Как понять, в чем различие духовных и материальных ценностей? Какие есть варианты развития личности в этом плане и чего ожидать на каждом пути развития? Рассмотрим эти актуальные в наши дни вопросы более подробно далее статье.

Ценности человека: общее понятие

Для начала стоит разобраться с понятием «ценность» вообще: что это такое в общечеловеческом понимании? Слово «ценность» произошло от слова «цена», то есть это нечто, имеющее цену, значимость, весомое предпочтение, выражающееся в различных объектах как материального, так и тонкого духовного мира.

Основные виды ценностей человека подразделяются на три группы:

  1. Духовные - то, что не имеет явно выраженной физической формы, но при этом существенно влияет на качество жизни как отдельного человека, так и общества в целом. Они обычно подразделяются на личностные, то есть имеющие важность для конкретного индивидуума, групповые - имеющие вес для какой-то определенной группы людей (общины, касты, национальности), а также общечеловеческие, на значимость которых не влияет уровень сознания или жизни человека.
  2. Социальные - вид ценностей, который важен для определенного круга людей, но существуют отдельные личности, для которых он абсолютно не важен, то есть не является чем-то необходимым для полноценной жизни. Отличный пример - аскеты в горах Тибета, отшельники, уединенно живущие в лесах или путешествующие по миру.
  3. Материальные - этот вид ценностей является для большей половины человечества преобладающим, так как стал основой для еще одного статуса - социального. Основу материальной ценности составляют не только объекты личного имущества, но и окружающего мира.

Все виды ценностей имеют в себе основную причину и движущую силу для развития человека, группы, общества или человечества в целом, которая является показателем успеха и прогресса.

В различных жизненных ситуациях человек иногда вынужден сделать выбор между развитием и подпиткой материального или духовного мира, что и определяет дальнейшее развитие индивида, а значит, и преобладающего большинства общества.

Духовные ценности - лакмус нравственности общества

Видов духовных ценностей несколько, и все они имеют в основе одну цель: сделать индивида более развитой личностью с точки зрения нематериального мира.

  • Основополагающие жизненные ценности - это свобода, любовь, вера, добро, мир, дружба, природа и жизнь в целом. Отсутствие этих факторов ставит под вопрос дальнейшее развитие человека даже на примитивном уровне.
  • Моральные ценности определяют отношения между людьми с позиции нравственности. Это честь и честность, совесть, гуманность и сострадание ко всему живому, уважение к возрасту и опыту.
  • Эстетические - сопряжены с переживанием красоты и гармонии, умением наслаждаться моментом, звуком, цветом и формой. Музыка Бетховена, Вивальди, картины Леонардо да Винчи, Собор Парижской Богоматери и Василия Блаженного - это эстетические ценности человечества вне времени. Для отдельного конкретного человека таким важным объектом может стать статуэтка, подаренная родным человеком, или картинка, нарисованная трехлетним малышом.

У человека, живущего духовными ценностями, никогда не будет сомнения, что выбрать: посетить концерт любимого исполнителя или купить пятые по счету, но очень модные сапоги. Для него долг перед стареющими родителями всегда первичен, он не сможет удовлетворить свой эгоизм и отправить их в дом престарелых.

Общественные или коллективные ценности человека

Социальные ценности человека двояки: для некоторых они первичны и важны в высшей степени (политики, актеры, духовенство, научные исследователи мирового уровня), для других, напротив, никакой роли не играют, и человеку абсолютно неважно, что о нем думают окружающие и какое положение он занимает на социальной лестнице.

Все виды социальных ценностей подразделяются еще на несколько типов:

Политические + уровень социальной лестницы: для некоторых людей крайне важно стоять у руля власти, быть уважаемым и почитаемым всеми.

Коммуникативные - преобладающему большинству людей важно принадлежать к какой-либо группе или ячейке, будь то "Сознание Кришны" или кружок любителей вышивки крестиком. Общение по интересам дает ощущение востребованности, а значит, важности для мира.

Религиозные: для многих людей вера в божественные силы и связанные с этим ритуалы в повседневной жизни дают основу для дальнейшей жизни.

Природно-экономические (ориентированные на окружающую среду): мало кому хочется жить в экологически опасных районах, местах с сильной загазованностью или сейсмически опасных зонах - это показатель личных природных ценностей. При этом забота человечества в целом об окружающей среде так же входит в данный раздел, как и сохранение редких животных видов.

Материальные ценности - главный стимул современного мира потребителей

Все физические предметы, которые делают жизнь человека максимально комфортной - это и есть материальные ценности, которые якобы делают жизнь счастливее и разнообразнее.

К сожалению, современность слишком поглощена заботой о внешнем, материальном мире, и мало кто на самом деле осознает, что дома, крутые машины и шкафы, забитые одеждой, так же как и айпады - это лишь временные и мнимые ценности, которые актуальны только в ограниченном привычном быту. И если переместить человека без его «игрушек» в независимое от них пространство, то ему, возможно, удалось бы осознать, что эти вещи, по сути, ничего не стоят и первичными ценностями не являются.

Личные ценности отдельного индивида

Этот вид ценностей является совокупностью всех указанных выше аспектов, но с учетом индивидуальных приоритетов человека.

Так, у одного человека на первом месте будет желание добиться высокого положения в обществе. Значит, его основная ценность - социальная. У другого будет истовое желание понять истинный смысл бытия - это показатель духовной ценности, стоящей превыше всего.

Приоритеты человека в выборе личных ценностей - это показатель высокоразвитого существа

Все виды ценностей отдельной личности отлично показывают, кем на самом деле является человек и что его ждет в дальнейшей перспективе, ведь предшествующий опыт многих тысяч людей игнорировать бессмысленно. Если человек выбрал в приоритет материальные блага, считая, что они сделают его счастливым на всю жизнь, то он в итоге поймет (если не глуп!), что все эти приходящие и сменяющие друг друга «игрушки» дают ощущение счастья и удовлетворенности на небольшой срок, а далее снова хочется чего-то еще.

А вот люди, избравшие духовный путь и высокие ценности, не только знают, но и чувствуют, что их жизнь полноценна, интересна и без капитальных вложений: им не особо важно, будет у них автомобиль популярной марки или старенький "Москвич" - ведь их счастье исходит не от обладания вещами, а заключается в любви к жизни или Богу.

Могут ли все три вида ценностей мирно сосуществовать в сознании одного человека?

Эту идею очень хорошо иллюстрирует басня Крылова «Лебедь, Рак и Щука»: если рваться сразу на все стороны, то в итоге ничего никуда не смещается, остается на месте. Но вот группе единомышленников или нации, да и всему человечеству в целом, такая задача вполне по плечу: одни будут отвечать за материальные ценности, используя их для блага всех, а другие будут поднимать духовный уровень, не давая обществу морально разлагаться.

Что важно для вас и что является ? Каждый человек, которому будет задан такой вопрос, ответит на него индивидуально. Один скажет, что самое главное в жизни – это карьера и достаток, другой ответит, что этот власть и статус в обществе, третий приведёт в пример семью, отношения и здоровье. Перечислять можно довольно долго, однако нам нужно лишь понять, что то, что является важным для человека, управляет его действиями. Исходя из того, какие у него приоритеты, он будет заводить друзей, получать образование, выбирать место работы, другими словами, выстраивать свою жизнь.

И тема настоящей статьи – это жизненные приоритеты, а если сказать более точно – жизненные ценности. Далее мы поговорим о том, что это такое, какие вообще бывают ценности и как происходит формирование их системы.

Что такое жизненные ценности?

Итак, жизненными ценностями человека можно назвать ту шкалу оценок и мер, при помощи которой он выверяет и оценивает свою жизнь. В различные периоды существования человека эта шкала трансформировалась и видоизменялась, но определённые меры и оценки присутствовали в ней всегда и продолжают присутствовать сейчас.

Жизненные ценности человека являются абсолютными величинами – они занимают первое место в его мировоззрении и оказывают прямое воздействие на то, какие направления жизнедеятельности будут для него приоритетными, а что он будет воспринимать как второстепенное.

Какие бывают жизненные ценности?

В первую очередь следует указать на то, что система жизненных ценностей человека может состоять из нескольких элементов:

  • Общечеловеческие ценности
  • Культурные ценности
  • Индивидуальные ценности

И если первые два элемента обусловлены, главным образом, общими представлениями людей о том, что хорошо и что плохо, что важно и что второстепенно, а также особенностями той культуры, в которой родился и воспитывался человек, то к третьему элементу можно отнести сугубо субъективные мировоззренческие особенности. Хотя и в этом случае можно выделить нечто общее, что объединяет жизненные ценности всех людей вообще.

Таким образом, к общей системе жизненных ценностей человека можно отнести:

  • Здоровье – оно является одной из основных жизненных ценностей, разделяемой множеством людей и ценимой довольно высоко. Но к здоровью можно отнести не только или духовное благополучие, но и благополучие социальное, выражающееся в отсутствии социальных кризисов в жизни. Особого внимания заслуживают показатели физического и социального благосостояния, которые отражаются на внешней привлекательности и в атрибутах социального положения, таких как общественный статус, обладание определёнными вещами, соответствие стандартам и брендам;
  • Успех в жизни – ещё одна ценность, которая находится в почёте на протяжении долгого времени. Получение является залогом стабильного будущего, успешной карьеры, наличие и общественного признания – всё это важно для многих людей. Но в это же время достаточно велико и число приверженцев так называемого дауншифтинга – явления, в котором люди, уже сумевшие достичь успеха и социального статуса, приходят к пониманию того, что уже нет сил выносить социальный прессинг, отходят от дел и уходят в простую жизнь, дабы сохранить душевное равновесие и целостность. На сегодняшний день особо ценным является навык приспособления к разным условиям и обстоятельствам жизни и способность зарабатывать, не работая по найму;
  • Семья – остаётся одной из главных жизненных ценностей для людей всего мира, невзирая на то, что сегодня наблюдается тенденция отказа от браков, тем более ранних, отказа от рождения детей, а также пропаганда однополых отношений. Кроме того, даже тот факт, что в наше время можно использовать деньги для получения бесконечного количества сексуальных связей и видимости любви, не может идти ни в какое сравнение с тем, что для людей по-прежнему остаются значимы настоящая семья и потребность в продолжении рода;
  • Дети – и здесь мы снова можем сказать, что, несмотря на пропаганду отказа от детей (чайлдфри) для подавляющего числа людей дети продолжают оставаться смыслом существования, а рождение и воспитание потомства превращается в . И огромное значение здесь отводится возможности для человека оставить после себя потомство, как след, а также передачи своего жизненного опыта и закрепления своего индивидуального «Я» в том, что будет продолжать существование дольше его самого.

Руководствуясь всем этим, можно сделать вывод, что система жизненных ценностей людей, которой они руководствуются в течение всей своей жизни, в большинстве случаев представлена их стремлением к самореализации, и передачи её во времени.

Но, помимо перечисленных жизненных ценностей, можно назвать и ряд других, которые также встречаются очень часто:

  • Близость с близкими людьми
  • Друзья
  • Свобода суждений и поступков
  • Независимость
  • Работа, соответствующая жизненному предназначению
  • Уважение и признание со стороны окружающих
  • и открытие новых мест
  • Творческая реализация

Различия же в жизненных ценностях и приоритетах объясняются тем, что люди отличаются по . Это говорит о том, что и ваша система жизненных ценностей совершенно индивидуальна, но то, что для вас имеет наибольшее значение, и то, что вы цените, как самое главное в жизни, для кого-то другого может быть совершенно ничего не значащим или вообще отсутствовать в его системе ценностей. Хотя, конечно же, вещи, значимые для всех и каждого, как и моральные ценности, имеют место быть, независимо то того, где рождён человек и в какое время.

Теперь же давайте поговорим на тему того, как происходит формирование системы жизненных ценностей.

Особенности формирования системы жизненных ценностей

Система жизненных ценностей каждого человека начинает формироваться уже с первых лет его жизни, однако окончательно она формируется лишь к достижению ответственного возраста, т.е. примерно к 18-20 годам, хотя и после этого может в чём-то меняться. Сам же процесс её формирования проходит по определённому алгоритму.

Схематично данный алгоритм можно выразить так:

  • Стремление > Идеал
  • Стремление > Цель > Идеал
  • Стремление > Ценности > Цель > Идеал
  • Стремление > Средства > Ценности > Цель > Идеал

Однако впоследствии между всеми этими пунктами появляется ещё один – этика, в результате чего вся схема приобретает следующий вид:

  • Стремление > Этика > Средства > Этика > Ценности > Этика > Цель > Этика > Идеал

Отсюда получается, что в первую очередь возникает идеал и само стремление к этому идеалу. Идеал, который также можно назвать образом, если к нему не возникает стремления, уже таковым не является.

На первой стадии, чаще всего являющейся инстинктивной, идеал нейтрален с этической точки зрения, т.е. его нельзя как-либо оценить, да и формироваться он может в виде чувственно-эмоциональной субстанции, содержание которой определить довольно сложно. Смысл же, который придаётся идеалу, формируется только на стадии трансформации в цель. И только после этого, достигая третьей стадии, происходит формирование ценностей, служащих ресурсами, условиями и правилами для , которая ведёт к идеалу. А весь алгоритм, в конце концов, завершается так называемой инвентаризацией необходимых и имеющихся средств по достижению цели.

Каждый элемент представленного алгоритма крайне важен, однако нужно обратить внимание на то, что идеал, цель и средства формируются и выбираются под воздействием не только потребностей, но и норм этического характера, которые как бы «фильтруют» все стадии алгоритма. Одновременно с этим, этические нормы могут иметься в сознании человека, а также в массовом сознании, представляя собой результаты действия предыдущих алгоритмов, а значит, и восприниматься как «существующие объективно». Кроме того, они могут формироваться и как новые, будучи обусловленными вновь возникшим идеалом и соответствующим ему алгоритмом.

Жизнь любого человека, о чём мы уже упоминали, с самого детства начинает подчиняться данному алгоритму, причём не важно, чего это касается: выбора будущей профессии, любимого человека, политических или религиозных взглядов и совершаемых поступков. И здесь особую роль играют именно «идеалы», независимо от того, существуют они в сознании человека или в его подсознании.

Подытоживая, можно сказать, что система жизненных ценностей человека является достаточно стабильной структурой, несмотря на то, что подвержена изменениям, как небольшим, так и глобальным. А осознание самим человеком своей системы жизненных ценностей – это первый шаг на пути к пониманию своего .

2. Философия ценностей

3. Ценности в литературе

4. Ценности жизни и культура современной молодёжи (социологическое исследование)

Заключение

Библиографический список

Введение

Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.

Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему “транслирует” именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая “размытость” общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм, в постулируемых обществом идеалах и ценностях появляются противоречия.

По существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве ценностей как объектов ценностного отношения, может оцениваться в дихотомии добра и зла, истины и заблуждения, красоты и безобразия, допустимого или запретного, справедливого и несправедливого.


1. Ценности: понятия, сущность, виды

Кибернетическое понимание общества заключается в представлении его как принадлежащего "к особому классу универсальных адаптивно-адаптирующих систем".

В известном ракурсе культура может рассматриваться как многомерная программа адаптивного управления, задающая основные параметры самоорганизации сообществ и координирующая совместную активность достаточно автономных индивидуумов. При этом культура может пониматься и как своего рода генератор структурности, присущей всякой высокоорганизованной системе: "Упорядоченность достигается ограничением разнообразия возможных состояний элементов системы за счет установления зависимости одних элементов от других. В этом отношении культура подобна биологическим и техническим программирующим устройствам".

Сама культура определяется аксиологически как совокупность материальных и духовных ценностей и способов их созидания и трансляции. Ценности как таковые неразрывно связаны с социокультурным контекстом и могут рассматриваться в качестве неких квантов общего культурного поля. Именно в этом смысле можно рассматривать ценности как структурные инварианты различных культур, определяющие не только содержательную специфику конкретной культуры как арсенала эффективных адаптивных стратегий, но и особенности ее динамики и развития. Чавчавадзе Н.З. так и определяет культуру как "мир воплощенных ценностей", различая ценности-средства и ценности-цели.

Система ценностей человека является «фундаментом» его отношения к миру. Ценности - это относительно устойчивое, социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ.

«Ценности, - писал В.П. Тугаринов, - это то, что нужно людям для удовлетворения потребностей и интересов, а также идеи и их побуждения в качестве нормы, цели и идеала».

Ценностный мир каждого человека необъятен. Однако существуют некие «сквозные» ценности, которые являются практически стержневыми в любой сфере деятельности. К ним можно отнести трудолюбие, образованность, доброту, воспитанность, честность, порядочность, терпимость, человечность. Именно падение значимости этих ценностей в тот или иной период истории всегда вызывает в нормальном обществе серьезное беспокойство.

Ценность относится к числу таких общенаучных понятий, методологическое значение которых особенно велико для педагогики. Будучи одним из ключевых понятий современной общественной мысли, оно используется в философии, социологии, психологии и педагогике для обозначения объектов и явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе нравственные идеалы и выступающих в качестве эталонов должного.

По существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве ценностей как объектов ценностных отношений, может оцениваться в дихотомии добра и зла, истины и заблуждения, красоты и безобразия, допустимого или запретного, справедливого и несправедливого.

Ценность как понятие определяет "…значимость чего-либо в отличие от существования объекта или его качественных характеристик".

Существует огромное количество ценностей и их можно разделить на две большие группы: на материальные и духовные:

К материальным ценностям мы отнесли: автомобиль, аквариум, гараж, драгоценности, деньги, еду, дом, игрушки, косметику, музыкальные инструменты, книги, одежду, квартиру, магнитофон, компьютер, телевизор, телефон, мебель, спортивные принадлежности;

К духовным: активно-деятельную жизнь, жизненную мудрость, жизнь, семью, любовь, дружбу, смелость, труд, спорт, ответственность, чуткость, честность, воспитанность, красоту, милосердие, творчество, свободу, человека, мир, справедливость, самосовершенствование, здоровье, знания.

Материальные ценности мы можем потрогать, увидеть, купить и они зависят от того времени в котором живет человек. Например, 300 лет назад не существовало автомобилей и значит, такой ценности не было.

Духовные ценности в отличии от материальных мы не всегда можем увидеть и они не покупаются, но мы можем их почувствовать через свои поступки и поведение окружающих людей. Например, если для человека важна красота, то он будет стремиться создавать её вокруг себя, совершать красивые поступки. Таким образом, это более высокие ценности, которые являются общечеловеческими и значимы во все времена.

2. Философия ценностей

В философии проблема ценностей рассматривается в неразрывной связи с определением сущности человека, его творческой природы, его способности созидать мир и самого себя в соответствии с мерой своих ценностей. Человек формирует свои ценности, постоянно разрушает противоречия между сложившимся миром ценностей и антиценностей, использует ценности как инструмент поддержания своего жизненного мира, защиту от разрушающего воздействия энтропийных процессов, угрожающих рождаемой им реальности. Ценностный подход к миру требует рассмотрения объективной реальности как результата человеческого самоутверждения; мир при таком подходе, - прежде всего реальность, освоенная человеком, превращенная в содержание его деятельности, сознания, личностной культуры.

М.А. Недосекина в работе "К вопросу о ценностях и их классификации" (Интернет-ресурс) определяет ценностные представления, понимаемые как основания оценок и призмы целеориентированного видения реальности, как потребности и интересы, переведенные на язык мыслей и чувств, понятий и образов, представлений и суждений. Действительно, для оценки необходимо иметь развитые представления о ценностях, выступающих в качестве ориентационных критериев адаптивной и деятельностной активности индивидуума.

На основании своих ценностных представлений люди не только оценивают сущее, но и выбирают свои поступки, требуют и добиваются справедливости, осуществляют то, что является для них благом.

Е.В. Золотухина-Аболина определяет ценности как внерациональный регулятив. Действительно регулируемое обращением к ценностным критериям поведение в конечном счете ориентировано на достижение максимального эмоционального комфорта, являющегося психофизическим знаком достижения конкретной цели, связанной с утверждением той или иной ценности.

Н.С. Розов выделяет несколько эволюционных типов развития мировоззрения сообществ: мифологическое сознание, религиозное сознание и идеологическое сознание. Такого рода классификация более чем очевидна. Однако мало кто отваживается отказаться от окончательности последней формы общественного сознания и хотя бы предположить возможность рождения новой, совершенно не похожей на предшествующие. Н.С. Розов это сделал: "На роль ведущей формы мировоззрения в наступающей исторической эпохе с наибольшей вероятностью претендует ценностное сознание". Ценности в рамках ценностного сознания как новой формы мировоззрения, во-первых, выходят из подчиненного положения, во-вторых, вбирают в себя и переосмысливают все разнообразие имеющихся мировоззрений, поскольку становятся уже насущно необходимы коммуникация и поиск продуктивных компромиссов между представителями этих разных мировоззрений… Понятие ценностного сознания не сводится к сочетанию значений двух слов, составляющих это название. Это понятие строится, прежде всего, нормативно: ценностное сознание - основанная на ценностях форма мировоззрения, которая удовлетворяет установленным выше требованиям.

Мир ценностей, телеологически детерминирующих свой объект, на который он изначально направлен, не висит в воздухе. Он укоренен в аффективной жизни психики не в меньшей степени, чем витальные потребности. Первое соприкосновение с ценностями происходит благодаря общению со значимыми лицами - родителями. С начальных ступеней онтогенеза они вмешиваются в спонтанное функционирование витальных потребностей, внося в них порядок, необходимый для всего социума. И если становящееся сознание черпает свою силу в основном из аффективных образов значимых лиц, то в дальнейшем оно освобождается от необходимости в такой поддержке и в стремлении к цели-ценности самоорганизует и продуцирует свои структуру и содержание, двигаясь в русле объективных закономерностей. Существующая иерархия ценностей, телеологически определяя свой предмет - человеческое сознание, может породить такие ценности, которые выводят из сферы непосредственных жизненных потребностей данного социума. Такова аксиологическая основа прогресса.

Жизненные ценности организовывают жизнь человека. Индивид может сам определить важные понятия, но после этого они управляют его поведением. Это свод внутренних правил, то, за соблюдением чего человек следит самостоятельно.

Ценности, критерии и основа для их роста

Нельзя думать, что жизненные ценности в жизни всегда играют важнейшую роль. Мало кто ими действительно руководствуется. О ценностях идет речь в беседах, но проживать каждую секунду для реализации своих ценностей нелегко, не каждый может так поступать.

С физиологической точки зрения человек существует для удовлетворения своих потребностей, руководствуется своими привычками и проявляет эмоции при столкновении с неудовлетворяющими его явлениями. Ценности многих людей существуют только на словах, их выполнение не осуществляется. Для них жизнь определяется простыми физиологическими механизмами. Личностью стать необходимо, а для этого придется развить собственные ценности. Таким образом, важные жизненные ценности требуют достижения определенной личностной базы.

Критерии настоящих внутренних ценностей:

  • Они дороги человеку, он готов постоять за них.
  • В их выборе должна присутствовать осознанность, ведь личность должна без напоминаний соблюдать их.
  • Позитивность ценностей вызывает гордость у человека.

Важным пунктом является понимание. Изменить жизнь на смертном одре невозможно, поэтому осознавайте интерес и нужность своих жизненных правил, пока есть время. Если вам наверняка известно, чего вы хотите и что цените больше всего, наполняйте каждый день вашей жизни этим.

Формирование ценностей

Если в канун Нового года вы вспоминаете все, что было в ушедшем, и мечтаете, что должны сделать в новом году, то это самое подходящее время определить жизненные ценности. Распишите все, что имеет важность для вас, а дальше остается лишь следить за соблюдением этого. Признак действительно развитой личности - если человек руководствуется в действиях и поступках своими ценностями. Последние определяют цели, из них вырастают планы и будущее человека. Больше обдуманных действий - активнее рост личности.

У всех свой, уникальный набор внутренних правил. Обычно формирование жизненных ценностей происходит до наступления двенадцати лет. На нас влияют родители, школа и учителя, окружающая культура, прочее. Ценности могут сформироваться после их осознания и полного принятия. Полноценная личность имеет упорядоченные жизненные ценности. Она понимает, что наиболее важно и находится на первом месте, а что размещено ниже или служит для достижения других целей. Совпадения в перечне ценностей способствует улучшению отношений между людьми, а значительные отклонения дают повод возникнуть конфликту. Жизненные ценности возникают еще в детстве, благодаря атмосфере, окружающей нас. Естественное формирование новых ценностей может происходить путем вовлечения индивида в другие условия жизни, где новый блок ценностей ему критически необходим.

Категории ценностей

Что еще известно об основных жизненных ценностях? Можно ли их перечесть? Целый список жизненных ценностей обширен, но все подлежит классификации. Синтон-подход группирует основные жизненные ценности нормальной личности на три круга:

  • Связанные с работой, делом, бизнесом.
  • Относящиеся к отношениям и личной жизни.
  • Отвечающие за собственное развитие.

Эти части можно рассмотреть более подробно.

Наслаждение

Развлечения и отдых, любовь, азарт. Это радость и отрыв, наслаждение и жизнь на полную. Ваше возможное путешествие в страну мечты, где вас ждет море и песок, к примеру, или горы и снег. Игра в рулетку, когда все на кону, покер или спор. Романтичные уютные встречи в кофейнях, проходящие в полумраке с любимым человеком рядом.

Взаимоотношения

Дети, семья, общее взаимопонимание. Долгие, стабильные отношения любящей пары. Вопрос отцов и детей, вечной дружбы и близких людей. В эту категорию включена ценность взаимоотношений с другими людьми в принципе. Кроме того, здесь присутствует любовь, но она имеет другой характер, не страстный, но заботливый, ласковый и уважительный. Это радость встречи с детьми и супругом после долгого рабочего дня. Это терпеливая сыновья помощь пожилым родителям, когда они не в силах справиться даже с обычными делами.

Стабильность

Комфорт, деньги, дом. Эта группа касается стабильного быта и порядка. Она касается сразу двух понятий. "Комфорт, деньги, дом" необходимы для семьи, а также поддерживают полноценный отдых. Во-вторых, финансовый вопрос затрагивает категорию "Работа, дело, бизнес". Для меблирования новой квартиры молодожены едут в "Икею". Они вынуждены провести там много времени, ведь все, что им хочется, слишком дорого, а их бюджет ограничен.

Предназначение

Собственные проекты и дела. На что вы тратите свой день? Чем вы занимаетесь на работе? Что в вашей голове, прежде чем вы уснете? В этой категории присутствует все, что относится к вашим идеям, планам и работе, вашему развитию. Подросток увлекается видео- и фотосъемкой. Он тщательно выискивал лучшие кадры. Спустя десять лет мужчина добился невероятного успеха и снимает клипы. Следующий его шаг - режиссура.

Статус

Власть, карьера, статус. Жажда обретения высшей позиции в социуме, новых влияний и открытых дверей. Бизнесмен приобретает все более дорогие автомобили, подчеркивая их престиж. Модель ходит за покупками только в брендовые магазины. Они демонстрируют свое положение в обществе, ведь столько усилий было потрачено для его достижения.

Образование

Повышение квалификации в работе, самообразование. Выполнение своих профессиональных задач усложняется без должного уровня образования и необходимого опыта. По этой причине квалификация затрагивает категорию "Работа, дело, бизнес". Улучшение образования и повышение мастерства ведет к развитию человека как личности. Стилист внимательно рассматривает появление селебрити на красной дорожке, ведь ему важно ознакомиться с последними тенденциями в области моды.

Саморазвитие

Развитие психологических и социальных навыков, рост личности. Категория развития индивидуальных характеристик. Рост личности ведет к осознанным выводам, повышенному вниманию к близким и окружающим. Социальные навыки означают умение вести себя в обществе, находить общий язык с разными людьми. Психологические навыки - борьбу со своими опасениями, контроль эмоций, ясность мыслей. Рядом с человеком сразу появляются люди, когда он следит за проявлениями своих чувств, внимателен к окружающим.

Физиология

Здоровье, красота, развитие в гармонии. Стройность, забота о внешности, хорошая физическая форма, способность к танцам и грациозности - все это физиологические жизненные ценности, которые расположены на границе двух категорий. Развитие тела и внимание к своему здоровью ведет к развитию личности, поэтому оно соприкасается с категорией саморазвития. Эти ценности попутно влияют на отношения с противоположным полом, поэтому категория "Отношения и личная жизнь" развивается параллельно.

Духовность

Реализация целей, познание окружающего мира и жизненных принципов, рост духовной сферы. Вам сложно оставить след для будущих поколений, если вы живете только для себя и своих нужд. Вы должны следить за своими мотивами, развитием духовных стремлений. Жизненные цели и ценности не формируются благодаря покупке беллетристики о духовных практиках, эзотерике и сверхъестественном.

Итак, подведем итоги. Каждый день мы сталкиваемся с необходимостью решать определенные задачи, мы боремся с обстоятельствами, которые неблагоприятно влияют на нас. Важно в таких ситуациях принимать решение, основываясь на собственных ценностях. Чувство собственного достоинства возникает только в случае соблюдения внутренних правил. Жизненные ценности человека дарят ему спокойствие и стабильность.

Мы редко задаем себе вопросы типа «Зачем мы живем», «Что для нас является жизненной ценностью» и т.п. Не говоря об этом, мы, тем не менее, руководствуемся определенными принципами, выбираем для себя самое главное, если невозможно сохранить все. Например: «любовь», «свобода» или «работа» для кого-то ценнее «семьи». Если не нужно выбирать между ними, всё мирно сосуществует. А если требуется сделать определенный выбор? Он будет сделан в пользу того, что для человека важнее всего, как бы ни казалось со стороны это неправильным или необдуманным решением. Конечно, не исключено, что со временем человек обвинит себя в том, что когда-то сделал «неправильный» выбор. Только выбирает он всегда в настоящем, а в этом настоящем уже другие ценности.
Есть ли такие жизненные ценности, которые одинаково важны для людей независимо от их возраста, пола и того, в какой стране мира они живут? Конечно, есть. Это семья, здоровье, работа. Помимо этого, люди называют и другие ценности, как-то: образование, любовь, дружба, самоуважение, карьера, власть, деньги, секс…
Интересно было бы сравнить ценности «отцов» и «детей», ведь их различие может мешать взаимопониманию между поколениями.
Что же выбирают наши подростки, мы узнали их ответов 130 учеников 5-х и 9-х классов из школы №3 г. Конаково. 45% опрошенных поставили «счастливую семью» на 1-е место среди других 17 жизненных ценностей. 85% детей включили «семью» в число пяти наиболее значимых ценностей. На 2-м месте оказалась «дружба» (58%). Хотя отношения со сверстниками в подростковый период играют важнейшую роль, только 6% отвели ей почетное первое место. Действительно, семья продолжает играть важнейшую роль в процессе взросления подростка. Он нуждается в мудром наставничестве со стороны взрослых, но не показывает этого и бунтует против родителей, стремясь к общению на равных.

Далеко не все, а только 54% школьников, считают «образование» жизненной ценностью. Среди пятиклассников только 45% разделяют это мнение. Еще меньшее число школьников (всего 18%) стремится к высоким достижениям в спорте или искусстве.
Некоторые юноши и девушки выстраивают такой ряд ценностей:
Образование – работа, карьера – деньги, богатство. Или еще «круче»: работа, карьера – деньги, богатство – слава, восхищение и уважение окружающих.
Среди подростков 10-11 и 15-16 лет одинаково небольшое количество тех, кто начинает осознавать как ценность «благополучие государства». «Наука как познание нового» занимает в списке ценностей чуть ли не самые последние места (с 9-го по 17-е). Только один юноша считает «науку» приоритетной для себя ценностью, наряду с такими как «власть» и «успех».
36% подростков выбирают такую ценность, как «счастье близких людей».
Ответы взрослых (а их было опрошено 30 чел.) отличались большим разнообразием. Практически все перечисленные в анкете ценности были ими названы, за исключением такой ценности, как «пища». А для 13% подростков пища стоит того, чтобы о ней говорить как о ценности. Собственно, давно известно, что есть иерархия потребностей, и первое место в этой пирамиде занимают физиологические потребности. К ним относятся пища, одежда, сон, отдых. Человек способен думать и стремиться к удовлетворению более высоких потребностей только тогда, когда удовлетворены его первичные (физиологические) потребности. Недаром есть поговорка: «Пустое брюхо к ученью глухо».
У 13% взрослых в качестве аналогичной первичной потребности выступает жилье: собственная квартира или дом.
Главными ценностями опрошенных мужчин и женщин в возрасте от 22 до 52 лет являются «семья» и «здоровье». На втором месте оказывается «работа». Для 66% респондентов очень значима категория «счастье близких людей». На порядок ниже число выборов в пользу «любви» и «дружбы». 26% людей называют их в качестве важных жизненных ценностей. Не очень высок рейтинг у образования. Только 20% взрослых считают образование важной жизненной ценностью. Примерно столько же (20-25%) выбирают «благополучие государства», стремятся к самоуважению. Для 15% взрослых людей необходимо уважение окружающих. К карьере, власти стремится не более 5 %. Отношение к деньгам, как некоей жизненной ценности, выявилось у 20 % подростков и 10% взрослых.
Получается, что ценности «отцов» и «детей» очень похожи, хотя в каждом конкретном случае это далеко не так. А как именно, вы можете обсудить после прочтения этого материала. Желаю приятных открытий.