А тех уральских переселенцев, кто не терял связи с Алтаем, кто наведывался сюда, на свою древнюю Родину, наверное, потом назвали «тюрками». Как и самих алтайцев. Хотя, может быть, это утверждение и спорно.

Когда гремела слава Аркаима, Синташта и других уральских городов, Алтай был в тени. Он ничем не выделялся. Слава скромно ждала его впереди.

Алтайцы тогда открывали окружающий мир, заселяли новые земли. Они, того не ведая, готовились к выдающимся событиям, которые еще не начались здесь, но для которых были идеальные условия, созданные самой природой.

Первопроходцы пробирались по диким горам, через нехоженые леса. В поисках пастбищ для скота они преодолевали высокие горные хребты, переплывали бурные реки. Трудно и долго шли они к своей славе, обживая Алтай.

Неприступные горы, поросшие лесом, назвали тайгой.

Знакомое слово, не правда ли? Теперь его знают всюду. Но мало кто задумывался, откуда пришло оно, когда появилось.

Как путешествовали первопроходцы? Наугад? Вовсе нет. Они неплохо ориентировались по солнцу, научились читать карту звездного неба. Свой путь сверяли с реками и знали о реках многое: где начинается, как и куда течет. Реки были их единственными дорогами и им стали давать имена, чтобы не путать… А это уже географические знания!

В древности у рек Алтая, очевидно, названий не было. Ученые полагают, прежде все они назывались одним словом «катунь», что означало «просто река». Обыкновенная и единственная река, которая протекала рядом с пещерой или поселком. О других реках люди не знали, даже не догадывались о них.

Это старинное имя потом сохранили за самой главной рекой Алтая - Катунью. А другую реку, которая тоже берет начало с белоснежных вершин, назвали Бия. И это древнее имя осталось на века на географических картах мира. Бия и Катунь шумно проносятся по горным долинам и сливаются в одну широкую реку, которая течет до Северного Ледовитого океана. Это Обь.

Заметим, все названия тюркские!..

Бия и Катунь в переводе с тюркского означают «господин» и «госпожа», а Обь - «бабушка»… По названиям гор, рек, озер, оказывается, тоже можно узнать о народе, о его прошлом. Это тоже наука! И называется она топонимикой. Специалистов здесь чуть больше, чем пальцев на правой руке, потому что топонимика требует от ученого очень глубоких знаний и по истории, и по географии, и по лингвистике, и по этнографии. Он должен знать буквально все.

Крупнейшим топонимом стал Эдуард Макарович Мурзаев. Его замечательная книга «Тюркские географические названия» раскрыла многие тайны Алтая и Евразии. Прочитав ее, совсем иными глазами теперь смотришь на географическую карту.

Например, всем хорошо известное название Енисей способно поведать немало. Топонимика раскрывает тайну звуков, скрытую в нем.

В верховьях этой реки, оказывается, были очень древние поселения алтайцев. Сохранилось предание, что первые тюрки - именно тюрки как народ! - появились как раз здесь. Они назвали реку Анасу, что означает «мать-река»…

С рекой, вернее с водой, у древних тюрков было связано многое. Например, только что родившегося ребенка окунали в ледяную купель реки. Выживет - значит будет здоровым и сильным, а если - нет, то никто не жалел о потере… Вот откуда брал здоровье народ!

А не отсюда ли тогда слово «тюрк», то есть «сильный»?.. Поразительно просто.

Забылись былой смысл и название самого глубокого и самого чистого в мире озера. На языке древних тюрков оно значило «священное озеро» и люди произносили его возвышенно - «Бай-кёль». Для мужчины считалось за честь облить себя его бодрящей дух водой.

А река, которая начинается от Байкальских гор, вообще потеряла все - и старинное имя, и историю. Сегодня она - «Лена». Хотя прежде была - Илин, то есть «восточная».

Она была самой восточной рекой Древнего Алтая. В трудную пору на ее берегах нашли приют иные алтайские роды (улусы). С незапамятных времен здесь слышна тюркская речь. А обширные просторы Саха-Якутии поныне являются настоящим заповедником древностей тюркского мира, политические катастрофы и катаклизмы обошли их стороной, удаленность сберегла их.

Древний Алтай как раз начинался от Бай-кёля и Саха-Якутии, тянулся он далеко на запад до необозримой евразийской степи. Это была целая страна, которая взрастила тюрков, стала им и колыбелью, и отчим домом.

…Топонимика наука удивительно точная. Есть китайские, арабские, персидские, греческие названия, которые тоже распознаются сразу. Иначе и быть не может. Ведь в них проявились древние традиции народа, потому что географическое имя, или название, всегда имело и имеет очень глубокий смысл!

У каждого народа, как выясняется, был целый ритуал дачи имен. Например, тюрки давали имена горам, но вслух их не произносили - плохая примета. Поэтому одна и та же гора вполне могла иметь два или даже три имени… Традиция, которая возникла явно не на пустом месте.

Были легенды о духах гор, о том, как они посылали болезни стадам, портили пастбища, осушали колодцы. Чтобы задобрить покровителей гор, люди приносили им жертвы. И - придумывали горам ложные имена (их-то и разрешалось произносить вслух).

Правда, порой названия получались путанными, непонятными. Но делалось это сознательно, чтобы злые духи, не поняв, о чем идет речь, заблудились.

Скажем, известен на Алтае Абай-Кобы, что переводится как «лог старшего брата». Но не о брате речь. Правильнее - «медвежий лог». Медведь был покровителем этого места.

А название горы Кызыы-Кышту-Озок-Бажы говорит само за себя. Правда, никто толком не помнит, как оно появилось, что означало, но местные жители произносят его исправно. Перевод крайне путанный, что-то вроде «зимовье в верхней части ущелья у устья». Что оно означало?.. Но злые духи никогда не находили это умело «спрятанное» зимовье.

На вершинах иных гор древние тюрки устанавливали обо - святилища. Сюда приносили жертвы, здесь отпускали грехи. Поэтому в названиях этих гор встречается слово «обо». Обо-Озы, Обо-Ту. Грешник издалека приносил сюда, на вершину, камень, равный величине своего греха. Он сам выбирал его у подножия горы и нес на плечах. Из таких «камней-прощений» и выкладывали обо.

Древние тюрки обожествляли горы и прощение искали здесь. Потому что сюда, по народным приметам, слетаются души умерших предков, они и вершат суд. Но не к каждой горе, а только к священной…

А как гора становилась священной? Почему? Теперь, конечно, никто не помнит. Нераскрытая тайна тюркского народа? Может быть, о ней и знают что-то старики, но молчат.

Самой известной всегда считалась Уч-Сумер - гора трех вершин. Она - Центр мира (Меру). Отсюда все начиналось, и здесь все заканчивалось. Это было самое святое место на Древнем Алтае, где даже говорили шепотом. Рядом не охотились… Травинку не рвали. Грех.

Потом открылись другие священные вершины - Борус, Хан-Тенгри, Кайласа… Все они долго были святынями тюркского народа. Около них собирались на праздники тысячи людей. Эти святыни не забылись, правда, приходят к ним ныне лишь единицы.

Не только рекам и горам поклонялись древние тюрки. Раз в год они устраивали праздник ели. Самый долгожданный праздник для детей и взрослых. Эта традиция тоже не забылась.

АЛТАЙСКИЙ КРАЙ в Российской Федерации. Образован в сентябре 1937. Площадь 169,1 тыс. км2. Население 2690 тыс. человек (1991). Центр — Барнаул. Занимает часть Алтая и прилегающие к нему на Севере части Западно-Сибирской равнины .

Заселение русскими Верхнего Приобья и предгорий Алтая началось во 2-й половине ХVII века. Освоение Алтая пошло после того, как для защиты от воинственных кочевников-джунгар были сооружены Белоярская (1717) и Бикатунская (1718) крепости. С этой целью разведки ценных месторождений руды снаряжались поисковые партии на Алтай. Первооткрывателями считают отца и сына Костылевых, позднее открытиями воспользовался уральский заводчик Акинфий Демидов.

Герб Алтайского края

Образовавшийся ко 2-й половине ХVIII века Алтайский горный округ - это территория, включавшая нынешние Алтайский край, Новосибирскую и Кемеровскую, часть Томской и Восточно-Казахстанской областей, общей площадью свыше 500 тыс. кв. км и населением более 130 тыс. душ обоего пола. Император был собственником алтайских заводов, рудников, земель и лесов, главное управление ими осуществлял Кабинет, находившийся в Петербурге. Костяк управления на месте составляли горные офицеры. Но главную роль в производстве играли унтер-офицеры и техники, из рядов которых вышли талантливые мастера и изобретатели И. И.Ползунов, К. Д.Фролов, П. М. Залесов, М. С. Лаулин.

Горная промышленность, являвшаяся главной отраслью экономики округа, вступила после 1861 года в полосу кризиса. С начала 70-х годов стала неудержимо нарастать убыточность заводов, и к концу века почти все они были закрыты. В конце XIX века территория нынешнего Алтая входила в состав Томской губернии.

Постепенно основой экономики Алтая становится сельское хозяйство. Наряду с возделыванием зерновых культур (пшеницы, овса, ржи) расширялись посадки картофеля, значительное развитие получило пчеловодство. В начале ХХ века на первый план выходят молочное животноводство и маслоделие. Алтайское масло экспортировалось в страны Западной Европы.

В конце XIX века по северной части округа прошел участок Сибирской железной дороги, к 1915 году была построена Алтайская железная дорога, соединившая Новониколаевск, Барнаул иСемипалатинск. Совершенствовался и водный транспорт.

Столыпинская земельная реформа дала толчок переселенческому движению на Алтай, что в целом способствовало экономическому подъему края.

Алтайский край

События 1917-1919 годов привели к установлению на Алтае советской власти. В июле 1917 года была образована Алтайская губерния с центром в г. Барнауле, которая просуществовала до 1925 года. С 1925 г. по 1930 г. территория Алтая входила в Сибирский край (краевой центр - город Новосибирск), а с 1930 г. и до 1937 г. входила в Западно-Сибирский край (краевой центр - город Новосибирск). В 1937 г. был образован Алтайский край (центр - город Барнаул).

Начавшаяся Великая Отечественная война потребовала перестройки работы всего хозяйства. Алтай принял более 100 эвакуированных предприятий из западных районов страны, в том числе 24 завода общесоюзного значения.

В 70-80-е годы произошел переход от отдельно действовавших предприятий и отраслей к формированию территориально-производственных комплексов: аграрно-промышленных узлов, производственных и производственно-научных объединений.

А после распада СССР краевая экономика вступила в затяжной кризис, связанный с потерей государственного заказа в промышленности и нерентабельности сельскохозяйственного производства.

Рельеф

Алтайский край, закат над Коргоном

Алтайский край расположен на юго-востоке Западной Сибири России между 49-54 градусами с.ш. и 78-87 градусами в.д. На западе и юге его территория граничит с Восточно-Казахстанской, и Павлодарской областями Казахстана, на севере и северо-востоке - с Новосибирской и Кемеровской областями России, на юго-востоке - с Республикой Алтай. Площадь - 167,85 тыс. км², протяженность с запада на восток 600 км, с севера на юг - 400 км. Расстояние от Барнаула до Москвы воздушным путем составляет - 3600 км.

Территория края относится к двум физическим странам - Западно-Сибирской равнине и Алтай - Саяны. Горная часть охватывает равнину с восточной и южной сторон - Салаирский кряж и предгорья Алтая. Западная и центральная части преимущественно равнинного характера - Приобское плато, Бийско-чумышская возвышенность, Кулундинская степь. В крае присутствуют почти все природные зоны России - степь и лесостепь, тайга и горы. Равнинная часть края характеризуется развитием степной и лесостепной природных зон, с ленточными борами, развитой балочно-овражной сетью, озерами и колками.

Климат и водные ресурсы

Климат Алтайского края умеренный, переходный к континентальному, формируется в результате частой смены воздушных масс, поступающих из Атлантики, Арктики, Восточной Сибири и Средней Азии. Абсолютная годовая амплитудатемпературы воздуха достигает 90-95 С. Среднегодовые температуры - положительные, 0.5-2.1 С Средние максимальные температуры июля 26-28 С, экстремальные достигают 40-41 С. Средние минимальные температуры января −20, −24 °C, абсолютный зимний минимум −50, −55 °C. Безморозный период продолжается около 120 дней.

Алтайский край

Наиболее сухой и жаркой является западная равнинная часть края. К востоку и юго-востоку происходит увеличение осадков от 230 мм до 600-700 мм в год. Среднегодовая температура повышается к юго-западу края. Благодаря наличию горного барьера на юго-востоке края господствующий западно-восточный перенос воздушных масс приобретает юго-западное направление. В летние месяцы часты северные ветры. В 20-45 % случаев скорость ветров юго-западного и западного направление превышает 6 м/с. В степных районах края с усилением ветра связано возникновение суховеев. В зимние месяцы в периоды с активной циклонической деятельностью в крае повсеместно отмечаются метели, повторяемость которых 30-50 дней в году.

Снежный покров устанавливается в среднем во второй декаде ноября, разрушается в первой декаде апреля. Высота снежного покрова составляет в среднем 40-60 см, в западных районах уменьшается до 20-30 см. Глубина промерзания почвы 50-80 см, на оголенных от снега степных участках возможно промерзание на глубину 2-2,5 м

Водные ресурсы Алтайского края представлены поверхностными и подземные водами. Наиболее крупные реки (из 17 тысяч) - Обь, Бия, Катунь, Алей и Чарыш. Из 13 тысяч озeр самое большое - Кулундинское озеро, его площадь 728 км². Главная водная артерия края - река Обь - длиной в пределах края 493 км, образуется от слияния рек Бии и Катуни. Бассейн Оби занимает 70 % территории края.

Растительный и животный мир

карта Алтайского края

Многообразие зональных и интразональных ландшафтов Алтайского края способствует видовому разнообразию животного мира. В орнитофауне края насчитывается более 320 видов птиц. Млекопитающие представлены 90 видами.

Здесь произрастает около 2000 видов высших сосудистых растений, что составляет две трети видового разнообразия Западной Сибири. Среди них есть представители эндемических и реликтовых видов. К особо ценным относятся: золотой корень (родиола розовая), маралий корень (рапоптикум сафлоровидный), красный корень (копеечник забытый), марьин корень (пион уклоняющийся), солодка уральская, душица, зверобой, девясил высокий и другие.

Лесной фонд занимает 26 % площади края.

Полезные ископаемые

Полезные ископаемые Алтайского края включают полиметаллы, поваренную соль, соду, бурый уголь, никель, кобальт, железную руду и драгоценные металлы. Алтай знаменит уникальными месторождениями яшмы, порфиров,мраморов, гранитов, минеральными и питьевыми водами, природными лечебными грязями.

Впервые люди появились на территории Алтая около полутора миллионов лет назад. Ледниковый панцирь покрывал тогда огромные пространства Западной Сибири, поэтому все стоянки древних людей были расположены к югу от ледников, в прилегающих к ним заболоченных равнинах, холодных степях и лесостепях той эпохи - каменного века.

В конце VI - начале III века до н. э. на территории Алтая появляются группы пришлого населения. Культура пришлого населения получила название «афанасьевской» - по названию горы в Красноярском крае, около которой был раскопан первый могильник, относящийся к этому периоду. Племена афанасьевцев расселялись по Алтаю по рекам Бии и Катуни на юге и по Оби на севере. Это были раннескотоводческие племена протоевропеидов, основой жизни которых было отгонное скотоводство.

В I веке до н. э на Алтае существовала культура скифского типа, оставившая огромное количество уникальных памятников. Основным занятием населения Алтая того времени было скотоводство. Люди летом кочевали по равнинам и предгорьям, а с началом зимы отгоняли скот в горные долины. Оседлые племена Алтая в скифскую эпоху проживали в пределах от современной Кулунды на западе, до Кузнецкого Алатау на востоке и до Алтайских гор на юге.

С конца III века - начала II веков до н. э. и до конца I века до н. э. Алтай находился в сфере влияния племенного союза хунну - предков гуннов, впоследствии покоривших многие европейские народы в процессе «великого переселения народов». Хунну создали первое в Центральной Азии раннеклассовое государство. Массовое передвижение кочевых племен на запад сильно изменило облик населения Алтая. В лесной зоне начинает складываться культура самодийского населения, западносибирских угров и раннетюркских элементов.

С конца XVI века население Алтая тесно сближается с племенами западных монголов-ойратов. В 1635 году ойраты объединились в единое обширное государство - Джунгарское ханство. Большая часть алтайских племен была включена в состав Джунгарии.

XVII-XVIII века

Заселение русскими Верхнего Приобья и предгорий Алтая началось во 2-й половине XVII века. Освоение Алтая пошло после того, как для защиты от воинственных кочевников-джунгар были сооружены Бикатунская (1718), Белоярская (1717) и Бийская (1718) крепости.

С целью разведки ценных месторождений руды снаряжались поисковые партии на Алтай. Первооткрывателями считают отца и сына Костылевых, позднее открытиями воспользовался уральский заводчик Акинфий Демидов.

Для разведки, Демидов посылает на Алтай своих приказчиков и мастеровых с Урала, которые подтвердили богатое содержание здешних руд. Кроме богатых руд, на Алтае были густые сосновые леса и многочисленные реки. Таким образом, имелись все условия для создания горнозаводской промышленности. 21 сентября 1729 года заработал - Колывано-Воскресенский завод.

Параллельно с медным производством, началась и выплавка серебра. Итогом деятельности Акинфия Демидова и его приказчиков на Алтае было создание здесь феодальной горной промышленности, основанной на крепостном труде приписных крестьян и мастеровых.

Слухи о выплавке Демидовым серебра дошли до Петербурга, и императрица Елизавета Петровна 1 мая 1747 года издала указ, которым Алтай передавался в личную собственность русских царей.

За первые пять лет (с 1747 по 1752 годы) на Алтае было выплавлено свыше 750 пудов серебра и более 20 пудов золота, что оценивалось в 150 тысяч рублей. Из алтайского серебра была изготовлена Рака Александра Невского весом в 90 пудов, находящаяся ныне в Эрмитаже.

Образовавшийся ко 2-й половине XVIII века Алтайский горный округ - это территория, включавшая нынешние Алтайский край, Новосибирскую и Кемеровскую, часть Томской и Восточно-Казахстанской областей, общей площадью свыше 500 тыс. км² и населением более 130 тыс. душ обоего пола. Император был собственником алтайских заводов, рудников, земель и лесов, главное управление ими осуществлял Кабинет, находившийся в Петербурге. Костяк управления на месте составляли горные офицеры. Но главную роль в производстве играли унтер-офицеры и техники, из рядов которых вышли талантливые мастера и изобретатели И. И.Ползунов, К. Д.Фролов, П. М. Залесов, М. С. Лаулин.

XIX век

В первой половине XIX века Алтай занимал первое место в России по производству серебра, второе - меди, третье - золота. Он превратился во второй после Урала промышленный район на востоке страны. Государственный деятель, реформатор и сибирский губернатор М. М. Сперанский в 20-х годах XIX века побывал на Алтае и пришел к заключению: «Край сей сама природа предназначила к сильному населению и к самым богатым произведениям земледелия, торговли и промышленности. Но сих последних при настоящем устройстве ожидать невозможно». Он считал целесообразным заменить крепостных рабочих и приписных крестьян наемными работниками и привлечь на земли Алтая переселенцев. Но царский Кабинет долгие десятилетия не соглашался и на малые уступки, могущие пошатнуть его монопольное положение.

И после реформ 60-70-х годов XIX века феодальные пережитки на Алтае сохранялись в большей степени, чем в центре страны и других районах Сибири. Неприкосновенной осталась принадлежность горного округа царям, и это определило многие особенности развития Алтая в пореформенный период.

Горная промышленность, являвшаяся главной отраслью экономики округа, вступила после 1861 года в полосу кризиса. С начала 70-х годов стала неудержимо нарастать убыточность заводов, и к концу века почти все они были закрыты.

В частной промышленности пореформенного Алтая наибольшее развитие получила добыча золота. Частная обрабатывающая промышленность была представлена мукомольными и крупчатыми мельницами, винокуренными заводами, пимокатными и овчинно-шубными мастерскими.

В конце XIX века территория нынешнего Алтая входила в состав Томской губернии

XX век

Предреволюционный период

Постепенно основой экономики Алтая становится сельское хозяйство. Наряду с возделыванием зерновых культур (пшеницы, овса, ржи) расширялись посадки картофеля, значительное развитие получило пчеловодство. В начале XX века на первый план выходят молочное животноводство и маслоделие. Алтайское масло экспортировалось в страны Западной Европы.

В конце XIX века по северной части округа прошел участок Сибирской железной дороги, к 1915 году была построена Алтайская железная дорога, соединившая Новониколаевск, Барнаул и Семипалатинск. Совершенствовался и водный транспорт.

Столыпинская земельная реформа дала толчок переселенческому движению на Алтай, что в целом способствовало экономическому подъему края.

Революция и гражданская война

В июле 1917 года была образована Алтайская губерния с центром в г. Барнауле, которая просуществовала до 1925 года. События 1917 года привели к установлению на Алтае советской власти. В 1918 году Барнаул был захвачен белогвардейцами, красногвардейцы были вынуждены перейти к партизанской борьбе. Зиминское восстание в августе 1919 г. положило начало массовому партизанскому движению в крае. Вскоре на Алтае уже действовала целая партизанская армия Е. М. Мамонтова и И. В. Громова, в которой насчитывалось около 15 тысяч человек. В районах, контролируемых повстанцами, была восстановлена Советская власть. В концу 1919 года белые в Западной Сибири были разбиты.

Межвоенный период

С 1925 г. по 1930 г. территория Алтая входила в Сибирский край (краевой центр - город Новосибирск), а с 1930 г. и до 1937 г. входила в Западно-Сибирский край (краевой центр - город Новосибирск). В 1937 г. был образован Алтайский край (центр - город Барнаул).

На протяжении 20-х годов Алтай оставался аграрным регионом и поэтому основные политические и социально-экономические процессы были связаны с развитием деревни. К началу 30-х годов была в основном завершена коллективизация крестьянских хозяйств. НЭП к этому времени уже не существовал.

На экономическом развитии Алтайской губернии в конце 20-х годов сказывается окончание строительства Туркестано-Сибирской железной дороги. Для переработки среднеазиатского хлопка сооружается Барнаульский меланжевый комбинат. В Барнауле, Бийске, Камне-на-Оби были построены элеваторы, в Бийске и Алейске - сахарные заводы, в Бийске, Рубцовске и Поспелихе - мясокомбинаты. Быстрыми темпами росли металлообработка и производство строительных материалов, улучшалась транспортная сеть. К концу 30-х годов Алтай превратился в один из крупных аграрно-индустриальных регионов Сибири.

Великая Отечественная война

Начавшаяся Великая Отечественная война потребовала перестройки работы всего хозяйства. Алтай принял более 100 эвакуированных предприятий из западных районов страны, в том числе 24 завода общесоюзного значения. Война основательно изменила хозяйственный облик Алтая, дав мощный импульс развитию его промышленности. В то же время край оставался одной из основных житниц страны, являясь крупным производителем хлеба, мяса, масла, меда, шерсти и других сельскохозяйственных продуктов.

Послевоенное время

Первое послевоенное десятилетие было периодом массового освоения новой техники и технологии. Темпы роста промышленности края превышали общесоюзные. К началу 60-х годов на Алтае производилось более 80 % тракторных плугов, свыше 30 % грузовых вагонов и паровых котлов, выпускавшихся к этому времени в РСФСР.

Приоритетное развитие промышленности, характерное для послевоенных десятилетий, сказалось на состоянии сельского хозяйства, которое продолжало развиваться экстенсивными методами. Ключевой для Алтая оставалась зерновая проблема. В октябре 1953 года руководивший Алтайским краем с 1943 года Н. И. Беляев подал на имя 1-го секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущёва записку, в которой сообщалось, о необходимости поставить на службу народному хозяйству плодородные земли Западной и Восточной Сибири, которые не используются должным образом. На состоявшемся в феврале-марте 1954 года пленуме ЦК КПСС советский лидер выступил с целинной программой уже от своего имени. (хотя позднее, на встрече с редакторами центральных газет, признал, что автором идеи был Беляев).

Получив одобрение своих предложений, Беляев потребовал от края повысить задание по подъёму целины. По его инициативе на состоявшейся в январе 1954 года VII краевой партийной конференции было принято решение расширить в 1954-1955 годах площадь посева яровой пшеницы на 2 млн га (вместо 1 млн 200 тыс. га по ранее заявленным предложениям). Реализация задач по распашке целины потребовала большого количества сельскохозяйственной техники. За первый год целинной кампании количество тракторов в МТС Алтайского края увеличилось с 29,6 до 44,3 тысяч штук. Для обеспечения резко возросшего количества сельскохозяйственной техники квалифицированными кадрами в хозяйства целинных районов из других регионов страны было призвано большое количество молодёжи и комсомольцев. Благодаря настойчивости и энергичности Беляева, державшего партийных работников в постоянном напряжении, за 7 лет в Алтайском крае было поднято 2.789,2 га целины и залежей, из которых в первые два года - 87,9 %. Однако наряду с плодородной целиной, в первые два года кампании под давлением партийных органов хозяйствами были распаханы большие массивы земель, малопригодных для выращивания зерновых культур. В 1955 году подобные угодья были выведены из состава пашни, но в последующие годы их снова распахивали и забрасывали, в результате чего отчётные цифры освоения целинных земель не соответствовали реальности.

Усилившиеся в конце 1950-х - начале 1960-х годов эрозия целинных почв и эпидемия сорняков, ставшие следствием ошибочных подходов к агротехнике целинного земледелия, значительно понизили производительность полей. В 1959-1963 годах среднегодовое количество зерна, сдаваемое государству колхозами и совхозами, снизилось относительно показателей 1954-1958 годов на 36 %.

В 70-80-е годы произошел переход от отдельно действовавших предприятий и отраслей к формированию территориально-производственных комплексов: аграрно-промышленных узлов, производственных и производственно-научных объединений.

После распада СССР

После распада СССР краевая экономика вступила в затяжной кризис, связанный с потерей государственного заказа в промышленности и нерентабельности сельскохозяйственного производства. Основываясь на законе «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 22 ноября 1990 года многие работники бывших совхозов и колхоов стали делить бывшую колхозно-совхозную землю на доли, а имущество - на паи, и создавать фермерские хозяйства. Постановление правительства России «О практике реорганизации колхозов и совхозов», вышедшее в 1992 году, привело к скачкообразному росту количества фермерских хозяйств: за 1991-1995 годы число фермерских хозяйств в Алтайском крае увеличилось с 99 до 6.806. Однако к середине 1990-х годов интерес к фермерам со стороны государства резко снизился, и условия для развития фермерских хозяйств стали ухудшаться. Правительство практически отказалось от выполнения Федеральной программы поддержки фермерства. В этих условиях фермеры оказались в критическом положении, и число прекративших свою деятельность фермерских хозяйств стало ежегодно превышать число вновь образующихся, в результате чего в 1999 году в Алтайском крае осталось 5.957 фермерских хозяйств. Однако из-за уменьшения количества желающих стать фермерами вновь создаваемым хозяйствам предоставлялись более крупные наделы, поэтому средний размер земельного участка вырос со 113 га в 1995 году до 156 га в 1999 году. К концу 1990-х годов Алтайский край входил в первую десятку регионов России по численности фермерских хозяйств, а по площади сельскохозяйственных угодий в одном хозяйстве - в первую шестёрку.

По свидетельствам археологов, впервые люди появились на территории Алтая около 1,5 млн лет назад. Ледниковый панцирь покрывал тогда огромные пространства Западной Сибири, поэтому все стоянки древних людей были расположены к югу от ледников, в прилегающих к ним заболоченных равнинах, холодных степях той эпохи – каменного века.

Около 200 тыс. лет назад, в период среднего палеолита, люди начинают заселять пещеры. Во многих пещерах по берегам Чарыша и его притоках, на Ануе археологами найдены каменные остроконечники, служившие в качестве оружия. Люди, обитавшие в пещерах, были охотниками, а их добычей были шерстистый носорог и пещерная гиена, як, кулан, газель и винторогая антилопа. В конце IV – начале III тыс. до н.э. на территории Алтая появляются группы пришлого населения. Культура пришлого населения получила название афанасьевской – по названию горы в Красноярском крае, около которой был раскопан первый могильник, относящийся к этому периоду. Афанасьевцыбыли первыми жителями Сибири, которые овладели техникой выплавки меди и изготовляли из нее различные изделия: орудия труда, оружие, предметы быта, украшения.

Культура так называемого скифско-сибирского мира сложилась в I тысячелетии до н.э., когда период бронзы сменился ранним железным веком. Основными занятиями населения Алтая того времени были скотоводство и войны. Причиной военных столкновений была постоянная борьба за захват лучших пастбищ и скота – главного богатства любого племени. Оседлые племена Алтая в скифскую эпоху проживали в пределах от современной Кулунды назападе до Кузнецкого Ала-Тау на востоке и до Алтайских гор на юге. Скифское время на Алтае связано с пазырыкской археологической культурой. Курганы пазырыкского периода довольно многочисленны; встречаются как большие, так и малые курганы.

В VI в. н.э. было создано мощное объединение племен – Первый Тюркский каганат, ядром которого стали алтайские тюрки. Древние тюрки Алтая были создателями рунической письменности, существовавшей в VII–VIII вв. Это дошло до нас в виде петроглифов и писаниц – наскальных рисунков охрой и выбитого или графически прочерченного изображения на камне.

В IX в. Алтай населяли различные тюрко-телеские племена, главенствующее положение среди которых принадлежало кыпчакам – предкам половцев, впервые описанным в «Слове о полку Игореве». Этот конгломерат племен (енисейские кыргызы, команы, кимаки и др.) просуществовал достаточно долго.

В 1207 г. Алтай был присоединен к улусу старшего сына Чингизхана Джучи, а затем вошел в состав Золотой Орды.

С конца XVI в. население Алтая все более тесно сближается с племенами западных монголов – ойратов, своих непосредственных соседей. В 1635 г. ойраты объединились в единое обширное государство – Джунгарское ханство. Большая часть алтайских племен была включена в состав Джунгарии на вассальных началах.

Во второй половине XVII в. началось заселение русскими Верхнего Приобья и предгорий Алтая. Среди первых русских людей, пришедших на Алтай, было много приверженцев старой веры – старообрядцев. В горах они искали свое Беловодье. По преданию, Беловодье – легендарная страна свободы, справедливости и «древнего благочестия». Там не было крепостной зависимости, имелись свободные земли для проживания и ведения хозяйства. Беловодье считалось убежищем от воцарившегося в мире антихриста. Одним из реальных ее прообразов считается Горный Алтай.

В начале XVIII в. для защиты от Джунгарского ханства сооружены Белоярская (1717) и Бикатунская (1718) крепости. Территория Алтайского края входила в состав Сибирской губернии (1708–1779), Колыванской области (1779–1783), Колыванской губернии (1783–1796), Тобольской губернии (1796–1804) и Томской губернии (1804–1917).

Активное развитие на Алтае получили добывающая и металлургическая отрасли промышленности. В первой половине XVIII в. Акинфием Никитичем Демидовым (из рода Демидовых) построены Колывано-Воскресенский (1729 г.) и Барнаульский (1744 г.) медеплавильные заводы. По указам от 1(12) и 12(23) мая 1747 г. земли по рекам Иртыш и Обь вместе с заводами и рудниками поступили в управление царского Кабинета, находящегося в Петербурге. Из них образован Колывано-Воскресенский (с 1834 г. Алтайский) горный округ, а с 1896 г. – Алтайский округ с центром в Барнауле. В начале XIX в. алтайские заводы занимали первое место в Российской империи по выпуску серебра, второе – меди, третье – золота. Во второй половине XIX в. горная промышленность вступила в полосу кризиса, при этом активно развивалась добыча золота частными владельцами: на 70 приисках добывалось до 100 пудов золота ежегодно. Основой экономики Алтая в этот период стало сельское хозяйство. Выращивались пшеница, овес, рожь, картофель. Значительное развитие получило пчеловодство, в начале XX в. – молочное животноводство и маслоделие.

Во второй половине XIX – начале XX вв. Алтай являлся одним из основных районов переселения крестьян из центральных губерний России. Особенно значительных масштабов переселенческое движение достигло в годы столыпинской аграрной реформы. В 1897 г. население Алтайского округа составляло 1,3 млн человек, в 1916 г. – 2,6 млн человек. В конце XIX в. по Алтаю прошел участок Сибирской железной дороги, к 1915 г. построена Алтайская железная дорога, соединившая Новониколаевск, Барнаул и Семипалатинск.

В 1917 г. решением Временного правительства из состава Томской губернии выделена Алтайская губерния.

С февраля 1918 г. в Алтайской губернии началась национализация собственности. Декретом СНК было узаконено прямое изъятие продуктов. Доверие этим самым к советской власти было подорвано. К концу лета 1918 г. вся территория Алтая контролировалась колчаковцами, но в декабре 1919 г. окончательно установлена советская власть.

В 20–30-е годы прошлого столетия Алтай по-прежнему оставался сельскохозяйственным районом.

Алтайский край является крупным индустриально-аграрным регионом России, расположенным в южной части Западной Сибири. Площадь территории края составляет 168,0 тыс. кв. км. По предварительным итогам Всероссийской переписи населения 2010 г., по Алтайскому краю население насчитывает 2419,4 тыс. человек. На территории края расположено 1562 населенных пункта, 12 городов и ЗАТО Сибирский. Административный центр края – г. Барнаул является крупным портовым городом на берегу Оби, а также крупным железнодорожным узлом на Транссибирской магистрали. Через Алтай проходит стратегически важный автомобильный [Чуйский] тракт, соединяющий Монголию с Россией.

Н. И. Разгон

Литература

  • *О разделении Западно-Сибирского края на Новосибирскую область и Алтайский край: Постановление ЦИК СССР от 28 сентября 1937 г. // Собрание законов СССР. 1937. № 66. Ст. 302.
  • То же // Известия. 1937. 29 сент.
  • То же // 60 лет Алтайскому краю: юбилейн. стат. сб. Барнаул, 1997. С. 5.
  • Административно -территориальное деление Сибири (август 1920 г. – июль 1930 г.), Западной Сибири (июль 1930 г. – сентябрь 1937 г.), Новосибирской области (с сентября 1937 г.) : справочник / Арх. отд. Новосиб. облисполкома, Гос. архив Новосиб. обл. Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1966. 220 с.
  • Справочник административно-территориальных изменений на Алтае. 1917–1980 / Исполнит. комитет Алт. краев. Совета нар. депутатов, Арх. отд., Гос. архив Алт. края. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1987. 359 с.
  • Мальцев, С. Г. Изменения в административно-территориальном делении Алтайского края за 50 лет // Алтай в прошлом и настоящем: 50 лет Алтайского края: тез. докл. к науч.-практ. конф. Барнаул, 1987. С. 104–106.
  • Административно -территориальные изменения Алтайского края за 1939–1991 гг. : в 2-х ч. / Госкомстат Рос. Федерации; Алт. краев. упр. статистики. Барнаул, 1992. 435 с.
  • Административно- территориальное устройство Алтая / Е. М. Борблик и др. // Энциклопедия Алтайского края. Барнаул, 1997. Т. 1. С. 169–175.
  • Разгон, Н. И. Административно-территориальные изменения на Алтае в 1917–1997 гг. // Центр хранения архивного фонда Алтайского края. Отдел специальной документации: путеводитель. М., 2001. С. 769–780. Библиогр.: с. 779–780 (18 назв.).
  • Справочник административно-территориальных изменений в Алтайском крае. 1981–2001 / Администрация Алт. края, Упр. арх. дела администрации Алт. края. Барнаул: ОАО «Алт. полигр. комбинат», 2002. 339 с.
  • Азиатская Россия в геополитической и цивилизационной динамике XVI–XX века / В. В. Алексеев, Е. В. Алексеева, К. И. Зубков, И. В. Побережников. М. : Наука, 2004. 600 с.
  • Бородаев, В. Б. Исторический атлас Алтайского края: картографические материалы по истории Верхнего Приобья и Прииртышья (от античности до начала XXI века) / В. Б. Бородаев, А. В. Контев. Изд. 2-е, испр. и доп. Барнаул: Азбука, 2007.С. 150–187: карт.
  • Деловой мир Сибири [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.regionalcom.ru/
  • Старинные карты Российской Империи с XVII по XXI вв. [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.raremaps.ru/
  • Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ak.gks.ru/
  • Усягин, А. В. Борьба централизации и децентрализации в системе управления 1930–1960-х гг. [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.terrus.ru/mono/r3/3.5.1.shtml Опубликовано: Алтайский край. 2012 г. : календарь знаменат. и памят. дат. Барнаул, 2011. С. 94–96.

Писать об Алтае крайне сложно. Написано об этом крае очень много. Алтай — это известная часть нашей территории и край загадок, легенд, край не только многовековой, но и многотысячной истории. Алтай издавна являлся своеобразным стыком цивилизаций: исторических, культурных, археологических. Вокруг Алтая сформировались многие культуры и народы, оказавшие впоследствии влияние на судьбу других территорий.

На территории Алтайского края и Республики Алтай выделяют 3 крупных археологических района: Горный Алтай, Верхняя Обь, Предгорья Алтая. Большинство археологических памятников Алтая приурочены к речным долинам, а также расширениям межгорных котловин, которые традиционно называют степями (Твныинская, Канская, Абайская, Уймонская, Курайская, Чуйская, Улаганская). Именно в этих удобных для проживания и жизнедеятельности местах с древних времен селились люди, здесь разворачивались важнейшие события алтайской истории.

Первые люди поселились в долинах Алтая много сотен тысяч лет назад , как об этом свидетельствует всемирно известная Улалинская стоянка, обнаруженная в Горно-Алтайске. Во время раскопок Улалинской стоянки были найдены примитивные каменные орудия, сделанные из заготовок, полученных огневой техникой, т.е. путем нагревания и резкого охлаждения камней. Улалинские находки относятся к периоду нижнего палеолита, некоторые из них насчитывают более миллиона лет. К более поздним периодам каменного века относятся материалы раскопок пещерных стоянок Денисовой и Усть-Канской пещер. Именно в этих природных закрытых комплексах, неподверженных внешним влияниям, археологами были раскопаны интересные памятники с хорошо прослеживаемой последовательностью культурных слоев.

Предполагается, что древние люди вели кочевой образ жизни. Они жили на стоянках, расположенных в удобных со стратегической точки зрения местах. Пещеры закрытого типа, скорее всего, использовали в качестве приюта во время кочевий.

Период ранней бронзы

Энеолит, переходный период от каменного века к бронзовому, характеризующийся использованием наряду с каменными орудиями бронзовых, представлен в Горном Алтае афанасьевской археологической культурой (конец IV тыс. до н.э. — первая четверть II тыс. до н.э.). Название культура получила от Афанасьевской горы (близ р. Батенья в Красноярском крае), где в 1920 г. был исследован первый могильник этой эпохи. На Алтае пленена афанасьевцев расселялись от Телецкого озера (по р. Бия) и среднего течения Катуни на юге до широты Барнаула на севере.

Формирование афанасьевской культуры связано с переселением на Алтай раннескотоводческих племен протоевропеоидов, занимавшихся отгонным скотоводством. Медь и бронза начали применяться в производстве оружия, орудий труда, предметов быта и украшений. Этническую принадлежность афанасьевцев определить пока не удалось, можно говорить лишь об их расовой принадлежности. Антропологи утверждают, что эти люди были очень высокими (средний рост 1,8 м). Согласно реконструкциям черепа, это были элитные европеоиды. Установлено, что на базе афанасьевской культуры позднее появилась скифо-сибирская культурно-историческая общность.

Афанасьевцы вели комплексное хозяйство, отдавая предпочтение пастбищному скотоводству. Селиться они любили в широких открытых речных долинах. Афанасьевские памятники представлены могильниками и поселениями Балыктуюль, Ело, Кара-Тенеш, Теньга, Большой Толгоек, Арагол, Курота и др.

Погребальные памятники представляют собой оградки, в которых имелись овальные или прямоугольные могильные ямы с перекрытием. В ямах находились одиночные или парные погребения, усопших укладывали на бок или на спину, как правило, с подогнутыми ногами, головой на северо-восток или юго-запад. Часто костяки погребенных были окрашены охрой. Из предметов инвентаря в могильниках были обнаружены керамические сосуды, курильницы-вазы, орудия труда и украшения. Керамика отделана орнаментом в виде гребенчатого штампа.

Железный век

В I тыс. до н.э. на Алтае появляется культура скифского типа, давшая мировой истории целый ряд уникальных памятников искусства.

Скифы, древние кочевые племена Восточной Европы и Западной Азии, обосновались в конце VII-II в. до н.э. в Причерноморье и на берегах Каспийского моря. Происхождение этих племен, которые, вероятно, принадлежали к индоевропейской группе, до сих пор до конца не выяснено. Известно, что скифские воины воевали с Персией, нападали на греческие колонии в Причерноморье, сохранились упоминания о наемниках-скифах в армиях этих государств. Скифское время на Алтае связано прежде всего с пазырыкской археологической культурой ранних кочевников (VII-II вв. до н.э.). Главным занятием кочевого племени пазырыкских воинов была охота.

Пазырыкцы знали и любили природу, были прекрасными художниками: изображали барсов, орлов, оленей, рисовали фантастических животных. Десятки таких племен появились в степях Евразии, создав культуру, которая была названа скифо-сибирской, по имени наиболее известного племени. После разгрома скифского государства готами скифы растворились среди других племен, предположительно внеся свою лепту и в формирование славянского этноса.

Курганы пазырыкского периода выявлены во многих районах Алтая (Улаганский, Онгудайский, Усть-Коксинский, Чарышский и др.). Встречаются как большие, так и малые курганы, причем, как правило, малые курганы — это погребения рядовых кочевников. Большие курганы, наиболее интересные с исторической точки зрения, обычно вытянуты в цепочку в направлении север — юг. Под каменными насыпями в ямах находятся срубы с деревянным перекрытием или каменные ящики. По богатству инвентаря (металлические чеканы, ножи, кинжалы, зеркала, изделия из кости, украшения, конская сбруя) и внутренней конструкции они резко отличаются от малых курганов.

Это погребения родоплеменной знати. В курганах с мерзлотой сохранились предметы из дерева, кожи, войлока, тканей. Впервые пазырыкские курганы были исследованы в урочище Пазырык на реке Большой Улаган, где была обнаружена цепочка из пяти больших курганов. В 1993 г. на плато Укок археологами Новосибирского института археологии и этнографии была сделана уникальная находка бальзамированного тела молодой знатной женщины. Кроме могильников, к эпохе раннего железа относятся поселения, поминальные и ритуальные сооружения, многочисленные менгиры (каменные стелы), «оленныв камни», петроглифы.

Курганные могильники шибинского периода (от названия урочища Шибе в долине реки Урсул) были обнаружены по рекам Катанда, Берепь, Каракол, Курота, Курай, Яконур, Песчаная. По размерам и устройству они похожи на пазырыкские курганы. В них встречаются вещи китайского происхождения, а в богатых курганах — довольно много золотых вещей.

К эпохе ранних кочевников относят и группу писаниц Центрального Алтая, выполненных способом пунктирной набивки, при котором все изображение заполняется ямочками и точками.

Были найдены следы золотых приисков далеких времен. Помимо добычи золота, развивалось узкоспециализированное скотоводство (коневодство, овцеводство), охота на копытных и пушных зверей.

В III в. до н.э. пазырыкская культура сменилась гунно-сарматской культурой. К концу III в. до н.э. племенной союз хунну, предки гуннов, покоривших позже европейские народы, создал первое в Центральной Азии раннеклассовое государство. За последние 20 лет в Горном Алтае были открыты и исследованы около двух десятков памятников этого периода. К ним относятся могильники Усть-Эдиган, Чендек, Верхний Уймон, Белый Бом, Бикв, Айрыдаш и др., а также поселения, городища, святилища: Юстыд, Бертек, Майма, Кучерла и т.д. Культурная и этническая принадлежность этих памятников пока не установлена. Возможно, пазырыкская культура не исчезла бесследно, а трансформировалась в культуру гуннского типа. О преемственности двух культур свидетельствует схожесть погребального обряда. Кроме того, в одном из погребений гуннского типа на средней Катуни был найден комплекс вещей скифской культуры, а в одном из пазырыкских курганов — накладки лука гуннского типа.

Хорошо изучены памятники 1 тысячелетия оседлых племен Верхней Оби. Выделяют верхнеобскую (II-VIII вв.) и сросткинскую (IХ-Х вв.) культуры.

Золото скифов

Первые археологические экспедиции по изучению скифов состоялись при Петре Великом в XVIII в. Именно в это время друг царя, знаменитый ученый из Амстердама Николае Корнелиссон Витсен, получил от своих русских друзей древнеримские монеты, китайское зеркало и еще кое-какие диковинки, найденные в сибирских курганах. Среди этих предметов наибольший интерес представляли четыре десятка золотых изделий, например ожерелья очень тонкой работы, поясные пластинки, различные орнаменты с изображением животных. Все они относились к временам скифов.

Началось все 29 октября 1715 г., когда представители высшей аристократии подарили царице Екатерине по случаю рождения царевича Петра «роскошные золотые изделия из сибирских захоронений, а также сто тысяч рублей звонкой монетой», принадлежавшие богатейшему предпринимателю и основателю первых уральских заводов Никите Демидову. Позже, в 1793-1830 гг., инженер и страстный коллекционер П.К.Фролов, основатель барнаульского музея, собрал большое количество древностей, обнаруженных на Алтае при проведении горных работ, но особенно во время тайных археологических раскопок.

Лучшие предметы из коллекции Фролова находятся теперь в Эрмитаже, а остальная часть коллекции хранится в Историческом музее в Москве. Два экспоната попали в музеи Стокгольма.

Искусство восточных скифов

По находкам, сделанным в лазырыкских курганах, можно судить о замечательном искусства алтайских кочевников. Деревянные скульптуры и барельефы, геометрические орнаменты, силуэты и полихромные рисунки — все приемы нередко сочетаются в одном произведении. Среди изображений животных наиболее часто встречаются лошадь, верблюд и олень. Из всех животных особое место восточные скифы отводили оленю, т.к. именно это животное, по их представлениям, доставляло души в загробный мир.

Среди находок, сделанных в курганах, мало металлических предметов, но есть все основания предполагать, что их было гораздо больше и что они отличались разнообразием: бронзовые статуэтки, изображающие животных и птиц, литые, ажурные и чеканные барельефы из меди, бронзы, серебра и золота. Ремесленники, работавшие с металлом, прибегали к тем же выразительным средствам, какие они использовали в работе с деревом.

Из образцов, поступавших с юго-запада, исключительный интерес представляют уникальные ткани и ковры, потому что это самые древние доказательства существования ткачества и искусства изготовления ковров на Среднем Востоке. Алтайские кочевники заимствовали в Персии и некоторые мифические мотивы. Один из них — грифон, впоследствии ставший любимейшим сюжетом местного искусства.

Тюркский период

В Горном Алтае были обнаружены разнообразные археологические памятники VI-X вв., относящиеся к тюркскому времени, в которых четко прослеживается связь между гунно-сарматским и тюркским периодами истории Алтая. В этот период осуществился переход от индоевропейских жителей Алтая к древним тюркам, предкам современных алтайцев, турок и монголов.

В VI в. племена тюрков объединились в мощный Первый тюркский каганат, включавший в свои владения земли от Кавказа и Крыма на западе до Китая на востоке. В 572 г. Первый тюркский каганат распался на Западный с центром в семиречье и Восточный с центром в современной Монголии. В 682 г. был образован Второй тюркский каганат, который просуществовал до 744 г., вплоть до появления в степях Центральной Азии Уйгурского каганата, под властью которого оказалось население Алтая. После падения Уйгурского каганата в 840 г. алтайские племена оказались в подчинении енисейских кыргызов, предков современных хакасов, войдя в состав Кыргызского каганата. Начиная с VI в. древние тюрки начали проникновение в лесостепную и лесную зоны Приобья. Жившие здесь угорско-самодийские племена частично были оттеснены на север, другая часть их ассимилировалась с древними тюрками. Таким образом сгладились существовавшие на протяжении долгих веков культурные отличия между населением зоны гор и степей Алтая и обитателями Верхней Оби. Тюркские археологические памятники наиболее разнообразны и хорошо сохранены на территории Горного Алтая. Среди них курганы и поминальные комплексы, рунические писаницы. Характерны погребения в грунтовых ямах с южной ориентировкой с сопроводительными захоронениями коней. Умершие снабжались ритуальной пищей, как правило из баранины.

С богатыми курганами тюркского времени и каменными оградками связаны также ‘каменные бабы» (кезер таш). Эта группа памятников относится к VI-IX вв. На Алтае обнаружено более 30 изваяний. Многие были найдены вдоль Чуйского тракта, семь — в Курайской степи. Часть изваяний была вывезена экспедициями в музеи Томска, Горно-Алтайска, Москвы (Государственный Исторический музей) и Санкт-Петербурга (Музей антропологии и этнографии). Некоторые бабы тем не менее остались на своих местах. Несмотря на скупость изобразительных средств, каменные изваяния древних тюрков, дошедшие до наших дней, удивительно индивидуальны и похожи на древних людей, живших на Алтае более тысячи лет назад.

Кроме того, изваяния кезеров имели и чисто практический смысл: так, согласно анимистическим представлениям тюрков, душа умершего могла быть заключена шаманом в камень; то есть сам умерший как бы присутствовал на своих поминках. Часто каменные фигуры кезеров — древних воинов — называют каменными бабами. В отличие от половецких каменных скульптур, с которыми их часто сравнивают, алтайские фигуры никогда не изображают женщин, а являются воплощением образа древнего воина. Первые каменные скульптуры баб в условной манере передают лицо человека, выполненное в верхней части стелы.

Как правило, это мужчина с широкими скулами, раскосыми глазами, усами и бородой; на отдельных изваяниях изображены вдетые в уши серьги, на шее — гладкие гривны и ожерелья. Более поздние фигуры тюркских воинов передают также парадное облачение с оружием (сабля и кинжал) на поясе, украшенном фигурными бляхами. Число и состав поясных блях служили знаками воинского различия. Иногда изображена и одежда: головные уборы, халаты с отворотами на груди и широкими рукавами с манжетами. В правой руке воина изображена чаша или кубок, левая опущена на рукоятку сабли. Наиболее выразительные фигуры алтайских тюрков известны в долинах Узунтала, Курая, Каракола, Аргута и Белого Ануя.

В Горном Алтае известно более 3000 оградок тюркского времени. Они представляют собой четырехугольные сооружения из каменных плит. Это основания храма или деревянной каркасной постройки в виде жилища (подобные сооружения до сих пор возводятся над могилами алтайцев и казахов в Юго-Восточном Алтае) На плитах алтайских оградок нередко встречаются гравированные рисунки животных и людей. Пространство вокруг оградок выкладывалось тщательно подогнанными друг к другу крупными валунами или мелкой галькой. Оградка являла собой последнее пристанище души умершего. В центре помещалось лиственничное дерево, а в качестве жертвы приносилась лошадь; устанавливалась так называемая «гайлга» — натянутая на наклонные колья шкура жертвенного животного.

На восток от оградок с изваяниями тянутся небольшие, вертикально поставленные камни — балбапы. Такое название в современной археологии получили ряды невысоких каменных столбиков, расположенные рядом с оградками. Однако среди ученых нет единства в вопросе о трактовке этого термина. Ранее балбалами называли каменные скульптуры, и фонетическим упрощением слова объясняли, почему скульптуры воинов зачастую называли бабами. Прежде все исследователи были единодушны в том, что тюрки ставили каменные столбики — балбалы у поминальных сооружений своих воинов по числу врагов, убитых погребенным. Но большое число балбалов (несколько десятков, иногда — сотен) у мемориальных комплексов древнетюркской аристократии заставляет археологов сомневаться в этой версии: трудно представить, что тюркские каганы при жизни могли убить сотни вражеских воинов. В последние годы широкое распространение получило предположение, что число камней соответствует числу сородичей, принимавших участие в похоронах.

Возможно, что камни являются символическими коновязными столбами — неотъемлемой частью любого жилища кочевника. Балбал-коновязь являлся своего рода знаком присутствия (внимания) определенного человека к умершему. Кроме того, здесь можно провести параллель между алтайскими балбалами и деревянными коновязями-сэргэ, почитаемыми у бурят и якутов. Также к культурному пласту тюркского времени относятся многочисленные петроглифы и писаницы — наскальные рисунки и элементы тюркского рунического письма. Петроглифы выполнены в технике точечной выбивки или граффити, т.е. прочерченного рисунка.

Как правило, рисунки изображают животных, всадников, батальные сцены и сцены охоты, птиц и змей, фантастических существ. Рунические надписи на камнях выполнены знаками орхоно -енисейского алфавита. В Горном Алтае сохранились некоторые поселения тюрков. Большая их часть располагалась на горных склонах, в логах или у подошвы гор, что позволяло в случае военной опасности отойти в соседнюю долину. Наиболее известное тюркское городище было раскопано в устье реки Большой Яломан. По мнению исследователей, это был значительный и большой город тюрков. Китайские летописи характеризуют тюрков как искусных металлургов, поставляющих железо и изделия кузнечного мастерства соседям.

Джунгарское ханство и присоединение Алтая к России

К X в. население Алтая представляло собой конгломерат различных тюркских племен, наиболее мощным из которых были кыпчаки, одно из племен теленгитов или телеутов, предки половцев, известных из древнерусских летописей. Вплоть до XIII в. различные племена — среди которых енисейские кыргызы, кимаки, кочаны, кидани, найманы и др. — образовывали более или менее крупные и мощные державы, в состав которых входили и народы Алтая.

В начале XIII в. Кыргызский каганат был разгромлен войсками Чингисхана. В 1207 г. территория Алтая вошла в состав улуса старшего сына Чингисхана Джучи и, позднее, оказалась в составе огромного государства Золотой Орды, образованного в результате завоеваний, под предводительством старшего сына Джучи хана Батыя. Территория этого государства простиралась от низовий Дуная до предгорий Алтайских гор. Археологические исследования показывают, что от того времени на Алтае остались разрушенные городища со следами пожаров, а погребальные памятники с бедным инвентарем отражают резкое обнищание населения и общий упадок культуры. От разорений и междоусобных войн южные алтайские племена спасались в лесостепных зонах Приобья.

В это время к востоку от Алтая начали укрепляться племена западных монголов-ойратов, непосредственных соседей алтайского населения. В 1635 г. разрозненные ойратские племена объединились в единое государство — Джунгарское ханство. Ойратские феодалы и джунгарские ханы, а также телеутские князья насильственно собирали дань с народов Алтая. В это время в населении Алтая четко выделялись южные и северные алтайцы. Южные относились к наиболее монголоидному центральноазиатскому и южносибирскому типу (тувинцы, буряты, монголы). Северные алтайцы относятся к уральскому типу и представляют этнический субстрат, включавший тюркские, самодийские, кетские и угорские элементы.

В Горном Алтае жили южные алтайцы: у Телецкого озера и по реке Чулышман, в долине реки Чуй, на Катуни. Северные алтайцы заселяли отроги Алтайских гор, долину реки Бии. В XVII в. сформировались основы хозяйственной деятельности алтайцев, которой они занимаются по настоящее время: охота, скотоводство. Первые русские поселенцы появились на Алтае только в конце XVII в. Освоение Алтая пошло быстрее после строительства оборонительных крепостей и острогов, защищавших от набегов джунгарских ханов.

XVIII-XIX вв.: Демидовский (1727-1745) и кабинетский (1747-1893) периоды

В начале XVIII в. Россия вела Северную войну со Швецией, которая продолжалась долгие 20 лет. В этот период острой необходимостью стало получение собственных металлов, особенно меди, для изготовления пушек. По указу Петра-I снаряжались поисковые партии, поощрялись исследователи рудных недр, за открытие медных и серебряных руд обещалась премия.

О наличии металлов на Алтае были известно благодаря обнаружению многочисленных чудских копей. Первооткрывателями рудных месторождений на Алтае считают Степана и Якова Костылевых Но их открытиями I воспользовался другой человек, сыгравший важную роль в истории Алтая, чьим именем часто называют целый период истории региона.

Речь идет о крупном уральском заводчике А.Н.Демидове. В 1726 г. он получил разрешение и монопольное право на строительство на Алтае заводов и рудников. Для разведки Демидов послал на Алтай своих приказчиков и мастеровых с Урала, которые подтвердили богатое содержание здешних руд и этим ускорили принятие решения о строительстве рудников и заводов. В конце 1727 г. на притоке реки Белой — Локтевке — было начато строительство медеплавильного завода (Колывано-Воскресенского), который открылся через 2 года. В 1744 г. начал работать еще один демидовский завод, построенный в устье реки Барнаулки,- Барнаульский медеплавильный.

Несмотря на дешевую рабочую силу, выплавка меди была убыточной. Скорее всего, гораздо больший деловой интерес Демидов имел к производству серебра, более доходному и выгодному. Из серебра алтайского Змеиногорского рудника Демидов тайно чеканил серебряную монету на своем уральском заводе. Скорее всего, слухи об этом дошли до Петербурга, и царица Елизавета направила на Алтай с проверкой комиссию. Дальнейшие события развивались стремительно.

В 1745 г. А.Демидов умер. Елизавета конфисковала его владения на Алтае в свою пользу. С этого момента начался кабинетский период в истории Алтая. После разгрома китайцами Джунгарского ханства в 1756 г. жители Горного Алтая добровольно вошли в состав России. Это событие оказало влияние на все стороны жизни и деятельности алтайского населения.

С 1747 г. Рудный Алтай превратился в собственность русских царей, металлургическое и сереброплавильное производства быстро развивались, в 1762-1768 гг. был построен еще один сереброплавильный завод в Павловске. Главное управление заводами принадлежало царскому Кабинету в Петербурге, реальное управление осуществлялось канцелярией горного начальства, чья власть распространялась на все местное население, включая купцов, мещан и солдат.

К концу XVIII в., после бурного развития, сереброплавильное производство сократило свои объемы. Иссякли запасы Змеиногорского серебряного рудника, выплавка серебра стала менее значительной. После отмены крепостного права в 1861 г. горная промышленность окончательно вступила в полосу кризиса. В 1870-х гг. заводы, занимавшие некогда в экономике ведущее положение, стали убыточными. Алтайское серебро больше не могло конкурировать с более дешевым зарубежным. В 1893 г. закрываются Барнаульский, Павловский, Локтевский заводы. В конце XIX в. Алтай становится преимущественно сельскохозяйственным районом, а в городах развиваются частное предпринимательство, небольшие мануфактуры и торговля.

Алтай в XIX веке

После отмены крепостного права усилился приток на Алтай русских переселенцев из европейской части России, стремившихся в Сибирь в поисках свободной земли. Как правило, переселенцы применяли прогрессивные технологии и методы ведения сельского хозяйства, в частности усовершенствованные орудия труда, удобрения, разводили новые для Алтая сорта культур и породы скота.

Одновременно крупные города Алтая — Барнаул, Бийск и Змеиногорск — превращались в торговые центры. Барнаул и Бийск становятся значительными пунктами скупки сельскохозяйственного сырья, особенно пшеницы и муки. В селах регулярно проводились торговые ярмарки, в городах работали магазины и лавки. Через Бийск осуществлялась внешняя торговля с Монголией и Китаем. На Алтае в конце XIX в. сформировались большие купеческие семьи и целые семейные кланы: Суховы, Сычевы, Морозовы, Маштаковы, Жернаковы и др. Крупные предприниматели и деловая элита играли важную роль в экономической и общественной жизни, занимались благотворительностью и меценатством.

В конце XIX — начале XX в. здесь действовало много российских и иностранных частных фирм, в т.ч. по торговле текстилем — Второвых, по продаже швейных машинок — Зингер, по сбыту сельскохозяйственной техники — «Международная компания жатвенных машин», в золотопромышленности — «Алтайское золотопромышленное дело», «Турн и Таксис» и др.

Советская власть, установленная на Алтае в декабре 1917 г., пала в конце лета 1918 г., как и во всей Сибири, вследствие восстания чехословацкого военного корпуса в крупных городах за Уралом. Некоторое время на территории, контролируемой белочехами, действовали эсеро-меньшевистские органы власти. Еще один переворот свершился 18 ноября 1918 г., когда была установлена военная диктатура и верховным правителем стал адмирал А.В.Колчак.

Советская власть в регионе была установлена только к концу 1919 г. В 1922 г. была образована Ойротская автономная область (переименованная в 1948 г. в Горно-Алтайскую). Во время нэпа среди крестьянства выделился слой середняков. Зажиточные хозяйства в основном принадлежали старожилам и переселенцам последней четверти XIX в. Кооперативные традиции на Алтае были очень крепки, наиболее солидными являлись маслодельные кооперативы (в 1923 г. действовало 586 масло- и сырозаводов). В городах активно развивалась торговля, восстанавливались городские и сельские базары, рынки, торговые заведения, универсальные магазины.

В 1928 г. И.Сталиным был объявлен новый курс на выполнение плана хлебозаготовок и переход к массовой коллективизации. Именно с Алтая начались жестокие репрессии зажиточных крестьян. В 30-х гг. крестьян, избежавших репрессий, силой загоняли в колхозы, проводя принудительную коллективизацию. В 1937 г. постановлением ЦИК СССР от 28 сентября было учреждено новое административное образование — Алтайский край.

В годы Великой Отечественной войны Алтай принял более 100 эвакуированных предприятий из западных районов России. На базе этих заводов возникли многие крупные предприятия Алтая, начавшие работу именно в тяжелые годы войны. Промышленное производство возросло за военный период в 1,6 раза. Перспективными отраслями стали сельскохозяйственное машиностроение, химическая промышленность, которая развивалась на местной сырьевой базе.

http://putevoditel-altai.ru/load/1173-istoriya-altaya.html