Плотина Гувера (дамба Гувера, дамба Боулдер) - одна из самых больших и, наверное, самая известная плотина в США. Она построена на границе штатов Невада и Аризона в узком Черном каньоне, образованном рекой Колорадо . Плотина Гувера является не только крупной гидроэлектростанцией, но и главной составляющей системы мелиорации и защиты от наводнений на юго-западе США.

Плотина Гувера, расположенная в сорока километрах от Лас-Вегаса входит в "обязательный для посещения" список отдыхающих в "Мировой столице развлечений" туристов (так же как и знаменитый Гранд-Каньон) и представляет собой одну из самых популярных достопримечательностей США .


Уже в начале XX века возникла идея о строительстве на реке Колорадо комплекса гидротехнических сооружений. Необходимость такого решения была обусловлена своенравным "характером" реки (так, в 1905 году после ливневых дождей Колорадо изменила свое русло, образовав в Калифорнии озеро Солтон-Си), а также стремлением использовать ее воды для орошения полей и развития сельского хозяйства в засушливых регионах юго-запада США. С развитием электроэнергетики очень заманчивым стал и высокий гидроэнергетический потенциал Колорадо.

В 1922 году Бюро мелиорации (подразделение министерства внутренних дел, занимающееся водными ресурсами страны) представило Правительству США доклад, в котором рекомендовалось соорудить плотину на реке Колорадо в районе каньона Боулдер (отсюда и первое название проекта - дамба Боулдер). Последующие геологические изыскания показали, что более подходящим местом для постройки новой плотины является Черный каньон.


В то время существовали серьезные политические препятствия началу строительства плотины. Юриспруденция США знает немало судебных тяжб между по вопросам использования воды из протекающих по территории нескольких штатов рек. До начала работ необходимо было достичь компромисса, позволяющего исключить в будущем возможные иски со стороны того или иного заинтересованного штата. Именно с этой целью в 1922 году была сформирована комиссия, в которую вошли представители семи штатов США , по землям которых протекает река Колорадо и ее притоки (Вайоминг , Колорадо , Юта , Нью-Мексико , Невада , Аризона и Калифорния). В работе этой комиссии участвовал также Герберт Гувер, бывший тогда министром торговли в правительстве Уоррена Гардинга, а впоследствии сам ставший Президентом США . Результатом работы комиссии стало подписание соглашения о порядке использования водных ресурсов Колорадо.

Следующим препятствием для строительства плотины стал вопрос о финансировании грандиозного проекта. Конгрессмены и сенаторы от Калифорнии, наиболее заинтересованные в осуществлении проекта, не раз поднимали этот вопрос в Конгрессе США , но лишь после разрушительного наводнения на Миссисипи в 1927 году и гибели сотен людей в результате разрушения плотины Святого Франциска в Лос-Анджелесе соответствующее решение было принято.


21 декабря 1928 года Президент США Калвин Кулидж подписал закон, разрешающий строительство "Проекта каньона Боулдер" и предусматривающий его финансирование. Кроме "главной" плотины, ставшей известной как "дамба Гувера", проектом предусматривалось строительство ниже по течению Колорадо еще одной плотины - Империал (Imperial Dam ), а также "Всеамериканского канала" (All-American Canal ), призванных обеспечить водой чрезвычайно плодородные, но засушливые земли Южной Калифорнии .

Проект будущей плотины Гувера разрабатывался инженерами Бюро мелиорации США под руководством знаменитого "конструктора плотин" Джона Сэвиджа, участвовавшего позднее в создании плотины Шаста на реке Сакраменто в Северной Калифорнии , крупнейшей в США плотины Гранд-Кули в штате Вашингтон , а также предложивший проект построенной уже в XXI веке самой большой в мире ГЭС "Три ущелья" в Китае.

Было принято решение о строительстве так называемой "арочно-гравитационной" бетонной плотины, имеющей в плане форму дуги, выпуклой вверх по течению реки. Толщина плотины у основания должна была составить около двухсот метров, а на вершине - всего лишь четырнадцать, причем по плотине предусматривалось автомобильное движение.



Плотина Гувера. Строители и строительство


Фрэнк Кроу

В июле 1930 года Герберт Гувер, уже будучи Президентом США, выделил из бюджета страны первую часть денег, необходимых для постройки плотины. В январе 1931 года был объявлен тендер на строительство плотины. Любой желающий мог получить документацию всего лишь за пять долларов, но каждое предложение от потенциального подрядчика должно было быть подтверждено залогом в 2 000 000 долларов США, победитель торгов обязан был представить денежную гарантию в пять миллионов долларов. Одним из обязательных условийц были жесткие сроки строительства - семь лет. В случае, если подрядчик не укладывался в отведенное на строительство время, контрактом предусматривались крупные штрафные санкции.

Торги выграл консорциум Six Companies ("Шесть компаний"), объединивший строительные компании из штатов Юта , Айдахо , Орегон и Калифорния . Руководителем строительства был назначен Фрэнк Кроу, опытный инженер, имевший большой опыт в сооружении плотин. На его счету было несколько важных изобретений, позволявших значительно ускорить строительство таких огромных бетонных конструкций, какими были плотины.


Плотина Гувера строилась в годы Великой депрессии, а район Черного каньона был очень далек от больших городов. Лас-Вегас был тогда всего лишь небольшим городком в пустыне, все значение которого определялось проходящей через него железной дорогой. Но именно Лас-Вегас стал перевалочным пунктом для тысяч безработных со всей Америки, устремившихся на строительство новой плотины. Уже в 1930 году было начато строительство железной дороги, связавшей Лас-Вегас со "строительной площадкой" будущей дамбы Гувера.

Проектом предусматривалось еще до начала возведения плотины построить город для ее строителей - Боулдер-Сити. Но с целью как можно быстрее занять работой большее количество людей Президент США Герберт Гувер распорядился начать работы уже весной 1931 года, на полгода раньше, чем планировалось. Город для строителей еще не был готов и люди были вынуждены жить во временных лагерях, очень плохо приспособленных для жаркого климата Невады . Тяжелые и очень опасные условия труда в сочетании с отсутствием нормального жилья и все это в условиях ужасной жары (а тем летом в Неваде температура часто превышала 45°С) - забастовки были неизбежны. В августе 1931 года рабочие предъявили администрации стройки ряд требований. Фрэнк Кроу, известный своим очень жестким характером, ответил приказом об увольнении практически всех работников и распорядился набрать на строительство новых. Лишь в конце 1931 года, когда строители начали заселять новые дома в Боулдер-Сити, условия их жизни стали улучшаться.



Сооружение плотины Гувера было очень сложной инженерной задачей. Сначала необходимо было укрепить стены каньона, обнажив скальные породы, на которые впоследствии должна опереться бетонная арка плотины, и одновременно обезопасив работающих внизу от падения камней (главной причины несчастных случаев на строительстве плотины). Эти работы выполнялись скалолазами с помощью отбойных молотков и динамита.

Для того, чтобы осушить место будущей строительной площадки, необходимо было отвести воды реки Колорадо. Были сооружены две временные, так называемые "кесонные" плотины, расположенные выше и ниже места строительства дамбы. В скалах каньона пробурили четыре огромных тоннеля, два со стороны Невады и два со стороны Аризоны. Диаметр тоннелей составлял около семнадцати метров, а после облицовки бетоном - около пятнадцати метров, суммарная длина тоннелей плотины Гувера - около пяти километров. Строительство тоннелей было начато в мае 1931 года, а уже в ноябре 1932 года в "аризонские" тоннели направили реку ("невадские" бsли запаснsми, на случай паводков). После окончания строительства плотины тоннели частично заглушили, а частично использовали для сброса воды.



В июне 1933 года, на полтора года раньше, чем планировалось, на строительстве плотины Гувера начались бетонные работы. Для изготовления огромного количества бетона в Неваде вблизи строительной площадки были построены два завода. Доставка бетона осуществлялась в специальных емкостях объемом более шести кубометров, каждая из них в заполненном состоянии весила около восемнадцати тонн. Эти огромные бадьи везли к каньону на специальных вагонах, а затем транспортировали к месту выгрузки с помощью канатов.

При строительстве плотины Гувера широко применялись новаторские решения. Так, например, чтобы избежать растрескивания бетона при его застывании, конструкция плотины была не монолитной, а состояла из множества колонн, между которыми были проложены трубы. По трубам подавалась речная вода, охлажденная мощными холодильными установками. После застывания бетонных колонн промежутки между ними были заполнены раствором.



Всего для создания плотины Гувера было использовано более 2 480 000 кубометров бетона. Еще 850 000 кубометров пошло на строительство электростанции и других сооруженний комплекса плотины. На момент постройки это было самое большое сооружение в мире, созданное человеком.

Архитектурное решение зданий плотины было выполнено Гордоном Кауфманном в популярном в то время стиле ар-деко (в котором, в частности, построены знаменитые небоскребы Нью-Йорка Крайслер Билдинг и Эмпайр Стейт Билдинг). Кроме того в оформлении были использованы мотивы индейских народов навахо и пуэбло, проживающих в этом регионе. Интересно, что на каждой из двух башен плотины Гувера установлены часы, одни из которых показывают время Горного часового пояса США , по которому живет штат Аризона , а другие - Тихоокеанского часового пояса, к которому относится штат Невада .



Плотина Гувера. Вода и электричество


Строительство плотины Гувера было завершено раньше, чем предусматривалось планами. 30 сентября 1935 года Президент США Франклин Рузвельт провел торжественную церемонию открытия плотины (хотя строительство электростанции и некоторые другие работы были завершены лишь весной 1936 года).

Учитывая, что Герберт Гувер был соперником Рузвельта на выборах, неудивительно, что во время нахождения последнего на посту Президента новая плотина была известна как "плотина Боулдер". Лишь в 1947 году плотине вернули ее название, утвержденное Конгрессом США еще до начала строительства.

По официальной статистике на строительстве плотины погибли сто двенадцать человек. Считается, что еще сорок два работника погибли от отравления угарным газом во время прокладки тоннелей.



Постройка гигантской плотины на реке Колорадо позволилf, наряду с другими гидротехническими сооружениями, обеспечить орошение полей Южной Калифорнии и устранить угрорзу разрушительных наводнений. Электроэнергия, получаемая на плотине Гувера дала мощный импульс развитию юго-запада США, в том числе и знаменитому Лас-Вегасу . В восьмидесятых - девяностых годах XX века была проведена реконструкция электростанции, та что она и в наши дни остается одной из мощнейших в США. Около четверти производимой энергии потребляет Невада , примерно пятую часть - Аризона , а остальную - Калифорния .

Такой необычный объект, как плотина Гувера, не мог не привлечь к себе внимание туристов. Практически сразу же после окончания строительства, в 1937 году, комплекс плотины был открыт для посещения туристическими группами. С ростом популярности расположенного неподалеку Лас-Вегаса количество посетителей увеличивалось. В 1996 впервые за год плотину Гувера посетили более миллиона человек.



Образованное плотиной озеро было названо в честь Элвуда Мида, бывшего руководителем Бюро мелиорации США во время проектирования и строительства дамбы Гувера. Озеро Мид - крупнейшее в США водохранилище, оно тянется почти на двести километров вверх по течению реки Колорадо. Площадь озера - 640 км 2 , а его объем превышает 35 км 3 . В 1964 году озеро Мид получило статус Национальной зоны отдыха США.

По плотине Гувера проходило шоссе 93, соединяющее Аризону через Неваду и Айдахо с Монтаной . Эта дорога соединяет в том числе Лас-Вегас и Финикс, одни из наиболее быстро растущих городов США . После трагических событий 11 сентября 2001 года из соображений безопасности движение автотранспорта по дамбе было ограничено, а для грузовиков - запрещено. В 2003 году в полукилометре вниз по течению от плотины Гувера было начато сооружение моста через Колорадо, который называли "Объезд дамбы Гувера". В октябре 2010 года открылось движение по новому мосту, названному в честь губернатора штата Невада Майка О"Каллагана и известного спортсмена-футболиста из Аризоны Пэта Тиллмана, погибшего в Афганистане.

Плотина Гувера и сегодня, через много десятилетий после постройки, продолжает оставаться великолепным образцом инженерного гения проектировщиков, самотверженного труда строителей и одной из самых известных достопримечательностей Америки .


Технически плотина Гувера представляет собой железобетонную стену, выгнутую в сторону озера Мид. Благодаря такой изогнутой форме стена легко выдерживает напор 35 млрд куб. м воды. Сооружение этой стены было когда-то настоящим вызовом современным технологиям. Несусветная жара пустыни, когда летом столбик термометра поднимается до 50 °С, стала главной проблемой с самого начала. Из-за высокой температуры нельзя было просто залить весь бетон в опалубку. В этом случае высокая температура окружающей среды не позволила бы жидкой массе бетона затвердеть всего-навсего 125 лет! Было решено применить другую технику. Инженеры собрали плотину Гувера из отдельных бетонных блоков, которые скрепляли между собой прямо на месте.

В бетонных блоках заранее оставляли систему труб. В них наливали ледяную воду. Вода охлаждала массу бетона, и он застывал как положено. После чего бетон заливали в сами трубы. Это к тому же сделало сооружение более прочным. Трубы не только исполнили роль арматуры (металлических балок, составляющих каркас современных железобетонных конструкций), но и надежно скрепили между собой отдельные блоки. Все блоки имели равную высоту - 1,5 м. Остальные габариты зависели от того, в какой точке плотины предполагалось поместить каждый отдельный блок. Самые большие имели сечение 7,6 X 18 м, самые маленькие - 7,6 X 7,6 м. Всего для плотины понадобилось 2,6 млн куб. м бетона - такое количество бетона трудно даже представить! Его хватило бы для прокладки дорожного покрытия толщиной 20 см и шириной 5 м через все Штаты, от Сан-Франциско до Нью-Йорка!

Реке Колорадо следовало изменить свое русло на время строительства. С этой целью в стенах каньона были пробиты огромные туннели, по которым строители отводили воду. Всего получилось 4 туннеля, самый большой с просветом 17 м в диаметре, длиной 5 км. На стройке трудилось 3500 человек, из которых 96 погибли.

Изначально предполагалось, что плотина обойдется в 49 млрд долларов. Но в итоге эта цифра выросла более чем втрое: 165 млрд! Непомерно высокие расходы окупились за счет продажи электроэнергии и туризма только к 1985 г. С этого времени плотина Гувера была вычеркнута из списков должников и начала приносить чистую прибыль.

Факты

  • Время строительства: Плотина Гувера была построена между 1931 и 1 935 гг. Ее стоимость обошлась в 1 65 млрд долларов.
  • Производство электроэнергии: Электростанция запущена 1 2 сентября 1 936 г. Сейчас 1 7 современных турбин вырабатывают 2000 МВт электроэнергии в год. Это равно более 4 млрд кВт-ч электроэнергии, которой хватает, чтобы
  • удовлетворить нужды 1,3 млн американцев, живущих в юго-западных штатах.
  • Строительные материалы: Плотина Гувера построена из 2,6 млн куб. м бетона и весит 6,6 млн тонн.
  • Размеры водохранилища: Озеро Мид имеет длину 177 км, площадь 640 кв. км и береговую линию 885 км. Максимальная глубина 180 м, емкость - до 35 млрд куб. м воды.

Построенная в самый разгар Великой Депрессии 1930х годов Дамба Гувера стала величайшим сооружением своего времени и самой большой плотиной на момент сооружения. Строительство плотины – очень тяжелая работа, но более 20 тысяч человек были счастливы попасть на строительство Дамбы Гувера, это была единственная возможность заработать в это смутное для США время. Прозванная одним из 10 Величайших сооружений 20го Века – Плотина Гувера продолжает привлекать толпы туристов и 70 лет спустя. Мы расскажем вам о подробностях строительства дамбы и о истории этого великого сооружения

Дамба Гувера привлекает более миллиона туристов ежегодно. Находится это чудо архитектуры неподалеку от Лас Вегаса, в Черном Каньоне. Идея постройки плотины для обеспечения водой Южной Калифорнии родилась благодаря министру торговли США Герберту Гуверу. Он созвал комиссию и поставил задачу разработать план по обеспечению водой из реки Колорадо близлежащих штатов. В итоге, в 1922 году родился план Colorado River Compact – план строительства дамбы, перекрывавшей воды Колорадо. Президент Кельвин Кулидж утвердил проект в 1928. Первоначальное место строительства – Каньон Боулдер, соответственно должна была называться и плотина. В следующем году президентом становится Гувер, вплотную подошедший к проекту плотины, которую было решено строить в Черном Каньоне. Первоначальное название- Дамба Боулдера было изменено в 1947 году, президент Труман утвердил новое название дамбы, присвоив ей имя Гувера. Вот как выглядело место, где в итоге выросла великая дамба Гувера

Шесть Компаний, консорциум из шести небольших подрядчиков, выиграл тендер на строительство дамбы Гувера. Компания General Superintendent Frank Crowe разработала специальное освещение, что позволило работать 24 часа в сутки. Было введено множество других инноваций. Прежде всего необходимо было отвести воды Колорадо от стройплощадки. Были построены четыре отводных тоннеля, вырубленные в каньоне. На строительство тоннелей ушел ровно год, после чего начались основные работы по сооружению Дамбы Гувера. Плотина была построена из взаимосцепленных блоков, постепенно заливавшихся бетоном. На строительство плотины ушло пять лет, что на два года раньше отведенного срока. Удалось также сэкономить значительную часть бюджета. Президент Франклин Рузвельт открыл дамбу 30 сентября 1935 года

Сейчас плотина Гувера – национальная достопримечательность. Это самая высокая дамба в Западном Полушарии, высота плотины над уровнем реки Колорадо - 725 футов (221 метр). 17 мощных генераторов производят 4 миллиарда киловатт энергии в год. Это одна из крупнейших гидроэлектростанций страны. Содержание и обслуживание плотины Гувера полностью окупается за счет продажи энергии и денег от туристов.

Со смотровой площадки на плотине открывается прекрасный вид на озеро Мид, самое большое искусственное озеро в США. В последние годы уровень воды в водохранилище понизился, озеро Мид может вмещать до 10 триллионов галлонов воды – столько воды наберется за два года постоянного течения Реки Колорадо. Каждый год на дамбу Гувера приезжают около 9 миллионов туристов

Многих посетителей интересуют прежде всего два вопроса: 1) Как много людей погибло при строительстве Плотины Гувера? 2) Сколько из жертв оказались погребены в бетоне плотины? Ответ на второй вопрос очень прост – никто из строителей не был погребен в бетоне. Как мы уже упоминали, при строительстве Дамбы Гувера использовали блоки, которые постепенно заливали цементом. Упасть туда было невозможно. Что касается погибших при строительстве дамбы – официальное число жертв – 96. Это были люди, погибшие от упавших камней, сорвавшиеся со скал и т.д. Статистика не включает погибших от пневмонии и других болезней. Озвучивают еще одну цифру – 112 жертв. Но сюда включают тех людей, которые погибли еще задолго до того, как началось строительство Дамбы Гувера. По преданию первым погибшим стал инспектор Дж. Тирней, который утонул, подыскивая идеальное место для плотины. Кстати, его сын, Патрик Тирней стал последним погибшим. Позже в честь рабочих и строителей плотины Гувера был поставлен памятник

Мы кратко рассказали об истории строительства Дамбы Гувера, а теперь перейдем к интересным фактам. Так как плотина стала уникальным строением для своего времени, при ее строительстве было введено множество новшеств. К примеру на строительстве впервые стали использоваться защитные каски

В строительном городке - Боулдер-сити - во время строительства были запрещены проституция, азартные игры и торговля алкоголем. Запрет на продажу алкоголя сохранялся до 1969, а игорный бизнес запрещен и сейчас. Боулдер сити – единственный в Неваде город где существует такой запрет

На местности вокруг озера Мид остался след от максимального уровня воды, зафиксированного в 1983 году. Причиной такого повышения уровня стало рекордное количество осадков, выпавшее в западной части США в результате природного явления Эль-Ниньо. Этот след хорошо виден на фотографии

Процесс затвердевания бетона, из которого построена дамба Гувера , происходит и по сей день. С каждым годом плотина становится все крепче. Плотина способна проработать без вмешательства человека более двух лет,и остановится только из-за того, что турбины обрастут водорослями

Плотина Гувера – очень популярный объект, его используют при съемке фильмов, сериалов, а так же в компьютерных играх. К примеру, плотина используется в игре Grand Theft Auto: San Andreas близ города Las Venturas. Название её в игре - дамба Шермана. А одно из заданий в игре посвящено проникновению в машинный зал плотины и отключению города от электричества. На снимке дамба Гувера в игре GTA

Построена на границе двух штатов – Невады и Аризоны, в которых действуют разные часовые пояса

Из-за террористических угроз движение автомобилей по плотине было ограничено. Все автомобили подвергаются осмотру, а большие грузовики и вовсе пускают в объезд. По этой причине было начато строительство моста через Черный Каньон

В известном научно-популярном фильме “Жизнь после людей” плотина Гувера находится среди объектов, которые будут существовать через 10000 лет после исчезновения человека. Плотина Гувера – величайшее строительное достижение в истории США, это достижение до сих пор не удалось побороть

Статус Построен Начало строительства 1931 Дата открытия 1936 Архитектурный стиль ар-деко Высота 221 (725 фт) Длина 379 (1243 фт) Ширина 201 (659 фт) Водохранилище Мид
  • объём
35,2 км³
  • поверхность
640 км² Турбины 13 основных
  • Общая мощность
2078 МВт
  • Выработка
4,0 млрд кВт·ч в среднем в год Проектирование Six Companies, Inc. (инжиниринг)
Гордон Кауфман (экстерьер) Строительство Six Companies, Inc. Управление Бюро мелиорации США Официальный сайт План/Схема объекта:

Плоти́на Гу́вера , дамба Гувера (англ. Hoover Dam , также известна как Boulder Dam ) - уникальное гидротехническое сооружение в США , бетонная арочно-гравитационная плотина высотой 221 м и гидроэлектростанция , сооружённая в нижнем течении реки Колорадо . Расположена в Чёрном каньоне, на границе штатов Аризона и Невада , в 48 км к юго-востоку от Лас-Вегаса , в нескольких километрах от городка Боулдер-Сити; образует озеро (водохранилище) Мид . Названа в честь Герберта Гувера , 31-го президента США, сыгравшего важную роль в её строительстве. Строительство дамбы началось в 1931 году и закончилось в 1936 году , на два года раньше запланированного срока.

Плотина находится под управлением Бюро мелиорации США, подразделения Министерства внутренних дел США . В 1981 году плотина была включена в Национальный регистр исторических мест США. Плотина Гувера является одной из известнейших достопримечательностей в окрестности Лас-Вегаса.

Предыстория строительства

В то же время одним из препятствий для осуществления проекта стали сомнения штатов, лежащих в бассейне реки Колорадо, в справедливом распределении водных ресурсов между потребителями. Существовали опасения, что Калифорния, с её влиянием, финансовыми ресурсами и недостатком воды предъявит права на большую часть водных ресурсов водохранилища.

В итоге в 1922 году была создана комиссия, включавшая по одному представителю от каждого из заинтересованных штатов и одного - от федерального правительства (им стал Герберт Гувер, в то время министр торговли в правительстве президента Уоррена Гардинга). Результатом деятельности этой комиссии стала подписанная 24 ноября 1922 года Конвенция реки Колорадо, в которой были закреплены методики раздела водных ресурсов. Подписание этого документа, получившего название «Компромисс Гувера», открыло путь к осуществлению строительства плотины .

Постройка такого масштабного гидротехнического сооружения требовала привлечения значительных средств из государственного бюджета . Законопроект о выделении финансирования не сразу получил одобрение Сената США и Белого дома . Лишь 21 декабря 1928 года президент Калвин Кулидж подписал билль , одобряющий осуществление проекта. Первоначальные ассигнования же на постройку плотины были выделены только в июле 1930 года , когда президентом был уже Герберт Гувер.

Первоначальный план предусматривал возведение плотины в каньоне Боулдер (англ. Boulder Canyon ). Поэтому, несмотря на то, что окончательно было решено строить плотину в Чёрном каньоне, проект получил название Boulder Canyon Project .

Строительство

Подряд на строительство плотины был получен консорциумом Six Companies, Inc., совместным предприятием компаний Morrison-Knudsen Company (Бойсе , штат Айдахо); Utah Construction Company (Огден, штат Юта); Pacific Bridge Company (Портленд , штат Орегон); Henry J. Kaiser & W. A. Bechtel Company (Окленд , штат Калифорния); MacDonald & Kahn Ltd. (Лос-Анджелес) и J. F. Shea Company (Портленд, штат Орегон) .

В строительстве участвовали многие тысячи рабочих (максимальное количество - 5251 человек - в июле 1934 года). Согласно условиям контракта на строительство, не допускался наём на работу выходцев из Китая, а количество чернокожих работников в ходе строительства не превышало тридцати человек, занятых на самых низкооплачиваемых работах . Планировалось, что для строителей рядом с плотиной будет возведён целый городок - Боулдер-Сити, однако график строительства был скорректирован в пользу ускорения и увеличения количества рабочих мест (это было сделано для снижения массовой безработицы , ставшей результатом Великой депрессии). В связи с этим в момент появления первых рабочих, город был ещё не готов, и первое лето строители дамбы провели во временных лагерях. Задержка со сдачей жилья и опасные условия работы повлекли за собой забастовку , состоявшуюся 8 августа 1931 года. Выступление рабочих было разогнано оружием и дубинками, но темпы строительства Боулдер-Сити были увеличены, и к весне 1932 года рабочие переселились в постоянные жилища. В Боулдер-Сити на время строительства были запрещены проституция , азартные игры и продажа спиртных напитков . Запрет на продажу спиртного в городе сохранялся до 1969 года, а запрет на игорный бизнес остаётся до сих пор (это единственный такой город в штате Невада).

Строительство плотины велось в тяжёлых условиях. Часть работ проводилась в тоннелях, где рабочие страдали от избытка угарного газа (некоторые работники стали инвалидами или даже погибли вследствие этого). Работодатель же объявил, что данные заболевания - последствия обычной пневмонии , и он не несёт ответственность за это. В то же время строительство плотины Гувера стало первой стройкой, строителями которой использовались защитные каски .

Всего за время строительства погибло 96 человек . Первым человеком, погибшим на строительстве дамбы, был топограф Дж. Тирни, утонувший в Колорадо в декабре 1922 года в процессе выбора наилучшего места для стройки. По стечению обстоятельств, последней жертвой стройки стал его сын Патрик Тирни, который погиб тринадцать лет спустя, упав с одной из водосбросных башен [нет в источнике ] .

Предварительные работы

Строительство плотины было намечено в узком каньоне на границе между Невадой и Аризоной . Для отвода воды реки Колорадо в сторону от места строительства были пробурены четыре тоннеля диаметром 17,1 м в каменных стенах Чёрного каньона. Общая длина тоннелей составила 4,9 км. Строительство тоннелей началось в мае 1931. Обделка тоннелей была выполнена из бетона толщиной 0,9 м, в итоге полезный диаметр водоводов составил 15,2 м. После окончания строительства тоннели частично были перекрыты бетонными «пробками», а частично - применяются для подачи воды к турбинам и сброса излишков воды . Тот факт, что водосброс осуществляется не через тело плотины (как на построенной позднее по тому же принципу, что и дамба Гувера, Саяно-Шушенской ГЭС), а посредством тоннелей, расположенных в окружающих скалах, придаёт стабильности плотине .

Для изоляции места строительства и предотвращения возможного затопления водами реки было сооружено две дамбы-кессона . Возведение верхней дамбы было начато в сентябре 1932 года несмотря на то, что отводящие тоннели на тот момент не были достроены .

С целью обеспечения безопасности работ перед началом сооружения плотины были проведены мероприятия по очистке стен каньона от свободно лежащих камней и скал: они подрывались динамитом и сбрасывались вниз.

Возведение бетонной дамбы

Первый бетон был залит в основание плотины 6 июня 1933 года. Для производства бетона были вскрыты местные месторождения нерудных материалов, выстроены специальные бетонные заводы .

Так как работы подобного масштаба ранее никогда не производились, ряд технических решений, применённых в процессе строительства, носил уникальный характер. Одной из проблем, с которой довелось столкнуться инженерам, стало охлаждение бетона. Вместо сплошного монолита , плотина строилась как серия взаимно связанных колонн в форме трапеций - это позволяло рассеяться излишнему теплу, выделявшемуся при застывании бетонной смеси. Инженеры подсчитали, что если бы плотина была сооружена как монолит, для полного охлаждения бетона до окружающей температуры понадобилось бы 125 лет. Это могло бы привести к появлению трещин и разрушению дамбы . Помимо этого, для ускорения процесса охлаждения слоёв бетона каждая форма, в которую осуществлялась заливка, содержала охлаждающую систему из дюймовых металлических труб, в которые поступала речная вода. Процесс отвердевания бетона , из которого построена дамба, не завершён по сей день .

Всего в тело плотины было залито 600 тыс. тонн портландцемента и 3,44 млн м³ заполнителя . Плотина Гувера стала самым массивным искусственным сооружением, построенным на земле со времён Пирамид Гизы .

Электростанция

Машинный зал гидроэлектростанции

Разработка котлована для сооружений гидроэлектростанции была проведена одновременно с рытьём котлована для основания плотины. Земляные работы для U-образного сооружения, лежащего у подножия плотины, были закончены в конце 1933 года, а первый бетон в здание электростанции залит в ноябре этого года.

Архитектурное решение

Вид на дамбу

Первоначальный проект предусматривал достаточно простое архитектурное решение дамбы и здания гидроэлектростанции. Предполагалось, что внешняя сторона дамбы будет представлять собой обычную стену, сверху обрамлённую балюстрадой , выполненной в неоготическом стиле. Здание же электростанции и вовсе не сильно должно было отличаться от обычного фабричного цеха.

Предложенный проект критиковался многими современниками за свою простоту, не соответствовавшую, по их мнению, эпохальному характеру сооружения. В итоге для переделки проекта был приглашён лос-анджелесский архитектор Гордон Кауфман (автор проекта здания редакции газеты Los Angeles Times). Кауфману удалось переработать проект, выполнив экстерьер сооружений в традициях стиля ар-деко . Верхняя часть плотины украшена башенками, «вырастающими» из самой дамбы. На водосбросных башнях размещены часы, одни из них показывают Горное время (Аризона), а другие - Североамериканское тихоокеанское время (Невада) .

Название плотины

Плотина первоначально должна была строиться в каньоне Боулдер, поэтому, несмотря на то, что по факту стройка началась в Чёрном каньоне, первоначально в официальных документах наименовалась «плотина Боулдер». Но уже на официальной церемонии открытия строительства секретарь Министерства внутренних дел США Рэй Вилбур объявил, что плотина получит название Гувера в честь действующего президента США. Этим заявлением Вилбур продолжил сложившуюся традицию присвоения крупнейшим плотинам США имён президентов, находящихся у власти в период их возведения (как, например, плотина Вильсона или плотина Кулиджа) . Конгресс США 14 февраля 1931 года утвердил официальное название «плотина Гувера».

В 1932 году Гувер проиграл выборы кандидату от Демократической партии Франклину Делано Рузвельту . Сразу после вступления в должность нового президента администрация США инициировала переименование дамбы в «плотину Боулдер». Официального решения по этому поводу принято не было, однако изо всех официальных документов, туристических путеводителей того времени имя Гувера исчезло.

В 1947 году, через два года после смерти Рузвельта, калифорнийский конгрессмен Джек Андерсон представил проект решения о возвращении плотине имени Гувера. 30 апреля соответствующий законопроект, одобренный Сенатом, был подписан президентом; с тех пор плотина носит своё современное имя.

Транспортное значение

Вид на дамбу; видны башни водоспуска и наклонные опоры ЛЭП

До 2010 года по плотине проходило шоссе 93 (Route 93), лежащее в меридиональном направлении и связывающее штат Аризона с мексиканской границей . Часть шоссе, прилегающая к плотине, не соответствовала магистрали и объёму пропускаемого транспорта. Дорога имеет всего по одной полосе в каждом направлении; её серпантин, спускающийся к плотине, включает несколько крутых и узких поворотов, а также мест с плохим обзором; дорога подвержена оползням .

Мемориальный мост Майка О’Каллагана - Пэта Тиллмана

Электроснабжение

В соответствии с данными United States Bureau of Reclamation, электроэнергия, вырабатываемая станцией, распределяется в следующем соотношении :

Статистика

  • Стоимость строительства - $49 млн ($729 млн в масштабе цен на начало 2012 года).
  • Высота плотины - 221,4 м (вторая по высоте в США).
  • Длина плотины - 379,2 м.
  • Ширина плотины - 200 м у основания, 15 м в верхней части.
  • На строительство плотины было израсходовано 3,33 млн м³ бетона.
  • Максимальная электрическая мощность электростанции - 2074 МВт.
  • Автомобильным транспортом через плотину ежедневно перевозится от 13 до 16 тыс. человек (по данным Federal Highway Administration).

Вид с дамбы вниз, на сооружения электростанции

Влияние на окружающую среду

Строительство плотины Гувера и формирование водохранилища Мид оказало значительное влияние на водный режим реки Колорадо, и особенно на экосистему её дельты . За шесть лет строительства плотины и заполнения водохранилища вода практически не достигала дельты . Эстуарий дельты, до постройки дамбы представлявший собой зону смешивания солёной и пресной воды, достигавшую в длину 64 км, фактически превратился в солёный лиман .

Постройка плотины Гувера прекратила наводнения, которые были нередки в нижнем течении Колорадо, это поставило под угрозу ряд видов животных и растений, приспособившихся к регулярному затоплению. Строительство плотины заметно сократило популяцию рыб ниже по течению. В настоящее время четыре вида типичных для Колорадо рыб (Gila elegans , Ptychocheilus lucius , Gila cypha и горбатый чукучан) имеют статус находящихся под угрозой .

По сей день на местности вокруг водохранилища Мид виден след верхнего уровня воды, достигнутого в 1983 году. Причиной столь существенного повышения уровня стало необычно высокое количество осадков, выпавшее в западной части США как результат действия эффекта Эль-Ниньо .

Плотина Гувера ночью

Плотина Гувера в масс-медиа

В теле- и кинофильмах

  • Строительству плотины была посвящена одна из серий телесериала «Семь чудес индустриального мира», выпущенного компанией BBC в 2003 году.
  • Воображаемая катастрофа на Гуверовской плотине стала сюжетом для одной из серий минисериала «10.5: Apocalypse», выпущенного в 2006 году компаниями NBC и USA Network . Согласно сценарию, грунтовые воды якобы привели к переполнению водохранилища, что повлекло за собой перелив воды через плотину и её разрушение.
  • Плотина Гувера фигурирует в фантастическом фильме «Трансформеры » (2007) Майкла Бэя .
  • Плотина Гувера в научно-популярном фильме «Жизнь после людей » является одним из последних обломков человеческой цивилизации, который сохранится после исчезновения человека.
  • В фильме «Универсальный солдат » дамбу Гувера захватывают террористы.
  • В фильме «Супермен » показан прорыв плотины, вызванный землетрясением.
  • В анимационном фильме «Бивис и Баттхед уделывают Америку » главные герои, находясь на плотине Гувера в ходе экскурсии, провоцируют катастрофу, которая обесточивает крупные города, питающиеся от электростанции.

В компьютерных играх

  • Плотина Гувера представлена в качестве одного из чудес света в стратегической компьютерной игре Civilization и сохранялась в её последующих версиях вплоть до Civilization IV , в которой она была заменена на ГЭС «Три ущелья » («Санься»).
  • В компьютерной игре Duke Nukem Forever значительная часть игровых локаций посвящены противостоянию главного героя инопланетным агрессорам в сооружениях и машинном зале плотины Гувера; это ключевой эпизод игры.
  • Плотина Гувера представлена также в компьютерной игре Grand Theft Auto: San Andreas . Название её в игре - плотина Шермана (англ. Sherman Dam ), она расположена в Боун-Каунти недалеко от города Лас-Вентурас. Одно из заданий в игре посвящено проникновению в машинный зал плотины и отключению города от электричества, посредством минирования генераторов.
  • Плотина Гувера есть также в одной из карт в компьютерной игре Hunting Unlimited 3 .
  • Плотина Гувера присутствует в компьютерной игре Tom Clancy"s Rainbow Six: Vegas , где в одной из миссий антитеррористическое подразделение освобождает плотину от террористов.
  • В компьютерной игре Fallout: New Vegas сюжет разворачивается вокруг конфликта между тремя группировками за обладание плотиной Гувера. Она, как и в реальности, является главным энергетическим узлом, чуть к северо-востоку расположен лагерь Легиона Цезаря, одной из трёх сторон конфликта. На момент игры её контролирует Армия Новой Калифорнийской Республики. Является одним из крупнейших объектов в игре.
  • В видеоигре Vigilante 8 плотина является одной из декорации боевой арены.
  • В видеоигре Mafia II есть похожая на плотину Гувера дамба которая стоит на реке Калвер, её название в игре - плотина Калвера.

Изображения

Примечания

  1. Hoover Dam - Lake Mead - Hoover Dam Bridge - Boulder Dam - DesertUSA . // desertusa.com. Архивировано
  2. Hiltzik Michael A. Colossus: Hoover Dam and the Making of the American Century. - New York: Free Press, 2010. - P. 81-87. - ISBN 978-1-4165-3216-3
  3. Stevens Joseph E. Hoover Dam: An American Adventure. - Norman, OK: University of Oklahoma Press, 1988. - P. 26-27. - ISBN 0-8061-2283-8
  4. Construction of Hoover Dam: a historic account prepared in cooperation with the Department of the Interior. KC Publications, 1976. ISBN 0-916122-51-4 .
  5. Hiltzik Michael A. Colossus: Hoover Dam and the Making of the American Century. - New York: Free Press, 2010. - P. 315-317. - ISBN 978-1-4165-3216-3
  6. Анастасия Новикова. . // forbes.ru. Архивировано из первоисточника 28 августа 2011. Проверено 23 августа 2011.
  7. Fatalities at Hoover Dam
  8. Bureau of Reclamation: Lower Colorado Region - Hoover Dam: Tunnels // usbr.gov (Проверено 6 марта 2011)
  9. Павел Корнилаев. Наш ответ плотине Гувера . // rus.ruvr.ru. Архивировано из первоисточника 28 августа 2011. Проверено 23 августа 2011.

Airwolfhound / flickr.com Airwolfhound / flickr.com Airwolfhound / flickr.com Вид с плотины Гувера (Alexander Russy / flickr.com) Ron Reiring / flickr.com Ron Reiring / flickr.com Lauri Väin / flickr.com David Herrera / flickr.com Viator.com / flickr.com Строительство моста О’Каллагана (Alan Stark / flickr.com) Henner Zeller / flickr.com Башни дамбы Гувера (Joseph Francis / flickr.com) Joseph Francis / flickr.com Башня с часами на плотине Гувера (Ian Lee / flickr.com) Joseph Francis / flickr.com Omshivaprakash H L / flickr.com Xiquinho Silva / flickr.com Электрогенераторы плотины Гувера (Dennis Redfield / flickr.com) Joseph Francis / flickr.com Joseph Francis / flickr.com Электрогенераторы дамбыГувера (Joseph Francis / flickr.com)

В нижней дельте реки Колорадо расположилась одна из известнейших достопримечательностей Соединённых Штатов и Лас-Вегаса - Плотина Гувера. Гидроэлектростанция, представляющая собой громадную гидротехническую конструкцию в высоту более 200 метров, была сооружена в 30-х годах прошлого столетия.

Чёрный каньон – место, где устроилось данное строение, находится неподалёку от штата Аризона и Невада. Плотина Гувера получила своё название в честь одного из американских президентов, а именно Герберта Гувера. 31-й глава огромного государства принял активное участие в организации и ходе строительства дамбы, чем и удостоился чести дать своё имя такому грандиозному строительному проекту.

Река Колорадо неоднократно создавала множество проблем населению, проживающему на её берегах. Чаще всего страдали фермерские угодья, расположенные вниз по её течению: с таянием снегов речные воды выходили из берегов и покрывали собою всё, что было в их досягаемости.

Основной причиной, послужившей решительным шагом в возведении плотины, стало предположение проектировщиков о том, что только так можно искоренить ежегодно возникающие проблемы с полноводьем Колорадо. К тому же на возникшее новое водохранилище возлагались надежды о развитии земледелия прилегающих районов и поставке питьевой воды в несколько районов штата Калифорния.

Подписание договора – Конвенции реки Колорадо

Достаточно долгий срок главной преградой для возведения дамбы служили разногласия между руководителями соседних административных делений. Большинство из них настаивали, что ресурсы Колорадо должны распределяться равномерно между всеми вероятными потребителями.

Этот факт поспособствовал созданию специального комитета, в состав которого входили представители всех заинтересованных в разбирательстве, в числе главных лиц Соседних Штатов и американского правительства. Все они опасались намерений власти Калифорнии, претендующей на получение права на распоряжение основным объемом водных запасов.

Результатом деятельности вышеуказанной комиссии стало подписание многостороннего договора – Конвенции реки Колорадо, которая юридически закрепляла механизм распределения речного резерва между заинтересованными сторонами.

Подготовка проекта и инвестиционных ресурсов

Дамба Гувера, согласно проекту её строительства, нуждалась в значительном вливании денежных средств, источником которых был государственный бюджет. Но одобрение властей США на возведение такой масштабной гидротехнической конструкции было получено лишь спустя некоторое время.

Несмотря на решение, подписанное Кулиджем в 1928 году, первые инвестиции были получены лишь через два года. Именно тогда, пост главы государства занимал Гувер. Первоначально строительные работы по созданию плотины Гувера планировалось проводить в каньоне Боулдер, вследствие чего в дальнейшем строительный проект именовали Боулдер Каньон Проджект, несмотря на то, что плотина Гувера была возведена в Чёрном Каньоне.

Тяжелейшие условия труда

Подрядчиками строительства были назначены ведущие компании США. Количество рабочих рук, задействованных в процессе создания гидроэлектростанции, было просто невероятным: самая большая численность работников зафиксирована в 1934 году – более 5200 человек.

Вид на плотину Гувера (Joseph Francis / flickr.com)

Особенностью контрактного соглашения был запрет на наём азиатов, и лимит на привлечение к труду африканцев – лишь около 30 чернокожих человек допускались к самым низкооплачиваемым работам.

Во время строительства рядом с плотиной Гувера должно было быть отстроено специальное поселение для рабочих и строителей. Однако планы были изменены, так как график рабочего процесса был пересмотрен с целью роста количества свободных трудовых вакансий. Все эти факторы повлияли на ход выстраивания городка, который к приезду основного числа наёмников не был завершён. Строителям пришлось жить во временных бараках поблизости с дамбой Гувера.

Стоит отметить и ужасные условия труда. Отсутствие нормального проживания в не рабочее время и опасности, подстерегающие тружеников на каждом шагу из-за пренебрежений техникой безопасности, стали причинами состоявшейся в 1931 году забастовки, которая не увенчалась успехом – полиции был отдан приказ разогнать бастующих с применением силы. После этих событий властями штата было решено ускорить темп строительства, а через год наёмников поселили в постоянные дома в прилегающем завершённом городе.

Joseph Francis / flickr.com

До самого конца строительных работ на территории Боулдер-Сити категорически запрещалась проституция, продажа любых алкогольных напитков, азартные игры. При этом на деле запрет просуществовал ещё сорок лет, а на азартные игры – не снят и по сей день, что делает данный город единственным в Неваде, где действует такое табу.

Плотина Гувера рождалась в тяжелейших нечеловеческих условиях. Люди, занятые трудом в глубоких тоннелях, задыхались от угарного газа, но руководство наотрез отказывалось брать на себя ответственность за болезни и смерти своих подчинённых.

Дамба Гувера и история её создания отличились тем, что именно здесь рабочие впервые применяли каски, защищающие головы от ударов. Тем не мение в общей сложности жертвами халатности руководителей проекта, которые пренебрегали соблюдением правил технической безопасности, стали 96 человек.

Строительные работы

Черный каньон, в котором должна была быть возведена дамба Гувера, был достаточно узок и играл разграничивающую роль между Невадой и Аризоной. Отвести воду в противоположную сторону от точки строительства планировали с помощью 4 тоннелей, общая длина которых почти 5 км.

Плотина Гувера, Аризона / Невада, США (Ron Reiring / flickr.com)

Плотина Гувера имеет бетонное основание, которое было залито в 1933 году. Для этой цели специально вскрыли ближайшие нерудные месторождения и построили заводы по изготовлению бетона.

Сталкиваясь в процессе сооружения такой гигантской плотины с проблемами охлаждения бетонной смеси, строителям пришлось внести коррективы в первоначальный план, и далее дамба Гувера возводилась из множества отдельных трапециевидных колонн, связанных между собой. Такая методология возведения позволила значительно ускорить процесс застывания бетона.

Котлован для гидроэлектростанции предполагалось вырыть одновременно с основным котлованом водохранилища. Все земляные работы завершились к 1933 году.

Электрогенераторы дамбы Гувера (Joseph Francis / flickr.com)

Спустя три года были установлены первые электрогенераторы и впервые получен электрический ток. На сегодняшний день плотина Гувера размещает 17 электрических генераторов, которые достигают мощности до 2074 МВт.

Они поддерживают баланс потребления электроэнергии, необходимой для нужд населения и производства на западе США. 25 лет назад система управления электроэнергией на дамбе Гувера была модернизирована и оборудована современными компьютерами.

Архитектурный облик дамбы

Внешняя часть плотины Гувера должна была выглядеть как обыкновенная стена, украшенная неоготической балюстрадой. К вопросу архитектуры здания гидроэлектростанции создатели вообще не собирались относиться серьёзно, так как первоочередной задачей было как можно быстрее завершить строительство. При этом такое решение вызвало целую волну критикующих обсуждений, и в конце концов, было принято решение проработать архитектурный вид плотины Гувера.

Приглашённый архитектор из Лос-Анджелеса Гордон Кауфман добился кардинальных перемен, утвердив новый проект, относящийся к стилистике арт-деко. Кроме башен на верхней части дамбы, его идеей стало размещение часов на водосбросных вышках.

Законное название — «Плотина Гувера»

Плотина Гувера не всегда имела своё законное название. Дело в том, что кроме первоначального «плотина Боулдер», связанного с местом возведения дамбы, были и другие факторы, препятствовавшие легендарному сооружению носить заслуженное имя.

Спустя некоторое время, после того, как официально дамба получила наименование в честь президента Герберта Гувера, он проиграл выборы, уступив президентское место Франклину Рузвельту. В конгрессе США снова предложили вернуть названию изначальную версию. И только после смерти президента Рузвельта, проект о возвращении конструкции имени Гувера был подписан следующим американским главой.

Новый мост О’Каллагана

Через дамбу Гувера до 2010 года проходило шоссе, связывающее штат Аризона с границей Мексики. Прилегающая к плотине часть дороги, не соответствовала требованиям магистрали и количеству пропускаемых транспортных средств.

Строительство моста О’Каллагана (Alan Stark / flickr.com)

Также извилистая опасная двухполосная дорога имела несколько сложных крутых поворотов и узких мест с низким уровнем обзора.

Теракт в 2001 году в Нью-Йорке оставил свой отпечаток на пропускной системе автотранспорта. Во избежание повторных террористических актов был организован более тщательный досмотр автомобилей, что замедлило проходимость транспортных средств и увеличило пробки на въезде.

Но открытый 6 лет назад мост О’Каллагана, неподалёку от дамбы Гувера, значительно снизил поток машин, проезжающих через плотину.

Значение плотины Гувера сегодня

Возведенная дамба Гувера значительно повлияла на водный режим реки Колорадо и на её экологическую систему. Подобные негативные воздействия присуще всем искусственным гидросооружениям, однако, польза от плотины весомая: каньон реки избавился от частых наводнений.