Термин социология происходит от двух слов: латинского «социетес» – «общество» и греческого «логос» – «слово», «понятие», «учение». Таким образом, социологию можно определить как науку об обществе.

Такое же определение этого термина дает известный американский ученый Дж. Смелзер . Однако это определение довольно абстрактно, так как общество в различных аспектах изучают и многие другие науки.

Для того, чтобы понять особенности социологии, необходимо определить предмет и объект этой науки, а также ее функции и методы исследования.

Объектом любой науки выступает часть внешней реальности, выбранной для изучения, обладающая определенной завершенностью и целостностью. Как уже было отмечено, объектом социологии является общество, однако при этом наука исследует не отдельные его элементы, а все общество как целостную систему. Объектом социологии является совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Понятие социального можно рассматривать в двух смыслах: в широком смысле оно аналогично понятию «общественное»; в узком смысле социальное представляет лишь аспект общественных отношений. Социальные отношения складываются между членами общества, когда они занимают определенное место в его структуре и наделены социальным статусом.

Следовательно, объектом социологии являются социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации.

Предметом науки является результат теоретического исследования выбранной части внешней реальности. Предмет социологии не может быть определен так же однозначно, как объект. Это обусловлено тем, что на протяжении исторического развития социологии взгляды на предмет этой науки претерпевали значительные изменения.

Сегодня можно выделить следующие подходы к определению предмета социологии:

1) общество как особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам (О. Конт ) ;

2) социальные факты, под которыми следует понимать коллективные во всех проявлениях (Э. Дюркгейм ) ;

3) социальное поведение как отношение человека, т. е. внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него (М. Вебер ) ;

4) научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов (базиса и надстройки) (марксизм ).

В современной отечественной научной литературе сохраняется марксистское понимание предмета социологии. Необходимо отметить, что это таит в себе определенную опасность, так как представление общества в виде базиса и надстройки ведет к игнорированию личности и общечеловеческих ценностей, отрицания мира культуры.

Поэтому более рационально предметом социологии следует считать общество как совокупность социальных общностей, слоев, групп, индивидов, взаимодействующих между собой. Причем главным механизмом этого взаимодействия является целеполагание.

Итак, учитывая все указанные особенности, можно определить, что социология – это наука об общих и специфических социальных закономерностях организации, функционирования и развития общества, путях, формах и методах их реализации, в действиях и взаимодействиях членов общества.

Как любая наука, социология выполняет определенные функции в обществе, среди которых можно выделить следующие:

1) когнитивная (познавательная) – социологические исследования способствуют накоплению теоретического материала о различных сферах социальной жизни;

2) критическая – данные социологических исследований позволяют проверить и оценить социальные идеи и практические действия;

3) прикладная – социологические исследования всегда направлены на решение практических задач и всегда могут использоваться для оптимизации общества;

4) регулятивная – теоретический материал социологии может использоваться государством для обеспечения социального порядка и осуществления контроля;

5) прогностическая – на основе данных социологических исследований можно составлять прогнозы развития общества и предотвращать негативные последствия социальных действий;

6) идеологическая – социологические разработки могут быть использованы различными общественными силами для формирование своей позиции;

7) гуманитарная – социология может способствовать совершенствованию общественных отношений.

Еще одним отличительным признаком социологии как науки является набор методов исследования. В социологии метод – это способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности.

Можно выделить три уровня методов изучения социальных явлений и процессов.

Первый уровень охватывает общенаучные методы, используемые во всех гуманитарных областях знаний (диалектический, системный, структурно-функциональный).

Второй уровень отражает методы смежных социологии гуманитарных наук (нормативный, сравнительный, исторический и др.).

Методы первого и второго уровней основываются на универсальных принципах познания. К ним относятся принципы историзма, объективизма и системности.

Принцип историзма предполагает исследования социальных явлений в контексте исторического развития, их сопоставление с различными событиями истории.

Принцип объективизма означает изучение социальных явлений во всех их противоречивости; недопустимо изучение только положительных либо только отрицательных фактов. Принцип системности подразумевает необходимость исследования социальных явлений в неразрывном единстве, выявление причинно-следственных связей.

К третьему уровню можно отнести методы, характеризующие прикладную социологию (опрос, наблюдение, анализ документов и др.).

Собственно социологические методы третьего уровня основываются на применении сложного математического аппарата (теории вероятности, математической статистики).

2. Социология в системе гуманитарных наук

Совершенно очевидно, что если объектом социологии является общество, то она тесно соприкасается с другими общественными и гуманитарными науками, изучающими эту область реальности. Она не может развиваться изолировано от них. Более того, социология включает общую социологическую теорию, которая может служить теорией и методологией всех других общественных и гуманитарных наук.

Социологические методы исследования общества, его элементов, членов и их взаимодействий сегодня активно применяются во многих других науках, например, политологии, психологии, антропологии. В то же время очевидна зависимость самой социологии от этих наук, так как они значительно обогащают ее теоретическую базу.

Другой существенной причиной тесной взаимосвязи многих общественных и гуманитарных, в том числе социологии, наук между собой является их общее происхождение. Так, многие самостоятельные общественные науки зародились в рамках социальной философии, которая, в свою очередь, являлась отраслью общей философии. Тесная связь социологии и социальной философии проявляется прежде всего в очень широкой области совпадения объекта исследования. Однако при этом между данными науками существует значительные различия, которые и позволяют выделить социологию в самостоятельную науку. Прежде всего – это предмет исследования.

Если социология направлена на исследование социальных взаимоотношений членов общества, то социальная философия исследует общественную жизнь с точки зрения мировоззренческого подхода. Еще более эти науки различны в методе исследования своей предметной области.

Так, социальная философия ориентирована на общефилософские методы, что отражается в теоретическом характере результатов исследования. Социология же преимущественно пользуется собственно социологическими методами, что делает результаты исследования более практичными.

Однако эти различия только подчеркивают самостоятельность социологии как науки, но не умаляют значение ее взаимосвязи с социальной философией. Опираясь на конкретно-исторические реалии, социальная философия стремится выявить общие тенденции и закономерности.

Социология же, используя знания этих закономерностей, осуществляет анализ места и роли человека в жизни общества, его взаимодействия с другими членами общества в рамках различных социальных институтов, исследует специфику общностей разного типа и уровня.

Связь социологии с историей также является наиболее тесной и необходимой. Помимо общего объекта исследования, эти науки имеют также общие проблемы исследования.

Так, и социология, и история в процессе исследования сталкиваются с наличием определенных социальных закономерностей, с одной стороны, и с существованием индивидуальных, неповторимых явлений и процессов, которые в значительной мере изменяют траекторию исторического движения, – с другой. Успешное решение этой проблемы в обеих науках является приоритетным направлением, и поэтому каждая из них может использовать успешный опыт другой.

Кроме того, исторический метод является достаточно востребованным в социологии.

Использование достижений социологии в исторической науке также имеет большое значение, так как это позволяет ученым-историкам анализировать исторические явления с позиций описательно-фактологического подхода.

Накопленный статистический материал позволяет полнее раскрывать сущность исторических процессов и явлений и подниматься до широких и глубоких исторических обобщений.

Важной составляющей общественной жизни является материальное производство. Это обуславливает существование тесной связи социологии с экономикой . Более того, в системе социологического знания существует такая дисциплина, как экономическая социология.

Место человека в системе труда оказывает значительное влияние на его положение в социальной структуре. С другой стороны, под воздействием различных социальных процессов и изменений происходит изменение и самой трудовой деятельности.

Еще одной смежной с социологией наукой является психология . Областью пересечения этих наук является прежде всего проблема человека в обществе.

Однако несмотря на тесную взаимосвязь объекта наук, их предметы в значительной степени различны.

Психология в основном сосредоточена на изучении личностного уровня индивида, его сознания и самосознания, сфера социологии – это проблемы отношений между индивидами как членами общества, т. е. межличностный уровень. В той мере, в какой ученый исследует личность как субъект и объект социальной связи, взаимодействий и отношений, рассматривает личностные ценностные ориентации с социальных позиций, ролевых ожиданий и т. д., он выступает как социолог. Данное различие привело к возникновению новой дисциплины – социальной психологии , которая пока входит в состав социологии.

Тесная связь существует также между социологией и политологией . Характер этой связи определяется тем, что, во-первых, социальные общности, социальные организации и институты являются важнейшими субъектами и объектами политики; во-вторых, политическая деятельность представляет собой одну из основных форм жизнедеятельности личности и ее общностей, непосредственно влияющую на социальные изменения в обществе; в-третьих, политика как очень широкое, сложное и многогранное явление проявляется во всех сферах общественной жизни и во многом определяет развитие общества в целом.

Кроме того, в область изучения обеих этих наук входит такой социальный феномен, как гражданское общество. При этом необходимо помнить, что в основе политической жизни всегда лежат социальные закономерности, анализ которых необходим при исследовании политических процессов и явлений. Итак, совершенно очевидно, что социология находится в тесной взаимосвязи с системой общественных и гуманитарных наук и является ее элементом.

3. Структура социологии

Социология является дифференцированной и структурированной системой знания. Система – упорядоченная совокупность элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторую целостность. Именно в четкой структурированности и целостности системы социологии и проявляется внутренняя институционализация науки, характеризующая ее как самостоятельную. Социология как система включает в себя следующие элементы:

1) социальные факты – научно обоснованные знания, полученные в ходе исследования какого-либо фрагмента реальности. Социальные факты устанавливаются посредством других элементов системы социологии;

2) общие и специальные социологические теории – системы научного социологического знания, направленные на решение вопроса о возможностях и пределах познания общества в определенных аспектах и развивающиеся в рамках определенных теоретико-методологических направлений;

3) отраслевые социологические теории – системы научного социологического знания, направленные на описание отдельных сфер жизни общества, обоснование программы конкретных социологических исследований, обеспечение истолкования эмпирических данных;

4) методы сбора и анализа данных – технологии получения эмпирического материала и его первичного обобщения.

Однако помимо горизонтальной структуры, системы социологического знания четко дифференцированы по трем независимым уровням.

1. Теоретическая социология (уровень фундаментальных исследований). Задачей является рассмотрение общества как целост-ного организма, раскрытие места и роли социальных связей в нем, формулировка основных принципов социологического познания, основных методологических подходов к анализу социальных явлений.

На этом уровне происходит выявление сущности и природы социального феномена, его исторической специфики, сопряженность с различными сторонами общественной жизни.

2. Специальные социологические теории. На этом уровне располагаются отрасли социального знания, имеющие своим предметом исследование относительно самостоятельных, специфических подсистем социального целого и социальных процессов.

Виды специальных социальных теорий:

1) теории, изучающие законы развития отдельных социальных общностей;

2) теории, раскрывающие закономерности и механизмы функционирования общностей в тех или иных сферах общественной жизни;

3) теории, анализирующие отдельные элементы социального механизма.

3. Социальная инженерия. Уровень практического внедрения научных знаний с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий.

Помимо указанных уровней, в структуре социологического знания выделяются макро-, мезо– и микросоциология.

В рамках макросоциологии изучается общество как целостная система, как единый организм, сложный, самоуправляемый, саморегулирующийся, состоящий из множества частей, элементов. Макросоциология прежде всего изучает: структуру общества (какие элементы составляют структуру раннего общества и какие – современного), характер изменений общества.

В рамках мезосоциологии исследуются имеющиеся в обществе группы людей (классы, нации, поколения), а также созданные людьми стабильные формы организации жизни, названные институтами: институт брака, семьи, церкви, образования, государства и т. д.

На уровне микросоциологии ставится цель познания деятельности отдельного человека, мотивы, характер действий, стимулы и препятствия.

Однако эти уровни нельзя рассматривать отдельно друг от друга как независимо существующие элементы социального знания. Наоборот, эти уровни необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи, так как понимание общей социальной картины, общественных закономерностей возможно только на основе поведения отдельных субъектов общества и межличностного общения.

В свою очередь социальные прогнозы о том или ином развитии общественных процессов и явлений, поведения членов общества возможны только на основе раскрытия универсальных социальных закономерностей.

В структуре социологического знания выделяются также теоретическая и эмпирическая социология. Спецификой теоретической социологии является то, что она опирается на эмпирические исследования, но теоретические знания преобладают над эмпирическими, так как именно теоретические знания в конечном счете определяют прогресс в любой науке и в социологии тоже. Теоретическая социология – это совокупность многообразных концепций, разрабатывающих аспекты социального развития общества и дающих их интерпретацию.

Эмпирическая социология носит больше прикладной характер и направлена на решение актуальных практических вопросов общественной жизни.

Эмпирическая социология в отличие от теоретической не направлена на создание всеобъемлющей картины социальной действительности.

Эту проблему решает теоретическая социология путем создания универсальных социологических теорий. В теоретической социологии отсутствует ядро, которое бы оставалось стабильным со времени ее основания.

Существует множество концепций и теорий в теоретической социологии: материалистическая концепция развития общества К. Маркса основывается на приоритете экономических факторов в развитии общества (исторический материализм); существуют различные концепции стратификации, индустриального развития обществ; конвергенции и др.

Однако необходимо помнить, что определенные социальные теории не подтверждаются в ходе исторического развития общества. Некоторые из них не реализуются на том или ином этапе общественного развития, другие не выдерживают испытания временем.

Спецификой теоретической социологии является то, что она решает проблемы изучения общества на основе научных методов познания действительности.

В каждом из этих уровней познания конкретизируется предмет исследования.

Это позволяет рассматривать социологию как систему научного знания.

Функционирование данной системы направлено на получение научного знания как о всем социальном организме, так и об отдельных его элементах, которые выполняют различную роль в процессе его существования.

Таким образом, социология является многомерной и многоуровневой системой научного знания, которая состоит из элементов, которые конкретизируют общее знание о предмете науки, методах исследования и способах его оформления.

Как и любая другая наука, социология имеет свой категориальный аппарат. Категориальный или понятийный аппарат – это один из главнейших вопросов для всякой науки. Категории, понятия каждой науки отражают прежде всего качество объективной реальности, которая является предметом данной науки. Предметом социологии являются социальные явления . Так как социальные явления всегда имеют социальные качества, то и категории социологии направлены прежде всего на характеристику этих качеств.

Социальные характеристики всегда динамичны и предстают самыми различными оттенками «целого», т. е. самого социального явления в целом. Это единство и многообразие, постоянство и подвижность любого социального явления в его конкретном состоянии отражается в соответствующих категориях, понятиях и законах социологии.

Среди наиболее употребляемых категорий социологии можно выделить общество, стратификацию, мобильность, человека, общность, социальное и др. Система категорий и понятий в социологии имеет сложный характер строения и субординационную зависимость понятий.

Социальный закон – это выражение существенной, всеобщей и необходимой связи социальных явлений и процессов, прежде всего связей социальной деятельности людей или их собственных социальных действий. Существуют общие и специфические законы в социологии. Общие законы социологии – предмет изучения философии. Специфические законы социологии изучаются именно социологией и составляющие ее методологическую основу. Помимо данной классификации, существуют и другие типы законов, различающиеся по следующим основаниям:

По времени действия:

1) законы, характерные для социальной системы в любой период ее существования (закон стоимости и товарно-денежных отношений);

2) законы, характерные только для одной или нескольких социальных систем, отличающихся специфическими свойствами (закон перехода от одного типа общества к другому).

По способу проявления:

1) динамические – определяют динамику (направление, формы, факторы) социальных изменений, фиксируют четкую последовательность социальных явлений в процессе изменения;

2) статистические – отражают общие тенденции социальных явлений независимо от происходящих изменений, характеризуют социальные явления в целом, а не конкретные их проявления;

3) причинные – фиксируют существующие причинно-следственные связи между различными социальными явлениями;

4) функциональные – закрепляют строго повторяющиеся и эмпирически наблюдаемые связи между социальными явлениями.

Однако несмотря на достаточно обширный теоретический материал, вопрос о законах социологии стоит очень остро. Дело в том, что в ходе исторического развития многие исторические события выходили за рамки существующих законов. Поэтому можно утверждать, что законы на самом деле оказываются лишь описанием вероятных тенденций развития.

Это является важным аргументом противников возможности создания всеобщих универсальных социологических законов.

Поэтому сегодня принято говорить не о социологических законах, а о социологических закономерностях .

Эти закономерности основаны на существовании в обществе детерминант, определяющих жизнь общества: власть, идеология, экономика.

Типологию социальных закономерностей можно произвести по пяти категориям, которые отражают существующие между социальными явлениями формы связи:

1) закономерности, фиксирующие неизменяемые связи между социальными явлениями, их взаимную обусловленность. т. е. если есть явление А, то обязательно должно быть и явление Б;

2) закономерности, закрепляющие тенденции развития социальных явлений, отражающие влияние изменения социальной действительности на внутреннюю структуру социального объекта;

3) закономерности, устанавливающие закономерности между элементами социального субъектами, обуславливающими его функционирование (функциональные закономерности) (пример: чем активнее студенты работают на занятиях, тем лучше они владеют учебным материалом);

4) закономерности, закрепляющие причинно-следственные связи между социальными явлениями (причинные закономерности) (пример: необходимым условием повышения рождаемости в стране является улучшение социально-бытовых условий для женщин);

5) закономерности, устанавливающие вероятность связей между социальными явлениями (вероятностные закономерности) (пример: рост экономической самостоятельности женщин повышает вероятность разводов).

При этом необходимо помнить, что социальные закономерности воплощаются в жизнь в конкретной форме – в деятельности людей. А каждый отдельный человек осуществляет свою деятельность в конкретных условиях общества, в условиях конкретной социально-политической или производственной деятельности, в системе которых он занимает определенное производственное и социальное положение.

Если мы наблюдаем за одним человеком – мы закон не увидим. Если мы наблюдаем множество, то с учетом отклонений у каждого индивида в том или другом направлении получаем результирующие, т. е. закономерность.

Таким образом, можно утверждать, что объективность социальной закономерности – это ряд совокупных действий миллионов людей .

5. Основные парадигмы социологии

Прежде всего, необходимо указать, что парадигма – это совокупность основных положений и принципов, лежащих в основе той или иной теории, обладающих специальным категориальным аппаратом и признающихся группой ученных.

Впервые термин «парадигма» ввел в научный оборот американский философ и историк науки Т. Кун . Исходя из данного определения, можно утверждать, что понятие парадигмы шире понятия теории. Иногда под парадигмой понимают крупные теории или группы теорий, а также всеми признанные достижения в данной области науки.

Необходимо также отметить, что наличие в социологии нескольких парадигм также подтверждает ее статус самостоятельной науки. Все социологические парадигмы можно разделить на три уровня: макропарадигмы, микропарадигмы и универсальные общие парадигмы. Помимо данной классификации, существуют и другие.

Одной из самых распространенных среди них является классификация российского социолога Г. В. Осипова , который выделял следующие группы социологических парадигм:

1) парадигмы социальных факторов (структурный функционализм и теория социальных конфликтов);

2) парадигмы социальных дефиниций (символический интеракционализм и этнометодология);

3) парадигмы социального поведения (теории обмена и социального действия).

В западной социологической мысли сегодня выделяется пять основных парадигм: функционализм, теория конфликта, теория обмена, символический интеракционализм, этнометодология. Таким образом, на сегодняшний момент не существует общенаучного мнения о системе социологических парадигм. Однако необходимо остановиться подробно на характеристике наиболее распространенных в социологии парадигмах.

Парадигма социального конфликта. Теория конфликта, основоположником которой считается Георг Зиммель , в социологии разрабатывалась целым рядом исследователей: Р. Дарендорфом (ФРГ), Л. Козером (США), К. Боулдингом (США), М. Крозье , А. Турэна (Франция), Ю. Гальтунгом (Норвегия) и др.

Сторонники данной теории рассматривают конфликт как естественное явление социальной жизни.

Его основой является объективно существующая в обществе дифференциация. Конфликт выполняет в обществе стимулирующую функцию, создавая предпосылки для развития общества.

Однако не все конфликты играют в обществе позитивную роль, поэтому на государство возлагается функция контроля над конфликтами, чтобы они не перерастали в состояние повышенной социальной напряженности.

Теория социального обмена. Наиболее интенсивно эта парадигма развивалась американскими исследователями Дж. Хомансом, П. Блау, Р. Эмерсоном .

Суть парадигмы заключается в том, что функционирование человека в обществе основывается на обмене различными социальными благами. Взаимодействие между субъектами социальных отношений носит ценностно-нормативный характер.

Данная концепция является промежуточной между макросоциологическими и микросоциологическими парадигмами. Именно в этом и заключается ее главная ценность.

Символический интернационализм . Данная парадигма также разрабатывалась в рамках американских социологических школ Дж. Мидом, Г. Блумером, Т. Шибутани, Т. Партлендом и др. Основанием символического интернационализма является утверждение о том, что взаимодействие людей происходит с помощью интерпретации символов и знаков.

Социальный прогресс рассматривается социологами как выработка и изменение социальных значений, не имеющих строгой причинной обусловленности, зависящих больше от субъектов взаимодействия, чем от объективных причин.

Этнометодология. Парадигма, тесно связанная с символическим интернационализмом (она также основана на изучении социального взаимодействия), разрабатывалась американским социологом Г. Гарфинкелем . Основой данной парадигмы является изучение смыслов, которые люди придают социальным явлениям.

Эта концепция возникла в результате расширения методологической базы социологии и включение в нее методов изучения различных общин и примитивных культур и переводе их на язык процедур анализа современных социальных и культурных явлений и процессов.

Неомарксистская парадигма. Она развивалась рядом представителей франкфуртской школы – М. Хоркхаймером, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермасом . Неомарксисткая концепция основывается на таком социальном явлении, как отчуждение, которое рассматривается как социально-экономическое явление. Данная парадигма стала пересмотром основ марксизма и прежде всего стремлением обосновать разрыв «труда» и «интеракции» в том смысле, что на смену первому как господствующему типу отношений приходит универсальное взаимодействие людей во всех сферах жизни.

Конечно же, богатство парадигм социологии не исчерпывается этим перечнем. Однако сегодня именно они являются ведущими в социологических исследованиях и построении социологических теорий. Особое внимание в современных социологических парадигмах уделяется межличностным взаимодействиям, динамике развития личности, изменению социальных смыслов и значений, раскрывающих преобразование широких социальных структур.

Вообще необходимо отметить, что в современной социологии очень ярко проявляется тенденция к плюрализму различных парадигм, что выражается в усилении дифференциации системы социологического знания. Данная особенность остро ставит проблему разработки и проведения единой теоретико-методологической линии в социологии. Этот факт позволяет говорить о социологии как о «мультипарадигмальной» науке.

Социология (от греч. socio — общество, лат. logos — слово, наука) — наука об обществе, о его функционировании, системе, взаимодействии людей. Её основной целью является анализ структуры социальных отношений, складывающиеся в ходе социального взаимодействия.

Впервые данный термин употребил французский философ Огюст Конт в 1840 году. Однако ещё ранее интерес к обществу проявлял Конфуций, индийские, ассирийские, древнеегипетские мыслители. Также социальные идеи прослеживались в трудах Платона, Аристотеля, Жан-Жака Руссо, Вольтера, Дени Дидро, Роберта Оуэна и других. Но именно в 19 веке она получила новое развитие, став наукой, дав новое понимание роли человека изучение сознания и поведения людей как активных участников экономических, социальных, политических и культурных изменений.

В отличие от философии, социология оперирует не высоким уровнем общения, а показывает жизнь во всём её противоречии, разворачивает сущность человеческой природы в действительности. Она осмысливает общество, общественную жизнь, не как что-то абстрактное, а как реальность, пытаясь выразить это в своих положениях.

Специфика социологии состоит в том, что общество рассматривается как упорядоченная система социальных общностей, а индивид, индивидуальное действие изучается на фоне отношений социальных групп. То есть индивид не является независимым объектом, а частью какой-то группы, выражая отношение к другим социальным группам.

Социология изучает то, как система упорядоченности формируется и воспроизводится в ходе общественной практики, как она закрепляется в системе таких социальных норм, ролей и усваивается индивидами таким образом, что становится социально-типичным и предсказуемым.

Данная типичность и свидетельствует о существовании объективных социальных законов, которые изучает социология, как научные дисциплины.

  1. Позитивизм и натурализм.
  2. Антипозитивизм (понимающая социология). Основная концепция состоит в том, что общество отличается от природы, поскольку в нём действует человек, со своими ценностями и целями.

Помимо этих направлений существует ещё огромная система классификаций и делений. Социология — многосложная структура.

В качестве практического применения социологии в наши дни можно выделить следующие направления:

  • Политическая социология,
  • Меры социального порядка, семьи и общества,
  • Изучение людских ресурсов,
  • Образование,
  • Прикладные социальные исследования (исследования общественного мнения),
  • Государственная политика,
  • Демографический анализ.

Также социологи занимаются проблемами гендерных отношений, вопросами экологического равенства, иммиграцией, нищетой, изоляцией, изучением организаций, массовыми коммуникациями, качеством жизни и т.д.

В социологии нет единой теории. В ней существует множество противоречивых схем и парадигм. Тот или иной подход может быть выдвинут на передний план, давая новое направление развития данной науки. Это связано с постоянными изменениями в развитии сознания общества. Однако весь выработанный социологией комплекс основных теоретических подходов в основном сохраняется и творчески развивается. Все они отражают реальные стороны общества, реальные факторы его развития, позволяя тем самым занимать социологии важное место в современном научном знании.

0

1. Социология в системе наук. Объект и предмет социологии.

4. Уровневая специфика социологического знания и структура социологии.

5. Функции социологии, ее роль в жизни общества и значение для профессиональной деятельности инженера.

1. Чтобы осознанно ориентироваться в современной общественной жизни, необходимо научно осмыслить ее сложные явления и процессы, суметь разобраться в существующих социологических концепциях и теориях. Этому и служит включение социологии как учебной дисциплины в образовательный процесс подготовки специалиста высокой квалификации.

Возникновение и оформление социологии связано со спецификой исторического периода - эпохи Просвещения и Великой французской революции как поворотных моментов в развитии человеческой цивилизации. Это было время, когда: а) четко обозначился неоднозначный характер взаимоотношений между разными социальными организациями и институтами: религией, церковью и наукой; наукой и государством; наукой и искусством; искусством и религией и т. д., и возникла необходимость разобраться в структуре этих отношений; б) человек (индивид) выдвинулся на принципиально новую социальную позицию во взаимоотношениях с различными социальными институтами (государством, семьей, церковью, образовательными учреждениями); в) обозначился новый этап в познании человеком личной самоценности.

Все перечисленное потребовало осмысления места и роли отдельной личности в общественной (государственной) жизни и выдвинуло вопрос о необходимости общей реформы учения об обществе и поиске новых методов изучения общественной жизни - не с абстрактных социально-философских позиций, а на основе конкретных наблюдений и частнонаучных разработок по аналогии с естественными науками. Первоначально новая наука об обществе стала именоваться социальной физикой. В 1839 г. Огюст Конт (1798-1857) заменил термин «социальная физика» на термин «социология». Современник и последователь Конта Герберт Спенсер (1820-1903) в изучении общества в значительной степени опирался на биологию и физиологию, биологизируя социальные процессы.

После выхода в свет работ О. Конта в XIX в. постепенно стало утверждаться понимание того, что наука об обществе не должна сводиться к математико-статистической фиксации или констатирующей описательности общественной жизни, что она должна стать теоретической наукой, изучающей специфические законы социальных явлений и объясняющей общественные процессы. Выйдя за пределы естествознания, социология становится наукой, дополняющей естественные науки, обретает статус самостоятельной. Самостоятельной же любая наука становится тогда, когда четко выделяет собственный объект и предмет изучения. Под объектом науки понимают ту часть универсального бесконечного мира, которую люди мысленно извлекают из этого мира и рассматривают как самостоятельно существующую, а под предметом - сторону, грань, аспект, ракурс (не часть!) изучаемого объекта, которые исследуются этой, только этой и никакой другой наукой. Оформление социологии в самостоятельную науку началось с дискуссий и обсуждений предмета ее изучения. Подчеркнем, что социология - это не единственная социальная наука, она одна из блока социальных наук, к которому относят и политологию, и юридические, и экономические науки. Все социальные науки имеют общий объект познания - социум, но каждая отличается специфическим предметом изучения. Социум как объект социальных наук, в том числе и социологии, существует вне и независимо от познающего субъекта, а предмет любой социальной науки не существует вне познающего субъекта, вне его субъективности (целей, идеалов, накопленного информационного тезауруса, опыта, интересов, мировоззрения). Специфическим аспектом (стороной социума) является предмет изучения именно социологии составноструктурная расчлененность людей в сообществе на группы, общности и характер их связей и взаимодействий, а также место и характер связей отдельного человека с ними (общностями). В научной социологической мысли до сих пор нет единства в определении предмета данной науки. Одни исследователи в определении предмета социологии ориентируются на социологический анализ поведения индивидов, другие - на институциализацию социальных связей, третьи - на организационный характер взаимоотношений и деятельности людей.

2. В логико-историческом становлении социологии оформились два относительно самостоятельных подхода: макросоциологический и микросоциологический.

Макросоциологический возник в лоне социальной философии и сложился в европейской исследовательской практике. С позиции этого подхода изучаются крупномасштабные социальные явления -общество, социальные институты и организации, социальные структуры и системы, выявляются закономерности их существования, функционирования и развития. Главный интерес макросоциологов - изучение взаимоотношений частей общества, их изменений, зависимости друг от друга, исследование функционирования и динамики социальной системы в целом. В этом плане макросоциология рассматривает не просто те или иные социальные явления, их отдельные стороны, а наиболее общие родовые свойства, которые не изучаются ни одной другой социальной наукой - политологией, экономикой, антропологией и т. п.

Что касается микросоциологического подхода, то он, акцентируется, фиксирует свое внимание на поведенческих актах и мотивах поведения людей в малых группах и ориентирован на них. Оформление этого подхода в социологии не случайно связано с возникновением социальной психологии в США. Следует специально подчеркнуть, что макросоциология и микросоциология имеют общий объект изучения, но различаются подходом: первая идет в изучении объекта от целого (общества) к частному (индивиду), а вторая - от частного к целому. С появлением микросоциологии открылись новые возможности проникновения во внутренний мир личности, понимания ее целей, потребностей, интересов, ценностных ориентаций и т. д.

3. Как систематизированное концептуально-теоретическое знание социология, как и любая другая наука, формирует свой понятийно-категориальный аппарат. Некоторые понятия она берет из других наук, и не только социальных. Так, из физиологии пришло в социологию понятие «организм»; из социальной философии -«личность», «процесс» и др. Вместе с тем социология вырабатывает и собственные понятия: «социальная роль», «социальный статус», «социальная организация», «социальный институт», «социальное действие», «социальный контроль».

Таким образом, социология упорядочивает и организует отдельные факты в регулярные повторяющиеся события. Базовой категорией, обусловленной ее предметом изучения, является «социальная общность». Ее ключевой характер обусловлен тем, что социальные общности охватывают все возможные (п + 1) состояния и формы бытия человеческих индивидов, формы самоорганизации социального субъекта. Без социума и единения с другими людьми человек не мог бы ни стать человеком, ни быть человеком, не развиваться как человек. Общность - это форма бытия человека.

Осмысление места социологии в системе современного научного знания связано не только с выявлением предмета изучения и ответом на вопрос «Что эта наука изучает? », но и «Как, какими способами, методами она эта делает? ». Под научным методом познания понимают совокупность приемов, способов, форм познания, осознанно применяемых для достижения научных истин. Как и всякая наука, социология использует методы других социальных наук и вырабатывает свои методы научного поиска. Методы эти определяются именно предметом науки. Одним из первых методов социологии, который использовал родоначальник этой науки О. Конт, был метод составного анализа общества. Другой основатель социологии, Г. Спенсер (1820-1903) дополнил этот метод так называемым организмическим методом, когда общество по аналогии с живым организмом рассматривалось как целостный, не сводимый к деятельности отдельных частей (элементов), организм.

В начале XX в. весьма распространенным становится заложенный английским социологом Б. Малиновским (1884-1942) функциональный метод рассмотрения социальных явлений, нацеленный на изучение определенной устойчивости и равновесия элементов в социальной системе. В 1930-1940-е годы функциональный метод был дополнен изучением структурных связей между элементами социальных систем. Соединив структурное рассмотрение социальных явлений с функциональным, американский социолог Т. Парсонс (1902-1979) оформил и разработал метод структурно-функционального анализа, который позволил не только характеризовать определенную устойчивость элементов, но и выявлять причины, факторы, условия, принципы сохранения социального равновесия целостной социальной системы. Однако методология структурного функционализма, даже модернизированная в 70-е годы XX столетия, сегодня подвергается критике, так как не позволяет рассматривать общество в его динамике (изменении), тем более в исторической преемственности, тенденциях. Критически оценивается преувеличение в социологии сравнительного метода, известного со времен Э. Дюркгейма (1858-1917) и М. Вебера (1864-1920), а также метода индивидуально-деятельностного и коллективно-деятельностного анализа поведения, поскольку такое преувеличение не позволяет понять масштаб социальной детерминации поведения. Осмысление появления в предметнопроблемном поле социологии нового объекта - институционально организационного характера общественных связей и взаимодействий - приводит в 1980-1990-е годы к оформлению и распространению в социологии системно-институционального метода. Таким образом, в социологическом исследовательско-познавательном поиске для разных познавательных целей применяется не один, а много методов.

4. Социологическое знание о социальных системах, процессах, общностях, законах функционирования и развития имеет разную степень обобщенности, целостности и конкретности. Этим определяется многоуровневость социологического знания. В настоящее время наибольшее распространение получила трехуровневая концепция социологического знания: высший уровень обобщенности как общесоциологическое теоретико-концептуальное макросоциологическое знание; средний уровень обобщенности как частно-конкретные социологические теории и концепции; низший уровень как частно-конкретное эмпирическое аналитическое микросоциологическое знание о социальных фактах и факторах, служащих фактологической базой для формирования концепций второго уровня и для поиска путей и способов практического использования познанных закономерностей. В соответствии с этими уровнями социологического знания на сегодняшний день сложилось представление о трехуровневой структуре социологии, в которой выделяют общую теоретическую социологию, отраслевые социологические направления и эмпирическую прикладную социологию.

Общесоциологическая теория раскрывает общие закономерности функционирования и развития социума как целого, отражает основные закономерности становления и функционирования, тенденции развития любых социальных общностей, общие фундаментальные принципы поведения, характерные для любых социальных систем. Специальные социологические теории (отраслевая социология) исследуют общности меньшей степени: отдельные институты общества - труд, образование, семью, быт, религию, искусство, науку и их структуру. Это институциональный уровень, в рамках которого формируются социология труда, социология семьи, социология молодежи и т. д. Именно эти теории, по мнению американского социолога Р. Мертона (род. 1910), реализуются в практике социального планирования и разработки целевых программ республиканского, регионального и отраслевого уровней. Эмпирическая прикладная социология изучает социальные явления через призму действия (поведения) и взаимодействия индивидов. Это уровень, на котором исследуются индивидуальные факторы: мотивы, потребности, ценности, целевые установки, обусловливающие индивидуальное поведение и его проявление в групповых общностях. На этом уровне социология имеет статус научно-практической деятельности и является частью социальноинженерного проектирования. Указанные структурные компоненты современной социологии образуют органическое единство, обусловливают одно другим. Еще одной особенностью социологии является то, что она отражает социальные отношения и действия, сочетая в себе рациональное, логико-мыслительное, научнопонятийное и ценностно-аксиологическое освоение социальных процессов. Социологическое познание включает в себя не только логические, но и эмоционально-оценочные формы, фиксирует отношение человека к изучаемым социальным явлениям и потому имеет идеологический характер.

5. В настоящее время потребность в социологическом знании возрастает, а границы социологического образования расширяются. И это не дань моде, а ответ на вызов времени. В XX в. произошли кардинальные перемены в характере и содержании взаимоотношений между природой, обществом и человеком, породившие проблемы глобального порядка и вызвавшие тревогу по поводу катастрофических последствий, ожидающих человечество в будущем. В условиях современных угроз на переднем плане оказывается социальное и духовное бытие, представляющее собой сознательную целеустремленную деятельность людей, преследующих свои интересы. Сегодня и в повседневной жизни необходимо считаться с мощью современных производительных сил и характером социальных отношений в обществе. Социология тесно связана с жизнью, и многообразие этих связей определяется предназначением и функциями, которые социология выполняет. Роль социологии в жизни общества (и каждого отдельного человека) фокусируется вокруг трех важнейших вопросов: что я с помощью этой науки могу узнать; чем я, живя в сообществе, должен руководствоваться; что я могу делать, а что не могу и не должен. Эти вопросы и составляют основу важнейших фундаментальных функций социологии: теоретико-познавательной (гносеологической); мировоззренческой (идеологической); преобразовательной (практической). В литературе называют и некоторые другие функции: управленческую, методологическую, коммуникативную и т. п. Они в определенной мере являются производными от фундаментальных и могут быть раскрыты через их понимание.

В целом социология служит орудием преобразования общества на научных основах, проявляет себя как орудие научно обоснованной политики, социального порядка и прогресса. Все настоятельнее звучит требование жизни: научное социологическое знание должно становиться достоянием все большего числа людей и все в большей степени проникать в обыденное, житейско-повседневное сознание. Что касается любой специализированной профессиональной деятельности, то сегодня она не мыслится без глубокой социализации. Значение социологии для инженернотехнической профессиональной деятельности определяется тем, что она:

Позволяет осмыслить место инженерно-профессиональной деятельности в общественном процессе;

Помогает контролировать наше представление о личностном вкладе в общественную жизнь и придает социальную форму самоидентичности, чувствам и мыслям;

Наполняет социальным (социокультурным) смыслом сам процесс инженерной деятельности и его результаты, дает «человекомерную» оценку тому, что созидает инженер и насколько социально значимым образом он это делает;

Позволяет включить профессиональную деятельность в целостный цивилизационный мир, взглянуть на проблемы инженерного творчества с общецивилизационных позиций и тем самым формирует у специалиста историческую ответственность за судьбы человечества.

Социология помогает любому человеку ориентироваться в том мире (среде), в котором он живет, выявлять противоречия нашей жизни, находить способы, если не решения, то хотя бы осознания их сущности, творчески выстраивать направленность линии жизни, предостерегает от ошибочных поступков и действий. Социология социализирует инженерный профессионализм тем, что заставляет задуматься о решении вопроса соотношения естественной и искусственно создаваемой среды обитания, позволяет выявить в их взаимоотношениях нарастающую противоречивость, напряженность бытия и обозначает возможности для осмысления путей их преодоления. Таким образом, социология является неотъемлемой частью, инструментом обогащения и совершенствования профессиональной компетентности.

Используемая литература: Социология. Курс лекций: учеб. пособие / И.А. Акимова,
Н.Г. Багдасарьян, Е.А. Гаврилина, В.Г. Горохов, А.В. Литвинцева,
И.Е. Моторина, Г.В. Панина, Ю.П. Полуэктов, А.В. Чернышева;
под ред И.А. Акимовой - М.: Изд-во МГТУ нм. Н.Э. Баумана.
2010. - 95. |2|.

Скачать реферат: У вас нет доступа к скачиванию файлов с нашего сервера.

Функции социологического знания

Идея родилась во Франции в середине XVIII века. Она (Фр.) перенесла за короткий срок 3 революции -это предпосылки для изучения общества и его изменения. Так же повлияло развитие естествознания: если люди научились понимать законы природы, значит можно изучить законы развития общества.

Проект социологии у Конта подразумевал, что общество - особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам. Практический смысл социологии - участие в совершенствовании общества, которое в принципе поддается такому совершенствованию. Могут быть найдены познавательные инструменты, позволяющие выявить законы развития общества.

Проект социологии был результатом соединения 4х фундаментальных идей, развивавшихся в течение столетий:

    идея общества

    идея естественного закона

    идея прогресса

    идея метода (познавательный инструмент)

Термин функция в социологии подразумевает:

    назначение элемента системы по отношению к ней как к целостности

    зависимость, при которой изменения в одной части системы оказываются зависимыми от изменений в другой ее части, или от изменения системы в целом.

Функции социологии:

Теоретико-познавательная . Подразумевает, что социология - область научного знания, т.е. отлична от обыденного знания, теологических представлений, идеологии и представляет знание специализированное, объективное, доказательное. Это знание связано с использованием специального языка и специальных методов установления фактов и передаваемое посредством образования.

Практически-преобразовательная (в т.ч. организационно-управленческая, прогностическая, адаптационная). Подразумевает использование социологического знания в различных областях соц. практики, в т.ч. во взаимном приспособлении индивида и соц. среды.

Мировоззренческая. Подразумевает, что соц. знание, как и социально-гуманитарное знание в целом, способствует оценочной деятельности человека, т.е. выработке его ориентации в обществе, его отношения к себе и к другим.

Общая характеристика предметной области социологии.

Объект науки - то, на что направлено изучение, некая часть внешней реальности, выбранная для изучения (для социологии - общество).

Специфика социологии в том, что она изучает общество как целостность.

Предмет науки (предметная область) - те стороны, связи, отношения объекта, которые изучаются данной наукой.

Поиски предмета социологии на протяжении всей истории ее развития могут быть связаны с вопросом "Как возможно общество?". Многообразие ответов на этот вопрос представлено в многообразии социологических концепций.

Макс Вебер (начало XX века), немецкий социолог, сказал, что главная задача социологии - отыскание смысла человеческих действий. Он стал основоположником "понимающей социологии". Задача - понимание социологических действий людей.

Социология - область научного знания, связанная с изучением соц. взаимодействия и его результатов (соц. отношений и институтов, соц. общностей и личностей, а также самого общества, как целостности).

Специфика социологического объяснения.

Она связана с определенным подходом к объяснению человеческих (социальных) действий и их результатов. Объяснение социологического типа можно свести к объяснению поведения людей, различиями в культурной принадлежности и различным положением в социальной структуре.

Культурная принадлежность связана с усвоенными целями, нормами поведения, языком, идентификацией.

Идентификация - отождествление человеком себя с какой-то общностью.

Местоположение действующих в соц. структуре связано с формальными и неформальными стандартами ресурсов, доступных человеку (например, директор и секретарша). Т.о., с точки зрения социологии, люди действуют таким образом потому, что принадлежат к определенной культуре и потому, что обладаю определенными ресурсами для этого. Социологические объяснения связывают действия индивидов с развитием общества в целом.

Система социологического знания.

Система - упорядоченная определенным образом совокупность элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторую целостность.

Основные признаки соц. систем:

    качественная определенность

    выделенность относительно среды существования

    гетерогенность (неоднородность состава), т.е. наличие некоторого множества составных частей в целом.

    наличие интегральных свойств, в которых проявляется зависимость частей и целого.

Система социологического знания в качестве элементов включает:

    социальные факты , т.е. обоснованные знания, полученные в результате описания определенных фрагментов реальности. Установлению соц. фактов служат такие элементы социологического знания как:

    общие и специальные социологические теории (например теория стратификации, теория культурного релятивизма и т.д.) Задача этих теорий - решить вопрос о возможностях и пределах познания общества в определенных аспектах. Эти теории развиваются в рамках определенных теоретико-методологических направлений: макро или микро социологий, функционализма или символического интеракционизма...

    отраслевые социологические теории , например экономическая социология, социология семьи, социология города. Их задача - дать описание отдельных сфер жизни общества, обосновать программы конкретных социологических исследований, обеспечить истолкование эмпирических данных.

    методы сбора и анализа данных служат созданию эмпирической базы и первичному обобщению эмпирических данных (массовый опрос, наблюдения, анализ документов, эксперимент). Выбор метода исследования зависит от спецификации объекта и задач исследования, например настроения избирателей можно изучать с помощью опроса избирателей, опроса экспертов или глубинного интервью с типичным избирателем. Соответственно методу избирается метод анализа данных.

В этой статье мы ознакомимся с тем, что изучает наука социология, кратко и по существу. Рассмотрим ее определение, структуру, предметы исследований и дилеммы, общие исторические сведения и многое другое.

Ознакомление с понятием

Социология - это наука, изучающая общество и системы в нем, а также его составные закономерности функционирования, развитие социальных институтов, общности и отношения в них.

В широком понимании эта наука занимается исследованием общества, раскрывает его механизмы действия, строение и эволюцию структуры, ее составных элементов, а также обращает внимание на закономерность действий социального характера человека в массах и личное отношение к этим массам.

Предметом социологии может выступать любое социальное явление. Данная наука собирает их вместе и обобщает. Прикладное эксплуатирование позволяет создавать социальные прогнозы и при их помощи управлять явлениями такого характера.

Социология взаимодействует тесно с психологией, культурологией, антропологией и т.д.

Исторические сведения

Момент возникновение социологии трудно определить, а ее проявление можно наблюдать еще в начале истории человечества. Ибн Хальдун (1332-1406) считается одним из отцов-основателей социологии, так как он был одним из первых людей, попытавшихся объяснить с научной точки зрения причины явлений социального характера в обществе и занимавшийся их сравнением с разными цивилизациями.

Очень часто социологию определяют, как современную науку, возникшую на Западе. Ее расценивают как форму знания, повествующую о проблемах морального характера в мире нашего времени. Предположительно, в восемнадцатом веке произошло разделение общей области исследований этой науки на теоретическую и политическую. Это было обусловлено спадом развития придворных мужей и появлением общества в гражданской форме, а также открытием социальности как специфической формы реальности в частных сферах. Развитие социологии совпало с возникновением объектов, изучением которых она занимается. Понятие социологии было впервые использовано французским политическим деятелем Э.-Ж. Сийейсом в 1780г. Однако научным термином его определил Огюст Конт, а произошло это 27 апреля 1839 г.

Социология в России начала зарождаться в середине девятнадцатого века. В связи с наличием и возрастанием острых общественных проблем была создана социологическая теория, которая в скором времени не уступала европейским. Огромное влияние на эту науку в России оказали работы Конта, Вебера и Дюркгейма. Среди известных отечественных ученых можно выделить Ковалевского, Мечникова и Михайловского.

Понятие о социологическом подходе

Социология - это наука изучающая общество, в его широком понимании. Взгляд на мир сквозь призму данной науки имеет свои особенности и довольно сильно отличается от стандартного набора представлений. Питер Бергер описывал социологические подходы, как умение видеть общее в частной форме.

Каждый человек является индивидуальной личностью, но всем нам свойственны и общие поведенческие характеристики и модели. Другими словами, мышление социального характера появляется в момент понимания принципов воздействия общих категорий на личную жизнь. Социологическое воображение определяется, как умение мысленно отвлекаться от личного повседневного опыта. Такая способность помогает по новому оценивать те вещи, которые мы воспринимаем как очевидные и вследствие отказываться от общепринятых представлений. Другой особенностью является умение осознавать причины возникновения социальных и культурных различий в социумах, а также оценка возможностей и препятствий, регулярно появляющихся в жизни. Кроме того, социологическое воображение побуждает индивид к деятельности в рамках социума и политики, дает возможность воспринимать чужой образ жизни и понимать его.

Области изучения и существующие дилеммы

Предметом социологии можно определить общее количество существующих отношений социального характера. Однако даже на этом пункте появляются расхождения в суждениях фундаментального характера.

Такие явления представляют собой социологические дилеммы теоретического типа. Главной проблемой социологии можно назвать изучение соотношения человеческого действия со структурой общества, в котором оно наблюдается.

То, что стало дилеммой в социологии, занимается отражением базового противостояния детерминизма и свободы, субъективизма и объективизма, макро и микро. Главный вопрос в том, может ли индивид самостоятельно контролировать условия своей жизни или его действие это лишь следствие влияния внешнего социального вмешательства. Также постает вопрос о том, является ли социум результатом деятельности людей, или наоборот, социум создает определенный род намерений и возможностей группового и индивидуального характера. Проблема социологии здесь раскрывается в двойственности суждений, что обусловлено наличием у каждого человека, индивидуальной формы восприятия этой реальности и трактовки информации получаемой из нее. Сторонники интеракционизма считают, что социологическим предметом выступает действие социального характера. Последователи Дюркгейма воспринимают структуру общества, как модель общепринятых поведенческих и формальных правил, которые вызывают ограничение в свободе действия.

Суть второй дилеммы заключается во взаимосвязи разности способов решения используемых по отношению к конфликтам в общественных массах. Некоторые ученые считают, что в обществе постулируют гармония, упорядоченность и преемственность, а другие убеждены в том, что социум представляет собой конфликтное поле, где часто сталкиваются скрытые интересы индивидов.

Еще одной проблемой считается взаимоотношение социальной структуры и изменениями проблем, обусловленных социальным развитием общества.

Из этого следует, что социология - это наука, изучающая общество и разнообразные явления в нем, их влияние и воздействие на структуру социума и индивида. Однако, по факту, нет точного определения этой науки, которое могло бы удовлетворить способ ее восприятия сразу всех субъектов исследующих ее и исследуемых.

Парадигмы социологической науки

Социология, как наука, изучающая человека, имеет определенные методологические свойства и особенности. Здесь нет сменяющихся парадигм, как в экономике или антропологии. Эта наука пользуется понятийными рамками и методологическими подходами, для того чтобы изучить социальную природу человека. Любое исследование направлено на получение ответа на вопросы: о форме познания реальности социального типа и об ее происхождении.

Соц. реальность определяется рядом явлений материального типа, или общей совокупностью идей. Восприятие с материальной точки зрения свойственно натурализму, а с идейной, указывает на идеалистические позиции, постулирующие о способностях человека размышлять.

Часто выделяют некоторое количество парадигм в социологии, среди которых 3 или 4 считаются основными. В соответствии с классификациями, можно выделить: парадигму структурного функционализма, конфликты социальной природы и теорию соц. действия. Первая и вторая парадигмы являются составными компонентами макросоциологии, а третья относится к микросоциологии. Другой способ определения парадигм, по Джорджу Ритцеру, включает в себя явление социального фактора, базирующегося на структурном функционализме, теорию конфликта и системы, а также теорию символического интеракционизма, этнометодологии и социальных поведенческих реакций.

Существует мнение, что не существует общей теории в социологии, как логической последовательности связанных между собой дедуктивных законов об обобщающих приемов. Парадигмы разделяются на 2 направления - макросоциологическое и микросоциологическое.

Макросоциологические и микросоциологические проблемы

Если социальная реальность детерминирована, то как в ней может образоваться и пребывать свобода индивидуальности? Главная проблема макросоциологии заключается именно в этом вопросе.

Социология - это наука, изучающая социальную жизнь. С точки зрения П. Сорокина, она определяет эту жизнь, как сложный механизм, своего рода систему, строящуюся благодаря подсистемам, которые относятся к культуре, политике, теологии, научным исследованиям, этическим нормам и т. д. Такая форма восприятия социологии свойственна последователям функционалистов. Их традиция появилась благодаря работам Дюркгейма и О. Конта. Это холистический подход, внимание которого централизованно на обществе, как сложной системе элементов, позволяющих пребывать в стабильности и солидарности целого общества.

Макросоциология рассматривает соц. структуру и ее компоненты:

  1. социальную общность;
  2. соц. институт;
  3. соц. группу.

Как проблему, макросоциология рассматривает причину неравенства в обществе, которая определяется разностью при помощи анализа ресурсов, возможностей и результатов.

Микросоциология занята поиском ответа на вопрос о том, существуют ли общее количество значений, обусловливающих взаимосвязь между субъектами, если каждый из них является уникальным и индивидуальным. Микросоциология занимается рассмотрением социализации, действия соц. характера и взаимодействия в обществе.

Взаимосвязь с культурой

Культура является одним из сложнейших понятий в науках любой отрасли человеческой деятельности. Социология - это наука, изучающая общество, и она неразрывно связана с явлением культуры. Подход к ее изучению возник благодаря восприятию культуры в качестве деятельности интеллектуального и художественного характера. Однако, с другой стороны, культура противопоставляется природе.

Положение современного мира обуславливает появление двух подходов в социологии. Первый базируется на рассмотрении культуры в качестве соц. структуры, а второй расценивает структуру в роли составного элемента культуры.

Стыковка с культурой позволила появиться культурсоциологии, которая анализирует символические посылы и ее смысловую ценность. С точки зрения этой науки, культура и социальное измерение разделены, но отношения между ними чрезвычайно сложные, так что это отделение носит сомнительный характер.

Позитивизм настоящего времени

В одном из направлений социологии изучается явление позитивизма. Во времена Конта это понятие потеряло изначальное значение. В настоящее время позитивизм рассматривается в роли парадигмы основанной на натурализме, эволюционизме и органицизме.

Лоик Вакан выделил в этом явлении три разновидности позитивизма: логический, дюркгеймовский и инструментальный. В настоящее время, среди выделенных видов, преобладает инструментальный. Его характерной чертой можно назвать отстранение от рассуждений метафизической и эпистемологической природы. В определенной мере, его можно определить, как синоним количественным исследованиям. Считается, что П. Лазарсфельд институционализировал эту обширную ветвь социологии. Он разработал методы широкомасштабного анализа социологических исследований и создал статистические инструменты для анализа их конечных показателей, вследствие чего появилась мезотеория.

Общий вид структуры

Рассматриваемая в этой статье наука, имеет сложное устройство, которое включает в себя:

  1. теоретическую - изучающую общество для получения определенной информации с целью ее сбора, анализа, эксплуатации;
  2. эмпирическую - основанную на совокупности исследований, во время которых использовались методические и технические приемы;
  3. прикладную социологию - выражающую себя в практическом применении.

Ее структура включает в себя 3 уровня:

  • верхний - несущий в себе знания и теории общесоциологического характера;
  • средний - занятый объединением отраслей и теорий;
  • нижний - уделяющий внимание конкретным исследованиям общества.

К тому же социология разделяется на, как было указано выше, макро- и микросоциологию.

Методы исследований

Социология, как и любая другая наука, включает в себя ряд способов исследования различных явлений.

К ним относятся:

  1. Наблюдение - совокупность собранной информации путем визуального созерцания происходящего события. Условно разделяется на научный и обыденный, включенный и не включенный.
  2. Эксперимент - собирает информацию, полученную путем внедрения конкретного индикатора в общественную среду, с целью наблюдения за его показаниями и их изменения.
  3. Опрос - собирает данные с опросных процедур. Бывает письменным и устным. Состоит из вводной, основной и заключительной части.
  4. Интервью - носит опросный характер и предполагает устную вербальную форму взаимодействия между интервьюером и респондентами.
  5. Документальный анализ - метод сбора данных при помощи изучения автобиографии индивида, произведений творчества, данных из СМИ и т.д. Здесь в качестве документа может выступать любая бумага с фиксированной информацией об исследуемом субъекте.

Способ анализа данных

Главной задачей анализа социологических данных является обнаружение явлений и закономерностей, способных заинтересовать исследователя. Методологический анализ данных состоит из взаимосвязанных элементов, а именно:

  • типа данных;
  • приемов используемых при подходе к сбору данных;
  • восходящей и нисходящей стратегии анализа информации;
  • топологического, факторного и причинного анализа.

Учение об обществе тесно связано с различными отраслями человеческой деятельности. Так какие науки изучают социологию? В первую очередь, она связана с антропологией, психологией, политологией и многими другими, но это только взаимосвязь, а сама наука рассматривается только в пределах рамок собственного определения, соответствующего субъективной форме ее восприятия. Так что нельзя сказать, что другие науки заняты изучением социологии, так как это отдельная наука об обществе, сформировавшая собственную сложную структуру и превратившуюся в самостоятельную отрасль человеческой деятельности.