Х аритонов Пётр Тимофеевич - лётчик 158-го истребительного авиационного полка (39-я истребительная авиационная дивизия, Северный фронт), младший лейтенант.

Родился 16 декабря 1916 года в селе Княжево ныне Моршанского района Тамбовской области в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с 1942 года. Окончил среднюю школу. После окончания педагогических курсов работал учителем в школе № 12 города Улан-Удэ.

В Красной Армии с 1938 года. Окончил Батайскую военную авиационную школу лётчиков имени Серова А.К. в 1940 году.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года.

28 июня 1941 года в 13.00 комсомолец Петр Харитонов вылетел в составе звена И-16 под командованием лейтенанта Д.Н.Локтюхова в свой первый боевой вылет на отражение налёта бомбардировщиков Ju-88 на город Остров Псковской области. В самый разгар боя Харитонов отсёк от группы один бомбардировщик и решил его уничтожить. Вскоре у него кончились боеприпасы. В это время стрелок "юнкерса" открыл огонь и повредил маслосистему И-16. Но истребитель ещё управлялся, и Харитонов решил не выходить из боя. Он зашёл в хвост бомбардировщику и оказался в мёртвой зоне. Чтобы расстрелять врага в упор достаточно было одной очереди, но пулемёты молчали. Тогда он прибавил скорость и винтом своего истребителя нанёс удар по рулю глубины. "Юнкерс" неуклюже перевалился на нос и стал падать. Харитонов следил за ним до тех пор, пока тот не взорвался. Только одному члену "юнкерса" удалось выпрыгнуть с парашютом, и он был взят в плен. Из-за погнутого руля истребитель охватила тряска, но он продолжал слушаться рулей. Тогда Харитонов решил не покидать повреждённой машины и произвёл посадку на своей территории. После смены винта самолёт вновь был готов к вылету.

З вание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 543) Харитонову Пётру Тимофеевичу присвоено 8 июля 1941 года, одному из первых в Великой Отечественной войне.

25 августа 1941 года младший лейтенант Харитонов вылетел в паре с лейтенантом Иозицей на перехват вражеских бомбардировщиков, направляющихся к Ленинграду. В районе деревни Зайцево Ленинградской области была обнаружена группа бомбардировщиков He-111. При приближении истребителей противник попытался скрылся в облаках, но уйти ему не удалось. При выходе из облаков бомбардировщики были атакованы. Огнём из бортового оружия Харитонов поджёг один "хейнкель". Тот, круто развернувшись, попытался уйти. Тогда Харитонов дал по врагу ещё одну очередь, и тот вспыхнул ещё сильнее. Фашистский лётчик резко бросил самолёт в сторону, сбил пламя, и снова попытался уйти. Харитонов быстро настиг его и зашёл для атаки сзади. Он намеревался ударить винтом по хвосту, но воздушная струя от винтов "хейнкеля" отбрасывала истребитель вправо. Тогда, чтобы не упустить врага, Харитонов накренил самолёт и левой плоскостью отсёк кусок крыла бомбардировщика. При таране пострадал и истребитель, и Харитонов воспользовался парашютом. Немецкие лётчики тоже выбросились на парашютах и оказались выше Харитонова. Они открыли по нему огонь из пистолетов. Советский лётчик, подтянув стропы, увеличил скорость снижения. Его ведущий надёжно прикрывал его. На земле немцы били взяты в плен нашими пехотинцами. За этот подвиг младший лейтенант Харитонов награждён орденом Ленина.

В сентябре 1941 года в воздушном бою Харитонов был тяжело ранен. Вернулся в строй только в 1944 году. Воевал до конца войны в частях ПВО. Всего за время войны в воздушных боях сбил 14 самолётов противника.

После войны продолжал службу в ВВС. В 1953 году окончил Краснознамённую Военно-воздушную академию. Был заместителем командира дивизии. С 1955 года полковник Харитонов - в запасе. Жил в городе Донецке. Работал в штабе Гражданской обороны города. Умер 1 февраля 1987 года. Похоронен в Донецке.

Награждён 2 орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.

Источники
Ариас А. В огненном небе. - Минск: Беларусь, 1988
Бессмертные подвиги. - М.: Воениздат, 1980
Важин Ф.А. Воздушный таран. - 2-е изд., пер. и доп.- М.:Воениздат, 1962.
Водопьянов М.В. Небо начинается с земли. М., 1976
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
Дьячков Л.Г. Наша гордость и слава. Воронеж, 1968
Жукова Л.Н. Выбираю таран. - М.: Молодая гвардия, 1985.
За чистое небо. - Л.: Лениздат, 1978
Иноземцев И.Г. Воздушные тараны в небе Ленинграда. -Л.:Знание,1970
Иноземцев И.Г. Под крылом - Ленинград. - М.:Воениздат,1978
Иноземцев И.Г. Тараны в северном небе. - М.: Воениздат, 1981
Крылатые богатыри. - Л.: Лениздат, 1965
На грани возможного. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: "Лимб", 1993.
Новиков А.А. В небе Ленинграда. - М.: Наука, 1970
Подвиги Героев Советского Союза. М., 1986
Самый памятный день войны. - М.: ДОСААФ, 1970
Смирнов С.С. Были Великой войны. - М.: Сов. Россия, 1966
Шепелев А.Л. В небе и на земле. - М.: Воениздат, 1974

Родился 16 декабря 1916 года в селе Княжево Алговского (ныне Моршанского) района Тамбовской области, в семье крестьянина. Образование среднее. Работал плотником. После окончания педагогических курсов работал учителем в школе № 12 города Улан - Удэ, учился в местном аэроклубе Осоавиахима. С 1938 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Батайскую военную авиационную школу пилотов.

Участник Великой Отечественной войны с первого дня. 28 июня 1941 года в районе города Остров Псковской области лётчик 158-го истребительного авиационного полка (39-я истребительная авиационная дивизия, Северный фронт) младший лейтенант П. Т. Харитонов в бою с группой бомбардировщиков, на повреждённом И-16 таранил Ju-88 и произвёл вынужденную посадку в поле.

8 июля 1941 года, вместе с М. П. Жуковым и С. И. Здоровцевым первым во время войны удостоен звания Героя Советского Союза.

Через 2 месяца, 25 августа 1941 под Ленинградом совершил второй таран, сбив ещё один бомбардировщик. Награждён орденом Ленина.

В одном из последующих боёв был тяжело ранен и вернулся в строй лишь в 1944 году. Войну закончил с 14 воздушными победами, одержанными лично и в составе группы.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1953 году окончил Военно - Воздушную академию. Был заместителем командира истребительной авиационной дивизии. За успехи в боевой и политической подготовке награждён орденом Красной Звезды. С 1955 года полковник П. Т. Харитонов - в отставке. Жил в Донецке. Работал в штабе Гражданской обороны города. Умер 1 февраля 1987 года.

Награждён орденами: Ленина (дважды), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями.

* * *

Это было 28 июня 1941 года на подступах к Ленинграду. Группу самолётов со свастикой, пытавшихся нанести бомбовой удар по городу Остров (Псковская область), встретили наши истребители. Завязался ожесточённый бой, в ходе которого Пётр Харитонов отсёк один вражеский бомбардировщик от группы и решил его уничтожить.

Пётр вёл свой первый воздушный бой. Ещё недавно он, уроженец Тамбовской области, работал плотником, а затем с путёвкой комсомола пришёл в авиацию. Не удивительно, что молодой лётчик имел ещё слишком мало боевого опыта. Самолёт противника со снижением уходил всё дальше и дальше...

Харитонов прибавил обороты мотора и решил уничтожить врага любой ценой. Он направил свою машину на самолёт врага - вперёд и вниз. С каждой секундой расстояние между ними сокращалось, до земли оставалось 50 метров. Пётр вплотную подошёл к бомбардировщику и винтом ударил по его хвостовому оперению. Обломки вражеской машины упали в лес. Самолёт Харитонова из - за повреждённого винта сильно трясло, было ясно, что далеко на нём не протянешь. Тогда он отыскал площадку для посадки и вскоре благополучно приземлился.

В оперативной сводке штаба ВВС Северного фронта за этот день отмечалось:

"Лётчик 158-го истребительного авиаполка Пётр Харитонов, ведя воздушный бой с вражеским бомбардировщиком "Юнкерс-88" в районе юго - западнее Пскова, попал под огонь воздушного стрелка противника. Машина младшего лейтенанта Харитонова получила повреждения, отказали пулемёты. Тогда лётчик подвёл свой истребитель И-16 к хвосту бомбардировщика и воздушным винтом отрубил ему руль высоты. Лишившись управления, фашистский бомбардировщик врезался в землю. Харитонов дотянул до аэродрома и благополучно посадил свою повреждённую машину".

А вот что вспоминает об этот поединке сам полковник П. Харитонов:

"Не патроны у меня тогда кончились, а пулемёты не стреляли!.. Патрулирую я на "Ишачке", вижу одиночный Ju-88. Вспомнил совет одного капитана из оперативного отдела: "Бей по наиболее уязвимым местам!" Атакую и прицеливаюсь по бензобаку. Но не стреляют мои пулемёты. И вдруг - что за чёрт - противник, дымя, идёт на снижение. Перезаряжаю пулемёты и снова атакую. Опять пулемёты молчат, а фашист всё снижается, оставляя за хвостом полосу дыма.

Догадался я, что включили они форсаж моторов, хотят обмануть меня, имитируют, будто подбит самолёт и вот - вот рухнет. Ну, думаю, не на такого напали. Иду ещё раз в атаку и вижу, что метрах в 50 - 70 от меня выровнялся бомбардировщик и уходит туда, откуда пришёл. Разозлился я страшно и решил таранить.

Подобрался к хвосту "Юнкерса". Расстояние сокращается с каждой секундой. Сбавил скорость, прикинул, куда ударить получше, и винтом обрубил ему рули глубины. Тут уж бомбардировщик действительно пошёл к земле. Трое из экипажа сгорели, 4-й выбросился с парашютом, его в плен взяли. Он - то и показал: экипаж состоял из опытных асов, за бомбардировку городов Англии и Франции все имели Железные кресты. Ну, а я, как говорится, на родную землю без потерь приземлился. Многому меня научил этот бой..."




О тех днях вспоминает Главный маршал авиации А. А. Новиков:

"Вернулся я в Ленинград только вечером и сразу стал готовиться к поездке в Смольный для доклада Военному совету фронта. Не успел ознакомиться с боевой сводкой дня, как зазвонил телефон. Я снял трубку и узнал голос Холзакова. Он сообщил такое, чему я не сразу поверил.

Харитонов, говорите? - взволнованно крикнул я в трубку. - Немедленно пришлите все подробности этогго боя!

Сообщение Холзакова буквально ошеломило меня. Смелости, отваги, стойкости и мужества нашим лётчикам было не занимать. Но вот с тем, что совершил лётчик 158-го истребительного авиаполка комсомолец младший лейтенант Пётр Харитонов, я столкнулся впервые. Это был воздушный таран, и совершил его совсем молодой пилот в первом же своем боевом вылете...

Только тот, кто на себе испытал первые месяцы войны, когда с фронта поступали сообщения, повергавшие в смятение даже закалённых людей, только тот по - настоящему поймёт, что означал для нас этот подвиг.


Таран Петра Харитонова был в ленинградском небе первой ласточкой. Это позже стало известно о многочисленных проявлениях героического самопожертвования советских воинов в первые дни войны, а в то время мы ещё не знали о них..."

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1941 года Петру Харитонову было присвоено звание Героя Советского Союза (ему была вручена медаль "Золотая Звезда" № 543). Вместе с ним высокого звания были удостоены Степан Здоровцев и Михаил Жуков, также сбившие таранами вражеские самолёты на подступах к Ленинграду. Трое лётчиков - истребителей стали первыми среди награждённых "Золотой Звездой" в годы Великой Отечественной войны.

Пётр Харитонов родился 16 декабря 1916 года в селе Княжево Тамбовской области в семье крестьянина. Окончил среднюю школу. В 1932 году уехал на Дальний Восток. Работал плотником в Улан - Удэ, а после окончания педагогических курсов - учителем в школе № 12. С 1938 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Батайскую военную авиашколу лётчиков имени Героя Советского Союза Серова. Служил в 158-м истребительном авиационном полку...

На следующий день Совинформбюро сообщило: "За последние 2 дня лётчики, охраняющие подступы к Ленинграду, сбили в воздушных боях и уничтожили на аэродромах противника 101 вражеский самолёт. За эти дни особенно отличился Герой Советского Союза младший лейтенант П. Т. Харитонов".

О том как всё это происходило, вспоминает полковник П. Харитонов:

"В тот день, помню, шёл дождь. Я и лейтенант Иозица - странная фамилия у него была, чешская, кажется, - сидели на поле в готовности № 1. К самолётам привезли обед. Но поесть нам так и не удалось: было приказано срочно вылететь на перехват фашистских бомбардировщиков, направляющихся к Ленинграду.

Поднявшись в воздух, мы сразу же обнаружили самолёты противника и, подойдя к ним поближе, завязали бой. Фашисты не ожидали столь стремительного нападения и на какое - то мгновение замешкались. Это решило исход боя. Через несколько минут оба бомбардировщика были сбиты, а третий, тоже изрядно изрешечённый, лёг на обратный курс. Я лечу над ним и веду огонь с возможно более близкой дистанции. Противник, естественно, огрызается, и мне приходится постоянно маневрировать.

Но вот боезапас израсходован. Что делать?..

Кружусь над этим проклятым "Хенкейлем-111", размышлять особенно некогда, чувствую, - ещё немного и уйдёт. Принимаю решение - таранить. Падаю вниз, выжимая из "ишачка" всю возможную скорость, рублю плоскостью по хвостовому оперению бомбардировщика. Конечно, обе машины потеряли управление. Я еле выбрался из кабины.

Плыву под куполом парашюта, слышу, пули свистят. Поднял голову: весь экипаж "Хенкейля" надо мной, четверо их гадов. Подтянул стропы, чтоб ускорить падение, и так ударился ногами о твёрдый грунт, что голенища сапог лопнули!



Сгоряча и боли не почувствовал. Постепенно освободился от парашюта, перезарядил пистолет и стал наблюдать, маскируясь в кустах. Господи! Неужели я, лётчик, на земле погибну! И вдруг - тра-та-та-та! Это Виктор Иозица меня сверху прикрывает. Ну, думаю, вдвоём - то мы ещё повоюем. Летает мой лейтенант и поливает их свинцом на бреющем, чуть ли не к самой земле прижимается. Одного, самого прыткого фашиста он уложил, остальных взяли в плен наши солдаты, прибежавшие на выстрелы.

Только после этого осмотрел я себя, ощупал. Гляжу, пробит пулей левый рукав и левый карман гимнастёрки. Обрадовался: рядом была смертяшка и пролетела - значит, счастливчик я. А посмотрел на ноги - ахнул. Распухли как колоды, не слушаются, не идут..."

Вскоре на прифронтовом аэродроме Петру Харитонову за этот подвиг был вручён второй орден Ленина.

Ленинградское радио пригласило героя к микрофону, и он сказал: "Смысл жизни мы, советские лётчики, видим в смертельной битве с фашизмом, в его полном истреблении... Мне уже дважды довелось таранить самолёты врага. Надо будет, пойду и на третий".

Ещё один пример. Четвёрка наших истребителей под командованием Героя Советского Союза майора В. И. Матвеева, патрулируя над ледовой трассой 1 Января 1942 года у острова Зеленец, обнаружила 2 вражеских истребителя Ме-109, вылетевших на охоту за автомашинами. В. И. Матвеев подал команду: "Впереди 2 самолёта противника. Атака". В этот же момент сзади и сверху из - за облаков на его самолёт устремилась вторая пара Ме-109. Командир не заметил их. Но один из ведомых В. И. Матвеева - Герой Советского Союза П. Т. Харитонов - был настороже и меткой очередью сбил атакующего "Мессера". Строя маневр для атаки второго вражеского истребителя, П. Т. Харитонов заметил, что против нашей четвёрки уже сражается более 20 Ме-109.

Бой стал неравным. Командир группы майор В. И. Матвеев всё время находился в гуще боя. Он атаковал вражеский самолёт, пикировавший на автоколонну, и с первой же очереди сбил его. Затем, выбрав новую цель, В. И. Матвеев стал сближаться с ней, но в это время один Ме-109 подошёл снизу и открыл огонь по его самолёту. Товарищи видели, как машина В. И. Матвеева вошла в штопор и не вышла из него...

За гибель своего командира 3 наших лётчика в этом бою заставили ещё 2-х фашистских пилотов поплатиться жизнью.

Вскоре Пётр Харитонов был назначен командиром эскадрильи 964-го истребительного авиационного полка. В одном из воздушных боёв был тяжело ранен и вернулся в строй только в 1944 году. Служил в частях ПВО.

Всего за время Великой Отечественной войны Пётр Тимофеевич Харитонов уничтожил 14 самолётов противника. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 2 личные и 4 групповые победы лётчика. ]

Родился 28 февраля 1922 года в деревне Петрово, ныне Серебряно — Прудского района Московской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов школы № 148 в Москве. С 1939...

Родился 28 февраля 1922 года в деревне Петрово, ныне Серебряно — Прудского района Московской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов школы № 148 в Москве. С 1939 года в рядах Красной Армии, в 1940 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.

С июня 1941 года младший лейтенант В. Н. Харитонов на фронте. По сентябрь 1941 года служил в составе 195-го ИАП, летал на И-16; по ноябрь 1941 года — в 26-м ИАП; затем, до конца войны, в 123-м ИАП (27-м Гвардейском ИАП), где летал уже и на «Яках».

К августу 1942 года командир звена 123-го истребительного авиационного полка (7-й истребительный авиационный корпус, Войска ПВО территории страны) старший лейтенант В. Н. Харитонов совершил 281 боевой вылет, в 58 воздушных боях лично сбил 9 и в группе 11 самолётов противника.

10 февраля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего совершил более 400 успешных боевых вылетов, сбил лично 18 и в группе 16 самолётов противника.

После войны продолжал служить в ПВО. В 1945 году окончил Курсы усовершенствования офицерского состава, в 1955 году — лётно — тактические курсы. С 1958 года Гвардии полковник В. Н. Харитонов — в запасе. Жил в Ленинграде. Работал диспетчером в аэропорту «Пулково». Умер 27 апреля 2002 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (трижды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени (дважды), Красной Звезды (дважды); медалями.

* * *

Его большое небо

Сотни воздушных боёв провёл в годы Великой Отечественной войны Василий Николаевич Харитонов. А самый памятный из них, пожалуй, первый.

Они поднялись тогда, Июльским солнечным днём 1941 года, четвёркой на перехват большой группы бомбардировщиков. Встретились с ней в районе Волосова. Враг рвался к Ленинграду. Чтобы сорвать его замысел, требовался чёткий план действий, а перехватчикам больше всего хотелось открыть боевой счёт, вернуться домой хотя бы с одним сбитым самолётом противника. Не раздумывая, истребители все разом устремились в атаку на замыкающий самолёт. Общими усилиями им удалось поджечь его. Велика была радость этой первой победы. Она окрылила лётчиков, укрепила у них веру в свои силы.

И снова четвёрка без оглядки готовится нанести удар, энергично выполняет маневр. И снова лётчики берут на прицел бомбардировщик, который стал теперь крайним в своей группе. Но на этот раз им не удалось завершить атаку. При довороте на цель они сами попали под ураганный огонь истребителей противника…

Неосмотрительно действовали перехватчики, забыли, что бой может обернуться любыми неожиданностями, и крепко за это поплатились. А больше всех досталось Лейтенанту В. Н. Харитонову. Пилотируемый им И-16 был так основательно потрёпан, что на нём только чудом удалось дотянуть до ближайшего аэродрома, на котором базировались авиаторы Балтийского флота. На машине оказался повреждённым мотор, было разбито хвостовое оперение, а в фюзеляже — пробоииа на пробоине. После посадки Харитонов выбрался из кабины весь залитый маслом. В горячке боя он даже не почувствовал, что ранен в ногу. К счастью, ранение оказалось лёгким. Пуля прошла навылет через мякоть, не задев кости.

Всю ночь напролёт ремонтировали истребитель специалисты. Они заменили мотор, рули управления, залатали фюзеляж. На следующий день Лейтенант вернулся в свой полк. За минувшие сутки он о многом передумал. Знал, что его ждёт серьёзный разговор. Но оправдания не искал. Не словами — делом можно было исправить допущенную оплошность. Именно об этом и размышлял лётчик, вновь и вновь возвращаясь к злополучному бою. Харитонов винил в случившемся только себя, потому что был ведущим группы и как ведущий показал подчинённым лишь пример безрассудства. Именно безрассудства, а не смелости, как ему казалось, поскольку первым ринулся в бой, не оценив обстановки и не подумав даже о возможной ловушке со стороны истребителей прикрытия. Хорошо ещё, что все целы остались.

Командир эскадрильи Иван Павлович Неуструев собрал лётчиков в тот же день по возвращении Харитонова.

— Счастливый случай уберёг вас. Но больше такого не ждите, — сказал он сердито и резко. — Если и дальше будем так воевать, немцы перещёлкают нас, как куропаток. А кто, я вас спрашиваю, будет защищать Ленинград? На что это похоже — скопом навалились на один самолёт и забыли обо всём на свете…

Капитан Неуструев был крут на слово, и особенно крепко досталось Харитонову. Неуструев знал Василия Николаевича ещё по курсам командиров звеньев, где был инструктором. Харитонова направили на них в 1940 году, сразу же после окончания Борисоглебского военного авиационного училища лётчиков. Здесь он отлично зарекомендовал себя. Ещё тогда Неуструев видел, что со временем из него выйдет незаурядный лётчик. Он великолепно чувствовал машину, метко поражал цели. К тому же в свои 18 лет выделялся среди других трезвостью мысли, выдержкой. И вот теперь важно было укрепить эти качества, уберечь Харитонова от опрометчивости в первых воздушных схватках с противником. Но самое главное, надо было сделать правильные выводы о тактике и манере ведения боевых действий против фашистской авиации, и больших групп бомбардировщиков в частности.

— Мы бойцы противовоздушной обороны, а не «охотники». Наша главная задача, — продолжал Неуструев всё так же жестко, — не допустить врага к охраняемому объекту любой ценой, рассеять все бомбардировщики, сколько бы их ни встретилось, заставить их сбросить бомбы не там, где они хотят. Как этого добиться, как уничтожить врага, нанести ему максимальный урон, сохранив в целости свои силы — вот об этом и следует нам серьёзно думать.

Капитан Неуструев говорил и о том, как важно хорошо знать противника, его сильные и слабые стороны, его излюбленные тактические приёмы, чтобы действовать в бою наверняка.

На всём протяжении этого поучительного разговора Харитонов чувствовал себя как лучший ученик в школе, неожиданно получивший двойку. А мысли его от всего услышанного и ранее передуманного уже получили чёткую направленность. Одна неудача не могла лучшего сразу сделать плохим. И Лейтенант доказал это вскоре на деле.

В один из очень насыщенных боевыми вылетами дней 3 наших истребителя обнаружили на подступах к Ленинграду 10 самолётов противника. Они шли на разных высотах. Лейтенант Харитонов заметил это сразу. «Тот же боевой порядок», — подумал он и немедленно подал ведомым команду сковать боем группу прикрытия. Пара устремилась вверх боевым разворотом. Харитонов остался один. Он взял на себя 8 бомбардировщиков. «Юнкерсы-88» держались в плотном строю, сохраняя огневое взаимодействие.

Харитонов видел: возьми он сейчас на прицел, как в том первом бою, замыкающего бомбардировщика — и успех гарантирован. Ах, как ему хотелось прямо с ходу, не раздумывая, от всей души рубануть по нему! Враг есть враг, последний он или головной. Те же бомбы у того и у другого, и в них одинаковое количество смертей. Да, по арифметике получалось так. Но Харитонов знал теперь: в схватке с противником нужна высшая математика. Ведь именно об этом говорил комэск…

Как он оказался среди бомбардировщиков и как, угрожающе маневрируя среди них, оставался неуязвимым от бортового огня противника — одному ему было известно. Впрочем, огонь был слабым, эпизодическим. Харитонов прикрывался от него идущими поблизости вражескими самолётами. И фашисты больше молчали, опасаясь ударить по своим.

Некоторое время он так и шёл бок о бок с бомбардировщиками, держа врага под напряжением, взвинчивая ему нервы. А потом, улучив момент, стремительной атакой достал ведущего. Охваченный пламенем, тот резко пошёл к земле. И мгновенно рассыпался строй, бомбы полетели куда попало. Вот это и была высшая математика боя.

Они возвратились домой без потерь. Доклад ведущего командиру эскадрильи был подчеркнуто коротким: боевая задача выполнена. И больше ни слова. Даже о сбитых самолётах.

— Обиделся? — неожиданно спросил Неуструев, внимательно посмотрев на Харитонова. — Вижу, что обиделся, характер значит. Вот это мне и нравится.

— Не в характере дело. С умом надо воевать.

— Очень правильные слова.

— Они не мои, сами так говорили.

— Да, говорил, — согласился Неуструев. — А как же иначе? Вон какая гидра прёт, срубишь одну голову, смотришь, торчат две. Разве бездумно её осилишь!

Харитонов знал, что имел в виду командир эскадрильи. Враг бросил под Ленинград свой 1-й Воздушный флот, насчитывающий более 750 самолётов. Находившийся на прикрытии Ленинграда 7-й истребительный авиационный корпус ПВО, а также ВВС Ленфронта и Краснознамённого Балтийского флота располагали значительно меньшими силами.

С первых же дней войны численному превосходству противника защитники ленинградского неба противопоставили стойкость и мужество, свою несгибаемую волю. Уже 28 Июня 1941 года лётчики — истребители Младшие лейтенанты Пётр Харитонов и Степан Здоровцев, а 29 Июня — Младший лейтенант Михаил Жуков первыми в ленинградском небе сбили вражеские самолёты таранными ударами. Они же первыми в Великой Отечественной войне были удостоены звания Героя Советского Союза.

«Любой приём воздушного боя, — говорил в своих воспоминаниях бывший командующий ВВС Ленинградского фронта Главный маршал авиации А. А. Новиков, — требует от лётчика отваги, мужества, мастерства. Но таран, тем более лобовой, предъявляет к человеку неизмеримо более высокие требования. Воздушный таран — это не только молниеносный расчёт, исключительная храбрость и самообладание. Таран в небе — это прежде всего готовность к самопожертвованию, последнее испытание на верность своему народу, своим идеалам».

Не зная, отдыха, не жалея себя, защитники ленинградского неба рвались в бой. Проявляя героизм, отвагу, волю к победе, они в то же время стремились как можно быстрее обрести боевой опыт, сноровку, умение одерживать верх над сильным противником удачным маневром, неожиданным тактическим приёмом. Они воевали и учились. Учились у противника и на собственных ошибках, как это было с Василием Харитоновым.

(16. 12. 1916 - 1. 2. 1987)

Х аритонов Петр Тимофеевич летчик 158-го истребительного авиационного полка (39-я истребительная авиационная дивизия, Северный фронт) младший лейтенант. Родился 16 декабря 1916 года в селе Княжево ныне Моршанского района Тамбовской области в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с 1942 года. Окончил среднюю школу. После окончания педагогических курсов работал учителем в школе N 12 города Улан-Удэ. В РККА с 1938 года. Окончил Батайскую военную авиационную школу летчиков имени Серова А.К. в 1940 году.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. В сентябре 1941 года в воздушном бою был тяжело ранен. Вернулся в строй только в 1944 году. Воевал до конца войны в частях ПВО. Всего за время войны в воздушных боях сбил 14 самолетов противника.

После войны продолжал службу в ВВС. В 1953 году окончил Краснознаменную Военно-воздушную академию. Был заместителем командира дивизии. С 1955 года полковник Харитонов - в запасе. Жил в городе Донецке. Работал в штабе Гражданской обороны города. Награжден 2 орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалями. Умер 1 февраля 1987 года.

З вание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Петру Тимофеевичу Харитонову присвоено 8 июля 1941 года, одному из первых в Великой Отечественной войне.

28 июня 1941 года в 13.00 комсомолец Петр Харитонов вылетел в составе звена И-16 под командованием лейтенанта Д.Н.Локтюхова в свой первый боевой вылет на отражение налета бомбардировщиков Ju-88 на город Остров Псковской области. В самый разгар боя Харитонов отсек от группы один бомбардировщик и решил его уничтожить. Вскоре у него кончились боеприпасы. В это время стрелок "юнкерса" открыл огонь и повредил маслосистему И-16, но истребитель еще управлялся и Харитонов решил не выходить из боя. Он зашел в хвост бомбардировщику и оказался в мертвой зоне. Чтобы расстрелять врага в упор достаточно было одной очереди, но пулеметы молчали. Тогда он прибавил скорость и винтом своего истребителя нанес удар по рулю глубины. "Юнкерс" неуклюже перевалился на нос и стал падать. Харитонов следил за ним до тех пор, пока тот не взорвался. только одному члену "юнкерса" удалось выпрыгнуть с парашютом и он был взят в плен. Из-за погнутого руля истребитель охватила тряска, но он продолжал слушаться рулей. Тогда он решил не покидать поврежденной машины и произвел посадку на своей территории. После смены винта самолет вновь был готов к вылету.

25 августа 1941 года младший лейтенант Харитонов вылетел в паре с лейтенантом Иозицей на перехват вражеских бомбардировщиков, направляющихся к Ленинграду. В районе деревни Зайцево Ленинградской области была обнаружена группа бомбардировщиков He-111. При приближении истребителей противник попытался скрылся в облаках, но уйти ему не удалось. При выходе из облаков бомбардировщики были атакованы. Огнем из бортового оружия Харитонов поджег один "хейнкель". Тот, круто развернувшись, попытался уйти. Тогда Харитонов дал по врагу еще одну очередь и тот вспыхнул еще сильнее. Фашистский летчик резко бросил самолет в сторону и сбил пламя, и снова попытался уйти. Харитонов быстро настиг его и зашел для атаки сзади. Он намеревался ударить винтом по хвосту, но воздушная струя от винтов "хейнкеля" отбрасывала истребитель вправо. Тогда, чтобы не упустить врага, Харитонов накренил самолет и левой плоскостью отсек кусок крыла бомбардировщика. При таране пострадал и истребитель и Харитонов воспользовался парашютом. Немецкие летчики тоже выбросились на парашютах и оказались выше Харитонова . Они открыли по нему огонь из пистолетов. Советский летчик, подтянув стропы, увеличил скорость снижения. Его ведущий надежно прикрывал его. На земле немцы били взяты в плен нашими пехотинцами. За этот подвиг младший лейтенант Харитонов награжден орденом Ленина.


---
Источники:
1) Ариас А. В огненном небе. - Минск: Беларусь, 1988
2) Бессмертные подвиги. - М.: Воениздат, 1980
3) Важин Ф.А. Воздушный таран. - 2-е изд., пер. и доп.- М.:Воениздат, 1962.
4) Войска противовоздушной обороны страны в ВОВ. - М.: Воениздат, 1981
5) Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. Т.2. М.:Воениз.1988.
6) Дьячков Л.Г. Наша гордость и слава. Воронеж, 1968 г.
7) Жукова Л.Н. Выбираю таран. - М.: Молодая гвардия, 1985.
8) За чистое небо. - Л.: Лениздат, 1978
9) Иноземцев И.Г. Воздушные тараны в небе Ленинграда. -Л.:Знание,1970
10) Иноземцев И.Г. Под крылом - Ленинград. - М.:Воениздат,1978
11) Иноземцев И.Г. Тараны в северном небе. - М.: Воениздат, 1981
12) Крылатые богатыри. - Л.: Лениздат, 1965
13) На грани возможного. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: "Лимб", 1993.
14) Новиков А.А. В небе Ленинграда. - М.: Наука, 1970
15) Подвиги Героев Советского Союза. - М.: Знание, 1986
16) Самый памятный день войны. - М.: ДОСААФ, 1970
17) Смирнов С.С. Были Великой войны. - М.: Сов. Россия, 1966
18) Шепелев А.Л. В небе и на земле. - М.: Воениздат, 1974

Позволю себе продолжить рассказ о героях Великой Отечественной, совершивших свои подвиги в первые дни войны. Сегодняшний наш герой - Пётр Тимофеевич Харитонов (1916 - 1987), младший лейтенант, лётчик 158-го истребительного авиаполка Северного фронта, Герой Советского Союза с 8 июля 1941 года.

Пётр Тимофеевич Харитонов, фото 1941 года.

Пётр Харитонов родился 16 декабря 1916 года в селе Княжево Тамбовской области, в русской крестьянской семье. В отличие от большинства своих сверстников, будущий прославленный ас сумел получить законченное среднее образование, затем окончил педагогические курсы и до 1938 года работал учителем в школе № 12 города Улан-Удэ.

В 1938 году Харитонова призвали на срочную военную службу в ряды РККА и вскоре направили в Батайскую военную авиационную школу лётчиков, которую он с успехом окончил в 1940 году. А в 1941-м пришла война...

Комсомолец Пётр Харитонов находился на фронте с самых первых дней войны. 28 июня 1941 года он в составе звена истребителей И-16 (всё тот же морально устаревший "ишак", недостатки которого с предельной яркостью обнаружились во время боёв в Испании и на Халхин-Голе, вот только снять его с вооружения, заменив более эффективной машиной перед войной не успели!) вылетел на отражение налёта бомбардировщиков Ju-88 на город Остров Псковской области (как мы помним, за этот же город вёл воздушные бои и другой герой - ). Один из бомбардировщиков Харитонову удалось отсечь от основной группы, и советский лётчик решил уничтожить его в поединке. Вскоре, однако, запас патронов на советском истребителе подошёл к концу. Немцы же метким огнём повредили маслосистему "ишака". Однако, самолёт управления не потерял, поэтому Харитонов не стал выходить из боя и не оставил своего намерения. Зайдя в хвост вражеского бомбардировщика, Пётр Тимофеевич на своём лёгком самолётике оказался в мёртвой зоне. Достаточно было бы одной пулемётной очереди в упор - и конец бы вражескому бомбардировщику, но патронов не было. У Харитонова оставалось последнее средство одержать победу в воздушном поединке, и он этим средством блестяще воспользовался. Прибавив скорость, Харитонов винтом своего истребителя перерубил руль высоты у "юнкерса". Вражеский самолёт потерял управление и рухнул вниз, причём Харитонов сопровождал его до самой земли, пока тот не взорвался. Лишь одому лётчику с немецкого бомбардировщика удалось выброситься с парашютом, и он был взят в плен русскими войсками.

Советский истребитель также получил повреждения - от удара у него оказался погнут винт. Самолёт охватила тряска, тем не менее, он по-прежнему слушался управления. Харитонов не стал покидать машину, а посадил её на территории, контролируемой советскими войсками. После замены винта самолёт был готов к новым вылетам.


Пётр Харитонов в кабине собственного истребителя.

За этот подвиг указом от 8 июля 1941 года Петру Тимофеевичу Харитонову было присвоено звание Героя Советского Союза.

25 августа 1941 года Пётр Харитонов в паре с лейтенантом Иозицей вылетел на перехват немецких бомбардировщиков, направлявшихся к Ленинграду. В районе деревни Зайцево вражеские бомбардировщики были обнаружены. Это оказались машины марки He-111. Противник попытался скрыться в облаках, но оторваться от советских истребителей немцы не смогли (!!! - А нам ещё будут говорить, что советскую авиацию немцы в 1941-м уничтожали, не напрягаясь). Один из "хейнкелей" Харитонову удалось метким огнём поджечь. Фашистский лётчик несколько раз пытался, маневрируя, сбить пламя и уклониться от боя, однако, Харитонов раз за разом настигал его. Он попытался таранить вражеский самолёт - но мощный поток воздуха от винтов "хейнкеля" мешал лёгкому советскому истребителю маневрировать. И тогда Харитонов пошёл на крайне рискованный шаг: накренив самолёт, он ударил крылом по крылу вражеского бомбардировщика. Из-за высокой скорости истребителя удар получился достаточно сильным, и крыло вражескому самолёту удалось отрубить. Однако, и советский истребитель пострадал так, что не смог продолжать бой, и Харитонов выбросился с парашютом. Его примеру последовали и немецкие лётчики. Оказавшись выше Петра Тимофеевича в воздухе, они попытались расстрелять его из табельного оружия. Но Харитонов подтянул стропы и, увеличив скорость падения, ушёл из-под обстрела. Немцы на земле были захвачены в плен русской пехотой, а Харитонов за свой подвиг удостоился ордена Ленина.

В сентябре 1941 года в очередном воздушном бою Пётр Тимофеевич был ранен настолько тяжело, что смог вернуться в строй только в 1944-м. Дальнейшая его боевая деятельность проходила в войсках ПВО. Всего за годы войны он уничтожил 14 самолётов врага. Тем не менее, его первые две победы, на мой взгляд, заслуживают наиболее высокой оценки - ведь отважный советский лётчик на морально устаревшем истребителе не просто побеждал в воздухе гораздо сильнейшего противника, но прикрывал от бомбёжек советские города, спасал жизни тысяч мирных жителей, которых стервятники люфтваффе забрасывали бомбами без малейших угрызений совести. В том роковом 1941-м между ними и их жертвами были только слабо вооружённые советские истребители и их пилоты, такие, как Харитонов или его коллега Здоровцев.


Пётр Тимофеевич Харитонов в послевоенные годы

После войны Пётр Харитонов окончил военно-воздушную академию и продолжил службу в ВВС. Он дослужился до заместителя командира дивизии и вышел в запас в 1955 году в чине полковника. Полковник П.Т. Харитонов поселился в Донецке, где, вспомнив свой опыт службы в войсках ПВО, возглавил штаб гражданской обороны города. Скончался Герой Советского Союза Пётр Тимофеевич Харитонов 1 февраля 1987 года.

________________________________________ __
О Петре Тимофеевиче Харитонове есть на сайте "Герои страны".