Связь научной психологии с практикой характеризуется точностью постановки прикладных задач и методов их решения. Как правило, такие задачи порождались трудностями, возникающими вне психологических областей, а их устранение выходило за пределы компетенции соответствующих специалистов. Заметим также, что прикладные отрасли могли появиться независимо (в том числе и во времени) от становления общепсихологической науки (прило­жение, пример 9).

Отрасли психологии можно различать по нескольким критериям:

по сферам деятельности (в частности, профессиональной), то есть по тому, что делает человек: инженерная, педагогическая деятельность и др.;

по тому, кто именно эту деятельность выполняет, является ее субъектом и вместе с тем объектом психологического анализа: человек определенного возраста (детская и возрастная психология), группы людей (социальная психология), представитель той или иной национальности (этнопсихология), пациент психиатра (патопсихология);

по конкретным научным проблемам: связь нарушений психики с мозговыми поражениями (нейропсихология), психических и физиологических процессов (психофизиология).

В реальной работе психолога научные отрасли широко взаимодействуют. Например, психолог на производстве должен обладать знаниями как инженерной психологии (или же психологии труда), так и социальной. Психологическая сторона школьной работы относится одновременно к сферам возрастной и педагогической психологии. Разработка практических предложений, нейропсихологии – прежде всего, проблема реабилитации больных с мозговыми поражениями в той или иной профессиональной деятельности – требует знания психологии труда.

Понятно, что психолог-практик – это не просто житейский психолог. Конечно, он далеко не всегда имеет готовые образцы решения задач и должен изучать, изобретательно использовать повседневный опыт, и все же для него этот опыт оформлен концептуально, а задачи довольно четко разделены на решаемые и не решаемые. Относительная автономия прикладных отраслей от их общих психологических оснований позволяет устанавливать собственные практические связи с другими науками – социологией, биологией, физиологией, медициной.

Формы взаимосвязи научной и житейской психологии. Типичный пример – психотерапевтический сеанс. Терапевт не может создать и передать пациенту новые способы освоения своего аффективного прошлого, разрешения внутренних конфликтов. Пациент строит эти способы только сам, но терапевт помогает при том, как врач при рождении ребенка. Он уточняет условия открытия, пытается объяснить его закономерности. Итогами такого сотрудничества являются, с одной стороны, полноценная жизнь здорового человека, с другой – развитие центрального раздела психологической науки – изучение личности.

Возможны удачные случаи самотерапии, самостоятельного осмысления и преодоления тяжелых душевных недугов, когда научный и житейский психологи как бы совмещаются в одном человеке (приложение, пример 10).

Нередко различные терапевтические приемы содержат в своей основе житейские эмпирические правила управления поведением и лишь затем получают выражения в теоретических понятиях (при­ложение, пример 11).

Интересны влияния научных понятий и концепций на житейские представления людей о своей психической жизни. Средствами такого представления стали, в частности, некоторые понятия психоанализа (аффективный “комплекс”, “архетип”, “внутренняя цензура” и др.), термины, предложенные для описания эмоциональной сферы (“стресс”), защитных механизмов личности (“компенсация”, “замещение”, “рационализация”, “вытеснение”). Попадая в разговорную речь, эти термины получают содержание, не всегда относящееся к их первоначальному смыслу, но они оказываются эффективными средствами осмысления и даже открытия (построения) человеком собственных индивидуальных средств. Следует отметить, что научный психолог подчас профессионально должен становиться психологом житейским. Подготовка к работе с некоторыми методами диагностики личности, обучение правильной и полной интерпретации результатов занимает около двух-трех лет. Практика проведения психологических экспериментов является подчас тонким искусством, требующим мастерства и интуиции.

Наконец, существуют и такие психологические тесты, где грань между научной и житейской психологией трудно установить. Так, в руководствах по деловому общению даются конкретные практические советы по адекватному социальному поведению, взаимодействию с другими людьми, которые делают контакты успешными. С одной стороны, это своего рода “учебники” житейской психологии, с другой – систематический перечень результатов, дающий материал для научного исследования.

Таким образом, положение психической науки определяется ее двумя разнонаправленными тенденциями. Первая из них – стремление стать естественнонаучной дисциплиной, вторая – занять место житейской психологии. Обе эти цели принципиально недостижимы, но каждая из них порождает конкретные задачи.

С одной стороны, по сравнению с житейской психологией научная представляет собой специальную дисциплину, обладающую понятийным и методическим аппаратом для изучения психической жизни человека, законов ее организации и развития. Точность и регулярность фиксации получаемого опыта, возможность строгой проверки и направленного воспроизводства сближают ее с естественными науками.

С другой стороны, психологическая наука имеет особенности, связанные со спецификой объекта изучения, – его способностью к внутреннему отражению своих состояний. Обыденные представления человека о себе, являясь средствами и результатами разрешения реальных жизненных задач, могут быть устойчивыми и существовать независимо от их научных объяснений. Гуманитарный аспект психологии заключается не только в изучении, но и в практике создания этих представлений как способа преодоления конфликтных ситуаций, осмысления и продуктивного развития жизненного опыта. Научная и житейская психология, сохраняя принципиальные различия, вступают в необходимые взаимные связи. Психологическая наука, развитие которой можно вслед за С.Л. Рубинштейном представить в виде пирамиды, сильна своим основанием. Житейское осмысление разнообразной психологической реальности не исчезает с появлением специальной науки, но является, напротив, постоянным источником ее жизнеспособности. Вместе с тем научные достижения активно проникают в обыденную жизнь, предлагая новые, эффективные методы ее законов, воспитания и развития личности.

Научная психология в целом – это попытка осознать, регулярно осмыслить, воспроизвести и усовершенствовать существующий и постоянно развивающийся опыт психической жизни современного человека.

Взаимосвязь теоретических исследовательских и прикладных задач психологической науки. Методы психологического воздействия.

Общая и дифференциальная психология. Психология и психотерапия. Психологические вопросы профессиональной ориентации. Место психологии в трудовом обучении и воспитании учащихся. Значение для развития народного хозяйства, развития культуры и охраны здоровья людей.

Тема 2. Понятие о психике

Природа психики.

Учения Платона и Аристотеля о душе. Виды причин по Аристотелю. Понятия субстанции и субстрата. Формирование современных представлений о психике. Критика теории отражения. Определение психики как способа организации живого тела. Функционирование психики в структурах взаимодействия человека с миром. Психические процессы, свойства и состояния.

Психика и центральная нервная система.

Строение нервной системы. ЦНС и ее организация. Строение нейрона. Движение нервного импульса по нервному волокну. Глиальные клетки. Высшая нервная деятельность. Понятие о рефлексе. Виды рефлексов. Закономерности формирования условных рефлексов. Виды научения. Психофизическая проблема. Мозг и психика как предметно одна и та же реальность. Психика человека, как совокупность структурных изменений в ЦНС, происшедших под влиянием социального.

Развитие психики в эволюции животных.

Понятие о раздражимости. Биологические закономерности приспособления. Тропизмы (таксисы). Развитие нервной системы животных, ее прогрессирующая централизация, развитие органов чувств, выделение дистантрецепторов. Положение об определяющей роли образа жизни в развитии психики. Закон единства и взаимосвязи строения и функции органа. Инстинкт как наследственно закрепленный продукт филогенетического развития. Индивидуально-изменчивые формы поведения: навыки. Метод проб и ошибок как механизм формирования навыка. Законы формирования навыка. Закон готовности, закон упражнения, закон эффекта. Интеллект. Интеллект и восприятие. Эксперименты Келлера и Крушинского.

Развитие психики в становлении человека.

Проблема антропогенеза. Появление древних гоминид. Инструментальная и орудийная деятельность. Появление знаковой коммуникации. Культурно-исторические предпосылки появления сознания. Субъективированные и объективированные свойства предметов культуры. Знак как репрезентация субъективированных свойств.

Развитие психики в онтогенезе.

Теория Пиаже. Идеи трансформации и конструкции. Взаимодействие субъекта с объектом. Понятие интериоризации. Врожденные и приобретенные свойства. Врожденные: адаптация и организация. Понятие об адаптации. Процессы адаптации. Приобретенные структурные свойства. Понятие о детском реализме. Пути преодоления реализма: объективность, релятивность, реципрокность.

Социальные факторы онтогенеза.

Культурно-историческая теория Л.С.Выготского. Натуральные и высшие психические функции. Возникновение высших психических функций как результат интериоризации знаков и способов их употребления в натуральные функции. Эгоцентризм и эгоцентрическая речь. Эволюция эгоцентрической речи. Понятие о зоне ближайшего развития. Общее понятие об общении. Понятие о деятельности. Процесс опредмечивания потребности. Понятие о мотиве. Структура деятельности. Деятельность, действия, операции. Мотив, цель, средства. Сдвиг мотива на цель. Личность как субъект деятельности.

Сознание.

Определение сознания. Сознание как форма всеобщей связи. Сознание в структуре деятельности и речевой коммуникации. Сознание и самосознание. Основные направления в исследовании сознания.

Бессознательное

Понятие о бессознательном. Сознание и бессознательное. Личное бессознательное. Механизмы психологической защиты. Понятие о коллективном бессознательном. Архетипы. Методы исследования бессознательного.

Тема 3. Методы научного исследования психики.

Практическая психология объединяет все области психологии, которые обслуживают практику. Ее самая общая цель – помощь людям, переживающим сложности.

Практическая психология решает три уровня задач:

1. Научно-исследовательские – изучение закономерностей развития и формирования личности с целью разработки технологий, способов и методов применения психологических знаний в условиях различных социальных систем.

2. Прикладные задачи – разработка специальных обучающих программ, методических материалов по практической психологии, создание проектов нормативных документов такой деятельности.

3. Практические задачи определяются непосредственно по месту профессиональной деятельности психолога-практика.

Психолог-практик проводит психодиагностику; проводит психологическое консультирование – индивидуальное и семейное; осуществляет психологическую коррекцию отдельной личности, групп (в том числе и семьи), коллективов; оказывает психологическую помощь конкретным людям; проводит психопрофилактические мероприятия; осуществляет подбор и отбор персонала на основании психодиагностических данных; знает основы психологии управления персоналом и оказывает помощь руководству организации, учреждения, фирмы.

Существует пять направлений деятельности, по которым решаются задачи практического психолога:

Ø психопрофилактика, подразумевающая работу по предупреждению дезадаптации персонала организации или детей в образовательном учреждении, просветительскую деятельность, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки людей.

Ø психодиагностика, важнейшей целью, которой является добывание психологической информации о человеке или группе, «конкретных знаний о конкретном человеке, полученных на основе обобщенной научной теории».

Ø психологическая коррекция, понимаемая как целенаправленное воздействие на те или иные сферы психики клиента, ориентированное на приведение её показателей в соответствие с возрастной или иной формой;

Ø психологическое консультирование, целью которого является обеспечение человека необходимой психологической информацией и создание условий – в результате общения с психологом – для преодоления жизненных трудностей и продуктивного существования в конкретных обстоятельствах;

Ø психотерапия в рамках психологической модели, направленная на оказание помощи клиенту в продуктивном изменении личности в случаях серьёзных психологических проблем, не являющихся проявлениями психологических заболеваний.

Перечисленные направления практической психологии расположены по возрастанию степени ответственности психолога за результаты своей профессиональной деятельности и усложнения комплекса средств, используемых в процессе работы. Отличия между направлениями можно увидеть и в степени стандартизации применяемых психологом средств. Наиболее стандартизированной можно считать психодиагностику, наименее стандартизированными являются психологическое консультирование и психотерапия, поскольку они предполагают простор для творчества психолога и постоянного поиска неординарных решений в каждом конкретном случае.

В самом широком смысле задачи практической психологии сводятся к следующим:

Ø научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;

Ø научиться управлять ими;

Ø использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли.

Изучая закономерности психических явлений, психологи вскрывают сущность процесса отражения объективного мира в мозгу человека, выясняют, как регулируются действия человека, как развивается психическая деятельность и формируются психические свойства личности. Поскольку психика, сознание человека есть отражение объективной действительности, изучение психологических закономерностей означает прежде всего установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека.

Но поскольку любая деятельность людей всегда закономерно обусловлена не только объективными условиями жизни и деятельности человека, но и иногда субъективными (отношения, установки человека, его личный опыт, выражающийся в знаниях, навыках и умениях, необходимых для этой деятельности), то перед психологией стоит задача выявления особенностей осуществления деятельности и ее результативности в зависимости от соотношения объективных условий и субъективных моментов.

Так, устанавливая закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятий, мышления, воображения, памяти), психология способствует научному построению процесса обучения, создавая возможность правильного определения содержания учебного материала, необходимого для усвоения тех или иных знаний, навыков и умений. Выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса.

Широкий спектр задач, решением которых заняты практические психологи, обусловливает, с одной стороны, необходимость взаимосвязей психологии с другими науками, участвующими в решении комплексных проблем, а с другой - выделение внутри самой психологической науки специальных отраслей, занятых решением психологических задач в той или иной сфере общества.


43. Культурно-историческая теория и ее место в развитии психологии

Культурно-историческая теория – Фундаментальная теория происхождения и развития высших психических функций была разработана Львом Семеновичем Выготским. Опираясь на идеи сравнительной психологии, Л.С. Выготский начал свое исследование там, где сравнительная психология остановилась перед неразрешимым для нее вопросами: она не смогла объяснить феномен сознания человека. Фундаментальная идея Выготского – о социальном опосредовании психической деятельности человека. Орудием этого опосредования является, по мнению Выготского, знак (слово).

Первый вариант своих теоретических обобщений, касающихся закономерностей развития психики в онтогенезе, Выготский изложил в работе «Развитие ВПФ». В этой работе была представлена схема формирования человеческой психики в процессе использования знаков как средств регуляции психической деятельности.

В механизмах мозговой деятельности Л.С. Выготский усматривал динамические функциональные комплексы.

«Человек в процессе своего исторического развития возвысился до создания новых движущих сил своего поведения: так в процессе общественной жизни человека возникли, сложились и развились его новые потребности, а природные потребности человека в процессе его исторического развития претерпели глубокие изменения».

У человека есть 2 линии развития:

Ø натуральная;

Ø культурная (историческая).

Натуральная линия развития (НПФ) – это физическое, естественное развитие ребенка с момента рождения.

При появлении общения с окружающим миром возникает культурная линия развития.

НПФ – натуральные: ощущения, восприятие, детское мышление, непроизвольная память.

ВПФ – культурные, социальные: результат исторического развития: абстрактное мышление, речь, произвольная память, произвольное внимание, воображение.

ВПФ – сложные, прижизненно формирующиеся психические процессы, социальные по своему происхождению. Отличительными особенностями ВПФ являются их опосредованный характер и произвольность.

Применение знака, слова как специфически человеческого психического регулятора перестраивает все высшие психические функции человека. Механическая память становится логической, ассоциативное течение представлений - продуктивным мышлением и творческим воображением, импульсивные действия - действиями произвольными.

ВПФ возникли при помощи знака. Знак - орудие психической деятельности. Это искусственно созданный человеком стимул, средство для управления своим поведением и поведением других.

Знак, как чисто культурное средство возник и употребляется в культуре.

История развития человечества - это история развития знака - чем более мощное развитие знаков в поколениях, тем более развита ВПФ.

Знаком можно назвать жесты, речь, ноты, живопись. Слово, как устная и письменная речь - тоже знак. Ребенок присваивает себе все, что было выработано человеком (психику). История развития ребенка напоминает историю развития человечества. Присвоение психики идет через посредника.

Выготский пытается соединить натуральную и историческую линии.

Историческое изучение означает применение категории развития к исследованию явления. Все современные ему теории трактовали детское развитие с биологизаторской точки зрения (переход от социального к индивидуальному).

ВПФ возможны первоначально как форма сотрудничества с другими людьми, и в последствии становятся индивидуальными (пример: речь - средство общения между людьми, но в ходе развития она становится внутренней и начинает выполнять интеллектуальную функцию).

У человека нет врожденной формы поведения в среде. Его развитие происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности. Выготский постулировал структурную аналогию между предметной и внутренней умственной деятельностью. Внутренний план сознания стал пониматься в отечественной психологии как деятельностно освоенный внешний мир.

Выготский впервые перешел от утверждения о важности среды для развития к выявлению конкретного механизма влияния среды, который собственно и изменяет психику ребенка, приводя к появлению специфических для человека высших психических функций. Таким механизмом Выготский считал интериоризацию знаков - искусственно созданных человеком стимулов-средств, предназначенных для управления своим и чужим поведением.

Говоря о существовании натуральных и высших психических функций, Выготский приходит к выводу о том, что главное различие между ними состоит в уровне произвольности. Иными словами, в отличие от натуральных психических процессов, которые не поддаются регуляции со стороны человека, высшими психическими функциями люди могут сознательно управлять.

В отличие от стимула-средства, который может быть изобретен самим ребенком (палочка вместо градусника), знаки не изобретаются детьми, но приобретаются ими в общении со взрослыми. Таким образом, знак появляется сначала во внешнем плане, в плане общения, а затем, переходит во внутренний план, план сознания. Выготский писал, что каждая высшая психическая функция появляется на сцене дважды: один раз как внешняя - интерпсихическая, а второй - как внутренняя - интрапсихическая.

При этом знаки, будучи продуктом общественного развития несут на себе отпечаток культуры того социума, в котором растет ребенок. Дети усваивают знаки в процессе общения и начинают использовать их для управления своей внутренней психической жизнью. Благодаря интериоризации знаков у детей формируется знаковая функция сознания, происходит становление таких собственно человеческих психических процессов, как логическое мышление, воля, речь. Иными словами, интериоризация знаков является тем механизмом, который формирует психику детей.

Сознание необходимо изучать экспериментальным путем, следовательно надо сблизить ВПФ, культурное развитие поведения, овладение собственными процессами поведения.

Одной из важнейших их характеристик является опосредствованность, т. е. наличие средства, при помощи которого они организуются.

Для высших психических функций принципиально наличие внутреннего средства. Основной путь возникновения высших психических функций - интериоризация (перенос во внутренний план, «вращивание») социальных форм поведения в систему индивидуальных форм. Этот процесс не является механическим.

Высшие психические функции возникают в процессе сотрудничества и социального общения - и они же развиваются из примитивных корней на основе низших.

Социогенез высших психических функций и есть их естественная история.

Центральный момент - возникновение символической деятельности, овладение словесным знаком. Именно он выступает тем средством, которое, став внутренним, кардинально преобразует психическую жизнь. Знак вначале выступает как внешний, вспомогательный стимул.

Высшая психическая функция в своем развитии проходит две стадии. Первоначально она существует как форма взаимодействия между людьми, и лишь позже - как полностью внутренний процесс. Это обозначается как переход от интерпсихического к интрапсихическому.

При этом, процесс формирования высшей психической функции растянут на десятилетие, зарождаясь в речевом общении и завершаясь в полноценной символической деятельности. Через общение человек овладевает ценностями культуры. Овладевая знаками, человек приобщается к культуре, основными составляющими его внутреннего мира оказываются значения (познавательные компоненты сознания) и смыслы (эмоционально - мотивационные компоненты).

Выготский утверждал, что психическое развитие идет не вслед за созреванием, а обусловлено активным взаимодействием индивида со средой в зоне его ближайшего психического развития. На этих основоположениях формировалась отечественная психологическая школа.

Движущая сила психического развития - обучение. Развитие и обучение - это разные процессы. Развитие - процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств. Обучение - внутренне необходимый момент в процессе развитая у ребенка исторических особенностей человечества.

Он считает, что обучение должно «вести за собой» развитие, это представление было развернуто им в разработке понятия «зона ближайшего развития». Общение ребенка со взрослым, отнюдь, не формальный момент в концепции Выготского. Более того, путь через другого оказывается в развитии центральным.

Обучение же представляет, по сути, особым образом организованное общение. Общение со взрослым, овладение способами интеллектуальной деятельности под его руководством, как бы задают ближайшую перспективу развития ребенка: она и называется зоной ближайшего развития, в отличие от актуального уровня развития. Действенным оказывается то обучение, которое «забегает вперед» развития.

Культурно-историческая теория Л. С. Выготского породила крупнейшую в советской психологии школу, из которой вышли А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, П. И. Зинченко, Д. Б. Эльконин и др. Идеи Выготского получили широкий резонанс во всех науках, исследующих человека, в том числе в лингвистике, психиатрии, этнографии, социологии. Они определили целый этап в развитии гуманитарного знания в России и поныне сохраняют свой эвристический потенциал.

Культурно-историческая теория Л.С.Выготского, показавшая роль культурного и социального в развитии и становлении личности человека, широко применяется исследователями, как в России, так и за рубежом. Анализируется как сама теория, так и основные ее положения в зависимости от предмета внимания автора.

В настоящее время обращение к культурно-исторической теории связано с анализом процессов общения, с изучением диалогического характера ряда когнитивных (связанных с познанием, процессов, с использованием в психологии аппарата структурно-семантических исследований.


44. Общая характеристика бихевиоризма (классический бихевиоризм, необихевиоризм, социобихевиоризм)

Бихевиоризм (англ. Behavior - поведение ) - направление в психологии человека и животных, буквально - наука о поведении. Это направление в психологии, определявшее облик американской психологии в начале 20-го века, радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и заканчиваются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику. Основателем данного направления в психологии был американский психолог Джон Уотсон.

Важнейшими категориями бихевиоризма являются стимул , под которым понимается любое воздействие на организм со стороны среды, в том числе и данная, наличная ситуация, реакция и подкрепление , в качестве которого для человека может выступать и словесная или эмоциональная реакция окружающих людей. Субъективные переживания при этом в современном бихевиоризме не отрицаются, но ставятся в положение, подчиненное этим воздействиям.

Во второй половине 20-го века бихевиоризм был замещен когнитивной психологией, которая с тех пор доминирует в психологической науке. Однако многие идеи бихевиоризма до сих пор используются в определённых направлениях психологии и психотерапии.

Методология бихевиористской концепции была заложена американским психологом Д. Уотсоном (1878-1958) и отражена в работе Мир, как его видит бихевиорист (1913). Однако первое экспериментальное изучение связи (коннекции) между стимулом и реакцией, которое стало ядром исследовательского метода бихевиоризма, появилось раньше и было осуществлено Э. Торндайком (1874-1949). Строго говоря, он еще не принадлежал к этому направлению, и разрабатывал свои эксперименты, ориентируясь в большей степени на близкий к бихевиоризму функционализм. Но именно открытые им методики и законы стали ведущими в работах бихевиористов, что и дает основания включить концепцию Торндайка в бихевиоральное направление.

Как уже было сказано, бихевиоризм сделал предметом своего исследования поведение, с чем связано и новое название психологии (behavior - поведение). При этом под поведением понималась объективно наблюдаемая система реакций организма на внешние и внутренние стимулы. Такое изменение предмета исследования объяснялось задачей сделать психологию объективной наукой. Это стремление отвечало духу времени и явилось причиной того методологического кризиса психологии, о котором уже говорилось выше. Вслед за функционализмом бихевиористы считали, что необходимо изучать целостные реакции организма как функции, направленные на обеспечение какого-то процесса или достижение определенной цели.

Анализируя развитие психологической науки, Уотсон пришел к мнению о том, что прямого и объективного метода исследования внутреннего содержания психики, содержания сознания не существует. Поэтому он выдвинул идею о необходимости пересмотреть предмет психологии, заменив его тем, который будет связан с психической сферой человека и, одновременно, доступен объективному наблюдению и экспериментальному исследованию. Именно таким предметом и являлось поведение, которое, как доказали в своих работах А. Бэн, Г. Спенсер, И.М. Сеченов и другие ученые, является такой же составляющей психики, как и сознание. Идя вслед за этими теориями, Уотсон утверждал, что поведение является единственным объектом, доступным изучению, а потому психология должна исключить сознание из своего предмета, оставив в нем только изучение поведения.

Анализ структуры и генезиса поведения, факторов, которые помогают и препятствуют становлению связей между стимулом и реакцией, - эти вопросы и стали центральными для бихевиоризма. При этом развитие поведения (появление все новых связей между S и R) фактически отождествлялось с развитием психики как таковой.

Идея о том, что в основе развития поведения лежит формирование все новых связей между стимулами и реакциями, привела бихевиористов к убеждению в том, что ведущим фактором в процессе генезиса психики является социальный, т.е. окружающая среда. Этот подход, получивший название социогенетический (в отличие от биогенетического, в котором ведущей является наследственность), получил свое наиболее полное воплощение именно в классическом бихевиоризме. Работы Уотсона показали, что в психике практически нет никаких врожденных поведенческих актов, кроме нескольких инстинктивных движений (сосательное, хватательное и т.д.). На базе этих немногих рефлексов и выстраивается все содержание психической жизни. Таким образом, формирование психики, содержания сознания, происходит в процессе жизни человека под влиянием той информации о стимулах и наиболее адекватных реакциях на них, которые поставляет среда. При этом из всех возможных реакций отбираются и закрепляются те, которые способствуют лучшей адаптации, приспособлению к среде. Таким образом, адаптация в этой школе является главной детерминантой, определяющей направление психического развития.

Само психическое развитие отождествляется с научением, т.е. с любым приобретением знаний, умений, навыков, не только специиально формируемых, но и возникающих стихийно. С этой точки зрения научение - более широкое понятие, чем обучение, так как включает в себя и целенаправленно сформированные при обучении знания. Поэтому экспериментальные исследования в этой школе часто основаны на анализе законов научения, а проблемы научения и развивающего обучения становятся для ученых ведущими.

Исходя из того, что научение зависит в основном от условий жизни, т.е. от стимулов, поставляемых средой, бихевиоризм отвергал идею возрастной периодизации, доказывая, что не существует единых для всех детей закономерностей развития в данный возрастной период. Доказательством служили и проводимые представителями этой школы исследования научения у детей разного возраста, которые показали, что при целенаправленном обучении уже 2-3-летние дети не только умеют читать, но и писать и даже печатать на машинке. Следовательно, периодизация зависит от среды, и какова среда, таковы и закономерности развития данного ребенка.

Однако невозможность создания возрастной периодизации не исключала, с точки зрения бихевиористов, необходимость создания функциональной периодизации, которая бы позволила вывести этапы научения, формирования определенного навыка. Таким образом, этапы развития игры, обучения чтению или плаванию являются функциональной периодизацией. Точно так же функциональной периодизацией являются и этапы формирования умственных действий, разработанные П.Я. Гальпериным.

Работы Торндайка и Уотсона положили начало большому количеству экспериментов, изучающих различные аспекты формирования поведения. Эти исследования показали, что нельзя объяснить всю психическую жизнь исходя из схемы 51-? R, невозможно совершенно не учитывать внутреннее состояние живого существа. Это привело к модификации классического бихевиоризма и появлению так называемого необихевиоризма, в котором уже появляются внутренние переменные, по-разному объясняемые разными учеными (когнитивные карты, потребности и т.д.). Эти разнообразные переменные и изменяют реакции живого существа в зависимости от его состояния, направляя на достижение нужного результата.

Модификация классического бихевиоризма была связана и с тем, что социальное поведение, которое также стало предметом исследования, нуждалось в новом методе, так как не могло изучаться на животных. Это привело к возникновению социального бихевиоризма, который рассматривал ролевое поведение человека в социуме. Анализ факторов, влияющих на интернализацию роли, вариативность ее исполнения разными людьми, также доказал несостоятельность положений, игнорировавших мотивы и ожидания людей.

Однако идея о прижизненном характере содержания психики, ведущей роли обучения оставалась незыблемой и в необихевиоризме. Поэтому неудивительно, что ведущей научной теорией этого направления во второй половине XX в. стала теория оперантного бихевиоризма Скиннера, ставшая основой для многих концепций развивающего обучения.

Классический бихевиоризм . Классический бихевиоризм исследует только внешне наблюдаемое поведение и не делает различий между поведением человека и других животных. Для классического бихевиоризма все психические явления сводятся к реакциям организма, преимущественно двигательным: мышление отождествляется с речедвигательными актами, эмоции - с изменениями внутри организма, сознание принципиально не изучается, как не имеющее поведенческих показателей. Основным механизмом поведения принимается связь стимула и реакции (S->R).

Основной метод классического бихевиоризма - наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействия окружающей среды с целью выявления доступных математическому описанию корреляций между этими переменными.

Основные проблемы (задачи) классического бихевиоризма:

Ø Изучение поведения. Установление связей между стимулом и реакцией;

Ø Управление поведением (моделирование таких стимулов, которые позволяют получить определенную реакцию).

Необихевиоризм - направление в американской психологии, возникшее в 30-х гг. ХХ в.

Восприняв главный постулат бихевиоризма о том, что предмет психологии - объективно наблюдаемые реакции организма на стимулы внешней среды, необихевиоризм дополнил его понятием переменных промежуточных факторов, служащих посредующим звеном между воздействием стимулов и ответными мышечными движениями. Следуя методологии операционализма, необихевиоризм полагал, что содержание указанного понятия (обозначавшего «ненаблюдаемые» познавательные и мотивационные компоненты поведения) выявляется в лабораторных экспериментах по признакам, определяемым посредством операций исследователя.

Необихевиоризм свидетельствовал о кризисе «классического» бихевиоризма, неспособного объяснить целостность и целесообразность поведения, его регулируемость информацией об окружающем мире и зависимость от потребностей организма. Используя идеи гештальтпсихологии и фрейдизма, (Э. Ч. Толмен), а также павловского учения о высшей нервной деятельности (К. Л. Халл), Н. стремился преодолеть ограниченность исходной бихевиористской доктрины, сохранив, однако, ее основную установку на биологизацию человеческой психики.

Э.Толмен ввёл промежуточные переменные - цели, намерения, гипотезы, познавательные карты и т.п. В результате схема необихевиоризма приняла вид: S - V - R, где S - стимул, V - промежуточные переменные, R - реакция.

Социобихевиоризм . Особенно активно формировался в 60-е гг. Новым по отношению, к бихевиоризму выступает представление о том, что человек может овладеть поведением не путем собственных проб и ошибок, но наблюдением за опытом других и за подкреплениями, сопутствующими тому или иному поведению ("научение через наблюдение", "научение без проб"). Это важное отличие предполагает, что поведение становится когнитивным - содержит познавательную компоненту, в том числе символическую. Этот механизм оказывается важнейшим в ходе социализации, на его основе формируются способы поведения агрессивного и кооперативного. Наблюдение может не только формировать новые формы поведения, но и активизовать усвоенные, прежде не проявлявшиеся. В связи с этим своеобразно трактуется проблема наказаний и запретов в воспитании. Наказывая ребенка, взрослый демонстрирует ему агрессивную форму поведения, находящую положительное подкрепление - в виде успеха в принуждении и самоутверждения; и ребенок, даже послушавшись, усваивает возможную форму агрессии.

Основные положения социального бихевиоризма:

Ø психическое должно объясняться в терминах объективно наблюдаемого поведения;

Ø движения человека в группе превращаются в «значимый жест» или символ. Выразительное движение у человека, будучи обращено к другому индивиду с целью вызвать у него желаемую реакцию, вызывает в скрытой форме такую же реакцию у того, кто ее производит;

Ø люди интерпретируют или определяют действия друг друга, а не просто реагируют на них. Их реакции не вызываются непосредственными действиями другого, а основываются на значении, которое они придают подобным действиям. Таким образом, интеракция (взаимодействие) людей опосредуется использованием символов, их интерпретацией. Это опосредование эквивалентно включению процесса интерпретации (I) между стимулом (S) и реакцией (R),T.e. S ->I -> R;

Ø человек обладает личностным «Я» (self), т.е. может служить объектом для своих собственных действий;

Ø все, что человек осознает, он обозначает для себя, т.е. человек взаимодействует с окружающим миром посредством механизма формирования значений. Именно этот механизм включен в интерпретацию действий других. Интерпретировать действие другого - это определить для себя, что действие имеет то или иное значение, тот или иной характер;

Ø формирование значений имеет первостепенную важность по двум причинам:

ü а) сформировать значение чего-то - значит, выделить это из окружения, отделить, придать этому смысл или превратить это в объект. Объект, т.е. то, что индивид мысленно обозначает, отличается от стимула. Это отличие заключается в том, что объект не может воздействовать на индивида непосредственно, так как субъект сам конструирует свои объекты;

ü б) действия индивида не просто протекают, а конструируются или строятся. Какие бы действия не предпринимал человек, он всегда мысленно для себя обозначает различные вещи, которые надо принять во внимание в ходе этого действия. Он должен определить, что хочет сделать и как он должен это сделать; он должен отметить для себя различные условия - те, которые могут быть полезны для его действия, и те, которые могут помешать его действию; он должен принимать во внимание требования, ожидания, запрещения и угрозы, которые могут возникнуть в каждой конкретной ситуации;

Ø формирование значений - это развивающийся коммуникативный процесс, в ходе которого индивид замечает предмет, оценивает его, придает ему значение и решает действовать на основе данного значения;

Ø процесс формирования значений всегда происходит в социальном контексте;

Ø групповое действие принимает форму приспособления друг к другу индивидуальных линий поведения. Каждый индивид подстраивает свое действие под действия других, выясняя, что они делают или что они собираются делать, т.е. выясняя значение этих актов. Это происходит при помощи принятия человеком роли другого лица, либо роли группы («обобщенного другого»). Принимая подобные роли, индивид стремится определить намерение или направление действий других. Именно таким образом происходит групповое действие в человеческом обществе;

Ø человеческое общество состоит из индивидов, которые обладают «личностным Я» (self) и которые сами формируют значения; индивидуальное действие есть его конструирование, а не просто совершение, оно осуществляется индивидом при помощи оценивания и интерпретации ситуации, в которой он действует; групповое или коллективное действие состоит из выравнивания индивидуальных действий, при помощи интерпретации и принятия во внимание действий друг друга;

Ø любое социальное изменение опосредуется действующими индивидами, интерпретирующими ситуации, с которыми они сталкиваются;

Ø «Я» человека - продукт социального взаимодействия с другими людьми. Решающее значение при этом играет овладение ребенком системой символов и различными социальными ролями, чему способствуют, например, детские игры, а в дальнейшем - ролью «обобщенного другого» (т.е. ролью, принятой в определенном социальном сообществе). Высшей стадией социализации человека является формирование социального рефлексивного «Я», отражающего совокупность межиндивидуальных взаимодействий и способного становиться объектом для самого себя. На этой стадии внешний социальный контроль «врастает» в личность изнутри и приобретает форму внутреннего самоконтроля.

Таким образом, социальный бихевиоризм Дж. Мида вводит новые объяснительные категории в схему S -> I -> R, подчеркивающие социальную детерминацию поведения человека: символы, значения, интерпретации, роли, «обобщенного другого».


45. Объяснительные принципы психологии: принцип детерминизма и принцип развития

Принципы объяснения – основополагающие положения, предпосылки или концепции, применение которых позволяет содержательно описывать предполагаемые свойства и характеристики объекта исследования и на основании общенаучного метода строить процедуры для получения эмпирического материала, его обобщения и интерпретации.

Учет и использование основополагающих психологических принципов при построении и объяснении психической реальности являются непременным условием успешной деятельности психолога-исследователя. Давайте рассмотрим содержание основных объяснительных принципов психологии как науки.

Принцип взаимодействия и развития. Взаимодействие и развитие – два неразрывных аспекта взаимного влияния объектов, неизбежного в силу пространственно-временной структуры мира. Свойства целостности, структурное разнообразие, эффекты развития, формирование нового получают объяснение на основе этого фундаментального принципа. Неразделимость взаимодействия и развития проявляется в том, что взаимодействие возможно только как развитие, а развитие – это "способ существования взаимодействующих систем, связанный с образованием качественно новых структур за счет развивающего эффекта взаимодействия". Структуры, с этой точки зрения, представляют собой фиксированные этапы развития систем.

Для психологии важно выделение как самого процесса взаимодействия и развития, так и продуктов этого процесса – структур, фиксирующих информационные модели совершившихся взаимодействий.

Принцип взаимодействия и развития получил выражение в фундаментальной концепции эволюции. Эволюция – это процесс накопления изменений в структуре взаимодействующих объектов и увеличения их разнообразия во времени. Вопреки распространенной точке зрения, эволюционная теория не является собственно биологической, она была сформирована и развивалась как междисциплинарная и общенаучная. Согласно этой теории эволюционируют физические, биологические и социальные системы, биогеоценозы, планетные системы, галактики и Вселенная в целом.

Развитие индивидуальных организмов (онтогенез) находится в определенном соотношении с эволюцией биологических видов (филогенезом). Это соответствие сформулировано в виде биогенетического закона: онтогенез всякого организма есть краткое и сжатое повторение (рекапитуляция) филогенеза данного вида.

Принцип детерминизма. Согласно этому принципу, все существующее возникает, видоизменяется и прекращает существование закономерно. Детерминация, или причинность, – генетическая связь явлений, порождение предшествующим (причиной) последующего (следствия), поэтому принцип детерминизма имеет прямое отношение к принципу взаимодействия в отличие от иных типов закономерностей, связывающих явления, например корреляций (этот тип отношений проявляется в совместной, согласованной вариации переменных и не отражает ни источник, ни направленность влияний, определяющих связь между ними).

Причинная (каузальная) связь асимметрична – она приводит к порождению нового и как процесс развития необратима. Именно отношение генерации, порождения между причиной и следствием, является отличительной чертой причинно-следственной связи, тогда как их последовательность во времени - лишь результат такого отношения. Важно отметить, что причинно-следственные отношения могут быть установлены лишь в эксперименте.

1. Научный и житейский психолог совпадают в одном лице.

Поначалу эта форма может показаться не очень распространённой, хотя на самом деле в ХХ веке немало людей пытались, с той или иной целью, изучить себя, раскрыть свои психологические особенности или даже излечить себя с помощью той или иной научной психологической концепции. Не всегда специальный, иногда довольно рискованный самоанализ.

Яркий конкретный пример М.Зощенко. Человек, который писал смешные рассказы в жизни переживал тяжелейшую депрессию. Это был человек с серьёзнейшим психическим заболеванием. Он участвовал в первой мировой войне и попал под газовую атаку и после контузии начались психические недуги. И этот человек предпринимает попытку самоанализа, т.е. попытку самого себя излечить, найти причину депрессии. Эта книжка «Повесть о разуме».

Фрейд говорил: там где было «оно» должно стать «я», всякий недуг в принципе может быть преодолен. Зощенко по сути дела выполняет один из методов, психоаналитическое упражнение. Именуется так – самое раннее впечатление, воспоминание. Надо свободно ассоциировать на тему недуга. Зощенко обнаруживает, что подобные проблемы встречались у других. Например, обнаружилась связь с Гоголем. Так постепенно он движется к причине своих симптомов, находит её. Это может быть и фантазия из раннего детства. Припомнил её, пережил заново и симптом исчез. Это было бы триумфом разума. Зощенко излечил себя от недуга, но он радикально изменился как писатель. Он вдруг посчитал свои ранние новеллы стыдными, стал брать ранние новеллы и переписывать их. Стремился превратить эти произведения искусства в рассказы с привычной моралью, убирал художественные особенности. Пытался уничтожить себя как художника. Фрейд говорил: я никогда не буду терапевтировать художника, потому что художник сам излечивает себя своим творчеством. Зощенко излечился своими новеллами и теперь они ему стали не нужны.



2. Житейское психологическое знание становится основой для научных понятий и методов.

Австрийский психотерапевт В. Франкл. Он был в фашистском концлагере и свою теорию (терапевтическое учение) создал для себя. Одним словом это логотерапия. Если человек понимает смысл происходящего с ним, то может выдержать любое страдание. Рядом можно назвать А.И.Солженицин. Кто читает «Архипелаг ГУЛАГ» понимает, что эта книга кроме прочего определенное терапевтическое учение. Они побывали в «аду» и сумели психологически выйти.

Жизненные правила у каждого свои, потому что свой жизненный опыт, поэтому можно не соглашаться. Правило логотерапии: если чего-то очень-очень-очень захотеть, от всей души, то этого никогда не будет. Надо только очень захотеть, чтобы этого никогда не случилось. Из этого правила Франк сделал научное понятие - парадоксальная интенция. Если есть болезненный симптом, мешающий управлять поведением, то усиль симптом, пожелай ещё большего здесь и симптом исчезнет.

Пример. Бухгалтер страдает расстройствами движения руки, хотя ему надо прописью аккуратно заполнять формы. Как только подносил ручку к бумаге, руку сковывала судорога. Пациент что-то пишет на бумаге, получается каракули. Франкл просит нарисовать такие каракули, чтобы в них совсем ничего не было понятно. И когда он начинает рисовать каракули снимает напряжение с руки и постепенно овладевает движениями руки, уходит симптом.

И рядом пример заики. Он так и не излечился. Кстати говоря, симптомы помогают разрешать какие-то важные проблемы, поэтому свой симптом дорог человеку, он хочет его сохранить. Только однажды в жизни пациент не смог заикаться. Нарушил ПДД, его поймал полисмен и захотел отвести в участок. И юноша четко без заиканий сказал, что его как неизлечимого заику нельзя никуда вести. Захотел представить себя больным, а не смог быть больным.

3. Научное знание или научный язык становится необходимым для понимания собственных жизненных проблем.

Было немало учений особенно терапевтических, которые проникали в жизнь. Пожалуй, самое яркое это психоанализ. Современная литература, современное кино 50 – е годы 20 века. Это по сути дела проработка некоторых понятий в психоанализе. Иногда художники невольно называют произведения так, как называют это ученые. Скажем, словечко комплекспроникло в жизнь. Многим людям удобно вместо «у меня проблема» говорить «у меня комплекс». Был анекдот: когда свиньи познакомились с психоанализом они и свои свинства стали называть комплексами. То же самое происходило со словом стресс. Ганс Селье канадский физиолог ввёл слово стресс (напряженность) как состояние сугубо физиологическое. Стресс это состояние организмов в ситуации жизненной опасности. Он изучает тела пассажиров самолетов потерпевших крушение. В самые последние мгновения жизни организм перестраивается, чтобы предпринять усилие. Позднее стресс разделился на физиологический и психологический. А затем психологический на эмоциональный (излишняя напряженность, которая приводит к нарушению в поведении) и операциональный (тот уровень напряженности, который необходим для поддержания деятельности) стресс. Работы многих авторов довольно тонко проникают в реальную жизнь.

Отрасли психологии.

Нам уже известны общая и дифференциальная психология. Общая психология занимается человеком вообще, изучением психических процессов. Дифференциальная – конкретными людьми и различиями между ними.

Общая – генеральная, основная, некий ствол, от которого могут отходить различные ветви, отрасли. Как возникает конкретная отрасль? Она возникает там, где человек начинает совершать систематические ошибки и для того, чтобы эти ошибки как-то исправить, или изучить их причины, возникает та или иная отрасль.

В конце Второй мировой войны в странах участницах накопилось немало сложной военной техники. Проблема – оператор начал систематически ошибаться, не справляться с управлением этой техники. Возникла отрасль инженерной психологии. В этой отрасли было введено словосочетание «человеческий фактор».

Группы критериев, по которым выделяются отрасли:

2) Субъект выполняемой деятельности. Субъектом прежде всего является человек, но с разных сторон и в разных аспектах. Каждый человек имеет определённый возраст– возрастнаяпсихология и частный случай – детская психология . Человек как представитель нации - Этнопсихология, группа людей - социальная психология, пациент психотерапевта - патопсихология или клиническая, животное - зоопсихология .

3) Конкретная научная или житейская проблема. Проблема соотношения психических и психофизиологических процессов - Психофизиология , символом которой является Павлов и Е.Н.Соколов.

Конец войны, раненые, поражение мозга и психические расстройства. изучаются место поражения в коре головного мозга – Нейропсихология. Это учение о мозговой локализации (местоположении) психических функций. В нашей стране её основателем был А.Р.Лурия.

Заканчивая тему можно сказать так. У психологии есть две мечты, которые никогда не осуществятся, своеобразные недостижимые идеалы.

Первый – психология стремится стать естественной наукой. Но она обязательно останется гуманитарной наукой. Изучаемый субъект имеет право на собственное представление о себе. Гуляет анекдот о павловских собачках. Павлова не надо считать психологом, он физиолог. Молодая неопытная испытуемая спрашивает у более зрелой собачки, что такое условный рефлекс. Эта собачка отвечает, что условный рефлекс это такое сложное учение о поведении людей. Хотя конкретный пример можешь увидеть сразу же. Вот сейчас зажжется красная лампочка и тот в белом халате даст тебе поесть.

Второй пункт такой. У начинающих психологов бывает мечта, что когда-нибудь научная психология заменит житейскую. Фундамент «психология начинается с тысячелетий житейского опыта» сохраняется всегда, его не заменит никакая психологическая концепция.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Предмет и задачи психологической науки и практики

1. Предмет и задачи психологии.

2. Сравнительные характеристики житейского и психологического знания.

3. Специфические особенности психологии как естественной и социальной науки.

4. Отрасли психологии, формы сотрудничества научной и житейской психологии в реальной жизни и деятельности.

Основные термины: психология научная, психология житейская, психология человека, психика, сознание, метод интроспекции, поведение, объективный метод, деятельность, единство сознания и деятельности, отрасли психологии, психотерапия.

1. Предмет и задачи психологии

психология житейский наука знание

Предмет психологии - психика человека (схема 1).

Психологические знания обозначаются термином “психология”, образованным от греческих слов psy^che - душа, психика и logos - знание, осмысление, изучение.

В первом, дословном своем значении психология - это знание о психике, наука, изучающая ее.

Психика - свойство высокоорганизованной живой материи, субъективное отражение объективного мира, необходимое человеку (или животному) для активной деятельности в нем и управления своим поведением.

Область психического в широком понимании - это:

1) отражение простейшими животными тех отдельных свойств окружающей среды, которые оказываются значимыми для поиска жизненно важных веществ;

2) сознательные представления сложных связей природного и социального мира, в котором живет и действует человек.

Сознание - это высшая форма психики, необходимая для организации общественной и индивидуальной жизни людей, для их совместной трудовой деятельности.

В прикладном значении слово “психология” относят и к самой психической, “душевной” жизни, выделяя тем самым особую реальность.

При этом, если свойства психики, сознания, психические процессы обычно характеризуют человека вообще, то особенности психологии - конкретного индивида.

Психология проявляется как совокупность типичных для человека (или групп людей):

а) способов поведения;

б) общения;

в) познания окружающего мира;

г) убеждений и предпочтений;

д) черт характера.

Например, подчеркивая различия людей того или иного возраста, профессиональной, половой принадлежности, говорят о психологии школьника, студента, рабочего и ученого, женской психологии и т.д.

Общей задачей психологической науки является изучение как психики субъекта, так и его психологии. Понятие “психолог” - обладатель этого знания. Психолог - это представитель науки, профессиональный исследователь закономерностей психики и сознания, особенностей психологии и поведения людей. Но далеко не всякое психологическое знание обязательно является научным. Практический психолог - это человек, “понимающий душу”, разбирающийся в людях, их поступках, переживаниях.

В широком смысле психологом фактически является каждый человек независимо от профессии, хотя чаще так называют подлинных знатоков человеческих отношений - видных мыслителей, писателей, педагогов.

В историческом развитии сложились две разные области психологического знания - научная и житейская (обыденная) психология. Научная психология возникла сравнительно недавно. Житейское психологическое знание всегда было включено в различные виды человеческой практики. Для того, чтобы дать общую характеристику психологии как специальной научной дисциплины, ее удобно сравнить с житейской психологией, показать их различия и взаимосвязи.

2. Сравнение житейской и научной психологии. Характеристика психологии как науки

Фундаментальными условиями существования человека являются:

1) определенное сознательное представление им окружающего мира;

2) определение своего места в мире.

Практические задачи - это изучение представлений, связанных:

а) с теми или иными свойствами психики,

б) со способами поведения людей.

Это необходимо для правильной организации жизни любого человека и общества в целом.

В древних учениях о человеке его познание сочеталось с разработкой культурных норм общественной и личной жизни.

Знание конкретных психологических закономерностей позволяло людям понимать друг друга, управлять собственным поведением.

В истории культуры - философских, морально-этических текстах, художественном творчестве - содержится немало замечательных примеров детального описания индивидуальных психологических особенностей, их тонкого понимания и анализа (приложение, пример 1).

Интерес к древним (Гиппократ, Фрейд и т.д.) описаниям индивидуальных характеров понятен и сегодня, ведь их обладатели хорошо узнаваемы в повседневности, несмотря на смену исторических эпох и условий жизни. Показательно, что житейское знание о характере (и темпераменте) человека обобщалось в виде достаточно строгой системы, классификации, при создании которой “сотрудничали” - через века - представители самых различных специальностей (приложение, пример 2).

Особое место в становлении психологии принадлежит философии. Выделение оснований действительности - всегда было связано с изучением того: 1) кому этот мир представлен; 2) “познанием самого себя”.

Такие понятия, как “душа”, “сознание”, “я” первоначально не были психологическими, и их разработка - от древности до наших дней - была уяснением условий познания вообще, то есть философии.

Душа как предмет познания, то есть “наука о душе” возникла в учении Аристотеля. В трактате “О душе” (Аристотель. Собр. соч.: В 4 т. Т. 1. - М., 1976.) он систематизировал имеющиеся представления, ввел различия, необходимые для построения новой науки, выделил основные психические процессы.

Многие философы прошлого, как и современные, были авторами:

1) оригинальных психологических концепций,

2) описаний законов психической жизни - восприятия, мышления, эмоциональных состояний.

Философское представление человека является обобщенным, и особенности конкретного, индивидуального человека не становятся в философии предметом специального изучения.

Психологическое знание включено во многие сферы человеческой практики - педагогику, медицину, художественное творчество. И все же эти области справедливо считаются “вне” или “донаучными”. Появление психологии как специальной научной дисциплины связано с формированием собственного понятийного аппарата и методических процедур (приложение, пример 3).

Основное отличие научной психологии от житейской заключается в том, что если для последней поле исследовательской деятельности практически бесконечно, то с появлением научной дисциплины происходит резкое сужение, ограничение, зафиксированное в специальных понятиях, терминологии и т. д.

Научный психолог теряет для изучения (не всегда безвозвратно) целые пласты житейского опыта, однако вводимые ограничения создают новые преимущества. Так, у Вундта точное предметное определение сложного для изучения объекта связано с умением пооперационно, с помощью простых методических процедур в специальной экспериментальной ситуации выделять его элементы, воспроизводить их в заданных условиях, измерять (и, следовательно, привлекать количественные методы для обработки полученных данных), выявлять связи этих элементов и в конечном счете устанавливать закономерности, которым они подчиняются.

С определением предмета и появлением специальных методов его исследования связаны и остальные, также существенные различия научной и житейской психологии: 1) откуда и каким путем приобретаются психологические знания; 2) в каких формах они сохраняются; 3) благодаря чему передаются, воспроизводятся.

Источником житейской психологии является индивидуальный опыт со всеми его нюансами. Приобретается он случайным образом, и психические знания, необходимые человеку для жизни, извлекаются из него, как правило, интуитивно и не систематически.

Научная психология базируется на опыте, который с самого начала является абстрагированным от многих деталей, понятийно оформленным. Отличны и пути, методы познания - целенаправленного, систематического, инструментально оснащенного.

Для научного психолога - удачная догадка становится гипотезой, допускающей экспериментальную проверку. Конечно, эксперимент возможен и в житейской психологии, и люди часто прибегают к этому эффективному средству получения необходимой информации (не ожидая подходящего случая, а активно организуя его). Однако научно-психологические эксперименты отличаются не только большей строгостью своих гипотез, но и условиями проведения.

В современной психологии эти условия нередко отдалены от жизненной конкретности и даже могут искажать ее. Отличаются и результаты экспериментов: ученым нередко приходится отказываться от собственных обыденных представлений, “не веря своим глазам”.

Следует обратить внимание на то, что в первых научных описаниях психических явлений исследователи привлекали свой личный опыт. Однако главная ценность этих описаний состоит не только в их проницательности и детальности, а в том, что они оказались удачными обобщенными схемами для постановки научно-исследовательских задач (приложение, пример 4).

Обширный опыт житейской психологии сохраняется и существует в соответствии с теми видами практики, из которых он получен и которые обнаруживает. Он может быть упорядочен в традициях и обрядах, народной мудрости, афоризмах, однако основания таких систематизаций остаются конкретными, ситуативными. Если ситуативные выводы противоречат один другому (например, едва ли найдется пословица, к которой нельзя подобрать другую, обратную по значению), то житейскую мудрость это не смущает, ей нет нужды стремиться к единообразию.

Научная психология систематизирует знания в форме логически непротиворечивых положений, аксиом и гипотез. Знания направленно аккумулируются, служат базой расширения и углубления найденных закономерностей, и происходит это именно благодаря наличию специального, предметного языка.

Не следует понимать точное определение предмета научной психологии как ограничение ее исследовательских возможностей. Напротив, научная психология активно вторгается в житейский опыт, справедливо претендуя на новое освоение общеизвестного фактического материала. Закономерны поэтому постоянные требования точно пользоваться имеющимся понятийным аппаратом (и только им), это защищает опыт от “засорения” житейскими ассоциациями.

Обыденные психологические знания, казалось бы, легко доступны. Советы бывалых людей, отточенные афоризмы мыслителей содержат сгустки житейского опыта. Однако воспользоваться этим опытом не просто: обыденные знания не фиксируют реальные условия, в которых они были получены, а эти условия как раз и являются решающими при попытке использовать известное другим человеком и в новой ситуации. Поэтому так часто ошибки отцов повторяются их детьми. Собственный опыт, соразмеренный со своими возможностями и специфическими условиями, приходится переживать и накапливать заново.

Иное дело - опыт научной психологии. Хотя он и не столь обширен, как житейский, зато содержит информацию об условиях, необходимых и достаточных для воспроизведения тех или иных явлений. Полученные знания упорядочены в научных теориях и передаются путем усвоения обобщенных, логически связанных положений, которые служат основанием для выдвижения новых гипотез. Благодаря развитию экспериментального подхода научный опыт содержит факты, недоступные житейской психологии.

Научная психология является системой теоретических (понятийных), методических и экспериментальных средств познания и исследования психических явлений.

По сравнению с психологией житейской (донаучной), она представляет собой переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений к их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечения преемственности своих результатов. “Психология и очень старая, и совсем еще молодая наука, - писал один из основателей советской психологии С.Л. Рубинштейн (1889-1960). - Она имеет за собой 1000-летнее прошлое, и, тем не менее, она вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины исчисляется лишь десятилетиями, но ее основная проблематика занимает ее философскую мысль с тех пор, пока существует философия. Годам экспериментального исследования предшествовали столетия философских размышлений, с одной стороны, и тысячелетия практического познания психологии людей - с другой”. Вслед за Рубинштейном становление и развитие психологической науки можно представить в виде пирамиды - символа поступательного, прогрессивного движения: тысячелетия практического опыта, столетия философских размышлений, десятилетия экспериментальной науки.

3. Специфические особенности психологии как естественной и социальной науки

В период возникновения психологической науки понятно ее стремление встать рядом с физикой, химией, биологией. Вместе с тем ясно, что наука о психологии человека является также гуманитарной и социальной.

Любая естественная наука также имеет свой житейский аналог: каждый человек может быть “наивным” физиком, биологом, геологом и др. Однако большинство этих наук относится к предшествующим обыденным представлениям как к поверхностным и неверным.

Отношения же научной психологии с житейской складываются иначе. И в специальных исследованиях, и особенно в практической работе психология стремится учитывать реальные представления человека о мире и о себе, любые средства осмысления психической жизни и управления поведением. Для того чтобы понять специфику научной психологии, обратимся к истории становления ее предмета. Но прежде всего отметим принципиальную особенность психологии - не только естественной, но и гуманитарной науки.

Человек, его психическая, сознательная жизнь одновременно являются здесь и субъектом (как в других науках), и объектом познания. Отсюда следует, что определенное знание устанавливаемых наукой закономерностей уже дано изучаемому объекту в его внутреннем переживании, представлении - “на себе”.

В философии Нового времени в пору бурного развития опытных наук было сформулировано следующее условие их построения. Объекты исследований не должны иметь “внутреннего”, то есть своей “души”, иначе они не будут подвластны законосообразному изучению. На самом деле, была бы возможна физика, если, скажем, атом обладал бы способностью отражать собственные состояния? Нет, это была бы уже другая наука - психология. Отражение себя не просто входит в определение объектов, которые она исследует, но является фактически данным, неотъемлемым условием их существования.

Первые научные психологи - Вундт и его ученики - понимали этот факт как особое преимущество новой экспериментальной науки. Они специально развивали у своих испытуемых (которыми нередко бывали и сами) способность к осознанию, рефлексии собственных ощущений, представлений, чувств. Отсюда, предметом изучения были непосредственно осознаваемые психические состояния, а используемый метод был назван интроспекцией. Представьте ситуацию интроспективного эксперимента и спросите себя: какие состояния вызывает у вас окружающая обстановка, что вы видите, слышите, осязаете? Если в ответ вы назовете стол, за которым сидите, свет солнца и шум машин за окном и, наконец, лежащую перед вами брошюру, то, согласно Вундту, ваше восприятие не будет непосредственным. Обыденное и привычное, оно всегда опосредствовано предметным опытом, а этот опыт (солнце, столы, машины и т.д.) изучают другие науки, но не психология. Психологию сознания интересуют не предметы и явления, а именно ощущения, которые ими вызываются: нужно суметь как бы “срезать” с осознаваемого “слой” предметных значений и перейти к цвету, звуку, запаху. Теперь понятно, каким удобным для этих целей экспериментальным прибором был бы метроном, ведь его удары вызывают непосредственные, “чистые” ощущения. Основные свойства сознания изучались в лабораторных условиях, далеких от жизненной реальности, да и особо обученные испытуемые были подобны тем искусственным моделям и препаратам, которые создавались специально для исследования в физике, химии, биологии. Как прием получения опытных данных метод интроспекции отвечал научным требованиям своего времени, однако впоследствии он был подвергнут острой, принципиальной критике (подробно о методе интроспекции и его критике см.: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 1988. - С. 34-47).

Традиционное преимущество науки о психологии человека, как возможности непосредственного проникновения в изучаемый предмет представляется теперь сомнительным. Решающим в критике метода интроспекции стало указание на то, что источник исходных данных и способ их предварительного анализа являются полностью субъективными.

Поиск методов, альтернативных интроспекции, был успешным именно в тех областях, где на способность испытуемых к рефлексии не приходилось рассчитывать в принципе. Так, при изучении поведения животных, анализе некоторых психических расстройств, в исследовании телесных, физиологических механизмов психики возникли методы, которые были названы объективными, то есть независимыми от изучаемого субъекта и его специально развитых способностей.

Понимание объективного метода в психологии имеет, по крайней мере, два различных обоснования.

I. Первое из них определилось в оппозиции интроспективному методу: если “субъективное” есть “внутреннее” (здесь внутренний опыт субъекта), то “объективное” есть “внешнее”, то есть доступное наблюдению извне.

Так, конкретно-научные правила объективного исследования были сформулированы американским психологом Дж. Уотсоном (1878-1958). Изучаемое явление должно быть, во-первых, легко воспроизводимым в одних и тех же условиях и, во-вторых - фиксируемым независимо от субъекта, с помощью приборов.

Этим требованиям адекватна любая внешне наблюдаемая активность субъекта (человека или животного), то есть последовательность его поведенческих проявлений (реакций), ответных его различным внешним воздействиям (стимулам). “Поведение человека от рождения до смерти” - так определил Уотсон предмет психологии, получившей название “бихевиоризма” (от англ. Behavioyr - поведение), считая ее задачей познание законов реального поведения людей и управление им. В отношении же психологии сознания он был последовательным до конца: если сознание не отвечает правилам объективного метода, то для науки его просто не существует.

II. Другое понимание объективного психологического анализа обращается к тем действительным, природным и социальным связям, отношениям, которые, независимо от их специальной рефлексии, определяют сознательные представления людей. Интроспективная психология ограничена потому, что сознание выступает в ней как бы “само по себе”, как неразъяснимая, “чистая” активность субъекта, хотя объективно оно включено в практическую деятельность конкретных людей и обусловлено ее законами.

Хорошо известны слова К. Маркса и Ф. Энгельса: “Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание. Сознание никогда не могло быть чем-то иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни” (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3. С. 24). Понятие бытия, общественно-исторической практики является основным для марксистского анализа сознания, для современной психологии вообще. Реальный процесс жизни людей, богатство и разнообразие тех отношений, в которые они вступают в процессе материального производства, определяют характер их сознательных представлений. При этом важно подчеркнуть, что сознание человеком своего бытия - не отвлеченная самоцель. Те или иные сознательные представления, подобно средствам материального производства - орудиям труда, необходимы для обеспечения жизненного процесса, и поэтому сами входят в систему его объективных условий. Отсюда, бытие и сознание - взаимообусловлены. Понятно, что реальная включенность сознательных представлений в практику, деятельность человека и будет мерой их объективности.

В социологии, этнографии, психологии, психиатрии были открыты яркие фактические свидетельства объективности сознательных представлений, обусловленные их связью с устойчивыми формами человеческой практики (приложение, пример 7).

Таким образом, в традиционной психологии сознание и поведение были принципиально разобщены, они как бы расходились по двум полюсам в своих крайних проявлениях, обедняющих реальность. Сознание рассматривалось лишь как рефлексия психических состояний, а поведение (именно поведение, а не практика, деятельность) - лишь как совокупность внешне наблюдаемых реакций. Напротив, современная, в том числе марксистская, психология стремится исследовать психические, сознательные явления как включенные в реальную деятельность людей во всей полноте и многообразии ее причинных связей. Принцип единства сознания и деятельности (выдвинутый С.Л. Рубинштейном в 1934 г.) - такое название получило в отечественной психологии главное методическое основание нового исследовательского пути. Следует признать, что становление психологической науки на данном основании - трудная задача, решение которой еще далеко не завершено.

Каковы же конкретные последствия объективного исследования психики (сознания) для понимания специфики его результатов? Отметим два из них. Во-первых, в любом научном экспериментальном исследовании содержание и оценка полученных результатов зависят от теоретического представления изучаемого предмета. Для психологии характерно, что смена таких представлений может радикально изменять и сами научные факты. Поэтому современный исследователь стремится к тому, чтобы теоретическая модель объекта изучения адекватно представляла действительные условия его существования (приложение, пример 7).

Во-вторых, поскольку объект психологического изучения “имеет право” на собственную, “незапланированную” психическую (сознательную) активность, его исследование становится своеобразным диалогом. Действительно, экспериментатор изучает испытуемого, имея определенную теоретическую модель и подбирая соответствующие методические приемы, но и испытуемый также может изучать экспериментатора, оценивать его приемы и строить свои модели. Исследователи прибегают к самым изощренным уловкам, чтобы сделать испытуемых “наивными”, но и испытуемые не устают проявлять завидную проницательность. Не случайно говорят, что тест, направленный на измерение интеллекта, позволяет оценить прежде всего интеллект его создателя.

Психологи нередко сталкиваются с тем, что, несмотря на подробное научное обоснование результатов исследования, собственное мнение испытуемого о них остается неизменным. По-видимому, в этом случае сознательное (пусть даже неверное) представление человека о себе становится одним из условий его реального бытия, средством решения важных жизненных проблем. Тогда возникает интересный, характерный только для психологии вопрос - что считать достоверным психологическим фактом: то объяснение явления, которое предложил и доказал экспериментатор, или то представление о нем, которое устойчиво сохраняется у испытуемого (приложение, пример 8)?

Теперь нам понятно, почему научная психология не отвергает (и не может отвергнуть) житейского психологического знания, но вступает во взаимодействие с ним. Ведь исследователь-экспериментатор и испытуемый, психотерапевт и его пациент - это и есть научное и житейское в психологии, в совместной работе которых осуществляется как изучение психических свойств и психических особенностей человека, так и создание (или восстановление) средств для его полноценной сознательной жизни.

В единстве этих задач и состоит специфика научной психологии.

Не только исследование представлений человека о мире и о себе, но разработка и коррекция этих представлений должны оказать помощь человеку в трудных жизненных ситуациях - таков ее гуманитарный аспект.

Закономерно, что конкретные направления психологии возникали в ее взаимосвязи с различными видами общественной практики. Как прикладная наука психология является весьма разветвленой, многоотраслевой.

4. Отрасли психологии. Формы сотрудничества научной и житейской психологии

Связь научной психологии с практикой характеризуется точностью постановки прикладных задач и методов их решения. Как правило, такие задачи порождались трудностями, возникающими вне психологических областей, а их устранение выходило за пределы компетенции соответствующих специалистов. Заметим также, что прикладные отрасли могли появиться независимо (в том числе и во времени) от становления общепсихологической науки (приложение, пример 9).

Отрасли психологии можно различать по нескольким критериям:

по сферам деятельности (в частности, профессиональной), то есть по тому, что делает человек: инженерная, педагогическая деятельность и др.;

по тому, кто именно эту деятельность выполняет, является ее субъектом и вместе с тем объектом психологического анализа: человек определенного возраста (детская и возрастная психология), группы людей (социальная психология), представитель той или иной национальности (этнопсихология), пациент психиатра (патопсихология);

по конкретным научным проблемам: связь нарушений психики с мозговыми поражениями (нейропсихология), психических и физиологических процессов (психофизиология).

В реальной работе психолога научные отрасли широко взаимодействуют. Например, психолог на производстве должен обладать знаниями как инженерной психологии (или же психологии труда), так и социальной. Психологическая сторона школьной работы относится одновременно к сферам возрастной и педагогической психологии. Разработка практических предложений, нейропсихологии - прежде всего, проблема реабилитации больных с мозговыми поражениями в той или иной профессиональной деятельности - требует знания психологии труда.

Понятно, что психолог-практик - это не просто житейский психолог. Конечно, он далеко не всегда имеет готовые образцы решения задач и должен изучать, изобретательно использовать повседневный опыт, и все же для него этот опыт оформлен концептуально, а задачи довольно четко разделены на решаемые и не решаемые. Относительная автономия прикладных отраслей от их общих психологических оснований позволяет устанавливать собственные практические связи с другими науками - социологией, биологией, физиологией, медициной.

Формы взаимосвязи научной и житейской психологии. Типичный пример - психотерапевтический сеанс. Терапевт не может создать и передать пациенту новые способы освоения своего аффективного прошлого, разрешения внутренних конфликтов. Пациент строит эти способы только сам, но терапевт помогает при том, как врач при рождении ребенка. Он уточняет условия открытия, пытается объяснить его закономерности. Итогами такого сотрудничества являются, с одной стороны, полноценная жизнь здорового человека, с другой - развитие центрального раздела психологической науки - изучение личности.

Возможны удачные случаи самотерапии, самостоятельного осмысления и преодоления тяжелых душевных недугов, когда научный и житейский психологи как бы совмещаются в одном человеке (приложение, пример 10).

Нередко различные терапевтические приемы содержат в своей основе житейские эмпирические правила управления поведением и лишь затем получают выражения в теоретических понятиях (приложение, пример 11).

Интересны влияния научных понятий и концепций на житейские представления людей о своей психической жизни. Средствами такого представления стали, в частности, некоторые понятия психоанализа (аффективный “комплекс”, “архетип”, “внутренняя цензура” и др.), термины, предложенные для описания эмоциональной сферы (“стресс”), защитных механизмов личности (“компенсация”, “замещение”, “рационализация”, “вытеснение”). Попадая в разговорную речь, эти термины получают содержание, не всегда относящееся к их первоначальному смыслу, но они оказываются эффективными средствами осмысления и даже открытия (построения) человеком собственных индивидуальных средств. Следует отметить, что научный психолог подчас профессионально должен становиться психологом житейским. Подготовка к работе с некоторыми методами диагностики личности, обучение правильной и полной интерпретации результатов занимает около двух-трех лет. Практика проведения психологических экспериментов является подчас тонким искусством, требующим мастерства и интуиции.

Наконец, существуют и такие психологические тесты, где грань между научной и житейской психологией трудно установить. Так, в руководствах по деловому общению даются конкретные практические советы по адекватному социальному поведению, взаимодействию с другими людьми, которые делают контакты успешными. С одной стороны, это своего рода “учебники” житейской психологии, с другой - систематический перечень результатов, дающий материал для научного исследования.

Таким образом, положение психической науки определяется ее двумя разнонаправленными тенденциями. Первая из них - стремление стать естественнонаучной дисциплиной, вторая - занять место житейской психологии. Обе эти цели принципиально недостижимы, но каждая из них порождает конкретные задачи.

С одной стороны, по сравнению с житейской психологией научная представляет собой специальную дисциплину, обладающую понятийным и методическим аппаратом для изучения психической жизни человека, законов ее организации и развития. Точность и регулярность фиксации получаемого опыта, возможность строгой проверки и направленного воспроизводства сближают ее с естественными науками.

С другой стороны, психологическая наука имеет особенности, связанные со спецификой объекта изучения, - его способностью к внутреннему отражению своих состояний. Обыденные представления человека о себе, являясь средствами и результатами разрешения реальных жизненных задач, могут быть устойчивыми и существовать независимо от их научных объяснений. Гуманитарный аспект психологии заключается не только в изучении, но и в практике создания этих представлений как способа преодоления конфликтных ситуаций, осмысления и продуктивного развития жизненного опыта. Научная и житейская психология, сохраняя принципиальные различия, вступают в необходимые взаимные связи. Психологическая наука, развитие которой можно вслед за С.Л. Рубинштейном представить в виде пирамиды, сильна своим основанием. Житейское осмысление разнообразной психологической реальности не исчезает с появлением специальной науки, но является, напротив, постоянным источником ее жизнеспособности. Вместе с тем научные достижения активно проникают в обыденную жизнь, предлагая новые, эффективные методы ее законов, воспитания и развития личности.

Научная психология в целом - это попытка осознать, регулярно осмыслить, воспроизвести и усовершенствовать существующий и постоянно развивающийся опыт психической жизни современного человека.

Литература

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1988. С. 7-94.

Годфруа Ж. Что такое психология. - М., 1992. Т. 1. С. 83-84, 101-110,137-176, 200-204, 219-233; Т. 2 С. 124-205.

Голдстейн М., Голдстейн И.Ф. Как мы познаем. - М.: Знание, 1984. С. 7, 33-35, 122-143.

Гроф С. За пределами мозга. - М.: МТЦ, 1993.

Джемс У. Многообразие религиозого опыта. - М.: Андреев и сыновья, 1992.

Жизнь земная и последующая. - М., 1991.

Иванников В.А. Психология сегодня (от теории к практике). - М.: Знание, 1981. 96 с.

Коломинский Я.П. Человек: психология. Книга для учащихся старших классов. - М.: Просвещение, 1986. С. 224.

Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. - Прага, 1983. С. 214-223.

Кун Т. Структура научных революций. - М.: Прогресс, 1975.

Леви-Строс К. Структурная антропология. - М., 1983. С. 147-164.

Леонтьев А.Н., Ярошевский М.Г. Психология // Большая советская энциклопедия. 3-е изд. - М., 1975. Т. 21. С. 193-196.

Малкей М. Наука и социология знания. - М.: Прогресс, 1983.

Олпорт Г. Личность: проблема науки или искусства?// Психология личности: Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М.: Изд-во Московского. ун-та, 1982. С. 208-215.

Основы психологического консультирования: Учебный видеофильм. - М.: Совм. сов.-амер. предпр. “Экопси”, 1990.

Петухов В.В., Столин В.В Психология: Методические указания. - М., 1989. С. 5-23.

Платонов К.К. О системе психологии. - М.: Мысль, 1972.

Практическая психология на видеокассетах // Вопр. психологии. 1991. № 5.

Селье Г. От мечты к открытию. - М.: Прогресс, 1987. С. 25-26, 68-72.

Феофраст. Психологияя личности: Тексты / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырей А. - М., 1982. С. 228-230.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Место психологии в системе наук. Предмет, объект и методы психологии. Структура современной психологии. Причины и закономерности поступков человека, законы поведения в обществе. Взаимосвязь психологии и философии. Отличие житейской психологии от научной.

    курсовая работа , добавлен 28.07.2012

    Становление и развитие психологической науки. Особенности психологии как науки. Общее понятие о психике и психологии. Сознание как высший уровень развития психики. Физическое, физиологическое и психическое отражение. Бихевиоризм как наука о поведении.

    презентация , добавлен 01.12.2014

    Изучение предмета, задач и методов психологии – отрасли психологической науки, изучающей общие закономерности возникновения и функционирования психического отражения в деятельности человека и животных. Отрасли психологии и взаимосвязь с другими науками.

    курсовая работа , добавлен 28.07.2012

    Определение и цели инженерной психологии - отрасли психологии, использующей знания психологической науки в практической деятельности; изучающей системы "человек - техника" с целью достижения их высокой эффективности. История возникновения и развития.

    реферат , добавлен 12.01.2011

    Изучение методов психологии. Отличия житейских психологических знаний от научных. Научное сознание человека, как его научное самосознание. Принципы научной психологии, которая опирается на житейский психологический опыт и извлекает из него свои задачи.

    реферат , добавлен 25.11.2010

    Предмет и задачи истории психологии. Принципы историко-психологического анализа. Факторы, определяющие развитие науки. Первые развернутые концепции психического, сформулированные Платоном и Аристотелем. Вклад Гезелла в развитие возрастной психологии.

    курс лекций , добавлен 18.01.2013

    Место психологии в системе наук. Методы получения знаний в житейской и научной психологии: наблюдение, размышление, эксперимент. Отрасли психологии: детская, возрастная, педагогическая, социальная, нейропсихология, патопсихология, инженерная, трудовая.

    реферат , добавлен 12.02.2012

    Сущностная характеристика педагогической психологии как самостоятельной науки. Предмет и задачи, значение, структура и принципы педагогической психологии. Использование достижений всех ветвей психологии для совершенствования педагогической практики.

    курсовая работа , добавлен 27.02.2009

    Семейные отношения как первооснова развития человека и социализации личности. Развитие личности ребенка в научной психологии. Ситуативность и метафоричность житейского знания. Влияние семейных факторов научной и житейской психологии на развитие ребенка.

    курсовая работа , добавлен 24.04.2011

    Предмет и задачи психологии. Особенности житейской психологии. Формирование нервной системы. Этапы развития психологической науки. Основные представления о сознании с точки зрения гештальтпсихологии. Свойства соматической нервной системы человека.