Форма организации обучения - это ограниченное рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения.

Урок - это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы уч-ся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников.

Семинары. Семинарские занятия проводятся в старших классах при изучении гуманитарных предметов. Виды семинара: в форме докладов и сообщений; вопросно-ответная форма. Сущность семинара заключается в коллективном обсуждение предложенных вопросов, сообщений, рефератов, докладов, подготовленных уч-ся под руководством учителя. Семинарскому занятию предшествует длительная подготовка. Сообщается план занятия, основная и дополнительная литература, намечается работа каждого ученика и класса в целом. Структура семинара - они начинаются с краткого выступления уч-ля (введение в тему), затем последовательно обсуждаются объявленные вопросы. В конце занятия учитель подводит итог, делает обобщение. Особой формой семинара является семинар-диспут. Его цель - формирование оценочных суждений, утверждение мировоззренческой позиции.

Практикумы или практические занятия. Применяются при изучении дисциплин естественнонаучного цикла, а также в процессе трудовой и профессиональной подготовки. Они проводятся в лабораториях и мастерских, в учебных кабинетах… работа строится в парах или индивидуально по инструкции или алгоритму, предложенному учителем. Способствуют решению задач трудовой подготовки шк-в

Консультации. Как правило, эпизодические, т.к. организовываются по мере необходимости. различают текущие, тематические, обобщающие консультации. Консультации в школе обычно групповые, реже индивидуальные. Иногда выделяется специальный день для консультаций.

Экскурсия - это специальное учебно-воспитательное занятие, перенесенное на предприятие, в музей, на выставку, в поле… Во время экскурсии наряду с наблюдениями уч-ся используется рассказ, беседа, демонстрация и другие методы. Они служат накоплению наглядных представлений и жизненных фактов, помогают установлению связи теории с практикой, обучения и воспитания с жизнью. Экскурсия может быть: производственная, природоведческая, краеведческая, литературная, географическая. Экскурсия - ванное звено в целостном педагогическом процессе. Она может занимать от 40-80 минут до 2-2,5 часов.

Факультатив. Его основная задача - углубление и расширение знаний, развитие способностей и интересов уч-ся, проведение планомерной профориентационной работы. Факультатив работает по определенной программе, к-я не дублирует учебную.

Дополнительные занятия. Проводятся с отдельными уч-ся или группой уч-ся с целью восполнения пробелов в знаниях, выработке умений и навыков, удовлетворению повышенного интереса к учебному предмету.

Олимпиады, конкурсы, выставки. Для стимулирования учебно-познавательной деятельности уч-ся и развитие их творческой состязательности в изучении математике, физике, химии, языка и лит-ры, а также в техническом моделировании проводятся олимпиады, конкурсы, организуются выставки детского творчества.

Учебная конференция. Конференции могут проводиться по всем предметам и в то же время далеко выходить за рамки учебных программ. В них могут принимать участие уч-ся, учителя представители производства, участники войны, ветераны труда.

"Погружение" - спаренные уроки или циклы уроков, позволяющие создать лучшие условия для реализации полного цикла УПД.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ И ВУЗЕ

В дидактике формы организации процесса обучения раскрываются через способы взаимодействия педагога с учащимися при решении образовательных задач. Они решаются посредством различных путей управления деятельностью, общением отношениями. В рамках последних реализуется содержание образования, образовательные технологии, стили, методы и средства обучения.

Ведущими формами организации процесса обучения являются урок или лекция (соответственно, в школе и вузе).

Одна и та же форма организации обучения может изменять структуру и моди­фикацию, в зависимости от задач и методов учебной работы. Например, урок-игра, урок-конференция, диалог, практикум. А также проблемная лекция, бинарная, лекция-телеконференция.

В школе, наряду с уроками, функционируют и другие организационные формы (факультатив, кружок, лабораторный практикум, самостоятельная домашняя ра­бота). Существуют и определенные формы контроля: устные и письменные экза­мены, контрольная или самостоятельная работа, зачет, тестирование, собеседо­вание.

В вузе кроме лекции используют и другие организационные формы обучения - семинар, лабораторная работа, НИРС, самостоятельная учебная работа студен­тов, производственная практика, стажировка в другом отечественном или зару­бежном вузе. В качестве форм контроля и оценки результатов обучения использу­ются экзамены и зачеты, рейтинговая система оценки; реферативная и курсовая, дипломная работы.

Особенности школьного урока:

Урок предусматривает реализацию функций обучения в комплексе (образо­вательной, развивающей и воспитывающей);

Дидактическая структура урока имеет строгую систему построения:

Определенное организационное начало и постановка задач урока;

Актуализация необходимых знаний и умений, включая проверку домаш­него задания;

Объяснение нового материала;

Закрепление или повторение изученного на уроке;

Контроль и оценка учебных достижений учащихся в течение урока;

Подведение итогов урока;

Задание на дом;

Каждый урок является звеном в системе уроков;

Урок соответствует основным принципам обучения; в нем учитель применя­ет определенную систему методов и средств обучения для достижения по­ставленных целей урока;

Основой построения урока является умелое использование методов, средств обучения, а также сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы с учащимися и учет их индивидуально-психологических особен­ностей.

Особенности урока обусловлены его целью и местом в целостной системе обу­чения. Каждый урок занимает определенное место в системе учебного предмета, при изучении конкретной школьной дисциплины.

Структура урока воплощает закономерности и логику процесса обучения.

Типы уроков определяются особенностями главных задач, разнообразием со­держательно-методической инструментовки и вариативностью способов органи­зации обучения.

1. Комбинированный урок (наиболее распространенный тип урока в практике). Его структура: организационная часть (1-2 мин), проверка до него задания (10-12 мин), изучение нового материала (15-20 мин), закрепление и сопоставление нового с ранее изученным материалом, выполнение практических заданий (10-15 мин), подведение итога урока (5 мин), домашнее задание (2-3 мин).

2. Урок изучения нового материала применим, как правило, в практике обучения старшеклассников. В рамках данного типа проводятся урок-лекция проблемный урок, урок-конференция, киноурок, урок-исследование. Эффективность урока данного типа определяется качеством и уровнем освоения нового учебного материала всеми учениками.

3. Урок закрепления знаний и совершенствования умений и навыков проводится в виде семинара, практикума, экскурсии, самостоятельных работ и лабороторного практикума. Значительную часть времени занимает повторение и закрепление знаний, практическая работа по применению, расширению и углублению знаний, по формированию умений и закреплению навыков.

4. Урок обобщения и систематизации нацелен на системное повторение крупных блоков учебного материала по узловым вопросам программы, имеющим решающее значение для овладения предметом в целом. При проведении такого урока учитель ставит перед учениками проблемы, указывает источники получения дополнительной информации, а также типичные задачи и практические упражнения, задания и работы творческого характера. В ходе таких уроков осуществляется проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по нескольким темам, изучаемым на протяжении длительного периода-четверти, полугодия, года обучения.

5. Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков предназначен для оценки результатов учения, диагностики уровня обученности учеников, степени готовности учащихся применять свои знания, умения и навыки в различных ситуациях обучения. Он также предполагает внесение изменений в работу педагога с конкретными учениками. Видами таких уроков в школьной практике могут быть устный или письменный опрос, диктант, изложение или самостоятельное решение задач и примеров, выполнение практических работ, зачет, экзамен, самостоятельная или контрольная работа, зачет, тестирование. Все эти виды уроков организуются после изучения крупных тем и разделов учебного предмета. По результатам итогового урока следующее занятие посвящается анализу типичных ошибок, «пробелов» в знаниях, определению дополнительных заданий.

В школьной практике используют и другие типы уроков, такие как урок-соревнование, консультация, взаимообучение, лекция, межпредметный урок, игра.

Лекция. Общий структурный каркас любой лекции - это формулировка темы, сообщение плана и рекомендуемой литературы для самостоятельной работы, а затем - строгое следование плану предложенной работы.

В качестве основных требований к чтению лекции выдвигают:

Высокий научный уровень излагаемой информации, имеющей, как правило мировоззренческое значение;

Большой объем четко и плотно систематизированной и методически перера­ботанной современной научной информации;

Доказательность и аргументированность высказываемых суждений;

Достаточное количество приводимых убедительных фактов, примеров, тек­стов и документов;

Ясность изложения мыслей и активизация мышления слушателей, постанов­ка вопросов для самостоятельной работы по обсуждаемым проблемам;



Анализ разных точек зрения на решение поставленных проблем;

Выведение главных мыслей и положений, формулировка выводов;

Разъяснение вводимых терминов и названий; предоставление студентам воз­можности слушать, осмысливать и кратко записывать информацию;

Умение установить педагогический контакт с аудиторией; использование ди­дактических материалов и технических средств;

Применение основных материалов текста, конспекта, блок-схем, чертежей, таблиц, графиков.

Виды лекций

1. Вводная лекция дает первое целостное представление об учебном предмете и ориентирует студента в системе работы по данному курсу. Лектор знакомит студентов с назначением и задачами курса, его ролью и местом в системе учеб­ных дисциплин и в системе подготовки специалиста. Дается краткий обзор курса, вехи развития науки и практики, достижения в этой сфере, имена из­вестных ученых, излагаются перспективные направления исследований. На этой лекции высказываются методические и организационные особенности работы в рамках курса, а также дается анализ учебно-методической литерату­ры, рекомендуемой студентами, уточняются сроки и формы отчетности.

2. Лекция-информация. Ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию. Это самый традиционный тип лекций в практике высшей школы.

3. Обзорная лекция - это систематизация научных знаний на высоком уровне, допускающая большое число ассоциативных связей в процессе осмысления информации, излагаемой при раскрытии внутрипредметной и межпредметной связи, исключая детализацию и конкретизацию. Как правило, стержень изла­гаемых теоретических положений составляет научно-понятийная и концепту­альная основа всего курса или крупных его разделов.

4. Проблемная лекция. На этой лекции новое знание вводится через проблем-ность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследователь­ской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современ­ных точек зрения.

5. Лекция-визуализация представляет собой визуальную форму подачи лекци­онного материала средствами ТСО или аудиовидеотехники. Чтение такой лек­ции сводится к развернутому или краткому комментированию просматривае­мых визуальных материалов (натуральных объектов - людей в их действиях и поступках, в общении и в разговоре; минералов, реактивов, деталей машин; картин, рисунков, фотографий, слайдов; символических, в виде схем, графов, графиков, моделей).

6. Бинарная лекция - это разновидность чтения лекции в форме двух преподавателей (либо как представителей двух научных школ, либо как ученого и практика, преподавателя и студента).

7. Лекция с заранее запланированными ошибками рассчитана на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации (поиск ошибки: содержательной, методологической, методической, орфографической). В конце лекции проводится диагностика слушателей и разбор сделанных ошибок.

8. Лекция-конференция проводится как научно-практическое занятие, с заранее поставленной проблемой и системой докладов, длительностью 5-10 минут. Каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем программы. Совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему. В конце лекции преподаватель подводит итоги самостоятельной работы и выступлений студентов, дополняя или уточняя предложенную информацию, и формулирует основные выводы.

9. Лекция-консультация может проходить по разным сценариям. Первый вариант осуществляется по типу «вопросы-ответы». Лектор отвечает в течении лекционного времени на вопросы студентов по всем разделам или всему курсу. Второй вариант такой лекции, представляемой по типу «вопросы-ответы-дискуссия», является трояким сочетанием: изложение новой учебной информации лектором, постановка вопросов и организация дискуссии в поиске ответов на поставленные вопросы.

В практике высшей школы используются и другие виды лекционной формы обучения.

Резюме

В качестве основных форм организации процесса обучения в школе принят урок в вузе - лекция.

Среди большого числа и разнообразия видов организации процесса обучения в школе и в вузе каждый вид или тип решает определеный набор дидактических задач и выполняет свое назначение. Их разнообразие на практике говорит о творчестве и мастерстве учителей школ и преподавателей высших учебных заведений, заинтересованных в результативности своей работы.

Вопросы и задания для самоконтроля

1 Что такое урок и какими признаками он характеризуется?

2. Что общего и в чем различие между уроком и лекцией? Как вы понимаете:урок - лекция?

3. Приведите примеры разных типов урока и видов лекции.

В школьном учебном процессе используют различные организационные формы обучения. Они подразделяются на несколько видов, каждый из которых имеет определенные особенности.

Целостная картина и качество знаний учащихся, полученных в процессе обучения, способность успешно применять их на практике, во многом зависит от умения педагога организовать сам процесс. Для качественной организации процесса образования, наполнения его содержательными и структурными элементами, современная педагогика и дидактика пришли к ряду форм и видов обучения.

При это не каждый понимает, что такое организационные формы обучения. Поэтому было бы неплохо в самом начале рассказать об этом понятии более подробно.

В основе определения формы обучения, по мнению исследователя М. А. Молчановой, лежит философская категория содержания и формы, объясняется это тем, что форма обучения как таковая, несомненно несет в себе совокупность методов, приемов, видов обучения за счет чего расширяет свое содержание. Б. Т. Лихачев представляет форму обучения, в первую очередь, как взаимосвязь и взаимопереход информации в процессе познания между двумя объектами, а именно учителем и учащимся. Ученый И. Ф. Харламов считает, что такая форма не может иметь четкого определения из-за многообразия ее составляющих, а вот исследователь Ю. К. Бабанский пишет, что форма обучения, это, ничто иное, как внешнее выражение какого-либо содержания. Несмотря на множество разных мнений любая форма организации обучения выполняет интегративную функцию и представляет собой некую конструкцию, состоящую из элементов структуры образования.

Успешное обучение, независимо от выбранной формы и вида его организации в целом, зависит и от системы обучения, а также от структуры учебного процесса. Если давать знания ученикам хаотична, без опирания на определенный план, не используя методы и способы, которые обязывает применять форма обучения, то это приведет к тому, что в голове вместо знаний окажется «каша» и полная неразбериха.

Такие ученые как Ч. Купесевич и И. П. Подласый в своих трудах по педагогике классифицируют организационные формы обучения по следующим показателям: месту проведения занятий; количеству учащихся; продолжительности занятий. Исходя из этих показателей, напрашивается выделение следующих организационных форм обучения: по количеству – индивидуальной и коллективной, по месту – классной и внеклассной и по продолжительности – классический урок, спаренное занятие или укороченное спаренное занятие.

Современные исследователи И. Ф. Исаева, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянова и другие, выделяют несколько форм организации школьного обучения, а именно: индивидуальную, классно-урочную и лекционно-семинарскую. Однако, целесообразнее всего представить все формы организации процесса обучения в виде трехмерной модели, где общие формы организации, внутренние и внешние будут ее сторонами, несущими в себе семантику видов и охватывающие совокупность элементов, т. е. наполненные содержанием.

Стоит рассмотреть содержание каждой формы организации обучения более детально.

Представленная модель демонстрирует, что общая форма организации школьного процесса обучения вмещает в себе совокупность индивидуальной, парной, коллективной, групповой и фронтальной форм. Индивидуальная и парная формы обучения более относятся к внеклассному процессу, в то время как групповая, коллективная и фронтальная весьма близки к организации школьного образования.

Так, групповая форма обучения предполагает наличие группы обучающихся в составе трех и более человек. Такая форма обучения не только находит применение в современном школьном образовании, но и успешно реализуется в таких видах школьного процесса как семинар или лабораторное занятие.

Фронтальная и коллективная формы обучения предполагают наличие большой группы учащихся, причем, такая группа должна быть взаимообучаемой, т. е. непосредственно контактировать друг с другом и учителем с целью передачи учебного материала и обменом полученных знаний. Эти формы обучения, в отличие от групповой, более широки в педагогическом поле, однако, имеют и ряд сложностей, связанный, прежде всего, с количеством учащихся и формами организаций их учебного процесса. За организацию форм учебного процесса отвечает следующая сторона трехмерной модели, а именно – внешние формы организации обучения.

К внешним формам организации обучения в школе относятся такие формы обучения как урок, дидактическая игра, семинар, практическое занятие, лекция, лабораторная работа. Стоит рассмотреть их более подробно.

Урок – основная форма образовательного процесса, главной задачей которой является решение дидактических задач в процессе обучения. Урок имеет определенную структуру и включает в себя наличие средств и методов донесения необходимой информации с целью усвоения и закрепления ее учащимися. Как внешняя форма обучения урок разворачивается в рамках учебного плана и программы. В современной педагогике принято выделять типы уроков и различать урок-беседу, урок-лекцию, урок-экскурсию. Такое разграничение связано с различным содержанием урока, как формой образовательного процесса.

Лекция – одна из древнейших форм обучения, находящая применение и в современной системе образования. В школе такая форма обучения носит названия урока-лекции, но по своей сути наполнена таким же содержанием, что и лекция в высших учебных заведениях. Задача урока-лекции познакомить учащихся с новым материалом, дать им наиболее полное и структурное понятие о рассматриваемом вопросе. Лекцию, как вид организации учебной деятельности, тоже принято делить на типы. Так, различают вводную лекцию, лекцию-дискуссию, строящуюся по принципу вопрос-ответ или визуальную лекцию с применением наглядных пособий или видеоматериалов.

Дидактическая игра – вид коллективной учебной деятельности, реализующийся в форме игры, но обладающий рядом признаков, определяющих его как форму обучения. Одними из таких определяющих признаков является постановка проблемы, требующей решения, умение учащихся в форме игры представить ее в различных сферах социальной жизни, а также непосредственный контакт с учителем, выполняющим здесь роль руководящего и оценивающего реализацию дидактико-игровых целей со стороны.

В отличие от дидактической игры, семинар имеет более сложный характер и направлен на самостоятельное и глубокое изучение учащимися той или иной учебной задачи. Целью семинара является систематизация и закрепления теоретических знаний учеников, посредством изучения ими достаточного количества источников по изучаемой проблеме. Главной целью семинара является развить в учащихся аналитико-синтетические способности, повысить культуру речи, сформировать научное мировоззрение.

Практическое занятие – одна из современных форм обучения в школе, направленная на закрепление теоретических знаний и выражается в применении, приобретенных умений и навыков на практике. Ценность таких занятий, прежде всего, в выявлении правильного понимания, полученной ранее информации и внесения, если это необходимо, нужных поправок и исправлений.

Лабораторная работа – вид организации учебной деятельности, схожий по своему назначению с практическим занятием, но имеющий в своей основе цель реализации таких функций, как развитие исследовательских навыков у учеников, охват обучающимися системы методов экспериментально-практического поля исследования, значительное расширение возможностей применения теоретических знаний на практике.

Конференция – один из видов организации школьного образования, дающий возможность проявить учащимся себя в области науки и высказать свое мнение, прибегая к научному анализу и синтезу.

Все перечисленные внешние формы современного школьного образования тесно связаны с третьей стороной модели обучения – формами внутренними. Внутренние формы обучения имеют место в организации работы преподавателя и структурном оформлении всего учебного процесса. Так, внутренние формы образования включают в себя как обязательное наличие вводных и плановых занятий, так и уроков по закреплению материала, а также практических занятий и оценке, приобретенных в процессе обучения знаний и навыков.

Все стороны, рассматриваемых видов организационных форм современного школьного образования имеют общие цели, одними из которых являются освоение новых знаний, закрепления их на практике, выработка необходимых умений, реализация и систематизация знаний и навыков, а также контроль и оценка полученного материала. Важное значение в достижении этих целей играет также самостоятельная работа учащихся и внеклассные формы занятий, которые несомненно способствуют более широкому восприятию и закреплению учебной информации.

Организационные формы обучения в школе могут быть различны, но следует выполнять все требования, внимательно слушать педагога, много заниматься, и тогда ученик сможет уйти со школы с богатым запасом знаний. Они непременно пригодятся ему в дальнейшей жизни.

Несмотря на различные виды организационных форм обучения, все же все они направлены на то, чтобы дать максимум знаний ученикам. Чтобы этого добиться, нужно надеяться и на свои собственные силы.

Какие существуют формы обучения в школе?
Со временем меняется не только материал, предусмотренный школьной программой, но и форма его подачи. Сегодня родители, исходя из индивидуальных особенностей и состояния здоровья ребенка, могут сами выбирать форму обучения для него.
Очная форма обучения
По факту присутствия обучающегося на уроках обучение в школе происходит по очной форме обучения .
Кому подходит очная форма. Методы обучения
Если ребенок здоров, подготовлен к школе, он общительный и самостоятельный, то ему подойдет стандартная форма занятий. Это самый привычный и распространенный вид обучения: дети приходят в школу, где в классах с ними занимаются учителя.
Классифицируются формы очного обучения по таким параметрам:
По численности учеников: коллективная, групповая, парная, индивидуальная формы обучения.
По месту проведения занятий: школьная – это уроки, обучение в мастерских и на пришкольной территории.
По времени обучения: обычный урок – 35-40 минут . В соответствии с санитарными нормами СанПиН 2.4.2.2821-10 и СанПиН 2.4.2.3286-15
По дидактическим целям: занятия теоретические, комбинированные и практические; занятия для проверки степени усвоения детьми материала.
Очная форма организации процесса обучения предусматривает использование пяти методов проведения занятий:
Фронтальный, Парный, Групповой,Коллективный, Индивидуальный.
Каждый из указанных выше методов дополняет еще один – метод домашних заданий. Он помогает эффективно закрепить пройденный материал, предусматривает выполнение заданий самостоятельно или с помощью родителей.
Надомное образование
Не все школьники первого сентября с букетом цветов и красивым портфелем пойдут в школу. Есть и такие ребята, для которых так и не прозвенит звонок на урок. Ребята тоже будут считаться школьниками, но в школу не пойдут. Они будут учиться не выходя из дома.
В нашей школе обучение на дому может осуществляться по необходимости (по медицинским показаниям), и по желанию родителей (законных представителей).
Надомное образование рассчитано на детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения.
Расписание уроков при надомном обучении не такое жесткое, как в школе. Уроки могут быть как менее продолжительными (35-40 минут), так и более длинными (до 1,5-2 часов). Все зависит от состояния здоровья ребенка. Учителям, конечно, удобнее захватывать несколько уроков за один раз, поэтому в большинстве случаев в день у ребенка не больше 3 предметов. Как правило, надомное обучение по общей программе выглядит следующим образом:
для 1-4 классов — 8 уроков в неделю;
для 5-8 классов — 10 уроков в неделю;
для 9 классов — 11 уроков в неделю.
В школе разработано Положение о надомном обучении.

Активные формы обучения в начальной школе

Когда учителя перестанут учить,

Ученики, наконец, станут учиться.

Ларошфуко

Современные изменения в образовании предусматривают ориентацию образовательной среды не только на усвоение учеником конкретного багажа знаний и умений, но ставит определяющую задачу развития личности, её познавательных и творческих способностей.

Поэтому одной из главных задач современной школы является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание качеств личности, способной к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Поэтому образование в начальной школе строится на принципах ситстемно-деятельностного подхода:

Принцип деятельности.

Принцип непрерывности.

Принцип целостного представления о мире.

Принцип минимакса.

Принцип психологической комфортности.

Принцип вариативности.

Принцип творчества.

Эти принципы позволяют активизировать учебную деятельность. Дети должны принимать непосредственное участие в процессе обучения, так как 70% личностных качеств закладывается в начальной школе. А в жизни ребёнку будут нужны не только базовые навыки, такие как умение читать, писать, считать, но и умение слушать другого, высказывать своё мнение, анализировать, сравнивать, решать возникающие проблемы, быть ответственными и так далее.

В своей работе учителя начальных классов сочетают традиционные и активные формы обучения. Именно они побуждают учащихся к мыслительной и практической деятельности в освоении учебного материала. Здесь воспитываются такие качества личности как самостоятельность, инициативность, способность добывать знания и применять их на практике, развитие творческих способностей.

Вот некоторые из форм, применяемых в работе учителя начальных классов.

1. Настрой на работу.

Перед началом урока я стараюсь создать в классе доброжелательную, комфортную атмосферу. В этом помогают такие упражнения, как «Улыбнитесь друг другу», «Собери энергию в ладошку», «Потирание кончиков ушей».

Молодые учителя очень активно используют пространство класса для создания рабочей обстановки. Дети создают плакаты, наглядные пособия, которые вывешиваются в классе и помогают в изучении предметных тем.

2. Проблемное обучение.

Это такая форма обучения, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Основной дидактический приём – создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи. Такие задачи должны быть доступны по своей трудности, учитывать познавательные способности обучаемых, быть значимыми для них.

Ученики должны не просто освоить информацию, а активно включиться в открытие для себя нового знания.

Например, при изучении темы «Единицы длины» во 2 классе, ребятам предлагается работа с мерками изученных единиц длины (миллиметр, сантиметр, дециметр). Группа получает индивидуальное задание – измерить длину карандаша, стенда, спичечной коробки, шкафа, класса. При этом группа должна объяснить выбор единицы длины для измерения своего объекта.

Когда практически все группы выполнили свои задания, замечаем: группа с заданием измерить длину класса ещё не справилась. Почему? Мерки малы. Как справиться с задачей? Ребята предлагают мерить оконными проёмами, другими величинами. Так ученики подходят к открытию новой единицы длины – метра.

3. Технология проектного обучения.

Характерной особенностью этого метода является наличие значимой социальной или личной проблемы ученика, которая требует интегрированного знания, исследовательского поиска решений, проектной деятельности. Роль учителя – это роль наставника, советника, но не исполнителя.

Цель проектного обучения – овладеть общими умениями и навыками в процессе творческой самостоятельной работы, развивать коммуникативные свойства личности.

Ребята начальной школы с удовольствием участвуют в проектах.

Учебный проект «Слова с непроверяемыми орфограммами». На уроках русского языка мы знакомимся с такими словами, выписываем их в словарики. Почему бы не оформить их в виде кроссворда? Ребята знакомятся с различными видами кроссвордов, оформляют их и представляют на орфографических минутках уроков русского языка.

«Подарок первокласснику». Все третьеклассники участвуют в этом проекте. Ребята решают, что можно подарить первоклашкам на праздник «Посвящение в лицеисты», как это выполнить, представить.

4. Интерактивные технологии – это такая организация процесса, которая основана на прямом взаимодействии учащихся с окружающей информационной средой. Опыт учащегося – это центральный активатор учебного познания. Основной метод – общение. Форма – обучение в содружестве, в группе, в парах.

Например, при отработке морфемного анализа слов использую работу в группе, где каждый ученик отвечает за свой этап разбора (поиск окончания, корня, приставки, суффикса). Затем группа выступает перед всем классом с проделанной работой.

Часто дети выполняют словарную работу в парах, творческие задания.

5. Игровые технологии.

Учителя начальных классов отлично понимают, что как бы ни были трудны и серьёзны знания в наших учебных программах, дети остаются детьми. Они хотят играть, любят играть, испытывают в этом необходимость даже больше, чем это было несколько лет назад.

Игровые ситуации и сюжеты помогают активизировать учебный процесс, усвоить ряд учебных элементов.

Игры «Бинго», «Эскалатор», «Сыщики» (лексическое значение слова), «Мим-театр» (фразеологические обороты), «Да-нет» и т.д.

Игра может проводиться на разных этапах урока. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока должна решить задачу усвоения темы. В конце урока может носить творческий, поисковый характер.

6. Физминутки.

Конечно, поддерживать активность учеников на всём протяжении урока очень сложно. Необходима постоянная смена деятельности, минутки отдыха, которые не вырывают ребёнка из учебного процесса, а позволяют сменить деятельность, находясь в заданной теме.

С ребятами мы разучиваем разные рифмованные зарядки и проводим их на уроках.

Если работа была очень активной, ребята много общались в парах и группах, высказывали своё мнение, доказывали – физминутки помогают успокоиться, прийти в равновесие с окружающим миром, восстановить внимание. («Движение под счёт», «Звуки вокруг тебя» и т.д.).

Уроки с использованием активных форм обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Они помогают обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление образовательного процесса для достижения вовлечённости и заинтересованности обучающихся в учебную, проектную, исследовательскую деятельность, формирования качеств личности, нравственных установок, ценностных ориентиров, соответствующих ожиданиям и потребностям учеников, родителей, общества.