Наталья Владимировна
Годовой план учителя-логопеда

Работаю в детском саду с детьми, имеющими логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи, III уровень. Стаж работы в должности «учитель - логопед»- пять лет. Известно, что учебный год любого педагога начинается с разного вида планирования. Особого внимания требует к себе годовой план, включающий все разделы логопедической работы. Предлагаю вариант плана, на мой взгляд, подробно раскрывающий деятельность логопеда в течение года. Может, кто-то возьмет на заметку.

Годовой план работы

учителя – логопеда

МБДОУ №14

Веклич Н. В.

2012 – 2013 учебный год

Цель - оказание квалифицированной помощи детям дошкольного возраста, имеющим нарушения устной речи

1. Диагностика и анализ уровня развития речевой деятельности детей логопедической группы и детей других групп ДОУ, общеразвивающей направленности;

2. Разработка и реализация содержания коррекционной работы по предупреждению и преодолению общего недоразвития речи детей, зачисленных специалистами ПМПК в логопедическую группу;

3. Разработка и реализация индивидуально-ориентированных программ развития детей с тяжёлыми речевыми нарушениями с учётом структуры дефекта;

4. Оказание консультативной педагогам и родителям по вопросам диагностики, выявления особенностей развития речи и коммуникации у детей дошкольного возраста.

I.Организационная работа

Первичное обследование устной речи (оформление речевых карт, дневника логопеда). Цели:выявить и определить степень нарушения речи (первые две недели сентября).

Знакомство с данными медицинского обследования, сбор анамнеза. Цели: уточнить этиологию и характер речевых нарушений

Комплектование подгрупп в зависимости от уровня сформированности и степени нарушений речевой функции. Цели: составить индивидуальные планы коррекционно – педагогической работы.

Обследование устной речи (середина года). Цели: сформировать отчет о динамике развития и коррекции речевой системы.

Обследование речи детей всех групп ДОУ, занесение результатов в журнал первичной диагностики речи. Цели: выявить детей, имеющих речевые нарушения.

Разработка тематического плана, плана по подготовке детей к овладению грамотой, индивидуальных планов. Цели: разработать оптимальную систему коррекционно – педагогического воздействия с целью преодоления ОНР и формирования одинаковых стартовых возможностей при поступлении в школу.

Подготовка и заполнение анкет для родителей. Цели: выявить индивидуальные особенности и потребности детей логопедической группы, трудности родителей в воспитании ребенка с речевыми нарушениями.

Оформление тетрадей взаимосвязи учителя – логопеда и воспитателей, тетрадей для занятий родителей с ребенком дома. Цели: закрепить умения и навыки, полученные на логопедических занятиях.

II. Коррекционно-развивающая деятельность

Коррекционно - развивающие фронтальные занятия.

Цели: развивать все компоненты речевой функции

Индивидуальные занятия. Цели: коррегировать нарушения речи, формировать ВПФ, развивать мелкую моторику, дыхание.

Подгрупповые занятия по автоматизации звуков, формированию лексико-грамматического строя речи, совершенствованию связной речи. Цели: закрепить навыки, полученные на фронтальных и индивидуальных занятиях.

Фронтальные занятия по логоритмике (совместно с муз. руководителем). Цели: развивать просодические компоненты речи: темп, ритм, силу голоса, речевое дыхание, выразительность речи.

Развивать координацию движений.

III. Консультативно-методическая деятельность

Консультации для воспитателей и специалистов по результатам обследования речи детей:

1. «Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста»

2. «Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»

3. «Виды работы педагога по развитию диалоговой речи детей дошкольного возраста»

Открытое занятие «Формирование звукового анализа и синтеза»

Практикум:

«Методы и приемы автоматизации звуков в повседневной жизни»

Цели: оказывать необходимую консультативную и практическую помощь педагогам ДОУ в развитии коммуникативной функции и оказании необходимой коррекционной помощи по преодолению речевых нарушений.

IY. Работа с родителями логопедической группы:

Родительские собрания:

«Давайте знакомиться»;

«Наши первые успехи»;

«Итоги коррекционной работы за год».

Консультации:

1. «ОНР. Пути преодоления»;

2. «Игры, развивающие и обогащающие словарь ребенка»;

3. «Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения».

Семинар – практикум

«Игры со звуками»

Памятки:

«Учим стихотворения»;

««Игра – лучший помощник в занятиях с детьми дома».

День открытых дверей (посещение родителями занятий, участие в режимных моментах в группе). Цели: познакомить родителей с результатами логопедической и педагогической диагностики.

Определить методы и формы взаимодействия по преодолению ОНР.

Познакомить родителей с приемами развития речи и коррекции нарушений. Оказать логопедическую помощь родителям, испытывающим трудности воспитания ребенка - логопата.

Y. Работа с родителями воспитанников ДОУ.

Консультации:

«Первые слова и фразы. Развитие речи детей третьего года жизни»;

«Почему ребенок говорит неправильно»;

«Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях».

Семинар - практикум:

«Игры для обогащения словаря детей». Цели: познакомить родителей с условиями формирования речи и этиологией нарушений речевой функции Оказывать консультативную помощь родителям детей, имеющих дефекты речи, посещающих общеобразовательные группы ДОУ.

YI. Информационно-просветительская работа. Повышение квалификации

Участие в МО ДОУ:

«Формирование диалогового общения детей и взрослых в разных формах деятельности».

Участие в РМО: «Игры со звуками. Формирование фонематических процессов»

Изучение новинок методической литературы. Прохождение курсов повышения квалификации. Цели:принимать участие в организации пропаганды логопедической помощи по профилактике и преодолению речевых нарушений на городском (районном) уровне. Обмениваться профессиональным опытом с педагогами. Знакомиться с новыми коррекционными программами и технологиями.

YII.Работа по улучшению оснащённости логопедического кабинета.

Разработка новых методических пособий

Создание предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете

Приобретение методической литературы. Цели: создать условия для эффективной логопедической помощи детям с ОНР.

Цель: Своевременное выявление и оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения устной и письменной речи (дислалии, ринолалии, дизартрии, заикания, дизграфии, дислексии, речевых нарушений, вследствие снижения слуха);

Задачи:

  1. Диагностика и анализ звукопроизношения, фонематического восприятия и анализа, грамматического строя речи, связной речи первоклассников.
  2. Проанализировать устную речь и некоторые неречевые процессы учащихся и определить причины затруднений в овладении письменной речи.
  3. Проанализировать письменные работы учащихся вторых и третьих классов.
  4. Разработать и реализовать содержание коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи у учащихся начальных классов.
  5. Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей.
  1. Организационная работа.
  2. Развитие фонетико-фонематических процессов. Формиро-вание навыков правильного аудирования в процессе обучения. Предупреждение и коррекция дислексии.
  3. Формирование грамматически правильной связной речи. Развитие словаря.
  4. Развитие тонкой моторики. Пропедевтика навыков письма. Предупреждение и коррекция дисграфии.
  5. Коррекция звукопроизношения.
  6. Работа с педагогами.
  7. Работа с родителями.
  8. Методическая работа.
  9. Самообразование.

Направление деятельности и формы работы

Цель проведения

Сроки проведения

Организационная работа. Диагностико-проектная деятельность

Составить годовой план коррекционно-методической работы на 2014-2015 уч. год работы логопункта

Своевременно провести обследование детей.
Первичное обследование устной и письменной речи

Выявление нарушений устной и письменной речи

Знакомство с данными медицинского об-следования, сбор анамнеза

Уточнение этиологии характера речевых нарушений

Сентября
октябрь

Комплектование групп и подгрупп

Заполнение речевых карт, состав-ление перспективных планов рабо-ты с каждой группой

Обеспечить оснащение педагогического процесса/p>

Систематически

Составить комплексную форму речевой карты логопедического обследования.

Сентябрь

Своевременно заполнить речевые карты логопатов в соответствии с решением протоколов психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Систематически

По результатам обследования составить диагностическую карту работы с логопатами, отражающую динамику их развития.

Отследить и проанализировать динамику в ходе коррекционной работы.

Сентябрь

Систематически оснащать логопедический кабинет речевыми пособиями и литературой.

Систематически

Составить годовой отчет о работе логопункта.

Повторное обследование устной и письменной речи

Заполнение речевых карт.

Развитие фонетико-фонематических процессов. Предупреждение и коррекция дислексии. Коррекционно-развивающая деятельность.

1.1. Формирование навыков правильного аудирования. Пропедевтика и коррекция дислексии. Развитие звукового анализа. Запоминание и повторение рядов звуков и слогов, выделение в словах гласных звуков, рядоговорение.

Умение вычленять в словах определенные звуки, линейный ряд фонем, деление на слоги, ударение, нахождение первого и последнего звука в слове (по картинке).

Систематически

Упражнения в дифференцировании оппозиционных групп звуков на слух и в произношении.

Знакомство со всеми гласными звуками попарно и правилами их написания. Обозначение мягкого согласного последующим гласным. Дифференциация гласных 1-го и 2-го ряда:
а о у э ы и,
я е ю е.

По перспективному планированию

Формирование действия изменения слов. Свободное оперирование звуковыми и графическими моделями слов:
анализ слога по звукам;
анализ слова по звукам;
нахождение звука в словах со стечением согласных в начале слова, конце слова, середине слова;
преобразование слов путем замены одних звуков и букв другими;
преобразование слов путем наращения и отнимания звуков (букв);
преобразование слов путем наращения согласных.

Коррекция речевых нарушений учащихся

По перспективному планированию

Помощь в обучении детей-логопатов чтению (работа со смешанными моделями слов):

слоговой анализ — синтез слова в 2, 3,4, (5) слогов разной слоговой структуры;

чтение предложений и небольших рассказов по слогам;
дописывание слов по картинкам;

помощь учителю в обучении плавному, слитному чтению (до 40—60 слов в 1 минуту).

Систематически

Упражнения в дифференцировании оппозиционных групп звуков на слух и в произношении:

выделение согласных по картинкам и в словах (по мере изучения алфавита): б—п; в—ф; г—к—х; с—ш; з—ж; с—з; с—ц; ш—ж; ц—ч; ч—ц; ч—ть;
выделение и дифференцирование парных согласных звуков: п—б; д—т; р—л.

Систематически

Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий с учащимися по коррекции нарушений устной речи

Коррекция речевых нарушений учащихся

Систематически

Формирование грамматически правильной связной речи. Развитие словаря.

Обогащение, закрепление и активизация словаря:
именами существительными, прилагательными;
глаголами;
наречиями.

Систематически

Работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов в разных частях речи. Малоупотребительные слова.

Систематически

Развитие обобщающих понятий (классификация предметов).

Систематически

Словообразовательная работа.

Систематизация знаний детей о способах словообразования:
суффиксальный способ образования имен существительных, имен прилагательных, имеющих различный смысловой оттенок;
суффиксально-префиксальный способ образования глаголов.

По перспективному планированию

Работа над формированием грамматического строя речи:

Упражнения в образовании и согласовании существительных и прилагательных в роде, числе, падеже с ориентацией на их окончание;
подбор определений к существительным;
образование качественных и относительных прилагательных краткой формой прилагательного;
обучение разным способам образования степеней сравнения (прилагательных и наречий);
активизация употребления глагольного словаря (в форме настоящего, прошедшего, будущего времени, единственного и множественного числа);
составление и оценивание по смыслу словосочетания (предложения) с заданными словами;
упражнения в подборе эпитетов, сравнений, метафор, поговорок, чистоговорок, фразеологизмов и других средств образования слов.

По перспективному планированию



Развитие тонкой моторики. Пропедевтика навыков письма. Коррекционная логопедическая работа по профилактике и устранению нарушений чтения и письма у учащихся 2—3-х классов.

Коррекция на фонетическом уровне:
а) предупреждение и исправление акустических дисграфий:
строение и функции речевого аппарата (повторение);
звуки речи и буквы (повторение);
б) фонематический анализ слов:
простые формы звукового анализа;
сложные формы звукового анализа;
твердые и мягкие согласные;
обозначение мягкости согласных на письме посредством гласных 2-го ряда;
второй способ обозначения мягкости согласных на письме (посредством буквы ь);
в) формирование фонематического восприятия; дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное
сходство:
гласные ё, ю, о, у;
звонкие и глухие парные согласные в-ф; п-б; д-т; д"-т";з-с;г-к;ж-ш;

— оглушение звонких согласных: с-ш; з-ж; с"-щ"; р-л; р"-л"; г-к-х; с-ц; ч-т"; ч-щ"; ц-ч.

Коррекция на фонетическом уровне.

По перспективному планированию


Коррекционная работа на лексическом уровне.
Выявление активного словарного запаса учащихся.
Уточнение и расширение словарного запаса учащихся:
слова-«сорняки»,
слова-«приятели» (синонимы),
слова-«неприятели» (антонимы),
слова-«близнецы» (омонимы),
сколько значений у слов? (многозначные слова). Слоговой анализ и синтез слов.
Типы слогов.
Ударение в слове.
Схемы слогоритмической структуры слов.
Безударные гласные.
Состав слова (морфемный анализ и синтез слов).
Корень слова. Сложные слова.
Приставка. Суффикс.

Пропедевтика семантической дислексии и дисграфии.

По перспективному планированию

Коррекционная работа на синтаксическом уровне.
Словосочетание и предложение. Согласование различных частей речи в числе, в роде.
Управление.
Кого? Что? (винительный падеж).
Кого? Чего? (родительный падеж).
Кому? Чему? (дательный падеж).
О (в, на) ком? чем? (предложный падеж).
Кем? Чем? (творительный падеж).
Закрепление падежных форм.
Связь слов в предложении (словосочетании).
Предлоги.
Приставки.
Приставки и предложения.

Пропедевтика аграмматической дислексии и дисграфии.

По перспективному планированию

Пропедевтика и коррекция оптической дисграфии:
формирование пространственных представлений,
формирование временных представлений,
дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство:
б-д; б-в; д-в; и-у;
о-а; и-ш
п-т; ш-т; ц-ш; п-р; г-ч; у-щ; у-з.

Пропедевтика и коррекция оптической дисграфии.

По перспективному планированию

Пальчиковая гимнастика.

Развитие тонкой моторики.

Систематически

Коррекция звукопроизношения.

Оказание систематической помощи по коррекции речи детей-логопатов.

Систематически

Консультативно-методическая деятельность
Работа с педагогами. Связь учителя-логопеда с родителями.

Помощь педагогам в планировании и осуществлении работы по развитию речи логопатов.

Помощь педагогам в организации обучения и развития логопатов.

Ознакомление учителей и родителей с актуальными проблемами коррекционного воспитания ребёнка

Конкретная взаимопомощь в организации логопедического кабинета.

Организация речевой игротеки.

Организация родительской школы. Систематическая пропаганда логопедических знаний:

Приобщать родителей к коррекционно-воспитательной работе по развитию речи ребенка;
принимать активное участие в родительских собраниях;
доводить до сведения родителей успехи в развитии речи ребенка;
проводить систематические консультации и индивидуальные беседы с родителями.

Родительские собрания в 1 классах «Предпосылки обучения грамоте»
«Развитие зрительно-моторной координации первоклассников»

Ознакомление родителей с резуль-татом диагностики речевого разви-тия детей

сентяб-рь
октябрь

Консультирование педагогов и родителей учащихся 1-3 классов по результатам обследования устной и письменной речи
детей.

Обеспечение индивидуального подхода к ребёнку с учётом выяв-ленных особенностей его речевого развития

Систематически

Мероприятия по пропаганде логопедичес-ких знаний среди учителей (беседы, лекции, выступления на роди-тельских собраниях)
Выступление на МО учителей начальных классов
«Готовность к обучению грамоте учащихся первых классов».
«Пальчиковая гимнастика»

Ознакомление учителей и роди-телей с актуальными проблема-ми коррекционного воспитания ребёнка

Систематически

Взаимодействие с учителями, психологом, психотерапевтом

Систематически

Методическая работа. Повышение профессиональной компетентности

Посещение курсов, лекций, методических объединений, обмен опытом

Повышение профессиональной компетентности

Систематически
1 раз в месяц

Работа с научной и публицистической ли-тературой

Систематически

Проведение наблюдений за динамикой речевых нарушений на логопедических занятиях, за влиянием определённых ме-тодов на речевое развитие и коррекцию речи ребёнка.

Выбор наиболее эффективных пу-тей обучения и восстановления ус-тной и письменной речи детей

Систематически
Заполнение карт
«Динамика развития»

Планирование методической работы на год

Составление перспективных планов работы с учащихся

Заполнение речевых карт

1 раз в четверть

Составление конспектов занятий

Систематически

Подобрать методическую и коррекционную литературу и пособия, логопедические игры в помощь учителю и родителям.

Заполнение журнала учета посещаемости

Ежедневно

Организовать обследование звукопроизношения и фонематического восприятия у детей, посещающих школу дошкольников «Добрая школа»

По требованию администрации

Пополнить логопедический кабинет дидактическими средствами по всем разделам плана.

Систематически

Самообразование. Работа по улучшению оснащённости логопедического кабинета

Изготовление и приобретение методичес-ких пособий

Повышение эффективности коррекционной работы

Систематически

Своевременно пополнять знания, знакомиться с инновационными программами и технологиями. Систематический обзор дефектологической литературы.

Систематически

Принять активное участие в районных семинарах и методических советах.

1 раз в четверть

Посетить с целью обогащения опыта ближайшие образовательные учреждения дошкольного и школьного типа.

Участвовать в различных курсах при институте повышения квалификации работников образования.

Пополнять методическими разработками свой сайт.

Систематически

Приобретение методической литературы

Согласовано:

Учитель-логопед отдела образования Администрации муниципального района Илишевский район

Р.Р.Карамова

«___»__________2015 г.

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ

«Центр развития ребенка-детский сад»

с.Нижнеяркеево

М.А.Шаехмурзина

«___»__________2015 г.

Годовой план организации работы

учителя-логопеда логопедического пункта

МБДОУ «Центр развития ребенка-детский сад» с.Нижнеяркеево

Сахиповой А.Я.

на 2015-2016 учебный год

Анализ проделанной работы за 2014-2015 учебный год

    Организационная, диагностическая, коррекционно-развивающая деятельность.

    В начале учебного года было проведено логопедическое обследование воспитанников старшей и подготовительной к школе групп.

    Составлено расписание индивидуальных коррекционных занятий, перспективный план работы, график рабочего времени и оформлена другая необходимая документация.

    Продолжена работа по комплектованию методической и дидактической библиотек в кабинете, пополнение игротеки логопедических и развивающих мелкую моторику игр.

    Проводились индивидуальные занятия с воспитанниками, согласно перспективному планированию. Каждый воспитанник получал логопедическую помощь 2-3 раза в неделю.

Итоговая диагностика в конце учебного года (май) для контроля эффективности коррекционной работы выявила положительную динамику в развитии речи воспитанников:

Количество воспитанников, зачисленных на логопункт в 2014-2015 уч.г.

Количество воспитанников, выпущенных с чистой речью

Количество воспитанников, выпущенных со значительным улучшением речи

Количество воспитанников без улучшения речи

Количество воспитанников, оставленных для продолжения коррекционной работы

Количество выбывших воспитанников

    Консультативная деятельность.

Осуществлялась тесная взаимосвязь с воспитателями и родителями воспитанников. В соответствии с годовым планом работы, с воспитателями проводились консультации. В группах оформлены тематические логопедические уголки для систематической пропаганды логопедических знаний, приобщения родителей к коррекционной работе по развитию речи ребенка. На вопросы родителей давались рекомендации и советы.

    Методическая деятельность.

    Участие в педагогических советах внутри МБДОУ.

    В течение всего учебного года проведение работы по повышению квалификации: изучались новинки методической литературы, проведение работы по теме самообразования: «Развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушениями речи», прохождение курсов повышения квалификации в г.Нефтекамске по программе: «Логопедический массаж в комплексной системе преодоления речевых расстройств».

    Пополнение предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете, оформление «Уголка логопеда» (возле логопедического кабинета). Подбор методической и коррекционной литературы и пособий, логопедических игр.

Проанализировав коррекционно-логопедическую работу за 2015-2016 учебный год, результаты диагностики речи воспитанников, можно сделать вывод, что поставленные в начале учебного года задачи, решены.

Перспективы работы:

    Формирование речевого дыхания воспитанников, посещающих логопункт.

    Коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация.

    Развитие фонематического восприятия.

    Развитие фразовой и связной речи.

    Совершенствование мелкой моторики пальцев рук.

    Осуществление более тесной взаимосвязи с родителями через проведение индивидуальных консультаций, поскольку общая осведомленность детей, их словарный запас, грамматические представления во многом зависят от их ближайшего окружения.

Годовой план организации работы на 2015-2016 учебный год

Задачи:

    Осуществление диагностики и проведение логопедических занятий по исправлению речевых нарушений у воспитанников учреждения;

    Развитие у воспитанников с речевыми нарушениями подвижности артикуляционного аппарата, внимания к звуковой стороне речи, фонематического восприятия, связной речи, внимания, памяти, мышления;

    Обогащение словарного запаса;

    Взаимодействие с воспитателями образовательного учреждения и родителями (законными представителями) по формированию речевого развития воспитанников и пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей) воспитанников образовательного учреждения.

Направление работы

Сроки

Ответственные

I . Организация логопедической работы

Оформление и ведение документации:

Подведение итогов работы за 2014-2015 учебный год

Сахипова А.Я.

Составление годового плана организации работы на 2015-2016 учебный год

Сахипова А.Я.

Составление и утверждение графика работы

сентябрь

Составление и утверждение расписания логопедических занятий

сентябрь

Сахипова А.Я., заведующий МБДОУ

Оформление индивидуальных речевых карт

сентябрь

Сахипова А.Я.

Составление и утверждение перспектив-ного плана работы

сентябрь

Сахипова А.Я., заведующий МБДОУ

Составление календарного плана работы

в течение года

Сахипова А.Я.

Ведение журнала посещаемости занятий

в течение года

Сахипова А.Я.

Ведение индивидуальных тетрадей ребенка с методическими рекомендациями для родителей.

в течение года

Сахипова А.Я., родители

II . Диагностическая работа

Первичное устной речи воспитанников старшей и подготовительной к школе групп для выявления нуждающихся в логопедической помощи.

Сахипова А.Я.

Индивидуальное углубленное обследование воспитанников, зачисленных на логопункт.

Сахипова А.Я.

Сбор сведений о родителях и раннем речевом развитии детей. Анкетирование родителей.

Сахипова А.Я., родители

Обследование речи воспитанников подготовительной к школе и старшей групп МБДОУ

Сентябрь

май

Сахипова А.Я.

III . Коррекционная работа

Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия с воспитанниками

16.09.15-15.05.16.

Сахипова А.Я.

Подведение итогов работы за учебный год. Отчет о проделанной коррекционной работе.

май

Сахипова А.Я.

IV . Профилактическая работа

    1. Работа с воспитателями

Ознакомление воспитателей старшей и подготовительной к школе групп с результатами обследования речи дошкольников, со списками воспитанников, зачисленных на логопункт и графиком проведения занятий.

сентябрь

Сахипова А.Я.

Консультация: «Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у воспитанников»

октябрь

Сахипова А.Я.

Беседа с воспитателями о необходимости контроля за правильным произношением воспитанников в спонтанной речи, на занятиях и во время режимных моментов

ноябрь

Сахипова А.Я.

Практикум: «Игровые методы и приемы на этапе автоматизации звуков».

декабрь

Сахипова А.Я.

Консультация: «Особенности формиро-вания словаря детей в дошкольном возрасте»

январь

Сахипова А.Я.

Консультация: «Речевой и неречевой (фонематический) слух».

март

Сахипова А.Я.

Консультация: «Формирование навыков словообразования у дошкольников с нарушениями речи»

апрель

Сахипова А.Я.

апрель

Сахипова А.Я.

май

Сахипова А.Я.

Участие в МО воспитателей МБДОУ

По плану МО

Сахипова А.Я.

Консультативно-методическая работа

по запросам

Сахипова А.Я.

    1. Работа с родителями

Ознакомление родителей воспитанников с результатами логопедического обследования

Сентябрь, май

Сахипова А.Я.

Индивидуальные беседы с родителями с целью налаживания контактов, уточнения анамнестических сведений, беседы о необходимости участия родителей в формировании мотивационного отноше-ния ребенка к обучению у учителя-лого-педа ежедневных занятий с ребенком по заданиям и рекомендациям учителя-логопеда.

По необходи-мости

Сахипова А.Я.

Участие в проведении родительского собрания (Об организации работы логопункта в МБДОУ).

По плану МБДОУ

Сахипова А.Я.

Консультация: «Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе»

В течение года

Сахипова А.Я.

Консультация: «Детские ошибки. Не обращать внимания или поправлять?»

Консультация: «Роль домашних заданий для успешной коррекции речевых нарушений . Как работать по индивидуальным тетрадям дома»

Консультация: «Развитие мелкой моторики в домашних условиях»

Консультация «Домашний логопед. Исправление речи в домашних условиях»

«Несколько практических советов родителям, которые хотят помочь своему ребенку полюбить учебу»

Консультация: «Ваш ребенок готовится стать школьником»

Индивидуальные консультации «Вопрос – ответ»

Статья в районную газету «Маяк» - «Что такое логопункт и система работы на логопункте»

Ноябрь

Сахипова А.Я.

3. Работа со специалистами

Направлять воспитанников для уточнения диагноза, наблюдения, консультации и помощи к педиатру, невропатологу, стоматологу, отоларингологу.

По необходи-мости

Сахипова А.Я.

Поддерживать тесный контакт с врачами, логопедами, психологами, специалистами ПМПК

В течение года

Сахипова А.Я.

    Наглядная агитация

Уголок логопеда:

    1. Заботливым родителям о работе логопеда в детском саду в условиях логопункта.

      Памятка родителям для организации занятий по заданию логопеда.

      Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

      Умные пальчики.

      Правила для родителей.

      Речь взрослого – пример для подражания.

      Памятка для родителей по проведению речедвигательных упражнений в домашних условиях.

      Статьи в родительский уголок по лексическим темам.

      Дыхательная гимнастика и др.

      Буклеты:

    Артикуляционная гимнастика (комплекс для звука Л, для звука Р, звуков Ш,Ж, С,З,Ц)

    Комплекс дыхательной гимнастики

    Игры и упражнения на развитие артикуляционной и мелкой моторики и др.

1 раз в квартал в каждой возрастной группе

Сахипова А.Я.

V . Работа по повышению квалификации

Работа по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у воспитан-ников дошкольного возраста с наруше-ниями речи»

в течение года

Сахипова А.Я.

Самостоятельная работа со специальной литературой. Изучение новинок методи-ческой литературы по логопедии.

Подготовить портфолио

Прохождение курсов повышения квали-фикации

Открытые занятия для учителей-логопедов

Посещение логопедического пункта района, логопунктов других ДОУ с целью обмена опытом.

Знакомство с инновационными програм-мами и технологиями

Участие в работе районного МО учите-лей-логопедов

VI . Оснащение логопедического кабинета

Пополнение методической и дидактичес-кой библиотек, игротеки логопедичес-ких и развивающих мелкую моторику игр.

в течение года

Сахипова А.Я.

Пополнение речевого материала по грамматике, лексике, связной речи.

Пополнение предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете.

Учитель-логопед:________ Сахипова А.Я.

Программы обучения

Каждый педагог строит свою работу согласно определенной программе. Логопеды дошкольных учреждений успешно используют существующие коррекционные программы по преодолению ОНР, ФНРи ФФНР.Учителя-логопеды школ такой возможности лишены. Не имея рекомендованной Министерством образования и науки РФпрограммы по преодолению нарушений письма и чтения, они зачастую вынуждены использовать лишь методические рекомендации к планированию и организации работы или авторские наработки по данной проблеме.

Однако существует еще один путь - использование региональных авторских программ по преодолению нарушения письма и чтения, ОНР, ФФНР,рекомендованных к применению экспертными советами Министерств образования и науки отдельных регионов или специализированных вузов.

Автор данного пособия предлагает вашему вниманию свою программу по преодолению нарушения письма у младших школьников (см. с. 109-152), рекомендованную к применению специалистами кафедры ИКП СГПУ и экспертным советом Министерства образования и науки г. Самары и успешно используемую логопедами-практиками в течение последних шести лет.

Хочется отметить, что при использовании данной программы по преодолению дисграфии необходимо исходить из имеющегося у ребенка нарушения (формы дисграфии и анализа качества ошибок).

В рекомендуемых планах работы, представленных в приложении программы, рассматривается каждый вид дисграфии в «чистом» виде. Специалисту нет необходимости слепо копировать предложенный план. Необходимо выбрать для рассмотрения только те темы, в изучении которых существует необходимость. При сочетанной форме дисграфии логопед выбирает из каждого плана работы необходимые темы для изучения и составляет свое планирование с опорой на Программу.

Годовой план работы логопеда составляется в конце учебного года на следующий учебный год и представляется на утверждение районному логопеду и директору школы, где работает специалист. В данном документе отражается работа логопеда в рамках образовательного учреждения, района или города по нескольким направлениям в течение всего учебного года, указываются сроки проведения мероприятий.

Цель данного документа - отразить работу учителя-логопеда в течение учебного года.

По мнению автора данного пособия, оптимальным вариантом оформления годового плана работы является таблица с указанием направлений работы, перечнем мероприятий по каждому направлению, сроками или датами проведения, указанием, в какой роли учитель-логопед выступал на каждом мероприятии (участник, слушатель и т.д.).

Такая форма позволяет рассмотреть работу логопеда в системе, отследить взаимосвязь с другими участниками коррекционного и педагогического процесса, в конце года облегчает составление отчета о проделанной работе.



I. Организационная работа

В данный блок входят те мероприятия, которые логопед осуществляет в процессе подготовки кабинета к новому учебному году, а также при подготовке к коррекционным занятиям (обследование детей, изготовление пособий, написание конспектов фронтальных и индивидуальных занятий, комплектование групп, составление перспективных планов на группы или индивидуальное планирование и т.д.). Также сюда может относиться разработка и написание отчетной документации логопеда на начало и конец учебного года.

II. Коррекционная работа

В данном разделе плана специалист указывает сроки коррекционной работы, формы организации занятий.

III. Научно-методическая работа

В данном разделе специалист указывает мероприятия, связанные с его участием и проводившиеся в рамках данного МДОУ, района, города и т.д. Логопед также указывает свою роль в этом мероприятии.

Здесь же можно указать мероприятия, направленные на повышение профессионального уровня специалиста, а также открытые занятия или иные мероприятия, направленные на обмен опытом (если они имеются).

IV. Взаимосвязь со всеми участниками общеобразовательного процесса

Под участниками общеобразовательного процесса подразумеваются:

Учителя начальных классов;

Педагог-психолог;

Родители;

Администрация общеобразовательного учреждения;

Специалисты поликлиники, школьная медсестра.

Данный документ составляется каждый год и включает в себя как мероприятия, которые остаются традиционными, например проведение коррекционных занятий, обследования, групповых консультаций, так и другие мероприятия, например, принятие участия в курсах повышения квалификации, участие в городских конференциях и т.д.

В настоящее время многими логопедами применяется несколько документов, заменяющих единый годовой план. Это могут быть отдельные планы работы учителя-логопеда с родителями, со специалистами, а также план методической работы на текущий год.

Составление полного плана методической работы значительно облегчает составление отчета о проделанной работе учителя-логопеда в конце года.

Ниже приведен образец годового плана работы логопеда муниципального образовательного учреждения.


ПЛАН МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ на 200___/200___

учебный год логопеда МОУ №________

«Утверждаю»

Директор МОУ №__________

ФИО_____________________

Дата и место проведения Содержание Роль спе­циалиста Сведения о выполнении
1. Организационная работа
Подготовка кабинета к новому учебному году до 01.09 ОУ Покраска стен в кабинете, плинтусов, оклей­ка обоями, оформление зоны для индивидуаль­ной работы Учитель-логопед
Первичное и углуб­ленное обследование устной и письменной речи детей (в начале, в середине и в конце года) 01.09 - 15.09 10.01 - 15.01 15.05 - 30.05 ОУ Проведение массового обследования учащихся начальной школы, за­тем углубленного об­следования детей, за­численных на лого­пункт Учитель-логопед Проведено в установлен­ные сроки
Изучение документа­ции детей, зачислен­ных на логопункт 01.09 - 15.09 ОУ Сбор анамнестических данных и выписка из медицинских карт уча­щихся сведений, необ­ходимых для педагога Учитель-логопед Изучена
Проведение монито­ринга устной и пись­менной речи детей (1-4 класс) 01.09 - 15.09 10.01 - 15.01 15.05 - 30.05 ОУ Заполнение речевых карт, протоколов об­следования устной и письменной речи, об­работка результатов, написание аналитиче­ских справок Учитель-логопед Проведено в установлен­ные сроки
Наименование меро­приятия (уровень ме­роприятия: ОУ, район, город и т.д.) Дата и место проведения Содержание Роль спе­циалиста Сведения о выполнении
Оформление доку­ментации учителя-ло­гопеда на начало и конец учебного года 01.09 - 15.09 30.05 - 10.06 ОУ Оформление и визиро­вание необходимой до­кументации, комплек­тование пакета доку­ментов в соответствии с рекомендуемым пе­речнем Учитель-логопед Оформлена в установлен­ные сроки
Комплектование групп для коррекци­онной работы: первая группа - 2 «А» класс, вторая группа - 2 «Б» класс, третья группа - 2 «В», «Г» класс, четвертая группа - 3 класс 01.09 - 15.09 ОУ Комплектование групп для коррекционной ра­боты (акцент в работе школьного логопеда делается на коррекцию и профилактику дис­графии) Учитель-логопед Проведено в установлен­ные сроки
Подготовка раздаточ­ного материала до 01.09 а также в ка­никулярное время ОУ Изготовление пособий по теме: «Гласные пер­вого и второго ря­да», символов для обо­зна­чения гласных и со­гласных звуков, карто­чек с изображением стилизованных букв Учитель-логопед Приобретено
Приобретение посо­бий и дидактических игр до 01.09, а также в те­чение года ОУ «Антонимы», «В моей квартире», «Слова-предлоги», темати­че­ские словари по те­мам «Овощи», «Гри­бы», «Фрукты» Учитель-логопед Приобретено
Дата и место проведения Содержание Роль спе­циалиста Сведения о выполнении
Анализ коррекцион­ной работы (предоста­вляется в отдел обра­зования или образова­тельный округ стар­шему логопеду, рай­онному логопеду и т.д.) 15.05-30.05 Написание аналити­ческих справок по итогам мониторинга, отчета о работе логопеда на конец года Учитель-логопед Проведено в установлен­ные сроки
II. Коррекционная работа
Проведение фронтальных занятий в виде групповых согласно циклограмме рабочего времени Учитель-логопед Проведено в установлен­ные сроки
Проведение индивидуальных коррекционных занятий согласно циклограмме рабочего времени 15.09-15.05 (исключая каникулы и время обсле­дования) ОУ Понедельник: 11.00 - 14.15 Среда: 11.00 -14.15 Пятница: 11.00 - 14.15 Вторник: 13.15 - 16.00 Четверг: 13.15 - 16.00 Учитель-логопед Проведено в установлен­ные сроки
III. Научно-методическая работа
Проведение группо­вых консультаций: А) выступления на роди­тельских собраниях (тему родительского собрания определяет логопед Сентябрь - 1 класс Январь - 2 класс ОУ «Как помочь ребенку с ОНР» «Леворукий ребенок в школе» «Что такое "дети с отклонениями в развитии"?» Учитель-логопед 12 сент. (1 «А») 14 сент. (1 «Б») 16 сент. (3 кл.) 21 янв. (2 кл.) 22 янв. (3, 4 кл.)
Наименование мероприятия(уровень район, город и т.д.) Дата и место проведения Содержание Роль спе­циалиста Сведения о выполнении
Б) Тематические консультации для учителей начальных классов Сентябрь Ноябрь Февраль Методичес­кие объеди­нения учите­лей нач. клас- сов. ОУ «Что нужно знать педагогу о ребенке с нарушениями речи?» «Развиваем у первоклассников слуховое внимание» «Где начинается дисграфия?» Выступаю­щий на метод. объедине­нии 10 сентября 20 ноября 14 февраля
Проведение роди­тельских собраний для родителей, чьи дети зачислены на логопункт Сентябрь, май ОУ Учитель-логопед 24 сентября 20 мая
Проведение индиви­дуальных консуль­таций для родителей и педагогов ОУ В течение года ОУ Понедельник, Четверг: 14.15 - 15.00 (еженедельно, согласно графику работы педагога) Учитель-логопед Еженедельно (по графику работы специалиста)
Семинары-практику­мы для учителей-логопедов района: Сентябрь В течение года(согласно плану работы) «Планирование работы учителей-логопедов района на текущий год» Сентябрь - слушатель 23 сентября
Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т.д.) Дата и место проведения Содержание Роль спе­циалиста Сведения о выполнении
ноябрь Район: на базе районного психологического центра, отдела обра­зования, ПМПК и т.д. «Итоги комплек­тования школьных логопунктов, актуаль­ность логопедической работы в школе» Ноябрь - участник 9 ноября
Март «Особенности развития пространственного восприятия у детей младшего школьного возраста с оптической дисграфией» Март -участник 19 марта
Июнь «Итоги коррекционной работы за текущий год» Июнь - слушатель 10 июня
Проведение открытых занятий для учителей начальных классов и специалистов ОУ А) Октябрь - 2 класс Б) Декабрь - 1 класс ОУ А) Итоговое занятие по теме «Звонкие и глухие согласные» Б) «Твердые и мягкие согласные» Учитель-логопед 2 октября 10 декабря
Проведение открытых фронтальных занятий для родителей, чьи дети посещают логопункт Октябрь, апрель ОУ Приглашаются роди­тели, чьи дети посе­щают логопедические занятия. Тема опреде­ляется логопедом по перспективному плану Учитель-логопед Первая неделя октября и последняя неделя апреля
Научно-практическая конференция «Дети и патология речи» Март. Кафедра пе­дагогического университета; областное мероприятие Выступления специа­листов города и обла­сти, обмен опытом, знакомство с новин­ками методической литературы Участник 19 марта
Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т.д.) Дата и место проведения Содержание Роль спе­циалиста Сведения о выполнении
Посещение курсов повышения квалификации Февраль. Кафедра педагогич. университета. Областное мероприятие Лекционные и практи­ческие занятия, прово­димые специалистами кафедры логопедии и ведущими специалис­тами города и области Слушатель Первая и вторая неделя февраля
Логопедическая практика студентов кафедры логопедии педагогического университета ОУ Проведение практических занятий в рамках педагогической практики Первая-тре­тья неделя октября Вторая-чет­вертая неделя декабря
IV. Взаимосвязь со специалистами ОУ
Диагностика различных сфер деятельности, определенных функций ребенка с 1 по 15 сентября, начало января, 15-30 июня ОУ Совместное проведение исследования: педагог-психолог исследует сен­сорную сферу, познава­тельную сферу и мелкую моторику. Логопед иссле­дует уровень сформиро­ванности речевых навы­ков и артикуляционную моторику. Учитель на­чальных классов иссле­дует общеразвивающие навыки по программе ОУ Учитель-логопед Проведено в установлен­ные сроки
Анализ результатов обследования, составление индивидуальных программ развития Сентябрь Январь Май ОУ Взаимный обмен инфор­мацией, с целью уточне­ния и конкретизации за­ключения, а также для составления индивиду­альных программ развития Учитель-логопед Проведено в установленные сроки на заседании ПМПк
Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т.д.) Дата и место проведения Содержание Роль спе­циалиста Сведения о выполнении
Направление детей (с согласия родителей) к психологу МДОУ В течение года Логопед направляет детей с целью уточ­нения заключения, для более полного обследо­вания, с целью прове­дения профилакти­ческих или коррекци­онных мероприятий Учитель-логопед Направлены на городскую ПМПК 6 детей ОУ
Знакомство с содержанием коррекционного обучения Перед нача­лом коррек­ционной ра­боты (2 раза в год - перед каждым пери­одом коррек­ционного обучения). ОУ Логопед знакомит пси­холога и учителей на­чальных классов с нап­равлениями коррекци­онной работы на теку­щий год, с предпола­гаемыми лексическими темами, которые будут изучаться в группе, с программными требо­ваниями на текущий год. Психолог знакомит логопеда с теми мето­дами и приемами, набором игр, которые будут использоваться в индивидуальной кор­рекционной работе в течение всего года. Учитель начальных классов знакомит логопеда с програм­мами обучения по русскому языку на текущий год Участник единого коррекционного процесса Проведено: сентябрь, январь
Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т.д.) Дата и место проведения Содержание Роль спе­циалиста Сведения о выполнении
Взаимопосещение коррекционных занятий А) Октябрь - 2 класс Б) Декабрь - 1 класс Февраль ОУ У логопеда: А) Итоговое занятие