в Китае империю - ЗОЛОТОЙ. По-китайски Цинь. Причем, назвали так ее в память о своем ПРЕЖНЕМ ГОСУДАРСТВЕ , том 4, с.633. В нашей реконструкции это понятно. Манжуры пришли из ЗОЛОТОЙ ОРДЫ.

Из книги Пегая орда. История «древнего» Китая. автора Носовский Глеб Владимирович

11.4. Золотая манжурская империя в Китае и Золотая Орда Первоначально манжуры назвали созданную ими в Китае империю ЗОЛОТОЙ. Причем назвали они ее так в память о своем ПРЕЖНЕМ «ЗОЛОТОМ» ЦАРСТВЕ.«Нурхаци (основатель манжурской династии - Авт.) в 1616 году провозгласил себя

автора Носовский Глеб Владимирович

4. Великороссия = Золотая Орда, Малороссия = Синяя Орда, Белоруссия = Белая Орда Как мы видели, арабы, описывая Русь, много говорят о ТРЕХ ЦЕНТРАХ Руси. Описывая же Монголию, те же арабы много говорят о ТРЕХ САРАЯХ, а именно, - САРАЙ БАТУ, САРАЙ БЕРКЕ и НОВЫЙ САРАЙ. Как

Из книги Книга 1. Новая хронология Руси [Русские летописи. «Монголо-татарское» завоевание. Куликовская битва. Иван Грозный. Разин. Пугачев. Разгром Тобольска и автора Носовский Глеб Владимирович

2. Татаро-монгольское нашествие как объединение Руси под властью Новгородской = Ярославской династии Георгия = Чингиз-хана и затем его брата Ярослава = Батыя = Ивана Калиты Выше мы уже начали говорить о «татаро-монгольском нашествии» как о процессе объединения Русского

автора Носовский Глеб Владимирович

Великороссия = Золотая Орда, Малороссия = Синяя Орда, Белоруссия = Белая Орда А) Как мы видели, арабы, описывая Русь, много говорят о ТРЕХ ЦЕНТРАХ Руси.Б) Описывая же Монголию, те же арабы много говорят о ТРЕХ САРАЯХ, а именно: САРАЙ БАТУ, | САРАЙ БЕРКЕ и | НОВЫЙ САРАЙ.В) Как мы

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора Носовский Глеб Владимирович

Татаро-монгольское нашествие как объединение Руси под властью Новгородской = Ярославской династии Георгия = Чингиз-Хана и затем его брата Ярослава = Батыя = Ивана Калиты Выше мы уже начали говорить о «татаро-монгольском нашествии» как о процессе объединения Русского

автора Гордеев Андрей Андреевич

ЗОЛОТАЯ ОРДА ПОСЛЕ ГИБЕЛИ ХАНА БЕРКЕ И СЛАБОСТЬ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ВЛАСТИ (1266-1299 годы) После гибели хана Берке ханом Золотой Орды стал внук Батыя Менгу–Тимур. Он не отличался ни энергией, ни способностями своих предшественников. Тогда в жизни Золотой Орды стал приобретать

Из книги Золотая Орда и зарождение казачества автора Гордеев Андрей Андреевич

ЗОЛОТАЯ ОРДА ПОСЛЕ НАШЕСТВИЯ ТАМЕРЛАНА (1380-1405 годы) Разгром столицы Золотой Орды, Сарая, привел к прекращению крупного торгового центра между западом и востоком. Полчищами Тамерлана была разрушена вся организация внутреннего управления Золотой Орды и уничтожена сеть

Из книги Империя степей. Аттила, Чингиз-хан, Тамерлан автора Груссе Рене

Джучи и его сыновья. Золотая Орда, Белая Орда и улус Шейбани Известно, что Чингиз-хан отдал своему сыну Джучи, который умер в феврале 1227 г., на шесть месяцев раньше самого Чингизхана, долины к западу от Иртыша, где находятся современные Семипалатинск, Акмолинск, Тургай,

Из книги Домонгольская Русь в летописных сводах V-XIII вв. автора Гудзь-Марков Алексей Викторович

Глава 20 НАШЕСТВИЕ БАТЫЯ (1237–1241)

Из книги Русь. Китай. Англия. Датировка Рождества Христова и Первого Вселенского Собора автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Книга 1. Империя [Славянское завоевание мира. Европа. Китай. Япония. Русь как средневековая метрополия Великой Империи] автора Носовский Глеб Владимирович

6.3. Золотая империя (Цинь) манжуров и Золотая Орда Подчеркнем, что манжуры назвали созданную ими в Китае империю - ЗОЛОТОЙ (по-китайски Цинь). Причем назвали так ее в память о своем ПРЕЖНЕМ ГОСУДАРСТВЕ , т. 4, с. 633.Так откуда же пришла загадочная манжурская, МАНГУЛСКАЯ, то

Из книги Святые заступники Руси. Александр Невский, Довмонт Псковский, Дмитрий Донской, Владимир Серпуховской автора Копылов Н. А.

Русь и Золотая Орда в годы детства Дмитрия Донского Пик могущества Золотой Орды XIV в. пришелся на правление хана Узбека. Мусульманин Узбек, став золотоордынским правителем, решил порвать со старинной монгольской политеистической традицией веротерпимости. В 1314 г. он