Первая часть трилогии Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность» была создана в г. Это автобиографическое произведение, в котором писатель рассказал о своих детских впечатлениях. В повести «Детство» два главных героя: Николенька Иртеньев и взрослый человек, вспоминающий свое детство. Повествование ведётся от лица-героя рассказчика.


1.Внешние черты (портрет). Портретная характеристика часто выражает авторское отношение к персонажу. 2. Характер персонажа. Раскрывается в поступках, в отношении к другим людям, в описаниях чувств героя, в его речи. 3.Наличие или отсутствие прототипа. На данном этапе работы, в этом учебном году, я постаралась выяснить, кто были прототипы героев повести Толстого, а также на основе текста нарисовала портреты персонажей этого произведения и составила их краткие характеристики.




1. Посещение музея Л.Н. Толстого на Пречистенке 2. Сбор информации о прототипах всех героев повести Л. Н.Толстого «Детство». 3. Иллюстрирование: изучение существующих иллюстраций и создание на их основе своих работ. 4. Оформление наглядногоучебного пособия «Альбом семьи Иртеньевых» для кабинета литературы.




Далее слайды презентации представляют собой отобранные мной цитаты из повести и мои комментарии к ним, а также подлинные портреты прототипов героев повести или мои иллюстрации к ней. Весь этот материал вошёл в наглядное пособие «Семейный альбом Николеньки Иртеньева»


Главному герою 10 лет. Он встречается с с настоящей несправедливостью: отец хотел уволить Карла Ивановича, который 12 лет жил в семье, выучил детей всему, что знал сам, а теперь стал не нужен. Николенька переживает горе предстоящей разлуки с матерью. Он размышляет над странными словами и поступками юродивого Гриши; кипит восторгом охоты и сгорает от стыда, спугнув зайца; испытывает «что-то – вроде первой любви» к милой Катеньке, дочери гувернантки; хвастает перед ней искусной верховой ездой и, к большому конфузу, чуть не падает с лошади.




Карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый белый воротничок. Нежная сухая рука, которая часто ласкала Николая и которую он часто целовал. Дети называли ей МАМАN. В повести создан теплый образ матери Николеньки, от улыбки которой «кругом все как будто веселело».




Он был человеком прошлого века и имел общий молодежи того века неуловимый характер рыцарства, предприимчивости, самоуверенности, любезности и разгула. Большой статный рост, странная, маленькими шажками, походка, привычка подергивать плечом, маленькие, всегда улыбающиеся глазки, большой орлиный нос, неправильные губы, которые как – то неловко, но приятно складывались, недостаток в произношении- пришептывание, и большая во всю голову лысина: вот наружность отца Николая. Он был знаток всех вещей, доставляющих удобство и наслаждение, и умел пользоваться ими.


«Этот у меня будет светский молодой человек,- говорил отец, указывая на Володю». « На лошади же он был очень хорош – точно большой. Обтянутые ляжки его лежали на седле так хорошо, что Николаю было завидно, - особенно потому, что, сколько он мог судить по тени, он далеко не имел такого прекрасного вида ».








Старая нянька воспитала не одно поколение семьи Иртеньевых. Она нянчила ещё мать Николеньки, а сейчас, будучи экономкой, свято бережёт хозяйское добро и продолжает искренне любить своих воспитанников. С тех пор как он себя помнит, помнит он и Наталью Савишну, ее любовь и ласки; но теперь только умеет ценить их,- тогда же ему и голову не приходило, какое редкое, чудесное создание была эта старушка.




Карл Иванович – гувернер «выписан из – за границы» Жил в чужом доме, собственных вещей имел мало. Он всегда носил ватный халат, шапочку с кисточкой. У него слабое зрение. До того, как стал учителем, был солдатом. «Это добрый немец». Он говорил маленькому Николаю, что «неблагодарность- это тяжелый порок» Давал возможность детям, исполняя наказание, подумать, поразмышлять над своим поведением. Не очень строг, терпелив, «умел воспитывать даже молчанием»




. «...Мария Ивановна в чепце с розовыми лентами, в голубой кацавейке и с красным сердитым лицом, которое приняло ещё более суровое выражение, когда вошёл Карл Иванович»Глаза у нее были карие. Часто ее называли МИМИ. «Что за несносная особа была эта Мими! При ней всё казалось неприличным!»


Катенька дочь гувернантки МИМИ. «Светло-голубые глаза, улыбающийся взгляд, прямой носик с крепкими ноздрями и ротик с светлою улыбкой, крошечные ямочки на Розовых прозрачных щечках.» К ней Николенька испытывает нечто вроде первой любви. От нее он впервые слышит слова о бедности и богатстве.


Спасибо, ребята, что ходите ко мне. Я рад, когда вы хорошо учитесь. Только, пожалуйста, не шалите. А то есть такие, что не слушают, а только сами шалят. А то, что я вам говорю, нужно для вас будет.Спасибо, ребята, что ходите ко мне. Я рад, когда вы хорошо учитесь. Только, пожалуйста, не шалите. А то есть такие, что не слушают, а только сами шалят. А то, что я вам говорю, нужно для вас будет. Вы вспомните, когда уже меня не когда уже меня не будет, что старик будет, что старик говорил вам добро. (Л.Толстой) (Л.Толстой)

», представляющая собою первую часть трилогии: «Детство», «Отрочество » и «Юность ». Говорят, Толстой хотел написать в четвертую часть и назвать свое произведение: «История четырех эпох», но этой заключительной четвертой главы, в которой, очевидно, говорилось о «возмужалости» героя, не было им написано.

Главный интерес повести «Детство» сосредоточивается на личности её героя – Николеньке Иртеньеве . Автор следит, шаг за шагом, за развитием его детской души, – за каждым, даже мелким, но характерным, проявлениям её. Таким образом, произведение это, по преимуществу, «психологическое». Но, кроме того, оно, в такой» же мере, может быть названо «моральным», – так как автор судит своего героя с этической точки зрения, – старается, пользуясь психологическим анализом, определить в нем моральную сторону его богатой, развивающейся натуры.

Лев Толстой. Детство. Аудиокнига

Ни в одном другом произведении русской литературы не было сделано таких наблюдений над душой вырастающего человека. Тургенев от своего имени рассказал нам детство Лизы , юность Рудина . Гончаров изобразил один день детства Обломова . Толстой же ведет своего героя день за днем, – от его детской до университета, и все характерное постепенно определяется и выясняется в его душе.

Эпоха, с которой связано действие повести «Детство» – 1830 – 1840-е годы. Среда, в которой развертывается её содержание – богатая дворянская, помещичья, связанная с «землей». Это было время, когда в русской жизни, после событий 14 декабря 1825 года , те немногочисленные проблески общественного самосознания, которые, кое-где, мерцали в провинциальной дворянской среде в сердцах лучших русских людей того времени, за немногими исключениями, почти совсем погасли. В такое время и в такой среде не было никаких серьезных, духовных интересов, мысль спала, а потому отсутствовала всякая потребность в духовной пище. Время заполнялось строго-размеренным порядком жизни, установившимся этикетом, который возводился «чуть ли не на степень незыблемых законов», – так, даже «обед» в семье Иртеньевых был каким-то «ежедневным семейным радостным торжеством».

Жизнь в повести неизменно течет по раз заведенному воспринятому от родителей направлению, – она вся построена так, чтобы наполнять своими мелочами праздное время провинциального богатого дворянства. Крепостной строй и весь покоившийся на нем уклад жизни богатого помещика устранял от этого последнего всякий труд, не исключая и сколько-нибудь серьезных занятий хозяйством. Словом, эта была, в сущности, та же «обломовщина », только с лакеями в белых перчатках, с взысканной французской речью, с постоянными заботами о comme il faut.

В воспитании детей исключительное внимание устремлено было на внешность, на манеры; на развитие ума и сердца внимания не обращалось. О книгах никогда здесь не велось разговора, и к образованию относились несерьезно: если детей и посылали в университеты, то все по тем же побуждениям, которые заставляли Простакову учить Митрофана , Обломовых – своего Ильюшу. Полагая всю цель воспитания и подготовке ребенка к праздной, светской жизни, родители и воспитатели считала свою задачу выполненной, если забота о внешнем воспитании увенчивалась успехом. Им и в голову не приходило, что на их обязанности лежит развить в ребенке здоровое нравственное чувство, сильную волю, энергию, любовь и умение трудиться и многие другие положительные качества, необходимые для хорошей и счастливой жизни.

Много российских Обломовых явилось результатов такого воспитания. Но не таков вышел Николенька Иртеньев, благодаря своей сильной и богатой натуре, освободивший себя от влияний среды. Объясняется это, впрочем, и тем обстоятельством, что Толстой в своем Николеньке вовсе не хотел изобразить тип молодого барича, что типичность его не сословная, а вполне индивидуальная. В этом-то и заключается коренное отличие Толстого от других изобразителей детства. Своего Николеньку он понял и нарисовал вполне индивидуально и знакомит нас с малейшими подробностями его внутреннего мира, в котором очень много черт, совсем не зависящих от какой бы то ни было среды.

Ниже представлено его фото. Лев Николаевич Толстой («Детство») рассказывает о следующих событиях в жизни мальчиков — героев интересующего нас произведения. Повесть «Детство» — ностальгическое произведение, которое создано в жанре псевдоавтобиографии.

2) Особенности жанра автобиографической повести. Автобиографическая повесть - художественное произведение, основанное на личных впечатлениях, мыслях, чувствах писателя с привнесением в него художественного вымысла.

Исследовательский проект «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Л.Н.ТОЛСТОГО «ДЕТСТВО» И ОДНОИМЕННОЙ ПОВЕСТИ А.М.ГОРЬКОГО»

Повествование в повести ведётся от первого лица. Три повести Толстого - не последовательная история воспитания и взросления главного героя и рассказчика, Николеньки Иртеньева. Тёплые и трогательные воспоминания о детстве были связаны у Толстого со старшим братом Николенькой. Ни-коленьке стало стыдно, так как он до этого крайне непочтительно думал о ней.)- Как раздумья об отце и Карле Ивановиче характеризуют главного героя повести - Николеньку?

Николенька и Володя в Москве

Какое чувство из детства главный герой пронёс через всю свою жизнь? (слитая воедино любовь к матери и к Богу)- Как автор называет пору детства? Что в облике матери больше всего запомнилось главному герою - маленькому Николеньке Иртеньеву?

Некоторые типы, выведенные в этом произведении, списаны с натуры. Например, немец Карл Иванович Мауэр не кто иной, как Федор Иванович Россель, действительный учитель-немец, живший в доме Толстых. О нём же говорит сам Лев Николаевич в своих «Первых воспоминаниях». Недаром Лев Николаевич начинает историю своего детства с изображения именно этого лица. Федор Иванович и умер в Ясной Поляне, и похоронен на кладбище приходской церкви.- Кто такой Карл Иванович?

Какие главные герои в произведении Толстой Детство? Их описание? Описание места где они живут? Род их деятельности? Есть ли

Что изменяется в поведении Карла Ивановича во время одного из занятий с мальчиками? Образ Натальи Савишны.Наталья Савишна служила в доме Николеньки и ведала ключами от кладовой. Главный герой повести – автобиографический образ. Маленький мальчик Николенька Иртеньев, сын дворянина, получает типичное для того времени домашнее воспитание и образование. Обладая гордостью, оригинальностью, светскостью, он стремился то же воспитывать и в своих сыновьях.

Толстой считает, что ребенок живет в душе каждого взрослого человека. Более всего в ребенке Толстой ценит искренность, силу веры и потребность в любви. Именно эти качества делают из человека человека. Главный герой повети «Детство» Николай Иртеньев остро чувствует свои недостатки и слабости. Первые главы повести знакомят читателя с главными людьми в жизни главного героя: учитель Карл Иваныч, мама, папа. Идёт описание жизни и событий в усадьбе,вдали от шумной и суетливой столицы.

Красочно описываются первые впечатления в детстве мальчика: влюблённость, обида, жалость, предвкушение, горечь прощания. В какой-то момент становится известно, что Коля и Володя переезжают в Москву…

Детство - счастливая пора в жизни каждого человека. Отрочество. Юность» Льва Николаевича Толстого - Николенька Иртеньев. Через несколько недель вместе с отцом и старшим братом он должен уехать в Москву учиться.

Начало повести «Детство»

Эта повесть считается автобиографической, потому что Лев Николаевич воссоздал атмосферу своего детства. Сразу с первых глав вместе с Николенькой читатель погружается в атмосферу дворянского быта конца XIX века. Мир детства героя связан с его гувернёрами и дворовыми людьми. Ближе всех для него оказывается учитель немецкого происхождения Карл Иванович, знакомство с которым и открывает повесть.

Познает Николай и первое разочарование в дружбе. Так заканчивается эта беззаботная пора в жизни Николеньки Иртеньева. После смерти maman жизнь героя изменится, что найдет отражение уже в другой части трилогии - в «Отрочестве».

3) Особенности повествования в повести «Детство». Почти каждый эпизод в повести показывает, как воспитывался, формировался главный герой произведения. Проблема воспитания рассматривается Львом Николаевичем Толстым в совокупности с основными темами произведения: темой детства, формирования личности.

Николенька Иртеньев - главный герой повести “Детство”, написанной гениальным писателем возвращает читателей в далекое детство, а также открывает духовный и нравственный мир ребенка.

Какова же характеристика Николеньки Иртеньева? Как относился к нему автор? Идеализировал ли он своего героя? И что он хотел донести до сердец читателей, выбирая образ ребенка ключевым и центральным в своем произведении?

Давайте коротко проанализируем реалистичную, жизненную повесть, которую написал Л. Н. Толстой, “Детство”, и постараемся найти ответы на приведенные выше вопросы.

Образ детства

Характеристика Николеньки из повести “Детство” начинается с самых первых строк произведения. Перед нами предстает спящий мальчик, сон которого оберегается его добрым любящим наставником.

Из кратких замечаний и размышлений ребенка видно, что он - сын помещика, выросший в тепличных условиях, немного избалованный и взбалмошный, но очень добрый и нежный.

Повествование не даром ведется от первого лица. Это дает нам возможность лучше узнать мысли и чувства мальчика, его детскую непосредственность и ребяческую серьезность.

Характеристика Николеньки Иртеньева является характеристикой самого Толстого, так как многие события и происшествия, описанные в повести, взяты непосредственно из воспоминаний автора.

Что же хранил в своей памяти Л. Н. Толстой? “Детство” открывает перед нами его первые годы жизни, оно не только ярко и эффектно характеризует подрастающее поколение зажиточных помещиков, но и критикует, разоблачает безнравственность и ханжество дворянского образа жизни того времени.

Внешность главного персонажа

Портрет Николеньки из повести “Детство” представляет нам довольно некрасивого мальчика десяти лет с крупным носом, большими губами и мелкими глазами, с постоянно торчащими вихрами на макушке.

Мальчик очень переживает о своих внешних недостатках. Из-за этого его иногда охватывает печаль и отчаяние. Он даже просит бога о наружной красоте и готов отдать все самое ценное, лишь бы иметь идеальный облик.

И хотя иногда может казаться, что главный герой намеренно описывает себя эдаким маленьким уродцем, все же о его некрасивой внешности неоднократно говорят старшие. Это отмечает даже та, которая любит Николеньку больше всех на свете, - его мать. С другой стороны, она не раз подчеркивала душевную привлекательность младшего сына.

Противоречивые чувства

Какой Николенька в повести “Детство”?

Это обычный мальчик, немного завистливый, немного вздорный, но очень добрый, нежный и совестливый.

Скорее всего, совестливость Иртеньева - это его внутренний стержень, который и привлекает нас в главном герое.

Он может совершать безобразные поступки, может иметь плохие суждения, может думать и чувствовать то, что достойно порицания, но он всегда, всегда (!) почувствует после этого стыд и сожаление, раскаяние и некие угрызения совести. После этого хочется верить и надеяться, что Николенька изменится, исправится и станет лучше.

Отношения с наставником

В чем же проявляются противоречивые чувства Николеньки?

Например, в его отношениях с детским учителем, немцем по происхождению, - Карлом Ивановичем. На далекой родине не сложилась жизнь у этого бедного человека, и он приехал в Россию в поисках счастья. Богатства и благополучия немец не нашел, но, по натуре добрый и сердечный, он очень привязался к своим воспитанникам и в простоте душевной отдал им всего себя.

Николенька очень любит своего бедного наставника и жалеет его. Например, он мечтает вырасти и помочь своему учителю, облегчить его горе и даже пожертвовать многим ради него.

Его искренняя любовь к Карлу Ивановичу проявляется и на деле: часто Николенька подходит к наставнику, нежно берет его руку и ласково называет “дорогим” учителем.

Однако в душе мальчика происходят многократные резкие перемены. Он может браниться и злиться на обездоленного учителя, отвечать ему грубо и дерзко, желать всего плохого. И все это лишь из-за строгого внушения, короткого замечания или плохой оценки!

Конечно же, позднее, проанализировав свое неправильное поведение, маленький Иртеньев начинает испытывать раскаяние и стараться загладить свою вину.

Отношения с Иленькой

Характеристика Николеньки из повести “Детство” ярко вырисовывается в его отношениях с Иленькой Грапом, который приходился главному герою ровесником. Иленька был болезненным тихим ребенком, затравленным и затюканным богатыми товарищами. Его отец не имел ни состоятельности, ни титула, но старался поддерживать знакомство с Иртеньевыми в надежде на дальнейшее покровительство. Как же тяжело давалось Иленьке общение с надутыми барчуками, которые обижали его, унижали, оскорбляли и даже били!

Дети, уже способные проявлять жестокость, доводили несчастного мальчика до слез, даже не задумываясь о том, что он испытывает душевные муки и терзания.

Воспоминания о травле Иленьки темным пятном лежат на сердце Иртеньева долгие годы. Он, такой нежный и сочувствующий, с тонкой понимающей душой, корит себя в том, что шел на поводу у взрослых ребят и не вступался за беззащитного обездоленного мальчика.

Барственность героя

Однако в отношении Николеньки к нижестоящим его людям всегда проскальзывала нотка высокомерия и чванливости. Он считал себя намного выше Карла Ивановича и Натальи Савишны, - слуг, привязанных к нему всей душой. Он относился к нищим ровесникам презрительно и спесиво, считая себя лучше и умнее.

Откуда пошло такое чувство надменности и превосходства в этом славном милом ребенке? Характеристика Николеньки из повести “Детство” в полной мере раскрывает перед нами причины и следствия его поступков и суждений.

Маленький мальчик воспитывался в доме богатого заносчивого помещика. С младенчества ему внушали, что он - барский сын, достойный почитания и благоговения. С молоком матери Николенька впитал чувство превосходства и желания жить в роскоши и довольстве, среди прислуживающих, раболепствующих людей.

Так воспитывались многие дворянские дети. И это было распространенным явлением того времени.

Тяжелые испытания

Но это не означает, что маленький Иртеньев жил в воздушном замке, оберегаемый судьбой от проблем и забот. Нет, его тоже коснулись беды и переживания, оставив неизгладимый горестный след в нежной душе.

Образ Николеньки Иртеньева в повести “Детство” - это образ богатого мальчика, познавшего личное горе и тонко чувствующего чужие страдания.

Несмотря на безбедное и пассивное существование, главный герой переживает тяжелые эмоциональные травмы: непонимание старшего брата, заносчивость друга, самолюбие и аморальность отца, изменяющего матери и разоряющего все семейство.

Однако самым горестным воспоминанием Николеньки является внезапная смерть матери.

Отношение к maman

Образ матери является самым светлым, самым прекрасным образом в повести, при этом в произведении нет конкретного описания внешности или детальной характеристики женщины.

Мать для Николеньки - самое любимое существо на земле. Он не стесняется проявлять к ней нежность и ласку, любит часто проводить с ней время и общаться. Скорее всего, именно благодаря раннему влиянию матери мальчик растет таким добрым и отзывчивым ребенком, умеющим сострадать и испытывать чувство вины. Поэтому характеристика Николеньки из повести “Детство” была бы неполной и однобокой, если бы не описание его отношений с матерью.

Смерть самого любимого человека оставила неизгладимую рану в сердце мальчика. Он много плакал и страдал, по-своему переживая горькую утрату. Он не понимал, как цветущая и жизнерадостная мама могла превратиться в желтое иссохшее существо с закрытыми глазами и неузнаваемым лицом.

И в то же время мальчик описывает все свои ощущения и чувства с безграничной искренностью и прямотой. Он называет минуту самозабвения, проведенную около гроба любимой родительницы, самым истинным проявлением горя. В других же случаях, когда Николенька плакал и рыдал по матери, он делал это из чувства самолюбия, претенциозности и эгоистичности, честно признаваясь в этом перед самим собой и испытывая глубокий стыд и презрение к самому себе.

Влияние образа Николеньки

Как видим, в своей повести “Детство” Толстой создал яркий самобытный образ Николеньки Иртеньева, который учит нас правильно реагировать на свои несчастья и неудачи. Также произведение показывает, что детство - это важное время становления личности и мировоззрения ребенка, которое оставит неизгладимый след в его уме и сердце.