Вопрос о том, каким изображает Салтыков-Щедрин генералов, нетруден, так как идет непосредственно от самого текста: Читатели, опираясь на текст, устно рисуют портреты генералов («Они в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену... генералы уже состарились...»), характеризуют их, обращая внимание на речь, поступки, отношение друг к другу и к мужику («Генералы глупы, ничтожны. Они отупели, так как всю жизнь провели в регистратуре... трусливы, невежественны, не умеют и не хотят трудиться, привыкли жить за счет труда мужиков. Когда им особенно трудно, они становятся похожими на зверей, готовы съесть друг друга...»).

Выясняя, как поняли читатели, против каких социальных явлений направлена сказка Салтыкова-Щедрина, оттолкнемся от самых простых вопросов о том, какими они представляют себе генералов, мужичину, и выйдем к вопросам несколько более сложным, чтобы помочь школьникам осознать гнев и боль, горечь и иронию писателя, заключенные в сказке, осмеивающей пороки тогдашней России.

Чтобы Читатели увидели смешные фигуры генералов, представили себе одну за другой картины их нелепых поисков, поняли характер смеха, который обличает представителей класса эксплуататоров, важно помогать школьникам постоянно, внимательно вчитываться в отдельные фрагменты текста, усиливающие обличительный смысл сказки, настроить у себя на серьезное чтение, которое облегчит верное понимание текста.

Например, Читатель может спросить нас: какая была регистратура, в которой служили генералы, что о ней говорит автор? Пусть сначала прозвучат самые элементарные ответы нас («Служили генералы всю свою жизнь в какой-то регистратуре... следовательно, ничего не понимали»,- пишет автор. Регистратура никому не была нужна. Она была упразднена за ненадобностью. В этом слышится насмешка автора. В никому не/нужной регистратуре служили ненужные люди, которые ничего не умели делать, даже слов знали немного: «Примите уверение,..») Читатели постепенно начинают понимать важность каждой детали: не случайно автор говорит о регистратуре, которую упразднили за ненадобностью. Он как бы подготавливает читателя к встрече с героями, которые служили в такой регистратуре.

Не менее важны вопросы: могли ли на самом деле существовать такие генералы, которые думали, будто булки «в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают», которые не знали, как определить, «где восток и где запад», и пр. Читатели говорят о том, как ничтожны генералы, как невежественны они, однако менее всего задумываются над тем, насколько преувеличено все это автором и зачем понадобилось такое преувеличение.

В результате анализа читатели начинают понимать обличительный смысл сказки, горький смех писателя, разоблачающий не только злополучных генералов, но и департамент, в котором они служили, существующую тогда печать, газеты, которые с таким «искусством» из номера в номер печатали «гастрономические новости», общество высших классов дореволюционной России, утонувшее в праздности и сытости, считавшее эксплуатацию народа обычным явлением и законным делом.

Обратим внимание школьников и на разговоры генералов, характер и облик которых раскрывается не только тогда, когда они стараются определить, «где восток и где запад», или добыть себе пищу, но и во время их бесед. Прислушаемся к содержанию их разговоров: о чем они говорят? Как объясняют смену дня и ночи? Как объясняют вавилонское столпотворение и потоп? Что радует их, когда они вспоминают о Петербурге? генералов не будет полным, если мы не выясним их отношение к мужику.

Объясняя слово «тунеядец», читатели находят наиболее верное интонационное решение для произнесения этого слова в каждом случае: «Не дать ли и тунеядцу частичку?» - пришло на мысль генералам; «Как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушались!»- размышление мужичины; «Сколько они ругали мужичину за его тунеядство» - из рассказа автора.

Обратим внимание школьников на то, что генералы и в самом деле считают мужика тунеядцем, он привык к такому отношению и мысленно называет себя так, как обращаются к нему генералы, но все-таки здесь уже появляются иные интонации - покорного и жалкого смирения, самоуничижения. А в интерпретации авторской речи звучит горечь, ирония, как бы завершающая круг, через который прошло это слово - «тунеядец», которое, по справедливости, должно было быть отнесено к генералам.

Как отблагодарили генералы мужика? Что высмеивает автор в генералах, рассказывая об их отношении к мужику? Перечитаем по ролям текст, в котором происходят его разговоры с генералами. Именно теперь Читатели смогут сделать выводы о том, какими предстают генералы в сказке, кого так зло высмеивает в их лице Салтыков-Щедрин.

Чем острее сатира, тем выше идеал писателя.
М. Е. Салтыков-Щедрин

Цель: посредством анализа системы образов “Повести…” охарактеризовать авторский идеал сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Задачи урока.

Образовательные (система знаний):

изучение нового:

  • осмысление идейного содержания произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”;
  • формирование представления об авторской позиции, авторском идеале;
  • способы выражения отношения автора к изображаемому (юмор, ирония, сатира, гротеск);

повторение изученного:

  • литературная сказка и ее отличие от фольклора,
  • способы создания художественного образа персонажа (имя, место службы, чин, речь, образованность, портрет, художественное пространство, взаимоотношения, отношение к другому персонажу, авторское отношение).

Развивающие (система умений):

формирование новых умений:

  • аргументировать отношение к персонажам произведения (генералам, мужику) автора, читателя;
  • характеризовать авторский идеал писателя-сатирика;

развитие ранее приобретенных умений:

  • характеристика героев и событий на основе самостоятельного поиска литературных фактов и авторского суждения;
  • уместное и достаточное цитирование художественного текста;
  • выразительное чтение фрагментов эпического произведения;
  • развитие навыков устной монологической речи.

Воспитательные (система ценностных ориентиров):

  • формирование ценностного представления учащихся о мире и человеке с позиций авторского идеала;
  • овладение учащихся лексикой, выражающей их отношение к нравственным ценностям.

Оборудование: портрет писателя, детские рисунки персонажей, “Словарь гуманитария”, карточки с заданиями для учащихся.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Какие признаки сказки как жанра вы знаете?

Чем отличается литературная сказка от народной?

Предполагаемый ответ: В литературной сказке автор – конкретное лицо, сказочный стиль сочетается с канцелярским и создается комический эффект, используется гипербола и гротеск, для того чтобы показать, что отсутствует идеал и положительный герой, используется сатира, злая ирония.

Дайте определение юмору, иронии, сатире и приведите примеры из своего читательского опыта.

Предполагаемый ответ: Юмор – веселый, добрый смех. Ирония – скрытая насмешка. Сатира – смех злой, гневный.

Какие художественные особенности изображения ситуаций и героев в сатирической сказке вы можете назвать?

Предполагаемый ответ: Аллегория, ирония, сарказм, гипербола, гротеск.

Какие вам известны способы создания образа персонажа?

Предполагаемый ответ: Способы создания образа – портрет, пейзаж, поступки героя, его занятия, взаимоотношения с другими персонажами, речь героя, отношение автора к персонажу, мое отношение.

II. Сообщение темы и цели урока.

Дорогие ребята! Сегодня мы продолжим работу над “Повестью о том, как один мужик двух генералов прокормил” М. Салтыкова-Щедрина. Нам предстоит охарактеризовать авторский идеал: отношение писателя к миру и человеку посредством анализа персонажей. Давайте внимательно понаблюдаем за героями и постараемся понять замысел автора. Сегодня работать будут две группы учащихся: первой группе предстоит охарактеризовать генералов, второй – мужика. Ребята каждой группы получили в конвертах карточки с заданием, которое должны будут выполнить самостоятельно. Результат своего исследования группы представят в форме полного устного ответа. Каждое ваше выступление не должно превышать 2 минут. На самостоятельную работу отводится 5 минут. Вам надо внимательно слушать выступающих товарищей, чтобы не повторять уже сказанное.

III. Характеристика генералов.

Карточка №1. Имена персонажей.

Каковы имена генералов?

Предполагаемый ответ: Генералы не имеют имен, тем самым автор подчеркивает типичность их образов, отсутствие индивидуальных качеств.

Карточка №2. Место службы персонажей.

Где служили генералы? Перечитай необходимый фрагмент.

Найди в словаре значение слова “регистратура”.

Как относится повествователь к таким “регистратурам”?

Предполагаемый ответ: “Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре…” Слово “регистратура” в словаре обозначает... Автор не случайно употребляет определение “какой-то” при слове регистратура, чтобы обобщить подобные заведения, подчеркнуть типичность, относится к подобным заведениям иронически.

Карточка №3. Чин персонажей.

Почему не указано, за что герои получили генеральский чин?

Где и кем еще служил один из генералов? назвать художественный прием)

Предполагаемый ответ: Автор не говорит, за что получили генералы чин, личные качества героев тоже не обозначены, указан только чин. Но мы понимаем, что за бездеятельность чин не дают, значит, получен он генералами по чей-то протекции, так как сами заслужить такое высокое звание они никак не могли. Один из генералов был учителем каллиграфии в школе военных кантонистов, т.е. в школе для солдатских детей, что должно свидетельствовать о невысоком интеллектуальном уровне героя, другой “был поумнее”. Да и где видано, чтобы генерал занимался такой деятельностью?! Таким образом, автор сатирически изображает генералов.

Карточка №4. Речь персонажей.

Какие выражения используют генералы в речи? Прочитайте фрагменты.

В чем особенность произнесения ими слов?

Как речь характеризует персонажей?

Предполагаемый ответ: “Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности” – канцеляризм, генералы используют в речи официально-деловой стиль, что характеризует их ограниченность, привычка употреблять “с” на конце слов – выражение почтения.

Карточка №5. Образованность персонажей.

Каков уровень образования генералов? Объясните свой вывод.

Какие читательские впечатления о генералах возникают на основе анализа авторского приема?

Предполагаемый ответ: Генералы не знают сторон горизонта, для них “булки в том самом виде родятся, как утром их к кофею подают” – эта гипербола помогает передать никчемность, необразованность генералов. Автор изображает их сатирически.

Карточка №6. Портрет персонажей.

В чем особенность внешнего вида генералов?

Какие предметные детали в описании генералов выделяет автор и почему?

Как вы относитесь к генералам на основе анализа их внешности?

Предполагаемый ответ: “Сытые, белые да веселые”, – говорит повествователь,- но нет лиц – таким образом, использовано обобщение. Генералы “в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену”, орден воспринимается как часть тела, использован гротеск. Портрет сатирический, вызывает чувство неприязни к героям.

Карточка №7. Художественное пространство.

Чем замечателен остров, на который попадают генералы?

Предполагаемый ответ: Автор переносит действие на необитаемый остров, чтобы генералы смогли показать себя, проявить себя в поступках, не зря на острове много еды, воды – он идеализирован, это рай, но рай, прежде всего, для желудка, остров фантастический, изобилие, царящее здесь, передано с помощью гиперболы. Генералы бездеятельные, белоручки, проявить себя так и не смогли.

Карточка №8. Поведение персонажей.

Какие действия совершают генералы на острове? С какой целью?

Как поведение генералов их характеризует?

Предполагаемый ответ: Генералы пытаются залезть на дерево – но… увы! Бездейственность, беспомощность, привычка, что все делают за них другие, автор обличает их пошлость, небокоптительство, бессмысленность такого существования.

Карточка №9. Взаимоотношения персонажей.

Каковы взаимоотношения генералов в начале сказки?

Как меняются их взаимоотношения и почему?

Приведите соответствующую цитату.

Какие ассоциации, аналогии возникают у вас при анализе поведения генералов (на кого они похожи в момент нападения друг на друга)? (назовите используемый художественный прием)

Предполагаемый ответ: Стоило только генералам почувствовать сильный голод, как их почтительность исчезает. Чиновники теряют человеческий вид и подобно хищникам набрасываются друг на друга. “Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил”. Остервенение генералов передается автором с помощью гротеска.

Карточка №10. Отношение генералов к мужику.

Как генералы отнеслись к своей находке, мужику?

Найдите цитаты и объясните их смысл.

Какая мысль посетила генералов при виде разной провизии?

Найдите цитату и объясните отношение генералов к мужику.

Почему генералы привязывают мужика?

Как генералы “отблагодарили” мужика?

Выразите свое отношение к генералам.

Предполагаемый ответ: “Встал мужичина: видит, что генералы строгие. Хотел было дать от них стречка, но они так и закоченели, вцепившись в него”. Мужик – спасение генералов, он тот, кем они могут распоряжаться, как своей собственностью, он их спасение. Но стоило, благодаря старанию и умению мужика появиться разной провизии, как вместо благодарности генералы пренебрежительно произносят: “Не дать ли и тунеядцу частичку?” Слово “тунеядец” выражает здесь иронию: кто же истинный тунеядец? Но главная “благодарность” впереди: генералы привязывают мужика, чтобы он не убежал. Налицо жестокость, грубость, насилие генералов над тем, кто им подчиняется.

Что же за образ предстает перед нами в лице генералов?

IV. Характеристика мужика.

Карточка №1. Имя персонажа.

Каково имя мужика?

Каковы ваши читательские размышления по этому поводу?

Карточка №2. Портрет персонажа.

Как выглядит мужик?

Почему он назван в произведении “громаднейшим мужичиной”?

Почему в систему образов введен мужик?

Какими свойствами наделен мужик в сказках?

Предполагаемый ответ: Автор называет своего героя “громаднейшим мужичиной”, т.к. это тот человек, который все сможет сделать, ко всякой работе способен, сильный, могучий, ловкий (таким всегда мужик представлен в русских народных сказках). В систему образов мужик введен не случайно: он противопоставлен бездеятельным и бесполезным генералам.

Карточка №3. Поведение персонажа.

Что умеет делать мужик?

Как выполняет работу, за которую берется?

Все ли поступки мужика вам нравятся?

Объясните причины вашего отношения к мужику.

Предполагаемый ответ: Мужик все умеет делать, работу выполняет быстро и добросовестно. Автор восхищается его ловкостью, трудолюбием, гипербола помогает передать изобретательность, выдумку народа.

Карточка №4. Отношение мужика к генералам.

Как относится мужик к генералам?

Почему мужик подчиняется генералам? Приведите соответствующую цитату.

Что предпринял “мужичина”, чтобы выручить генералов из беды и доставить домой?

Какие качества характера проявил при этом?

Предполагаемый ответ: Мужик безропотно подчиняется генералам. Чина, оказывается достаточно, чтобы помыкать мужиком. “Смотрели генералы на эти мужицкие старания, и сердца у них весело играли. Они уже забыли, что вчера чуть не умерли с голоду, а думали: “Вот как хорошо быть генералами – нигде не пропадешь!” Мужик строит корабль, проявляя при этом находчивость, изобретательность.

Карточка №5. Речь персонажа

Как речь мужика характеризует его?

Предполагаемый ответ: В речи мужика отразилась извечная привычка русского народа – безропотно угождать барину.

V. Обобщение.

В отношении каких героев Салтыков-Щедрин использует юмор, иронию, а в отношении кого – сатиру? Почему?

Чем мужик в сказке Салтыкова-Щедрина отличается от фольклорного персонажа?

Что в поведении мужика вызывает восхищение, а что – осуждение автора?

Каков смысл финала “Повести…”?

VI. Подведение итогов аналитической беседы.

Обобщение учителя: “Повесть…” построена на аллегории, высмеивает пороки современного автору общества, обличает тупость и неприспособленность к жизни генералов, смирение, рабскую покорность всё умеющего мужика. Это вопросы государственного значения, благополучие России зависит от отношения к этим порокам государственной власти.

Почему в названии сказки Салтыковым-Щедриным намеренно употреблено слово “повесть”?

Обобщение учителя: Используя сказочные приемы, фантастику и гиперболу, писатель создает необычную ситуацию, увлекающую нас, читателей. Но он искусно переплетает фантастику и действительность, чтобы изучить суть отношений между властьимущими и народом, безнравственность властей и раболепие мужика. Так через отражение пороков проявляется боль сатирика за сметливый, работящий русский народ.

Обратимся к эпиграфу нашего урока. М. Е. Салтыков-Щедрин писал: “Чем острее сатира, тем выше идеал писателя”. Как вы понимаете его слова?

Обобщение учителя: Салтыков-Щедрин считал, что сатира должна не разрушать, а созидать, а писатель должен исследовать жизнь полнее, чтобы понять, как ее устроить лучше.

Какие нравственные ценности утверждает сатирик Салтыков-Щедрин?

VII. Домашнее задание.

Написать сочинение-характеристику одного из героев (1 группа – характеристика мужика, 2 группа – характеристика генералов).

1. Штрихи к портрету генералов.
2. Русский богатырь.
3. Смекалка и находчивость мужика.
4. Последствия крепостного права.

Добродетель бедняка — душевная щедрость.
А. Камю

Сказки мы знаем с детства, добрые и поучительные, забавные и страшные. Всех их объединяет одно: добро непременно должно побеждать зло. Ведь без этого не может обойтись ни одна сказка. Такие волшебные произведения появляются и в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина. Только наполняются они совершенно другим содержанием. Главным в повествовании становится не противостояние положительных и отрицательных героев, а сатирическое описание действительности. Писатель жил в очень сложное время. В период, когда были написаны первые три его сказки (1860 год), Александр II отменил крепостное право. Но это совершенно не сказалось на быте мужика: он не стал жить лучше. Манифест от 19 февраля остался всего лишь простой бумажкой, которая по-прежнему не давала простым людям никакой свободы.

Подобные исторические события и находят отражение в сказочных произведениях писателя. И в центре его внимания находится образ мужика. Он не показан невежественным или неотесанным. При этом писатель не превозносит простого человека из народа до небес, не идеализирует его. Салтыков-Щедрин старается подобрать такие слова и краски, которые позволили бы нам понять истинный образ мужика и мир, в котором он живет. Интересные его черты и качества писатель подметил и описал в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Уже само название произведения преподнесено в ироничном ключе. Рассматривать его можно с двух сторон. Во-первых, обращает на себя внимание то, что один человек смог прокормить двух. Во-вторых, точное определение количества генералов тоже невольно вызывает улыбку. Можно даже прочитать название произведение с неким вызовом: прокормил целых двух человек. Так в самом названии текста писатель говорит о том, что главным героем будет мужик.

С самого начала произведения автор обозначает большую пропасть между двумя мирами: мужика и генералов. Также для описания последних писатель использует сатирические краски. Показано, что они совершенно оторваны от той действительности, в которой живут. Например, регистратура, в которой служили генералы, получает определение «какой-то»: «Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали». И провели они в этом учреждении всю жизнь, то есть их мир замкнут службой и домом. У них нет и никогда не будет никакого жизненного опыта, который помог бы им выжить в других условиях, если бы они случайно выпали бы из этого круговорота. Так повествование преобразуется в сказку — генералы попадают на необитаемый остров.

Автор не дает их точного портрета, но замечает, что когда они очутились на острове, то на них были ночные рубашки и ордена на шее. Несмотря на то что генералы прожили на свете довольно долго, они не умеют ничего делать. Так с каждой фразой сатира писателя становится более едкой. Остров оказался не таким уже необитаемым: в лесу полно дичи, в озере рыбы, на деревьях фруктов. И, несмотря на то что им очень хочется есть, они садятся читать «Московские ведомости». Ведь генералы совершенно не знают, как все это богатство можно собрать и приготовить.

Так в своей сказке М. Е. Салтыков-Щедрин показывает генералов беспомощными и неприспособленными к жизни людьми. Сатирические краски, используемые писателем в повествовании, показывают и внутреннее убожество богатых людей. Все это создает определенную почву для того, чтобы в контрасте показать находчивость и смекалку русского мужика, который тоже появляется в сказке.

Решение о том, что следует найти мужика, чтобы не умереть с голоду, приходит в голову бывшему учителю каллиграфии. Снова проскальзывают в сказке иронические нотки. Генералы совершенно не задумываются о том, что на необитаемом острове никого быть не должно. Но они смогли найти мужика по хлебному запаху. «Долго они бродили по острову без всякого успеха, но наконец острый запах мякинного хлеба и кислой овчины навел их на след». Такой штрих в портрете простого человека очень верно подмечен писателем. Образ мужика непременно соотносится с хлебом. Стоит вспомнить множество русских пословиц и поговорок, связанных с этим продуктом. Например, хлеб всему голова. Вот такой головой и становится в этой сказке простой человек.

При описании главного героя, кажется, что перед нами предстает некий русский богатырь, который готов защитить правого и наказать обидчика: «...подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина». Но ему в конечном итоге приходится делать вполне банальные вещи: накормить несчастных и голодных генералов. При этом они были ужасно рассержены, что он спит в то время, когда они хотят есть. И мужик «зачал... перед ними действовать».

Сказочные и иронические интонации исчезают из произведения, и мы понимаем, что писатель с грустью смотрит на готовность и старания мужика накормить генералов. Он показывает, что простой человек сохранил прежнюю психологию, ведь от него никто не требовал помогать и подчиняться генералам. Но он начинает их обслуживать, потому что такое раболепство было заложено у него в крови. Наверное, должно пройти немало лет с отмены крепостного права, чтобы простой трудящийся человек смог наконец почувствовал вкус свободы.

Но в следующем же абзаце такие печальные нотки словно улетучиваются. Мужик ловко и проворно смог накормить генералов практически с первой же минуты встречи. «Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно, кислое. Потом покопался в земле — и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку — извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. Наконец развел огонь и напек столько разной провизии, что генералам пришла даже на мысль: не дать ли и тунеядцу частичку?»

В этом небольшом отрывке представлен самый полный и красочный портрет простого человека. Благодаря своей смекалке и труду он смог накормить не только себя (помним, что он большой мужичина), но и двух генералов, которые даже не знали, с какой стороны подойти к дереву. Но в их глазах мужик все равно остается тунеядцем, человеком, живущим за чужой счет. Однако такое определение скорее можно отнести не к простому человеку, а к двум генералам. Так образ мужика становится своеобразным зеркалом, в котором отражаются отрицательные качества богатых и ленивых людей.

Портрет простого человека по ходу повествования пополняется новыми чертами. Мужик очень быстро смог приспособиться к новым хозяевам: «Прошел день, прошел другой; мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить». Но смекалка и умение найти выход из любых обстоятельств не позволяют мужику понять, что он может и не работать на генералов. Ведь они находятся на необитаемом острове — далеко от всех правил и норм русской действительности. При этом он сам себя закрепощает: вьет веревку, чтобы его привязали к дереву. Такая черта простого человека очень тонко подмечена писателем. При хорошем хозяине некоторые крестьяне оставались даже тогда, когда получали вольную. Вскоре мужик строит корабль, устилает его дно лебяжьим пухом и везет генералов домой, в Подьяческую.

В конце произведения появляются грустные и в тоже время сатирические нотки: «Однако и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!»

Отмена крепостного права не принесла самого главного, она не раскрепостила крестьян духовно.

Они не смогли понять и почувствовать того, что приносил им этот закон. Но, несмотря, на все подобные противоречия сказка М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» помогает показать, что генералы на самом деле намного глупее мужика, который смог и в сказочной жизни приспособиться и не умереть с голоду. Писатель не изображает его глупым и неразумным и в то же время не восхваляет. Мужик сам показывает все оттенки своей натуры: трудолюбие, находчивость, смекалку и пока еще раболепство перед богатыми, которые никак не хотят дать простому человеку вольную не только на бумаге, но и в жизни.

(1 вариант)

Обратившись к иносказательной форме сказки, М.Е. Салтыков-Щедрин создал художественные образы, не потерявшие свою актуальность и сегодня. В персонажах произведения писатель высмеял свойственные людям пороки: незнание элементарных вещей, невежественность, корыстолюбие.

Сатирически изобразил Михаил Евграфович образы генералов. Иронично характеризуя облик героев, автор обращает внимание читателя на их легкомысленность. «В скором времени, по щучьему велению, по моему хотению», очутившись на необитаемом острове, генералы «сначала ничего не поняли и стали разговаривать, как будто ничего с ними не случилось».

Характеризуя поступки персонажей, М.Е. Салтыков-Щедрин пишет об отсутствии у господ простейших знаний о предметах и явлениях. Так, гротескно изображается писателем неумение героев определять стороны света: «Начали искать севера, становились так и сяк, перепробовали все страны света, но так как всю жизнь служили в регистратуре, то ничего не нашли». Суждение одного из генералов о том, что: «Кто бы мог подумать, ваше превосходительство, что человеческая пища в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет?» – вызывает одновременно насмешку и жалость к тем, кто, прожив жизнь, так мало о ней знает.

При описании образа генералов важны художественные детали, которые также имеют гротескный характер. Например, единственным предметом, напоминающим о прошлой жизни, оказался на необитаемом острове один номер газеты «Московских ведомостей», но и там, «на что бы они ни обратили взоры, – все свидетельствовало об еде». Единственное, что умели делать генералы, заставить работать мужика. Поэтому, найдя под деревом уклонявшегося от дела мужика, генералы тотчас накинулись на него. Здесь в речи господ появляются властолюбие, они вспомнили тот навык, которым так хорошо владели: «Спишь, лежебок! – небось и ухом не ведешь, что тут два генерала вторые сутки с голода умирают! Сейчас марш работать!» Став «веселыми, рыхлыми, сытыми, белыми», генералы вновь пустились в рассуждения, размышляя о вавилонском столпотворении, о всемирном потопе. Вернувшись с помощью мужика в Петербург, господа «поехали… в казначейство и сколько тут денег загребли».

Таким образом, используя сатирические приемы: гротеск, фантастику, иронию, сарказм – при описании образов генералов, М.Е. Салтыков-Щедрин характеризует персонажей, их поведение и поступки, взаимоотношения с мужиком, отношение к жизни.

(2 вариант)

Тема правильно сформулирована, нельзя охарактеризовать одного из генералов, так как они ничем не отличаются друг от друга, кроме того, что один из них, кроме регистратуры, служил еще в школе военных кантонистов учителем каллиграфии и, «следовательно, был поумнее».

Итак, зачин традиционный «Жили да были два генерала». И решил их автор за легкомыслие наказать: по щучьему велению очутились генералы на необитаемом острове.

Что мы знаем об их прошлом? Родились, воспитались и состарились в регистратуре, «ничего не понимали». Регистратуру упразднили, генералы поселились в Петербурге, на Подьяческой улице. Имели по кухарке и по пенсии. Что ж еще человеку надо?

И «вдруг» – в ночных рубашках, с орденами на шее да голодные оказались генералы на необитаемом острове. Голод не тетка. Хотели пойти один на восток, другой на запад, не знают, как определить стороны света, пошли один направо, другой налево. Остров им попался неплохой: на деревьях плоды, в ручье рыба, в лесу зайцы бегают, рябчики, тетерева есть, только все это надо, во-первых, ловить, во-вторых, готовить. Ведь они до сих пор думали, «что булки в том же виде родятся, как их утром к кофею подают». Единственное утешение голодных генералов – чтение найденных «Московских ведомостей», но и там все о еде. Генералы с голоду чуть друг друга не съели, тот, что умнее, оказался и ловчее, так как откусил у товарища орден и съел. Но генералы не только на острове оказались в рубашках, они и родились в рубашках: умного посетило вдохновение… Мужика надо найти.

Пошли и нашли. А тот и ловит, и готовит, и огонь извлекает, и веревочку сплел, чтобы генералы его к дереву привязали. Даже решили покормить тунеядца-то. Тунеядцем они ласково мужика звали. Теперь можно и пофилософствовать, и почитать, как другие такие же в других городах, спасибо мужику, едят. Но через какое-то время соскучились генералы по кухаркам, заставили мужика их домой везти. Довез-таки мужик на лодочке генералов до Подьяческой! А там и кухарки, и пенсия. Генералы оказались благодарными, о мужике не забыли: «выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!»

Конечно, М.Е. Салтыков-Щедрин преувеличивает, но любая сказка с намеком, и в невежественных, ленивых, глупых, напыщенных генералах многие узнали себя.