Краткая биография поэта, основные факты жизни и творчества:

АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВИЧ ТВАРДОВСКИЙ (1910-1971)

Отец будущего поэта Трифон Гордеевич Твардовский был седьмым сыном в многодетной крестьянской семье, трудился кузнецом. Мать, Мария Митрофановна, урожденная Плескачевская, была из разорившихся дворян. Выйдя замуж за простого мужика, девушка попала в совершенно чуждый ей мир. Трифон Гордеевич оказался человеком суровым, жену и детей поколачивал часто.

8 июня (21 по новому стилю) 1910 года у Твардовских родился сын, которого крестили Александром. Случилось это в деревне Загорье Смоленской губернии. Мальчик оказался старшим ребенком, были еще братья Василий, Константин, Павел, Иван и сестры Анна и Мария.

У Твардовских было относительно много книг, так что с творчеством А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова впервые Саша познакомился дома - их читали зимними вечерами вслух. Под влиянием великой русской классики мальчик рано начал сочинять стихи. Отец это увлечение сына не одобрял, расценивал как баловство.

Твардовского отдали учиться в сельскую школу. В четырнадцать лет будущий поэт начал посылать небольшие заметки в смоленские газеты, некоторые из них были напечатаны. Тогда он отважился послать и стихи.

Поэтический дебют Твардовского состоялся в 1925 году - в газете «Смоленская деревня» были опубликованы его стихи «Новая изба».

После окончания сельской школы Твардовский перебрался жить в Смоленск. Первое время он жил в полной нищете. Поэта приютил смоленский писатель Ефрем Марьенков. Жили в крохотной проходной комнатке без мебели, спали на полу, а укрывались газетами. Пришлось существовать «на грошовый литературный заработок и обивать пороги редакций».

В смоленском Доме печати Александр Трифонович познакомился со своей будущей женой Марией Илларионовной. Она выступала как критик и рецензент. Но в какой-то момент ради любви решила отказаться от литературной карьеры и посвятила свою жизнь мужу. Родители Твардовского были против молодой невестки, поскольку она окончательно увела сына из семьи. Вскоре у молодых родились две дочери - Валентина и Ольга - и сын Александр.


В годы коллективизации семья поэта была раскулачена, хотя даже на середняков тянули с трудом. В период демократизации советского общества поэта обвинили в предательстве отправленной в ссылку семьи. Уже гораздо позднее были обнаружены документы, из которых следует, что, едва стало известно об их аресте, Александр Трифонович начал ходить по инстанциям и хлопотать. Однако секретарь обкома Иван Румянцев, впоследствии тоже репрессированный и расстрелянный, сказал поэту:

Выбирай: либо папа с мамой, либо революция.

Твардовский намек понял и вынужден был прекратить хлопоты. Он всеми возможными путями старался помогать ссыльным. Братья из поселения то и дело сбегали. Однажды они все разом появились перед Твардовским в центре Смоленска возле Дома Советов. Александр Трифонович тогда уже знал, что на него в НКВД было заведено дело, его даже исключили из Союза писателей, травили в газетах. Если бы он спрятал братьев, сам пошел бы по этапу. И поэт прогнал братьев. Этого Твардовскому почему-то никак не могли простить не братья, а ретивые российские журналисты.

Как только у Твардовского появились надежные связи в Москве, он первым делом сам поехал на Северный Урал и вывез всю семью.

Произведения Твардовского печатались в 1931-1933 годах, но сам Александр Трифонович считал, что начался как литератор только с поэмы о коллективизации «Страна Муравия», которая была опубликована в 1936 году. Поэма имела успех у читателей и критики.

В начале 1937 года в Смоленске был выдан ордер на арест Твардовского. Первым взяли друга поэта Македонова. Через полчаса приехали за Александром Трифоновичем, но он уже мчался прочь в московском поезде.

В столице Твардовского поддержал глава Союза писателей Александр Александрович Фадеев, который отметил талант молодого поэта в разговоре со Сталиным. С его помощью были освобождены и родные Твардовского.

По личному указанию Иосифа Виссарионовича преследования поэта были прекращены. В 1939 году его наградили орденом Ленина. Любопытно, что в дни награждения Твардовский был студентом ИФЛИ, и в экзаменационные билеты входили вопросы по его поэме «Страна Муравия».

Сразу по окончании института Твардовского призвали в Красную Армию. Александр Трифонович участвовал в освобождении Западной Белоруссии от польской оккупации. С начала войны с Финляндией, уже в офицерском звании, он был в должности спецкорреспондента военной газеты.

Bo время Великой Отечественной войны была создана великая поэма «Василий Тёркин. Книга про бойца» - яркое воплощение русского характера и общенародного патриотического чувства. «Это поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный солдатский язык - ни сучка ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова!» - так оценил шедевр Твардовского независимый читатель - Иван Алексеевич Бунин.

Почти одновременно с «Теркиным» и стихами «Фронтовой хроники» поэт создал великое стихотворение «Я убит подо Ржевом» и начал законченную уже после войны поэму «Дом у дороги».

Но затем у Александра Трифоновича начался творческий кризис. Стихи у него не шли. Твардовский стал подумывать о самоубийстве, а потом запил в компании с Фадеевым.

В 1950 году Твардовский был назначен главным редактором журнала «Новый мир», который с перерывом возглавлял двадцать лет (1950-1954 и 1958-1970). Поэт привлек на страницы «Нового мира» таких значительных мастеров русского слова, как Виктор Астафьев, Василий Белов, Федор Абрамов, Сергей Залыгин, Василий Шукшин, Юрий Бондарев. В журнале публиковался первоначально и Александр Солженицын.

Вопреки сильному давлению со стороны редакции Твардовский, который твердо отстаивал позиции высокой национальной поэзии, категорически отказался публиковать в «Новом мире» стихи Иосифа Бродского. Александр Трифонович признавал, что поэзия нужна всякая, но не на страницах его журнала. Однако, когда Бродского арестовали и судили, Твардовский был возмущен и пытался предотвратить процесс, утверждая, что нельзя сажать поэтов в тюрьму.

В 1970 году Александра Трифоновича сняли с должности главного редактора «Нового мира». Поэт впал в депрессию, потом у него случился инсульт и отнялась рука. Затем у него обнаружили рак.

Александр Трифонович Твардовский умер в Красной Пахре близ Москвы 18 декабря 1971 года. Похоронен он на Новодевичьем кладбище в столице.

Александр Трифонович Твардовский (1910-1971)

Все мы со школьных лет помним: «Переправа, переправа! Берег левый, берег правый…» А потом, чаще уже в зрелом возрасте, открываем глубинную мудрость знаменитого шестистишия Твардовского:

Я знаю. Никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны.

В том, что они — кто старше, кто моложе —

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, —

Речь не о том, но все же, все же, все же…

А «Я убит подо Ржевом» — это баллада на все времена.

Поэмы «Василий Теркин» и «За далью даль» стали явлениями не только литературной жизни страны, но в прямом смысле явлениями жизни страны, в государственном смысле. Они вызвали такой отклик в народе, что люди жили ими, как живут самыми значительными событиями реальной исторической жизни — как, например, первым полетом человека в космос или победой в труднейшей войне.

Александр Трифонович Твардовский осознавал, что значит его творчество в судьбе страны. И хотя он был довольно сдержанным и скромным человеком, но его сопоставления, хотя бы в этом стихотворении, говорят о многом:

Вся суть в одном-единственном завете:

То, что скажу, до времени тая,

Я это знаю лучше всех на свете —

Живых и мертвых, — знаю только я.

Сказать то слово никому другому,

Я никогда бы ни за что не мог

Передоверить. Даже Льву Толстому —

Нельзя. Не скажет, пусть себе он бог.

А я лишь смертный. За свое в ответе,

Я об одном при жизни хлопочу:

О том, что знаю лучше всех на свете,

Сказать хочу. И так, как я хочу.

Твардовский сказал свое слово о коллективизации (поэма «Страна Муравия»), о Великой Отечественной войне (его поэму «Василий Теркин» оценил даже такой непримиримый к советской власти и к советской литературе человек, как И. А. Бунин), о послевоенных десятилетиях (поэма «За далью даль»)… Его называли поэтом народной жизни, потому что в своем творчестве он запечатлел весь трудный, мучительный, напряженный духовный процесс, который шел в народе весь XX век.

Александр Трифонович родился 8 (21) июня 1910 года в деревне Загорье Смоленской губернии в семье крестьянина-кузнеца. До 1928 года жил в деревне, учился в школе, работал в кузнице, был секретарем сельской комсомольской ячейки. С 1924 года стал печатать заметки и стихи в смоленских газетах. С 1928 года жил в Смоленске, учился в педагогическом институте. Сотрудничая в смоленских газетах и журналах, он много ездил по Смоленщине, как он сам писал, «вникал со страстью во все, что составляло собой новый, впервые складывающийся строй сельской жизни».

Как бы сегодня ни хаяли колхозы и всякие перегибы с коллективизацией, но никуда не денешь истинной радости, с которой тогда все новое встречали многие и многие сельчане, в том числе и поэты.

Вдоль деревни, от избы и до избы,

Зашагали торопливые столбы…

Загудели, заиграли провода, —

Мы такого не видали никогда.

Это написано Михаилом Исаковским в 1925 году.

В конце 1930-х годов о стихах молодого Твардовского критик писал: «Стихи Твардовского дышат молодой, веселой, полной доброжелательства верой в то, что новое всюду переможет. Но переможет оно, не насмеявшись над чувствами, представлениями тех людей, которые вступили в это новое из прошлого мира…» Потому Твардовский и стал великим, что он не был прямолинейным, плоским воспевателем — он видел ситуацию в стране во всей ее сложности, и так запечатлевал. Он никогда ничего не сбрасывал «с корабля современности».

В 1936 году поэт приехал учиться в Москву — на филологический факультет Московского института истории, философии и литературы, который окончил в 1939 году. Рассказывают, что на одном из экзаменов Твардовскому достался билет с вопросом о поэме А. Твардовского «Страна Муравия», которая к этому времени стала популярной и была включена в учебную программу.

Во время Великой Отечественной войны поэт работал во фронтовой печати. Именно на фронтах у него родилась знаменитая «книга про бойца» поэма «Василий Теркин», получившая всенародное признание. Твардовский писал в автобиографии: «Эта книга была моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю». Когда-то Томас Манн писал: «Кто такой писатель? Тот, чья жизнь — символ». Безусловно, жизнь Твардовского — символ, потому что его жизнь и творчество касается многих и многих русских людей XX века. И не только русских. «Василий Теркин» теперь на века неразрывно связан с подвигом нашего народа в Великой Отечественной войне. Язык этой поэмы настолько живой, народный, органичный, что многие и многие строки ее стали народными присловьями, тканью народной речи.

Сам фронтовик поэт Евгений Винокуров пишет о Твардовском: «Патриотическая, совестливая, добросердечная поэзия его учит, воспитывает, наставляет, значение поэзии Твардовского велико. И тут, говоря его словами, „ни убавить, ни прибавить“… По-некрасовски он радеет о стране, и эта тревога за страну ощущается в каждом его слове. Великие исторические катаклизмы, судьбы миллионов людей — вот что всегда интересовало поэта, вот чему было подчинено всегда его перо. Тема народа стала его внутренней лирической темой…»

Именно так — тема народа стала внутренней лирической темой Твардовского. У него, может быть, у единственного в русской поэзии XX века нет стихов о любви — о любви к любимой. Есть стихи о матери и стихи о Родине. Таков его талант, что вся его богатырская любовь была направлена на свою страну, на свой народ. И это никакая не ущербность таланта, а его глубинная оригинальность.

Твардовский после войны выпускает книгу за книгой. Поэма «Дом у дороги» — 1946 год. Поэма «За далью — даль» — 1960 год. Поэма «Теркин на том свете» — 1962 год. А между этими эпическими вещами выходят сборники лирики, двухтомник, четырехтомник избранных произведений. Твардовского награждают государственными премиями. Глава государства Н. С. Хрущев называл его не иначе, как «наш Некрасов».

Твардовский руководил журналом «Новый мир» — опубликовал в нем «Один день Ивана Денисовича» Солженицына, первые произведения молодых тогда Василия Белова, Федора Абрамова, Василия Шукшина, Юрия Казакова, Бориса Можаева, Юрия Трифонова…

Редакторство в «Новом мире» — это целая эпоха со множеством событий, коллизий и даже трагедий. Видимо, написаны уже или будут написаны диссертации на эту тему. Твардовский многое сделал доброго и мудрого на ниве редакторства. Много было борьбы, порой Твардовский спорил с «линией партии», порой ей уступал, порой сам уступал своим личным слабостям… Одним словом, не нам судить. Но если дотошный читатель захочет узнать историю журнала «Новый мир» при Твардовском, ему откроется много интересного. В конце концов поэта отстранили от руководства «Новым миром». 18 декабря 1971 года он умер.

* * *
Вы читали биографию (факты и годы жизни) в биографической статье, посвящённой жизни и творчеству великого поэта.
Спасибо за чтение. ............................................
Copyright: биографии жизни великих поэтов

Жизненный и творческий путь Твардовского.

Поэт Александр Трифонович Твардовский родился 8 (21) июня 1910 года на хуторе 3агорье Смоленской губернии в крепкой крестьянской семье. Несмотря на то, что отец Твардовского, Трифон Гордеевич, получил только три класса образования, он имел необыкновенную тягу к знаниям, к чтению.

Эта страсть к слову передалась будущему поэту. После окончания семилетки Александр начинает сотрудничать в смоленских изданиях. Первое напечатанное стихотворение Твардовского появилось в газете « Смоленская деревня» , когда ему исполнилось только 14 лет.

Будущий поэт остро чувствовал недостаток образования, поэтому поставил перед собой задачу: много и упорно учиться. Поступив в Смоленский педагогический институт, он составил для себя план, один из пунктов которого гласил: «перечитать всех классиков и, по возможности, не классиков». Твардовский упорно добивался поставленной цели.

Уже тогда, в конце 1920-хгодов он интенсивно печатается в местных смоленских газетах и журналах (его стихотворения появились тогда более 200 раз). Главной темой раннего творчества Твардовского является тема становления советской власти в деревне, пропаганда колхозного движения. Однако коллективизация сопровождалась жестоким насилием: начались раскулачивания, ссылки, расстрелы. Пострадала и семья Твардовского.

19 марта 1931 года семья поэта была раскулачена и выслана в глухой таежный край северного Зауралья. Твардовский, воспевавший в своих произведениях колхозный строй, попал в двусмысленное положение. Началась травля поэта. Его обвиняли в пособничестве врагам советской власти, называли подкулачником, «кулацким подголоском».

Он был выведен из САППа (смоленское отделение РАППа), ему даже пришлось уйти с третьего курса Смоленского педагогического института. Трудно сказать, что бы стало с
поэтом, если бы он, предупрежденный об аресте, не уехал из Смоленска в Москву. Здесь судьба улыбнулась Твардовскому. В журнале «Октябрь» М. Светлов, которому поэт показал свои произведения, опубликовал его стихи. Кто-то из ведущих и авторитетных критиков их отметил. Так Твардовскому удалось избежать трагической участи многих своих современников.

Первое крупное произведение Твардовского — поэма «Страна Муравия» (1935). Поэма посвящена теме коллективизации. Это оригинальное, самобытное произведение: не поэма-утверждение, а поэма-вопрос, созданная в традициях русской классической литературы. В ней угадываются мотивы поэмы-эпопеи. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Сюжет «Страны Муравия» — это концентрация тех сомнений, которые переживал народ, мучительно прощаясь со старым укладом и врастая в новый. Поэма имела шумный успех и была отмечена правительством: в 1939 году Твардовский был награжден орденом Ленина, а в 1941 получил Сталинскую премию.

В конце 1930-х годов в печати появились также сборники стихов Твардовского: «Дорога» (1939), «Сельские хроники» (1939), «Загорье» (1941).

С первых дней и до конца Великой Отечественной Войны Твардовский прошел вместе с боевыми частями Красной армии как военный корреспондент газеты «Красная Армия»,

В боевых условиях создавались главы, пожалуй, самой знаменитой поэмы Твардовского «Василий Теркин» (1940-1945). Это была не только «книга про бойца», так определил жанр поэмы сам автор, но и для бойца.

Офицеры писали Твардовскому с фронта: «В глубокой траншее переднего края, … в тесной сырой землянке, в домиках прифронтовых деревень, на шоссейных и железных дорогах, ведущих к фронту, на станциях и полустанках в глубоком тылу — всюду читается ваша поэма. Это были свидетельства истинной народности поэмы.

Если «Василий Теркин» — широкое эпическое полотно, рассказывающее о буднях войны, то «Дом у дороги» (1946) — это рассказ о трагической стороне войны. Эта поэма — «плач о родине», «лирическая хроника».

В основу сюжета поэмы положен рассказ о трагедии семьи Анны и Андрея Сивцовых. Через судьбу этих героев показана судьба целого народа.

Послевоенные поэмы Твардовского «За далью — даль» (1960)1 «Теркин на том свете» (1963), «По праву памяти» (1969) имеют разную судьбу. Поэма «За далью — даль» — это раздумье о стране, о времени общественного подъема, вызванного «оттепелью». Эта поэма о первых послевоенных годах и о собственной судьбе поэта. Поэма.Теркин на том свете» (сатирическое произведение) была опубликована при жизни автора только в 1963 году («Известия», «Новый мир»).

Эта поэма долгое время считалась «порочной» (то есть порочащей советскую власть) и не переиздавалась.

Последняя поэма Твардовского по праву памяти мыслившаяся как одна из дополнительных глав к поэме «За далью — даль», была подготовлена автором к печати в 1969 году, но так и не была опубликована.

Поводом для создания поэмы стали известные слова Сталина: «Сын за отца не отвечает». Это произведение является своеобразной исповедью-покаянием перед своим отцом. Поэма так и не была опубликована при жизни автора на родине, она получила распространение в списках. Только через 15 лет после смерти поэта (в период перестройки в 1987 году) поэма появилась в отечественной печати («Знамя», «Новый мир»).

В 1950-60-е годы Александр Трифонович Твардовский был назначен главным редактором журнала «Новый мир» (он дважды занимал эту должность в 1950-1954, 1958-1970 годах).

Это был самый читаемый и демократический журнал периода «оттепели» (нередко сравнивают «Новый мир» Твардовского и «Современник» Некрасова). Но Твардовскому приходилось работать в нелегких условиях: слишком много было консерваторов, придерживавшихся старых сталинских убеждений.

– советский писатель и поэт, лауреат многих премий, главный редактор журнала «Новый мир».

Александр Трифонович Твардовский родился 8 (21) июня 1910 года в Смоленской губернии на хуторе Загорье в крестьянской семье. Александр довольно рано начал писать стихи. В 14 лет он уже оставлял свои заметки в газетах. Его работы понравились М. В. Исаковскому, который стал хорошим другом и наставником юного поэта.

В 1931 году появилась в печати его первая поэма под названием «Путь к социализму». Он женился на М. И. Гореловой, у них родилось две дочери. К тому моменту вся семья писателя была раскулачена, а родной хутор сожжен. Несмотря на это, он поддерживал коллективизацию и идеи Сталина. С 1938 года он стал членом ВКП(б).

В 1939 году получил диплом Московского института философии, литературы и истории. Потом был призван в ряды Красной Армии, а также участвовал в Финской войне в качестве военного корреспондента. В годы Великой отечественной войны вышла в свет самая известная поэма писателя – «Василий Тёркин». Эта поэма стала воплощением русского характера и общенародного патриотизма.

В 1946 году Твардовский закончил работу над поэмой «Дом у дороги». В 1960-е годы писатель написал поэму «По праву памяти», где рассказывал всю правду о жизни своего отца и о последствиях коллективизации. Это стихотворение до 1987 года было запрещено к публикации цензурой. Наряду со стихами, писатель увлекался и прозой. Так, в 1947 году вышла в свет его книга о минувшей войне «Родина и чужбина». В 1960-е годы поэт проявлял себя как профессиональный критик и написал статьи о творчестве С. Маршака, М. Исаковского, И. Бунина.

Путь сатирического разоблачения тоталитаризма оказался не единственным в творчестве поэта. После завершения и публикации «Теркина на том свете» Твардовский задумывает, а в последние годы жизни пишет лирическую поэму-цикл «По праву памяти» (1966-1969) - произведение трагедийного звучания.

Поэма «По праву памяти» - это социальное и лирико-философское раздумье о не-простых путях истории, о судьбах отдельной личности, о драматической судьбе своей собственной семьи: отца, матери, братьев, которую носил в себе и тяжко переживал Твардовский на протяжении десятилетий.

Будучи глубоко личностным, исповедальным, новое творение поэта вместе с тем выражает общие чувства, истинно народную точку зрения на сложные, трагические явления прошлого.

Наряду с крупными лиро-эпическими произведениями в 1950-60-е годы Твардовский пишет стихи, вобравшие впечатления от его поездок по стране («Еще о Сибири», «Байкал», «В тайге Приморья» и др.), а также ряд лирических стихотворений, соста-вивших книгу «Из лирики этих лет» (1967). Это сосредоточенные, искренние и само-бытные раздумья о природе, родине, истории, времени, жизни и смерти, поэтическом слове.

При естественной для каждого писателя избирательности в восприятии литературных явлений Твардовского всегда отличала широта взглядов, глубина и точность оценок в этой сфере. Ему принадлежит ряд основательных, содержащих выношенные и самостоя-тельные суждения о литературе статей и выступлений о поэтах и поэзии («Слово о Пуш-кине», 1962; «О Бунине», 1965; «Поэзия Михаила Исаковского», 1949-1969; «О поэзии Маршака», 1951-1967), отзывы и рецензии о Блоке, Ахматовой, Цветаевой, Мандельштаме и других, вошедшие в книгу «Статьи и заметки о литературе», выдержавшую несколько изданий.

Помимо основной литературной работы, собственно поэтического творчества, особенно в послевоенное время необычайно интенсивной и плодотворной была общественно-литературная деятельность Твардовского, которой он сам придавал огромное значение. В 1950-1954, а затем с 1958 по 1970 он был главным редактором журнала «Новый мир», последовательно отстаивая на этом посту принципы реалистического искусства.

Возглавляя этот журнал, он содействовал вхождению в литературу целого ряда талантливых писателей - прозаиков и поэтов: Ф. Абрамова и Г. Бакланова, В. Овечкина и В.Тендрякова, А.Солженицына и Ю.Трифонова, Е.Винокурова и С.Орлова, A. Жигулина и А. Прасолова и др. Очень интересными и содержательными при нем стали отделы литературной критики и публицистики.

Вместе с тем его позиция и деятельность уже в начальную пору вызвали сопротивление со стороны литературного официоза и руководства Союза писателей. Летом 1954 года он был впервые отстранен от руководства журналом за публикацию в нем статьи B. Поме-ранцева «Об искренности в литературе», ряда других критических материалов, а также в связи с тем, что его поэма «Теркин на том свете» была расценена чуть ли не как «анти-советская».

Во второй половине 1960-х годов, особенно в последние годы жизни Твардовского, руководимый им журнал подвергался все большим нападкам. Они крайне обострились после событий августа 1968 года - вторжения советских войск в Чехословакию. В мае 1969 года Твардовскому было предложено уйти с поста главного редактора «по соб-ственному желанию». Одновременно в печати развернулась массовая кампания против «Нового мира», начатая «Письмом 11» литераторов в журнале «Огонек» и продолженная на страницах газет «Советская Россия», «Ленинское знамя», «Социалистическая инду-стрия» и др.

Твардовский мужественно противостоял этой травле, хотя все происходящее вокруг журнала не могло не сказаться на его здоровье. В начале 1970 года вышел последний последний подписанный им номер журнала, а после решением Секретариата СП был коренным образом изменен состав редколлегии, после чего Твардовский не мог не принять решения об уходе.

Здоровье Твардовского ухудшалось. В сентябре 1970 года он был помещен в больницу с частичным параличом правой стороны: отнялась рука, появились затруднения речи. Вскоре выяснилось, что у него к тому же запущенный рак легкого...

И все же, несмотря на самые пессимистические медицинские прогнозы, он прожил еще более года, не желая сдаваться смерти и мужественно сопротивляясь ей. До последних дней он сохранил ясное сознание, интерес к жизни. И вместе с тем он спокойно и твердо встретил неизбежное. Умер Твардовский в ночь на 18 декабря 1971 года в дачном поселке Красная Пахра под Москвой. А 21 декабря он был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Вся разнообразная писательская деятельность Твардовского несет на себе отпечаток его незаурядной личности. В эпоху всяческой ломки и эксперимента он неизменно утверждал естественность и органичность поэтического творчества, продолжающего лучшие традиции предшественников, опирающегося на многовековой опыт духовной культуры народа и человечества, питаемого вечным обновлением, новизной окружающего мира.

Продолжая и обновляя достижения отечественной классики - Пушкина, Некрасова, Тютчева, Бунина, разнообразные традиции народно-поэтического творчества, не обходя и опыт видных поэтов XX века, Твардовский продемонстрировал далеко не исчерпанные возможности реализма в поэзии нашего времени. Его воздействие на современное ему и последующее поэтическое развитие, роль в формировании литературного процесса и вклад в отечественную культуру несомненны и плодотворны.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Перед вами краткая биография Твардовского . Из нее вы поймете, почему этот человек был таким популярным народным любимцем. Впрочем, читать любых выдающихся людей, вне зависимости от времени и места их рождения, чрезвычайно интересно.

Александр Трифонович Твардовский относится к числу самых знаковых писателей советской эпохи. Его перу принадлежит бессмертная поэма «Василий Теркин», которая после своего появления сразу же и навсегда завоевала любовь советских граждан.

Краткая биография Твардовского

Александр Трифонович Твардовский родился 21 июня 1910 года на хуторе Загорье Смоленской губернии . Мальчик рос в простой рабочей семье.

Глава семейства был кузнецом, однако, несмотря на это являлся весьма образованной личностью. Он увлекался русской литературой, из-за чего в доме часто читали произведения , и прочих писателей.

Детство

Детство Твардовского проходило в послереволюционный период России. В подростковом возрасте он воочию увидел и почувствовал последствия коллективизации, ведь в 1930-е годы его отца раскулачили и выслали из деревни.

Первые стихотворения Александр начал писать еще в детстве. В 1925 г. он стал работать корреспондентом в сельской газете. Благодаря этому, ему удавалось публиковать там свои сочинения, которые были первыми в его биографии.

На следующий год, подающий большие надежды юноша уже сотрудничал с городскими издательствами. Вскоре в одном смоленском издании напечатали несколько стихов 17-летнего поэта.

В 1927 г. Александр Твардовский принял решение остаться в Смоленске. В 1929 г. он отправил свои стихотворения в , где позже их опубликовали в журнале «Октябрь».

Не рассчитывая на такой успех, он испытал подлинную радость от того, что его творчество не осталось незамеченным. В результате Твардовский решил поехать и попытать счастья в Москве.

Однако там, наряду с финансовыми проблемами, его ждали и другие трудности. И хотя ему периодически удавалось печататься в каких-то изданиях, устроиться на хорошую работу он все же не смог.

Образование

Недолго пробыв в столице, ему пришлось снова вернуться в родной Смоленск. Там он поступил в Смоленский педагогический институт. В это учебное заведение его согласились зачислить без экзаменов, но с условием выучить и сдать за год все школьные предметы.

Прилежный и ответственный ученик не подвел преподавателей, и сдержал данное им обещание.

Творчество Твардовского

Во время учебы он продолжал сочинять стихотворения, и вскоре из-под его пера вышли такие произведения как «Снег стает, отойдет земля», «Братья» и «Лес осенью».

С начала 30-х годов он переживал творческий подъем. Одна за одной печатались его поэмы и повести. В 1936 г. он издает поэму «Страна Муравия», в которой отображались все трудности и несчастья крестьян после Октябрьской революции.

Вслед за этим, были изданы еще несколько сборников его стихов.

Творчество Твардовского получало все большее признание на территории Советского Союза. С данного времени у него не возникало никаких проблем с печатаньем своих сочинений.

В 1939 г., сразу же после окончания учебы, Александра Трифоновича призвали в армию.

За шесть лет службы, он прошел несколько войн, работая военным журналистом. Увидев и испытав на себе все тяготы фронтовой жизни, ему удалось собрать большой объем материала на военную тематику.

В результате, из-под его пера вышел сборник стихов «В снегах Финляндии». Одновременно с этим он написал бессмертную поэму «Василий Теркин», так полюбившуюся всем советским гражданам. На ее написание ушло около 4 лет.

После окончания войны в своих сочинениях он описывает людей, постепенно возвращающихся к нормальному укладу жизни.

Не давая себе времени на отдых, писатель долго и усердно трудится над поэмой «По праву памяти». В ней он в прямой и правдивой форме представляет читателю ужасы коллективизации, не забывая при этом упомянуть о примере своего отца.

Однако советская власть не могла допустить, чтобы данное произведение попало в руки обычных граждан, поэтому оно не было напечатано сразу, а несколько десятилетий пролежало на полке.

В 1947 г. он написал книгу, посвященную прошедшей войне и получившую название «Родина и чужбина».

Работы Твардовского были высоко оценены литераторами и отмечены разными почетными наградами. В 1939 г. ему присвоили орден Ленина, а в 1941 г. он удостоился Государственной премии .

В 1961 г. Твардовский стал лауреатом Ленинской премии за поэму «За далью – даль».

В 1950-1954 гг. он занимал должность секретаря правления Союза писателей СССР. В 1963-1968 гг. был вице-президентом Европейского сообщества писателей.

В течение 1950-1970 гг., являлся редактором в издательстве «Новый мир». Пожалуй, это было лучшее время его биографии.

Однако его жизнь нельзя назвать спокойной и комфортной, поскольку Твардовский далеко не всегда придерживался «правильных» взглядов.

Так, например, когда в 1961 г. он разместил в журнале повесть опального Солженицына «Один день Ивана Денисовича», он сразу же подвергся сильному давлению со стороны органов власти.

Это привело к тому, что в 1970 г. его уволили, а редакцию закрыли.

Свое увольнение Твардовский перенес тяжело и болезненно. Александр Трифонович стал жаловаться на здоровье и вскоре перенес инсульт.

По этой причине он решил на время оставить писательскую деятельность и немного отдохнуть у себя на даче в Подмосковье. Именно там ему было суждено прожить остаток жизни.

Он был женат на Марии Гореловой, которая родила ему 2 дочерей – Ольгу и Валентину. Можно смело утверждать, что Твардовский имел насыщенную, богатую и яркую биографию.

Если вам понравилась краткая биография Твардовского – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся вообще и биографии известных людей в частности – подписывайтесь на сайт I nteresnye F akty.org . С нами всегда интересно!