"А назавтра отрезок дороги у текстильного комбината превратился в ад. Банды исламских фундаменталистов блокировали шоссе. Из прибывающих с двух сторон автобусов и троллейбусов они вытаскивали русских женщин и насиловали здесь же на остановках и на футбольном поле у дороги, мужчин жестоко избивали. Антирусские погромы прокатились по всему городу. «Таджикистан для таджиков!» и «Русские, убирайтесь в свою Россию!» - главные лозунги погромщиков. Русских грабили, насиловали и убивали даже в их собственных квартирах. Hе щадили и детей. Такого изуверства Таджикистан еще не знал... Городские и республиканские власти растерялись..." Владимир Стариков. «Долгая дорога в Россию»

«В тот день когда всё началось все морги города Душанбе были переполнены телами русских людей, по этой причине был даже организован дополнительные полевые морги.

На центральной площади были изнасилованы и публично растерзаны две русских студентки. Можно много рассказывать обо всех ужасах, которые там происходили,… но не хочу тут разжигать ничего, тем более во многое просто трудно поверить.

Нашу семью тоже затронула трагедия…

Дядя моей жены стоял на остановке и ждал автобуса. Подошли пятеро вооружённых винтовками таджика…

Русский?
- Да, Я - РУССКИЙ…
- Пошли!


Казнь была демонстрационной… на площади… чтоб боялись… вообще когда тело поступило к патологоанатомам, те решили по характеру ранений что расстреляли из крупнокалиберного пулемёта… потом лишь следствие и опрос свидетелей установило что его пронзали заточенными арматуринами. Тело рвали мастерски… он умирал в течении двадцати минут. Дядя был в молодости спортсменом и был достаточно крепок, и когда его растерзанного и изуродованного оставили истекать кровью, он нашёл в себе силы доползи до ближайшего дома… умер в подъезде.

Тем русским кто бежал из Таджикистана на поезде, (в том числе семья моей жены, тогда ей было 11 лет), на прощание по вагону запросто давали очередь из АК, либо запирали все двери и кидали горящую смоляную тряпку в начале вагона (на скорости ветер раздувал огонь и целые семьи сгорали за пару минут)…» Бывший душанбинец.

"...А в марте, как только начала работать железная дорога, первая волна отъезжающих русских хлынула на товарную станцию за контейнерами, на вокзал и аэропорт за билетами. Из семисот тысяч жителей тогдашнего Душанбе триста тысяч составляли россияне. Вскоре стала ощущаться нехватка врачей и учителей в русских классах. У моей дочери в восьмом классе в течение полугода отсутствовал учитель физики, что вынудило нас перевести ее в другую школу. Именно в эти дни родился знаменитый лозунг: «Русские, не уезжайте - нам нужны рабы!». Он украшал заборы города до дня отъезда нашей семьи из Таджикистана. После распада СССР поток отъезжающих усилился. Вирус исламизма, посеянный в феврале 90-го, дал всходы. И не только в этой южной стране, но и во всей Средней Азии и остальных государствах ближнего зарубежья. 90 процентов русских покинут в ближайшие годы Таджикистан, рассеявшись по всей России, да и по всему миру». Владимир Стариков. «Долгая дорога в Россию».

"...в октябре 1991 г. уже в свободной обстановке, когда Анатолий Собчак, российский демократ и "крёстный отец" Путина, сказал свое знаменитое «здесь нет русских, здесь есть коммунисты», а т.н. таджикские «демократические силы» устраивали многомесячные сидячие митинги, где были и такие лозунги «русские! не уезжайте, - нам нужны рабы». Все это вместе взятое четко подпадает под определение геноцида. Геноцида русской диаспоры в Таджикистане в 1990-х годах». Пётр Чернов. «О чём умалчивает статья Каримова». «НГ». 2000 год.

«Май - июнь 92-го. В Душанбе проходят многотысячные митинги исламистов... В пригороде Душанбе неизвестными лицами были расстреляны пассажиры автобуса - 12 человек, ставшие первыми, страшными в своей бессмысленной жестокости жертвами надвигающейся гражданской войны. Автобус сожгли. В тот же день один из лидеров оппозиции, выступая по национальному телевидению, объявляет всех русских, проживающих в Таджикистане, заложниками... Гражданская война в условиях «нейтралитета» государственных силовых структур, после заявления руководителей МВД и КНБ (комитета национальной безопасности) республики Таджикистан о нейтралитете подчиненных им ведомств, полностью охватила центральные, юго-западные и южные районы республики. Октябрь 92-го. Душанбе, столица Таджикистана, в руках ваххабитов. В русской школе в центре города исламисты захватили в заложники школьников, и т.д".

"В нагнетании антирусской истерии во всех республиках бывшего СССР немало потрудились представители творческой интеллигенции. В Таджикистане на этой ниве особенно отличилась поэтесса Гулрусхор Сафиева. В 20 лет она вступила в КПСС, возглавила сектор печати таджикского комсомола, в 24 года получила членский билет Союза писателей Таджикистана и ещё через 10 лет стала секретарём правления. Во время Перестройки Сафиева из убеждённой коммунистки обратилась в пламенную националистку и правоверную мусульманку. На митингах «исламско-демократической» оппозиции поэтесса произносила антирусские речи, сокрушалась о «поруганной северными варварами моей прекрасной темноглазой Родине», называла Великую Отечественную войну «российской мясорубкой куда загнали таджиков», предрекала, что «час расплаты наступил, и пусть кровь смоет русскую грязь». На этом фоне весьма примечательной выглядела позиция местного криминального авторитета Сангака Сафарова, заявившего: «Кто тронет хоть одного русского - будет иметь дело со мной!» Сафиева же с началом гражданской войны покинула Таджикистан и обосновалась в Москве, печатается на страницах газет «северных варваров», включая официозную «Российскую», проводит творческие вечера".

Из книги Е.В.Семёновой "На этнической войне"

К 90-му году в Таджикистане проживала самая южная русская община бывшего СССР, насчитывавшая 437 тысяч человек, не считая т.н. русскоязычных (всех вместе до 1 млн. чел). После гражданской войны и всеобщего обнищания в этой, ныне независимой, республике осталось не более 40 тысяч русскоязычных граждан на положении полурабов.

Разве могли эти люди предугадать, что в начале 90-х годов их дети, внуки и правнуки будут спасаться бегством от устроенной таджикскими исламистами кровавой резни, о которой подробно пишет Елена Семёнова? На 152-х страницах книги «На этнической войне», изданной в скромной мягкой обложке, подробно изложена история геноцида нашего народа в республиках почившего в бозе СССР. Описаны леденящие кровь обстоятельства притеснения, откровенной травли, насилия, массового уничтожения русского населения в Таджикистане, Азербайджане, Узбекистане, Молдавии - во всех этих вновь образованных государствах, получивших от России в годы советской власти всё, что только можно было получить, и лихо отплясывавших национальные танцы на костях Советского Союза после его падения.

Впрочем, были и те, кто цинично просил нас задержаться. «Русские, не уезжайте: нам нужны рабы» - фраза, которая стала легендой. Но русские уехали. Согласно переписи населения 1989 года, количество русских в Таджикистане достигало 388 тысяч человек. В «миллениум» (2000) их было меньше почти в 6 раз.

Покинула Родину и поистине одаренная тезка кассирши - поэтесса Гулрусхор Сафиева, никак не комментирующая сегодня перипетии своей неоднозначной судьбы. Она не любит обсуждать с прессой и отвечать на вопрос, действительно ли она присутствовала на митингах «исламско-демократической» оппозиции, где кляла «северных варваров» за поруганную «темноглазую родину» или это всё байка, придуманная «правыми радикалами»?

А еще говорят, что вместе с Гулсрусхор Сафиевой Таджикистан оставила цивилизация, и экономику этой страны сегодня не спасает даже «Великий афганский путь», по которому, если верить статистике, проходят ¾ общемирового объема героина. Беда. Просто экстремальная ситуация, от которой граждане республики предпочитают спасаться в Москве. Оставшиеся же на родине начинают решать проблемы, как умеют. Например, время от времени, берут заложников.

В марте 2011 года, в бытность Дмитрия Медведева Президентом Российской Федерации, случился исторический казус. После вынужденной посадки в аэропорту Курган-Тюбе сотрудниками Комитета национальной безопасности Таджикистана были задержаны русские летчики. После двух месяцев в заточении им были предъявлены обвинения в… контрабанде двигателя самолета. А еще спустя полгода они получили реальные сроки. Добрый таджикский судья «впаял» им по 10,5 лет заключения, но, смягчившись, «скостил» два года каждому. Итого восемь с полтиной! Не слабо?

Кто знает! Быть может, и по сей день томились наши соколы в темнице сырой, если бы не волевой поступок нашего нынешнего премьер-министра, по личному распоряжению которого засучило рукава ФМС. Российское миграционное ведомство задержало порядка 300 гостей из Таджикистана, которых проверили на вшивость не в переносном, а в самом что ни на есть прямом смысле слова.

Блаженной памяти санитарный врач всея Руси Геннадий Онищенко во всеуслышание заявил, что у многих нелегально находившихся на территории РФ мигрантов из Таджикистана в одночасье обнаружено все, кроме родильной горячки. Тут тебе и ВИЧ, и туберкулез, и вся медицинская энциклопедия. Что странно? Это откровение сошло на нас только тогда, когда по надуманному предлогу осудили российских пилотов.

Было очевидно, что задержание самолета и летчиков организовано таджиками в отместку за арест сынишки начальника железной дороги Таджикистана. Он был задержан с 10 килограммами отборного афганского героина. О том, что это была месть говорят даже сроки, которые поразительно похожи! Наркоторговцу (сынку высокопоставленного «стрелочника») дали 9,5 лет, летчикам, обвинение которых было притянуто за длинные уши хорошего худжандского мула, практически столько же.

С «доброй руки» Дмитрия Медведева статус-кво был восстановлен, а летчики отпущены едва ли не на следующий день после массовой высылки мигрантов из России (нашлись-таки «смягчающие обстоятельства).

К 2016 году власти Чумхурии Точикистон запретили выдавать паспорта с фамилиями, которые имеют русские окончания, поспешив уточнить, что это не запрет, а, так сказать, настоятельная рекомендация органам тамошнего ЗАГС. И переименовали последний город с русским названием Чкаловск в Бустон. В Госдуме напряглись, как электричество, предложив ввести визы. Может быть, и не плохо? Авось смертность от героиновой наркозависимости в России сократится в разы. Но воз и ныне там.

И наступил год 2017-й, «порадовавший» нас историей, абсурдность которой возведена в абсолют. Еще вчера в Душенбае не за грош, а за два пропадала русская женщина. Зовут ее Татьяна Хужина. Ей 42 года. Уроженка Таджикистана. Но, слава Богу, гражданка РФ. Много лет назад ей удалось соскочить из того самого «таджикского экспресса», поездка в котором может стоить очень дорого. Она вернулась на историческую Родину. Туда, где русских не считают людьми второго сорта. Проживая уже много лет в Ярославской области, она всё еще ездит в Душанбе к друзьям и родственникам.

Возвращаясь домой, в Россию, вместе со своей маленькой дочерью, Татьяна привлекла внимание одной из бдительных сотрудниц таджикской таможни, стоящей на страже интересов «Чумхурии Точикистон». Последняя закономерно заинтересовалась содержимым кошелька российской гражданки. Удивительно ли? При средней-то зарплате в $120 по стране!

На беду Татьяны в портмоне была обнаружена монета, достоинством… в 2 копейки образца 1823 года, хранившаяся в кармашке «на счастье». Несмотря на то, что давность выпуска денежки приближается к двум столетиям, стоимость ее на нумизматическом рынке современной России, согласно мнению экспертов, вряд ли превысит 200 рублей «в базарный день».

В связи с высказыванием Егора Холмогорова и последовавшими за ним реакциями "таджикских экспертов" - хотелось бы добавить от себя.

Для начала порадую вас сообщением: я дружу с таждиком. Правда, он таждик из Афганистана, сын бывшего посла Афганистана в Индии, то есть таждик не обычный. И, собственно, дружу не я, а моя жена - с его женой-эстонкой. Человек говорит на нескольких языках, включая русский, объехал веcь мир... Интересно общаться. Но не в этом суть дела.

Суть дела в том, что и он, его семья находились в Таджикистане к моменту начала Большой войны. Он и его образованные друзья-таждики так и говорят: "Большая война 1992 года". Типа, как у нас Великая Отечественная. В общем, я раньше ничего не знал про эту войну. Так, слышал: события в Вильнюсе, события в Приднестровье, события в Таджикистане... Оказалось - мало общего, прежде всего по масштабам. Когда я услышал эту цифру "погибло до полмиллиона" - при 7-миллионном населении республики, о ликвидации городов, о массовом бегстве населения Таджикистана в охваченный войной Афганистан через южные перевалы... Мы долго говорили.

А было там, судя по рассказам очевидцев, вот что. С обвалом СССР граница между Афганистаном и Таджикистаном на время перестала сущестовать, (отдельный вопрос - что случилось с тысячами наших пограничников?) а поскольку по обе стороны границы жили таджики... Это была война между двумя большими армиями, длившаяся несколько лет. Одна армия были "коммунисты", точнее местные и афганские сталинисты с советскими оружием и бронетехникой, а другая - подготовленная и оснащенная Штатами и Пакистаном - со стрелковым оружием и тяжелой бронетехникой - армия афганских и таждикских фундаменталистов-моджахедов. Тех самых, которые "талибы", но там тогда были другие деньги. Это было выжвижение Афганистана\афганской войны на территорию разрушенного СССР. После победы ельцинизма и расстрела парламента РФ Штаты потеряли интерес к Таджикистану и переключились на Кавказ.

Что это была за война? В ходе этой войны брались боем и разрушались целые города, после некоторых "битв" полностью вырезалось население этих городов. По мнению моих знакомых, быших косвенными свидетелями этой большой войны, в ней погибло около полмиллиона человек. В течение нескольких лет этой войны в Таджикистане вырезали, уничтожили, убили всех живших там русских. Сколько именно убили? 100 тысяч, может быть 200 тысяч русских . Пусть на это ответит советская статистика последних лет. Почему именно убили ? Потому что Таждикистан - страна горная, там пики по 6 тыс. метров, это вам не мелкие Альпы, лишь несколько дорог, в основном через Узбекистан, связывают Таждикистан с внешним миром. Все эти дороги, включая ж-д. были либо взорваны, либо контролировались антирусскими силами с начала войны. То есть русским убежать было некуда.

Об этом молчат, и понятно почему. Почему таждикские "эсперты" там вызверились на Егора Холмогорова - совсем в "кавказском" духе? Потому что в той войне победили "сталинисты", то есть просоветские силы - несмотря на гибель СССР, они там правят и сейчас. Русских вырезали в Таджикистане, как считается, именно исламисты-моджахеды - хотя правды сейчас не дознаешься. Думаю, русских резали они все . Тем не менее, у нынешних таджикских правителей и "экспертов" наверняка числятся немало родственников среди погибших от рук армии моджахедов... ТО есть они типа "обижены".

Эта подлая позиция - в прямое подражание кавказской, точнее чеченской - сам этот хамский стиль разговора с русскими - стали возможны благодаря демонстативно русофобской власти в России. Что бы стоило "экспертным" таджикам признать правду - том более, что речь шла об общих врагах?... Но зачем - русские же рабы, а перед рабами не отчитываются - рабам просто затыкают рот! Вот именно это они и пытаются сделать с Егором Холмогоровым .

То есть, как можно понять, русских в Таджикистане резали даже не как на Кавказе - "убили там, убили здесь.." Русских людей в Таджикистане убивали так, как убивает победившая армия, вошедшая с боем в город врага. Армия озверевших фанатиков, афганских моджахедов, управляемых инструкторами ЦРУ. Убивающая тотально, без пощады - всех. Конкретно - всех русских. "Чтоб ни одного не осталось, и никто не убежал.." Убивали проыессионально, и, думаю, убили всех.

Вопрос в другом - кому в России выгодно, чтобы об этом все молчали?

Я первым написал о массовом геноциде русских в Таджикистане - "душанбинском Майдане" - полгода назад, в связи с наездом таджикского посольства на Егора Холмогорова. Я описывал события со слов очевидцев-таджиков, дипломатов, которых я лично знал - другой информации в сети тогда не нашлось. Теперь эта информация наконец найдена и опубликована:

Тяжело такое читать. Но необходимо. Мы не имеем право забывать наших соплеменников, погибших и искалеченных в жестоких погромах, организованных в бывших советских республиках либералами и демократами всех мастей. В социуме ничего не происходит „само собой”, всегда есть люди, которые организовывают и направляют общественные процессы.
.
И виноваты в геноциде русского населения в Таджикистане не столько одурманенные исламизмом и национализмом таджики (хотя каждый конкретный насильник должен понести наказание ), сколько те НГО, те советники Горбачёва, те американские, европейские и ближневосточные инструкторы и политтехнологи, которые подвели таджиков к преступлению.
.
Раскачать ситуацию на национально-религиозной почве несложно. Для этого достаточно указать обездоленному народу на ложную цель: на людей иной крови или иной религии. При этом надо обязательно прикрыться красивыми с виду, но порочными по сути лозунгами, типа „Таджикистан для таджиков”, „Оккупанты - вон из страны”, „Хватит кормить Москву” и т.п.. Спровоцировать пару конфликтов и всё, процесс пошёл на самоподдержке...

Предлагаем несколько отрывков из главы „1. Таджикистан ” в книге Е. Семёновой На этнической войне ”.

«Характерно, - пишет в своей книге «Враг народа» Д.О. Рогозин, - что первыми жертвами озверевших сепаратистов становились русские мирные жители. Например, внутритаджикской резне между «вовчиками» и «юрчиками» предшествовали расправы в Душанбе и других городах над русским населением.

В середине февраля 1990 года национал-исламисты буквально растерзали полторы тысячи русских мужчин и женщин в Душанбе. Женщин под грохот автоматных очередей и гогот насильников заставляли раздеваться и бегать по кругу на площади железнодорожного вокзала.

«В тот день когда всё началось все морги города Душанбе были переполнены телами русских людей, по этой причине был даже организован дополнительные полевые морги.
.
На центральной площади были изнасилованы и публично растерзаны две русских студентки. Можно много рассказывать обо всех ужасах, которые там происходили,… но не хочу тут разжигать ничего, тем более во многое просто трудно поверить.

.Нашу семью тоже затронула трагедия….

Дядя моей жены стоял на остановке и ждал автобуса. Подошли пятеро вооружённых винтовками таджиков….

- Русский?.

- Да, Я - РУССКИЙ….

- Пошли!.

Казнь была демонстрационной… на площади… чтоб боялись… вообще когда тело поступило к патологоанатомам, те решили по характеру ранений что расстреляли из крупнокалиберного пулемёта… потом лишь следствие и опрос свидетелей установило что его пронзали заточенными арматуринами. Тело рвали мастерски… он умирал в течении двадцати минут.

Дядя был в молодости спортсменом и был достаточно крепок, и когда его растерзанного и изуродованного оставили истекать кровью, он нашёл в себе силы доползи до ближайшего дома… умер в подъезде..

Пропавшего дядю искали долго, так как труп был в том самом дополнительном морге. Хоронили в закрытом гробу..

На похороны люди пришли с плакатами… что-то вроде «Остановим геноцид!», «Наказать убийц!» и т.д. приехали люди в костюмчиках и, сказав «Нечего тут разжигать межнациональную рознь!», завернули все плакаты..

Тем русским кто бежал из Таджикистана на поезде, (в том числе семья моей жены, тогда ей было 11 лет), на прощание по вагону запросто давали очередь из АК, либо запирали все двери и кидали горящую смоляную тряпку в начале вагона (на скорости ветер раздувал огонь и целые семьи сгорали за пару минут)…» (Бывший душанбинец).

К 90-му году в Таджикистане проживала самая южная русская община бывшего СССР, насчитывавшая 437 тысяч человек. После гражданской войны и всеобщего обнищания в этой, ныне независимой республике осталось не более 40 тысяч русскоязычных граждан.

А назавтра отрезок дороги у текстильного комбината превратился в ад. Банды исламских фундаменталистов блокировали шоссе. Из прибывающих с двух сторон автобусов и троллейбусов они вытаскивали русских женщин и насиловали здесь же на остановках и на футбольном поле у дороги, мужчин жестоко избивали.
.

Антирусские погромы прокатились по всему городу . «Таджикистан для таджиков!» и «Русские, убирайтесь в свою Россию!» - главные лозунги погромщиков. Русских грабили, насиловали и убивали даже в их собственных квартирах. Hе щадили и детей. Такого изуверства Таджикистан ещё не знал. Городские и республиканские власти растерялись.
.
Hо горожане ищут выход и находят его. В микрорайонах формируются отряды самообороны, а наутро 15 февраля весь город вышел на улицы. Человеческие цепи опоясали границы микрорайонов. Получив жёсткий отпор в нескольких районах города, бандиты больше не посмели нападать. И погромы прекратились ». Владимир Стариков. «Долгая дорога в Россию».

У г-на Каримова „...Между строк его статьи легко прочитывается следующая мысль: русские сами виноваты в своем исходе, в том, что им не нашлось места в свободном Таджикистане, поскольку Центр пытался подавить свободу в феврале 1989 г. Он не пишет, как в октябре 1991 г. уже в свободной обстановке, когда Анатолий Собчак, российский демократ, сказал своё знаменитое «здесь нет русских, здесь есть коммунисты», «демократические силы» устраивали многомесячные сидячие митинги, где были и такие лозунги «Русские! не уезжайте, - нам нужны рабы» .
.
Всё это вместе взятое четко подпадает под определение геноцида. Геноцида русской диаспоры в Таджикистане в 1990-х годах ».
Пётр Чернов. «О чём умалчивает статья Каримова». «НГ». 2000 год.

В нагнетании антирусской истерии во всех республиках бывшего СССР немало потрудились представители творческой интеллигенции . В Таджикистане на этой ниве особенно отличилась поэтесса Гулрусхор Сафиева . В 20 лет она вступила в КПСС, возглавила сектор печати таджикского комсомола, в 24 года получила членский билет Союза писателей Таджикистана и ещё через 10 лет стала секретарём правления.
.

Во время Перестройки Сафиева из убеждённой коммунистки обратилась в пламенную националистку и правоверную мусульманку.

На митингах «исламско-демократической» оппозиции поэтесса произносила антирусские речи, сокрушалась о «поруганной северными варварами моей прекрасной темноглазой Родине » , называла Великую Отечественную войну «российской мясорубкой, куда загнали таджиков» , предрекала, что «час расплаты наступил, и пусть кровь смоет русскую грязь» .
.

На этом фоне весьма примечательной выглядела позиция местного криминального авторитета Сангака Сафарова, заявившего: «Кто тронет хоть одного русского - будет иметь дело со мной!» Сафиева же с началом гражданской войны покинула Таджикистан и обосновалась в Москве, печатается на страницах газет «северных варваров», включая официозную «Российскую», проводит творческие вечера…

Четверть века назад русские, оставшиеся жить в национальных республиках, нашли себя в новой реальности. 32-летняя Ольга Живоглядова родилась в Душанбе и прожила там до 2001 года. Она рассказала о том, как маскировались по-европейски одевавшиеся таджички, почему детей было принято водить в школу за ручку до средних классов и как кольца спасали ей жизнь.

И я, и мои родители родились в Душанбе и прожили в этом городе вплоть до 2001 года. В Таджикистане всю жизнь провели и их родители. Я и брат учились в школе, оба родителя работали (по крайней мере, поначалу), бабушки были на пенсии и занимались хозяйством. Привычный ход жизни нарушился не сразу после распада СССР, а несколько ранее. Переломным моментом для жителей Таджикистана стали известные февральские события 1990 года (в Душанбе вспыхнули беспорядки из-за слухов о том, что жилье в городе выделят не местным жителям, а беженцам из Армении.). Это был первый крупный политический и межэтнический конфликт в стране.

Мне тогда было пять с небольшим, поэтому у меня воспоминаний не так много; однако, по словам моих родителей, помимо перестрелок на центральной площади Душанбе и в других городах Таджикистана, а также столкновений митингующих с властями, на улицах начали появляться агрессивно настроенные отморозки с ярко выраженными происламистскими и антироссийскими настроениями.

Начались массовые беспорядки; по одному из центральных проспектов девятым валом катилась толпа, полностью закрывшая собою улицу и крушащая все на своем пути. Тут уже в ход шло не только «оружие пролетариата». Толпа переворачивала машины, била витрины, избивала и убивала людей, причем под раздачу попадали все: и таджики, которые чем-то не приглянулись, и, в особенности, русские; мужчины и женщины.

К примеру, если накрашенной или одетой по-европейски девушке-таджичке не повезло попасться на их пути, участь ее была печальной. Мамин сосед ехал на машине по улице и попал в эту толпу; его почти заблокировали, хотели остановить; однако он прекрасно понимал, что произойдет, если он послушается. Поэтому он просто надавил на газ и прорвался сквозь толпу на полном ходу. Мамина соседка с ребенком вовремя заметила поток людей и улизнула от него дворами.

Саму маму и ее сослуживцев начальник (таджик) не хотел отпускать домой с работы, опасаясь за их жизнь, и предлагал переночевать прямо в офисе, пока толпа не схлынет.

Но как женщины (а мама работала в отделе кадров, состоявшем преимущественно из женщин) могли остаться, если в школах и садах их ждали дети, а мобильных телефонов тогда не было? Некоторые вышли из положения следующим образом: в машине, развозившей сотрудников по домам, русских женщин усадили посередине и посоветовали пригнуться, а окружил их мужской состав компании, причем на всех мужчинах, как по команде, появились национальные тюбетейки и чапаны. Жить захочешь - еще и не то появится… Так, прячась, женщины и добрались до дома. Другая мамина коллега, таджичка с крашеными рыжими волосами, заматывалась в платок по самые брови - чтобы случайно прядка не выбилась. За это тоже убить могли.

Из моих же личных воспоминаний остались танки, бэтээры и комендантский час, с наступлением которого родители завешивали окна толстыми одеялами (мы жили на втором этаже, и камень спокойно мог залететь в окно), выключали свет и тихо читали нам сказки при лампе. А когда по улице ехала боевая техника, мы с братом втихаря старались отодвинуть одеяло, чтобы увидеть боевые машины своими глазами.

Именно после этих событий началась первая волна репатриации - особенно среди тех, кто столкнулся с непосредственной угрозой жизни. Часть наших знакомых уехала, и мы потеряли с ними связь на долгие годы: почта не доходила, дозвониться было невозможно, да и телефоны были не у всех. Почту, кстати, могли просто выбрасывать: как рассказывала наша знакомая, когда она ехала в поезде из Таджикистана в Россию, мимо окна вдруг полетели белые конвертики…

Почему мы не уехали? По словам родителей, они все еще надеялись на центральную власть Советского Союза и на ее помощь в разрешении конфликта. Но, как сказал Горбачев, «должна победить мудрость» - так чего же вмешиваться? Мол, местные сами разберутся. Но местные не разобрались. А когда родители это поняли, было уже поздно: денег не стало (старая грустная история о том, как сбережения восемнадцати лет превратились в два «Сникерса»). Да и куда ехать? Родственников в России у нас не было, а со знакомыми, как я упоминала выше, связь практически прервалась.

После февральских событий наступило короткое затишье; однако позже, вместе с распадом СССР, конфликт вышел на новую стадию: столкновения между правительственными кланами, традиционно возглавляемыми ленинабадцами, и исламистской оппозицией, в частности памирцами, переросли в разделение страны на два лагеря. В итоге это вылилось в гражданскую войну кланов, которая сказалась и на отношении таджиков к некоренной части населения.

Уже во время этой войны появились открытые лозунги (со стороны оппозиции, кажется, Партии исламского возрождения): «Русские, не уезжайте, будьте нашими рабами». Другие же представители оппозиции, напротив, настаивали на выдворении русских из страны или же их уничтожении.

В некоторых районах Душанбе и на окраинах города находиться было опасно для жизни.

Наша знакомая с семьей уехала после такого случая: в районе, где они жили, толпа ваххабитов ворвалась в дома, где проживали русские, вывезли всех мужчин за город к реке, выстроили на берегу и сказали: «Если завтра в это же время вы еще будете в стране, мы вас привезем сюда же и всех перестреляем». Многие бросали свои квартиры и имущество, уезжали на чем могли, с теми пожитками, которые успевали собрать за ночь. Уезжали в никуда.

Другие, как и мы, оставались, однако в течение нескольких лет ни о какой безопасности не могло идти и речи. Еще один мамин сосед, уже пенсионер, работавший водителем, как-то вечером развез сотрудников по домам и уже направлялся домой, как вдруг его остановили люди с автоматами, вывели из автобуса и расстреляли. Соседку из нашего двора, таджичку, одевавшуюся по-европейски, чуть не вытащили из автобуса - благо он был переполнен, и мужчины в автобусе буквально заслонили ее своими телами, добрый человек накрыл ее мешком. Защитниками выступили таджики же, поэтому нападавшие до нее не добрались.

Естественно, далеко не все таджики были настроены агрессивно - только радикальные представители оппозиции и те отморозки, которым было все равно, в кого стрелять (впрочем, их было немало). Мы с соседями (в основном таджиками) жили дружно, общались семьями, они присматривали за нашей квартирой, когда мы были на даче, и за квартирой нашей русской соседки, которая много лет прожила в России, прежде чем вернуться и продать свое жилье - иначе его могли легко занять, таких случаев хватало.

На работе особых конфликтов не было ни у мамы, ни у папы. Разве что можно вспомнить один случай. Мама работала на таксомоторном предприятии начальником отдела кадров, поэтому через ее отдел проходили все сотрудники компании, в том числе сторонники оппозиции.

И вот один сотрудник (как потом выяснилось, вооруженный автоматом) заявил, что русские должны поддерживать их партию, мол, нынешняя власть плохая. На что мама возразила, что неплохо бы им сначала между собой разобраться, прежде чем русских приплетать. Слово за слово - из кабинета незаметно выскользнули все, а мама просидела пару часов под дулом автомата. Несколько лет спустя, уже после войны, она встретила этого сотрудника в городе. Он извинился перед ней, объясняя все тем, что их обманули: мы-то, мол, думали, что оппозиция выступала за дело Аллаха, а оказалось, что это такие же рвущиеся к власти негодяи. Бог простит, ответила мама; нам все равно один путь остался - в Россию.

Ну а пока мы жили в Таджикистане, и в условиях экономического распада всем оставшимся приходилось выкручиваться. Заводы либо перестали функционировать, либо сильно сократили производство, а в Таджикистане заводов было немало.

Многие банки во время войны были попросту разграблены; да что уж говорить - даже животные из зоопарка исчезли, предполагаю, что пошли на мясо.

Многие люди, оставшиеся без работы, подались в челночную торговлю. Папа работал главным метрологом на кабельном заводе, однако, когда метрологию отдали кооперативам, ее, по сути, не стало. Тогда он ушел электриком на ювелирный завод. Это нас выручило. Отец стал ювелиром-самоучкой - и притом хорошим ювелиром. Заказы сразу пошли, сарафанное радио сработало; тем и кормились.

Мама в те годы вынуждена была уйти по семейным обстоятельствам: тяжело заболели мой брат и бабушка. Кроме того, она лично отводила нас в школу и забирала после уроков - и так начали поступать многие родители, поскольку далеко не каждый в то время решался отпускать детей в одиночку. Мы бунтовали, конечно. Но сейчас я смотрю на ситуацию с другой стороны и прекрасно понимаю, почему нас вплоть до шестого класса водили за ручку.

Когда мы начали ходить в школу самостоятельно, нам пришлось регулярно сталкиваться с «кишлачными». Так мы называли диковатых подростков и молодых людей, которые на улицах вели себя агрессивно при встрече с русскими. Как правило, они недавно переехали в Душанбе из деревень и кишлаков.

Эти ребята никогда не нападали один на один; нормальным считалось соотношение от пяти человек к двум защищающимся. Иногда столкновения носили случайный характер; но одно время нас с братом подкарауливала одна и та же компания в одном и том же районе. После того как они выяснили, что мы умеем драться (мы оба еще в пятом классе начали серьезно заниматься единоборствами), они уже и впятером не нападали: просто кидали камушками с нужной дистанции.

Когда я стала постарше, мне пришлось драться еще чаще - некоторые таджики просто не могли пройти мимо.

Но поскольку от девчонки никаких подвохов не ожидали, приставали обычно поодиночке, максимум вдвоем.

И тут добрую службу мне сослужили кольца, которые папа давал мне поносить, - а точнее, вставка (ограненный камень) и острый каст (оправа камня) у них. Собственно, они выполняли роль кастетов: в ответ на наглые приставания я без предисловий била прямо в лицо - а потом уже можно было убегать, ибо противник еще минуту находился в состоянии шока. Другого способа я не видела. Это очень утомляло: представьте себе, постоянно находиться начеку, быть готовой в любой момент нанести удар.

Хотя война закончилась в 1997 году, боевики оставались в городе чуть ли не до последнего. По городу ходило много историй, как девушек затаскивают в машины и увозят в неизвестном направлении. Сама я столкнулась со следующим: гостя летом у бабушки на окраине города, где в 1999 году было уже вполне тихо, я возвращалась с реки по дороге. Меня нагнала машина с двумя парнями: молчаливым водителем и боевиком (в форме, с автоматом, как положено), который открыл дверь со своей стороны и начал предлагать знакомство. Тут уж, разумеется, «кастет» бы не помог; поэтому пришлось его забалтывать, пока не дошла до своего переулка, а там дело техники: ускользнуть и захлопнуть железные ворота.

Отголоски войны преследовали до начала нулевых. Вот трагическая история моего одноклассника: играя на улице, он нашел запал от мины (этого добра тогда было как грязи). Мальчишеское любопытство взяло верх над осторожностью, и дома он решил разобрать интересную штуковину. Исход летальный.

Все эти события тоже послужили одним из решающих толчков, побудивших родителей к переезду: мы перешли в одиннадцатый класс, надо было задумываться о будущем, об университетском образовании, о последующей работе. Да и хотелось уже пожить немного спокойнее, без постоянного внутреннего напряжения и внешних угроз.

Кроме того, произошли события 11 сентября 2001 года и родители попросту опасались, что американцы начнут бомбить Афганистан, а какой-нибудь «томагавк» случайно прилетит не туда, как шальная пуля.

До Афганистана же от нас рукой было подать.

К счастью, к тому времени российское гражданство у нас уже было на руках.

Итак, осенью 2001 года мы наконец «созрели» уезжать в Россию. Но тогда американцы начали бомбить талибов, и гражданские самолеты через Таджикистан не летали, а поезда не ходили. Был только один выход - военные самолеты. Через мамину коллегу, муж которой служил в 201-й дивизии, российской базе в Таджикистане, организовали посадку в военный транспортник. Получилось это только со второй попытки: первый самолет был переполнен, поскольку контрактники уезжали, офицеры увозили свои семьи в связи с опасной ситуацией.

Это был наш с братом первый полет - пять часов мы тряслись на узкой деревянной скамье, в духотище и турбулентности (как раз попали в «афганец» - пыльную бурю), зажатые людьми и огромными челночными сумками со всех сторон. Из пожитков у нас было три сумки, по одной на каждого - весь наш багаж и все наше богатство на ближайший год в России. Летели в неизвестность. Приземлились на Чкаловском аэродроме под Москвой.

Дальше начинается уже другая история поиска нашего места в новой стране, на исторической родине, воссоединение семьи, адаптация, выживание и жизнь. Стоит, пожалуй, упомянуть то, что гражданство наше многострадальное проверяли почти семь месяцев, из-за чего мама даже работать не могла. Но к окончанию школы все же успели. Гораздо сложнее пришлось тем русским, кто пытался получить гражданство уже в России. А моя история дальше была благополучной: я поступила на филфак МГУ им. Ломоносова, окончила его, и сейчас у меня хорошо оплачиваемая работа, я много путешествую. Есть планы следующим летом отправиться в Таджикистан в Фанские горы. Если, конечно, к этому времени там снова не начнется гражданская война.