Одна из наиболее узнаваемых достопримечательностей Лондона – тауэрский мост, построенный в 1894 году по указу принца Уэльского, позднее известного как Эдуард VII.

Довольно продолжительное время London Bridge (Лондонский) оставался единственным мостом через Темзу, но развитие Лондона, как столицы королевства способствовало появлению еще нескольких мостов. Однако, все они возводились западнее.

В 1876 году власти Сити приняли решение о необходимости постройки моста в восточной части города из-за стремительного роста населения в этом районе. Но сначала требовалось решить ряд проблем:

  • Темза – судоходная река, и нужно было подготовить проект моста, не мешающего проходу судов.
  • Мост должен был располагаться в исторической части города, поэтому он должен был вписаться в ее облик, и не разрушать его.

Для этого был открыт конкурс на лучший проект, в котором приняли участие самые именитые архитекторы и инженеры. Организаторы получили свыше пятидесяти работ (Эти проекты сейчас доступны для ознакомления в выставочном зале Tower Bridge).

Возведение Tower Bridge

Лучшим проектом был признан мост, разработанный в неоготическом стиле и оснащенный разводными элементами. Его авторами выступили архитектор Г. Джонсом и инженер Дж. В. Барри. Строительство началось в 1886 году и продолжалось 8 лет. Чтобы воздвигнуть столь масштабное и красивое сооружение (его длина – 244 метра, а центральный пролет, длиной 61 метр, разделен надвое) было задействовано пять подрядчиков, а на строительстве трудилось 432 человека.

В качестве фундамента Тауэрского моста выступают многотонные бетонные пирсы, на которых установлены две стальных башни, высотой 65 метров. В XIX веке они активно служили пристанищем шлюх и воров, пока их окончательно не опечатали в 1910 году. Сейчас башни – часть экспозиции «Опыт Тауэрского моста», открытой в 1982 году. Внутри есть лестницы, ведущие к верхней части моста, откуда открывается потрясающая панорама на Лондон. Башни также служат «держателем» подвесных мостов длиной 82 метра.

Tower Bridge на момент его постройки признавался наиболее сложным разводным мостом, оснащенным гидравлическим паровым двигателем для приведения в движение гигантских насосов. Но при этом его конструкция позволяла поднимать многотонные элементы моста до 86° всего за 5 минут.


Тауэрский мост до сих пор разводится с помощью гидравлических двигателей, но с 1976 года насосы работают не на пару, а на электричестве. Старые же гидравлические паровые насосы и котлы пополнили число экспонатов выставки.

Несколько фактов из истории тауэрского моста

  • В качестве основы для возведения моста был использован пешеходный тоннель под Темзой, который послужил проходом для кабелей электросвязи.
  • В отличие от большинства разводных мостов,Tower Bridge разводят по особому графику, составляемому сотрудниками моста для прохода крупных судов. Оно не подвергается корректировке даже для проезда вип-персон.
    С этой особенностью моста связано два известных события:
    • В 1952 году красный лондонский даблдекер оказался на мосту в момент его разведения. Водитель ускорился и смог перепрыгнуть с одного края на другой образовавшуюся пропасть в один метр.
    • В 1997 году кортеж президента Америки Балла Клинтона был разделен надвое разведением Тауэрского моста. Тогда про это многие писали.

  • В 1968 году на праздновании пятидесятилетия образования Королевских ВВС между башнями моста пролетел истребитель.
  • Также в том же году бизнесмен из Миссури приобрел Лондонский мост, который собирались сносить, спутав его с Тауэрским.
  • В 1977 году в честь празднования серебряного юбилея правления Елизаветы II был окрашен в синий, белый и красный цвета.
  • Ранее Tower Bridge разводился по пятьдесят раз в день, сейчас это происходит в разы меньше.

Выставка «Tower Bridge Experience»

Посещение выставки «Опыт моста Тауэр» начинается с просмотра краткого фильма о истории создания Tower Bridge. Далее посетителям разрешается подняться на пешеходную галерею, откуда открывается потрясающие виды Лондона.

На выставке представлено множество экспонатов из истории моста, в том числе — викторианское машинное отделение, стеклянную и восточные дорожки.

Тауэрский мост - бессменный символ Лондона, который возвышается над Темзой и манит к себе туристов. Почему его путают с другим столичным мостом, из-за чего были закрыты его башни и как часто разводят Tower Bridge - мы собрали для вас десять фактов о знаковой лондонской достопримечательности, которые вам будет интересно узнать

Строительство продолжалось 8 лет - с 1886-го до 1894 год. Над его возведением трудилось 432 строителя. Государству мост обошелся в 1 миллион 184 тысячи фунтов.

Для строительства башен и пешеходных галерей моста потребовалось 11 тысяч тонн стали.


Фото: shutterstock 3

Вскоре после открытия пешеходные галереи моста приобрели дурную славу - здесь часто собирались карманники. В связи с этим в 1910 году галереи закрыли для посетителей. Открыли же их заново только в 1982-м. Сегодня они служат смотровой площадкой и музеем.

Поскольку Тауэрский мост является символом столицы, его часто называют просто Лондонским мостом. Однако мост с таким названием тоже существует и находится вверх по течению Темзы. В 1968 году из-за такой путаницы даже произошел один забавный случай: американский бизнесмен Роберт Маккаллох купил Лондонский мост, предназначенный к сносу, приняв его, по слухам, за Тауэрский.


Фото: shutterstock 5

В 1977 году в честь Серебряного юбилея правления королевы Елизаветы II Тауэрский мост окрасили в красный, белый и синий цвета.

В 1952 году лондонский автобус оказался на мосту в момент разводки. Водителю пришлось проявить смелость и разогнать транспортное средство так, что оно смогло перепрыгнуть с одного края моста на другой.


Фото: shutterstock 7

Башни оборудованы винтовыми лестницами с 300 ступенями и двумя лифтами, которые вмещают до 30 пассажиров. Один предусмотрен для подъема, другой - для спуска. Однако с самого начала существования моста люди предпочитали ждать его сводки, поэтому в 1910 году пролет верхнего яруса закрыли.

Ежедневно по мосту проезжает около 21 тысячи автомобилей. Поскольку капитального ремонта Tower Bridge не видел уже 35 лет, в октябре этого года для транспорта.

И Тауэрский мост. Вот о последней мне и хочется рассказать подробнее.

История Тауэрского моста

Сейчас трудно представить столицу Великобритании без этого сооружения, возносящего свои неоготические башни над Темзой. Когда видишь Тауэрский мост, представляется (по крайней мере, так показалось мне, когда я подошла к Тауэрскому мосту в первый раз), будто он был сооружен где-нибудь в эпоху Тюдоров. Каковым же было мое удивление, когда я узнала, что этот мост – детище инженерных достижений викторианской эпохи.

Именно поэтому я решила как следует изучить историю Тауэрского моста, прежде чем даже прогуляться по нему. Ведь куда интереснее смотреть на сооружение, зная как, почему и когда оно было воздвигнуто. Понятное дело, что Лондон всегда нуждался в мостах, как в средстве коммуникации между густонаселенными северным и южным берегами Темзы. Необходимость в новой переправе через реку в разросшемся густонаселенном районе Ист-Энда стала нарастать в середине XIX века. Сначала в 1870 году под Темзой проложили тоннель «Тауэр-Сабвей», представлявший собой одкоколейную железную дорогу, по которой с помощью тросов и паровых машин двигался всего один вагончик, куда умещалась лишь дюжина человек. Стоит ли мне говорить, что транспортной проблемы это не решило? Тогда тоннель сделали пешеходным, за проход по нему взимали плату. Но многочисленный поток конных повозок и экипажей все так же вынужден был ехать вверх по течению до Лондонского моста.

В 1877 году был организован специальный комитет, который должен был решить эту проблему. Руководил им сэр Альберт Джозеф Алтман. Он объявил конкурс проектов, который длился целых восемь лет (скажите мне, они точно думали о бедных людях, которым тяжело было перебраться на другую сторону реки?), и, наконец, в 1884 из 50 вариантов был выбран один – проект одного из членов жюри Горация Джонса. Начались строительные работы в 1886 году и продлились еще восемь лет.


И только 30 июня 1894 Тауэрский мост был открыт для публики и транспорта. В церемонии открытия принимал участие сам принц Уэльский Эдуард с супругой принцессой Александрой.

Конечно, жителям понравился новый красивый и удобный мост, к тому же проезд и проход по нему был бесплатный, так что тоннель под Темзой вскоре совсем опустел и был продан владельцами водопроводной компании.

В 1910 были закрыты верхние галереи, служившие для переходов пешеходов по мосту в то время, когда его разводили. Произошло это потому, что лифты, поднимавшие пассажиров, были дороги в обслуживании, да и удобнее было просто подождать, пока пролет моста просто сведут снова после развода. К тому же верхние галереи очень скоро стали довольно непривлекательным местом для приличной публики: так вечно околачивались проститутки, торговцы опиумом и карманники.

Во время Второй мировой войны к двум паровым двигателям, отвечавшим за развод моста, добавили третий – перестраховывались из-за авианалетов на Лондон, ведь Тауэрский мост служил хорошей мишенью.


В октябре 2016 года на мосту начались дорожные работы. Дорожное полотно на одном из самых оживленных мостов Лондона не менялось полностью с 1970 года, так что до декабря 2016 мост будет полностью закрыт для всех видов транспорта. Впрочем, его можно будет пересечь пешком. К счастью или к сожалению, не знаю, но я успела посетить мост до его закрытия для транспорта и понаблюдала на нем не только пешеходов, но и знаменитые красные двухэтажные лондонские автобусы.

Как добраться до Тауэрского моста

Тауэрский мост находится прямо по соседству с Тауэрским замком, благодаря которому и получил такое название.

Добраться до него можно несколькими способами:

  • На метро. Станция Тауэр Хилл (Tower Hill), находящаяся на пересечении линий Дистрикт (District line) и Кольцевой (Circle line), расположена на северном берегу. Чтобы выйти к мосту нужно обогнуть Тауэр. Станция Лондон Бридж (London Bridge) на пересечении линий Джубили (Jubilee line) и Северной (Northern line) находится на южном берегу. Расплатиться выгоднее всего при помощи Oyster Card. Это карточка-проездной, на которую можно положить любое количество денег. В Лондоне несколько транспортных зон, чем дальше вы уезжаете – тем дороже приходится платить. К счастью, почти все достопримечательности, включая Тауэр и Тауэрский мост, находятся в пределах первой зоны. За поездку в пределах первой зоны с вас спишут 1,4 € (1,2 £).
  • На автобусе. Следующие автобусные маршруты идут мимо Тауэрского моста: 15, 42, 78100, RV1. Здесь также можно расплатиться Oyster Card.
  • На речном трамвайчике: Пожалуй, приятнее всего будет добраться до Тауэрского моста по реке. Регулярные речные трамвайчики оплачиваются также Oyster Card, но обходятся более дорого: примерно в 4 €. Если вы решите избрать именно этот вариант передвижения, вам понадобятся станции St Katherine Pier и Tower Pier на северном берегу реки или London Bridge City Pier на южном.

Устройство моста

Я, конечно, не инженер, но в устройстве Тауэрского моста попыталась разобраться хотя бы в общих чертах. С большим интересом я сходила на выставку и вот, что узнала.

Тауэрский мост стал достопримечательностью не только из-за своего внешнего вида, но и из-за своего оригинального для того времени устройства. Проблема для проектировщиков состояла в том, что они не могли просто построить обычный мост на одном уровне с набережной – это бы перекрыло пусть в бассейн Темзы многочисленным судам, а ведь в викторианскую эпоху река была куда более судоходна, чем сегодня.

Тауэрский мост не был первым разводным мостом в мире, однако в других странах пролеты моста разводили вручную, а здесь впервые использовали специальные механизмы, да такие совершенные, что развод моста даже в XIX веке занимал меньше минуты!


Две высокие башни сразу привлекают к себе внимание и делают этот мост таким узнаваемым. На самом деле они не целиком каменные, как может показаться на первый взгляд: внутренний металлический каркас облицован каменными блоками, чтобы мост сочетался по архитектурной стилистике с Тауэром. Изначально планировалось при отделке башен использовать более дешевый кирпич, но затем комиссия по строительству предпочла эстетику экономии. В башнях расположены лифты. Высота башен (а следовательно, и всего Тауэрского моста) – 65 метров. На уровне 44 метров – пешеходные галереи. Между башнями расположились две разводных секции (порядка 1000 тонн каждая). Длина моста – 244 метра.

Любопытные случаи и факты


Как и любое историческое сооружение, Тауэрский мост за годы своего существования оброс легендами и интересными фактами, о самых известных я напишу:

  1. Секции лондонского Тауэрского моста разводят не всегда на максимум, а ровно под размер корабля, проплывающего под ним. Но есть одно исключение: если на судне находится королева, то вне зависимости от его размера мост должен быть разведен полностью.
  2. Движение по Тауэрскому мосту в Лондоне невероятно интенсивное и составляет примерно 40 000 человек в день.
  3. Как мне показалось, Тауэрский мост является особым вызовом для летчиков! Первая попытка (и весьма успешная) пролететь между пролетами моста была совершена пилотом биплана Фрэнком Мак Клином в 1912 году. Другой инцидент случился 5 апреля 1968 года. Некий Аллан Поллак, узнав, что никаких мероприятий, посвященных 50-летию королевских ВВС Великобритании, в которых служил и он сам, не предусмотрено, решил устроить для лондонцев собственное авиашоу. Он летел на своем истребителе вниз по течению Темзы, мимо Парламента, все дальше, когда впереди замаячил Тауэрский мост. Хотя трюки такого рода и не входили в его планы, увернуться уже было невозможно, и Поллак пролетел прямо под пешеходными галереями. Командование представление не оценило: после посадки пилот был арестован, а затем уволен из ВВС по медицинским показаниям без возможности апелляции этого решения в военном суде. Летом 1973 года лондонский биржевой маклер Пол Мартин, обвиненный в махинациях на фондовой бирже, дважды пролетел между башнями Тауэрского моста в знак протеста против этого обвинения. Протест удался, но затем что-то пошло не так: Мартин повернул самолет к Озерному Краю и разбился спустя два часа.
  4. Протестовать при помощи Тауэрского моста пытались не только летчики. На рассвете 31 октября 2003 года Дэвид Крик в костюме Человека-паука залез на башенный кран, расположенный возле моста. Он был членом организации «Отцы за правосудие» (Fathers 4 Justice), которая борется, как следует из названия, за права отцов в Великобритании частенько при помощи именно таких эпатажных выходок. Полиция перекрыла не только движение по мосту, опасаясь как за жизнь самого протестующего, так и за безопасность автомобилистов, на которых тот мог упасть, но близлежащие участки дороги, что вызвало сумасшедшие заторы на дорогах и бесконечное раздражение лондонцев, усугубившееся тем фактом, что английский Человек-паук просидел на мосту целых шесть дней.
  5. Самый, на мой вгляд, впечатляющий случай, связанный с Тауэрским мостом, произошел в декабре 1952 года. Знаменитый лондонский двухэтажный автобус следовал по своему обычному маршруту № 78. Завернув с южного берега Темзы, он въехал на Тауэрский мост как раз тогда, когда пролеты стали разводить (из-за ошибки работника не загорелся предупредительный сигнал). Водитель Альберт Гантер был вынужден принять поистине невероятное решение. Разогнавшись, он рванул вперед и автобус, пролетев над водой около полутора метров, благополучно приземлился на северную часть моста, которая еще не начала подниматься. Гантер прославился и получил денежное вознаграждение за свой подвиг от городских властей.

Что посмотреть

Кому-то может показаться, что Тауэрский мост не так уж и стоит посещения. В конце концов, это просто мост. Однако я бы посоветовала не поддаваться скепсису и все-таки заглянуть в этот памятник архитектуры.

Кроме того, чтобы просто полюбоваться видом на символ Великобритании – Тауэрский мост и погулять по нему взад-вперед, можно посетить выставку, расположенную в башнях и пешеходных галереях. На то, чтобы обойти всю экспозицию, вы потратите примерно полтора часа, по крайней мере у меня ушло примерно столько времени. С помощью мини-фильмов и мультиков, а также интерактивных дисплеев, вы сможете в подробностях узнать историю строительства моста, проследить за его изменениями во времени. Меня больше всего порадовала возможность посетить викторианское машинное отделение (в отдельном здании рядом с южной опорой) и посмотреть на паровые котлы и прочие механизмы, которые приводили в движение пролеты моста в былые дни. Внутри башен работают современные лифты, которые поднимут вас к пешеходным дорожкам, но можно воспользоваться и сохранившимися с викторианских времен лестницами.


Самая соль посещения выставки Тауэрского моста расположена в верхних галереях. Во-первых, это, конечно, потрясающий вид, который открывается отсюда на Лондон, а интерактивные дисплеи помогут вам узнать больше о тех архитектурных достопримечательностях, которые вы увидите. А во-вторых, – это стеклянный пол в 11 метров длинной и 1,8 метров шириной, сквозь который можно наблюдать поток пассажиров, автомобилей и двухэтажных красных автобусов внизу, а если повезет – то собственно и развод моста.


Кстати, я подскажу, что «везение» можно и спрогнозировать: на официальном сайте Тауэрского моста не только вывешено расписание развода пролетов, но и название кораблей и направление их движения по реке – вверх или вниз по течению. Правда, стоит учитывать, что в это время в пешеходных галереях скопится много людей, и вы можете не попасть туда из-за них, ведь в наши дни мост разводят не так уж часто – примерно раз в неделю (а вот во времена старой доброй Англии при правлении королевы Виктории мост разводили до 50 раз за сутки).


Вход на выставку находится в северной башне (той, которая ближе к Тауэру). На выходе с выставки вы получите возможность посетить сувенирный магазин. Там можно купить любой сувенир с Тауэрским мостом – от магнита за 3,32 EUR (3 £) до футболок за 44,23 EUR (40 £). Но надо отметить, что Тауэрский мост – поистине символ Лондона, так что его изображения вы будете встречать повсюду, в любой сувенирной лавке и вполне вероятно, что дешевле, чем в этом магазине при выставке.


Выставка в башнях Тауэрского моста открыта с апреля по сентябрь с 10.00 до 17.30, с октября по март – с 9.30 до 17.00. Не работает она только с 26 по 26 декабря.

Сколько стоит посещение Тауэрского моста

Проход по мосту абсолютно бесплатен. Также не взимается плата и с автомобилей, проезжающих по нему, и с кораблей, ради которых Тауэрский мост разводят. Вход на выставку обойдется для взрослого в 9,95 EUR (9.00 £), для детей от 5 до 15 лет – 4.31 EUR (3.90 £). Вход детям до пяти – бесплатный.

Льготный проход предусмотрен для студентов, которые могут подтвердить свой статус удостоверением, и пожилых людей старше 60 лет – 6.97 EUR (6.30 £) за билет).

Лица с ограниченными физическими возможностями не платят за вход.

И вообще, стоит ли?

Нет никаких сомнений в том, что стоит увидеть воочию это чудо викторианской техники. Это действительно удивительно красивое монументальное сооружение, дающее своей мощью и элегантностью хорошее представление о духе английской нации времен ее расцвета.

Стоит ли посещать выставку? Это действительно серьезный вопрос. Мой ответ «да», если вам интересны инженерные конструкции и механизмы, если вы интересуетесь историей мостостроения или если вы просто фанат лондонского Тауэрского моста. Если вы любитель красивых видов – то, посетив верхние галереи, вы, конечно, получите большое наслаждение, но стоит ли платить за это девять фунтов? Решать вам. Но все-таки не забывайте, что в Лондоне очень много мест, откуда вы можете полюбоваться на столицу с высоты. Например, с купола собора Святого Павла открывается не менее захватывающий вид. Про небоскребы я вообще молчу, а ведь в некоторые из них можно попасть совершенно бесплатно (например, я с большим удовольствием посетила небоскреб на 20 Fenchurch Street, прозванный The Walkie-Talkie).


Одно очевидно: какой бы способ посмотреть на Тауэрский мост вы не выбрали – с выставкой или без – равнодушным он вас не оставит. Это архитектурное чудо просто не может оставить равнодушным, и в реальности оно еще красивее, чем на любых фото. Убедитесь сами!

Даже те, кто никогда не был в Англии, сразу же его узнают. Каждый год его посещают тысячи туристов. Ежедневно по нему проезжают жители Лондона, скорее всего, даже не задумываясь в этот момент о его истории. Это Тауэрский мост – один из символов Лондона.

История Тауэрского моста, который не следует путать с соседним Лондонским мостом, связана с находящимся рядом лондонским Тауэром. В 1872 году английский парламент рассмотрел законопроект о строительстве моста через Темзу. Хотя комендант Тауэра был против этой идеи, парламент решил, что городу нужен еще один мост, который бы эффектно гармонировал с архитектурой лондонского Тауэра. Тауэрский мост, какой он есть сегодня, обязан своим появлением решению парламента.


В XVIII и XIX веках Темзу пересекало множество мостов. Самый известный из них – Лондонский мост. К 1750 году он стал очень шатким, к тому же на мосту постоянно образовывались пробки. Возле моста скапливались суда со всего мира, ожидая, когда появится место в переполненной гавани.

В то время Темза была буквально заполнена различными судами, так что можно было пройти несколько километров по палубам стоящих у причалов кораблей.

В феврале 1876 года лондонские власти объявили открытый конкурс на проект нового моста. Согласно требованиям, мост должен быть достаточно высоким, чтобы под ним могли проходить массивные торговые суда, а также обеспечивать непрерывное движение людей и повозок. На конкурс было прислано около 50 интересных проектов!

Большинство конкурсантов предлагали варианты высоких мостов со стационарными пролетными строениями. Но они имели два общих недостатка: расстояние над поверхностью воды во время прилива было недостаточным для прохода судов с высокими мачтами, а подъем на мост – слишком крутым для тянущих повозки лошадей. Один из архитекторов предложил проект моста, в котором люди и повозки поднимались на высокий мост с помощью гидравлических лифтов, другой – мост с кольцевыми частями и раздвижными настилами.

Однако самым реалистичным проектом был признан подъемно-раскрывающийся мост сэра Хораса Джонса, главного архитектора города. Несмотря на все достоинства проекта, решение о его выборе затягивалось, и тогда Джонс в сотрудничестве со знаменитым инженером Джоном Вулфом Барри разработал еще один новаторский мост, устранив в новом проекте все недостатки первого. Барри, в частности, предложил Джонсу сделать верхние пешеходные дорожки, которых в первоначальном проекте не было.


По просьбе муниципалитета городской архитектор Хорас Джонс разработал проект разводного моста в готическом стиле, который должны были построить ниже по течению от Лондонского. Под таким мостом могли бы свободно проходить корабли, направлявшиеся к докам вверх по Темзе. Проект моста имел одну особенность, которую многие посчитали оригинальным решением.

Хорас Джонс много путешествовал. Когда он был в Нидерландах, небольшие разводные мосты, перекинутые через каналы, вдохновили его на создание подъемного моста с противовесом. Джонс и его помощники разработали проект такого моста и решили использовать необычные методы строительства, сочетая стальные конструкции с каменной кладкой. Так возник известный всему миру облик Тауэрского моста.


После трех недель бурного обсуждения проект Джонса–Барри был одобрен. На создание грандиозного сооружения выделили огромнейшую по тем временам сумму £585 000. Разработчики моста в одночасье стали очень богатыми людьми – их гонорар составил £30 000. В 1886 году началось строительство, но в мае 1887 года, еще до завершения укладки фундамента, Джонс внезапно умер, и вся ответственность легла на инженера Барри. Последний пригласил себе в помощники талантливого архитектора Джорджа Стивенсона, благодаря которому мост претерпел ряд стилистических изменений.

Стивенсон был поклонником готической архитектуры Викторианской эпохи и выразил свои пристрастия в проекте моста. Он же решил выставить стальные фермы моста напоказ: новый конструкционный материал – сталь – в то время был в моде, и это было в духе времени.


Тауэрский мост украшен двумя башнями, которые соединены двумя переходами для пешеходов, поднятыми на высоту 34 метров над проезжей частью и 42 метров над водой. Дороги с обоих берегов Темзы ведут к подъемным крыльям моста. Эти огромные полотна весят примерно 1200 тонн каждое и раскрываются, образуя угол в 86 градусов. Благодаря этому под мостом свободно могут проходить суда грузоподъемностью до 10000 тонн.


Для пешеходов конструкцией моста предусматривалась возможность пересекать мост даже во время развода пролёта. Для этой цели, кроме обычных тротуаров, расположенных по краю проезжей части, в средней части были сконструированы пешеходные галереи, соединяющие башни на высоте 44 метров. Попасть в галерею можно было по лестницам, расположенным внутри башен. С 1982 года галерея используется как музей и смотровая площадка.

Только для строительства башен и пешеходных галерей понадобилось более 11 тыс. тонн стали. Чтобы лучше защитить металлическую конструкцию от коррозии, башни были облицованы камнем, архитектурный стиль строения определяется как готический.


Кстати, вот эти фотографий цвета сепия, датируемые 1892 годом, запечатлели строящийся Тауэрский мост, одну из главных достопримечательностей Великобритании.

Последние пять лет фотографии пролежали в чемодане под кроватью пожелавшего остаться неизвестным жителя Вестминстера, который нашел их в мусорном контейнере во время сноса одного из зданий. Помимо фото, он обнаружил несколько бухгалтерских книг. Мужчина рассказывает, что отнес книги в музей Тауэрского моста и попытался рассказать служащим, что у него есть еще и фотографии, но его даже не захотели слушать, заявив, что фотографий у них и без того более чем достаточно. Мужчина признается, что просто не знал, что делать с фотографиями – а потому сложил их в чемодан и поставил его под кровать.


Так бы они там и лежали, если бы однажды обладатель необычной находки не решил рассказать о фотографиях своему соседу Питеру Бертхуду, работающему в Вестминстере экскурсоводом. Питер вспоминает, что собственным глазам не поверил, увидев уникальные фотографии. Он провел несколько дней, изучая альбомы и документы, пытаясь выяснить, известны ли эти фотографии специалистам – и обнаружил, что никто даже не подозревает об их существовании!

Тауэрский мост – самый низко расположенный в течении Темзы мост (он первым встречается, если подниматься по ней из Северного моря) и единственный из всех мостов, который является разводным.


На фотографиях запечатлена стальная основа моста, о существовании которой многие даже не догадываются – ведь внешняя часть моста облицована камнем. Архитектором моста был Гораций Джоунс, которого после его смерти сменил на посту Джон Вольф-Бэрри. Именно он настоял на том, чтобы мост был облицован камнем.

Питер Бертхуд называет эту фотографию своей любимой. «Эти люди ведь даже не догадывались, что возводят памятник архитектуры», – говорит он.


Свое название мост получил благодаря соседству с Тауэром: северный конец моста располагается около юго-восточного угла Тауэра, а параллельно восточной стене Тауэра идёт дорога, являющаяся продолжением Тауэрского моста.

К моменту строительства Тауэрского моста разводные конструкции уже давно не были чем-то удивительным. Но примечательность Тауэрского моста заключалась в том, что его подъем и опускание были поручены сложной технике. Причем никогда ранее в мостах не применялась в таких масштабах гидравлика. В Санкт-Петербурге, например, в то время для разводки мостов обычно применяли труд рабочих, который со временем был заменен работой водяных турбин, питавшихся от городского водопровода .


Тауэрский мост работал от паровых двигателей, те вращали насосы, которые создавали в системе высокое давление воды в гидроаккумуляторах. От них «питались» гидромоторы, которые при открытии вентилей начинали вращать коленчатые валы. Последние передавали крутящий момент шестерням, которые в свою очередь вращали зубчатые сектора, обеспечивавшие подъем и опускание крыльев моста. Глядя на то, какими массивными были подъемные крылья, можно подумать, что на шестерни приходились чудовищные нагрузки. Но это не так: крылья были снабжены тяжелыми противовесами, которые помогали гидромоторам.

Под южным концом моста находились четыре паровых котла. Они топились углем и производили пар с давлением 5—6 кг/см2, вырабатывая необходимую энергию для работы огромных насосов. Включаясь, эти насосы подавали воду под давлением 60 кг/см2.


Поскольку для развода моста всегда нужна была энергия, в шести больших аккумуляторах под огромным давлением находился запас воды. Вода из аккумуляторов поступала к восьми двигателям, которые поднимали и опускали разводные части моста. Различные механизмы приходили в движение, ось диаметром 50 сантиметров начинала вращаться, и полотна моста поднимались. Мост разводился всего лишь за одну минуту!







Постройка Тауэрского моста началась в 1886-м году и была завершена через 8 лет. Торжественное открытие нового моста состоялось 30 июня 1894 года Принцем Уэльским Эдуардом и его супругой принцессой Александрой.


Сегодня двигатели работают на электричестве. Но, как и прежде, при разводе Тауэрского моста поток машин останавливается, а пешеходы и туристы заворожено смотрят, как поднимаются огромные крылья моста.

Звучит предупреждающий сигнал, шлагбаумы закрываются, последняя машина съезжает с моста, и контролеры сообщают, что мост свободен. Четыре соединительных болта бесшумно выдвигаются, и крылья моста взмывают вверх. Теперь все внимание обращено на реку. Будь то буксир, прогулочный катер или парусник, все с интересом наблюдают, как судно проходит под мостом.


Через несколько минут звучит уже другой сигнал. Мост закрывается, и шлагбаумы поднимаются. Велосипедисты быстро занимают место перед вереницей стоящих в ожидании машин, чтобы первыми промчаться по мосту. Еще несколько секунд, и Тауэрский мост вновь ожидает сигнала, чтобы пропустить очередное судно.

Самые любопытные не довольствуются лишь тем, что просто наблюдают за работой моста. Они поднимаются на лифте в северную башню, где находится музей Тауэрского моста, чтобы побольше узнать об истории его создания и посетить выставку, на которой электронная кукла знакомит посетителей с интересными подробностями.



На выставленных картинах можно увидеть, как над созданием моста трудились талантливые инженеры, и как проходила торжественная церемония открытия. А на стендах и старинных фотографиях в коричневатых тонах запечатлено величественное здание Тауэрского моста.

С высоты пешеходного перехода перед посетителями открывается потрясающий вид на Лондон. Если посмотреть на запад, можно увидеть собор Святого Павла и здания банков на территории Лондонского Сити, а также возвышающийся вдалеке Телеком Тауэр.


Тех, кто на восточной стороне ожидает увидеть доки, ждет разочарование: их перенесли вниз по течению, подальше от современного мегаполиса. Вместо этого перед взором предстает перестроенный район Доклэндс, поражающий своими зданиями и постройками, выполненными в стиле модерн.

Необыкновенный, захватывающий, потрясающий – именно такой вид открывается с этого знаменитого моста, визитной карточки Лондона. Если вы окажетесь в Лондоне, почему бы ни познакомиться поближе с Тауэрским мостом? Этот шедевр архитектуры навсегда оставит в вашей памяти неизгладимые впечатления.


Интересные факты


В 1968 году бизнесмен из штата Миссури (США) Роберт Маккаллох приобрёл предназначенный к сносу старый «Лондонский мост». Мост разобрали и перевезли в Америку.

Каменные блоки, которые были вмонтированы в качестве облицовки в железобетонную несущую конструкцию моста, установили у канала рядом с городом Лейк-Хавасу-Сити, Аризона (США).

Легенда гласит, что Маккаллох приобрёл «Лондонский мост» приняв его за «Тауэрский мост» один из главных символов туманного Альбиона. Маккаллох и один из членов городского совета столицы Айвен Лакин, который курировал данную сделку, отрицают такую интерпретацию событий.

Тауэрский мост в Лондоне является настоящим произведением искусства архитекторов, а также величайшей достопримечательностью Лондона и в целом Великобритании, которую хотя бы раз, но обязательно стоит увидеть на живо.

Даже те, кто ни разу не был в Англии, узнают Тауэрский мост сразу же. Он - своеобразный Ежегодно рядом с мостом фотографируются тысячи туристов и наблюдают, как проплывают под ним суда. А ночью он привлекает внимание сотнями горящих огней, которые отражаются в воде.

Где находится Тауэрский мост

Страна этого великолепного сооружения - Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии. Он украшает саму столицу королевства - Лондон. Этот разводной мост расположен прямо в центре города над рекой Темзой.

Вообще, мосты - это достопримечательности Лондона: Тауэрский Лондонский, Миллениум, Железнодорожный мост Кэннон Стрит и Вестминстерский (рядом с Биг-Беном). Но все-таки самый главный, являющийся символом города, - это Тауэрский. Он - такая же визитная карточка Лондона, как или статуя Свободы в Ньй-Йорке. Образ этого моста настолько тесно связан со столицей Британии, что это кажется даже банальностью. Но тем не менее, его величественность и строгость форм снова и снова потрясают воображение туристов.

Откуда взялось такое название

История Тауэрского моста тесно переплетена с располагавшимся рядом с ним лондонским Тауэром - местом, где содержали заключенных. Ранее, до 1872 года, в центре города находился всего один Лондонский мост, перекинувшийся через Темзу. Власти Лондона посчитали, что его явно недостаточно для городских нужд. Поэтому в названном году парламент принял решение о строительстве нового сооружения. Между прочим, комендант Тауэра был против строительства, но парламент настоял на своем. Было решено, что будущий мост по своей архитектуре должен эффектно гармонировать с тюрьмой. Вот откуда такая строгость Тауэрского моста.

Название свое он также получил от лондонского Тауэра. Северный конец моста располагался как раз возле угла тюрьмы. А дорога, которая является продолжением моста, идет параллельно стене Тауэра. Так что первыми, кто ходил через этот мост, были вовсе не лондонские аристократы, а тюремные заключенные.

Создатель моста

Зимой 1876 года власти Лондона объявили конкурс на лучший проект моста для города. К проекту выставлялись следующие требования:

  • мост должен был быть высоким, чтобы под ним смогли проходить корабли;
  • сооружение должно было быть крепким и широким, чтобы обеспечить постоянное движение повозок и людей.

Было предложено пятьдесят интереснейших проектов. Большинство из них предлагали высокие мосты с пролетными строениями. Но у всех проектов было два общих недостатка: между поверхностью воды и мостом во время прилива было слишком маленькое расстояние для того, чтобы смогли проходить корабли, а подъем на него - слишком крутым для лошадей, которые тянут повозку. Архитекторы предлагали варианты с подъемными гидравлическими лифтами для людей и повозок, с раздвижными настилами и кольцевыми частями.

Но самым реалистичным из предложенных вариантов был признан проект главного архитектора Лондона - сэра Горация Джонса. Он предложил чертеж подъемно-раскрывающегося моста.

Необычный проект

К тому моменту, когда строили Тауэрский мост, разводные мосты уже давно не были чудом. Они широко применялись в Санкт-Петербурге, в Нидерландах и других странах. Но особенностью Тауэрского моста стала его сложная техническая система. Нигде в мире так масштабно не применялась гидравлика. В Санкт-Петербурге в то время для развода моста использовали труд рабочих, который позже заменили работой водяных турбин. По просьбе муниципалитета мост был спроектирован в готическом стиле. Под ним спокойно могли проходить даже самые огромные морские суда.

Особенностью Тауэрского моста был противовес, с помощью которого конструкция поднималась и раздвигалась. В строительстве этого сооружения планировалось сочетание со стальными конструкциями.

Однако, несмотря на очевидные достоинства идеи, власти затягивали с решением о ее утверждении. Тогда Джонс привлек к проекту знаменитого инженера Джона Вулфа Барри, и вместе они его усовершенствовали. Так, по новому эскизу, Тауэрский мост должен был иметь верхние пешеходные дорожки. И проект был утвержден.

Начало строительства и первые изменения

Для того чтобы воплотить проект в реальность, правительство выделило огромную на то время сумму - 585 000 £. Разработчики в одночасье превратились в очень богатых людей.

Начало строительства было положено в 1886 году. И сначала все шло по плану. Но весной 1887 года, еще до того, как начали закладывать фундамент будущего моста, внезапно скончался Глава проекта - Джонс. Это стало сильным ударом для его компаньона инженера Барри, и строительство на время заморозилось.

Затем Барри все-таки возглавил проект и взял к себе в помощники архитектора Дж. Стивенсона. Последний питал огромную страсть к готическому искусству что заметно отразилось на проекте. С приходом Стивенсона Тауэрский мост подвергся ряду стилистических изменений. Стальные формы моста были выставлены напоказ, так как это было в духе времени. А также появились две знаменитые башни, соединенные переходами для пешеходов на высоте 42 метра над рекой.

Открытие моста и принцип его работы

Лондонский Тауэрский мост начали строить в 1886 году и завершили спустя 8 лет. Его открытие было торжественным событием, которое состоялось в июне 1894 года. На церемонии присутствовали сам Принц Уэльский и его супруга Александра.

Работа моста была полностью сосредоточена на паровых двигателях, которые вращали огромные насосы. Эти сооружения создавали высокое давление в системе гидроаккумуляторов. Которые, в свою очередь, питали моторы, вращающие коленчатые валы. Крутящий момент от валов передавался шестерням, которые заставляли двигаться зубчатые сектора. А сектора отвечали за разведение крыльев моста. Поднимаемые части моста были очень массивными, и создавалось впечатление, что на шестернях лежит огромная нагрузка. Однако это не так: к крыльям моста крепились тяжелые противовесы, которые оказывали огромную помощь гидромоторам.

Для того чтобы развести крылья, требовалось большое количество энергии. И тут все было предусмотрено. Механизм сооружения включал в себя шесть огромных аккумуляторов, в которых под сильным давлением находилась вода. Она поступала к двигателям, отвечающим за работу разводных частей моста. Под действием воды всевозможные механизмы приходили в движение, и огромная ось с диаметром в полметра начинала вращаться, поднимая полотна. Весь процесс разведения моста занимал всего одну минуту!

Мост сегодня

Сегодня Тауэрский мост работает полностью на электричестве. Однако, как и прежде, когда он приходит в движение, все вокруг замирают и восторженно смотрят на вздымающиеся в воздух крылья моста. Затем внимание окружающих обращается на реку. И будь то прогулочный катер или буксир, все с интересом наблюдают, как он пройдет под мостом.

Самым любопытным стоит подняться в одну из башен, где расположен музей, посвященный Тауэрскому мосту. Там можно узнать много интересного о его истории, увидеть фотографии строительства, макеты и планы. Ну а затем можно подняться на смотровую площадку, чтобы увидеть необыкновенную, захватывающую и потрясающую панораму города, открывающуюся оттуда.

Так что, если вы окажетесь обязательно посетите Тауэрский мост.

Старый Лондонский мост приобрел в 1968 году Роберт Маккалох - бизнесмен из США. Конструкция была разобрана и перевезена в Штаты. По легенде бизнесмен посчитал, что старый Лондонский мост - это и есть Тауэрский мост, символ загадочного туманного Альбиона. Однако сам Маккалох публично отрицает, что такое было на самом деле.

Тауэрский мост - это настоящее произведение искусства, над которым трудились талантливые архитекторы. А также это величайшая достопримечательность не только Лондона, но и всей Великобритании в целом.