Известным нам представителем дидактического и генеалогического эпоса является писатель VIII-VII вв. до н.э. Гесиод.

Дидактизм его сочинений был вызван потребностями времени. Это время - конец всей эпической эпохи, когда героические идеалы иссякли в своей яркой непосредственности и превращались в поучение, наставление, мораль. Перед нами здесь не бесклассовое родовое общество, где люди живут в единстве родо-племенных отношений, но уже классовое общество людей, друг другу чужих и объединенных (или разъединенных) по признаку того или иного отношения к производству. Старые героические доклассовые идеалы общины и племени, так возвеличенные Гомером, меркнут, перестают волновать и объединять людей. Люди задумываются о своих идеалах, но пока еще не созрели новые идеалы городского - чисто торгово-промышленные и денежного типа - и не умерли старые - домашне-родственные, сознание людей превращает эти последние в мораль, в систему поучений и наставлений. Сохраняется мнение, что зародившееся классовое противоречие можно потушить или ослабить учением о правде, справедливости или разного рода увещеваниями. Таков именно Гесиод в своей поэме "Труды и дни".

Итак, прогрессирующее разложение и расслоение общины приводило к дифференциации чисто классовой, к противоречию имущего и неимущего населения. Гесиод является певцом населения, разорившегося, а не нажившегося от распадения древней общины. Он оказался в лагере обиженных.

Отличие дидактического эпоса от героического :

1. Он имеет наставительный, поучительный характер.

2. Трудно определить, кто творил раньше - Гомер или Гесиод. Гесиод жил в Беотии, у него много далийских и эолических слов. Гомер писал на ионическом диалекте, он создавал свои произведения в передней Азии. Гесиод отражал более поздний этап развития общества. Гомер отражает ранний период - рабы это только иноплеменники. В период написания поэм Гесиода идет сильное расслоение общества.

Мифология у Гомера существует в нерасчлененном виде; он верит в богов.

У Гесиода мифология превращена в мораль, она служит для того, чтобы проводить генеалогию знатных людей (они произошли от богов и героев). Гесиод полемизирует с Гомером; он считает поэмы Гомера сказкой. Гесиод, исходя из этого, живет уже после Гомера, на рубеже 8-7 вв. до н.э. Поэмы Гомера не подписаны; они безымянны. Гесиод же ставит свое имя и даже рассказывает свою биографию. Беотия - самая плодородная земля в Греции; ее населяли простые необразованные крестьяне.

Брат Гесиода Перс отобрал у него наследство, но он сумел разбогатеть. В один прекрасный день Перс обратился к Гесиоду за помощью. Вот тут Гесиод и разражается своим знаменитым трудом "Труды и дни" - 4 части.

I часть носит философский характер. Размышление о социальных отношениях {в этот момент в Греции появляются деньги}, о распаде греческих родов.

В Греции существует два вида борьбы: соревнования (агонистика помогает развитию человека) и злая распря (породила бедных, угнетение, эксплуатацию, моральное разложение).

Гесиод - обличитель, разоблачитель нового времени. Он ищет причину распада Греции - и обличает царей дароядцев.

миф о Пандорре;

Миф о пяти веках человеческой истории.

золотой и серебряный века - идеальный мир.

Медный век - война.

Героический век - троянская и фивская войны.

Железный век - современность, голод и нищета; глупость, невежество, несправедливость.

"Железный век" - распространенная поэтическая метафора.

Попытка осмыслить исторический процесс.

"Дело каждого человека - творить добро и справедливость".

Принципы, на которых должно строиться человеческое общество:

Правда, честность, справедливость;

Добродетель;

Труд (обеспечивает благосостояние, здоровье, спокойствие человека; он дает ему повод для гордости, поэтому труд не *позорит*, позорна только праздность).

Литературная басня.

Учебник по с/х трудам; с/х календарь, приметы и т.д. - руковосдство, КАК надо трудиться.

Астрономия.

II часть - повествование о личной жизни поэта. Поучение брату Персу. Руководство по ведению с/х.

III часть - руководство по мореплаванию (по опыту отца-купца).

IV часть - советы бытового характера.

{советы прижимистого крестьянина}

Перу Гесиода принадлежат еще две поэмы: "Теогония" и "Каталог женщин"

Хетто-курицкий миф

Гесиод утверждает, что поколение богов-олимпийцев во главе с Зевсом должно даровать людям справедливость.

Гесиод рассказывает о том, как его посетили музы.

"Каталог женщин" - сокровищница греческой мифологии. Поэма о смертных женщинах, матерях героев, возлюбленных богов.

Пафосный стиль, высокопарность. Огромный вклад в сохранение греческой мифологии.

Отличия дидактического эпоса от героического эпоса:

Характер изложения:

дидактический эпос - труд;

героический эпос - войны, ристалища.

Поэзия Гесиода отражает современную ему реальность;

Дидактический эпос имеет откровенно поучительный характер;

Художественные особенности: отбор фактов, лаконичность стиля;

Личный характер поэм Гесиода.

Общие черты героического и дидактического эпоса :

Гекзаметр;

Обе поэмы предназначались для чтения вслух.

Дидактический эпос - это новая ступень в развитии литературы. Он охватывает обширную область человеческих знаний; опыта; наставления трудиться и т.д. У Гесиода было очень много последователей и подражателей.

№ 4 Древнегреческая лирика (Сафо, Алкей, Архилох и т.д.)

Греческая лирика проходит в своем развитии два этапа:

Архаический, когда преобладает коллективное начало, и все виды лирики как бы подчинены повседневной жизни и ее заботам (песни во время полевых работ, свадебные песни, ритуальные, военные песни и т.д.)

Классический период, когда возникают многочисленные разновидности лирики, в частности сольная лирика.

Первая дата связана с историей не только Древнегреческой, но и лирик вообще.

648 год до н.э. – в этот год Архилох пишет стихотворение по случаю солнечного затмения.

Архилох. Это незаконнорожденный сын аристократа и рабыни. Ямб, наряду с лирикой - наиболее простые формы лирики. Ямбическая поэзия генетически связана с земледельческой культовой поэзией, отличается язвительным, даже издевательским характером и субъективно-личным отношением к изображаемому. Ямбическая поэзия не есть изобретение Архилоха, возникла значительно раньше в связи с культом Деметры (служанка элевсинского царя по имени Ямба решила рассмешить скорбящую Деметру непристойными шутками). Ямб родился из инвективы - обряда критики. Архилох - основоположник литературного ямба. Архилох жил в начале 7 века, прославился своими ямбами. Содержание стихов - личная жизнь, боевые приключения, друзья и враги. Своё призвание поэт видит в служении Аресу и Музам (почти всю жизнь провёл в походах и битвах). От Архилоха сохранились только обрывки, но даже они дают представление о яркой индивидуальности. Ясно, что он - человек, сбросивший тесные узы древней родовой морали, здесь явно противопоставляет себя коллективу как самодовлеющая свободная личность, не подвластная ничьим мнениям и никаким законам. В своих ямбах он рассказал нам о том, как в качестве наемника бросил щит в сражении с фракийскими варварами. Известен его роман с Необулой, дочерью Ликамба, который воспротивился этому браку. Архилох мстил ему ямбами и довел до самоубийства. В своих ямбах Архилох также выражал свою любовь к Необуле, есть также ямбы посвященные друзьям. В ямбах Архилоха мы находим мораль, лишенную всякой скуки. Ещё в древности отмечали необузданную ярость и язвительность грубость и даже непристойность стихотворений. А одинок в социальном и человеческом плане, это объясняется тенденциями эпохи, ставившей человека все родовых связей, но ещё не включившей его в новые полисные связи.

Алкей, живший в 7-6 вв. До н. э. , был знаменитым эолийским меликом. В своих песнях воспевает превратности судьбы, общественно-политическую борьбу (аристократия в это время сражалась против демократии). Он изображает государство в виде корабля во время бури (потом у Горация). Пишет он также и против Питтака, возглавлявшего на Лесбосе демократическое движение. В его стихах сразу бросается в глаза описание ярко блестящего оружия, ощущение себя на краю гибели, среди политических бурь, отчаянного положения между жизнью и смертью. В одной из песен Алкей обрацается к Зевсу, Гере и Дионису, прося помочь вернуться на родину из изгнания, но требует кары для Питтака, своего политического врага. В стихах Алкея проскальзывают очень красочно еще три темы-природа, вино и женщины. Писал Алкей и гимны (сохранились Гермесу, Афине, Гефесту, Ириде).

Сафо жила в 7-6 вв до н.э. Алкей в своем обращении называет ее «чистой», к ней с уважением относился Платон, а жители Эфеса изображали ее на своих монетах. Основной лирической темой Сафо является любовь. В ее стихах целая симфония чувств и ощущений, доходящая до физиологических подробностей и самозабвения. Любовь для нее и горька и сладка. Другая основная тема-природа, тоже воспринимается через призму эротических настроений. Сафо писала эпиталамии (песни после брачного пиршества перед спальней молодых), где обычно девушки жаловались не жениха, похищавшего их подругу, восхваляли жениха и невесту, желали им счастья. Писала Сафо эпиграммы и элегии, песни к подругам. Темой их является совместная жизнь и работа в школе, взаимная любовь, ненависть и ревность.

№ 5 Древнегреческая комедия и трагедия

Античная драма - древнегреческаядрама . Развилась из ритуального действа (драма - слово греческое и означает действо) в честь богаДиониса . Оно обычно сопровождалось хороводами , пляской и песнями (дифирамбами ). Содержанием этих песен являлось сказание о похождениях Диониса. Исполнители их танцами и мимикой воспроизводили это сказание. Затем из среды хора выделился ведущий, которому отвечал хор. Роль его часто исполнялась существовавшими уже тогда профессионалами-актёрами (плясуны , разные потешные мастера и т. п., они увеселяли обычно толпу на сборищах). Некоторые исследователи полагают, что в глубокой древности о страданиях бога Диониса рассказывал жрец , приносивший при этом на алтарь в жертву козла (козёл по-гречески tragos, отсюда - трагедия )

Происхождение трагедии; ее связь с культом Диониса
Дионис (или Вакх) считался богом творческих сил природы;позднее он стал богом виноделия,а потом богом поэзии и театра.Символами Диониса служили растения,особенно виноградная лоза. Его часто изображали в виде быка или козла.
На праздниках,посвященных Дионису, распевали не только торжественные,но и веселые карнавальные песни. Шумное веселье устраивали ряженые, составлявшие свиту Диониса.Участники праздничного шествия мазали лицо винной гущей,надевали маски и козлиные шкуры.
Из обрядовых игр и песен в честь Диониса выросли три жанра
древнегреческой драмы: трагедия,комедия и сатировская комедия (названная так по хору,состоявшему из сатиров).
Трагедия отражала серьезную сторону дионисийского культа, комедия- карнавально-сатирическую. Сатировская драма представлялась средним жанром. Веселый игровой характер и счастливый конец определили ее место на праздниках в честь Диониса: сатировскую драму ставили как заключение к представлению трагедий.

Древнегреческая трагедия, согласно Аристотелю, должна была изображать людей лучших, чем мы (т.е. зрители).

Трагический герой - это почти идеальный человек, нравственно благородный и обладающий всевозможными добродетелями. Он совершает роковую ошибку, которая оборачивается ужасными несчастьями, как для него самого, так и для других людей. Сюжет трагедии изображает перемену судьбы одного человека от счастья к несчастью (реже - от несчастья к счастью). По Аристотелю фабула (последовательность основных событий) трагедии бывает двух видов:

Простая – переход от счастья к несчастью осуществляется без перипетий и узнаваний

Сплетённая – переход от счастья к несчастью осуществляется с перипетией, узнаванием или и с тем и с другим

Перипетия – перемена событий к противоположному

Узнавание – переход от незнания к знанию (может быть узнавание людей, предметов, узнавание о том, было или не было совершено какое-либо действие) Характеры, изображаемые драматургом должны быть благородными, подходящими (т.е. соответствовать персонажу), последовательными (их поступки должны логично диктоваться образом) и правдоподобными. Главная цель трагедии – вызвать в зрителе сострадание и страх. Зритель театрального представления, сострадающий герою и испытывающий страх переживает катарсис (т.е. очищение собственной души от страдания и страха).

По своей форме трагедия делилась на несколько частей:

Пролог – часть трагедии до появления хора.

Парод – первая песнь хора

Эписодий – диалогическая часть трагедии между песнями хора.

Стасим – песнь хора.

Эксод – часть трагедии, за которой не следует песня хора.

Коммос – совместная печальная песнь актёров и хора.

Комедия – третий жанр древнегреческой драматургии (наряду с трагедией и сатировской драмой). Комедии ставились во время празднований Великих Дионисий (хотя комедия становится частью этих праздников намного позже, чем трагедия), они завершали собой каждый из трёх дней представлений. Драматурги-комедиографы, как и трагики, соревновались между собой за первенство.

Комедии происходят от народных обрядов в честь плодородия. Обрядовые песни, распевавшиеся участниками этих ритуалов содержали в себе элемент шутки, насмешки (ритуальное осмеяние) и непристойности (так как это считалось необходимым для восхваления производящих сил природы). Также в этих обрядовых играх важная роль отводилась спору (агону). Все эти элементы перенимаются комедией. Первым драматургом-комедиографом считается Эпихарм. Комедии Эпихарма послужили в дальнейшем образцом для римской народной комедии Ателланы и произведений Плавта. Творчество Эпихарма относится ко второй половине VI в. До н.э.

Следующим периодом в развитии комедии была древняя аттическая комедия. Основные особенности древней аттической комедии:

В основе действия как правило лежал какой-то тезис, который становился предметом агона (спора) и доказывался в конце

Важную часть комедии представляла собой парабаза (центральная часть) –непосредственное обращение хора к зрителям.

Сюжеты брались из общественной жизни

В комедии зачастую на сцену для осмеяния выводились не только реалии общественной жизни, но и реальные личности

Наиболее крупным автором древней аттической комедии является Аристофан (444 до н.э. – между 387 и 380 гг до н.э.), в творчестве которого этот жанр достигает своего наивысшего расцвета. Известно, что его перу принадлежало 44 комедии, до нас дошло только 11 из них: «Архаряне», «Всадники», «Облака», «Осы», «Мир», «Птицы»,»Лисистрата», «Женщины на празднике Фесмофорий», «Лягушки», «Женщины в народном собрании», «Богатство». Свою первую комедию Аристофан поставил в 427 г. до н.э. под чужим именем. Зачастую комедии Аристофана получали своё название от того, в какие костюмы был одет хор:так в комедии «Облака» хор должен был быть одет в костюмы облаков, а в комедии «Лягушки» - лягушек. Действующие лица комедий предстают в одностороннем карикатурном освещении. Они, как правило, носители какой-либо одной высмеиваемой страсти. Комические костюмы отличались от костюмов трагических. Маски актёров были уродливыми, актёры не носили котурнов, они использовали подкладки, увеличивавшие зады и животы. Неотъемлемой частью комического представления была пантомима, а также песни и танцы, зачастую носившие эротический характер.

В IV в. до н.э. в Греции распространяется такой жанр как новая аттическая комедия. Наиболее значительным его представителем является Менандр. Менандр считал себя учеником Еврипида.Комедия Менандра изображала жизнь обычных людей. Песни и танцы исчезают из представления. Менандра интересуют повседневные взаимоотношения людей, обычные люди, поставленные в забавные жизненные ситуации. Тем не менее, применительно к Менандру нельзя говорить о внимании к внутреннему миру героев, их индивидуализации и психологизме, он использует общие типы, которые часто повторяются под одними и теми же именами. В комедиях Менандра не было хора.Как и трагедии Еврипида, комедии Менандра начинались прологом.Перу Менандра принадлежат такие произведения, как «Евнух», «Братья», «Женоненавистник», «Рыбаки», «Фаида». Число актёров в комедии не превышало трёх, но они исполняли по несколько ролей (обычно больше чем в трагедии).

№ 6 Эсхил «Прометей прикованный»: осуждение тирании.

Эсхил (525-456 до н.э.).Его творчество связано с эпохой становления Афинского демократического государства. Это государство формировалось в период греко-персидских войн, которые велись с небольшими перерывами с 500 до 449 г. до н.э. и носили для греческих государств-полисов освободительный характер. Известно,что Эсхил принимал участие в сражениях при Марафоне и Саламине. Битву при Саламине он описал как очевидец в трагедии "Персы". В надписи на его надгробии, сочиненной, по преданию,им самим,ничего не говорится о нем как о драматурге, но сказано, что он проявил себя мужественным воином в сражениях с персами. Эсхил написал около 80 трагедий и сатировских драм.До нас дошли полностью только семь трагедий; из других произведений сохранились небольшие отрывки.

Сохранившиеся трагедии позволяют наметить 3 этапа в ТВ-ве Эсхила. К среднему периоду относятся такие произведения, как «Семеро против Фив» и «Прикованный Прометей». Здесь появляется центральный образ героя, охарактеризованный несколькими основными чертами; получает большое развитие диалог, создаются прологи; более четкими становятся и образы эпизодических фигур. Черты художника-гуманиста. Прометей, один из титанов, представителей «старшего поколения». В Борьбе Зевса с титанами он на стороне Зевса, но когда Зевс, после победы над титанами, вознамерился уничтожить людской род и заменить его новым поколением, Прометей этому воспротивился. Он принес людям небесный огонь и пробудил их к сознательной жизни. Эсхил отказывается от представления о былом «золотом века» и последовавшем затем ухудшении жизни человечества. Он принимает противоположную точку зрения: человеческая жизнь не ухудшалась, а совершенствовалась. Мифологическим подателем благ разума и является у Эсхила Прометей. За услуги, оказанные людям, он обречен на мучения. Вся природа сочувствует страданиям Прометея. Новому властителю богов (Зевсу) приданы черты греческого тирана: он неблагодарен, жесток и мстителен. Но Прометей предпочитает все муки рабскому служению у Зевса. Образ Прометея, человеколюбца и борца против тирании богов, стал символом борьбы за освобождение человечества. Идеология этой трагедии, даже взятая в своем отвлеченном виде, резко отличается от прочих трагедий Эсхила своим отношением к Зевсу. В других трагедиях Эсхила мы находим восторженные гимны Зевсу, богословские рассуждения о нем и уж во всяком случае неизменное почитание его, какое-то прямо библейское его превознесение. В противоположность этому Зевс "Скованного Прометея" изображен тираном, жесточайшим деспотом, вероломным предателем, не всемогущим, хитрецом и трусом. Когда же мы начинаем вникать в стиль "Скованного Прометея", то оказывается, что это отношение к Зевсу является здесь не просто какой-то абстрактной теорией и не случайным привеском к трагедии, но проводится в самой смелой, дерзкой и даже бунтарской форме, с революционным пафосом, с просветительской убежденностью и с публицистическим задором. Это, несомненно, просветительская трагедия, это - восторженное похвальное слово борцу с тиранией.

Прометей прикованный – это трагедия характеров. Это не драма действий, но драма характеров. Желание вернуться к такому – у Шекспира. Целый ряд второстепенных персонажей. Власть и Насилие ведут Прометея, люди черствые, жестокие, главные палачи. Гефест – друг Прометея. Очень силен, но слаб по характеру. Боится нарушить приказ Зевса. Хор – Океаниды, воплощение любви. Титан Океан – льстивый придворный, пытается найти компромисс. Половинчатая позиция показана Эсхилом: проблема выбора у всех. Ио – еще одна жертва Зевса, доведенная до плачевного состояния. Но Зевс здесь еще и труслив – боится за свое будущее. Полный, широкий образ. Существо, которое даже не смеет появиться перед поверженным. Прометей восстал против необходимости. Смысл образа – тираноборец. Заключительный мотив – тема страдания. Исторической основой для такой трагедии могла послужить только эволюция первобытного общества, переход от звериного состояния человека к цивилизации. Трагедия хочет убедить читателя и зрителя прежде всего в необходимости борьбы со всякой тиранией и деспотией в защиту слабого и угнетенного человека. Эта борьба, по Эсхилу, возможна благодаря цивилизации, а цивилизация возможна благодаря постоянному прогрессу. Блага цивилизации перечисляются у Эсхила очень подробно. Это прежде всего теоретические науки: арифметика, грамматика, астрономия, затем техника и вообще практика: строительное искусство, горное дело, кораблевождение, использование животных, медицина. Наконец, это - мантика (толкование сновидений и примет, птицегадание и гадание по внутренностям животных).

Эсхил демонстрирует силу человека и в более широком смысле слова.

Он рисует образ борца, морального победителя в условиях физического страдания. Дух человека нельзя ничем сломить, никакими страданиями и угрозами, если он вооружен глубокой идейностью и железной волей.

Наконец, весь этот апофеоз борьбы за свободу и прогресс человечества мыслится Эсхилом не в плане отвлеченного повествования, но именно как повесть о борьбе с верховным божеством Зевсом. Это пока еще не прямая критика религии, поскольку она исходит от Прометея, который сам является богом и даже двоюродным братом Зевса, но во всяком случае - острая критика мифологического Олимпа: и Прометей откровенно говорит о своей ненависти ко всем богам, которые подвергли его таким пыткам.

№ 7 Софокл, «Царь Эдип»: воля богов и свободная воля человека

Второй великий трагический поэт Греции - Со-, фокл - родился около 496 г. до н.э. в Колоне близ Афин, прославленном им в трагедии "Эдип в Колоне". Умер Софокл в 406 г. Софокл был не только драматургом, он занимал и государственные должности: казначея государственной кассы и затем стратега, принимал участие вместе с Периклом в походе против Самоса, отложившегося от Афин. Об участии Софокла в государственной жизни сохранилось свидетельство его современника, поэта Иона из Хиоса. В 411 г. Софокл участвовал в пересмотре афинской конституции после антидемократического переворота. В трагедиях Софокл ставит насущные для его времени проблемы: отношение к религии ("Электра"), божественные, неписаные законы и законы писаные ("Антигона"), свободная воля человека и воля богов ("Эдип-царь", "Трахинянки"), интересы личности и государства ("Филоктет"), проблема чести и благородства ("Аякс").

По свидетельству древних, Софокл написал свыше 120 трагедий, но до нас дошло лишь семь: "Аякс", "Трахинянки", "Антигона", "Эдип-царь", "Электра", "Филоктет", "Эдип в Колоне" и большие отрывки из сатировской драмы "Следопыты", сюжетом для которой послужили мотивы гомеровского гимна Гермесу.

Нельзя точно установить даты постановки этих трагедий. Относительно "Антигоны" можно сказать, что она поставлена в 442 г., "Эдип-царь" - в 429-425 гг. приблизительно, "Филоктет" - в 409 г. и "Эдип в Колоне" - уже посмертно в 401 г.

Мифология, послужившая материнской почвой для античной поэзии, в особенности для трагедии, у каждого трагика получает свое истолкование. Софокл использовал миф о несчастном царе Эдипе в целях показа столкновения воли богов и воли человека. Если в трагедии "Антигона" Софокл поет гимн человеческому разуму, то в трагедии "Эдип-царь" он поднимает человека на еще большую высоту. Он показывает силу характера, стремление человека направить жизнь по собственному желанию. Пусть человек не может избежать бед, предназначенных богами, но причина этих бед - характер, который проявляется в действиях, ведущих к исполнению воли богов. Свободная воля человека и обреченность его - вот в чем главное противоречие в трагедии "Эдип-царь".

В этой трагедии рассказывается о судьбе Эдипа, сына фиванского царя Лая. Лаю, как это известно из мифа, была предсказана смерть от руки собственного сына. Он приказал проколоть ноги младенцу и бросить его на горе Киферон. Однако раб, которому было поручено убить маленького царевича, спас ребенка, и Эдип (что в переводе с греческого значит "с опухшими ногами") был воспитан коринфским царем Полибом.

Уже будучи взрослым, Эдип, узнав от оракула, что он убьет отца и женится на матери, ушел из Коринфа, считая коринфских царя и царицу своими родителями. По дороге в Фивы он в ссоре убил неизвестного старика, который оказался Лаем. Эдипу удалось освободить Фивы от чудовища Сфинкса. За это он был избран царем Фив и женился на Иокасте, вдове Лая, то есть на собственной матери. В течение многих лет Эдип пользовался заслуженной любовью народа.

Но вот в стране случился мор. Трагедия начинается как раз с того момента, когда хор молит Эдипа спасти город от страшной беды. Оракул объявил, что причина этого несчастья в том, что среди граждан есть убийца, которого следует изгнать. Эдип всеми силами стремится найти преступника, не зная, что им является он сам. Когда же Эдипу стала известна истина, он ослепил себя, считая, что это заслуженная кара за совершенное им преступление.

В своих произведениях Софокл стремится восстановить единство общества и государства, отстоять такое государство, в котором отсутствовала бы тирания и царь осуществлял бы наиболее тесную связь с народом. Образ такого царя он видит в Эдипе.

Эти идеи шли вразрез со временем Софокла - ведь он борется против сил, нарушающих полисные связи. Рост денежных отношений разлагал государство, пагубно влиял на сохранение прежних устоев. Распространялись стяжательство, подкуп. Это и давало Эдипу основание бросать Тиресию несправедливые упреки в корыстолюбии (378-381).

Причина разрушения прежней гармонии личности и коллектива заключена еще в растущем свободомыслии, в пренебрежении волей богов, в религиозном скептицизме. Почти все партии хора прославляют Аполлона. Песни хора наполнены жалобами на нарушение древнего благочестия, на пренебрежение к изречениям оракулов.

Признавая божественное предопределение, против которого бессилен человек, Софокл в условиях отделения личности от коллектива показал человека в свободном стремлении уклоняться от предначертанного, бороться с ним.

Следовательно, трагедия "Эдип-царь" - не "трагедия рока", как указывали неогуманисты XVIII и XIX вв., противопоставляя ее трагедии характеров, а трагедии, в которой хотя и признается зависимость человека от воли богов, но вместе с тем признается и свобода действий человека, совершаемых "по необходимости и вероятности".

В трагедии "Эдип-царь" Софокл ставит один из важнейших вопросов своего времени - воля богов и свободная воля человека.
Мифология, послужившая материнской почвой для античной поэзии, в особенности для трагедии, у каждого трагика получает свое истолкование. Софокл использовал миф о несчастном царе Эдипе в целях показа столкновения воли богов и воли человека. Если в трагедии "Антигона" Софокл поет гимн человеческому разуму, то в трагедии "Эдип-царь" он поднимает человека на еще большую высоту. Он показывает силу характера, стремление человека направить жизнь по собственному желанию. Пусть человек не может избежать бед, предназначенных богами, но причина этих бед - характер, который проявляется в действиях, ведущих к исполнению воли богов. Свободная воля человека и обреченность его - вот в чем главное противоречие в трагедии «Эдип-царь». /А. Ф. Лосев/

№ 8 Еврипид, «Медея»: «Человек есть мера всех вещей»

Еврипид (ок. 480 г.-406г. до н.э.), один из величайших драматургов, был младшим современником Эсхила и Софокла. Он родился на острове Саламине. Биографические данные о Еврипиде скудны и противоречивы. Аристофан в своей комедии "Женщины на празднике Фесмосфорий" говорит, что мать Еврипида была торговкой зеленью, позднейший же биограф Филохор отрицает это. Несомненно, что семья Еврипида имела средства и поэтому великий трагик смог получить хорошее образование: учился он у философа Анаксагора и софиста Протагора, об этом говорит римский писатель Авл Геллий ("Аттические ночи"). В 408 г. Еврипид по приглашению царя Архелая переехал в Македонию, где и умер. Еврипида начался в условиях расцвета афинского полиса, но большая часть его деятельности протекает уже в годы упадка этой рабовладельческой республики. Он был свидетелем длительной и изнурительной для Афин Пелопоннесской войны, длившейся с 431 до 404 г до н.э. Эта война была одинаково захватнической как со стороны Афин, так и со стороны Спарты, но все же надо отметить разницу в политических позициях этих двух полисов: Афины, как демократическое рабовладельческое государство, в покоренные во время войны области вносили принципы рабовладельческой демократии, а Спарта всюду насаждала олигархию.

Еврипид в противоположность Эсхилу и Софоклу не занимал никакой государственной должности. Он служил родине своим творчеством. Им написано более 90 трагедий, из которых до нас дошли 17 (18-я трагедия "Рее" приписывается Еврипиду). Кроме того, до нас дошла одна сатировская драма Еврипида "Киклоп" и сохранилось много фрагментов его трагедий.

Пролог знакомит зрителя с душевным состоянием Медеи. Из-за сцены доносятся стоны, проклятия, угрозы: “Умрите, проклятые дети злосчастной матери, вместе с вашим отцом и да погибнет весь дом наш!” Эврипид решительно отказывается от идеи борьбы Медеи с соперницей, чтобы вернуть мужа. Это гордая женшина, которая не может простить Ясона, ради которого она бросила дом, изменила родине. Она ненавидит его, произносит монолог о тяжелом положении женщины в семье, о неравной морали, требующей верности от жены, но не от мужа. План мщения Медеи определяется не сразу, но испуганный Креонт приказывает “варварке” и ее детям покинуть Коринф. Медея умоляет об отсрочке на один день. От денег Ясона она с презрением отказывается. Бездетный афинский царь Эгей предлагает ех убежище в Афинах, но она решает уничтожить дом Ясона, причем будущий – тоже. Она посылает детей к Креусе с подарком – роскошным нарядом, пропитанным ядом. В это время у самой Медеи происходит страшная внутренняя борьба между материнскими чувствами и жаждой мести, показанная Эврипидом с огромным мастерством. И когда материнские чувства одерживают верх, молодая жена Ясона и ее отец умирают от яда. Медее не остается ничего, как только убить детей, чтобы не предать их в руки раз’яренной толпе. Уже с криком “Беги, беги, Медея!” вбегает вестник и Медея приводит в исполнение свое решение.

Заключительный сценический эффект: Гелиос посылает за внучкой колесницу, запряженную драконами, на которой Медея уносится вместе с трупами детей, оставляя подавлнного Ясона, который умоляет позволить прикоснуться к детям. Интересно, что Эврипид, как обычно, изменяет миф. По мифу Медея не убивает своих детей. В трагедии “Медея” Эврипид впервые в античной трагедии показал борьбу чувств и внутренний разлад. Этот шедевр Эврипида получил в 431 году Ш приз. Ипполит (428). Миф об Ипполите – греческий вариант распространенного сюжета о коварной мачехе, которая клевещет мужу на целомудренного юношу, не пожелавшего расделить ее любовь (например, библейский сюжет о Иосифе).

Трагедия Медея была поставлена на афинской сцене в 438г. В ней изображена дочь колхидского царя, полюбившая одного из аргонавтов. Из ревности Медея вопреки нормам полисной этики идет на преступление-убийство собственных детей (своего рода преломление софистской теории, что человек-мера всех вещей). Еврипид выступает как глубокий психолог, показывает бурю страстей в душе Медеи, когда та задумала убить своих детей. Конфликт в ее душе между любовью к детям и ревностью к мужу, между страстью и чувством долга. Еврипид раскрывает душу человека, истерзанного внутренней борьбой, он не приукрашивает действительность, характеры реалистичны (и в жизни страсть часто берет верх над долгом). Характеры реалистичны, но концовка дается по мифу, появляется бог Гелиос, дед Медеи, и спасает ее. Это придает мифологическую окраску всему образу героини, но в целом очень психологично.

Кризис афинского полиса, резко обострившийся в период Пелопоннесской войны, нашел разностороннее отражением в трагедиях Еврипида. Нарастающие индивидуалистические тенденции в обществе, отражавшиеся в теоретической сфере в стремлении софистов видеть в человеке «меру всех вещей» (Протагор)в области художественного творчества проявляются во все более пристальном внимании в отдельному человеку, его индивидуальности, к миру его чувств. В драмах Еврипида трагический конфликт развертывается как конфликт противоположных чувств в душе героя, как конфликт психологический. Впервые психология человека получает развернутое художественное воплощение. Еврипид изображал людей такими, каковы они на самом деле, отказывался от софокловской идеализации и героизации, стремясь показать подлинную действительность, не скрывая ее недостатков.

Величайший из трех трагиков, философ на сцене, Эврипид отчасти разделял убеждение софиста Протагора, что человек есть мера всех вещей, а все социальные нормы, обычаи и представления есть нечто враждебное и чуждое личности. В трагедии Медея - одном из первых шедевров мировой драматургии - муж Медеи Ясон, для которого она пожертвовала всем, женится на другой, молодой и богатой, чтобы... обеспечить Медею и ее детей, т. е. ради семьи предает чувства жены. Медея не рассуждает, не борется - она страшно мстит, отвергая все социальные устои, слушаясь только голоса страсти. Автор Явно на ее стороне: внутренний мир человека оказался наивысшей ценностью мироздания. Если общий эмоциональный фон трагедии был обусловлен ее прямым родством с официальными культами, сущностью которых было жертвоприношение, то родоначальниками комедии были более древние фаллические обряды, тесно слившиеся с общинным мировоззрением. Использование фаллических песен против притеснителей общины придало комедийному жанру обличительную направленность. При этом главным оружием стало высмеивание.

№ 9 Аристофан, «Всадники» как политическая сатира.

Аристофан (ок. 445 – 385 гг до н.э.)- представитель древней аттической комедии, почитаемый как «отец комедии». Из разных источников ведётся речь о том, что родился Аристофан в доме Кидафине, родители его были афиняне и люди свободнорождённые, но, по-видимому, не очень состоятельные. На основании замечания в «Ахарнянах» полагают, что Аристофан был клеруфом – афинским колонистом на острове Эгина. Комедия Аристофана – это своеобразная политическая комедия, содержащая отклики автора на происходящие события, и прежде всего события Пелопонесской войны.

Среди политических комедий А. остротой отличаются "Всадники". Направлена против лидера радикальной партии Клеона. Действие происходит перед домом, где живет капризный, глуховатый старик Демос(т.е. афинский народ). Диалог двух рабов, в которых можно узнать двух полководцев - Демосфена и Никия. Демос передал всю власть в доме ново


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20

Конец 8 – начало 7 века до н.э. – бурное развитие полиса. Частная жизнь горожанина – земледелие. В городе складываются другие экономические отношения, появляются классы и деньги, мировоззрение горожанина становится иным. Труд, который ценился в общине, в городе становится уделом рабов – чем-то унизительным. Часть людей принимает новую идеологию, а часть людей, включая Гесиода, старается удержать прошлое.

С точки зрения формы дидактический эпос похож на гомеровский. Но автор давлеет над всем, он поучает. Гомер аристократичен с точки зрения героической архаики – воспевает царей и героев, Гесиод патриархален, выражает патриархальную крестьянскую точку зрения.

8 – 7 век до нашей эры – начинается поворот от мифологического восприятия мира к научному истолкованию. Поэмы Гесиода – как раз момент перехода.

Гесиод сохранил патриархальные представления о жизни. Получил хорошее образование.

Гесиод подчеркивает, что свой талант он получил от муз. Произведения «Теогония» и «Труды и дни». Личность Гесиода может быть узнана из произведений. Личность желчная, мизантроп, гордый человек, не признает чужого мнения, всегда считает себя правым, не терпит возражений – поэтому он одинок. «Теогония» - это первая попытка осмысления всего сущего, осмысление происходящего и истории мира. У Гесиода впервые поставлена задача, которая мифологии не свойственна – задача объяснения окружающего мира, действия тех сил, с которыми сталкивается человек. В поэме о происхождении богов нет ничего о восхвалении богов. Боги и люди – две неравные противостоящие силы. Понятие «зависть богов» вводит Гесиод.

Гесиод замечает, что поведение человека зависит от количества его денег: «Стыд за убожеством следом идет, за богатством же – смелость».

Двигатель жизни по Гесиоду – борьба, он называет ее Эридой. Одна Эрида – раздор, у Гесиода она – соревнование.

Наблюдения Гесиода над жизнью пессимистичны. У Гомера жизнь красивая, яркая. У Гесиода - одни бедствия. Гесиод советует трудиться, причем под его руководством.

Отрывки из эпоса «Труды и Дни» Гесиода (8 в. до н.э.)

<Стоя и к солнцу лицом обратившись мочиться не гоже.

Даже тогда на ходу не мочись, как зайдёт уже солнце,

Вплоть до утра — всё равно по дороге ль идёшь, без дороги ль;

Не обнажайся при этом: над ночью ведь властвуют боги.

Мочится чтущий богов, рассудительный муж либо сидя,

Либо — к стене подойдя на дворе, огороженном прочно.>

<Совокупившись, не стой неодетый, с…….

Перед огнём очага, но держись в это время подальше.

Также, не с похорон грустно-зловещих домой воротившись,

Сей потомство своё, а с пира пришедши бессмертных.>

<Мало хорошего, если двенадцатидневный ребёнок

Будет лежать на могиле, — лишится он мужеской силы;

Или двенадцатимесячный: это нисколько не лучше.>

<Также не мой себе тело водою, которою мылась

Женщина: ибо придёт за это со временем кара

Тяжкая.>

<Также, смотри, не мочись никогда ни в истоки, ни в устье

В море впадающих рек, — берегись и подумать об этом!

Не опорожнивай в них и желудка, — то будет не лучше.>

Упадок героического эпоса. Гимны и пародии. Дидактический и генеалогический эпос (Гесиод)

Родовая община шла к упадку. Росла частная инициатива. Выдвигались отдельные собственники, для которых родовые авторитеты уже не имели никакого значения. И если Гомер был кануном классового общества, то Гесиод отражает уже ориентацию человека в пределах классового общества. Мифология, достаточно расшатанная уже у Гомера, прямо превращалась либо в мораль (дидактический эпос), либо в предмет собирательства и каталогизации (генеалогический эпос). Если поэмы Гомера обращены к представителям родоплеменной знати и воспевают подвиги героев, слушателями Гесиода являются его соотечественники, беотийские крестьяне.

В противоположность Гомеру, который чрезвычайно редко поучает, произведения Гесиода носят дидактический, т.е. наставительный, поучительный характер. В самом начале поэмы «Труды и дни» (ст. 9 - 380) дается рассуждение поэта о двух Эридах, богинях зависти и раздора. Далее Гесиод приводит сказку о Пандоре и описание пяти веков, а также басню о соловье и ястребе. Во второй части поэмы излагаются картины работ земледельца, описание зимы в Беотии, говорится об отношении поэта к труду, женщине, представлены примеры всевозможных суеверий и практических советов.Большое внимание Гесиод уделяет вопросу нового понимания этических категорий справедливости, именуемой словом дике, и дерзости или заносчивости т.е. гибрису, означающему дерзкое высокомерие людей, когда они, ослепленные богами, нарушают традиционные нормы и рамки поведения. Стиль Гесиода — противоположность роскоши, многословию и широте гомеровского стиля. Он поражает своей сухостью и крат костью. «Теогония». После пролога, посвященного Музам, дан сухой и прозаический перечень сначала основных божеств, а потом браков богов со смертными женщинами.Война с титанами сост.композицию поэмы. «Труды и дни». Поэма эта — образец дидактического эпоса, развивает несколько тем. Первая тема построена на проповеди правды, со вставкой эпизодов о Прометее и о пяти веках.(золотой, серебряный, медный, век героев и железный, в котором живет он сам). Вера в божественную справедливость и в единоспасающую силу труда — центральная идея поэмы.Вторая, основная тема посвящена полевым работам, земледельческим орудиям, скоту, одежде, пище и пр. В этих стихах говорится о счастливых и несчастных днях для работы (так, например, на 13-й день нельзя начинать сева, но для посадки растений этот день хорош). Вся поэма пересыпана разнообразными наставлениями, рисующими перед нами образ крестьянина,знающего, как и когда можно выгодно устроить свои хозяйственные дела. «Гомеровские гимны» составляют сборник из 33 произв., условно наз.гимнами. Они созданы в разное время, начин. С 7 в до н.э.и кончая периодом поздней античности. Большинство из них представляют собой проэмии - кр.вступления перед декламацией рассказа о деяниях того или иного бога. «Гимн к Афродите» относится7-6 до н.э.Он повествует о встрече Афродиты с троянским героем Анхизом.Поэма Гомера «Война мышей и лягушек» является пародией на «Илиаду».Она служит убедительным свидетельством упадка героического эпоса. Боги снижены до уровня бытовых персонажей.

Героический эпос, создававшийся малоазийскими ионийцами, отражал мировоззренческие сдвиги, происходившие в передовой части греческого мира в эпоху разложения позднеродового общества. Странствующие исполнители эпических песен, рапсоды, распространяли ионийское искусство по различным областям материковой Греции, Язык ионического эпоса стал первым общегреческим литературным языком, воспринятым и в тех местностях, где население говорило на других греческих диалектах; эпический гексаметр сделался основным орудием литературного выражения мыслей. Жрецы важнейшего святилища греков, храма Аполлона в Дельфах, пользовались эпическим стихом для составления оракулов.

Сам Гесиод был мелким землевладельцем и вместе с тем рапсодом. Как рапсод, он, вероятно, исполнял и героические песни, но его собственное творчество относится к области дидактического (наставительного) эпоса. В эпоху ломки старинных общественных отношений Гесиод выступает как поэт крестьянского труда, учитель жизни, моралист и систематизатор мифологических преданий.

От Гесиода сохранились две поэмы: «Теогония» (Происхождение богов) и «Работы и дни».

Гесиод, таким образом, не безличный эпический певец; он чувствует себя носителем и учителем истины, которую он противопоставляет ложным песнопениям других певцов, введенных в заблуждение Музами. В «Работах и днях» он ставит себе ту же задачу — «говорить правду». Поэмы Гесиода представляют собой попытку систематического осмысления мира и жизни с позиций свободного земледельца, обрабатывающего в упорном труде свой небольшой участок и притесняемого «царями-дароядцами», насильничающими и творящими неправый суд. Средства осмысления мира у Гесиода еще чисто фольклорные — мифы, притчи, поговорки, правила народной мудрости, но систематизация этого материала продиктована уже потребностью в выработке сознательного миросозерцания, противопоставленного идеалам родовой знати, и стремлением углубить нравственные понятия.

В этом отношении особенно показательна поэма «Работы и дни». Она написана в форме «увещания», обращенного к брату поэта Персу, который вел с Гесиодом тяжбу о наследстве, выиграл ее с помощью «царей-дароядцев» и затем, обеднев, имел намерение завести новую тяжбу. Такие «увещания» с мотивирующими их надобность повествовательными моментами хорошо известны нам из литератур древнего Востока (например из египетской литературы). Несправедливые притязания Перса и его бедственное положение служат у Гесиода предлогом для развертывания целого кодекса нравственных правил и хозяйственных наставлений. Гесиод убеждает Перса не рассчитывать на неправду и советует искать обогащения в труде. Однако разработка темы «справедливости» и «труда» выходит далеко за пределы предполагаемого судебного процесса, и обращение и Персу является лишь формой, обычной для жанра «наставлений». Жизнь представляется Гесиоду непрерывной борьбой, проходящей в соперничестве между представителями одинаковой профессии. «Гончар смотрит с гневом на гончара, плотник на плотника, нищий завидует нищему, певец певцу». «Работы и дни» открываются противопоставлением двух «Эрид» — двух видов соперничества. Есть злая Эрида, порождающая раздоры и войну, и добрая Эрида — соревнование в труде. Гесиод, таким образом, отвергает гомеровский идеал воинской удали, как источника славы и добычи. Но и в труде Гесиод видит лишь тяжелую необходимость, ниспосланную людям разгневанным Зевсом.

Два мифа — о том, как женщина Пандора, посланная людям Зевсом в наказание за то, что Прометей похитил для них огонь, открыла сосуд с бедствиями и выпустила их на волю, и о пяти «родах» людей, последовательно сменявших друг друга на земле. Золотой «род», не знавший ни труда, ни горестей, сменился серебряным, серебряный — медным. сам Гесиод ощущает себя принадлежащим к пятому, железному «роду» людей, который теряет все привычные нравственные устои и движется к своей гибели.

Произвол знати Гесиод изображает в притче о ястребе и соловье, обращенной к «царям». Ястреб держит соловья в когтях и обращается к нему с речью:

«Что ты, несчастный, пищишь?

Ведь намного тебя я сильнее!

Как ты ни пой, а тебя унесу я, куда мне угодно.

И пообедать могу я тобой и пустить на свободу.

Разума тот не имеет, кто меряться хочет с сильнейшим:

Не победит он его, — к униженью лишь горе прибавит!»

Жениться он советует в тридцатилетнем возрасте на молодой девушке, которую легко обучить «благонравию»; следует иметь не: больше одного сына, чтобы не дробить земельного участка.

Важнейшим средством к обогащению является у Гесиода земледельческий труд. Труд этот должен быть систематическим и упорядоченным:

Гесиод разбирает одну за другой все работы земледельческого года, начиная с осеннего посева, указывает сроки этих работ; указания хозяйственного и технического порядка перемежаются с нравственными сентенциями и описаниями природы в различные времена года. Все наставления рассчитаны на небольшое, но зажиточное хозяйство, прибегающее в страдную пору к использованию также и наемного труда; центр тяжести лежит, однако, на личном труде хозяина.

Размышления и наставления Гесиода группируются, таким образом, вокруг нескольких тем: установленные богами условия человеческого существования, справедливость и насилие, труд земледельца, мореплавание, «дни». Наряду с этим Гесиод, который пользуется гомеровским диалектом и стихотворным размером героического эпоса — гексаметром, имеет в своем распоряжении богатый запас выразительных средств, выработанных эпической традицией; архаический язык эпоса с его «постоянными» эпитетами и формулами придает некоторый характер торжественности моральному пафосу «Работ и дней» и той «истине», которую поэма возвещает.

Гомеровский эпос – продукт патриархальных отношений. Это мировосприятие члена общины. «Илиада» начинается ссорой Агамемнона и Ахилла – идеология общины уходит в прошлое, появляется новое представление о мире. Этика взаимоотношений скоро уйдет в прошлое. Конец 8 – начало 7 века до н.э. – бурное развитие полиса. Частная жизнь горожанина – земледелие. В городе складываются другие экономические отношения, появляются классы и деньги, мировоззрение горожанина становится иным. Труд, который ценился в общине, в городе становится уделом рабов – чем-то унизительным. В городе классическое рабство, человек – вещь, способ добывания денег. В городе престижны ремесла. Часть людей принимает новую идеологию, а часть людей, включая Гесиода, старается удержать прошлое. Прежде всего, это Северная Греция – Беотия, земледельческий край, там люди старались удержать золотой век. Дидактический эпос наставляет.

С точки зрения формы он похож на гомеровский эпос. Но автор давлеет над всем, он поучает, поэтому это скучно для современного человека. Гомер и Гесиод – два полюса в художественном взгляде на жизнь греков. Гомер аристократичен с точки зрения героической архаики – воспевает царей и героев, Гесиод патриархален, выражает патриархальную крестьянскую точку зрения.

8 – 7 век до нашей эры – начинается поворот от мифологического восприятия мира к научному истолкованию. Поэмы Гесиода – как раз момент перехода. Главный представитель – Гесиод. Происходил из отсталой древней Беотии, сын зажиточного крестьянина. Он сохранил патриархальные представления о жизни. Получил хорошее образование – мы знаем биографию Гесиода в отличие от Гомера. Гесиод рассказывает о себе в качестве примера. Гомер не стал бы на своем примере давать назидания. Гесиод – рапсод. Деревня его у подножия горы Геликон. Гесиод подчеркивает, что свой талант он получил от муз. Произведения «Теогония» и «Труды и дни». Ему приписывают еще несколько произведений.

Личность Гесиода может быть узнана из произведений. Личность желчная, мизантроп, гордый человек, не признает чужого мнения, всегда считает себя правым, не терпит возражений – поэтому он одинок.

«Теогония» - это первая попытка осмысления всего сущего, осмысление происходящего и истории мира. У Гесиода впервые поставлена задача, которая мифологии не свойственна – задача объяснения окружающего мира, действия тех сил, с которыми сталкивается человек. В поэме о происхождении богов нет ничего о восхвалении богов. Боги и люди – две неравные противостоящие силы. Понятие «зависть богов» вводит Гесиод. Он дает этому объяснение.

Наблюдения Гесиода над жизнью пессимистичны. У Гомера жизнь красивая, яркая. У Гесиода одни бедствия. Одна из тем – соперничество людей и богов, в «Трудах и днях» тоже свое место. Именно этим Гесиод пытается объяснить происхождение всех несчастий. Гесиод пересказывает мифы о Прометее, причем оценивает их отрицательно. Все это переходит в разговор о пяти веках человеческой жизни. В «Теогонии» он наметил систематизированную мифологию. В «Трудах и днях» он пытается систематизировать человеческую жизнь. Первый век – золотой век, правление Крона, люди жили вольготно, не знали старости и болезней, вместо смерти – сон. Второй век – серебряный, люди загордились, перестали приносить жертвы богам, век людям сократили – Зевс упрятал это поколение под землю. Третий век - медный, все создано Зевсом. Люди очень непривлекательны, свирепы, огромны, подозрительны, в конце концов перебили друг друга. Четвертый век – только регресса нет, век героев, сильных, красивых – троянская и фиванская войны. Пятый век – железный, век насилия и неправды, труда, несчастия – Гесиод причисляет сюда свое время. Не только физически, но и нравственно оскудели люди. Что же делать? Гесиод советует трудиться, причем под его руководством. Есть легенда о состязании Гомера и Гесиода – победил Гесиод. Текст его поэм был высечен на камне и поставлен перед храмом.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Общая характеристика античной литературы

Предлагается для чтения не хрестоматия а антология лучшие антологии это рим и античная литература пособие по истории зарубежной литературы.. для чтения.. пособие по мифологии лучшее николай кун легенды и мифы древней греции есть легенды и сказания древней греции..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Общая характеристика античной литературы
· Предмет и значение античной литературы. Специфика античного искусства. · Античное рабовладельческое общество. Периоды литературной истории Греции. Античная литература хронологич

Греческая мифология
· Определение мифа и мифологи. Периодизация мифологии. · Специфика архаической мифологии. · Сюжеты, образы и циклы олимпийской мифологии. · Мифология позднего героизма.

Гомеровский эпос
· Историческая основа и время создания гомеровских поэм. Г. Шлиман и Троя. · Мифологическая основа и сюжет гомеровских поэм. · Понятие об эпическом герое и образы воинов в поэме.

Древнегреческая лирика VII – VI вв
· Социальные процессы VII – VI вв. и возникновение архаической лирики. · Жанровая классификация древнегреческой лирики. · Элегическая и ямбическая поэзия. · Монодийная по

Общая характеристика античного театра и античной трагедии
· Происхождение драмы. Основные виды древнегреческой драмы. · Античный театр. Общественная роль и организация представлений. · Структура древнегреческой трагедии. Классич

Творчество Эсхила
· Эволюция Эсхила-драматурга. Структура раннего творчества. · Переработка мифического сюжета в «Прометее Прикованном». · Трилогия «Орестея» и переработка в ней древних мифов.

Творчество Софокла
· Софокл и Перикл. · Характерные черты драматургии Софокла. · Перипетия и трагическая ирония. Трагедия «Царь Эдип». · Сущность конфликта трагедии «Антигона». · Л

Творчество Еврипида
· Еврипид и философские течения его времени. · Общая характеристика творчества Еврипида и характер конфликта в его трагедиях. · Жанровая разновидность трагедий Еврипида.

Творчество Аристофана
· Возникновение древней аттической комедии. Ее структура и проблематика. · Тема войны и мира в комедиях Аристофана. · Проблемы воспитания и критика первых философских учений в ком

Греческая проза V-VI вв. до н.э
· Греческая историческая проза. Геродот и его «музы». Научное и художественное значение истории Геродота. · Развитие ораторского искусства в Афинах. Жизнь и деятельность Демосфена.

Геродот
«Отец истории». 484 г – Малая Азия. Прожил недолго, умер в 425 г. Единственный человек, который объездил все известное населенное пространство. Знал много языков. Известное пространство – ойкумена.

Ораторское искусство
Исторические сочинения были очень громоздкими и дорогими. Это была элитарная литература. Постепенно на первый план выдвигается ораторское искусство и риторика. Лучшие образцы распространялись среди

Философская проза
Философия сначала объединяла все науки. Зародилась в Ионии. Формы были очень образными. Философский диалог, в ходе которого должна была родиться истина. Философия часто делилась на материализм и ид

Специфические особенности развития римской литературы
· Историческое значение и периодизация римской литературы. · Ранняя римская литература. Римские комедиографы Плавт и Теренций. Эллинистический период достиг своего пика, начинает

Золотой век римской литературы
· Век Августа и раннее творчество Вергилия. · «Буколики» и «Георгики» - ранние поэмы Вергилия. · «Энеида» - национальный эпос римского народа. Образ Энея как результат сознательно

Овидий
Публий Овидий Назон (43 до н.э. – 17 н.э.). Жил в сложную идеологическую эпоху – борьба христианства и язычества. Рим постепенно скатывается в пропасть. Овидий прежде всего лирик – на протяжении вс

Континентальная Греция, в своем социально-экономическом развитии значительно отставала от малоазиатской Ионии, где принял свою окончательную форму древнегреческий героический эпос. Однако в конце VIII и в начале VII века до н. э. и там заметны большие социальные сдвиги. Разложение родового быта усиливается. Экономически окрепшие роды делаются зачатком правящего класса, обедневшие роды становятся к ним в оппозицию. Ускоренным темпом развивается и расслоение внутри родов. В тех областях Греции, где земледелие играло главную роль, разбогатевшая родовая аристократия - "люди лучшие" (οἱ ἄριστοι.) начинают закабалять и эксплуатировать остальную массу населения. Постепенно складывается тип мелкого земельного собственника, разоряемого поборами аристократов - "дароядцев" (δωροφάγοι). Об этих поборах, как "добровольных" (δωτῖναι) так и обязательных (θέμιστες) говорится уже в гомеровском эпосе. Теперь они ложатся на производящее население еще более тяжелым бременем.
Новые социальные условия большинства населения не могли не привести и к созданию новой идеологии, - идеологии протеста против бесправия массы и произвола знати. Выразителями этого протеста выступают отнюдь не только бедняки (πένητες), презрительно называемые теперь "худшими", "жалкими" (οί χείρους, οἱ κακοί, οἱ δειλοί), но и земледельцы среднего достатка. С другой стороны, аристократия стремится охранить крупное землевладение законодательный путем. О таком законодательстве в Беотии упоминается в "Политике" Аристотеля (11, 9, 7).
Средний слой свободных землевладельцев очень консервативен в своей экономической деятельности. С их стороны наблюдаются попытки сопротивляться новым формам хозяйства, в которых на первое место выдвигается морская торговля, обещающая легкую наживу, но связанная с большим риском. Они стремятся найти идейно-моральное оправдание старому патриархальному укладу, при котором мелкое сельское хозяйство находилось в лучших условиях. Из этого стремления и вырастает новый поэтический жанр - дидактический эпос, образцом которого является дошедшая до нас поэма беотийского поэта Гесиода "Труды и Дни" (Ἔργα καὶ ἡμέραι), датируемая обычно концом VIII или началом VII века. Гесиод - первая реальная личность в древнегреческой литературе. Она отчетливо выступает из самого произведения.
Дидактический эпос резко отличается от героического. В основе первого лежат мифы о героях. Поэтические образы этих героев сложились еще в доклассовую эпоху, когда мифы были достоянием всего народа. В трактовке их более поздними певцами-аэдами, обслуживавшими уже аристократическую верхушку разлагающегося родового общества, сказались противоречия переходного периода, - периода оформления первых классовых расслоений.
Но первооснова героических сказаний и мифов - народное творчество, еще не отражающее этих расслоений.
Поэтика героического эпоса также определялась его народными корнями. Переходя в устной форме от одного поколения певцов к другому, поэмы о героях в устах мастеров своего дела (аэдов и рапсодов) застыли в своей поэтической технике, которая во многом сковывала индивидуальность поэта. Образовалась своего рода рутина, которой поневоле подчинялся всякий новый деятель в этой области художественного творчества. Если эпический певец говорил о себе: "я самоучка" (αὐτοδίδακτος), "бог внушил мне разные законы песен", - то это значило, что он сам уже не отдавал себе отчета в том, как он достиг своего искусства; он получал его как нечто готовое, в результате полного господства сложившейся рутины над индивидуальным творчеством.
Личность поэта не обнаруживалась в его произведении. Большая или меньшая степень талантливости, разумеется, сказывалась в тех или других частях эпоса, но мы тщетно стали бы искать здесь отпечатка индивидуальных черт характера, собственных мыслей и идеалов отдельных поэтов.
В этом отношении Гесиод представляет собою совершенно новое явление в истории древнегреческой литературы. В его поэме мы знакомимся с определенной личностью не только потому, что он сам сообщает в ней сведения о своем отце, о брате, о переселении отца из эолийской Кумы (в Малой Азии) в Беотию, где

Близ Геликона осел он в деревне нерадостной Аскре,
Тягостной летом, зимою плохой, никогда не приятной.
(Тр. и Дни, ст. 639--640).

Индивидуальность автора выясняется не только из того, что поводом к написанию "Трудов и Дней" послужил совершенно реальный факт - тяжба автора с его братом Персом. Эта индивидуальность сказывается также и в том, что вся поэма отражает бытовые привычки и нравственный уклад жизни автора и окружающей его обстановки. В героическом эпосе мы ничего подобного не найдем. Хотя фигуры некоторых героев (например, Нестора, Одиссея, Приама) проступают в своей конкретности сквозь "общие места" эпического стиля, они все же слишком еще подчинены правилам изображения героя вообще. Быт, который в "Одиссее" описывается значительно конкретнее, чем в "Илиаде", не есть еще нечто такое, чем заполнена жизнь самого автора, в чем он кровно заинтересован. Эту-то личную заинтересованность мы и встречаем впервые у Гесиода.

Гесиод, Тр. и Дни 38 и 221.
Все цитаты из Гесиода („Трудов и Дней“ и „Феогонии“) и нумерация стихов даны по переводу В. В. Вересаева,